Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого – 425. , /

Содержание

Ст. 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Особенности допроса несовершеннолетних :: BusinessMan.ru

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ. Рассмотрим особенности ее применения.

Содержание статьи

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2-х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса, сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса.

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

businessman.ru

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в 2019 году: правила и порядок

Допрос в юридической науке и практике представляет собой процессуальное действие, направленное на получение важных сведений в рамках следственных мероприятий или судебного разбирательства от лица, участвующего в деле.

Ст. 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 179 Гражданско-процессуального кодекса, ст. 25.6 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены жесткие правила проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля, подозреваемого или потерпевшего по делам различных отраслей права.

Необходимость допроса несовершеннолетних участников процесса

Существование особенности допроса несовершеннолетних лиц обусловлено их возрастными и нравственно-психологическими особенностями.

Так, к допросу малолетних свидетелей, не достигших возраста 14 лет, по общему правилу, прибегают лишь в исключительных случаях, когда показания данного свидетеля считаются существенными для выяснения реальных обстоятельств дела.

В отношении подозреваемых и потерпевших это правило не распространяется.

Психологи и правоведы выделяют следующие причины необходимости регламентации особых требований в законодательстве, предъявляемых к проведению допроса несовершеннолетних участников дела:

  • несовершеннолетние обладают большой внушаемостью;
  • несовершеннолетние имеют повышенную эмоциональную возбудимость;
  • несовершеннолетние быстрее забывают прошедшие события;
  • несовершеннолетние имеют меньший объем опыта и знаний, чем взрослые;
  • подростки, особенно в коллективе, нередко отстаивают принципы дружбы и общности, желают выглядеть лучше и могут стесняться произошедших событий.

Все вышеперечисленные особенности развития несовершеннолетних в совокупности или каждая по отдельности способны напрямую влиять на достоверность и правильность показаний, данных несовершеннолетним свидетелем или потерпевшим.

Особенности проведения допроса

Особое внимание следует уделить вызову несовершеннолетнего участника процесса на допрос в следственные и правоохранительные органы или в судебное заседание.

Согласно УПК РФ, вызов на допрос несовершеннолетнего, который не достиг возраста 16 лет, осуществляется через его законных представителей или администрацию с места его учебы или работы.

Как правило, в качестве законного представителя несовершеннолетнего выступают его родители, каждый из которых в равной степени обладает правами на представление интересов ребенка на допросе.

Однако, при отсутствии у несовершеннолетнего родителей, в качестве законного представителя могут выступать опекуны, попечители или усыновители.

В случаях, когда в уголовном деле или в рамках административного правонарушения несовершеннолетний выступает в качестве обвиняемого, а в качестве потерпевшей стороны заявлен единственный родитель, для представления законных интересов несовершеннолетнего приглашаются инспекторы Отдела опеки и попечительства или ОДН.

Тот же принцип работает в обратном варианте, когда несовершеннолетний является потерпевшим, а единственный родитель – обвиняемым.

Вызов к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, который содержится под стражей в специализированном учреждении, происходит посредством взаимодействия с администрацией этого учреждения.

При нахождении его под подпиской о невыезде вызов осуществляется через его законных представителей.

Вручение повестки лично в руки несовершеннолетнему или оповещение его о времени допроса через телефонограмму допускается только в случаях, когда требуется получение немедленной явки свидетеля или взаимодействие с законными представителями может повлиять на достоверность показаний несовершеннолетнего.

Правила допроса

Согласно последним изменениям УПК РФ от 05.12.2017 года допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет производиться при участии его законных представителей.

На вопрос, с какого возраста можно допрашивать ребенка без родителей, можно ответить следующим образом:

Полиция имеет право допрашивать несовершеннолетнего без родителей в случае, если ребенок уже достиг возраста 14 лет и судья или следователь не видит необходимости в вызове родителей.

Особой спецификой в этом отношении обладают преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетнего потерпевшего.

Следователь имеет право осуществлять допрос без законного представителя в случае, если ребенку их присутствие доставляет нравственные беспокойства или моральные страдания.

УПК выделяет следующие правила допроса несовершеннолетних:

  • при допросе лица, не достигшего возраста 16 лет, или лица, достигшего это возраста, но страдающего психическими расстройствами, обязательно участие педагога/психолога;
  • при допросе лиц в возрасте от 16 до 18 лет вопрос об участии педагога решается судом или следственными органами самостоятельно;
  • возможность удаления из зала судебного заседания при допросе несовершеннолетнего свидетеля любого из лиц, участвующих в деле на основании определения суда;
  • в качестве педагога при допросе приглашается лицо, имеющее соответствующее высшее образование и не заинтересованное в исходе судебного разбирательства.

Как правило, в качестве педагога приглашают стороннего специалиста или учителя, непосредственно осуществляющего педагогическую деятельность данного ребенка в рамках учебного процесса.

Однако, на практике, особенно по делам об административном правонарушении, в судах нередко для допроса выбирают в качестве педагога сотрудников суда, имеющих педагогическое образование.

К такому же варианту прибегают полицейские при проведении допроса несовершеннолетнего при подготовке материалов дела в суд.

Напрямую этот способ не противоречит действующему законодательству и позволяет сократить сроки рассмотрения административных дел.

Порядок допроса

В целом, процессуальный порядок допроса по уголовному делу несовершеннолетнего свидетеля, подозреваемого или потерпевшего не отличается от допроса других участников процесса. Однако, существенным отличием необходимо считать следующее положение.

Несовершеннолетние свидетели и потерпевшие, возраст которых менее 16 лет, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Следователь лишь обязан при разъяснении процессуальных прав указать несовершеннолетнему о необходимости говорить правду.

Время допроса несовершеннолетнего участника уголовного дела также строго регламентировано. Так, допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, свидетеля или потерпевшего не должен превышать в общей сложности более 4 часов.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого необходимо делать перерыв по прошествии 2 часов допроса.

Как известно, по общему правилу, в рамках судебного процесса лица, желающие быть свидетелями по делу и давать свои показания, не могут присутствовать в зале судебного заседания как слушатели, не в момент дачи показаний.

Своего вызова свидетели ожидают в коридоре и, после дачи показаний, покидают зал судебного заседания. При этом несовершеннолетние свидетели в возрасте до 16 лет имеют право по усмотрению суда оставаться в зале судебного заседания до окончания процесса.

Права законного представителя при допросе несовершеннолетнего

При осуществлении допроса в рамках предварительного следствия сотрудникам полиции избирается лицо, являющееся законным представителем несовершеннолетнего участника процесса.

Принятое решение излагается в постановлении, которое в последующем включается в материалы уголовного дела. Из постановления должно быть видно, на каком основании допущен тот или иной человек в качестве законного представителя с указанием его личности.

Законному представителю несовершеннолетнего разъясняются следующие процессуальные права:

  • знать, в чем подозревается или обвиняется ребенок в уголовном дела, или в чем состоит суть административного правонарушения;
  • присутствовать при предъявлении обвинения в рамках уголовного следствия;
  • участвовать в допросе ребенка в полиции и зале судебного заседания;
  • на следственных действиях знакомиться с теми протоколами действий, в которых он принимал участие, а также вносить в них изменения и письменные замечания под личную подпись;
  • предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы сотрудникам следствия, прокуратуры и участников судебного разбирательства;
  • знакомиться с материалами дела и единым по уголовному делу протоколом судебного заседания в течение 3 дней после окончания рассмотрения дела и вынесения приговора или постановления.

В случае усмотрения со стороны законного представителя опасности или нарушения интересов несовершеннолетнего лица следователь может вынести постановление об отстранении данного законного представителя от участия в деле.

Тогда следователем избирается другое лицо, представляющее законные интересы несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или подозреваемого является один из самых сложных видов процессуальных действий.

Проблематичность его осуществления обусловлена не только строгими, жестко регламентированными нормами законодательства о допросе несовершеннолетнего, отступление от которых может привести к обжалованию следственных документов или приговоров суда.

Помимо этого ситуацию осложняют психологические особенности развития ребенка, его эмоциональность, повышенная возбудимость и реакция на внешние раздражители.

Поэтому следователь и судья должны обладать определенным наборов знаний в области психологии для того, чтобы беспрепятственно суметь войти в доверие к ребенку и получить от него правдивые показания, так необходимые для вынесения правильного судебного решения по делу.

Похожие статьи:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

  • Предыдущая записьУсловия и особенности приема на работу несовершеннолетних
  • Следующая записьОпека и попечительство над несовершеннолетними детьми

semeinoe-pravo.net

Ст. 425 УПК РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Ст. 425 УПК РФ

1. Щадя психическое здоровье несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель ограничил продолжительность допроса такого лица. Причем это ограничение распространяется и на очную ставку, суть которой заключается в допросе двух лиц в присутствии друг друга.

2. Согласно пункту 2 части первой статьи 51 УПК участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно; отказ от защитника как со стороны подозреваемого, обвиняемого, так и со стороны законных представителей подозреваемого, обвиняемого недействителен. Защитник вправе участвовать в допросах своего несовершеннолетнего подзащитного начиная с самого первого. По результатам каждого из допросов, сколько бы их ни было произведено в ходе предварительного следствия, защитник вправе знакомиться с протоколом следственного действия и делать замечания по поводу соответствия записей данным показаниям, а также по поводу соблюдения требований закона, регламентирующего допрос.

3. Третьим участвующим в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого является педагог или психолог, который принимает участие в данном следственном действии, если допрашиваемый не достиг 16-летнего возраста либо достиг данного возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в своем психическом развитии, если указанные обстоятельства подтверждены документально и по этому поводу заявлено ходатайство защиты. Следователь и дознаватель вправе привлечь указанных лиц к участию в допросе и по собственной инициативе, исходя из того, что педагог и психолог в данном следственном действии играют роль специалистов в области детской и подростковой психики и психологии и своим участием могут способствовать успешному официальному диалогу, имеющему своей целью получение достоверных показаний, а также своевременно прервать допрос, если его продолжение связано с угрозой здоровью допрашиваемого.

4. Вместе с тем и педагогу, и психологу предоставлены и процессуальные права, связанные с удостоверением правильности протокольной записи показаний допрашиваемого.

stupkrf.ru

Статья 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Новая редакция Ст. 425 УПК РФ

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Статье 425 УПК РФ

1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в ч. ч. 1 — 5 к.с., — это прежде всего допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования к.с. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в к.с., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК РФ позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель — оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный, бесспорно, не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч. 2 ст. 189 УПК РФ, как одно из общих правил проведения допроса <1966> распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

———————————
<1966> Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК РФ. М., 2004.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч. 3 к.с. следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста, страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами <1967>.

———————————
<1967> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 года N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда РФ. N 4. 2011.

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарий к ст. 191 УПК РФ. Осталось выяснить, кто такой психолог? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога — психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях — на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно независимо от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч. 4 к.с. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты <1968>. Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе», прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

———————————
<1968> См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в к.с. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду: какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав ни имела места, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 к.с.

13. Исходя из содержания закрепленных в ч. 5 и ч. 6 к.с. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с протоколом. Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. 5 и ч. 6 к.с., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий к ст. ст. 9, 16, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187 — 191 УПК РФ <1969>.

———————————
<1969> Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к Статье 425 УПК РФ УПК РФ. М., 2005; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен, 2007.

Другой комментарий к Ст. 425 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. В ч. 1 ст. 425 указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва. Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

2. При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

3. В ст. 425 (ч. 3) включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

4. Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов. Закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.

upkodeksrf.ru

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

В данной статье автор рассматривает особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Рассмотрены процессуальные правила и тактические приемы допроса. Были изучены обстоятельства, характеризующие личность несовершеннолетнего допрашиваемого.

Ключевые слова: допрос, подозреваемый, несовершеннолетний, личность, следственное действие.

 

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого — это вербальное, коммуникативное следственное действие, основанное на методе расспроса, процессуальных правилах и тактических приемах, специально разрабатываемых в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с несовершеннолетним допрашиваемым и закреплении в установленной законом форме его показаний по поводу предъявленного обвинения и других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Практика показывает, что производство этого следственного действия нередко сопровождается процессуальными нарушениями, а действующее уголовно-процессуальное регулирование допроса несовершеннолетнего требует усовершенствования. Следует также отметить, что после принятия УПК РФ в науке не проводились глубокие исследования исключительно процессуальных особенностей допроса несовершеннолетнего; кроме того, в науке уголовно-процессуального права не было комплексных исследований, посвященных такой особенности, как участие педагога и использование педагогических знаний в допросе несовершеннолетнего.

Для эффективного обеспечения допроса, установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, получения правдивых показаний по существу дела необходима тщательная подготовка к производству данного следственного действия. Основу такой подготовки составляют такие элементы, как:

1)      изучение материалов уголовного дела

2)      изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого

3)      обеспечение участников допроса.

Некоторые авторы включают сюда и техническую оснащенность допроса и составление плана действий, которые, безусловно, являются неотъемлемыми атрибутами такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего.

При изучении материалов уголовного дела речь идет о целевом и углубленном изучении материалов уголовного дела, а так же сведений полученных оперативным путем. По степени ознакомления с делом, выстраивается тактика допроса, а у допрашивавемого создается впечатление о том что следователю (дознавателю) уже все известно. Практика показывает что около 93 % уголовных дел, в которых подозреваемый, а в последствии обвиняемый — несовершеннолетнее лицо, расследуется не одним, а двумя, и даже тремя следователями (дознавателями). Этому служат различные причины. Но этот факт подтверждает то, что при изучении уголовного дела, следователь (дознаватель) должен, полно и всестороннее углубленно ознакомится со всеми деталями и событиями уголовного дела [1, c. 49].

Согласно нормам уголовного законодательства следователь может вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего других участников уголовного процесса: педагога или психолога, защитника, а так же законного представителя.

Педагог или психолог, будучи участником уголовного судопроизводства, является и субъектом уголовно-процессуальных отношений, и субъектом уголовно-процессуальной деятельности. Педагог или психолог — это «иной» участник уголовного судопроизводства, выполняющий в уголовном процессе вспомогательную функцию. Они не являются субъектами доказывания, это лица, не имеющее собственного интереса в доказывании и выполняющее удостоверительную функцию в процессе доказывания. По специфической функции, осуществляемой участником в процессе извлечения информации следователем, педагог и психолог входит в группу лиц, использующих свои специальные знания для оказания содействия следователю в обнаружении, изучении и закреплении доказательственной информации. По процессуальной роли психолог или педагог занимают особое место, т. к. в одних случаях они является обязательными участниками допроса несовершеннолетнего, в других — факультативными. Цель участия их в допросе несовершеннолетнего лица — максимально полное установление обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу при строгом соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетнего. Эта цель достигается посредством решения основной задачи — содействовать получению полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. В свою очередь основная задача решается через решение конкретных задач, которые необходимо ставить перед педагогом:

1)      установление психологического контакта; создание непринужденной обстановки допроса;

2)      обеспечение оптимального эмоционального состояния подростка;

3)      оказание помощи в формулировке педагогически корректных вопросов, составлении плана допроса;

4)      определение оптимальной его продолжительности; предварительная беседа с несовершеннолетним;

5)      оказание содействия следователю в фиксации показаний и т. д.

Также нужно уточнить, что как к педагогу, так и к психологу предъявляются следующие требования: наличие специальных знаний, приобретенных в ходе получения специального образования (средне-специального или высшего) и/или практического опыта работы с подростками соответствующей возрастной группы не менее трех лет; отсутствие обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве, кроме заинтересованности в исходе дела.

Некоторые специалисты говорят о том, что следователь вполне сам может получить достоверные и правдивые сведения от несовершеннолетнего, в следствии того, что иногда присутствие педагога или психолога, могут помешать созданию доверительной атмосферы, сковывать допрашиваемого, подвергнуть стеснению и т. д.

Одним из важнейших критериев осуществления законности при допросе несовершеннолетнего служит участие защитника. Обязательность его участия обуславливается тем, что несовершеннолетний в силу своего возраста не может самостоятельно в полном объеме осуществлять защиту своих прав и законных интересов.

Так же одной из гарантий реализации прав несовершеннолетних лиц является участие в уголовном судопроизводстве законных представителей. В п.12. ст 5 УПК РФ говориться о том, кто является законным представителем, а именно: родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый. В отличии от участия психолога или педагога, участие законного представителя при допросе несовершеннолетнего обвиняемого является обязательным и не зависит от чьей то воли. Это вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Основной целью и задачей лица, участвующего в уголовном дела в качестве законного представителя, является защита и отстаивание им прав и интересов несовершеннолетнего. Не стоить забывать, что уголовно — процессуальным законодательством установлена недопустимость причинения законным представителем ущерба интересов обвиняемого, в этом случае следователь вправе отстранить его от участия в деле [2, c. 31].

Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности. Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно — процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д. Значение данных, характеризующих психологию несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, имеет основополагающее значение. Прежде всего оно необходимо чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, предугадать его поведение, возможные варианты его защиты, особенности его поведения в зависимости от той или иной ситуации. Каждый человек имеет свои особенности. Трудность при допросе подростка заключается в его возрасте. Не устоявшаяся жизненная позиции, недостаточность жизненного опыта, неуравновешенность иные личные качества, такие как характер, воля, эмоциональные особенности, привычки, темперамент, мировоззрение и. т.д, — все это создает определенные трудности для следователя при изучении личности несовершеннолетнего, по сравнению с допросом взрослого, которые в этих вопросах более менее устоявшийся [13, c. 103].

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора, вправе вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства о применении в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.

В результате выполнения всех требований и рекомендаций, получается полная картина о тактических и психологических особенностях при допросе несовершеннолетнего лица. На протяжении рассмотрения данного вопроса мы говорили о важности того, что необходимо привлекать педагога и (или) психолога. Это объясняется рядом факторов, которые существенно влияют на процесс и результаты допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Так же наряду с участием психолога и педагога, важно участие защитника, главной задачей которого является защита прав несовершеннолетнего, который в силу своего возраста не может осуществлять в полном объеме. В уголовно — процессуальном кодексе закреплено обязательное участие законного представителя. Об этом идет немало споров. Я считаю, что при допросе нужно участие законного представителя, так как он как никто другой может повлиять на несовершеннолетнего, он лучше всякого психолога и педагога знает его. Конечно, это не касается такой категории лиц, как алкоголики, наркоманы и иные категории лиц, ведущий подобный образ жизни. Они вряд ли могут внести положительный вклад в проведение допроса несовершеннолетнего. Исходя из этого мое мнение такого, что привлечение на допрос законного представителя, должно зависеть от следователя, который, при его привлечении, должен руководствоваться прежде всего тактическими соображениями. Вся трудность при допросе заключается в возрасте допрашиваемого, который характеризуется неопределенностью и неустойчивостью его жизненной позиции, взглядов и других личностных качеств. Поэтому при допросе следователь должен вести себя безошибочно как тактически, так и с точки зрения законности его проведения.

Итак, из вышесказанного следует, что следователь должен оказывать воспитательную функцию, с целью повлиять на допрашиваемое лицо. При рассмотрении вопроса о психологических особенностях видно, что все вопросы, касающиеся психологической составляющей, тесно связаны с тактическими и поэтому из разрыв актуален только на стадии теоретического изучения, на практике же, все тесно переплетается. Изучение обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего допрашиваемого, имеет важнейшее значение, так как они могут повлиять на степень и характер ответственности. Следователь прежде всего руководствуется нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, требованиями судебной психологии, криминалистики, следственной этики, психологии, педагогики и. т.д.

 

Литература:

 

1. Михальчук Ю. П. Допрос обвиняемого на предварительном следствии, КРУ МВД РФ, г. Краснодар, 2007. — 122 с.

2. Михальчук Ю. П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии: Учебное пособие. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2014. — 142 с.

Основные термины (генерируются автоматически): законный представитель, допрос, следователь, следственное действие, уголовное судопроизводство, педагог, психолог, обвиняемый, несовершеннолетнее лицо, подозреваемый.

moluch.ru

Участие педагога или психолога при проведении допроса несовершеннолетних

Ищенко Анна Евгеньевна,
ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт Министерства Внутренних дел Российской Федерации», г. Хабаровск

 

В уголовно-процессуальном кодексе РФ содержатся нормы, регламентирующие особый порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, однако, на практике, при расследовании дел данной категории нередко возникают вопросы по их применению. Так, ч. 1 ст. 191 и ч. 3 ст.425 УПК РФ предусматривают обязательное участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего в возрасте до 14 лет и подозреваемого (подсудимого/обвиняемого) в возрасте до 16 лет. При этом если подозреваемому (обвиняемому) уже есть 16 лет, то педагог (психолог) приглашается на усмотрения следователя, а также по ходатайству защитника. На взгляд автора, участие педагога (психолога) в данном следственном действии должно быть обязательным, так как допрос является стрессовой ситуацией для несовершеннолетнего, с которой ему помогут справиться вышеуказанные лица, а именно переключить внимание, снять напряжение, успокоить и т.п.

Но более глубоко затронув данную тему, возникают вопросы, связанные с подготовкой и порядком проведения допроса несовершеннолетнего с участием педагога (психолога). Данные проблемы обуславливаются отсутствием в УПК РФ норм, регламентирующих процессуальное положение, а также права и обязанности данных лиц. Таким образом, получается, что педагог (психолог) законодательно не закреплены как участники уголовного судопроизводства, но их участие в допросе несовершеннолетних обязательно (ст. 425 УПК РФ) .

Существование  подобных норм в УПК РФ предоставило бы следователю более эффективно планировать  порядок и тактику проведения допроса несовершеннолетнего. Ведь в УПК закреплено только то, что следователь обязан обеспечить участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего. Для следователя, как организатора следственного действия, подбор педагога либо психолога является отнюдь не маловажным пунктом на стадии подготовки к следственному действию. М.В. Костицкий считает, что «к допросу несовершеннолетних должны в первую очередь привлекаться психологи, специалисты в области детской и педагогической психологии. Не имеется возражений и против участия в этом следственном действии и педагога» . По нашему мнению, при выборе педагога/психолога следователь должен учитывать личные отношения указанных лиц (педагог/психолог, законный представитель, несовершеннолетний), если они ранее знакомы, то они могут находиться в конфликтных отношениях или же наоборот. Данное обстоятельство будет нарушать объективность допроса, что отрицательно скажется на результатах следственного действия.

Было бы уместно до начала следственного действия предоставить педагогу/психологу возможность ознакомиться с характеризующими данными о несовершеннолетнем,  а в противном случае педагог либо психолог займет пассивную позицию при проведении допроса, так как он впервые увидит несовершеннолетнее лицо, не будет знать о его психическом состоянии. Также можно было бы предоставить педагогу/психологу возможность кратковременного свидания с несовершеннолетним и его законным представителем до начала следственного действия, но при этом  предупредить их о недопустимости разглашения данных предварительного расследования. Такая возможность позволяет данным лицам перед непосредственным проведением допроса несовершеннолетнего правильно сформулировать вопросы, которые они смогут задать в ходе следственного действия.

Проанализировав данные проблемы можно сказать, что в УПК РФ существуют пробелы в области производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а конкретно, в части  проведения допроса с участием педагога (психолога). Закрепление в УПК РФ педагога и психолога в качестве иных участников уголовного судопроизводства позволило бы значительно расширить права и обязанности данных лиц, и тем самым помогло бы следователю более рационально и правильно выбирать ту или иную тактику в ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего. В связи с этим стоило бы внести изменения в ст. 119 УПК РФ , а именно предоставить возможность педагогу (психологу) право знакомиться с материалами характеризующих несовершеннолетнего, которые имеются в уголовном деле, а также право кратковременного свидания с несовершеннолетним, его защитником и законным представителем.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. — М. : Изд-во Ось-89, 2011. — 48 с.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : в ред. федеральных законов от 8 марта 2015 г. № 47-Ф3, № 40-ФЗ, № 36-ФЗ // Рос. газета. — 2001. — 22 дек. ; 2015. — 11 марта.
  3. Костицкий М.В. Пробелы в юридическом законодательстве // Юридический журнал. 2009. № 1. С.146
  4. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015).
  5. Пробелы в юридическом законодательстве. Юридический журнал, выпуск № 1, 2009 г. С. 146.
  6. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015).
Средняя:

Ваша оценка: Пусто Средняя: 4 (1 голос)

conf.omua.ru

Специфика производства отдельных следственных действий по уголовным делам в отношении несовершеннолетних



Предварительное расследование по уголовным делам в отношении несовершеннолетних отличается, помимо всего вышесказанного, еще и наличием особенностей участия подростков в отдельных следственных действиях. Одна из таких особенностей связана с порядком вызова несовершеннолетнего к следователю (дознавателю) через его законных представителей. В случае нахождения несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) под стражей он вызывается через администрацию места содержания под стражей.

Еще одной особенностью является место осуществления следственного действия. По общему правилу производство следственных действий осуществляется по месту предварительного расследования. Однако, участие несовершеннолетнего придает особое значение подготовке к производству следственного действия, в рамках которой выясняются личностные особенности подростка и на их основании решается вопрос о месте осуществления следственных действий.

Если следователем получены данные о неустойчивости психики несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), его застенчивости или робости, то он вправе принять решение о проведении следственного действия в условиях, привычных для подростка (по месту его жительства или учебы). Это будет способствовать облегчению установления психологического контакта и получению развернутых показаний об обстоятельствах происшедшего. Однако, следует помнить о том, что в это же место необходимо будет пригласить защитника несовершеннолетнего, его законного представителя, а при необходимости также педагога или психолога, что может вызвать дополнительные проблемы [1].

Существенным для расследования преступления является вопрос о времени проведения следственного действия. Например, не желательно вызывать несовершеннолетнего к следователю (дознавателю) во время учебных занятий или во время обеда, прогулки в случае нахождения подростка под стражей.

Допрос несовершеннолетнего не может длиться более двух часов подряд, а в общей сложности в течение дня он не должен продолжаться более четырех часов.

В рамках подготовки к следственному действию должностное лицо, производящее предварительное расследование, должно выяснить особенности личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, его родителей и круга его общения. Такие сведения возможно получить путем допроса педагогов того учебного заведения, в котором обучается подросток, соседей по месту жительства, путем запроса информации из подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел [2]. Не лишним будет истребование и изучение медицинской карты несовершеннолетнего, так как именно в ней могут содержаться сведения об особенностях психического и физического развития несовершеннолетнего.

Перед началом осуществления допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) ему должно быть разъяснено, что данные им показания могут лечь в основу предъявляемого ему в будущем обвинения. Слова следователя не должны запугивать подростка, а должны быть направлены на разъяснение положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в том числе в части возможных санкций за совершенное деяние. В случае, если следователь будет перегибать палку, это может привести к тому, что подросток замкнется в себе и не пойдет на контакт или наоборот будет себя вести нагло и вызывающе. Только учитывая данные особенности, следователь может грамотно подготовиться к проведению следственного действии и получить необходимые доказательства, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела. Более того, налаженный с подростком контакт может сохраняться и при производстве иных следственных действий в будущем, что положительно скажется на результатах расследования.

По общему правилу при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 16 лет обязательным является участие педагога или психолога. Их участие признается обязательным и в том случае, если подозреваемый (обвиняемый) достиг шестнадцатилетнего возраста, но отстает в психическом развитии либо у него имеет психическое расстройство. Показания, полученные при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) в отсутствие педагога или психолога, если их участие в следственном действии являлось обязательным, признаются в последующим недопустимым доказательством по уголовному делу [3].

Однако стоит еще раз подчеркнуть, что для допроса обвиняемых в возрасте от 16 до 18 лет, не страдающих какими-либо расстройствами психики, участие педагога или психолога не является обязательным, что не всегда достоверно понимается судами. Так, апелляционным постановлением Московского городского суда отменено постановление Кунцевского районного суда города Москвы, которым уголовное дело в отношении несовершеннолетних было возвращено прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ. Как указал суд первой инстанции при возвращении дела, в ходе осуществления предварительного расследования один из обвиняемых допрошен в отсутствие педагога или психолога, что является нарушением его права на защиту. Отменяя данный судебный акт, суд апелляционной инстанции учел, что на момент совершения преступления и на момент проведения допроса несовершеннолетний обвиняемый достиг 16-летнего возраста, согласно заключению эксперта психическими расстройствами и слабоумием не страдает, может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. Таким образом, присутствие педагога или психолога при допросе обвиняемого и при предъявлении ему обвинения не требовалось [4].

Основная цель участия педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) — оказание помощи следователю в получении от допрашиваемого лица правдивых показаний, а также в правильном формулировании вопросов при проведении допроса в целом. Однако, участие психолога позволяет установить с подростком психологический контакт, учесть его эмоциональное состояние, правильно оценить показания допрашиваемого с учетом его возрастных особенностей, его психологическое состояние в условиях психотравмирующей ситуации, которой является допрос [5, c. 28].

Именно участие педагога или психолога в производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) позволяет лицу, осуществляющему предварительное расследование наладить такой контакт с подростком, который будет способствовать доверительному отношению ребенка к следователю (дознавателю), что важно для установления обстоятельств совершенного преступления, роли несовершеннолетнего в его совершении, мотивов и целей [6].

Хотя некоторые авторы высказываются о том, что участие педагога при производстве допроса несовершеннолетнего является архаизмом того времени, когда в образовательных учреждениях не имелось профессиональных психологов, а потому их функции возлагались на педагогов, работающих с детьми [7]. С такой точкой зрения сложно согласиться, поскольку до настоящего времени в ряде российских школ по-прежнему отсутствует штатный психолог.

Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что у следователя (дознавателя) должно быть право выбора между педагогом и психологом, а в случае необходимости ему должно предоставлять право пользоваться помощью обоих этих сведущих лиц одновременно [8]. И хотя в последнее время отношения между учениками и преподавателями в стенах образовательных организаций существенно изменились, это не свидетельствует о невозможности участия педагога в уголовном процессе. В каждом конкретном случае следователь (дознаватель) должен оценивать возможность привлечения педагога либо психолога на основании тех сведений, которыми он обладает.

Также при осуществлении допроса несовершеннолетнего обязательным является участие защитника, который имеет право задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании следственного действия — знакомиться с протоколом и приносить на него замечания.

Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) обуславливаются своеобразием их психики и, соответственно, восприятием происходящих событий, на основании чего формируются показания подростка в целом. У несовершеннолетнего отсутствуют достаточные знания и жизненный опыт, в связи с чем, он может быть неспособен правильно оценивать ситуацию, поступки (свои и окружающих), а более того он склонен к внушению и фантазированию.

Ввиду того, что несовершеннолетний склонен фантазировать или неверно воспринимать происходящее, его показания, данные в ходе допроса, могут вступать в противоречие с показаниями иных участников процесса, а потому частым следственным действием в отношении несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) является очная ставка.

До начала проведения очной ставки с участием несовершеннолетнего следователь обязательно должен разъяснить порядок ее проведения, подчеркнув недопустимость оказания давления на оппонента. Сложность проведения названного следственного действия заключается в том, что, как правило, родителям или законным представителям несовершеннолетнего небезразлична его судьба, а потому они не могут вести себя спокойно в ходе очной ставки, все время перебивают допрашиваемых, высказывая свое мнение по поводу их показаний. Следователю приходится постоянно пресекать такие действия законных представителей, делать им замечания с занесением их в протокол следственного действия с целью заставить их быть сдержаннее.

Проведение очной ставки между несовершеннолетними зачастую позволяет устранить сомнения, которые имелись ранее в материалах уголовного дела, поскольку подростки начинают вступать в спор друг с другом и давать правдивые показания. Так, например, следователем было возбуждено дело в отношении двоих несовершеннолетних, которые совершили угон транспортного средства с парковки торгово-развлекательного комплекса. При допросе оба несовершеннолетних указывали на то, что завладели автомобилем без цели хищения, чтобы просто покататься. Однако в их показаниях имелись противоречия относительно того, кто первым сел за руль и тронулся с парковки. Кроме того, противоречия в показаниях несовершеннолетних имелись и по поводу того, кто был за рулем в момент столкновения этого автомобиля со встречным автобусом. Оба подростка с места происшествия скрылись. Только в ходе проведения очной ставки следователю удалось получить от подростков показания о том, что с парковки транспортное средство угонял один, а в момент столкновения с автобусом за рулем был другой [2].

Таким образом, можно заключить, что в наибольшей степени особенностями производства следственных действий с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) обладает проведение допроса, поскольку именно в этот момент обязательно участие защитника, законного представителя, а иногда педагога или психолога. Только изучив эти особенности и подготовившись к ним, следователь (дознаватель) сможет достичь положительных результатов расследования.

Литература:
  1. Хабарова Г. В. К вопросу об особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики РФ: материалы всероссийской научно-практической конференции. — Омск, 2015.
  2. Голубев Н. А. Некоторые особенности расследования преступлений несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 1.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (в ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011. № 29; 2016. № 277.
  4. Апелляционное постановление Московского городского суда от 9 марта 2017 г. по делу № 10–2975/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Анисимова Н. В. Проблемные моменты участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Миграционное право. 2014. № 3.
  6. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие. — М., 2010.
  7. Любичев С. Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: сб. науч. статей. в 2 ч. Ч. 1. — Курск, 2007.
  8. Тетюев С. В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: сб. науч. тр. юрид. ф-та Оренбургского гос. ун-та. — Оренбург, 2007. Вып. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): следственное действие, очная ставка, участие педагога, следователь, психолог, показание, подозреваемый, обвиняемый, предварительное расследование, действие.

moluch.ru