Трудовое законодательство находится в ведении – Трудовое законодательство как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования трудовых отношений) |  Читать онлайн, без регистрации

трудовре право

11. Не входят в предмет отрасли трудового права …

отношения по обеспечению занятости и трудоустройства;

нет

12. В качестве одного из признаков, позволяющих разграничить отношения, порождаемые наемным трудом, и отношения, порождаемые самостоятельным трудом, выступает …

договорный характер отношений;

да

13. Для трудового права характерен …

«смешанный» метод, предполагающий сочетание централизованно-нормативного, локального и договорного регулирования

да

17. В соответствии с Конституцией РФ трудовое законодательство находится в ведении…

РФ и ее субъектов;

да

2. Трудовое право как отрасль российской правовой системы – это…

система правовых норм, принципов и институтов, регулирующих трудовые отношения;

нет

21. Основным принципом трудового права является …

всеобщность труда;

нет

22. К случаям принудительного труда относятся …

привлечение работника к работе в выходной день для предотвращения порчи имущества при наличии письменного согласия работника

нет

23. К принудительному труду относится …

работа без получения или с задержкой получения заработной платы

да

25. Источники трудового права – это …

официальная форма выражения государственной воли в сфере трудовых отношений;

нет

28. Международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права …

включаются в систему источников трудового права

да

29. Трудовые отношения регулируются …

на федеральном и региональном уровне

да

3. Трудовое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения…

трудовые

да

31. Источниками трудового права являются …

нормативно-правовые акты, договоры

да

33. Учет мнения представительного органа работников осуществляется работодателем …

при принятии любого управленческого решения, затрагивающего интересы работников;

нет

35. Трудовая правосубъектность – это единство …

субъективного права и юридической обязанности;

нет

36. Формальным условием трудовой правосубъектности работника является …

достижение им определенного возраста;

да

37. Субъектом трудового права является …

юридическое лицо — работодатель;

да

41. Увольнение по инициативе работодателя председателя выборного профсоюзного органа, если прошло 1,5 года после окончания срока выборных полномочий, допускается…

да;

нет

7. Нормами трудового права регулируется …

материальная ответственность работника

да

9. К категории «непосредственно связанные с трудовыми» относятся…

отношения по трудоустройству у конкретного работодателя;

да

10. Если в ходе коллективных переговоров представители сторон не пришли к соглашению по всем или отдельным вопросам коллективного договора необходимо…

составить протокол разногласий

да

11. Разногласия, возникающие в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, урегулируются …

посредством примирительных процедур

да

12. Сторонами коллективного договора являются …

работники и работодатели в лице их представителей

да

13. Государственный орган по труду является участником коллективного договора…

только в отношениях, связанных с осуществлением контроля за выполнением коллективного договора;

да

15. Коллективный договор можно заключить на …

не более чем на три года;

да

16. Коллективный договор принимается…

общим собранием (конференцией) работников;

нет

18. В одной организации может действовать несколько коллективных договоров…

нет

да

2. Коллективные договоры заключаются в соответствии с …

Трудовым кодексом РФ

да

20. Коллективный договор вступает в силу …

со дня подписания его сторонами;

да

21. Коллективный договор, заключенный в организации, распространяется …

на всех работников данной организации;

да

22. Является незаконным следующее условие коллективного договора…

о сроке действия коллективного договора в 5 лет

да

23. Признать коллективный договор недействительным может…

комиссия по трудовым спорам;

нет

24. Коллективный договор изменяется и дополняется …

в таком же порядке, как и принимается коллективный договор

да

26. Органы местного самоуправления являются участниками…

территориального соглашения

да

4. Действие коллективного договора распространяется…

на всех работников организации;

да

5. Инициатором коллективных переговоров по заключению коллективного договора могут быть …

и те, и другие

да

6. Получив уведомление, работодатель обязан начать переговоры по заключению коллективного договора. Верно ли это утверждение?

да

да

7. Переговоры по заключению коллективного договора после получения уведомления должны быть начаты в течение

7 дней

да

8. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров…

обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней

да

9. Срок проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора не может быть более

3 месяцев

да

1. Легальное определение занятости содержится в …

законе РФ «О занятости населения в РФ»;

да

10. Участие граждан в общественных работах допускается …

только с согласия работника;

да

12. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать …

12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев

да

15. Максимальный размер пособия по безработице равен…

75% прежнего заработка;

да

18. Понятие трудового договора включает в себя …

соглашение о выполнении работы по определенной специальности между работником и работодателем с подчинением внутреннему трудовому распорядку;

да

19. Работодателем может быть …

физическое либо юридическое лицо

да

28. Установлен ли трудовым законодательством предельный возраст работников как субъектов трудовых отношений?

нет;

да

29. Работодателем в Российской Федерации может быть …

физическое или юридическое лицо

да

30. Обязательным условием трудового договора является …

зарплата;

нет

31. Сформулируйте существенные условия трудового договора…

права и обязанности работника;

нет

33. Условие об испытании при приеме на работу должно содержаться в …

приказе о приеме на работу;

нет

6. Безработным считается гражданин…

не имеющий работы и заработка, трудоспособный и готовый приступить к работе;

да

67. Согласие работника на перевод на другую работу должно быть выражено…

только в письменной форме, ибо так установлено в законе;

да

68. При переезде работника на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику …

расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества, а также расходы по обустройству на новом месте жительства;

да

72. Работник обязан предупредить работодателя о предстоящем увольнении письменно за …

две недели;

да

81. Выделите правовые гарантии, предусмотренные для увольняемых по сокращению штата…

работник предупреждается письменно не менее чем за два месяца, ему предлагается другая работа, выплачивается месячное выходное пособие, сохраняется средний заработок в течение двух месяцев (и как исключение за третий месяц), сохраняется непрерывный стаж в

да

83. При ликвидации организации или сокращении численности (штата) организации работник имеет право …

на выплаты в размере среднего заработка — выходного пособия; зарплаты на период трудоустройства в течение 2-го месяца со дня увольнения, в исключительном случае – за 3-й месяц, если работник зарегистрировался в двухнедельный срок в службе занятости и не б

да

84. Можно ли уволить работника по сокращению численности или штата без предупреждения об увольнении за 2 месяца?

только с согласия работника

да

86. Как быть, если работник, несмотря на оказанную администрацией помощь, не может качественно выполнять работу по присвоенному ему ранее разряду и не дает согласия на перевод в связи с присвоением ему более низкого разряда, соответствующего его квалифика

обязать его пройти курсы повышения квалификации;

нет

94. В заключенном Вами трудовом договоре оговорено, что на работу необходимо приходить в черном строгом деловом костюме. Вы пришли на работу в короткой синей юбке и яркой блузке. Будет ли поводом для увольнения данное обстоятельство?

да;

нет

. Рабочее время – это …

время, в течение которого работник на основе правил трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, указанные в законодательстве о труде.

да

19. Могут быть привлечены (с их согласия) к сверхурочным работам …

женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

да

20. Инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам…

да, но только с его согласия и если эта работа не противопоказана им по состоянию здоровья

да

26. Можно ли в трудовой книжке делать запись о работе по совместительству?

только по заявлению работника

да

27. Суммированный учет рабочего времени устанавливается…

правилами трудового распорядка организации.

да

37. Продолжительность отпуска для работников, не достигших 18 лет составляет…

не менее 31 календарного дня;

да

38. Продолжительность основного отпуска для государственных служащих составляет не менее …

30 календарных дней;

да

4. Продолжительность рабочего времени для работников от 16 до 18 лет не может превышать …

36 часов в неделю;

да

42. Обязан ли работодатель перенести ежегодный отпуск на другой срок, если работник не был своевременно предупрежден о времени начала отпуска или если своевременно не была произведена оплата отпуска?

да, но только по заявлению работника

да

45. Может ли ежегодный отпуск быть заменен денежной компенсацией?

да;

нет

47. Каждому работнику гарантируется заработная плата в размере …

не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда

да

48. Заработная плата должна выплачиваться не реже чем …

каждый месяц

нет

49. Индексация оплаты труда – это …

механизм увеличения размеров оплаты труда с целью поддержки денежных доходов населения;

да

5. Сокращенное рабочее время устанавливается работнику …

в случаях, предусмотренных законом

да

51. Время простоя по вине работодателя оплачивается работнику в размере …

не менее 2/3 средней заработной платы работника;

да

60. Дисциплинарная ответственность выражается в виде…

возмещения ущерба, причиненного работодателю;

нет

67. При применении к работнику меры ответственности за совершение дисциплинарного проступка учитывается…

количество членов семьи работника;

нет

68. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее…

1 месяца со дня обнаружения проступка;

да

70. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку…

в день его издания;

нет

8. Для работницы, имеющей маленького ребенка, трудовым законодательством предусмотрен…

неполный рабочий день

да

1. Материальная ответственность в трудовом законодательстве отличается от имущественной ответственности в гражданском законодательстве…

в трудовом законодательстве не учитывается размер упущенной выгоды, в отличие от гражданского законодательства

да

13. Полная материальная ответственность на работника возлагается в случае…

причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей;

да

16. Работник освобождается от возмещения материального ущерба, причиненного работодателю, в случае…

прекращения трудовых отношений;

нет

18. Может ли работник, причинивший ущерб работодателю, с согласия работодателя передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное?

да, если работодатель согласен на такое возмещение

да

19. Размер причиненного ущерба имуществу работодателя определяется …

по рыночным ценам с учетом износа;

да

20. Распоряжение работодателя о взыскании с виновного работника суммы причиненного ущерба делается не позднее…

1 месяца со дня окончательного установления размера ущерба;

да

22. Профсоюзная организация является органом, рассматривающим трудовые споры. Верно ли это утверждение?

нет;

да

23. Первичным органом, рассматривающим трудовые споры, является …

административная комиссия

нет

24. С требованием о восстановлении на работе работник может обратиться в …

суд;

да

26. Заявление работника о рассмотрении трудового спора должно быть рассмотрено КТС в течение…

10дней;

да

27. Решение КТС может быть обжаловано сторонами трудового спора в течение…

10 дней;

да

28. Решение КТС по трудовому спору должно быть исполнено в течение…

3 дней;

да

32. Может ли суд рассматривать коллективные трудовые споры?

да;

нет

34. Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является…

трудовой арбитраж;

нет

36. О начале забастовки работодатель должен быть предупрежден за…

10 дней;

да

38. Забастовка может быть признана незаконной…

судом общей юрисдикции субъекта РФ;

да

4. Выберите неправильный ответ: Под прямым действительным ущербом работодателя понимается …

сумма неполученной выручки с пассажиров автобуса, попавшего в аварию по вине его водителя, за время ремонта автобуса;

да

6. По общему правилу, работник обязан возместить работодателю причиненный ущерб, в следующем размере …

в пределах среднего месячного заработка;

да

7. Ограниченная материальная ответственность может быть возложена на работника в следующих случаях …

работница бухгалтерии задержалась на работе по собственной инициативе, чтобы распечатать дипломную работу дочери на принтере, принадлежащем работодателю, и во время распечатывания принтер сломался;

нет

9. Может ли быть привлечен к полной материальной ответственности несовершеннолетний работник?

нет;

нет

00. Сверхурочной работой считается …

работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени;

да

111. Продолжительность отпуска для работников, не достигших 18 лет составляет…

не менее 31 календарного дня;

да

112. Отпуск за первый год работы, по общему правилу, предоставляется работникам по истечении …

не менее 11 месяцев непрерывной работы;

нет

113. Оплата отпуска должна быть произведена за …

3 дня до начала отпуска;

да

117. Заработная плата должна выплачиваться не реже чем …

каждые полмесяца;

да

118. Оплата труда за работу внерабочие праздничные дни осуществляется…

не менее чем в двойном размере;

да

119. Время простоя по вине работодателя оплачивается работнику в размере …

не менее 2/3 средней заработной платы работника;

да

123. Какая мера правового характера не применяется к нарушителям трудовой дисциплины?

увольнение;

нет

128. Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку…

в течение 3 рабочих дней;

да

131. Одновременное привлечение работника к дисциплинарной и материальной ответственности …

допускается;

да

138. Полная материальная ответственность на работника возлагается в случае…

причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей;

да

14. Наиболее высокую юридическую силу в системе источников трудового права имеет …

закон субъекта Российской Федерации

да

140. Может ли работник, причинивший ущерб работодателю, с согласия работодателя передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное?

да, если работодатель согласен на такое возмещение

да

143. Работник должен возместить затраты, понесенные работодателем на обучение в случае…

не должен ничего возмещать, если это не предусмотрено трудовым договором

нет

145. С требованием о восстановлении на работе работник может обратиться в …

КТС, профком, суд;

нет

148. Решение КТС по трудовому спору должно быть исполнено в течение…

3 дней;

да

15. Не входит в систему источников трудового права …

Конвенция МОТ, ратифицированная Россией;

нет

16. Локальные нормативные акты принимаются …

работодателем единолично, а некоторые — с учетом мнения выборного профсоюзного органа

да

23. Укажите уровни в системе социального партнерства…

федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный

да

35. Коллективный договор вступает в силу …

с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного самим коллективным договором;

да

38. Коллективный договор прекращает свое действие…

по взаимному согласию сторон;

нет

40. Безработный – это …

трудоспособный, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах занятости, занятый поиском работы, готовый приступить к работе;

да

45. Трудовые отношения возникают в случае заключения …

трудового договора или договора подряда

нет

55. Максимальная продолжительность испытательного срока при приеме на работу …

три месяца

нет

59. Срочный трудовой договор может быть заключен …

всегда по решению работодателя

нет

71. Может ли работник отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью?

да;

нет

77. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, может быть расторгнут по инициативе работника, если работник письменно предупредил работодателя за …

две недели;

да

81. Про проведении сокращения численности или штата работников в первую очередь преимущественное право быть оставленными на работе имеют …

лица, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;

нет

96. Работодатель оплачивает работу работника, работающего на условиях неполного рабочего времени …

пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ;

да

98. Ночным считается время…

с 22 часов до 6 часов;

да

studfiles.net

трудовое право

11. Не входят в предмет отрасли трудового права …

отношения по обеспечению занятости и трудоустройства;

нет

12. В качестве одного из признаков, позволяющих разграничить отношения, порождаемые наемным трудом, и отношения, порождаемые самостоятельным трудом, выступает …

договорный характер отношений;

да

13. Для трудового права характерен …

«смешанный» метод, предполагающий сочетание централизованно-нормативного, локального и договорного регулирования

да

17. В соответствии с Конституцией РФ трудовое законодательство находится в ведении…

РФ и ее субъектов;

да

2. Трудовое право как отрасль российской правовой системы – это…

система правовых норм, принципов и институтов, регулирующих трудовые отношения;

нет

21. Основным принципом трудового права является …

всеобщность труда;

нет

22. К случаям принудительного труда относятся …

привлечение работника к работе в выходной день для предотвращения порчи имущества при наличии письменного согласия работника

нет

23. К принудительному труду относится …

работа без получения или с задержкой получения заработной платы

да

25. Источники трудового права – это …

официальная форма выражения государственной воли в сфере трудовых отношений;

нет

28. Международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права …

включаются в систему источников трудового права

да

29. Трудовые отношения регулируются …

на федеральном и региональном уровне

да

3. Трудовое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения…

трудовые

да

31. Источниками трудового права являются …

нормативно-правовые акты, договоры

да

33. Учет мнения представительного органа работников осуществляется работодателем …

при принятии любого управленческого решения, затрагивающего интересы работников;

нет

35. Трудовая правосубъектность – это единство …

субъективного права и юридической обязанности;

нет

36. Формальным условием трудовой правосубъектности работника является …

достижение им определенного возраста;

да

37. Субъектом трудового права является …

юридическое лицо — работодатель;

да

41. Увольнение по инициативе работодателя председателя выборного профсоюзного органа, если прошло 1,5 года после окончания срока выборных полномочий, допускается…

да;

нет

7. Нормами трудового права регулируется …

материальная ответственность работника

да

9. К категории «непосредственно связанные с трудовыми» относятся…

отношения по трудоустройству у конкретного работодателя;

да

studfiles.net

Статья 72. Конституция РФ

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

www.zakonrf.info

Законодательство о труде

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В настоящее время «Российская газета» и «Собрание законодательств РФ» являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания. Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является КЗоТ РФ.К иным актам трудового законодательства относятся: Законы, регулирующие трудовые отношения. Так, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»; Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.; Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

Охрана труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

Охрана женщин- это защита женского организма, ее материнства от производственных вредностей, позволяющая женщине сочетать труд на произв-ве с материнством. Защита направлена и на будущих детей. Охрана женщин- это важнейшая соц. проблема для всех стран. Общие и спец. нормы тр. права по охране труда женщин в коплексе состовляют правовую охрану труда женщин. Содержание: 1.запрет на применение женщин на тяжелых работах и на вредных условиях труда, подземных работах, в качетсве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин и женщин до 35 лет к работе с растениями, животноводстве, птицефабриках с применением пестицидов, ядохимикатов и т.д. 2. запрет на переноску и передвижение женщинами на работе тяжестей, превышающие для них нормы- не более 2 раз в час не более 10 кг, а при постоянной работе в смену не более 7 кг. 3. ограничение труда женщин в ночное время ( с 22- 6 утра), только в качестве временной меры. 4. женщинам в сельской местности предостовлять один выходной в месяц при их желании без сохранения з/п, а в условиях Крайнего Севера- 36 часовая неделя и сохранение з/п. Содержание повышенной особой охраны труда женщин- при их активном материнстве: беременным и с детьми до 3 лет- запрет на ночные, сверурочные, в выходные и командировки (162). Если женщина отказывается от них- это не нарушение. 2. женщинам с детьми от 3-14 лет, детей инвалидов, и с уходом за больными не могут привелкаться к сверхурочным работам и направлять без согласия в командировки. 3. работники, осуществляющие уход за больными к ночным работам только с согласия (163)4. один из работающих родителей ребенка-инвалида до достижения им 18 лет 4 дополнит. Оплачиваемых выходных в месяц.; 5. беременные и с детьми до 14 лет не должны привлекаться к дежурствам на произ-ве после окончания дня и в выходные/праздничные дни; 6. беременным снижаются нормы выраоботки, обслуживания, либо переводятся на легкую работу с сохранением з/п. До решения вопроса о переводе она освобождается от работы с сохранением з/п за счет предприятия. Женщины с детьми до 1,5 лет переводятся над ругую работус сохранением з/п по достижению ребенка 1,5 лет. 7. беременным предостовляется дополнительные отпуска. 8. с детьми до 1,5 лет дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через 3 часа и не менее 30 мин.; с 2-мя детьми такого возраста не менее часа. Перерывы включаются в рабочее времяи оплачиваются по среднему з/п. Ст . 170 предусмотрены гарантии при увольнении беременных и с детьми. Запрет на отказ в приеме на работу и снижение з/п по мотиву- с детьми; отказ может быть обжалован суде. Особая охрана труда молодежи- система специальных норм, предостовляющих молодежи (особенно до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда и тд.Особая охрана позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу в конкретной организации с продолжением учебы. Содержание: запрет на применение труда детей до 18 лет на тяжелых работах и вредных. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответсвенности и о работе по совместительству. 2. ограничен возраст приема на работу- моложе 15 лет, с 14 лет с согласия родителей в свободное от учебы время; 3. до 18 лет они приравниваются в правах к совершеннолетним, а в областти охраны труда, отпусков имеют льготы. Ограничен вес подъема14-15 лет- 3кг, 16-17- 4 кг. Все моложе 21 года принимаются только с медицинским обследованием и ежегодный досмотр., сокращенное время работы с полной оплатой, запрет на ночные, сверхурочные, удлиннеый отпуск- 31 ден. и т.д. увольнение только согласия гос. Инспекции труда по несовершеннолетних и лишь в исключит случаячх+ трудоустройство. С пониженной работоспособностью- облегченные условия труда. Рекомендуется применять труд инвалидов, пенсионеров в форме посильного для них труда. Если возможно организуются специальные цеха, участки.Предпочтителен надомный труд и неполный рабочий день. На предприятии есть квота о приеме на работу инвалидов- у них 36 часов в неделю.нельзя к ночным, сверхурочным работам. Им дают дополнительные отпуска до 2 мес. Надзор за ними комисси по ограниченно трудоспосбным, гос. и общественные организации.

Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их расследующие.

Подведомтсвенность- это определение по сво-вам и содержанию трудового спора, в каком превоначальном органе должен решаться этот спор. Таким указателем в индивид. спорах явл. хар-р спора и то правоотношение, из кот. он вытекает,и субъект спора. Сначал надо выявить вид спора (индивид. ( + его хар-р) или коллеткт.) о применении тр. законод-ва или об устанвол-ии новых условий труда, и установить из какого правоотношения вытекает. Индивидуальный сопр об установлении новых условй труда не подведомтсвен ни Коллективным трудовым спорам, ни суду, хотя возник из трудового правоотношения. Споры из правоотнош-ий тесно связаных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны ( о пенсиях и пособиях). Если не выяснить указанные св-ва конкретного сопра, можно неправильно определить его подведомтсвеность. Решение же по спору. Не подведомтв-го данному органу подлежит отмене. Это брак в работе юр. органов, затягивающих решение тр. спора. Установленный порядок рассмотрения тр. сопров, включая и подведомтсвенность споров, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган или суд с жалой на конкретног руководителя. Правильное определ. подведомственности конкретного тр. спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным органом не имеет юр. силы и не может быть применено. Все тр. споры делятся по подвед. на три группы: рассматриваемы в общем порядке, когда КТС явля. Обязательной первичной стадией, после кот. спор может вступить на рссмотрение суда. В общем порядке рассматриваются споры из трудовых правоотношений. Споры о примыкающих правоотношений к трудовому не рассматриваются; 2. рассматриваются непосредственно судом; 3. администр и проф органа; 4. расматриваемые вышестоящим органом; 5. коллектиывные трудовые споры по впопрасам установления новых или применение существующих условий труда и быта, заключенния и исполнения кол. Договров и иных соглашений, рассматриваемых примирит. комиссиями, посредником, трудовым арбитражем

Право на забастовку тр. коллектива и условия ее проведения.

Признание е незаконной: основания и правовые послед-вия.

Забастовка- это временный добровольный отказ работников от выполнения тр. обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения кол. Тр. спора. Участие в забастовке явл. добровольным и никто не может быть принужденк участию или отказу в забастовке. Забаствоку возглавляет избранный собранием работников орган или соответсвующий орган профсоюза. Закон о коллективных трудовых спорах закрепляет обязанности сторон входе заб-ки. Она признается незаконной решением Верховного Суда. Такое решение суд принимает по заявлению работадателя или прокурора и доводит решение до сведения органа, возгалвл. Забастовку, кот. обязан немедленно проинформировать о решении суда участинков заб-ки. Незаконными признаются заб-ки, если они были объявдлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона о кол-ных тр. спорах, а так же забаствка ранее указанных работников, кот. законом ограничено право на их проведение (правоохранительные орг.) или они запрещены в преиод чрезвычайного положения. Решение суда о признании заб-ки незаконной вступает в законну юсилу и подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить заб-ку и приступить к работе не позднее следу-го дня после вручения им копии решения суда. Суд вправе отложить начавшуюся заб-ку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся- на тот же срок. Отложить и прекратить забастовку могут: Верховный Суд и орган ее начавший. В исключительных случаях Президент до решения суда, но не более чем на 10 дней. Прекращается в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллкт. Тр. спора или в случае признании недействительной. Заб-ка окоанчивается подписанием соглашения спорящими сторонами, а так же решением суда.Участие работников в заб-ке не может рассматриваться как нарушение тр. дисциплины и служить основанием расторжения труд. Договора, кроме случаев если работники не прекратили заб-ку после решения суда или преступили к забастовке когда она была отсрочена. Закон запрещает применять к работникам меры дисциплинарного взыскания. Во врмея заб-ки у них сохранятеся место работы и должность. З/п моджет не выплачиваться.Коллективн. договором могут быть предусмотрены опред. компенсационные выплаты участниками заб-ки. Это может быть более льготный порядок выплат не учавствующим в заб-ке.

mirznanii.com

Законодательство о труде » Шпоры для студентов

Трудовое право

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В настоящее время «Российская газета» и «Собрание законодательств РФ» являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания. Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является КЗоТ РФ. К иным актам трудового законодательства относятся: Законы, регулирующие трудовые отношения. Так, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»; Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.; Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

shporiforall.ru

3. Законодательство рф о труде.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В настоящее время «Российская газета» и «Собрание законодательств РФ» являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания. Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является КЗоТ РФ. К иным актам трудового законодательства относятся: Законы, регулирующие трудовые отношения. Так, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях»; Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г.; Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

4. Система управления охраны труда в учреждениях образования.

Система управления охраной труда (СУОТ) в учреждениях образования предусматривает участие в ней всех представителей администрации, начиная от педагогов, обслуживающего персонала и директора образовательного учереждения. Каждый в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение безопасности труда . Кроме того, ряд подразделений выполняют специальные функции управления охраной труда . Контроль осуществляется администрацией на всех уровнях ежедневно в масштабах руководимых ею подразделений.

Основные цели и задачи службы охраны труда

-· анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний,

·- совместно с соответствующими службами предприятия разрабатывает мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также организует их внедрение;

· -организует работу на предприятии по проведению проверок технического состояния зданий, сооружений·- проводит вводный инструктаж и оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ и действующими нормативными документами,

Контроль, осуществляемый службой охраны труда реализуется в нескольких формах.

Целевые проверки

Комплексные проверки

studfiles.net

Ст. 72 Конституции РФ и Комментарий к ней с последними изменениями на 2018 год

Текст Ст. 72 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Комментарий к Ст. 72 Конституции Российской Федерации

1. Эта статья определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Что значит совместное ведение? Это совместная деятельность и ответственность Российской Федерации и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. Предметы ведения, установленные в ст. 72 Конституции, целесообразно рассматривать по группам, объединяющим близкие по содержанию понятия.

К первой группе предметов совместного ведения следует отнести все то, что направлено на обеспечение единства Российской Федерации и управление ею в интересах всего ее многонационального народа. Это предметы ведения, установленные п. «а», «и», «н», где определяется, что к совместному ведению Федерации и ее субъектов относится прежде всего обеспечение соответствия конституций, уставов и законов, а также иных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам. Естественно, что без такого соответствия основополагающих правовых актов субъектов Федерации правовым актам Федерации нельзя достигнуть равноправия граждан, а следовательно, и единства народов, населяющих нашу страну.

Статьей 72 Конституции предусмотрено совместное установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Эта правовая норма не препятствует возможности установить в каждом субъекте Федерации и даже на каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление, такой системы органов, которая наиболее привычна населению. Но вместе с тем она обязывает учесть и факторы, существенные для всего населения России. К ним относится, например, необходимость поддержания связей с вышестоящими государственными органами, с органами государственной власти соседних территорий, учет потребностей общефедеральных средств связи и путей сообщения. С той же целью п. «и» к совместному ведению отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Без соблюдения этого условия каждый субъект Федерации, будь то крупная область, республика или малонаселенный автономный округ, может оказаться в положении, когда он будет нуждаться в помощи Федерации, а она не сможет ее оказать из-за отсутствия у нее необходимых средств.

Отдельным местностям и даже регионам помощь ее соседей или Федерации в целом нередко бывает необходима при катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях. Именно поэтому к совместному ведению субъектов РФ и самой Российской Федерации отнесены осуществление мер по борьбе с указанными выше явлениями и ликвидация их последствий.

Вторая группа совместных полномочий охватывает защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др. (п. «б», «з», «м»). В реальной жизни права граждан могут быть нарушены в самых различных местах, и защита их возможна в полной мере только тогда, когда в ней участвуют государственные органы всех уровней, как федеральные, так и субъектов РФ.

Третью группу совместного ведения составляют вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных территорий.

О федеральной собственности говорилось в ст. 71 Конституции, где перечислялось то, что отнесено к ведению Российской Федерации. Здесь же речь идет о разграничении государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации — края, области, республики и т.д. — не имели своей собственности, что серьезно подрывало их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были отнесены к их компетенции.

Конечно, процедура деления собственности весьма сложна, поскольку надо учитывать, во-первых, вклад в ее создание Федерации в целом и каждого ее субъекта в отдельности и, во-вторых, значение конкретного объекта собственности для экономики субъекта Федерации и Федерации в целом.

Споры об отнесении того или иного объекта к собственности Федерации или ее субъекта — края, области, республики и т.п. — возникали неоднократно. Разрешение таких споров составляет задачу федерального коллизионного права.

Возникает вопрос: нужно ли тратить усилия на деление государственной собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации? Можно с уверенностью утверждать, что нужно. Нужно для того, чтобы улучшить управление собственностью, поскольку в результате такого деления собственник стал ближе к своей собственности и получил возможность лучше ее использовать в интересах как жителей Федерации, так и ее субъектов.

Польза близости собственника к объекту собственности особенно очевидна, когда речь идет о земле, недрах, водных и других природных ресурсах. Они находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что Российская Федерация в лице ее высших государственных органов определяет прежде всего общие принципы, формы и методы распоряжения землей, недрами и т.п., но делает это при участии субъектов Федерации. Ведь нельзя не учитывать природных особенностей, свойственных регионам. Одно — калмыцкие степи, а совсем другое — черноземные районы Воронежа.

Четвертая группа предметов совместного ведения охватывает, главным образом, отношения в социально-экономической сфере, которые, очевидно, не могут решаться только на федеральном уровне. Таковы, например, общие вопросы воспитания, образования, науки, спорта, защиты семьи. Их реализация требует хорошего знания и учета местных условий, обычаев и традиций. Другие же вопросы, в частности здравоохранения, должны лишь координироваться Российской Федерацией и ее субъектами.

Пятую группу вопросов, решаемых совместно, составляет административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды (п. «к»).

Завершается п. 1 ст. 72 указанием на то, что к совместному ведению, помимо указанного выше, относятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров России. Такая запись объясняется тем, что Россия — единое государство, проводящее единую политическую и экономическую линию как при заключении, так и при реализации международных обязательств.

2. Часть 2 ст. 72 конкретизирует содержание гл. 1 Конституции «Основы конституционного строя», в которой указано, что, во-первых, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов и, во-вторых, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (п. 1 и 4 ст. 5). Эти правовые нормы — новое в российском конституционном праве. Ведь до принятия Конституции полностью действовал Федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Так, например, к совместному ведению Федерации и республик относилось установление общих принципов бюджетной системы, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было зафиксировано.

Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Договор Федерации с ними уже с момента его подписания был дополнен протоколом, несколько уравнивавшим в правах края и области с республиками. Но до принятия новой Конституции неравенство прав субъектов Федерации сохранялось. Края, области, города федерального значения, как и автономная область и автономные округа, например, до принятия новой Конституции так и не получили права совместно с Федерацией участвовать в определении режима пограничных зон. Законодательный орган Российской Федерации был обязан рассматривать предложения республик по направленным им законопроектам по предметам совместного ведения, но в то же время не должен был рассматривать предложения краев, областей и автономий.

Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные права. А это означает, что он не возлагал на них и равную ответственность за их действия. Более того, не обеспечивая субъектам Федерации равные права и не устанавливая для них равную же ответственность перед их гражданами, Федеративный договор узаконивал неравенство граждан России, полнота их прав и ответственность за принимаемые ими решения ставились в прямую зависимость от их проживания в республике, области.

Таким образом, включение в Конституцию нормы о том, что положение о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа, имеет принципиальное значение. Наконец, в нашей стране субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. А это нужно для того, чтобы переключить их органы власти с борьбы за права и привилегии на целенаправленную деятельность по развитию экономики и, следовательно, повышению уровня жизни проживающих на их территориях граждан.

konstrf.ru