Труд это обществознание – «Трудовая деятельность Обществознание 10 класс. Труд это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов,». Скачать бесплатно и без регистрации.

Краткий словарь по обществознанию — труд

Труд

труд

— целесообразная материальная общественная орудийная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе Т. человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе Т. природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Т. представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой. В историческом материализме Т. рассматривается как своеобразная субстанция истории, как фундаментальный способ человеческой жизни, как «клеточка» всего многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект Т.) с помощью созданных им орудий Т. преобразует предмет Т. в необходимый ему Продукт. Продукт Т. обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт Т. существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс Т., подчиняя волю действующего субъекта, однако главным критерием развитости Т являются орудия Т. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения Т. Кроме того, в процессе Т. возникают особые отношения между людьми — производственные отношения. Поскольку Т. — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах ее организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. Дальнейшее развитие общества в значительной мере зависит от совершенствования орудий Т. и производственных отношений. Эти характеристики Т. существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Марксу и Энгельсу рассмотреть Т. в качестве своеобразного «творца» человеческой истории, создать «трудовую гипотезу» происхождения человека и общества (антропосоциогенез). Проблема возникновения человека, мыслящего, говорящего, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом Т. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования ее неспециализированных навыков, для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу. Все это приводит к тому, что человек смог действовать «по мерке любого вида» (Маркс). Развитие общества и человека теперь напрямую связано с совершенствованием орудий Т. Производство орудий Т. — процесс коллективный, который является его важнейшим определяющим признаком. Животные могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия Т. с помощью орудий Т. Даже самые примитивные орудия Т. закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакрепленные «схемы деятельности». В орудиях Т., их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщенные способы трудовой деятельности. Орудия Т. заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы Т. В процессе обучения овладение орудиями Т. становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия Т. были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», т. е. появилось, что сказать другому. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру — это и стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий. В результате природнобиологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает социальную форму, биологическая эволюция закончена и отныне человек живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески». В силу вступает социальный отбор, что проявляется в совершенствовании процесса Т., в передаче трудовых навыков последующим поколениям. Т. становится регулятором отношений человека с природой, процессом, отделяющим человека от природы и связывающим его с ней. Усложняющиеся в процессе Т. формы общения, речь и мышление приводят к появлению нового типа организации жизни — к обществу. Язык не просто фиксирует (для запоминания) определенные смыслы предметов, он активно участвует в процессе порождения этих смыслов. Таким образом возникает новая, надбиологическая, протосоциальная целостность. Т. связывает участников совместной деятельности в общность, опосредует их общение. Дальнейшее развитие человека представлено развитием общественных отношений и культурных форм их сохранения и развития. В процессе создания форм культуры, культурных способов саморегуляции общественной жизни человек и себя создает как ее субъекта и творца, т. е. как общественного человека. В Т. и посредством Т. удовлетворяются все потребности человека. Т. становится основным способом самоутверждения человека в мире. Производство, таким образом, есть основополагающий, сущностный признак человека и общества. В Т. совершенствуются физические и духовные качества человека, формируются собственно человеческие культурные потребности. Таким образом, в Т. создаются не только продукты потребления, но и сам деятель, субъект Т. — человек. В этом плане с полным основанием можно сказать: «Труд создал человека». Животное лишь пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего присутствия. Человек заставляет природу служить своим целям и тем самым господствует над ней. В развитии форм Т. от примитивных, навязанных внешней необходимостью, до свободнотворческих нашел свое отражение процесс прогрессивного развития человечества. Хотя «трудовая» гипотеза объясняет многие аспекты антропосоциогенеза, современными учеными, в том числе и отечественными, она признается недостаточной. Одним из существенных аргументов является то, что генетика отрицает наследование приобретенных признаков. Эта ситуация стимулирует ученых к поиску новых версий возникновения человека.

См. в других словарях

1.

  — целесообразная деятельность человека, рассмотренная 1) под углом зрения обмена человека с природой — в таком случае в труде человек при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей; 2) под углом зрения социально-исторической ее формы. В таком случае он предстает в социальных утопиях как преходящая форма деятельности. Труд есть «…вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» (Маркс К; Энгельс Ф. Соч.. 23, с. 195). Труд сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Благодаря ему развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеческий мозг, усовершенствовались органы чувств  человека, расширился круг его восприятий и представлений. Как целесообразная деятельность труд начался с изготовления орудий, становился из-за разделения труда частным, односторонним, отчужденным и монотонным. Обязательными моментами процесса труда являются…

Новая философская энциклопедия

2.

  — важнейшая форма культурной деятельности, воплощаемая в технологиях преобразования человеком природы, общества, самого себя, а также в ее продуктах (артефактах). При таком подходе культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека различными интеллектуальными средствами, а как практическая проблема изучения и формирования условий для реализации деятельностных способностей человека. Кроме того, эта трактовка культуры не ограничивает ее деятельностью (духовной) элиты, а связывает с материально-преобразующей деятельностью масс, главное занятие которых Т. Именно Т. и выступает источником культуры, создает все богатство общественных отношений, преобразует общество и человека. (Примечательно данное М. Горьким определение: “Культура. это любовь к ТРУДУ, но такая же неукротимо жадная, как любовь к женщине”. (Соч. в 25 т-х. — М., 1974, Т. 21. с. 186). Т. создает культуру не столько тем, что производит вещи, ценности, сколько формированием и развитием человека во всем богатстве его общественных связей и способностей. Через конкретные продукты Т. создает общественные связи, а тем самым — и…

Культурология

3.

  узаконенное усилие. Труд противоположен игре, т.е. бескорыстной деятельности. Отличается от усилия, которое может быть беспорядочным. Отличается своим принудительным характером (мы работаем из чувства долга, общественной необходимости) и особенно формой урегулированной деятельности (фиксированные часы работы, контроль труда и результатов). Тем не менее в некоторых случаях труд может соответствовать призванию индивида, его глубинным склонностям (художественное, философское или научное творчество): с психологической точки зрения тогда он уже не отличается от игры. Хотя понятие труда связывается прежде всего с физическим воздействием на мир (сельское хозяйство) или на машину (промышленность), — интеллектуальное усилие, теоретическое исследование, преподавание, управление предприятием или государством, — это тоже труд: понимания, синтеза, управления. Труд имеет место тогда, когда налицо социальная ответственность или просто настоящее творчество. С юридической точки зрения, «право на труд» — право, обязывающее государство обеспечить трудовую занятость каждому, кто в ней нуждается. …

Новый философский словарь

4.

  использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ; процесс преобразования природы с целью производства материальных и духовных благ. В развитой форме общества выделяется духовный труд, в процессе которого создаются интеллектуальные продукты. В технологическом отношении труд соединение профессионально подготовленной рабочей силы со средствами производства и приведение их в действие. Во всеобщем смысле, всякая деятельность человека, его физиологическое и духовное усилие, направленное на получение положительного результата. …

Евразийская мудрость от А до Я

5.

  включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности [15]. …

Теоретические аспекты и основы экологической проблемы

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

6 класс. Обществознание. Труд — Труд.

Сегодня мы начинаем новый раздел нашего курса, посвящённый труду. Наверное, каждый знает по себе, что трудиться для человека очень тяжело, большинство времени у нас нет желания этого делать. Однако труд, однозначно, обязателен для любого человека.

Наверняка вы знаете, что принято считать, что хороший человек – это трудолюбивый человек, а вот человек, который ленится, бесцельно проживает свою жизнь. Давайте выясним, почему же труд так полезен и необходим человечеству.

В самом общем смысле труд – это направленная деятельность человека. Мы все живём в мире, который сами для себя создали. В дикой природе не существует домов, улиц, газонов, тротуаров, автомобилей, квартир, лифтов и прочих предметов, созданных человеком. Всё это – плод человеческого труда. Получается, что труд – это, по сути, основная часть человеческой жизни. Но заниматься трудовой деятельностью далеко не так интересно, как праздно проводить время. Согласитесь, что если вы заняты каким-то делом, не особо вам сейчас интересным, но, тем не менее, необходимым, вы бы с удовольствием променяли его на лежание на диване или компьютерную игру. Ведь просмотр телевизора или компьютерные игры – это тоже некая деятельность. Получается, что труд имеет некую свою специфическую особенность.

 

Рис. 1. Труд человека (Источник)

Это действительно так. Далеко не всякая деятельность человека является трудом, потому что труд обязательно даёт какой-то результат, положительный либо отрицательный. Если вы заняты каким-то бесцельным делом, например, играете в компьютерную игру, то это не является трудом, так как вы просто пытаетесь провести своё свободное время таким образом. Никакой конечной пользы для вас или окружающих эта компьютерная игра не принесёт. Но для человека, который создал эту компьютерную игру, это был подлинный труд, потому что для него конечной целью являлся продукт, результат его деятельности. Вы же просто выступаете потребителем, который бесцельно тратит время, вы не развиваетесь от такого времяпровождения. То есть

труд – это действие, направленное на конечный результат, на достижение пользы. Человек должен преодолеть свою лень и апатию, чтобы получить конечный результат. Вот из таких шагов, из таких мелких действий и соткана вся наша жизнь. Мы окружаем себя теми действиями, которые создают природу человека. Ведь, как уже упоминалось, ничего того, что нас окружает в городах, в природе изначально не существовало.

Трудовая деятельность человека также бывает разной. Она отличается по сложности, характеру тех действий, которые выполняет человек, по содержанию того, что делает человек. Самая простая градация – деление труда на интеллектуальный и физический. Но и внутри данной градации также возможно дробление. Так, высокоинтеллектуальный труд можно разделить на низкоинтеллектуальный и высокоинтеллектуальный. В данном случае можно привести много примеров. Например, дворник – это работа, связанная с физическим трудом, когда человек убирает улицы, создаёт чистоту и порядок. В то время как врач или инженер – это люди интеллектуального труда, создающие нечто, используя, прежде всего, свои знания, а также умения и навыки. Но речь не идёт о том, чей труд более важен. Если у нас не будет дворников, если никто не будет убирать улицы, разве наша жизнь будет комфортной и её можно будет назвать человеческой? Любой труд человека важен и необходим. Главное – это понимать, как много вы можете сделать и что именно вы можете сделать.

Помимо деления труда на интеллектуальный и физический, можно привести и некоторые другие классификации труда. Так, труд можно разделить на

добровольный и принудительный. Ваши мама с папой наверняка работают где-то, но делают они это добровольно, для того, чтобы иметь возможность содержать семью и жить достойно. Однако, к сожалению, даже в современном мире нередки случаи, когда людей в бедных странах принуждают к труду помимо их воли, а они не имеют права отказаться. По сути труд рабов на плантациях являлся ярчайшим примером принудительного труда.

Также важно знать о том, что труд можно классифицировать как коллективныйили индивидуальный.  Допустим, если учёный в одиночку сделал некое открытие, такой труд является индивидуальным. Если же над проектом трудился целый научный коллектив, и вместе они пришли к какому-то результату, такой труд будет являться коллективным.

Это действительно очень важно – уже в вашем возрасте понять, чем именно вы можете заниматься. Дело в том, что каждый из нас предназначен для какого-то труда, так сложилась человеческая цивилизация. Не каждый может стать врачом, не каждый может стать писателем, не каждый может стать художником или военным. Абсолютно бесталанных людей в мире нет, у каждого человека есть свои склонности и способности. Но иногда бывает сложно понять, в чём именно заключается твой талант. Вы должны уже сейчас научиться прислушиваться к себе для того чтобы понять, а что можете именно вы, какой труд для вас был бы интересен, какое дело приносило бы пользу и вам, и окружающим людям.

 

Рис. 2. Выбор профессии (Источник)

Если вы сможете правильно определить то, к какой профессии вы имеете склонность, в таком случае ваша жизнь сложится весьма удачно. Человек, который занимается делом, которое он любит, – это, как правило, успешный человек, человек, который живёт в достатке. Жизнь такого человека доставляет ему самому удовольствие, потому что заниматься тем трудом, для которого ты предназначен, —  быть может, самое большое счастье.

При этом трудиться можно совершенно по-разному. Можно выпускать какие-то конкретные

конечные продукты или вещи.  Все мы с вами являемся потребителями таких вещей, когда идём в магазин и покупаем то, что нам необходимо. Обувь, одежда, предметы домашнего обихода – всё это сделано кем-то. Видимо, люди, которые произвели все эти товары, предназначены для такого труда. С другой стороны, многие из вас бывали в салонах красоты или больницах, где вам оказывали некие услуги. Труд людей, работающих в данной сфере – предоставление определённых услуг. В данный момент вы изучаете онлайн-урок, то есть мы оказываем вам образовательную услугу.  Иными словами, услуга – это действие, обязательно осуществленное при взаимодействии поставщика и клиента.

Человек трудится всегда, человек трудится постоянно, потому что это форма существования человеческой цивилизации. Поэтому для вас важно определиться уже сейчас, кем вы хотите стать.

Так постепенно мы подходим с вами к изучению большого блока, который в будущих классах будет для вас основным в курсе обществознания. Речь в данном случае идёт об экономике. Все те продукты, которые производит человек, это не просто какие-то вещи, а то, что мы называем товаром.  Товар — это продукт труда, произведённый для продажи (или шире — обмена), а не для собственного потребления. Любой товар, будь то услуга или какой-то конечный продукт, имеет свою цену. В данном случае мы можем говорить о том, что цена товара – это интегральный показатель, на который оказывает влияние много компонентов. Кто-то произвёл продукт, причем, иногда это один человек, а иногда множество людей. Соответственно, каждый из этих людей вложил часть своего труда в цену этого товара, каждый должен получить какие-то деньги от его продаж.

Заработная плата – это справедливое вознаграждение за проделанный людьми труд. Конституция РФ определяет заработную плату как «вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты». С самого начала мы упоминали о том, что человек очень любит отдыхать и далеко не так сильно любит трудиться. Тем не менее, мы все пытаемся преодолеть в себе слабости. Если вы хорошо трудились и сделали какой-то качественный продукт, причём неважно услугу или конкретную вещь, и получили за это вознаграждение, это совершенно нормально. Это вознаграждение может быть небольшим, а может представлять собой достаточно крупную сумму. Всё зависит от того, насколько важный и качественный тот продукт, который вы сделали, насколько он востребован сейчас и в будущем.

Бывает и такое, что труд людей при жизни может и не быть оценён людьми их поколения. Например, создателя Эйфелевой башни укоряли за его произведение, считая, что оно уродует облик Парижа. Сейчас же Эйфелева башня – это символ Парижа, без которого просто невозможно представить этот город.

 

Рис. 3. Эйфелева башня (Источник)

Иногда и художников, и скульпторов признают значительно позже того времени, когда они творили. Но в любом случае труд для человека – это обязательная форма существования. Человека не существует без создания того, чего нет в дикой природе. Единственный вектор, о котором точно знает человечество, это наша цель создавать те вещи, которых в природе нет, окружать себя своими творениями.

На следующем занятии мы поговорим о том, какого человека можно назвать богатым. Мы побеседуем о том, стыдно ли быть богатым или, напротив, богатством можно гордиться и даже кичиться.

Быть может, вы слышали о немецком философе Фридрихе Энгельсе.  В 19 веке немецкая философская школа была, пожалуй, одной из самых сильных в Европе, да и в мире в целом. Немецкие учёные достигли больших высот в познании человеческого бытия, в познании общества. Энгельс написал крайне любопытную работу «О происхождении человека, труда и капитала».  В ней он провёл сравнительную линию между доисторическим этапом развития человека  (по сути человек в то время был обезьяной) и периодом, когда появился человек разумный.

В основе развития человека, с точки зрения Энгельса, лежал именно труд. То есть с того момента, как человекообразная обезьяна начала использовать орудия труда, пусть даже самые примитивные, начинает формироваться человек. Даже, более того, Энгельс доказывал, что были и физиологические изменения в человеке: например, изменилось расположение большого пальца, что помогло человеку совершать операции, связанные с  мелкой моторикой. Благодаря такому строению кисти люди могут совершать операции, для которых необходима значительная ловкость рук, чего другие живые существа на Земле делать не могут.  Мы создаём себе всё более новые орудия труда, и, соответственно, трудимся всё более эффективно. Человек получил тот облик, который сейчас имеет. Концепция эта интересна, но в то же самое время она весьма спорная: можно привести какие-то контраргументы, то есть аргументы, которые могут опровергнуть размышления Энгельса.

Важно то, что труд для человека – основополагающая форма его существования. Мы создаём для себя какие-то предметы, иногда нужные, и иногда – не очень, но в любом случае всё, что сделал человек для себя, помогает ему оставаться человеком. Потому что ничего из этого природа ему не дала и дать не могла. Быть человеком – значит создать себя самому.

Рекомендованное домашнее задание

1. Ответьте на вопросы к картине  на странице 125, выполните задания на странице 126 . Учебник: Виноградова Н.Ф.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. —  Просвещение, 2004.

2. Чем отличаются товары и услуги? Приведите примеры товаров и услуг.

3. *Как вы считаете, верна ли теория Энгельса о происхождении человека и труда? Найдите в литературе или интернете несколько аргументов за и против этой теории.

Источник

www.kursoteka.ru

ЕГЭ. Человек Тема 6. Деятельность |

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности.  Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия  бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человекаЧерты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.

 

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).  Поэтому  при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

 

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

Обществознание труд — Каково место труда в жизни человека? (Обществознание) — 22 ответа



В разделе Домашние задания на вопрос Каково место труда в жизни человека? (Обществознание) заданный автором Ксю Щипакина лучший ответ это Ответственность и обязанность. Никаких плюсов.

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Каково место труда в жизни человека? (Обществознание)

Ответ от Простуженный[новичек]
Человек красив и славен своим трудом. В труде – смысл жизни. Так было и будет во все времена. Не зря же из глубины веков дошло до нас много пословиц, выразивших отношение человека к труду. Мы оцениваем человека по тому, как он работает и как он относится к другим людям. Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Труд немыслим без человека, а человек немыслим без труда.
М. Пришвин писал, что «все прекрасное на земле – от солнца, и все хорошее – от человека». Продолжая эту мысль, можно добавить, что все самое необходимое создано трудом человека. По разному человек может относиться к труду. Для некоторых труд – обуза, которая отнимает силы и время. Может быть, это люди, которые выбрали профессию не по душе, или те, кто материально обеспечен и живет за счет других людей. Но для таких людей жизнь становится, с одной стороны, мукой, а с другой стороны – пустым времяпрепровождением. Главное – ощутить радость труда, и тогда жизнь наполнится иным смыслом, станет ярче и богаче. У человека может и не быть любимой работы, но быть любимое занятие, увлечение. Нередко бывает так, что кто то ходит на работу ради материального обеспечения себя и своей семьи. Да, такой человек работает добросовестно, и люди его за это уважают, но раскрыть себя он может только в любимом деле, которому отдает всю душу. И тогда такое дело спорится, потому что делается с вдохновением и любовью. Еще Эзоп считал, что «истинное сокровище для людей – умение трудиться» .
Человеческая красота ярче всего раскрывается в труде. Проходя по улицам города, наверное, каждый из нас хотя бы иногда обращал внимание на то, как красиво человек работает. Часто в парках можно увидеть художников, рисующих чей то портрет. Смотришь и поражаешься таланту человека творца. Действительно, человек красив в труде и прекрасно то, что он создает. Мы иногда непроизвольно обращаем внимание на человека, который с воодушевлением выполняет, казалось бы, обычную работу. Присмотритесь, как работают некоторые каменщики. Быстро, слаженно, ровно, кирпичик к кирпичику. На первый взгляд может показаться, что ничего сложного в такой работе нет. Не работа, а игра. Но любое дело требует навыков, умений, которые приходят с опытом. И самое главное – результат зависит от того, с каким настроением ты выполняешь работу. Ведь и дома, если тебе что то нравится, ты делаешь с желанием, удовольствием, а если не хочется что то делать, все, как говорится, из рук валится.
Мы живем в прекрасном мире. Окружающий нас мир – это мир природы и мир, созданный трудом человека. Но самое главное украшение Земли – это человек. Умный, добрый, трудолюбивый. И если все люди будут такими, тогда они смогут сохранить и сделать еще краше нашу планету. Мы живем для того, чтобы оставить о себе память. Наша память – это наши добрые дела и поступки, это наше духовное богатство. А духовное богатство личности складывается прежде всего из уважения к труду, благодаря которому создано все прекрасное на Земле.

Ответ от Европеоидный[новичек]
+


Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Эйфория на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Эйфория

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Урок обществознания «Труд – основа жизни». 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: раскрыть роль и значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему через игровую и исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с исследованием как новым типом познавательной деятельности.
  • Сформировать понятие о трудовой деятельности и показать ее значение в жизни человека.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, созданная по итогам исследования.

Литература:

  1. Обществоведение 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др./авт.-сост. С.Н. Степанько. — Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 6 кл. / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Горецкая и др.; ред. кол. Л.Н.Боголюбов и др.] — М.: Просвещение, 2008.

Источники:

  1. Большой энциклопедический словарь
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации

Организационный момент: заранее расставляется мебель по схеме

Ход урока

На интерактивной доске — слайды с видами профессиональной деятельности (слайды 1-6).

— Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах? Что они делают?

(Работают, трудятся)

— Сегодня мы поговорим о том, что такое труд и каково его значение в нашей жизни.

Запишем тему урока «Труд — основа жизни» (слайд 7).

— Сегодня наш урок мы проведем в форме игры «Сто к одному» (слайд 8).

Для этого мы заранее распределились по командам, дали им название и выбрали капитанов. Ребята, участвовавшие в проведении анкетирования, сегодня будут экспертами. Ученик, ведущий счет будет оформлять оценочный лист (Приложение 1). Правила игры вам знакомы. После того, как будет задан вопрос, команда совещается одну минуту, капитан выбирает один ответ из ряда предложенных командой вариантов и озвучивает его. В случае совпадения ответов капитан может выбрать на свое усмотрение один из предложенных ранее ответов команды или назвать свой. Наибольшее количество баллов получит команда, которая назвала самый распространенный ответ.

К сегодняшнему уроку мы подготовились заранее. (Рассказ ученицы о проведении анкетирования: «Мы провели опрос среди учителей и учащихся нашей школы. Для этого заранее составили и распечатали анкеты. Всего было опрошено 69 человек. Из них 19% - учителя, 35% — учащиеся начальных классов. 30% - учащиеся старших классов и 16% — учащиеся среднего звена. Были заданы следующие вопросы: Что такое труд? Что создается трудом? Как вознаграждается труд? Какие пословицы о труде вам известны?» (Приложение 2)).

Итак, первый раунд «Простая игра» (слайд 9).

— Назовите самый популярный ответ на вопрос «Что такое труд?» (слайд 10)

После обсуждения (1 минута), команды называют свои варианты ответов, которые записываются на доске.

На интерактивной доске по одному открываются ответы:

Деятельность 47
Работа 26
Вся жизнь 8
Действия 7
Возможность самосовершенствования 6
Школьный предмет 2,5
Средство заработка 2
Отличие человека от животных 1,5

Баллы, полученные командами, записываются на доске.

— Большинство опрошенных считают, что труд - это деятельность.

Наши эксперты работали со словарями в библиотеке и вот, что им удалось выяснить. Один из учащихся читает определения из словарей В.И.Даля, С.В.Ожегова, Большого энциклопедического словаря, заранее подготовленные для урока (слайды 11, 12, 13).

— Давайте обобщим полученные сведения о труде, итак труд — это (слайд 14):

  • целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий труда материальных и духовных ценностей;
  • усилие, направленное на достижение чего-либо;
  • результат деятельности, работы, произведение;
  • работа, занятие.

В тетрадях делается запись: Труд — это деятельность человека, которая имеет определенную цель, требует специальных знаний и умений и всегда приводит к результату (слайд 15).

Второй раунд нашей игры (слайд 16) «Двойная игра»

— Назовите наиболее часто встречающийся ответ на вопрос «Что создается трудом?» (слайд 17)

После того, как даны ответы, на доске появляются данные опроса:

Все 27
Вещи 25
Материальные ценности 20
Духовные ценности 7
Жизнь 6
Умения 5
Будущее 4
Знания 3
Счастье 2
Деньги 1

— Откройте учебники на странице 71.

Чтение, работа с картинкой на странице 71. В тетрадях делаются записи понятий услуга, товар (слайд 18).

Третий раунд нашей игры «Тройная игра» (слайд 19)

— Вопрос: «Как вознаграждается труд?» (слайд 20)

После минуты обсуждения ответы команд записываются и на доске появляются результаты опроса:

Деньги 35
Материальное вознаграждение 12
Моральное удовлетворение 11
Благодарность 10
Похвала 9
Награда 6
Вещи 5,5
Знания 4,5
Отдых 4
Уважение 2
Оценка 1

Чтение текста учебника на странице 72-73, обсуждение картины и рассказа Л.Н.Толстого на странице 72.

— Вывод — вознаграждением за труд может быть не только материальное поощрение, но и удовлетворенность результатом, а также благодарность окружающих, польза людям.

Сообщения учащихся по вопросам (Приложение 3)

— Давайте выясним, каким может быть продолжительность рабочего дня для взрослого человека в нашей стране.

— Могут ли дети работать?

— На каких работах запрещено использовать труд детей?

— Каковы условия труда для несовершеннолетних?

— Итак, ребята, давайте подведем итог — что мы сегодня узнали? (Что такое труд и почему труд - это основа жизни)

Наконец, наш последний раунд «Игра наоборот» (слайд 21).

Какая пословица реже всего упоминалась в ответах? (слайд 22)

Терпенье и труд все перетрут 1
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда 2
Сделал дело — гуляй смело 4
Делу время — потехе час 5
Труд кормит, а лень портит 7
Работа не волк — в лес не убежит 9
Долог день до вечера, коли делать нечего 10
Сколько потопаешь, столько и полопаешь 30
Кто не работает, тот не ест 32

Подсчитываются баллы, озвучиваются победители, которые в следующей работе будут экспертами (слайд 23).

Выставление оценок учащимся, подведение итогов урока.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ТРУД — это… Что такое ТРУД?

        целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде Т. есть, как писал К. Маркс, «… вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 195).         Т. сыграл решающую роль в процессе формирования человека. Ф. Энгельс подчёркивал, что благодаря Т. развились функции рук и органов речи, произошло постепенное превращение мозга животного в развитый человеч. мозг, усовершенствовались органы чувств человека. В процессе Т. у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся историч. отмечали классики марксизма, есть не что иное, как образование человека трудом.         Т. как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий Т. Постепенно Т. становился более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным (см. Разделение труда). Обязательными моментами процесса Т. являются целесообразная деятельность, или собственно Т., предметы Т. и средства Т. В процессе Т. люди вступают в определ. связи и отношения между собой — производственные отношения. Характер последних определяет социальный характер Т., ибо с изменением форм собственности происходит изменение способов соединения рабочей силы со средствами производства.         При первобытнообщинном строе не было эксплуатации человека человеком, ибо уровень развития производит. сил был столь низок, что весь затрачиваемый в процессе производства Т. едва обеспечивал существование членов общины. При рабовладельческом строе путём внеэкономич. принуждения к Т. рабовладелец присваивал весь прибавочный и часть необходимого продукта, созданного рабом. При феодализме гл. формой принуждения к Т. оставалась внеэкономическая: крестьянин принуждался к Т. на феодала в силу личной зависимости от него. Но Т. крепостного крестьянина в своём хозяйстве открывал некоторые возможности для личной заинтересованности в результатах этого Т. При капитализме работники производства — юридически равноправные и свободные граждане. Но лишённые средств производства, они вынуждены под угрозой голода продавать капиталистам свою рабочую силу. Экономич. форма принуждения к Т. обеспечивает капиталистам массовый и «добровольный» вриток продавцов рабочей силы, которая становится то-паром. Т. рабочего создаёт сверх стоимости его рабочей силы прибавочную стоимость, которая присваивается собственником средств производства — капиталистом.         В условиях товарного производства Т. имеет двойственный характер. С одной стороны, он является Т. конкретным (напр., Т. слесаря, портного и т. д.) и создаёт потребительную стоимость товара. Вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий Т. вообще, независимо от качественных различий многообразных видов Т.,— абстрактный Т. В качестве абстрактного Т. образует стоимость товара. Двойственный характер Т. отражает объективно существующее противоречие между Т. частным и общественным. Т. каждого отд. производителя — его частное дело. Поэтому Т. отд. товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень обществ. разделения Т. объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но обществ. характер Т. при капитализме проявляется лишь на рынке, и в этом заключается одно из глубоких антагонистич. противоречий капиталистич. общества.         При социализме социалистич. производств. отношения обусловливают возникновение новых экономич. законов, определяющих характер, природу и организацию Т.: основного экономич. закона социализма, закона планомерного, пропорционального развития нар. хозяйства, закона распределения по труду и др. К осн. особенностям Т. в условиях первой фазы коммунизма относятся следующие: превращение Т. из подневольного бремени в свободный от эксплуатации Т., гармоничное сочетание Т. на себя и Т. на общество, новое, творческое отношение к Т.; социалистич. кооперация Т. Для социализма характерно обеспечение реального права на Т. и всеобщность Т.; сочетание материального и морального стимулирования Т.; повышение уровня жизни трудящихся и всего народа на основе роста производительности Т.; постепенное преодоление и разрешение неантагонистич. социальных различий и противоречий в обществ. Т.         Одна из важнейших особенностей Т. в условиях социализма — устранение эксплуатации человека человеком. Социалистич. государство определяет в плановом порядке оптимальное сочетание между Т. на себя и Т. на общество, устанавливая пропорции между необходимым и прибавочным Т., между потреблением и накоплением. Возникает и получает развитие социалистич. кооперация труда, принципиальная особенность которой — развитие самодеятельности и инициативы трудящихся, проявляющихся в различных формах социалистического соревнования.

        При социализме Т. постепенно становится непосредственно обществ. трудом. Однако непосредственно обществ. Т. находится лишь на первой ступени своего развития, ибо, во-первых, к нему не относится труд крестьян-единоличников, ремесленников, кустарей, а также Т. в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служащих, в сфере обмена на неорганизованном рынке, в домашнем хозяйстве; во-вторых, обществ. Т. характеризуется социальной неоднородностью.

        Для социализма характерна всеобщность труда. В социалистич. обществе нет классов, слоев, обществ. групп, которые бы не принимали участия в общественно, полезном Т. Система социалистич. производств. отношений обеспечивает реальное право на Т. Социализм ликвидирует безработицу. Право на Т. законодательно закреплено конституциями социалистич. стран. Ст. 40 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР имеют право на труд — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера,—включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей.

        Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства».

        Обществ. организация Т., её успешное развитие в условиях социалистич. экономики возможны только при разумном сочетании централизации с развитием демократии, демократич. форм и методов руководства обществ. Т. Важнейшая черта социалистич. организации Т.— использование материальной и моральной заинтересованности людей в результатах их труда, что обеспечивается распределением по количеству и качеству Т., а также моральным поощрением работников социалистич. производства.

        Для социалистич. Т. характерен неуклонный рост его производительности, повышение на этой основе уровня жизни трудящихся и всего народа. Производительность Т. в нар. хозяйстве растёт на основе совершенствования и внедрения новой техники и технологии, изменения структуры производства, улучшения организации производства, совершенствования организации Т. и т. д.

        Т. работников социалистич. общества различается по уровню квалификации, по степени тяжести, по условиям, в которых он протекает, по интересу, который он вызывает у исполнителей. Неравенство в обществ. Т. лежит в основе противоречий, связанных с распределением материальных благ по количеству и качеству Т.

        Некоторые противоречия между личными и обществ. интересами заложены в самих отношениях социалистич. распределения: каждый участник производства заинтересован в том, чтобы получить за свой Т. максимальную оплату, а интересы всего общества заключаются в том, чтобы строго и последовательно осуществлялся принцип оплаты по количеству и качеству Т. и обеспечивалось социалистич. накопление, необходимое для расширенного воспроизводства. В. И. Ленин придавал большое значение разрешению этого противоречия, и даже существование государства при социализме он связывал также с необходимостью обеспечить контроль над мерой Т. и мерой потребления, «…постольку остается еще необходимость в государстве, которое бы, охраняя общую собственность на средства производства, охраняло равенство труда и равенство дележа продукта» (ПСС, т. 33, с. 95). Противоречия между личными и обществ. интересами порождаются также нарушениями в использовании экономич. законов — закона распределения по Т., возмещения затрат рабочей силы, планомерного развития нар. хозяйства, высвобождения рабочей силы, закона стоимости и др.         На обществ. организации Т. в условиях развитого социализма отражаются противоречия, возникающие между быстро развивающимися производит. силами и устаревающими производств. отношениями. Совр. на-учно-технич. революция, сопровождаемая огромным ростом культуры, квалификации, уровня общего и спец. образования миллионов трудящихся, совершенствует производит. силы общества. Производственные же отношения не всегда своевременно приводятся в соответствие с изменениями в производит. силах.         В условиях развитого социализма происходит постепенное преодоление существующих на первой фазе коммунизма социально-экономич. различий (неантаго-нистич. противоречий) в общественном Т. Разрешение этих противоречий составляет важнейшую задачу экономич. и социальной политики КПСС и социалистич. государства, направленную на разумное сочетание централизованного руководства и самостоятельности, инициативы предприятий (объединений), расширение их прав и усиление материального стимулирования всех работников. Одной из важных задач коммунистич. партии и социалистич. государства является воспитание нового, коммунистич. отношения к Т. у всех граждан.         Т. на высшей фазе коммунизма будет значительно отличаться от Т. в условиях социализма: «…различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно…» (Ленин В. И., там же, с. 98). Перерастание социалистич. Т. в Т. коммунистический предполагает создание ма-териально-технич. базы коммунизма, достижение такого высокого уровня развития производит. сил, который обеспечит огромный рост производительности обществ. Т. и глубокие изменения в его характере: возникновение и развитие коммунистич. разделения Т.; ликвидацию неантагонистич. противоречий между умственным и физическим Т., между Т. в городе и деревне и, следовательно, преодоление социально-экономич. различий в Т. и его односторонности; дальнейшее обобществление Т., а также изменение масштабов и характера домашнего хозяйства, обеспечивающее фактическое равенство женщин в обществе и семье; превращение Т. в первую жизненную потребность каждого человека; наиболее полное развитие принципа «от каждого по способностям»; постепенный переход к коммунистич. принципу распределения «каждому по потребностям».         Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; его же, К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Ленин В. И., Государство и революция, ПСС, т. 33; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его ж е, Великий почин, там же, т. 39; его же, Как организовать соревнование?, там же, т. 35; его же, Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Сов. власти», там же, т. 36; его же, Речь на III Всеросс. съезде проф. союзов, 7 апреля 1920 г., там же, т. 40; его же, К четырёхлетней годовщине Окт. революции, там же, т. 44; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Струмилин С. Г., Проблемы экономики Т., М., 1957; Маневич Е. Л., Проблемы обществ. Т. в СССР, М., 1966; его ж е, Вопросы Т. в СССР, М., 1980; Подмарков В. Г., Социальные проблемы организации Т., М., 1969; Социальноэкономич. вопросы организации Т., М., 1974; Т. в условиях развитого социализма, М., 1977; Система управления Т. в развитом социалистич. обществе, М., 1980.

        Е. Л. Маневич.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Труд – как общественно-полезная деятельность

В экономической и другой специальной литературе отсутствует четкое, а тем более однозначное определение труда.

Чаще всего понятие труд употребляется как широкий термин для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг. В этом смысле любая работа, любого вида деятельность охватывается общим понятием «труд».

С точки зрения социально-экономической сущности, как научная категория. Труд представляет собой сознательную, целесообразную деятельность людей, направленную на видоизменение и приспособление предметов внешней среды с целью создания материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом.

Труд есть деятельность человека, людей, обладающая тремя основными признаками: осознанность действий, энергозатратность, наличие полезного, общественно признанного результата.

Осознанность означает, что человек в начале создал в своем сознании проект, модель действий, а затем уже приступил к осуществлению заранее выработанных намерений. Если исходить из этого критерия, то неосознанные, инстинктивные действия не являются трудом. Основываясь на таких представлениях, правомерно считать, что только человек может применять осознанные трудовые усилия, т. е. трудиться.

Энергозатратность труда проявляется в том, что на осуществление трудовой деятельности затрачивается дополнительная физическая и умственная энергия. То есть помимо затрат энергии, на поддержание и воспроизводство жизнедеятельности организма. Труд – это работа, требующая ощутимых усилий, весомых энергозатрат.

Наконец, труд характеризуется результативностью. Любая деятельность завершается определенным результатом, имеет некоторый итог. Иногда говорят, что сам факт наличия действий, процесса их осуществления и есть результат. Так вот, труду свойственен не просто результат, а общественно полезный результат. Труд «для себя» отличается от «труда для других» только тем, что второй вид труда должен оплачиваться другими, обществом.

Определенная сложность применения третьего критерия труда обусловлено неоднозначным толкованием термина «общественно признанный результат», ибо один и тот же результат в одной ситуации может признаваться нужным, а в другой – бесполезным. Но это уже задача общества, государства, и их институтов – определять, какие результаты деятельности полезны, необходимы, плодотворны, обладают общественной и личной ценностью, а что обществом не востребовано, не имеет общественной полезности.

Таким образом, труд есть – исключительное достояние человека. Прежде чем начать трудиться, человек мысленно представляет результат труда, затем в процессе труда осуществляет свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и который он должен подчинять свою волю.

Трудовая деятельность изменяет не только внешнюю среду, природу, она изменяет и самого человека. В процессе труда человек совершенствует свои физические и духовные способности, накапливает производственный опыт, обогащает свои знания.

Труд как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой составляет неотъемлемое условие человеческой жизни. Он является основой жизнедеятельности и развития человека. История человечества свидетельствует, что благодаря труду человек выделился из мира животных.

Известно, что объективные условия жизни и существования побуждают человека трудиться. Труд в этом смысле не зависит от какой бы то ни было определенной формы организации общественной жизни, т. е. он как отношение человека к природе одинаковых для всех общественных форм, для всех способов производства, для любого общественного строя.

«Труд» и «работа» не являются понятиями равнозначными или тождественными. Труд по своей природе есть труд общественный благодаря его созидательной роли в жизни общества причастности человека к общественным результатам. Ведь конкретная трудовая деятельность одновременно является деятельностью, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Поэтому труд присущ только человеку. «Работа» — понятие, имеющее физический смысл. Она может выполняться и человеком, и машиной, и животным. Труд имеет временную характеристику и измеряется рабочим временем. Работа измеряется в натуральных единицах – килограммах, метрах, штуках и т. д.

В экономической литературе по вопросам труда иногда можно встретить и такое понятие, как «субстанция труда». В общем термин «субстанция» означает, во-первых, сущность, то, что лежит в основе; во-вторых, то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого.

В течении многих лет в специальной литературе под субстанцией труда понимались затраты нервов, мускулов, органов чувств и пр. в процессе труда. Другими словами, субстанция труда – это энергия, расходуемая организмом человека в процессе труда в определенной целесообразной форме. Данная трактовка этой категории представляется наиболее приемлемой, поскольку энергия, естественно, расходуется через человеческие органы в пространстве и времени, что и дает основание представлять ее как субстанцию труда.

Обязательными элементами являются целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда.

Предмет труда – вещество природы, н которое человек воздействует в процессе труда с целью приспособления его для личного или производственного потребления. Предмет труда, который уже –подвергался воздействию человека и предназначен для дальнейшей обработки, является сырым материалом (сырьем).

Такое различие существует потому, что не каждый сырой материал всегда есть предмет труда. Так, угольный пласт в шахте руда или нефть в недрах – предмет труда, но не сырье, так как они еще не подверглись воздействию человеческого труда.

Добытые уголь, руда или нефть, предназначенные для переработки – это уже сырье и как таковое предмет дальнейшего труда.

Это не значит, что любое вещество природы и есть предмет труда. Вещество природы только тогда становиться предметом труда, когда на него воздействует труд.

Помимо самого труда и предмета труда процесс производства материальных благ предполагает еще один важный элемент – средства труда.

Средства труда – это вещественные элементы, посредством которых человек воздействует на предмет труда. Это, прежде всего орудия труда (машины, механизмы, оборудование и пр.), чьи механические, физические и химические свойства человека используют в соответствии со своей целью. К средствам труда в более широком смысле принадлежат также все материальные условия труда, как, например, всеобщее средство труда – земля, без которого процесс производства вообще не может совершенствоваться, а также производственные здания, сооружения, дороги и другие средства коммуникации, разветвленная инфраструктура общественного производства и т. д.

investobserver.info