Три вида социальной стратификации – 12. Социальная стратификация. Исторические формы и концепции стратификации. — Социология — Каталог статей

3. Социальная стратификация. Типы стратификационных систем

Возможность многомерного анализа нам дает специальный метод исследования структуры общества – метод стратификации. Термин «стратификация» заимствован из геологии, он означает «расслоение» (лат. straum – слой). Социология применяет этот термин для обозначения расслоения, дифференциации общества на группы, слои, находящиеся в неравном положении по отношению друг к другу, или, как говорит Э.Гидденс, «структурированного неравенства» 5.

Необходимо отметить три значения термина «социальная стратификация», которым обозначают:

    1. процесс реального расслоения общества; структурированное, институализированное, функциональное неравенство;

    2. метод анализа структуры общества;

    3. картину расслоения общества, которая получается в результате применения метода.

    Основы современного подхода к исследованию социальной стратификации были заложены М. Вебером и П. Сорокиным. Они различают, как минимум, три аспекта стратификации — расслоения общества. По М. Веберу, это:

    1. Социальный аспект, представленный статусными группами. В них объединяются люди, имеющие сходный стиль жизни, образование, происхождение. Неравенство положения статусных групп определяется неодинаковым отношением общества к той или иной группе, различиями в престижности и предпочитаемости статусных позиций. Так различаются слои «образованных» «родовитых», «деловых», «торговцев», «обывателей» и т.п.

    2. Экономический ярус, куда вслед за К.Марксом Вебер помещает классы. Здесь неравенство определяется различиями в распределении собственности, величиной доходов и ролью на рынке.

    3. «Юридический аспект», который мы сегодня назвали бы «политическим». Он связан с группами, стремящимися к власти. Люди объединяются в такие группы по сходству политических взглядов и интересов (демократы, коммунисты, национал — патриоты, государственники…). Неравенство в положении этих групп в обществе определяется степенью обладания властью, силой влияния (power).

    Подход М. Вебера отличается от логики К. Маркса не только тем, что к экономическому расслоению он добавил еще две статусные характеристики и модель стала трехмерной.

    К. Маркс считал, что если люди не равны во всем (во многом), то потому, что не равны в одном, главном, классообразующем основании: три измерения (что используют, на что живут, каким трудом заняты) необходимо совпадают, накладываются одно на другое, и с какой бы стороны ни рассматривалось неравенство, оно неизбежно сведется к отношениям собственности. По М. Веберу, если люди не равны в чем — либо одном, то это не означает, что они не равны в другом (во всем). Три аспекта измерения неравенства пересекаются, но не всегда совпадают, несводимы один к другому, не определяются какой-то общей, решающей детерминантой, даже если стремятся к этому. Более того, даже власть не всегда приносит «социальную честь», престиж (их иерархия может быть и обратной). И экономическая власть, положение на рынке не всегда распределяет людей между классами как носителями «общих действий». Такой носитель, как считает М. Вебер, – это сословие, естественно сложившаяся общность людей, связанных с социальной оценкой важности их свойств независимо от имущественного положения (джентльмен, профессионал и др.) (3, с.139)

    П.А. Сорокин анализирует систему стратификации общества также по трем срезам. (17, с. 302). Как и у Вебера, это прежде всего экономическое и политическое неравенство, но третий аспект у Сорокина – профессиональное расслоение общества. Неравенство в статусе профессиональных групп определяется престижностью той или иной профессии. Социальная стратификация как процесс дифференцирует любые совокупности людей (населения), выделяемые на основе разных параметров, на классы, занимающие высшие и низшие ранговые позиции, находящиеся в иерархической зависимости. Подчеркивая динамичность этого процесса, ученый предсказывает революцию в доходах, рост материального благополучия, взрыв демократических институтов, революцию в образовании, усиление роли студенчества, возрастание престижа преподавания и многие другие результаты стратификации. Он делает выводы о том, что нестратифицированных обществ не существует, есть лишь эгалитарные тенденции, что критерии расслоения могут не совпадать, хотя группы и стремятся к интеграции (например, дать бедным большие политические права), что социальная мобильность является закономерностью развития структуры общества.

    Анализируя типы стратификации в разных обществах в разное время, П.Сорокин показывает, что социальная стратификация – динамическая система, т.е. постоянно изменяется. Меняется профиль стратификации и ее высота. Профиль стратификации зависит от численности каждой из неравно расположенных групп, а ее высота – от различия в положении самого высокого и самого низкого социального слоя.

    В стратификации российского общества по уровню доходов можно выделить пять основных групп (названия условны):

    1. Бедные;

    2. Малообеспеченные;

    3. Обеспеченные;

    4. Состоятельные;

    5. Богатые.

    На основе статистических данных, взятых за определенный период, отметим количественную динамику этих групп, рассчитав их долю в общем населении (в %).

    1

    2

    3

    4

    5

    1993

    32

    41

    20

    5,5

    1,5

    1998

    40

    20

    20

    15

    5

    2003

    23

    40

    20

    12

    5

    Пользуясь этими данными, мы можем построить профиль экономической стратификации в нашей стране и сравнить его с другими.

    1 Для наглядности предлагаем подготовить к семинарскому занятию ряд таких профилей.

    Профиль стратификации показывает, что большинство населения России принадлежит к «низшим» слоям общества, средние слои мало представлены. Профиль такого типа образно называют «грушей», в сравнении с «лимоном», представляющим численность доходных групп в развитых странах, и «Эйфелевой башней» латиноамериканских государств. Три «груши» с разницей в 5 лет дадут представление о том, в какую сторону идут процессы стратификации и какая получается картина.

    Для оценки высоты экономической стратификации используется специальный показатель – «децильный коэффициент». Сопоставляются доходы 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных. В США этот показатель равен 1:14, в России до экономических реформ он составлял 1:4, в 1993 г. его оценивали как 1:10, в 1995 г. он составлял 1:11 и с тех пор официально не изменялся. Это говорит о том, что в нашей стране намечается стабилизация процессов расслоения общества по уровню доходов. Но необходимо отметить, что это официальные данные, которые могут быть неточными. Сегодня высокие доходы зачастую скрываются, поэтому реальный показатель высоты стратификации может быть гораздо больше (некоторые эксперты называют соотношение 1:25).

    Высота экономической стратификации – очень важная характеристика общества, поскольку слишком большое различие в доходах между группами “богатых” и “бедных” грозит ростом недовольства бедных слоев, которое сейчас и фиксируют социологические опросы в нашей стране. Неудовлетворенность своим материальным положением легко переходит в недовольство общественным устройством и политикой властей, выводит людей на площади и улицы.

    Проблема бедности существует во всех обществах. Многие страны пытаются решить ее с помощью специальных социальных программ. Несколько стран, например, Швеция, Швейцария добились почти полного исчезновения бедности, используя политику “двух третей”, при которой большой слой обеспеченных людей может «прокормить» 1/3 населения, нуждающегося в поддержке государства. Однако ни в одном обществе проблема не решена полностью отчасти и потому, что богатые не очень охотно делятся с бедными, а налоговой прессинг приводит к вывозу капитала.

    Кто же сегодня в российском обществе беден? Еще недавно, в начале 90-х гг., это были безработные, сокращенные с предприятий, члены неполных и многодетных семей, матери-одиночки, пенсионеры, инвалиды, беженцы. Эти категории людей прежде всего нуждаются в социальной защите, специальных государственных пособиях. Такие пособия существуют, хотя их размер недостаточен для поддержания достойного уровня жизни. Но сегодня процесс имущественной поляризации стремительно разворачивается, и на социальных полюсах оказываются иные, в том числе и новые слои. За чертой физиологического выживания (ниже «прожиточного минимума», отражаемого в стоимости так называемой «потребительской корзины») оказались большинство рабочих госпредприятий, учителя, врачи, культработники, студенты, ряд специалистов и служащих с высшим образованием.

    Социальный верх составляют сегодня не только потеснившаяся старая и весьма живучая партгосноменклатура, но и хозяева и руководители фирм, совместных предприятий, лидеры коммерческих структур, новая политическая элита, добравшаяся до привилегий, компрадорская необуржуазия, интеллигенция коренного этноса в суверенизированных районах и др., т.е. и слой богатых неоднороден. Расслоение на «богатых» и «бедных» по одному критерию недостаточно, ибо речь идет не только о материальном положении, но и о социально — профессиональном статусе, образе жизни, характере досуга. Далее мы отметим, что к объективным характеристикам неизбежно присоединяются субъективные, в том числе самооценки и взаимооценки статуса.

    Интересные результаты получены в 2003 г. институтом комплексных социальных исследований РАН, осуществившим масштабное исследование «Богатые и бедные в современной России» (Социс., 2004. № 3). Повторим лишь один из примеров оценки богатства – бедности массовым сознанием.

    «Богатые» в массовом сознании россиян – это стремящиеся к власти энергичные и инициативные люди, довольно жадные к деньгам, безразличные к судьбе своей страны и не слишком порядочные, но при этом образованные, отличающиеся профессионализмом и трудолюбием. «Бедные» – это люди в основном добрые, терпеливые, совестливые, законопослушные и трудолюбивые, но пассивные и инертные».

    При всем субъективизме восприятия в портрете тех и других нет одной лишь симпатии или антипатии и тем более нет пресловутой «классовой ненависти».

    Метод, который мы применили для анализа экономического расслоения общества, называют одномерной стратификацией. В этом случае мы делим общество на слои, используя только один критерий – доход на каждого члена семьи. Можно использовать другие критерии, получая новые срезы одномерной стратификации, фиксируя ее профиль и высоту. Основное требование при выборе критерия – он должен отражать неравенство, реально существующее в обществе. Например, профессиональное расслоение общества можно исследовать, используя критерий престижности профессий. Если мы просто поделим общество на профессиональные группы, сказав, что в России столько-то шахтеров, продавцов, инженеров, учителей, медиков, это не будет социальная стратификация, так как здесь нет неравенства. Нет пока ничего, что свидетельствовало бы о том, что одни лучше, другие хуже, один статус выше, другой ниже. Престиж профессии уже отражает, насколько та или иная профессия, тот или иной вид деятельности уважаемы, популярны, ценимы в обществе. Неодинаковая привлекательность профессий действительно определяет неравенство между людьми и позволяет построить профессиональную стратификацию общества.

    Можно применить квалификационные, образовательные критерии, которые «расслаивают» группы изнутри. Для этого нужно провести социологический опрос и узнать, какие профессии, с каким уровнем образования и квалификации россияне считают престижными, какие – нет. Такого крупномасштабного опроса у нас в стране не проводилось, хотя есть немало исследований престижа и привлекательности профессий у молодежи, осуществляющей выбор жизненного пути. По «правилам» П. Сорокина, престижность профессии определяется важностью занятия (профессии) для выживания и функционирования общества в целом, а также уровнем интеллекта, образования, необходимым для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

    Как и любое правило, эти тоже предполагают исключения, но они чаще всего подтверждаются. Действительно, в большинстве обществ на вершине профессиональной стратификации оказываются группы, занимающиеся высококвалифицированным умственным, творческим трудом, и группы, осуществляющие управление обществом; нижние же позиции занимают группы, выполняющие неквалифицированную работу. Например, в США самыми престижными считаются профессии юриста, врача, менеджера; а самыми непрестижными – чистильщика обуви и проститутки.

    В российских условиях исследования выявляли до недавних лет примерно такие же предпочтения. В глазах молодежи наиболее ценными и привлекательными были профессии ученого, артиста, юриста, космонавта, врача, менее престижными – учителя, инженера, рабочего-станочника, совсем не привлекали статусы разнорабочего, грузчика, продавца, официанта… В последние годы ситуация заметно меняется, престиж в глазах поколения, выбирающего жизненный путь, имеют прежде всего профессии, востребованные рынком. По результатам исследований ВЦИОМ, сегодняшние московские школьники наиболее привлекательными считают профессии экономиста, бухгалтера (21%), юриста, адвоката (20%), психолога (18%), бармена (12%).

    Одномерная стратификация делит общество на социальные слои, в которых мы объединяем людей по одному выбранному нами признаку. Такое объединение людей условно, оно не предполагает устойчивых связей между ними, общих интересов и целей, сходного образа жизни. В один слой по уровню дохода могут попасть, например, предприниматель средней руки, высокооплачиваемый рабочий и директор школы – люди, совершенно разные по другим признакам: интересам, системе ценностей, образу жизни.

    Многомерная стратификация позволяет выделить устойчивые общности людей, имеющих целый набор сходных признаков: одинаковое экономическое, политическое положение, общую систему жизненных ценностей и интересов, похожий образ жизни и т.д.

    Первая проблема, которая встает перед социологом, применяющим многомерную стратификацию общества, – это выбор критериев: сколько их должно быть и какими они могут быть. Если учитывать все критерии, определяющие неравенство общественного положения людей, мы поделим общество на очень мелкие группы. Это трудно, почти невозможно осуществить. Чаще всего стратификацию анализируют на макроуровне, выделяя самые крупные социальные группы. В современном обществе это классы.

    Для того, чтобы дифференцировать общество на классы, мы должны базироваться на нескольких наиболее важных признаках, о которых шла речь раньше. И тут перед нами встает вторая проблема: какие критерии выбрать? По К.Марксу – одни, по М.Веберу – другие, по Э. Гидденсу – третьи… При этом, напоминаем, они должны отражать неравенство, существующее в обществе.

    В западной социологии применительно к развитым странам принято выделять 3 класса на основе совокупности трех критериев: материальное положение (доход, наличие собственности), объем власти (способность влиять на действия других людей, групп), профессионально-образовательный статус (образование, квалификация, престиж, место на карьерной лестнице).

    Являются ли эти критерии достаточными, и можно ли стратифицировать общество по иному типу, не сводимому к одному или всем трем измерениям? Ответ непростой. Конечно, можно взять что-либо еще за основу стратификации: гражданство, национальность, род занятий, религиозность, социальный пол и получить соответствующую картину. Но если мы возьмем, к примеру, такие признаки позиции индивида в социальной иерархии, как уровень образования, информационный статус, лидерство, то увидим, что в конечном счете каждый из них сведется к одному из трех, это сделает именно его доминирующим, детерминирующим (для лидирующего статуса нужны и уровень образования, и доступ к информации; для лучшей информированности важно образование и лидерские позиции; для качественного образования необходимо владение информацией, умение ею пользоваться и быть лидером в образовательно-профессиональной подготовке).

    И все таки, считая обозначенные три критерия необходимыми и достаточными для идентификации соответствующих групп, социологи выделяют на их основе высший, средний и низший классы современного развитого общества (см. табл. 1).

    Табл. 1

    studfiles.net

    Типы социальной стратификации

    Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.

    В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

    Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:

    1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

    2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

    Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

    Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

    Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

    Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

    В Х-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство. Сословия основывались на земельной собственности.

    Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

    Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

    Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

    19. Основные элементы культуры

    Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурологи, антропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

    В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

    В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

    Язык – это система знаков и символов, наделенных особым значением. Он возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Основные его функции – создание, хранение и передача информации.

    Язык также выполняет роль распространителя (ретрослятора) культуры.

    Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В разных культурах могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле брани, художественному творчеству, аскетизму). Каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является. Нужно отметить, что ценностно-регулятивный механизм представляет собой сложную организованную систему, в которой общую регуляцию поведения человека, помимо ценностей, осуществляют еще и нормы – своеобразные правила поведения.

    Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. Культуру, которая указывает на стандарты правильного поведения, называют нормативной культурой. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди предполагают действовать. С этой позиции нормы – это средство социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп. Обычно социальные нормы опираются на традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важнейший компонент культуры.

    Обычаи – это привычные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется выполнять. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

    Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение долгого времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Часто традиции порождают застой и консерватизм в общественной жизни.

    Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности. В них отражаются определенные религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

    Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни.

    studfiles.net

    21.Понятие социальной стратификации и ее виды

    Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство.

    Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе.

    В социологии выделяют четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое.

    Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Рабство исторически эволюционировало. Существуют две формы рабства:1) при патриархальном рабстве раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать;

    2) при классическом рабстве раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

    Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

    Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни: если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

    Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом, передаваемыми по наследству правами и обязанностями.Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

    Классовый подход нередко противопоставляется стратификационному.

    Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами состоят в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

    22.Понятие социальной мобильности и ее виды.

    Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей позиции в социальном пространстве.

    • Вертикальная мобильность — перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую.

    • Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

    • Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

    • Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (Например: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Подобные движение происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

    • Географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (Например: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно).

    • Миграция — перемещение из одного места в другое с переменой статуса (Например: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).

    Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (Например: сын рабочего становится президентом).

    Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (Например: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода)

    На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

    studfiles.net

    3.2.3. Исторические типы социальной стратификации

    Перечень всех учебных материалов

    Государство и право
    Демография
    История
    Международные отношения
    Педагогика
    Политические науки
    Психология
    Религиоведение
    Социология

    3.2.3. Исторические типы социальной стратификации

      В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации.
      Первый тип — рабство — экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства — патриархальную (примитивную) и классическую (античную).
      При примитивной форме рабства раб, будучи членом той же этнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключать брак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищалась правовыми нормами.
      При античном рабстве раб (как правило, иноземец) жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, не мог вступать в брак и получить наследство. Его можно было убить. Статус такого раба — «говорящее орудие».
      Страта рабов пополнялась за счет военнопленных, купленных, преступников, неисправных должников и индивидов, рожденных от рабов. О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом. Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогически изолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувства уважения.
      Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом во всех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в 40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.
      Второй исторический тип стратификации — кастовый. Классический пример кастового общества — Индия. Кроме нее касты отчасти наблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.
      Каста — это страта, членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положение закреплено индуизмом — национальной религией. Согласно её основным положениям, люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый в касте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек вел себя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот. Каста замкнута — выйти из нее нельзя, эндогамна — разрешены только внутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.
      Все население Индии делится на крупные социальные слои — варны и более мелкие — касты. Варн — четыре — брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, каст же насчитывается до 5 тысяч. За каждой кастой закреплена определенная профессия и определенная степень «ритуальной чистоты». Самую низшую позицию занимают неприкасаемые — «нечистые», не входящие ни в одну из варн. Кастовый строй отчуждает страты друг от друга, разобщая индийское общество. До сих пор 7/10 населения Индии, проживающие в деревне, подчиняются законам кастового строения общества. В городах же формируются классы.
      Третий тип стратификации — сословия — социальные группы, чьи права и обязанности закреплялись правовыми нормами и передавались по наследству.
      Классический образец сословного деления общества — средневековая Европа, Россия — со второй половины XVIII в.
      Права и обязанности каждого сословия не только определялись законом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянство поставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизнью населения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев, ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополняло государственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные браки допускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная с короля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения от монарха (пример — судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). В современной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры, спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул (пример — баронесса М. Тэтчер).
      Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытое общество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либо значительно ограничены.
      Открытое общество начинает формироваться с появлением классового (четвертого) типа стратификации.
      Классы понимают в широком смысле слова и узком.
      В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
      Известно, что частная собственность появилась примерно 4 тыс. лет назад. Получается, что уже в древнем Египте, Шумере, Индии, Китае были антагонистические классы эксплуатируемых рабов и эксплуататоров — рабовладельцев, в средневековой Европе — крепостных крестьян и феодалов и т. д. В таком случае очень трудно представить место в обществе тех групп, которые не эксплуатировали никого, но владели собственностью или получали доходы от применения своих талантов и способностей.
      В настоящее время более распространена узкая трактовка класса. Согласно ей, класс — любая социальная группа в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем. Если принять во внимание названные признаки, то можно выделить несколько классов, переходящих друг в друга. Согласно узкой трактовке классы появились только с развитием капитализма. Промышленная революция, индустриализация, рост городов привели к сокращению крестьянства, духовенства, дворянства. Возросла численность буржуазии. В этом классе появились группы предпринимателей, коммерсантов, купцов, банкиров. Появилась совершенно новая страта — рабочий класс.
      Термин «класс» выражал экономическое положение людей, свободу продвижения из страты в страту благодаря личным усилиям, таланту, трудолюбию. И хотя продвинуться удалось лишь отдельным индивидам, был создан исторический прецедент. Деньги вследствие своей универсальности и доступности смогли уравнять всех.
      В России процесс классообразования начался лишь в конце XIX в. Главная причина — зачаточность товарно-денежных отношений, низкая покупательная способность населения. Большая часть крестьянства продолжала жить в условиях натурального хозяйства. Не был завершен промышленный переворот. 12-миллионный пролетариат состоял в большинстве из полурабочих-полукрестьян. Правительство, создав максимально благоприятные условия для российской экономики, сдержало оформление буржуазии как класса. Не сложился сильный средний класс. Поэтому революция 1917 года легко разрушила социальную структуру России, уничтожив сословия, классы. Партия большевиков провозгласила курс на построение бесклассового общества. Но социальное неравенство неистребимо, и, в итоге, в СССР начали формироваться новые классоподобные страты, прежде всего властная, бюрократическая элита, ставшая фактическим собственником общественного богатства, очень неэффективным его распорядителем и расточителем. Но настоящие классы не могли возникнуть, потому что в советском обществе отсутствовали их главные предпосылки — частная собственность и рынок. С поворотом к рыночной экономике в России начали формироваться классы — высший (богатый) — 3%, низший (бедный), составляющий более 80%, средний — неустойчивый, слабый экономически и политически. Большую часть высшего класса составляет все та же советская бюрократическая элита — номенклатура, которая с помощью приватизации легализовала свое положение собственника средств производства. Остальные источники высшего класса — полукриминальные дельцы «теневой экономики» и выходцы из научно — инженерной страты советского общества. Условий для формирования сильного среднего класса в России пока не сложилось.

    Вопросы для самопроверки

      1) Что такое социальное неравенство?
      2) Каковы причины существования неравенства в обществе?
      3) Какова роль социального неравенства в обществе?
      4) Как Т.Парсонс определял причины неравенства?
      5) Что такое социальная стратификация?
      6) Каковы основания деления индивидов на страты?
      7) Как доходы, уровень образования, масштаб власти и уровень престижа влияют на страту?
      8) Какие факторы влияют на определение индивидом своей страты?
      9) Что такое «точка насыщения»?
      10) Почему средний класс считается гарантом политической стабильности общества?
      11) Кого вы относите к среднему классу?
      12) Какие типы стратификации вам известны?
      13) Чем патриархальное рабство отличается от класического?
      14) Чем каста отличается от сословия?
      15) Чем сословие отличается от класса?
      16) Почему социологи относят рабство, кастовый и сословный строй к закрытому типу обществ?
      17) Почему революция 1917 г. легко разрушила социальную структуру российского общества?
      18) Какие условия необходимы для формирования среднего класса в современной России?

    txtb.ru

    Виды и формы социальной стратификации — Социология

     

    Современные теории социальной стратификации рассматривают общество в виде иерархической структуры, на вершине которой находятся привилегированные страты (слои населения), а у основания – страты с менее выгодным положением. Общество всегда было социально неоднородным. Люди различаются по физической силе, здоровью, наличию знаний и навыков, а также социальному статусу и размерам дохода.

    Стратификацию общества чаще увязывают с такими понятиями, как «рабство», «каста», «сословия», «классы». Соответственно выделяют виды социальной стратификации:

    Рабовладельческая стратификация основывалась на прямом физическом насилии рабовладельцев по отношению к зависимым от них рабам. Рабство – это наиболее очевидная форма социального неравенства, когда один индивид является собственностью другого. В результате нараставшего сопротивления рабов, а также из-за низкой их заинтересованности в результатах своего труда эта форма социальной стратификации потерпело крах.

    Кастовая стратификация связана с религиозными традициями, закрепляющие дифференциацию населения на группы по видам разрешенной и недозволенной деятельности. Каста – понятие довольно расплывчатое. Чаще всего его связывают с индийской культурой, хотя деление общества на касты существовало и в других регионах мира. (Например, воины, жрецы, простолюдины в Древнем Египте). Существующие во многих странах расовые различия также носят, по существу, ярко выраженный кастовый характер.

    Сословная стратификация определяется юридически закрепленное деление общества на большие социальные группы в соответствии с возложенными на них пожизненными обязанностями. Сословия были представлены привилегированными и угнетенными группами людей. Аристократы, дворяне в Европе были высшим сословием. Духовенство стояло на ступеньку ниже. К третьему сословию относились торговцы, артисты, живописцы, свободные крестьяне (фермеры), слуги знатных особ. На низшей социальной ступени были крепостные крестьяне.

    Классовая стратификация предполагает экономическое неравенство граждан на фоне провозглашенного юридического равноправия. Классы присутствовали во всех типах общества за исключением первобытнообщинного, которое было бесклассовым. В основу деления общества на классы обычно кладутся размеры доходов, отношение к средствам производства или уровень контроля над производством

    В современном обществе наряду с классовой дифференциацией существуют и другие формы социальной стратификации:

    ● социально-демографическая стратификация – дифференциация населения по полу, возрасту, наличию определенных физических качеств: силы, ловкости, красоты;

    ● социально-профессиональная стратификация – связана со сложившимся в обществе разделением труда, требующим определенных профессиональных навыков и опыта;

    ● социально-культурная стратификация – определяется неодинаковым доступом к культурным ценностям и поэтому особенностями образа жизни и стиля поведения;

    ● социально-этническая стратификация – обусловлена этническими особенностями социальных групп.

    В совокупности все виды и формы социальной стратификации создают структурно сложную, противоречивую и неповторимую на каждом историческом этапе структуру каждого конкретно общества. Наиболее острые противоречия обнаруживаются при формировании социально-классового состава общества.

    socialworkstud.ru

    Понятие социальной стратификации

    Понятие социальной стратификации. Конфликтологическая и функционалистская теория стратификации

    Типы социальной стратификации

    Социальная мобильность: определение, классификация и формы

    Каналы вертикальной мобильности

     

     

    Социальная стратификация — это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев (с лат. — слой и — делаю).

    Автором термина является американский ученый, бывший житель России, Питирим Сорокин. Понятие «стратификация» он заимствовал из геологии. В этой науке этим термином обозначают горизонтальное залегание различных слоев геологических пород.

    Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) родился на Вологодчине, в семье русского, ювелира и крестьянки коме.Окончил Петербургский университет, магистр права. Был активистом партии правых эсеров. В 1919г. основал социологический факультет и стал его первым деканом. В 1922 г. вместе с группой ученых и политических деятелей был выслан Лениным из России. В 1923 работает в США в университете Миннесоты, а в 1930 г. основывает социологический факультет в Гарвардском университете, приглашает на работу Роберта Мертона и Толкотта Парсонса. Именно в 30-60-х годов — пик научного творчества ученого. Всемирную славу ему приносит четырехтомный монография «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

    Если социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, то социальная стратификация, т.е. иерархия социальных групп — по поводу общественного распределения результатов труда (социальных благ).

    Социальные отношения в любом обществе характеризуются как неравные. Социальное неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть и престиж. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. Естественные различия могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, которые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства. Однако главной чертой общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями.

    Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: Функционалистская и конфликтологический (марксистский).

    Функционалисты, в традициях Эмиля Дюркгейма, выводят социальное неравенство с разделения труда: механического (природного, статевовикового) и органического (возникает вследствие обучения и профессиональной специализации).

    Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них, с точки зрения общества важнее, чем другие, поэтому в обществе всегда должны быть специальные механизмы, для поощрения тех людей, которые выполняют важные функции, например, из-за неравномерности в оплате труда, предоставления определенных привилегий и т.п..

    Конфликтологи подчеркивают доминирующую роль в системе общественного воспроизводства дифференциальных (таких, которые распределяют общество на слои) отношений собственности и власти. От того, кто получает контроль над значимыми общественными ресурсами, а также на каких условиях — зависит характер формирования элит и характер распределения социального капитала.

    Последователи Карла Маркса, например, главным источником социального неравенства считают частную собственность на средства производства, которая порождает социальное расслоение общества, его разделение на антагонистические классы. Преувеличение роли этого фактора побудило К. Маркса и его последователей к идее, что с ликвидацией частной собственности на средства производства удастся избавиться социального неравенства.

    Социодиалект — условные языки и жаргон. Жаргон различают: сословный, профессиональный, возрастной и др.. Условные языки («Арго») — это лексические системы, выполняющие функции отдельного языка, непонятной непосвященных, например «феня»-язык преступного мира («бабки» — деньги, «бан» — вокзал, «угол» — чемодан » Клифт «- пиджак).

     

    В социологии обычно выделяют три базисных вида стратификации (экономическую, политическую, профессиональную), а также небазисные виды стратификации (культурно-речевая, возрастная и т.д.).

    Экономическое расслоение характеризуется показателями дохода и богатства. Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Сюда входят заработная плата, пенсия, пособия, гонорары и т.д. Доходы обычно тратятся на поддержание жизни, но могут накапливаться и превращаться в богатство. Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени.

    Политическая стратификация характеризуется объемом власти. Власть — способность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность других людей с помощью различных средств (право, насилие, авторитет и т.д.). Таким образом, объем власти измеряется, в первую очередь, количеством людей, на которых распространяется властное решение.

    Профессиональная стратификация измеряется уровнем образования и престижем профессии. Образование — это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения (измеряется числом лет обучения) и качеством полученных знаний, навыков и умений. Образование также, как доход и власть, является объективной единицейизмерения стратификации общества. Однако важно учитывать также субъективную оценку социальной структуры, ведь процесс стратификации тесно увязан с формированием системы ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания». Так, каждый человек, исходя из своих убеждений и пристрастий, по-разному оценивают существующие в обществе профессии, статусы и т.п. При этом оценка осуществляется по многим признакам (место жительства, тип досуга и т.д.).

     

    Престиж профессии — это коллективная (общественная) оценка значимости, привлекательности определенного рода занятий. Престиж — это уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Как правило, он измеряется в баллах (от 1 до 100). Так, профессия врача или юриста во всех обществах пользуется уважением в общественном мнении, а профессия дворника, например, имеет наименьшее статусное уважение. В США наиболее престижные профессии — врач, юрист, ученый (профессор университета) и т. п. Средний уровень престижности — менеджер, инженер, мелкий собственник и т.п. Низкий уровень престижности — сварщик, водитель, сантехник, сельскохозяйственный рабочий, дворник и т.п.

    В социологии известны четыре главных типа стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страны в другую никак официально не ограничены.

    Рабство — форма, при которой один человек выступает собственностью другого; рабы составляют низкий слой общества, который лишен всех прав и свобод.

    Каста — социальная страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Между кастами существуют практически непреодолимые барьеры: человек не может изменить касту в которой она родилась, разрешаются и браки между представителями разных каст. Классическим примером кастовой организации общества является Индия. Хотя з1и949 г. в Индии провозглашена политическую борьбу с кастовостью, в этой стране и сегодня существует 4 основные касты и 5000 неосновных, особо устойчивым кастовый строй есть на юге, в бедных регионах, а также в селах. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, так как трудно придерживаться кастовых разграничений в переполненном незнакомыми людьми городе. Пережитки кастового строя существуют также в Индонезии, Японии и других странах. Своеобразной кастовостью отмечался режим апартеида в Южно-Африканской Республике: в этой стране белые, черные и «цветные» (азиаты) не имели права вместе жить, учиться, работать, отдыхать. Место в обществе определялось принадлежностью к определенной расовой группы.Уи994 г. апартеид был ликвидирован, но пережитки его будут существовать еще не одно поколение.

    Сословие — социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными обычаем или законом, передаются по наследству. Во времена феодализма в Европе существовали, например, такие привилегированные сословия: дворянство и духовенство; непривилегированной — так называемое третье сословие, который состоял из ремесленников и купцов, а также зависимые крестьяне. Переход из одного состояния в другое был очень сложный, практически невозможно, хотя отдельные исключения случались крайне редко. Скажем, простой казак Алексей Розум, волею судьбы будучи фаворитом императрицы Елизаветы, стал русским вельможей, графом, а его брат Кирилл — гетманом Украины.

    Классы (в широком смысле) — социальные страты в современном обществе. Это открытая система, поскольку, в отличие от предыдущих исторических типов социального расслоения, решающую роль здесь играют личные усилия индивида, а не его социальное происхождение. Хотя для того, чтобы перейти из одной страты в другую также приходиться преодолевать определенные социальные барьеры. Есть сыну миллионера всегда легче достичь вершин общественной иерархии. Скажем, среди 700 самых богатых людей мира, по подсчетам журнала «Форбс», — 12 Рокфеллеров и 9 Мэллоун, хотя богатая сегодня человек в мире — Билл Гейтс — отнюдь не был сыном миллионера, он даже университет не закончил.

     

     

    Согласно определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, группы или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы меняется.

    П.Сорокин различает две формы социальной мобильности:горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

    Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов. Эти группы включаются в высший слой рядом с уже существующими или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и форме понижения социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить падение социального статуса профессиональной группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть.

    Также различают индивидуальную социальную мобильность и групповую (групповая, как правило, является следствием серьезных социальных сдвигов, как революции или экономические преобразования, иностранные интервенции или изменения политических режимов и др.).. Примером групповой социальной мобильности может быть падение социального статуса профессиональной группы учителей, которые в свое время занимали очень высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, из-за поражения на выборах или в результате революции потеряла реальную власть. Согласно образному выражению Сорокина, случай нисходящей индивидуальной социальной мобильности напоминает падение человека с корабля, а групповой — корабль, затонувший со всеми людьми, которые были на борту.

    В обществе, которое развивается стабильно, без потрясений, преобладают не самые групповые, а индивидуальные перемещения по вертикали, то есть поднимаются и опускаются ступенями социальной иерархии не политические, профессиональные, сословные или этнические группы, а отдельные индивиды. В современном обществе индивидуальная мобильность очень высока. Процессы индустриализации, затем — сокращение доли неквалифицированных рабочих, рост потребности в служащих менеджерах, бизнесменах, побуждают людей изменять свой социальный статус. Однако даже в наиболее традиционном обществе не существовало непреодолимых барьеров между стратами.

    Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

    Межпоколенная мобильность (интергенерационная мобильность) определяется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (например, по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении.

    Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная мобильность) предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

    Стихийная и организованная мобильность.

    Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России.

    Организованная мобильность — перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться:

    а) с согласия самих людей,

    б) без их согласия.

    Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

    От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей.

     

     

    Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами вертикальной циркуляции». Он считает, что между странами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

    Особый интерес представляют социальные институты — армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

    Армия функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

    Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

    Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей из низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 — из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, католическое духовенство обязывал не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц, освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

    Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

    Школа. Институты образования и воспитания, какую бы Конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, происходит по всем этажам и достигает самого верха.

    В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению высших слоев, если они не соответствовали требованиям. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом социальной циркуляции.

    Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они — один из самых простых и действенных способов социального продвижения. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

    studies.in.ua

    Социальная стратификация.

    Социальная стратификация

    Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия.

    Основные причины стратификации:
    1. гендерное разделение;
    2. биологические факторы, как различия в способностях;
    3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;
    4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;
    5. существование системы ценностей в соответствии с которой определяется важность видов деятельности.

    Социальная стратификация (по Сорокину) – вертикальная последовательность положения социальных слоёв (страт) в обществе.

    Основаниями вертикального строения могут быть:
    1. По Марксу: обладание собственностью на средства производства. Таким образом стратификационная структура раскрывается двумя уровнями – классом собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и классом, лишённым собственности (рабы, пролетарии) или имеющим ограничения на собственность (обладающие частичной собственностью крестьяне). Интеллигенция и другие социальные группы рассматриваются как промежуточные слои между основными классами.
    2. По Веберу: экономический критерий (отношение к собственности, уровень дохода), принадлежность к статусным группам и политическим кругам (партиям). Принадлежность к статусным группам и политическим кругам, которые отличаются по влиянию и престижности, могут обеспечить преимущественное положение в обществе тем индивидам, которые в них входят. Статусные группы различаются в осуществлении видов деятельности, образом жизни, принципами потребления благ, что и предопределяет их престиж.
    3. По Сорокину: экономический фактор (экономическое неравенство, выраженное в различии доходов, уровня жизни, существовании богатых и бедных), политический (выявляемый по отношению к политической власти в соответствии с системой политических рангов – авторитетом, престижем, почестями и т.д.), профессиональный (выявляется по роду деятельности, занятиям и профессиям. В современной социологии профессиональная стратификация раскрывается в двух формах – межпрофессиональной стратификации (иерархия профессиональных групп) и внутрипрофессиональной стратификации (внутри каждого профессионального класса).
    4. Современные социологические теории: признаётся многомерность оснований стратификации, и ведутся поиски дополнительных критериев (Ex: уровень образования).

    Вертикальный срез общества, воспроизводящий его иерархическую структуру, называется профилем стратификации. Стратификационный профиль показывает, какая часть населения относится к высшему, среднему и низшему слоям, характеризует уровень неравенства в обществе.

    В современной социологии предлагается несколько стратификационных систем.

    Исторические типы стратификации:
    1. Рабовладельческая, основанная на насилии; положение социальных групп различается по наличию или отсутствию гражданских прав, прав собственности, а также превращению некоторых социальных групп в объектов частной собственности.
    2. Кастовая, основанная на этнических различиях, закрепляемых религиозным порядком и ритуалами. Место каждой касты в общественной иерархии определяется функциями в системе разделения труда и является наследственной.
    3. Сословная, в которой группы различаются юридическими правами. Таким образом, сословие – это прежде всего юридическое, а не этнически-религиозное или экономическое деление. Относительная закрытость данной системы обеспечивается передачей по наследству принадлежности к сословию.
    4. Классовая, которая закрепляет различия, прежде всего в характере и размере собственности на средства производства, производимый продукт, в уровне доходов, материальном благосостоянии. При этом обеспечивается политическая и правовая свобода граждан.

    Другие типы стратификационных систем (Типы стратификационных систем по Немировскому):
    5. Физико-генетическая, в основании которой лежит дифференциация социальных групп по естественным, социально-демографическим признакам. Т.е. отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом, наличием конкретных физических качеств, например, силы, красоты, ловкости. Такая естественная стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и сегодня. Это система ранжирования по способности к физическому насилию является результатом милитаризма древних и современных обществ, и сегодня может поддерживаться военной, спортивной и др. пропагандой.
    6. Этократическая (основанная на государственной власти), в которой дифференциация между группами происходит прежде всего в зависимости от их положения во властных социальных иерархиях (политических, военных, хозяйственных). Иные различия, такие, например, как демографические, религиозно-этнические, культурные, экономические есть результат таких иерархий. Объём властных полномочий контролируется государственной бюрократией. При этом отсутствует автоматическое наследование властных полномочий, а иерархии могут закрепляться или не закрепляться формально, юридически.
    7. социально-профессиональная, которая закрепляет деление по содержанию и условиям труда, а также в соответствии с квалификационными требованиями, обладанием опытом, умениями, навыками. Закрепляется с помощью сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), которые фиксируют уровень квалификации и способность выполнять определённые виды деятельности.
    8. культурно-символическая, закрепляющая различия доступа к социально-значимой информации и её интерпретации. Эта иерархия обуславливает возможность быть носителем «сакрального» знания, мистического или научного. Лучшим символическим капиталом обладает тот, кто может лучше доказать свои права на истинное понимание а потому обладает инструментом манипулирования.
    9. культурно-нормативная, закрепляющая дифференциацию, построенную на различиях уважения и престижа. Она возникает из сравнения образов жизни и норм поведения (Например, языковая стратификация). Некоторые исследователи (В.В. Козловский) предлагают многомерную классификацию при рассмотрении стратификации. Она включает:
    а) стиль жизни как специфическое качество частной и публичной жизни индивида или группы, обусловленное как субъективным выбором, так и объективной заданностью;
    б) структурированное социальное действие, т.е. активное, рационально выстроенное, индивидуальное или коллективное действие, закрепляющее или отвергающее стиль жизни;
    в) социальную типологию, т.е. местоположение индивидов и социальных групп с определённым стилем жизни и сложившимся характером социального действия.

    Социальное развитие современного общества усиливает открытость социальной стратификации, т.е. характеризуется интенсивной социальной мобильностью. Это предопределяет изучение социальной мобильности.

    Социальная мобильность

    Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

    Различают следующие виды мобильности:

    1) горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне (например, смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют:
    а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)
    б) нисходящую (понижение социального статуса).

    2) индивидуальная и групповая.

    3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

    4) организованная – перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

    5) структурная – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

     

    ©Автор курса: Кошкина Светлана Генадьевна
    ©Данный вариант конспекта в электронном виде: Макушева Мария
    ©Эксклюзивное право на публикацию данного конспекта: www.herzenfsn.narod.ru. Любая публикация данного конспекта в Сети запрещена без письменного разрешения правообладателей.

    herzenfsn.narod.ru