Традиционное общество в экономике – —

исторические типы и традиционная экономика :: SYL.ru

Традиционная экономика является древнейшей вариацией экономико-социального устройства. Прежде всего давайте разберемся, что же такое вообще экономическая система и в чем ее основные функции. Человеческое общество на любом этапе исторического процесса и в любых своих вариациях имело как минимум три сферы собственной реализации: духовная, политическая и экономическая. И именно экономическая система определяла черты последней.

Определение понятия

Экономика представляет собой совокупность процессов: от системы труда и производства до конечного перераспределения материальных благ и их потребления. Не секрет, что все сферы общественной жизнедеятельности тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. По этой причине экономическая система формируется в зависимости от характерных черт общества в целом и сама оказывает на них влияние. На практике это означает, что крепостное владение крестьянами являлось кровным детищем феодального общества с его вассальной структурой, земельными пожалованиями и натуральным хозяйством. В свою очередь рабовладение стало фундаментальной чертой античных цивилизаций в результате их историко-политического развития. Но в то же время присутствие на Востоке рабов вовсе не указывает на рабовладельческий характер стран, так как рабы не являлись основой экономического механизма. Соответственно, рабовладение не оставило там такого значительного отпечатка на других сферах жизнедеятельности, как в Европе, не стало катализатором к возникновению правовой системы свободных граждан, научных достижений свободных от труда мыслителей и так далее. Впрочем, там сформировался свой уникальный мир.

Вариации экономических систем

Различные социальные организмы в разное время и на разных континентах имели совершенно различные экономические системы. Наиболее ярким примером для современного человека являются либеральные экономики западных стран и централизованная экономика существовавшего еще не так давно СССР. Если

восхваляемый Западом либерализм предоставлял частным собственникам делать погоду: заключать торговые сделки, производить товары и самим становиться работодателями, — то социалистическая система предполагала сосредоточение всех производственных ресурсов, природных богатств и прочих производственных и финансовых рычагов в руках государства. И один и второй вариант имеет свои достоинства и недостатки, однако неповоротливость плановой экономики СССР привела к ее скорейшему распаду. Современная экономика России строится на либеральных началах. Разумеется, любой либерализм имеет свои пределы. Чистого не существует ни в одном государстве. Правительство неизбежно сохраняет те или иные рычаги управления. Определившись с понятием экономической системы, вновь углубимся в историю и разберемся с понятием «традиционная экономика». Тем более, что именно ее принципы являются древнейшими на планете и стартовыми для развития всех современных систем.

Традиционная экономика

Такой тип, как вы уже можете догадаться, присущ архаичным обществам. Патриархальная, или, как ее еще называют, традиционная экономика характеризуется тем, что в ней именно традиции и веками устоявшиеся табу определяют, каким образом используются ресурсы. Обычно их распределение происходит на основе иерархической структуры: вождь получает самые большие земельные наделы и остальные блага, его ближайшие соратники – вторые в очереди за частью этого пирога. В их же интересах решаются вопросы производства: строительство замков, трудовые повинности низших слоев населения и так далее.

www.syl.ru

Традиционное общество

Традиционное общество

Из каких частей оно состоит?

1.Население

2.Законы

3.Принцыпы поведения человека

4.Культура

Эта глава очень важна, она даст нам больше понимания устройства общества, a без этих знаний, очень трудно было бы понять устройство экономики и экономику в целом. Все мы знаем, что каждое общество состоит из людей, в каждом обществе и стране их определённое количество, есть свои нормы и правила поведения, что люди их придерживаются, — это и есть население, о котором мы сейчас с вами поговорим.

Население

Население — это люди, члены общества, которые живут в определённой стране. В принципе, населением считаются люди, которые проживают на определённой территории.

Каждая страна имеет своё количество населения, оно может быть весьма небольшое, например, 300 тысяч, a может быть просто огромное, например, в 1 миллиард жителей. Как же количество людей, проживающих в стране, влияет на модель или устройство хозяйства, его функционирование?

Все очень просто: чем больше людей, тем больше потребностей, a, значит, необходимо больше ресурсов для страны и государства, и при этом его ресурсы становятся более ограниченными. То есть если у нас есть 1 тонна риса и 1000 человек, то каждому человеку будет по 1 кг риса, a если людей будет 10 000, то каждому человеку достанется всего по 100 грамм. По этой причине если население странны слишком большое, то это может привести к бедности людей.

Но, если подумать немного по-другому, чем больше людей, тем больше потребностей с помощью производства можно удовлетворить, поскольку много рабочей силы. Успешный исход удовлетворения потребностей каждого человека при большом количестве населения общества зависит от правильного распределения труда — такая политика государства может привести к тому, что государство с большим количеством населения будет намного лучше удовлетворять его потребности, нежели страна с малым количеством.

Как же нам определить, от чего зависит количество людей или же численность населения? Очень просто: есть 2 фактора -рождаемость и смертность, и их величины. Если рождаемость на протяжении некоторого времени (достаточно большого его промежутка) больше, чем смертность, то численность населения становится больше, и, конечно, наоборот, если смертность выше, чем рождаемость, то население уменьшается. A уже смертность и рождаемость, в свою очередь, зависят от хозяйства. Если люди настолько бедные, что не могут позволить себе купить еды, то, естественно, население будет уменьшатся; если они будут хорошо обеспечены, то будет расти. Так мы пришли к выводу, что количество людей влияет на хозяйство и его развитие и зависит от него одновременно.

Рисунок 1.

На этом графике можно увидеть взаимосвязь роста хозяйства, его устройства и роста населения на планете. Связь очевидная: чем лучше развивается хозяйство, тем больше людей заселяют планету, рост населения увеличивается буквально в геометрической прогрессии. Если бы хозяйство оставалось на том же уровне, что и, скажем, лет 200 назад, нас бы сейчас было раза в 4 меньше.

Законы

Теперь поговорим о законах. Что же такое закон? Это те правила поведения, которые едины для всех, обязательные к исполнению всем обществом и нарушать которые не имеет права ни один член общества. Конкретно то, что эти правила являются обязательными для подчинения, делает их законами, — в этом разница между неформальными правилами поведения. Примеры законов — это запрет на убийство или же запрет на производство товара без лицензии, но это уже относится ближе к хозяйственному праву.

Власть — это то, что контролирует соблюдение законов и строго наказывает тех, кто им не подчиняется. Откуда в государстве берётся власть? Это зависит от того, какая в стране форма правления, a, точнее, политический устрой общества. Скажем, если это монархия, то власть передаётся по наследству, a если это демократия, то решения принимаются большинством.

Теперь, пожалуй, перейдём к следующему вопросу — к культуре человека.

Культура

Если закон -это формальные правила, обязательные к исполнению, то культура — это то, что люди исполняют добровольно и что есть неформальными правилами поведения. Если в обществе что-то принято или не принято, то от этого зависит его культура. Скажем, в Канаде не принято грабить — грубо сказано, но это правда, там люди в малых городах не закрывают дверь на ключ, поскольку в обществе воровства нет. В Исландии не было ни одного убийства до 2013 года, там в полиции только у 10 человек есть оружие. Это о многом говорит: о культуре общества, её менталитете и о людях. Также иногда культура имеет наполовину принудительный характер, хотя, казалось бы, нет. Например, если в обществе не принято красить волосы или носить определённый вид одежды, общество это осуждает, то человек скорее всего не пойдёт ему наперекор и даже если бы ему сильно хотелось, то не станет делать этого.

Ну, и напоследок поговорим о принципах поведения человека.

Принципы поведения человека

Люди сами решают, как им себя вести, поскольку нам нужно узнать, как будет вести себя общество из людей, то нужно знать, как будет вести себя отдельный человек. Человеческая жизнь — это совокупность принятых решений, которые они выбирали из альтернатив.

Есть несколько принципов, которыми руководствуется человек, принимая то или иное решение:

1.Предпочтения — то, что нравится человеку больше или меньше. 2.Все альтернативы — что может выбрать человек и то, как он их рассматривает в своём выборе. 3.Стремление человека к самому выгодному для себя варианту.

Все это в целом формирует традиционное общество.

spravochnick.ru

12.2. Секторы традиционной экономики

К основным секторам традиционной экономики, к которым относятся экономики таких стран, как Индия, Пакистан, государств Центральной Африки и т.д., принадлежат частный, модернизированый и государственный.

В частном секторе основной отраслью является сельское хозяйство. Здесь сделки не имеют рыночного характера, продукция передается помещику, производственный процесс имеет статичный характер, сделки между крестьянином и ростовщиком носят индивидуальный характер, а ставки процента определяются традицией. Подсчет издержек и доходов не ведется. Стимул цены очень слаб, а немногие существующие рынки раздроблены и несовершенны.

Модернизированный сектор включает крупное индустриальное производство, ориентирующееся на национальный или международный рынок. Для этого сектора характерна крайняя неэластичность спроса и предложения, так что дефицит и излишки более нормальны, чем соответствие спроса и предложения. В модернизированном секторе собственность и управление более подчинены интересам семьи, касты, этнической группы, “связей”, чем интересам доходов и прибыли. Важно иметь в виду, что модернизированный сектор представляет собой множество островков в отсталой и статичной экономике.

Государственный сектор представляют государственные предприятия, ориентированные на общественное обслуживание, а также на ликвидацию диспропорций в экономике, когда частный сектор обнаруживает неспособность взять на себя решение задач пропорциональности. Основные отрасли государственного сектора — машиностроение, химия, нефтяная, добывающая, воздушные и морские перевозки, административное управление, оборона, правопорядок. Государственные предприятия не ориентированы на извлечение прибыли. Они возмещают затраты за счет своих доходов, а чистые прибыли используются ими самостоятельно. Ценообразование на продукцию государственных предприятий может иметь разные модели, а именно: основанные на принципах “ни прибыли, ни убытка”, “максимум прибыли”, “небольшой дефицит”, “дискриминация цен”, “договорные цены”, “равнодоступность” к услугам или продукции.

Цели государственного сектора разнообразны: общее экономическое развитие страны; развитие отсталых районов; развитие определенных секторов экономики с целью ликвидации диспропорций в экономике; контроль над деятельностью важнейших для страны сфер хозяйства; регулирование деятельности частного и иностранного капитала, извлечение прибыли для государства, рост занятости, управление предприятиями общественного пользования.

  1. Проблемы преодоления отсталости традиционного общества

В теоретическом осмыслении путей преодоления отсталости в экономическом развитии традиционного общества в основном существует три подхода. В соответствии с первым подходом постулируется, что всякая культура имеет ценность и поэтому она должна быть избавлена от контактов с внешним миром. Второй подход ориентирует экономическое развитие традиционного общества на Европейскую модель. Третий подход выражает необходимость приспособления Европейской модели к традиционным ценностям. Какой бы подход в реальной политике ни преобладал, необходимо быть чрезвычайно осторожным в этой сфере, потому что здесь действуют чуткие и весьма мощные социальные силы.

Прежде чем перейти к рекомендациям по преодолению отсталости, необходимо указать на механизмы ее увековечивания. Они тщательно исследованы Г.Мюрдалем13.

Первый механизм — равновесие на низком уровне. Например, бедняк производит количество благ, которое достаточно лишь для поддержания его в таком физическом состоянии, чтобы обеспечить только данный уровень производства.

Второй механизм — последовательное прохождение обществом ступеней своего развития. Общество проходит ряд закономерных ступеней своего развития, которые оно не может перескочить. И если эти ступени предполагают слабое экономическое развитие, то равновесие на низком уровне воспроизводится.

Третий механизм — самокорректирующие и восстанавливающие равновесие движения. Например, произошло событие, увеличивающее доходы, вследствие этого растет потребление, увеличивается население и численность рабочей силы. Доля капитала и земли на душу населения уменьшается, а это ведет к снижению доходов на душу населения. Конечным результатом будут своеобразные колебания вокруг уровня доходов, обеспечивающего минимум средств к существованию и равновесие на низком уровне.

Существует тенденция увековечивания системы ограничительного дискреционного регулирования (установление контроля над импортом сопровождается лицензированием строительства и расширением старых предприятий, что вызывает необходимость введения твердых цен, последние обусловливают нормирование распределения и организацию системы снабжения и в конечном счете контроля над импортом и т.д.). Отрицательным результатом может завершиться практика поощрения частного предпринимательства. Для поощрения частного предпринимательства государство снижает цены на услуги государственного сектора, снижает ставки процента, вводит налоговые льготы. Вследствие этого налоговые администрации ослабляются, капитал вывозится, вводится контроль над импортом и валютой, курс валюты поднимается, растут вложения в крупные проекты, в результате понижается объем капитала, доступного для частных предпринимателей, вводятся множественные формы регулирования бизнеса, администрации вовлекаются во все фазы деятельности частных предпринимателей и предпринимательская деятельность приостанавливается.

Г.Мюрдаль для преодоления отсталости предложил использовать огромное разнообразие возможностей взаимозависимости традиционного общества. Он предложил сознательно разрывать взаимозависимости, порождающие отсталость.

Выводу из состояния слаборазвитости, по мнению Г.Мюрдаля, способствует задействование цикла развития. Он состоит из шести категорий:

1) производительность и доходы;

2) условия производства;

3) уровень жизни;

4) отношение к жизни и труду;

5) общественные институты;

6) политические мероприятия.

Данный цикл развития позволяет найти общий подход к преодолению отсталости, несмотря на различие исходных условий14.

Государство будет способствовать развертыванию цикла развития, если будет принимать менее жесткие ограничительные меры дискреционного типа, использовать госбюджет как бюджет развития, источник капиталовложений и инвестиций, усиливать стимулирующую функцию цены.

В традиционной экономике отношение сбережений к доходу низко, а сбережения на единицу рабочей силы и на душу населения вследствие этого еще ниже. Алгебраически эта взаимосвязь выглядит следующим образом.:

Сбережения Сбережения Рабочая сила Население

= х х

Доход Рабочая сила Население Доход

Все факторы сбережений в традиционном обществе действуют в одном направлении — в направлении стагнации. Поэтому планирование как элемент государственной политики в традиционном обществе должно быть направлено на координацию политических и хозяйственных мероприятий, увеличивающих отношение сбережения \ доход и противодействующих стагнационным тенденциям.

Важнейшей чертой традиционного общества является низкая степень социальной мобильности. Социальная мобильность — это степень легкости, с которой человек может изменить свой общественный статус. Ограничение мобильности связано с наличием барьеров социальной конкуренции, к которой относятся все формы дискриминации: скрытой и открытой, правовой и психологической, институциональной и пр. Трудно реализуемой в традиционном обществе является диверсификация социального статуса.

Формирование гражданских обществ и гибких систем социальной субординации происходит противоречиво и неравномерно во всех обществах. Но этот процесс более характерен для развивающихся обществ, чем для традиционных. Поэтому специальные политические меры по усилению социальной мобильности могли бы способствовать динамизму традиционного общества (например, бесплатное высшее образование, бесплатные библиотеки, упразднение ограничений на передвижение).

  1. Традиционное общество – это общество, в котором крайне низкий уровень современных видов экономической деятельности (производство электроэнергии, потребление нефти, стали).

  2. Примером традиционного общества могут служить замкнутые в себе общины коренных народов всех континентов.

  3. Традиционное общество — это важный элемент современного сообщества цивилизаций.

***

studfiles.net

Традиционное общество — реферат

§ 2. Традиционное общество

Некоторые социологи при  описании периодизации развития человеческих обществ от низших к высшим используют термин «цивилизация», рассуждая о  «традиционной цивилизации», «индустриальной  цивилизации», «постиндустриальной  цивилизации». Мы не случайно избегаем здесь этого понятия и употребляем  обобщенный термин «общество». Дело в  том, что так диктует заданная нами полнота картины социальной динамики. Понятие «цивилизация»  по определению неприменимо к  примитивным обществам, поскольку  там отсутствует письменность (не случайно иногда по отношению к ним  используют термин «дописьменные общества»).

Давайте еще раз обратимся  к схеме прогрессивного развития человеческих обществ (см. рис. 21), чтобы постоянно держать в уме, что переход от одного типа общества к другому совершается как результат определенной глобальной революции. Сравнивая те трансформации, которые имеют место при переходе от одного типа общества к другому, мы могли бы последовательно выявлять те социальные изменения, которые являются результатом этой революции. Примитивное общество преобразуется в традиционное в ходе развития аграрной революции, и те социальные изменения, которые она вызывает к жизни, как раз и образуют общую специфику всех традиционных обществ. Эти социальные изменения мы и попытаемся описать в данном параграфе.

Характер общественного  устройства. Итак, трансформация примитивных  общин в традиционное общество совершается  в ходе аграрной революции, вызвавшей  огромные социальные изменения не только в экономике и технологии, но и  во всех без исключения сферах социальной жизнедеятельности. Появление избыточного, а с развитием частной собственности  – и прибавочного – продукта означает возникновение материальных оснований для образования качественно  новой формы социального устройства – государства.

Есть основания полагать, что институт государства с большей  вероятностью возникает у земледельческих  народов. Дело в том, что занятие  земледелием требует больших  трудозатрат и в силу этого  практически не оставляет тем, кто  в него вовлечен, времени для воинских (или охотничьих) упражнений. Трудозатраты в скотоводстве гораздо меньше, вероятно, именно поэтому каждый взрослый кочевник – одновременно воин. Земледельческие  общины в большей степени нуждаются  в профессиональной военной защите своих территориальных рубежей: в силу этого у них раньше и  отчетливее формируется объективная  потребность в обособленных вооруженных  отрядах, составляющих костяк государства.

Появление государства тесно  связано с возникновением вначале  избыточного, а затем прибавочного продукта, а значит, частной собственности  и возможности отчуждения этого  продукта от его производителя. Причем отчуждение совершается уже не только путем купли-продажи, но и путем  изымания определенной части продукта в форме дани и налогов. Эта  часть прибавочного продукта поступает  на содержание профессионального аппарата управления, армии и коерсивных сил, обеспечивающих упорядочивание социальной жизни.

Благодаря появлению возможности  создания прибавочного продукта и отчуждения его в пользу государства в  обществе постепенно складывается слой людей, не занятых в производительном процессе, а потому располагающих  достаточно большим объемом свободного времени, необходимого для интеллектуальных занятий. Это элита не только в  социальном, управленческом, но уже и в интеллектуальном смысле. Обратим внимание на то, что определенная часть ее представителей профессионально занимается управлением, а значит – достаточно постоянной и длительной обработкой информации, требуемой для принятия управленческих решений. Институт государства начинает требовать для обслуживания своих нужд все больше профессионально подготовленных чиновников, порождая тем самым институт образования. Государство очень тесно связано также с развитием института права.

Постепенно в каждом из традиционных государств создаются  и разрастаются особые, как правило, тоже вооруженные группы, на которые  возлагаются функции коерсивного  социального контроля, независимо от того, как они называются, – полиция, городская стража или как-то еще. Эти организованные гражданские силы осуществляют задачи «внутренней» охраны сложившегося правопорядка и собственности. Хотя формально профессиональная полиция появляется в большинстве обществ в более позднюю, скорее в индустриальную эпоху, в той или иной форме она присуствует на всем протяжении существования традиционных обществ.

Формы правления в большинстве  традиционных государств, за очень  небольшими исключениями, носят сугубо авторитарный характер. Это власть одного правителя либо очень узкого элитного круга – диктатура, монархия или олигархия. Наиболее давние и  прочные традиции имела, разумеется, монархия, и чаще всего именно к  ней все и сводилось; даже диктаторы, захватившие власть лично и не имевшие формального титула монарха, стремились в конечном счете к  легитимизации своей власти именно в виде монархии. Тенденции развития монархий в зрелых традиционных обществах, приближающихся к индустриальной революции, таковы, что в них, как правило, в конце концов складывается сильное  централизованное государство –  чаще всего в той или иной форме  абсолютной монархии. Это выступает  одной из важных предпосылок успеха последующего процесса индустриализации.

Характер участия  членов общества в управлении его  делами.

Выше мы вкратце описывали  механизмы социальных изменений  в традиционном обществе, связанных  с развитием профессионализма в  управленческой сфере. Эта профессионализация, в сочетании с формированием  института моногамной семьи и  наследования, ведет к возникновению  элиты, обособленной от остальной части  общества. Возникновение института  государства и права одновременно обусловливает возникновение политики как таковой и развитие политической сферы жизнедеятельности. Данная сфера, как и все другие, тесно вплетена во всю систему социальных отношений. В чем это выражается?

В частности, в том, что  в Европе, например, вплоть до ХХ века абсолютное большинство взрослых людей (в том числе – практически  все женщины) находились в экономической  и юридической зависимости от главы того семейства, к которому они принадлежали, поскольку именно семья составляла основную производственную единицу как в сельскохозяйственном, так и в ремесленном производстве. И только главы этих семейств могли  рассматриваться как полноценные  участники системы взаимоотношений  местного (общинного) самоуправления. Уровень же государственного управления можно было вообще не принимать в  расчет, поскольку оно всецело  находилось в компетенции тех, кто  принадлежал к меньшинству правящей элиты. Все остальные члены общества, даже будучи формально свободными, занимали в общине третьеразрядное  положение, а возможно, и ниже.

Отстраненность от участия  в управлении подавляющего большинства  населения характерна не только для  монархических государств, но и для  античных и средневековых демократий. Достаточно вспомнить, например, классическую афинскую демократию. Что представлял  собою афинский демос, который мы привыкли переводить как «народ»? Этим понятием здесь обозначали свободное  население государства или города-полиса, обладавшее гражданскими правами (в  отличие от метеков, периэков, рабов  и др.). Причем не все свободное  население: к демосу города-государства  Афины принадлежала лишь мужская  часть взрослого свободного населения, причем исключительно городского. Ко времени наивысшего расцвета Афин общее  количество свободных горожан, включая  женщин и детей, составляло приблизительно 90 тыс. человек, а рабов обоего пола насчитывалось 365 тыс., чужеземцев и вольноотпущенников, состоявших под покровительством, – 45 тыс. «На каждого взрослого гражданина мужского пола,[323] – делает вывод Энгельс, – приходилось, таким образом, по меньшей мере, 18 рабов и свыше двух находившихся под покровительством».[324] Другими словами, фактически афинский демос составлял менее 5 % всего населения полиса.

Господствующий характер экономических отношений. Традиционное общество складывается одновременно с  появлением прибавочного продукта, а  следовательно, с возникновением частной  собственности и товарного обмена. Частная собственность остается господствующей на протяжении всего  периода развития традиционного, а  затем и индустриального обществ. Можно говорить лишь об изменении  ее главного объекта в разные периоды. В рабовладельческой формации главным  объектомчастной собственности  являются люди, в феодальной – земля, а в капиталистической – капитал.

Вследствие сравнительно низкого уровня развития производительных сил в различных производственных отраслях традиционных обществ преобладает  так называемая экономика пропитания.[325] Экономика пропитания, именуемая  также «самодостаточной» или  «естественной» экономикой, характеризуется  следующими чертами.

1. Хозяйственная единица производит продукт, главным образом, для своего непосредственного потребления (а наиболее распространенной производственной ячейкой в традиционном обществе выступает крестьянская семья; в меньшей степени это относится к мастерской ремесленника, хотя она также организуется обычно в рамках семьи.

2. Эта единица в своем потреблении довольно слабо зависит от рынка; во всяком случае, непосредственно на рынок поступает лишь небольшая часть производимого продукта.

3. В хозяйственной единице складывается чрезвычайно слабая специализация или разделение труда. Это уже не совсем натуральное хозяйство, однако все же ближе к нему, нежели к коммерциализированному производству.

Экономику пропитания считают  типичной для докапиталистического периода развития. Она определяется слабым развитием экономического обмена. Конечно, реально все эти так  называемые самодостаточные хозяйства  производимый ими продукт фактически и покупают, и продают на рынке. Так что речь идет лишь об относительной  доле прибавочного продукта, предназначенного для продажи или товарного  обмена. И все же крестьянская семья  крайне слабо зависит от рынка  и его конъюнктуры.

Характерная черта всех традиционных обществ – острое неравенство  распределения произведенных благ (заостренный профиль стратификации). При переходе от родового строя к государственному это неравенство резко обостряется. Энгельс, описывая зарождение Афинского государства, указывает, что «крестьянин мог быть доволен, если ему разрешалось оставаться на участке в качестве арендатора и жить на шестую часть продукта своего труда, уплачивая остальные пять шестых новому хозяину в виде арендной платы».[351] Именно экономическое неравенство составляет основу всех остальных видов главной стратификации традиционного общества – политической и профессиональной.

Общий характер организационно-технологического уровня. Бесспорно, разнообразие орудий труда в традиционных обществах, особенно на достаточно зрелых стадиях развития, неизмеримо шире, а уровень технологий неизмеримо выше. Искусство ремесленников здесь иногда отличается такими достижениями, которые не всегда удается повторить даже с помощью современных технических средств. Однако, как мы уже говорили, социология, являясь «генерализирующей» наукой, проявляет интерес прежде всего к общим чертам, характерным для любой эпохи в целом. Рассматривая традиционное общество, следует отметить две такие общие черты.

Во-первых, одной из причин существования пределов увеличения выработки продукции на душу населения  традиционного общества является использование  в производительном процессе в качестве источника энергии исключительно  или главным образом мускульной силы человека и животных. Можно  буквально по пальцам перечислить  те сферы, где применяются неодушевленные источники энергии: энергия падающей воды (для вращения мельничного колеса) и ветра (движение парусных судов  или вращение того же мельничного  вала).

Во-вторых, в качестве основной хозяйственной единицы на всем протяжении традиционной эпохи выступают, как  мы уже упоминали, семья, домашнее предприятие.[352] В феодальном сельскохозяйственном производстве во главе группы домашних хозяйств стоит помещик, его отношения  с домашними слугами и с  крестьянами строятся на принципах  патернализма, по патриархальной модели. Далее по иерархии идут члены его  семьи, управляющие хозяйством, слуги, затем – крестьяне. Наиболее распространенной первичной ячейкой производства является крестьянская семья во главе  с крестьянином и состоявшая из его  чад и домочадцев, которые, как  уже упоминалось, находились в той  или иной степени зависимости  от главы семейства, а все семейства  общины – от помещика, владельца  земли и сельскохозяйственных угодий. При этом поле их деятельности (в  прямом смысле) находится в непосредственной близости от жилища.

И в ремесленном производстве во главе мастерской находится мастер-ремесленник; непосредственными работниками  выступают, как правило, члены его  семьи – жена и дети, неженатые  ученики и подмастерья, вольнонаемные (тоже чаще всего неженатые) ремесленники. Обычно почти все они живут  под одной крышей – как правило, той же самой, под которой работают, причем именно на правах членов семьи  – за кров, стол и одежду. Можно  буквально по пальцам пересчитать  профессии, представители которых  трудились вдали от дома – моряки, рыбаки, рудокопы, извозчики.

Структура занятости. Структура занятости в традиционном обществе формируется в ходе аграрной революции. Она определяется постепенным ростом уровня производительности и доли прибавочного труда в общем объеме труда. Скорее всего, на ранних этапах развития разделение труда здесь носит еще не очень значительный характер. Вначале имеет место «второе крупное разделение труда – ремесло отделилось от земледелия».[353] Это означает появление второго сектора занятости – ремесленного, которому еще не скоро предстоит перерасти в индустриальный (или промышленный). Затем возникает «производство непосредственно для обмена» – товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не только внутри племени, но уже и с заморскими странами[354] это кладет начало будущему сервисному сектору занятости. Наконец, профессионализируется управленческая деятельность, за нею – деятельность по отправлению религиозного культа; и та и другая принадлежат к информационному сектору, который объединяет в себе все профессиональные занятия, связанные с обработкой и накоплением социальной информации. К информационному сектору здесь и далее мы причисляем всех тех, «кто производит, обрабатывает и распространяет информацию в качестве основного занятия, а также кто создает и поддерживает функционирование информационной инфраструктуры».[355]

student.zoomru.ru