Тоталитаризм определение виды – Тоталитаризм — Википедия

16. Тоталитаризм: признаки и разновидности.

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» — весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.

Позже использовалось немецкими и американскими политологами. Его истоки уходят в глубокую древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае — теоретики легизма.

Тоталитарный режим – режим, при котором государство, не довольствуясь функцией социального представительства, выступает единственным и исключительным выразителем общих потребностей и движений.

Признаки тоталитаризма:

1.центральное руководство и управление в экономической сфере

2.система всеобщего контроля за поведением индивидов в социальной сфере

3.признание руководящей роли 1 партии в политической сфере и осуществление ее диктатуры

4. господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное ее навязывание

5.сосредоточение в руках партии государства средства массовой коммуникации

6.культ руководящей личности на всех уровнях

7.сращивание партии и государственного аппарата, контроль исполнительными органами выборных

8.выход карательных органов из подчинения закону и обществу и, как результат, произвол, государственный террор и массовые репрессии

9.проникновение власти во все части социального механизма

Страх и слепая вера – основные источники тоталитарного режима.

Разновидности тоталитаризма:

1.Фашизм (Италия, Испания, Чили)

2.Коммунистический (СССР, Куба)

3.Национал – социализм (Германия)

Тоталитарный режим эффективен во время войн. При тоталитаризме отсутствует безработица, существует широкая социальная подготовка, малозаметный контроль в имущественном положении граждан, большое внимание уделяется воспитанию и образованию.

Тоталитарный режим способен меняться, эволюционировать (поссттоталитарный режим).

Посттоталитарный режим – особый тип недемократического режима, возникающий, как правило, после смерти вождя-создателя тоталитарного режима. Между посттоталитарным режимом и его предшественником существует органическая взаимосвязь и преемственность, выражающаяся в сохранении контроля единственной партии над государством, наследовании формально-правовых основ и т.п.

Главными характеристиками посттоталитаризма являются: ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; переутверждение роли партии как бывшего источника легитимности лидера; постепенный процесс детоталитаризации (т.е. снятия наиболее жестких характеристик режима) во избежание радикального переворота, подготовленного открытой или скрытой оппозицией.

17. Авторитаризм: сущность и особенности проявления.

Авторитаризм означает антидемократический принцип власти. Авторитарным можно назвать политический режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность.

При авторитарной власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общество не поглощается полностью.

Авторитаризму характерен отказ от тоталитарного контроля над обществом, ограничено вмешательство в различные сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.

Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.

Оппоненты – личные враги руководителей режима.

Для авторитаризма характерна монополия власти и политики.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia — самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Разновидности авторитаризма:

1 – теократический, когда власть сосредоточена у религиозного клана (Афганистан)

2 – связан с правлением военных

Политическая деятельность ограничена или вообще запрещена (единств. У Ганда – режим Амина)

3 – персонифицированный режим

Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти

4 – монархии

Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ

Отличие тоталитарного и авторитарного режимов: при авторитарном разрешено все, кроме политики; при тоталитарном – контроль над всем.

studfiles.net

19. Тоталитаризм: сущность, разновидности, признаки

Тоталитарная политическая система. Тоталитаризм (от лат. totalis – целый, полный или totalitas – полнота, цельность) – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Этому режиму присущи определенные признаки:

— государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

— общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа. Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

— абсолютная “правовая”, на деле антиправовая регламентация общественных отношений, которая базировалась на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;

— государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

— доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

— господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

— права и свободы человека и г8ражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

— экономической основой выступает крупная собственность – государственная, монополистическая, общинная;

— наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

— централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

— государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Разновидности тоталитаризма:

  • Коммунизм. Исторически первой формой тоталитаризма считается коммунизм советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г., так как она предполагала полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть над нею государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе были присущи и гуманные цели: всеобщность образования, доступность для каждого человека достижений науки и искусства, социальная защищенность людей и т.д.

  • Фашизм. Вторая разновидность тоталитарных политических систем – фашизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 г. в Италии. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению твердого государственного порядка. Фашизм претендовал на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности.

  • Национал-социализм. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и социальный порядок он возник в Германии в 1933 г. Национал-социализм родственен фашизму, хотя и заимствовал немало у советского коммунизма – революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства. В то же время место класса в нем занимает нация, место классовой ненависти – ненависть национальная и расовая. Если в коммунистической системе свойственная ей агрессивность обращена прежде всего вовнутрь, против собственного народа, то в национал-социалистской системе – вовне, против других народов.

  • Теократический тоталитаризм. Примером теократического тоталитаризма может служить муллократия в Иране после революции Хомейни, режим талибов в Афганстане и т.п.

Тоталитаризм, как правило, связан с утопической идеей. В тоталитарном обществе устанавливается всеобщий контроль и насилие. Принцип тоталитарного общества – разрешено то, что приказано властью. В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам. Наконец, в тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и скромность.

20……

20 Политическая система: ее функции и компоненты

Политическая система — целостная и динамичнаяю совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих им реализовывать свои цели и намерения. Политическая система складывается из ряда подсистем — нормативной, идеологической, институциональной, коммуникативной, — культурной. Она, как правило, сформирована по принципу пирамидальной иерархии с массовой социальной базой в основе и вершиной в виде государственной власти. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим органам), — партии, союзы граждан, общественные организации.

Основополагающими функциями политической системы являются:

— определение целей, задач и путей развития общества;

— организация деятельности общества по выполнению социально-политических целей и программ;

— распределение материальных и духовных ценностей;

— согласование интересов разных социальных групп и государства;

— разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

— обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

— формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

— контроль за исполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

studfiles.net

50. Тоталитарный политический режим: понятие, признаки, разновидности

Тоталитарный режим (тоталитаризм) – политич-й режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Вместе с тем тоталитаризм — это не просто политич.режим как характ-ка власти, а практич.способ организации общества. Признаки тоталитаризма:1.Наличие развернутой идеологич-ой доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеч-го бытия.2.Единств-я массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения.3.В политич-ой сфере тоталит.режим отличается монополизацией власти. 4.Система полиц-го контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществ-го надзор над ней самой в интересах ее вождей.5.Всеобъемлющий контроль партии и ей преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и информации.6.В сознательности людей усиленно формир-ся образ врага, с кот-м не может быть примирения.7.Полный контроль над вооруж. силами.8.В тоталитарном обществе происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом, что ведет к монопольному контролю над экономической сферой.9.Отчуждение граждан от политич.процессов, ущемление прав и свобод граждан.10.Социально-психологическим фундаментом тоталит. режима является конформизм. Можно выделить следующие историч-ие формы данного режима: коммунизм, фашизм, национал- социализм, сталинизм.

51. Сущн-ть, пр-ки и осн. Разн-ти соврем. Авторит. Режимов

Авторитаризм– с лат. –власть, влияние. Пр-празрешено все кроме политики, т.е в отличие от тоталитаризма авторит. режим предоставляет определен. свободу и автономию в экон-ке, ку-ре, частн. жизни людей, религии и т.д. Пр-ки:1. Сосредоточение власти в руках одного ч-ка или небольших групп лиц. 2. Стремление исключить полит-ю позицию.2. использование силы для решения конфликтных ситуаций. 4 относительная закрытость правящей элиты и ее формирование путем назначения, а не выборов. 5. Формир-е харизмы у полит-го лидера. Есть эффектив. и неэффектив. АР. Виды АР: 1. Однопартийные системы (Мексика, Тайвань). 2. Военные режимы (хунты). 3. Режим личной власти.4. Бюрократическо-аллегорический режим.

Авторитаризм означает антидемократический принцип власти. Авторитарным можно назвать политич.режим, основанный на самовластии, диктатуре правителя или группировки, грубо нарушающих права и нравственность.

При авторит-й власти осуществляется централизованность и однолинейность сверху, игнорируется или существенно снижается роль других представительных институтов. Здесь гражданское общество не поглощается полностью.

Авторитаризму хар-рен отказ от тотал-го контроля над общ-вом, ограничено вмешательство в различ.сферы, присуще неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиций, отвергающих проводимую режимом политику.

Оппоненты – личные враги руководителей режима.

Для авторитаризма харак-на монополия власти и политики. Сущностно значимым при определении авторит-ма явля­ется хар-р отношений госуд-ва и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авто­рит-й режим либерализует обществ.жизнь, не стре­мится навязывать обществу четко разработанной офиц-ой идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюра­лизм в политич.мышлении, мнениях и действиях. Руководство различ-ми сфе­рами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над соц-й и экономич-й инфраструктурой гражд-го общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организа­ц-ми, средствами масс.информации. Автократия (самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица)не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно от­сутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политич.кон­куренции за власть, к фактич-му участию населения в принятии решений по важнейш.вопросам жизни общ-ва. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Разновидности авторитаризма: 1 –теократический, когда власть сосредоточена у религиозного клана (Афганистан) 2 –связан с правлением военных Политическая деятельность ограничена или вообще запрещена (единств. У Ганда – режим Амина) 3 –персонифицированный режим Когда власть принадлежит лидеру, бессильность институтов власти 4 –монархии Саудовская Аравия, Иордания, Марокко, ОАЭ

studfiles.net

Тоталитаризм (в Википедии) | Наука

Файл:The Dictators.jpg

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.

Теория тоталитаризма исходит из того, что фашизм и советский режим 1930-40 гг. имели в своей основе много общего — с точки зрения их идеологических противников (либералов, социал-демократов, христианских демократов, анархистов и т. д.) — и вместе с тем качественно отличались от прежних диктатур. В силу этого обстоятельства, термин «тоталитаризм» не является точным синонимом тирании, и потому его не вполне корректно применять к деспотичным режимам, существовавшим до XX века. Попытки дать краткое определение этому понятию делались специалистами по сравнительной политологии неоднократно, однако всякий раз приводили к серьёзным трудностям. Современное определение тоталитаризма носит эмпирический характер и рассматривает его как совокупность общих черт сталинского и фашистского режимов. Отсюда оказывается возможным сформулировать основные признаки тоталитаризма[1].

К тоталитарным обычно относят режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР, Муссолини в Италии, Энвера Ходжи в Албании, «красных кхмеров» в Кампучии, иногда авторитарно-консервативные режимы, — например, Франко в Испании, Мао в Китае, Пиночета в Чили, Сапармурада Ниязова в Туркменистане, и др.

    Происхождение и употребление термина Править

    Термин «тоталитаризм», впервые появившийся в работах философа Джованни Джентиле в 1926 г., был популяризован итальянскими фашистами. В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что “Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato”[2] — т. е., все аспекты жизни человека подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего является неизбежная эволюция в сторону тоталитаризма (в их определении).

    К началу Второй мировой войны под тоталитаризмом понимались репрессивные однопартийные режимы в Италии, Германии и СССР во главе с сильными лидерами, призывающие порвать со всеми традициями во имя некой высшей цели. В самой фашистской Италии, нацистской Германии и сталинском СССР термин «тоталитаризм» употреблялся только в отношении Италии и Германии, но не в отношении Советского Союза[3].

    Карл Поппер

    Новую трактовку тоталитаризму дал Карл Поппер, который в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.

    Массовое распространение слово «тоталитаризм» получило после выхода в свет книги философа Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.) (подробнее см. ниже). Слово подхватили политики в странах демократического блока, которые использовали его достаточно произвольным образом как идеологическое клише в адрес различных авторитарных политических систем. Это обстоятельство негативно сказалось на отношении к теории тоталитаризма в научной среде: многие историки и политологи относились к ней критически (см. критику ниже). В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин «тоталитарная демократия» для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.

    После начала хрущёвской «оттепели» теория тоталитаризма претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-преженему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, котороя бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.

    Файл:Bzhezinsky.jpg

    Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1965 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. Это позволило им выделить целый ряд определяющих признаков, а также ввести в представление о тоталитаризме элемент динамического развития, — но не возможность системных изменений. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений на такой контроль.

    В 1970-е гг., в силу дальнейшего смягчения режима в СССР, термин «тоталитаризм» стал всё реже употребляться советологами, однако продолжал оставаться популярным среди политиков. В своём эссе «Диктатура и двойные стандарты» (1978 г.) Джин Киркпатрик настаивала, что следует отличать тоталитарные режимы от авторитарных. Согласно Киркпатрик, авторитарные режимы заинтересованы преимущественно в своём собственном выживании и поэтому, в отличие от тоталитаризма, допускают отчасти автономное функционирование элементов гражданского общества, церкви, судов и прессы. Отсюда был сделан вывод, получивший известность при Рейгане как «доктрина Киркпатрик», что во внешней политике США могут оказывать временную поддержку авторитарным режимам ради борьбы с тоталитаризмом и продвижения американских интересов.

    Падение коммунистических режимов в странах советского блока и СССР во второй половине 1980-х вызвало повторный кризис в теории. Утверждение, что тоталитарные режимы не способны сами инициировать радикальные реформы, было признано ошибочным. Однако в целом анализ тоталитаризма внёс значительный вклад в сравнительную политологию[4], и употребление этого термина до сих пор достаточно распространено.

    Советские диссиденты и, после начала перестройки, большинство реформаторов (включая Лигачёва) называли советскую систему тоталитарной[5]. Использование термина было связано главным образом с отсутствием в советской политологии лексикона, необходимого для критического анализа истории СССР. При этом вопросы природы и стабильности тоталитарного режима играли в возникшей дискуссии вторичную роль; на первом плане было подавление гражданских прав, отсутствие общественных институтов, защищающих человека от государственного произвола, монополия КПСС на политическую власть. Это служило одним из оправданий для призывов к радикальным реформам.

    Теория тоталитарного общества Править

    Признаки тоталитарного общества Править

    В своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества[6]:

    1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества
    2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом
    3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества
    4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации
    5. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения
    6. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»)
    7. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур
    8. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод
    9. Централизованное планирование экономики
    10. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами[7]

    Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака и в несколько меньшей степени следующие четыре, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками[3].

    Основные выводы анализа тоталитарной модели Править

    Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться с всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Результатом было обеспечение массовой поддержки режима, подавляющего любое инакомыслие.

    В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижениии никогда не могло быть объявлено. Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им свободно трактоваться по ситуации.

    Другим выводом теории является обоснование организованного и масштабного насилия против определённой многочисленной группы (например, евреев в нацистской Германии или кулаков в сталинском СССР). Эта группа обвинялась во враждебных действиях против государства и в возникших трудностях.

    Теория Ханны Арендт Править

    Основой тоталитаризма Ханна Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора.

    Арендт полагала, что хотя итальянский фашизм представлял собой классический образец диктатуры, нацизм и сталинизм обладали фундаментальным отличием. В этих странах государство было полностью подчинено контролю одной партии, представляющей либо нацию[8], либо пролетариат. Напротив, по мнению Арендт, фашизм Муссолини ставил государство над партией. Арендт также подчёркивала роль пангерманизма нацистского режима и панславизма сталинского режима как частных случаев «континентального империализма» и свойственного ему расизма. Большинство политологов склоняется к точке зрения, что нацизм всё-таки ближе к фашизму, чем к советскому режиму.

    Тоталитаризм и социализм Править

    Файл:Mises1950NY.jpg

    Группа историков и экономистов (Людвиг фон Мизес и др.) полагает, что одним из общих элементов тоталитарных режимов является социализм. В то время, как СССР безусловно относился к социалистической системе, подобная классификация для нацистской Германии и тем более фашистской Италии не столь очевидна. Муссолини до Первой мировой войны состоял в социалистической партии, а Национал-социалистическая немецкая рабочая партия в своём названии включает слово «социалистическая», однако это само по себе не означает, что по своими корнями фашизм упирался в социализм. Мизес утверждал[9], что хотя подавляющая часть средств производства в Германии номинально оставалась в частных руках, фактически государство обладало всей полнотой контроля над ними, т. е., было их реальным владельцем. С точки зрения Мизеса, крайний коллективизм всегда означает социализм, поскольку у человека, всё существование которого подчинено целям государства, вся собственность также подчинена этим целям. Этим Мизес объяснял, почему тоталитарные правительства осуществляют контроль над ценами, зарплатами, распределением товаров и, в конечном итоге, центральное планирование экономики.

    Критики этой теории указывают, что нацизм отверг учения всех идеологов социализма и выступал категорически против социального равенства. Согласно общепринятому взгляду, корнями нацизма являются крайний национализм и расизм, а не эгалитаризм. Экономическую систему в нацистской Германии и фашисткой Италии обычно классифицируют как государственно-корпоративный капитализм.

    Причины тоталитаризма Править

    Стремление к полному контролю над обществом было свойствено многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321—185 гг. д. н. э.), династия Цинь в Китае (221—206 гг. д. н. э.), правление Чака над зулу (1816-28) и др. Следует особо выделить легизм в Цинь, который являлся полноценной идеологией и имел философско-теоретическое обоснование необходимости тотального контроля. Однако эти тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой.

    Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку рукводства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.

    Файл:FvonHayek.jpg

    Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.

    Социал-демократы объясняют рост тоталитаризма тем, что в период упадка люди ищут решение в диктатуре. Поэтому долгом государства должна быть защита экономического благополучия граждан, балансирование экономики. Как сказал Исайя Берлин: «Свобода для волков означает смерть для овец». Схожих взглядов придерживались сторонники модерн-либерализма (идеологии, сочетающей либерализм с модернизмом), которые полагают, что лучшей защитой от тоталитаризма является экономически благополучное и образованное население, обладающее широкими гражданскими правами.

    Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.

    Тоталитарные тенденции в демократических странах Править

    Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы Править

    Франкфуртская школа — критическая теория современного (индустриального) общества. Основные представители: Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, В. Беньямин. Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит к маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Согласно философам франкфуртской школы, современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством СМИ и навязываемым культом потребления. Отсюда тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Так, к примеру, философы Т. Адорно и М. Хоркхаймер, в книге «Диалектика Просвещения» представили организацию всей жизни в США как «индустрию культуры, являющуюся, возможно, наиболее изощренной и злокачественной формой тоталитаризма».

    Тоталитарные тенденции в США Править

    Социальная и экономическая политика США в 1930-е гг. имела черты, схожие с политикой СССР, Германии и Италии того периода. Так, президент Франклин Рузвельт ввёл субсидии сельскому хозяйству, установил минимальный размер оплаты труда, учредил систему социального обеспечения и внёс элементы централизации и планирования в экономику[10]. В связи с подготовкой к войне, делались попытки сместить акцент в экономике от получения прибыли на «реальное» производство. В то же время специальные условия в социальных программах фактически сделали их доступными только для белого населения, исключив из них большинство негров и латино-американцев[11]. Во время войны свыше ста тысяч американцев японского происхождения были направлены в концентрационные зоны. Эстетический антураж режима, в частности, культ образа мускулистого рабочего, шестёренок на плакатах и т. д., был также вполне характерен для США 1930-х гг.

    Как пишет историк Дм. Шляпентох, в послевоенные годы государство продолжало активно участвовать в управлении экономикой, при этом акцент по-прежнему делался на «реальное» производство и постоянное планируемое повышение качества товаров. Это сочеталось с репрессиями: «маккартизм» не сильно отличался от так называемой «борьбы с космополитизмом» в послевоенном СССР[12]. По мнению Шляпентоха, эти тоталитарные черты американской экономики и политики обеспечили правящей верхушке массовую поддержку среди населения и способствовали борьбе США с Советским Союзом на ранней стадии «холодной войны»[13].

    Критика теории тоталитаризма Править

    Фашизм и марксизм-ленинизм имеют ряд существенных отличий и во многом враждебны друг другу. Главной целью общества, согласно марксистско-ленинской теории, является социальная и экономическая справедливость, ради чего упраздняется частная собственность на средства производства. Эта идеология исходит из фундаментального равенства, в том числе, по культурным и этническим признакам, и стремится к равенству в уровне жизни. Напротив, фашизм категорически отрицает равенство и «чужеродные» влияния, утверждая, что сильная личность («сверхчеловек») обладает преимущественным правом. Более того, нацизм призывал к поражению в правах и уничтожению «низших» и «неполноценных» рас, в то время как марксизм делал основной упор на ликвидации деления общества на экономические классы. В силу этих обстоятельств, существует точка зрения, разделяемая в первую очередь сторонниками фашизма и марксизма-ленинизма, что эти идеологии являются в корне различными и, следовательно, употребление термина «тоталитаризм» лишено объективных оснований.

    При анализе общих черт нацистской Германии и СССР, заслуживает упоминания зрения, что оба государства были демократическими. В качестве доводов приводятся обширная поддержка НСДАП среди населения (победа на выборах 1933 года с результатом 43 %), создание ею большой политической коалиции, необходимой для выдвижения лидера НСДАП в канцлеры, а также массовая поддержка действий политического руководства во время войны[14]. Аналогичные доводы приводятся в отношении поддержки политики руководства ВКП(б) в СССР. Эта квалификация не соответствует классическому определению демократии, предполагающему не просто одобрение или неодобрение власти со стороны народа, а статус народа как реального источника власти, от которого зависит процесс принятия политических решений и свободное избрание политических лидеров[15]. С другой стороны, теория тоталитаризма также обращает внимание на факт массовой поддержки тоталитарных режимов и делает вывод, что такие режимы базируются на «энтузиазме и терроре».

    Другим доводом против использования термина «тоталитаризм» является его целесообразность. Критики утверждают, что кроме очевидной цели приравнять советский режим к нацизму, этот термин не несёт никакой пользы, поскольку не объясняет реальное функционирование СССР, как революционная диктатура сменилась тоталитарной или почему в послевоенное время марксизм продолжал пользоваться в мире большой популярностью[16]. Тоталитаризм обычно подаётся как стабильный режим, который не способен ни взорваться изнутри, ни быть уничтоженным извне[17]. Между тем, сталинская диктатура сменилась более умеренным авторитарным режимом, который окончательно рухнул в 1991 г. Следовательно, по мнению критиков, необходимо принять во внимание другие обстоятельства, например, что и тоталитарным, и либеральным режимам была присуща модернизация[18]. Другие историки и экономисты полагают, что напротив, концепция тоталитаризма объясняет функционирование Германии и СССР в 1930-е годы, например, нагнетание страха через систему ГУЛАГа или концентрационных лагерей, или экстенсивность экономики, подрывающую режим после исчерпания её возможностей[4].

    Ряд специалистов утверждают, что наличие внутрипартийных фракций и появление диссидентского движения в СССР и странах соцблока после смерти Сталина ставит под сомнение корректность классификации этих режимов как тоталитарных[19]. Они полагают, что после смерти тоталитарного лидера режим вступает в фазу, для которой характерен конфликт между интересами различных политических группировок и элементы политического плюрализма. Сторонники тоталитарной модели возражают, что понятие «политический плюрализм» применимо только по отношению к общественным институтам, которые обеспечивают распределение власти и совместное использование её ресурсов конкурирующими группами[20].

    Тоталитарные общества в художественной литературе Править

    Тоталитаризм нередко выводится в антиутопиях. Классическое изображение тоталитарного общества в литературе представлено в произведениях:

    1. ↑ См. Фридрих К., Бжезинский Зб. «Тоталитарная диктатура и автократия». [1]
    2. ↑ «Всё внутри государства, ничего вне государства, никого против государства»
    3. 3,03,1Bracher K. D. Totalitarism. [2] (англ.)
    4. 4,04,1Tucker R. Towards a Comparative Politics of Movement-Regimes // The American Political Science Review. 1961. Vol. 55, No. 2. P. 281.
    5. ↑ Bergman J. Was the Soviet Union totalitarian? The view of Soviet dissidents and the reformers of the Gorbachev era // Studies in East European Thought. 1998. Vol.50, No. 4. P. 247. Wallace P.R.
    6. ↑ Бжезинский известен антисоветскими публикациями, и к данному перечню следует относиться с осторожностью.
    7. ↑ По собственному признанию Фридриха и Бжезинского, все современные государства держат вооружённые силы под контролем.
    8. ↑ Под нацией в гитлеровской Германии понималась «национальная общность» (нем. Volksgemeinschaft), которая достигается путём тотального контроля над всеми аспектами культурной и общественной жизни (нем. Gleichschaltung).
    9. ↑ Мизес, Л. фон. Социализм. Экономический и социологический анализ / Пер. Б. Пинскер. М.: Catallaxy, 1994. [3]
    10. ↑ «When the Supreme Court Stopped Economic Fascism in America». By Richard Ebeling, president of Foundation for Economic Education. Oct. 2005.
    11. ↑ Pollack A. Myth of Benevolent Roosevelt Democrats: The Real Deal on the “New Deal” [4] (англ.)
    12. ↑ Shlapentokh D. The totalitarian streak in the US // Asia Times. 1-III-2007. [5] (англ.)
    13. ↑ Shlapentokh D. East Against West: The First Encounter: The Life of Themistocles. PublishAmerica, 2005. ISBN 978-1413756913
    14. ↑ Гётц Али. Новый взгляд на причины нацистского террора. [6]
    15. ↑ Merkel W. Embedded and Defective Democracies // Democratization — 2004. — Vol. 11, No.5. — P. 33 Wallace P.R. (англ.)
    16. ↑ Rostow W. W. The Dynamics of Soviet Society. London: Secker & Warburg, 1953.
    17. ↑ Wolfe B. W. Communist Totalitarianism: Keys to the Soviet System / Boston: Beacon Press, 1961.
    18. ↑ Müller K. East European Studies, Neo-Totalitarianism and Social Science Theory // TIPEC Working Paper 03-7. 2003. [7] (англ.)
    19. ↑ Skilling G. The Party, Opposition and Interest Groups: Fifty Years of Continuity and Change // International Journal. 1967. Vol 22, No. 4. P. 618.
    20. ↑ Odom W. E. Soviet Politics and After: Old and New Concepts // World Politics. 1992. Vol. 45, No. 1. P. 66.
    • Поппер К. Открытое общество и его враги
    • Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству
    • Арендт Х. Истоки тоталитаризма. — М.: ЦентрКом, 1996. ISBN 587129006Х
    • Талмон Дж. Л. Истоки тоталитарной демократии / Тоталитаризм: что это такое (исследования зарубежных политологов). Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. — М.: ИНИОН, 1993. — Ч. 1.
    • Берлин И. Философия свободы. Европа. — М.: Новое литер. обозр., 2001. — 448 с. ISBN 5867931323
    • Фридрих К., Бжезинский Зб. Тоталитарная диктатура и автократия
    • Агурский М. Идеология национал-большевизма
    • Лакёр У. Чёрная сотня. Истоки русского фашизма. — M.: Текст, 1994.
    • Самойлов Э. В. Фюреры. Общая теория фашизма. В 3-х т. — Калуга: СЭЛС, 1993. Кн. 3
    • Голомшток И. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994.
    • Хевеши М.А. «Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода». Изд. 2-е, доп. — М.: Международные отношения, 2004. — 192 с. ISBN 5-7133-1147-3

    br:Hollveliouriezh ca:Totalitarisme cs:Totalita da:Totalitarisme de:Totalitarismus en:Totalitarianism es:Totalitarismo et:Totalitarism fa:تمامیت‌خواهی fi:Totalitarismi fr:Totalitarisme he:טוטליטריזם it:Totalitarismo ja:全体主義 ka:ტოტალიტარიზმი lt:Totalitarizmas lv:Totalitārisms mk:Тоталитаризам ms:Totalitarianisme nl:Totalitarisme no:Totalitarisme pl:Totalitaryzm pt:Totalitarismo ro:Totalitarism sl:Totalitarizem sr:Тоталитаризам sv:Totalitarism tr:Totalitarizm uk:Тоталітаризм vi:Chủ nghĩa toàn thể zh:極權主義



    • Страница 0 — краткая статья
    • Страница 1 — энциклопедическая статья
    • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Тоталитаризм (в Википедии) 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    Тоталитаризм и его разновидности

    Сибирская Академия Государственной Службы

    (СибАГС)

    Кафедра политических наук и технологий

    Реферат на тему

    Тоталитаризм и его разновидности

    По дисциплине: Политология

    Выполнила: студентка гр. № 07115, Саая Е. Ю.

    Проверила: к.и.н., доцент Плясуля Г.И.

    Новосибирск, 2008

    Содержание

    Введение. 3

    1. Идейные истоки тоталитаризма. 5

    2. Предпосылки возникновения тоталитаризма. 6

    3. Сущность, характерные черты и разновидности тоталитарного режима. 9

    3.1. Характерные черты тоталитаризма. 9

    3.2. Разновидности тоталитаризма. 12

    4. Характеристика сталинской тоталитарной модели политической системы…14

    Заключение. 17

    Список использованной литературы.. 18

    Введение

    Тоталитаризмкак тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, он обрушили на них террор и репрессии, втянул мир в череду кровавых войн.

    Тоталитаризм – одно из спорных в науке понятий. Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие – к общественно-политическому строю, третьи – к социальной системе. Охватывающей все сферы общественной жизни. Либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма. Однако оно явно недостаточно. Так как понятие «политический режим» слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма. По мнению Сумбатяна Ю.Г. «тоталитаризм – это определенный общественно-политический строй, который характеризуется насильственным политическим, экономическим и идеологическим господством бюрократического партийно-госсударственного аппарата во главе с вождем над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы господствующей идеологии и культуре ».[1]

    Термин «тоталитаризм» (от лат. «totalitas» — цельность, полнота и «totalis» — весь, полный, целый) отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия – деспотии, тирании, монархии, авторитаризма, диктатуры, военного режима и т.п. Этот термин ввел в оборот в 20-е гг. Б.Муссолини для характеристики своего движения. Он считал, что первостепенной ролью государства в обществе является претворение в жизнь судьбы нации, и потому оно должно обладать абсолютной, неограниченной властью. Термин «тоталитаризм» стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения. С 1929 года, начиная с публикации в газете «Таймс», его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

    Тоталитаризм, как и любой другой политический строй, следует рассматривать как социальную систему и политический режим. В широком смысле, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм – это определенный общественно-политический и социально-экономический строй, идеология. В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического и социального порядка, способствующих формированию политической власти. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы. Отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма. Для определения сущности и основных форм тоталитаризма необходимо рассмотреть его идейные истоки. Уходящие в глубь истории, и предпосылки его возникновения.[2]

    Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, характерных черт и разновидностей тоталитарного режима.

    1. Идейные истоки тоталитаризма

    Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и, прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».[3]

    В античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих тенденций содержится в произведениях Платона , особенно в его последнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству – реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни; единая обязательная для всех граждан религия и т.п.

    Значительно обогатил тоталитарную идею Ж.Ж.Руссо . Он исходил из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными». Ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.[4]

    В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, Г.Бабёфа и др. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства. Так, Г.Бабёф призывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан».

    Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К.Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVIII – XIX вв. во Франции.

    2. Предпосылки возникновения тоталитаризма

    Переплетение традиционных и современных форм политических режимов в определенной степени искажало исторические рамки возникновения тоталитаризма. Некоторые ученые полагали, что тоталитаризм – результат развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов древности, другие же утверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, т.к. специфическое отличие тоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится на признании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого через партийно-бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего. Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархической структуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных.

    Только в начале XX в. с развитием производительных сил и научно-технической революцией появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.

    Тоталитаризм — это принятие большинством индивидов власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только диктатор, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем, пространством над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования.[5]

    Появление такого тоталитарного индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные.

    Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества . Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.

    Социальными основами тоталитаризма стали углубление социально-классовых противоречий и социального неравенства между буржуазией и трудящимися массами, люмпенизация населения, их социальная аморфность, дезориентированность, ненависть ко всем состоятельным классам и социальным слоям буржуазного общества и т.д.

    Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, — в классе, нации, государстве, партии и т.п.

    mirznanii.com

    это… Признаки тоталитаризма :: SYL.ru

    Общественная жизнь касается каждого человека. Мы зависим от того, как устроен социум. Взаимодействуя с ним постоянно, естественно, на «собственной шкуре» ощущаем все его плюсы и минусы. Так было всегда. Нынче в СМИ принято ругать на все лады тоталитаризм. Это стало модным в среде демократических деятелей. Но так ли уж плох этот общественный уклад? Чем он характеризуется? Давайте разбираться.

    Феномен XX-го столетия

    Тоталитаризм – это явление, характерное для прошлого столетия, хотя есть люди, утверждающие, что и нынче некоторые страны им «больны». Просто в те времена общество подверглось некоторым изменениям. Традиционное социальное поведение, характерное для девятнадцатого века, ушло в прошлое. Человек стал более активным. Возник новый термин: «активизация масс». Вспомните из истории, чем характеризовалось начало двадцатого века. Это было время революций в том или ином виде. Люди становились инициаторами и участниками перестройки общественного уклада. Тоталитаризм – это ответ власти на «активизацию масс». Ведь инициатива снизу способна разрушить любое государство. Ее необходимо было держать в узде, чтобы выжить в тех непростых условиях политической напряженности и экономической нестабильности. Так это нынче представляется исследователям. Получается, что тоталитаризм – это явление естественное, обусловленное объективными причинами.

    История формирования понятия

    В 20-е годы прошлого столетия политики, оппозиционные Муссолини, ввели этот термин в обращение. Однако он пришелся по вкусу самому Дуче. По его мнению, оно отлично характеризовало его политику. Тоталитаризм – режим полной власти единого лидера, беспрекословного подчинения ему масс. Термин стали применять фашистские идеологи. Гитлеру, кстати, он был противен. Лидер нацистской Германии считал, что он не отражает смысла его идей. Следует добавить, политологи того времени и СССР причисляли к тоталитарным странам. По их авторитетному мнению, в данном государстве все признаки авторитарного режима были налицо. Сталиным тоталитаризм в СССР не признавался. Термин считался чуть ли не ругательным, в любом случае унижающим советское общество. Стоит отметить, что само явление было придумано фантастами-утопистами. Так, оно описано в романе «Красная звезда» А. Богданова и «Мы» М. Замятина. Только у них не присутствует сам термин «тоталитаризм».

    Основные черты по З. Бжезинскому

    Любой общественный уклад, характерный для многих стран, обладает сходными характеристиками. Признаки тоталитаризма изучали многие специалисты. Каждый предлагал научному сообществу свою систему. Так, З. Бжезинский счел необходимым рассмотреть вопрос детально. Его признаки тоталитаризма таковы:

    • одна партия с харизматическим лидером;
    • единая идеология, приводящая к делению общества на «своих и чужих»;
    • монополия на СМИ и оружие;
    • легализация террора в отношении личности, несогласной с режимом;
    • централизованное управление экономикой.

    Приведенный перечень исследователи сочли неполным. Критики утверждают, что в нем отсутствует «общий интегрирующий признак».

    Уточнение признаков

    Для углубления понимания данного явления следует учесть, что тоталитаризм – режим, при котором власть не подотчётна массам. То есть в этом случае народ исключается и процессов государственного строения. На этом основаны выводы американского политолога Дж. Линца. Он предложил лишь три признака тоталитаризма, но более емких. Они таковы:

    • отсутствие институциональных способов влияния на централизованную власть;
    • идеология, обосновывающая историческую миссию режима;
    • вовлечение населения в выполнение проектов и задач, определяемых единолично лидером.

    Данная система признаков является более точной и всеобъемлющей. Она не только технически характеризует процессы в тоталитарном обществе, но и показывает его идеологию.

    Тоталитаризм и демократия

    Понятно, что эти два понятия несовместимы. Их антагонизм базируется на различном понимании роли гражданского общества в процессах становления государства. Если в демократии ему отводится основная роль, то тоталитарный режим является реакцией на бурный рост общественного самосознания. Для развития государства необходимо, чтобы каждый человек прилагал определенные усилия. Ситуация же с гражданским обществом в те времена была такова, что власти приходилось направлять его, используя непопулярные меры. Возможно, тоталитаризм являлся прогрессивным явлением. Он позволил мобилизовать население на серьезные достижения, невозможные при других условиях.

    Перед странами, характеризующимися тоталитарным режимом (Германия и Россия, Италия и Испания), стояли задачи полной перестройки экономики, создания промышленного производства и сильной армии. Это было объективным условием сохранения их государственности.

    Единое управление

    З. Бжезинский считает, что тоталитаризм, культ личности невозможны один без другого. По системе признаков, им разработанных, этот режим возглавляется харизматическим лидером. В принципе ничего дурного в том, что государственный деятель обладает большими способностями, нет. Но политологи пришли к выводу о невозможности создания справедливого строя в обществе, руководство которого не подвергается контролю. То есть всегда необходим баланс, корректирующий поведение власти. Без этого она становится «врагом» народа, по-иному – деспотом. Так как вооружение является прерогативой властных структур, то насилие без общественного контроля может применяться несправедливо, не во благо. Именно это ставят в вину И. В. Сталину. Исследователи утверждают, что он использовал свою полную власть неправомочно, даже незаконно. В качестве примера принято вспоминать ГУЛАГ. Стало общепринятым утверждать, что в этот лагерь ссылали не врагов народа, а ненавистников лично Сталина.

    Об абсолютности власти

    Принято утверждать, что инициативы и изменения при тоталитарном режиме происходят из единого центра. Народ к этим процессам привлекается только в качестве безропотного исполнителя. Он лишен возможности иметь, а также высказывать собственное мнение. Гражданское общество практически отсутствует либо крайне неразвито. У. Черчилль по этому поводу говорил, что в СССР запрещено все, а можно только то, что приказано. Экономические интересы полностью монополизированы властью. Развивается только то, что считается необходимым «сверху». Исследователи усмотрели в этой черте сходство с восточными деспотиями. Основным здесь считается вторичность экономических интересов людей, которыми власть просто пренебрегает. Личность при этом ставится в полностью подчиненное положение. Права ее не признаются. Она, что песчинка в потоке, лишена возможности на самоопределение или самовыражение.

    www.syl.ru

    Тоталитаризм и его разновидности

    Сибирская Академия Государственной Службы

    (СибАГС)

    Кафедра политических наук и технологий


    Реферат на тему

    Тоталитаризм и его разновидности

    По дисциплине: Политология
                                                                      
            Выполнила: студентка                                                      гр. № 07115, Саая Е. Ю.

    Проверила: к.и.н., доцент Плясуля Г.И.

    Новосибирск, 2008



    Содержание
    Введение. 3

    1. Идейные истоки тоталитаризма. 5

    2. Предпосылки возникновения тоталитаризма. 6

    3. Сущность, характерные черты и разновидности тоталитарного режима. 9

    3.1. Характерные черты тоталитаризма. 9

    3.2. Разновидности тоталитаризма. 12

    4. Характеристика сталинской тоталитарной модели политической системы… 14

    Заключение. 17

    Список использованной литературы.. 18


    Введение

    Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, он обрушили на них террор и репрессии, втянул мир в череду кровавых войн.

    Тоталитаризм – одно из спорных в науке понятий. Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие – к общественно-политическому строю, третьи – к социальной системе. Охватывающей все сферы общественной жизни. Либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма. Однако оно явно недостаточно. Так как понятие «политический режим» слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма. По мнению Сумбатяна Ю.Г. «тоталитаризм – это определенный общественно-политический строй, который характеризуется насильственным политическим, экономическим и идеологическим господством бюрократического партийно-госсударственного аппарата во главе с вождем над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы господствующей идеологии и культуре».[1]

    Термин «тоталитаризм» (от лат. «totalitas» — цельность, полнота и «totalis» — весь, полный, целый) отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия – деспотии, тирании, монархии, авторитаризма, диктатуры, военного режима и т.п. Этот термин ввел в оборот в 20-е гг. Б.Муссолини для характеристики своего движения. Он считал, что первостепенной ролью государства в обществе является претворение в жизнь судьбы нации, и потому оно должно обладать абсолютной, неограниченной властью. Термин «тоталитаризм» стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения. С 1929 года, начиная с публикации в газете «Таймс», его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

    Тоталитаризм, как и любой другой политический строй, следует рассматривать как социальную систему и политический режим. В широком смысле, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм – это определенный общественно-политический и социально-экономический строй, идеология. В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического и социального порядка, способствующих формированию политической власти. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы. Отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма. Для определения сущности и основных форм тоталитаризма необходимо рассмотреть его идейные истоки. Уходящие в глубь истории, и предпосылки его возникновения.[2]

    Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, характерных черт и разновидностей тоталитарного режима.


    1.    Идейные истоки тоталитаризма

    Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и, прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».[3]

    В античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ  этих тенденций содержится в произведениях Платона, особенно в его последнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству – реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни; единая обязательная для всех граждан религия и т.п.

    Значительно обогатил тоталитарную идею Ж.Ж.Руссо. Он исходил из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными». Ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.[4]

    В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, Г.Бабёфа и др. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства. Так, Г.Бабёф призывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан».

    Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные  черты К.Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVIII – XIX вв. во Франции.

    coolreferat.com