Толпа как социально психологический феномен – —

Содержание

1.1 Толпа и масса как социальный и психологический феномен: сравнительный анализ. Поведение человека в толпе

Похожие главы из других работ:

Анализ уровня суицидального риска у людей с аддиктивным поведением

1.2 Суицид, как социальный феномен

Определение суицида, их существует множество. Я приведу лишь малую часть из них. Суицид — это самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни. Самоубийство — это намеренное, осознанное…

Взаимосвязь невротичности личности со стрессоустойчивостью и воображением у юношей и девушек

2.2 Воображение как психологический феномен

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте…

Влияние индивидуально-психологических качеств руководителей на морально-психологический климат в коллективе

Глава .1 Медико-социальный и психологический портрет руководителя здравоохранения

Руководитель — главное звено в системе управления здравоохранения. Поведение руководителя, его конкретные действия…

Конфликты и социально–педагогические технологии их решения в малых подростковых группах

1.1 Конфликт — как социальный феномен

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей…

Личностные особенности доноров крови с разным уровнем развития эмпатических способностей

1.2 Донорство крови как социальный феномен

Слово «донорство» происходит от латинского слова donare, которое означает добровольный отказ здорового человека (донора) от своего органа (крови) в пользу больного, который в нем нуждается. Donare (лат.) — подарок, пожертвование, благотворительность…

Манипуляция как средство самоактуализации

2.1 Самоактуализация, как психологический феномен

Понятие самоактуализации берет свое начало в теории самоактуализации, которая, в свою очередь, исходит из гуманистической психологии. Теория самоактуализации была разработана в США в середине ХХ века. По Маслоу…

Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте

1.2 Конфликт — как социальный феномен

конфликт столкновение подростковый возраст Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей…

Насилие в конфликте

1. Конфликт как социальный феномен

Образ представителей другой нации у лиц, склонных к ксенофобии

Ксенофобия как психологический феномен

Что бы там ни говорили, как психологический феномен ксенофобия удобна. Как показали в своей концепции философы-прагматисты, человек всегда мыслит так, как ему выгодно. Ксенофобия психологически выгодна…

Поведение человека в толпе

Глава 2. Человек, толпа и масса: пути становления контакта в толпе

Регуляция агрессивного поведения младших школьников

1.3 Агрессивное поведение как психолого-педагогический и медико-социальный феномен

Поведение, как считает большинство социальных психологов, является совместной функцией отдельной личности и ее окружения. Иными словами, поведение индивида в обществе определяется воздействием ситуации, в которой он оказывается…

Самоопределение личности в условиях массы, толпы

1. Масса, толпа

Противопоставление индивидуальной и социальной или массовой психологии, которая на первый взгляд может показаться столь значительной, многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет…

Система ценностей супружеской пары и ее изменение в браке

1.1 Ценности как индивидуальный и социальный феномен

Проблематика ценностей находится на пересечении нескольких разделов психологии и смежных наук. Ценности, их система являются очень важным аспектом личности…

Создание оригинальной психодиагностической методики «Самоактуализационный тест»

3. Сравнительный анализ

№ ШКАЛЫ ИСПЫТУЕМЫЕ №1. Туринова К.С. №2. Иорданова Я.М. №3. Горинов А.А №4. Мамедов И.Г…

Характер и компьютерная зависимость

2.4. Сравнительный анализ.

Последним этапом в работе стал сравнительный анализ. То есть, необходимо просмотреть, имеется ли у акцентуированных личностей компьютерная зависимость и при каких акцентуациях, какой уровень зависимости…

psy.bobrodobro.ru

Феномен толпы

Понятия «чернь», «сброд» известны еще с античности. Чего только стоит воспоминание о римском плебее, жаждущем «хлеба и зрелищ» и блаженно вопившем при виде людей, раздираемых львами! Для романтиков всех сортов предметом гордости было то, что они не принадлежат толпе. Аристократы постоянно демонстрировали презрение к низшим интересам простонародья. Но только социологи XIX века придали проблеме толпы принципиальное научное значение. И первым из них был французский социолог Г. Лебон. В 1890-е гг. он опубликовал ряд работ, важнейшей из которых является «Психология масс».

«Феномен толпы» чаще всего возникает в обстоятельствах, когда люди оказываются на грани выживания. Паника при наводнениях или землетрясениях, голодные или чумные бунты, мятежи из-за непомерного повышения налога на хлеб, соль или спиртное. Бесправные низы знали цену расправы со стороны властей и шли на бунт только потому, что воспринимали настоящее как конец света. Это была крайность. Позитивных результатов такой бунт не приносил, но не для них он и предназначен.

Лебон показал, что поведение человека в толпе кардинально меняется:
«Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т. е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие его интересам и его привычкам».

Самая тяжкая потеря человека при слиянии с толпой — это отказ от разумности.

В уединении человек способен критично мыслить, разделять реальное и желательное, проверять экспериментально и логически те или иные доводы, соотносить их со своими убеждениями. В толпе человек подобен спящему или загипнотизированному: в голове свободно сочетаются несоединимые образы и идеи, резко повышена внушаемость, не различаются внешняя и внутренняя реальность, активизируются автоматизмы, шаблоны мышления и поведения, легка смена целей и настроений. Сам Лебон объяснял происходящее тем, что люди различаются по своему личному опыту, полученному при формировании сознания. Бессознательное же у всех общее. Поэтому и возможна толпа: в ней как бы срезаются разные по мыслям головы, но остаются одинаковые по автоматизму тела — с общими страстями, страхами и надеждами. Вполне логичным является и вывод Лебона, что толпа консервативна. Совершив насилие, она может смести какое-либо препятствие на пути социального развития. Но она восстанавливает архаический способ социального взаимодействия — шаблонного, ориентированного на упрощенную интеллектуальную модель.

Сама толпа неустойчива. Она существует только в момент совместного стихийного действия. Ее склонность к росту является также причиной ее будущей гибели: она просто не сможет найти объекта для приложения своих гигантски возросших сил. Иррациональность поведения толпы может концентрироваться только в момент взрыва, когда все силы устремлены в одном направлении. Затем придется возвращаться в более рациональное бытие, где существуют устойчивые институты власти. Это государственный аппарат, армия, сословное объединение, силы местного самоуправления, и, наконец, группы, объединенные на рациональной основе (научные учреждения, финансовые корпорации, производственные объединения). Взрыв эмоций может оттеснить логику, математику, технологическую дисциплину, правовые отношения, но отменить их не смогут никакой гнев и никакой восторг. Рано или поздно наместо побоища, устроенного толпой, вступают стройные ряды солдат, налоговых инспекторов, врачей и учителей.

Психологическое объяснение феномена толпы

Попытку психологического объяснения феномена толпы предпринял Фрейд. Он выводил поведение в толпе из вытесненного амбивалентного (двойственного) отношения к отцу. Младенец ревнует к отцу мать, хочет его заменить при ней. Но здесь же как бы приравнивает себя к отцу (отождествляет себя с ним). Впоследствии человек как бы разделяет эти два чувства по разным епархиям. Любовь к отцу переносится на вождя толпы, а принадлежность к ней трактуется как отождествление себя с другими и через это — с отцом, вождем. Чувство же соперничества переносится на «чужих», которые и становятся объектом ненависти и нападения. Эмпирической проверке такая головокружительная гипотеза принципиально не может быть подвергнута. Она является красивой легендой в мифологии фрейдизма. Но важно то, что Фрейд и его современники Г. Тард и У. Макдаугалл связали существование толпы с лидером определенного типа и способствовали разработке идей, объясняющих суть тоталитарной власти . Однако это уже сфера политического конфликта.

Более убедительными в объяснении поведения в толпе являются когнитивистский и интеракционистский подходы. Неблагоприятная ситуация, невозможность справиться с возникшими затруднениями (в преодолении голода, страха и т. п.) порождают защитные реакции. Создание образа врага сплачивает группу под лозунгом обороны. Наличие даже небольшого, но объединенного общей эмоцией сообщества оказывает сильное влияние на окружающие его «людские единицы». Картина реальности — это продукт внутригруппового обмена информацией, когда одни сведения воспринимаются как значимые, а другие — нет. Образ реальности формируется во взаимодействии и взаимном согласовании интерпретаций действительности. Находясь в ситуации неопределенности, личность вдруг не получает от образовавшейся группы «возбужденных» подтверждения своих рациональных установок. Мало того, группа выступает как носитель другой — истерической — интерпретации происходящего. В состоянии когнитивного диссонанса, и притом с неподтвержденной другими картиной реальности, личность начинает испытывать дереализацию и деперсонализацию.

Критичность сознания снижается, а внушение через групповое влияние усиливается.

Оказавшись в толпе, критически мыслящая личность рискует очень многим, если идет на прямой спор с ней. Чтобы уменьшить ущерб, который может принести агрессивная толпа, следует представить ей разумные действия как выражение ее воли. А затем ждать, когда произойдет естественный распад ситуативно собравшейся толпы, и искать рациональные подходы.

Классическим примером такого поведения служат действия некоторых руководителей городских комитетов во время Великой французской революции. Когда разъяренная толпа приволакивала к зданию ратуши обнаруженного «шпиона», представитель городского комитета выходил на площадь, благодарил людей за бдительность, обещал воздать «предателю» должное, уводил его внутрь здания и после распада толпы выпускал его через заднюю дверь.

psyera.ru

Толпа как социально-психологический феномен — Студопедия.Нет

Стихийные группы, их виды и особенности. Толпа как вид стихийной группы. Разновидности толпы: случайная (окказиональная), экспрессивная, конвенциональная,экстатическая, действующая толпа. Механизмы психического воздействия в толпе: заражение, подражание, массовое внушение. Этапы формирования толпы: циркулярная реакция, кружение, формирование единого образа, активизация через дополнительное стимулирование. Условия предотвращения образования, контроля и рассеивания толпы. Теоретические подходы к объяснению стихийного поведения (Г. Лебон; В. Макдауголл; З. Фрейд). Эффект деиндивидуализации (Л. Фестингер; Ф. Зимбардо). Теория эмерджентных норм Р. Тернера. Концепция обретения новой идентичности членами толпы Рейчера.

 

48. Просоциальное поведение

Альтруизм, просоциальное и помогающее поведение. Теоретические подходы к анализу феномена просоциального поведения. Межличностный подход (Дж. Хоманс, Д. Тибо, и Г. Келли). Гипотеза сопереживания—альтруизма (Д. Батсон). Социобиологический подход (Р. Докинз). Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы социальной ответственности и взаимности. Теория взаимного альтруизма Р. Триверса. Психологические детерминанты развития альтруистического поведения: личностные и ситуативные. Социально-когнитивный подход Б. Латане и Джон М. Дарли. Ситуационные факторы оказания помощи. Восприятие, оценка и интерпретация ситуации. Эффект очевидца, множественная неосведомленность, диффузия ответственности, дефицит времени. Социализация альтруистического поведения и ее особенности. Формирование мотивации к просоциальному поведению. Обучение моральному включению. Моделирование альтруизма. Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам.

49. Агрессивное поведение

Понятие агрессии и ее виды. Теоретические подходы к анализу агрессивного поведения. Агрессия как инстинкт (З. Фрейд).Этологический подход К. Лоренца. Фрустрационная модель агрессии Дж. Долларда. Теория сигнала – активации Л. Берковица. Подход теории социального научения А. Бандуры. Факторы социализации агрессии: социальное подкрепление, наблюдение соответствующего способа дейст­вий. Влияние моделей СМИ на агрессию. Психологические особенности процесса научения агрессивному поведению. Родительские наказания и агрессия. Условия снижения агрессивности: побуждение детей к интернализации ценностей, осуждающих агрессивное поведение; наказание агрессивных моделей, поощрение альтернативных форм поведения; создание эмпатии по отношению к другим людям. Отечественные исследования агрессивности (И.А. Фурманов).

 

50. Социальные предубеждения

Природа социальных предубеждений и формы их проявления. Предубеждение как особый тип негативной установки по отношению к членам определенной социальной группы. Предубеждения и дискриминация. Типы предубеждений и их своеобразие: сексизм, расизм, эйджизм, фейсизм. Теоретические объяснения предубеждений и дискриминации. Теория «авторитарной личности» Т. Адорно. Теория социального научения. Необихевиористский подход: теория «козла отпущения» Н. Миллера и Дж. Долларда. Теория реалистического (прагматического) конфликта Д. Кэмпбелла.Когнитивный подход: теория социальной идентичности Г. Тэджфела. Феномены этноцентризма, ингруппового фаворитизма межгрупповой дифференциации. Преодоление социальных предубеждений.

 

Теория и практика психологической помощи

 

Смысл и специфика психологической помощи.

    Определение понятия психологической помощи. Становление психологической помощи как социального института и профессии: развитие экспериментальной психологии, формирование гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями, развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену, возникновение консультирования, связанного с выбором профессии, утверждение «недирективной психотерапии», возникновение института попечительства.

    Цели и задачи психологической помощи по предметным перспективам (доминантам) консультативной практики. Самостоятельная группа задач психологической помощи. Основная проблематика и области применения психологической помощи в современном мире и в контексте отечественной психологии.

studopedia.net

Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой. С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии. Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

Толпа с точки зрения психологии

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе. «Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана. Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями. Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления. Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона  не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает. Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние. Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им. Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики. Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

psychologist.tips

Феномен толпы

Человек, как известно, существо общественное. Люди в процессе жизнедеятельности постоянно участвуют во взаимодействиях, таким образом, создавая группы.

Известна особая форма группы (или квазигруппы) – толпа. Интерес ученых к толпе как социально-психологическому феномену впервые появляется в начале ХIХ века. В настоящее время феномен толпы активно изучается психологией, социологией, конфликтологией и некоторыми другими областями гуманитарного и естественного знания.

Что такое толпа?

Толпа есть временное скопление людей в условно замкнутом пространстве с возможностью непосредственных контактов. Интересы и мотивация участников толпы временно совпадают, поэтому разные люди одинаково или сходным образом реагируют на одни и те же спонтанные внешние воздействия и стимулы.

Каждый участник такой группы, как толпа действует, проявляя наиболее примитивные инстинкты, психические импульсы и эмоции. Совместные, как бы согласованные действия участников, обуславливаются общностью человеческих коллективных бессознательных форм психики и сходным устройством подсознания. Морально-этические установления и нормальные общественные (а иногда и личные табу) в толпе не действуют.

Общие признаки толпы

Современной науке известно множество различных классификаций толпы по тем или иным принципам.

Можно попытаться выделить наиболее общие признаки.

  1. Для толпы (любого вида или типа) характерна деиндивидуализация, то есть временное частичное «выключение» индивидуальных черт личности. Усилено психическое заражение и подражание.
  2. Чувство единения (другими словами, общности, стадности) влечет отмену или ослабление этических, а иногда и правовых норм (иногда такое состояние приятно и желаемо участниками).
  3. Участники испытывают сильное ощущение правильности совершаемых действий;
  4. Участие в действиях большой стихийно-организованной группы потенцирует чувство собственной силы, что как бы вызывает уменьшение или полное снятие чувства ответственности за действия, совершаемые группой.

Каждому участнику толпы непроизвольным образом передается ажитация и повышенная возбудимость. Происходит взаимоусиление эмоций и социальных чувств.

Речь, оскорбляющая политические пристрастия толпы, может стать поводом к усилению напряженности, групповым эмоциональным «выплескам», реализации неуправляемых и непрогнозируемых «сценариев» с элементами проявления насилия в различной степени.

Следует заметить, что неосознанная тревога (возникающая из смутного понимания ответственности за содеянное), как правило, обостряет чувства и эмоциональное состояние толпы, в результате агрессивность по отношению к истинным или воображаемым врагам возрастает.

Что делать?

Участие индивида в действиях толпы кратковременно. А вот пережитый эмоциональный опыт и настроение могут сохраняться, причем достаточно долго. Такие связи разрушаются лишь в тех случаях, когда воздействие новых стимулов создает основу для других достаточно сильных эмоций.

Толпа (как группа) может распадаться под влиянием таких инстинктов как страх и индивидуальное самосохранение, а также таких чувств как холод, голод, чувство юмора и сильное возбуждение, направленное к новым целям.

Собственно говоря, практические методы управления и «технические» приемы воздействия на толпу строятся именно на использовании подобного рода психических механизмов и явлений.

kak-bog.ru

62. Стихийные процессы передачи информации. Слухи.

Слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме. Подчеркнем: слухи и сплетни — это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная по каким-то причинам информация. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию. 

Слухи — это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу.

Поскольку слухи — всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов, как правило, сводится именно к их классификации по степени достоверности содержащейся в слухе информации. С этой, информационной точки зрения, слухи подразделяются на четыре типа — от абсолютно недостоверных через просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности.

В соответствии с эмоциональной окрашенностью, слухи делятся на «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух» и «нелепый слух».

Слухи появляются и распространяются при совпадении двух главных условий. Во-первых, необходим интерес массовой аудитории к определенной проблеме, высокая актуальность этой проблемы, ее связь с жизненными потребностями людей. Во-вторых, обязательна неудовлетворенность такого интереса. Слух возникает тогда, когда жизнь сама порождает потребность в информации на некоторую тему, а неудовлетворенность такой потребности делает ее предельно актуальной. При распространении слухов с ними происходят определенные трансформации: сглаживаются малосущественные детали, заостряются эмоционально значимые моменты. В целом, слухи адаптируются к особенностям восприятия и условиям жизни той массы, в которой они распространяются. Слухи затухают, когда исчезают причины их появления. Для эффективного противодействия слухам необходимо не упоминать публично о факте их существования, не отрицать содержание слуха, а вытеснять его иной информацией на ту же тему. Если у людей актуализирована потребность в информации на некоторую тему, им надо просто предложить иные возможности ее удовлетворения.

63. Толпа как социально-психологический феномен

В науке известно множество попыток определения того, что же такое толпа. Ограничимся лишь несколькими из них. Я. Щепаньский, акцентируя прежде всего социологические признаки, полагал, что толпа в первую очередь представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом» (Щепаньский, 1969).Согласно очень близкому, но все-таки психологически более точному определению Ю. А. Шерковина, толпа — это прежде всего «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно» («Социальная психология», 1975).

Среди общих психологических факторов существования толпы практически всеми исследователями обычно отмечается устойчивая и подчас просто жесткая психологическая связь, объединяющая входящих в толпу людей. Образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом, толпа не обладает установленными организационными нормами и каким-либо комплексом моральных норм. Влияние толпы на своих членов вытекает из природы возникшей между ними эмоционально-импульсивной связи. В толпе проявляется примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами.

В толпе, как и во всех иных формах массового стихийного поведения, мы встречаемся с проявлениями частичного исчезновения индивидуальных черт личности. Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой. Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых действий. Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки.

Выделяют ряд условий действия такого «гипноза». Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей социальных групп или институтов. Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям. В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта. Наконец, в-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений. 

Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная (напр. траурное шествие), конвенциональная (митинг, собрание) и действующая (агрессивная, паническая и т.д.).

studfiles.net

Толпа как социальное явление — Реферат

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Кафедра общегуманитарных дисциплин

 

НАУЧНАЯ РАБОТА

 

Студента Ю-452 учебной группы IV курса юридического факультета

Копырина Алексея Дмитриевича

юриспруденция; № ЮС 63/02

по учебной дисциплине: Социология

Тема: Толпа как социальное явление

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ: Фомина Татьяна Юрьевна

 

 

 

Тверь 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………..3

1. Понятие толпы, её типы и основные характеристики….……..5

2. Управление и манипуляция толпой…………………………….15

Заключение……………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Судьбы народов определяются их характером, а никак не правительствами…Тщательное сочинение конституции представляется совсем ненужным упражнением в риторике, так как время и нужда сами позаботятся о том, чтобы выработать подходящую форму конституции…

Г. ЛЕБОН,
Психология толп.

Прежде всего, необходимо внести ясность в вопрос о том, что понимать толпой. Здесь четко вырисовываются традиционные различия между интерпретацией явления толпы с политической точки зрения, с одной стороны, и с социологической с другой.

С политической точки зрения, как в зарубежной литературе, так и в отечественной, толпа рассматривается как любое массовое проявление протеста несанкционированное властями, что не совсем верно. Например, несанкционированный митинг бывает вполне организован, упорядочен и дисциплинирован. Хотя поведение людской массы изменчиво и, при определенных случайных или специально подготовленных кем-то обстоятельствах, она может начать вести себя по иррациональным законам толпы.

С социологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели или утратившее ее, и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Основоположник социологии Г.Спенсер предполагал, что в толпе проявляется простая арифметическая сумма или же среднее арифметическое характеров собравшихся индивидов. У толпы есть универсальный способ вовлекать в себя людей — это приобретение каждым ощущения своей силы из-за многочисленности собравшихся. Это явление Г. Лебон причисляет к типу гипнотических состояний, связывая этот процесс с существованием бессознательной сферы психики отдельного человека.

Толпа как социально-психологический феномен является объектом пристального внимания социологов, психологов, политиков, юристов. Актуальность данной темы определяется реальным пересечением теории и практики, что особенно явно ощущают сотрудники правоохранительных органов. В связи с этим теоретический анализ феномена толпы, для меня как для будущего юриста, имеет весьма важное значение.

Задачи данной работы заключаются в том, чтобы понять что такое толпа, каковы её характеристики и виды проявления, определить какие силы движут поведением людей внутри этого феномена, а также выявить приемы и способы манипуляции этой стихийной массы индивидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие толпы и её типы.

 

Толпа- это универсальное средство «усреднения людей». Стоит большому (или не очень) количеству людей собраться в одном месте, как сразу же происходит процесс усреднения, т.е. люди с более высокой социально-психологической организацией опускаются до низкого, примитивного уровня. В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (этот принцип выражается в «законе духовного единства толпы»).

Индивиды толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять целый народ. Образование толпы не зависит от количества составляющих элементов. Толпу могут составить и несколько человек, а вот, если нет необходимых условий, то и сто человек не превращаются в толпу. Жизнь толпы также весьма различна по продолжительности от нескольких минут до нескольких месяцев. Коллективная душа толпы по мнению Лебона бессознательна, и хотя это слово у него достаточно неопределенно однако он полагает, что в бессознательном главную роль играют расовые наследственные компоненты. Именно благодаря им индивиды и могут объединяться в толпу, сознательное же их разъединяет.

Поскольку в толпе доминируют бессознательные составляющие, толпа заурядна, попросту говоря, глупа, хотя может состоять из умных и образованных людей. «В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. «Весь мир», как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, — Вольтер умнее, нежели «весь мир», если под этим словом надо понимать толпу». В толпе индивид, с одной стороны, вследствие численности массы, приобретает «сознание непреодолимой силы», а с другой — поскольку толпа анонимна — теряет чувство ответственно

www.studsell.com