Толерантность основа диалогического общения – Толерантность – основа общения участников дидактического процесса — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

Толерантность – основа общения участников дидактического процесса — Разное — Опыт работы пользователей — Образование, воспитание и обучение

В педагогике и психологии решением данного вопроса занимались многие ученые, среди которых П.И. Пидкасистый, И.А. Зимняя, А.А. Радугина, Р.С. Немов, Б.Ц. Бадмаев, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер и многие другие. Необходимость перехода отношений между учителем и учеником с авторитарной позиции на демократическую вызвана поиском новых форм социальной организованности в образовательной сфере. Прогресс в этом направлении сегодня весьма заметен. Гуманизация отношений между участниками дидактического процесса, в основе которой лежит мотив сотрудничества, представляет ученика, в первую очередь, субъектом целостного педагогического процесса, а не пассивным объектом.

Равноправие между учителем и учеником в плане личностного общения не означает, что учитель становится на одну ступень со своим подопечным; однако он признает учащегося индивидуальностью, способной выражать свои чувства и мысли, не боясь, что они могут отличаться от мировоззрения взрослого поколения.

Сегодня невозможно рассматривать культуру общения участников дидактического процесса, не указав того, что основой современных межличностных отношений в образовательном процессе является толерантное восприятие окружающего мира. С позиций данного подхода, толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми, исходящий из понимания, принятия и уважения многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий.

Межличностная толерантность в образовательном пространстве выделяет человека с собственным мнением, мировоззрением, уважающим и признающим право другого воспринимать чужие мысли иначе, готового уважать чужое мнение. Именно межличностный уровень толерантности имеет наибольшее значение при общении участников дидактического процесса.

Но, к сожалению, в настоящее время ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости обоих субъектов образовательного процесса. В повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности разной степени, которая проявляется в безразличии к «собственному мнению» ученика, а порой и в откровенном и жестком обесценивании его мнения, унижении его «неправильных взглядов», в результате чего общение между учителем и учеником сводится к элементарному вопросу-ответу.

Это можно расценивать как непрофессионализм учителя, низкий уровень культурной осведомленности о практике воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем, не стоит забывать, что в современном образовательном пространстве роли учителя и ученика в плане межличностного общения равнозначны, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, – это дело всех участников дидактического процесса.

Поведение, интонация, взгляд, мимика, жесты, реплики и многое другое отражают систему отношений «учитель-ученик». Однако одной из основополагающей составляющей межличностных отношений является общение. Именно посредством словесного выражения своих мыслей мы воспитываем подрастающее поколение. Беседы и диспуты между участниками дидактического процесса – это один из распространенных методов в практике межличностных взаимоотношений, который влияет на развитие высших эмоций, вырабатывает устойчивые нравственные и эстетические привычки и нормы поведения, способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, гуманизм.

Формой сотрудничества между учителем и учеником выступает совместная деятельность двух участников дидактического процесса, построенная на демократических принципах и направленная на достижение общих целей, главной из которых является реализация себя как личности. Именно на уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, являющаяся важнейшей составляющей общей культуры личности.

Потребность стать значительным, о которой не раз в своих работ работах упоминает Д. Карнеги, присуща всем людям. Поэтому устоявшийся стереотип в сознании учителей, согласно которому они выше и умнее учеников, необходимо искоренять или, по крайней мере, делать его ориентированным на коллег. Педагогика сотрудничества призывает учителя быть не только высококвалифицированным специалистом в области научного знания, но и активно участвовать в жизни учащихся, быть помощником, соратником, старшим другом в поисках жизненной истины. Тогда учащимся захочется не только приобретать знания, умения, навыки, но и творить, овладевать в совершенстве профессиональным мастерством.

Педагогическое общение – это целая система взаимодействия педагога и воспитуемого, которая должна быть эмоционально комфортной для обоих участников дидактического процесса. Владение технологией общения помогает педагогу сформировать правильную модель поведения в конкретной ситуации. Неверная форма педагогического общения может привести к конфликту, поэтому важно правильно избирать систему приемов коммуникации (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.).

Снятию коммуникативных барьеров помогает, прежде всего, нахождение правильных форм общения, среди которых наиболее распространенными является общение на основе увлеченности совместной деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-диалог, общение-дистанция. Правильно выбранный стиль педагогического общения является залогом результативной учебно-воспитательной работы.

Исходя из собственного опыта работы классным руководителем, я могу подчеркнуть, что одним из правильных путей нахождения «общего языка» с учащимися является организация общения-диспута на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, классных часах. Перед учащимися ставится определенная проблема, пути решения которой они находят, вступая друг с другом в дискуссии, споры, что в итоге приводит к истине. Роль наставника определяется в данном случае как направляющая, не навязывающая свое собственное мнение, а, наоборот, позволяющая участникам дидактического процесса сформировать свою собственную мировоззренческую позицию в сложившейся ситуации.

Одной из первых предпосылок к успешному общению участников образовательного процесса является формирование учителем основы демократизации: воспитание чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрация собственной готовности к общению, передача учащимся понимания их внутреннего состояния, изменение стереотипных негативных установок относительно межличностного общения с ученическим коллективом.

 Не стоит забывать, что все учителя, по мнению Я.А. Коменского, в какой-то степени «садовники, любовно выращивающие растения в саду, архитекторы, которые заботливо застраивают знаниями все уголки человеческого существа, скульпторы, тщательно обтесывающие и шлифующие умы и души детей, полководцы, энергично ведущие наступление против варварства и невежества». Поэтому вырастить благоухающие цветы (учеников), построить прочное архитектурное сооружение, наполненное жизнью, красотой бытия, совершить поход во имя толерантной личности, признающей других равноправными участниками окружающего мира, под силу только настоящему учителю, «идущему в уровень с современным ходом воспитания» (К.Д. Ушинский).

pedsovet.su

Толерантность в общении — Познай себя

Вам наверняка часто приходилось слышать определение «толерантный человек». Толерантность принято рассматривать как готовность принимать других людей и их мнения, даже если они ни совпадают с нашим собственным мировоззрением.  Понятие «толерантность» появилось еще в 18 веке. Выдающийся  французский философ Вольтер утверждал, что разные люди не могут одинаково думать об определенных вещах».

Понятие о толерантности у разных народов отличается. Так, у англичан под толерантностью принято понимать готовность и способность без протеста воспринимать другую личность. Французы называют толерантным уважительное отношение к свободе другого человека, его мировоззрению, образу жизни, политическим и религиозным мировоззрениям. У китайцев быть толерантным значит доброжелательно относиться к другим. На Востоке толерантность рассматривают как  умение прощать, терпимость, сострадание, способность к примирению.

Делить людей на толерантных и интолерантных (нетолерантных) можно лишь достаточно условно. Каждый человек на протяжении своей жизни может проявлять терпимость или наоборот, отстаивать свою правоту любой ценой. Но способность вести себя уважительно по отношению к взглядам других людей может стать постоянной чертой характера, а значит, обеспечить успех в общении.

Толерантные люди хорошо знают себя, им известны все свои недостатки и преимущества. Они способны критически относятся к себе, не обвиняют в своих неудачах других, стремятся к постоянному самоусовершенствованию. Вести себя толерантно сможет лишь самодостаточный, гармоничный человек без комплексов и внутренней неуверенности в себе.  Толерантный человек всегда готов выслушать и понять точку зрения оппонента. Он хорошо знает и правильно оценивает себя, а значит, готов положительно и доброжелательно относиться с другим.

Для того, чтобы научиться общаться толерантно, предлагаю вам ознакомиться с правилами и секретами эффективного общения.

1.Уважайте собеседника. Никогда не следует забывать, что каждый из нас имеет право на собственные моральные, политические, религиозные убеждения. Наша личная точка не обязательно является единственно верной. Древние замечали: «Истина рождается в споре». Пообщайтесь с человеком, взгляды которого не совпадают с вашими, и постарайтесь понять его. Возможно, его аргументы заставят вас по-новому взглянуть на определенные вещи.

2.Говорите так, чтобы вас услышали. Для этого не нужно повышать голос, достаточно спокойного, уверенного тона.

3.Слушайте внимательно, чтобы понять, о чем идет речь. Не стесняйтесь задавать собеседнику вопросы, если вам что-то не до конца понятно. Не делайте поспешных выводов.

4.Научитесь отстаивать свое мнение, не унижая чувств другого человека. Даже ясли вам очень неприятен ваш собеседник или вы категорически не согласны с его мнением, ни в коем случае не переходите на оскорбления. Агрессивный тон и насмешки над моральными убеждениями вашего оппонента не смогут убедить его в вашей правоте, а лишь создадут вам репутацию невоспитанного и нетерпимого человека.

communityhost.ru

Диалогическое взаимодействие в процессе обучения как основа развития толерантности студентов

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Гомонова Т.Д.

преподаватель,

Институт управления, бизнеса и права,

г.Сальск, Россия


В международных и отечественных документах о толерантности особая роль отводится воспитанию и образованию. Декларация принципов толерантности, Декларация и программа действий в области культуры мира, Федеральная целевая программа и другие документы призывают принять немедленные и эффективные меры в областях преподавания, воспитания, культуры и информации.

Явление толерантности рассматривается с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс находится в развитии и сейчас, накапливая разносторонние значения, стремится соответствовать действительности. В настоящее время существует огромное множество толкований данного понятия, в том числе и в психологии, и в философской литературе. Толерантность не имеет однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, как приспособительная функция организма, как эквивалентность и мера различаемости, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость и т.д. Таким образом, толерантность можно рассматривать как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культура толерантного сознания; в-третьих, как отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении. Многомерный подход к рассмотрению явления толерантности объясняется сложностью рассматриваемого явления как многокомпонентной проблемы.

На основании имеющихся подходов к пониманию сущности толерантности, можно дать следующее определение: под толерантностью следует понимать качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Для будущего специалиста толерантность выступает регулятором его профессиональной деятельности.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Наличие в структуре толерантности коммуникативного и поведенческого компонентов раскрывает широкие возможности для развития толерантности через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека. Освоение внешних способов выражения толерантности оказывается мощным средством, запускающим глубокие личностные трансформации самих участников процесса. Освоение способов толерантного взаимодействия, в конечном счете, приводит к личностному присвоению толерантности.

Опираясь на сущностные характеристики, структуру и функции позитивной толерантности, определены следующие критерии: поведенческий, коммуникативный, ментальный. Поведенческий и коммуникативный критерии в логике работы отвечают деятельностному признаку толерантности (эмоциональная устойчивость, открытость, доброжелательность, сотрудничество, коммуникативная компетентность, способность к диалогическому общению и т.д.), ментальный – отражает систему ценностных ориентаций личности (эмпатия, рефлексия, автономность, гуманность и пр.). Поведенческий – отражает меру принятия человека и терпения в ситуациях, когда он не соответствует требованиям и ожиданиям; характеризует толерантное поведение. Поскольку поведение не содержит сознательного полагания личностно нравственных целей (т.е. реактивно), оно может носить приспособительный характер к моральным нормам, к социальным нормам вообще. Коммуникативный – предполагает наличие коммуникативной компетентности (вербальной и невербальной), которая реализуется в русле принятых норм и правил. Данный критерий вбирает в себя не только вербальную и невербальную стороны коммуникации (общения), но и поведенческую сторону. Коммуникативный аспект легко поддается диагностике и педагогическому взаимодействию. Его реализация – наиболее доступный и педагогически осуществимый путь развития толерантности. Ментальный – характеризует глубинные процессы личности, активность при принятии решений, способность к рефлексии, самонаблюдению, отражает систему ценностных ориентаций личности; проявляет себя в адекватном выборе способов деятельности в той или иной ситуации.

Обобщенный социальный портрет современного студента и статистические данные говорят о том, что, нередко у студентов возникают трудности, связанные с установлением межличностных отношений, в результате чего студент может демонстрировать враждебность и агрессию против тех, чьи нормы и ценности кажутся непонятными, чужими. В то же время, ведущими потребностями в студенческом возрасте являются потребности в общении, реализация которых влияет на успешность социализации (А. Маслоу, Г. Олпорт и др.). В настоящее время к базовым способностям (потребностям) человека как результату образования и развития относят: способность сочувствовать и сопереживать, слышать и понимать другого человека (А.М. Лобок). В связи с возникающими противоречиями появляется необходимость обращения к таким способам обучения, которые развивают толерантность в межличностных отношениях студентов.

Сущностные характеристики толерантности, выделенные философией, этикой и психологией играют методологическую роль в решении проблемы развития толерантности и позволяют выделить ведущие подходы. Ориентируясь на ценности в образовательном процессе, аксиологический подход определяет содержание образования, средства, формы, методы работы. Аксиологический подход определяет направленность активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание ценностей толерантности. Личностно-деятельностный подход определяет использование стратегий толерантного взаимодействия, учета и соблюдения баланса интересов субъектов деятельности, предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон.

Представленные подходы реализуются на базе принципов, на которых основывается современная система высшего профессионального образования и с которыми так или иначе связано развитие толерантности. Принципиально важными для настоящего исследования являются идеи гуманитаризации образования, в том числе профессионального (А.С. Запесоцкий, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков), под которой подразумевается радикальное обновление атмосферы, стиля отношений «преподаватель-студент». Гуманитарная составляющая – по А.С. Запесоцкому – это картина мира, это ценностные ориентации и нравственные принципы, это то развитие человеческого мозга, которое позволяет добиваться высот в своей профессии. Применительно к исследованию данная концепция особо значима, так как рассматривается вопрос о развитии качества личности, характеризующейся его гуманистической направленностью, ценностным отношением к человеку посредством активных форм взаимодействия в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях вуза.

В свете двух вышеупомянутых подходов, решающим принципом в основе развития ценностей толерантности является принцип диалога. Диалог рассматривается как специфическая форма социального взаимодействия, основанная на равенстве и свободе участвующих в нем сторон, направленная на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций. Особое значение приобретает иное, глубокое понимание диалога такое, как «вненаходимость» (М.М. Бахтин), «слушание-слышание» (А.У. Хараш), «доминанта на собеседнике» (А.А. Ухтомский), «другодоминантность» (Ю.В. Сенько), «творческий акт, порожденный духовной индивидуальностью» (В. Гумбольдт). Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. В структуре диалогического взаимодействия, как и в структуре толерантности, преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, отсутствие стереотипности в восприятии других, через гибкость мышления, умение видеть свою индивидуальность, умение адекватно оценивать свою личность. Поэтому диалогическое взаимодействие может рассматриваться как методологическая основа толерантности.

Опираясь на аксиологический и личностно-деятельностный подходы в качестве ведущих методологических оснований,

можно предположить, что совокупность условий, необходимых для развития толерантности студентов, должна включать специфические методы и приемы, использующиеся в учебной деятельности и отвечающие принципам вышеупомянутых подходов. Учитывая синергетическое видение проблемы, только создание условий может способствовать раскрытию всех потенций человека и «самодостраиванию» его целостного образа.

В результате рассмотрения сущностного аспекта толерантности, психолого-педагогических оснований развития толерантности студентов, определения методологических оснований развития толерантности, можно выделить совокупность необходимых и достаточных педагогических условий, способствующих решению поставленной проблемы. Педагогические условия развития толерантности включают следующие составляющие: ценностно-ориентационная направленность образовательного процесса; диалогическое взаимодействие и диалогическая компетентность преподавателя; эргономическая составляющая условий; педагогические и методические возможности дисциплин «Гуманитарного цикла» с применением игрового моделирования и приемов социального взаимодействия.

Опираясь на тезис о том, что ведущими потребностями в студенческом возрасте являются потребности в общении, в контакте, можно предположить, что обязательным условием реализации потребностей в той или иной деятельности является опыт этой деятельности. Диалогическое взаимодействие в процессе обучения призвано актуализировать толерантность как системное качество, улучшить его освоение, влиять на мотивационную сферу познавательной деятельности студентов, активизировать процессы самореализации и рефлексии, актуализирующих тенденцию планировать обучение как творческий процесс, не сводимый к освоению готовых правил решения разнообразных задач. Принятая за основу, идея диалога обеспечивает субъектную позицию студентов в образовательном процессе, актуализирует у них навыки общения, уважительное отношение к людям к их суждениям и проявлениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивает критическое мышление, рефлексию и саморефлексию. Следовательно, уровень развития толерантности студента напрямую зависит от уровня развитости диалогических умений. Данная мысль является ключом к развитию толерантности студентов вуза.

Современная ситуация заставляет общество обратится к идеям толерантности, поскольку толерантность – абсолютно необходимое условие эффективного социального и профессионального функционирования выпускника вуза

Выпуск специалистов профессионально компетентных, умеющих извлекать из факта непохожести друг на друга не поводы для конфликтов, а дополнительные ресурсы для совместной конструктивной деятельности – является основной социальной задачей высшего образования. В наше время групповое освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия имеют высокую степень востребованности. В современных условиях управленческие и профессиональные решения принимаются зачастую в сложных и нестабильных обстоятельствах, в ситуации дефицита времени, особенно востребованными становятся коллективные решения, объединяющие интеллектуальный и профессиональный потенциалы разных специалистов. Поэтому особую важность приобретают такие личностные факторы будущего специалиста как коммуникабельность и толерантность.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  2. Запесоцкий А.С., Какого человека должна сформировать сегодня система образования, ж. Высшее образование в России; 2003г.; №3

  3. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997г.; №11. С. 46-54.

  4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: ВГПИ, 1994.

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org

Толерантность — основа общения участников дидактического процесса — Толерантность — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Необходимость перехода отношений между учителем и учеником с авторитарной позиции на демократическую вызвана поиском новых форм социальной организованности в образовательной сфере. Прогресс в этом направлении сегодня весьма заметен. Гуманизация отношений между участниками дидактического процесса, в основе которой лежит мотив сотрудничества, представляет, в первую очередь, ученика субъектом целостного педагогического процесса, а не пассивным объектом. Равноправие между учителем и учеником в плане личностного общения не означает, что учитель становится на одну ступень со своим подопечным, а, наоборот, признает учащегося индивидуальностью, способной выражать свои чувства и мысли, не боясь, что они могут отличаться от мировоззрения взрослого поколения.

Сегодня невозможно рассматривать культуру общения участников дидактического процесса не указав того, что основой современных межличностных отношений в образовательном процессе является толерантное восприятие окружающего мира. С позиций данного подхода толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как принцип взаимодействия человека с другими людьми, исходящий из понимания, принятия и уважения многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий. Межличностная толерантность в образовательном пространстве выделяет человека с собственным мнением, мировоззрением, уважающим и признающим право другого воспринимать твои мысли иначе, готового уважать чужое мнение. Именно межличностный уровень толерантности имеет наибольшее значение на общение участников дидактического процесса, но, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости обоих субъектов образовательного процесса: в повседневной педагогической практике мы нередко сталкиваемся с проявлениями педагогической интолерантности разной степени, которая проявляется в безразличии к «собственному мнению» ученика, а порой и откровенному и жесткому обесцениванию его мнения, унижению его «неправильных взглядов», в результате чего общение между учителем и учеником сводится к элементарному вопросу-ответу. Нередко это приводит к конфликтам учитель-ученик.
 

Это можно расценить как непрофессионализм учителя, низкий уровень культурной осведомленности в практике воспитания подрастающего поколения и т.д. Но не стоит забывать, что в современном образовательном пространстве роль учителя и ученика в плане межличностного общения находится на одном уровне, поэтому воспитывать в себе культуру общения, постоянно обогащая свое культурно-информационное пространство, придавая ему личностно-смысловую направленность — это дело всех участников дидактического процесса.


Поведение, интонация, взгляд, мимика, жесты, реплики и многое другое отражают систему отношений «учитель-ученик», которая и является культурой человеческих взаимоотношений. Одной из основополагающих составляющих межличностных отношений является общение. Именно посредством словесного выражения мы воспитываем подрастающее поколение. Беседы и диспуты  — это один из распространенных методов в практике межличностных взаимоотношений, который влияет на развитие высших эмоций, вырабатывает устойчивые нравственные и эстетические привычки и нормы поведения, способствует формированию таких нравственных качеств, как сознание долга, совесть, трудолюбие, дисциплинированность, гуманизм.

Мотивом к сотрудничеству между учителем и учеником служит совместная деятельность двух участников дидактического процесса, построенная на демократических принципах и направленная на достижение общих целей, главной из которых является самореализация себя как личности. Именно на уровне общения учителя и учащихся происходит взаимодействие, в процессе которого формируется коммуникативная культура, являющаяся важнейшей составляющей общей культуры личности. Потребность стать значительным, о которой не раз в своих работ работах упоминает Д. Карнеги, присуща людям в частности. Поэтому устоявшийся стереотип в сознании учителей о том, что «я выше и я умнее учеников» необходимо искоренять или, по крайней мере, делать его ориентированным на коллег. Педагогика сотрудничества призывает учителя быть не только высококвалифицированным специалистом в области научного знания, но и активно участвовать в жизни учащихся, быть помощником, соратником, старшим другом в поисках жизненной истины. Тогда учащимся захочется не только приобретать знания, умения, навыки, но и творить, овладевать в совершенстве профессиональным мастерством.

Педагогическое общение — это целая система взаимодействия педагога и воспитуемого, которая должна быть эмоционально-комфортной и личностно-развивающей для обоих участников дидактического процесса. Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверная форма педагогического общения может привести к конфликту, поэтому важно правильно избирать систему приемов (психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и т.д.). Также в основе успешного общения участников дидактического процесса лежат коммуникативные умения, заключающиеся в социальной перцепции («чтение по лицу»), в понимании общих психофизических особенностей личности. Снятию коммуникативных барьеров помогает, прежде всего, нахождение правильных форм общения, а еще вернее выбора правильного стиля педагогического общения, среди которых наиболее распространенными является общение на основе увлеченности совместной деятельностью, дружеского расположения, общение-диалог, общение-дистанция. Правильно выбранный стиль педагогического общения является залогом результативной учебно-воспитательной работы.

Исходя из собственного опыта работы классным руководителем, стоит подчеркнуть, что одним из правильных путей нахождения «общего языка» с учащимися является организация общения-диспута на учебных занятиях, внеклассных мероприятиях, классных часах. Перед учащимися ставится определенная проблема, пути решения которой они находят, вступая друг с другом в дискуссии, споры, что в итоге приводит к истине. Роль наставника определяется в данном случае как направляющая, не навязывающая свое собственное мнение, а, наоборот, позволяющая участникам дидактического процесса сформировать свою собственную мировоззренческую позицию в сложившейся ситуации.

Одним из первых предпосылок к успешному общению участников коммуникативного процесса является формирование учителем основы демократизации — чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми, демонстрацию собственной готовности к общению, передачу учащимся понимания их внутреннего состояния, изменение стереотипных негативных установок относительно межличностного общения с ученическим коллективом. Не стоит забывать, что все учителя, по мнению Я.А. Коменского, в какой-то степени «садовники, любовно выращивающие растения в саду (учеников), архитекторы, которые заботливо застраивают знаниями все уголки человеческого существа, скульпторы, тщательно обтесывающие и шлифующие умы и души детей, полководцы, энергично ведущие наступление против варварства и невежества». Поэтому вырастить благоухающие цветы (учеников), построить прочное архитектурное сооружение, наполненное жизнью, красотой бытия, совершить поход во имя толерантной личности, признающей других равноправными участниками окружающего мира, под силу только настоящему учителю, «идущему в уровень с современным ходом воспитания» (К.Д. Ушинский).

pedsovet.su

«Толерантное общение» (автор О.Л. Гончарова)

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ТОЛЕРАНТНОЕ ОБЩЕНИЕ»

(автор О.Л. Гончарова)

Терпением мы можем добиться больше,

чем силой.

Э. Берн

Цель занятия: развитие коммуникативных способностей у студентов, способствующих формированию толерантного отношению к себе и окружающим.

Задачи занятия:

сформировать у студентов необходимые знания по тематике занятия;

сформировать у студентов умения применять полученные знания для саморазвития;

способствовать формированию у студентов положительного отношения к своей и чужой личности;

способствовать формированию у студентов терпимого отношения к себе и окружающим людям;

способствовать формированию у студентов навыков общения;

способствовать развитию у студентов способностей к самопознанию и самосовершенству;

способствовать развитию у студентов навыков рефлексии.

Приемы и методы работы: упражнения, лекция по тематике занятия, игра, диагностика, рефлексивная технология.

Форма проведения занятия: групповая.

Необходимое оборудование: тренинговое пространство, стулья (по количеству участников), столы, ручки, цветные карандаши, писчая бумага, наглядный материал, раздаточный материал.

Время проведения занятия: 1час 30 минут.

Ход тренингового занятия

Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство друг с другом, снятие напряжения, сплочение группы.

Инструкция: «Нам предстоит большая совместная работа, и поэтому нужно познакомиться друг с другом. Наше знакомство будет организовано так: каждый из вас должен назвать свое имя, а затем – какое-либо свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени. Знакомство начинает ведущий».

Время проведения: 10 минут.

Лекция «Общение как основа формирования толерантности»

Цель: формирование знаний по тематике занятия.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах и зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность определяется как «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». В англо-русском психологическом словаре перевод английского слова tolerance означает «приобретенная устойчивость, предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском – быть толерантным означает «проявлять великодушие в отношении других, позволять, допускать». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению». В русском языке толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

В Декларации принципов толерантности утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года понятие толерантности рассматривается в статье 1:

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основанных свобод человека.

Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В общении выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения подразумевает, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой информацией.

Следует отметить, что общение сводится не только к обмену информацией, но и к налаживанию совместной деятельности. Обмен информацией предполагает и воздействие на поведение партнера.

Интерактивная сторона общения связана со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Содержанием взаимодействия должно быть определенное соотношение индивидуальных вкладов, которые делаются участниками в едином процессе деятельности. Успешность деятельности во многом зависит от познания и понимания партнерами по взаимодействию.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия и понимания другого человека – данное выражение часто употребляется как познание другого человека. Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого человека и на этой основе интерпретацию его поступков. Перцептивная сторона общения как представление о другом тесно связана с уровнем собственного самосознания.

Таким образом, отношение к партнеру, признание или непризнание его самоценности в основном складывается на интерактивной стороне общения, хотя и затрагивает перцептивную.

Общение может быть и спором идейных противников, но при соблюдении условий, что целью спора является не обмен информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск общей позиции, отчего «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, должен явиться не только средством обучения, но и его целью.

Диалогическое общение позволяет перейти от эгоцентрической установки к установке на собеседника, что является не обменом информацией и не подчинение одного оппонента другому, а совместный поиск общей позиции, отчего «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники становятся партнерами».

Диалог возможен в случае соблюдения правил взаимоотношений:

Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное состояние. Общение проходит по принципу «здесь и сейчас».

Восприятие партнера без оценки его личности.

Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

Общение всегда направлено на нерешенные проблемы и вопросы.

Разговор ведется от своего имени, без ссылок на авторитет.

    Время проведения: 15 минут.

    Упражнение «Разговор через стекло»

    Цель: формирование у студентов навыков общения с помощью невербальных средств.

    Инструкция: «Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без слов позвать в кино вторых, вторым – выяснить у первых задание по математике. Причем первые номера не знают, что было предложено вторым, и наоборот. Участники пытаются договориться между собой так, словно между ними находится толстое стекло, через которое они не могут слышать друг друга».

    Обсуждение:

    Поняли ли вы друг друга?

    Смогли ли вы договориться?

    Как вам удалось договориться?

    Время проведения: 10 минут.

    Игра «Обменный пункт»

    Цель: формирование у студентов качеств необходимых для того, чтобы быть толерантным.

    Инструкция: «Участники игры определяют имеющиеся у них качества из предложенного таблицы 1, ориентируясь на таблицу 2 характеристик толерантной и интолерантной личности. Записывают их на отдельных листочках, затем обмениваются качествами. Участник, у которого в избытке одно качество, меняет его на другое, которое хотелось бы иметь и которое в избытке у другого».

    Таблица 1

    Перечень черт, характеризующих толерантную личность

    Черты толерантной личности

    Имею

    Хотел бы иметь

    Терпение

      

    Снисходительность

      

    Чувство юмора

      

    Расположение к другим

      

    Чуткость

      

    Тактичность

      

    Доверие

      

    Альтруизм

      

    Способность к эмпатии

      

    Способность к сопереживанию

      

    Доброжелательность

      

    Умение сохранять спокойствие

      

    Уважение человеческого достоинства

      

    Способность к восприятию многообразия мира

      

    Склонность осуждать других

      

    Умение слушать

      

    Человеколюбие

      

    Терпимость к различиям

      

    Способность к сотрудничеству

      

    Уважение прав других

      

    Принятие других во всем многообразии

      

    Таблица 2

    Характеристика толерантной и интолерантной личности

    Толерантная личность

    Интолерантная личность

    Знает себя, свои достоинства и недостатки

    Замечает у себя больше достоинств, чем недостатков

    Критична к себе, не стремится во всем обвинять окружающих

    Менее критична к себе, во всех проблемах чаще обвиняет окружающих

    Способность к эмпатии выражена в достаточной степени

    Способность к эмпатии практически не выражена

    Ориентирована на себя, стремление к личной независимости

    Стремление принадлежать к общественным институтам

    Предпочитает жить в свободном, демократическом обществе

    Предпочитает авторитарное общество с сильной властью

    Чувствует себя в безопасности

    Опасается социального окружения и себя

    Порядок не представляет большой ценности и отходит на второй план

    Порядок важен во всем и особенно любит социальный порядок

    За происходящее берет ответственность на себя

    Стремится снять с себя ответственность за происходящее

    Существенный разрыв между «Я-идеальным» и «Я-реальным»

    «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают

    Обладает чувством юмора

    Чувство юмора выражено слабо

    Обсуждение:

    Какие сложности возникли во время игры?

    Какие условия, по Вашему мнению, необходимы для воспитания в себе толерантности?

    Дефицит каких качеств наблюдается среди участников группы?

    Какие качества присутствуют в избытке?

    Возможности ли самовоспитание толерантности?

    Время проведения: 15 минут.

    Упражнение «Просьба»

    Цель: развитие у студентов навыков общения, формирование толерантного отношения к другим.

    Инструкция: «Выберите из круга участника и попросите у него одолжить что-нибудь на время. Кто наберет больше предметов?».

    Обсуждение:

    Какие возникли сложности, когда вы просили кого-то о чем-то?

    Почему возникли эти сложности?

    Как вы оцениваете собственную общительность?

    Ваше отношение к кому вы обращались?

    Ваше отношение к участникам группы?

    При обсуждении необходимо спросить наиболее успешных участников, как им это удалось, попросить продемонстрировать. Обратить внимание группы на использование комплиментов, оригинальность, находчивость и т.д.

    Время проведения: 15 минут.

    Диагностика коммуникативной толерантности

    ТЕСТ «КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ» В.В. БОЙКО

    Инструкция: Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, насколько верны они по отношению лично к вам: 0 баллов – совсем неверно, 1 балл – верно в некоторой степени, 2 балла – верно в значительной степени, 3 балла – верно в высшей степени.

    1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей

     

    баллы 

    1.

    Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

     

    2.

    Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

     

    3.

    Шумные детские игры переношу с трудом

     

    4.

    Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

     

    5.

    Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

     

    Всего:

     

    2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя

     

    баллы

    1.

    Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

     

    2.

    Меня раздражают любители поговорить

     

    3.

    Я бы тяготился разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу

     

    4.

    Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

     

    5.

    Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

     

    Всего:

     

    Вы категоричны или неизменны в оценках людей

       

      баллы

      1.

      Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом

       

      2.

      Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

       

      3.

      Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне

       

      4.

      Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

       

      5.

      Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем

       

      Всего:

       

      4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров

       

      баллы

      1.

      Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

       

      2.

      Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

       

      3.

      Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

       

      4.

      Мне неприятны самоуверенные люди

       

      5.

      Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

       

      Всего:

       

      5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего партнера

       

      баллы

      1.

      Я имею привычку поучать окружающих

       

      2.

      Невоспитанные люди возмущают меня

       

      3.

      Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

       

      4.

      Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания

       

      5.

      Я люблю командовать близкими

       

      Всего:

       

      6. Вам хочется подогнать партнера под себя, сделать его удобным

       

      баллы

      1.

      Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах

       

      2.

      Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

       

      3.

      Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

       

      4.

      Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

       

      5.

      Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

       

      Всего:

       

      7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренное причиненные вам неприятности

       

      баллы

      1.

      Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

       

      2.

      Меня часто упрекают в ворчливости

       

      3.

      Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю

       

      4.

      Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

       

      5.

      Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него тем не менее обижусь

       

      Всего:

       

      8. Вы нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер

       

      баллы

      1.

      Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

       

      2.

      Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

       

      3.

      Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

       

      4.

      Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

       

      5.

      Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

       

      Всего:

       

      9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других

       

      баллы

      1.

      Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

       

      2.

      Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

       

      3.

      Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

       

      4.

      Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми

       

      5.

      Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

       

      Всего:

       

      Обработка и интерпретация результатов. Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем 9 признакам, и сделайте вывод: чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов – 135, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить 0 баллов – свидетельство терпимости ко всем типам партнеров во всех ситуациях.

      Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки – здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений. Разумеется, полученные результаты позволяют подметить лишь основные тенденции, свойственные вашим взаимоотношениям с партнерами.

      Время проведения: 15 минут.

      Рефлексивная технология «Какой сегодня день?»

      (автор О.Л. Гончарова)

      Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.

      Инструкция: «Участникам предлагается если понравилось занятие нарисовать солнечный день и написать, чем понравилось занятие, если не понравилось занятие, то нарисовать пасмурный день и написать, почему не понравилось занятие».

      Алгоритм рефлексивной деятельности:

      Анализ проведенного занятия. Обратная связь.

      Время проведения: 10 минут.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Беседа — диалог «Формируем толерантность»

      КОУ специальная учебно-воспитательная школа №2

      Подготовила

      Воспитатель
      Кабицкая В.А.

      2017 – 2018

      Тема занятия: «Формируем толерантность» 
      Цель: Создание условия для формирования толерантности учащихся. 
      Задачи: 1. Рассмотреть значение термина «толерантность». Познакомить учащихся с характерными чертами толерантной и интолерантной личности. 
      2.Развивать речь, продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы. Формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную.
      3.Воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в группах, стремление уважать чужое мнение, воспитывать потребность в знаниях.
      Оборудование: ручки, листы бумаги

      Ход занятия.

      1.Организационный момент
      — приветствие
      — пожелание хорошего настроения, активности, взаимоуважения.

      2.Вводное слово.
      1. — Сегодня мы поговорим о толерантности. 16 ноября международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
      2. — Что же такое толерантность? (ответы учащихся)
      Давайте вместе обобщим все сказанное: 
      Определения толерантности:
      1. Сотрудничество, дух партнерства. 
      2. Готовность мириться с чужим мнением. 
      3. Уважение человеческого достоинства. 
      4. Уважение прав других. 
      5. Принятие другого таким, какой он есть. 
      6. Способность поставить себя на место другого. 
      7. Уважение права быть иным. 
      8. Признание многообразия. 
      9. Признание равенства других. 
      10. Терпимость к чужим мнениям, идеям, верованиям и поведению. 
      11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

      — Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
      3. — Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила…
      Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
      — в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
      — во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам,
      — в английском – готовность быть терпимым, снисходительным,
      — в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,
      — в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим,
      — в русском – способность терпеть что-то или кого-то(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо).
      4. Какое из определений вам импонирует больше всего? (ответы)
      5. Определим цели нашего занятия.
      -сообщение темы
      — постановка актуальности занятия:
      Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерант­ность — не растворимый кофе, поэтому каждый человек, конечно, начнет с себя: с самоанализа, преодо­ления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцен­тризма, принятия установок толерантного сознания и поведения, применения толе­рантных форм взаимодействия на практике. 
      — Классный час призван помочь нам: 
      * осознать необходимость применения принципов толерантности; 
      * осознать свою позицию в общении и проанализировать свои установки при восприятии различных людей; 
      * освоить принципы конструктивного взаимодействия с людьми, имею­щими разные стили поведения, разные типы характеров и т. д.; 
      * осознать необходимость дисциплины и культуры оценки как одного из факторов воспитания толерантности. 

      — При обсуждении материала, соблюдаем правила толерантного общения в группе:  
      1. Уважай собеседника. 
      2. Старайся понять то, о чем говорят другие. 
      3. Отстаивай свое мнение тактично. 
      4. Ищи лучшие аргументы. 
      5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 
      6. Стремись учитывать интересы других. 

      2.Основная часть. 
      — распределение учащихся на 2 группы
      — работа в группах по заданиям.

      1. Групповая работа «Толерантный человек». 
      Прием «мозговая атака»
      Цель: подвести учеников к осознанию того факта, что ни один человек не может быть на 100% толерантным, что есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.

      Задание группе 1. 
      — Назовите качества, которые характеризуют человека как толерантную личность; выпишите их на листе бумаги. 
      — На шкале от 0% до 100% отметьте, насколько Вы счи­тает себя толерантным. 
      — Выскажите свое мнение по поводу того, что вам способствует быть толерантным и что мешает быть толерантным. 
      — На каких уроках можно успешно формировать толерантность?

      Задание группе 2.
      — Назовите черты, присущие интолерант­ной личности, выпишите их на листе бумаги. 
      — Возможна ли «толерантность» в среде подростков? 
      — Как Вы понимаете слова: «Оценка человека и оценка его действия — не одно и то же»? 
      — Как сравнение человека с другими может привести к интолерантности?

      Материал для беседы:
      Толерантная личность: 
      — Уважение мнения других 
      — Доброжелательность 
      — Желание что-либо делать вместе 
      — Понимание и принятие 
      — Чуткость, любознательность 
      — Снисходительность 
      — Доверие, гуманизм 

      Интолерантная личность:
      — Непонимание 
      — Игнорирование 
      — Эгоизм 
      — Нетерпимость 
      — Выражение пренебрежения 
      — Равнодушие 
      — Цинизм 
      — Немотивированная агрессивность 

      Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. 
      Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. 

      2. Упражнение «Поиск толерантной позиции» 
      На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак — монада, в ко­тором воплощена древняя восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и «Янь» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселен­ная покоится на взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, кото­рые составляют единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении мона­ды, позволяют использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формиро­вания толерантного сознания учащихся. 
      В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холо­да, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины … . 
      В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость … . При перечислении пар антонимов учителю следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады. 
      Согласно Э.Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим: 
      Я — о’кей, ты — о’кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизи­рующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. 
      Я — о’кей, ты — не о’кей. Я — Принц, а ты — Лягушка. Это позиция превос­ходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек счи­тает недостойным себя. 
      Я — не о’кей, ты — о’кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством. 
      Я — не о’кей, ты — не о’кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. 
      Прием «Превращение монады» 
      Представьте себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Попытайтесь сделать рису­нок монады для каждой из двух предложенных позиций. Анализ рисунков. 

      3. Упражнение «Позитивное описание негативных феноменов». 
      Цель: научиться находить позитивные стороны в негативных феноменах. 
      Слева на лист тетради выписать эмоции, качества личности и аспекты поведения, традиционно воспринимаемые как негативные. Предлагается участникам найти по­зитивные стороны этих явлений и справа записать эти качества. Затем обсуждается выполненное задание. После выполне­ния задание может выглядеть, например, так: 
      Лень — дает возможность отказаться от явно завышенных потребностей. 
      Упрямство — дает возможность сказать «нет», возразить авторитетам. 
      Страх — дает возможность избегать угрожающих ситуаций и объектов. 
      Агрессивность — способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и прямо. 
      Ревность — способность любить и в то же время вести себя так, чтобы тебя не любили. 
      Клептомания — способность находить что-либо прежде, чем кто-то это потерял. 

      4. Упpaжненue «Сильные стороны».
      Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны. 
      1 этап упражнения. Группам предлагается вспомнить проблемную ситуацию из жизни.
      2 этап упражнения. Рассказать другой группе о том затруднении или проблеме, которую определили участники первой группы.
      3 этап упражнения. Участники второй группы, выслушав, должны проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны и рассказать о них. Потом группы меняются ролями. 

      5. Игра «Загадочный апельсин». 
      Цель: осознать, что чем больше потреб­ность человека в чем-либо, тем менее объективно он воспринимает реальность, в связи с чем увеличивается его интолерантность. 
      Группам учащихся раздается текст. Из группы выбирается один представитель. Каждому предлагается в течение пяти ми­нут ознакомиться со своей ролью. Одному участнику предлагается роль Петра Зеленого, другому — Ивана Добродушного. 
      Текст для 1 группы:
      Вы Иван Добродушный, вице-президент медицинской ассоциации, занимаю­щейся разработкой вакцины, предотвращающей развитие редкого заболевания, вспышка которого наблюдается в последние три месяца. Несколько тысяч человек пострадали от этого заболевания, поражающего мозг. Опыты показали, что Ваша вакцина, полученная из сока редкого сорта апельсинов, излечивает болезнь на ранних стадиях. К сожалению, только небольшое количество, около 4000 апельсинов, было выращено в этом году. Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной Америки, продает партию из 3000 апельсинов. Сока, полученного из этого ко­личества апельсинов, достаточно для производства вакцины. Вам поручено связаться с мистером Кардозой и предложить ему сумму до 250 тысяч долларов. 
      Вам также стало известно, что некий Петр Зеленый из экологической ор­ганизации собирается вести переговоры с мистером Кардозой по поводу покупки 3000 апельсинов. Предварительно Вы решаете поговорить с Петром Зеленым, чтобы он Вам не препятствовал. 

      Текст для 2 группы. 
      Вы Петр Зеленый, председатель известной экологической организации города. 
      Работаете над проблемой нейтрализации нервно-паралитического газа. Совсем недавно бомбы с экспериментальным газом, которые использовали во время Второй мировой войны, были перевезены для захоронения на небольшой остров у берегов Белого моря. Во время транспортировки две бомбы дали течь. Газ может выделиться в атмосферу в течение двух недель. Если это случится, несколько тысяч людей получат серьезные по­ражения мозга, которые могут привести к смерти. Вы выработали синтетические па­ры, которые при вводе в корпус бомбы нейтрализуют газ. Пары можно получить из кожуры редкого сорта апельсинов, растущих в Южной Америке. К сожалению, только 4000 этих апельсинов было выращено в этом году. 
      Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной Аме­рики, продает партию из 3000 апельсинов. Этого количества достаточно для производства нейтрализатора. Вам также известно, что некий Иван Добродуш­ный из медицинской ассоциации собирается вести переговоры с мистером Кардо­зой, чтобы купить эту партию. Вы можете предложить мистеру Кардозе до 250 тысяч долларов. Но предварительно Вам надо встретиться с Иваном Добродушным, чтобы убедить его не препятствовать сделке. 

      Далее в течение 5-7 минут участники должны прийти к какому-либо решению проблемы, заявленной в задании. 
      Ведущий знакомит присутствующих с вариантами решения проблемы, пред­ложенными участниками. 
      Как правило, участники не обращают внимания на тот факт, что одному партне­ру нужен сок, а другому — кожура апельсинов, поэтому предложенные варианты связаны с проявлением вынужденной толерантности, а бывает, интолерантности. 

      6. Упражнение «Коррекция позиций»
      Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке — то, что хотелось бы изменить в себе. 

      3. Заключение
      Мы видим, что есть два пути развития личности — то­лерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, жела­нием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противополож­ных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии. 
      Другой путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувст­вующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии. 

      — Выбор за вами. Все в ваших руках.

      infourok.ru

      КЛАССНЫЙ ЧАС «Толерантность в общении»

      Классный час

      Тема: Толерантность в общении

      Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми.

      Форма проведения: круглый стол (учащиеся разделены на 2 группы)

      Ход занятия

      1. Постановка цели и задач

      — Дорогие ребята! Сегодня мы поразмышляем с вами о важнейших нравственных ценностях: добре, любви, терпимости друг к другу, о сложности нравственного выбора. Постараемся определить стиль поведения при взаимодействии с другими людьми. Тема нашего классного часа: толерантность в общении.

      2. Игра «Имена».

      — Вспомните, как вас называли в детстве, как сейчас зовут и скажите, как будут звать вас, когда вы станете взрослыми.

      (Пояснение для учителя: учащиеся говорят по цепочке. Например: «Когда я был маленький, меня звали Вовочка, сейчас зовут Володя, а когда вырасту, будут звать Владимир Михайлович».)

      — А как ещё вас называют одноклассники, родители?

      (учитель делает вывод)

      — Всем нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли по имени. Но для этого надо стараться и самим никого не обижать, исключить из общения клички, прозвища, особенно те, которые касаются физических недостатков и те, которые нам неприятны. Все мы разные и внешне, и по характеру, одинаковых людей нет, да и очень скучно бы было, если бы люди все были абсолютно одинаковыми.

      3. Учимся ценить индивидуальность.

      Известный арабский поэт Омар Хайям сказал:

      «Мы источник веселья

      и скорби родник,

      мы вместилище скверны

      и чистый родник,

      человек, как в зеркале мир,

      многолик,

      он ничтожен и он же велик».

      — О чём эти строки?

      (В каждом человеке уживается хорошее и плохое, весёлое и печальное, доброе и злое).

      -У всех богатый внутренний мир, но каждый индивидуален, мы отличаемся не только внешностью, но и характером, способностями.

      Задание 1: Сейчас каждый напишите на листочке 2-3 положительных и 1 отрицательное качество. Но именно то, что качество, которое отличает вас от других.

      (Пояснение для учителя: дети могут написать качество или достоинство, способность, талант, или жизненные принципы. Работают 2-3 минуты)

      Затем учитель собирает листочки, зачитывает указанное качество, а все должны отгадать человека, о котором идёт речь.

      (Учитель делает вывод)

      — Каждый человек – индивидуальность, другого такого же нет. Именно этим мы и интересны друг другу. Мы можем многому научиться друг у друга, вместе решить проблему, не разрешимую для одного. А когда мы берём друг у друга хорошее, тогда и сами становимся лучше. Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

      Различия дополняют и обогащают наше общество. Для того чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

      — Какие качества должны быть у каждого человека, чтобы люди жили в мире и согласии? (ответы детей)

      — Такие качества как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…

      -Отдельно хочется подчеркнуть важность такого качества как терпимость.

      Терпимость – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

      Терпимость – это способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

      Задание 2. Обсудите в группах возможные жизненные ситуации. Надо ли проявлять терпимость в этом случае?

      I группа. 1) в песочнице играют дети. Пришли подростки, пьют пиво, нецензурно выражаются, отняли у малыша игрушку, сломали, набросали банок в песочницу.

      2) Ты приехал отдыхать в лагерь. Но ребята в отряде тебя обзывают, бьют, оскорбляют.

      II группа. 1) В ваш класс пришла новая девочка, которая раньше жила и училась в другой республике. Она говорит по-русски с акцентом, некоторые слова произносит неправильно, что-то не понимает.

      2) Дети играют во дворе. Пришёл мальчик старше их. Стал обижать ребят: дразнить, отнимать игрушки.

      Ситуации 1,2,4 – нет. Почему нет? (Они нарушили права других людей)

      — Часто терпимость ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу, но для гармонии в общении, для гармонии в мире нужна терпимость, предполагающая активную жизненную позицию, защиту прав любого человека.

      -Итак, для сотрудничества и мирного сосуществования в обществе каждый должен следовать правилам:

      * уважай другого, умея уважать себя;

      * люби себя, и тебя будут любить;

      * будь добр, и к тебе будут добры;

      * относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

      4. Понятие толерантности

      — Мир, как и природа, многообразен, и именно этим он и прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях, обычаях. А все мы – люди этой планеты и связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. И нужно быть терпимыми друг к другу, пытаться понять друг друга, независимо от национальности, взглядов, характеров.

      — Это великое искусство, и называется оно – толерантность.

      Толерантностьэто уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

      Толерантность это терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

      — Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.

      Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть толерантны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.

      Бернард Шоу сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на Земле, как люди».

      5. Стихотворение «Молитва о встрече»

      (читает ученица)

      Я пришёл в этот мир

      Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

      Не для того, чтобы отвечать твоим интересам

      Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

      И ты пришёл в этот мир

      Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

      Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

      Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

      Потому что я – это я, а ты – это ты.

      Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

      6. Пути к толерантности

      — А как искать пути для взаимопонимания? Принять другого таким, каков он есть, уважать права других людей, их человеческие достоинства. Быть милосердным, терпимым к другому.

      Давайте схематично изобразим, что же такое толерантность, какие качества, умения составляют это понятие.

      Задание 3: В группах напишите качество (умение), которое будет отдельной рукой, соединив которые мы получим сплоченный коллектив, общество мир.

      — Мы не можем в одночасье сделать своё общение толерантным, но стремиться к этому надо. И каждый шаг в этом направлении – это шаг к конструктивному общению, шаг к миру и пониманию, шаг к созданию общества, где каждый будет чувствовать себя уверенно, спокойно.

      — А в нашем классе, что нужно изменить в общении, чтобы наш мир (мир классного коллектива) стал толерантным? (ответы детей)

      7. Подведение итогов.

      Задание 4. Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

      А сейчас, мы каждому из вас на спину прикрепим большое сердце (они заранее подготовлены) и каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу.

      (дети пишут)

      Итак, толерантность предполагает взаимоуважение, терпимость к иным взглядам, культурам, понимание, милосердие, сотрудничество. Тогда в мире будет красота и гармония, и каждый будет чувствовать себя счастливым в этом обществе.

      Теперь ребята, прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память. Когда вы окончите школу, то на классном часе, посвященном этому событию мы прочитаем первые ваши пожелания друг другу.

      infourok.ru