Типы семейных отношений – 2.1 Классификация типов семейных отношений. Семейные отношения и формирование личности ребенка

Типы семейных отношений, их особенности и функции

Народная мудрость говорит о том, что чужая семья – это темный лес. Каждый человек думает, что все семьи построены по одному принципу, по тому самому, по которому живет он сам. Но на самом деле это не так. Существуют типы семейных отношений, и, изучив их, можно очень удивиться, насколько разные бывают семьи.

Традиционные советские семьи

Так получилось, что старшее поколение, воспитанное на советских ценностях, воспринимает семейный союз совсем по-другому, нежели современная молодежь. Поэтому нашим бабушкам и дедушкам сложно понять принципы сожительства или свободных отношений. В советской социологии выделяются следующие типы семейных отношений:

  1. Традиционная семья. В этом случае отношения между супругами строятся оп принципу Домостроя. Муж – это глава, добытчик, обеспечивающий семью, а жена – хранительница очага, обеспечивающая уют и чистоту в доме, ведущая домашнее хозяйство. Традиционные семьи могут включать в себя представителей нескольких поколений: родителей, молодую семейную пару, их детей. Женщины, как правило, не работают на протяжение всей жизни.
  2. Классическая, или как называют ее современные исследователи, эксплуататорская семья. Отличие этого типа от традиционной заключается в том, что работают оба супруга, но ведение домашнего хозяйства все равно лежит на женщине. Отсюда собирательный образ советской женщины – уставшей, замученной.
  3. Элитарная семья. Отношения между супругами основаны на полном равноправии в финансовом обеспечении, воспитании детей, домашних обязанностях.

Именно последний тип отношений в семье претендует на право считаться идеальным.

Семейные отношения в психологии

Разные психологи, специалисты в области семейных отношений по-разному классифицируют типы семей, но всегда прослеживаются общие принципы. Так, можно выделить следующие типы отношений в современной семье:

  1. Традиционная семья. Эти отношения строятся на уже описанных домостроевских принципах, главное для супругов – стабильность, продолжение рода, межличностные отношения, преемственность.
  2. Партнерская семья. Отношения супругов строятся на взаимном уважении, общности взглядов, умении находить компромиссы и решать конфликты мирно.
  3. Диктат. В такой семье преобладают тирания, насилие, авторитарный режим. Причем, тираном может выступать, как мужчина, постоянно истязающий свою жену, так и оба родителя, принимающие жесткие меры в воспитании детей. В таком браке счастливых людей нет, есть только страх, недовольство, ненависть.

Отдельной категорией стоит выделить так называемые зависимые семьи. Это случаи, когда супруги находятся рядом, потому что один из них по определенной причине зависит от другого. Выделяют следующие типы зависимости:

  • тиран – жертва, в этой семье один супруг подавляет другого физически или морально;
  • жертва – спасатель, тип отношений, когда один из супругов страдает алкоголизмом, а другой терпит;
  • родительская опека, когда один из супругов относится ко второму с родительскими чувствами, что часто встречается в семьях с большой разницей в возрасте между партнерами.

Неправильное построение супружеских отношений

Множество семей и союзов развивается по дисгармоничному пути, что подразумевает возникновение психологических проблем в отношениях. Типы семей, развивающихся дисгармонично:

  • внешнее спокойствие – за, казалось бы, идеальными отношениями скрываются однообразие, скука, отсутствие интереса друг к другу;
  • как на вулкане – это относится к любителям выяснять отношения на публике;
  • санаторные условия – зачастую жены опекают своих мужей, не обращая внимания на себя, и наоборот;
  • за каменной стеной – в этом брачном союзе оба супруга так заняты друг другом, что забывают даже про собственных детей;
  • демонстрация счастья – неблагополучные пары демонстрируют обществу, как у них все в отношениях хорошо, хотя на самом деле это не так;
  • союз чайлдфри – добровольный отказ от детей обоими или одним из партнеров;
  • союз ради детей – таких случаев очень много, когда пары живут без близких отношений;
  • соперничество – бывает, что оба супруга постоянно находятся в стадии соревнований друг с другом.

Классификация отношений в семье по Олсону

Американский психолог и социолог Давид Олсон утверждают, что брак может быть только хорошим или плохим. В связи с этим он выделяет семь типов отношений в семье:

  1. Безжизненный.
    Это относится к людям, поженившимся в раннем возрасте, из-за чего оба не смогли устроить свою жизнь, получить образование и построить карьеру. Как правило, такие семейные пары живут и материально неблагополучно. В не сложившихся отношениях супруги обвиняют друг друга. Такой брак, по мнению психолога, обречен на распад.
  2. Конфликтный. Наиболее распространенный тип семьи, где каждый супруг занят собой, и не уделяет время другому супругу, при этом требуя внимания к себе. Конфликты в таком браке могут возникнуть по любому поводу, ведь супруги постоянно недовольны друг другом.
  3. Меркантильный. Этот брак еще называют браком по расчету. Изначально семья создается из корыстных побуждений, затем на развод люди не решаются из-за нежелания делить имущество.
  4. Традиционный. Семейные пары, которые живут по общим социальным нормам. Супругов в таком союзе все устраивает, они легко ладят друг с другом. Но таких случаев всего лишь 10%.
  5. Сбалансированный. Пары в таком браке договариваются друг с другом. У них распределено все: обязанности, финансы. Но каждого все устраивает, и поэтому в браке практически не возникает конфликтов.
  6. Гармоничный. В данном случае супруги дополняют друг друга, легко справляются с проблемами, делая все сообща.
  7. Полный жизни. Здесь люди согласуются между собой абсолютно во всем, в межличностных отношениях, в сексе, во взглядах на определенные вещи.

Как достичь идеальных семейных отношений

Брак – это упорный и регулярный труд обоих партнеров, и именно нежелание работать над отношениями приводит чаще всего к разводу. Идеальные отношения, крепкий гармоничный брачный союз базируется на следующих принципах:

  • психологическая совместимость – супруги должны любить друг друга и испытывать взаимное сексуальное влечение;
  • подготовленность к браку – оба партнера должны быть готовы к созданию семьи психологически;
  • участие в жизни общества – помимо брака, существует еще работа, друзья, увлечения;
  • материальная подготовленность – человек должен быть готовым и способным обеспечивать себя, своих детей;
  • долг и ответственность за всех членов семьи – каждый поступок должен совершаться в их благо;
  • надежность и верность, постоянство и высокие моральные качества должны обеспечивать уверенность в стабильности брака;
  • трудолюбие – положительное отношение к любому труду необходимо воспитывать и в детях;
  • общие мировоззренческие взгляды;
  • семейный уклад – это те ценности и традиции, которые сближают, соединяют всех членов союза.

Как видно, для создания и развития семейного союза необходимы не просто два любящих друг друга человека. Брачный союз может быть успешным во всех направлениях только при осознанном участии в его развитии. Это умение подстраиваться, находить компромиссы, жертвовать собой и своими интересами во благо близких. В таком союзе счастливы все: и родители, и дети. Ребенок, выросший в такой семье, невольно переймет модель поведения родителей, принципы и традиции, и в будущем будет придерживаться их в собственном браке.

netrazvodam.ru

Типы семейных отношений

Чаще всего пары вступают в брак просто потому, что в какой-то момент они были влюблены, привыкли быть вместе, или для них это было комфортно. Отсутствие логического выбора партнера приводит к тому, что можно выделить разные типы семейных отношений, в каждом из которых – свои особенности.

Гармонические типы отношений в семье

Гармонические типы семей – это те семьи, в которых нет серьезных, нерешаемых проблем, партнеры научились договариваться между собой. Это такие семьи, как:

  1. Традиционная семья – она зиждется на стабильности, продолжении рода, стремлении «быть как все».
  2. Партнерская семья – пара старается договориться, найти компромисс, ответственны и вкладывают силы в отношения.
  3. Гармоническая семья – идеальный тип отношений, в котором взгляды супругов едины, и все решается спокойно.
  4. Зависимая семья – отношения, в которых партнеров удерживает вместе страх одиночества или финансовой неустроенности, наличие сильной привязанности. Такие отношения имеют подтипы:
  • отношения типа тиран (хищник) – жертва, где один из супругов подавляется вторым;
  • жертва – спасатель, что часто наблюдается в семьях алкоголиков и наркоманов;
  • мать — сын, отношения, где муж получает практически материнскую опеку от жены;
  • отец – дочь, где жена получает отцовскую опеку от мужа.

Кроме зависимой семьи, все типы выглядят вполне счастливыми, хотя и в зависимых семьях бывает счастье.

Дисгармонические типы супружеских отношений

Эти типы предполагают наличие проблем в семейных отношениях, которые доставляют переживания одному или обоим партнерам:

  1. Внешне спокойная семья – за иллюзией покоя кроется скука и неудовлетворенность.
  2. Вулканическая семья – семья, в которой все скандалы выносятся на суд общественности.
  3. Семья – санаторий – отношения, в которых один супруг переживает о здоровье или судьбе второго, нередко забывая о себе.
  4. Семья – крепость – это союз двоих людей, и даже дети могут оказаться лишними, если не соответствуют требованиям и ожиданиям.
  5. Демонстративная семья – семья, похожая на внешне спокойную семью, с той лишь разницей, что все «счастье» здесь существует только напоказ, а внутри – холодность и расчет.
  6. Семья третий – лишний – это незрелые отношения, в которых супруги добровольно отказываются от детей (чайлдфри).
  7. Семья с кумиром – это семья с ребенком в центре, где показная любовь к нему скрывает и компенсирует отсутствие близких отношений у родителей.
  8. Семья – маскарад – союз, где двое всегда соперничают между собой.

Узнав в своем семейном союзе признаки дисгармоничной семьи, постарайтесь приложить усилия для того, чтобы вывести ее на уровень семьи счастливой. В этом вам поможет семейный психолог.

kak-bog.ru

1.2 Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи1.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу1.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант – демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. 

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка1.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

— Родители регулярно указывают детям, что им делать;

— Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

— Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

— Решение часто принимает сам ребенок;

— Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.1

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками1.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Вывод по 1 главе

Семья  —  это  основанная  на  браке  или  кровном  родстве  малая  группа,  члены  которой связаны  общностью быта, взаимной моральной ответственностью и  взаимопомощью2.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане3. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; сфера первичного социального контроля; духовного общения; социально-статусная; досуговая; эмоциональная.

В зависимости от форм брака: моногамная или полигамная семья.

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе становления, интенсивного развития и характеризуется нестабильностью отношений. Основные две задачи молодой семьи – это организация комфортного межличностного взаимодействия членов и интеграция семьи в общество в качестве самостоятельного социального объекта. Оказание действенной психолого-педагогической помощи в решении этих задач позволит удовлетворить объективную потребность общества в стабильных молодых семьях, обладающих сформированной субъектной позицией.

Важное значение для специалиста, работающего с семьей, приобретает умение формировать у клиента способность к разрешению конфликтных ситуаций, гибкости в решении семейных проблем, рефлексию (способность осознавать свои мысли)1.

studfiles.net

Типы семейных отношений — Женское мнение

Семейные отношения можно разделить на две основные категории. Гармоничные семьи, в которых ели и возникают проблемы, но решаются они сообща, и супруги хорошо общаются между собой. Дисгармоничные семьи – это те семьи, в которых проблем много и они не решаются вовремя, трудности становится проще игнорировать. Такие семьи могут разрушиться в любое время.

Гармоничные семьи также могут быть разделены на 4 типа:

1. Традиционные семьи. В данных семьях супруги стремятся к продолжению рода и стабильности. Однако в таких отношениях есть и свои недостатки. Все семьи традиционного типа похожи одна на другую, стараются вписаться в общество любыми способами. Как правило, в семьях всё связано только с бытом. Творчество и свобода полностью отсутствуют.

2. Зависимые семьи. В данных семьях на первом месте у одного из супругов стоит удовлетворение потребностей другого. Здесь создаётся иллюзия любви друг к другу и появляется страх потерять партнёра.

3. Партнёрские семьи. В таких семьях супруги развиваются вместе, у них есть желание самореализации через семейные отношения. Супруги стремятся к открытости, взаимопониманию и поддержке.

4. Гармоничные семьи. Партнёры в таких семьях готовы идти на компромисс, открыты друг другу. В семьях такого типа взгляды на различные вещи могут быть одинаковыми.

А вот у дисгармоничных семей насчитывается аж 8 видов:

1. Внешне спокойные семьи. Внешне отношения в таких семьях можно назвать идеальными, однако, сами супруги так не чувствуют. Они находятся в постоянном напряжении и не удовлетворены семейной жизнью. Как правило, в семьях такого типа отсутствует общение и совместное времяпровождение.

2. «Вулканические» семьи. В данных семьях супруги не привыкли держать всё в себе и выставляют свои чувства напоказ. Ссоры и расставания – частые гости, однако за бурными ссорами следуют столь же бурные примирения.

3. «Семьи-санатории». В семьях такого типа можно наблюдать повышенную тревогу и заботу об одном человеке. Супруг старается принять на себя все проблемы и всю ответственность, чтобы избавить от лишних хлопот другого. Со стороны может показаться, что такая семья является санаторием для одного из супругов.

4. «Семьи-крепости». В таких семьях принято считать, что окружающий мир несёт угрозу. Поэтому супруги как бы замыкаются в своих отношениях и отстраняются от внешнего мира. В семьях-крепостях все проблемы принято приписывать именно внешнему миру.

5. Демонстративные семьи. Все отношения в таких семьях наиграны, всё делается на публику. В отличие от первого типа семей, в демонстративных семьях не существует никаких устоев и ответственности.

6. Семьи «третий-лишний». В таких семьях супруги настолько привязаны друг к другу, что не желают делиться любовью своего партнёра с кем-либо ещё. Как правило, дети в таких семьях либо отсутствуют, либо совершенно заброшены.

7. Семьи с кумиром. Это некий аналог «семей-санаториев». Отличаются они лишь недостатком взаимопонимания и любви между супругами, вся любовь и забота направлена на ребёнка.

8. «Семьи-маскарады». В таких семьях родители находятся в постоянном противостоянии друг другу, супруги всё время соперничают между собой. А зрителем и одновременно участником данного спектакля становится ребёнок.

Думается, любая супружеская пара может найти в приведенном перечне ситуацию, похожую на ту, которая сложилась у них в доме. Однако нужно понимать, что к какому бы типу отношений не относила себя семейная пара, при своевременном осознании проблемы и желании что-либо изменить сохранить семью вполне возможно.

zhenskoe-mnenie.ru

Психология отношений » Архив сайта Типы семейных отношений

Жизнь столь разнообразная и подвижная система, что не терпит классификации. Однако поведению людей свойственны сходные черты, на основании которых многие психологи составляют прогнозы, а обыватели пытаются научиться на чужих ошибках.

Семья – наиболее интересная структура, испытывающая на себе все общественные изменения. А за то быть браку счастливым или несчастным, отвечают разные типы семейных отношений.

Разновидности взаимоотношений в семье

Выделяют две условные группы: гармоничные (люди ведут диалог, действуют сообща и на общее благо) и дисгармоничные (нет контакта, превалирует эгоизм) семьи.

Внутри каждой из них есть свои подразделы, которые и определяют как типы семейных отношений.

Классификация семей по способу управления

«Демократия» — все члены имеют равные права и выполняют определённые обязанности. Девиз: «Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Патриархат» — главой является мужчина (отец), а все остальные участники подчиняются его командам. Девиз: «За что отец, за то и детки».
«Матриархат» — во главе стоит женщина (мать), которую беспрекословно слушаются все члены семьи. Девиз: «Мать всякому делу голова».

Классификация семей по целям

«Семья как самоцель». Причины создания: давление родственников и знакомых, возраст, все друзья уже семейные люди. Такой союз предпочитают непритязательные люди, привыкшие жить по правилам и не выходить за общепринятые рамки. Девиз: «Когда нет семьи, так и дома нет».

«Семья как крепость». Причины создания: плохая родительская семья, страх перед жизнью, нереализованный военный потенциал. В такой семье пытаются найти защиту слабые женщины и неуспешные мужчины, а также люди, выросшие в интернатах. Девиз: «Дерево держится корнями, а человек семьей».

«Семья как выгодное сотрудничество». Причины создания: коммерческая заинтересованность или иная жизненная необходимость (гражданство, регистрация и т.д.), деловой подход ко всем вопросам жизни обеих партнёров. Люди, вступающие в такой тандем, руководствуются не чувствами, а холодным расчётом, как правило, эти отношения скрепляются брачным договором. Девиз: «Свои люди — сочтемся».

«Семья как демонстрация». Причины создания: желание реализоваться за счёт партнёра, стремление доказать что-то друзьям и близким. Этот семейный проект задумывается одним или обоими супругами как идеальный пример для подражания. Всё здесь делается на показ, для внешней оценки. Свойственен не реализовавшимся в творчестве людям. Девиз: «Семейный горшок всегда кипит».

«Семья как лад». Причина создания: взаимные любовь, уважение и желание быть вместе. Такую семью создают цельные личности, желающие гармонично развивать свои отношения и растить достойное потомство. Девиз: «Согласие да лад — в семье клад».

Воспитание детей

Очевидно, что типы семейных отношений напрямую влияют на развитие подрастающего поколения. Так, семьи, где родители восполняют свои психологические комплексы, невольно формируют зависимого человека, а те, где доминирует власть и принуждение, создают агрессивную и подлую личность.

В часто встречаемых сегодня неполных семьях, где все роли выполняет женщина, вырастают слабые мужчины, которые, позже создавая свою ячейку общества, не способны стать её главой. Идеальные условия для ребёнка в гармоничной семье, ведь «в хорошей семье хорошие дети растут».

Основные этапы семьи

«Новобрачные» — счастливый «медовый месяц» и первый совместно прожитый год. В этот период возможны первые разочарования от развенчания «идеала».

«Молодая семья» — период от 1до 3 лет совместной жизни. Считается одним из самых трудных периодов, за который нужно создать прочный «фундамент» из семейных принципов.

«Появление первенца» — этот этап может совпасть с первыми двумя и тем самым осложнить их, но даже сам по себе он не прост. С возникновением новых ролей, меняются и отношения, а также происходит внутренняя перестройка членов семьи.

«Средний возраст семьи» — это десятилетний юбилей. К этому времени семья устоялась, роли прочно освоены и появилось ощущение обыденности. Поэтому лучшим решением будет общее дело или совместные поездки.

«Взрослая семья» — это семья, существующая более двадцати лет. Дети выросли и пошли искать свой путь, а родителям необходимо снова приспосабливаться к изменившимся условиям и заполнять пустоту совместными интересами.

«Зрелая семья» — от серебряной свадьбы и далее. Главные события – рождение внуков, а с ними освоение новых ролей и выстраивание новых взаимоотношений.

Каждый союз проходит эти этапы в зависимости от того какие типы семейных отношений он воплощает.

Секреты счастья

— На самых первых этапах определить границу друг друга (что допустимо, а что нет).
— Все разногласия решать путём переговоров.
— Руководствоваться двумя принципами: «Кто старое помянет – тому глаз вон» и «Не выноси сор из избы».
— Самым верным принципом остаётся нацеленность на сохранение отношений, а не на победу в споре.
— Почаще доставлять друг другу радость.

Если пары будут выполнять эти «золотые» правила, то все типы семейных отношений заменит любящая семья!

Понравилась статья? Поделитесь ей в соц. сетях!

Читайте также:

Ваш отзыв

psiot.ru

1.2. Типы отношений в семье

Во многом счастье семьи и ее нравственный климат зависят от того, царит ли в семье доверительная, полная любви атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Некоторым может показаться странным, но для воспитания нравственной личности совершенно небезразлично: растет ли ребенок у любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей, или же он растет в семье, где родителей держит под семейной крышей лишь «родительский долг». Как бы тщательно ни скрывалось от детей отсутствие любви и взаимного уважения, оно непременно сказывается, привнося в микроклимат семьи дух лжи, неестественности в отношениях, что обязательно отражается на формировании подрастающей личности. Педагоги отмечают, что любовь родителей друг к другу зачастую становится главным воспитательным фактором.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. Конечно, вряд ли найдется много счастливых семей, где бы не испытывали тех или иных трудностей в общении со своими детьми. Недаром народная мудрость гласит: маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь. Но и взрослеющие дети тоже далеко не всегда бывают удовлетворены сложившейся в семье системой отношений с родителями.

Известный советский психолог А. В. Петровский выделяет пять типов отношений: диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество Даже неискушенный в вопросах педагогики, казалось бы, «проголосует» за сотрудничество, а не за конфронтацию. Но в реальной жизни сотрудничество удается далеко не всем. Рассмотрим типы отношений подробней:

 «Диктат» в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом, лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности».В самом деле, ведь приказать, заставить ребенка что-то сделать проще, чем убедить в необходимости поступить именно так, как считают необходимым родители. И если с подростками родителям не всегда удается прибегнуть к прямому нажиму, то с малышами они зачастую не церемонятся. Между тем система отношений родителей и детей складывается постепенно, от нее зависят черты личности растущего ребенка. Если в детстве он был лишен возможности свободного выбора линии своего поведения, если с ним постоянно общались с позиции силы, вряд ли в отрочестве можно будет ожидать от него самостоятельных решений, волевых усилий. Подобные отношения нередко способствуют воспитанию в человеке качеств лицемера, агрессора.Вместе с тем, разумеется, есть ситуации, когда не в чем убеждать, когда родительская правота очевидна всем, кроме маленького упрямца. Неужели и тогда нельзя прибегнуть к «волевому решению»? Все родители знают, что воспитать ребенка, не произнося слова «нельзя», невозможно. Но истинно мудрые родители умеют каждое «нельзя» уравновешивать «можно». «Трогать чайник нельзя, горячий, обожжешься, будет больно, вот попробуй, горячо? Посмотри, а вот ложки, давай-ка накроем стол к чаю».Умелое соблюдение равновесия между «нельзя» и «можно» зачастую позволяет избежать конфликта.

«Опека» в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.Опека, как ни странно, сродни диктату. Только действуют здесь не «таской», а «лаской». Однако результаты ее во многом схожи с теми, что и при диктате: дети лишены самостоятельности, инициативы, они не решают ни вопросов, касающихся их лично, ни тем более всей семьи. Опека создает тепличные условия, при которых ребенок не может развиваться нормально. Неумейки чаще всего родом из семей, где принято детей постоянно опекать.

«Конфронтация» обычно привносит в семейную атмосферу напряженность, раздражение членов семейного коллектива накапливается и нет-нет, да и прорывается то в злорадстве по поводу неудачи кого-то, то в шумном и некрасивом конфликте, в который втягиваются все. В проигрыше в этой ситуации оказываются и родители и дети, и победителя здесь нет и быть не может.

«Невмешательство» — это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей.  «Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным» — отмечает А. В. Петровский. При этом родители уклоняются от выполнения воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет радости и трудности родных и близких. В случае необходимости ребенок оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы. Невмешательство или мирное сосуществование царит в отношениях между родителями в семьях, которые называют «дом-гостиница» Здесь взрослые живут своей жизнью, а дети — своей. Здесь нет семейного очага, нет притяжения, эмоционального магнита. Взрослые считают, что дети их растут самостоятельными, а тем не очень-то уютно в таком доме. В подобных семьях часто встречаются черствость, равнодушие к беде, да и просто заботам близкого.

«Сотрудничество» как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованностъ межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, в которой преобладающим типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность «диктату», «опеке» и «невмешательству». Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства. Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье педагоги и психологи считают сотрудничество. Оно зиждется, прежде всего, на глубоком взаимном уважении взрослых и детей. Причем родители здесь не играют в демократию и уважение со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких личностями, заслуживающими уважения. В таких семьях большинство вопросов решается коллегиально, на семейном совете, где дети имеют право совещательного голоса, к их мнению прислушиваются и стараются его учитывать. Дети здесь полноправные члены коллектива. У них свои постоянные трудовые поручения, они участвуют в решении финансовых проблем, а главное, каждый день и час учатся сопереживать, сочувствовать всему происходящему в доме, соучаствуют в жизни родителей. Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед, рождающихся в совместной деятельности. Именно в эти минуты, часы общения рождается взаимопонимание, дети «раскрываются» перед родителями, а те — перед детьми.

В семьях, где умеют ценить общение, возникает зачастую, скажем так, свое, традиционное время общения. У одних — это вечерний чай, за которым собирается все семейство, у других — время для общей трапезы и беседы находится раз в неделю, по воскресеньям, пусть реже, но оно свято для каждого члена семьи.

Каждой семье присущ свой ритм, свой стиль жизни. Традиция совместных семейных обедов может оказаться совершенно не приемлемой для работающих посменно, для тех, кто учится по вечерам или занят общественной работой. И, тем не менее, час семейного общения, время неторопливого разговора, когда ты знаешь, что все настроены тебя выслушать и тебе самому интересно послушать других, должен быть в любой семье.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды. Это не значит, что они избавлены от конфликтов, периодов взаимного недовольства и отчуждения, но здесь непреходящей нравственной ценностью считаются добрые отношения. И при выяснении недоразумений, при выяснении конфликтов всегда помнят о том, что не так уж важно доказать неправому его неправоту, куда важнее сохранить добрые чувства друг к другу. А уверенность в том, что мир и лад в доме — высшая ценность, помогает сдержать гнев и готовый сорваться с губ упрек. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что еще никто никогда криком не смог ничего доказать. Крик рождает только видимость решения проблемы, вызывает ответную резкость.

Каждая семьясоздает свои традиции, однако строится молодаясемьяне на пустом месте. Супруги привносят в нее свои представления о том, какой должна бытьсемья. Они начинают строить собственную семью, уже имея за плечами опыт родительских семей, семей родных и близких, друзей. Иные традиции передаются из поколения в поколение.

С первых дней существования молодая семья, опираясь на все лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей, создать прочную семью, сохранить свою любовь на долгие годы, вырастить счастливых детей. Пусть взаимоуважение и взаимопонимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.          Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение – отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок – «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом – внутренней потребности.          Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.          Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.          Обратите внимание на то, что сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу отцу, а девочка – сухой и строгой матери… В одной семье чутко относятся к потребностям, проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

studfiles.net

4. Типы семейных отношений

Основные типы семейных отношений охарактеризованы отечественной исследовательницей Р. М. Капраловой.

Первый тип — в семье согласованные гармонические отношения с высокой социальной направленностью. Семейные отношения соответствуют принципам нашего общества, отвечают целям и задачам его в области воспитания (уважение к личности, любовь и дружба, теплота и взаимная забота, добросовестный труд, взаимная уступчивость и др.). В воспитании детей присутствуют общественно-политическая мотивация, целенаправленность, системность, понимание конкретных задач и содержания воздействий на ребенка. Все члены семьи по отношению друг к другу проявляют высокую эмпатию, т. е. способность сопереживания.

Второй тип — в семье урегулированные компромиссные отношения с высокой социальной направленностью. Их характеризует наличие необходимых условий для формирования правильного социального опыта личности, ее общественно значимой направленности. Отношения регулируются, но атмосфера их иногда бывает неблагоприятной для отдельных членов семьи. Недостаток терпения, выдержки, тактичности в воспитании детей у одного из родителей «выравнивается» уступчивостью, мягкостью другого. Это вызывает некоторый контраст в отношениях к детям, в требованиях к ним. В этих семьях, как правило, перспективы определены, но в решении повседневных задач отмечаются колебания стихийность, которые в конечном итоге устраняются.

Третий тип — отношения неустойчивые, но в целом положительные, с высокой социальной направленностью. Эта группа семей промежуточная между положительными и отрицательными семейными отношениями (отмечают конфликты, носящие эпизодический характер). В бесконфликтные периоды в этих семьях наблюдаются взаимное уважение, доверие, атмосфера, близкая к жизни семей первого и второго типов.

Четвертый тип — в семье урегулированные отношения, но с низкой социальной направленностью. Этому типу отношений характерны мещанско-обывательская направленность в поступках и действиях, наличие потребительских мотивов, двойственность норм отношений к людям (заботливые, теплые отношения к членам семьи и холодные, расчетливые — к чужим). У детей в таких семьях формируется обывательская мерка ценностных ориентации.

Пятый тип — отношения внешне благопристойные, урегулированные, но внутренне неблагоприятные, при низкой или при противоречивой социальной направленности членов семьи. Видимость благополучных отношений поддерживается иногда по согласию и убежденности супругов в «необходимости сохранения семьи для детей», а иногда — домостроевскими порядками, побоями, угрозами. Родители самоустраняются от воспитания детей, подрывают авторитет друг друга ссорами и личными оскорблениями. Основные заботы по уходу за детьми и их воспитанию несет жена-мать. В семье настроение неуверенности.

Шестой тип — в семье резко конфликтные отношения при низкой или противоречивой социальной направленности.

Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребенка пристально изучается, начиная с 20-х гг. XX в. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

В семье, где родственные люди постоянно находятся в процессе отношений, следует помнить, что состояние отношений зависит от темперамента и натуры каждого члена семьи.

Семейные союзы тогда выигрывают, когда они скрепляются общностью интересов, вкусов и потребностей. Главное — это сложившиеся отношения между всеми членами семьи. И чтобы семья была нормальной, мало, чтобы в ней были отец и мать, нужно, чтобы их отношения были добрыми, честными, полными любви и взаимопонимания. Нужно, чтобы дети чувствовали эти отношения. Детям одинаково дороги и отец, и мать, и, если между родителями разлад, для ребенка это трагедия. Они видят в родителях идеал и им трудно представить, что кто-то из них дурной человек.

Равнодушие родителей к детям вызывает у них чувство одиночества, и дети начинают искать привязанности на стороне, некоторые увлекаются чтением, шитьем, спортом, компанией.

Уклад отношений в семье в современных условиях за последние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающая мать могла заниматься воспитанием детей, то сегодня с изменением общественной жизни изменились и отношения внутри семьи.

Прокормить и поднять на ноги детей стало трудно, родители работают и отдают работе то время, которое наши предки отдавали детям, семье.

Стрессовое состояние в обществе, напряжение отношений между людьми отражается и на семье.

Современная семья редко может собраться за чайным ужином.

Для полного представления о современной семье следует рассмотреть и ролевые отношения в семье. Семейная роль — одна из важных ролей человека в обществе.

Что такое семейные роли? Это муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (сын, дочь, брат, сестра), роли поколения (дедушка, бабушка).

Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семья. Может ли муж быть главой семьи, может ли он быть отцом. Ставится под сомнение, если он человек слабовольный, сможет ли он выполнять роль главы семьи.

Ролевые отношения в семье, выполнение или невыполнение членами семьи той или иной функции, той или иной роли приводит к конфликтам. Чаще это происходит в семье, где много поколений, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями.

Конфликты возникают, когда одна роль включает в себя противоречивые требования. Когда женщина в семье и мать, и жена, и хозяйка, и воспитательница детей, и ухаживает за престарелыми родителями и в то же время наравне с мужем материально обеспечивает семью.

Конфликт усугубляется, если жена занимает более высоким статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь важно, чтобы супруги смогли гибко переменить роли. Конфликты возникают из-за того, когда молодая жена не умеет вести домашнее хозяйство или не хочет рожать детей.

В семейных отношениях существует такое понятие, как отцовство и материнство. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова отцовство определяется как «кровное родство между отцом и ребенком».

Не только от матери, но и от отца зависит биологическое существование будущего человека. Существует биологическое сходство ребенка с отцом или матерью: цвет волос, глаз, особенности телосложения, функционирование органов и систем детского организма.

Задатки, основа способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, языкам) также закладываются генетически. По наследству передаются заболевания, привычки отца и матери к алкоголю, никотину, наркотикам. Поэтому будущий отец должен заботиться о своем здоровье, здоровом образе жизни.

Социальные функции отцовства четко определяет выражение: «На плечах отца держится мир». Отец — защитник отечества, он управляет государством, ведет научные исследования, выполняет тяжелую физическую работу. Отец обеспечивает семью материально, несет ответственность за жену и детей, помогает родителям-старикам.

Если стать матерью девочка готовится с рождения, то отцом молодой человек становится только после рождения ребенка, отца, нужно воспитывать, «отца нужно делать». От его ответственности, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности и великодушия зависит воспитание детей. Эти качества отца формируются на протяжении всей жизни.

Хороший отец организует деятельность всей семьи, видит в ребенке личность, избегает грубых воздействий на детей и родных,

Семья без отца ставит массу социальных проблем перед членами семьи. Современное общество называют «безотцовское общество». Это не фраза, а реальность. Женщина несет на своих плечах три обязанности: добытчица хлеба насущного, хозяйка дома и мать.

Мать, воспитывающая в одиночку детей, должна быть еще и оптимистом, так как все отрицательные проблемы общества, ее отрицательные эмоции выплескиваются на детей. Самой тяжелой проблемой является воспитание мальчика без отца.

studfiles.net