Типология культуры по происхождению генезису – Генезис культуры.

Генезис культуры.

В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В XX в. генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие — психологические, антропологические, социокультурные. Рассмотрим основные версии происхождения культуры.

Орудийно-трудовая. Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных усматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком. Эта теория происхождения человека изложена Ф.Энгельсом в 1873-1876 гг. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок — возникновения процесса труда и речи — огромны. Дело не только в том, что обезьяна превратилась в человека. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.

Психологическая. Основатель психоанализа 3. Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу. По мнению Фрейда, всякий, кто подходит к проблеме табу со стороны психоанализа, то есть исследования бессознательной части индивидуальной душевной жизни, тот после недолгого размышления скажет себе, что эти феномены ему не чужды. Всем известны люди, которые создали для себя табу и крайне строго их соблюдают. Точно так же чтят свои запреты дикари. Часть запрещений сама собой понятна по своим целям, другая, напротив, кажется бессмысленной.

Фрейд пытается соединить собственную концепцию культурогенеза с представлениями об орудийно-эволюционном характере антропогенеза. «Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, — пишет он, — что первыми деяниями культуры были — применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется, как нечто чрезвычайное и беспримерное, — укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует догадаться о мотивах, приведших к их открытию».

Игровая. Многие европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Различные версии такой концепции находим в творчестве Г. Гадамера, Е. Финка, И. Хейзинги. В частности, Г. Гадамер анализировал историю и культуру как своеобразную игру в стихии языка, внутри которой человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, которую он способен нафантазировать. Голландский историк культуры И.Хейзинга (1872-1945) в книге «Homo Ludens» (1938 г.) отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой. Вот почему автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мыщления.

Хейзинга считает, что игра старше культуры. Цивилизация не добавила никакого существенного признака к общему понятию игры. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. Игра — это прежде всего свободная деятельность. Она не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Она необходима индивиду как биологическая функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразительной ценности. Культура возникает в форме игры. Вот исходная предпосылка названной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, которые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаическом обществе предпочитают находить себе игровую форму.

Символическая. По мнению Э. Кассирера, культура есть производство символов. Животные реагируют на внешний стимул непосредственно, у человека же этот ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физической, но и символической вселенной . Это символический мир мифологии, языка, искусства и науки, который сплетается вокруг человека в прочную сеть. Дальнейший прогресс культуры только укрепляе эту сеть.

Кассирер отмечает символический способ общения с миром у человека, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, по мысли автора, естественного, или субстанциального, бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью. Животные ограничены миром своих чувственных восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям на внешние стимулы. Поэтому животные не способны сформировать идею возможного. С другой стороны, для сверхчеловеческого интеллекта или для божественного духа, как подмечает Кассирер, нет различия между реальностью и возможностью: все мысленное становится для него реальностью. И только в человеческом интеллекте наличествует как реальность, так и возможность.

studfiles.net

Генезис культуры. — Шпаргалки по предмету «Культурология»

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления проблемы зарождения культуры. Термин “генезис” пришел к нам из греческого языка и переводится как “происхождение, возникновение”, а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.

В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых. Тем более, что проблема генезиса культуры есть проблема скорее умозрительная, чем опытная. Несомненно, выводы той или иной теории должны совпадать с последующим развитием культуры, но этап её зарождения настолько далеко отстоит от нас на временной оси, что исследователям остается только выдвигать гипотезы и строить теории. Поэтому главным в работе ученого становится достижение максимальной стройности, эстетической изящности предлагаемой концепции и расширение круга вопросов, на которые она отвечает. Понятно также, что возникающие неясности подтачивают научную обоснованность теории и вызывают сомнения в ее истинности. Выделим четыре точки зрения на происхождение культуры, которые с различных сторон пытаются объяснить процессы культурогенеза.

Деятельностный подход к культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенноймарксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”, написанная в 1876 году и тщательно изучавшаяся в СССР. Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что “труд создал человека”.

Как известно еще со времен сэра Чарльза Дарвина, человек произошел от обезьяны. Представим себе, что однажды некая группа обезьян стала трудиться на благо своего обезьяньего сообщества. Совместный труд, как мы помним, облагораживает, — так родилось сознание. Для повышения производительности труда обезьянам необходимо было переговариваться, сообщать друг другу те или иные полезные сведения, что привело, в конечном итоге, к появлению речи. Посредством такого координированного труда наши подопечные стали создавать вокруг себя некоторую искусственную среду. Так начался 

культурогенез. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, человек — это прежде всего общественное животное и его поведение никоим образом не закодировано генетически. Маленький медвежонок, потерянный матерью в глухом лесу, имеет значительные шансы на выживание, потому что большинство поведенческих стереотипов, накопленных чередой предков, заложено в его генах. Маленький ребенок, конечно, может выжить в подобных условиях, но станет животным, а не человеком. Человеческое в человеке передается только посредством социального общения. В этом сущность человека. Поэтому животным рождаются, тогда как человеком становятся.

Данная концепция имеет ряд слабых сторон. Первые же попытки анализа выявляют вопросы, не имеющие ответов в рамках этой теории. Согласно Энгельсу, обезьяны (не люди!) приняли следующие решения: искусственные орудия лучше естественных; обладать сознанием лучше, чем не обладать; вместе трудиться лучше, чем отдельно; переговариваться в процессе труда лучше, чем молчать.

Но почему они так решили? К тому же, если трудовая деятельность не заложена в генетической программе животного, а труд отделил обезьяну от человека, то как труд мог появиться раньше человека? Видимо, диалектическая установка о переходе количества в качество в данной ситуации не совсем срабатывает. И другие теории будут оперировать иными, сугубо качественными скачками.

Вторая точка зрения — психоаналитическая — представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе “Тотем и табу” он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые убили своего отца. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении матери.

Но почему в результате первородного греха появилась совесть? Потому что, “чувство вины существовало до проступка”, — отвечает ученый. — “Людей этих с полным правом можно было бы назвать преступниками вследствие сознания вины”. Дети убили отца, раскаялись в содеянном, зародилась совесть, и животное превратилось в человека. А культура на этом гребне появилась как средство и форма защиты человека от собственной природы, от бессознательных разрушительных влечений, оставшихся нам в наследство от животного. Однако другой представитель психоанализа Эрих Фромм, много споривший с идеями Фрейда, в книге “Анатомия человеческой деструктивности” ярко показывает, что настоящая потенция к разрушению заложена не в животном, а в человеке. Она родилась вместе с человеком.

В совершенно ином ключе представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк Йохан Хейзинга, предложивший игровую концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе “Homo ludens” (“Человек играющий”, 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.

Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура — вторична. Игру знают уже животные. Постепенное усложнение игры, создание собственных правил, отличных от данных природой, привело к появлению человека и зарождению культуры. Однако голландец не сумел ответить на основополагающий вопрос: почему именно на линии “обезьяна-человек” влияние игры привело к появлению такого феномена, как культура?

На современном этапе развития культурологического знания, возможно, наиболее совершенной следует назвать символическую концепцию, предложенную Эрнстом Кассирером. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических “символических формах”. Мы можем говорить о нем, как об одном из создателей символической концепции происхождения культуры. В этом отношении важнейшим из его трудов для нас является книга “Философия символических форм”. В чем же сущность его идей и почему он назвал человека “незавершенным животным”? Первичной посылкой его рассуждений является мысль о том, что человек несовершенен в своем биологическом естестве. Он менее, чем животные приспособлен к жизни в природе, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов.

Не существует данных о том, почему природа так несправедливо обошлась с первыми людьми. Весьма возможно, что это лишь слепой выбор природы. Но в результате происшедших мутаций человек выпал из системы естественных взаимосвязей. Возникло то, что можно назвать первичным отчуждением. Отголоски этого процесса видны в мифе об изгнании Адама и Евы из рая. Выделившись из природного сообщества, отстранившись от всяческих запретов и ограничений, став ни на кого непохожим, человек в то же время лишился кардинальной программы развития. Он был обречен.

Однако ослабленность инстинктов имела одно положительное значение: она не ограничивала человека прежде всего поведенческими рамками своего вида. Подсознательный поиск каких-то позитивных путей развил в человеке способности к подражанию, что в принципе изменило формы и способы человеческой жизнедеятельности. Культура заменила в человеке инстинкты и способствовала созданию мира человека.

students-library.com

Генезис культуры — Шпаргалки «Основы теории и типологии художественной культуры»

Для культурологии важным представляется вопрос о генезисе культуры, то есть попытка теоретического осмысления самой проблемы зарождения культуры. Термин «генезис» пришел к нам из греческого языка и переводится как «происхождение, возникновение», а в широком смысле означает момент зарождения и последующего развития некоего процесса до определенного состояния. Следовательно, изучение генезиса культуры есть рассмотрение движения первоначальных культурных процессов, приведших к появлению того, что уже можно назвать человеческой культурой.

В этом вопросе так же не существует теории, которая бы однозначно принималась большинством ученых. Тем более что проблема генезиса культуры есть проблема скорее умозрительная, чем опытная. Несомненно, выводы той или иной теории должны совпадать с последующим развитием культуры, но этап ее зарождения настолько далеко отстоит от нас на временной оси, что исследователям остается только выдвигать гипотезы и строить теории. Поэтому главным в работе ученого становится достижение максимальной стройности, эстетической изящности предлагаемой концепции и расширение круга вопросов, на которые она отвечает. Понятно также, что возникающие неясности подтачивают научную обоснованность теории и вызывают сомнения в ее истинности. Выделим четыре точки зрения на происхождение культуры, которые с различных сторон пытаются объяснить процессы культурогенеза.

Деятельностный подход к культуре реализован в орудийно-трудовой концепции, предложенной марксизмом. Исходной точкой здесь явилась знаменитая статья Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанная в 1876 году и тщательно изучавшаяся в СССР. Краеугольным камнем этой теории стало утверждение, что «труд создал человека».

Как известно еще со времен сэра Чарльза Дарвина, человек произошел от обезьяны. Представим себе, что однажды некая группа обезьян стала трудиться на благо своего обезьяньего сообщества. Совместный труд, как мы помним, облагораживает, — так родилось сознание. Для повышения производительности труда обезьянам необходимо было переговариваться, сообщать друг другу те или иные полезные сведения, что привело, в конечном итоге, к появлению речи. Посредством такого координированного труда наши подопечные стали создавать вокруг себя некоторую искусственную среду. Так начался культурогенез. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, человек — это прежде всего общественное животное и его поведение никоим образом не закодировано генетически. Маленький медвежонок, потерянный матерью в глухом лесу, имеет значительные шансы на выживание, потому что большинство поведенческих стереотипов, накопленных чередой предков, заложено в его генах. Маленький ребенок, конечно, может выжить в подобных условиях, но станет животным, а не человеком. Человеческое в человеке передается только посредством социального общения. В этом сущность человека. Поэтому животным рождаются, тогда как человеком становятся.

Данная концепция имеет ряд слабых сторон. Первые же попытки анализа выявляют вопросы, не имеющие ответов в рамках этой теории. Согласно Энгельсу, обезьяны (не люди!) приняли следующие решения:

1) искусственные орудия лучше естественных;

2) обладать сознанием лучше, чем не обладать;

3) вместе трудиться лучше, чем отдельно;

4) переговариваться в процессе труда лучше, чем молчать.

Но почему они так решили? К тому же, если трудовая деятельность не заложена в генетической программе животного, а труд отделил обезьяну от человека, то как труд мог появиться раньше человека? Видимо, диалектическая установка о переходе количества в качество в данной ситуации не совсем срабатывает. И другие теории будут оперировать иными, сугубо качественными скачками.

Вторая точка зрения — психоаналитическая — представлена доктором Зигмундом Фрейдом. В своей работе «Тотем и табу» он попытался понять проблему культурогенеза через анализ причин возникновения первых бессознательных психических комплексов. Центральное отличие человека от животного состоит в том, что человек обладает совестью. Она родилась в результате первородного греха, совершенного некими первобытными людьми, которые убили своего отца. Это преступление Фрейд связывает со знаменитым эдиповым комплексом, в основе которого лежит подсознательная ревность мальчика к отцу как сексуальному сопернику в отношении матери.

Но почему в результате первородного греха появилась совесть? Потому что, «чувство вины существовало до проступка», — отвечает ученый. — «Людей этих с полным правом можно было бы назвать преступниками вследствие сознания вины». Дети убили отца, раскаялись в содеянном, зародилась совесть, и животное превратилось в человека. А культура на этом гребне появилась как средство и форма защиты человека от собственной природы, от бессознательных разрушительных влечений, оставшихся нам в наследство от животного. Однако другой представитель психоанализа Эрих Фромм, много споривший с идеями Фрейда, в книге «Анатомия человеческой деструктивности» ярко показывает, что настоящая потенция к разрушению заложена не в животном, а в человеке. Она родилась вместе с человеком.

В совершенно ином ключе представляет проблему генезиса культуры голландский философ и историк Йохан Хейзинга, предложивший игровую концепцию культуры в общем и культурогенеза в частности. В работе «Homo ludens» («Человек играющий», 1938) ученый утверждает, что вся человеческая деятельность есть ничто иное, как игра. И вся человеческая культура развивается как игра и по ее законам. Играя, человечество создает рядом с природным миром мир искусственный, придуманный, в котором правила игры выступают в форме общепринятых законов.

Й. Хейзинга исходит из посылки, что игра первична, а культура — вторична. Игру знают уже животные. Постепенное усложнение игры, создание собственных правил, отличных от данных природой, привело к появлению человека и зарождению культуры. Однако голландец не сумел ответить на основополагающий вопрос: почему именно на линии «обезьяна-человек» влияние игры привело к появлению такого феномена, как культура?

На современном этапе развития культурологического знания, возможно, наиболее совершенной следует назвать символическую концепцию, предложенную Эрнстом Кассирером. Он выдвинул учение о языке, мифе, науке и искусстве как специфических «символических формах». Мы можем говорить о нем, как об одном из создателей символической концепции происхождения культуры. В этом отношении важнейшим из его трудов для нас является книга «Философия символических форм». В чем же сущность его идей и почему он назвал человека «незавершенным животным»? Первичной посылкой его рассуждений является мысль о том, что человек несовершенен в своем биологическом естестве. Он менее чем животные приспособлен к жизни в природе, поэтому создание некоторой искусственной среды вокруг себя необходимо человеку, это проявление определенных защитных механизмов.

Не существует данных о том, почему природа так несправедливо обошлась с первыми людьми. Весьма возможно, что это лишь слепой выбор природы. Но в результате происшедших мутаций человек выпал из системы естественных взаимосвязей. Возникло то, что можно назвать первичным отчуждением. Отголоски этого процесса видны в мифе об изгнании Адама и Евы из рая. Выделившись из природного сообщества, отстранившись от всяческих запретов и ограничений, став ни на кого непохожим, человек в то же время лишился кардинальной программы развития. Он был обречен.

Однако ослабленность инстинктов имела одно положительное значение: она не ограничивала человека прежде всего поведенческими рамками своего вида. Подсознательный поиск каких-то позитивных путей развил в человеке способности к подражанию, что в принципе изменило формы и способы человеческой жизнедеятельности. Культура заменила в человеке инстинкты.

students-library.com

Типология культуры

Типологией называется метод научного познания, основанный на расчленении системы объектов и их группировке с использованием обобщающей модели. Потребность в применении указанного метода появляется в тех случаях, когда необходимо решить задачу по упорядоченному объяснению и описанию множества объектов, разнородных по составу.

Типология культуры являет собой качественно-содержательную характеристику бытования культуры. Выражается это в конкретно-исторических формах: религиозных, этнонациональных, регионально-территориальных и прочих.

Типология культуры считается одним из актуальных и дискуссионных вопросов в современной теории. Определение статуса, смыслового наполнения предопределено главным принципом, в соответствии с которым осуществляется анализ контекста духовных ценностей и определяются наиболее общие качества.

Историческая типология культуры имеет различные основы и направления. Авторами концепций были социологи, философы, полевые этнографы, деятели искусства, практики и теоретики. В исследовании типология культуры стала применяться широко в 18-19 веках. Тогда ученые были увлечены поиском единого плана.

В результате развития сложной теоретической конструкции к концу 19 столетия утвердился взгляд на тип. В соответствии с ним была сформирована марксистская система. Вебером был разработан метод определения идеальных типов. А в американской социологии стал распространяться метод конструирования.

Типология культуры, как метод научный, основывается на определении различия и сходства исследуемых объектов. Цель при этом в отображении закономерностей структурирования и развития моделируемой системы. В основании применяется типологический принцип, задающий направление теоретического исследования.

К основным принципам относят: формационный, концептуальный, цивилизованный, религиозный, регионально-территориальный, демографический и прочие. Их выделяют в соответствии с духовно-ценностной ориентацией, религиозным убеждением, характером взаимоотношений с природой, классическими образцами, системностью ценностей и прочим.

Наиболее распространенным в отечественной науке считается формационный подход. Этот принцип указывает связь с доминирующим методом производства. Другими словами, каким является способ производства, такая и культура: капиталистическая, рабовладельческая, первобытнообщинная и пр.

Цивилизационный подход используют многие авторы. Его трактовка зависит от понимания самого термина «цивилизация». Анализируя культуру в соответствии с этим принципом, многие авторы приходят к выводу о негативном воздействии цивилизационных процессов.

Концептуальный принцип позволяет проводить исследования в соответствии с преобладающим в обществе мировоззрением.

В соответствии с религиозным принципом культура разделяется на древнюю и такую, в которой госодствует одна из форм религий мира (мусульманская, христианская, буддийская и прочие). Другими словами, классификация осуществляется в соответствии с двумя направлениями верования: монотеизмом и политеизмом.

В соответствии с регионально-территориальным принципом осуществляется анализ культуры по характерной общности черт, которые присущи конкретному региону.

Согласно демографическому принципу выявляются особенности и общности половых и возрастных признаков. Кроме того, во внимание принимается и плотность населения, состав, численность, занятость.

Наиболее же устоявшимся и распространенным является культурно-исторический принцип. В соответствии с ним определяются формы наиболее общих, существенных духовных ценностей. Сегодня существует несколько исторических типов европейской культуры. К древнейшим относят природно-символические ценности.

Типология политической культуры осуществляется в соответствии с установленным государственным режимом, способами реализации власти, взглядами общества на структуру власти и прочим.

fb.ru

Типология культур. — Лекционный курс по Социологии

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

1. По субъекту — носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сегодняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.

2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.

3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.

4. По видам культуры принято выделять материальную культуру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.).

Деление на материальную и духовную культуру, несомненно, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.

5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

students-library.com

Типология культуры. Культурология

Типология культур

Присущее культуре многообразие проявлений, се способность выполнять различные функции, а также ее взаимодействие с различными компонентами природы и общества порождают необходимость в типологии культур. Типология — ϶ᴛᴏ научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. Отметим тот факт — что в современной культурологии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой. По ϶ᴛᴏй методологии типология культуры дает дихотомию Запад-Восток, представленную в культурологии в разных моделях и вариантах.

Исторические типологии культур

Типологии данной группы основываются на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках кᴏᴛᴏᴩых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры. Исторические типологии базируются на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. При ϶ᴛᴏм в Средние века на ϶ᴛᴏй линии всемирно-исторического развития выделяли четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие кᴏᴛᴏᴩых происходило циклически в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с природными процессами смены времен года, а также в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с делением по возрастам человечества (младенчество, юность, зрелость и старость). С тех пор значительно выросло число оснований, по кᴏᴛᴏᴩым выделяются исторические и культу рные эпохи, сменяющие друг друга. Сегодня в рамках исторических типологий культуры выделяют несколько подходов.

Этнографическая типология культур

Сегодня история и культурология используют типологию культуры на базе возрастов человечества, построив ее уже на базе новейших данных науки. Современная наука датирует начало процесса антропогенеза (а вместе с ним социогенеза и культурогенеза) 2,5-1,7 млн лет назад, а его завершение — около 35 тыс. лет назад. Эпоха сформировавшегося человека — человека разумного — содержит в себе два основных периода — архаический (первобытный) и цивилизационный, между ними — переходный этап неолитической (аграрной) революции, произошедшей 6-7 тыс. лет назад и означавшей смену присваивающей экономики охотников и собирателей производя- шей сельскохозяйственной экономикой, смену родовых, общинных и племенных структур новыми социальными структурами — семьей, государством, церковью и т.д.

Время цивилизованного существования охватывает относительно небольшой временной отрезок — около 5-6 тыс. лет и расчленяется по-разному. Так, мыслители, близкие к христианству, выделяют в нем два периода — языческий и христианский, до Рождества Христова и после него.

Хозяйственно-культурная классификация, созданная отечественными учеными-этнографами, выделяет хозяйственно-культурные типы — комплексы особенностей хозяйства и культуры, кᴏᴛᴏᴩые складываются исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. Число хозяйственно-культурных типов ограниченно и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Правда, данная типология касается только традиционных культур и не продвинута далее Средних веков.

В первобытно-общинной эпохе выделяют группу присваивающих хозяйственно-культурных типов — бродячие охотники и собиратели, представленные в разных вариантах в зависимости от природных условий. Так, выделяют специализированную охоту и собирательство в тропиках; охоту, рыболовство и собирательство в умеренном поясе; пешую таежную охоту; арктическую охоту на морского зверя; охоту на оленя; охоту, рыболовство и собирательство с зачатками земледелия и животноводства.

Затем появились производящие (ранние) хозяйственно-культурные типы, в кᴏᴛᴏᴩых ведущее место постепенно заняли земледелие и скотоводство: комплексное хозяйство ранних земледельцев субтропиков; земледелие и животноводство умеренного пояса в древности; ручное земледелие тропиков. Группа производящих (развитых) хозяйственно-культурных типов связана с появлением восточных цивилизаций и включает пастушеское скотоводство, кочевое скотоводство и плужное земледелие.

Типология на базе материалов и технологий, используемых человечеством

В наибольшей степени распространена типология культуры, делящая всю историю человечества на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век — древнейший период в развитии человеческой культуры, на протяжении кᴏᴛᴏᴩою орудия труда и оружие изготовлялись из камня, а люди научились добывать огонь искусственным путем. Современная наука делит каменный век на три этапа — древнекаменный (палеолит), когда, собственно, и ноя- вился человек разумный; среднскамснный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; новокаменный (неолит), когда человек перешел от приϲʙᴏения плодов земли к их выращиванию, скотоводству. В силу важности ϶ᴛᴏю перехода в науке его называют неолитической революцией. В каменном веке появились зачатки искусства — наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы — тотемизм — вера в кровнородственную связь человеческого рода с определенным видом животных или растений; фетишизм — поклонение неодушевленным предметам; анимизм — вера в души и духов; магия — вера в способность влиять на окружающие предметы и явления с помощью колдовских действий.

Медный век — период в развитии первобытной культуры, на протяжении кᴏᴛᴏᴩою сформировался и укрепился родовой строй. Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии. Хозяйственная деятельность стала более разнообразной: наряду с охотой и собирательством развивались скотоводство и мотыжное земледелие. Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Создание бронзы (сплава меди и олова) позволило изготовлять настоящее оружие и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно появились настоящие армии и начались настоящие войны, являющиеся мощным двигателем прогресса. Эти цивилизации обогатили культуру человечества: появились плуг, стекло, были построены ирригационные системы, величественные дворцы и пирамиды, они оставили выразительную настенную и погребальную живопись, а также скульптуру. Исключая выше сказанное, они дали человечеству первые системы письменности — клинопись и иероглифическое письмо, такие важные научные знания, как десятеричная и шестидесятеричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы.

Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некᴏᴛᴏᴩые культуры перешли в железный век уже к концу II тысячелетия до н.э. Среди них античная культура, во многом ставшая основой современной европейской культуры и цивилизации. Этот период продолжается до настоящего времени, так как и сейчас 95 % всех металлических изделий изготовляется из железорудного сырья, хотя современные технологии обработки железа качественно отличаются от примитивных технологий трехтысячелетней давности.

Формационная типология культур

Формационная типология культур долгое время господствовала в отечественной науке, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой история разделялась на эпохи, кᴏᴛᴏᴩые трактовались как определенные общественно-экономические формации. Данная типология основывалась на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом кᴏᴛᴏᴩой будет культура. С изменением способа производства изменялись формация в целом и содержание ее культуры — качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформировались ее функции, роль в системе духовных ценностей и т.п. Отсюда делался вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным в культурной истории человечества выделялись типы культуры первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

По мнению сторонников ϶ᴛᴏй типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного общества и кончая капиталистическим, — всего исключительно предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми ϲʙᴏей материальной жизни. Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Капиталистическая форма производства постепенно становится универсальной и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу издоистории в историю, из царства необходимости в царство ϲʙᴏбоды.

Формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой каждый класс антагонистических формаций (рабоатадельческой, феодальной и капиталистической) создавал ϲʙᴏй тип культуры. Эти культуры противостояли друг другу так же, как их создатели, — рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне, буржуазия и пролетариат.

По сути культуры, действительно связанные со специфическими интересами и образом жизни различных классов, возводились в самостоятельные, особые варианты культуры, что приводило к разрыву культуры в целом. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с ею отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей, а история культуры представала как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной, защищающей интересы эксплуататорского класса. Отметим, что те явления и факты культуры, кᴏᴛᴏᴩые не поддавались такой односторонней интерпретации: творчество каких-то писателей (Л. Толстой и М. Горький в России), религиозные взгляды, проявления этнического и национального самосознания, либо трактовались односторонне, либо просто замалчивались, либо (϶ᴛᴏ касается творчества деятелей искусства) рассматривались как колебание между двумя основными линиями в культу ре.

В рамках ϶ᴛᴏго подхода к анализу культуры сложилась тенденция представлять ход истории и культуры как развитие генеральной революционно-демократической линии, кᴏᴛᴏᴩая изображалась как единственно правильная, ведущая к теории и практике марксизма-ленинизма. При ϶ᴛᴏм определяющим был подход к культуре с позиции борьбы классов, что очень сильно огрубляет действительность, ϲʙᴏдя изучение сложнейшего культурного целого к анализу одного, пусть и достаточно важного (классового) аспекта.

Типология культур Г. Мак-Люэна

Канадский социолог Герберт Маршалл Мак-Люэн (1911 — 1980) предложил типологию культур, основанную на идее, что средоточием культуры будут средства общения, кᴏᴛᴏᴩые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным он выделял дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

В дописьменном обществе человек передавал ϲʙᴏй жизненный опыт с помощью устной речи, кᴏᴛᴏᴩая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека». По϶ᴛᴏму здесь восприятие мира и все формы общения основаны на слухе и других органах чувств. Человек в ϶ᴛᴏм типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам. Стоит заметить, что они построены на обычаях и коллективном опыте, выступающих как форма социальной памяти. По϶ᴛᴏму дописьменная культура придаст большое значение природным приметам, кᴏᴛᴏᴩые помогают запомнить время начала сельскохозяйственных работ, ориентирована на материальные предметы и вещи, помогающие сохранять приобретенный опыт (форма вещей непосредственно связана с материалами, из кᴏᴛᴏᴩых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Не стоит забывать, что важнейшим средством общения и передачи информации здесь будет язык, кᴏᴛᴏᴩый не только обеспечивает непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создаст предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Этот период в истории культуры самый длительный.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер. Древний Египет) около IV тысячелетия до н.э. и существуют в наше время.
Стоит отметить, что основу ϶ᴛᴏго типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, стимулируя развитие и распространение рационального знания, расширение социальных отношений, возникновение социальных иерархий и формирование национального государства. Исключая выше сказанное, письменность будет самой эффективной формой коллективной памяти.

В развитии письменной культуры особым этапом становится изобретение книгопечатания, кᴏᴛᴏᴩое сформировало новый взгляд на мир в виде линейной перспективы. Не слух и осязание, а зрение стало определять образ мира наступившей эпохи. С ϶ᴛᴏго времени все больше людей получает возможность приобщаться к любым знаниям, в европейской культуре окончательно закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего будет развитие техники и промышленная революция.

С тех пор начались процессы фрагментации общества и отчуждения человека: печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. Исключая выше сказанное, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, т.е. первым продуктом массового производства.

Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некᴏᴛᴏᴩом смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, усилив значение осязания и слуха в общении с другими людьми, возвратив культуру к устной традиции. При этом ее принципиальное отличие от первобытности состоит по сути в том, что установлена глобальная коммуникативная сеть. По϶ᴛᴏму информационная культура дает возможность каждому человеку, располагающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Стоит заметить, что она упрощает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

На первом этапе электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись и т.п.) создала новый тип социального общения, в кᴏᴛᴏᴩом выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, усиливается взаимопонимание между различными слоями общества и народами. На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами, создает целый мир поведенческих моделей, кᴏᴛᴏᴩые ежедневно на работе и в быту окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающих масштабах.

Второй этап коммуникативной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открыло доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (или компьютер) для ввода и вывода информации, включенной в единую интегрированную систему связи. Благодаря подобным интеллектуально-технологическим системам цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние — глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Компьютеризация создаст технологическую основу информатизации общества, в кᴏᴛᴏᴩом информатика и владение компьютером будет второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека.

В ϶ᴛᴏм мире люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в кᴏᴛᴏᴩом нет места результатам «тирании визуального восприятия» — изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств. Эти идеи легли в основу концепции компьютерной демократии, в кᴏᴛᴏᴩой информация олицетворяет власть.

Движущими силами новой революции выступают электронные СМИ, прежде всего телевидение. ИменноТВ, по Мак-Люэну, позволило человечеству вернуться в дописьменную общину, «глобальную деревню», где информация доступна всем и получить ее можно практически мгновенно. В ϶ᴛᴏм мире непрекращающегося хеппенинга человек уже не в состоянии строить ϲʙᴏе мировое- приятие, как раньше, — последовательно, шаг за шагом. Ему приходится учитывать сразу все факторы, а поскольку времени на их анализ нет — полагаться на интуицию, завороженно уставившись в мерцающий ящик («общинный костер»).

Так расширявшаяся на протяжении последних столетий «галактика Гутенберга» перешла в фазу сжатия. На протяжении веков эры механизации человек расширял возможности тела в пространстве. В эру электронных технологий мы имеем возможность распространить на всю планету нашу центральную нервную систему, что приводит к отмене таких понятий, как пространство и время. И перспективы, утверждает Мак-Люэн, не радуют. В мире, покрытом искусственной нервной системой электронных коммуникаций, пространство и время (по сути та же информация) неизбежно стянутся в точку, после чего постижение окружающей реальности станет интуитивным — без привлечения разума. В ϶ᴛᴏм новом мире коллективное сознание будет неразрывно слито с реальностью, а разум станет излишним.

Типология культур М.К. Петрова

Типология культур М.К. Петрова базируется на способах передачи знаний от поколения к поколению и в определенном смысле примыкает к типологии Мак-Люэна. Петров выделяет три способа трансляции знаний и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им типы культуры:

1. лично-именной тип передачи знаний, связанный с ранними периодами человеческой истории, когда необходимые для жизни сведения передаются каждому человеку через обряды инициации и мифы как описания деяний предков. Так человек получает знания-персоналии, являющиеся индивидуальными умениями. Вопрос об их истинности даже не встает, ссылка на закон предков — главный аргумент в их пользу;

2. профессионально-именной способ трансляции знаний, возникающий с появлением первых цивилизаций и характеризующийся передачей знаний членами одной социальной группы, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор групповою знания. Как правило, такой группой будут жрецы. Так передаются знания-проблемы, жестко привязанные к конкретным познавательным задачам и функционирующие как наборы готовых рецептов. Процесс обучения ϲʙᴏдился к пассивному уϲʙᴏению данных рецептов и правил, причем не возникал вопрос, как были получены данные рецепты и можно ли заменить их более совершенными. Считалось, что знание пришло от бога, вручившего их жрецам, по϶ᴛᴏму не было никаких сомнений или мыслей о возможности другого знания. Отсюда — стихийность ϶ᴛᴏго знания, отсутствие критической позиции по отношению к нему;

3. универсально-понятийный тип трансляции знаний, возникший в античности вместе с появлением науки как самостоятельной сферы культуры и функционирующий в европейской цивилизации. Стоит заметить, что он не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и иными рамками, знание становится доступным любому человеку. Этому типу трансляции ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют знания-предметы, являющиеся продуктом познавательного оϲʙᴏения субъектом определенного фрагмента реальности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Современные типологии культур

Традиционные, индустриальные и постиндустриальные культуры — одна из широко распространенных современных типологий культуры.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Историческая типология культуры

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Рассматриваются проблемы исторической типологии культуры. Главными для данной темы являются вопросы, что такое типологизация, какие критерии и принципы могут быть положены в ее основу, какое значение она имеет в научном исследовании культуры. Ключевые понятия этой темы — «культурно-исторический тип», «этническая», «национальная», «западная», «восточная культура», «европоцентризм». Особое внимание следует уделить вопросу о своеобразии русской культуры, ее месте и роли в мировом культурно-историческом процессе. Нужно уяснить, какое влияние на формирование особенностей русской культуры оказали природный, этнический, экономический, геополитический факторы. Необходимо знать, какие существуют подходы к вопросу о цивилизационной принадлежности России, ее отношении к Западу и Востоку, какую роль в духовной жизни России сыграла православная религия.

1.     ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ТИПОЛОГИИ.
Типология изучаемых явлений — одна из важных задач науки. Поскольку объект науки постоянно изменяется, существует в разных формах, то наука стремится открыть во всех его проявлениях общие свойства, упорядочить многообразие вариаций. Для этого она использует разные методы. Первый из них — классификация. Классификация — это выделение некоторой группы (класса) явлений на основе их тождества между собой и отличия от других явлений. Осуществляется она, как правило, на эмпирическом уровне, на уровне наблюдаемых свойств явлений. Однако для сложных систем классификация оказывается недостаточной, здесь становится необходим другой метод — типологизация. Типологизация — это причисление изучаемого предмета к какому-либо типу. Тип, к которому относят определенный круг явлений, уже не дан в опыте.
Культурно-исторический тип — это теоретическая конструкция, в которой выделяются существенные свойства, объединяющие одни явления культуры и отличающие их от других.
Таким образом, типологизация возможна только на теоретическом уровне исследования, поскольку она связана с выделением общих и существенных свойств явлений. Типология всегда связана с идеализацией, т.е. построением идеальной, абстрактной модели, отвлекающейся от конкретных свойств объектов. Тип, по определению немецкого социолога М.Вебера (1864 — 1920), является идеальным типом, теоретическим построением. Его нельзя найти в чистом виде в реальности. Так же как не существует в реальности абсолютно прямой линии или абсолютно твердого тела. Это лишь идеализации, которые создаются наукой для описания мира, но в самом мире они отсутствуют. Вместе с тем реальные явления нельзя понять и объяснить, если их не отнести к определенному типу.
Историческая типология органически связана с периодизацией. Культурно-исторический тип характеризует культуру как особую ступень, стадию ее развития. Анализ и сопоставление исторических типов культуры, выяснение их последовательности устанавливает периодизацию культуры. Большое значение при построении типологических понятий имеет сравнительно-исторический метод, посредством которого устанавливается повторяемость культурных явлений, присущих различным историческим эпохам и социальным системам. В процессе типологизации чрезвычайно важна роль научной гипотезы, научного принципа. Именно с их помощью выделяются существенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется распределение и упорядочение культурноисторического материала.
Примерами культурно-исторических типов являются понятия Ренессанса, Реформации, Просвещения. Они характеризуют сущность культурных явлений соответствующих исторических эпох. Н.И.Конрад в своей работе «Запад и Восток» разработал понятие Ренессанса как особого культурно-исторического типа. Конрад выделил три главных черты Возрождения:
1. Обращение к древности, возрождение старых культурных ценностей.
2. Расцвет художественной и духовной культуры в целом.
3. Особое внимание к человеческой личности, ее духовному миру. Гуманизм, считающий человека высшей ценностью бытия, — важнейший признак Возрождения.
Конрад полагал, что если в истории культуры на определенном этапе ее развития имеют место эти признаки, то можно говорить о Ренессансе.
Типологий может быть несколько. Типология осуществляется путем выделения какого-либо основания, параметра, критерия, на основе которого различаются типы культуры. Таких оснований может быть много. Выбор критерия для типологизации определяется интересами, целями и задачами исследования.
Приведем примеры отдельных типологических подходов и типологических теорий культуры. Существует историческая (стадиальная) типология культуры, в основу которой положен анализ временного изменения культуры. В соответствии с этим выделяются как культурно-исторические типы культура Древнего мира, средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового и Новейшего времени. В зависимости от региональной принадлежности, выделяют западный, восточный и смешанный западно-восточный типы культуры. В зависимости от соотношения в культуре традиций и современности различают традиционные и модернистские (современные) культуры. В марксистской теории типы культуры выделяются в соответствии с общественно-экономическими формациями.
В концепции Ю.М.Лотмана деление истории культуры осуществляется по семиотическому основанию. В соответствии с этим он выделяет два типа культуры: дописьменную и письменную. Канадский культуролог М. Маклюэн в основу своей типологической концепции положил тип коммуникаций. В соответствии с этим он выделяет три исторических типа культуры: культуру устной традиции, культуру письменной и печатной традиции и электронный тип культуры. М.Вебер положил в основу своей типологии культуры способ активности субъекта и характер его отношений с миром. В соответствии с этим он выделил три типа культуры:
1. Индобуддистский, для которого характерно отстранение, уход человека от мира.
2. Китайско-конфуцианский, который основан на приспособлении человека к миру, к окружающей его природной и социальной среде.
3. Христианский, которому присуща ориентация на изменение, преобразование человеком мира.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Важным для построения культурной типологии является определение понятий «этническая» и «национальная» культура. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Этническая (народная) культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве — одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно — у японцев, клетчатая юбка — у шотландцев, рушник — у украинцев.
В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры — обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор — сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека — его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается в своей трансляции и в письменности и являются в значительной мере дописьменной культурой. Этническую культуру можно уподобить в какой-то мере натуральному (но только духовному) хозяйству, имеющему непосредственно коллективный, общинно-групповой характер. Она самодостаточна, находится на полном обеспечении. Этническая культура лишена авторства, она безымянна, анонимна. Никто не знает, кому принадлежит авторство дошедших до нас древних мифов и произведений устного народного творчества.
Культура этноса, с одной стороны, обеспечивает его единство и стабильность как системы, его выживание, т.е. выполняет интегративную функцию. Но с другой стороны элементы этой культуры имеют и «вторую жизнь», так как выполняют дифференцирующую функцию, противопоставляют один коллектив другому, становятся основой для различения «мы» и «они». Потребности дифференциации приводят к тому, что один из компонентов (язык, религия, художественная культура) выделяется в качестве основного этнического признака. Нередко такую роль выполняет язык. Однако иногда статус главного этнического признака приписывают религии. Например сербы и хорваты говорят на одном языке и вся специфика их культурного развития и этнических различий выражена в принадлежности их к разным конфессиям: сербы — православные, хорваты — католики. Отсюда различия в бытовой культуре и обрядах.
От этнической следует отличать национальную культуру. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно-родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим прежде всего по факту рождения письменного языка и национальной литературы.
Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры ( литература, философия, наука, право и др.).
Кроме того, современные национальные общества состоят из множества классовых, профессиональных, демографических групп. Многие нации неоднородны и по этническому признаку, включают в себя различающиеся по генезису и формам существования этнические группы. Особенно неоднородны «молодые нации» Нового Света — американская, аргентинская, бразильская. Американская национальная культура включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. В Великобритании до сих пор существуют различия между собственно англичанами, уэльсцами и шотландцами, во Франции — между бретонцами и эльзасцами. Таким образом, большинство современных национальных культур полиэтничны. Однако национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, африканцы и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают законы этой страны и национальные праздники. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.
Нация — образование более высокого порядка, чем этнос. В ней достигается гораздо более высокая плотность коммуникаций. Именно усиление интенсивности коммуникаций приводит к формированию общего национального языка, распространяемого как художественной литературой, так и периодикой, школами и академиями, словарями и энциклопедиями. Это способствует преодолению разнородности населения, внутренних границ, различий между хозяйственными регионами, коренным населением и мигрантами. Напротив, возникает общий рынок и общее государство, а значит — и постоянное общение, всеобщая заинтересованность в понимании друг друга. Для этого и нужен общий язык, достаточно разнообразный по словарю и средствам выражения, но вместе с тем единый для всей нации. Язык становится важнейшим средством национальной интеграции культуры. Так, во Франции на протяжении нескольких веков центральное правительство предпринимало энергичные меры для утверждения единого языка на основе парижского диалекта. Еще кардинал Ришелье в середине XVII века основал французскую академию, главной обязанностью которой стала забота о «здоровье» французского языка. Уже в наше время в 1994 году французское правительство приняло законы, запрещающие чрезмерное использование иностранных терминов или выражений, их введение, если существует французское слово, имеющее тот же смысл. Аналогичные требования выдвигают многие национальные движения в других странах, добивающиеся консолидации своей нации. Конечно, чрезмерная настойчивость в борьбе за чистоту языка может привести к его обеднению или появлению искусственных терминов, создающих ограничения в межкультурном взаимопонимании.
Из наличия специфических черт национальной культуры неправомерно делать однозначный вывод о том, что эти черты уникальны. Так, английский язык является литературным и государственным языком для американской, австралийской и новозеландской наций, а испанский для большинства стран Центральной и Южной Америки. В силу взаимодействия национальных культур некоторые их особенности относительны и характеризуют сразу несколько национальных образований.
Отношения между этнической и национальной культурой весьма сложны и противоречивы. Этническая культура является источником народного языка, сюжетов, образов для искусства. Но этническая культура консервативна, ей чужды перемены, в то время как национальная культура постоянно находится в движении. И чем больше открыта национальная культура для связи, диалога с другими культурами, тем она богаче, выше развита. И если этнические культуры стремятся сохранить различия между локальными, местными особенностями культуры, национальные их нивелируют.
Кроме того, до определенного времени национальная культура может оставаться чуждой народу, далекой от него и непонятной ему (хотя бы в силу его неграмотности). Она может нести на себе печать кастовой, сословной или элитарной обособленности. Хотя творцы национальной культуры, как правило, говорят от имени народа и часто действительно обращаются к сокровищнице народной мудрости и опыта, дистанция между ними и народом поначалу еще слишком велика. Может сложиться такая ситуация, что национальная культура уже формируется, а нации как таковой еще не существует. В этих условиях нация предстает скорее, как духовная, идеальная общность, как лишь национальная идея (подобно, например, русской идее), но еще не как реальная общность.
Такая ситуация имела место в русской истории. У нас существовало противостояние интеллигенции и народа, стихийно-бытовой культуры народных, преимущественно крестьянских масс, замкнутых в пределах «мира» своей деревенской общины, и городской культуры европейски просвещенной прослойки из среды дворянства и разночинства. Не случайно в России возникло такое явление, как народничество. Это было хождение в народ русской интеллигенции с тем, чтобы понять его жизнь, просвещать его, улучшать его экономическое положение. В России возникает и такое духовное явление, как почвенничество — стремление объединить высшие слои общества с почвой, т.е. русским народом, который воспринимался русской интеллигенцией как носитель религиозно-нравственных начал.
Разрыв между национальной и этнической культурой в первую очередь преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности. Наряду с образованием огромную роль в приобщении к национальной культуре играют сегодня средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), а также различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры).
Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал Л.Н.Гумилев (1908 — 1992). Гумилев придерживается принципа культурного полицентризма, согласно которому кроме европейского в истории существовали и существуют иные центры развития. Его теория основана на двух базовых идеях: «этноса» и «пассионарности». Этнос — это любая историческая, национальная, родовая общность, имеющая свое начало и конец. Этнос, подобно человеку, рождается, мужает, стареет и умирает. Продолжительность этногенеза составляет примерно 1,5 тысячи лет.

coolreferat.com