Тип деятельности – — :

Виды деятельности

Рис. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория

Поскольку деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разныетипы та­ких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: прак­тической, познавательной, эстетической и т.д.

Практическая дея­тельность направлена прежде всего на преобразование мира в со­ответствии с поставленными человеком целями.

Познаватель­ная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение прак­тических задач.

Эстетическая деятельность, связанная с восприя­тием и созданием произведений искусства, предполагает транс­ляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Все это —

типы человеческой деятельности.

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов — мотивов (12).

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности — труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение (3).

Особые виды деят-ти – действия – операции – психофизиологические функции.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к сумме действий.

1.Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают.

Цель – сознательный образ желаемого рез-та. Есть действие, есть сознание.

  1. Действие — это процесс, подчиненный представлению о результате.

  2. Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб стр-ру: объективно – требования и условия; субъективно – требование превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач: целеобразования и поиска средств.

Итак:

  1. действие включает акт сознания в виде постановки цели

  2. действие есть акт поведения: единство сознания и поведения

  3. принцип активности

  4. социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти

Операция – способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не осознаются.

  1. операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации действий

  2. первые не осознаются, вторые на границе сознания

  3. подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение или дробление единиц деят-ти)

Психофизиологические ф-ции – предпосылки, средства деят-ти, органический фундамент.

Потребности – состояния объективной нужды организма в чем-либо (в онтогенезе познавательная, в контактах).

Опредмечивание потребности – узнавание своего предмета – рождение мотива.

Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деят-ть.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью.

Мотивы – осознаваемые (цели) и неосознаваемые.

Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов.

Иерархия мотивов, главный – ведущий, второстепенные – мотивы-стимулы. Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов.

  1. Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл

  2. Ситуативная – Левин (квазипотребности)

  3. По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения

Функции мотивов:

  1. побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации)

  2. смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия

Развитие мотивов:

В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг мотива на цель.

Внутренняя деятельность:

  • имеет то же строение, что и внешняя

  • образуется от внешней путем интериоризации

Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок.

Все психические процессы – особые формы деят-ти.

Механизм формирования навыка

  1. Первоначальное знакомство с движением и овладение им

  • выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи)

  • прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды

  • роспись коррекций по нижележащим уровням

  1. Автоматизация движения

Выход движения из-под контроля сознания.

  1. Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации: приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой траектории.

Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности.

Бихевиоризм: принцип реактивности.

3 плана:

  1. Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением (центральная программа!) Реакции – частный случай активности. Программа выбирает даже действующие стимулы.

Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм преодолевает среду

studfiles.net

Основные типы и виды профессиональной деятельности :: SYL.ru

Мир профессий весьма многообразен, а кроме того, динамичен. Согласно отечественным и зарубежным справочникам, насчитывается до тридцати пяти тысяч видов профессиональной деятельности и их наименований. В области психологии в целях решения научно-практических задач, таких как, например, профориентация, требуется систематизация человеческой деятельности, ее распределение, а также сравнение по каким-либо признакам: сложности, опасности, величине нагрузки, напряженности и так далее.

Отсутствие единой классификации

Считается, что для теории труда требуется психологическая классификация. Также она необходима и для практических исследований. Многие анализы и исследования могли бы осуществляться намного быстрее в том случае, если бы уже существовала определенная типология профессий. Но на сегодняшний день нет единого подхода к классификации человеческой деятельности.

Главный недостаток многих из них заключался в том, что они исходили из преобладания определенного психического процесса в конкретном виде деятельности. Кроме того, были предложены классификации по таким критериям, как внимание и интеллектуальная деятельность, но это всего лишь односторонний подход.

Предпринимались попытки создать классификацию областей и видов профессиональной деятельности по видам машиностроения, промышленности, металлургии и сельскому хозяйству. Но такое подразделение не может быть психологическим, так как в каждой отрасли существует довольно большое разнообразие типов труда, которые кардинально отличаются друг от друга.

Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину

В восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:

  • Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
  • Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
  • Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
  • Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
  • Вредительские науки, к которым Татищев приравнял колдовство.

Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом Струмилиным, который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело. Итак, Струмилин разделил все профессии на нижеприведенный перечень видов профессиональной деятельности, состоящий из пяти типов труда:

  • Первый тип — это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
  • Второй тип – это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
  • Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.

Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий — это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.

В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.

Современная классификация профессий

В настоящее время активно используется классификация профессий по Климову, которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа. Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:

  • «Человек – Природа».
  • «Человек – Человек».
  • «Человек – Техника».
  • «Человек – Знаковые системы».
  • «Человек – Художественный образ».

Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.

К профессиям категории «Человек – Природа» относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.

Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.

Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.

В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.

Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.

В категории «Человек — Техника» главным и ведущим предметом труда выступают технические объекты в виде машин, механизмов, материалов и видов энергии. Специальности, которые приравниваются к данной группе, следующие: проходчики, столяры, техники-металлурги, инженеры-механики и другие виды. Сфера профессиональной деятельности категории «Человек – Техника» включает и электромонтажников, радиомехаников, строителей, сборщиков компьютеров, специалистов по телекоммуникациям и так далее. Среди рассматриваемых профессий существует следующее разделение:

  • Специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород.
  • Профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами.
  • Специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке.
  • Профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств.
  • Специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций.
  • Профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов.
  • Специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов.
  • Профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими.
  • Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.

В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.

В случае категории «Человек — Человек» главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее. Среди этой группы выделяют следующие профессии:

  • Специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов.
  • Профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами.
  • Специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием.
  • Профессии, направленные на информационное обслуживание.
  • Специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами.
  • Профессии, которые связаны с медицинскими услугами.

Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки. Приведем небольшой перечень качеств, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек — Человек»:

  • Стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми.
  • Большая потребность в общении.
  • Умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей.
  • Умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях.
  • Способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.

Ведущий предмет труда классификации «Человек — Знаковые системы» – это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.

Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:

  • Специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием.
  • Специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения.
  • Специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.

Этот вид профессиональной информационной деятельности человека с использованием сухих обозначений характерен для людей, которые, отвлекаясь от свойств окружающего мира, могут сосредоточиться на информации, которую несут в себе различные знаки. При обработке сведений в виде условных знаков формируются задачи контроля наряду с проверкой, учетом, обработкой данных, а также созданием новых систем.

Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности «Человек — Художественный образ» является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники. Профессии группы «Человек — Художественный образ» следующие:

  • Специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, направленные на музыкальную деятельность.
  • Специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности.
  • Профессии актерско-сценической направленности.

Одной из особенностей деятельности «Человек — Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.

Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда

В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:

  • Гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее.
  • Преобразующие профессии в лице мастеров-животноводов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декораторов и тому подобное.
  • Изыскательские профессии, к которым относят летчиков-наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.

Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:

  • Специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и так далее.
  • Профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное.
  • Профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и так далее.
  • Специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.

Классификация по признаку условий деятельности

В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:

  • Деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности.
  • Трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее.
  • Работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное.
  • Труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и так далее.

Виды познавательной деятельности

Учение наряду с познавательной деятельностью относят к духовным сферам общества. Выделяют четыре вида профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, черпаемых из духовной жизни:

  • Обыденная деятельность. Эта категория подразумевает обмен опытом и образами, которые люди несут в себе и делятся с окружающими.
  • Научная деятельность. Данная группа предполагает изучение и использование различных законов, а также закономерностей. Главной целью научной деятельности является создание идеальной системы материального мира.
  • Художественная деятельность базируется на попытках творцов и художников анализировать окружающую действительность и находить в ней как оттенки прекрасного, так и чего-то абсолютно безобразного.
  • Религиозная деятельность. Предметом вида профессиональной деятельности человека данной категории служит сам человек. Сюда же относят нормы морали, а также нравственные стороны поступков, из которых состоит вся жизнь человека, поэтому большую роль в их формировании играет именно духовная деятельность.

Классификация духовной деятельности

К духовной жизни человека относится религиозная, научная, а также творческая деятельность. Имея представление о научной и религиозной деятельности, следует подробнее рассмотреть творческое направление жизни человека. Сюда относят художественные либо музыкальные направления, а также литературу и архитектуру, режиссуру и актерское мастерство. Творческие задатки присущи каждому человеку, правда, для того, чтобы их раскрыть, требуется долго и упорно трудиться.

Виды хозяйственной деятельности общества

Хозяйственная деятельность в последнее время оспаривается защитниками природы, так как она базируется на природных запасах, которые в ближайшем будущем могут исчерпать себя. К видам профессиональной деятельности с использованием технических средств хозяйственной деятельности человека относят добычу полезных ископаемых в виде нефти, металлов, камней и всего, что может принести выгоду, но, к сожалению, наносит ущерб не только природе, но и планете.

Классификация информационной деятельности

Важной частью взаимодействия человека с миром выступает информация. К типам данной деятельности относят получение, применение и хранение информации, а также ее распространение. Информационная деятельность часто становится угрозой жизни, так как всегда находятся люди, которые не желают, чтобы третьи лица узнали и разгласили какие-либо сведения. Помимо этого данный вид деятельности способен иметь провокационный характер и служит средством манипуляции общественным сознанием.

Виды психической деятельности

Психическая деятельность оказывает влияние на состояние личности, а также и на продуктивность ее жизни. Наиболее простым типом психической деятельности служит обычный рефлекс. Это привычки и навыки, которые установились посредством постоянного повторения. Они практически незаметны в сравнении со столь сложным типом психической деятельности, как творчество. Данная категория отличается разнообразием, а также неповторимостью, несет в себе оригинальность и уникальность.

Таким образом, приведенные категории признаков частично совпадают с масштабным списком профессий. Предложенная классификация основных видов профессиональной деятельности дает возможность обозначить обзорную схему общей карты мира профессиональной деятельности и составить приблизительную формулу определенного типа труда. Подобная классификация не подходит для того, чтобы разложить все профессии по полочкам, это представляется невозможным и ненужным. Надо осознавать, что большинство профессий определяется большим количеством разнотипных признаков. Но в рамках любого сложного множества полезно находить некоторые хотя бы приблизительные различия.

www.syl.ru

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированной деятельности).  В качестве примера можно привести только  несколько видов деятельности человека: игра, учеба, труд, занятия спортом, общение и др.  Для того чтобы представить и описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных потребностей велико и они индивидуально варьируют. Дадим классификацию видов деятельности по различным основаниям.

1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности является дифференциация деятельности на игровую, учебную и трудовую, которые имеют своеобразную психологическую природу. Игра – характерный вид деятельности детей дошкольного возраста, учение – детей школьного возраста, а труд наиболее характерен для взрослых. Эти три  вида деятельности  генетически сменяют  друг друга и сосуществуют  на протяжении всего жизненного пути людей. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Основным видом деятельности человека занимающий  большой период времени в его жизни занимает  труд. Трудовая деятельность отличается от двух других  тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Конечный результат труда — создание человеком  материальных и духовных ценностей общества. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.

Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение.

Для игровой и учебной деятельности результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после, начиная с 12 часов  — в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное кем-то принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.

Учение (обучение) является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.

Учение и труд протекают в обязательных для человека организационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении наблюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся или студент занимается именно этим предметом.

Различные формы организации видов деятельности связаны и с различной их мотивацией. Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры. Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.

Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаимосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет. Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте  земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они «видят».

Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он также может играть в шахматы и участвовать в других спортивных и развлекательных играх.

Отдельные виды деятельности  в разные периоды жизни человека  имеют неодинаковое значение. Они  сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов человека. Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Ведущая деятельность — это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Так, в частности, ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.

Благодаря выполнению ведущей деятельности происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента — либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

 3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по  их   предметной   сфере,  т. е. по  профессиональной   принадлежности.  В  результате   выделяются  все те  профессии,  которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек — техника», «человек — человек», «человек — природа», «человек — знак», «человек — художественный образ».

4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа. В опосредованной деятельности обмен информацией осуществляется или через других людей, или через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон, телефакс и др.)

 

students-library.com

Классификация видов деятельности. Понятие и организация деятельности :: BusinessMan.ru

С древних времен человек ощущает потребность в какой-либо созидательной работе. Наши предки обходились без чувства перспективы, которое создает наш нынешний мир.

Понятие деятельности появилось с развитием человека, когда отдельные индивиды хотели оставить после себя что-то, начиная от наскальных рисунков и заканчивая научными трудами и созданием автомобилей. Такая корреляция обусловлена не только интеллектуальным превосходством, но и типом мышления человека.

Классификация видов деятельности. Общее понятие

Все люди разные, но они имеют в чем-то схожие интересы. Правда, понимают друг друга по-разному. Именно по этой причине между представителями рода человеческого возникают конфликтные ситуации, а они попросту смотрят на мир разными глазами. Деятельность бывает:

  1. Прямо зависимая от мировосприятия человека. Например, у монахов — духовная, а у инженеров — практическая и материальная.
  2. Зависящая от настоящего времени и исторического процесса. Общество может прогрессировать (созидать) или регрессировать (разрушать).
  3. Социально направленная — индивид может создать группу, где будет происходить коллективная деятельность, или выбрать одиночество (индивидуальная деятельность).
  4. На что в данный момент направлена деятельность человека: умственный труд или физический.
  5. В соответствии с законом: правовая и не правовая.
  6. Критериально-оценочная. Присуща всякому обществу, где установлены моральные требования ко всем индивидам, бывает двух видов: моральная (поведенческая модель «нормальных» членов общества») и аморальная (резко-отрицательная модель поведения).
  7. В зависимости от потребности общества и сфер жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.
  8. По виду проявления активности: внешняя (физический труд) и внутренняя (умственный труд).
  9. Характерная определенным личностям: творческая (направленная на создание нового) и репродуктивная (шаблонная, рутинная работа).

Как вы успели заметить, классификация видов деятельности крайне обширна. И какой вид человек выберет, не всегда решается им — это обуславливается местом его рождения, положением семьи в общественной иерархии и другими факторы. И это крайне несправедливо. Но независимо от этого взаимосвязь индивидов друг с другом происходит по одному механизму.

Стоит прояснить несколько понятий, которые знакомы нам всем. Мы разберем их в определениях и на примерах, чтобы всем типам личностей было понятно.

Игра

Самый примитивный и действенный вид деятельности. Каждый человек сталкивался с игрой в детстве — с помощью нее познавал окружающий мир и общался со своими коллегами по песочнице.

В юношеский период игра не представляет собой созидательную деятельность. Она направлена на развлечение, отдых и увлечение детей. Во взрослом мире детская игра перерастает в нечто большое.

Как заставить человека выучить неинтересный материал? Вам подскажет умелый педагог или психолог — при помощи игры, конечно. Так же и в крупных компаниях: если организовать работу так, что она будет иметь развлекательные элементы, то эффективность повысится в несколько раз.

Впрочем, здесь не все так однозначно. Психолог М. Литвак выделяет три типа рабочих личностей:

  1. Культурники (предпочитают шаблонную работу, эффективны в рутине).
  2. Карьеристы (новаторы, терпеть не могут монотонность).
  3. Развлекательно-алкогольная группа (не любят работать, предпочитают развлекаться).

Второй и третий типы с радостью воспримут нововведения, ведь цель карьериста — создавать новое и саморазвиваться. А развлекательно-алкогольной группы — стоять на одном месте, поменьше работать и больше веселиться.

Но все портит первый тип — культурники. Нет, это вовсе не интеллигентные граждане, просто они предпочитают работу по шаблону, для них новаторство смерти подобно.

Обучение

Под понятием деятельности здесь имеется в виду приобретение нужных знаний, которыми в последующем можно воспользоваться в целях личного обогащения (практической деятельность) или духовной практики.

Процесс обучения связан с развитием общества. С самого начала жизни рода человеческого стоял вопрос передачи знаний. Со тех времен наскальные рисунки трансформировались в научные труды, а универсальная палка — в ядерное оружие.

Обучение может происходить как в учебных заведениях, цель которых — выпуск большого количества специалистов, так и в индивидуальном порядке с помощью репетиторов.

Самым эффективным видом обучения выступает самообразование. Индивид, используя умственную деятельность, познает науку и осваивает новые знания. Подходит только для зрелых личностей, детям не рекомендуется.

Труд

Относится к различный видам творческой деятельности. Позволяет самосовершенствоваться в определенной области и создавать что-то новое. Без обучения труд невозможен.

Термин «труд» может использоваться в различных ситуациях. Приведем несколько наглядных примеров:

  • Он трудится на заводе обычным фрезеровщиком.
  • Он трудился, как никогда в своей жизни, его усердие было целиком направлено на достижение желанной цели.
  • Я — труженик науки!

Труд может быть как созидательным процессом, так и разрушительным. Трудиться можно на благо отечества или наоборот. Классификация видов деятельности (трудовой, конечно же):

  1. Физический. То есть любая деятельность, которая связана с использованием рук, ног и мышц.
  2. Умственный. Все, что происходит в мозге и превращается в мысли, энтимемы, умозаключения без использования физической силы.

Труд — дело созидательное и полезное. Он отлично помогает забыть о проблемах или решить их.

Общение

Древний процесс взаимодействия между индивидами с использованием речевых навыков, мимики, рисунков и т.п. В процессе общения люди познают себя, делятся своими размышлениями и социализируются. Этот один из пунктов классификации видов деятельности.

Общение формирует картину мира, дает индивиду пищу для размышления и увеличивает его социальный интеллект. В процессе человек получает информацию, которая затем может быть им использована или передана другим.

Вместо заключения

Справедливости в мире нет: один ребенок рождается в богатой семье, а другой — в бедной. Изначально они оба не равны, но с помощью созидательной деятельности способны уравнять шансы.

businessman.ru