Техника быстрого запоминания информации – Как быстро запомнить текст и пересказать его за 1 минуту: техника быстрого запоминания текста

Содержание

Как быстро запоминать информацию: техники и приемы

Что такое память

В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.

Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.

Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.

Память нужно тренировать! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.

Память – сложный психический познавательный процесс, функция и способность, включающая четыре этапа: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.

Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.

Разработано множество техник, призванных облегчить процесс запоминания. Те из них, которые улучшают память за счет образования ассоциативных связей, называют мнемотехниками.

Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.

Виды памяти

Для тех, кого волнует вопрос: «как запомнить большой объем информации», важно понимать, что память бывает произвольная и непроизвольная.

Непроизвольное запоминание происходит помимо воли человека, когда информация усваивается сама по себе. Так бывает, когда человек впечатлен и чрезвычайно заинтересован. То, что интересно запоминать легче, нужная и значимая информация сама «укладывается» в сознании.

Произвольная память – это запоминание с участием воли, когда человеку нужно предпринять некоторые усилия для того, чтобы усвоить материал. Оно бывает механическим (заучивание наизусть) и логическим.

Зубрежка намного менее эффективна, нежели логическое запоминание, так как во втором случае происходит осмысление информации. Когда информация воспринимается критически, обрабатывается, анализируется, сравнивается, рассматривается с разных точек зрения, она не просто хорошо запоминается, а сохраняется в памяти надолго или навсегда.

Следовательно, первое, что должен взять на вооружение человек, желающий научиться быстро произвольно запоминать – включать в процесс логику и мышление.

У индивида обычно преобладает один из трех видов памяти в зависимости от преимущественного способа восприятия информации:

  • визуальная или зрительная, когда человек запоминает информацию, разглядывая объекты или читая текст;
  • аудиальная или слуховая, когда информация усваивается благодаря произнесению и прослушиванию;
  • кинестетическая или тактильная, когда легче запомнить то, что удались потрогать или применить по назначению.
  • Есть обонятельная и вкусовая память, но запах и вкус реже выступают ведущими анализаторами, отчего эти виды памяти менее развиты и чаще являются вспомогательными. В некоторых профессиях они играют главную роль, поэтому также могут очень хорошо развиться.

Для того чтобы понять как лучше запоминать информацию, нужно определить какой вид памяти преобладает и пользоваться преимущественно им.

Всем известный пример, когда необходимо запомнить прочитанное – подготовка к экзамену. Когда студент понимает, что его преобладающий вид памяти – слуховой, он читает текст вслух и прослушивает запись; если визуальный – текст перечитывается про себя и запечатлевается целиком «как картинка»; кинестетический – текст прописывается.

Все виды памяти сочетаются и не могут функционировать друг без друга, поэтому наилучший способ легко запомнить текст – и читать, и слушать, и переписывать его.

Рекомендации по облегчению процесса запоминания

Есть несколько простых правил как лучше запоминать необходимое. Это рекомендации, которые многим людям известны, но почему-то забыты или не соблюдаются. Они не требуют особых дополнительных техник или временных затрат.

Общие рекомендации о том, как лучше запоминать и дольше сохранять в памяти знания:

  1. Поставить цель запомнить информацию надолго или определить крайний срок, после которого она станет не нужна. Секрет этого способа в создании правильной мотивации и четкого определения задачи. Если человек осознает важность и необходимость запоминания (пусть даже на короткий срок), ответ на вопрос: «как запомнить большой объем информации», может и не возникнуть, так как память активизируется, откроются новые возможности и резервы.
  2. Лучшее время для запоминания – полчаса утром, сразу после пробуждения и полчаса вечером, перед сном. В середине дня, когда в мозг поступает и без того много информации, запоминать необходимые факты труднее.
  3. Обсуждение и передача информации. Когда человек делится с кем-то своими знаниями или пытается объяснить другому лицу что-либо, он сам еще раз и намного глубже «проникает» в тему. Получение наводящих и уточняющих вопросов от собеседника поможет подключить логику, начать мыслить креативно, а не просто произносить заученное слово в слово.
  4. Акцентировать внимание на наиболее интересных и ярких моментах запоминаемого блока: что удивило, впечатлило, оказалось практически полезным.
  5. Запоминать текст с первого раза бывает очень сложно, но если на листе бумаги кратко записывать основные мысли и идеи в их правильной последовательности, то, зная о возможности воспользоваться такой «шпаргалкой», воспроизвести текст уже после первого прочтения вполне реально.
  6. Повторение. Это, пожалуй, самое известное правило эффективного запоминания. Осмысленное повторение не то же самое, что зубрежка. Учеными была разработана формула эффективного запоминания путем повторения. Повторять усвоенную информацию нужно с определенным временным интервалом: через десять минут, час, шесть часов и последний раз через сутки после запоминания.
  7. «Песня». Интересный и креативный способ легко запомнить текст. Как же запомнить прочитанное? Представить, что это текст песни и пропеть его, придумав собственную мелодию!

Мнемотехника

Мнемотехник достаточно много, можно выбрать наиболее подходящую и «работающую» из них. С помощью той или иной мнемотехники можно быстро запомнить даты, числа, имена, тексты, иностранный язык и так далее. Все что для этого нужно – подключить воображение, мыслить образно, «рисовать» в сознании картины запоминаемого.

Основные приемы мнемотехники:

  1. Цепочка. Запоминаемые части материала связываются между собой ассоциативно, последовательно и попарно. Первый элемент со вторым, второй с третьим, третий с четвертым и так далее. Размеры образов должны быть примерно одинаковыми.
  2. Матрешка. Этот способ также основан на формировании ассоциативных пар, но каждый последующий образ меньше предыдущего и включается в него.
  3. Метод Цицерона. Это цепочка опорных образов. Человек запоминает только их, но при воспроизведении информации вместе с ними вспоминается и все остальное. Опорные образы должны быть яркими и крупными.
  4. Свободные ассоциации. Выделив несколько опорных образов, к каждому из них ищется ассоциация, причем ассоциативный образ должен всплыть в сознании, а не быть логически обусловленным.
  5. Чтобы запомнить текст с первого раза, можно воспользоваться методом пиктограмм. Пиктограмма – рисуночное письмо. Человек в небольшой зарисовке вмещает смысл предложения, фразы или словосочетания, рисует знакомые образы, но получает только ему понятный «египетский иероглиф».
  6. В результате формируется ряд пиктограмм, взглянув на которые уже после первого прочтения удастся пересказать своими словами или точно воспроизвести текст. Так запоминается проза, стихотворения, доклады, речь для публичного выступления и так далее.
  7. Если нужно запомнить многозначное число (номер телефона, машины и так далее), нужно разделить его на пары цифр и каждую из них проассоциировать с каким-либо событием, затем каждое из этих событий методом «цепочки» связать между собой.

Мнемотехника становится понятной, если привести примеры запоминания на основе ассоциаций. Если нужно запомнить имя нового знакомого, можно вспомнить его знаменитого теску (выдающуюся личность или мультипликационного героя – все равно). Если заучиваются иностранные слова, к каждому из них подбирается слово из родного языка или образ предмета.

Осмысленное запоминание с подключением мыслительных образов и формированием свободных ассоциаций не только помогает лучше запоминать информацию, но и способствует развитию памяти.

У людей, пользующихся методами эффективного запоминания, усвоенные техники входят в привычку и вопрос о том, как запомнить большой объем информации становится менее актуальным.

headlife.ru

Мнемоника (мнемотехника): техника быстрого запоминания

Приветствую всех, зашедших в Прекрасный мир! Рада приветствовать вас на своем блоге! Сегодня я приготовила для вас интересную тему, и думаю актуальную в наше время — это техника быстрого запоминания Мнемоника или как ее еще называют Мнемотехника. Необходимость запоминать новую информацию возникает довольно часто, но особенно это требуется в период обучения в школе, институте, на различных курсах. К сожалению, не каждый ученик или студент может похвастаться наличием блестящей памяти. Если вы относитесь к этой категории людей, то ответ на вопрос, как научится запоминать большое количество новой информации, будет для вас актуальным.

Из статьи вы узнаете:

Мнемоника (мнемотехника) – эффективный метод запоминания информации

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих.

Существует множество методик, позволяющих развить и укрепить память. К наиболее эффективным способам запоминания относится мнемоника или, другими словами, мнемотехника. Впервые я с ней познакомилась, когда еще была студенткой, она мне очень помогла при изучении английского. Тогда все еще удивлялись откуда у меня такая феноменальная память!!! Принцип действия этой методики основан на способности нашей памяти фиксировать яркие зрительные и слуховые образы гораздо быстрее, чем абстрактные понятия.

Что такое мнемоника

Благодаря мнемонике человек может легко запомнить цифры, слова, таблицы и другие сложные для запоминания вещи с помощью ассоциативных связей. С помощью ярких образов гораздо легче учить иностранный язык и запоминать новые слова, учить химию, математику, физику и другие учебные дисциплины.

Метод такого запоминания информации был хорошо известен людям более тысячи лет назад. Именно с помощью мнемотехники древние жрецы и шаманы хранили в своей памяти огромный объем различных знаний. В наши дни мы также часто пользуемся приемами мнемоники в качестве «народных» методов для запоминания: рисуем на руке крестик, учим стихи про биссектрису и цвета радуги, рисуем в воображении образы литературных персонажей.

Техника быстрого запоминания: как работает мнемоника?

Чтобы понять, как лучше научится запоминать любую информацию с помощью мнемоники необходимо рассмотреть основные приёмы этого метода.

Мнемотехника предусматривает следующие основные приемы:

Рифмизация

Необходимая для запоминания информация интерпретируется в стихотворную форму. Например, знаменитый стишок о теореме Пифагора.

Образование смысловых фраз из заглавных букв

Образование смысловых фраз из заглавных букв — необходимой для запоминания информации. Яркий пример – фраза «Каждый охотник желает знать…» с помощью, которой легко выучить цвета радуги.

Метод зацепок

При  использовании этого приема цифры заменяют на похожие по форме предметы. Например, цифра 0 – бублик, 1 – карандаш, 2 – лебедь и так далее. Для запоминания нескольких цифр на помощь призываем свое воображение и представляете ассоциативную картинку.

Допустим, вам нужно запомнить № 407, представляем, что цифра 4 – это стул, цифра 0 – арбуз, а цифра 7 – топор. Вырисовывается следующая картинка: на стуле лежал большой арбуз, который разрезали топором.

Метод связки

В этом приеме информацию связывают с ярким образом или картинкой. Предметы, которые необходимо запомнить становятся главными героями каких — либо действий.

Метод Цицерона

Предметы, которые необходимо запомнить мысленно располагают в знакомой для вас обстановке на определенных местах. Для восстановления в памяти информации достаточно вспомнить помещение с расположенными в нем предметами.

Следует отметить, что мнемотехника – это целая наука со своей совокупностью приемов для запоминания. Поэтому для достижения большего эффекта чаще всего используют несколько приемов одновременно.

Как выучить иностранные слова с помощью приемов мнемоники?

Мнемоника — техника быстрого запоминания

Всем изучающим иностранный язык в процессе учебы необходимо запомнить не одну тысячу новых слов. Применение мнемотехники поможет сделать процесс изучения иностранного языка более быстрым и качественным. Как быстро запомнить иностранные слова при помощи метода мнемонических ассоциаций?

Для этого выполняют следующую последовательность действий:

  • К иностранному слову придумывают звуковую ассоциацию на русском языке;
  • Придумывают сюжет, фразу или историю, в которой используется ассоциация и правильный перевод;
  • Запомнить сюжет или историю;
  • Повторять в течение нескольких дней цепочку из иностранного слова, звуковой ассоциации, придуманной истории и перевода.

Примерные истории к словам для запоминания

half  – [ha:f] – половина. Вышел мальчик на улицу с мороженым, а другой мальчик говорит: «Дай укусить!»,  а сам хааф (half), и половины нет.

knife – [naif] – нож. Почему стал храбрым Наф-Наф? Потому, что держит в руках найф (knife).

eye – [ai] – глаз. Когда в глаз что-то попадает, человек кричит «Ай».

Теперь вы понимаете, что техника Мнемоника — прием эффективного запоминания, который действует моментально!

Придумайте собственные ассоциации и истории – это поможет лучше запомнить изучаемое слово

Презентация: Что такое Мнемоника

самопознание

prekrasny-mir.ru

Техники запоминания.

Техники эффективного запоминания

     Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?


     Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.


     Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.


     Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.


     Яркие впечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.


     Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему внимани

     Поэтому надо, во-первых, выработать в себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремя включать.

 

    Существуют действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим в этой ниже. 

    Для того чтобы укрепить память записывайте на бумаге план или краткий конспект материала, который необходимо запомнить. Для тех, у кого хорошо работает зрительная и слуховая память, достаточно будет просто прочитать или прослушать информацию. Каждый человек индивидуален по своей сути. Следовательно, и запоминает информацию каждый из нас по-разному. Для начала следует понять, какой тип памяти у вас развит лучше всего, а уже затем приступать к запоминанию информации. 

     Итак, чтобы укрепить память необходимо научиться понимать работу памяти, ее механизмы. Во-первых, существует два типа запоминания:

— произвольное;

— непроизвольное.

    Ярчайшим примером непроизвольного запоминания может стать назойливый рекламный слоган, который так и крутится в голове, или фраза из песни.

    Произвольное запоминание приходит на помощь тогда, когда необходимо запомнить какую-то конкретную информацию. В свою очередь, оно делится на механическое (обыкновенная зубрежка) и логическое (осмысление запоминаемой информации). Для того чтобы запомнить информацию важно учитывать самый главный критерий запоминания – понимать то, что запоминаешь. При осмыслении информация плотно входит в память. В данном случае у вас появляется возможность запоминать в несколько раз больше информации, чем при зубрежке, а также сэкономить свое время. 

     Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника. Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей. Мнемотехника появилась во времена, когда человеку еще не было знакомо письмо. С помощью мнемотехник жрецы и шаманы могли запоминать астрономический объем информации. Способность запоминать информацию ценилась во все времена. Одним и наиболее известных мнемонистов был Джордано Бруно. Он написал немало книг о мнемотехниках, одна из которых называется «О тенях идей».

     Рассмотрим несколько приемов мнемотехники:

     Прием 1: Рифмуйте информацию


Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму. К примеру: «кое, либо, то, нибудь — тире ставить не забудь, а частицы бы, ли, же – пишут давно раздельно уже».

     Прием 2: Формируйте фразы из первых букв информации


Ярким примером такого приема служит последовательность цветов в спектре: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова означает определенный цвет: К – красный, О –оранжевый, Ж – желтый и т.д. 

     Прием 3: Метод связки


Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.

     Прием 4: Метод зацепок


Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0 – баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д. 

     Прием 5: Метод Цицерона


Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.
Возможно, какие-то приемы мнемотехники знакомы нашим читателям. Но стоит сказать о том, что мнемоника – это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации. Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов. 

Методики эффективного усвоения текстов

    Существует несколько методов работы с текстами, позволяющими хорошо их усвоить. Методы основаны на повторном чтении, но не бессистемном, когда текст читается много раз подряд, а на осмысленной работе с текстом.


     Метод ОВОД


     Метод ОВОД позволяет усвоить текст за 4 повторения. Расшифруем название метода ОВОДОсновные мысли, Внимательное чтение, Обзор, Доводка.

Основные мысли. Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей и их взаимосвязи. Если необходимо — выпишите или выделите основные мысли. Не подглядывая в текст, ответьте себе на вопрос, каковы основные мысли текста.

Внимательное чтение. Прочитайте текст еще раз, но только внимательно, обращая внимание на подробности. Читайте не торопясь — Ваша основная задача на этот раз увязать подробности с основными мыслями. На этом этапе можете использовать известные Вам техники запоминания.

Обзор. Теперь просмотрите текст бегло, особенно не углубляясь в него. На этот раз начните просмотр текста с конца. Просмотрите, насколько верно Вы связали основные мысли с подробностями. Проведите параллели с уже имеющимися у Вас знаниями. Составьте приблизительный план текста. Если текст большой, можете использовать сетку.

Доводка. Повторите по памяти текст. Начинайте рассказ с существенных моментов, постепенно вспоминая все подробности, к ним относящиеся. Перечитайте текст еще раз, посмотрите, что Вы упустили, подумайте, почему это произошло. Обязательно повторите материал через пару часов, а затем используйте уже известный Вам график повторения материала. Стремитесь запомнить немного больше того, что Вам необходимо.


Метод ОЧОГ


Эта формула работы с текстом немного отличается от метода ОВОД. Название составлено тоже по первым буквам названий этапов работы с текстом. ОЧОГ — Ориентировка в тексте с целью выделения основной мысли, повторное и внимательное Чтение, Обзор текста с целью его более глубокого осмысления, осознания главного и второстепенного, мысленный пересказ с выделение Главной мысли. Эти формулы (ОВОД и ОЧОГ) очень похожи между собой. И обе они дают прекрасный результат по сравнению с обычным заучиванием. А какой метод применять — решать Вам.

 

Метод быстрого запоминания текста


     Иногда возникают ситуации, когда нужно сначала максимально близко к оригиналу запомнить текст, а уж потом разбираться с его содержанием и пониманием. Методы такой работы с текстом есть. А для начала освойте вот такой метод. Суть его заключается в выделении сразу по ходу текста ключевых слов с большей или меньшей степенью подробности и прочном их увязывании с сеткой или системой Цицерона. Особенно это применимо при запоминании текста на слух. Если текст можно прочесть, то можно использовать и метод последовательных ассоциаций. В тексте могут встречаться абстрактные понятия, их сразу же надо превращать в конкретные слова-образы и уже из них строить сюжет или располагать их по методу путешествий.

     В каждом конкретном случае решайте, какую тактику Вам применить. При изучении стихов ни в коем случае не изучайте стихотворение по строкам, так как есть опасность, что если Вы будете долго повторять первую и вторую строки, то очень высока вероятность того, что при окончании второй строки Вы будете возвращаться на начало первой. Части или строфы стихов нужно учить целиком, тем более, что это несложно благодаря тому, что стихи имеют ритм и рифму. А вот связывать между собой ассоциативно последнее слово предыдущей строфы или куплета с первым словом последующей позволит не путаться и плавно переходить от строфы к строфе. Этот же метод хорош при изучении частей монолога, роли и т.п.


    Метод пиктограмм


      Этот метод особенно хорош для людей так называемого «зрительного» типа. Пиктограмма — это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Метод пиктограмм очень хорошо работает при запоминании текстов, в том числе и стихотворных. Вот примерный план использования пиктограмм при работе с текстом.


— В тексте выделяются ключевые слова или короткие выражения (подчеркиваются или выписываются).


— К каждому выделенному слову или выражению рисуется пиктограмма. Можно сказать, что это зрительная ассоциация. Картинка не должна быть ни слишком схематичной, ни слишком подробной. Она не обязательно должна быть произведением искусства, требующей художественных навыков, не должна содержать букв или цифр. Например, для слова «праздник» можно нарисовать флажок, салют или, скажем, рюмку (кому что). Для слова «спорт» нарисовать мяч, бегуна или что-то другое. Пиктограмма не может быть правильной или неправильной, Она должна просто Вам моментально напомнить слово или выражение, которое Вы выразили пиктограммой.


     Вы можете потренироваться в рисовании пиктограмм. Придумайте пиктограммы на слова магнитофон, журнал, лимонад, узор, галерея, порядок, анекдот, а потом через пару часов взгляните на рисунки и вспомните, что Вы «закодировали» пиктограммами. Кстати, это довольно веселое занятие и навыки рисования пиктограмм очень даже пригодится при составлении карт памяти.

     А теперь перейдем к работе с текстом. Составьте пиктограммы по ходу текста. Теперь попробуйте воспроизвести текст, глядя на пиктограммы, как можно подробнее. Затем, если Вы довольны результатами воспроизведения (если не очень — потренируйтесь еще в рисовании пиктограмм), попробуйте воспроизвести текст, вспоминая свои картинки мысленно. Возможен и промежуточный вариант — подглядывать иногда в картинки. Чем точнее пиктограммы — тем легче вспомнить текст. Пиктограммы можно увязать в сюжет любым известным Вам способом.

     Листочки с пиктограммами — отличная шпаргалка. Раскидайте якобы хаотично листки с рисунками, причем не бойтесь делать это на глазах у преподавателя, ведь он может и не понять смысла Ваших пиктограмм. Мало ли что Вы чертите на листке бумаги. Работа с текстами помимо своей основной цели является великолепной тренировкой памяти. Используя методы работы с текстом, Вы через какое-то непродолжительное время убедитесь, что Ваша естественная, то есть природная память стала значительно лучше. Причем настолько, что многое Вы сможете запоминать и без применения методов мнемоники. Правда, мнемоника все равно пригодится в жизни.


   Резюме


Бессистемное многократное чтение текста является непродуктивным.


Применение методов осмысленной работы с текстами (ОВОД и ОЧОГ) позволяет за четыре обращения к тексту максимально его воспринять.


Метод быстрого запоминания текста великолепно работает с применением приемов мнемоники.


Метод пиктограмм позволяет использовать образность при работе с текстами.


Интеллектуальная работа с текстами в течение короткого времени необыкновенно разовьет Вашу память.

biology100.ru

Топ-8 методов быстрого запоминания информации и тренировки памяти


Из данной статьи вы узнаете основные методы для тренировки памяти – мнемотехники, то есть способы быстрого запоминания информации. Вы сможете не только на «отлично» сдать сессию, но и обучить своих друзей или ребенка этим техникам.

 

1. Запомнить навсегда! Оказывается, мы запоминаем лучше, если ставим для себя цель – запомнить информацию не на короткий период (до сессии, пока не сдам экзамен), а на максимально длительный срок. Лучше – навсегда. Запоминая, подумайте, для чего эти знания могут вам пригодиться в будущем, где их можно будет применить. Учите не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы рассказать интересную информацию когда-то своим внукам. С такой мотивацией мозг более охотно бронирует ячейки для хранения практически любой информации.

 

2. Обсуждайте! Как только появится возможность – обсуждайте информацию, которую получаете. Обсуждайте темы со всеми, кто готов вас слушать. С однокурсниками, мужем, подругами, а иногда и с детьми, если есть шанс, что они будут участвовать в обсуждении. Даже не обязательно, чтобы они понимали всю суть. Простое участие в диалоге со взрослым помогает детям развивать свою речь. Для более быстрого запоминания важно поделиться своими мыслями и посмотреть на проблему с другой точки зрения.

 

3. Повторяйте! Исследования, посвященные изучению памяти, показывают, что для успешного запоминания необходимо повторять информацию. Про этот метод тренировки памяти вы знаете еще со времен школы. «Повторение – мать учения» — знают все. Но не все знают, что просто повторять без конца менее эффективно, чем повторять по схеме. Так, оптимальное повторение должно происходить через 10 минут, затем через час, через 6 часов и через сутки. Узнав какой-нибудь объем информации, не спешите сразу переключаться и отдыхать. Уделите еще 5-10 минут в дороге или во время ожидания в очереди воспоминаниям о том, что именно вы сегодня узнали. Что впечатлило, удивило, было полезным.

 

4. Подключайте разные модальности! Человек использует три основных модальности: визуальную (видит), аудиальную (слышит) и кинестетическую (ощущает). Обучение проходит, как правило, только с использованием аудиальной модальности, то есть мы воспринимаем на лекции большой поток информации на слух. Но для того, чтобы запомнить большое количество новых терминов, их лучше записать на небольших липких листочках и развесить над столом, у холодильника, в комнате. Или просто распечатать небольшие отрывки. Тот, кто хотя бы раз писал шпаргалки, знает, что, после того как он написал все на листке, этот самый листок, оказывается ненужным, так как все и так запомнилось. Все потому, что, прописывая, вы подключаете еще зрительную память (видите то, что написали) и кинестетическую (пока пишете).

 

5. Используйте лучшее время для запоминания – вечером перед сном и первым делом с утра. Информация лучше запоминается, если до или после нее мозг отдыхает. Информация, которая заучивается в течение дня, теряется в потоке ежедневной информации. Уделите занятиям 30-40 минут утром и перед сном.

 

6. Пойте! Помните детскую песенку для запоминания алфавита? Именно благодаря ей многим детям под силу запомнить такой порядок не связанных символов. Пойте, рифмуйте. Хорошее настроение только улучшит эффект.

 

7. Запоминайте новые термины или иностранные слова с помощью созвучных им слов! Например, гормон «вазоприсин» можно запомнить через созвучную фразу «вазу принеси».

 

8. Если необходимо запомнить какой-либо ряд или список, попробуйте придумать фразу по заглавным буквам этого списка. Пример данной техники: нужно запомнить порядок и название падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Запомните фразу: «Иван Родил Дочку В Тихом Переулке». Проговорив ее по заглавным буквам, вам легче будет вспомнить остальную информацию.

 

Из книги Руденко А.В. «Тайм-менеджмент для мам, или Как все успеть»

www.kafetop.ru

5 эффективных методов запоминания информации

Ученые уверены: умение качественно запоминать информацию никак не связано с интеллектом человека. Если он быстро забывает прочитанное, это ни в коем случае не характеризует его умственные способности. Тут дело в другом: человек использует неэффективные способы запоминания. Но как выбрать подходящий метод, чтобы помнить все? Это не так-то просто: мы получаем много противоречивых советов не только от знакомых и родных, но и от преподавателей в школе и вузе.

К счастью, недавно авторитетное издание по психологии опубликовало список пяти самых распространенных ошибок, которые допускают люди, стремясь запомнить ту или иную информацию. Также учеными были приведены и эффективные советы, которые помогут действенно тренировать память.

Ошибка № 1: перечитывание

Что мы делаем для того, чтобы запомнить, к примеру, определение из словаря? Все верно, перечитываем несколько раз, зазубриваем информацию. Вы читаете один текст снова и снова до тех пор, пока не сможете повторить его так, как написано в учебнике. Интересно, но при этом даже можно и не до конца понимать смысл утверждения.

Поэтому психологи считают эту методику неэффективной. До вас не дошла суть фразы. А значит, она недолго будет держаться в вашей памяти.

Систематическое перечитывание

Как же улучшить память, запоминать правильно? Ученые советуют обратиться к тому же перечитыванию! Но по совершенно иной схеме:

  • Если вы понимаете, что не можете точь-в-точь воспроизвести требуемую информацию, то все же стоит обратиться к перечитыванию, но к систематическому.
  • Прочитайте текст. Отвлекитесь на другие дела. Снова перечитайте его через равный промежуток времени. Несколько таких сеансов достаточно, чтобы информация осталось в голове.
  • Таким способом можно и хорошо улучшить память. Периодически перечитывайте важные для вас данные через неделю, месяц и т. д.
  • Старайтесь не только зазубрить, но и понять текст, выделить его суть. Это поможет запомнить его на долгое время.

Ошибка № 2: подчеркивание

В школах и вузах учеников и студентов преподаватели учат с первых занятий выделять основное понятие, главную мысль каждого пункта, абзаца, параграфа. И это кажется многим эффективным: вы не просто перечитываете текст, а анализируете его на предмет главной мысли, ключевого слова. А при последующем повторении подчеркнутые слова помогают сконцентрироваться сразу на основном.

Очень эффективно для запоминания, не правда ли? Но многие студенты при этом отмечают, что методика не работает! Дело в том, что большинство учеников просто бездумно подчеркивает практически каждый абзац. Как же сделать этот метод более эффективным?

Сделайте паузу и повторите

Метод не работает от того, что с первого прочтения порой сложно понять смысл текста, а уж тем более выделить его главную мысль. Поэтому психологи советуют вдумчиво прочесть отрывок, сделать паузу, «переварить» информацию. А уже при повторном прочтении выделить в тексте то, что показалось вам самым важным.

Так ваш мозг более активно обрабатывает информацию. Что в конечном счете способствует лучшему запоминанию.

Ошибка № 3: примечания

В студенческих библиотеках весьма стандартная картина: молодой человек читает книгу и делает соответствующие пометки в своем блокноте. Кто-то пишет основную мысль, кто-то — ключевые фразы, кто-то набрасывает план прочтенного, кто-то — конспект с вопросами, отражающими суть текста. Чем-то этот метод похож на предыдущий. Придерживаются его и преподаватели — наверняка на уроках вам давали задание составить конспект параграфа.

Но, увы, порой и такой распространенный способ безуспешен! В чем же дело? В большинстве случаев в чрезмерности. Студенты помещают в свои конспекты множество второстепенной информации, которая отвлекает от запоминания главных идей текста.

Будьте краткими!

Современные ученые также уверены, что конспектирование помогает запомнить важную информацию. Но только краткое и лаконичное. Чем меньше учащийся оставил слов в своих заметках, тем больше шанс, что информация задержится в его голове надолго.

С чем же это связано? Психологи объясняют так: краткость написанного заставляет мозг дополнять, перефразировать текст, чтобы сделать его связным, логичным. А это дополнительно заставляет задуматься над главной мыслью, стимулирует более активную работу мозга.

Из-за всего вышесказанного специалисты также советуют отказаться от ноутбука или планшета. Если вы хотите запомнить информацию, то обязательно пишите ее ручкой или карандашом на бумаге. Дело в том, что так вы заносите данные медленнее, что позволяет им крепче задержаться в вашей памяти. Молниеносное внесение информации этому не способствует.

Ошибка № 4: обобщение

Многие преподаватели проводят в конце изучения большого раздела темы обобщающее занятие. Тут ученикам предлагается с «высоты птичьего полета» посмотреть на весь ранее изученный материал, выделить ключевые моменты пройденного, структурировать свои знания, выстроить между ними логические связи. И специалисты соглашаются, что такие занятия действительно позволяют закрепить в памяти изученное.

Но если учитель не проводит подобных уроков, то редкие ученики делают их самостоятельно. И ленятся они здесь абсолютно зря.

«Скелет» темы

Современные психологи уверены: систематизация имеющихся знаний — один из главных ключей для качественного запоминания. Если в вашей голове разрозненная, несвязанная информация, эдакий хаос, то очень просто упустить из виду, забыть важное. То ли дело, когда знания «разложены по полочкам», вы четко прослеживаете в своей голове их связь, взаимовытекаемость.

Поэтому очень важно после прохождения большого раздела на уроке или самостоятельно дома выделить время на то, чтобы систематизировать полученные знания, составить их «скелет».

Некоторые преподаватели советуют следовать и немного другой стратегии. Надо с начала изучения новой темы составлять ее «скелет»: главные мысли, формулы, ключевые выражения, что вы узнали на занятии. Таким образом, к окончанию курса вам останется только повторить составленный заблаговременно полный, но лаконичный план темы.

Ошибка № 5: быстрое запоминание

Многие студенты игнорируют все вышесказанное, оставляя изучение материала на последнюю ночь перед экзаменом. Кому-то это может показаться весьма опасной самоуверенностью, но все же факт остается фактом: учащиеся, вызубрившие материал за одну ночь, действительно в некоторых случаях весьма успешно сдают экзамен!

Значит, предварительная подготовка и все вышесказанное — миф? Зачем терять время в библиотеках и над своими конспектами?

Остерегайтесь чрезмерной самоуверенности

Психологи же отвечают так: действительно, для отдельной категории людей самый эффективный — это быстрый метод запоминания. Немало тут играет и настрой человека: если он уверен, что знает тему, что его знаний хватит для хорошей оценки, реальность его не разочарует.

Но вместе с тем можно и легко переоценить свои знания и возможности памяти. Тут одного «Я все сдам!» мало. Психологам давно известен факт: «быстрые» знания живут только до экзамена. После того как вы ответили экзаменатору, они улетучиваются из вашей головы.

Если же вы учитесь не из-за хороших оценок, а желаете качественно запомнить все важное, что вам дают на занятиях, то стоит отказаться от быстрого заучивания. А предпочесть ему систематическое изучение материала на всем протяжении курса.

Успешные методики запоминания информации уже известны вам. Но не все их правильно применяют. Статья же показала, как исправить распространенные ошибки.

fb.ru

Законы памяти и техники запоминания информации

Автор: Екатерина Евгеньевна Bacильeвa, доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук.

 

Запоминать могут все, но запоминать хорошо, нужно знать о некоторых законах памяти. Уже одно знание этих законов, еще без освоения специальных приемов эффективного запоминания, значительно улучшит ваши результаты. Вы также сможете избежать многих ошибок в отношениях со своей памятью, которые ведут к перенапряжению и утомлению и плохим результатам.

Несоблюдение элементарных законов памяти существенно усложняет процесс запоминания. Есть то, что наша память любит и что помогает ей работать, и то, что она не любит, что вынуждает ее работать «на износ». Это знание облегчает работу по усвоению какой-либо информации даже без применения специальных техник запоминания.

 

Наша память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается само по себе, без особых усилий со стороны человека. Убедиться в этом вы можете, попытавшись вспомнить какие-нибудь дни прошедших лет. Что вы вспомнили? Скорее всего — какие-то праздники, дни рождения, интересные развлечения, поездки. Эти события вспоминаются легко, без усилии, несмотря на то что могли происходить достаточно давно.

Яркие события вспомнить легче, чем обыденные, пусть даже происходили они совсем недавно. Или же попробуйте как-нибудь вечером вспомнить людей, которых вы встречали на улице. Наверняка вам вспомнятся в первую очередь те, кто чем-то выделялся — одеждой, поведением и т. д.

На действии этого закона основаны и рекламные ролики, и музыкальные клипы, и уличная реклама — чем информация ярче и необычнее, тем больше вероятности того, что она останется у людей в памяти.

Информацию, подлежащую запоминанию, нужно предъявлять нашей памяти в чрезвычайно комфортном для нее виде. Постарайтесь перед запоминанием обработать информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, — в этом случае память (мозг) с большей вероятностью и с меньшими усилиями усвоит ее. Именно на этом свойстве памяти основаны многие техники эффективного запоминания.

 

Замечали ли вы, что некоторую информацию вы помните несмотря ни на что, а другую забываете, несмотря на все усилия, которые вы прикладываете к ее запоминанию? Что же может определять успешность запоминания? Конечно, вид информации, которая подлежит запоминанию.

  1. К значимой информации относится все то, что связано с непосредственным выживанием человека или то, что связано с удовлетворением первичных жизненных потребностей. Это сведения, касающиеся питания, основных навыков, правил жизни в социальной среде и т. п. С запоминанием информации этого вида у людей, как правило, не возникает проблем.
  2. Следующей по значимости является информация, связанная со своей личностью: все, что имеет отношение к увлечениям человека, его привязанностям, жизненным ценностям, профессии, эмоциям и чувствам, самоутверждению, личностному успеху. Этот вид информации тоже мало подвержен забыванию, а само запоминание не вызывает проблем. Если вы, поклонник футбола, посмотрели матч, то его счет и имена забивших голы игроков вы запомните без всяких усилий, так как данная информация относится к сфере ваших увлечений. Другой пример: вы с трудом запоминаете имена деятелей науки и культуры, с которыми встречаетесь в школьной программе, но если близкий и интересный вам человек знакомит вас со своими родителями, их имена «отпечатываются» в вашей памяти без всяких усилий.
  3. Еще одним видом информации, наименее значимым для выживания, считается общеобразовательная информация, или информация «для кругозора». Без этой информации человек может обходиться, жить и выполнять свои профессиональные обязанности. Именно с запоминанием этого вида информации мы чаще всего и испытываем трудности. Большая часть учебной информации как раз и относится к этой третьей группе. Однако иногда она может оказаться и во второй группе, что значительно повышает ее шансы быть накрепко усвоенной.

 

Итак, прочность запоминания зависит от того, к информации какого вида относятся те факты, которые человек запоминает. Чтобы обеспечить лучшее усвоение необходимой вам информации, надо постараться перед ее запоминанием обдумать, какую положительную роль она сможет сыграть в вашей жизни. Попробуйте представить себе ситуацию, в которой вы, благодаря владению этими сведениями, извлекаете из них пользу, добиваетесь успеха в глазах окружающих и т. п. Если вы серьезно подумаете над этим, то велика вероятность, что информация из группы «общеобразовательных» знаний переместится во вторую группу и будет усвоена вами значительно лучше и быстрее без применения специальных усилий.

 

Если у человека есть сильная мотивация (то есть причина или побуждающая сила, желание) к запоминанию той или иной информации, то ее усвоение происходит без всяких проблем, поскольку информация, к запоминанию которой существует сильная мотивация, тоже на какое-то время попадает во вторую группу.

Умение пользоваться законом мотивации заключается в создании дополнительной, пусть даже искусственной мотивации. Создать искусственную мотивацию значительно проще, чем искусственный интерес. Например, для многих хорошей мотивацией является спор или соперничество. Для других людей мощной мотивацией является ожидаемая награда — в конкурсе, соревновании, которые могут пройти спустя какое-то время.

Что именно станет для вас мощной мотивацией — зависит от вашей системы ценностей и желаний. В любом случае, для того, чтобы «замотивировать» себя, нужно попытаться установить взаимосвязь материала с будущей деятельностью. Психологи и педагоги давно заметили, что школьникам хуже всего даются те предметы, которые, по их мнению, никак не пригодятся им в жизни.

 

Чем больше информация включена в деятельность человека, тем быстрее и прочнее она запоминается. Закон деятельности имеет двойственное значение. С одной стороны, если знания включаются в какую-то деятельность, то они значительно быстрее усваиваются, а с другой стороны, мы особенно хорошо помним те знания, которые используем в своей деятельности, и постепенно забываем ту информацию, которая нами не используется.

Для того чтобы лучше и быстрее запомнить какую-либо информацию, нужно постараться произвести над ней какое-нибудь действие: что-то в ней подсчитать, сопоставить, выделить, поменять местами (что именно — зависит от вида информации). Другими словами, поработать с информацией. Таким образом вы пусть искусственно, но включите информацию в деятельность, совершите с ней действия, что значительно улучшит ее усвоение.

 

На запоминание, как и на любой другой вид деятельности, надо настраиваться, к нему надо готовиться, хотя бы одну-две минуты. Этот этап подготовки способен значительно улучшить качество запоминания. Когда человек приступает к запоминанию, он практически не обдумывает предстоящую работу. Между тем каждое запоминание требует своего подхода. От этого зависит не только качество конечного результата, но и рациональное использование ресурсов мозга.

  • Предполагаемое время хранения информации. Когда вам необходимо запомнить надолго, дайте себе мысленную установку: помнить долго (а еще лучше — конкретно: полгода, 3 месяца, всю жизнь и т. п.) Этот закон подтверждают множество экспериментов. Например, если двум одинаковым по всем параметрам (пол, возраст, способности и т. д.) группам дать для запоминания один и тот же материал, но одну из них предупредить, что вспоминать его придется через небольшой промежуток времени (до суток), а второй сказать, что помнить эту информацию нужно будет в течение очень длительного времени, то результаты второй группы будут существенно лучше результатов первой. То есть материал будет усвоен прочнее.
  • Настройка на сложность материала. Перед запоминанием сложного материала имеет смысл подготовиться. Настроиться на сложность материала можно при помощи его предварительного просмотра. Он заключается в беглом просмотре материала (3-5 секунд на страницу), подлежащего изучению. Во время предварительного просмотра мозг успевает собрать много важнейших характеристик информации, что оказывается крайне ценным при дальнейшей работе.
  • Настройка на содержание материала. Зная, о чем приблизительно пойдет речь, ваш мозг будет более рационально усваивать материал. Чтобы настроиться на сложность и содержание информации, просмотрите предварительно материал, который вам предстоит запомнить.
  • Настройка на условия, в которых будет происходить воспроизведение. Если вам предстоит использовать запоминаемый материал на экзамене, выступлении, презентации и т.д., попробуйте представить, как вы излагаете этот материал. Вообразите лица и реакции слушателей; проверьте, сможете ли вы продолжить свой ответ, если вас все время прерывают; сможете ли вы излагать его в быстром темпе; подумайте, будете ли вы выступать перед большой аудиторией или с глазу на глаз, и т. п.

 

Чем больше у человека знаний по определенной теме, тем лучше и быстрее запоминается вся новая информации по ней. Поэтому, знакомясь с материалом для запоминания, постарайтесь активизировать все знания, которые у вас уже имеются. Это необходимо для того, чтобы установить как можно большее количество связей с уже усвоенной информацией. На первом этапе вы можете помогать себе вопросами: как я могу это связать с тем, что уже мне известно? Как новая информация отражается на уже известной мне? (не противоречит ли? что-то разъясняет? подтверждает? где и как я буду ее использовать?)

Прежде чем приступать к освоению нового материала, необходимо вспомнить, какие знания по этой теме у вас уже имеются. Попытайтесь проанализировать и систематизировать их. Это оказывается полезным даже тогда, когда знаний по соответствующей теме у вас пока немного.

 

Если сразу после запоминания какой-либо информации вы приступите к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразится на первом. Это произойдет потому, что ваша память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнется с задачей фиксации новой информации, и переработка информации пострадает. Ученые называют это явление законом ретроактивного торможения. Именно из-за ретроактивного торможения эффективными оказываются занятия «на ночь» — ведь после них вы ложитесь спать, и новая информация не поступает. Таким образом вам удается снизить эффект ретроактивного торможения.

С другой стороны, на запоминание вновь поступающей информации оказывают влияние следы памяти, идущие от той информации, которая усваивалась непосредственно перед ней. Это явление называют проективным торможением. Именно из-за того, что предыдущей информации нет, советуют запоминать утром, как говорится, на свежую голову.

Однако не всегда получается построить свою работу так, чтобы запоминать только в оптимальное для вас время. Поэтому старайтесь организовать свою работу так, чтобы запоминания не шли друг за другом (то есть были отделены во времени). Лучше после запоминания выполнить работу, никак с запоминанием не связанную. Кроме этого каждые 30-40 минут нужно делать в занятиях короткий (3-10 минут) перерыв. За время перерыва запоминаемая информация «уляжется».

Во время перерыва вы должны исключить поступление любой новой информации, поэтому во время перерыва не стоит слушать радио, смотреть телевизор или читать — иначе ретроактивное торможение снизит эффективность вашей работы. Во время перерыва лучше насытить мозг кислородом: выглянуть в окно, выйти на улицу, выполнить несложные физические упражнения или отдохнуть и расслабиться.

 

Все, что происходит с нами в одно и то же время, находится как бы в одной плоскости: впечатления, получаемые в близкие по времени промежутки, оказываются в одной группе. Например, запах может вызвать яркое воспоминание об обстоятельствах того времени, когда вы его впервые почувствовали. Мелодия может воскресить в памяти лицо человека, с которым вы были рядом, когда впервые ее услышали, и черты которого давно уже забыли. Это своего рода естественные временные ассоциации.

События, факты, впечатления регистрируются вместе с окружающей их обстановкой, создают неразрывную группу, вступают в ассоциативную связь. Достаточно оживить один из компонентов этой группы, и вся она может стать доступной воспроизведению. Поэтому, чтобы вспомнить утерянную информацию, нужно прежде всего попытаться оживить временной слой, поискать факты, которые доступны вспоминанию и при этом сцеплены с утерянными во временном слое.

 

Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Освоив эти принципы, вы сможете запоминать любую необходимую вам информацию самым эффективным для вас способом. Что же лежит в основе любого эффективного запоминания?

  • Желание. Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать: иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить.
  • Осознание. Для чего вам пригодится запоминаемая информация, как и когда вы будете ее использовать.
  • Установление связей. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у вас знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нужно обязательно связать с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах своей памяти будет очень сложно. Чем больше связей между двумя мыслями или фактами вы установите, тем выше вероятность того, что вы вспомните одну информацию при помощи другой.
  • Яркие впечатления. Если вы хотите, чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.
  • Хорошее внимание. Без внимания нет запоминания. 80% неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать в себе навыки концентрации внимания, а во-вторых, не забывать его вовремя включать.

 

Изучите все эффективные техники запоминания услышанной и прочитанной информации в курсе «Развитие памяти»:

Развитие памяти: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

www.elitarium.ru

Техника запоминания информации, или что такое мнемоника

С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом виде деятельности. В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления памятью — мнемическими, или мнемотехникой.

Как мы запоминаем информацию

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Непроизвольное запоминание

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные приемы для сохранения информации.

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует волевых усилий, тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не феноменальная память. Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Ассоциативно-образные приемы

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и образное мышление, считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки — смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Методика смыслового запоминания

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

psychologist.tips