Тест национальная безопасность россии в современном мире – Тест. Современный мир и Россия. Национальные интересы России. 9 класс
Тест. Современный мир и Россия. Национальные интересы России. 9 класс
Тест. 9 класс В-1
Современный мир и Россия. Национальные интересы России.
Найдите правильные ответы, ответьте на вопросы и выполните задания.
Задание №1. Россия в современном мире
Россия провозглашена как независимое государство:
А) 19 августа 1991 года; Б) 8 декабря 1991 года;
В) 12 декабря 1993 года; Г) 12 июня 1990 года.
2. Выберите правильный вариант ответа. Место России в мировом сообществе определяется расположением её по отношению к:
1) другим государствам;
2) военным и политическим союзам;
3) источникам сырья и рынкам сбыта;
4) мировым торговым путям.
А) верны только пункты 1 и 2; Б) верны все пункты;
В) все пункты не верны; Г) нет правильного ответа.
3. Перечислите важнейшие передовые технологии, которыми обладает Россия (не менее трёх):
1)_______________________________________
2)_______________________________________
3)_______________________________________
4. Как называется ресурс, занимающий более половины территории России, по которому она занимает первое место в мире, и который является важнейшим экономическим, «туристическим» и экологическим ресурсом? ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________
5. Укажите объём мировых запасов полезных ископаемых ( в %), которым обладает Россия.
А) около 30%; Б) около 40%;
В) до 60%; Г) около 70%.
Задание №2. Национальные интересы России
6. Расшифруйте аббревиатуру:
1) РИК ________________________________________
2) БРИКС_______________________________________
3) СНГ________________________________________
4) ОДКБ_______________________________________
7. Ответьте на вопрос: «Какие международные организации Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений»?
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
8. Найдите правильный вариант ответа. Приоритетным направлением внешней политики России является развитие двухстороннего и многостороннего сотрудничества с:
А) государствами, входящими в ЕС;
Б) государствами АТР;
В) государствами – участниками СНГ;
Г) США и странами Западной Европы.
9. Продолжите предложение. Успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство и международную систему разделения труда затрудняют_____________________
_____________________________________________________________________________________
10. Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от:
А) терроризма;
В) опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий.
infourok.ru
1.Что понимается под национальной безопасностью России? 1. под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. 2.Что представляют собой интересы личности в общем содержании национальных интересов России? Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни. 3.Что представляют собой интересы государства в общем содержании национальных интересов России? Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием взаимовыгодного международного со 4.Национальные интересы России во внутри-политической сфере состоят: в сохранении и укреплении __конституционного___________строя, институтов государственной власти; в обеспечении___гражданского_________ мира и национального __согласия________, территориальной __целостности_____________,единства правового пространства, правопорядка; в завершении процесса становления _____демократического___________ общества; в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий —__социальных 5. Национальные интересы России в духовной сфере состоят: в укреплении _нравственных__________ ценностей общества; в сохранении традиций __патриотизма____________ и __гуманизма_____________,в укреплении культурного и __научного_______ потенциала страны. 6. Под обеспечением безопасности жизнедеятельности населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени понимаются: …Мониторинг…………_ и прогнозирование………….. чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; …Оповещение……….. населения о чрезвычайных ситуациях; инженерная защита …населения…… и …территорий……. от чрезвычайных ситуаций; …Радиационная……….. и …химическая…………… защита населения; …эвакуация………….населения; организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах …ЧС………. …………, жизнеобеспечения населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций. | 1.Что представляют собой в общем виде национальные интересы России? важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, 2.Что представляют собой интересы общества в общем содержании национальных интересов России? Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием право 3.Национальные интересы России в экономической сфере: заключаются в обеспечении динамично развивающегося __производства___________ и __рынка_________; в обеспечении высокого _уровня _______ ___жизни___ народов России. 4.Национальные интересы России в международной сфере состоят : в обеспечении _суверенитета______________; в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира; в развитии ___равноправных________ и ___взаимовыгодных__________ в повсеместном соблюдении _прав____ и ___свобод______ человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов. 5.В военной сфере. Национальные интересы России состоят: в защите ее __независимости______________, суверенитета, __государственной____________ и __территориальной_____________ целостности; в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников; в обеспечении условий для мирного демократического развития государства. |
Военные угрозы национальной безопасности России
Владимир Рубрика ОБЖ ОБЖ
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»4667332581″
data-ad-format=»auto»>
Приветствую вас, дорогие друзья! На связи с вами Владимир Раичев. В преддверии нового учебного года я решил подготовить несколько проверочных работ для моих учеников. В наш век информационных технологий было бы глупо не воспользоваться имеющимися ресурсами для подготовки тестовых заданий.
Само тестовое задание вы сможете найти в конце этой статьи. А для того, чтобы приступить к заданиям, необходимо нажать кнопку «Начать тест». Всего в тесте вопросов, которые позволят оценить уровень владения теоретическим материалом.
Почему именно военные угрозы национальной безопасности России стали темой для проведения проверочной работы? Все очень просто: я считаю эту тему одной из ключевых в курсе 10 класса на сегодняшний момент. Очень важно знать, какие угрозы на сегодняшний день наиболее актуальны для нашей страны и какие способы борьбы с ними существуют.
Все теоретические моменты по этой теме вы сможете изучить в конспекте занятия, который я приложу к данной статье чуть ниже. А некоторые мои размышления с вашего позволения я позволю себе привести уже сейчас.
Конечно, Россия — огромная страна, но, тем не менее, даже нашей стране, с нашим количеством ресурсов, с нашими возможностями не под силу абстрагироваться от мирового сообщества. И ни для кого не секрет, что некоторые страны мира всячески пытаются ослабить мощь нашей страны и затормозить ее развитие.
Времена, когда государство уничтожали при помощи открытых военных действий давным давно уже прошли и им на смену пришло время, когда проще разрушить страну при помощи подковерных игр и действий исподтишка. Если раскачать некоторые социальные процессы в стране, то народ способен сам разрушить свою страну.
Поэтому, друзья, на мой скромный взгляд, основу национальной безопасности нашей страны должен составлять патриотизм. Рабочий-патриот на заводе будет стремиться изготовить качественный продукт, чиновник-патриот никогда не поставит свои личные интересы выше общественных и государственных, военнослужащий-патриот не задумываясь отдаст свою жизнь ради Отечества.
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>
Любой патриот будет ставить интересы своего государства выше своих личных. И вот тогда, когда каждый гражданин будет патриотом, вот именно в тот момент разрушить страну изнутри будет просто невозможно. К сожалению, это идиллия, а для того, чтобы она стала реальностью необходимо, чтобы страна делала все для своего народа и ради интересов своего народа. Согласны?
А если говорить о военных угрозах национальной безопасности нашей страны, то они возникают сплошь и рядом. Но самые главные из них заключаются в том, что одна страна мирового сообщества считает, что ей дозволено буквально все в этом мире. Не буду называть это государство, ведь все и так догадались о чем идет речь. Эта страна считает, что существует только одно правильное мнение.
Так вот, когда мир однополярен, когда одна страна имеет доминирующее положение в мире и поддерживается мировым сообществом, а равно тому является лидером целого военного блока, который семимильными шагами приближается к нашим границам, тогда говорить о безопасности нашей страны становится очень сложно. Думаете, что я нагнетаю? Посмотрите: буквально через некоторое время НАТО окажется на территории Украины — рядом с нашими границами.
Думаю, что именно поэтому развитие Вооруженных сил России сейчас получило новый виток и буквально все свободные ресурсы направляются на ВС РФ. Это не для того, чтобы нападать, это лишь для того, чтобы сдерживать.
На этом, пожалуй, закончу. Не забудьте изучить конспект, по которому составлено тестовое задание:
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона
Берегите себя и своих близких и не забудьте пройти тест. до новых встреч, пока-пока.
Военные угрозы национальной безопасности России
Лимит времени: 0
Информация
Настоящий тест позволит оценить уровень владения материалом учащимися 10 класса.
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
- С ответом
- С отметкой о просмотре
Задание 1 из 5
Дайте определения предложенным понятиям
- состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства
- прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства
- важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляется устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности
Национальная безопасность
Угроза национальной безопасности
Стратегические национальные приоритеты
Задание 2 из 5
Из предложенных вариантов перечислите основные приоритеты национальной безопасности Российской Федерации
Задание 3 из 5
Основными угрозами военной безопасности для Российской Федерации в современном мире являются:
- политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего, в стратегических ядерных силах, путём развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооружённой борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении
- формирование в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризация околоземного космического пространства, способные привести к новому витку гонки вооружений
- усиление разрыва роста экономики между разными регионами. В условиях, когда один регион живет лучше другого, разрушаются связи, и это однозначно не способствует интеграции между регионами
- уменьшение роли России в мировой политической и экономической жизни, из-за целенаправленных действий как конкретных государств, так и организаций
Задание 4 из 5
Дайте правильную характеристику термину «стратегическое сдерживание»
- предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).
- предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).
- предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, социальных и психологических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).
- Верными являются все ответы
Задание 5 из 5
Военная безопасность обеспечивается посредством развития и совершенствования военной организации государства и , а также выделения на эти цели достаточного объёма финансовых, материальных и иных ресурсов.
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-5367705517370237″
data-ad-slot=»6305693799″>
Понравилась статья?
Поделись с друзьями в соцсетях:
raichev.ru
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
1. Современный интерес к политике национальной безопасности обусловлен1. изменениями в России и во всем мире
2. развитием военно-политических блоков
3. состоянием окружающей среды
4. ростом ВВП
2. Новое законодательство определяет понятие «безопасность» как
1. отсутствие угрозы государственным интересам
2. обеспечение функционирования общественных институтов
3. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
4. соблюдение прав личности
3. Объектом обеспечения безопасности законодательство определяет
1. личность
2. личность, общество и государство
3. общество
4. государство
4. Субъектом обеспечения безопасности законодательство определяет
1. личность
2. общество
3. силовые структуры
4. государство
5. Безопасность России в современных условиях определяется в первую очередь
1. состоянием вооруженных сил
2. способностью решать внутренние проблемы, ликвидировать чрезвычайные ситуации
3. отношениями со странами «большой семерки»
4. состоянием спецслужб
6.Термин «национальная безопасность» появился в политическом лексиконе России
1. в начале ХХ века
2. со времени возникновения Российского государства
3. в конце ХХ века
4. после Второй мировой войны
7. Термин «национальная безопасность» в России означает
1. безопасность титульной нации
2. безопасность каждой нации и народности России в отдельности
3. безопасность всей совокупности наций и народностей, населяющих РФ
4. отсутствие угрозы со стороны других наций
8.Составными частями национальной безопасности России являются
1. безопасность регионов России
2. безопасность от внешних и внутренних угроз
3. безопасность каждого гражданина России
4. экономическая, геополитическая, внешнеэкономическая, оборонная, общественная, экологическая, информационная безопасность
9.Национальная безопасность должна рассматриваться
1. исключительно с точки зрения перспектив развития
2. с точки зрения прошлого и будущего страны
3. с точки зрения настоящего момента и перспектив развития страны
4. исключительно с точки зрения настоящего момента
10.Национальная безопасность должна определяться
1. интересами крупного бизнеса
2. интересами отдельных социальных групп
3. долгосрочными интересами страны в целом
4. интересами государственного аппарата
11.Геополитика – это
1. политика на собственной земле
2. политическая теория и практика, определяемая географическим положением страны
3. политика, направленная на приращение территории страны
4. земельная политика
12.Роль СССР в мировой политике
1. не могла быть глобальной
2. была региональной
3. необходимо была глобальной
4. сводилась к роли второстепенной державы
13.Роль Российской Федерации в мировой политике
1. не уступает роли стран «большой семерки»
2. носит региональный характер
3. уступает по глобальности роли США
4. сводится к роли второстепенной державы
14.Значение интересов на постсоветском пространстве для России
1. снижается
2. остается на прежнем уровне
3. постоянно колеблется
4. возрастает
15.Подход к национальной безопасности должен строиться на
1. идеологических соображениях
2. эмоциональных факторах
3. геополитических интересах страны
4. моральных категориях
16.Хорошие отношения между государствами в современном мире складываются благодаря
1. стремлению к всеобщей гармонии и сотрудничеству
2. ориентации на «общечеловеческие ценности»
3. дружеским чувствам лидеров
4. правильному учету геополитических реалий, баланса сил
17.Геостратегическое положение России как государства Центральной Евразии определяет ее роль
1. страны, занимающей промежуточное положение между Востоком и Западом
2. страны, не относящейся ни к одной мировой культуре
3. страны с противоречивым внутренним и международным положением
4. держателя мирового равновесия
18.Когда внутреннее и внешнеполитическое положение России бывало стабильно
1. региональная и мировая ситуация дестабилизировалась
2. это не влияло на ситуацию в мире
3. региональная и мировая ситуация стабилизировалась
4. это оказывало каждый раз различное влияние
19.После распада СССР
1. ситуация в мире стабилизировалась
2. не произошло никаких изменений мировой ситуации
3. ситуация в мире дестабилизировалась
4. ситуация в мире продолжает прогрессивно развиваться
20.Мировое сообщество объективно заинтересовано в
1. слабой России
2. распаде России на отдельные небольшие государства
3. внутреннем дисбалансе России
4. сильной России
21.Центральным приоритетом мирового развития становится в наше время
1. геополитика
2. геостратегия
3. геоэкология
4. геоэкономика
22.Целью геоэкономической политики России является
1. установление самодостаточности экономики
2. функционирование в качестве партнера высокоразвитых стран
3. включение национальной экономики в мировую на основаниях равенства с высокоразвитыми странами
4. преимущественно экспортно-сырьевая модель развития
23.Идея открытости экономики России
1. была подкреплена разработанной стратегией
2. была выдвинута своевременно
3. не была подкреплена соответствующей экономической стратегией
4. содержала идеи прогрессивного развития экономики
24.Национальные интересы – это
1. интересы титульной нации
2. интересы обеспечения суверенитета и территориальной целостности страны
3. интересы предотвращения агрессии извне
4. совокупность общих для членов данной социокультурной общности интересов и потребностей, удовлетворение и защита которых является необходимым условием ее существования и идентичности в качестве субъекта истории
25.Россия исторически складывалась как
1. империя, в которой преобладали интересы титульной нации
2. политический, хозяйственный и административный союз народов, скрепляемый общегосударственными интересами
3. конфедерация относительно самостоятельных государственных образований
4. федеративный союз самоуправляющихся наций
26.Методологической основой новой концепции безопасности является
1. натуралистический подход
2. предметно-отраслевой подход
3. цивилизационный подход
4. деятельностный подход
27.Деятельностная концепция исходит из того, что
1. основную угрозу безопасности несут воздействия окружающей среды
2. основную угрозу безопасности несут действия людей
3. опасными или безопасными являются не внешние воздействия, а наши системы деятельности
4. основную угрозу безопасности представляет собой политика других государств
28.Понятие опасности для организованной системы предполагает
1. наличие объекта, для работы с которым наличные средства и методы недостаточны
2. наличие объекта, угрожающего системе
3. недостаточную структурированность системы
4. наличие взаимодействующих систем
29.Осознание опасности требует выделения
1. системы, подверженной опасности, угрожающей системы и системы обеспечения безопасности
2. природной и общественной систем
3. систем внутренних и международных отношений
4. экономической, социальной и политической систем
30.В современных условиях основные угрозы национальной безопасности России являются
1. результатом неблагоприятной экологической обстановки
2. результатом политики власти
3. следствием угрозы интервенции извне
4. следствием процессов, происходящих внутри страны
31.Постановка целей и задач обеспечения национальной безопасности должна быть результатом
1. решения парламента
2. решения президента
3. общегражданского диалога
4. решения правительства
32.Обеспечение безопасности является
1. звеном управленческой деятельности
2. частью управленческой деятельности
3. одним из аспектов управленческой деятельности
4. основной целью управленческой деятельности
33.Понимание ОНБ как аспекта управления требует перехода к иной организации
1. фокусной
2. отраслевой
3. ведомственной
4. общественной
34.Основной организацией фокусной структуры ОНБ может стать
1. министерство
2. государственный комитет
3. аналитический центр
4. общественная палата
35.Под ресурсами мы понимаем
1. «ноу хау»
2. все материальные объекты природы
3. то, для чего имеются возможности и способы употребления в деятельности
4. техника и технологии общественного производства
36.В России существует
1. полное совпадение потенциальных и актуальных ресурсов
2. большой разрыв между потенциальными и актуальными ресурсами
3. возможность резкого увеличения объема актуальных ресурсов
4. недостаток ресурсов, как актуальных, так и потенциальных
37.Ресурсами деятельности по ОНБ является
1. существование структур, специально занятых ОНБ
2. наличие «знаний об опасности» у лиц, принимающих решения по ОНБ
3. наличие средств преодоления чрезвычайных ситуаций
4. наличие финансовых возможностей преодоления чрезвычайных ситуаций
38.Ресурсной деятельностью по ОНБ является
1. «осредствление» лиц, принимающих соответствующие решения
2. развитие структур ОНБ
3. достаточное финансирование ОНБ
4. рост численности людей, занимающихся ОНБ
39.Важнейшей ресурсной деятельностью, направленной на безопасность России, является развитие
1. государственного аппарата
2. системы образования
3. техники и технологий
4. силовых структур
40.В СССР для выработки позиций в области безопасности существовала
1. группа экспертов Совета министров
2. комиссия Верховного Совета
3. межведомственная комиссия ЦК КПСС
4. государственный комитет
41.После распада СССР
1. был создан аналогичный орган
2. был создан более эффективный орган
3. не было создано близкого по эффективности органа
4. была создана принципиально новая структура
42.Создание Совета безопасности РСФСР относится к
1. 1991 г.
2. 1985 г
3. 1993 г.
4. 1987 г.
43.В сфере международных отношений работа Совета Безопасности РФ
1. представляется неудовлетворительной
2. представляется вполне удовлетворительной
3. представляется частично удовлетворительной
4. не может быть оценена с этой точки зрения
44.Согласованием вопросов внешней политики РФ занимается
1. Совет по внешней политике и международным отношениям при Президенте РФ
2. Министерство иностранных дел РФ
3. Совет Безопасности РФ
4. Федеральное Собрание РФ
45.Участие граждан в решении проблем, относящихся к ОНБ, является
1. условностью
2. элементом демократии
3. частью функционирования бюрократических структур
4. прикрытием действительных механизмов принятия решений
46.Новой формой демократии, возникшей в конце ХХ века, является
1. всенародное вече
2. общенародный референдум
3. демократия участия (партисипативная демократия)
4. всеобщие выборы
47.Демократия участия дает возможность
1. принимать участие в определении целей ОНБ, определении ее механизмов и контроле за выполнением решений
2. выдвигать людей, принимающих решения
3. формировать органы, обеспечивающие ОНБ
4. определять политику ОНБ
48.Создание «науки безопасности» как управленческой науки является
1. делом далекого будущего
2. утопическим проектом
3. практической необходимостью настоящего времени
4. свершившимся фактом
49.Знание об опасности есть в первую очередь знание о
1. нашей собственной деятельности, порождающей опасности
2. враждебных намерениях других стран
3. природных процессах
4. недостатках в общественных структурах страны
50.Второй задачей «науки о безопасности» является
1. выработка знаний о существующих ресурсах, их поиск и оптимизация
2. учет существующих ресурсов
3. ресурсное обеспечение проектов развития
4. сбережение ресурсов
51.Третьей задачей «науки о безопасности» является
1. разработка методов борьбы с терроризмом
2. оценка того, достигают ли цели меры по реализации политики безопасности
3. разработка методов контроля за работой органов безопасности
4. разработка системы подбора сотрудников органов безопасности
52.Для решения задач «науки о безопасности» имеет смысл образовать
1. Научно-исследовательский институт
2. Министерство
3. Экспертный центр
4. Государственный комитет
53.Внутренняя политика России должна основываться на
1. преимущественной защите интересов олигархов
2. социальной ориентации
3. защите интересов государства
максимально возможном общественном согласии
Вперед >Содержание
uchebnik-online.com
Национальная безопасность и национальные интересы России
Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.
Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Таблица 6. Национальные интересы Российской Федерации в некоторых экономических и политических сферах
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
• территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
• вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
• наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
• вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
• действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
• дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят:
• попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
• планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
• создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
• незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
• широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
• деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
• деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
• трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
• ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
• деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
• деятельность международных террористических организаций.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго–восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.
xn--90akw.xn--p1ai
9 класс. ОБЖ. Национальные интересы России в современном мире — Национальные интересы России в современном мире
Комментарии преподавателя
Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Национальные интересы определяют:
• основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
• условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).
Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.
Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.
Запомните!
Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.
Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.
Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.
Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Это должен знать каждый
Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:
• в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
• в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
• в завершении процесса становления демократичного общества;
• в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.
Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:
• динамично развивающегося производства и рынка;
• высокого уровня жизни народов России.
Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:
• нравственных ценностей общества;
• традиций патриотизма и гуманизма;
• культурного и научного потенциала страны.
Национальные интересы России в международной сфере заключаются:
• в обеспечении суверенитета;
• в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;
• в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками СНГ и традиционными партнерами России;
• в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.
Национальные интересы России в военной сфере заключаются:
• в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
• в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
• в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
Внимание!
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ — основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Запомните!
Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=SbI3zDCkUdw
http://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_09/obzh_materialy_zanytii_09.html
http://moysosh2.ucoz.ru/load/16-1-0-544
http://festival.1september.ru/articles/538761/
http://www.myshared.ru/slide/932375/#
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/ponjatie-nacionalnogo-interesa.html
www.kursoteka.ru
9 класс. ОБЖ. Национальные интересы России в современном мире — Основные угрозы национальным интересам и безопасности России
Комментарии преподавателя
Основная задача Стратегии национальной безопасности до 2020 г. состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.
В стратегии под национальной безопасностью понимается состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Необходимо отметить, что в настоящее время уровень осознания каждым человеком, да и обществом в целом, степени опасностей, связанных с возникающими в повседневной жизни различными опасными и чрезвычайными ситуациями .природного, техногенного и социального характера, которые непосредственно оказывают влияние на национальную безопасность России, не соответствует их реальной опасности для жизнедеятельности личности, общества и государства.
Такая недооценка обществом существующих и возрастающих опасностей, угрожающих жизнедеятельности человека, все чаще приводит к масштабным трагическим последствиям, связанным с гибелью людей и уничтожением материальных ценностей.
Необходимо отметить, что человек в процессе жизнедеятельности постоянно расширяет область своих интересов для удовлетворения жизненных потребностей, но при этом мало заботится о соблюдении мер безопасности и возможных последствиях своей деятельности, что привело к увеличению масштабов различных чрезвычайных ситуаций, возникших по вине человека. Ученые отмечают, что масштабность влияния чрезвычайных ситуаций на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысила тот уровень, который позволял относиться к ним как к драматическим событиям локального характера. В настоящее время ошибка одного человека (или нескольких) может привести к возникновению чрезвычайной ситуации широкого масштаба (например, Чернобыльская катастрофа).
Общегосударственной проблемой в нашей стране стала проблема предупреждения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Современная жизнь привела к пониманию того, что устойчивое развитие страны, обеспечение развития ее экономики, повышение благосостояния всего многонационального народа, вхождение страны в разряд ведущих мировых держав может быть достигнуто, в том числе путем профилактики причин возникновения чрезвычайных ситуаций.
Высший приоритет в этом отводится человеку, а один из основных путей — повышение общей культуры каждого человека в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Вот как по этому поводу высказался министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С. К. Шойгу на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России 14 декабря 2004 г.: «Самые строгие законы и правила не помогут уменьшить количество людских потерь от чрезвычайных ситуаций и других негативных и опасных факторов, если не будут созданы система и условия для формирования культуры безопасной личности. В этой работе должны принимать участие все без исключения органы исполнительной власти, и начинаться она должна с детского возраста».
Формирование культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения страны до уровня, соответствующего развитию нашей цивилизации, стало приоритетом в деле обеспечения национальной безопасности государства от внешних и внутренних угроз.
Опыт специалистов МЧС России, проводящих анализ причин возникновения различных чрезвычайных ситуаций и их трагических последствий, убедительно показывает, что в 80—90% случаев виноват человек. Человеческий фактор все большее отрицательное влияние оказывает на безопасность личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности.
Статистика
Приведем наиболее характерные примеры данных о событиях, имевших место за последние годы.
В 2008 г. произошло 218 322 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 29 936 и ранено 270 883 человека. Основными причинами ДТП (до 80%) являлись: нарушения водителями транспортных средств Правил дорожного движения, употребление спиртных напитков за рулем и техническая неисправность транспортных средств.
Дорожно-транспортное происшествие на 136-м километре
федеральной трассы «Москва — Нижний Новгород» в районе населенного пункта Пекша.
В результате столкновения 38 автомобилей погибло 4 человека и ранено 13.
4 октября 2005 г.
Пожарные расчеты у здания общежития Университета дружбы народов
имени П. Лумумбы. Пожар произошел ночью в результате неисправности электропровод
www.kursoteka.ru