Термин конституция – КОНСТИТУЦИЯ это что такое КОНСТИТУЦИЯ: определение — Политика.НЭС

Что такое Конституция? Определение и характеристика

Конституция есть практически в любом цивилизованном государстве. Что представляет собой данный нормативный акт, и для чего он нужен? Чем Конституция отличается от других законов? Ответы на эти и многие другие вопросы будут предоставлены в статье.

Что такое Конституция?

Определение constitutio на латыни означает «устройство». По сути, Конституция — это закон, закрепляющий государственное устройство. Именно поэтому данный нормативный акт обладает высшей юридической силой.

Конституция является сборником основных правил или законов. Этот закон определяет то, каким политическим устройством должно обладать государство. Нормы, закрепленные в основном законе страны, действуют для всех граждан.

Первые сборники законов существовали еще до нашей эры. Стоит вспомнить, например, закон 12 таблиц или сборник Хаммурапи. Однако впервые Конституция появилась в США в 1787 году — именно в том виде, который наиболее близок для нас сегодня. Это документ, имеющий относительно небольшой объем, разделенный на несколько частей. Основной закон США стал примером для принятия Конституций во множестве других стран.

Отличия Конституции от других законов

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать очень простое: это закон. Но чем она отличается от других законов, которые также могут быть приняты в каком-либо государстве? Конституционные нормы являются основными в стране. На их основе выстраиваются все остальные законы. Именно поэтому про Конституцию говорят как про нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой.

Конституция должна содержать в себе наиболее общие сведения о самых важных государственных проблемах. Это, например, территориальное и властное устройство, свободы и права человека, судебная система и т.д. Отмена и принятие Конституции должны проходить особым образом — не так, как с остальными законами. Должен быть установлен специальный порядок, согласно которому отдельные нормы основного закона страны могут быть изменены или дополнены.

Виды Конституций

Специалисты в области права разработали несколько классификаций, по которым можно выявить основные виды и формы Конституций. По форме государственные законы делятся на неписаные и писаные. Здесь все просто: документ либо зафиксирован на бумаге, либо нет. Писаные Конституции характерны для большинства западных стран. Неписаные распространены для государств англо-саксонской системы (кроме США). Это, например, Великобритания и Новая Зеландия.

Также законы делятся на кодифицированные и некодифицированные. В первом случае закон представляет собой единый нормативный акт, а во втором — сборник обычаев, прецедентов, доктрин и т.д.

Конституции бывают жесткими и гибкими. Здесь все зависит от способа принятия дополнений и поправок. Гибкие законы изменить легко — достаточно лишь издать соответствующий акт. С жесткими все несколько сложнее. Зачастую их и вовсе нельзя изменить — можно лишь отменить, после чего принять новую Конституцию.

Таким образом, Конституция является довольно необычным нормативным актом. Основной закон государства по-особому принимается, влияет на все остальные документы, а также может иметь одну из множества форм.

Функции Конституции

Что такое Конституция? Определение этого понятия даст хоть и понятную, но все же недостаточно исчерпывающую информацию о явлении. Именно поэтому стоит обратить внимание на роль и функции Конституции как основного государственного закона.

Первая функция именуется учредительной. Именно Конституция учреждает все основы жизни в стране: политический и территориальный строй, человеческие права, общественные отношения и т.д. В чем еще проявляется учредительная функция? Как правило, основной закон страны базируется на определенных законах. Конституция РФ, например, имеет 9 глав, каждая из которых подкреплена федеральным конституционным законом — ФКЗ. При этом обычные федеральные законы должны опираться на нормы основного нормативного акта.

Учредительная функция делится на внешнеполитическую, идеологическую, а также юридическую. Основной закон страны закрепляет порядок взаимоотношений с миром, устанавливает определенную идеологию или полное ее отсутствие, а также дает представление о правовой системе в государстве.

Следующая функция именуется организаторской. Конституция призвана не закреплять достигнутые результаты, а ставить новые задачи. Это, например, увеличение политической активности, улучшение качества жизни, модернизация внешних отношений и т.д.

Конституция России

Российский основной закон состоит из трех частей. Это преамбула (вступительное слово), а также первый и второй разделы. В преамбуле изложены цели, задачи и принципы нормативного акта. В первом разделе имеется 9 глав, каждая из которых посвящена отдельной теме. Здесь рассказывается про государственное и территориальное устройство, про права человека, ветви власти и местное самоуправление. Второй раздел содержит переходные положения и заключение.

Российская Конституция была принята 12 декабря в 1993 году. До этого в России действовало четыре различных Конституций: первая была принята в 1918 году и касалась советской России. В 1925 году была изменена на основной закон РСФСР. В 1937 году и 1978 году Конституция также менялась и дополнялась.

Что такое Конституция? Определение здесь можно дать самое простое: это основной закон страны, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы государственного строя.

fb.ru

КОНСТИТУЦИЯ — это… Что такое КОНСТИТУЦИЯ?

— основной закон государства, первичный по отношению к другим законодательным актам и служащий источником правовых норм.

В конституции определены основы государственного строя, обозначены полномочия органов власти различных уровней, сформулированы права и обязанности граждан государства. Большинство из ныне действующих в мире конституций соответствует международным правовым нормам, зафиксированным в документах ООН, других наднациональных организаций.

Устав ООН, подписанный странами-участниками на учредительной конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., является своеобразной конституцией мирового сообщества и одним из основных источников международного права.

Есть страны, где отсутствуют конституции. Это абсолютные монархии, например, на Аравийском п-ове или Великобритания, где до сих пор источником права является историческая традиция и юридический прецедент.

Одной из первых конституций в мире в современном понимании этого слова является Конституция США. 4 июля 1776 г. II Континентальный конгресс бывших британских колоний в Северной Америке, вступивших в войну с метрополией, утвердил Декларацию независимости, написанную Т. Джефферсоном. В ней обосновывались основанные на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. Эти принципы легли в основу Конституции Соединенных Штатов, выработанную конвентом в Филадельфии, который открылся 25 мая 1787 г. По инициативе Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции, названные «Биллем о правах», законодательно закрепившим демократические свободы.

С точки зрения современного права это достаточно архаичный документ, в ст. 1 закрепляющий право на свободу слова и свободу совести, а в ст. 2 — «право народа хранить и носить оружие», т. е. право молиться каким угодно богам и в кого угодно стрелять. С другой стороны, впервые в юридической практике были законодательно закреплены и обязательства гражданина в отношении государства.

Эта норма нашла выражение и в законотворчестве других стран. Особенно ярко это проявилось во время Великой Французской революции. Один из ее вождей, журналист Ж.-П. Марат, в период парламентских дискуссий о будущем устройстве Франции в Национальном учредительном собрании написал брошюру «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина», которая повлияла на принятие законодателями «Декларации прав человека и гражданина», ставшей, по сути дела, Конституцией Франции на ближайшие годы.

Конституции США, Франции и ряда других государств, которые легли в основу международного права, возникли не на пустом месте. С глубокой древности во всех государствах существовали зафиксированные в письменной форме законы и неписаные, существующие в устной традиции, нормы. Среди них, например, «Законы Хаммурапи» в Междуречье, «Законы Ману» в Индии, «Законы 12 таблиц» в Древнем Риме, «Салическая правда» у франков и «Русская правда» в Древней Руси времен Ярослава Мудрого. Для религиозных евреев Талмуд до сих пор является основным законом жизни, который определяет не только особенности отправления культа, но и правила экономической и юридической деятельности иудеев (см. Иудаизм). Нормы шариата для последователей ислама также не ограничиваются только богословскими и ритуальными аспектами, влияя на принятие государственных решений и являясь источниками права, а в ряде стран шариат заменяет собой конституцию и прочие правовые акты.

Однако, ни фетвы мусульманских улемов, ни вердикты раввинов, ни «варварские правды», ни кодексы древних восточных деспотий так и не стали базой для формирования международного права и прообразами будущих конституций. Поэтому, когда речь идет об основном законе любой страны, подразумевается продукт права, рожденный исключительно западной цивилизацией.

На самом деле принцип личной свободы, прав человека — не более чем юридическое обоснование частной собственности, которая в большинстве конституций мира провозглашается одной из основ общества. Именно поэтому в странах, не входящих в западное сообщество — монархиях Востока, бывшем Советском Союзе и странах социалистического лагеря — конституции либо вовсе отсутствовали, либо носили принципиально иной характер, нежели конституции буржуазных государств — Америки, Франции, Германии и т. д.

Даже в Российской империи, в которой никогда не ставился под сомнение сам принцип частной собственности, конституционно это так и не получило достаточного оформления. Конституция так и не была принята ни при Александре II, хотя проект ее был подготовлен, ни при последнем русском императоре Николае II. После опубликования манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего переход к конституционной монархии, 23 апреля 1906 г. царь утвердил Свод основных государственных законов. Но и это не стало Конституцией в классическом смысле. Принятые после победы в октябре 1917 г. большевиками Конституции РСФСР (1919), СССР (1924, 1936, 1977), гарантируя права и свободы, провозглашали приоритет общественной (социалистической, коллективной) собственности.

После событий августа 1991 — октября 1993 гг. в России была принята ныне действующая Конституция, при написании которой были взяты за образец основные законы Франции и США. Одобренный Конституционным совещанием проект Основного закона Российской Федерации был вынесен на всенародное голосование. За проект проголосовали 58,4% от числа принявших участие в референдуме — более трети от общего количества имеющих право голосовать. В этот день, 12 декабря 1993 г., прекратила свое действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г. Согласно действующему Основному Закону, Российская Федерация — «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а носителем и источником суверенитета является его народ.

Россия по Конституции является социальным и светским государством. В Конституции РФ зафиксирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшими органами государственной власти в стране являются Президент, Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство, судебные органы. В регионах (субъектах Федерации — республиках, краях, областях, автономных округах) — образуемые на местах органы власти, включая и органы местного самоуправления.

Россия — президентская республика. Согласно Основному закону глава государства обладает самыми широкими полномочиями, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства и является гарантом Конституции. Правительство РФ осуществляет функции исполнительной власти. Нижняя палата Федерального собрания РФ — Государственная Дума — разрабатывает федеральные законы, которые затем, после утверждения их верхней палатой — Советом Федерации (сенатом), состоящим из представителей регионов, поступают на подпись президенту.

В структуру судебной власти в стране входят Конституционный суд РФ, рассматривающий дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов представительной и исполнительной власти любых уровней, а также международных договоров, участниками которых является Российская Федерация. Высшей судебной инстанцией для рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел является Верховный суд РФ. Экономические споры разрешает Высший арбитражный суд РФ.

В действующей Конституции впервые в истории российского законодательства закреплено право граждан страны на ведение предпринимательской деятельности на основе признания частной собственности. Социальные гарантии, включая и право на труд, бесплатное образование и здравоохранение, декларируются, но обеспечение их возложено на государственные и муниципальные учреждения.

Пятая по счету в российской истории Конституция уже сыграла свою роль в консолидации общества. Главным показателем ее результативности является не юридическая чистота понятий, заложенных в ней, и соответствие реалиям российской действительности и общественным ожиданиям, а стабильность.

Несмотря на определенное несовершенство, свойственное, впрочем, всем конституциям разных стран мира, Конституция РФ является важнейшим стабилизирующим фактором современной России.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

greater_political.academic.ru

Глава I. Понятие конституции

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.

Конституция — обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных. Современная правовая система — это результат длительной, тяжелой борьбы и побед пролетариата над его врагами, результат героических десятилетий строительства социализма.

1

Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы — социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни — государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Термин “конституция” происходит от латинского constitutio (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.

В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах. Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европейские государства.

1. Виды конституций

В современном правоведении проводится классификация конституций по ряду признаков.

Различаются писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название «конституция» не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписаной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом).

По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и жесткими. Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то её принято относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то конституция называется жесткой. Гибкими являются все неписаные конституции.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

По формам закрепляемого государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные (иногда приводят и конферативные). Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и её субъектов), разграничение компетенции между ними. Она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются конституции США. ФРГ, Индии, России, унитарными — конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В правовой науке существует также деление конституций на юридическую и фактическую. Термином “фактическая конституция” или “материальная конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя. Юридическая конституция — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, её содержание предопределены фактической конституцией, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что «власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться».1Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.2

Федеративная природа России обуславливает действие одновременно Конституции Федерации и конституций Республик в её1 составе. Часть 2 ст.5 Конституции РФ гласит: “Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство”. Совокупность действующих в РФ конституций образуют систему конституций или конституционную систему. Основой является федеральная конституция. Свобода конституционного правотворчества республик, их конституционная самобытность имеют пределы. Они выражаются в требовании непротиворечивости республиканских конституций федеральной конституции (ч.1 ст.15).

Соотношение Конституции РФ и конституций республик в её составе подчиняются ряду требований. Все российские конституционные акты взаимосвязаны: им присуща однородная направленность правового регулирования; уважение к правам и свободам человека и гражданина; признание суверенных прав наций и народностей; сохранение государственного единства и территориальной целостности России. Федеральная Конституция закрепляет не только государственно-правовой статус России как федеративного государства, его состав, но и основы конституционного статуса её субъектов; не только систему федеральных органов власти, но и принципы построения системы органов власти субъектов федерации; разграничение предметов ведения между органами государственной власти Федерации и её субъектов. Конституция гарантирует представительство субъектов федерации в парламенте, их участие в разработке федеральных законов и общефедеральных государственных программ.

Республиканские конституции — органическая структурная часть системы государственно-правового законодательства и конституционной системы Российской Федерации. Конституции Федерации и конституциям республик присущи общие черты. В то же время эти конституции различаются между собой по содержанию, объекту регулирования, юридической силе, территории действия, процедуре принятия. Они обладают спецификой, отражающей исторические и национальные особенности республик.

Значительная часть республиканских конституций принята в 1978 году и действует до настоящего времени в измененном виде. Одновременно идет процесс обновления республиканского конституционного законодательства, т.к. принимаются новые конституции.

studfiles.net

ее значение в государстве и история создания

 

О конституции говорят как о главном законе любого государства. Именно этот документ определяет порядок образования органов власти их основные принципы, государственное и общественное устройство, права и обязанности граждан и избирательную систему. Без определения этих деталей представить функционирование государства невозможно.

Понятие «Конституция»

Конституцией следует считать письменный документ, одобряемый и принятый парламентом страны. Есть исключения: например, в Великобритании конституция не имеет единой формы и представлена в виде свода законодательства.

История создания Конституции

Термин «конституция» в Древнем Риме означал государственный документ, изданный императором. О попытках создать конституцию, которая закрепляла бы права и обязанности граждан, известно, что они появились издавна.

А в 1787 году в США Конституция уже была представлена в современном виде, как и в 1791 году – во Франции. Конституция США считается первой номинальной конституцией, которая действует до сих пор. Она была ратифицирована штатом Делавэр – 7 декабря 1787 году.

Также упоминают и Конституцию 3 мая 1791 году, которая была принята в Речи Посполитой. Этот документ считается первой конституцией на Европейском Континенте. Но, как действующий правовой документ, она просуществовала недолго.

История Российского конституционализма

В 1730 году была предпринята попытка создать конституцию, которая бы сословной и ограничивала бы самодержавную власть. Впоследствии конституционные функции выполняло Уложение, которое было разработано при Екатерине II.

А первой конституцией России принято считать Основные государственные законы Российской империи, которые были приняты в 1905-1906 годах, но так и не вступившие в силу.

Значение Конституции в государстве

Конституция может выступать в роли общественного договора, который заключают между собой государство и граждане. Таким образом, этот документ закрепляет общественное согласие с законами и принципами власти. Именно по этой причине конституцию можно назвать основным законом страны и фундаментом всего законодательства.

Эти законы могут быть сформированы современным правовым обществом, а могут быть принятыми сто или двести лет тому назад. Яркий пример этому – законодательство Англии. А в США основной закон не был ни разу изменен за двести лет.

Так как именно конституция определяет другие законодательные акты государства и функционирование всей законодательной системы, ее принятие и внесение в нее изменений считается крайне ответственным делом. Зачастую предварительный вариант Конституции или поправки к ней публикуются в газетах и журналах, и над изменениями работают множество юристов.

В конечном итоге, для формирования полноценной Конституции отбирают наиболее ценные и полезные предложения, которые могли бы наиболее эффективно регулировать все сферы жизни того или иного государства.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: История понятия «гражданин»: гражданство и государство
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspВласть по Конституции РФ и разделение властей: Президент и совет Федерации, Государственная дума

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

КОНСТИТУЦИЯ это что такое КОНСТИТУЦИЯ: определение — История.НЭС

КОНСТИТУЦИЯ

Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической и правовой системы страны. Обычно фиксирует государственное устройство, основные органы государственной власти, а также права и обязанности граждан.

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Конституция

от лат. constitutio устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция основа всего текущего законодательства.

Оцените определение:

Источник: Исторические термины: краткий глоссарий

КОНСТИТУЦИЯ

основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы взаимодействия представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, функции и задачи основных государственных органов и главы государства. Основа всего текущего законодательства.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Конституция

лат. — устройство, установление) — основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму его государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, принципы правосудия, избирательной системы. Обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативным актам.

Оцените определение:

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

КОНСТИТУЦИЯ

от латинского constitutio — устройство), основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, основа всего законодательства страны. Первая К. РСФСР (принята в 1918) законодательно закрепила положения, декларированные в декретах советской власти 1917-18, и диктатуру пролетариата в форме Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Эти принципы отражены в первой К. СССР (1924) и в принятых позднее К. союзных и автономных республик. Новая К. СССР 1936 формально провозгласила победу социалистического строя в стране, основными органами власти признаны Советы депутатов трудящихся, впервые введен принцип всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. На практике в условиях сложившегося к середине 1930-х гг. тоталитарного режима эти положения носили чисто декларативный характер. На основании К. СССР 1936 разработаны и приняты К. РСФСР, других союзных, а также автономных республик. К. СССР, принятая в 1977, декларировала вступление страны в фазу «развитого социалистического общества», строящего коммунизм; статья 6 К. СССР 1977 законодательно закрепляла руководящую роль КПСС (статья отменена в 1990). С изменениями (1988) эта К. действовала до 1991. На ее основе принята К. РСФСР 1978. Действующая К. Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993) отразила ликвидацию системы Советов и утвердила новые принципы государственного устройства страны. Согласно Конституции 1993, Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации. Декларируется принцип разделения властей -законодательной, исполнительной и судебной; государственную власть осуществляют Президент, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство, суды Российской Федерации. Определяются принципы федеративного устройства страны: равноправными субъектами Федерации признаются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

КОНСТИТУЦИЯ

от лат. constitutio — установление, устройство) — осн. закон гос-ва, закрепляющий в соответствии со сложившимся в обществе соотношением клас. сил социально-экономич. и политич. основы власти господств, классов (в общенародном гос-ве — всего народа), основы правового положения граждан, порядок образования, построения и деятельности гос. органов.

К. определяет осн. устои и принципы устройства государства и в силу этого составляет юридич. базу текущего законодательства. Для принятия, изменения и дополнения К. обычно устанавливается более сложный порядок, чем для обыкновенных законов. Она принимается представит, органом страны, а в отд. случаях для этой цели созывается спец. орган (учредит, собрание, конвент). Иногда проект К. выносится на референдум. Изменение К. производится не простым, а квалифицированным большинством (2/3, 3/5) голосов членов представит, органа. Вследствие этого К. обладает наивысшей юридич. силой. В указанном смысле К. не была известна ни рабовладельч., ни феод. гос-вам. Первые К. появились в ходе борьбы нар. масс против феодализма в результате бурж. революций. Уже в тот период большинство бурж. К. представляло собой единый систематизированный законодат. акт, утвержденный парламентом (исключением являлась К. Великобритании, состоящая из ряда разновременно принятых актов). В Европе к числу первых бурж. К. относятся К. Франции, принятые в последнее десятилетие 18 в. (1791, 1793, 1795, 1799), в Америке — К. США 1781 и 1787. По мере утверждения капиталистич. обществ. отношений и завоевания власти буржуазией К. были приняты и в др. странах Европы и Америки. Характеризуя бурж. К. и процесс их создания, Ленин писал: «Писаные и неписаные конституции… представляют из себя лишь запись итогов борьбы, получившихся после ряда тяжело доставшихся побед нового над старым и ряда поражений, нанесенных новому старым» (Соч., т. 18, с. 526-27). Гл. цель этих К. заключалась в том, чтобы, закрепив результаты бурж. революции, ввести ее в определ. рамки, преградить нар. массам путь к власти, узаконить капиталистич. порядки. Несмотря на существующие между бурж. К. конкретные различия в содержании и форме, всем им присущ ряд характерных общих черт. Все они прямо или косвенно юридически закрепляют капиталистич. систему х-ва, частную собственность на средства произ-ва и тем самым узаконяют деление общества на имущих и неимущих, эксплуататоров и эксплуатируемых, устанавливают такой порядок образования органов гос-ва, их структуру и взаимоотношения, к-рый при любой игре политич. сил обеспечивает всевластие буржуазии; всем им присущи декларативность и формализм; признание прав и свобод личности в общей форме и ограничение их в оговорках, провозглашение защиты прав и свобод и отсутствие материальных гарантий их осуществления. Исторически новым типом осн. закона являются К. социалистич. гос-в, возникшие в результате свержения власти капиталистов и помещиков и завоевания диктатуры рабочего класса в союзе с трудящимся крестьянством. Первыми К. социалистич. типа были К. РСФСР 1918, К. Венгерской советской республики 1919, К. МНР. Разработанная под руководством Коммунистич. партии и при непосредств. участии В. И. Ленина К. РСФСР 1918 впервые в истории человечества законодательно закрепила социалистич. устои и принципы устройства гос-ва и тем самым послужила прообразом для основных законов др. социалистических стран (см. Конституция СССР, Конституции социалистических государств). В наст. время все социалистич. гос-ва имеют К., каждая из к-рых юридически закрепляет достигнутый страной этап социалистич. строительства и определяет общие перспективы дальнейшего развития. В рамках ныне действующих К. социалистич. типа следует различать две разновидности К.: конституции гос-в строящегося социализма и К. гос-в победившего социализма. Социалистич. К. отличаются между собой и по форме и по конкретному содержанию, но в основе всех их лежат общие черты, единые принципы, отражающие общие закономерности развития социалистич. общества. Каждая из них закрепляет господство социалистич. системы х-ва, основанной на обществ. собственности на средства произ-ва, социалистич. принципы произ-ва и распределения, утверждает полновластие трудящихся, осуществляемое через систему представит, органов, провозглашает и гарантирует материальными средствами подлинно демократич. права и свободы. Социалистич. и бурж. К. — это два типа осн. законов, выражающих два противоположных типа обществ. отношений. Вдохновляясь примером социалистич. гос-в, ряд недавно освободившихся от колониальной зависимости и вступивших на путь независимого нац. развития стран провозгласил в своих К. строительство социализма (напр., К. Нар. Демократич. Алж. Республики 1963, временная К. О АР 1964). Лит.: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850, К. Марко и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Энгельс Ф., (Письмо) И. Блоху, 21-22 сект., 1890 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1853; Ленин В И., Три конституции или три порядка гос. устройства, Соч., 4 изд., т. 8; его же, Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам, там же, т. 15, с. 303; его же, Письма из далека, там же, т. 23; его же, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Задачи пролетариата в нашей революции, там же; его же, Материалы по пересмотру парт. программы, там же; его же, Один из коренных вопросов революции, там же, т. 25; его же, Проект декрета о роспуске Учредит. собрания, там же, т. 26; его же, V Всеросс. съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов. Доклад СНК 5 июля 1918 г., там же, т. 27; Калинин М. И., Речь на открытии Чрезвычайного VIII Всесоюзного съезда Советов 25 ноября 1936 г., в кн.: Калинин М. И., Статьи и речи 1936-1937, М., 1938. Л. Д. Воеводин. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

interpretive.ru

Конституционное право — Список терминов (словарик)

Конституционное право — Список терминов

Абсентеизм — инертное отношение населения данной страны к выборам, неучастие в них.

Автономная область — один из субъектов Российской Федерации, имеющий равные права с другими субъектами.

Автономный округ — один из субъектов Российской Федерации, входящий в край или область, и тем не менее имеющий равные права с другими субъектами в отношении с федеральными органами.

Агитация — одна из стадий избирательной компании.

Апатриды — (лица без гражданства) лица, не имеющие гражданства России и не могущие доказать гражданство другой страны.

Блок избирательный — объединение нескольких партий и движений, имеющий право выставлять своих кандидатов на выборах Президента и представительных органов.

Бипатриды — лица с двумя гражданствами, часто по соглашению между государствами.

Всеобщее избирательное право — гарантированная государством возможность участия всех граждан, достигших определённого возраста, в выборах представительных органов. Минимальное количество искусственных избирательных цензов.

Властные полномочия — право государственных органов применять для обеспечения выполнения своих предписаний различные меры государственного принуждения.

Гарантии конституционных прав и свобод — средства, обеспечивающие реализацию этих прав и свобод.

Государственная Дума — одна из палат Федерального Собрания (Парламента) России, депутаты которой избираются гражданами Российской Федерации. Имеет свою структуру свои руководящие органы свою компетенцию, главная из которых — принимать Законы.

Государственное устройство — закрепленное нормами устройство территории государства, либо как единого целого (унитарное), либо как состоящего из территорий достаточно самостоятельных субъектов (федеративное).

Суверенитет:

Государства — верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти как внутри государства, так и во вне его.

Нации — право каждой нации самой решать свою свободу в плоть до отделения отданного государства и образования своего государства.

Народа — принадлежности верховной власти народу, который является её источником, и может осуществлять её непосредственно или через избранные им органы власти.

Территория — признак государства и его субъектов. Выражается в том, что территория, обозначенная границей, не может быть изменена без согласия государства или его субъекта.

Указы и распоряжения — главные акты, принимаемые и издаваемые Президентом РФ, обязательные на всей территории России; должны соответствовать Конституции и Законам.

Устав — основной акт, принимаемый законодательным органом края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов.

Уставные суды — суды субъектов Федерации (кроме республик), образуемые ими для осуществления контроля за соблюдения Устава.

Федеральное Собрание — парламент РФ, состоит из 2-х палат: Совет Федерации и Государственная Дума.

Федерация — сложная форма государственного устройства, когда в одном государстве объединено несколько субъектов, которые могут отличаться друг от друга.

Форма государства:

Форма правления — отвечает на вопрос, какой орган состоит во главе государства, и какого его отношение с другими органами (монархия с её разновидностями и республика с её разновидностями).

Форма государственного устройства — см. государственное устройство.

Форма политического режима — отвечает на вопрос, какими методами осуществляется управление государственными и общественными делами. Различается демократический, полу авторитарный, диктаторский и фашистский политические режимы.

Государственный орган — специально обозначенное в законе часть государственного аппарата, которой поручено выполнять определённые функции государства.

Государство:

Демократическое — закрепляется власть народа и способы его участия в управлении государственными и общественными делами, провозглашаются широкие права и свободы граждан.

Правовое — глубоко разработавшее свою правовую систему, признающие примат права перед политикой, всеобщую обязательность требований закона; с широко развитой правовой информацией, с чётко разработанной и неотвратимо применяемой системой санкций за нарушение предписаний права.

Светское — провозглашает равенство религиозных конфессий, отказ от государственной религии.

Социальное — главной задачей считает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гражданин — человек, имеющий устойчивую юридическую связь с данным государством.

Гражданское общество — общество, состоящее из граждан, связанных со своим государством политическими, правовыми, нравственными, культурными связями.

Депутат — гражданин, избранный большинством избирателей, в высший представительный орган государственной власти всей страны, (например, в Государственную Думу Федерального Собрания России) или отдельных субъектов федерации (например, в Московскую Государственную Думу).

Депутатские группы — добровольные и официально зарегистрированные объединения депутатов данного органа, как правило, не входящих ни в какие партии.

Депутатские комиссии — временные или постоянные вспомогательные объединения депутатов конкретного государственного представительного органа (например, мандатные) для выполнения определённых заданий отраслевого характера.

Депутатские фракции — объединение депутатов представительного органа по их партийной принадлежности.

Законы — главные акты представительных органов государственной власти.

Избиратели — граждане, имеющие по закону, право избирать и право быть избранными в представительные органы.

Избирательная система — совокупность общественных отношений, возникающих по поводу проведения выборов органов власти.

Мажоритарная

Абсолютного большинства — система, при которой избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей.

Относительного большинства — избранным считается кандидат, набравший голосов более, чем другие.

Пропорциональная — на выборах соперничают кандидаты нескольких партий, при этом места в представительных органах распределяются среди кандидатов партий, набравших установленный минимум голосов, т.н. избирательный барьер.

Избирательные комиссии — избирательно-территориальная единица, от которой может быть избран 1 депутат (одномандатный и. о.) или несколько депутатов (многомандатный и.о.).

Избирательный участок — вспомогательная территориально-избирательная единица, на территории которой осуществляется непосредственное голосование.

Избирательный ценз — определённые условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы иметь право избирать и быть избранным.

Иностранцы — находящиеся на территории данного государства граждане других государств.

Исполнительные органы государственной власти — возглавляемые Правительством органы управления, главной задачей которых является исполнять принятые законы и издавать в ходе этого свои распорядительные акты.

Источники права:

в материальном смысле — объективно существующие экономические отношения, которые определяют содержание, а иногда и форму права.

в формально юридическом смысле — правовые акты, принимаемые соответствующими государственными органами и содержащие правовые нормы.

Классификация правовых норм — деление этих норм на группы по определённому признаку.

Компетенция — совокупность прав и обязанностей государства, определённого органа или должностного лица в определённых сферах деятельности.

Конституция — основной Закон конкретного государства.

Конституционное Собрание — особый орган, созываемый для разработки и принятия новой конституции.

Конституционно-правовые нормы — правила поведения, закреплённые государством в наиболее важных нормативных актах (Конституция, Федеральных Законах, Указах), регулирующие отношения, связанные с государственной властью.

Конституционно-правовые отношения — закреплённые и урегулированные конституционно-правовыми нормами права и обязанности субъектов конституционно-правовых отношений.

Конституционные права и обязанности — закреплённые только в Конституции, носящие всеобщий характер права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Конституционное развитие государства — коренные изменения Конституции государства, связанные с объективными изменениями в экономике и политике принятие новой Конституции.

Конституционный Суд — особый орган государства, который призван осуществлять по средствам конституционного судопроизводства контроль за соответствием Конституции других правовых актов.

Край — один из видов субъектов Российской Федерации.

Право — совокупность установленных государством, выражающих его волю юридических норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, возникшие по определённому предмету их содержания.

Президент страны — глава государства, призванный представлять его как во вне, так и внутри.

Принцип разделения власти — один из основополагающих принципов конституционного права, признанный на территории России только Конституцией РФ 1993 года (ст. 10)

Регламент — нормативный акт, принятый государственным или иным органом, регулирующий внутренний распорядок работы данного органа (см. «Регламент Государственной Думы» от 28.01.98 г)

Республика в РФ — один из субъектов Российской Федерации, признанный Конституцией государства.

Система права — деление норм права на определённые чести по их содержанию (отрасли права), и место каждой отрасли в этой системе.

Система конституционного права — деление норм КП на конституционно-правовые институты, и место каждого института в системе КП.

Совет Федерации — одна из палат Федерального Собрания, имеющая свой способ образования, состав, свою компетенцию.

Совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов — закреплённые права и обязанности в определённых сферах деятельности, которые принадлежат и Федерации, и её субъектам (ст.72 Конституции РФ).

Структура конституционно-правовых норм — составные части КПН; в отличии от норм других отраслей права КПН чаще всего состоит только из диспозиции (самого правила), гипотеза предполагается, а санкция содержится в нормах других отраслей права.

Субъекты конституционно-правовых отношений — стороны этих отношений, особенностью которых является обязательное наличие хотя бы на одной стороне лица или органа, которые могут выступать от имени государственной власти.

Субъекты российской Федерации — республики (государства), края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Местное самоуправление — отдельная от государственных органов система органов на местах, призванная решать вопросы местного значения, обеспечение жизнедеятельности населения.

Муниципальное образование — городское или сельское поселение (или часть его), в пределах которого имеется муниципальная собственность, местный бюджет и органы самоуправления.

Муниципальная собственность — признанный Конституционный РФ (ст. 8)вид собственности, принадлежащий органам местного самоуправления.

Народ — есть различные понятия (социально-политическое, географическое, философское). В конституционно-правовом плане — главный субъект конституционно-правовых отношений, имеющий самые большие права, в частности, право референдума, что даёт основание говорить, что под народом понимается совокупность граждан, достигших определенного возраста и имеющих определённые права.

Область — один из субъектов Российской Федерации.

Основы конституционного строя — один из важнейших институтов конституционного права, нормы которого объединены в главе 1 Конституции РФ.

Отрасль права — самостоятельная часть права, объединяющая правовые нормы, имеющий общий предмет регулирования.

Плюрализм:

Экономический — признание законности существования нескольких, даже принципиально различных друг с другом форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Политический — официальное признание возможности существования нескольких различных партий (ст. 13 Конституции РФ).

• Идеологический — отказ от одной государственной идеологии, признание возможности существования нескольких систем идеологии (ст. 13 Конституции РФ).

Постановления — главные правовые акты Правительства РФ и распоряжение РФ, обязательные на всей территории России, не могут противоречить Конституции, Законам и Указам.

Юридическая норма — правовая норма, см. норма конституционного права.

Юридическая природа конституционно-правовой нормы — одно из оснований классификации КПН по их юридическому характеру. Выделяются 3 группы норм: нормы-цели, нормы-принципы и нормы непосредственного действия.

Язык государственный — официально закреплённый язык на котором издаются главные нормативные акты и работают государственные органы. Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей её территории является Русский язык.

studfiles.net

КОНСТИТУЦИЯ — это… Что такое КОНСТИТУЦИЯ?

основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме К. — всегда документ государства, правовой акт, основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно голосованием народа и имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую юридическую силу, т. е. К. стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права. По сути и содержанию К. — документ и общества, и государства. Иначе говоря, К. — политический документ. Главные вопросы ее содержания — о власти, формах собственности, по-«ложении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев.

Принятие К. обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. К. прежде всего отражает, какие формы собственности и организации экономической деятельности существуют в данном обществе и каково отношение к ним граждан, а также закрепляет основные правила жизни людей в обществе и государстве, их важнейшие права, свободы и обязанности. К. фиксирует систему власти в данной стране, назначение государства, его функции и компетенцию, внутреннюю структуру, систему государственных органов, основы местного самоуправления населения.

Каждая К. (независимо от социальной системы государства) выполняет следующие функции: учредительную, организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую.

Учредительная функция К. состоит в том, что К., появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. «Учредительная» в данном случае означает:

К. либо закрепляет то, что уже существует как результат человеческих деяний, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, уже созревших в обществе, но еще не могущих возникнуть до тех пор, пока не будет необходимой для них правовой базы, которая и учреждается с принятием К. Таким образом, учредительные начала К. могут проявляться как в отношении к общественной (политической) системе в целом так и к конкретным государственно-правовым институтам.

Организаторская функция К. заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. К. должна не только отражать роль соответствующих факторов, но и содержать определенные механизмы их достижения.

Внешнеполитическая функция К. состоит в том, что она не только обращена к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

Идеологическая функция К. может заключаться в закреплении постулатов определенного политического учения в качестве господствующих (все советские конституции). Такой вариант идеологического предназначения К. исключает теперь К. РФ 1993 г. Иначе говоря, никакая идеология в Российской Федерации не является государственно обязательной. Однако с другой стороны К. просто не может не быть идеологическим (в смысле мировоззрения) документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в К. институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Каждая К. закрепляет свою систему общественных ценностей и нацелена на то, чтобы на ее основе воспитывались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция К. заключается в том, что она, во-первых, становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются), во-вторых, сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть почвой для их возникновения, в-третьих, дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения К.

У каждой К. есть юридические свойства, т. е. признаки ее как основного закона государства, а именно:

1) любая К. относится к числу правовых актов, является законом и обладает всеми его чертами.

В нашей стране К. — это единый акт. В науке конституционного права основной закон, представленный единым актом, принято называть «писаной конституцией». Если же у государства нет такого акта, а имеющими конституционное значение признаются несколько актов разных лет, то их в совокупности обычно именуют «неписаной конституцией» (например, в Великобритании).

Часто текст К. называется «Конституция (Основной Закон)» государства. И хотя такого наименования не могут иметь иные политические и правовые документы, все предшествующие К. в нашей стране назывались именно так. В названии действующей Конституции РФ словосочетание «Основной закон» не используется.

В некоторых странах к основному акту может примыкать еще один или несколько актов. Они называются обычно конституционными законами. Если официально обозначена роль таких актов как дополнение к К., то, конечно, в совокупности с нею их можно рассматривать как единую писаную К. Тем более есть основания так считать в том случае, если конституционный закон заменяет собой часть норм К., перестающих действовать. Если же конституционными законами считаются акты, изданные по кругу вопросов, указанных в К., или развивающие ее положения, — это еще не означает, что появляются акты, равные К., даже если в ней самой часть таких актов и поименована «конституционными законами»;

2) юридическим свойством К. является и ее юридическое верховенство. Оно означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать К. и не могут ей противоречить.

Юридическое верховенство К. обычно подчеркивается в тексте К. (см., например: ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993г.):

3) К. является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания К., исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений. Наряду с этим К. часто предусматривают необходимость принятия нормативных актов, развивающих их положения;

4) К. характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок принятия и изменения.

Принятие К. проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества, так как это — историческое событие. Если об обычном законе многие люди зачастую знают очень мало, то, и текстом проекта, и дискуссиями о содержании К., и раскладом сил в обществе »за» и «против» нового основного закона, как правило, интересуется гораздо больше граждан. К тому же проекты обычных законов, даже федеральных конституционных, публикуются далеко не всегда, в то время как проекты К. появляются на страницах газет, издаются отдельными брошюрами большим тиражом.

Особый порядок принятия может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения проекта К.В отечественной конституционной истории такие мероприятия проводились в 1936 и 1977-78 гг.

Наконец,особый порядок принятия может выражаться в вынесении проекта К. на всенародное голосование (референдум). Так, действующая К. РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Результаты референдума являются обязательными и означают принятие либо непринятие К. народом. В случае принятия она приобретает государственно-обязательную силу,хотя это и не исключает официального провозглашения принятия К. и вступления ее в силу парламентом либо президентом государства, либо центральной избирательной комиссией.

Особый порядок изменения К. — это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении в нее изменений.

В том случае, если закон об изменениях и дополнениях К. принимается парламентом, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Например, для изменения Конституции СССР 1997 г. закон должен был получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов в каждой палате Верховного Совета СССР (для принятия обычного закона достаточно было простого большинства). Изменение и дополнение предшествующей Конституции РФ производил Съезд народных депутатов РФ Законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов РФ (ст. 185).

Специальные требования к процедуре изменения и дополнения К. вызваны прежде всего необходимостью обеспечения стабильности К. Наглядный тому пример — процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г., предусмотренная в ее гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (см.: Конституция Российской Федерации). (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.

constitutional_law.academic.ru