Термин государство кто ввел термин – «Понятие «государство» было впервые введено Н. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества. Государство – основной политический институт.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

государство термин

Государство термин

На моем сайте есть еще одна статья термин государство, раскрывающая подходы к понятию государства с точки зрения новой экономической науки НЕОКОНОМИКА.

Традиционное определение государство Википедия вы можете найти страницах сайта ВикипедиЯ, но оно — вовсе не раскрывает суть государства и скорее скрывает причины появления государства в обществе людей:

Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определённой территории.

В русском языке слово государство происходит от древнерусского «господарь» (власть=господство), владения которого на древней Руси назывались «господарьство», что в эволюции русского языка превратилось в

государство.

Значение слова государь — позднее господин — обычно относилось к конкретному человеку (князь, правитель), имевшему единоличную власть над территорией — государством, но порой переносилось в иносказательной форме — например, «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Современный подход к понятию государства строится на основе концепции, что государство является организацией сохранения привилегированного положения его элиты над народом, для осуществления которой самой элитой придумываются и пропагандируются «общие задачи государства». Исполнение обязанностей по охране территории — защите народа от внешнего врага (читай правильно: от посягательств чужой элиты на народ, как на собственность элиты национальной) — дело вторичное, как и остальные функции государства.

Появление «общих государственных вопросов» у жителей в разных углах государство — явно фантастика, а вот Рюрик с его вооруженною дружиной быстро «просветил» население территории от Белого до Черного морей в существование у них теперь общих повинностей — платить налоги ему и его потомству за обещание «защищать землю русскую».

Все известные истории появления государств свидетельствуют о переходе вооруженных групп бандитов-гатсролеров от грабежей простого населения методом набегов к постоянному получению гарантированной дани в качестве элиты при оседлом образе жизни бандитов среди подданного населения, которому объявляется о защите его от набегов других нестационарных бандитов и претензий от чужих элит — стационарных бандитов, создавших соседние государства.

Думаю, дальше надо просто прочитать статью генерального директора Центра НЕОКОНОМИКА от 27.11.2013: Елена Ижицкая

В наших исследованиях мы берем за исходную изначальную концепцию стационарного бандита (преложенную американским экономистом Манкуром Олсонома). Если принять ее, то становится понятным, почему тема монопольного права на насилие и принуждение остается практически единственным общим местом всех концепций и теорий о государстве. Становится понятным, почему

государство всеобщего благосостояния явилось лишь как мимолетный недостижимый для многих идеал, и почему отказ государства от большинства социальных функций, взятых на себя за последнюю сотню лет, является, вообще говоря, исторически очень естественным положением вещей.

В обществе, которое не подчинено никаким законам – анархическом, – для людей нет гарантий сохранить то, что они нажили, и соответственно стимулы к производству очень низки. Мирный порядок в примитивных обществах устанавливается путем соглашения: это верно для первобытного общества численностью 50-100 человек. Когда люди начинают осваивать земледелие, их численность быстро растет: в таких условиях издержки по установлению добровольных соглашений выше, чем выгоды, которые может получить отдельный человек. Такие общества начинают регулироваться через установление над ними контроля со стороны нестационарных (roving) и стационарных (stationary) бандитов.

Нестационарные бандиты – это бандиты-гастролеры, которые напали на некоторую территорию, ограбили население и бежали. Гастролерами могут быть грабители любого масштаба. Например, ими могут быть войска, вторгшиеся в сопредельное государство не с целью превратить его в колонию, а с целью просто отнять как можно больше у жителей и уйти.

Стационарные бандиты – это бандиты оседлые, которые рассчитывают на долгосрочное обирание населения территории, превращая поборы в форму налогов. В рамках данной модели они, как некая структура, которая занимается поборами и рассчитывает заниматься ими как можно дольше, отождествляется с государством.

Рациональный стационарный бандит будет забирать только часть доходов, подразумевая, что оставшуюся часть люди превратят в инвестиции, которые будут стимулировать дальнейшее развитие, появление будущих доходов и, следовательно, будущих налогов, то есть выручки стационарного бандита. Его система стимулов сильно отличается от системы стимулов бандита-гастролера. Рациональный

стационарный бандит заинтересован в получении будущих доходов, он может установить порядок и пресекать возникновение конкуренции как со стороны других стационарных бандитов, так и со стороны бандитов-гастролеров.

Стационарный бандит исходит из личных интересов, поэтому ему выгодно объявить себя правителем, монополизировать право на сбор налогов, воспрепятствовав перераспределительной деятельности между ними[10](например, такому локальному насилию, как рэкет, в результате чего отобранный у подданного доход попадает в карман рэкетира, а не правителя), обеспечить обществу некоторый набор гарантий и получать выгоду. В этом состоит принцип «невидимой руки», которая заставляет стационарного бандита, следующего своим эгоистическим интересам, «остепениться» и стать диктатором.

Еще одной предпосылкой модели является то, что стационарный бандит обкрадывает своих жертв путем налогообложения. Оптимальная ставка налогообложения должна быть не слишком маленькой, чтобы максимизировать доход, с одной стороны, но и не слишком большой, чтобы не блокировать дальнейшего развития производства.

Большая часть развития цивилизации прошла под управлением стационарных бандитов – королевских династий. Н.Макиавелли давал свои знаменитые советы Государю как стационарному бандиту, трезво отдавая себе отчет относительно его сущности. Поэтому после эпохи Гоббса, Локка, Русо, Монтескье, трактат Макиавелли выглядит особенно спорным и скандальным.

На Руси таким стационарным бандитом был Рюрик. В Великом Новгороде находится памятник-монумент «Тысячелетие России», воздвигнутый в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Иными словами, тогдашнее российское государство отсчитывало свое начало от Рюрика ‒ типичного стационарного бандита[11].


Теория государства Григорьева раскрывается на страницах раздела Политическая элитология подрубрики НЕОКОНОМИКА Олег Григорьев

Страница Государство термин явялется составной частью раздела Государство и бюрократия

и имеет постоянную ссылку: http://design-for.net/page/gosudarstvo-termin

Статьи о государстве

Страна под «стационарным бандитом» 07.08.2012 Андрей Колесников

Концепция «стационарного (или «оседлого» — в отличие от «гастролирующего») бандита», разработанная знаменитым американским экономистом Манкуром Олсоном, действительно многое объясняет в поведении клана, который сейчас управляет государством.

Статьи о государстве на сайте НЕОКОНОМИКА

Про чиновников 02.12.2013 Ирина Ковалева, аналитик

О термине государство 29.11.2013 Михаил Торбин, историк

Государство. Разнообразность влияния этого института на жизнь любого человека не вызывает сомнений. Поэтому начиная с зарождения современного научного знания о духе (человеке), неизменно стояла задача наполнения этого термина

Территориальная империя и национальное государство в неокономике 26.11.2013 Андрей Акопянц, админ

Оригинал статьи и обсуждение можно найти на сайте Мировой кризис.

Лекция Григорьева 2. Понятие об империи

Расшифрованный и отредактированный текст лекций Олега Григорьева из цикла лекций Григорбева «Управление и элитология», прочитанного летом 2013 года.

Долгожданный момент прозрения

Анна Кузьмина 11.11.2013 В статье раскрывается основная проблема России, отличающая ее от других сырьевых стран.

Про выборы и Бирюлево Константин Прядко 08.11.2013

Зачем Путин Америке Константин Прядко 01.11.2013

21.10.2013

Государство, политическая система, бюджетный процесс, или похвала американской демократии

04.10.2013

Кому служат министерства?

05.08.2013

Интеллигенция и ее место в современном мире

03.07.2013

Административная реформа 2.0

За последние два десятилетия в российском административно-управленческом лексиконе сформировался термин техническое правительство. В своей классической форме техническое правительство сложилось после 2004 года.

02.07.2013

Проблемы функционирования системы рациональной бюрократии и магнатско-исполнительский дуализм

В статье мы опишем эволюцию систем государственного и корпоративного управления, покажем единый алгоритм эволюции данных систем и осветим проблемы, возникающие в сформировавшейся единой схеме их функционирования.

25.04.2013

К конкурсу «Открытый муниципалитет»

Анализ открытости органов местного самоуправления в сфере обеспечения доступа к нормативно-правовой деятельности

22.04.2013

Лезвие бритвы

Прикладное путиноведение

19.04.2013

О будущем экономики России

Рассуждать о спасении экономики России в рамках старой модели бессмысленно. Необходима разработка нового подхода

19.04.2013

Рассуждение о новых основаниях государства

Современное государство неэффективно. Как строить эффективное государство?

12.12.2012

О бюрократии

Про подходы к работе

24.09.2012

Элитные задачи

«С самого начала» в данном случае будет означать определение понятия элиты. Такое определение, хотя бы описательное, иметь необходимо, поскольку при анализе политической ситуации термин элиты является базовым, неразложимым.

20.09.2012

Воспоминания о будущем: кто такая российская элита?

На прошлой неделе вновь заявила о себе тема приватизации, время от времени в разных ипостасях проявляющаяся на протяжении почти двух десятков лет. Однако быстро стало понятно, что проблема перспектив отечественных элит гораздо шире

03.05.2012

Я тебя породил…

В связи с экономическим кризисом и кризисом современной капиталистической системы в прессе все чаще появляются публикации с размышлениями о том, каким образом нынешний капитализм должен быть трансформирован (иные варианты как будто не рассматриваются вов

06.12.2011

Кто выпустил на волю деньги. Капитализм – историческая случайность, замешанная на закономерности

Центром современной социально-экономической системы является Запад (в самом широком его понимании), экономики стран которого были наиболее динамично развивающимися на протяжении нескольких столетий. Многие исследователи пытаются объяснить этот факт

14.09.2011

Как появился свободный капитал, или война между папой и императором

Современная экономика переживает масштабный кризис, который продлится, видимо, не одно десятилетие. Это не рядовой циклический кризис -это кризис современной глобальной экономической модели.

17.01.2011

Закономерности взаимодействия элит и разрешения элитных конфликтов

Элита неоднородна, и поэтому внутри элиты между ее различными слоями всегда существуют конфликты. Можно выделить несколько видов неоднородности элит и связанных с ними конфликтов.

11.01.2011

Определение понятия элита. Критика существующих подходов

Начиная с XIX века термин «элита» перестает употребляться исключительно для определения «качества» товара, семян или воинских частей. А закрепляется в политологических и социологических словарях для обозначения высших слоёв общества в системе социальной

26.01.2007

О конституциях

К политике США можно относиться по-разному. Но факт в том, что у США, в отличие от подавляющего большинства других, она есть. Этот феномен государственной дееспособности нуждается в объяснении.

Довелось в империи родиться 01.09.2005

Статья посвящена осмыслению устройства государства и классификации государств.

08.03.2004

Заметки о бюрократии, часть 4. Бюрократия и конституция

Прежде чем продолжить эти заметки, считаю необходимым сделать несколько замечаний методологического характера. Пересмотрев первые работы данного цикла, а также ход их обсуждения, я увидел, что существует определенный разрыв между тем, что хотел сказать

18.02.2004

Заметки о бюрократии, часть 3. Бюрократия и конституция

Республики бывают парламентскими, бывают президентскими. В России, как известно, смешанная система правления: президентско-парламентская. Относительно смешанных систем существует такое правило, что, когда их проектируют, надеются соединить воедино достои

13.02.2004

Заметки о бюрократии, часть 2

Это разрозненные заметки, скорее, темы для будущих подробных исследований. Но предварительно, одно методологическое замечание, касающееся исторического подхода. Описание исторического процесса принципиально зависит от того, в какой точке времени тот, кто

13.02.2004

Заметки о бюрократии, часть 1

Самое удивительное заключается в том, что никто не думает о том, что делать с бюрократией. Некоторое время считалось, что бюрократия – это недоразумение. Сначала – пережиток монархии (тирании), потом долгое время – зловредное влияние социализма.

Как правило, бытовые понятия экономики часто не совпадают с юридическими формулировками, поэтому, если вы все же решились взять деньги в долг, надо изучить значение основных экономических терминов.

Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:

design-for.net

Термин “государство”

Наши беды непереводимы. Это непереводимая игра слов — даже Болгария отказывается. Мы еще понимаем их, но они уже не понимают нас.

      ……………………………………

То, что мы называем сметаной, сметаной не является.

М.Жванецкий, “Жизнь моя, побудь со мной!”

Термин “государство” начинает использоваться в значении, близком к современному, в новое время: в XVI-XVII вв. в Европе и в России, значительно позже — в бывших европейских колониях и в таких странах как Китай и Япония. Общепринятым он становится в большинстве стран в ХХ веке.

Лишь в XIX-XX вв. влияние и давление Европы, а позже США, вынудило большинство стран обзавестись внешними признаками государства- фиксированными границами, специализированными управленческими структурами, элементами правовых норм, регулирующих их деятельность, символическими атрибутами и т.д. Связано это было с тем, что территория или население, не объявившие себя государством, или не признанные таковым, считаются в колониальном и постколониальном мире автоматически принадлежащими другому государству, сумевшему заявить на них свои права. Именно поэтому различные сепаратистские движения, от басконского до чеченского, ставят своей целью признание государственной самостоятельности соответствующих территорий: иные формы политической самостоятельности стали невозможными начиная с XIX века и лишь робко формируются вновь на рубеже XX-XXI вв. Однако установившееся расширительное толкование термина “государство”, его применение ко всем формам политической власти, которые хоть как-то привязаны к территории, хоть в чем-то специализированы, обладают хоть какими-нибудь признаками, напоминающими суверенитет, сделали свое дело. В современной научной и учебной литературе “государст­вами” часто считаются все формы политической организации обществ, обладающих письменностью и некоторой самостоятельностью. Лишь в политической науке сохраняется стремление к терминологической точности: “государствами” традиционно считаются лишь государства-нации (“национальные государства”), остальные же политически организованные общества относятся к иным типам организации территориализованной власти4. Иногда говорят также о “современном государстве”, но различия здесь — исключительно в акцентах, а не в содержании понятия: “современное государство — это государство-нация”5. В целом же слово “государство” стало разговорным и юридическим обозначением формально самостоятельных территориальных образований. К России эта проблема имеет самое непосредственное отношение. Не случайно многие западные политологи, а в последние годы и некоторые отечественные, настойчиво именуют СССР “империей”: это не метафора, по основным типологическим характеристикам СССР действительно являлся империей, как особой формой организации политической власти, а не национальным государством, т.е. государством в собственном политологическом смысле слова6. Здесь, однако, вмешивается идеология: с того самого времени, как государство стало рассматриваться в качестве признака “развито­го” общества и в качестве условия политической самостоятельности, легитимация его раннего возникновения стала делом государственной важности.

Для решения терминологической проблемы в отечественной литературе принято различать государственность — устойчивую политико-территориальную организацию, обладающую определенной самостоятельностью, и государство как государство-нацию.

Этимологический анализ еще больше усложняет ответ на вопрос о том, что такое государство. Если в России в XVI-XVIII вв. формируется именно “государство”, т.е. производное от государя и его владений, то в Западной Европе соответствующие термины (State, État, Stato, Staat и т.д.) восходят к латинскому status — состояние, установление, и долгое время относятся к характеристике сословий и сходных правовых категорий. В США же в близких значениях используется United States, т.е. союз государственных образований (территориально-правовых установлений) и, позже, наименования конкретных властных структур: Конгресса и “Government” (совокупности федеральных исполнительных органов).

Подобные смысловые различия не случайны и играют важную роль: на протяжении долгого процесса формирования новых слов и значений для определения новых реалий, из лексического фонда языка выбираются именно те слова, которые больше всего соответствуют наиболее распространенному и наиболее устойчивому восприятию этих новых явлений. В русском языке существуют и существовали термины, во многом эквивалентные status и его западноевропейским аналогам (уложение, установление, положение, состояние и т.д.), но язык предпочел один из переводов греческого basileia — царство, царская власть, государство (то, на что распространяется власть государя). История слов — лишь дополнительное свидетельство разной природы явлений. Неизбежно возникает вопрос, насколько вообще правомерно обозначать русским словом “государ­ст­во” западноевропейские производные от “статуса” — речь явно идет о разных вещах.

Интересно, что в Западной Европе долгое время сохранялись — а кое-где сохраняются и сейчас в официальном наименовании — традиционные термины, типологически сходные с русским “государством”: королевство, княжество, герцогство и т.д. Однако, с отделением публичной власти от личности и от должности монарха для обозначения нового явления потребовалось новое слово, безличное и более точное. В России такого лексического перехода не произошло.

Многозначность сказывается и на понимании того, что можно считать государственным управлением. Есть существенная разница между его трактовкой как специфической, дифференцированной деятельности отделенного от общества аппарата управления, направленной на организацию жизнедеятельности нации (узкое толкование), и как реализации власти в самостоятельных политико-территори­альных образованиях (толкование, расплывчатое до невнятности).

studfiles.net

Государство — WiKi

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство»[1]. «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило понимаемым более широко, чем «государство». На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация, Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет, это вопрос международно-правового признания другими государствами и правительствами[1]. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.

Этимология

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь»[2]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна.

Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».

«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).

Признаки

Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов[1].

  • Разделение и организация населения по территориальному принципу.
  • Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти.
  • Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений. Здесь решающую роль играют специальные учреждения, например армия, полиция, тюрьмы.
  • Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
  • Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.

Функции государства

Обобщённое предназначение государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиска путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества. Основное предназначение определяет функции государства, а именно главные направления его деятельности. К внутренним относятся экономико-организационная и социальная функции, функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности как человека, так и государства[1].

Экономико-организационная функция осуществляется путём определения задач экономической стратегии, средствами реализации которой является поддержание и развитие базовых отраслей экономики; создание условий для существования единого экономического пространства, для уравнивания развития различных территорий; регулирование хозяйственной деятельности, обеспечение заинтересованности в ней населения, создание наиболее благоприятных условий для экономического развития[1].

Социальная функция состоит в создании условий, в которых люди имели бы возможность обеспечить себе нормальное для данного уровня развития общества существование. Она охватывает такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и т. п. Государство обеспечивает смягчение социальных противоречий, социальную защиту лиц, реально нуждающихся в материальной помощи[1].

Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства заключается в защите законности, правопорядка, суверенитета, прав и законных интересов граждан, их собственности, а также обеспечении собственной территориальной целостности. Государство обеспечивает сохранение существующего политического строя и правовой системы, борется с преступностью, способствует разрешению различных конфликтов[1].

Внешняя функция состоит в защите собственных интересов на международной арене, включает в себя экономические, политические и военные аспекты[1].

Цели и задачи государства, в отличие от функций, относятся к конкретному государству, отражают основные направления его стратегии в данный период. Они выбираются тем или иным правительством, определяя режимом политической стратегии и средства её реализации.

Классификация функций

Функции государства подразделяются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

Также проводится разделение между:

Типы государств

Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, зависит и культурно-исторических традиций. В научной литературе преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств[1]:

  1. Формационный рассматривает тип государства в зависимости общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое)
  2. Цивилизационный считает основным уровень развития технологий (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.).

В последнее время появилась тенденция к сближению этих подходов[1].

Формы государства

Происхождение государства

Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной.

Стадии развития государства

Выделяют три основных стадии развития государства[4][5][6]:

  • раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами[7];
  • развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;
  • зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.

Современные государства мира

Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать таковыми, но добровольно от неё отказываются. В настоящее время (февраль 2018 года) таких государств насчитывается 195[8]. Все они, кроме Ватикана и Палестины, являются членами ООН.

Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.

Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики[9]).

Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, Сомалиленд.

Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.

Развитие понимания государства

У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения[1].

В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве[1].

В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран[1].

В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии[1]:

  • «государство-нация» («Etat-Nation») — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Государство / А. С. Автономов, В. А. Попов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. ↑ Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
  3. ↑ Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
  4. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: Комкнига, 2007. — 272 с.
  5. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.
  6. ↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: Комкнига, 2007. — 240 с.
  7. ↑ Claessen, H. J. M., Hagesteijn, R. R., and van de Velde, P. 2008. The Early State Today. Social Evolution & History 7(1)
  8. ↑ Список государств
  9. ↑ Попытка принять Косово в ЮНЕСКО закончилась провалом

Литература

  • П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. Пакт Рериха как этап внедрения в жизнь эстетической концепции правового государства Николая Рериха // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 2.
  • Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 70-75. — ISBN 5-222-02434-2.
  • Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007.
  • Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 1997. — 384 с. — (Теоретическая политология, мир России и Россия в мире). — ISBN 5-211-03762-6.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Ладомир, 2001.
  • Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2007. — С. 142—152.
  • Мартин ван Кревельд. Расцвет и упадок государства.
  • Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.философский клуб. — М.: Летний сад, 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
  • Роберт Нозик. Анархия, государство и утопия.
  • Энтони де Ясаи. Государство.

Ссылки

ru-wiki.org

ГОСУДАРСТВО Понятие «государство» было впервые введено Н.

Описание презентации ГОСУДАРСТВО Понятие «государство» было впервые введено Н. по слайдам

ГОСУДАРСТВО

Понятие «государство» было впервые введено Н. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества. Государство – основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

Н. Макиавелли (1469 – 1527) – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в труде «Государь» , опубликованном в 1532 г.

Основные признаки государства. Власть (органы управления и органы подавления) Территория (с населением) Закон (право) Суверенитет (внешний – независимость, внутренний – верховенство власти )Налоги (социальные сборы)

Основные функции (задачи государства) Внешние Участие в решении глобальных проблем Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества Отстаивание государственных интересов в международных отношениях Внутренние Экономическая Социальная Обеспечение народовластия Защита конституционного строя Обеспечение правопорядка и законности Консолидация общества Экологическая

Теории происхождения государства Фома Аквинский Теологическая Государство сотворено Богом; правитель подчинен божественной воле Августин Блаженный

Теории происхождения государства Патриархальная Государство выросло из большой патриархальной семьи (из естественно возникшей формы общения). Власть главы семьи (отца) постепенно перерастает во власть монарха. Р. Филмер

Теории происхождения государства Теория «общественного договора» (договор монарха с подданными) Г. Гроций Дж. Локк. Государство продукт договора между людьми о защите своих естественных прав Ж. Ж. Руссо

Теории происхождения государства Органическая Государство есть продукт органической эволюции (ее разновидность – социальная эволюция). Подобно живой природе, где выживают наиболее приспособленные, в обществе более сильные попадают в правительство и управляют более слабыми Г. Спенсер

Теории происхождения государства Г. Тард Психике индивида изначально присуща потребность в повиновении, подчинении кому-либо более сильному Л. И. Петражицкий Психологическая

Теории происхождения государ ства Евгений Дюринг. Дэвид Юм Людвиг Гумплович. Государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных Теория насилия

Теории происхождения государства Социально- экономическая или классовая Государство выросло из неравенства при разложении родоплеменных отношений К. Маркс В. И. Ленин

Ирригационная К. Витфогель Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ Теории происхождения государства

Социально-экономическая теория происхождения государства Улучшение орудий труда, умений и трудового опыта Переход к индивидуальному хозяйству Появление излишков производства (избыточного продукта) Появление частной собственности Возможность содержать людей, незанятых в материальном производстве Выделение знати Появление имущественного неравенства Появление социального неравенства Образование государства

Характеристика государства Форма государства Государственное устройство Политический режим. Форма правления

Форма правления — это организация высших органов государства и порядок их образования Государственное устройство — это территориально-политическая организация государства и взаимоотношение государства в целом и его частей

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) и передается по наследству Республика форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти

Самая древняя форма правления – монархия. До начала Нового времени подавляющее большинство государств было монархическими. В конце XVIII – XX в. Многие монархии уступили место республиканской форме правления. Большинство европейских стран сегодня – республики.

Монархия (от греч. monarchia – единовластие, самодержавие) – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передается по наследству. Система наследования персональная – трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. семейная – монарха выбирает сама царствующая семья или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии

Монархия Абсолютная (неограниченная) монархия Вся полнота власти – законодательной, исполнительной, судебной – сосредоточена в руках монарха, а ее происхождение признается божественным Ограниченная (конституционная, парламентская) монархия Власть наследственного монарха ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и др. Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония и др. Дуалистическая монархия Переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области Иордания, Марокко, Непал

Абсолютные монархи Конституционные монархии Дуалистические монархии

Нетипичные монархии Выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов) Коллективная в ОАЭ (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров) Патриархальная монархия в Свазиленде (король – вождь племени) Теократия – форма монархии, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является и светским главой государства (Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней)

Виды монархий и их признаки Линия сравнения Парламентская (конституцион-ная )Абсолютная Дуалистическая 1. Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту 2. Осуществление исполнительной власти Монарх Формально – монарх, фактически — правительство 3. Назначение главы правительства Монарх Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов 4. Ответственность правительства Монарх Перед парламентом

Виды монархий и их признаки Линия сравнения Абсолютная Дуалистическая Парламентская (конституцион-на я) 5. Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограничен-но е) У монарха (по рекомендации правительства 6. Право veto монарха на решения парламента — Абсолютное veto Предусмотрено, но не используется 7. Чрезвычайно-указ ное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется 8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Велико-британия, Дания, Испания, Нидер-ланды, Япония

Президентская Президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием и всеми гражданами Парламентская Ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом Смешанная полупрезидентская Власть президента значительна, но формирование правительства проходит с участием парламента. Республика США, страны Латинской Америки, Португалия Индия, Италия, ФРГ, Швейцария, Венгрия Австрия, Россия, Франция

Различия парламентской и президентской республик Президентская Парламентская Смешанная Президент (глава государства) избирается населением Президент (глава государства) избирается и контролируется парламентом Президент (глава государства) избирается населением Глава правительства — президент Глава правительства – премьер-министр (ключевая роль в управлении) Глава правительства – премьер-министр Правительство назначается президентом Правительство формируется парламентом Правительство назначается президентом Правительство несет ответственность перед парламентом

Президентские республики Парламентские республики Смешанные республики

Нетипичные республики Теократическая республика Иран Президентская монократическая республика (лидер партии — пожизненный президент) – Заир, Малави

ГОСУДАРСТВЕН НОЕ УСТРОЙСТВО

Государственное устройство Федерация – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы обладают самостоятельностью. Конфедерация – союз государств. Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью

Государственное устройство Федеративное (федерация) Конфедеративное (конфедерация) Унитарное Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др. Содружество независимых государств (СНГ), Европейский Союз (ЕС) Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция и др.

166 государств в современном мире — унитарные

21 государство в современном мире — федеративные

Федерация (от лат. foedus – союз, договор) Устойчивый союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, часто граждане субъектов федерации обладают правом на двойное гражданство

Унитарное государство (от фр. unitare – единый) Единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций), не обладающих собственной государственностью. Существует единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебная система

Конфедерация (от лат. confoederatio – союз, сообщество) Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет, имеют право свободного выхода и передают союзу решение ограниченного круга вопросов, чаще всего в оборонной области, в области внешней политики, транспорта, связи, денежной системы

present5.com

их многозначность. Подходы к понятию государства.

До 16в. не существовало понятия государства. В 16в. термин Stato ввел Макиовели.

Государство-это страна.

Государство-это власть, система властеотношений.

Государство-территория.

Государство-система гос.органов.

Государство(сталинское определение)-система органов подавления и принуждения.

Лев Петрожицкий: государство-идея, эмоция.

Михаил Рейснер:государство-идея в головах гослюдей.

Ганс Кельзен: государство-совокупность прав и обязанностей.

Питирим Сорокин: государство-социальный институт.

Алексеев: государство-политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющаяся посредством госмеханизма власти, придающее праву общеобязательный характер.

Подходы как определить государство зависят мировоззрения.

Есть узкий и широкий подход.

Широкий подход: государство-союз людей проживающих на данной территории, политическая форма организации всего общества.

Узкий подход: государство-аппарат управления, система органов, управляющих обществом.

Арифметический подход:

1)трёхэлементный: государство-совокупность населения, территории, власти.

2)многоэлементный: государство-Вебер выделял до 40 элементов в государстве.

Подходы к понятию государства:

1) Классовоый (К. Маркс и Ф. Энгельс)

Государство –организация политической власти господствующего класса над экономически зависимым классом.

2)Цивилизационный

Государство – это продукт развития человечества (Цивилизации)

18)Сущность государства. Государство и общество.

Сущность государства-это смысл, главное в нём, что определяет его содержание и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства – это вопрос о том кому принадлежит госвласть.

Так сторонники теории элит считают что народные массы не способны осуществлять госвласть, управлять должна верхушка общества-элита.

Сторонники технократической теории говорят что управлять должна профессионалы-управленцы. Обе теории страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Сторонники демократической доктрины утверждают, что источником и носителем власти является народ, госвласть должна быть народной.

Марксистская теория доказывает, что госвласть принадлежит экономически господствуещему классу. Классовая сущность государства- оно орудие, в руках экономически господствующего класса для подавления экономически зависимого класса.

Социальную основу государства составляют слои активно его поддерживающие. Государство в своей деятельности опирается на них. Государство, имеющее узкую социальную базу опирается на насилие и обман. Престиж госвласти основан на доверии к ней широких слоёв населения. Поддержка обществом государства может быть осознанной и неосознанной. Неосознанная опирается на мифы, эмоции, вызванные политикой популизма госдеятелей. Осознанная – следствие всесторонней оценки деятельности госорганов.

19)Признаки и определение государства. Отличие государства от социальной организации первобытного общества.

Государство-это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющаяся посредством госмеханизма власти, придающее праву общеобязательный характер.

Признаки государства:

1. Политическая публичная власть.

Власть – это способность чьей-либо воли воздействовать на волю другого, подчинять её себе. Государство, используя власть, стремится установить границы возможного и должного в обществе поведения, определённого порядка, который называется правовой порядок.

Государство притязает на роль универсального представителя всего общества. В такой роли оно выступает внутри своих границ (например, судебные решения принимаются именем Российской Федерации) и во внешних отношениях с другими государствами или международными организациями.

С формальной стороны публичность государственной власти означает, что в обществе выделяется специальный аппарат управления состоящий из чиновников (государственных служащих), призванных принимать меры, направленные на реализацию общих социальных интересов. Используя свои властные полномочия, чиновники решают экономические, политические, социальные, культурные и иные задачи.

2. Территориальные организации населения.

Государство охватывает всех без исключения людей, проживающих на данной территории и имеющих личную устойчивую правовую связь с государством, порождающую взаимные права, обязанности и ответственность (гражданство или подданство). Территориальные, а не кровно-родственные связи между людьми характеризуют практически все современные государства. Территориальный принцип деления населения приводит к необходимости определения границ, установлению целостности (территориальной неприкосновенности) любого государства, появлению систем центрального и местного управления.

К территории внутри государственных границ относится: суша, в том числе недра и континентальный шельф, внутренние и внешние (12 морских миль) территориальные воды, воздушное пространство. К государственной территории приравниваются речные морские и воздушные суда, передвигающиеся под флагом государства. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские воздушные и морские суда – в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Государственная территория может подвергаться изменениям. Это должно происходить на основе свободного и ясно выраженного волеизъявления народа (например, референдума). Формами изменения территории государства может быть присоединение соседней территории, или уступка, передача части территории другому государству.

3. Связанность с правом.

Государство распространяет своё влияние практически на все сферы жизнедеятельности общества. Оно обладает монопольным правом издавать закреплённые в юридических источниках и распространяющиеся на всех правовые нормы. Такой возможностью не обладает больше ни одна другая властная организация. Право является основным средством выражения властных велений.

В то же время само государство в своей организации и деятельности руководствуется правовыми нормами. В соответствии с законами и подзаконными актами строится вся система государственных органов и органов местного самоуправления. Президент, министры, прокуроры, судьи – все выстраивают свою деятельность в соответствии с принципами и нормами права, подчиняются им.

4. Государственный суверенитет.

Государственный суверенитет представляет собой политико-правовое свойство государства, заключающееся в возможности самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, решать поставленные задачи.

Суверенитет государства имеет внутренний и внешний аспекты. Государство осуществляет деятельность независимо от власти иностранных держав, которые не могут навязывать ему свою волю (независимость вовне). Кроме того, государство имеет приоритет над всеми другими властными организациями этого же общества (верховенство внутри).

5. Государственная символика.

К символике государства обычно относят его название, государственный флаг, герб и гимн. Как правило, по поводу государственной символики принимаются специальные законы, содержащие точное описание всех составляющих символов.

studfiles.net

Что такое государство? Основные аспекты

Государство — это понятие, которое употребляется часто, которое знают почти что все, начиная с самого маленького возраста. С того еще возраста, когда царь-батюшка правит в сказках своим царством-государством. Но о том, что же это такое, рассказать могут далеко не все.

Ответить на вопрос о том, что такое государство, можно множеством способов. Вот некоторые из них:

  • государство – это организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельность людей на своей определенной территории, обладающая органом принуждения и собирающая налоги и сборы для обеспечения своих внутренних и внешних функций;
  • государство – это сила, власть, организация, принуждающая человека к чему-то, и потому в своем начале несправедливая и неправильная.

И еще существует огромное количество вариаций, между тем дающих определенную и совершенно различную трактовку вопроса о том, что такое государство. В юриспруденции выделяется несколько признаков, которыми должно обладать государство:

1. Территория — четко закрепленная и хотя бы частично постоянная должна быть у любого государства.

Это условие порой хитро обходят обладатели таких организаций, как непризнанные государства.

Например, они регистрируют как территорию своего государства собственную квартиру или вообще сайт (никто не говорил, что территория должна быть реальной, а не виртуальной).

2. Право. Что такое государство — это организация, нечто упорядоченное, и как у любой организованной группы людей, у государства должны быть правила, т.е. право, законы, судебная система и т.д.

3. Аппарат принуждения – то есть полиция, ОМОН, ФБР, система штрафов и тому подобные вещи.

4. Публичная власть – важный признак государства. Это люди, профессионально занимающиеся управлением, составлением законов, сбором налогов и больше ничем.

5. Налоги и сборы на эту публичную власть, социальные услуги, а также общественные нужды типа войны, голода, неурожая или, скажем, реставрации памятников, подготовки к Олимпиаде или ремонта дорог.

6. Идеология – факультативный пункт. Идеология в государстве – религия, философия или образ жизни. В случае отсутствия идеологии государство называется светским.

7. Социальные службы – т.е. школа, университеты, больницы и т.п.

8. Суверенитет – отношение государства с другими административными единицами.

Главным ответом на вопрос о том, что такое государство, является ли тот или иной объект государством или не является, считается признание или не признание его таковым. Признавать должны, конечно, другие страны и полномочные их представители.

Ученые расходятся не только в определении государства, но и в его происхождении. Теорий относительно формы возникновения государства существует несколько: теологическая (все создал Бог, авторы – Фома Аквинский и Блаженный Августин), общественного договора (люди не могут без общества, вот и заключили договор, авторы – Жан – Жак Руссо, Д. Лорк, Г. Гоббс и некоторые другие), марксистская , расовая (государство – результат расового превосходства одних народов над другими, авторы — Губино, Ницше) и ряд других.

fb.ru

Государство — Психологос

Государство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и некоторых других территорий, разделена между примерно двумястами государствами.

Определение государства

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»Каким образом новое государство или правительство добиваются признания со стороны Организации Объединённых Наций? Каким образом та или иная страна вступает в ООН в качестве государства-члена? Неофициальный документ ООН для информации.

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 несколькими американскими государствами. Россия или СССР её не подписывала.

В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»

Приведём ещё несколько определений государства:

«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э.

1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л.Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M.

1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В.И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75). «Государство — аппарат насилия в руках господствующего класса» (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений (третье издание). — М.: Политиздат, т.20, стр.20).

«Государство есть воплощение права в обществе» Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакциею Э.Л. Радлова. С.-Петербург, 1911, стр. 64.

Государство или страна?

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

Государство, союзное государство (федерация) или союз государств?

Иногда проблематично провести чёткую грань в определении различий между понятиями «государство», «унитарное государство», «союзное государство» и «союз государств».

Более того, в истории часто одна форма перетекала в другую при централизации и наоборот — распад империй.

Происхождение государства

Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

Теории происхождения государства:

  • Патриархальная теория
  • Теологическая теория
  • Теория общественного договора
  • Теория насилия
  • Материалистическая (марксистская) теория
  • Психологическая теория
  • Расовая теория
  • Органическая теория
  • Ирригационная теория
  • Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена

Функции государства

Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Изначально любое государство выполняло триединую задачу: 1) управлять хозяйством и обществом; 2) защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых; 3) оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.

Государство как организм

Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древни, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,—в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. Московское научное издательство. 1919 г.

Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, т. е. развитие идеи в своих различиях. “Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то погибнуть должны все. С помощью предикатов, принципов и т. д. так же нельзя достигнуть суждения о государстве, в котором следует видеть организм, как нельзя с помощью предикатов постичь природу Бога, жизнь которого я должен созерцать в самом себе.Савельев : Нация и государство. Теория консервативной реконструкции (2005) : 2.1. Определение невозможно, смысл познаваем

Платон в основание своей политической философии кладет уподобление государства индивиду: государство тем совершенней, чем более оно подобно индивиду. Аристотеля точно так же встречается сравнение государства (множества) с одним человеком — многоногим, многоруким, имеющим множество чувств. Солсбери, ссылаясь на Плутарха, характеризует государство как организм, подобный человеческому телу (духовенство — душа государства и, как таковое, имеет власть над всем телом, не исключая головы государства, т. е. государя). Аналогии есть у Гоббса, Спинозы, Руссо. Органическая теория государства

Термин «геополитика» Челлен определил так: это наука о государстве как географическом организме, воплощенном в пространстве. Тезис Р. Челлена: «государство – живой организм». Это развивается в его главной работе «Государство как форма жизни»: «Государство — не случайный или искусственный конгломерат различных сторон человеческой жизни, удерживаемый вместе лишь формулами законников; оно глубоко укоренено в исторические и конкретные реальности, ему свойствен органический рост, оно есть выражение того же фундаментального типа, каким является человек. Одним словом, оно представляет собой бкологическое образование или живое существо. Как таковое, оно следует закону роста: … сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания»Рудольф Челлен — автор категории *геополитика*

В «Политическая география» Ф. Ратцеля, легшей в основу геополитики, приводится ряд основополагающих идей: 1) государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает; 2) рост государства как организма обусловлен «почвой»; 3) свойства государства составлены из свойств народа и территории; 4) «исторический пейзаж» накладывает отпечаток на гражданина государства; 5) определяющим в жизни государства является «жизненное пространство» (lebensraum). В соотвествии с этими идеями ученый дает такое определение: «Государство складывается как организм, привязанный к определенной части поверхности земли, а его характеристики развиваются из характеристик народа и почвы» Плахов В. Западная социология

Составляющая структурная единица государства как организма — семья.

Переходя от индивидуального к социальному, каждый член общества выполняет свою функцию, увеличивающую вероятность существования государства, цивилизации

Библиография

www.psychologos.ru