Теория возникновения государства ирригационная – Ирригационная теория возникновения государства — это… Что такое Ирригационная теория возникновения государства?

Содержание

Ирригационная теория государства. Суть и особенности

Как образовались первые государства? Об этом нет единого мнения. Историками рассматривается множество различных версий. Одной из них является ирригационная теория происхождения государства. В чем же заключается её суть?

Что такое государство?

Организация, обладающая политической властью, определенными механизмами контроля, принуждения, управления, называется государством. Понятие включает в себя конкретную территорию со своими границами и население, проживающее на этой территории.

Проследить появление первых государств очень сложно. Некоторые ученые, например, полагают, что они существовали всегда. С каждым годом появляются новые данные в области этнографии и археологии, что приводит к появлению все новых теорий в этом вопросе. Так сформировалась ирригационная теория происхождения государства, а также органическая, патриархальная, психологическая, теория насилия и другие.

Главная мысль большинства гипотез заключается в том, что к образованию государства приводят изменения в обществе. Развитие системы производства влияет на общественное устройство. Социальные отношения между людьми меняются, появляется неравенство. Чем больше развивается производство, тем большее неравенство это вызывает.

Ирригационная теория

Автором теории является историк, социолог и синолог Карл Виттфогель. Ученый был членом германской Коммунистической партии и интересовался марксизмом, поэтому ирригационная теория во многом отражает эту идею. Свою гипотезу Виттфогель связывает с проявлением деспотизма.

Суть ирригационной теории заключается в сооружении специальных механизмов, которые бы контролировали поступление и распределение воды на определенных территориях. В засушливых областях сооружения должны равномерно распределять воду, во влажных, наоборот, сдерживать при помощи дренажа и дамб. По мнению автора теории, это наиболее целесообразный способ ведения хозяйства в доиндустриальном обществе.

В данном случае государство возникает в условии необходимости вести сельское хозяйство и организовывать совместный труд. Использование и поддержание ирригационных систем требуют большой слаженности всего общества. Для этого небольшая группа функционеров должна вести контроль над исполнителями работ.

Ирригационная теория: плюсы и минусы

Теория Виттфогеля, как и другие, имеет ряд положений, которые доказывают или опровергают её возможность.

В качестве положительного аспекта можно назвать теоретическую возможность данной гипотезы. Она основана на известных исторических фактах. Первые государства возникали в речных долинах и использовали ирригационную систему для выращивания культур. Наиболее известными древними государствами являются Шумер, Вавилон, Древние Египет и Китай.

Ирригационная теория в основном затрагивает лишь узкий ряд восточных государств, размещенных в долинах рек. Только там использование ирригации было рациональным. Она не решает проблему возникновения горных или степных государств, поэтому можно говорить о локальности теории.

Отрицательной стороной является и выяснение первопричины. При рассмотрении теории возникает вопрос о том, что произошло раньше: образование государства с потребностью в ведении земледелия или же идея ирригационной системы, вследствие которой возникла необходимость в государстве.

Особенности ирригационного государства

Оба образования являлись авторитарными, где глава наделялся безграничной властью. Ирригационная теория Виттфогеля предполагает непременное возникновение деспотизма со стороны контролирующей структуры. Скорее всего, труд в подобном государстве будет принудительным. Функционеры, то есть управляющие, в свою очередь, смогут достичь высшей власти над населением.

Одним из последствий подобной системы является возникновение жречества и особое отношение к жрецу. Время приливов и отливов, периоды посевов определяются при помощи астрономических наблюдений и календарей. В таких условиях жрец является единственным «просвещенным», что приводит к его авторитетности и контролю над остальными жителями.

Автор заключает, что в подобном государстве не может возникнуть классовой борьбы или крупных собственников, так как общество чрезмерно подавлено правящей структурой и фактически бесправно. Степень свободы населения увеличивается, хоть и ненамного, с силой государства.

fb.ru

Ирригационная теория

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности

Материалистическая (классовая) теория

Основные положения этой теории изложены в работах Ф. Энгельса («О происхождении семьи, частной собственности и государства») и К. Маркса.

Она характеризуется двумя аспектами. Первое — государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе — в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства:

— афинская — государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий, формирующихся внутри общества;

— римская — родовое общество постепенно превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы, которые побеждают, и на развалинах возникает государство;

— германская — государство возникает как результат завоевания обширных территорий, господство над которыми при существующем догосударственном строе не представлялось возможным.

Принципиальными положениями материалистической теории являются классовая структура общества и экономическая обусловленность права. Право рассматривается как продукт классового общества и в нем находит свое отражение воля экономически господствующего класса.

Отличительные признаки государства:

— организация публичной власти;

— организация всеобщего властвования на определенной территории;

— организация принудительного насилия;

— организация, существующая за счет налогов;

— суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты).

Определения понятий «государство» и «право»

Государство — это организация власти, т.е. системы правоотношений между субъектами права на определенной территории.

Государство — это машина подавления одного класса другим (В.И. Ленин).

Государство

1 — важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей, их групп и объединений, взаимоотношений между ними и проведения своей внутренней и внешней политики.

Право — это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.

Право — это возведенная в закон воля господствующего класса (В.И. Ленин).

Социальное предназначение современного государства.

Его целесообразно определить через следующие, наиболее точно характеризующие качества:

1. Государство — универсальная организация;

2. Государство — социальный арбитр;

3. Государство — легализованное принуждение.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

studfiles.net

Ирригационная теория государства — суть, особенности возникновения и история :: SYL.ru

Возникновение первых на Земле государств — один из самых сложных вопросов в области истории, который никак не хочет открываться перед историками. Существует несчетное множество теорий, ведающих нам о том, как могла бы быть построена та или иная цивилизация, но наверняка об этом не знает никто. На повестке дня мы рассмотрим ирригационную теорию, узнаем про ее сильные и слабые стороны, выясним, насколько она объективна.

Откуда могло взяться государство?

Все живые существа, обитающие на Земле, имеют так называемую социальную жилку. Дикие животные, как и птицы или насекомые, объединяются в стаи, а вот люди, на ранних этапах своего существования, образовывали племена или общины.

Жизнь была примитивной, у человечества отсутствовали удобства, не было ни законов, ни порядков. В силу своего разума в один момент человек как вид, понял, что нужно что-то менять. Таким образом маленькие племена объединились, образовав государства. Последние, в свою очередь, возымели такие свойства, как законодательство, политический устав, механизм контроля над населением и власть. Но что именно сподвигло людей, таких разных и незнакомых, объединиться и выбрать для себя одного или нескольких лидеров, которые бы ими управляли? Или же эти лидеры самостоятельно установили контроль над остальными, поработив их?

Это и есть те самые вопросы, на которые историки не находят ответов. Нам остается довольствоваться лишь версиями, возможными вариантами развития событий. Одной из них является ирригационная теория происхождения государства, которая появилась на свет совсем недавно — в 50-е годы ХХ столетия.

История возникновения версии

Известный германо-американский социолог и историк Карл Август Виттфогель в 20-е годы заинтересовался взаимосвязью природы и общественного развития. На тот момент ученый был членом Коммунистической партии ГДР, поэтому на основании трудов Карла Маркса он развивал версию азиатского способа производства.

Суть ее заключалась в том, что экономическая и общественная формация в Древнем Китае, а также в ряде других восточных стран, строилась за счет ирригационного земледелия.

Так случилось, что после Второй мировой войны Виттфогель стал убежденным антикоммунистом, но на основании всех тех трудов, которые он изучил и написал ранее, он смог вывести четкую и понятную ирригационную теорию, которая в полной мере раскрыла историю зарождения государства.

Формулировка

Суть ирригационной теории государства заключается в том, что все люди нуждались в воде, поэтому возникла необходимость в сооружении гидравлических систем, которые могли бы обеспечить все население равным количеством этой жидкости.

Дело в том, что вода распределяется по поверхности планеты неравномерно. В прибрежных регионах люди страдают от наводнений, в отдаленных от водоемов — от засухи. Таким образом «сильные мира сего» в свое время построили ирригационные аппараты, которые дали возможность равномерно распределить как дождевую воду, так и речную, между всеми регионами, заселенными людьми. Вода направлялась не только на бытовые нужды, но и на хозяйственные. Она была необходима для полива полей и садов.

К чему это привело

Все тот же германский историк Виттфогель продолжил развивать собственную ирригационную теорию и описал дальнейшие события, которые вытекали из уже существующих «машин» по распределению воды. Для обеспечения работы таких сооружений на то время требовалась колоссальная рабочая сила, а также жесткий контроль.

В роли первого фактора выступило простое население древних государств — люди, которые пошли на эту работу, дабы обеспечить свою семью, и рабы. В роли же второго фактора выступила сама власть, которая ужесточила контроль над населением за счет обеспечения его таким ресурсом как вода.

Все этом стало причиной развития деспотизма, тоталитаризма и централизованного управления. Именно так, по мнению ученого, сформировалось государство как вид, в котором установилась четкая и незыблемая власть, а люди, живущие постоянно в нищете, могли лишь уповать на своих правителей, дающих им воду.

После того, как мы разобрались с сутью данной версии, переходим к следующему вопросу. Плюсы и минусы ирригационной теории, ее сильные и слабые стороны, объективность взглядов и суждений Виттфогеля.

Положительные аспекты

Плюсы ирригационной теории заключаются в том, что она действительно работает для целого ряда древних государств. Как доказывает нам археология и история, такие цивилизации как Египет, Шумер, Китай и ряд других — были основаны вдоль долин больших рек. Из этих водоемов люди и черпали воду, сначала ведрами, а после уже специальными «машинами», которые доставляли данный природный ресурс в самые удаленные от берегов районы.

Также ирригационная теория наглядно показывает нам, что непосредственно постройка водоснабжения и дальнейший контроль работы этой системы стали причиной зарождения тоталитаризма и централизованной власти, которая имеет место в политике до сих пор. С полной уверенностью можно сказать, что версия точна, но только для тех цивилизаций, которые имели возможность разместиться вблизи крупных рек.

Отрицательные стороны

Данная версия, увы, не дает ответа на вопрос о том, как же возникли горные государства, степные, морские. Ведь такие цивилизации как инки или ацтеки, а также жители Японии, не имели возможности расселиться вдоль рек. Одни довольствовались горными пейзажами, другие — морскими далями.

Стоит сказать, что теория не полностью объективна, так как она описывает лишь происхождение конкретных, а именно — восточных стран, но остальные остаются за бортом.

Но не нужно судить Виттфогеля строго, так как он был ориенталистом. Изначально изучал историю развития Китая, позднее перешел на Месопотамию и Египет. Очевидно, что свою версию возникновения государства он выдвинул опираясь на знания о восточном регионе, и, вероятнее всего, исключительно для того самого восточного региона.

Заключение

Вода — основа жизни. Именно этот тезис стал причиной возникновения ирригационной теории создания и развития цивилизации. Но такой, казалось бы, доступный и естественный ресурс можно также превратить в объект желания, далекий и труднонаходимый. Именно это и сделали жрецы прошлого, поработив все население, и заставив каждого работать за воду.

www.syl.ru

Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства

Выявим содержание ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства.

Основным представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является немецкий ученый Виттфогель.

Согласно положениям ирригационной теории процесс возникновения государства связан с необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается увеличением количества чиновников и государевых деятелей, которые отвечают за эффективное использование этих сооружений и использующих труд работников.

В этих условиях государство вынуждено разрабатывать и реализовывать жесткую централизованную политику. В результате оно выступает в качестве единственного собственника всех экономических ресурсов и одновременно эксплуататора (работодателя). Государство планирует, управляет, распределяет, учитывает, анализирует и т.д.

По мнению представителей гидравлической теории происхождения государства, ирригационные проблемы непременно заканчиваются формированием «агроменеджерской» цивилизации и появлением менеджерского и бюрократического классов, которые порабощают общество.

Строительство и поддержание процесса функционирования мощных ирригационных систем имели место в регионах появления первичных городов-государств: Египет, Индия, Китай и т.д.

Также понятны и взаимосвязи подобных процессов с образованием многочисленного класса чиновников и служб, которые защищали каналы от заиливания и обеспечивали судоходство по ним.

Сторонники гидравлической теории происхождения государства не ставят под сомнение факт влияния географических и климатических факторов на процесс происхождения государств.

В отдельных наиболее неблагоприятных для организации сельского хозяйства регионах эти факторы ускорили данный процесс, даже способствовали трансформации режимов конкретных государств в крайние деспотические формы.

Недостатком ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является излишне категоричное выделение отдельных элементов процесса становления государства как основных и базовых. При этом ирригационные факторы были свойственны преимущественно лишь отдельным регионам Востока.

Таким образом, представители ирригационной (гидравлической) теории преуменьшают значение социальных, экономических, военно-политических и иных факторов, которые также оказали огромное влияние на процесс происхождения государств.

lecu.ru

Ирригационная теория возникновения государства — это… Что такое Ирригационная теория возникновения государства?


Ирригационная теория возникновения государства

Ирригационная теория (современный немецкий учёный К. Виттфогель) обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупнх общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т. п.). Для этого и был создан специальный аппарат — государство

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Иррадиация (оптика)
  • Ирригография

Смотреть что такое «Ирригационная теория возникновения государства» в других словарях:

  • Ирригационная теория — Ирригационная (гидравлическая) теория происхождения государства  теория, связывающая возникновение государства с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Содержание 1 Основные идеи 2… …   Википедия

  • Теории происхождения государства — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки  [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Теории происхождения государства и права — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… …   Энциклопедия инвестора

  • Государство — У этого термина существуют и другие значения, см. Государство (значения). Титульный лист сочинения Томаса Гоббса Левиафан (1651 год), посвящённого проблемам государства …   Википедия

  • Государственность — Государство  особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.… …   Википедия

  • Государстввенное образование — Государство  особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.… …   Википедия

  • Государственное образование — Государство  особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.… …   Википедия

  • Узбекская Советская Социалистическая Республика — (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси)         Узбекистан.          I. Общие сведения          Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика)         Грузия (Сакартвело).          I. Общие сведения          Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… …   Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Ирригационная теория возникновения государства.

Количество просмотров публикации Ирригационная теория возникновения государства. — 344

Уже тысячелœетия люди живут в условиях государственно-правовой организации жизни. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили эти авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Казалось бы, истинной должна быть только одна теория, неслучайно латинское изречение гласит: — истина всœегда одна, ложных сведений должна быть сколько угодно. При этом такой схематичный подход к столь сложному социальному институту, как государство, был бы неверным. Наряду с критическим отношением важно выделить в них и то позитивное, что они содержат. Рассмотрим основные теории происхождения государства.

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства.

Теологическая теория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламской религии, католичес­кой церкви (Маритен, Мерсье и др.).

Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству с выше. Еще в древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. ʼʼЗакон дал нам Моисей, наследие обществу Иаковаʼʼ, — читаем мы в Библии. Но особенно широкое распространение данные идеи получили в XII-XIII вв. в Западной Европе. Согласно теории ʼʼдвух мечейʼʼ церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Согласно учению итальянского философа и богослова Фомы Аквинского процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

2. Патриархальная теория возникновения государства. Основоположником этой тории считают Аристотеля (384 – 322 гᴦ. до н.э ). Во времена древней Греции и рабовладельческого Рима общественное устройство основывалось на семейном укладе с сильной отцовской властью и безусловным подчинœением младших членов семьи воле отца семейства. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой – отец – становится главой государства. Монарх является отцом всœего народа; его власть неограничена и незыблема.

3. Договорная теория возникновения государства. Договорная теория происхождения государства получила распро­странение в наиболее логически завершенном виде в XVII—XVIII вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителœей данной доктрины, государство возни­кает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в ʼʼестественномʼʼ, первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединœе­ние людей на базе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолирован­ные до происхождения государства индивиды превращаются в еди­ный народ. В итоге у правителœей и общества возникает комплекс вза­имных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.

Так, государство вправе принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою террито­рию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблю­дать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления прави­телями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в по­знании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта кон­цепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схема­тичное, идеализированное и абстрактное представление о первобыт­ном обществе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ якобы на определœенном этапе своего развития осознает крайне важно сть соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объектив­ных факторов (прежде всœего социально-экономических, военно-поли­тических и пр.) И переоценка в данном процессе факторов субъективных.

4. Органическая теория возникновения государства. Органическая теория происхождения государства получила широ­кое распространение во второй половинœе XIX в. в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др.
Размещено на реф.рф
Именно в эту эпоху наука, в т.ч. и гумани­тарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителœей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогич­ны постоянным отношениям между органами живого существа, ᴛ.ᴇ. государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителœей) и средства выполнения его решений (под­данных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественно­го отбора) складываются конкретные государства, формируются пра­вительства, совершенствуется структура управления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство практически уравнивается с биологическим организмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхож­дения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять всœе закономер­ности, присущие только биологической эволюции, на социальные ор­ганизмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к пробле­мам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей базе различные причины возникновения.

5. Теория насилия. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX вв. трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении или общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народа­ми и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало го­сударство.

По мнению представителœей данной доктрины, государство — ʼʼес­тественноʼʼ (ᴛ.ᴇ. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинœение властвую­щим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сосло­вия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития обще­ства, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия были присущи процессу возник­новения многих государств (к примеру, древнегерманского).

С другой стороны, важно помнить, что степень использования на­силия в данном процессе была разной. По этой причине насилие следует рас­сматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государ­ства. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономи­ческим.

6. Психологическая теория возникновения государства. Среди наиболее известных представителœей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др.
Размещено на реф.рф
Οʜᴎ связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др.
Размещено на реф.рф
Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предуга­дывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государствен­ная.

Вместе с тем всœегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство крайне важно как для удовлетворения потребностей большей части в подчинœении, послушании, повинове­нии определœенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. Природа государства — психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителœей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных ре­шений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным дей­ствиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью .которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказы­вающий влияние на всœе социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему ха­ризмы, чтобы убедиться в данном.

При этом роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Οʜᴎ не всœегда выступают в качестве решающих причин и долж­ны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствую­щих социально-экономических, военно-политических и иных внеш­них условий.

7. Классовая (экономическая) теория. К представителям материалистической теории происхождения го­сударства обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Οʜᴎ объясняют возникновение государственности прежде всœего социально-экономи­ческими причинами.

Первостепенное значение для развития экономики, а следователь­но, и для появления государственности имели три крупных этапа раз­делœения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разде­ление труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собст­венности, благодаря чему общество раскололось на имущие и не­имущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности вы­ступает выделœение публичной власти, уже не совпадающей с общест­вом и не выражающей интересы всœех его членов. Властная роль пере­ходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Οʜᴎ создают для защиты своих экономических интересов новую по­литическую структуру — государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ прежде всœего служит инструментом воли имущих.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования об­щества как целостного организма.

Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономи­ческим детерминизмом и классовыми противоречиями при одновре­менной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс проис­хождения государственности.

8. Ирригационная теория возникновения государства. Она считает, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Сторонниками данной теории являлись многие мыслители древнего Востока, К.-А. Виттфогель.

Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всœей совокупности закономерностей, являющихся источником жизни. Задача науки состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к исследованию, а суметь сделать объективные выводы.

referatwork.ru

Ирригационная теория

Количество просмотров публикации Ирригационная теория — 792

Наиболее ярким представителœем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с крайне важно стью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджерской» цивилизации.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др.
Размещено на реф.рф
Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).

К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали данный процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

При этом в рамках данной теории излишне категорично выделœены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности

Общество в широком значении — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определœенная форма социальных отношений.

Общество и государство — понятия не совпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе помимо государства есть и негосударственные структуры: политические партии, политические движения, общественные организации и объединœения, трудовые коллективы и т.д. Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всœего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всœему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивает порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса — нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства также не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. При этом степень самостоятельности государства постоянно меняется и зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство должно выполнять функции в интересах большинства граждан, разрешать возникающие между ними противоречия, преодолевать кризисные ситуации. Вместе с тем иногда государство может играть и деструктивную роль — возвышаться над создавшим его обществом, превращаться из «слуги» в «хозяина» и т.п.

Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество — обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество — ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой — соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием (В.М. Корельский).

referatwork.ru