Теория возникновение государства – Теории происхождения государства — это… Что такое Теории происхождения государства?
Теории возникновения государства
С древних времен появлялись различные теории возникновения государства и права. Первыми из них были: теологическая, ирригационная, патриархальная, насилия и прочие. В последующем возникали другие: общественного договора, психологическая, органическая, диффузная и другие.
Существуют основные теории возникновения государства. К ним относятся:
- Теологическая теория. Ее представителями являются Аврелий Августин и Фома Аквинский. Суть теории заключается в том, что государство возникло по божьей воле. Из этого следует, что само государство и его институты вечны, святы и незыблемы, они возникают и упраздняются независимо от человека. Государство выражает волю Бога на земле.
- Патриархальная теория. Представители теории – Аристотель и Конфуций. Суть заключается в том, что государство образуется из разрастающихся с каждым поколением семей, для управления которыми необходима власть правителя, являющаяся продолжением отцовской власти.
- Теория насилия. Представители – Дюринг, Гумплович. Государство и политическая власть возникли по причине завоеваний, насилия и порабощения племен (внешнее насилие). Оно было необходимо, чтобы управлять покоренными племенами. Также государство возникло и в результате внутреннего насилия, так как группа людей подчиняет насильственно других. Оно было необходимо для расширения территорий, сбора дани, поддержания порядка, завоевания благ.
- Ирригационная территория. Крестьянин не мог в полной мере использовать ресурсы крупных рек самостоятельно. Необходимо было мобилизовать усилия всех людей, проживающих вдоль этих рек. Таким образом возникли Древний Китай, Египет и Вавилон.
Современные основные теории возникновения государства:
- Договорная теория. Представители – Дени Дидро, Томас Гоббс, Джон Локк. Государство возникло на основании общественного договора. В обоснование своей позиции представители теории приводили следующие доводы: люди первоначально находились в первобытном естественном состоянии. Каждый не считался с другими и преследовал только свои личные интересы. В результате возникала «война всех против всех». Для того чтобы сохранить общество, которое могло себя уничтожить, был заключен общественный договор, по которому люди отказались от некоторых прав ради достижения взаимных интересов и выживания. И возникло государство, призванное обеспечить эти цели.
- Органическая теория. Представители – Герберт Спенсер, Платон. Государство сравнивается с биологическим организмом. Как клетки образуют организм, так и люди государство. Институты государства сравниваются с частями организма: правитель с головным мозгом, финансы и коммуникации с кровеносной системой, обеспечивающей деятельность организма, крестьяне с руками. Выживают только самые приспособленные государства, как при естественном отборе, они постоянно совершенствуются.
- Психологическая теория. Представители этой теории возникновения государства – Петражицкий, Фрейд. Государство возникло в связи с психическими свойствами человека, а именно: слабые желают быть защищенными и хотят подчиняться сильным. Сильные хотят властвовать над другими и способны подчинить других своей воле. Государственная власть образовалась из первобытной, которая принадлежала психологически сильным людям – вождям и жрецам.
Кроме основных имеются и другие теории возникновения государства:
- Инцестная теория. Представитель – Леви-Стросс. Общество и государство возникло в результате запрета инцеста близких родственников (кровосмешения).
- Спортивная теория. Государство возникло в результате физических упражнений, прохождения игр и спорта в целом.
- и другие теории возникновения государства.
fb.ru
3. Возникновение государства. Теории. Правоведение. Шпаргалка
3. Возникновение государства. Теории
Возникновение государства – это сложный длительный процесс, эволюция, начавшаяся много тысяч лет назад в различных регионах мира.
Первыми государствами являются Древний Египет, государства Месопотамии Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древний Рим и другие.
Основные теории возникновения государства:
1. Патриархальная теория (Аристотель). Государство возникло из разросшегося семейства. Государственная власть является наследницею власти патриархальной, получившей свои права от естественного порядка, установленного природою или Богом. Правитель действует во благо подданных, его власть ничем не ограничена.
2. Естественно—правовая теория или теория общественного договора (Монтескье, Радищев А.Н.) Она основывает государство на «общественном договоре». То есть государство стало результатом действий представителей человеческого общества по их объединению, разделению обязанностей, предоставлению определенного кругу лиц соответствующих прав.
3. Теократическая (или теологическая) теория (Ф. Аквинский, Аврелий Августин). Она производит государство из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным. В результате божественного провидения кроме всего существующего на Земле созданы также право, государство, власть. Здесь нужно различать две школы:
1) первая выводит божественное установление из естественного закона. Согласно ей Бог первоначально вручает власть народу, который затем уже переносит ее на те или другие лица по своему изволению; народовластие признается единственным правомерным устройством по естественному закону;
2) другие видят волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными.
4. Теория насилия (К. Каутский). Государство было создано в результате насилия внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевания одним народом другого). Оно существует для закрепления власти «сильных» над «слабыми».
5. Психологическая (Л. Петражицкий). Возникновение государства связано и основано на свойствах человеческой психики. Причины содержатся в человеческой природе.
6. Материалистическая (классовая) теория
law.wikireading.ru
Основные теории возникновения государства
/ / / Основные теории возникновения государства
Такой общественный феномен как государство был и останется еще продолжительное время предметом научных споров и изыскания. Еще в древнее время мыслители выдвигали различные точки зрения и искали ответ на вопрос о причинах возникновения государства. Результатом этого стало появление большого количества теорий, так или иначе объясняющих возникновени государства.
Теологическая (божественная) теория возникновения государства
Можно предположить, что одной из первых стала теологическая (божественная) теория возникновения государства и права. Корни теологической теории лежат еще в философии Древнего Востока, которую продолжили идеологи христианства и ислама. Наибольшее распространение теория божественного происхождения государства получила в средневековую эпоху в трудах Формы Аквинского, Аврелия Августана, Иоанна Златоуста.
Содержание теологической или божественной теории происхождения государства в общих чертах сводится к следующему постулату: государство есть творение Бога и результат «божественного промысла». Правитель является наместником бога на земле, он призван исполнять божественнюу волю. Цель существовая государства – спасение людей.
Несомненно, божественная теория происхождения государства есть вопрос веры и ничего более, ни подтвердить, ни опровергнуть ее не представляется возможным. Однако, следует отметить, что данная теория способствовала легитимации власти в глазах обывателей, а также снимала многие социальные конфликты между государством и обществом.
Патриархальная теория возникновения государства
К числу первых теорий возникновения государства можно отнести патриарахальную теорию, возникшую еще в IV веке до нашей эры. Ее создателями являются выдающиеся представители древнегреческой философской мысли Платон и Аристотель. Другим представителем данный теории являлся англичанин Роберт Фильмер.
Патриархальная теория утверждала, что государство есть продукт разросшейся семьи в результате плавной эволюции общественных отношений. Государственная власть по своей сути является власть отца большого семейства. Основа легитимности власти – следование обычаям и традициям предков. Базовыми социальными институтами государства являются семья и общество.
Достоинством патриархальной теории возникновения государства является признание того, что государство есть порождение общества, представляет собой по сути «общение» его граждан. Недостатком патриархальной теории возникновения государства является ее недостаточная осведомленность о происхождении государства у других народов, как результат — принципы данной теории нельзя распространить на все государства.
Теория общественного договора
Договорная теория или теория общественного договора зародилась в XVII-XVIII в трудах европейских мыслителях Томаса Гоббса, Джона Локка, Поля Гольбаха, Жан-Жака Руссо и нашего соотечественника А.Н.Радищева.
Основой теории общественного договора стало утверждение о том, что государству предшествовало естественное состояние. Вышеперечисленные авторы рассматривали это естественное состояние по-разному. Томас Гоббс рассматривал его как состояние войны все против всех. Джон Локк как состояние всеобщей доброжелательности. Жан-Жак Руссо называл естественное состояние золотым веком человечества. Одна все они сходились на том, что люди, в конечном счете, были вынуждены заключить общественной договор в интересах всеобщей пользы, добровольно отказавшись от части свобод, они тем самым создали государство.
Сторонники теории общественного договора Жан-Жак Руссо и А.Н.Радищев отстаивали право народа контролировать государство, а также право на восстание против угнетения со стороны правителя.
Органическая теория возникновения государства
Органическая теория возникновения государства возникла в XIX веке под влиянием новейших достижений в области эволюции человека и естествознания. Основоположником органической теории возникновения государства стал Герберт Спенсер. Основным положением органической теории происхождения государства являлась идея о том, что государство, по сути, есть биологический организм и его происхождение результат эволюции человека. Большинство исследователей государственно-правовых явлений сходят на том, что перенесения свойств биологического организма на социальные процессы несостоятельно.
Теория насилия
Значительным шагом к пониманию процессов, которые привели к образованию государства, стала теория, разработанная в XIX выдающимися исследователями государства Людвигом Гумпловичем, Евгением Дюрингом, Карлом Каутским. Согласно ее положениям государство возникает в результате завоевания одними племенами других.
Психологическая теория возникновения государства
Психологическая теория возникновения государства была разработана Л.И. Петражицким и Г. Тардом в конце XIX века под влиянием достижений психологической науки.
Психологическая теория объясняет происхождение государства присущей человеку потребности жить в рамках организованного общества.
Историко-материалистическая теория возникновения государства
Историко-материалистическую теорию возникновения государства разработали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и В.И. Ленин. Она объясняет процесс возникновения государства классовой борьбой и усложнением хозяйственно-экономической действительности.
Интересное:
www.student-pravo.ru
Теории возникновения государства » Буквы.Ру Научно-популярный портал
Переход от доправового и догосударственного состояния к праву и государству осуществлялся в условиях разложения первобытнообщинного строя и знаменовал собой существенные изменения во всей системе социальной жизни людей.
Существует множество различных теорий (прошлых и современных), по-разному объясняющих смысл и характер этих изменений, условия и причины возникновения права и государства. Разнообразие этих теорий обусловлено как сложностью данной проблемы и пробельностью знаний о той далекой эпохе генезиса права и государства, так и существенным различием исходных позиций авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, идеологии, социально-политических взглядов и устремлений, разным пониманием самой сущности, назначения и судеб права и государства.
К тому же каждая эпоха (от древности до наших дней) накладывала свой отпечаток на эти теории, по-своему понимала и трактовала вопросы происхождения и роли права и государства. Так, соответствующие концепции древности и средневековья в целом находились под существенным влиянием мифологических и религиозных воззрений, тогда как концепции нового и особенно новейшего времени — при всех различиях между ними — носят По-преимуществу светский, рационалистический характер. Вместе с тем также и в светских концепциях (прошлых и современных) в той или иной форме присутствует влияние целого ряда положений предшествующих мистических и религиозных воззрений о происхождении и назначении права и государства.
В гносеологическом плане наличие множества различных, нередко — прямо противоположных, теорий происхождения права и государства демонстрирует относительный характер человеческого познания, отсутствие и невозможность абсолютного знания по данной проблематике, которая была, остается всегда будет дискуссионной.
Это, конечно, не обесценивает данные теории, каждая из которых по-своему освещает один из аспектов многогранного процесса формирования права и государства, вносит свой вклад углубление его познания.
Было бы поэтому неверно рассматривать одни концепции теории как полностью ошибочные, а другие (и тем более какую-нибудь одну) — как полностью правильные и истинные. Конечно, не все подобные концепции и теории равноценны, но и на пути к искомой истине все они представляют определенную, познавательную ценность.
Различные концепции происхождения и назначения права и государства дополняют друг друга и содействуют мыслительному воссозданию более полной и верной картины, смыслового образа и значения рассматриваемого сложного и многоаспектного процесса.
Положения этих различных концепций в целом ряде отношений перекрещиваются и совмещаются друг с другом. Так, мифологические и теологические представления имеются и во многих патриархальных, органических, договорных или психологических концепциях происхождения и назначения права и государства. Встречаются также различные варианты сочетания патриархальных и органических концепций и т.д.
За время существования юридической, философской и политической были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условий их возникновения продолжаются и по сей день. Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существуют при этом трудностях его адекватного восприятия со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. Во-вторых, в преднамеренном искажении процесса первоначального или следующего (на основе ранее существовавшего государства), возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. В-третьих, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными, соотносящимися с ним процессами.
Различного рода теории возникают не только в связи с неправомерным смешением процесса возникновения государства с другими взаимосвязанными с ним процессами. Аналогичная картина наблюдается и в отношении процесса зарождения и становления права, его первоначального возникновения. При этом нередко имеет место неправомерное смешение происхождения права с его развитием.
Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.
Основными теориями происхождения государства и права являются: теологическая, психологическая, патриархальная, органическая, договорная, марксистская, расовая, насилия.
Теологическая теория получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство и право — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям. При этом права – Богом данное искусство добра и справедливости.
Вместе с тем данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо в основном построена на вере.
Патриархальная теория происхождения государства. К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского и др.
Они обосновывают свою теорию на том, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.
Отсюда власть государя — продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние — его дети.
Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.
Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства и права, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные». К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория происхождения государства возникла в XVII—XVIII вв.; в логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.
По данной доктрине, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и — ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., и поэтому имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью вправе расторгнуть договор.
Согласно данной теории право возникает из самой природы человека, оно возникает само по себе на определенном этапе развития общества
С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства и права, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
С другой стороны, слабых звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение субъективных.
Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. и представлена в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.
Причину происхождения государственности и права они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (то есть путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение является основой экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Следовательно, государство и право — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности полностью отвергать нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой стороны, важно помнить, что степень его использования в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном второстепенную роль, уступая первенство социально-экономическим.
Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX в. и изложена в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.
По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны взаимосвязям частей живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.
Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления.
Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.
Вместе с тем нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.
Материалистическая теория происхождения государства. К представителям материалистической теории обычно относят Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.
Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего служит инструментом реализации воли имущих.
Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма.
Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Психологическая теория происхождения государства и права. Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других — подчинять, быть образцом для подражания.
Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.
Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психический начал личности и возникает государство.
Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющей данные решения.
Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, и его ни в коем случае нельзя игнорировать.
С другой стороны, роль в процессе происхождения государства психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.
Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX — первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.
На расовой основе создавалась особая система ценности «души расы», «чистоты крови», «вождя нации» и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови.
Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 — 1890гг.) типа: «война для государства такая же необходимость, как раб для общества», «любите мир как средство к новым войнам».
Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.
После печально-известной речи У. Черчилля в марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало «холодной» войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. «Гитлер, — отмечалось в прессе, — начал дело развязывания войны с того , что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его сторонников к тому выводу, что немцы, как единственно-полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит Черчилля к аналогичному выводу: нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира.
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Алексеев С. С. Государство и право. М., 2002.
Буттенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1998. № 3.
Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М., 2003.
Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1988. Т. 4.
Лившиц Р.З. Теория права. М., 2003.
Матузов М.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2006.
Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2003.
Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2005.
Теория государства и права / Под ред. Корельского А.С., Перевалова В.Д, М., 2003.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1981.
bukvi.ru
Теории происхождения государства
Введение
Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племени или союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т.е. упорядоченной совокупности далее вместе с общественным разделением труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией членов общества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениями имущественного, социального и функционального неравенства и возникновением политики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новой институциональной формы – власти с органами управления и контроля. Исходя из выше изложенного происхождение государства, а также дальнейшее его эвалюционирование является достаточно важным вопросом. Изучение вопроса происхождения государства, породило на свет труды деятелей и мыслителей разных эпох Аристотель, Фома Аквинский, Платон, Руссо Тард, Петражицкий, Радищев.
Развитие межгосударственных объединений зарождавшихся еще во времена Римской империи, привело к развитию и становлению международных отношений, в результате которых образовывались союзы коалиции и межгосударственные объединения. Межгосударственное объединение союз государств, созданный на основе межгосударственного договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств-участников.
Полноценное существование государства, а ровно и общества в нем не возможно без отлаженной и четко функционирующей правовой системы. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.
1. Теории происхождения государства
Общая характеристика теорий происхождения государства
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.
Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства.
Теологическая теория . Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский – XIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.
Патриархальная теория . Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.).
Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.
Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно – общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.
Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.
Органическая теория . Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (1У-Ш вв. до н.э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.
В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).
Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества. Однако некоторые положения органической теории могут быть использованы в качестве аналогов для понимания процессов, связанных с возникновением государства.
Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).
Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.
Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.
Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др., т.е. в ХУП-ХУШ вв. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых…».
mirznanii.com
Основные теории возникновения государства
Возникновение государства исторически обусловлено определенным этапом общественного развития. В примитивном первобытном обществе не было государства. Власть и общество практически совпадали. Жизнь человеческих сообществ строилась на основе родовых отношений. Постепенный переход от занятий исключительно охотой и собирательством к производящему хозяйству сделал возможными и социальные изменения. На смену родовой общине приходит территориальная. В некогда социально однородном общества появляются группы людей с различными интересами. Возникает необходимость во внешней власти, в государстве как организации, способной обеспечить согласование интересе в групп, единство, целостность, эффективность функционирования и развития человеческого сообщества. Параллельно рождается специфическая форма социального регулирования — право. Государство и право имеют исторический характер. Однако в современной науке отсутствует единство и точках зрения на вопрос происхождения государства и права. Возможно выделение ряда факторов, влияющих на возникновение конкретных государств:
1. социально-экономический — базируется на адекватной оценке обществом прогресса производительных сил. На абсолютизации этого фактора построено марксистское учение о государстве и праве как орудии классового господства.
2.экологический –основан на прямой зависимости характера среды обитания и способности человеческих сообществ к самоорганизации.
3.демографический -возникновение государства возможно при наличии определенного количества населения на конкретной территории.
4.психологический- способность данного населения обладать общими психическими чертами, ориентированными на построении государства.
5.внешний –конкретное влияние народов, обладающих государственностью на народы, которые ею не обладают.
Многообразие существующих теорий возникновения государства и права свидетельствует о сложности и неоднозначности процессов общественного развития. К числу наиболее популярных относятся:
Теологическая теория (создатели — Августин Блаженный, Фома Аквинский) определяет происхождение государства и права божественным провидением, волей Бога. Опора на сверхъестественные силы, характерная для объяснения возникновения государственности, присуща и другим (не только христианству) религиозным доктринам— исламу, буддизму, индуизму, иудаизму и др. Близка к теологической так называемая космическая теория, объясняющая возникновение государственно-правовых институций влиянием высокоразвитых внеземных цивилизаций.
Сакральная теория (Дж. Фрезер) логично продолжает теологическую. Она объясняет возникновение государства верой людей в божественную силу носителей власти (вождей, князей, царей), их так называемую харизму.
Органическая теория возникновения государства проводит
аналогию между биологическим организмом и человеческим сообществом. Подобно живому организму, государство обладает внутренними и внешними органами, оно рождается, развивается, стареет и умирает. Эту теорию разработал Г Спенсер
Психологическая теория (один из авторов — Л. Петражицкий) происхождение государства и права объясняет исключительно особенностями человеческой психики, предрасположенностью тех или иных этнических групп к различным психическим комплексам
Патриархальная теория (представитель Р. Фильмер) основана на объяснении происхождения государства и права естественным ходом общественного развития, закономерным объединением человеческих сообществ в более крупные структуры (семья — род — племя — государство).
Теория географического детерминизма (Л. Мечников, 3 Хантингтон) решающими факторами в возникновении государств считает климат, ландшафт, природные ресурсы.
Теория насилия (Л. Гумплович) опирается на понимание в качестве основного государственно-образующего фактора внешнюю экспансию, агрессивные войны.
Демографическая теория состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, обусловлены ростом народонаселения (основатель Т. Мальтус).
Технократические и технико-экономические теории(Г. Чайлд, Н. Михайловский) объясняют процесс возникновения государства только прогрессом производительных сил, переходом к производительной экономике. Разновидностью признания приоритета социально-экономических факторов в появлении государства является марксизм.
Теория общественного договора (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) исходит из понимания государства как определенной конструкции, основанной на согласии всех членов конкретного человеческого сообщества, взаимного компромисса управляющих и управляемых. Эта теория оправдывает революционную борьбу с тиранией (т.е. с несоблюдением общественного договора).
Реальная практика возникновения новых государств в наше время опирается на признанное мировым сообществом (это зафиксировано в Уставе Организации Объединенных Наций) право наций на самоопределение. Это право реализуется путем референдумов среди населения территорий, претендующих на политическую самостоятельность. В частности, именно таким путем возникло наше государство. После провозглашения 24 августа 1991 года Акта о независимости Украины наша страна полноценное признание в мире получила только после общенационального референдума 1 декабря 1991 года, когда народ однозначно высказался в пользу свободы.
studopedya.ru