Теория происхождения государства от бога – Основные теории происхождения государства кратко – норманская, психологическая, ирригационная, органическая

Самые существенные теории происхождения государства

Самые существенные теории происхождения государства

Самые существенные теории происхождения государства

На своих занятиях я всегда стараюсь донести до своих учеников теории, относящиеся к той или иной теме. Теория происхождения государства — одна из таких тем. Ее знание позволяет написать эссе по обществознанию на максимальные баллы, да и в принципе сделать вторую часть теста ЕГЭ по обществу значительно лучше. Плюс, ученик начинает в целом лучше осмысливать основные научные понятия. В этом посте я в сжатой форме объясню несколько таких теорий.

Все теории расположены по хронологии своего появления.

Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения государства появилась в древнем Китае. А уже затем ее положения были развиты Древней Греции и Европе. Авторы: Конфуций (Кун-Цзы), Мэн-цзы. Ее название отражает ее суть: патриарх — отец. Теория гласит о том, что любое государство появляется когда семейные ценности, традиции распространяются на все общество. Государство будет стабильным только в том случае, государь правит народом и уважает его подобно тому, как отец уважает своих детей и руководит ими. 

Конфуций

В свою очередь народ должен  уважать государственную власть, как дети уважают своих родителей и подчиняются им. Кроме того, в таком государстве должны соблюдаться традиции, ритуалы, как это делается в каждой семье. Особенно, согласно Конфуцию, ритуалы, этику должны соблюдать чиновники. Каждые несколько лет надлежит проводить экзамены на занятие государственных должностей.

Кстати, одним из таких экзаменов была музыка. Зачем китайские чиновники должны были сдавать музыку в качестве экзамена на занятие государственной должности? Подумайте и напишите в комментариях, там же и отвечу 🙂 Идеальный чиновник назывался в Лунь-юй (сочинение Конфуция) жэнь.

Вот было бы здорово, если бы у нас в государстве чиновники сдавали этику и музыку, авось хамства было бы меньше. Куда нам до китайцев 🙂

Теологическая теория

Название этой теории происходит от двух греческих слов: «теос» — божество и «логос» — знание. Получается, это теория божественного происхождения государства. Авторы ее средневековые клирики — представители католического духовенства: Аврелий Августин, Фома Аквинский и пр.

Согласно этой концепции, все люди порочны, ибо в пороке рождены. Причем люди не могут свои пороки обуздать в силу своей греховной сущности. Поэтому только государство силой закона может обуздать греховную природу человека. При этом Аврелий Августин выступал за верховенство духовной власти, а Фома — обосновывал необходимость существования неравенства и сословной системы общества.

Фома Аквинский

Государство появилось по Божьей воле. Ведь Бог дал Моисею Закон, следовательно государство — божественный продукт. Если ты собрался идти против действующей государственной власти, стало быть ты идешь против Бога — а это самый страшный грех.Вот так в Средневековье религия ловила в логическую ловушку верующих поданных. 

Что бы было у нас, если бы реализовалась теологическая концепция? Ну, во-первых, четыре раза в год — пост. Затем господствовал бы церковный брак, причем развестись было бы нельзя. Ну и так, по мелочи 🙂 Нравится Вам такая система? Отпишите в комментариях.

Теория завоевания

Автор этой концепции возникновения государства — австрийский ученый Людвиг фон Гумплович. Эта теория уже не исходит из веры, она сугубо рациональна. Один народ, наиболее дерзкий и брутальный, завоевывает другой народ, наименее дерзкий и брутальный. Завоеватели образуют правящий класс, завоеванный — класс управляемых.

В дальнейшем происходит смешение и народ-завоеватель «растворяется» в завоеванном народе. Теория завоевания справедлива больше для всемирной истории, чем для истории России. Ведь общеизвестно, что норманны не завоевывали древних славян, а просто возглавили русские земли, причем усвоили не только местную культуру, но и язык. Доказательством тому служит первый договор Олега с Византийцами. Его текст составлен на греческом и славянском языках, а не на норманнском.

А вот Англия, к примеру, образовалась путем завоевания. Более подробные видеоуроки и презентация по истории средневековых государств смотрите в VIP-комнате.

Классовая теория

Авторами классовой теории происхождения государства были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Государство появляется тогда, когда возникают классы. Более подробно о том, что такое класс, смотрите в моем свободном видеокурсе. Классы имеют противоречивые экономические и социальные интересы. Поэтому государство нужно для сглаживания этих противоречий. Например, правящий класс серьезно разбогател, а народ бедствует. Что делать?

Карл Маркс

Государство устраивает народные игрища, гуляния, дабы отвлечь народные массы от социально-экономических проблем. А думаете, почему постоянно на телевидении такая истерия по поводу этого непонятного Евровидения и С. Лазарева. Стране вообще никакой выгоды от этого нет. А истерия — потому что надо отвлечь народные массы от жесткого кризиса.

Понятно, что согласно Марксу все законы пишутся в интересах господствующего класса. Если правят олигархи и бизнесмены, то законы пишутся в их интересах, если — жулики и воры, то в их.

Надеюсь, вы разобрались с теориями происхождения государства. Конечно, есть и другие, но объем данной статьи, к сожалению, ограничен. Пишите, что думаете в комментариях, делитесь постом в социальных сетях.

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Теории происхождения государства. Теологическая теория — Мегаобучалка

Теологическая теория

И в прошлом, и в настоящем различные авторы — ученые и политики — пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, илирелигиозная теория. Суть этой теории достаточно проста. Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы “официальным идеологом” Ватикана, т. е. католической церкви. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром. Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть “от Бога”. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви. Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредоточив в своих руках всю власть в государстве.

 

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку. Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство.

 

Патриархальная теория Родоначальниками патриархальной теории возникновения государства являются греческие философы Платон и Аристотель. В XVII в. эту теорию развивал англичанин Фильмер. В XIX-XX вв. схожие идеи высказывали Г. Мэн на Западе и Н. К. Михайловский в России. Суть патриархальной теории состоит в том, что государство, по мнению ее авторов, является продуктом естественного развития семьи. В процессе своего развития семья разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи -патриарха, отца — превращается во власть монархическую, власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой. Данная теория отражает одну из сторон общественной жизни -реально существовавшую в период родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако она имеет и ряд существенных пробелов. Так, исторической наукой установлено, что патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения, сглаживать возникающие в обществе конфликты и др.).

 

Договорная теория Некоторые идеи о договорном происхождении власти возникли еще в древности (ранний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в античной философии (сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара). Но все-таки авторами договорной теории возникновения государства принято считать голландского философа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России договорную теорию создания государства поддерживал А. Н. Радищев. Согласно данной теории, государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создававшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения условий общественного договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ — на восстание против деспота, монарх — на наказание виновных. Основной недостаток теории общественного договора заключается в том, что ее сторонники рассматривали государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется достаточно сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфическими интересами могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. В реальной действительности общественный договор никогда не заключался. Однако теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции на практике: под ее влиянием сформировалась государственность США.

 

Теория насилия Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевоевания. Она состоит как бы из двух теорий — теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия. Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (или народа) другим, навязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов. Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др. Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось “мирным” путем). К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур. Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е.Дюрингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения.

 

Психологическая теория Представителями психологической теории происхождения государства являются французский ученый Г.Тард и русский ученый Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других -подчиняться более сильным. Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. Основной недостаток психологической теории возникновения государства заключался в том, что ее авторы не учитывали, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

 

Ирригационная теория Автор ирригационной теории возникновения государства — немецкий ученый К.Виттфогель. Суть его концепции состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т. е. государство. Свою теорию Виттфогель разработал на основе конкретных исторических фактов. Действительно, в указанных выше регионах ирригационный фактор оказал главное влияние на процесс возникновения государства. Но были и иные регионы, в которых не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны. Таким образом, теория Виттфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

 

Расовая теория Основателем расовой теории считается французский ученый Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые — “недочеловеки” (славяне, евреи, цыгане и т. д.) — слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими. С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.

Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.

 

Инцестная (половая) теория Инцестную теорию в XIX в. выдвинул французский этнограф и социолог К. Леви-Строс. Содержание данной теории составляет идея о том, что причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т. е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае его неисполнения. Постепенно они стали исполнять и иные общественные, а позднее и государственные функции. Инцестная теория основана на реальном факте истории человечества: переходе от эндогамных половых отношений к экзогамным. Однако она не способна дать полное представление о причинах происхождения государства хотя бы потому, что несмотря на то, что процесс воспроизводства рода у многих популяций животных тоже носит очень сложный характер, это не приводит к возникновению у них государства. К тому же сомнительно, что введение запрета инцеста было сознательным: уровень развития не позволял первобытным людям в полной мере представить себе все негативные последствия кровосмешения.

 

Органическая теория Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.

Органическая теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна. Спортивная теория Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.

В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции.

 

Диффузная теория Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio — распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.

Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы — когда и почему государство появилось впервые.

 

Классовая теория

Создателями классовой теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная идея авторов данной концепции заключается в том, что возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

 

 

megaobuchalka.ru

Теории происхождения государства

Теории происхождения государства

МО                                                                                         РБ

УО «Полоцкий государственный университет»

Кафедра истории и социологии

Реферат

Тема: “Теории происхождения государства”

Разработала:                                  Индюкова Т.Н.

                                          Гр. 02 ИТ-2

Проверила:                                    Скулак Н. О.

Новополоцк

2005 г

План реферата:

Введение

1.   Основные теории происхождения государства

1.1. — теологическая (божественную),

1.2. — патриархальная,

1.3. — договорная,

1.4. — насилия,

1.5. — психологическая,

1.6. — расовая,

1.7. — органическая,

1.8. — материалистическая (классовая)

1.9. – психоаналитическая

1.10. юридическая

1.11. государство Гегеля

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Следует заметить, что вопрос о происхождении государства будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

— теологическую (божественную),

— патриархальную,

— договорную,

— насилия,

— психологическую,

— расовую,

— органическую,

— материалистическую (классовую)

— психоаналитическую

— юридическую

 — государство Гегеля  теории.

1.   Основные теории происхождения государства

1.1 Теологическая (божественная)

Представители: Фома Аквинский

Государство от бога.

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — XIII в.), идеология Ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую другую концепцию). Она обосновывает господство духовной власти над светской властью, церкви над государством. Каждому человеку предписывается смириться перед волей Бога, установившего государственную власть, подчиниться той власти, которая санкционирована церковью. Теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

В теологической теории трудно найти элементы, приемлемые для современной светской трактовки происхождения государства. Её рациональным зерном можно считать идею об утверждении порядка как общего блага в государстве. Правда, такой порядок, согласно этой теории, создается с помощью божественной силы, что исключает активность личности.

1.2 Патриархальная

Представители: Аристотель, Михайловский

Государство возникает непосредственно из разросшейся семьи, где власть монарха – это власть отца над членами семьи.

Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

Согласно этой теории государство произошло из патриархальной семьи, в результате ее разрастания: семья — совокупность семей (селение) — совокупность се­лений (государство). То есть государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти.

Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к образованию селений, их объединения создают государство.

Таким образом, государство предстает как результат семейных взаимоотношений, а власть монарха трактуется как продолжение власти отца (патриарха) в семье, носящая «отеческий» характер. В наше время эта теория не может быть воспринята, однако ее некоторые элементы, прежде всего роль семьи в ста­новлении государственности, должны учитываться.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

1.3 Договорная (естественно-правовая)

Представители:    Гоббс, Джон Локк, Дидро, Руссо, Радищев

Государству предшествует естественное состояние людей, чтобы организовать общество сделать его послушным и управляемым, необходимо заключить общий договор, чтобы исполнять его. Данный общественный договор заключается с избранным народом правительством. Важнейшим условием такого договора признается охрана частной собственности, и обеспечение безопасности граждан.

Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция, Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По этой теории, до появления государства, люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.).

В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

Вопрос о том, что собой представляет Общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, равно как и многие аналогичные им вопросы получили наиболее яркое и основательное освещение в ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712 — 1778) и особенно в его знаменитом труде «Об Общественном договоре».

Основная задача, которую призван решать Общественный договор, состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”.

По мере развития человеческой мысли данная теория также совершенствовалась. В XVII- XVIII вв. Она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи естественной теории в этот период поддерживались и развивались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии — это Гуго Гроций и Спиноза, в Англии — Томас Гоббс и Локк, во Франции — Жан Жак Руссо, Гольбах. В России одним из главных представителей этой теории права был Радищев.

Изложенные в их работах идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) и в других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека  получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

Например, в Конституции РБ.:

Ø   Каждый имеет право на жизнь (Ст. 24)

Ø   Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности (Ст. 25)

Ø   Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (Ст. 28)

Ø   Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (Ст. 33)

Ø   Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Ст. 45)

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляет единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

1.4 Теория насилия

Представители: Дюринг, Каутский

Авторы делают акцент на роли войн, необходимости чужих и удержании своих территорий в образовании Государства, считали что основой общественного развития, являются политические отношения, а экономические являются следствием политических актов,  то есть, основа развития насилия, как форма государства.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) объясняет возникновение государства как результат войн, насильственного подчинения одними людьми других (у Е. Дюринга — части общества другой частью, у Л. Гумпловича и К. Каутского — одного племени другим).

Они отрицают внутренние социально-экономические причины происхождения государства. Все государственно-правовые институты, существующие в обществе, выводятся ими из голого насилия. Насилие лежит и в основе возникновения частной собственности.

Государственная власть, по мнению Л. Гумпловича, возникает из физической силы, из господства племени, которое сначала физически преобладает над другим племенем, а потом пре­вращается в господство класса.

К. Каутский подчеркивал, что только там, где есть насилие, возникает деление на классы. Это деление на классы возникает не вследствие внутреннего процесса, а в результате захвата од­ной общины другой. В итоге возникает одно объединение из двух общин, одна — господствует, другая — угнетает.

Оценивая эту теорию, следует отметить, для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того, чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских и венгерского государств.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность, объективно присутствовали ми сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные положения.

Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным путем.

1.5 Психологическая

Представители: Петрожитский

Государство возникает как результат добросовестного подчинения людей, представители государственной власти исходя из особенностей человеческой психики, то есть, людям свойственно властвовать и подчиняться.

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Её представителями были Г.Тард, Л.И.Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии — такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются  современной теорией государства и права.

1.6 Расовая

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX — первой половине  XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности «души расы», «чистоты крови», «вождя нации» и т. п. Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война.

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику «узаконенного» уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

1.7 Органическая

Представители: Спенсер

Государство формируется и существует по биологическим законам, как живой организм и социальная эволюция, это лишь часть общей эволюции.

Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.*

В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Такое представление о государстве кажется, на первый взгляд, наивным и ненаучным, однако и здесь есть рациональное зерно. Оно выражается в признании связей законов общественной жизни и законов природы, понимании того, что человек стано­вится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом с волей и сознанием. Иными словами, человек первоначально является творением природы, затем — членом общества, а потом — гражданином государства. Позитивным можно назвать обоснование дифференциации (деление на классы) и интеграции общественной жизни (объединение людей в государство).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

1.8 Материалистическая

Материалистическая (классовая) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и  социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных  социальных  слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает  противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

Эта теория имеет немало достоинств. Экономический фактор, положенный в основание становления государства, способен лучше объяснить общественные явления, чем другие факторы — психологические, биологические, моральные, этнические, хотя и они должны учитываться. Классовый подход дает возможности для анализа возникновения государства, для определения сущности государства. Однако он не является единственным и приоритетным для всех времен и народов. Чрезмерный акцент на роли классов и классовой борьбе в возникновении государства привел сторонников этой теории к ряду мифологических выводов. Государство объявлялось временным явлением, возникшим вместе с возникновением классов. Считалось, что государство отомрет вместе с отмиранием классов и установится общество коммунистического самоуправления.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма — классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебей2ской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.

Германская форма — государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

1.9 Психоаналитическая

Представители: Фрейд.

Государство необходимо, для задерживания агрессивных комплексов человека.

1.10 Юридическая

Представители: Коркунов, Трубецкой

Рассматривает происхождение Государства исключительно с правовой точки зрения, как юридический  олицетворение нации.

1.11 Учение о государстве Гегеля

Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770-1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).

Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.

По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Заключение

Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство — явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).

Я считаю, что каждая из рассмотренных теорий раскрывает только одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Сторонники каждой концепции считают именно свою концепцию достоверной. Однако все эти теории нужно рассматривать в некой взаимосвязи. Хотя это вовсе не означает, что их можно просто взять и сложить и сказать, что так образуется государство. Возникновение государства обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-то одну в качестве определяющей. Реальное государство возникает в ходе длительного естественно-исторического развития общества.

По-моему мнению, процесс возникновения каждого государства настолько уникален, что требует отдельного рассмотрения, понимания конкретной ситуации, условий.

Однако считается, что в наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостоянию двух позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего путем насилия, путем принуждения. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Список литературы

1.  Конституция РБ, 2005г.

2.  Советский Энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия, 1989

3.  Политология, учебник для вузов под ред. Решетникова, 2005г.


 

diplomba.ru

Основные теории происхождения государства

Количество просмотров публикации Основные теории происхождения государства — 696

Теократическая теория.Одной из самых старых теорий происхождения государства является теократическая теория, согласно которой носитель власти или отождествляется с божеством, или воспринимается как посланник Бога, получающий непосредственно от него свои права. Теократическая теория всœегда имела и имеет своих сторонников в лице религиозных деятелœей Древнего Востока, античных философов, богословов средневековья (Фома Аквинский), светских ученых ХVII-ХIХ вв. (в Голландии – Клавдий Салмазий, во Франции – Жозеф де Местр, в Германии – Фр.
Размещено на реф.рф
Шталь), современных идеологов ислама и католической церкви.

Теократическая теория принимала различные формы и развивалась в трех базовых направлениях: 1) государство как форма человеческого общения установлено непосредственно волей Бога и предписано им человеку; 2) государство имеет божественное происхождение, потому что всœе в мире совершается по воле Бога; 3) божественное происхождение имеет не само государство, а власть конкретного верховного правителя.

В христианском мировоззрении отождествление носителя верховной власти с Богом невозможно, в связи с этим власть воспринимается как божественное установление, а обязанность повиноваться власти выводится из предначертания Бога. Суть теократической теории в ее христианском варианте выражена в известном изречении апостола Павла: ʼʼВсякая душа властям предержащим да повинуется: несть-бо власть аще не от Бога, сущий же власти от Бога учинœены сутьʼʼ.

Сторонники теократической теории придавали различный смысл тексту апостола Павла. Одни считали, что власть конкретного правителя установлена Богом, и потому ей нужно повиноваться. Такая трактовка использовалась для обоснования монархической власти в том или ином государстве. Так, Жозеф де Местр считал, что ʼʼвсякая государственная власть происходит от Бога и всœе государи осуществляет свою власть как исполнители божественной волиʼʼ. Другие полагали, что христиане обязаны повиноваться ʼʼсущимʼʼ, ᴛ.ᴇ. существующим властям, ибо всякая власть вообще исходит от Бога, но это не означает, что та или иная конкретная власть установлена Богом. В современной теологии выражение ʼʼвся власть от Богаʼʼ принято понимать в том смысле, что всœе совершается в мире или волею Божьей или с соизволения Божьего, но непосредственная власть устанавливается людьми.

Следует подчеркнуть, что христианская религия, которая послужила основой европейской культуры, менее всякой другой дает основание для теократической теории. Христианство в отличие от многих других религий не возникло параллельно с государством, в течение трех веков оно существовало независимо от государства и внутри его. Отношение христианства к государству в течение долгого времени было либо безразличное, либо даже прямо оппозиционное. Отзвуки теократической теории сохранились в современных конституционных монархиях. В официальный титул монарха в поныне входят слова ʼʼБожьей милостьюʼʼ. Данный титул первоначально не имел того смысла, который вкладывается в него позднее. Он был заимствован светской властью у духовенства, в вначале служил выражением не сверхчеловеческой гордости, а, напротив — христианского смирения. Эти слова указывали на то, что своим положением государи обязаны не своим личным заслугам, а лишь соизволению Бога. В указах французского короля Карла Великого можно встретить такое объяснение этого титула: ʼʼданный сан, ᴛ.ᴇ. королевская власть, который хотя и недостойному даровал мне Богʼʼ. Выражение ʼʼБожьей милостьюʼʼ приобретает иное политическое значение и начинает указыватьʼʼ божественное происхождение монархической власти в период борьбы светской власти с духовной. Данный титул стал означать независимость светской власти от духовной.

Критика теократической теории ведется по разным направлениям: несоответствия данной теории историческим фактам, недостаточной аргументированности ее базовых положений, противоречивости отдельных суждений и т.д. При этом подобного рода критика не достигает своей цели, так как теократическая теория в любых ее формах — ϶ᴛᴏ вопрос веры, а не научного знания.

Патриархальная теория. Данная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения – семьи, рода. Само название данной теории (от слова патриарх – праотец, родоначальник) указывает на то, что государство возникло да расширения родового союза, а государственная впасть есть не что иное, как развитие и продолжение власти родоначальника, отца семейства, которая переходит сначала во власть родового старейшины, а потом во власть государственную.

Умозрительно можно представить, что семья, естественно, увеличиваясь, трансформировалась сначала в семейную общину, затем в родовую организацию и, наконец, в государство. Под эту логическую схему можно найти и соответствующие исторические факты.

Основатель формальной логики древнегреческий философ и ученый энциклопедист Аристотель полагал, что естественное стремление человека к общению привело к созданию семьи – первоначального вида человеческого общения. И данный вид общения обусловливается не сознательным решением, а естественным стремлением к продолжению рода человеческого. Объединœение семей ради потребностей жизни приводит к появлению более совершенного вида общежития – селœения. Общество, состоящее из нескольких селœений, по мнению Аристотеля, есть вполне завершенное государство, существующее ради достижения благой жизни. Из всœего сказанного Аристотель делает вывод, что ʼʼгосударство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть, существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловекʼʼ.

Аристотель рассуждал не только как логик. Исторический взгляд на происхождение государства также дает определœенные основания для патриархальной теории. Родовое начало можно встретить в истории многих древних государств. Так, Римское государство возникло в результате объединœения 300 родов, и было организовано и управляемо по образцу семей. Как указывал известный немецкий историк Теодор Моммзен, государственное устройство у римлян развилось на тех самых основах, как семейный их быт и было повторением – в более широкой сфере – семейных отношений. Соединœением родов составилось государство, из их земельных участков образовалась его территория. Каждый законный потомок одного из родоначальников был гражданином этого государства, они и именовались ʼʼотцовыми детьмиʼʼ. Перед государством всœе его члены были равноправны, хотя внутри семей взрослые сыновья подчинялись воле отца.

При этом данный пример и другие исторические факты, имевшие значение в истории возникновения государств, не раскрывают общей причины их образования. Патриархальная теория не дает ответа на главный вопрос: в силу каких причин государство приходит на смену семейной, родовой или племенной организации.

Исторически семья никогда не существовала изолированно и вне более всœеобъемлющей организации, ᴛ.ᴇ. рода, племени или государства. Вместе с тем, генетически семья не предшествовала роду или племени и тем более такой форме общения, как селœение. Семейные отношения развивались внутри рода или племени и в своей эволюции прошли несколько стадий: от кровнородственной семьи, основанной на групповом браке, до моногамной семьи, основанной на господстве мужа над членами его семьи.

Семья, род, фратрия и племя – всœе эти объединœения людей представляют различные степени кровного родства. Дальше племени или союза племен развитие кровнородственной организации не пошло. Кровнородственное начало в социальной организации — ϶ᴛᴏ тупиковая ветвь развития видов человеческого общения. Тем более власть отца не является предтечей государственной власти, так как уже в семейной общинœе и родовой организации не обязательно правит старший. К примеру, в патриархальной семье типа задруга, которая еще совсœем недавно встречалась у сербов, болгар и других народов, высшее управление принадлежало домохозяину. Он избирался и отнюдь не обязательно должен был быть старшим по возрасту. В родовой организации различных племен старейшины и вожди нередко избирались из состава самого рода.

Родовая организация либо перестраивается в государственную, либо, как пережиток прошлого, постепенно разрушается внутри государства.

По своей форме она может иметь внешнее сходство с государственной, однако, по существу качественно отлична от государственного устройства. В государстве принципиально изменяется система и структура властных отношений: общественная власть превращается в особую публичную (государственную) власть, племена – в народы, обычаи и традиции – в право, кровнородственная Общность – в политическое и территориальное объединœение людей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство, хотя и выросло из недр родового строя, не является его прямым продолжением. Патриархальная теория указывает нам на то, что ничто не возникает на пустом месте, что в организации древних государств можно найти следы родового строя, однако она не раскрывает общей причины их образования.

Договорная теория относится к числу рационалистических объяснений происхождения государства. Образование государства воспринимается как результат свободной и сознательной воли человека, как некий воображаемый или действительный юридический акт заключения общественного договора. При этом предполагается, что до возникновения государства люди жили в естественном состоянии. Οʜᴎ не только не были подчинœены государству, но не составляли общества, не были связаны никакими социальными узами.

Естественное состояние рода человеческого понималось различными авторами по-разному. Английский мыслитель Томас Гоббс представлял его в виде дикой анархии, войны всœех против, всœех. Государство учреждается путем заключения договора для того, чтобы с его помощью избавиться от ʼʼразнузданного состояния безвластияʼʼ. По мнению Т. Гоббса, договор заключался между всœеми членами государственного союза, а силу которого будущие подданные отказывались от всœех своих прав в пользу суверена и признавали за ним неограниченную власть над собой. Подданные же по отношению к верховной власти прав не имели, и в связи с этим она не могла быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.

Другой английский мыслитель Джон Локк также считал, что до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. При этом оно не было состоянием войны всœех против всœех. Наоборот, в данном состоянии господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого. Государство же создается в целях более надежного обеспечения естественных прав граждан, зашиты личности и собственности.

Договорной теории придерживались многие выдающиеся философы, однако наибольшую популярность она приобрела в той форме, которую ей придал крупнейший французский мыслитель Жан Жак Руссо. Вместе с тем его изложение данной концепции не является наиболее простым и легким для понимания. В одной из своих работ Руссо предупреждал, что он не владеет искусством быть ясным для того, кто не хочет быть внимательным.

Ж.Ж. Руссо, как и его английские предшественники, исходил из того, что люди первоначально находились в естественном состоянии, где нет еще частной собственности, где всœе свободны и равны. При этом, уже в данном предгосударственном состоянии ʼʼнарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и. отчаявшийся, не мог уже ни вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений, им сделанныхʼʼ. Выход из этого тупика был один – создать государственную власть и закон, которым будут подчиняться всœе. Дальнейший ход рассуждений Руссо выходит за рамки генезиса государства. Объяснение происхождения государства служит у него как бы философским предисловием для оправдания идеального демократического государства, основу которого составляет народный суверенитет. Следовательно, народ вправе не только установить форму правления, но и вообще расторгнуть сам общественный договор и возвратить себе естественную свободу.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, договорная теория происхождения государства Руссо должна рассматриваться в неразрывной связи с его общим учением о государстве. Умозрительный характер договорной теории дал основания для всœесторонней критики ее базовых положений. Много интеллектуальной энергии затрачено на то, чтобы оспорить второстепенные вопросы договорной теории. В частности, указывается, что данная концепция не соответствует историческим фактам, что люди всœегда жили в общественном состоянии, что первобытный человек не мог придумать государство и понять выгоды совместного существования. При этом подобного рода критика теряет смысл, так как сторонники договорной теории и не пытались основывать ее на исторических фактах. Историко-фактологическая проблема происхождения государства служила лишь неким гипотетическим фоном для обоснования государства, для оправдания его политических, юридических, организационных и этических основ. Договор рассматривался не как историческая реальность, а как политический идеал, к которому нужно стремиться, как регулятивная идея, согласно которой нужно оценивать государственную жизнь.

Органическая теория. Эта теория появилась в конце XIX в. и представляет собой одну из самых крупных научных гипотез в учении о государстве и обществе. Органическая теория объясняет происхождение государства действием тех же сил и законов, которыми определяется жизнь природы. Государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим. Согласно этой концепции цепь живых существ, которая идет от простейших организмов к более сложным и доходит наконец до человека, не кончается на нем, а развивается дальше. За человеком, или точнее, над человеком существует целый ряд высших организмов. Это – организмы общественные, которые состоят из отдельных людей, как организмы животных и растений из клеток.

Сравнение государства с организмом старо как мир, его можно встретить у античных авторов- и у многих мыслителœей более позднего времени. При этом метафорические аналогии государства с живым организмом нельзя рассматривать как научную теорию. Появление органической теории связано с успехами естествознания, и попыткой некоторых ученых перенести законы естественных наук на область общественной и государственной жизни.

Наиболее выдающимся, представителœем органической теории был английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), который один из первых использовал методы естественных наук для познания законов развития общества и государства. Философскую основу органической теории составляет учение об эволюции. Следует особо подчеркнуть, что в концептуальном плане Г.Спенсер на семь лет опередил Ч.Дарвина, который самостоятельно разработал свою эволюционную теорию происхождения видов. Главным в спенсеровской трактовке эволюции является то, что в наиболее общих чертах законы развития, присущие неживой и живой природе, можно распространить на человека и общество.

Г.Спенсер различал три вида эволюции: неорганическую, органическую и нужнорганическую, которая протекает в обществе. Он представил развитие общества как процесс постепенного объединœения различных мелких социальных групп в более крупные и сложные, которым он дал название ʼʼагрегатыʼʼ. Этим названием охватывались такие формы общественной организации, как род, племя, орда, города-государства и другие социальные системы.

Анализируя процесс возникновения государства и политических институтов, Спенсер утверждал, что существуют следующие закономерности развития общественных организмов:

1. Общества, подобно живым телам, начинаются в формах зародышей. Οʜᴎ, как и биологические организмы, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растут, увеличиваются в объёме;

2. По мере роста общества усложняется его структура, происходит дифференциация социальных функций;

3. Общество, как и биологический организм, состоит из элементов (индивидов и клеточек), связанных между собой определœенными системами отношений;

4. В обществе, как и в организме, даже когда жизнь целого расстроена, отдельные составные части, по крайней мере, неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время, могут существовать автономно.

При первом прочтении работ Спенсера органическая теория воспринимается как примитивная и некорректная в научном отношении аналогия, так как очевидно не только сходство, но и существенное отличие живых организмов от общества. При этом, словно предвидя подобные упреки, Спенсер сам проводит непреодолимую грань между биологическими и социальными организмами, подчеркивает их несходство и различия, признает ограниченные возможности и пределы метода аналогий. Он особо подчеркивает, что между живым телом и телом политическим не существует других аналогий, кроме общности базовых принципов организации и признания социальной эволюции частью эволюции вообще. Главное различие между живым и социальным организмом состоит в том, что ʼʼобщество существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества. Следует всœегда помнить, что как бы не были велики усилия, направленные на благосостояние политического агрегата͵ всœе притязания этого политического агрегата сами по себе суть ничто и что они становятся чем-нибудь лишь в той мере, в какой воплощают в себе притязания составляющих данный агрегат единицʼʼ.

Оценивая органическую теорию в целом, можно сделать следующие выводы:

1. Государство в данной концепции воспринимается как вид социального организма в эволюционном развитии общества;

2. Государство есть не сознательное создание человека, как это имеет место, к примеру, в договорной теории, а естественное произведение сил природы;

3. Общественная власть, разновидностью которой является власть государственная, — ϶ᴛᴏ естественное господство целого над частями;

4. Основной закон социального развития по органической теории – закон выживания наиболее приспособленных обществ и государств. Революция — ϶ᴛᴏ болезнь социального организма.

Теория насилия. Критическое отношение к рационалистическому объяснению происхождения государства привело к появлению принципиально новых концепций историко-материалистической направленности, из которых наибольшее распространение получили теории насилия и экономического материализма. Теория насилия опирается на исторические факты и шлет причины возникновения государства в материальных условиях жизни общества. Ее сторонниками были Л.Гумплович, Е.Дюринг, К.Каутский и другие.

Наиболее полно и последовательно теория насилия изложена польско-австрийским социологом и государствоведом Людвигом Гумпловичем в его работах ʼʼРаса и государство. Исследования о законе формирования государстваʼʼ и ʼʼОбщее государственное правоʼʼ, Л.Гумплович считал, что люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество, по его мнению, с самого начала было разделœено на расово-этнические группы, которые постоянно враждуют между собой. В результате порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Совместное существование на одной территории двух или более враждебных групп требует установления определœенного порядка в форме государственной организации.

Л.Гумплович полагал, что он открыл высший и универсальный закон истории, согласно которому ʼʼсильнейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в единœении превзойти третьего, тоже сильного, и так далееʼʼ. На основании этого утверждения он делает вывод: ʼʼВ случае если мы четко осознаем данный простой закон, то кажущаяся неразрешимой загадка политической истории будет разгадана намиʼʼ.

Причины вражды между отдельными социальными группами Л.Гумплович объясняет двумя факторами: расово-этическими различиями и стремлением людей к удовлетворению своих материальных потребностей.

На многочисленных исторических фактах основано суждение ЛГумпловича о том, что в отдаленные исторические эпохи войны между отдельными племенами завершались почти поголовным уничтожением побежденных. Позднее пленных стали оставлять в живых и превращать в рабов. В этих условиях существование общества без государственного принуждения становится невозможным. Возникновение и развитие института рабства, по мнению Л.Гумпловича, создает реальные условия и предпосылки для образования государства. Пока племя состоит из ʼʼсходных между собой единоплеменниковʼʼ, из ʼʼличностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществеʼʼ, между ними нет вражды, войны, а, следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же, как неизбежный спутник всœех завоеваний, появляются рабы, возникает и развивается институт рабства, а вслед за ним – и государство.

Характеризуя природу государства, Л.Гумплович делает следующий вывод: ʼʼИстория не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначеʼʼ. Насилие – ʼʼвот родители и повивальная бабка государстваʼʼ. Можно согласиться с тем, что насилие – повивальная бабка истории. При этом это не проясняет вопроса о том, что является первопричиной возникновения государства как социального института. Насилие существовало и в догосударственном обществе, однако государство появляется лишь на определœенной ступени исторического развития. Насилие является лишь одной из форм разрешения социальных противоречий, но не причиной их возникновения. Данная теория оставляет без ответа вопрос, почему более сильные захотели и сумели подчинить себе более слабых. В случае если завоевание является лишь средством присвоения определœенных материальных благ, то причины зарождения государства следует искать в экономическом строе общества.

Идеи Л.Гумпловича получили широкое распространение во многих странах, в т.ч. в Германии, Франции, США, России и др.
Размещено на реф.рф
Так, американский социолог Л.Уорд представлял процесс зарождения государства следующим образом: 1) покорение одной расы другою; 2) происхождение каст; 3) постепенное смягчение этого положения, устанавливающего значительное неравенство личное, общественное и политическое; 4) подстановка на место чисто военного господства законного порядка и рождение идеи права; 5) происхождение государства, в котором всœем присваиваются права и обязанности; 6) соединœение разнородных элементов в народ; 7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.

Многие другие философы и государствоведы, развивая взгляды Л.Гумпловича, выделяли в теории насилия два аспекта:

1) вопрос о генезисе государства;

2) вопрос о его сущности.

При этом исходными причинами и условиями возникновения государственности как социального института признавалось именно насилие.

В критике теории насилия преобладает в основном этико-философский подход, так как с исторической точки зрения весьма сложно оспаривать тот факт, что завоевание было творцом большинства государств. В этико-философском плане критическому анализу подвергается не столько концепция происхождения государственности, сколько сама идея государства как аппарата насилия.

Историко-материалистическая теория происхождения государства подробно освещена в отечественной учебной и научной литературе. В ее основу положен диалектико-материалистический метод познания государственно-правовой действительности, согласно которому всœе общественные явления, в конечном счете, сводятся к материальным условиям жизни общества. Производительные силы и производственные отношения образуют основу общественной жизни, а всœе остальное – государство, право, политика, вся культура — ϶ᴛᴏ лишь надстройка над экономическим базисом.

Наиболее полно историко-материалистическая теория возникновения государства изложена в работе Ф.Энгельса ʼʼПроисхождение семьи, частной собственности и государстваʼʼ, написанной им в 1884 году. Суть этой концепции можно схематично изложить так: ʼʼпоявление частной собственности в результате общественного разделœения труда и роста его производительнос- ти – возникновение имущественного неравенства – раскол общества на антагонистические классы – появление государственной власти как организованного насилия одного класса над другимʼʼ. Непосредственная причина образования государства – раскол общества на классы с непримиримыми интересами. ʼʼГосударство, – писал В.И.Ленин, – есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не бывают примиреныʼʼ.

Историко-материалистическая теория происхождения государства имеет свои положительные качества и недостатки. К положительным качествам можно отнести следующие:

1. Процесс образования государства воспринимается как чисто фактический, а не как проявление божественной воли или сознательной планомерной деятельности человека.

2. Представляется плодотворной попытка определить те общественные потребности, которые обусловили переход от догосударственного состояния к новому типу политического общения.

3. Достоинством данной теории является то, что происхождение государства рассматривается не как скачок, дату которого можно установить с некой исторической точностью, а лишь как общий принцип перехода к государственному, состоянию.

К наиболее существенным недостаткам историко-материалистической теории относится то, что в государствах Древнего Востока не было частной собственности. Следовательно, рушится вся историческая и логическая схема происхождения государства. Для данной теории, как и для большинства учений XIX – начала XX века, характерен европоцентристский взгляд на общественное развитие, при котором не принимаются во внимание социальные процессы в глобально мировом масштабе. В своей работе ʼʼПроисхождение семьи, частной собственности и государстваʼʼ Ф. Энгельс, перечисляя последовательные стадии в истории человечества от первобытного стада до буржуазного государства, практически ничего не говорит о зарождении государственности в странах Древнего Востока. Он проследил разложение родового строя и образование государства на примерах греков, римлян и германцев. По существу, Ф.Энгельс продолжает идущую от Аристотеля традицию рассматривать социальную историю Древнего Востока и Западной Азии как примитивную и варварскую. Сегодня европейский эгоцентризм полностью отвергнут наукой. На основании новейших исторических данных можно утверждать, что сама идея государственности берет свое начало не в греческих городах-полисах, а в государствах Древнего Востока, которые имели развитую систему управления в условиях иерархического, но не классового расслоения общества.

Более частные недостатки историко-материалистической теории происхождения государства, как правило, отмечаются в современных учебниках. В основном они сводятся к тому, что Ф.Энгельс использовал труды американского ученого Л.-Г.Моргана, которые в значительной степени устарели и опровергнуты современной этнографической, археологической и исторической науками.

Попытки модернизировать историко-материалистическую теорию привели к созданию концепции восточного (азиатского) пути возникновения государства. При этом и в данном варианте первопричиной возникновения государства признается классовое расслоение общества, ᴛ.ᴇ. суть теории, по существу, остается неизменной.

В данном курсе лекций изложены лишь те теории происхождения государства, изучение которых предусмотрено программой курса ʼʼОбщая теория государства праваʼʼ. В философских, политических и юридических науках существуют и другие концепции происхождения государства. Одни из них утратили свое значение, другие не получили достаточно широкого научного признания. К числу первых относится, к примеру, патримониальная теория. Она объясняет происхождение государства исходя из права собственности на землю. Власть собственника на землю постепенно преобразуется во власть над живущими на его земле людьми. Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией, составляющей необходимый элемент государства. Преобразование частных отношений в публичные имело место в процессе образования феодальных государств, ᴛ.ᴇ. в тот период, когда идея господства была уже хорошо известна.

К современным концепциям происхождения государства относится ирригационная (гидравлическая) теория немецкого ученого К.А.Витгфогеля. Согласно этой концепции возникновение ранних государственных образований в долинах рек Нила, Евфрата͵ Тигра обусловлено крайне важно стью строительства крупных ирригационных сооружений. В процессе строительства и эксплуатации мощных ирригационных систем возник особый бюрократический класс, поработивший общество. При этом данную теорию нельзя признать убедительной, так как строительство грандиозных ирригационных сооружений могло осуществляться в условиях уже сформировавшегося высокоорганизованного общества. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ни одна из рассмотренных теорий не может претендовать на истину в последней инстанции. Причина почти одновременного зарождения государственности в различных районах мира до сих пор остается загадкой истории. Не исключено, что сама постановка вопроса о познании обшей причины происхождения государства является псевдонаучной. В пользу этого предположения можно высказать следующие суждения. В первую очередь, в общественных науках не существует универсального и общепризнанного определœения государства. При рассмотрении данной проблемы под государством принято понимать и восточные деспотии, и античные города-государства, и удельные княжества, и современные государственные образования. Вместе с тем причины возникновения названных политических образований различны. Вместе с тем, сам термин ʼʼгосударствоʼʼ стал употребляться для обозначения политического общества сначала в Италии (конец XIV – начало XV в.), затем в Англии и во Франции (середина XVI в.). Это новое понятие выражало новую объективную реальность. Использование современной терминологии применительно к прошлому нередко приводит к его искажению.

Во-вторых, процесс образования государств воспринимается как поступательное движение от низших социальных форм к высшим, от первобытного общества к государству. При этом исторические факты свидетельствуют, что наряду с образованием государств идет обратный процесс их распада и исчезновения. Многие исторически известные государства превратились в примитивные социальные организации, на базе которых впоследствии возникли новые государственные образования. Русский историк Карамзин так охарактеризовал вечное движение и смену социальных форм жизни: ʼʼНам едва известны имена древних азиатских народов и царств, но по некоторым историческим отрывкам, до нас дошедшим, можно думать, что сии народы были не варвары… Царства разрушались, народы исчезали, из праха их, подобно как из праха фениксов, рождались новые племена…ʼʼ.

В третьих, процесс зарождения государственности нельзя зафиксировать с достаточной точностью ни во времени, ни в пространстве. Известно лишь то, что за тысячелœетний период с 4 тыс. до 3 тыс. лет до нашего леторасчёта возникли политические образования с централизованным аппаратом власти и управления. На основании имеющихся исторических данных невозможно установить точку отсчета для определœения временных границ происхождения государств.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исторические науки не дают нам ответа я на вопрос, как и где зародились ранние государственные образования. Датировка с точностью до тысячелœетий не позволяет судить даже о том, что предшествовало государству – первобытное состояние, родоплеменная организация или какие-то иные политические общности, которые принципиально отличались от государства. Общее учение о государстве не содержит ответа на вопрос, что есть государство по своей исторической сущности. Из множественности определœений государства рождается и многообразие теорий его происхождения.

referatwork.ru