Теория происхождения государства и права патриархальная теория – Теории происхождения государства » Привет Студент!

Патриархальная теория происхождения государства

Выявим содержание патриархальной теории происхождения государства.

Наиболее известными представителями патриархальной теории происхождения государства являются философ Аристотель, английский мыслитель Фильмер, русский социолог Михайловский и др.

Сторонники патриархальной теории происхождения государства обосновывают тот факт, что люди – это существа коллективные, которые стремятся к общению, что приводит к появлению семьи.

В дальнейшем её развитие и увеличение в результате объединения людей и роста количества семей приводит в итоге к возникновению государства. Таким образом, согласно патриархальной теории, государство – это результат разрастания семьи.

Следовательно, власть государя есть как бы продолжение власти отца (патриарха), которая является неограниченной. Так как власть патриарха изначально признается как божественное явления, то подданным следует беспрекословно подчиняться государю. При этом сопротивление подобной власти считается недопустимым.

Согласно положениям патриархальной теории происхождения государства только отеческая забота монарха может создать необходимые для человека условия и обстоятельства жизни. Как отец в семье, так и руководитель в государстве не выбирается и не смещается подданными, поскольку они являются его детьми

Следует отметить, что аналогия государства с семьей допустима, так как структура современной государства появилась не сразу, а эволюционировала от простейших форм. Они действительно могли быть сопоставимы с первобытной семьей. Помимо этого, патриархальная теория происхождения государства формирует ореол святости, уважения государственности и власти, родства всех в своей стране.

Однако представители теории патриархального происхождения государства заметно упрощают процесс возникновения государственности. Они фактически экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а категории «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются с категориями «государь», «подданные».

К тому же, согласно исследованиям историков, семья как социальный институт появилась практически параллельно с возникновением государства в рамках процесса разложения первобытнообщинного строя.

lecu.ru

Патриархальная и договорная теории происхождения государства

Патриархальная теория происхождения государства

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Замечание 1

Суть теории заключается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи. Согласно этой теории люди являются существами коллективными, стремящимися к взаимному общению, которое должно привести к возникновению семьи. Позже развитие и разрастание семьи в итоге соединения людей, а также разрастания числа семей, ведут к формированию государства. Власть государя является естественным продолжением отцовской власти семейного «патриарха».

Плюсами теории является то, что она:

  1. Абсолютно справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  2. Позволяет устанавливать порядок в обществе в результате подчинения «воле отца»;
  3. Оказывает поддержку в вере людей в неразрушимость мира;
  4. Помогает раскрывать роль главы государства, на которую претендует индивид, который обладает серьезным опытом.

Минусы:

  1. Не позволяет раскрывать процессию появления государства во всех областях мира;
  2. Не может объяснить следующее, что если государство является единой семьей, то почему происходит война?
  3. Не в силах объяснить жесткость законов.

Патриархальная теория предусматривает происхождение государства конкретно из разросшейся семьи, а вся власть монарха конструирует из отцовской власти над членами семьи.

Замечание 2

Точно так же, как и теологическая теория, патриархальная направляется на обоснование неограниченной власти монарха, царя, но исток этой власти наблюдала уже не столь в ее божественном происхождении, сколько же в тех формах семьи, где произрастали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Родилась данная теория в Греции, обоснование она получала изначально в трудах Аристотеля, но развиваться стала в 17 веке в трудах англичанина Фильмера «Патриарх». Фильмер, являясь сторонником неограниченной королевской власти, делал попытки, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который получил власть от бога, отдал впоследствии данную власть собственному старшему сыну — патриарху, а тот собственным потомкам — королям.

В Китае эту теорию развил Конфуций (551 — 479 годы до нашей эры). Он рассмотрел государство в образе большой семьи. Императорская власть была подобна власти отца, а отношения правящих и подданных являлись семейным отношениям, где младшие находятся в зависимости от старших, должны быть преданными своим правителям, быть почтительными и слушаться абсолютно во всем старших. Правители обязаны заботиться о собственных подданных, как это всегда было приняты в семье.

Договорная теория происхождения государства

  1. Теория общественного договора, которую основал Ж.Ж. Руссо.

    По мнению Руссо люди в «догосударственном» (естественном) состоянии владеют прирожденными правами и свободами. После во имя мира и ради благополучия заключается общественный договор между каждым без исключения членом общества и формируемым государством. Люди делятся частью собственных прав государственной власти, принимают обязательство подчиниться ей, а государство обязано сохранять неотчуждаемые права человека, такие как право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей является основой законной власти, по мысли Руссо. В результате каждая из сторон является одним из участников такой воли. Суверенитет всецело принадлежит народу, а правители являются уполномоченными народа, которые обязаны отчитаться перед ним. Все эти идеи Руссо излагал в наиболее известной своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» в 1762 году.

    На основании теории Руссо, государство является субъектом, который образован людской волей, то есть воля людей является первичной, а государство, – производным от этой воли, вторично. Государство является созданием людей, и государство может быть таким, каким его хотели бы видеть граждане (люди).

  2. Теория общественного договора Т. Гоббса.

    Гоббс считал, что естественным состоянием человечества является состояние «войны всех против всех». Чтобы прекратить эту войну, важно договариваться, объединиться. Но данная договорённость не прекращает войны, даже в том смысле, в каком видел ее понимание Гоббс. Люди, которые объединены в государство, под властью, к примеру, монарха, продолжают претерпевать лишения. Очевидна социальная расслойка общества, и как последствие, преступления против личности и собственности. Гоббс же, наоборот, доказал, что как быстро власть добровольно передается правителю, к примеру, князю, то он – князь – сейчас наделен неограниченными полномочиями. Гоббс превознес роль государства, которое он наделил абсолютным суверенитетом. В вопросах о формах государства Гоббса — на уровне монархии.

  3. Теория общественного договора Дж. Локка.

    Один из известнейших теоретиков гражданского общества – это философ британского происхождения Дж. Локк, который выступил противником власти военной феодальной аристократии в пользу демократического правового государства. Идеалом данного государства представляется подотчетность короля и лордов закону, то есть монархия конституционного типа. Локк предусмотрел особенный конституционный механизм, который препятствует государству выходить за грани полномочий, был первым кто предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно теории Локка, люди еще до образования государства находились в естественном состоянии, при котором каждый из них был обладателем власти, которая вытекала из закона.

  4. Теория общественного договора А.Н. Радищева.

    Представителем договорной теории в России был революционный демократ А. Н. Радищев, он утверждал, что государственная власть принадлежит всему народу, передана ему от монарха, и должна быть подконтрольна народу. Люди же, входя в государство, только ограничивают, а вовсе не утрачивают собственную естественную свободу. Отсюда он вывел право народа на восстание, революционное свержение монарха, если тот допустил злоупотребление властью, произвол.

spravochnick.ru

Основные теории происхождения государства | Kursak.NET

Вопрос о возникновении государства интересовал мыслителей всех времен и народов, поэтому не потерял и в наши дни своего значения и актуальности. В отечественной теории государства и права на данный момент преобладает плюралистический подход, поэтому до сих пор ни одной из теорий происхождения государства не отдается какого-либо существенного предпочтения. Ведя разговор о возникновении государства, рассмотрим наиболее известные теории о его происхождении.

Теологическая теория происхождения государства

Это одна из самых ранних теорий происхождения государства к ее представителям можно отнести Аврелия Августина, Иоанна Златоуста, Альберта Великого, Жозеф де Местра и др. Однако наиболее ярким представителем этой школы является теолог Фома Аквинский (Томас Аквинат, 1225 – 1274 г.г. Сочинения «О правлении властителей», «Сумма теологии» и др.), который разработал целое научное направление на стыке античной философии и теологии, получившее в честь него название «томизм».

Суть теории заключается в следующем. Государство, как и весь окружающий человека мир создан богом. Государство это «промысел божий», оно существует до тех пор, пока это угодно богу. Государь (монарх, правитель) является проявлением бога на земле, и церковь подтверждает его божественное право на управление людьми. В ранних источниках права (законы Хаммурапи, законы Ману и др.) мы находим документальную аргументацию этому подходу. Считалось, что в монархе течет «божественная» кровь (фараон в Древнем Египте считался сыном бога Солнца – Ра, император Японии – сыном богини солнца Аматерасу, император Китая – сыном Неба), что давало им право осуществлять полноту власти на всей территории государства, не неся за свои поступки никакой юридической ответственности, кроме ответственности перед богом.

В данное время современная наука не признает, но и не отвергает существование Бога, но сама теория признана в отечественной теории государства и права ненаучной. В Европе теория получила дальнейшее развитие, т.к. во второй половине XX века французским философом и социологом Жаком Маритэном было создано новое научное направление «неотомизм», которое обосновывало происхождение и развитие государства, общества, личности с точки зрения христианских догматов.

Патриархальная теория происхождения государства

Патриархальная теория происхождения государства была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Ее представителями являются Платон, Аристотель, Конфуций, Фильмер, М.М. Покровский, Н.К. Михайловский и др.

Основателем данной теории по праву считается известнейший греческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.), который достаточно подробно рассмотрел проблему происхождения государства в своём сочинении «Политика».

Возникновение государства Аристотель связывает с инстинктивным стремлением людей к общению, обусловленным даром речи, служащим не только для выражения радости  и печали, что свойственно животным, но и для того, чтобы «высказывать, что полезно и что вредно и также что справедливо и что несправедливо…». Поэтому государство, по мнению философа, является естественной формой общежития, так как человек по природе своей создан для сожития с другими, ибо он является «существом политическим», существом, гораздо более общественным, нежели пчёлы и все другие живые существа[1].

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер в работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную теорию происхождения государства доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином. Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.

Поэтому суть теории сводится к тому, что государство ассоциируется с разросшейся семьей, где монарх является главой этой семьи – «патриархом», обращающийся и управляющий своими подданными, как отец своими «детьми».

Если же оценивать патриархальную теорию применительно к объективному процессу происхождения государства, то выявляются, как и во всякой другой доктрине, свои плюсы и минусы. Изучение архаичных структур, сохранившихся до наших дней, позволяет, по мнению части специалистов, утверждать, что Аристотель и его последователи были во многом правы. Например, наблюдая за жизнью, бытом североамериканских индейцев, ученые пришли к выводу, что зачатки государственных структур у изучаемых племен, действительно, создавались по аналогии с семьей. В то же время, другая часть ученых доказывает утверждение о том, что основные положения этой теории убедительно опровергаются современной наукой, ибо якобы установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в ходе разложения первобытнообщинного строя.

Однако теория не может претендовать на универсальность, т.к. непонятно, как могли её создатели увязывать задачи государственного управления, прежде всего обороны и агрессии, с функциями семьи – воспроизводства потомства и совместного потребления.

Патримониальная теория происхождения государства

Теория была разработана швейцарским историком и государствоведом Карлом-Людвигом Галлером (1768-1854), который обосновал ее в своей работе «Реставрация политической науки».

Суть теории. Государство произошло из поземельной собственности (патримониум – право на земельный участок). Инстинкт территории присущ уже птицам и животным. Человек им также обладает, но только в еще большей мере и более обостренно. Издавна между общинами, племенами происходили стычки за территорию, которая была основой пропитания в эпоху присваивающей экономики. Когда человек перешел к производящей экономике, скотоводству, пахотному земледелию, земля не перестала быть объектом использования, более того, человек оказался к ней при­вязан накрепко, поскольку и один, и другой вид производства предполагал оседлый образ жизни.

В первобытном обществе земля принадлежала общине, племени в целом и находилась в коллективной собственности. Затем происходит концентрация власти в руках вождей (и соответствен­но им передается распоряжение землей). Постепенно власть переходит во власть государственную, и собственником земли объявляется государь (король, царь и т.п.). Именно из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих, на ней людей.

Право собственности на землю является первоосновой господства над территорией и ее людским субстратом. Представление о принадлежности всей земли королю или князю долгое время держится в Германии, Франции, Англии и России. Государь в свою очередь передает, дарует, жалует землю своим подвластным. Подобным образом образует феодальный сюзеренитет.

Поскольку государь считался патроном всей земли, то и необходимые расходы государства долгое время производились только за счет частных средств государя. Налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как знак личной подчиненности. Органы управления формировались из его частных слуг. Сами же должности составляли частное состояние, продавались, как и вся собственность. Военная служба не считалась повинностью, а основывалась на договорном найме. Такова суть патримониальной теории.

Недостатком теории можно считать, что при возникновении государства не учитываются политико-юридические, природно-климатические, экономические, культурные и другие факторы, поэтому она также как и предыдущие теории не может претендовать на универсальность.

Ирригационная теория происхождения государства

Автором теории является немецкий ученый Карл Виттфогель (1896-1988 г.г. Соч. «Восточная деспотия»).

Суть теории. Государство возникло в регионах оросительного земледелия и развитой системы водоснабжения (каналов, арыков, дамб и др.). В Древнем Египте люди жившие на берегах Нила научились управлять ежегодными наводнениями и распределять воды Нила на прилегающие территории с помо­щью системы каналов, дамб и водоподъемных устройств.

В Передней Азии между руслами двух больших рек — Тигра и Евфрата — долины во время весны затапливало разливами рек, а затем в результате засушливого климата они превращались в болота. Поэтому местным племенам, как и в Египте, нужно была провести титаническую работу, чтобы осушить болота и оросить сельскохозяйственные поля, превратить высыхающую после разлива степь в цветущие сады.

Совершенно очевидно, что сложные и трудоемкие ирригационные работы требовали умелой организации и управления большой массой людей. Поэтому ее стали осуществлять специальная категория людей, способная охватить своим умом весь ход ирригационного строительства, устранить возможные препятствия в ходе строительства организовать и проконтролировать выполнение работ по очистке каналов, обеспечения по ним судоходства, защиты от нападений других племен. Считают, что эти «организаторы» впослед­ствии став управленцами-чиновниками, расширив свою компетенцию и передавая должности по наследству, стали первыми государствен­ными служащими. Таким образом, в создании государства главным оказался ирригационный фактор. Теория подтверждается историческими фактами возникновения Шумерского, Египетского, Вавилонского государств, государств в Древней Индии (в долинах рек Инд и Ганг), Китае (долины рек Янцзы и Хуанхэ). Однако ирригационным фактором можно объяснить лишь происхождение государства в регионах с жарким климатом, но не на всем земном шаре.

Психологическая теория происхождения государства

Психологическая теория была разработана французским социологом Жаном Габриелем Тардом (1843-1903 г.г.) в работах «Социальные законы», «Общественное мнение и толпа» и российским правоведом, социологом, философом Львом Иосифовичем Петражицким (1867-1931 г.г.) в работе «Теория права и государства в связи с теорий нравственности».

Суть теории. Государство образовалось в результате деления общества психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять.

Человек существо социальное, у которого есть психологическая необходимость жить в рамках организованного общества и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому психика человека, его чувства, эмоции, переживания играют значительную роль в социальных процессах, в т.ч. создании государства. Однако люди не равны по своим психологическим качествам, одни люди обладают определенной «харизмой», их отличает желание повелевать и подчинять себе других людей, другие люди склонны подчиняться, преклоняться перед авторитетом. Первые становятся лидерами в обществе, а затем представителями публичной власти и составляют государственный аппарат, создают государство.

Действительно, люди по своим психологическим качествам отличаются друг от друга, их психологии имманентно чувство солидарности, коллективизма, ответственности, что существенно отличается от психики животных.

Поэтому данная теория – это значительный прорыв в юридической науке, т.к. она кладет в основу создания государства не экономические факторы, а именно психологические (духовно-нравственные) причины.

Недостатком теории можно считать отрицание материальных факторов (экономических, классовых, ирригационных и др.). Кроме того, в основе теории лежит психологическое чувство солидарности людей, но при этом люди с момента своего рождения постоянно воюют друг с другом, война является вполне привычным занятием при разрешении международных конфликтов, что не укладывается в рамки соответствующей концепции.

Договорная теория происхождения государства

Ее представителями являются Гуго Гроций (1583-1645 г.г. Сочинение «О праве войны и мира»), Томас Гоббс (1588-1679 г.г. Сочинение «Левиафан…»), Джон Локк (1632-1704 г.г. Сочинение «Два трактата о правлении»), Жан Жак Руссо (1712-1778 г.г. Сочинение «Об общественном договоре, или принципы политического права») и другие.

В основе теории лежит положение о том, что государство есть результат договора между людьми, социальными группами и иными социальными общностями. Причины для заключения этого общественного договора, каждый из мыслителей видел по-разному. Т.Гоббс, например, считал, что «человек человеку – волк» и люди находятся в состоянии постоянной вражды (состояние войны всех против всех), поэтому для защиты жизни, здоровья, имущества люди ограничили свои естественные права в пользу создания государства. Джон Локк считал, что государство как продукт общественного договора, необходимо для защиты естественных прав человека, обеспечения мира и безопасности в обществе. По мнению, Ж.Ж. Руссо, государство необходимо для достижения и обеспечения равенства между людьми.

Но все сторонники данной теории единодушны во мнении, что общественный договор и создание государства преследует цель достижение людьми всеобщей пользы и блага.

Достоинством данной концепции является ее демократический характер, опирающийся на определенные исторические факты (например, создание государства – Соединенных Штатов Америки в процессе борьбы за независимость), отход от теологических позиций в создании государства и права. К недостаткам теории можно отнести, то, что она не подтверждена фактами заключения соответствующих общественных договоров при создании первых государств. Кроме того, недостатком данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и его правителями. Учитывая, что человеку с рождения присуще чувство полной свободы и нежелание каких-либо ограничений, то сомнительно, что тысячи или миллионы людей одновременно готовы поступиться своей свободой и подчиниться государственной власти.

Кроме того, также видна недооценка в происхождении государства объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных (духовно-нравственных) начал.

Инцестная (половая) теория происхождения государства

Эту теорию выдвинул и обосновал французский социолог и этнограф Клод Леви-Стросс (1908-2009 г.г., Соч. «Антропология», «Первобытное мышление»). Сторонниками данной теории являются отечественные ученые Л. Васильев[2], А.П. Бутенко[3].

Суть теории. Исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, существования первобытнообщинного строя появления родов, а затем и племен стало введение запрета на кровосмешение и вступление в брак близких родственников (инцест).

Поддержание запрета инцеста требовало наличие особых органов, групп людей, которые бы осуществляли контроль за соблюдением запрета и применяли принуждение, осуществляли наказание в отношении нарушителей. В последствие компетенция этих контрольных органов, социальных групп расширяется (например, проведение свадебных обрядов между представителями разных родов, посвящение юношей в воины, проведение различных состязаний между представителями племен и др.) и они становятся прообразом будущей государственной организации.

Теория подтверждается неопровержимым фактом наложения табу на инцест в первобытном обществе и наличием социальных институтов, механизмов принуждения для выполнения данного запрета, которые в большинстве племен на себя брало народное собрание и совет старейшин, которые изгоняли из племени нарушителей, что в условиях того сурового времени было равносильно смерти. Однако только процессами человеческого воспроизводства, без учета политических, экономических, культурных и иных факторов развития общества вряд ли можно объяснить возникновение государства.

Насильственная теория происхождения государства (теория насилия)

Была разработана в XIX веке немецкими учеными Карлом Каутским (1854 – 1938 г.г., сочинения «Этика и материалистическое понимание истории», «Материалистическое понимание истории»), Евгением Дюрингом (1833-1921 г.г., сочинение «Ценность жизни») и австрийским экономистом, социологом Людвигом Гумпловичем (1838-1909 г.г., сочинения «Раса и государство», «Борьба рас», «История теорий государства»).

Суть теории заключается в том, что государство – это результат конфликтов, междоусобных столкновений между людьми. Е.Дюринг является основателем теории внутреннего насилия, предусматривающей насилие одной социальной группы (большинства) над другой (меньшинством) в рамках одной общности, при этом элита создает государство, как механизм управления и принуждения над обществом.

Л. Гумплович, К.Каутский является представителями теории внешнего насилия, когда государство создается в результате агрессии (нападения) одних народов (племен, наций) на другие, и возникает необходимость нации-победителю удержать завоеванную территорию, побежденные народы, богатства в своем владении и подчинении.

Теория подтверждается историческими примерами (Римская империя, империя А.Македонского, Золотая Орда и т.д.) и большинство ученых согласны, что насильственный фактор присутствовал при создании многих государств. Однако завоеваниями, войнами, междоусобицами нельзя объяснить возникновение всех государств, т.к. не учитываются природно-климатические, культурные, экономические и иные факторы (например, Древние Египет, Китай, Вавилон и другие государства, основанные в очагах «поливного» земледелия). Поэтому данная теория также не может претендовать на право считаться универсальной.

Расовая теория происхождения государства

Была разработана на рубеже XIX-XX веков французским социологом Жозефом Артуром де Гобино (1816-1882, сочинение «Опыт о неравенстве человеческих рас») и впоследствии была развита немецкими учеными Фридрихом Ницше (1844-1900 г.г, соч. «Воля к власти»), Гансом Фридрихом Карлом Гюнтером (1891-1968 г.г.«Расология немецкого народа», «Расология Европы»), английским философом, социологом Хьюстоном Стюартом Чемберленом (1855-1927 г.г., сочинение «Основы XIX века»).

Суть теории. Теория не представляет какой-либо целостной концепции и включает множество более частных теорий, но все они сводятся к одному, что человеческие расы неравноценны между собой и белая европейская раса является носителем цивилизации и следственно государственности для других отсталых народов желтой и черной расы. Приверженцы данной теории в качестве аргументов приводят возникновение институтов государственности у народов Африки, Азии, Америки в результате их колонизации европейскими государствами Англией, Францией, Испанией, Россией, Голландией, Бельгией и др. и возникновения у них в последующем государства и права по образцу метрополий. Но несмотря на исторические факты, сама основа теории является антинаучной, т.к. современная генетика доказала несостоятельность идей о неполноценности человека в зависимости от его расовой принадлежности (например, половину населения США составляют выходцы из Азии, Африки, Южной Америки; действующим президентом США является Барак Обама – афроамериканец, что не мешает занимать данному государству лидирующие позиции в мире). Поэтому данная теория, несмотря на аргументы своих сторонников не объясняет глубинность процессов создания государства, т.к. опять же не учитывает экономические, культурные, климатические, географические и другие факторы в жизни народов.

Спортивная теория происхождения государства

Ее основателем в начале XX века стал известный испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955 г.г., Соч. «Восстание масс», «История как система», «Спортивная теория происхождения государства»).

Суть теории. В первобытном обществе были распространены охотничьи танцы, когда люди перед отправлением на охоту изо­бражал на скале или земле то животное, на которое ему предстояло охотиться, и наносил по изображению удары или стрелял по нему из лука. Совершая эти магические действия, человек в то же время закалял свою волю, вы­рабатывал точность глаза и меткость руки и т.п. Военные походы также требовали от своих участников физической силы и воинских навыков, что могло быть достигнуто путем долгих и изнурительных тренировок.

Проведение обряда инициации у юношей, также сопровождались различными соревнованиями и играми (бег, борьба, стрельба из лука, метание копья, скачки на лошадях, плавание и др.).

Естественно, что проведение тренировок, военных и спортивных состязаний требовало тщательной организации и контроля со стороны старейшин племен, жрецов, опытных воинов, формировавших специальные коллегии, которые впоследствии стали выполнять не только военно-спортивные, но и политические функции (например, проведение олимпийских игр, внешние сношения с другими племенами, решение вопросов войны и мира, руководство военными отрядами и др.), Что постепенно приводит к перерождению этих коллегий (собраний, советов) в государственные институты.

Несомненно, подтверждение этой теории мы можем найти в существовании античных государств (Древняя Греция, Древний Рим), где существовал культ здорового и физически развитого человеческого тела, мужчины как спортсмена-атлета и физически сильного, выносливого воина. Спортивные и военные состязания носили религиозный (сакральный) характер, победители олимпийских игр приравнивались к полубогам (героям), их образ запечатлевался в скульптурах, а они нередко становились вождями (царями) своих племен (народов).

Однако, Древняя Греция и Рим – это отдельно взятые государства, зарождение большинства государств в Европе, Азии, Африке, Южной Америке шло по совершенно иному пути (например, строительство гигантских ирригационных, религиозных, военных сооружений у египтян, китайцев, майя, ацтеков; развитие торгово-денежных отношений в Европе, Азии; религиозный фактор в Индии, Вавилоне и т.д.). Кроме того, у большинства даже современных народов (народы Крайнего Севера, индейцы в Амазонской сельве, аборигены в Австралии, бушмены или пигмеи в Африке), несмотря на имеющиеся охотничьи обряды, спортивные состязания и т.п., государственность так и не наступила.

Органическая теория происхождения государства.

Получила широкую известность в XIX веке в связи с развитием естественных наук, к ее наиболее известным представителям можно отнести швейцарского юриста Иоганна Каспара Блунчли (1808-1881 г.г., соч. «Антропологические очерки», «История общего государственного строя и политики с XVII в. до настоящего времени».), французского социолога Рене Вормса (1869-1926 г.г., соч. «Организм и общество»), английского философа Герберта Спенсера (1820-1903 г.г., соч. «Позитивная политика»).

Суть теории. Общество – это живой организм, которое также развивается по законам природы. Государство это тоже живое существо, которое рождается, взрослеет и затем умирает. Происходит определенный естественный отбор, в больном обществе существует слабое государство, которое погибает, т.к. оно поглощается более сильным государством, соответственно более сильным и здоровым народом. Еще античные мыслители Платон и Аристотель в V – IV веке до н.э. сравнивали государство с человеком, т.е. с разумным существом. Эта мысль получила развитие в работе Г. Спенсера «Основание социологии», который используя аналогии и термины из биологии выявил определенные общие закономерности в развитии человеческого общества и живых организмов. Человеческое общество (государство) также как и биологические организмы проходит путь эволюции, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация).

В государстве (живом теле) все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга (это он называл регулирующей системой в общественном организме), используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организма, обеспечивают его жизнедеятельность (это – система органов пищеварения). Господствующие классы отвечают за внешние функции, т.е. обеспечивают оборону. Есть в организме и специализированная «распределительная система» или своего рода кровеносная система (торговля, транспорт и иные средства сообщения)[4].

Кроме того, научной и учебной литературе по теории государства и права мы встречаем упоминание о волюнтаристской теории происхождения государства (Суть теории: возникновение госу­дарства является последствием волевых усилий конкретной личности, например в государствах африканского континента. Основатель: Дж. Ф. Мейтленд-Джонс) и функциональной теории происхождения государства (возникновение государства объясняется как удовлетворение потребности в выполнении ряда функций, возникших на определенном этапе развития общества и не имеющих своего субъекта. Представитель: А. Н. Соколов[5]).


[1] См.: Аристотель. Политика / История политических и правовых учений: Хрестоматия // Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Городец, 2000. С.26.

[2] Васильев Л. Становление политической администрации / Л. Ваксильев // Народы Азии и Африки. 1980. № 1. С.175.

[3] Бутенко А.П. Государство его вчерашние и сегодняшние трактовки / А.П. Бутенко // Государство и право. 1993. №7. С.19.

[4] Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М.: Высшее образование, 2009. С.77.

[5] Соколов А.Н. Теория права и государства. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2002. С.15.

kursak.net

Характеристика теорий происхождения государства и права

Рассмотрим характеристику основных теорий происхождения государства и права.

К основным теориям происхождения государства относят следующие: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории рассматривает какой-то один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства широко распространилась в средневековье. Основателем данной считается Фома Аквинский, труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было названо как наиболее соответствующее духу и целям католицизма.

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему.

К представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Фильмера, Михайловского и др. Они утверждают, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства. Таким образом, оно представляет собой продукт разросшейся семьи, который характеризуется как своеобразная большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По нему люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей.

Теория насилия была оформлена в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину возникновения государственности они усматривали в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.

Органическая теория происхождения государства приобрела широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. В эти времена наука испытала на себе огромное влияние идеи естественного отбора, предложенной Дарвином.

Согласно данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого идентичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая является разновидностью биологической эволюции. Оно является разновидностью биологического организма, а также имеет свой мозг (правителей) и инструменты реализации его решений (подданных).

Представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.

Важнейшее значение для прогрессивного развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда: выделение земледелия и скотоводства, появления ремесла, выделение купечества.

Разделение труда и совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности. Вследствие этого появился избыточный продукт, который способствовал возникновению частной собственности. В результате в обществе возникли имущие и неимущие классы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти, интересы которого различаются с интересами всего общества. Власть получают богатые люди и специальная категория управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они формируют новую политическую структуру – государство, которое создает право как инструмент управления.

К представителям психологической теории возникновения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они объясняют появление государственности особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью человека во власти над другими людьми, стремлением подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в способностях, которые первобытный человек придавал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.п. Их магическая сила и психическая энергия (они противостояли злым духам, предсказывали будущее и т.п.) формировали условия для зависимости сознания представителей первобытного общества от данной элиты. Именно из власти, которая приписывалась этой элите, и появляется государственная власть.

Главным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. Патримониальная теория объясняет возникновение государства земельной собственностью.

По мнению Галлера, государство (как и земля) является частной собственностью правителя. Они властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

Ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является Виттфогель. Он объясняет возникновение государственности необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это приводит к росту количества чиновников, которые обеспечивают эффективное использование этих сооружений и используют труд остальных граждан. Оно выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, подчиняет, распределяет, учитывает и оценивает. Для этого создается право.

Право предстает перед теорией государства и права как достаточно сложный социальный институт с совокупностью факторов и условий, которые вызывают его появление и развитие. Осмысление происхождения права занимает важную часть всех теоретико-правовых концепций.

Прежде всего, это договорная (естественно-правовая) теория права, о содержании которой говорилось выше при рассмотрении теории происхождения государства.

Теологическая теория права предполагает божественное возникновение права как вечного явления, которое отражает Божью волю и высший разум. Однако данная теория не отрицает присутствия в праве природных и человеческих начал. Религиозные мыслители говорят о том, что право – это Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью.

lecu.ru