Теории происхождения права кратко – Теории происхождения права Теологическая (божественная) теория происхождения права

Теории происхождения права кратко, характеристика

Развитие юридической науки неизменно включало размышления на тему происхождения самого права. В итоге сходные мнения объединялись в теории на эту тему. Они не только стали проявлением научной мысли своего времени, но и отражают особенности государств и устройства общества того периода. Рассмотри основные теории, из плюсы и минусы.

Одни из самых первых

Право формировалась вместе с развитием общества. Уже в ранние периоды государственности появились первые концепции его происхождения. К ним можно отнести патриархальную, теологическую и регулятивные теории происхождения.

Патриархальная

Старейшая модель появления права — патриархальная теория. Ее основанием считается Аристотель, а среди последователей М.Н. Покровский и Н. К. Михайловский. В ее рамках государство и прав тесно связаны. Государство происходит из первичной ячейки – патриархальной семьи и становится единственной формой организации общества.

Оно же возникает, развивается и существует вместе с ним. Монарх становится аналогом отца для семьи – граждан. Эта теория не оставляет свободы для человеческой воли и социальной активности, она далека от демократичности.

На видео-теории происхождения права кратко:

Теологическая

Одна из наиболее старых теорий появления права – теологическая. Самые известные ее представители Ж. Маритен, Форма Аквинский и И. Волоцкий. Концепция базируется на убеждении в том, что право – вечное явление, в основе которого лежит проявление высшего разума или воли Бога. Общества древней Греции, Рима и Египта были глубоко пропитаны религиозными убеждениями. По их верованиям боги могли вступать в контакты с людьми, лично выражать свою волю и карать за проступки. Мораль и право были неразрывно связаны.

Законодательство устанавливалось волей богов, а наказание за нарушение наступало от их имени. Эта теория тесно переплетает правовые и государственные аспекты. В итоге и власть, и право настолько плотно переплелись с религией, что Демосфен назвал его изобретением и даром богов.

Регулятивная

Регулятивная теория возникла на заре государственности. В ее рамках право тесно связано с государством, так как возникает из необходимости построения и сохранения порядка на всей территории страны. Под порядком понимается комплекс отношений, все более усложняющийся в ходе развития общества. По мере развития жизни общества все сферы общественной жизни все регулируются все более жестко, и формируется право.

Эта теория рассматривает его в его развитии и этот подход верен, анализ правовых источников показывает одновременное усложнение права и общественной жизни. Однако, она переоценивает достоинства права и мыслительные способности человека, так многие явления были урегулированы только в ХХ веке. Эта модель также не учитывает, что право не единственный регулятор общественной жизни.

В период буржуазных революций

Этот исторический период характеризовался волнениями в обществе, поиском новых идеалов. Это отразилось и в правовой мысли того времени и противопоставлении естественной и договорной теорий.

Естественная

Естественная теория формирования права получила свою законченную форму в XVII-XVIII вв. ее яркими сторонниками стали А.Н. Радищев, Дж. Локк и Т. Гоббс. В соответствии с ней оно возникло в результате естественных процессов и дано человеку от рождения. По мнению сторонников этой концепции, оно делится на естественное и позитивное. Естественная часть – это данные от природы права и свободы и никто не может дать или отнять их.

Они существуют самостоятельно и не зависят от воли государства. Интересно в свете данной теории ознакомиться с экономической теорией прав собственности Капелюшникова. Так же стоит отдельно остановиться на развитии естественно правовой теории права.

Позитивная

Позитивное или писаное право – это комплекс норм создаваемых государством. Они не должны противоречить нормам естественного права. Сторонники этой теории не принимали во внимание экономические факторы, влияющие на формирование права и, смешивая право с правосознанием, упускали его юридические качества.

Право и мораль выступают в этой концепции единым целым, а справедливость и равенство стали основой нормотворчества. Благодаря этому, естественная и договорная теории стали популярны в период буржуазных революций.

Договорная

Договорная теория права после долгого периода развития обрела завершенный вид XVII-XVIII вв. Очень часто она рассматривается в связи с естественной теорией, но договорная уделяет больше внимания проблемам государства.

В рамках этой концепции формирование  – результат общественного договора, а идеи божественной воли отметаются.

Важнейшей задачей права становится защита частной собственности и безопасности участников договора. Основной задачей и целью государства и права становится обеспечение всеобщего блага, безопасности и процветания.

В новейшей истории

ХlХ — ХХ века были богаты на открытия во всех сферах жизни, буквально за 100 лет общество изменилось до неузнаваемости. Проследить это можно и на примере теорий происхождения права, так марксизм и расизм не вычеркнуть из истории ХХ века.

Историческая

Историческая теория возникла в начале ХlХ века, ее поддержали Н.М. Карамзин, Г. Гуго, К. Савиньи. Она сформировалась как противопоставление естественной теории, призывавшей к революциям и коренным переменам. Право в ней воспринимается как исторически сложившиеся обычаи, возникающие из правосознания и духа народа.

Эта теория отделяет возникновение права от государства. Оно возникает самостоятельно путем общения, образования и добровольно принимается обществом.

Эта концепция идеализирует роль общественного сознания в ущерб экономическим, политическим, климатическим и другим аспектам, хотя все они оказываются существенное влияние на правосознание. Также преувеличена роль обычаев в формировании права. При этом обычаи могут выходить за пределы национального народного духа, и далеко не всегда справедливы и не могут служить развитию.

На видео-теории происхождения государства и права:

Позитивная теория

Позитивистская теория происхождения сформировалась ХlХ веке. Его сторонниками стали Д. Остин, Ш. Амос и Г. Ф. Шершеневич. По их мнению, источниками, как правил должного поведения, могут стать только нормативно-правовые акты государства. Закон принимается как догма независимо от морали, душевных переживаний человека.

Даже судьи подчинены закону, при этом они не могут отказать в разбирательстве, ссылаясь на пробелы или неясности в праве. Однако, эта теория не оставляет места морально — нравственному аспекту права и оставляет место для государственного произвола, а определение права через совокупность государственных нормативно-правовых актов – это логическая ошибка. Свою окончательную форму она приобрела в виде нормативизма.

Нормативистская

Нормативистская теория выросла из позитивистской теории в начале ХХ века и стала ее логичным завершением. Ее поддержали в своих трудах Кельзен, Новгородцев и Штаммер. В рамках этой модели нормативно – правовые акты получили четко систематизированную иерархию во главе с Конституцией. В зависимость от качества построения этой системы поставлена сила права в государстве.

Как всем известно, данная область оторвана от религии, философии, морали или нравственности. «Закон суров, но он закон!» — вот основная характеристика этой концепции нормативного права. Эта теория полностью противоречит идеям естественного права и оставляет простор для тирании государственного произвола.

Марксистская

ХХ век ознаменовался распространением материализма и марксистской теории возникновения права.

Конец XlX и ХХ вв. можно назвать эпохой марксистской или классовой теории. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин самые известные его сторонники. В рамках марксистской теории право определяет меру свободы членов общества и представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Государство пытается выдать интересы господствующего класса за благо общества, используя право.

Что такое система отрасли административного права, подробно указано в данной статье.

Что собой представляют понятие и виды объектов гражданских прав, подробно указано в данной статье.

Всё про понятие и виды форм источников права, подробно указано здесь: http://ruleconsult.ru/tgp/ponyatiya/ponyatie-vidy-form-istochnikov-prava.html

Оно понимается, как закон и тесно связано с государством. Закон подкрепляется аппаратом принуждения, как инструментом насилия. Четкость разделения противоправно и законопослушного – явное преимущество этой модели.

С точки зрения современной науки, экономический уклон этой концепции оправдан, но слишком силен, а идея поддержки права только угрозой наказания нельзя согласиться.

Как продолжение марксисткой материалистической теории в большой степени уделяет внимание возникновению государства под воздействием экономических и социальных обстоятельств. Из последних исходит и социальные правоотношения. Социальное право это совокупность правовых норм, регулирующих специфический метод распределения части ВВП в пользу малообеспеченной части населения.  Совершенствование орудий труда, его разделение привело к появлению избыточного продукта и классового неравенства. Эта теория не уделяет внимания религиозным, национальным, психологическим и иным аспектам жизни человека.

Страшные события войн, развернувшихся в ХХ веке, тоже могут быть с позиции происхождения.

Теория насилия

Теория насилия возникла на рубеже XlX и ХХ веков. Л.Гумплович и К.Каутский были ее сторонниками. Главная ее идея – возникновение права в результате насилия, завоевания и порабощения одного народа другим и его использование для управления сильного слабым. Для примера приводились государства Европы и Америки, возникшие таким путем и их правовые системы. Другие варианты развития правовых систем игнорируются или минимизируются как исключения.

Одной из главных задач права становиться защита частной собственности. Ее преимущество стало отражение исторических процессов, происходивших на раннем этапе развития государственности. Эта узконаправленная теория не учитывает религиозные, психологические и иные аспекты развития.

Расовая

Расовая теория прошла долгое развитие и нашла практическое применение в XlX и ХХ вв. Откровенным ее сторонниками стали А. Гитлер и Б. Муссолини. В соответствии с ней право стало результатом деления общества по расовому признаку и преимущества одной расы над другими. Человечество разделяется на «высшие» и «низшие расы. Вторые созданы для служения первым, а право служит поддержанию господства «высших» рас.

Страшными последствиями ее применения стала политика колониализма и мировая война. Но даже этих уроков оказалось не достаточно, и в период холодной войны можно было встретить высказывания сторонников этой теории в прессе.

К сожалению, и сегодня эта, изжившая себя теория, имеет популярность, однако, в большинстве цивилизованных стран стоит вне закона.

Несмотря на события войн и конфликтов, человечество стремится к миру и гуманизму, что отражается в юридической науке.

Примирительная

Примирительная теория популярна в Европе ХХ века. Г. Берман, Э. Аннерс и другие ее сторонники утверждают, что право возникло для упорядочения отношения между родами, а не внутри них. В обоснование своей позиции они утверждали, что на начальном этапе развития общества функции судьи выполнял старейшина, а безопасность и защита обеспечивалась силами всего рода.

В такой ситуации отдельный человек был только частью рода и не нуждался в отдельном праве. В тот период конфликты не были редкостью и без примирения могли привести к полному истреблению общины. Заключались перемирия советом старейшин.

Затем, в силу повторения ситуаций они вошли в правило, а обстоятельства усложнялись. Так дифференцировалось и формировалось примирительное право. Затем, оно перешло из устной формы в письменную – законодательство. Эта модель не отмечает роль права в предотвращении конфликтов, в организации и регулировании общественной жизни.

Социологическая

Социологическая теория возникновения права окончательно сформировалась в ХХ веке. Она нашла свое отражение в работах Иеринга, Р. Паунда и Е. Эрлиха. Она четко разделяет право и закон. Закон трансформируется в право только тогда, когда начинает применяться, отсюда вышло альтернативное название «теория живого права». Большое значение придается судебной практике и свободе судебного решения, так как они в своей работе создают «живое право».

В рамках этой модели приоритет отдается содержанию в ущерб форме, но она оставляет свободу для судебного произвола и оставляет свободу для трактовки закона.

Психологическая

Психологическая теория, основанная в ХХ веке А.И. Петрашицким (автор) и поддержанная Г. Тардом, А. Россом, И. Рейснером (представители), представляет право, как результат психической деятельности человека. В соответствие с ней, поведение человека обусловлено осознанием ожиданий окружающих. Ощущая себя обязанным, он ведет себя определенным образом, что и служит формированию «интуитивного права». Например, должник, ощущает себя обязанным отдать долг, а государство лишь закрепило такое обязательство.

Правосознание делится на личные и установленные государством переживания, которые могут быть не связаны между собой. Эта теория слишком углублена в сторону психологии, упуская государственные, социальные и экономические аспекты, а « интуитивное право» отдалено от формализма.

Возможно так же будет интересно узнать, каковы причины возникновения государства и права.

Что из себя представляет предмет науки конституционного права. Подробно описано в данной статье.

Так же здесь можно изучить, что такое право и каковы его признаки.

Интересно будет ознакомится с методом философии права.

Анализ основных теорий возникновения права показывает, что интерес к этим проблемам проявляли ученые правоведы, историки, философы и экономисты на всем протяжении существования государственности. Часто они служили конъюнктурным интересам или служили основой для принятия политических решений. Именно это является причиной многообразия теорий. Ни одна из них не учитывает всех факторов, оказавших влияние на этот процесс. Разработка всеобъемлющей, объективной теории — это одна из задач, которые стоят перед правоведами будущего.

ruleconsult.ru

Теории происхождения права

Основные теории происхождения государства и права – первые вводные темы в юриспруденции, которые формируют представление о праве как таковом. Остановимся отдельно на теории права, которое имеет свою специфику, а именно – происхождение.

Основные теории происхождения права до сегодня сформулированы достаточно доказательно. При этом каждая из этих теорий имеет право на жизнь, у каждой есть свои сторонники и пропагандисты. Стоит также отметить, что к каждой теории необходимо подходить критически. Некоторые из них содержат явный отпечаток того времени, в котором они были сформулированы.

Еще Иммануил Кант утверждал, что право существует тысячелетия. Следовательно, оно зародилось достаточно давно. Мы сегодня точно не может поддерживать одну единственно правильную теорию, поскольку длительность процесса не позволяет вводить его в какие либо рамки, в том числе и в плане толкования возникновения права. Рассмотрим наиболее популярные теории происхождения права.

  1. Теологическая теория говорит о том, что право, законы являются волей божьей и даются человечеству свыше. Например, подобные суждения были зафиксированы в законах царя Хаммурапи, есть они и в Библии. Главная идея в этой теории – ключевая роль бога. Однако теория ставится под сомнение, поскольку нет никаких доказательств того, что закон писан именно богом, как говорится в Библии. Скорее всего, это лишь истории, которые передавались от взрослых молодежи длительное время.
  2. Естественная теория гласит, что человек имеет от природы права. Эти права – позитивное отношение человека к определенным вещам, например, ценность жизни, частной собственности, личной свободы и равенства. Эта теория стала особенно популярной во время просвещения, когда на первое место выступали свобода, равенство и братство. Следовательно, эти ценности и представлялись естественными правами человека, отсюда формировалась и сама теория. При этом в этой теории происхождения права ключевой фигурой был сам человек и совершенно не учитывались факторы, которые влияли на человека и могли гипотетически менять его ценности. Во многом рождение этой теории было направлено в позиционирование против окружающего мира, который имел другие ценности.
  3. Теория позитивизма настаивает на том, что право произошло на почве владения ситуацией в стране буржуазным сословием. По сути, предыдущая теория и теория позитивизма – это две противоположные теории происхождения права, которые имеют под собой различную подоплеку.
  4. Теория нормативизма более похожа на модифицированный позитивизм. При этом она является сборной, выхваченной частями из разных теорий. За основу было взято два постулата. Первый был истолкован еще Кантом. По нему, все делится на две сферы – бытия и долженствования. При этом действует и нормативная пирамида, которая опирается по иерархии на низшие ступени.
  5. Психологическая теория была сформулирована в России. Ее родоначальники утверждают, что именно психология является той сферой, где родилось право. Человеку свойственны переживания, а значит, именно они порождают правовые понятия, образующиеся в психике отдельного человека.
  6. По теории солидаризма право было рождено согласно двум причинам. Во-первых, человек не может жить сам. Ему необходимо найти коллектив таких же существ, которые будут жить и трудится вместе с ним. А общий труд и соединяет всех индивидов в солидарное общество – человек не может жить в обществе и быть отдельными от него. Отсюда все поступки должны быть солидарными, то есть с оглядкой на то, как это воспримется всем обществом. Ученые полагали, что такие же мотивы руководят и правом.

Теории происхождения права не стоит воспринимать как единственно верные. Юридическая наука не стоит на месте, а значит, указанные выше теории будут еще претерпевать свои изменения.

fb.ru

28. Теории происхождения права

Можно выделить следующие основные теории происхождения права:

  • теологическая теория– одна из самых древних. Полагается, что правовые нормы исходят от Бога. Понятие права связывалось со справедливостью, правосудием. Главным фактором, поддерживающим общественный порядок, было наказание. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. Теологическая теория нашла выражение в идеях неотомизма (Ж. Маритен). Согласно этому течению право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке.

  • естественно-правовая теория утверждает, что право – результат соглашения людей. В обществе вместе с позитивным правом, созданным государством, существует естественное право, свойственное человеку от природы. Под естественным правом понимаются равные ко всем законы природы, следовательно, государственные законы также должны быть одинаково справедливы ко всем. Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.

  • историческая теориянаходится в оппозиции к естественно-правовой. Право по этой теории не является изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно и присуще только данному народу, законодатель лишь фиксирует сложившееся право в нормативно-правовых актах. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.

  • марксистская теорияполагает, что право возникает одновременно с возникновением государства и имеет одинаковые с государством причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право стало инструментом государства, классовым регулятором общественных отношений. Основной функцией права полагалось принуждение, подчинение воле господствующего класса. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.

  • психологическая теориясчитает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий.

29. Понятие, признаки и сущность права

Право– это система общеобязательных формально определенных правил поведения, исходящих от государства и обеспечиваемых силами государственного принуждения.

Признаки права:

  • системность– все правовые нормы расположены не хаотично, а в строгой системе, предполагающей их иерархию. Иерархия правовых норм определяется их юридической силой, причем правовая норма с наименьшей юридической силой не должна противоречить правовой норме с наибольшей юридической силой.

  • общеобязательность– нормы права обязательны для всего населения государства или для значительной конкретно неопределенной части этого населения.

  • формальная определенность– право выражается через определенные формы, т.е. оно имеет четкое внешнее оформление, например, нормативно-правовой акт.

  • нормативность– правовая норма представляет собой именно образец, стандарт, модель поведения, т.е. это именно правило поведения, а не исключение.

  • исходит от государства– правовые нормы могут исходить от государства двумя способами:

    • норма права может быть установлена государством – если она принята непосредственно им самим, т.е. уполномоченным государственным органом

    • норма права может быть санкционирована государством. Санкционирование правовых норм предполагает:

      • уполномоченный государственный орган передал свое право на принятие нормы какому-либо иному органу

      • государство признает, т.е. наделяет формой и санкцией то правило поведения, которое уже фактически сложилось в обществе. Такое признание может быть как явным, так и молчаливым

  • в случае необходимости обеспечивается силами государственного принуждения– за нарушение правовых норм или, наоборот, за их исполнение применяются меры государственного принуждения или государственного поощрения.

Сущность права– это совокупность наиболее значимых и решающих связей и отношений, характеризующих право в целом и определяющих его основные черты. Существует два основных зеркальных подхода к пониманию сущности права:

  • классовый(марксистский) – право рассматривается как воля экономически господствующего класса с помощью методов принуждения, насилия. Интересы остальной части населения при этом учитываются по остаточному принципу, т.к. иначе в обществе произойдет революция, т.е. власть не сможет сохранить себя.

  • социальный(общественный) рассматривает право как средство объединения общества, удовлетворения его интересов с помощью методов компромисса, согласия. Принуждение используется только в случае невыполнения правовых предписаний.

30. Основные учения о праве

Учения о праве тесно связаны с учениями о происхождении государства, а также с теориями происхождения права. Можно выделить следующие основные концепции права:

  • теологическая концепция – одна из самых древних. Фома Аквинский различал право и закон, определяя закон как установление разума, а право – как высшую справедливость. В рамках неотомизма (Ж. Маритен) право представляет собой отражение божественного разума в общественном порядке, является результатом действия духовных начал.

  • естественно-правовая концепция утверждает, что право – результат соглашения людей. Согласно этой концепции право и закон не тождественны, если закон не соответствует данному человеку от природы праву, он признается неправовым. Основные положения естественно-правовой концепции закреплены в Декларации независимости США (1787 г.). Сторонники: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо.

  • историческая концепцияпротивопоставляется естественно-правовой. Право не является изобретением людей, оно возникает естественно и постепенно путем преобразования обычаев, оно присуще только данному народу. Право не обладает универсальностью и не может быть перенесено в другое общество. Функция законодателя – фиксировать сложившееся право в нормативно-правовых актах. Сторонники: Ф. Савиньи, Г. Гуго, Г. Пуха.

  • марксистская концепцияполагает, что право имеет одинаковые с государством причины возникновения и развития: разделение труда, появление частной собственности, раскол общества на классы. Право является инструментом государства, классовым регулятором общественных отношений, способом диктовать волю господствующего класса. Основной функцией права является принуждение, подчинение. Сторонники: К. Маркс, Ф. Энгельс.

  • психологическая концепциясчитает, что источником формирования права являются внутренние переживания людей. У каждого народа существует интуитивное право, которое развивается постепенно и не зависит от воли извне. В создании права решающую роль играют правосознание и правовая культура народа. Сторонник: Л.И. Петражицкий.

Указанные концепции права оказали значительное влияние на юридическое мировоззрение общества. Рассматривая право с разных точек зрения, они формируют понятие о праве как о многогранном общественном явлении.

31. Принципы права: понятие и классификация

Принципы права– это его основополагающие начала, определяющие базисные правила правового урегулирования общественных отношений. Принято выделять три категории принципов права:

  • общеправовые принципы права – определяют содержание всего правового регулирования. По своей сути являются правовыми аксиомами.Правовая аксиома– это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств в силу своей очевидной истинности, например: никто не может быть судьей в своем деле или в деле, в котором он заинтересован; суров закон, но это закон; закон обратной силы не имеет. К общеправовым принципам права относятся: принцип справедливости; принцип законности; принцип гуманизма и пр.

  • межотраслевые принципы права – характерны для нескольких, но не всех отраслей права, например, принцип состязательности сторон в гражданском и уголовном процессе.

  • отраслевые принципы права – характерны для какой-либо одной отрасли права, например, презумпция невиновности в уголовном праве и презумпция вины должника в гражданском праве.

32. функции права: понятие и классификация

Функции права– это основные направления правового воздействия на общественные отношения с целью их урегулирования и упорядочивания, а также с целью придания им единства и стабильности. Функции права принято подразделять на:

  • внешние(социальные) – характеризуют право как общественное явление, т.е. как явление, регулирующее общественные отношения. Можно выделить следующие внешние функции права:

    • информационная

    • идеологическая

    • воспитательная

    • культурная и др.

  • внутренние(собственно юридические) – характеризуют право как юридическое явление и содержат характеристику основных средств юридического воздействия на общественные отношения. Внутренние функции права находятся в границах самого права, т. е. имеют собственно юридический характер и представляют собой направление юридического воздействия на отношения между субъектами права. Принято выделять две собственно юридические функции права:

    • регулятивная – направлена преимущественно именно на упорядочивание общественных отношений. Различают две подфункции:

      • регулятивная динамическая подфункция показывает основные направления упорядочивания общественных отношений, направленных на развитие данных отношений и на развитие их правовой регламентации. Данная подфункция учитывает и реагирует на динамику, т. е. на изменение общественных отношений.

      • регулятивная статическая подфункция направлена на упорядочивание общественных отношений, существующих в данный момент вне связи с тенденциями их развития

    • охранительная – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, имеющие своей целью предупреждение нарушения правовых норм. Имеет превентивное (предупредительное) действие и проявляется в двух основных аспектах: с одной стороны она информирует о тех общественных отношениях, которые взяты под охрану государства, с другой стороны она предупреждает об угрозе санкции за нарушение данных общественных отношений.

Регулятивная и охранительная функции относятся в праве к числу основных собственно юридических функций права. Помимо них можно выделить неосновные функции права, к которым относятся:

  • восстановительная – направлена на восстановление нарушенного субъективного права. В наибольшей степени данная функция характерна для гражданского и трудового права

  • компенсационная (компенсаторная) – тесно связана с восстановительной функцией, т. к. восстановление нарушенного права часто предполагает и компенсацию потерь

  • ограничительная – направлена на ограничение деяний одного лица с целью реализации субъективного права другого лица

33. Право в системе регулирования общественных отношений

В обществе действуют следующие виды норм:

  • технические – это биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, технологические, научно-технические, экологические и др. нормы. В силу своей значимости часть этих норм закрепляется законодательно и называется технико-юридическими. Это технические условия, ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации и др.), индексы загрязнения окружающей среды и т.д. За нарушение этих норм устанавливается юридическая ответственность: имущественная, административная, уголовная

  • социальные – это модели, стандарты поведения участников социального общения, типичные для данного времени и среды

Социальные отношения регулируются нормами права, морали, религии, этики, корпоративными нормами и пр. Среди других социальных норм правовые обладают рядом особенностей. Эти особенности заключаются в признаках права. Только правовые нормы обладают свойствами:

  • системность

  • общеобязательность

  • формальная определенность

  • исходят от государства

  • при необходимости обеспечиваются силами государственного принуждения

Однако признак нормативности характерен не только для правовых, но и для всех других норм, в том числе для всех социальных правил поведения.

34. Правовой статус личности: понятие, структура и виды

Правовой статус личности– это правовое положение личности, выражающееся в совокупности прав, свобод и обязанностей личности. Составляющие элементы:

  • субъективные права и свободы

  • юридическая обязанность

  • юридическая ответственность

Правовой статус личности выражается через концепцию правосубъектности, ее составляющие компоненты: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Виды правового статуса личности:

  • по устойчивости политико-правовой связи с государством:

    • гражданин (республика) или подданный (монархия) – лицо, имеющее гражданство страны своего пребывания

    • иностранный гражданин или подданный – лицо, не обладающее гражданством государства своего пребывания и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданству другого государства

    • лицо без гражданства – лицо, не обладающее гражданством государства своего пребывания и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства

  • по степени обобщенности:

    • общечеловеческий – присущий всем индивидам, находящимся на территории государства

    • специальный – присущ конкретной неопределенно широкой группе населения (военнослужащие, студенты, пенсионеры)

    • индивидуальный – присущ конкретным индивидам (президент, консул, дипломат, глава иностранного государства)

35. Понятие и признаки нормы права

Норма права– это общеобязательное формально определенное правило поведения, исходящее от государства и обеспечиваемое силами государственного принуждения.

Признаки нормы права:

  • общеобязательность– норма права обязательна для всего населения государства или для значительной конкретно неопределенной части этого населения

  • формальная определенность– правовая норма выражается через определенные формы, т.е. она имеет четкое внешнее оформление, например, нормативно-правовой акт

  • нормативность– правовая норма представляет собой именно образец, стандарт, модель поведения, т.е. это именно правило поведения, а не исключение

  • исходит от государства– правовые нормы могут исходить от государства двумя способами:

    • норма права может быть установлена государством – если она принята непосредственно им самим, т.е. уполномоченным государственным органом

    • норма права может быть санкционирована государством. Санкционирование правовых норм предполагает:

      • уполномоченный государственный орган передал свое право на принятие нормы какому-либо иному органу

      • государство признает, т.е. наделяет формой и санкцией то правило поведения, которое уже фактически сложилось в обществе. Такое признание может быть как явным, так и молчаливым

  • в случае необходимости обеспечивается силами государственного принуждения– за нарушение правовых норм или, наоборот, за их исполнение применяются меры государственного принуждения или государственного поощрения

36. Структура нормы права: понятие, характеристика и классификация элементов

Структура нормы права – это ее внутреннее строение. Логическая структура нормы права выражается следующей формулой: «если – то – иначе» и состоит из трех элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза– это условие или условия, при которых начинает действовать диспозиция.Виды гипотез:

  • в зависимости от характера обстоятельств, изложенных в гипотезе:

    • простая– в гипотезе указывается одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого начинает действовать диспозиция

    • сложная– в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция

    • альтернативная– в гипотезе указывается два или несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии хотя бы одного которых начинает действовать диспозиция

  • по степени определенности:

    • абстрактные– указывают общие, родовые признаки обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать диспозиция

    • казуистичные– описывают отдельные строго определенные частные случаи, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы

Диспозиция– само правило поведения, изложенное в норме права. По степени определенности диспозиции подразделяются на:

  • абсолютно-определенные– содержат исчерпывающую формулировку правила поведения

  • относительно-определенные– устанавливаемое правило поведения уточняется в пределах нормы

  • бланкетные– отсылают к правилу поведения, которое содержится в другом нормативно-правовом акте

Санкция– мера юридической ответственности, предусмотренная в случае нарушения диспозиции; санкция может быть и мерой поощрения.Виды санкций:

  • по степени определенности:

    • абсолютно-определенные– объем неблагоприятных последствий точно определен

    • относительно-определенные– установлен минимальный и максимальный (или только максимальный) объем неблагоприятных последствий

  • по характеру последствий:

    • штрафные(карательные) – связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера

    • правовосстановительные– направлены на восстановление нарушенного права

  • по характеру последствий

    • простые– предусматривают только один вид наказания

    • альтернативные– предусматривают два или несколько видов наказаний, из которых правоприменитель должен выбрать один

    • кумулятивные– допускают или обязывают применить к правонарушителю наряду с основным дополнительное наказание

В конкретной норме права могут содержаться не все элементы сразу. Например, в Уголовном Кодексе гипотеза содержится в общей части, а диспозиция и санкция – в особенной.

37. Классификация норм права и их характеристика

Различают следующие виды норм права:

  • по отраслям:

    • конституционные

    • уголовно-правовые

    • административно-правовые

    • гражданско-правовые

    • трудовые и др.

  • по содержанию:

    • материальные – непосредственно регулируют общественные отношения

    • процессуальные – закрепляют процедуры защиты и осуществления материальных норм. Разделяются на два подвида:

      • обслуживающие отрасль права (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные нормы)

      • обслуживающие отдельный институт права (порядок принятия наследства, законодательный процесс)

  • по методу правового регулирования:

    • императивные – выражаются в категорических строго обязательных предписаниях (характерны для уголовного, административного права)

    • диспозитивные – предоставляют выбор из двух или нескольких вариантов поведения (характерны для гражданского, семейного права)

    • поощрительные – стимулируют к желательному поведению путем его поощрения

    • рекомендательные – устанавливают варианты желательного поведения

  • по способам регулирования:

    • обязывающие – возлагают обязанность совершить определенные действия

    • управомочивающие – предоставляют право на совершение определенных действий

    • запрещающие – возлагают обязанность воздержаться от совершения запрещенных законом действий

  • по выполняемым функциям:

    • регулятивные – устанавливают взаимные права и обязанности субъектов правоотношений, т.е. возможные пределы поведения (характерны для гражданского права)

    • охранительные – устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности к правонарушителям (характерны для уголовного и административного права)

  • по кругу лиц:

    • общие – распространяются на все население государства

    • специальные – распространяются на конкретную неопределенно широкую группу населения (военнослужащие, студенты, пенсионеры)

38. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов

Способ изложения норм права – это правила и приемы, которые использует законодатель для передачи правовой нормы в тексте закона. Зачастую норма права и статья нормативного правового акта не совпадают. Это может быть вызвано, например, удобством пользования нормативно-правовым актом, требованиями к лаконичности изложения и пр.

Различают следующие способы изложения:

  • в зависимости от полноты изложения элементов нормы права в статьях нормативных правовых актов:

    • прямой– в одной статье нормативного правового акта содержится одна норма права, причем сразу все три ее структурных элемента

    • отсылочный– в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом дается отсылка к другой статье (статьям)того же самогонормативного правового акта

    • бланкетный– в статье нормативного правового акта отсутствует какой-либо элемент (или элементы) нормы права, но при этом недостающие элементы восполняются из статей, расположенных в других нормативных правовых актах

    • можно выделить еще один способ, когда в одной статье нормативного правового акта содержатся насколько норм права

  • в зависимости от уровня нормативного обобщения:

    • абстрактный – элементы нормы права указываются в обобщенном виде

    • казуистичный – элементы нормы права излагаются путем обозначения их индивидуальных признаков, перечисления конкретных случаев

39. Формы (источники) права: понятие, виды, общая характеристика

Форма (источник) правав юридическом смысле – это способ внешнего оформления, выражения, закрепления и существования права

Выделяют следующие виды форм права:

  • нормативный правовой акт– это юридический документ, принятый специально уполномоченным органом, наделенный рядом обязательных реквизитов и устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права

  • нормативный договор– это соглашение сторон, устанавливающее, изменяющее или прекращающее нормы права. Могут быть двух видов:

  • национальный (внутригосударственный) нормативный договор, например, договор между федерацией и ее субъектами о разделении полномочий, договор между ветвями власти

  • международный (межгосударственный) нормативный договор, например, устав ООН

  • юридический прецедент– это решение или поведение уполномоченного органа или должностного лица, случившееся в определенной ситуации и становящееся обязательным при повторении данной ситуации. Выделяют два вида прецедентов:

  • судебный прецедент – решение суда, принятое по какому-либо конкретному делу и становящееся обязательным для судов той же или нижестоящей инстанции при последующем рассмотрении аналогичных дел

  • административный прецедент – это поведение органа государственной власти или должностного лица, случившееся в определенной ситуации и становящееся обязательным при повторении данной ситуации

  • правовой обычай– это правило поведения, которое нигде в официальных источниках не закреплено в качестве формы выражения права, но применяется в течение длительного времени с явной или молчаливой санкции государства (в РФ правовой обычай действует только в частном праве, когда нет соответствующей нормы права и в случае, когда он не противоречит закону)

  • религиозная норма– правило поведения, закрепленное в каком-либо религиозном источнике и не являющееся юридическим в собственном смысле данного слова

  • общие принципы права– это его основополагающие начала, определяющие базисные правила правового урегулирования общественных отношений

  • правовая доктрина– результат профессиональной научной деятельности ученых-юристов по различным проблемам правового содержания

40. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт– это письменный юридический документ, принимаемый специально уполномоченным органом в особом порядке, наделенный рядом обязательных реквизитов, устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права и состоящий в иерархических отношениях с другими актами. К обязательным реквизитам относятся наименование, дата принятия, принявший орган, номер, текст, подпись принявшего лица.

В соответствии с определением можно выделить следующие признаки нормативно-правового акта:

  • имеет письменную форму

  • содержит нормы права

  • исходит от специально уполномоченного государственного органа

  • имеет особый порядок принятия (правотворчество)

  • находится в иерархической системе

Различают следующие виды нормативно-правовых актов:

  • по юридической силе:

    • законы– нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и принятые законодательным органом государства

    • подзаконные акты– нормативно-правовые акты, обладающие наименьшей по отношению к законам юридической силой.

  • по способам установления

    • принятые государством

    • санкционированные государством

    • признанные государством

  • по субъектам правотворчества

    • нормативно-правовые акты законодательных органов

    • нормативно-правовые акты исполнительных органов

    • нормативно-правовые акты правоохранительных органов

    • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления

    • нормативно-правовые акты контрольно-надзорных органов

Нормативно-правовые акты не тождественны нормативным и правовым актам. Нормативный акт– это акт, распространяющий свое действие на конкретный случай, рассчитанный на однократное применение и не содержащий права (например, награждение, прием на работу).Правовой акт– это акт, распространяющий свое действие на конкретный случай, рассчитанный на однократное применение и не содержащий правил поведения (например, приговор суда)

41. Действие нормативных актов по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц

Принято выделять четыре вида пределов действия нормативно-правовых актов:

  • действие по предмету– это распространение нормативно-правового акта на те отношения, которые он регулирует.

  • действие во времени– предполагает определение временных пределов возможности юридического воздействия норм права на общественные отношения. По общему правилу нормативно-правовой акт вступает в силу спустя определенное количество дней после его опубликования в официальном источнике (как исключение срок вступления нормативно-правового акта в силу может быть указан в самом акте или в специальном акте о введении в действие). По общему правилу срок действия нормы права не определен. С действием нормативно-правового акта во времени связано понятие обратной силы закона: по общему правилу закон обратной силы не имеет. Вместе с тем в уголовном и административном праве в отношении составов, устраняющих юридическую ответственность или смягчающих ее, закон обратную силу имеет. Нормативно-правовой акт прекращает свое действие при наличии одного из следующих условий:

  • истечение срока, на который он были принят

  • признание акта утратившим силу

  • принятие нового нормативно-правового акта, которому противоречит ранее принятый акт

  • вступление в силу международного договора, которому данный акт противоречит

  • признание акта неконституционным

  • приостановление действия акта уполномоченными органами

  • действие в пространстве– это распространение нормативно-правовых актов на территорию государства. По общему правилу федеральные нормативно-правовые акты распространяют свое действие на территорию всего государства, а нормативно-правовые акты субъектов федерации – только на территорию субъекта.

  • действие по кругу лиц– это распространение нормативно-правовых актов на тех или иных субъектов права. По общему правилу нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства независимо от того, является ли их пребывание постоянным или временным.

studfiles.net

14. Основные теории происхождения права.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается ббльшим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминиру.ет антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

studfiles.net

10.Основные теории происхождения права

В литературе до сих пор ведутся споры вокруг понятия права, до сих пор нет единого мнения.

Существует несколько теорий о происхождении права.

Теологическая теория (Вся сласть от Бога).

Нормотивистская теория (Ганс Хельбр — основоположник) — предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и администраторы приспосабливают его к реальности.

Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов).

Марксистская теория. Право — воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения.

Социологическая (Гарвардская) школа права — одно из направлений науки права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям». Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей деятельности. Крупнейший представитель социологической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение получила в США. Психологическая теория связывает происхождение государства и права с проявлением народного духа. Родоначальником этой теории был Аристотель, который признавал у людей государственный инстинкт, их стремление к взаимопониманию, побуждающему народы к созданию высших социальных образований. Наиболее законченное развитие психологическая теория происхождения государства получила в трудах русского ученого Л.И.Петражицкого. Причины возникновения государства он усматривал не в экономических, социальных, классовых, или иных условиях существования общества, а в психике человека, его эмоциональном состоянии, которые играют главную роль в отношениях людей друг к другу и организации этих отношений в форме государства.

Право, в узком значении — система общеобязат соц норм, установленных или санкционированных гос-вом; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые гос-вом.

studfiles.net

§ 4. Теории происхождения права

Единства мнений о том, как возникло право, в юридической науке не существует. Однако каждая точка зрения выявляет какой-либо из факторов возникновения права.

Одной из первых является теологическая теория происхождения права. Она рассматривает право как божественный промысел. По мнению одного из авторов данной теории средневекового философа-богослова А. Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, – восклицал Августин, – он подобен дьяволу». В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его».

Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета. В этом случае нарушение божественных заповедей является одновременно смертным грехом. Пожалуй, следует отметить, что теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку от рождения. Среди них – право на жизнь, свободу, собственность, равенство и т. д. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.

В противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества или санкционирования обычаев и традиций. В XVII – XVIII вв. естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии, как таковое, было привилегией высших сословий – дворянства и духовенства – и не распространялось на остальное население. Однако в современных развитых странах эти виды права (естественное и позитивное) не противостоят друг другу, поскольку естественные права также закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.

Автор нормативистской теории права австрийский юрист Х. Кельзен считает, что право возникло вместе с государством, а само государство представляет собой «централизованный правопорядок». Право рассматривается им как своеобразная «лестница норм», на вершине которой находится «основная норма», обычно зафиксированная в конституции, а нижестоящие ступени занимают нормы, которые соответствуют конституционным нормам, но в нее могут быть не записаны.

Основная норма призвана вводить действия должностных лиц государства в русло правопорядка и придавать нормативным актам общеобязательный характер. Основную норму можно представить, по мнению X. Кельзена, «самой первой из конституций». Она существует в религиозной системе любого общества и подразумевает, что некто должен вести себя как Бог и что власть устанавливается по его воле. Принцип соответствия нижестоящих норм «основной норме» и обеспечивает правопорядок. Сторонники нормативистской теории вообще отрицают проблему происхождения права, поскольку, с их точки зрения, государство и право нераздельны, следовательно, и их происхождение – это единый процесс.

Нормативистскую теорию права еще называют чистой теорией права за стремление ее создателя X. Кельзена отделить право от морали, религии, психологии, от ценностей добра, справедливости, равенства, так как, по его мнению, ценностные суждения не могут быть объективными, независимыми и основываются на личности оценивающего субъекта, его чувствах. Зато право, согласно X. Кельзену, органично связано с государством и представляет собой «специфический порядок или организацию власти».

Психологическая теория права признает, что право является результатом психологических переживаний людей. Право, согласно мнению Л.И. Петражицкого – основателя этой теории, имеет два уровня: 1) интуитивное право, которое включает в себя эмоциональные переживания, то есть запреты и веления, основанные на внутреннем чувстве долга и совести; и 2) позитивное право, которое составляют нормы, созданные органами государства.

Таким образом, Л.И. Петражицкий обратил внимание на то, что право создается не только государством. В самом деле, многие правовые явления возникают вне государства и независимо от него, например правовое сознание, правовая психология, правовая культура и т. д. Л.И. Петражицкий справедливо отмечал особую роль социальной психологии в формировании правового порядка, то есть психологии больших масс людей, отличающейся от психологии отдельных индивидов. При принятии того или иного закона невозможно игнорировать настроения в обществе. Так, абсурдно принимать закон о запрете на смертную казнь в ситуации роста количества тяжких преступлений.

Исходя из принципа историзма, трактует право историческая школа права, возникшая в Германии в первой половине XIX в. Среди основателей этой школы был министр юстиции Ф.К.Савиньи (1779 – 1861), видный немецкий юрист. По его мнению, право не создается законодателем, оно является проявлением народного духа, выражает «общее сознание» народа, складывается постепенно, подобно языку и нравам. Право, как и государство, по утверждению Ф.К.Савиньи, «это естественное целое, телесное выражение духовной общности народа, органическое проявление народа, продукт закономерного исторического развития».

Среди источников права представители исторической, школы основным считали не закон, а обычай в силу его практической распространенности и обязательности.

Заметим, что рассмотренные теории происхождения права акцентируют внимание на каком-либо одном факторе, оказавшем существенное влияние на возникновение права в конкретной стране в определенный исторический период. На дальнейшую эволюцию права оказывали воздействие и другие факторы. Поэтому все отмеченные теории позволяют в целом реконструировать процесс возникновения права достаточно полно.

Контрольные вопросы к главе 4

1.Что такое потестарная власть?

2. Как назывались правила, регулирующие поведение первобытных людей?

3. В какой форме существовали правила поведения первобытного общества?

4. Какие факторы, повлияли на процесс возникновения государства?

5. В чем заключается отличие Западного пути возникновения государства от Восточного?

6. Какие существуют теории происхождения государства?

7. Какая из теорий происхождения государства является самой ранней?

8. В чем заключается суть договорной теории происхождения государства?

9. Кто является основоположником марксистской теории происхождения государства?

10. Какие существуют теории происхождения права?

studfiles.net

Глава 9 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА. Теория государства и права

Глава 9

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Происхождение права, как и происхождение государства, всегда привлекало внимание мыслителей в древности и в более поздние времена. Познание процесса правообразования позволяет познать природу права, его сущность, характерные особенности, выяснить соотношение права и государства, а также с другими социальными явлениями.

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее древние учения о государстве — теологические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным промыслом. Правовые нормы — это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со справедливостью, а впоследствии — с правосудием. Именно Богом устанавливается в обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором, поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе преступления, — божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова Фомы Аквинского. Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т. е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение. На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что существует Вечный закон, который управляет Вселенной, — это божественный разум, его часть составляет божественный закон, который содержится в Библии. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Но человеческие законы несовершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. В то же время любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен (1882–1973). По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный.

Их единство определяется духовным началом — Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведения и поступков человека с так называемыми нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга, умножение блага и помогают избегать зла.

Неотомисты акцентируют внимание на идее солидаризма как основы объединения людей в различные формы, полагая, что социальное примирение, социальный мир должны соотноситься при их оценке с божественными предначертаниями, которые являются истинным источником жизни.

Естественно-правовые учения относятся к самым распространенным правовым теориям. По своему содержанию они не однородны, особенно в современных модификациях.

Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат соглашения людей, их договоренности придерживаться в своих взаимоотношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право — изобретение людей, искусственное образование. Против этого возражали такие выдающиеся мыслители древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не все право — искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами существуют вечные, неписаные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Римские юристы наряду с положительным правом, т. е. законами, признавали существование естественного права, которое нередко рассматривали как идеал, к которому должно стремиться положительное право. Естественное право исходит из свободы и равенства людей. Но Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначила одних людей быть свободными, а других — рабами, последним быть рабами «и полезно, и справедливо». Однако отношения между рабом и его господином должны быть дружественными, так как они покоятся на естественных началах.

Теории естественного права претерпели серьезные изменения в эпоху Средневековья. Мыслители этого периода исходили из божественного происхождения права.

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII–XVIII вв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ж. -Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А. Н. Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, — естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации независимости США (1776), затем в Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) и др.

Уступив на какое-то время свое место исторической школе права, теория естественного права вступила в XX в. в период возрожденного естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы (Германия, Франция, Италия, Австрия), Латинской Америки и Северной Америки.

Теория возрожденного естественного права подчеркивает свою связь с естественным правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия для положительного права.

Оно не признает вечного, неизменного для всех народов и времен права и полагает, что естественное право исторически меняет свое содержание.

Для возрожденного естественного права характерно возникновение на его базе частных теорий и доктрин. Назовем прежде всего неотомическую теорию, которая уже упоминалась и представителем которой был Ж. Маритен. Она традиционно рассматривается как одно из течений современной естественно-правовой теории и одновременно обоснованно причисляется к теологическим учениям, так как ее исходное начало — божественная воля.

Суть неотомической теории состоит в том, что все должное и сущее проистекает от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Оно существует вечно, но открывается людям по-разному в зависимости от их разума, и с помощью свободной воли человека воплощается в его действиях для достижения целей, выражающих Божью волю.

Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных принципов — свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле Бога.

Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен», обозначающего явление, постигаемое при помощи чувств). Наиболее ярким представителем этой теории был немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938). В основу происхождения права он кладет представление о так называемых эйдосах — чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определенных) нормативных идеях. Эйдетическое право — разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. А потому норма права не существует без человека как субъекта познания. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно, априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего позитивного права.

Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм — философия существования, образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существования, воплощенного в существовании (лат. слово «экзистенция» — существование) человека. Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер. Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер (1889–1976) считал, что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Юридическая норма представляет собой мертвое, механическое образование, в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.

Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» — разъясняю, т. е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст юридического закона должен «вписываться» в фактическое положение вещей. Главное при таком подходе не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения, правовые поступки и правовое поведение людей. Судьи, другие должностные лица, принимая правовое решение, как бы приспосабливают должное к сущему, посредством чего и создается конкретно-историческое право.

Все перечисленные выше направления естественной теории права взаимно переплетаются и дополняют друг друга.

Историческая школа права сформировалась в Германии в противовес теории естественного права. Ее главой считается Ф. Савиньи (1779–1861). Он выступал против игнорирования специфически национальных потребностей и особенностей в праве и отрицал участие свободной человеческой воли в развитии истории и права. Право, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, оно не выдумано людьми. Истоки права надо искать в истории его развития.

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя — зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.

Видными представителями исторической школы права были Г. Гуго (1764–1844) и Г. Пуха (1798–1846).

Историческая школа права оказала значительное влияние на становление историко-правовых наук, которые обращались к проблемам протоправа (социальных норм, действовавших в догосударственных обществах), формирования и развития общенациональной идеи, которая создавалась в тот период для объединения немецких земель в единое государство.

Психологическая теория происхождения права исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции. Основоположником психологического направления в юриспруденции считают дореволюционного юриста Л. И. Петражицкого (1867–1931). Он полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право, которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном праве, т. е. законодательстве.

По мнению Л. И. Петражицкого, право не есть реальность, оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.

Более того, Л. И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман.

Л. И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутивного характера. Что это означает?

Атрибутивная норма — это переживания чувства правомочия на что-то, а чувство обязанности сделать что-то есть императивная норма.

Право — это переживания человека, которые, с одной стороны, учитывают чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой — чье-либо притязание на осуществление этих действий (либо на воздержание от них), которые предопределены обязанностью. Следовательно, право целиком относится к миру внутренних, чисто субъективных переживаний человека. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями. Для Л. И. Петражицкого характерно чрезмерно широкое толкование и понимание права. Как он писал, правом «оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле». Отсюда включение им в право не только права нормальных и хороших людей, но и права преступных организаций, права, возникающего на почве суеверий, и т. п.

Сторонниками психологической теории были дореволюционные государствоведы Н. М. Коркунов, Ф. Ф. Кокошкин, М. А. Рейснер. У Л. И. Петражицкого немало последователей среди зарубежных юристов, которые всю общественную жизнь понимали как проявление психического начала (Г. Тард, Ф. Уолрд). По теории Г. Тарда, законом, определяющим развитие общества, является закон психологического подражания. Право создается господствующими классами для того, чтобы низшие классы подражали высшим.

В известной мере на психологической теории основывалось учение известного австрийского психиатра З. Фрейда. Он пытался объяснить индивидуальную жизнь человека и все социальные процессы с позиции подсознательных инстинктов, полагая, что бессознательное является определяющим фактором поведения и всей жизни человека.

Таким образом, психологическая теория считает возможным внегосударственное возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая культура народов.

Марксистское учение о происхождении права базируется на основополагающей идее — возникновение права неразрывно связано с образованием государства. А поскольку они возникают одномоментно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, затем и частной собственности привело к расколу общества на антагонистические классы. В результате первобытные обычаи оказались не приспособленными для регулирования поведения людей. В то же время для функционирования государства потребовались такие нормы, которые смогли бы сделать государственную волю общеобязательной. В результате возникла потребность в нормативном регулировании, которое обеспечивало бы классовое господство и стало бы классовым регулятором общественных отношений.

Ими стали юридические нормы, образующие в своей совокупности право.

Марксистская теория выделяет два пути правообразования:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права. При этом государство снабжает обычаи принудительной санкцией;

2) правотворчество государственных органов, которые устанавливают новые нормы, выражающие волю господствующего класса, и которые навязываются всему обществу. Эти нормы были направлены на то, чтобы обеспечить классовое господство, и поддерживаются принудительной силой государства.

Согласно марксистской теории право жестко привязано к государству и подчинено ему. Оно служит его инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Отсюда главная функция права — принуждение, подчинение воле того класса или той социальной группы, которые стоят у власти.

Подытоживая изложенный материал о происхождении права, можно сделать вывод, что среди ученых нет единства мнений по данному вопросу. Почти все теории происхождения права основываются на истинных свойствах права и процессах его возникновения, но при этом отдельные факторы нередко преувеличиваются.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru