Теории происхождения государства кратко таблица – Теория Государства и Права / Происхождение государства и права Основные теории происхождения государства и права

Содержание

Таблица происхождения права

Теории происхождения права.

Название теории

Представители

Основные положения

“+” и “-“

Рисунок

Патриархальная теория

Аристотель

Филмер

Михайловский

Правовая власть есть ничто иное, как продолжение отцовской власти.

“+” Право является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели — «благое жизни» — и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.

Договорная теория

Гоббс

Руссо

Локк

Право — результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

“+” в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным каким он был раньше».

“-” нет убедительных научных данных, подтверждающих эту теорию, в реальной действительности.

Теория насилия

Дюринг

Гумплович

Каутский

Государство возникает в результате акт насилия. Одно племя завоевывает другое, и для того чтобы держать в повиновении последнее, образуется право.

“+” Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат. При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов» государства — победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Расовая теория

Ж. Гобино

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел — слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

“-” ни с позиции науки, ни с позиции нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на “низшие” и “высшие”. Данная теория носит не научный характер, а политический.

Историческая теория права

К.Ф. Савиньи

ГФ. Пухта

Позитивное право не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

“+” С точки зрения этой теории право творится государством — это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. Главный тезис юридического позитивизма — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Классовые теории возникновения права

К. Маркс

Ф. Энгельс

Право как возведенная в закон воля господствующего класса, определяемая материальными условиями жизни этого класса.

“+” право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Психологическая школа права

Петражицкий

Право, есть продукт, обусловленный человеческой психики.

наряду с «официальным правом», установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, — переживание своего долга перед другими («императивность») и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других («атрибутивность»).

Теологическая теория

А.Августин

Ф.Аквинский

Право происходит от Бога, создано Богом для регулирования

поведения людей.

«+»Положение о божественности власти поднимало и поднимает её престиж, способствовало и способствует утверждению в обществе порядка.

«-»На мой взгляд теологическая теория не может объяснять происхождения

права, потому что нет доказательств тому, что закон был писан «Божьим

перстом». Мы можем судить об это только из народных историй передающихся из

поколения в поколение.

Социологическая юриспруденция

Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.

Каждая

организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей,

утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания — это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право».

Философия прагматизма

(действия, практики), гласит — истинно то, что полезно, а применительно к праву — правомерно то, что полезно.

Как мне кажется «социологическая юриспруденция» переносит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фактах,

уравнивается с иными социальными нормами, с правоприменительными актами и т.п. «Социологическая юриспруденция» разнообразна по своим оттенкам. Одно из ее направлений — институционализм. Его представители исходят из той

реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие

институты, каждый из которых якобы создает свое право. Крайнее проявление правого нигилизма — школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-

то значение законам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.

studfiles.net

Теории происхождения государства | TGP

 /   /   /  Теории происхождения государства

Государство является наиболее важным и определяющим элементом любой политической системы, именно оно является краеугольным камнем общественной жизни, определяя рамки и параметры деятельности общественных институтов.

Эпоху от появления homo sapiens до формирования первых государств, принято называть

первобытное общество. Оно характеризовалось строгим родовым и племенным общежитием, отсутствием институтов власти в современном понимании.

Система общежития до появления первых государств не была однородна, она прошла путь от праобщины (человеческое стадо) до создания протогосударств (союзов племен). Промежуточными звеньями этой цепи являются родовая и семейная община.

В рамках нашей темы мы постараемся раскрыть сущность протогосударств, дабы прояснить истоки происхождения государства.

Итак, протогосударства – это союзы племен, занимающие значительную территорию, имеющие центральные органы управления и схожий характер общественной жизни.

Какие же факторы способствовали образованию протогосударств?

1. Усложнение общественной жизни. Развитие технологий, теплый климат (нам известно, что первые протогосударства возникли на Востоке и в районах средиземноморья), увеличение численного состава племен и родов, внешняя угроза, появление излишков продуктов приводят к тому, что племена и родовые группы, проживающие на близлежащей территории, включаются в активный экономический обмен. Как следствие появление наиболее сильных экономических и политических субъектов, вокруг которые происходит объединение разрозненных племен, клановых и семейных групп.

2. Военная и политическая агрессия. Наиболее сильные объединения племен постепенно расширяют свою власть на другие племена, клановые и семейные группу, проживающие на близлежащей территории.

Сущность протогосударств заключается в переходе от общинных органов управления к появлению узкой прослойки людей, занятых управлением профессионально. Общество делится на

управляющих и управляемых.

Перехода от протогосударств к государствам является одним из важнейших вопросов, изучение, которого происходит в рамках теории государства и права. По этому вопросу существует большое количество концепций (способов трактовки), приступим к их детальному рассмотрению.


Основные теории происхождения государства


Теологическая теория происхождения государства

Теологическая теория является одной из самых древних концепций происхождения государства, ее последователями были такие видные религиозные и философские деятели средневековья, как Фома Аквинский, Аврелий Августин

Основная суть теологической теории заключается в том, что возникновение государства результат божественного промысла. Монарх, как помазанник (прошедший обряд помазания) божий является наместником бога на земле, на него положены обязанности управления и установления общественной справедливости.

Теологическая теория получила свое распространение и поныне, основными идеологами являются исламские и католические религиозные деятели.

Патриархальная теория происхождения государства

Патриархальная теория получило свое распространение в Древней Греции и Древнем Риме, у ее истоков стоял выдающийся античный мыслитель – Аристотель, который полагал, что человек не может существовать вне государства, и поэтому оно является наиболее естественной формой человеческого общежития.

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разрастания семьи, при этом, сущность власти характеризуется отеческим попечением, а отношения между властью и обществом как отношения с семейным укладом.

Договорная теория происхождения государства

Истоки договорной теории лежат в Древней Греции, так софисты полагали, что государство возникло в результате объединения людей на договорной основе с целью обеспечения порядка и справедливости.

Однако широкое распространение договорная теория происхождения государства получила в Новое время в работах Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Томаса Гоббса и Николая Радищева.

Сущность договорной теории заключается в положении о том, что до возникновения государства, общество находилось в естественном состоянии с неограниченной свободой. Именно общественный договор ограничил свободу человека в разумных пределах в рамках государства. Основной целью создания государства считается обеспечение баланса общественных интересов, соблюдения естественных прав и свобод.

Насильственная теория происхождения государства

Теория насилия возникла и получала распространение в работах Людвига Гумпловича, Карла Каутского и Евгения Дюринга. По их мнению, государство возникло в результате завоевания и характерного акта насильственного подчинения одного племени над другим. Основой теории завоеваний послужили исторические примеры германских и венгерских племен.

Психологическая теория происхождения государства

Психологическая теория была предложена известным правоведом Львом Петражицким, согласно его представлениям государство образовалось в результате психологических предпосылок одних людей к управлению, других к подчинению, а также наличия психологической потребности в общежитии.

Ирригационная теория происхождения государства

Основоположником ирригационной теории был немецкий ученый Карл Виттфогель, согласно его представлениям возникновение государство связанно с необходимостью мобилизации людей для строительства и использования масштабных ирригационных сооружений в районах великих рек.

Марксистская теория происхождения государства

Марксистская (классовая) теория изложена в произведении Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Марксистская теория связывает происхождение государства развитием частной собственности, расслоением общества на классы и появлением классовых противоречий. Теория рассматривает государство как орудие угнетения пролетариата господствующим классом.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Основные теории происхождения государства

 /   /   /  Основные теории происхождения государства

Основные теории происхождения государства

1. Теологическая теория происхождения государства. Государство есть продукт божьей воли. Государь – наместник бога на земле. Государство вечно как сам бог. Является официальной теорией Ватикана.

Автор теологической теории – Фома Аквинский (XII век).

2. Патриархальная теория происхождения государства. Государство представляет собой продукт разрастания и развития семьи.

Автор патриархальной теории – Аристотель.

3. Классовая теория происхождения государства. Государство возникает в результате разделения общества на классы и является машиной для подавления одного класса другим.

Авторы классовой теории – Маркс, Энгельс и Ленин.

4. Договорная теория происхождения государства. Государство возникает в результате соглашения или договора между людьми, которые, находясь в естественном состоянии, вынуждены были вести войну всех против всех. В силу договора часть своих прав люди делегируют в обмен на их защиту и покровительство.

Авторы договорной теории – Платон, Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк.

5. Насильственная теория происхождения государства. Завоевание одних другими. Бывает теория внешнего (одно племя завоёвывает другое племя) и внутреннего насилия (формируется группа людей, которые путём силы подавляют всё остальное население, которые в большинстве).

Авторы насильственной теории – Дюринг, Каутский.

6. Психологическая теория происхождения государство. Государство представляет собой результат особенности психики человека, его влечений и инстинктов.

Авторы психологической теории – Фрейд, Петражицкий.

7. Историческая школа происхождения государства. Государство представляет собой продукт развития народного духа, органическое проявление народа. Формируется в ходе исторического развития (как язык).

Авторы исторической теории – Пухта, Савиньи.


Интересное:

www.student-pravo.ru

Теория Государства и Права / Происхождение государства и права Основные теории происхождения государства и права

Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Фома Аквинский).Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский).По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер).Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев).По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский).Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий).Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов).Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

studfiles.net

Основные теории происхождения государства | Теория государства и права вики


Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики. Основными теориями происхождения государства являются следующие:

    1.Теологическая теория Править

    Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен

    — Государство, как всё сущее в мире, создано Богом, а право есть божественная воля, божественное откровение.

    — Государственная власть вечна и незыблема и зависит только от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

    — Проникнуть в тайну божественного замысла невозможно, а значит невозможно достичь  природу государства.

    — Каждый обязан подчиняться государству во всём, как власти от Бога.

    — Неподчинение государственной власти расценивается как неподчинение богу, как тяжкий грех.

    — Существующее социально-экономические и юридические неравенство людей предопределено божественной волей, и с этим необходимо смириться.

    2. Патриархальная теория Править

    Представители: Аристотель, Конфуций, Платон, Н. Михайловский, Р. Филмер, Д. Мердок, Г. Мэм

    — Люди – существа коллективные. Они стремятся к взаимному общению, что приводит к образованию семьи.

    — Развитие и разрастание семьи, увеличение числа семей приводит к образованию родов, племён, союзов племён, а в конечном итоге – к образованию государства.

    — Власть государя есть продолжение власти отца над членами его семьи, и она является неограниченной.

    — Поскольку власть патриарха имеет божественное происхождение, поданные обязаны беспрекословно подчиняться государю во всём, а он должен заботится о своих поданных.

    — Всякое сопротивление государственной власти недопустимо. Лишь отеческая забота государя способна обеспечить человеку и обществу нормальные условия жизни.  

    3. Договорная теория:Править

    Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо

    Образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. С появлением классов возникла необходимость в силе, которая не позволит произойти коллапсу общества. Этой силой стало государство.

    Общественное раз

    Совершенствование потребляется его производителем –> 

    Накопление избыточного продукта у старейшин, вождей, жрецов (Появление частной собственности) –>

    Имущественная дифференциация общества –>

    Социальная дифференциация общества(Имущие и неимущие) –>

    Возникновение противоречий между классами –>

    Организация власти родового общества не в состоянии регулировать общественные отношения –>

    Возникает необходимость создания новой организации власти (Государства)

    4. Психологическая теория:Править

    Представители: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд

    Возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. 

    5. Теория насилия:Править

    Представители: Е. Дюринг, К. Каутский

    Государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными племенами, которые создают принудительный аппарат (государство) для управления побежденными..

    6. Патримониальная теория:Править

    Представители: К. Галлер.

    Государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. 

    7. Органическая теория: Править

    Представители: Г. Спенсер.

    По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

    ru.the-theory-of-state-and-law.wikia.com

    4. Основные теории происхождения государства

    Основные теории происхождения государства — теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная — ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

    Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 — 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879г. энцикликой (послание Папы Римского ко всем католикам или к католическому духовенству) папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическую теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

    По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

    Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

    Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

    К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля, английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.

    Эти ученые обосновывают тот факт, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство — продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

    Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

    Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они — его дети.

    Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые действительно вполне могли быть сравнимы с первобытной семьей. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране.

    Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

    Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII — XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за их невыполнение.

    Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

    С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя вплоть до восстания.

    С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе субъективных начал.

    Теория насилия наиболее логически была обоснована в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

    Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

    Государство — «естественным» образом (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

    С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского). С другой — важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государства наряду с другими. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

    Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

    По оценкам представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство — продукт социальной эволюции, которая является лишь разновидностью эволюции биологической.

    Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

    Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически «уравнивается» с биологическим организмом.

    Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические существа.

    Однако нельзя механически распространять закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но совершенно разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

    К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

    Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

    Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру — государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

    Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

    Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

    Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

    Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

    Вместе с тем всегда существовали и существуют люди, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в «узде» подобных психических качеств личности и возникает государство.

    Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части людей в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

    Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, есть важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, проблему харизмы, чтобы убедиться в этом (греч. charisma — божественный дар, божественная милость). Ею обладает личность, наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особо исключительными способностями или качествами (герои, пророки, вожди и т.п.), — харизматическая личность.

    Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства. Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, ибо психика людей формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

    Наиболее ярким представителем патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего «исконного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в качестве арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

    В соотношении понятий «власть-собственность» представители данной теории отдают приоритет праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

    Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. К тому же в эпоху становления того или иного государства его территория во многом определялась пространством, в котором господствовал вождь, военачальник и другой руководитель рода, племени. Государственное же хозяйство, финансы и т.п. постепенно преобразуются из частного хозяйства государя, князя.

    Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. К тому же в ту эпоху существовало не столько право частной собственности, сколько насильственное обладание землей. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

    Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

    Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора. Оно управляет, распределяет, учитывает, подчиняет.

    Ирригационные проблемы, по мнению Виттфогеля, с неизбежностью приводят к образованию «менеджерско-бюрократического класса», порабощающего общество, к формированию «агроменеджерской» цивилизации.

    Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных городов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и др. Также очевидны и связи этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заиливания и обеспечивающих по ним судоходство, и т.п. (А.Б. Венгеров).

    К тому же практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. В отдельных наиболее неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах подобные факторы катализировали этот процесс, «доводили» даже режим конкретного государства до крайних деспотических форм.

    Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

    studfiles.net

    Какие существуют теории происхождения государства?

    Количество просмотров публикации Какие существуют теории происхождения государства? — 1159

    Таблица. Роль государства в жизни общества

    Признаки государства   Значение признака для общества   Возможные последствия отсутствия признака  

    В первую очередь, суверенитет. Это неотъемлемое право государства самосто­ятельно решать свои внутренние и внешнеполитические проблемы теми спо­собами и методами, которые наиболее полно соответствуют его интересам.

    Во-вторых, наличие аппарата власти и управления. Это особо орга­низованная иерархическая группа людей, занятых исключительно вопросами управления: выработкой законов и наблюдением за их исполнением, реше­нием проблем, возникающих как с сосœедними государствами, так и с отдель­ными группами граждан внутри страны.

    В-третьих, наличие аппарата принуждения (публичной власти). Как явствует из самого названия, целью существования данного аппарата яв­ляется борьба с нарушением действующих законов, реализуемая в интересах государства и общества. %

    В-четвертых, территориальная организация. Каждое государство имеет территорию, на которой действуют его законы и распространяются суве­ренные права. До появления государств социальные нормы определялись про­исхождением человека, его родственной связью с какой-либо социальной группой. По этой причине неслучайно любой человек, где бы он ни находился, всœегда стремился следовать социальным нормам своей группы. С возникновением го­сударств и законов решающее значение приобретают уже не происхождение или родственные связи человека, а место его постоянного жительства.

    В-пятых, налоговые сборы. Для функционирования государства и осу­ществления им своих функций крайне важно , чтобы населœение страны или некоторые его группы передавали часть своего дохода в виде налоговых отчис­лений в государственную казну.

    Как видно из приведенных выше признаков государства, необходимым условием его функционирования является наличие особой группы людей, не задействованных в хозяйственной деятельности, т. е. ничего не производя­щих. Чиновник, страж порядка, сборщик налогов, солдат немыслимы в об­ществе, где идет каждодневная борьба за существование. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ос­новной и общей предпосылкой для образования всœех государств выступает появление прибавочного продукта или излишков, составляющих основу эко­номического богатства и благосостояния всœего общества.

    Неслучайно первые государства возникли в тропическом поясе Северно­го полушария, где благоприятные климатические условия облегчали людям борьбу за выживание и существование. Основные занятия древнего челове­ка — охота и собирательство здесь не только давали достаточное количество пищи, но и позволили начать постепенный переход к более сложным формам хозяйства. На их базе зарождаются и постепенно развиваются новые для человека занятия — земледелие и скотоводство. Производящее хозяйство, в отличие от присваивающего, существенно уменьшает зависимость челове­ка от природы. Оно не только гарантированно обеспечивало потребности людей в пище, одежде и прочих жизненно необходимых вещах, но и превы­шало их. Благодаря этим экономическим изменениям в Междуречье, Египте, Китае возникли первые государственные образования.

    Вопрос:

    Почему возникновение государства и права связывают с усложнениемхозяйственной деятельности человека? *

    Таблица. Основные теории происхождения государства

    Название теории   Автор(ы)   Краткое содержание теории  
    Патриархальная   Аристотель (384-322 дон. э.) Н.К. МихайловсКИЙ (1842-1904) Государство является наилучшей формой достижения общественно­го блага. Это своеобразная раз­росшаяся семья, в которой прави­тель исполняет роль сурового, но справедливого отца (патриарха), управляющего и наказывающего своих детей (подданных) для их же блага  
    Теологическая   Фома Аквинский (1225/1226-1274)   Государство является проявлением божественной воли, практическим во­площением власти Бога на земле. Та­ким образом, любая светская власть производна от власти церковной  
    Договорная Т. Гоббс (1588-1679) Дж. Локк (1632-1704) Ж.-Ж. Руссо (1712-1778)   Государство возникло в результате заключения общественного договора о правилах совместного проживания. В результате чего часть людей получи­ла право управлять всœеми остальными и при этом защищать общие интересы  
    Патримониальная   Жозеф де Местр (1753-1821)   Государство произошло от права собственности на землю (патримо-ниум). Из права владения землей власть автоматически распространя­ется на людей, проживающих на данной земле  
    Органическая   Г. Спенсер < (1820-1903) Р. Вормс (1869-1926) П.Ф. Лилиен-фельд (1829-1903)   Государство — это биологический организм, в котором правительство выполняет функцию мозга, управля­ет всœем организмом (подданными). Государство подобно живому орга­низму рождается, растет, стареет и умирает. Выживают только силь­ные государства в процессе естест­венного отбора, войн, борьбы  
    Социально-экономическая   К. Маркс (1818-1883) Ф. Энгельс (1820-1895) В.И.Ленин (1870-1924)   Возникновение государства — это результат изменений социально-эко­номических отношений. В экономи­ческой сфере они заключаются в из­менении и усовершенствовании спо­собов производства, а в социаль­ной — в возникновении классов и начале борьбы между ними  
    Теория насилия   Е. Дюринг (1833-1921) Л. Гумплович (1838-1909) К. Каутский (1854-1938)   Государство возникло в результате насилия, т. е. путем завоевания сла­бых племен более сильными, вынос­ливыми и организованными  
    Психологическая   Л.И. Петражицкий (1867-1931)   Возникновение государства связа­но со свойствами человеческой пси­хики, потребностью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета͵ желанием пове­левать и подчиняться Какую роль в современных общественных отношениях может играть вопрос о происхождении государства? Оказывает ли он влияние на развитие права?  

    Каковы формы государства?В курсе истории и обществознания неод­нократно говорилось о форме государства. Обобщим основные положения о формах государства в виде схемы.

        Форма государства — указывает, как организовано и функционирует государство      
        ‘   1 )   ‘ )        
    Форма правления       Форма государственно-       Политический режим  
    (определяет, кому       территориального       (определяет  
    ..ринадлежит власть,       устройства       совокупность методов  
    т. е. это способ организации       (определяет соотношение       и способов осуществления  
    верховной государственной власти)       государства в целом и его отдельных частей)       в стране государственной власти и управления)  
        ‘   )   \   ч      
    Монархия           Унитарное       Тоталитарный  
    -Абсолютная       государство       режим  
    -Дуалистическая                              
    -Парламентская       Федеративное       Авторитарный  
    Республика       государство       режим  
    -Президентская                              
    -Парламентская       Конфедеративное       Демократический  
    -Смешанная       государство       режим  
             

    Опираясь на схему, приведите примеры государств, имеющих ту или иную форму правления, то или иное государственное устройство, тот или иной политический режим.

    1. Прочитайте испанское изречение: ʼʼПо мне всякая форма правления хо­роша, лишь бы мне перепала моя доля от бюджетаʼʼ. Согласны ли вы с по­добной позицией? 3. Какие формы правления представлены на рисунках? Какая форма правления больше всœего нравится вам? Почему? 4. Прочи­тайте высказывание немецкого философа И.Г. Фихте: ʼʼГосударственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судебʼʼ. Какой смысл заложен мыслителœем в это изречение?

    referatwork.ru