Текущий государственный долг – ТЕКУЩИЙ ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — это… Что такое ТЕКУЩИЙ ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ?
Текущий государственный долг — Энциклопедия по экономике
В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. [c.257]Внешний долг — сумма задолженности какого-либо государства, накопленная за счет получения им займов от других государств (в эту сумму включаются как непогашенные внешние займы, так и невыплаченные проценты по ним). При этом специалисты различают капитальный и текущий государственные долги. [c.270]
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа. [c.84]
ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ —ТИПОВОЙ ПЛАН СЧЕТОВ [c.417]
ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ-см. Государственный долг. [c.417]
Таблица для вычисления процентов — 408 Таблицы тиражей выигрышей — 408 Тайна вкладов — 411 Текущий государственный долг — 417 Тиражи выигрышей — 419 Тиражи по выигрышным вкладам — 420 Тиражи погашения — 420 Тиражная комиссия — 420 Тонтины — 422 [c.681]
Каковы различия между основным, капитальным и текущим государственным долгом [c.423]
Соответственно, обязательства по возвращению предоставленных в кредит сумм образуют внутренний и внешний долг страны. Различают капитальный и текущий государственный долг. [c.190]
Текущий государственный долг — это сумма выплат доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и оплат тех долгов, срок платежа по которым уже наступил. [c.191]
Тесно связан с денежным рынком рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых в иностранных и евровалютах, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции с государственными финансовыми инструментами (в особенности с государственными векселями и другими ценными бумагами, образующими текущий государственный долг). Евровалютные рынки — это своеобразные денежные рынки, несколько обособленные от национальных рынков ссудного капитала, но связанные между собой преемственностью финансовых инструментов и техникой проведения банковских операций, а также переплетающимися денежными потоками. [c.273]
При характеристике сущности государственного долга применяют и классификацию его на капитальный (основной) и текущий государственный долг. [c.97]
Охарактеризуйте понятия капитальный и текущий государственный долг. [c.101]
На основе данных о текущем государственном долге территории, факторах риска и выбранной среднесрочной финансовой стратегии оценивается потребность в заимствовании средств или возможность в сокращении государственного долга. Важнейшей задачей прогноза долга является оценка ожидаемых расходов по его обслуживанию. Схема алгоритма разработки прогноза по государственному долгу представлена в Приложении 1, Алгоритм 9. [c.32]
При таком подходе выявляется, что текущий государственный долг и дефицит бюджета не являются адекватными индикаторами фискальной несбалансированности. Проведенные упомянутыми экономистами расчеты для ряда стран демонстрируют, что во многих из них фискальная нагрузка между поколениями распределена неравномерно. Крайняя степень несбалансированности характерна для Германии, Японии, Италии, Нидерландов и Бразилии. Ряд других стран, например, США, Португалия, Франция и Австралия имеют значительные дисбалансы в пользу ныне живущих поколений. Лишь небольшая доля стран, среди которых Швеция и Таиланд, имеют дисбалансы в пользу будущих поколений. Для Швеции это связано с очень высоким уровнем существующих налогов, а для Таиланда — с отсутствием в этой стране распределительной пенсионной системы. [c.51]
Кредитная операция, превращающая текущие (краткосрочные) государственные долги в постоянные (долгосрочные). 2. Объединение, сплочение, укрепление. [c.130]
Государственный кредит, его сущность, функции и формы. Государственный долг капитальный и текущий. Проблемы управления государственным долгом. [c.482]
Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80—90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. [c.426]
С 1998 г. осуществлялся расчет дефицита федерального бюджета по международной методологии. Это означает изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирования, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погашение и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения бюджетных потоков, то те из них, которые связаны с привлечением средств и их погашением, полностью выводятся из потоков, непосредственно связанных с доходами и расходами текущего финансового года. [c.361]
В функциональной классификации выделен раздел, включающий различные виды расходов по текущему обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Объединены в особый раздел все виды расходов, связанных с созданием и пополнением государственных запасов и резервов. Функциональная классификация расходов Российской Федерации соответствует международным стандартам. [c.220]
Из средств государственного бюджета может быть предоставлена краткосрочная финансовая поддержка предприятиям всех форм собственности в виде ссуды на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, на условиях возвратности и платности в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Такие ссуды выделяют предприятиям на следующие цели [c.163]
ДОЛГ — денежная сумма, взятая взаймы (на срок и на определенных условиях), текущий долг представлен текущими обязательствами. Консолидированный долг 1) юридически оформленное соглашение между заемщиком и кредиторами, обычно предусматривающее некоторые гарантии выплаты Д. 2) возникший в результате выпуска долгосрочных ценных бумаг, выручка от чего идет на погашение эмиссии краткосрочных ценных бумаг. Публичный Д. — совокупный государственный долг страны (в отличие от доходов частных лиц, корпораций). [c.77]
Государственный долг — величина задолженности (внутренней и внешней) государства своим кредиторам подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства ко второму — расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. [c.274]
По экономическому содержанию, а его обусловливает целевое назначение бюджетных ассигнований, расходы бюджета классифицируются на текущие и капитальные. Текущие бюджетные расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам в целях покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относятся закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих и начисления на нее, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и пр.) трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии, прочие выплаты — на лечение, ссуды на обзаведение хозяйством) текущие субсидии государственным и частным предприятиям, а также нижестоящим органам власти выплата процентов по государственному долгу и др. В своей совокупности, текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение) инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным [c.116]
В течение всего 1997 года показатели бюджетного дефицита превышали законодательно зафиксированный уровень, но не существенно. Финансовый кризис привел к резкому росту стоимости обслуживания государственных заимствований. Это не оказало заметного влияния на текущую ситуацию, однако угрожало самыми негативные последствиями в 1998-м и в последующие годы государственный долг накапливался, как снежный ком, и когда-то должен был наступить час расплаты… [c.240]
Имея идеальное золото, и возможность впрыскивать деньги в определённые точки системы, можно легко регулировать соотношение цен и мировую иерархию. Текущий совокупный долг американцев по ипотеке превышает 7 триллионов долларов. Это даже больше, чем весь государственный долг США, который составляет 6.8 триллиона, как мы отмечали выше. [c.205]
Почему мы рассматриваем проценты по государственным ценным бумагам как доход, не созданный в текущем производстве, особенно если учесть, что проценты по ценным бумагам частных компаний включаются в национальный доход в качестве заработанного (созданного) дохода Чем вызвано подобное исключение Дело в том, что значительная часть государственного долга обра- [c.143]
Совсем недавно несколько экономистов выступили за принятие ежегодно сбалансированного бюджета не из-за опасений перед бюджетным дефицитом и растущим государственным долгом, а рассматривая такой бюджет как важный инструмент сдерживания нежелательного и неэкономичного расширения государственного сектора. Бюджетный дефицит, с их точки зрения, служит ярким подтверждением политической безответственности. Благодаря дефициту политические деятели дают возможность обществу пользоваться всеми выгодами правительственных программ, избегая при этом сопутствующих таким программам текущих издержек в виде растущих налогов. [c.392]
Для борьбы с огромным бюджетным дефицитом и государственным долгом предлагаются или уже приняты следующие меры а) бюджетное законодательство 1990 г., утвердившее повышение налогов и сокращение расходов, а также обязавшее Конгресс уравновешивать введение новых расходов или снижение налогов либо сокращением текущих расходов, либо повышением налогов б) Закон о сокращении дефицита, который предусматривал сокращение расходов и повышение индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций и федерального налога на бензин в) поправка к конституции о ежегодно сбалансированном бюджете (предложение) г) наделение президента страны правом вето по строкам и статьям бюджетных расходов (предложение). [c.408]
Причина бюджетного дефицита не является тайной. Парламентарии любят тратить деньги на программы, доставляющие удовольствие избирателям. В то же время они не любят увеличивать налогообложение, поскольку в этом случае издержки избирателей становятся заметны. Государственный долг является удобной альтернативой текущим налогам — он скрывает издержки и отодвигает их на будущее. [c.46]
Переговоры с властями, обычно региональными, могут идти по двум направлениям. Прежде всего, выясняется, лояльны ли власти к самому существованию подобного предприятия на их территории. Затем могут и готовы ли они оказать поддержку данному предприятию. Формы поддержки можно разделить на две группы. Первая предполагает невмешательство государственных органов непосредственно в процесс антикризисной деятельности, которые ограничиваются разблокировкой расчетных счетов, отсрочкой по государственным долгам без льгот по суммам и т.д. Вторая предполагает активные действия государственных органов. Речь идет о предоставлении гарантии поставщикам от имени государства, льготное кредитование, внедрение госзаказа, списание текущей задолженности государству, гарантии электро-, тепло-, и водоснабжения и т.д. [c.305]
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов. [c.220]
Текущий внешний государственный долг — тот, по [c.200]
Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам покрывая старые долги, они делают еще большие новые. [c.587]
Необходимо также иметь в виду, что негативное воздействие военных расходов на экономическое развитие страны может проявляться не только непосредственно, единовременно. Оно, как правило, приобретает длительный характер. На современном этапе экономике многих развивающихся стран приходится расплачиваться за чрезмерные военные расходы прошлых лет. Неизбежный спутник милитаризации — государственный долг — остается в наследство на долгие годы после выхода из строя устаревшей военной техники. Нынешнее поколение людей страдает не только от текущих военных трат, но и от тех, которые производили прежние власти. А продолжая наращивать военный сектор сегодня, правительства обрекают на экономические бедствия будущие поколения населения своих стран. [c.224]
Азиатский финансовый кризис, разразившийся осенью 1997 г. в Юго-Восточной Азии, не оказал заметного воздействия на состояние дел в реальной экономике большинства развитых стран. В большей степени пострадали развивающиеся рынки таких стран, как Россия и Бразилия, и ряда других латиноамериканских стран. Кризис повлиял на динамику и структуру бразильского внутреннего государственного долга. Неуверенность в устойчивости бразильского реала (в условиях бюджетного дефицита и растущего отрицательного сальдо по текущим операциям) привела к оттоку средств с рынка правительственных долговых обязательств и усилению давления на национальную денежную единицу. Для поддержания реала и недопущения его девальвации Центральный банк Бразилии был вынужден прибегнуть к валютным интервенциям. За октябрь—ноябрь валютные резервы сократились на 16,2% по сравнению с сентябрем и составили 51,2 млрд долл. Ситуация усугублялась еще и тем, что в декабре 1997 — феврале 1998 г. истекал срок погашения значительной суммы внутреннего государственного долга — около 60 млрд долл. [c.488]
В 1998 г. был опубликован Финансовый акт, в соответствии с которым вводился код финансовой стабильности . Он, в частности, предусматривал, что при проведении финансовой политики и политики управления государственным долгом (ответственность за последнюю была возложена на Министерство финансов, а прежде за нее отвечал Банк Англии) должны соблюдаться такие принципы, как прозрачность, стабильность, эффективность. Код обязывает правительство следовать золотому правилу — оно не должно заимствовать средств больше, чем требуется для капиталовложений займы не должны использоваться для финансирования текущих расходов. Особое внимание было обращено на более эффективное использование государственных средств. Министерствам и ведомствам предлагалось жестко придерживаться предельного уровня (потолка) расходов, устанавливаемого правительством на трехлетний срок. Задача экономии государственных средств стала особенно острой в связи с децентрализацией власти. [c.433]
ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в текущем году, и общий государственный внешний долг (накопленный), который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. [c.44]
ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — задолженность государства по привлеченным из-за рубежа средствам в виде займов и кредитов иностранных государственных и частных банков, международных финансовых организаций и выплачиваемым процентам по ним, а также средствам, полученным путем размещения на международных рынках капитала государственных ценных бумаг. Текущий В.г.д. — сумма, которую необходимо выплатить в данном году. Общий В.г.д. — общая величина задолженности и процентов по ней, которую необходимо выплатить не только в текущем, но и в последующие годы. [c.53]
Принято различать текущий и капитальный государственный долг. Срок платежа по текущему долгу наступает обычно в текущем или в следующем финансовом (бюджетном) году к капитальному долгу относится та часть госу- [c.58]
Сроки погашения государственного долга США зависят от целого ряда факторов. Конечно, со временем срок до погашения (term-to-maturity) (время, остающееся до дня погашения) находящихся в обращении бумаг будет сокращаться. Казначейство имеет большие полномочия в выборе сроков погашения новых выпусков и может участвовать в рефинансировании. Иногда устанавливаемые Конгрессом ограничения на объем выпуска и величину процента, выплачиваемого по определенным группам инструментов, могут приводить к тому, что предпочтение будет отдаваться другим инструментам. Выпуск долговых бумаг может использоваться в качестве особого метода государственной экономической политики с целью воздействия на текущие процентные ставки бумаге различными сроками погашения. [c.382]
ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА [budget surplus — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов. [c.294]
economy-ru.info
Государственный долг текущий | 1privilege.ru
Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками лицом к лицу об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80—90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. [c.426] С 1998 г. осуществлялся расчет дефицита федерального бюджета по международной методологии.
Виды государственного долга
В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты). В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие.
Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения. Рис. 1.
Капитальный государственный долг это
Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (их расширение, реконструкцию и техническое перевооружение) инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты. В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным [c.116] В течение всего 1997 года показатели бюджетного дефицита превышали законодательно зафиксированный уровень, но не существенно. Финансовый кризис привел к резкому росту стоимости обслуживания государственных заимствований.
Это не оказало заметного влияния на текущую ситуацию, однако угрожало самыми негативные последствиями в 1998-м и в последующие годы государственный долг накапливался, как снежный ком, и когда-то должен был наступить час расплаты…
Государственный долг
Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса.
Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно — трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе.
Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги.
Текущий государственный долг
Тесно связан с денежным рынком рынок среднесрочных и долгосрочных кредитов, предоставляемых в иностранных и евровалютах, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции с государственными финансовыми инструментами (в особенности с государственными векселями и другими ценными бумагами, образующими текущий государственный долг). Евровалютные рынки — это своеобразные денежные рынки, несколько обособленные от национальных рынков ссудного капитала, но связанные между собой преемственностью финансовых инструментов и техникой проведения банковских операций, а также переплетающимися денежными потоками. [c.273] При характеристике сущности государственного долга применяют и классификацию его на капитальный (основной) и текущий государственный долг. [c.97] Охарактеризуйте понятия капитальный и текущий государственный долг.
/ государственный долг
ВниманиеВ практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств. Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.
Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обязательств государственных предприятий.
Важно
Экономические последствия государственного долга: -обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны; -долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики; -увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране; -происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Бюджетный дефицит– это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам.
Бюджетный дефицит— превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Текущий государственный долг
Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов · предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков. · факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц. · соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. Внешний долг Российской Федерации- обязательства, возникающие в иностранной валюте.
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из: 1.
Государственный долг: внутренний и внешний.
При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е возрастает «бремя долга» в экономике. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим. Существуют следующие способы покрытия дефицита госбюджета: — кредитно-денежная эмиссия; — долговое финансирование в форме продажи государственных ценных бумаг или кредитов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций; — увеличение налоговых поступлений, а также доходов от приватизации, хотя данный способ выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита в узком смысле слова.
Тема 7. государственные финансы
ИнфоВ 1998 г. был опубликован Финансовый акт, в соответствии с которым вводился код финансовой стабильности . Он, в частности, предусматривал, что при проведении финансовой политики и политики управления государственным долгом (ответственность за последнюю была возложена на Министерство финансов, а прежде за нее отвечал Банк Англии) должны соблюдаться такие принципы, как прозрачность, стабильность, эффективность. Код обязывает правительство следовать золотому правилу — оно не должно заимствовать средств больше, чем требуется для капиталовложений займы не должны использоваться для финансирования текущих расходов.
Особое внимание было обращено на более эффективное использование государственных средств. Министерствам и ведомствам предлагалось жестко придерживаться предельного уровня (потолка) расходов, устанавливаемого правительством на трехлетний срок.
1privilege.ru
Внешний и внутренний государственный долг
Понятие государственного долга
Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.
В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).
Определение 1
Государственным долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам).
Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:
- внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
- внешний (задолженность нерезидентам).
Текущий и капитальный государственный долг
Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.
Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).
Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.
Внешний государственный долг
Определение 2
Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.
Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).
Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.
Внешний долг страны — это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.
Основные инструменты внешнего заимствования:
- выпуск государственных облигаций
- прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)
Внутренний государственный долг
Определение 3
Внутренний долг представляет собой долг государства фирмам и населению страны.
Долговые обязательства могут обладать следующей формой:
- государственных займов, осуществленных через выпуск ценных бумаг
- кредитов, полученных государством
- иных долговых обязательств.
Долговые обязательства могут быть:
- краткосрочными (до 1 г.)
- среднесрочными (1-5 лет)
- долгосрочными (более 5 лет).
Основные долговые обязательства государства, обеспеченные Правительством Российской Федерации, включают следующее:
- государственные долгосрочные облигации
- государственные краткосрочные облигации (ГКО)
- облигации внутреннего государственного валютного займа
- облигации государственного сберегательного займа
- казначейские векселя и обязательства.
spravochnick.ru
3. Государственный долг, его содержание и виды
С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».
Государственный долг — это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
В государственный долг в нашей стране входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.
долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.
В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, как это было принято в СССР. В основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.
По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний — перед нерезидентами.
Государственно-кредитные экономические отношения регулируются законодательно-правовыми документами. В нашей стране это законы «О государственном внутреннем долге Республики Беларусь, «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», «О бюджете» на очередной финансовый год; Положение о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов и другие нормативные документы.
Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.
В 2004 г. было принято решение о реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг в 1991—2003 гг., посредством эмиссии государственных ценных бумаг.
Как можно заметить, займы административно-территориальных единиц, получаемые ими кредиты и выдаваемые гарантии к государственному долгу не относятся. Расходы по обслуживанию таких операций ложатся на областные и Минский городской бюджеты.
Некоторые экономисты причисляют к внутреннему государственному долгу неисполненные финансовые обязательства перед субъектами отраслей экономики (неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджетных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Однако неисполненные финансовые обязательства отражают проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвечают признакам кредита.
Внешний государственный долг нашей страны складывается из суммы основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени.
В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностранных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций.
В развитых странах обычно не принято деление государственного долга на внутренний и внешний, но для Беларуси и России оно сохраняет актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что ложится дополнительной нагрузкой на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. другой путь привлечения иностранной валюты — получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, а получение кредитов часто обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника.
Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.
В последние годы наблюдается снижение внешнего государственного долга.
Республика Беларусь не несет ответственности по долговым обязательствам административно-территориальных од и ниц, если указанные обязательства не были им гарантированы. Административно-территориальные единицы также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Республики Беларусь в целом.
Влияние государственного долга на экономику страны зависит от размеров долга. Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. В Беларуси оно осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в собственности рее публики. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк Республики Беларусь. В последние годы наблюдалось превышение платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга над суммами полученных иностранных кредитов, что говорит о небольшом притоке иностранного ко питала в экономику страны.
Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Так, если расходы по его обслуживанию превышают так называемую красную черту (25 % -е соотношение платежей на погашение кредитов я валютных поступлений от экспорта), то при определенной веля чине государственного долга практически вся выручка от экс порта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов.
Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга экономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.
Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственно-кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.
В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляет по поручению Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.
Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов, как то:
• безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;
• единство учета всех видов эмитированных обязательств;
• снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры Мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;
• оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;
• сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами — резидентами и нерезидентами;
• открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
В управлении государственным долгом любой страны важное значение имеет принцип безусловности. Однако по разным экономическим причинам он может нарушаться.
Наиболее часто старые займы покрываются путем выпуска новых займов, т.е. путем рефинансирования государственного долга. При этом используются такие методы, как новация, унификация. Изменение условий займов осуществляется с помощью методов конверсии и консолидации.
Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.
Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотношению) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.
Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов.
Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка погашения отличается от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.
Аннулирование государственного долга — отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена политической власти. Однако следует помнить, что внешние долги государства не списываются. Примером тому — долги царской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.
Рефинансирование активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны — заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в Дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.
Поскольку по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссякает возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении долгом является ограничение последнего. В бюджетно-налоговой политике Республики Беларусь с этой целью предусматриваются мероприятия по увеличению налоговых поступлений, сокращению расходов бюджета на поддержку слабых предприятий, оптимизации распределения бюджетных средств между отраслями и статьями расходов.
В Беларуси платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга отвечают требованиям защищенности и первоочередности по отношению к другим статьям рас ходов при исполнении республиканского бюджета. Кредиты международных финансовых организаций предоставляются республике в основном на развитие экономических реформ и используются на поддержание курса валют, создание объектов социальной сферы. Под государственные гарантии выдаются кредиты на реализацию инвестиционных проектов. По условиям расчетов к ним приравниваются кредиты, которые предоставлялись Республике Беларусь, но были переуступлены внутренним заемщикам, и те должны самостоятельно рассчитываться по кредитам за счет собственных средств.
Кредиты иностранных государств направляются на закупку сельскохозяйственной техники, продовольственного и фуражного зерна, нефти и газа, реконструкцию предприятий химической, нефтеперерабатывающей, металлургической, легкой и пищевой промышленности.
Для оценки долгового бремени того или иного государства в международной практике используются различные методы. Например, Всемирный банк определяет уровень кредитоспособности страны через систему показателей, а именно отношение:
• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП;
• приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг;
• внешнего долга к ВВП;
• внешнего долга к экспорту товаров и услуг;
• годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг.
Под приведенной стоимостью платежей по внешнему долгу понимается сумма всех платежей по погашению и обслуживанию иностранных кредитов, включая платежи по погашению основного долга и уплате процентов, с поправкой на коэффициент дисконтирования. Последний определяется с учетом альтернативных способов использования предоставляемых кредитов.
Если отношение приведенной стоимости платежей по внешнему долгу к ВВП составляет более 80 %, экспорту товаров и услуг — 220 % и более, то задолженность считается чрезмерной. Умерен ной считается задолженность, если первый показатель находится в пределах 18—80 %, а второй — 132—220 %. По расчетам Всемирного банка, в Республике Беларусь значения указанных показателей намного ниже приведенных критериев, что позволяет признать ее страной с низкой задолженностью.
В Республике Беларусь при управлении государственным долгом также используются не требующие специальных расчетов показатели — отношение внешнего долга к ВВП (критический уровень 50 %) и отношение годовых платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критический уровень 25 %).
Однако данные широко распространенные показатели кредитоспособности не учитывают все особенности страны, поэтому следует принимать во внимание такой показатель, как чистые транс ферты (разность между суммой привлеченных иностранных кредитов и платежами по их погашению). Так, в Республике Беларусь до 1998 г. чистые трансферты по внешнему государственному долгу имели положительное значение, но с 1998 г. наблюдалось отрицательное сальдо.
Учитывая «товарный характер иностранных кредитов, Республика Беларусь для погашения государственного долга (внешнего и внутреннего) должна использовать внутренние источники средств. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет страны и отрицательно сказывается на платежном балансе. В целях снижения финансового напряжения Правительство Республики Беларусь проводит работу по реструктуризациивнешней и внутренней задолженности государства.
studfiles.net
Государственный долг — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июля 2016; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июля 2016; проверки требуют 20 правок. Государственный долг стран в процентах к ВВП по состоянию на 2012 год.Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1]
При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.
Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.[1]
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
ru.wikipedia.org
Государственный долг
Государственный долг – это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.
Общие положения
Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.
При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.
Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.
Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.
Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.
В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.
Внешний государственный долг
Внешний долг является предметом особого внимания правительства страны. На сегодняшний день, практически все страны мира используют займы извне. Но если платежи по внешнему долгу составляют более 30% от внешнеэкономической деятельности страны, получение новых займов является проблематичным. В этом случае кредиторы выделяют средства под более высокие проценты, при этом требуя особых залоговых обязательств или поручительств.
Внешний долг страны разделяют на текущий и общегосударственный. Текущий долг предполагает погашение по долговым обязательствам в нынешнем году, а общегосударственный включает в себя текущий долг и долги, которые нужно вернуть в последущие годы.
Основными мировыми организациями-кредиторами являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Эти организации предоставляют займы государствам, при условии выполнения различных рекомендаций, разработанных их финансовыми специалистами. Среди таких требований обычно проведение различных экономических и социальных реформ.
Помимо этих двух организаций существуют фонды направленные на кредитование и поддержание экономики определенных стран объединенных по различным национальным и экономическим интересам. Например, Арабский валютный фонд. Кроме этого в 2015-2016 годах планируется создание Банка Развития БРИКС, который по оценкам многих экспертов может стать конкурентом Международному банку реконструкции и развития.
Помимо официальных международных кредитных организаций существуют неформальные объединения кредиторов. Самые известные из них – это Лондонский и Парижский клубы. Первый рассматривает вопросы погашения и реструктуризации внешних государственных долгов перед коммерческими банками, а второй перед государствами-кредиторами. На сегодняшний день в Лондонский клуб входит около 1000 банков-участников. В Парижском клубе постоянными участниками являются 19 государств, в том числе и Россия.
Внутренний государственный долг
В отличие от внешнего долга, внутренний государственный долг оставляет капитал внутри страны. И государственные резервы идут на повышение благосостояния собственных граждан. Но при этом наблюдается перераспределение доходов внутри государства. Иными словами менее обеспеченные слои граждан становятся беднее, а богатые люди приумножают свой капитал.
Эффект такого неравномерного распределения средств достигается за счет того, что ценные государственные бумаги приобретают наиболее обеспеченные граждане, а следовательно и прибыль будут получать именно они. Но для того чтобы выплачивать средства по своим долговым обязательствам, государству требуется изъять их из своего бюджета. Таким образом, при большом внутреннем государственном долге бюджетные средства направляются на обогащение обеспеченных слоев населения за счет урезания различных социальных программ для малообеспеченных граждан.
Помимо стоимости ценных бумаг выпущенных государством, на сумму внутреннего государственного долга влияют вклады населения, размещенные в государственных банках страны.
Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению
При постоянном увеличении государственного долга последствия для экономики страны могут оказаться катастрофическими. При увеличении дефицита бюджета, страну сотрясают всевозможные забастовки и акции протеста. Ярким примером являются недавние события в Греции. Кроме этого экономический кризис часто приводит к государственным переворотам и революциям.
Экономический кризис в стране возникает за счет того, что государство для погашения текущих долговых обязательств берет новые займы. Но так не может продолжаться бесконечно и в итоге настает момент, когда кредиторы отказываются оказывать финансовую помощь.
Одним из основных показателей, влияющих на возможность получения нового займа, является ставка рефинансирования. Этот важный финансовый инструмент Центрального банка страны оказывает большое влияние на экономику и ВВП государства и представляет собой возврат процентов от выданных кредитов коммерческим банкам. В случае если темпы роста ВВП государства выше, чем ставка рефинансирования, страна считается платежеспособной и с легкостью может получить необходимый кредит.
Правительства стран-должников принимают множество мер по сокращению государственного долга. Среди них:
- Выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Но, как правило, у стран с большим госдолгом эти резервы либо отсутствуют, либо ограничены;
- Пролонгация и консолидация долга. Эти меры направлены на отсрочку платежей. Пролонгация представляет собой выпуск новых государственных ценных бумаг с целью погашения обязательств по уже имеющимся. Консолидация – это продление срока выплаты обязательств по уже взятым кредитам. Кроме этого, под этим понятием понимают объединение нескольких займов в один на более длительный срок и с более низкой процентной ставкой.
- Конверсия. Этот термин означает уменьшение процентной ставки по государственным ценным бумагам. Конверсия может быть факультативная (кредитор имеет право отказаться от новых условий), принудительной (в случае отказа кредитора от новых условий он получает назад внесенную сумму) и принудительная (изменение доходности ценных бумаг в одностороннем порядке).
- Реструктуризация долга. В данном случае предусматривается замена одних долговых обязательств на другие. При этом возможно частичное или полное списание суммы основного долга.
- Аннулирование. В этом случае государство полностью отказывается от выполнения своих долговых обязательств по отношению к кредитору. Но этот метод очень негативно влияет на репутацию и страны и в современной политике практически не используется.
На рост государственного долга влияет увеличение расходов на военные программы, повышение уровня безработицы в государстве, а также снижение темпов экономического развития.
Государственные долги стран мира
Несмотря на меры принимаемые мировыми правительствами размеры государственных долгов продолжают неуклонно расти. В 2014 году общий государственный долг всех стран мира составил около 56 трлн. долларов США.
Если рассматривать общий объем государственного долга для крупных стран, то наибольший долг имеют Соединенные Штаты Америки – 17.61 трлн. долларов, на втором месте Япония, которая имеет почти 10 трлн. госдолга и замыкает тройку Китай с почти 4-мя триллионами.
Государство | размер госдолга в трлн. USD |
США | 17.61 |
Япония | 9.87 |
Китай | 3.89 |
Германия | 2.6 |
Италия | 2.33 |
Франция | 2.11 |
Великобритания | 2.06 |
Бразилия | 1.32 |
Испания | 1.23 |
Канада | 1.2 |
Но общий показатель госдолга не дает полного понимания для оценки экономики страны и сумму долга обычно сравнивают с показателем ВВП. А по этому показателю первая десятка выглядит следующим образом:
государство | отношение госдолга к ВВП, % |
Япония | 242.3 |
Греция | 174 |
Италия | 133.1 |
Португалия | 125.3 |
Ирландия | 121 |
США | 107.3 |
Сингапур | 106.2 |
Бельгия | 101.2 |
Испания | 99.1 |
Великобритания | 95.6 |
В таблице не представлен ряд мелких государств, не оказывающих серьезного влияния на мировую экономику. Например, Ливан имеющий соотношение 140% или Ямайка с соотношением 138%.
Внешний государственный долг Российской Федерации на начало 2015 года составил 599 млрд. долларов, а отношение к ВВП самое низкое из крупнейших экономик мира – 23%
utmagazine.ru
16Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом.
Дать определение государственного долга. Привести классификации государственного долга .
Экономическое содержание понятия «государственный долг». Механизм управления государственным внешним и внутренним долгом.
Сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам представляет собой государственный долг
В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов .
По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды: капитальный; текущий; основной.
Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.
Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде /10, с.58/.
Основной долг — это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
При мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей, возникает внешний долг. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни .
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Поэтому важной задачей органов системы управления внешним долгом является осуществление системного анализа и контроля за эффективным использованием иностранных кредитов, согласно реальным возможностям страны обслужить свой внешний долг.
Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия – изменение доходности займов.
Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Цель – уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляется только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.
studfiles.net