Тарифное регулирование это – Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — это… Что такое Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности?

Содержание

Что такое тарифное регулирование? Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности :: BusinessMan.ru

Тарифное регулирование — один из важнейших факторов выстраивания государством эффективной внешнеэкономической политики. Какова специфика участия российских властей в данном направлении деятельности? Каковы особенности правовых норм, регулирующих торговлю РФ с другими странами?

Сущность тарифного регулирования

Тарифное регулирование, согласно распространенному определению — это одна из форм государственного участия во внешнеэкономической деятельности, которая применяется с целью оптимизации процессов на уровне экспорта и импорта. Власть, задействуя данный инструмент, реализует свое право на установление тех или иных пошлин и тарифов с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства, поступаемые в счет оплаты данных сборов, в бюджет, или же решить некоторые задачи в рамках защиты национальной экономики. Поскольку в процессе импорта и экспорта тот или иной товар, как правило, пересекает границу, рассматриваемый вид деятельности имеет прямое отношение к таможенным структурам. То есть термин «тарифное регулирование», как правило, употребляется в контексте коммуникаций с иностранными государствами.

Разумеется, есть также и иные интерпретации данного явления. Так, термин «тарифное регулирование» в узком смысле (хотя данный формат его употребления встречается реже, чем в контексте таможни) может отражать деятельность неких структур, связанных с установлением государственных цен на тот или иной вид продукции или сервисов. Так, в частности, деятельность Федеральной службы по тарифам может характеризоваться как имеющая отношение к рассматриваемой интерпретации термина. В компетенции ФСТ, таким образом — внутренние тарифы на различного рода товары или услуги.

В свою очередь, во многих регионах есть Комитет тарифного регулирования, например в Волгоградской области — структура в рамках вертикали исполнительной ветви власти, подотчетная ФСТ. При этом названия ее аналогов, в зависимости от субъекта федерации, могут меняться. Например, в Томской области функционирует Департамент тарифного регулирования. Однако следует отметить, что ФСТ и подчиненные ей структуры к работе таможни прямого отношения не имеют. Существуют другие государственный органы, в компетенции которых собственно таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности (или ВЭД). Речь идет прежде всего о Федеральной таможенной службе. Также есть сведения о том, что данное ведомство, возможно, будет объединено с ФНС.

Таким образом, тарифное регулирование может пониматься по-разному, в зависимости от контекста. Важный критерий здесь — значение термина «тариф». Существует традиционное его понимание, которое предопределяет его прямую связь с таможенными процедурами. Вместе с тем в правовой практике РФ сформировалось понимание тарифа как синонима расценки вообще — как на уровне права, так и в аспекте источников, которые не являются нормативными актами, однако встречаются повсеместно — например, каталоги тарифов операторов сотовой связи. Так или иначе, основной контекст, в котором чаще всего употребляется рассматриваемый термин — это таможенно-тарифное регулирование. Рассмотрим особенности данного явления и его российской модели.

Регулирование тарифов и таможня

Итак, основной контекст, в рамках которого используется изучаемый нами термин — это тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. Какова специфика данного процесса? Как мы уже отметили, главную роль в нем играют компетентные государственные структуры. Тарифы на таможне — один из ключевых элементов участия властей во внешнеторговой политике. Основные цели таких активностей: пополнение бюджета, осуществление протекционистских мер, фискализация, стимулирование развития тех или иных отраслей.

Таможенно-тарифное регулирование предполагает, что государство, устанавливая те или иные пошлины и сборы, например, с импортируемых в страну товаров, содействует повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства. Дело в том, что сборы, уплачиваемые на границе, включаются в дальнейшем в стоимость товара, которая может оказаться выше, чем если бы покупатель приобретал их внутри страны у местного производителя. В то же время фискальная функция отражает задачу по сбору тарифных поступлений в государственный бюджет. В частности, если говорить о российской модели соответствующего направления государственной политики, то подобные выплаты играют важнейшую роль в пополнении государственной казны.

Власть, осуществляя таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности, также может способствовать повышению динамики национального экспорта. На практике это, как правило, достигается посредством снижения соответствующих ставок или же их обнуления.

Нетарифные методы

Существует тарифное и нетарифное регулирование таможенных процессов. Какова специфика активностей второго типа? К нетарифным методам относится прежде всего выдача различных лицензий, выработка тех или иных стандартов качества, которые могут осложнить ввоз товаров из-за границы. Как полагают многие эксперты, данные методы используются главным образом в процессе применения государством как раз-таки протекционистских мер. Власть может, таким образом, определив формальные барьеры для импорта тех или иных товаров, создать более благоприятные условия для национального производителя.

Эксперты отмечают ряд недостатков, которыми сопровождаются подобные методы регулирования торговли. Прежде всего, если государство использует нетарифный инструментарий, то это может сопровождаться серьезным ростом цен внутри страны на тот или иной вид продукции. Причин тому две — возможный дефицит продукции в силу того, что национальные производители не удовлетворяют объем спроса, или же спекулятивные явления, когда поставщик товаров устанавливает завышенные цены на монопольных началах, по причине отсутствия иностранной конкуренции.

Эксперты ООН классифицируют нетарифные методы на следующие основные типы: лицензирование, квотирование, установление минимальных цен, а также антидемпинговые меры. Конкретные виды ограничений могут быть разными. В числе самых распространенных — установление чрезвычайно сложных процедур таможенного оформления, формирование неоправданно строгих технических (экологических, санитарных) стандартов, а также ужесточений требований к упаковке, цвету, форме товаров и т. д.

В дополнение к методам нетарифного регулирования также могут практиковаться различные ограничения на валютные и финансовые операции (связанные, к примеру, с обналичиванием прибыли иностранных компаний), определение льготных условий по капиталообороту для узких групп предприятий и т. д.

Каковы основные механизмы, посредством которых нетарифные методы применяет российское государство? В числе базовых, что присутствуют в практике таможенного регулирования в РФ, — квоты и лицензии. Ключевое ведомство, которое принимает участие в задействовании соответствующих инструментов, — Министерство экономики.

В РФ применяется два основных инструмента в рамках собственно таможенного регулирования «классического» типа — это тарифы, а также пошлины. Рассмотрим специфику каждого из них.

Чем отличается тариф от пошлины

Таможенная пошлина — это сбор, взимающийся с товаров, которые проходят через государственную границу. Пошлины могут быть как импортными, так и экспортными. Также данные два их вида дополняют в ряде случаев транзитные. Отмеченные инструменты призваны выполнять прежде всего налоговую функцию. Величина пошлин устанавливается на уровне общенациональных законов.

В свою очередь таможенные тарифы, принятые в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности — это реестры товаров, которые облагаются установленными в отношении них таможенными пошлинами. Таким образом, два рассматриваемых инструмента — это фактически части единого. При этом, в зависимости от контекста и правовой традиции, принятой в том или ином государстве, он может называться «тарифом» или «пошлиной». В РФ, как считают некоторые эксперты, чаще употребляется второй термин в отношении того самого «общего» инструмента.

То есть если в том или ином контексте речь прямо не идет о «тарифе» в основном значении («реестр товаров, подлежащих обложению сбором»), то допустимо употреблять термин «пошлина» как обозначающем единый инструмент, с помощью которого осуществляется тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Классификация тарифов и пошлин

Таким образом, таможенные тарифы и пошлины — это фактически две взаимосвязанные части единого инструмента. Вместе с тем они, как мы определили выше, не являются синонимами, если говорить о понятийном аппарате в рамках релевантных правовых актов и норм. Более того, тарифы и пошлины бывают очень разными. Рассмотрим, на какие основные типы они подразделяются.

Что касается тарифов, то оснований для классификации их может быть несколько. В зависимости от количества ставок, тарифы могут быть простыми (в которых присутствует одна ставка) или сложными (две и более). По признаку правовой природы тарифы делятся на автономные и конвенционные. Первые предусматривают, что ставка для них определяется на базе национальных правовых актов, а не международных. А конвенционные тарифы устанавливаются с учетом норм, принятых государством в процессе сотрудничества с другими странами. Хотя на практике в чистом виде они, если говорить о российской модели, встречаются редко. И потому многие эксперты считают, что корректнее называть их автономно-конвенционными.

Пошлины могут подразделяться на следующие типы: специальные, антидемпинговые, а также компенсационные. Относительно первых можно сказать, что тарифное регулирование ВЭД российского образца применяет их в качестве защитной меры в тех случаях, когда ввозимый товар способен нанести явный ущерб интересам национального производителя. Антидемпинговые пошлины задействуются, если зарубежный поставщик собирается ввозить в РФ товары с более низкой ценой, чем они доступны внутри государства. Компенсационные типы сборов используются, если речь идет о ввозе товаров, которые выпускались при условии субсидирования.

Вместе с тем базовым критерием классификации пошлин считается направленность потока товара. То есть данного типа сборы подразделяются прежде всего на экспортные и импортные. Рассмотрим специфику обоих типов пошлин в рамках российской экономической модели.

Специфика импортных пошлин в РФ

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД, осуществляемое российским правительством, предполагает выделение нескольких уровней импортных пошлин — тех, что устанавливаются в отношении сырья, т. е. взимающихся с поставщиков материалов, а также тех, которые взимаются с бизнесов при импорте готовых изделий или полуфабрикатов. Также важна фактическая природа ввозимых товаров — это влияет на ставки для такого типа сборов. Так, например, если речь идет об импорте оборудования, продуктов питания, продукции текстильной промышленности, то в отношении данных категорий товаров пошлина может достигать 30% и более. В свою очередь, ставки для сырья и полуфабрикатов могут быть в несколько раз ниже. Некоторые виды товаров и вовсе могут быть освобождены от пошлин — например, лекарства или детское питание.

Специфика российского экспорта

Тарифные меры регулирования, используемые развитыми странами, подразумевают в достаточной мере ограниченное задействование экспортных пошлин. Данный подход в целом близок российской модели участия государства во внешней торговле. Экспортная пошлина на большинство вывозимых из РФ товаров не взимается. Однако это правило не действует, в частности, относительно ключевого предмета российского экспорта — нефти, а также продуктов ее переработки. Вывоз «черного золота» из РФ облагается существенными сборами.

Например, что касается сырой нефти, то российские экспортеры сейчас должны уплачивать за нее пошлину в расчете 105,8 долларов США за тонну. В среде финансовых аналитиков высказываются предположения о том, что данное значение может вырасти в ближайшее время еще на 30 долларов. Вместе с тем есть также сведения о том, что для тех компаний, которые ведут добычу нефти на некоторых месторождениях, расположенных в Восточной Сибири, на Каспии, а также на Приразломном, что принадлежит «Газпрому», экспортная ставка может быть на некоторое время обнулена.

Что касается высоковязкой нефти, то в отношении нее пошлина намного ниже, чем для обычной. Например, сейчас это 13,3 долларов за тонну. Если речь идет об экспорте бензина, то в отношении него пошлина составляет 89,8 долларов за тонну. Которая, как отмечают эксперты, также может вырасти. Отметим, что пошлина, установленная для сжиженных газов, сейчас нулевая. Ставка для светлых нефтепродуктов сейчас — 50,7 долларов, для темных — 80,4%. Пошлина на экспорт кокса — 6,8 долларов. По мнению аналитиков, соответствующие значения для каждого из отмеченных нефтепродуктов, вывозимых из РФ, в обозримом будущем могут вырасти.

Кроме нефти и продуктов на ее основе, экспортной пошлиной в РФ облагаются некоторые виды металлов, сортов рыбы, зерновые, лесоматериалы. Вместе с тем очень большой спектр товаров, выпускаемых российскими предприятиями, не облагается сборами данного типа. Можно отметить, что особые условия в аспекте государственной тарифной политики РФ функционируют при организации товарооборота со странами ЕАЭС — Арменией, Белоруссией и Казахстаном.

Определение размера пошлины

В рамках каких формул тарифное регулирование внешней торговли российского образца определяет величину пошлин? Как правило, размер соответствующих сборов зависит от практики выстраивания политических и экономических отношений между конкретными государствами. Также может иметь значение международный статус той или иной страны. В ряде случаев, например, государства, причисляющиеся, согласно принятым на уровне мировой политики критериям, к развивающимся, могут получать преференции в виде пониженной ставки, возможности выплатить сбор в рассрочку или позже, а то и вовсе освободиться от соответствующего обязательства.

Эксперты отмечают: степень доверия и стремления к выстраиванию компромиссной модели в торговле между государствами непосредственно зависит от уровня их политической интеграции. Проще говоря, если страны дружат, то и экономические отношения между ними выстраиваются конструктивные — различного рода ставки ниже, барьеров меньше, и в целом условия для сотрудничества предприятий создаются благоприятствующие.

Роль таможенных пошлин

Тарифное регулирование торговли — важнейший компонент международной политики любого государства. Дело в том, что посредством соответствующего типа инструментов власть регулирует коммуникации между внутренним и международным рынками. Некоторые эксперты считают, что наибольшее значение с точки зрения наполнения государственной казны и положительного влияния на национальную экономику имеют импортные пошлины. Это касается также и российской модели участия государства в таможенно-тарифной политике. Выше мы отметили, что для РФ важны также и некоторые виды пошлин, установленных для вывозимых товаров. Особенно те, которыми облагаются нефть и продукты на ее основе.

Как считают многие экономисты, тарифные методы регулирования торговли в случае их неоправданно частого применения могут привести к кризисным явлениям в экономиках торгующих государств. Так, например, увлечение различными антидемпинговыми и иными мерами может привести, как мы уже отметили выше, к дефициту товаров или же к снижению конкуренции — в обоих случаях есть вероятность значительного роста потребительских цен. Также можно отметить, что высокие импортные пошлины в отношении конкретных государств могут негативным образом повлиять на перспективы развития торговли с ними. Правительства тех стран, в отношении которых тарифные меры регулирования характеризуются чрезмерной строгостью, могут сами устанавливать слишком завышенные требования к партнерам. Которые, в свою очередь, могут терять в выручке из-за ограничения объема экспорта.

Международный правовой аспект

Тарифное регулирование — это, таким образом, часть внешней политики государства. Правительства стран мира могут взаимодействовать как в ходе непосредственных коммуникаций, так и в процессе образования структур, предполагающих участие большого количества стран, объединенных по территориальному, культурному или идеологическому признаку.

Есть торговые объединения мирового масштаба — например, это ВТО. Также важна роль Конференции ООН по вопросам торговли и развития, таких объединений, как ГАТТ, или, например, Брюссельская конвенция по вопросам товарной номенклатуры. Активное международное взаимодействие правительств может предопределять некоторую унификацию национальной правовой базы, моделей выработки стандартов и норм в отношении производства товаров, подходов к выстраиванию политики тарифного регулирования на таможне.

Деятельность международных структур призвана прежде всего облегчать взаимопонимание стран, выстраивающих партнерские отношения. Чтобы, например, министерство тарифного регулирования и аналогичная ему структура в другом государстве использовали схожий понятийный аппарат для корректного составления договоров и определения путей совместного развития.

Национальный правовой аспект

В правовых системах большинства стран мира присутствуют также и национальные нормативно-правовые акты, касающиеся тарифного регулирования. Это могут быть как отдельные законы, в которых прописываются положения, отражающие процессы таможенной политики государства, так и самостоятельные кодексы, имеющие статус базовых правовых документов.

Возможен вариант, при котором национальное законодательство, касающееся таможенного регулирования, постепенно заменяется актами, принятыми на уровне международных коммуникаций. Так, например, до 2010 года в РФ действовал собственный Таможенный кодекс. Однако он был заменен соответствующим документом, действующим на уровне стран Таможенного союза — структуры, которая предшествовала ЕАЭС.

Сейчас Кодекс, который устанавливает правила и нормы торговли для России, Армении, Белоруссии и Казахстана, продолжает действие, однако есть сведения о том, что в 2016 году его сменит полностью обновленный документ. В нем, как предполагается, будут отражены положения, значительно упрощающие ведение торговли между участниками ЕАЭС.

businessman.ru

Тарифное регулирование — это… Что такое Тарифное регулирование?


Тарифное регулирование
Тарифное регулирование
Тарифное регулирование — фискальный способ управления экономическими процессами с помощью налогов.

По-английски: Tariff regulation

Финансовый словарь Финам.

.

  • Тарифная система
  • Тарифное соглашение

Смотреть что такое «Тарифное регулирование» в других словарях:

  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Содержание 1 Цели и задачи таможенно тарифного регулирования …   Википедия

  • Таможенно-тарифное регулирование — совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово политического инструментария для регулирования внешней торговли. См. также: Регулирование внешней торговли Таможенная политика Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Таможенно-тарифное регулирование — 24) таможенно тарифное регулирование метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;… Источник: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164 ФЗ (ред. от 06.12.2011)… …   Официальная терминология

  • Таможенно-тарифное регулирование — ( Customs rate regulation )  — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин …   Экономико-математический словарь

  • ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь (статья 1 Закона… …   Таможенное дело. Толковый словарь

  • таможенно-тарифное регулирование — Метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN customs rate regulation …   Справочник технического переводчика

  • ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово политического инструментария для регулирования внешней торговли …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, состоящие в установлении ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин (применении импортного и экспортного таможенных тарифов). В РФ применяются в целях… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый посредством применения ввозных и вывозных таможенных пошлин …   Таможенное право. Глоссарий

  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ — ТАМОЖЕННО ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ …   Юридическая энциклопедия


dic.academic.ru

2. Понятие таможенно-тарифного регулирования

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств — членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

Протекционистская функция — защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

Фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.[1]

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:[2]

Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин

Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу

Таможенная процедура

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

Таможенно-тарифное регулирование ВЭД

Система таможенно-тарифного регулирования включает применение ввозных таможенных пошлин, иных налогов, уплата которых является условием помещения ввозимых товаров под режим выпуска для свободного обращения.

Меры нетарифного регулирования представляют собой ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики РФ, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и международными договорами РФ. К ним относятся лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, разрешительная система и другие меры, доводимые в установленном порядке до таможенных органов РФ.

Меры таможенно-тарифного регулирования представляют собой сово­купность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуще­ствляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифные меры — это такие меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных таможенных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза с этой территории. Основной принцип таможенно-тарифного регулирования — это принцип одностороннего установления государством таможенных пошлин, запрещающего субъектам таможенно-тарифных отношений заключать какие-либо соглашения по вопросам размера, оснований, сроков и других аспектов уплаты пошлины.

Использование таможенно-тарифных мер осуществляется таможенными органами при проведении ими таможенного оформления товаров и в процессе таможенного контроля за их перемещением через таможенную границу России.

Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф. Понятие «таможенный тариф» имеет два значения. Чаще всего оно употребляется в смысле «документ, содержащий систематизированный перечень ставок таможенных пошлин». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. (в ред. от 16 марта 2000 г.) «О Таможенном тарифе — своде ставок ввозных таможенных пошлин и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» Таможенный тариф РФ — свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (разработанной международной организацией — Советом таможенного сотрудничества) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, а также перечень товаров, пропускаемых беспошлинно. Против каждого из подлежащих таможенному обложению товаров в Таможенном тарифе указывается ставка таможенной пошлины с указанием ее метода исчисления. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ является основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

Однако в ряде случаев понятие «Таможенный тариф» используется имен­но в смысле самой «таможенной пошлины», «ставки таможенной пошлины». Именно в последнем смысле термин «таможенный тариф» используется в нашей работе.

Развитие таможенных тарифов проходило в двух направлениях. Во-первых, росло число товаров, облагаемых пошлинами, а, во-вторых, — по каждому товару устанавливалась не одна, а несколько ставок пошлин различной ве­личины, применявшихся к товарам, происходящим из разных стран.

В этой связи различают два типа таможенных тарифов: простой и сложный.

Простой (одноколонный) таможенный тариф предусматривает для каждого товара одну ставку таможенных пошлин, которая применяется вне зависимости от страны происхождения товара. Такой тариф не обеспечивает достаточной’ маневренности в таможенной политике, и поэтому он не соответствует современным условиям конкуренции на мировом рынке. Он не предусматривает дискриминационных или льготных пошлин и сравнительно мало распространен (Мексика, Боливия и др.)

Сложный (многоколонный) таможенный тариф по каждому товару устанавливает две или большее число ставок таможенных пошлин. Сложный таможенный тариф в значительно большей степени, чем простой, приспособлен к конкурентной борьбе на мировом рынке. Значение его в том, что он позволяет оказывать давление на одни страны, облагая их товары более высокими пошлинами или предоставлять льготы другим, привязывая их таким образом к своему рынку. Иначе говоря, он дает возможность государству проводить дифференцированную таможенную политику.

studfiles.net

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Сущность и цели таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Определение 1

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему методов и инструментов государственного регулирования, в основе которых лежат таможенные пошлины, таможенные процедуры и правила осуществления внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование – это основной способ управления внешней торговли, используемый государством. Именно с помощью таможенных пошлин, процедур и правил государство имеет возможность осуществлять контроль над внешнеэкономической деятельностью.

Таможенно-тарифное регулирование может преследовать различные цели и выполняет две ключевые функции:

  • Протекционистская функция – защита национальных производителей от внешней конкуренции со стороны зарубежных компаний;
  • Фискальная функция – создание статьи бюджетных доходов и обеспечение ее наполнения.

Таможенно-тарифное регулирование следует рассматривать как систему организационных, правовых и экономических мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность и реализуемых государственными органами в законодательно установленном порядке. В основе таможенно-тарифного регулирования лежит использование ценового фактора воздействия на торговый оборот. Это означает разработку системы налогообложения, включающей применение таможенных пошлин и других видов налогов, уплата которых обязательна при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Принцип таможенно-тарифного регулирования заключается в его одностороннем порядке – условия уплаты и размеры пошлин устанавливаются государством, и только уполномоченные государственные органы могут принимать решения об изменении данных условий или тарифов.

Структура методов таможенно-тарифного регулирования

Регулирование государством внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью двух групп методов: таможенно-тарифного регулирования и нетарифных методов. Структуру методов таможенно-тарифного регулирования можно определить через элементы данной системы:

  • Таможенный тариф – система ставок таможенной пошлины;
  • Таможенное декларирование – процесс учета товаров, перемещаемых через национальную границу страны;
  • Таможенная процедура – правила перемещения товаров через национальную границу страны и осуществления действий, с этим связанных;
  • Товарная номенклатура ВЭД – перечень товаров, перемещение которых через национальную границу подлежит таможенно-тарифному регулированию.

В современных условиях методы таможенно-тарифного регулирования ВЭД постоянно подвергаются процессу унификации на базе различных международных договоров.

Пример 1

Примеры международных договоров, оказывающих влияние на таможенно-тарифное регулирование ВЭД: соглашения членов ВТО – Генеральное соглашение о тарифах и торговле, таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и т.п.

Таможенные тарифы и их виды

Таможенный тариф представляет собой основной элемент таможенно-тарифного регулирования. Чаще всего под тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, установленных государством для тех или иных видов продукции или способов торговли. Иногда термином «таможенный тариф» определяют непосредственно ставку таможенной пошлины, а не свод таких ставок.

Таможенный тариф в последнем значении может быть простым и сложным.

Простой таможенный тариф по-другому называют одноколонным. Такой тариф предусматривает одинаковую ставку для каждого продукта, не зависящую от страны его происхождения. В настоящее время простые тарифы мало используются, так как не дают возможности проактивного управления таможенной политикой и не соответствуют условиям современной конкуренции. Простые ставки таможенных пошлин не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин, что не позволяет в достаточной мере учитывать условия взаимоотношений между странами и их положения в мировом хозяйстве.

Сложный таможенный тариф по-другому называют многоколонным, и с его помощью для каждого продукта может быть установлено несколько ставок таможенной пошлины. Применение таких тарифов позволяет принимать во внимание условия конкуренции на мировом рынке. С помощью сложных таможенных тарифов государство может проводить дифференцированную таможенную политику, регулируя налоговое давление на резидентов разных стран.

spravochnick.ru

Таможенно-тарифное регулирование — это… Особенности, совокупность методов, деятельность и развитие

Изменение геополитической карты мира в течение последних десятилетий оказало существенное влияние на внутреннюю политику России и ее международное положение. Так, экономические связи между бывшими союзными республиками, развивавшимся раньше в пределах одного государства, стали внешними; сотрудничество стран-участниц СЭВ практически сведено на нет. В результате образовалось качественно новое пространство для взаимодействия отечественных экономических субъектов с зарубежными, внутреннего российского рынка с международным. В этой связи возникла необходимость в разработке принципиально новых методов управления экономикой. Одним из них является таможенно-тарифное регулирование таможенной деятельности. Рассмотрим его подробнее.

Актуальность вопроса

В процессе перехода страны к рыночным условиям в качестве одной из ключевых целей было провозглашено полномасштабное вхождение Российской Федерации в мировую экономику. Для этого были разработаны специальные программы развития внешних связей и методов их регулирования.

Сложность и многогранность проблем, возникающих в ходе этого процесса, обуславливают выбор нетрадиционных способов организации таможенной деятельности. Таможенно-тарифное регулирование, существующее сегодня, обеспечивает защиту общественных, государственных и личных интересов субъектов, участвующих во внешней торговле.

Особое внимание уделяется взаимодействию федеральных госструктур, региональных и межрегиональных органов, инвестиционных и финансовых институтов с непосредственными субъектами внешнеэкономической деятельности. В настоящее время высокие требования предъявляются к теоретической базе и обоснованию способов решения задач, поставленных перед Таможенной службой.

Как показывает анализ таможенно-тарифного регулирования, в настоящее время существующие механизмы управления внешнеэкономической деятельностью используются недостаточно эффективно. В результате многие стратегические и текущие задачи развития народно-хозяйственного комплекса страны остаются нерешенными. В этой связи деятельность правительства и других компетентных органов в последние годы направлена на совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Нормативная база

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности – важнейший метод управления экономикой. В мае 1993 г. был принят и в июле того же года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном тарифе» № 5003-1-ФЗ. Утверждение данного нормативного акта существенно повысило значение таможенно-тарифного регулирования. Этот закон закрепил ключевую цель экономической политики государства – определение порядка формирования и практического применения тарифа, таможенной стоимости, установление страны происхождения товара. Реализация положений ФЗ № 5003-1 позволяет решить множество вопросов, в том числе касающихся льгот для субъектов ВЭД.

Правовую основу таможенно-тарифного регулирования составляют также и международные договоры, соглашения, конвенции. В этих документах закреплены принципы, условия, правила формирования системы, особенности создания ее организационной базы.

Терминология

Государство в границах принадлежащей ему таможенной зоны может реализовывать комплекс мероприятий, направленных на регулирование разных параметров внешнеэкономической деятельности. В данный комплекс могут включаться такие методы и формы воздействия, как:

  1. Нетарифное регулирование. Оно предполагает использование системы административных, юридических и прочих инструментов управления ВЭД.
  2. Тарифное регулирование. Оно подразумевает использование государством как носителем таможенного суверенитета системы пошлин и специальных тарифов.

Таможенно-тарифное регулирование – это совокупность способов государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность субъекта. Оно основывается на использовании специальных процедур, правил и пошлин.

Значение института

Меры таможенно-тарифного регулирования позволяют государству влиять на внешнеторговый оборот и собственный внутренний рынок. Это достигается за счет установления пошлин, налогов, введения ограничений и запретов на вывоз и ввоз тех или иных товаров.

Управление импортом и экспортом – объективная мера. От его структуры зависит уровень экономического развития страны. Основу таможенно-тарифного регулирования составляют:

  1. Протекционистская политика. Она предполагает обеспечение защиты национальной экономики, стимулирование и поощрение отечественного производителя посредством установления пошлин, введения запретов и ограничений для иностранных внешнеэкономических субъектов. Это способствует минимизации конкуренции на внутренних рынках страны.
  2. Политика свободных торговых отношений. Она ориентирована на поощрение импорта иностранной продукции, насыщение внутреннего рынка такими товарами посредством установления сниженных ставок, ослабления ограничений и запретов, касающихся импорта.

Элементы управления внешнеторговой деятельности

Таможенно-тарифное регулирование – это сложная деятельность, включающая в себя несколько операций. Все они тесно связаны друг с другом. В системе таможенно-тарифного регулирования осуществляется определение:

  1. Таможенной стоимости товара.
  2. Страны происхождения продукции.
  3. Таможенных платежей.

Суть регулирования сводится к установлению специальных правил и порядка. Их соблюдение обеспечивает реализацию субъектом ВЭД права на перевозку транспорта и продукции через границу РФ. Таможенно-тарифное регулирование – деятельность, относящаяся к исключительной компетенции федеральной власти. Соответствующие положения закреплены в 1 пункте 1 статьи ТК ТС.

Особенности таможенно-тарифного регулирования

Проводя анализ действующих в настоящее время методов реализации экономической политики государства, можно выделить несколько их общих признаков.

В первую очередь таможенно-тарифное регулирование – это форма государственного воздействия на показатели внешней торговли. Оно используется в совокупности с нетарифным управлением, введением паратарифных (сверх тарифа) платежей и пр.

Во-вторых, таможенно-тарифное регулирование представляет собой процесс. Непрерывность потоков товара определяет и непрерывность применения пошлин для управления внешней торговлей.

Как правило, регулирование используется в рамках методов и форм госрегулирования. При управлении процессами импорта и экспорта отдельных видов продукции оно:

Приобретает определенную самостоятельность. Это связано с ролью таможенно-тарифного регулирования в обеспечении защиты государственных, общественных и частных интересов.

Может находиться на первых позициях в системе приоритетов госрегулирования. Это обусловлено целями таможенно-тарифного регулирования.

Может связываться с иными формами либо элементами госрегулирования. Тарифное и нетарифное регулирование при этом могут взаимно дополнять друг друга.

Нюансы

Таможенная пошлина – один из инструментов таможенно-тарифного регулирования. Она является методом косвенного воздействия на внешнеэкономическую деятельность, ценовые характеристики экспортной или импортной продукции. Этим она отличается от мер прямого регулирования. К ним, в частности, относят контингентирование, квотирование, сертификация.

Может возникнуть ощущение, что таможенно-тарифное регулирование используется для взимания косвенных налогов с субъектов ВЭД. Поэтому необходимо четко разграничивать суть пошлины и косвенного налога.

Принципы регулирования

Под ними следует понимать комплекс научно-обоснованных правил, выработанных практикой, обязательных для соблюдения в ходе управления импортно-экспортными операциями. Реализация мер таможенно-тарифного регулирования основывается на принципах:

  1. Обязательного нормативного обеспечения. Процедуры и правила, реализуемые в рамках управления экономической деятельностью, должны детально регламентироваться нормативными документами. В РФ этот принцип соблюдается путем утверждения федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов, приказов министерств и ведомств и иных правовых актов.
  2. Оперативности. Виды и ставки пошлин должны не только быстро вводиться, но и отменяться. Как часто изменяются характеристики внешнеэкономического процесса, так же оперативно и динамично должны корректироваться методы таможенно-тарифного регулирования, используемые для их реализации инструменты (процедуры контроля, виды пошлин, ставки и пр.).
  3. Наращивания ставок в соответствии со степенью обработки импортной продукции.
  4. Единства размера пошлин в границах таможенной территории РФ. Исключение предусмотрено для случаев создания в России свободных зон или складов, предоставления преференций или льгот.
  5. Обязательного учета зарубежного опыта и внедрения его в отечественную практику. Современные рыночные условия требуют постоянного развития таможенно-тарифного регулирования. Необходимо искать и внедрять эффективные методы и пути управления внешнеэкономической деятельности с учетом положений ранее заключенных межправительственных договоров (о Таможенном союзе, создании ЕВРААЗЭС и пр.).
  6. Снижения ставок пошлин в зависимости от степени готовности экспортируемой продукции.

Специфика ставок

Законодательством предусмотрено 3 уровня ввозных платежей:

  1. Минимальные. Они применяются для обложения сырья, товаров, содержащих наименьший размер добавленной стоимости. Их вводят для обеспечения отечественных предприятий необходимым объемом недорогих материалов для дальнейшей переработки в пределах своей таможенной зоны.
  2. Средние. Они вводятся на полуфабрикаты, комплектующие, запчасти иностранного производства. Их цель заключается в обеспечении импорта на выгодных условиях.
  3. Максимальные. Они вводятся на товары высокого уровня готовности, наукоемкой продукции с повышенной величиной добавленной стоимости.

В современных рыночных условиях зачастую целесообразно снижать ставки по мере повышения степени готовности продукта. В этом случае государство будет стимулировать и импорт, и развитие экономических секторов, ориентированных на экспорт.

Средние ставки используются при регулировании вывоза отечественных товаров для промежуточного потребления. К ним относят, в частности, полуфабрикаты, комплектующие, разрозненное оборудование.

Максимальные ставки целесообразно использовать с целью ограничения чрезмерного (нежелательного) экспорта сырьевых продуктов, природных ресурсов, а также готовых изделий с низкой степенью обработки. Они будут стимулировать отечественных производителей выпускать товары с высокой степенью готовности и, следовательно, стремиться к расширению масштабов переработки полуфабрикатов, сырья в пределах таможенной зоны государства-экспортера.

Цели регулирования

Они могут формулироваться исключительно органами высшей госвласти.

Цели регулирования классифицируются по различным критериям. Так, к примеру, существуют долгосрочные (стратегические), краткосрочные (ближайшие) и среднесрочные цели (3-10 л.).

Первые нередко закрепляются непосредственно в специальных законодательных актах. Среднесрочные и текущие цели формулируются ФТС, Правительством.

В рамках долгосрочной перспективы государство реализует политику протекционизма. Она предполагает обеспечение защиты отечественного производителя от зарубежных конкурентов. Немаловажное значение имеет и фискальная долгосрочная цель. Ее суть состоит в пополнении государственного бюджета.

Основная цель регулирования состоит в обеспечении экономических интересов страны. Она достигается за счет:

  1. Участия в защите отечественного рынка.
  2. Стимулирования развития российской экономики.
  3. Структурного преобразования народно-хозяйственного комплекса.
  4. Обеспечения максимально эффективного использования механизмов регулирования и контроля товарообмена в пределах таможенной территории РФ.
  5. Получения преференций от стран-партнеров.
  6. Обеспечения условий для интеграции отечественной и мировой экономики.
  7. Решения социальных задач, снижения влияния кризисных явлений на социально-экономический сектор.

Виды регулирования

Установление тарифов может осуществляться комплексно и включать в себя формы прямого и косвенного влияния на стоимость продукции.

В первом случае имеет место административное вмешательство власти в установление, изменение и отмену ставок, участие государства в создании уровней, структуры, правил ценообразования. Государство оказывает прямое воздействие на тарифы, регламентируя их уровень, устанавливая показатели рентабельности либо нормативы элементов, из которых состоит тариф, предпринимая иные меры, предусмотренные законом.

Такое вмешательство целесообразно в том случае, когда необходима стабилизация действующих цен либо их незначительное повышение.

Прямое регулирование производится путем установления:

  1. Максимальных тарифов.
  2. Уровня рентабельности для каждого отдельного вида продукции, услуг, работ.
  3. Величины наценок и надбавок.
  4. Правил декларирования тарифов и их корректировки.
  5. Порядка уведомления о предстоящих изменениях ставок.

Косвенное таможенно-тарифное регулирование представляет собой воздействие не на ставки, а на факторы, которые на них влияют.

Такое вмешательство обеспечивается за счет использования комплекса средств и способов, направленных на расширение товарного предложения, управление доходами населения и налогами и на ввозимые, и на вывозимые товары.

Как правило, целью такого регулирования является изменение конъюнктуры, создание определенных условий финансирования, совершения налоговых и валютных операций, а в общем – установление адекватного соотношения между предложением и спросом. Косвенные методы выражаются во влиянии на макроэкономические факторы.

В результате государство использует экономические стимулы и интересы и воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов – потребителей и производителей. Другими словами, косвенные методы влияют на таможенные правоотношения автоматически и опосредованно. Они обладают безадресным характером.

Косвенное регулирование осуществляется посредством:

  1. Применения льготного налогообложения и кредитования.
  2. Выделения дотаций, субсидий из соответствующих бюджетов.
  3. Реализации программ инвестиционной политики.

Устанавливая и регулируя тарифы, государство должно целенаправленно формировать условия равновесия во внешнеторговой деятельности. Для реализации этой задачи необходимо сочетать методы прямого и косвенного регулирования.

Заключение

Таможенно-тарифное регулирование считается одним из базовых институтов экономики любого государства. Особенно актуальна его роль в странах, осуществляющих переход от централизованной формы управления народно-хозяйственным комплексом к рыночной. К России это относится самым прямым образом. При масштабных преобразованиях, которые имеют место в стране, должны использоваться такие инструменты и механизмы, которые в силу своей природы являются «проводниками» экономических реформ.

В задачи таможенной системы входит интеграция отечественной экономики с хозяйственными связями, действующими в мире. Одним из важнейших условий ее реализации является установление надлежащего таможенно-тарифного регулирования. Для этого, в свою очередь, необходимо развитие нормативной базы, унификация процедур и операций на основе мирового опыта.

Ускорение процессов интеграции, глобализация хозяйственных связей сопровождается качественными изменениями роли и функций таможенного дела при реализации внешней и внутренней политики, создании таможенных союзов и межгосударственных зон для свободной торговли.

Действующие сегодня таможенно-тарифные программы в основном направлены на:

  1. Пополнение бюджета. Около половины доходов казны составляют таможенные сборы.
  2. Защиту слабых экономических секторов. Для этого, собственно, повышаются импортные пошлины на многие иностранные продукты.
  3. Приспособление к требованиям, выдвигаемым ВТО для стран, желающих стать ее членом. Для этого по определенному согласованному графику уменьшаются самые высокие ставки тарифов.

В качестве ключевых направлений таможенно-тарифной политики страны на среднесрочную перспективу и ближайшее время должны стать:

  1. Соблюдение соотношения приоритетов: обеспечение интересов РФ, блока стран, возглавляемых ею, и в целом всего мирового сообщества.
  2. Сочетание интересов государства и отдельных внешнеэкономических субъектов при обязательном приоритете первых.
  3. Обеспечение безопасности страны в продовольственной, экономической, научной, технологической, экологической и других сферах.
  4. Содействие улучшению организации внешнеэкономического оборота, структуры импорта и экспорта.
  5. Соблюдение прав и интересов отечественного производителя.

Многоплановость и специфика воздействия таможенно-тарифного регулирования на совершенствование внешнеэкономических связей и всего народно-хозяйственного комплекса в целом требуют от государства взвешенного подхода при решении вопросов, касающихся установления пошлин, введения ограничений, запретов, преференций, льгот, применения иных мер. При разработке программ реализации госполитики в сфере внешнеторговой деятельности Правительство и компетентные органы должны учитывать весь комплекс возможных негативных последствий.

fb.ru

Таможенно-тарифное регулирование — это… Что такое Таможенно-тарифное регулирование?


Таможенно-тарифное регулирование
Таможенно-тарифное регулирование
Таможенно-тарифное регулирование — совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Таможенное право
  • Таможенные документы

Смотреть что такое «Таможенно-тарифное регулирование» в других словарях:

  • Таможенно-тарифное регулирование — ( Customs rate regulation )  — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин …   Экономико-математический словарь

  • таможенно-тарифное регулирование — Метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN customs rate regulation …   Справочник технического переводчика

  • Таможенно-тарифное регулирование — 24) таможенно тарифное регулирование метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;… Источник: Федеральный закон от 08.12.2003 N 164 ФЗ (ред. от 06.12.2011)… …   Официальная терминология

  • ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь (статья 1 Закона… …   Таможенное дело. Толковый словарь

  • ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово политического инструментария для регулирования внешней торговли …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, состоящие в установлении ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) таможенных пошлин (применении импортного и экспортного таможенных тарифов). В РФ применяются в целях… …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Таможенно-тарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый посредством применения ввозных и вывозных таможенных пошлин …   Таможенное право. Глоссарий

  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности — совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенных пошлин, таможенных процедур, правил. Содержание 1 Цели и задачи таможенно тарифного регулирования …   Википедия

  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ — ТАМОЖЕННО ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ …   Юридическая энциклопедия

  • РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ — (см. ТАМОЖЕННО ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость, Новиков Владимир Егорович, Ревин Вячеслав Николаевич, Цветинский Михаил Петрович. В учебнике рассмотрены место и роль таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, его сущность, методология определения… Подробнее  Купить за 810 грн (только Украина)
  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость, Новиков Владимир Егорович, Ревин Вячеслав Николаевич, Цветинский Михаил Петрович. В учебнике рассмотрены место и роль таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, его сущность, методология определения… Подробнее  Купить за 796 руб
  • Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость, Новиков В.Е.. В учебнике рассмотрены место и роль таможенно-тарифного регулирования в системе мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, его сущность, методология определения… Подробнее  Купить за 646 руб
Другие книги по запросу «Таможенно-тарифное регулирование» >>

dic.academic.ru

Правовое регулирование таможенно-тарифной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Таможенная система — это совокупность методов и приемов в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых в рамках таможенной политики. Таможенно-тарифное регулирование является неотъемлемой частью таможенно-тарифной системы и представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин и имеющий целью, в частности, защиту внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике [9].

Необходимость четкой правовой регламентации таможенно-тарифного регулирования объясняется следующим: Во-первых, таможенное регулирование прямо или косвенно воздействует на сферу предпринимательства, частно-экономических интересов, влияя на корректировку направлений внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов. Помимо этого, оно требует нормирования «внешняя» направленность таможенно-тарифной политики, создающая для государства обязательства международно-правового характера. [1].

Тарифное регулирование является одним из основных рычагов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Существует ряд законодательных документов, являющихся законодательной базой таможенно-тарифной системы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, Законы «О валютном регулировании и валютном контроле», «О таможенном тарифе», «О техническом регулировании», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др. Ранее отношения в таможенной системе регулировались Таможенным кодексом РФ, который утратил силу с 29 декабря 2010 г. С помощью вышепредставленных документов регламентируется порядок уплаты таможенных пошлин, определение курсовых разниц, определяется построение самой таможенно-тарифной системы и правила перемещения товара заграницу. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

—          инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

—          свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

—          конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. [2].

По своей природе таможенные пошлины выполняют три основные функции:

—          фискальную (относится и к импортным, и к экспортным пошлинам) в связи с тем, что они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

—          протекционистскую (относится к импортным пошлинам), так как с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

—          балансировочную (относится к экспортным пошлинам), поскольку они устанавливаются с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Согласно ст. 19 ФЗ № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем контроля перемещения грузов через границу и взимания таможенных платежей. К числу основных видов таможенных платежей относятся таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление и сборы за хранение товаров.

Традиционно различают два типа таможенных тарифов — простой и сложный. Простой тариф — это такой тариф, при котором для каждого товара устанавливается ставка таможенной пошлины, применимая вне зависимости от страны происхождения товара. Сложный тариф характеризуется тем, что каждому товару соответствует две и более ставок таможенных пошлин. Сложные тарифы в свою очередь делятся на автономные, конвенционные, автономно-конвенционные и преференциальные ставки. Автономные ставки вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти и применяются в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения. Конвенционные ставки определяются на базе двухстороннего или многостороннего соглашения и применяются в отношении товаров из стран, заключивших торговые договоры (например, ГАТТ или соглашения о таможенном союзе). Автономно-конвенционные ставки объединяют две вышеуказанные ставки, посредством чего в рамках договоров может указываться возможность отступления от предусмотренной в нем ставки на конкретные товары при определенных условиях. Преференциальные ставки предусматривают самые низкие ставки, которые устанавливаются в соответствии с многосторонними соглашениями и применяются в торговле с развивающимися странами. Цель таких пошлин — поддержать экономическое развитие страны за счет расширения их экспорта.

По характеру таможенные пошлины можно подразделить на антидемпинговые, компенсационные, сезонные и карательные. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материальною ущерба отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Компенсационные пошлины устанавливаются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Сезонные пошлины — пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера. Срок действия таких пошлин не превышает нескольких месяцев в году. Карательные пошлины применяются значительно реже, они устанавливаются для товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении государства дискриминацию, принимающих недружественные акты и т. п. [3, с. 204–212].

По объекту взимания таможенных пошлин традиционно проводят деление на экспортные (вывозные), импортные (ввозные). Экспортные (вывозные) пошлины вводятся на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Целью их введения, прежде всего, выступает стремление сократить экспорт национальной продукции, а также пополнение государственного бюджета. Импортные (ввозные) — это такие пошлины, которые устанавливаются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения па внутреннем рынке страны. Они применяются для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции, а также выполняют фискальную функцию. Реже всего применяются транзитные пошлины, используемые как средство торговой войны. Они вводятся на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. При ввозе товаров таможенные платежи подлежат уплате не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ [10]. При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ. За несоблюдение данных условий начисляются пени и штрафы. Допускается и досрочная уплата таможенных платежей.

Существует также разделение таможенных пошлин в зависимости от способа их взимания на адвалорные, специальные и комбинированные. Адвалорные пошлины — это пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % таможенной стоимости). Применение данного вида взыскания характеризуется субъективной оценкой, что в свою очередь может привести к злоупотреблению. Прежде всего, использование субъективной оценки связано с наличием разнообразных факторов, которые влияют на колебание цены (обменный курс, процентная ставка и др.). В связи с этим установление адвалорных пошлин видится не совсем целесообразным. Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, имеющих различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Так, по адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие. Специальные пошлины — это обязательный взнос, который начисляется в твердо установленной форме за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 г). Они вводятся обычно на стандартизированные товары и имеют преимущество в простоте применения и исключении возможности для злоупотреблений. По специфическим ставкам чаще всего облагаются готовые изделия. Своеобразной чертой данного вида сборов является зависимость уровня таможенной защиты с помощью специфических пошлин от колебания цен на товары. Поэтому при возрастании импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Однако во время падения импортных цен данный вид тарифа увеличивает уровень защиты национальных производителей. Комбинированные — это специфическая форма взимания пошлины, которая сочетает оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 г). [4].

По размеру взимания таможенные ставки можно подразделить на номинальные, эффективные (реальные), льготные, минимальные, промежуточные, максимальные. Номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они дают общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт. Эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных па импортные узлы и детали этих товаров. Особое значение следует уделить максимальным тарифным ставкам, от которых государства постепенно отходят, но они еще имеют место быть, что, тем самым, не дает нормально функционировать рыночной экономике. Максимальные ставки, в свою очередь, могут быть: покровительственные — их уровень превышает уровень максимальных пошлин по степени обработки товара. Цель установления данного вида тарифов связана с проведением в стране политики протекционизма. Запретительные -обычно на 30 % выше покровительственных. Наступательные — на 30–40 % выше по отношению к запретительным. Их цель — полное исключение импорта этой страны. [5, с. 206–208].

Таким образом, таможенно-тарифное регулирование наделяет государство несколькими преимуществами и защищает её от бесконтрольного ввоза иностранных товаров. Первое преимущество состоит в том, что государство косвенным способом регулирует и ограничивает импорт иностранных товаров — с помощью таможенных пошлин, таможенных тарифов и системы тарифных льгот. Второе же преимущество заключается в следующем: все таможенные платежи, которые уплачиваются в соответствии с нормативами таможенного регулирования, относятся к государственным доходам, следовательно, благодаря таможенно-тарифной системе экономика помогает обеспечивать государственный бюджет страны. Помимо этого таможенно-тарифная система выступает как эффективный инструмент политики протекционизма.

Однако, всем известно, что с недавнего времени — с 22 августа 2012 года, Россия стала официальным 156м представителем всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим изменились тарифные ставки по многим видам продукции для иностранных государств. Общая тенденция изменения ставок ведет к их снижению, что положительно только для потребителя, т. е. снижение тарифных ставок приведет к удешевлению товаров, а также расширению ассортимента.

Если же оценивать возможные последствия от вступления в ВТО, то наиболее адекватным был недавний анализ этих последствий от компании Ernst & Young [8], использовавшей в качестве инструмента исследования прикладную модель общего равновесия российской экономики. Последствия присоединения России к ВТО моделировались на основе изменения тарифов до уровней, определенных условиями вступления в организацию, и улучшения доступа российского экспорта на мировой рынок в ряде секторов экономики.

Ernst & Young делает такой общий вывод: «Результаты оценки последствий вступления России в ВТО в масштабах экономики всей страны указывают на общий положительный эффект. Суммарный эффект от изменения тарифов и улучшения условий доступа российских производителей на зарубежные рынки составит в краткосрочной перспективе 0,5 % от уровня агрегированного потребления в стране».

Далее аналитики разбирают плюсы и минусы ВТО для отдельных отраслей.

В масштабе всей страны наибольший рост объема производства ожидается в цветной металлургии (14,45 %, в процентах от уровня базового года), в черной металлургии (3,63 %), в химическом и нефтехимическом производстве (2,05 %). А вот наибольшее сокращение объема производства ожидается в следующих отраслях: обработка древесины, целлюлозно-бумажное производство и производство изделий из дерева (-6,74 %, в процентах от уровня базового года), легкая промышленность (-4,35 %) и машиностроение (-2,77 %). [6]

Но следует отметить, что «уровень связывания» импортных пошлин будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).

В последнее время в России вновь пошли скандалы вокруг продуктов с содержанием генно-модифицированных организмов (ГМО). В момент подписания документов на вступление в ВТО эксперты стали заявлять о том, что это широко раскроет двери для ГМО в Россию, и мы не сможем этому противостоять, — заявляет аналитик Марина Грицюк. [7].

Возникают угрозы, что под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве, международных договорах. В свою очередь, таможенно-тарифное регулирование как особый метод внешнеторговой деятельности государства в связи с вступлением в ВТО было подвергнуто серьезным изменениям. Политика Российского государства на данном этапе развития направлена на гуманизацию внешнеторгового регулирования. А это обязательно повлечет за собой не только уменьшение, но и отмену определенных импортных пошлин, в связи с чем встает вопрос о целесообразности расставления приоритетов между национальным потребителем, а также поддержанием международного сотрудничества, и национальным производителем и всей национальной экономикой в целом.

Литература:

1.         Трошкина Т. Н. Таможенно-тарифные инструменты в системе государственно-правового регулирования внешнеторговой деятельности // СПС «Консультант Плюс»;

2.         Киреев А. П. Международная экономика: в 2 ч.: учеб. пособие для вузов. Ч. I.: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Междунар. отношения, 1997.

3.         Киреев А. П. Указ. соч. С. 204–212.

4.         Михайлушкин АН., Шимко П. Д. Международная экономика М.: Высшая школа, 2002 // СПС «Консультант Плюс»

5.         Киреев А. П. Указ. соч. С. 206–208.

6.         Материал статьи КМ.RU. Режим доступа: http://www.km.ru/v-rossii/2012/08/22/otnosheniya-rossii-s-vto/my-vstupili-v-vto-chto-dalshe.

7.         Грицюк М. Мутант приходит по-английски // Рос. газ.; Неделя № № 6046 (70). 02.04.2013.

8.         Ernst & Young Client Portal. Режим доступа: http://www.ey.com/RU/RU/Home;

9.         Федеральный закон ФЗ № 19 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ст. 2, п. 24.

10.     Таможенный Кодекс Российской Федерации, ст. 329.

moluch.ru