Тактика допроса свидетелей и потерпевших – Тактика допроса свидетелей и потерпевших

Тактика допроса свидетелей и потерпевших

УПЗ довольно подробно регламентирует порядок. Он сводится к следующему:

  • свидетель – это любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

Свидетелем лицо становится по решению органов следствия, когда следователь или другое управомоченное лицо принимает решение о вызове гео на допрос. В силу принятия такого решения данное лицо приобретает права и обязанности свидетеля и вступает в процессуальные отношения с органами расследования.

В соответствии с действующим законодательством лицо, которое вызывается на допрос, обязано явиться в ПО и дать показания и ответить на вопросы следователя. Если он откажется от явки, то может быть подвергнут принудительному приводу.

Показания свидетеля – только источник доказательств. в отличие от этого показания потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого являются не только источником доказательств, но и средством защиты их интересов.

Для потерпевшего, то есть лица, которому причинен преступлением моральный, физический или имущественный вред, допрос есть тоже источник доказательств, но также и средство защиты своих прав и законных интересов. Поэтому он обязан давать правдивые показания, являться по вызову, но в отличие от свидетеля для него это не обязанность, но и право. Он может опрошен об обстоятельствах, которые подлежат доказыванию по делу, а также о взаимоотношениях потерпевшего с подозреваемым, обвиняемым, свидетелями, он может быть допрошен о причинах и условиях, которые способствовали совершению конкретного преступления.

Не являются доказательством фактические данные, которые сообщает свидетель или потерпевшие, если они не указывают источника своей осведомленности. Но при этом нужно учитывать, что в ходе допроса свидетеля или потерпевшего они могут высказывать свои предположения по некоторым вопросам (кто подозреваемый, например).

Допросу свидетеля и потерпевшего предшествуют подготовительные действия:

  1. следователь обязан изучить материалы уголовного дела с целью решению вопроса о наличии основания для вызова конкретного лица на допрос и в качестве кого

  2. следователь в ходе подготовительных действий должен определить предмет показаний свидетеля или потерпевшего

  3. следователь должен принять решение о том, как он будет вызвать лицо на допрос, о месте допроса, о времени допроса

  4. следователь должен приготовить средства фиксации поканий (магнитофон, видеокамера и т.д.)

  5. следователь должен составить план допроса (вопросы, которые будут задаваться), также в плане определяются очередность вопросов и тактические приемы

В настоящее время нужно учитывать тот факт, что на свидетелей и потерпевших по определенным категориям дел может быть оказано влияние, поэтому нужно принимать меры безопасности по отношению к ним. Недопустим допрос в ночное время.

После подготовки следователь приступает к допросу, который протекает в несколько стадий.

На предварительной стадии следователь удостоверяется в личности свидетеля или потерпевшего, разъясняет лицу его права и обязанности, предупреждает об ответственности за отказ или уклонение, за дачу ложных показаний. Свидетель и потерпевший имеют правр давать показаний на родном языке, получать средний заработок по месту работу за все потраченное время, получать возмещение расходов на явку, излагать свои показания собственноручно, знакомиться с протоколом показаний и вносить в него изменения, дополнения, уточнения. Также свидетелю разъясняются положения ст. 55 Конституции.

В ходе предварительной стадии следователь делает все возможное, чтобы получить дополнительную информацию, принимает меры по получению информацию о психологических особенностях допрашиваемого, устанавливает психологический контакт, выясняет у свидетеля каковы его отношения с потерпевшим, обвиняемым, другими свидетелями по делу, к ДЛ, которое направило материалы в ПО, выясняет у потерпевшего каковы его отношения с обвиняемым, свидетелями и т.п.

После предварительной стадии начинается стадия свободного рассказа. Она начинается с предложения следователя допрашиваемого рассказать все, что ему известно об обстоятельствах в связи с которому он был вызван на допрос. Соответственно свидетеля предварительно нужно информировать по какому делу он вызван, какие обстоятельства интересуют следователя и т.п. После этого допрашиваемый начинает в свободной форме излагать известные ему обстоятельства, следователь может использовать тактические приему (уточнять, пресекать ложь и т.п.)

Затем начинается вопросно-ответная стадия, в ходе которой проходит проверка полученных показаний. Следователь обязан задавать уточняющие, детализирующие вопросы. Следователь должен выяснить источник сообщенных сведений, почему свидетель запомнил те или иные факты или обстоятельства, чем он может подтвердить данные показаний, кто еще может подтвердить его показания и т.д. Следователь должен принять меры к устранению имеющихся неточностей и пробелов показаний, использовать различные тактические приемы.

Это связано со следственными ситуациями:

  1. свидетели поддерживают позиции потерпевшего, твердо и последовательно дают изобличающие виновного показания

  2. свидетели занимают нейтральную позицию и дают показания постольку поскольку они вовлечены в сферу уголовного судопроизводства и обязаны давать правдивые показания.

Эти 2 ситуации характеризуются совпадением целей свидетелей и следователя. Следователь должен сохранить доброжелательную обстановку и оказать посильную помощь.

  1. Свидетели добросовестно заблуждаются относительно фактических обстоятельств преступления. Задача следователя: совокупностью доказательств показать невозможность использования сообщаемых ими сведений в качестве доказательств совершенного преступления; на основе анализа доказательств раскрыть причины добросовестного заблуждения свидетелей. Такими причинами могут быть:

  • Непонимание того какие именно сведения хочет получить следователь

  • Ошибки восприятия, воспроизведения (плохое зрение, слух, освещенность)

  • Неблагоприятное психическое состояние свидетеля во время допроса

Задача следователя: разъяснить свидетелю, что его добросовестное заблуждение относительно определенных обстоятельств преступления не может повлечь для него каких-либо юридических последствий, ущемления его прав и т.д.

  1. Свидетели в силу своих личных свойств и ситуаций пытаются всячески преуменьшить свою роль в раскрытии преступления, принизить уровень своей информированности об обстоятельствах дела и стремятся уклониться от дачи показаний.

Позиция свидетеля крайне нестабильна и может повлечь дачу правдивых или ложных показаний.

Задача следователя

: применение тактических приемов психологического характера, направленных на убеждение свидетеля в необходимости изменить занятую им позицию и дать полные и правдивые показания, однако, при этом следователь должен знать каковы причины того, что лицо дает ложные показания или уклоняется.

Такими причинами могут быть:

  1. Страх перед возможной местью со стороны подозреваемого или обвиняемого или его окружения

  2. Ложно понимаемое чувство товарищества с теми, кто проходит по делу

  3. Стремление скрыть собственное неблаговидное поведение

  4. Негативное отношение к ПО (особенно со стороны ранее судимых лиц)

Следователь выбирает тактику допроса:

  • разъясняет, что подозреваемый будет менее опасен, если понесет наказание

  • разъясняет, что его показания будут иметь большое значение для раскрытия преступления и наказания преступника

  • Напомнить об ответственности за дачу ложных показаний или уклонения

  • Предъявление доказательств

  1. Свидетели поддерживают позицию обвиняемого и сознательно противодействуют установлению истины путем дачи ложных показаний.

Это самая сложная ситуация. В случае дачи ложных показаний заинтересованным лицом необходимо:

  1. в протоколе допроса зафиксировать сведения о личных взаимоотношениях такого свидетеля со всеми участниками уголовного судопроизводства.

  2. Предельно детализировать сообщаемые свидетелем сведения, при этом выявлять и показывать свидетелю недостоверную информацию

  3. Использовать в ходе допроса имеющиеся доказательства

  4. Применять в ходе допроса дополнительные средства фиксации

  5. Предоставлять свидетелю, дающему ложные показания, возможность собственноручно фиксировать свои показания

Особенности допроса потерпевшего

Есть общее и различия в тактике допроса свидетелей и потерпевших, прежде всего в процессуальном положении, свидетеля это никак не касается, а потерпевшему причиняется вред и он заинтересован в исходе дела. Это заинтересованность потерпевшего в некоторых случаях позволяет ему давать ошибочные или ложные показания, он может неправильно излагать обстоятельства совершенного в силу объективных обстоятельства (внезапность нападения, падение, темнота и т.п.).

На процесс формирования показаний потерпевшего существенное влияние оказывает факт посягательства на его самого или его имущества. Это обстоятельство определяет полноту и точность восприятия. В то же время страх, боль, физическое страдание, возбуждение, напряжение, переживания приводят к сложному психическому состоянию, когда он не может описать событие преступления и т.п. физические повреждения могут приводить к потере памяти. Поэтому для потерпевшего, который оказывается объектом нападения, характерно преувеличение опасности, непоследовательность в изложении, наличие пробелов в описании и т.д.

Допрос потерпевших также зависит от следственной ситуации:

  1. Связана с участием или неучастием потерпевшего в произошедшем событии. Если потерпевший участвует, то естественно, что объем показаний о самом событии, личности виновного, обстоятельствах будет значительно большим чем во втором случае. Во втором случае следователь уделяет большее внимание предположениям и догадкам потерпевшего, кто мог совершить преступление и на основании каких данных потерпевший может делать такие выводы.

  2. Зависит от того, является ли сам потерпевший непосредственным объектом преступного посягательства либо таким объектом является имущество потерпевшего. Она похожа с первой, но ее можно рассматривать и самостоятельно (мошенничество). Необходимо учитывать, что в первом случае его психике причиняется ущерб, страдания и боль, что влияет на восприятие и дачу показаний, поэтому следователь должен применять тактические приемы, направленные на на нейтрализацию отрицательных результатов преступлений. Нужно как можно более детально фиксировать показаний, чаще ставить контрольные и проверочные вопросы. Таких потерпевших следует повторно, а может и неоднократно, подвергать допросу.

  3. Обусловлена характером связей и взаимоотношений между потерпевшим и обвиняемым или подозреваемым. В ходе подготовки допроса следователь должен выяснить характер взаимоотношений потерпевшего с участники уголовного судопроизводства и в зависимости от этого строить тактику допроса.

  4. Определяется поведением и характером действий потерпевшего в момент совершения преступлений. Особое внимание следует уделять неблаговидному поведению потерпевшего.

Мотивы дачи ложных показаний:

  1. Стремление преувеличить ущерб, как из чувства мести, так и корыстных соображений

  2. Стремление преуменьшить ущерб, чтобы скрыть источник приобретения вещей, ценностей, денег

  3. Желание потерпевшего скрыть супружескую неверность или другой проступок

Такие показания нужно проверять и предупреждать об ответственности за дачу ложных показаний.

studfiles.net

24.Тактика допроса свидетелей и потерпевших.

24. Тактика допроса свидетелей и потерпевших.

 

Предметом допроса свидетелей являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе относящиеся к личности обвиняемого и потерпевшего и к взаимоотношениям с ними свидетелей.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие значимые для дела обстоятельства, так и тот, кто знает о них со слов других лиц или из документов. Потерпевший, т. е. лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым. Допрос свидетелей и потерпевшего можно разделить на четыре этапа:

  • ·      установление психологического контакта;
  • ·      свободный рассказ;
  • ·      постановка вопросов;
  • ·      ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитной записью показаний.

В целях установления контакта с допрашиваемым может быть использована и та беседа, которую ведет с ним следователь при заполнении анкетной части протокола допроса. При этом следователь может выходить за рамки протокола, интересоваться не только анкетными, но и иными данными, его окружением, условиями жизни и работы, психофизическими качествами. Таким образом следователь получает и дополнительную информацию о личности допрашиваемого.

При затрудненном контакте рекомендуется:

а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним;

б) выразить потерпевшему сочувствие и понимание;

в) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов и т. п.;

г) помочь советом, сообщить номер служебного телефона для срочной связи в случае необходимости;

д) выяснить мотивы, по которым допрашиваемый отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; об этом будет сказано подробнее.

Далее следователь предлагает допрашиваемому рассказать все известное по делу. Начинается этап допроса, именуемый свободным рассказом.

Свободный рассказ — это изложение лицом известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или которую он избирает сам.

Следователь не должен прерывать свободный рассказ репликами или вопросами. Подобное вмешательство может сбить допрашиваемого, порядок его изложения окажется нарушенным, и, как следствие, он может запутаться в показаниях, упуская при этом важные для дела данные

По ходу свободного рассказа протоколирование не рекомендуется, поскольку неминуемо приводит к перерывам, отвлекает допрашиваемого, ослабляет его усилия по припоминанию тех или иных фактов, нарушает возникшие у него ассоциативные связи. На этом этапе допроса следователь должен делать лишь заметки о соображениях, возникших у него по ходу свободного рассказа, пропусках в нем, вопросах, которые нужно будет задать впоследствии. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать заинтересованность в его показаниях.

Если полученные показания, по оценке следователя, являются ложными, то на этом этапе допроса он должен:

при добросовестном заблуждении допрашиваемого — помочь ему исправить ошибки, при умышленной даче ложных показаний — изобличить его и побудить дать правдивые показания.

В целях «оживления» памяти свидетеля или потерпевшего применяются следующие тактические приемы допроса.

1. Допрос с использованием ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании свидетеля или потерпевшего в связи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называемые ассоциативными.

2. Допрос на месте.

3. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.

alekssandr.jimdo.com

Тактика допроса потерпевших и свидетелей

Введение

Среди немногочисленных инструментов, которыми законодатель вооружил следователя и органы дознания в их нелегком труде по собиранию доказательств, имеется такое следственное действие, как допрос. Любой следователь приведет множество примеров из своей практики, когда в результате умело проведенного допроса были получены важнейшие сведения, ставшие затем неопровержимыми доказательствами.

Допрос бывает двух видов: допрос обвиняемого или подозреваемого, Допрос потерпевшего и свидетеля. Оба эти вида допроса направлены на получение сведений, имеющих значение по делу. Однако информация, полученная в ходе допроса подозреваемого или обвиняемого, не всегда соответствует действительности. Связано это с тем, что Конституция РФ предоставляет подозреваемому или обвиняемому право не свидетельствовать против самого себя, а это значит, что информация, полученная в ходе такого допроса, зачастую, бывает неполной. Другое дело допрос потерпевшего или свидетеля. В таком допросе информация бывает более полной, так как потерпевший изначально заинтересован в том, чтобы уголовное дело было раскрыто, преступник понес заслуженное наказание, а свидетеля законодательство обязывает давать всю известную информацию по данному уголовному делу(за исключением случаев, установленных в ст.51 Конституции РФ «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников…» а также иных случаях, установленных федеральным законодательством). Приведенные права и обязанности также относятся и к потерпевшему. Также свидетель и потерпевший во время допроса предупреждаются об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Однако не все так гладко как кажется на самом деле. Дело в том, что и потерпевший, и свидетель, это, прежде всего, человек. Человек, который может забыть некоторые факты нужной для следователя информации, может исказить некоторую информацию. Допрос – это всегда стресс для потерпевшего, потому, что приходится вспоминать неприятные (иногда трагические) события своей жизни. Также бывают случаи когда потерпевший или свидетель, будучи предупрежденные об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, давали заведомо ложные показания, чтобы подозреваемый или обвиняемый либо понесли незаслуженную ответственность, либо освободились от уголовной ответственности. Предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний – это необходимая мера, однако это вызывает страх, а при помощи страха, на мой взгляд, невозможно добиться максимального продуктивного сотрудничества со следствием.

Таким образом, задача следователя, это при помощи допроса выявить и получить наиболее полную, полезную информацию, которая поможет установлению истины по делу. Чтобы эту задачу выполнить, необходимо умело применять тактические приемы и учитывать при этом психологические и социальные свойства личности допрашиваемого.

Поэтому цель моей курсовой работы – это выявить тактические приемы, которые применяются при допросе потерпевшего или свидетеля, раскрыть их содержания и способ их применения, учитывая при этом психологические и социальные свойства личности допрашиваемого.

Общие положения тактики допроса потерпевших и свидетелей

Предметом допроса свидетелей являются любые обстоятельства подлежащие установлению по делу, в том числе относящиеся к личности обвиняемого и потерпевшего и к взаимоотношениям с ними свидетелей.

Любое лицо, которое способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, может быть свидетелем. Исключение составляет защитник обвиняемого, который не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с выполнением своих обязанностей.

Возраст, по достижении которого лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, законом не установлен. Способность малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит, помимо общих факторов, которые упоминались ранее, от степени развития ребенка или подростка, понимания им происходящего, что необходимо учитывать при оценке его показаний.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие значимые для дела обстоятельства, так и тот, кто знает о них со слов других лиц или из документов. В последнем случае он должен сообщить источник своих сведений. Потерпевший, т. е. лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, как и свидетель, может допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым. Однако его заинтересованность, а также возможность ошибочного восприятия фактов силу обстановки события и опасности, которой он подвергался, должны быть учтены при допросе и оценке показаний. В остальном тактики допроса потерпевшего и свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.

Допрос свидетелей и потерпевшего можно разделить на четыре этапа: установление психологического контакта; свободный рассказ; остановка вопросов; ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитной записью показаний.

На установление контакта влияют обстановка допроса, манера по­ведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид. Определенноезначение имеет также и форма предупреждения допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Выполнять это требование закона нельзя шаблонно. В зависимостиот личности допрашиваемого и его ожидаемого поведения следователь и выбирает форму предупреждения: от строго официальной с тентом на возможную ответственность перед законом до осторожного разъяснения с подчеркиванием того, что эти требования относятся ко всем свидетелям и потерпевшим и не обусловлены недоверием.

В целях установления контакта с допрашиваемым может быть использована и та беседа, которую ведет с ним следователь при заполнении анкетной части протокола допроса. При этом следователь может выходить за рамки протокола, интересоваться не только анкетными, но и иными данными, его окружением, условиями жизни и работы, психофизическими качествами. Таким образом следователь получает и дополнительную информацию о личности допрашиваемого.

При затрудненном контакте рекомендуется:

а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним

б) выразить потерпевшему сочувствие и понимание;

в) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов и т. п. ]

г) помочь советом, сообщить номер служебного телефона для срочной связив случае необходимости:

д.)выяснить мотивы, по которым допрашиваемый отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их.

Порядок допроса потерпевших и свидетелей

В начале допроса следователь предлагает допрашиваемому рассказать все известное по делу. Начинается этап допроса, именуемый свободным сказом.

Свободный рассказ — это изложение лицом известных ему в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или которую он избирает сам. Этот этап допроса является необходимым по следующим основаниям:

следователь не всегда представляет себе, какими данными и в каком объеме располагает свидетель или потерпевший. При свободном рассказе он может сообщить такую важную информацию, о характере и наличии которой следователь и не предполагал и которую не стремился бы получить путем постановки вопросов;

изложение допрашиваемым тех или иных данных в удобной для него последовательности облегчает их припоминание, способствует более полному воспроизведению запечатленного;

свободный рассказ помогает следователю составить более полное и правильное представление о взаимоотношениях допрашиваемого с другими проходящими по делу лицами, об избранной им линии поведения на следствии, о степени его фактической осведомленности.

Следователь может рекомендовать определенный порядок (последовательность) изложения, когда допрашиваемому предстоит дать показания по большому количеству эпизодов или обстоятельств и сам он затрудняется в выборе такого порядка (иногда даже спрашивает, с чего ему начать рассказ). В некоторых случаях следователь из тактических соображений может предложить допрашиваемому сначала осветить определенный факт, а уж потом рассказать обо всем остальном. В криминалистике такой тактический прием получил название «деление темысвободного рассказа». Цель этого приема двоякая: либо направить рассказ допрашиваемого по определенному руслу — на выяснение наиболее важных обстоятельств, либо удержать его от дачи ложных показаний, если такая опасность вероятна. В последнем случае, дав правдивые показания об одном факте, допрашиваемый будет вынужден, чтобы не противоречить самому себе, правдиво рассказать и об остальных.

Как правило, следователь не должен прерывать свободный рассказ репликами или вопросами. Подобное вмешательство может сбить допрашиваемого, порядок его изложения окажется нарушенным, и, как следствие, он может запутаться в показаниях, упуская при этом важныедля дела данные. Только когда следователь убедится, что допрашивае­мый очень отклонился от предмета допроса и что такое отклонение не является необходимым для припоминания значимых для дела фактов он может предложить допрашиваемому держаться ближе к существу. Не рекомендуется останавливать рассказ для того, чтобы потребовать от допрашиваемого изложить те или иные данные более подробно, указать какие-то детали освещаемого им факта. Все это можно будет сделать на следующем этапе допроса, не рискуя прервать нить воспоминаний

mirznanii.com

Тактика допроса свидетелей и потерпевших. — МегаЛекции

Предметом допроса свидетелей являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе относящиеся к личности обвиняемого и потерпевшего и к взаимоотношениям с ними свидетелей.

Любое лицо, которое способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, может быть свидетелем. Возраст, по достижении которого лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, законом не установлен. Способность малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит, помимо общих факторов, которые упоминались ранее, от степени развития ребенка или подростка, понимания им происходящего, что необходимо учитывать при оценке его показаний.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие значимые для дела обстоятельства, так и тот, кто знает о них со слов других лиц или из документов. В последнем случае он должен сообщить источник своих сведений.

Потерпевший, т. е. лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым. Однако его заинтересованность, а также возможность ошибочного восприятия фактов в силу обстановки события и опасности, которой он подвергался, должны быть учтены при допросе и оценке показаний. В остальном тактика допроса потерпевшего и свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.

Допрос свидетелей и потерпевшего можно разделить на четыре этапа: установление психологического контакта;

свободный рассказ;

постановка вопросов;

ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитной записью показаний.

На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид. Определенное значение имеет также и форма предупреждения допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Выполнять это требование закона нельзя шаблонно. В зависимости от личности допрашиваемого и его ожидаемого поведения следователь и выбирает форму предупреждения: от строго официальной с акцентом на возможную ответственность перед законом до осторожного разъяснения с подчеркиванием того, что эти требования относятся ко всем свидетелям и потерпевшим и не обусловлены недоверием.



В целях установления контакта с допрашиваемым может быть использована и та беседа, которую ведет с ним следователь при заполнении анкетной части протокола допроса. При этом следователь может выходить за рамки протокола, интересоваться не только анкетными, но и иными данными, его окружением, условиями жизни и работы, психофизическими качествами. Таким образом следователь получает и дополнительную информацию о личности допрашиваемого.

При затрудненном контакте рекомендуется:

а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним;

б) выразить потерпевшему сочувствие и понимание;

в) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов и т. п.;

г) помочь советом, сообщить номер служебного телефона для срочной связи в случае необходимости;

д) выяснить мотивы, по которым допрашиваемый отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; об этом будет сказано подробнее.

Далее следователь предлагает допрашиваемому рассказать все известное по делу. Начинается этап допроса, именуемый свободным рассказом.

Свободный рассказ — это изложение лицом известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или которую он избирает сам.

Этот этап допроса является необходимым по следующим основаниям:

следователь не всегда представляет себе, какими данными и в каком объеме располагает свидетель или потерпевший. При свободном рассказе он может сообщить такую важную информацию, о характере и наличии которой следователь и не предполагал и которую не стремился бы получить путем постановки вопросов;

изложение допрашиваемым тех или иных данных в удобной для него последовательности облегчает их припоминание, способствует более полному воспроизведению запечатленного;

свободный рассказ помогает следователю составить более полное и правильное, представление о взаимоотношениях допрашиваемого с другими проходящими по делу лицами, об избранной им линии поведения на следствии, о степени его фактической осведомленности.

Следователь может рекомендовать определенный порядок (последовательность) изложения, когда допрашиваемому предстоит дать показания по большому количеству эпизодов или обстоятельств и сам он затрудняется в выборе такого порядка (иногда даже спрашивает, с чего ему начать рассказ). В некоторых случаях следователь из тактических соображений может предложить допрашиваемому сначала осветить определенный факт, а уж потом рассказать обо всем остальном.

Как правило, следователь не должен прерывать свободный рассказ репликами или вопросами. Подобное вмешательство может сбить допрашиваемого, порядок его изложения окажется нарушенным, и, как следствие, он может запутаться в показаниях, упуская при этом важные для дела данные

По ходу свободного рассказа протоколирование не рекомендуется, поскольку неминуемо приводит к перерывам, отвлекает допрашиваемого, ослабляет его усилия по припоминанию тех или иных фактов, нарушает возникшие у него ассоциативные связи. На этом этапе допроса следователь должен делать лишь заметки о соображениях, возникших у него по ходу свободного рассказа, пропусках в нем, вопросах, которые нужно будет задать впоследствии. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать заинтересованность в его показаниях.

Если полученные показания, по оценке следователя, являются ложными, то на этом этапе допроса он должен:

при добросовестном заблуждении допрашиваемого — помочь ему исправить ошибки, при умышленной даче ложных показаний — изобличить его и побудить дать правдивые показания.

В целях «оживления» памяти свидетеля или потерпевшего применяются следующие тактические приемы допроса.

1. Допрос с использованием ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании свидетеля или потерпевшего в связи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называемые ассоциативными.

2. Допрос на месте.

3. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Тактика допроса свидетелей и потерпевших


⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 69Следующая ⇒

В качестве свидетеля допрашивается лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Не могут быть допрошены в качестве свидетеля защитник, адвокат, представитель профсоюза, других общественных организаций об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей защитника либо представителя. Лицо не обязано свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Свидетели подразделяются на свидетелей-очевидцев, которые видели, как происходило расследуемое событие, и свидетелей, которые могут показать о различных обстоятельствах, связанных с происшедшим событием (приметах лица, совершившего преступление, свидетелях-очевидцах, орудии преступления и т.п.). Среди очевидцев выделяются активные свидетели-очевидцыи пассивные. К активным относятся те, кто пытался пресечь, предотвратить преступное посягательство, принимал участие в задержании лица, совершившего преступление, вызывал милицию, оказывал помощь потерпевшим и т.д. Их активная роль нередко приводит к довольно сильному психическому напряжению, которое может помешать восприятию каких-либо фрагментов происшедшего. В показаниях таких очевидцев поэтому возможны различные дефекты, пробелы, искажения, преувеличения своей роли в пресечении преступного посягательства.

Пассивные очевидцы подразделяются на две группы. Первую составляют очевидцы, которые имели возможность действовать активно, но под влиянием страха, нежелания вмешиваться, уговоров и просьб знакомых, близких и иных причин предпочли остаться в стороне. Их показания могут быть деформированы за счет не всегда даже осознаваемого стремления скрыть некоторые неблаговидные нюансы своего поведения и желания представить себя в более выгодном свете. Ко второй группе пассивных очевидцев относятся свидетели, которые не могли проявить активность в силу объективных причин (например, наблюдали за происходившим из окна дома либо из проезжавшего мимо транспорта). На формирование их показаний могут повлиять волнение, эмоциональные переживания, вызванные совершаемым на их глазах преступлением,

В начале допроса свидетеля основное внимание уделяется установлению с ним надлежащегр психологического контакта. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению со свидетелем. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве. Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему известно по делу, но разъяснение положений ст. 307 и 308 УК предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.

Предупреждение же лица, которое может дать ложные показания или попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить такому лицу, что ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается истина, но также и ссылка на то, что «не видел», «не заметил», «не помню», если в действительности видел, заметил, запомнил. При необходимости ему можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.

При допросе недобросовестного свидетеля, уклоняющегося от сообщения каких-либо сведений, дающего ложные показания, важно выяснить и нейтрализовать мотивы его позиции. Большое значение может иметь обращение к положительным качествам личности допрашиваемого, пробуждение в его сознании и переживаниях чувства ответственности, гражданского долга. К тактическим приемам допроса такого лица относятся детализация показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и деталям, по которым трудно заранее договориться, а также выявление проговорок, внутренних противоречий в сообщаемых сведениях и их несоответствия другим имеющимся доказательствам. В вопросно-ответной стадии после фиксации основных показаний допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия и предлагается объяснить, чем они вызваны. Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, создавая дефицит времени, ограничивает возможности допрашиваемого найти приемлемое объяснение различным имеющимся в его показаниях противоречиям. Кроме того, при допросе недобросовестного свидетеля могут быть использованы те же приемы, что и при допросе подозреваемых (обвиняемых).

При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств. Преодолеть заблуждение во многих случаях помогает выяснение условий наблюдения и субъективных возможностей допрашиваемого лица, причем причина искажений порой может быть элементарно простой. Так, выясняя по одному делу причины расхождений в показаниях очевидцев, следователь неожиданно для себя установил, что две свидетельницы ошибочно восприняли некоторые обстоятельства происшедшего, поскольку страдали близорукостью и в момент случившегося были без очков. Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон его ведения следователем. Допрос должен проводиться без спешки, не рекомендуется без необходимости прерывать свободный рассказ.

Воспринятые события и предметы запечатлеваются в памяти и определенной связи между собой, а также в связи с впечатлениями и представлениями из прошлого и последующего опыта. Напоминание или воспоминание об одном из элементов этой связи является тем первым узелком, который способствует развертыванию в сознании всей цепочки ассоциаций. Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события. Различают ассоциации по смежности во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.

Для действия ассоциации по времени следует рекомендовать лицу, дающему показания, вести рассказ в том порядке, в каком развивались события. В других ситуациях может помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город и т.п.). Активизировать ассоциативные связи и оживить память помогают вопросы по смежным с исследуемым событием обстоятельствам, выяснение фактических данных, относящихся к предшествующим или последующим событиям, допрос о том же событии или о тех же обстоятельствах, но в разных планах, в различной (логической или хронологической) последовательности.

Чтобы определить время, в течение которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать все эти отрезки.

Для использования ассоциации в пространстве можно предъявить предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных схем, рисунков, чертежей, а также макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению к деталям происшедшего и благоприятствует воспоминанию.

Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую фамилию, внешность человека и т.п. Для припоминания фамилии следует предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных тканей, фасонов одежды, цветных репродукций грузовых и легковых автомашин и т.п. Использование ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий – низкий, черный – белый, толстый – тонкий и т.п.).

В отдельных случаях преодолеть добросовестное заблуждение и оказать допрашиваемому помощь в припоминании можно путем предъявления доказательств: оглашения показания, воспроизведения фонограмм допроса других лиц и проведения очных ставок. С этой целью могут быть предъявлены вещественные доказательства, различные документы, видеозапись или киноленты места происшествия и окружающей обстановки, а также проведено предъявление для опознания лиц, и предметов.

Основные правила использования информации. Предъявление доказательств, использования различных объектов и схем, а также ознакомление с показаниями других лиц следует проводить так, чтобы избежать подсказки и наводящих вопросов.

Информация, имеющая доказательственное значение, может быть использована на допросе лишь после свободного рассказа и в тех случаях, когда следователю не удалось путем постановки соответствующих вопросов и обращения к ассоциативным связям преодолеть забывание допрашиваемого или устранить его добросовестное заблуждение.

В вопросно-ответной стадии допроса информация используется не только посредством ее включения в содержание вопроса. Информация может находиться и за пределами вопроса, предшествовать или сопровождать его (например, при предъявлении вещественных доказательств, оглашении показаний других лиц и т.п.). В каждом случае такого использования информации нужно правильно оценивать информационное содержание задаваемых вопросов. Неправильно полагать, что в задаваемом вопросе вообще не должно содержаться никакой исходной информации для ответа. Подобное требование явно невыполнимо, поскольку довольно часто вопрос не может быть не привязан к определенному месту, времени, людям, обстоятельствам и т.п. Например, в вопросе «где Вы были такого-то числа?» содержится ориентировка во времени, в вопросе «при каких обстоятельствах Вы познакомились с Н.?» – ориентировка по отношению к определенному лицу и т.д.

Отличие допустимого в процессуальном отношении вопроса от наводящего состоит не в том, что в наводящем вопросе подсказывающая информация имеется, а в правомерном вопросе ее нет, а в том, что содержащаяся в наводящем вопросе информация (как словесная, так и несловесная – мимика, жесты, эмоционально-интонационный подтекст) внушает, наводит, подсказывает определенный ответ. Наводящий вопрос не только содержанием, но еще и формулировкой может побуждать, ориентировать на подтверждение определенной информации. Наводящий вопрос – это такой вопрос, который при его постановке рассчитан на подтверждение содержащейся в нем либо подсказывающей информации, и ответ на него, по имеющимся в нем фактическим сведениям, полностью соответствует содержанию вопроса, не выходит за его рамки, не дает новой, дополнительной, ценной в доказательственном отношении информации, кроме как почерпнутой из заданного вопроса.

В каждом случае использования при допросе информации необходимо не подтверждение допрашиваемым тех или иных сообщенных ему сведений, а получение показаний, в которых бы он вышел за пределы этого сообщения, проявил знание новых информационных элементов (обстоятельств, деталей определенного события) или указал на новые дополнительные связи между элементами сообщенной ему информации.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com