Таблица характеристика типов общества – Помогите пожалуйстаааа) срочно. таблица по обществу «Характеристика типов общества» 1 колонка

Егэ

Дорогие друзья! Наш сайт создан для подготовки к ЕГЭ, который с 2009 года является одной из форм государственной итоговой аттестации (ГИА). Здесь вы найдете всю актуальную информацию о ЕГЭ. Для вас доступны пробные варианты тестов ЕГЭ онлайн.

На просторах ресурса вас ждет качественная подготовка к экзамену по истории, математике и обществознанию. Не забывайте: для хороших результатов ЕГЭ грамотная подготовка важна прежде всего.

Аттестация позволяет на основе решенных заданий объективно оценить уровень владения знаниями, полученными выпускниками в образовательных учреждениях. К тому же результаты можно использовать в качестве вступительных испытаний в ВУЗы на всей территории России, что позволяет избежать дополнительной нагрузки при поступлении, помимо подготовки к ЕГЭ.

Во всех регионах правила проведения ЕГЭ подчиняются единым требованиям. Вас с ними ознакомят, так как подготовка к ЕГЭ это предусматривает. Они касаются времени прибытия к пункту приема экзамена, наличия при себе паспорта, средств обучения и воспитания, а также неразрешенных во время экзамена действий.

Подготовка к ЕГЭ у всех проходит по-разному. Например, к экзамену по обществознанию кто-то готовится размеренно в течение двух лет. Другой начинает решать задания по истории незадолго до экзамена. А третий не будет без конца задаваться вопросом: «Как сдать ЕГЭ по математике?». Здесь важен только результат.

Дни сдачи экзаменов по предметам, в числе которых математика и русский язык, Рособрнадзор заблаговременно распределяет по периодам. Эта информация находится в свободном доступе. Её источником может быть официальный информационный портал. Ориентируйтесь на эти даты во время подготовки к ЕГЭ. Тогда Вы уверенными шагами пойдете к успешному результату — сдаче экзамена на 5 или на желаемую оценку.

Задания в экзаменационных работах представлены в стандартизированной форме и имеют свое название — контрольно-измерительные материалы. Проскользнув взглядом по пробному КИМ вы увидите, что ожидает вас на экзамене. Таким демоверсиями также располагает официальный портал о ЕГЭ.

Полученные ответы вписываются в специальные бланки и требуют указанного на них же оформления. Поэтому помните, что решить задание — это полдела, нужно ещё заполнить пустые поля. Лучше заранее потренироваться на образцах, чтобы на экзамене у вас не возникло сложностей. Это тоже своего рода подготовка к ЕГЭ. Ведь проверка ответов в краткой форме автоматизирована при помощи систем сканирования.

Если распознанные символы при соответствии с верными — совпадают, то компьютер засчитывает задание как выполненное правильно. Во время подготовки к ЕГЭ нужно обязательно это учитывать и разборчиво оформлять бланки. Перед тем, как окончательно сдавать работу, внимательно проверьте заполнение всех полей.

Развернутые ответы оцениваются двумя экспертами и при незначительном расхождении или его отсутствии выставляется средний арифметический балл. В противном случае будет привлечен третий эксперт.

Подготовка к ЕГЭ — важный этап перед самим экзаменом, который требует от вас терпения и усидчивости. Осложняется он тем, что единый государственный экзамен по предмету «Математика» является обязательным.

Не всегда хватает той математической подготовки, которую вы получаете на уроках. Приходится самостоятельно изучать тематические сайты. Для подготовки к ЕГЭ их достаточно. В том числе и русский язык, но сдать его проще. Всё дело в том, что на нем мы пишем, читаем, говорим — это наш родной язык. Вот алгебра и ее формулы редко используются в повседневной жизни. Повторяем их только к экзамену по математике или на уроках.

Совсем другое дело — история. Сложность заключается в том, что ЕГЭ по истории сдать легче тем, кто обладает отличной памятью. А тем, у кого ее нет, придется непросто. Многочисленные даты начала и конца войн, события, имена царей, князей, императоров — всё это будет на ЕГЭ по истории. Легко их спутать друг с другом, и запоминаются они не так быстро, как хотелось бы. Решайте тесты по истории онлайн и читайте учебники. Так продуктивность возрастет в несколько раз.

На экзамене по обществознанию тоже не обойтись без хорошего знания теории. Она пригодится как в первой, так и во второй части работы, когда нужно обосновать собственное мнение. Эти вопросы по обществознанию требуют использования аргументов, которыми могут быть факты из жизни. Этим объяснимо большое количество желающих участвовать в экзамене по обществознанию. Ведь подобные ответы позволяют применить личный опыт.

Всё о ЕГЭ есть на этом сайте. Готовьтесь к экзаменам по обществознанию, математике и истории. Пусть ваша подготовка к ЕГЭ будет успешной! И каждый с уверенностью скажет себе: «Я точно решу ЕГЭ!».

karate-ege.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА

 

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения   Сельское хозяйство — около 75% Сельское хозяйство — около 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяйство — до 3%, про­мышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества

 

 

Социальные взаимодействия — действия людей в условиях социального окружения, связанные с реакциями других людей. Одним из основных видов социальных взаимодейст­вий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодейст­вий. В социологи считается, что взаимодействия представляют собой безликий вид соци­альных связей, который первоначально определяет возможность возникновения неравенства, дифференциации общества или социальные группы.

Социальные отношения — высший вид по своему значению и сложности. Они опреде­ляются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и со­держание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по срав­нению с социальными взаимодействиями. Социальные отношения возникают из взаимодей­ствий на основе потребности индивидов в каких-либо ценностях или владения этими ценно­стями.

Особое место в системе социальных отношений занимают отношения зависимости и власти, т.к. эти отношения могут входить в качестве составной части во все другие виды со­циальных отношений. Следовательно, говоря об отношениях дружбы, любви, взаимного до­верия, мы постоянно помним, что во всех этих видах отношений присутствуют элементы за­висимости или власти.

 

 

 

Социальные группы

Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Основной отличительной чертой социально и группы является взаимодействие между его членами.

 

Люди в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-то внешняя причина не заставит их взаимо­действовать друг с другом. Страты и классы не являются социальными группами, они пред­ставляют собой статусные группы, которые ближе к социальным категориям.

Квазигруппы — временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам, имеющие отличительные черты:

·спонтанность образования;

·неустойчивость взаимосвязей;

·отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

·кратковременность совместных действий. Примеры квазигрупп: аудитория, толпа.

Первичные социальные группы — взаимоотношения между членами группы основаны на восприятии других индивидов как личностей и индивидуальностей, в которых осуществ­ляется первичная социализация. Вторичные группы объединяют индивидов прежде всего в отношений общих целей.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с особым видом социальных групп, которые мы называем организациями. Организации — социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования cтpyктyp на основе разделения труда.

Социальные группы рассматриваются общности людей с устойчивыми взаимодей­ствиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидар­ностью по поводу общих целей и культурных образцов.

В основе деления общества на группы лежат социально значимые критерии: пол, возраст; национальность, раса, профессия, статус, уровень образования, религия, семейное положение и т. д:: а также комбинация этих признаков. Каждый индивид в среднем состоит в 5-6 группах. Важ­нейшей задачей государства является согласование, интересов различных социальных групп.

В социологии выделяют следующие социальные группы: социально-классовые (клас­сы, слои), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители), этносоциальные (нации, народности, племена), социально-территориальные (города, деревня, регион).

Социальные роли. социальный статус

Каждый человек занимает определенное место в социальных структурах общества, которые, на называются социальными позициями. Располагаясь на этих позициях, индивид включается в систему социальных отношений общества. Существуют ранговые позиции ин­дивида, которые оцениваются по отношению к другим. Они называются статусами. Напри­мер, имущественные статусы и должностные статусы. Из всех статусов выделяют привлека­тельные (многие стремятся их занять, статусы с высоким престижем или высоким вознагра­ждением) и значимые статусы (рассматриваются и оцениваются с точки зрения их важности для функционирования общества или социальной группы, например, статус президента). Ос­тальные статусы будут располагаться ниже по ступеням в соответствии с тем влиянием, кото­рое они могут оказать на процесс достижения общественно важных целей.

Для того чтобы занимать данный статус и успешно функционировать в этом качестве каждый индивид должен выполнять определенные требования но отношению к своему поведению, т.е. выполняет свою роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Социальная роль — это совокупность, ожиданий, проявляемых по отно­шению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию, например, роль тру­женика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина. Следовательно, каждый инди­вид выполняет большое количество ролей. При этом требование одной роли не мешает вы­полнению требований другой роли. Каждой роли (особенно роли значимого статуса) следует обучаться. Существует два основных вида ролевого обучения: непрерывное и прерывное.

Итак, если социальный статус — это социальная позиция индивида, то социальная роль — это социальная функция индивида.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

Вопросы для семинара.

1. Что такое культура? Можно ли назвать культурой всё, что имеет неприродное происхождение?

2. Каким образом связаны культура и творчество, культура и развитие личности?

3. Какие методы подходят для анализа культуры- обобщающие или индивидуализированные?

4. В чём заключается различие культуры и цивилизации?

5. Чего больше приносит взаимодействие культур- пользы или проблем? Свой ответ обоснуйте.

6. Работа в бригадах по определённому заданию: подготовить компьютерные презентации о формах культуры. (элитарной, народной, массовой.)

7. Охарактеризуйте свою собственную культурную принадлежность, используя определения субкультуры, контркультуры., Форм культуры.

8. Какие виды молодёжных субкультур существуют на территории Курганской области.

 

ЗАДАНИЯ:

“3” Соотнесите общественные явления, процессы и институты, указанные в приведенном ниже перечне с каждой из сфер. Заполните таблицу. Отношение собственности Общество как социокультурная система.

 

Партия, избирательная система, научная деятельность, формирование наций, взаимосвязь спроса и предположения, массовая культура, факторы производства, сословная структура общества, федеративное государственное устройство, банковская система, художественное творчество.

 

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера
         

 

“3” К каким из основных социальных институтов:

— семья;

— производство;

— государство;

— религия;

— образование;

относятся неосновные институты:

— деньги;

— целибат;

— престолонаследие;

— обмен;

— адвакатура;

— банки;

— наставничество;

— цензура;

“4” Какое содержание вкладывают социологи в такие понятия, как:

— толерантность;

— идентификация;

— статусный образ;

— статусный диапазон;

— фамильярность.

“5” Проведенные за рубежом исследования выявили зависимость социального положения и психологического состояния индивида. В частности, опрос Брэдберна и Капловица (1965 г.), показал, что:

— Семейные (мужчины и женщины) считают себя гораздо счастливее холостых (разведенных и вдовых)

— Молодежь более счастлива, чем пожилые.

— Более образованные считают себя счастливее менее образованных.

— Занятые полный рабочий день более счастливы, чем занятые полдня или вовсе не работающие.

А теперь вам предстоит дать самостоятельное объяснение обнаруженным закономерностям.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 




infopedia.su

Сводная таблица «Типы обществ» к теме «Многовариантность общественного развития»

Тема «Типы обществ»

Сравнительная таблица «Типы обществ»

Линии сравнения

Традиционное (аграрное)

Индустриальное (техногенное)

Постиндустриальное (технотронное, информационное)

Символ

Земля, пашня

Паровая машина

Компьютер

1. Основной фактор производства

земля

капитал

информация

2.Характерные черты производства

Ручной труд, с/х производство

Широкое применение механизмов, технологий, массовое промышленное производство

Автоматизация производства, компьютеризация, развитие сферы услуг

3. Уровень развития техники

низкий, ручные орудия труда

высокий, использование силы пара, электричества

очень высокий, использование электроники, наукоёмкие технологии

4.Отношение «природа-человек»

Обожествление природы, зависимость человека от природы

«Природа — не храм, а мастерская»; покорение природы; давление на природу

Осознание ценности природы как универсального дома всего человечества

5.Положение человека в обществе

Тесная связь человека с первичным коллективом;

несвобода человека

Личная свобода человека; человек-хозяин своей судьбы;

Личная свобода, самодостаточность человека; постоянное саморазвитие

6.Социальная структура

Корпоративность и иерархичность; наличие сословий, существование общины

Формирование новых классов- буржуазии и наёмных работников; разрушение сословной структуры

Формирование среднего класса; сохранение социальной дифференциации

7.Социальная мобильность

Низкий уровень мобильности; подчинение традициям; стабильность общества

Высокая степень мобильности; урбанизация

Высокая социальная мобильность

8.Общественные ценности

Традиции, вера, коллективизм, патриархальность

Секуляризация общественного сознания; индивидуализм; свобода человека

Индивидуализм, свобода, правовое государство и гражданское общество

9.Проблемы общества

Высокая степень зависимости от природы; голод и болезни

Глобальные проблемы человечества

infourok.ru

Сравнительная характеристика разных типов общества

Количество просмотров публикации Сравнительная характеристика разных типов общества — 9

Линии сравнения Тип общества
Доиндустриальное (традицион­ное) Индустриаль­ное Постиндуст­риальное (информаци­онное)
Основнои̌ фактор производства Земля Капитал Знания
Основнои̌ продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручнои̌ труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде

 

Занятость населения Сельское хозяйство — около 75% Сельское хозяйство — около 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяйство — до 3%, про­мышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основнои̌ вид экспорта   Сырье Продукты производства Услуги
Политика в сфере образования   Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни   40-50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу   Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами   Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества

 

Кроме ϶того, для характеристики общественного развития применяют понятия ʼʼэволюция и революцияʼʼ, ʼʼреформы и революцияʼʼ.

Эволюция и революция— понятия, применяемые для характеристики различных сторон развития. Эволюция— в широком смысле ϶то изменение, включающее в себя как количественные, так и качественные преобразования, более или менее медленные, постепенные, а революция— коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Эволюция подготавливает революцию, а революция завершает эволюцию.

Сравнивая эволюцию общества, различные стадии, которые проходит человечество в своем развитии, социологи выявили следующие закономерности:

‣‣‣ тенденция или закон ускорения истории, который свидетельствует об уплотнении исторического времени. На каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Важно отметить, что каждая последующая общественно-экономическая формация короче предыдущей в 34 раза. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технологи;

‣‣‣ второй закон или тенденция говорит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других медленнее. По϶тому наряду с индустриально развитыми регионами соседствуют регионы, где проживают народы, сохранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут проявиться не только позитивные, но и негативные последствия.

В тех случаях, когда ускорение истории приводит к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. В случаях с негативными последствиями — о регрессе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно.

Прогресс— направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественнои̌ организации к более высоким и сложным. Регресс— направление, для которого характерно обратное движение — от высшᴇᴦο к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Если прогресс — глобальный процесс, то регресс — локальный.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса. Прогресс в однои̌ сфере общественных отношений должна быть причинои̌ регресса в другой (например, технологическая революция, развитие орудий труда привело к экологическим проблемам). Исходя из всᴇᴦο выше сказанного, мы приходим к выводу, что понятие ʼʼпрогрессʼʼ противоречиво и актуален вопрос о критериях прогресса. Однозначного ответа нет и здесь. Формы прогресса выделяют постепенный (реформистский) и скачкообразный (революционный).

Революция— полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественнои̌ жизни, затрагивающее основы существующᴇᴦο социального строя. Это кореннои̌ переворот в жизни общества, изменяющий ᴇᴦο структуру и означающий качественный скачок в ᴇᴦο прогрессивном развитии. От эволюционных преобразований она отличается тем, что революция концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Связь понятий ʼʼреформа-революцияʼʼ сложна, т. к. революция как действие более глубокое, обычно ʼʼвбираетʼʼ в себя реформу: действие ʼʼснизуʼʼ дополняются действием ʼʼсверхуʼʼ. В обществе изменения происходят чаще в результате реформ.

II.Глобальными проблемами развития общества (глобальные проблемы современности – ГПС) называются проблемы, вставшие во второй половине ХХ века перед всем человечеством, от решения которых зависит ᴇᴦο существование. Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались сразу же после второй мировой войны. Было принято решение о создании ООН, главнои̌ целью которой было развитие межгосударственного сотрудничества в случае конфликта между странами, оказание помощи противостоящим сторонам в урегулировании спорных вопросов мировым путем. Однако, произошедший раздел мира на две системы: капиталистическую и социалистическую, а аналогичным образом начало ʼʼхолоднои̌ʼʼ войны и гонки вооружений не раз приводили мир на грань катастрофы. В последующие десятилетия ведущими ядерными державами мира был подписан ряд соглашений об ограничении ядерных вооружений, а некоторые из ядерных держав взяли на себя обязательства прекратить ядерные испытания. На решения правительств повлияли общественное движение борьбы за мир, а аналогичным образом выступления такого авторитетного межгосударственного объединения ученых за всеобщее и полное разоружение, как Пагуошское движение. Именно ученые при помощи научных моделей убедительно доказали, что главным последствием ядернои̌ войны будет экологическая катастрофа, в результате которой произойдет изменение климата на Земле. Прогнозируется так называемая «ядерная зима». Последнее может привести к генетическим изменениям в человеческой природе и, возможно, к полному вымиранию человечества.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем ранее. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов.

Проблема преодоления экологического кризиса и ᴇᴦο последствий. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Это приводит к вымиранию целых видов животных и растений, и к ухудшению генофонда всᴇᴦο человечества. В 1982 г. ООН приняла Всемирную хартию охраны природы и создала комиссию по защите окружающей среды. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

Проблема демографическая (рост и недопроизводство). Она связана с непрерывным увеличением численности населения проживающᴇᴦο на территории планеты. По состоянию на 1990 г. ᴇᴦο количество равнялось 5,3 млрд. человек, сегодня свыше 6 млрд. Однако очевидно, что ресурсы Земли (прежде всᴇᴦο продовольственные) ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. В тоже самое время многие страны на фоне ʼʼдемографического взрываʼʼ переживают ʼʼдемографическое недопроизводствоʼʼ, что связано с низкой рождаемостью, высокой смертностью.

Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами ʼʼтретьᴇᴦο мираʼʼ (проблема ʼʼСевер-Югʼʼ). Суть ϶той проблемы состоит в том, что большинство стран, освободившихся во второй половине XX в. от колониальнои̌ зависимости, встали на путь догоняющᴇᴦο экономического развития. Но, несмотря на относительные успехи, не смогли догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всᴇᴦο по уровню ВНП на душу населения). Во многом ϶то было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи.

Причины возникновения глобальных проблем

С однои̌ стороны, – ϶то огромные масштабы человеческой деятельности, которая радикально изменила природу, общество, образ жизни людей. С другой стороны, – ϶то неспособность человека рационально распорядиться ϶той силой.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом.
Понятие и виды, 2018.
Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам.

Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядернои̌ войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Заполнить таблицу ʼʼГлобальные проблемы современностиʼʼ

Таблица 7

referatwork.ru

Типологии обществ комплексная таблица и её применение

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Нейробиология
advertisement advertisement
Related documents
Общества взаимопомощи рабочих в 1901
2.6 Типология обществ
О типологической принадлежности российского общества
Начальник управления финансов
Суханов А.С. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Движение потребителей (КонфОП)
Информационная (постиндустриальная) эпоха началась
распределение средств от приватизации государственного и
Типология обществ
Выбор организационно-правовой формы для российских компаний
Скачать

studydoc.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения   Сельское хозяйство — около 75% Сельское хозяйство — около 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяйство — до 3%, про­мышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества

Социальные взаимодействия — действия людей в условиях социального окружения, связанные с реакциями других людей. Одним из основных видов социальных взаимодейст­вий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодейст­вий. В социологи считается, что взаимодействия представляют собой безликий вид соци­альных связей, который первоначально определяет возможность возникновения неравенства, дифференциации общества или социальные группы.

Социальные отношения — высший вид по своему значению и сложности. Они опреде­ляются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и со­держание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по срав­нению с социальными взаимодействиями. Социальные отношения возникают из взаимодей­ствий на основе потребности индивидов в каких-либо ценностях или владения этими ценно­стями.

Особое место в системе социальных отношений занимают отношения зависимости и власти, т.к. эти отношения могут входить в качестве составной части во все другие виды со­циальных отношений. Следовательно, говоря об отношениях дружбы, любви, взаимного до­верия, мы постоянно помним, что во всех этих видах отношений присутствуют элементы за­висимости или власти.

Социальные группы

Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Основной отличительной чертой социально и группы является взаимодействие между его членами.

Люди в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-то внешняя причина не заставит их взаимо­действовать друг с другом. Страты и классы не являются социальными группами, они пред­ставляют собой статусные группы, которые ближе к социальным категориям.

Квазигруппы — временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам, имеющие отличительные черты:

·спонтанность образования;

·неустойчивость взаимосвязей;

·отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

·кратковременность совместных действий. Примеры квазигрупп: аудитория, толпа.

Первичные социальные группы — взаимоотношения между членами группы основаны на восприятии других индивидов как личностей и индивидуальностей, в которых осуществ­ляется первичная социализация. Вторичные группы объединяют индивидов прежде всего в отношений общих целей.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с особым видом социальных групп, которые мы называем организациями. Организации — социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования cтpyктyp на основе разделения труда.

Социальные группы рассматриваются общности людей с устойчивыми взаимодей­ствиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидар­ностью по поводу общих целей и культурных образцов.

В основе деления общества на группы лежат социально значимые критерии: пол, возраст; национальность, раса, профессия, статус, уровень образования, религия, семейное положение и т. д:: а также комбинация этих признаков. Каждый индивид в среднем состоит в 5-6 группах. Важ­нейшей задачей государства является согласование, интересов различных социальных групп.

В социологии выделяют следующие социальные группы: социально-классовые (клас­сы, слои), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители), этносоциальные (нации, народности, племена), социально-территориальные (города, деревня, регион).

Социальные роли. социальный статус

Каждый человек занимает определенное место в социальных структурах общества, которые, на называются социальными позициями. Располагаясь на этих позициях, индивид включается в систему социальных отношений общества. Существуют ранговые позиции ин­дивида, которые оцениваются по отношению к другим. Они называются статусами. Напри­мер, имущественные статусы и должностные статусы. Из всех статусов выделяют привлека­тельные (многие стремятся их занять, статусы с высоким престижем или высоким вознагра­ждением) и значимые статусы (рассматриваются и оцениваются с точки зрения их важности для функционирования общества или социальной группы, например, статус президента). Ос­тальные статусы будут располагаться ниже по ступеням в соответствии с тем влиянием, кото­рое они могут оказать на процесс достижения общественно важных целей.

Для того чтобы занимать данный статус и успешно функционировать в этом качестве каждый индивид должен выполнять определенные требования но отношению к своему поведению, т.е. выполняет свою роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Социальная роль — это совокупность, ожиданий, проявляемых по отно­шению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию, например, роль тру­женика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина. Следовательно, каждый инди­вид выполняет большое количество ролей. При этом требование одной роли не мешает вы­полнению требований другой роли. Каждой роли (особенно роли значимого статуса) следует обучаться. Существует два основных вида ролевого обучения: непрерывное и прерывное.

Итак, если социальный статус — это социальная позиция индивида, то социальная роль — это социальная функция индивида.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Вопросы для семинара.

1. Что такое культура? Можно ли назвать культурой всё, что имеет неприродное происхождение?

2. Каким образом связаны культура и творчество, культура и развитие личности?

3. Какие методы подходят для анализа культуры- обобщающие или индивидуализированные?

4. В чём заключается различие культуры и цивилизации?

5. Чего больше приносит взаимодействие культур- пользы или проблем? Свой ответ обоснуйте.

6. Работа в бригадах по определённому заданию: подготовить компьютерные презентации о формах культуры. (элитарной, народной, массовой.)

7. Охарактеризуйте свою собственную культурную принадлежность, используя определения субкультуры, контркультуры., Форм культуры.

8. Какие виды молодёжных субкультур существуют на территории Курганской области.

ЗАДАНИЯ:

“3”Соотнесите общественные явления, процессы и институты, указанные в приведенном ниже перечне с каждой из сфер. Заполните таблицу. Отношение собственности Общество как социокультурная система.

Партия, избирательная система, научная деятельность, формирование наций, взаимосвязь спроса и предположения, массовая культура, факторы производства, сословная структура общества, федеративное государственное устройство, банковская система, художественное творчество.

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера
         

“3”К каким из основных социальных институтов:

— семья;

— производство;

— государство;

— религия;

— образование;

относятся неосновные институты:

— деньги;

— целибат;

— престолонаследие;

— обмен;

— адвакатура;

— банки;

— наставничество;

— цензура;

“4”Какое содержание вкладывают социологи в такие понятия, как:

— толерантность;

— идентификация;

— статусный образ;

— статусный диапазон;

— фамильярность.

“5”Проведенные за рубежом исследования выявили зависимость социального положения и психологического состояния индивида. В частности, опрос Брэдберна и Капловица (1965 г.), показал, что:

— Семейные (мужчины и женщины) считают себя гораздо счастливее холостых (разведенных и вдовых)

— Молодежь более счастлива, чем пожилые.

— Более образованные считают себя счастливее менее образованных.

— Занятые полный рабочий день более счастливы, чем занятые полдня или вовсе не работающие.

А теперь вам предстоит дать самостоятельное объяснение обнаруженным закономерностям.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

studlib.info

Характеристика типов общества

Этапы развития общества

Часть 1

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
  Большинство работающих занято в сельском хозяйстве
Индустриальное Большинство работающих занято в промышленности

Ответ ____________

2. Запишите слово, пропущенное в таблице

Характеристика типов общества

ТИПЫ ОБЩЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аграрное общество   Основным фактором производства является земля, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивные технологии
… общество   Основным фактором производства является капитал, распространено промышленное производство, производственные процессы механизированы

Ответ: __________________

3. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОИЗВОДСТВА
  Массовое производство товаров, автоматизация и специализация производства
Постиндустриальное Развитие и массовое использование компьютерных технологий

Ответ____________

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».

1) Традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «постиндустриальное общество».

1) Наука; 2) промышленная революция; 3) информация; 4) глобализация; 5) традиционализм; 6) Интернет.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

6. Найдите в приведённом списке характеристики традиционного общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) доминирование семьи партнерского типа

2) преобладание общинных отношений

3) преобладание серийного производства продукции

4) осуществление научно-технической революции

5) преобладание религиозных ценностей в общественном сознании

Ответ: ________

7. Найдите в приведённом списке характеристики традиционного общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) господство семьи патриархального типа

2) развитие естественных наук

3) ценность свободы личности

4) серийное производство товаров

5) влияние церкви на общественную жизнь

6) коллективистский тип сознания

Ответ: ________

8. Найдите в приведённом списке характеристики индустриального общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) информатизацией общественной жизни

2) преобладанием сельского населения

3) ведущей ролью церкви в обществе

4) ростом численности городского населения

5) влиятельность религиозных институтов

6) внедрение достижений науки в производство

Ответ: ________

9. Найдите в приведённом списке характеристики процесса формирования индустриального общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличилась численность городского населения

2) укрепились общинно-государственные формы собственности

3) в противовес индивидуальной свободе упрочилось значение коллективных ценностей

4) возросла роль моральных норм в регулировании общественных отношений

5) формирование представительных форм правления

Ответ: ________

10. Выберите верные суждения о постиндустриальном обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В постиндустриальном обществе уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями устойчивы.

2) Для постиндустриального этапа характерно развитие мелкосерийных производств.

3) В постиндустриальном обществе земля стала главной ценностью.

4) Население проживает в мегаполисах

5) В постиндустриальном обществе произошел промышленный переворот

Ответ: ___________________________.

11. В стране Н. развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа?

1) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.

2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.

3) Формируется класс промышленных рабочих.

4) Существует разделение труда.

5) Происходит механизация и автоматизация производства и управления.

Ответ: ___________________________.

12. В стране Z происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа?

1) Происходит рост городского населения.

2) Ведущее положение в обществе занимает наука.

3) Повышается производительность труда.

4) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.

5) Главным фактором производства становятся знания и информация.

Ответ: ____________

13. Найдите в приведённом списке характеристики индустриального общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) аграрно-сырьевой характер хозяйства

2) преобладание патриархальных семей

3) сословное деление

4) появление массовой культуры

5) Происходит рост городского населения.

Ответ: ____________

14. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) доминирующая роль церкви и армии в обществе 1) традиционное
Б) переход к фабричной организации производства 2) информационное
В) глобализация мировой экономики 3) индустриальное
Г) господство общинных отношений  
Д) развитие высоких технологий  
А Б В Г Д
         

15. В стране В. преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна В. развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) происходит рост городского населения

2) господствует сельское натуральное хозяйство

3) устная информация преобладает над письменной

4) широко распространяются научные знания

5) интенсивно развивается инфраструктура

6) основными социальными ячейками являются община и семья

Ответ: _______________

16. Экономика страны К. основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна К. развивается как общество традиционного типа. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формируется рыночная экономика

2) господствует общинная форма собственности

3) общественное сознание базируется на религиозных ценностях

4) происходит механизация и автоматизация производства и управления

5) ведущей отраслью экономики является промышленность

6) преобладает экстенсивная технология

17. В стране Z городское население растет быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страны Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) широко используется машинная техника

2) Производство приобретает интенсивный характер

3) Религия играет значительную роль

4) Научные знания влияют на экономическое развитие

5) Происходит становление сословной социальной структуры

6) Возникает денежное обращение

Ответ: _______________

18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество — это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г Д
         

19. Какие из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.

2) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.

3) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.

4) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.

5) Жители посёлка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.

6) В городе открылся филиал столичного университета.

Ответ: _______________

20. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу? Запишите цифры, под которыми они указаны

1) информатизация общественной жизни

2) замедленный темп общественного развития

3) высокий авторитет научного знания

4) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом

5) ручное производство мастеров народных промыслов

Ответ: _______________

21. Найдите в приведённом списке отличительные черты постиндустриального общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компьютерные технологии широко используются в различных сферах.

2) После школы часть молодёжи продолжает образование в вузах.

3) Сельские учителя и врачи получают от государства льготы.

4) Государственные стипендии и пенсии постепенно растут.

5) Знания и информация становятся важнейшим фактором производства.

6) Происходит механизация и автоматизация производства.

Ответ:___________

22. Найдите в приведённом списке ситуации, связанные с отличительными чертами традиционного общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В культурно-историческом центре мегаполиса проводится реставрация храма.

2) Крестьянин вместе со взрослыми сыновьями отрабатывает барщину.

3) Монарх своим манифестом закрепил привилегии дворянства.

4) Важнейшая функция семьи производственная.

5) Многие подростки трудятся на местной фабрике.

6) Фермер купил трактор для обработки своего участка.

Ответ: _____________

23. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «постиндустриальное общество».

1) Наука; 2) промышленная революция; 3) информация; 4) глобализация; 5) традиционализм; 6) Интернет.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».

1) Традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

25. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) аграрно-сырьевой тип хозяйства 1) информационное
Б) появление массовой культуры 2) индустриальное
В) развитие глобальных компьютерных сетей 3) традиционное
Г) создание конвейера  
Д) ведущая роль науки в производстве  
А Б В Г Д
         

26. В стране К. происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа?

1) Происходит рост городского населения.

2) Ведущее положение в обществе занимает наука.

3) Главным фактором производства становятся знания и информация.

4) Распространяется механизированный труд.

5) Преобладают семьи патриархального типа.

6) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.

Ответ: ___________

27. Найдите в приведённом списке позиции, связанные с отличительными характеристиками индустриального общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство жителей города работают на фабриках и заводах.

2) Численность городского населения стремительно растёт.

3) Каждый сельчанин стремится по воскресеньям посещать церковь.

4) Купеческое сословие добилось новых привилегий.

5) Все сыновья, став врачами, продолжают дело своего отца.

6) На заводе внедрено конвейерное производство.

Ответ: _______________.

28. В структуре экономики страны О. преобладает сфера услуг. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна О. развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

3) Используются правовые акты в целях регуляции социальных отношений.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

Ответ: _______________.

29. В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основными социальными ячейками являются община и семья

2) Устная информация преобладает над письменной

3) Происходит быстрый рост численности городского населения

4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности

5) Интенсивно развивается инфраструктура

6) Широко распространяются научные знания

Ответ ________________

30. Найдите в приведённом списке позиции, связанные с отличительными характеристиками индустриального общества, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство жителей города работают на фабриках и заводах.

2) Численность городского населения стремительно растёт.

3) Каждый сельчанин стремится по воскресеньям посещать церковь.

4) Купеческое сословие добилось новых привилегий.

5) Все сыновья, став врачами, продолжают дело своего отца.

6) На заводе внедрено конвейерное производство.

Ответ: _______________.

31. В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии

2) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни

3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества

4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами

5) Удельный вес сферы услуг в структуре экономики постоянно возрастает

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства

Ответ: ___________

32. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основными социальными ячейками являются община и семья.

2) Интенсивно развивается инфраструктура.

3) Широко распространяются научные знания.

4) Устная информация преобладает над письменной.

5) Господствует натуральное хозяйство.

Ответ: ____________

33. В стране Z постоянно растёт удельный вес городского населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Важнейшими ценностями признаны предприимчивость, трудолюбие, образование и готовность к новациям.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Церковь играет значительную роль в общественной жизни.

4) Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

5) Производство приобрело интенсивный характер.

Ответ: ______________

34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индустриальное общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенностях социальной структуры индустриального общества, и одно предложение, содержащее информацию о роли науки в индустриальном обществе.

35. Назовите любые три отличия индустриального и постиндустриального общества.

36. Основу экономики страны Б. составляет скотоводство. Большие семьи совместно владеют стадами, ухаживают за животными. Старший по возрасту мужчина является главой семьи — его воле подчиняются все родственники. К какому типу относится общество страны Б.. Приведите три аргумента своего ответа, опираясь на условие задания и обществоведческие знания.

37. В стране В. основным фактором производства является капитал. Большинство трудоспособного населения задействовано в промышленном производстве, формируется массовая культура, гражданам гарантированы политические свободы. Какой тип общества установился в стране В.? Назовите любые три черты, соответствующие этому типу общества, не указанные в условии задачи.

38. В стране Z большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг, растёт удельный вес среднего класса, развиваются цифровые средства коммуникаций. Назовите тип общества, который установился в стране Z. В каком направлении меняется характер отношения человека к природе в обществе этого типа? Что является основным фактором производства в обществе этого типа? Как изменяются требования к работнику в обществе данного типа?

39. В стране К. происходит информатизация всех сфер общественной жизни, большинство трудоспособного населения занято в наукоёмком производстве и сфере услуг. Какой тип общества формируется в стране К.? Назовите любые три черты, не упомянутые в тексте задания, соответствующие этому типу общества.

Жители Земли разделены не только по расовому, религиозному или идеологическому признакам, но также в каком-то смысле и во времени. Изучая нынешнее население земного шара, мы обнаруживаем небольшую группу людей, которые ещё живут охотой и собирательством, как тысячи лет назад. Другие, их большинство, полагаются не на медвежью охоту или сбор ягод, а на сельское хозяйство. Они живут во многих отношениях так же, как жили их предки столетия тому назад. Эти две группы вместе составляют около 70% жителей Земли. Это люди прошлого. Более 25% населения Земли живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в., сформированные механизацией и массовым образованием, воспитанные на оставшихся в памяти воспоминаниях о сельскохозяйственном прошлом своей страны. Они люди настоящего. Оставшиеся 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего. Они живут в будущем. Эти первопроходцы, часто неосознанно, сегодня живут так, как другие будут жить завтра. Что особенно отличает людей будущего — это то, что они уже попали в новый, ускоренный темп жизни и «живут быстрее», чем люди вокруг них. Некоторые глубоко привязаны к этому высокоскоростному темпу жизни. Они отчаянно хотят быть там, «где происходят события».

Но если одни получают мощную подпитку от нового быстрого темпа, у других он вызывает неприязнь… Принимать участие в зарождающемся супериндустриальном обществе — значит принимать участие в мире, движущемся всё быстрее, чем когда-либо, но они предпочитают не участвовать, а бездействуют на собственной скорости. Люди старшего поколения ещё сильнее реагируют на всякое дальнейшее ускорение перемен. Поскольку собственные биологические ритмы замедляются, пожилым людям кажется, что мир движется всё быстрее. По мере ускорения перемен в обществе всё большее число пожилых людей становятся аутсайдерами, замыкаясь в частном окружении, обрывая контакты с быстро движущимся снаружи миром, погружаясь в собственное субъективное восприятие времени… Мы можем никогда не решить психологические проблемы пожилого возраста, пока не найдём средство — с помощью повторного образования — изменить их чувство времени…

Причины большей части иначе непостижимых конфликтов — между поколениями, между родителями и детьми, между культурами — можно найти в разных реакциях на ускорение темпа жизни.

Восприятие времени человеком тесно связано с его внутренними ритмами. Но его реакции на время культурно обусловлены…

21. Какие три группы населения Земли выделяет автор в тексте? В чём, по мнению автора состоит главное отличие самой малочисленной группы жителей Земли от других?

22. Как люди могут реагировать на новый быстрый темп жизни? Объясните слова автора о том, что реакции человека на время культурно обусловлены.

23. Э. Тоффлер замечает, что разные реакции на ускорение темна жизни могут быть причиной конфликтов: 1) между поколениями; 2) между родителями и детьми; 3) между культурами. Используя текст и факты общественной жизни, личный социальный опыт, приведите примеры, иллюстрирующие каждую из трёх ситуаций, указанных автором. (Обязательно сначала указывайте ситуацию, а потом — пример.)

24. Приведите три положения, раскрывающие значение непрерывного образования для адаптации современного человека к ускоряющемуся темпу жизни в современном мире.

studlib.info