Таблица виды информации – Виды информации в информатике. Понятие и виды информации :: SYL.ru

Виды информации в информатике. Понятие и виды информации :: SYL.ru

Любой человек каждый день сталкивается с большими объемами различной информации. Она разнообразна, может быть полезной или не очень. Но в любом случае без нее невозможно жить. К информации имеет прямое отношение наука информатика, это объект ее изучения. Ниже мы рассмотрим понятие и виды информации.

Информация – это первичное, базовое понятие в информатике. Его невозможно определить с помощью других, так как их еще нет. Проблема определения осложнена тем, что это понятие используется во многих науках (кибернетика, информатика, биология, физика и др.), и в каждой из них оно связано с разными системами научных знаний.

Информация и физика

В физике есть понятие «энтропия системы», которое является мерой хаоса, беспорядка для термодинамической системы, информация же (антиэнтропия) – это мера ее сложности и упорядоченности. Если увеличивается ее сложность, то величина энтропии становится меньше, а величина информации растет. Подобный процесс, при котором увеличивается информация, возникает в открытых, саморазвивающихся, обменивающихся энергией и веществом с окружающей средой системах живой природы (белковые организмы и молекулы, популяции животных). Можно сказать, что в физике информацию рассматривают как антиэнтропию.

Информация и биология

В биологии, изучающей живую природу, информация связана с целесообразным поведением живых организмов. Это поведение строится согласно полученным организмом сведениям о внешней среде.

В биологии понятие «информация» применяется также при исследованиях механизмов наследственности, так как известно, что генетическая информация способна передаваться по наследству и храниться в каждой клетке живого организма. Все сведения о строении организмов содержат в себе такие молекулярные структуры как гены. Ученые, зная это, могут создавать точную копию организмов из всего лишь одной клетки (клонирование).

Информация и кибернетика

Кибернетика – это наука об управлении, понятие «информация» в ней связывается с процессами управления в достаточно сложных системах (технических устройствах, живых организмах). Нормальное функционирование технического устройства или жизнедеятельность каждого организма зависят от управления, благодаря которому могут поддерживаться в нужных пределах значения их параметров. Получение, хранение, преобразование и передача информации – это процессы управления.

Определения понятия «информация»

Информация – это различные сведения о явлениях и объектах окружающей среды, а также об их свойствах, состояниях и параметрах, которые способны уменьшить имеющуюся неопределенность неполноты знаний о них. Это одна из исходных общенаучных категорий, которая отражает структуру материи и способы ее познания, она не может быть сведена к другим, более простым понятиям.

Информация – это представление (понимание, интерпретация, смысл), которое возникает в аппарате мышления человека, сразу после того как он получает данные, взаимоувязанное с предшествующими понятиями и знаниями. Это содержание сигнала или сообщения, сведения, которые рассматриваются в процессе их восприятия или передачи.

Особенность информации

У информации существует характерная особенность, которая отличает ее от прочих объектов общества и природы – это дуализм, так как на ее свойства могут влиять свойства данных, которые составляют ее содержательную часть, а также методов, которые взаимодействуют с данными в ходе информационного процесса.

Исключительность информации

Информация проявляется только в том случае, если имеются объекты, которые находятся в контакте между собой. Обмен ею происходит не между любыми объектами, а только между теми, которые являются организованной структурой (системой). Элементами такой системы могут являться не обязательно люди: обмен различными сведениями может осуществляться между животными и растениями, живой и неживой природой, устройствами и людьми.

Виды информации в информатике

Человек всю свою историю пытался преобразовать природу и общество, в ходе этого возникала все новая и новая информация. Мы рассмотрим все виды информации. Таблица представлена ниже.

Виды информации
По форме представленияПо способам восприятияПо типу сигнала

Графическая

Числовая

Звуковая

Текстовая

Визуальная

Комбинированная

Аудиальная

Тактильная

Обонятельная

Вкусовая

Аналоговая (непрерывная)

Знаковая (дискретная)

Далее рассмотрим виды информации в информатике более подробно.

Виды информации по форме представления

Информация может быть представлена разными формами. Мы воспринимаем текстовую информацию (представленную в виде символов алфавита какого-либо языка), читая книги, журналы, газеты, ищем ее в текстовом виде по средствам сети Интернет. Одновременно с ней можем получать и символьные сведения, которые состоят из цифр в различных системах счисления. Глядя на всевозможные иллюстрации, картины, схемы, чертежи, графики, мы способны воспринять графический вид информации. Звуковые сообщения поступают к нам от других людей, которые говорят что-то, мы слышим их с помощью радио, звуковоспроизводящих устройств. Но чаще всего мы предпочитаем комбинированный вид получения сведений, когда нам, например, не только рассказывают, но и показывают; рассказывают и дают прочитать это самостоятельно. Он оказывает на нас наибольшее влияние. Рассмотренные виды информации в информатике встречаются постоянно в повседневной жизни любого человека, и мы вольно или невольно воспринимаем ее, она откладывается у нас памяти.

Виды информации по способам восприятия

Урок информатики, на котором рассматриваются виды информации, способен дать сведения о том, что она может быть воспринята по-разному, разными органами чувств. Визуальная — воспринимается при помощи зрения, аудиальная – слуха, тактильная – ощущений, обонятельная – запаха, а данные о вкусе дает нам язык. Отдельные виды информации в информатике могут восприниматься разными людьми по-разному. Кто-то больше запоминает, если что-то услышал, другой – если увидел, а третий – если потрогал.

Виды информации по типу сигнала

В информатике принято различать основные виды информации: аналоговую (непрерывную) и знаковую (дискретную). Знаковая может передаваться, обрабатываться и храниться в виде множества различных символов. Ее можно содержать в рукописных и печатных документах, она способна отразить состояние цифровых автоматов и т. п. Противоположностью этому виду является непрерывная информация, которая воплощается в звуковых, зрительных и прочих образах, ее еще можно наблюдать в непрерывных траекториях процессов (кардиограмма, осцилограмма).

Можно сказать, что все сведения могут быть представлены в аналоговом виде (свет, звук) или последовательностью отдельных сигналов (компьютерный код, электрические импульсы).

Рассмотренные выше понятие и виды информации дают понять, как она многообразна и многолика. Каждый из нас ее постоянно воспринимает, обрабатывает, передает. Без нее невозможна наша жизнь. Виды и средства информации менялись на протяжении истории человечества. От зарубок на стенах пещер и примитивной речи мы перешли к современному уровню развития.

www.syl.ru

Информация — урок. Информатика, 5 класс.

Каждый день вы узнаёте что-то новое, чего вы не знали раньше, т.е. получаете новую информацию. (Это знания, которые получаете в школе, это сведения, которые черпаете из книг, это новости, которые слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь).

Информация – это сведения об окружающем нас мире.

Первичную информацию об окружающем нас мире люди и живые существа получают через органы

зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.


Больше всего информации мы получаем с помощью органов зрения:

глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

Но можно ли полностью доверять своим органам чувств?

 

Это не анимация — это простые рисунки, но нарисованы они таким образом, что при просмотре этих картинок происходит оптический обман зрения. Вам кажется, что изображение на картинке движется, но это не так.

 

 

Картинки обмана зрения: размер круга. Какой из кругов, расположенных посередине, больше?

 

 

 На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее?

 

 

 

Глядя на рисунок, можно наблюдать иллюзию цветовосприятия. На самом деле круги на разных квадратах одинакового серого оттенка.

 

 

 

 

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы:

линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.

Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и т.д.

Виды информации по способу восприятия

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих её.

 

Визуальная — воспринимается органами зрения. Мы видим все вокруг.
Аудиальная — воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.

Виды информации по форме представления

Рассмотрим только те виды информации, которые «понимают» технические устройства (в частности, компьютер).

 

 

Текстовая информация

Текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.

В устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.

Числовая информацияТаблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др.

В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

Пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.

Графическая информацияРисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель)
Музыкальная (звуковая) информацияВсё, что мы слышим — человеческая речь, музыка, пение птиц, сигналы машин и т.д.
Мультимедийная (многосредовая, комбинированная)Цветная графика сочетается со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

 

В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной.

Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика.

Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер.

Источники:

Л.Л.Босова. Информатика и ИКТ учебник для 5 класса. Москва Бином. Лаборатория знаний 2012. 7- 10 стр. 

Обман зрения — 44 картинки с пояснением ttp://ona-znaet.ru/publ/56-1-0-339

www.yaklass.ru

Понятие информации. Информатика

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio, что означает разъяснение, высказывания, осведомленность. Само слово информация лишь сравнительно недавно стало превращаться в точный термин. До этого информацию воспринимали как то, что присутствует в языке, письме или передается при общении. Сейчас смысл, который вкладывается в это понятие, очень изменился и расширился. Возникла особая математическая дисциплина — теория информации. Хотя в теории информации и вводится несколько ее конкретных определений, все они не охватывают всего объема этого понятия. Рассмотрим некоторые определения.

Информация — это отражение реального (материального, предметного) мира, которое выражается в виде сигналов, знаков.

Информация — любая совокупность сигналов, сведений (данных), которые какая-либо система воспринимает из окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду ( исходная информация ) или сохраняется внутри определенной системы (внутренняя информация).

Информация существует в виде документов, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, энергетических и нервных импульсов и т.п.

Под информацией понимают сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальными устройствами и повышают их уровень информированности.

Информация передается с помощью сообщений. Сообщение бывают устными, письменными, в виде рисунков, жестов, специальных знаков или организованными каким-то другим образом. Примерами сообщений являются: показания измерительного устройства, дорожные знаки, текст телеграммы, устный рассказ и тому подобное.

С помощью сообщений происходит обмен информацией между людьми, между людьми и машинами, между машинами; обмен сигналами в растительном и животном мире, от клетки к клетке, от организма в организм и тому подобное.

Виды информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам:

По способу восприятия

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее:

  • Визуальная — воспринимается органами зрения.
  • Аудиальная — воспринимается органами слуха.
  • Тактильная — воспринимается тактильными рецепторами.
  • Обонятельная — воспринимается обонятельными рецепторами.
  • Вкусовая — воспринимается вкусовыми рецепторами.

По форме представления

По форме представления информация делится на следующие виды:

  • Текстовая — что передается в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
  • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
  • Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков.
  • Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путем.

По назначению

  • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
  • Личная — набор сведений о какой-либо личности, которые определяют социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Свойства информации

Полезность. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее использованием. Сведения, важные и полезные для одного человека, оказываются бесполезными для другого, если он не может их использовать.

Актуальность. Информация актуальна (своевременна), если она важна в данный момент времени. Если вы собираетесь ехать поездом, то для вас важна информация о том, когда этот поезд отправляется. Однако эта информация теряет свою актуальность после того, как поезд тронулся.

Вероятность (правдивость). Информация считается достоверной, если она не противоречит реальной действительности, правильно ее объясняет и подтверждается. Если вы узнали о наводнении из информационной телепрограммы, то эта информация, по всей вероятности, является достоверной. В то же время слухи о пришествии инопланетян, которое ожидается на следующей неделе, недостоверны.

Объективность. Информация может быть объективной или субъективной (зависеть или не зависеть от чьего суждения). Например, сообщение «вода в море холодная» является субъективным, одновременно сообщение «температура воды +17 градусов Цельсия» дает объективную информацию.

Полнота. Информация полная, если ее достаточно для правильных выводов и принятия правильных решений. Если человеку на основе какой-либо информации приходится что-то решать, то он сначала оценивает, достаточно этой информации для принятия правильного решения.

Понятность. Информация понятна, если при ее восприятии нет необходимости в дополнительных сообщениях (не возникает вопросов). Если человеку говорят что-то, к восприятию чего он еще не подготовлен, например обращаются английском раньше, чем человек выучил этот язык, то он из услышанной информации вынесет совсем другую информацию, чем это было бы тогда, когда человек выучил английский язык.

Носители информации

Среда, в которой зафиксировано сообщение, называют носителем сообщения. В «докомпьютерную» эру информацию хранили на бумаге, фотографиях, кинопленке, магнитной ленте и др. С появлением первых компьютеров нашли широкое применение перфокарты и перфоленты, магнитные диски, компакт-диски.

Перфокарта — это лист тонкого картона стандартных размеров. В определенных позициях перфокарты пробивают дырочки. Наличие дырочки в определенной позиции считают единицу, а ее отсутствие — ноль.

Перфолента — это лента плотной бумаги стандартной ширины, на которую заносится информация пробивкой дырочек в соответствующих позициях на 5-ти или 8-ми параллельных дорожках.

Конечно, за дырочками, нанесенными на перфокарты или перфоленты, стоит вполне определенная информация.

Магнитные ленты и магнитные диски для хранения информации начали использовать с развитием вычислительной техники. Для записи 1 (единицы) намагничивалась небольшая область. Размагниченная (или намагниченная противоположно) область означала 0 (ноль).

Гибкие магнитные диски, или ГМД (FDD), позволяли легко переносить информацию с одного компьютера на другой, а также сохранять информацию, которая не используется на компьютере постоянно. Выпускались дискеты, как правило, с диском диаметром 3,5 дюйма и имели емкость всего 1,44 Мбайта.

Жесткие магнитные диски, или винчестеры (HDD), и сегодня являются основным типом носителей для долговременного хранения информации. Накопитель включает собственно магнитный диск, систему позиционирования и комплект магнитных головок — все это размещено в герметично закрытом корпусе.

Магнитные карточки содержат закодированную информацию, эта технология используется в кредитных, телефонных и регистрационных карточках, а также пропусках и «ключах» для кодовых замков.

Компакт-диски (оптические диски или CD) — это диск из специальной пластмассы с зеркальным покрытием с той стороны, с которой записывается и считывается информация. Информация на диск записывается так: диск вращается, и на его поверхности лазером в определенных местах наносятся «повреждение» поверхности таким образом, чтобы от них не отражался луч лазера при считывании. Таким образом записывается 1, «неповрежденные» места означают логический 0.

Существуют CD-R, DVD-R — оптические диски, на которые можно осуществлять однократную запись, а также CD-RW, DVD-RW — оптические диски, на которые можно осуществлять многократную запись.

Формы и способы представления информации

Символьная форма представления информации является наиболее простой, в ней каждый символ имеет какое-то значение. Например: красный свет светофора, показатели поворота на транспортных средствах, различные жесты, сокращения и обозначения в формулах.

Текстовая форма представления информации является более сложной. Эта форма предусматривает, что содержание сообщения передается не через отдельные символы (цифры, буквы, знаки), а их сочетанием, порядком размещения. Последовательно расположены символы образуют слова, которые в свою очередь могут образовывать предложения. Текстовая информация используется в книгах, брошюрах, газетах, журналах и т.

Графическая форма представления информации, как правило, имеет наибольший объем. К этой форме относятся фотографии, картины, чертежи, графики и тому подобное. Графическая форма более информативна. Видимо, поэтому, когда берем в руки новую книгу, то первым делом ищем в ней рисунки, чтобы создать о ней наиболее полное впечатление.

Информацию можно подавать одним из способов: буквами и знаками, жестами, нотами музыки, рисунками, картинами, скульптурами, звукозаписью, видеозаписью, кинофильмами и тому подобное.

Информация может быть в виде непрерывных (аналоговых) и дискретных (цифровых) сигналов.

Информация в аналоговом виде меняет свое значение постепенно (показатели термометра, часов со стрелками, спидометра и т.д.).

Информация в дискретном виде меняет свое значение с определенным шагом (показатели электронных часов, весы с гирями, подсчет количества предметов и т.п.).

Информатика

Термин информатика происходит от двух слов: информация и автоматика. Значит информатика это «наука о преобразовании информации».

Этот термин впервые введен в обиход во Франции в середине 60-х годов XX в., когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошел в употребление термин «Computer Science» для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на вычислительной технике. Теперь эти термины являются синонимами.

Основа информатики — информационные технологии — совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется информационные процессы во всех сферах жизни и деятельности человека.

Информационная система —взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемая для хранения, обработки и выдачи информации с целью достижения конкретной задачи.

Современное понимание информационной системы (ИС) предусматривает использование компьютера в качестве основного технического средства обработка информации. Как правило, это компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами.

В работе ИС, в ее технологическом процессе можно выделить следующие этапы :

  1. Зарождение данных — формирование первичных сообщений фиксируют результаты определенных операций, свойства объектов и субъектов управления, параметры процессов, содержание нормативных и юридических актов и т.п.
  2. Накопление и систематизация данных — организация такого их размещения, которое обеспечивало бы быстрый поиск и отбор нужных сведений, защита их от искажений, потери, деформирование целостности и др.
  3. Обработка данных — процессы, в результате которых на основании ранее накопленных данных формируются новые виды данных: обобщающие, аналитические, рекомендательные, прогнозные. Производные данные также могут проходить дальнейшую обработку, давая сведения обобщенности и др.
  4. Отображение данных — представление их в форме, пригодной для восприятия человеком. Прежде всего — это вывод на печать, то есть изготовление документов, удобных для восприятия человеком. Широко используют построение графических иллюстративных материалов (графиков, диаграмм) и формирование звуковых сигналов.

Сообщения, которые формируются на первом этапе, могут быть обычным бумажным документом, сообщением «в электронном виде» или тем и другим одновременно. В современных информационных системах сообщение по большей части имеют «электронный вид». Основные составляющие информационных процессов:

  • сбор данных: накопление данных с целью достаточной полноты для принятия решений;
  • сохранения;
  • передача;
  • обработка.

Одним из важнейших условий применения электронно — вычислительных машин (ЭВМ) для решения тех или иных задач является построение соответствующего алгоритма (программы), содержащий информацию о правилах получения результирующей (итоговой) информации из заданной (входной) информации.

Программирование — дисциплина, исследующая методы формулировки и решения задач с помощью ЭВМ, и является основной составной частью информатики.

Итак, информация, ЭВМ, алгоритм — три фундаментальных понятия информатики.

Информатика — комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты проектирования, создания, оценки, функционирования компьютерных систем обработки информации, ее применение и влияние на различные области социальной практики.

Родоначальниками информатики является науки: документалистика и кибернетика. Кибернетика — переводится, как «искусный в управлении».

В информатике выделяют три основных части:

  • алгоритмы обработки информации ( algorithm )
  • вычислительную технику ( hardware )
  • компьютерные программы ( software ).

Предмет информатики составляют понятия:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • средства взаимодействия человека и аппаратного и программного обеспечения.

Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называется интерфейсом.

Двоичное кодирование информации

В разговорной речи часто встречаются такие выражения, как передача информации, сжатие информации, обработка информации. В таких случаях всегда идет об определенном сообщении, которое закодировано и передано тем или иным способом.

В вычислительной технике наиболее часто применяется двоичная форма представления информации, основанной на представленные данных последовательностью двух знаков: 0 и 1

Эти знаки называются двоичными цифрами, по — английски — binary digit , или, сокращенно bit (бит).

Также используется восьмеричная форма представления информации (основана на представленные последовательности цифр 0, 1, …, 7) и шестнадцатеричная форма представления информации (основана на представленные последовательностью 0, 1, …, 9, A, B, C, …, F).

Информационным объемом сообщение называется количество битов в этом сообщении. Подсчет информационного объема сообщение является чисто техническим заданием, так как при таком подсчете содержание сообщения не играет никакой роли.

В современной вычислительной технике биты принято объединять в восьмерки, которые называются байтами : 1 байт = 8 бит. Наряду с битами и байтами используют и большие единицы измерения информации.

  • bit binary digit {0,1};
  • байт = 8 бит;
  • Кбайт = 2 10 байт = 1024 байт;
  • Мбайт = 2 10 Кбайт = 1024 Кбайт = 2 20 байт;
  • Гбайт = 2 10 Мбайт = 1024 Мбайт = 2 30 байт;
  • Тбайт = 2 10 Гбайт = 1024 Гбайт = 2 40 байт.
  • Пбайт = 2 10 Тбайт = 1024 Тбайт = 2 50 байт.
десятичное число двоичное число байт
1 1 0000 0001
2 10 0000 0010
255 1111 1111 1111 1111

С помощью двух бит кодируются четыре различных значения: 00, 01, 10, 11. Тремя битами можно закодировать 8 состояний:

  • 000 001 010 011 100 101 110 111

Вообще с помощью n бит можно закодировать 2n состояний.

Скорость передачи информации измеряется количеством битов, передаваемых за одну секунду. Скорость передачи бит за одну секунду называется 1 Бодом. Производные единицы скорости передачи называются Кбод, Мбод и Гбод:

  • 1 Кбод (один килобод) = 2 10 бод = 1024 бит / с;
  • 1 Мбод (один мегабод) = 2 20 бод = 1024 Кбод;
  • 1 Гбод (один гигабод) = 2 30 бод = 1024 Мбод.

Пример. Пусть модем передает информацию со скоростью 2400 бод. Для передачи одного символа текста нужно передать около 10 битов. Таким образом, модем способен за 1 секунду передать около 2400/10 = 240 символов.

На ЭВМ можно обрабатывать не только числа, но и тексты. При этом нужно закодировать около 200 различных символов. В двоичном коде для этого нужно не менее 8 разрядов ( 28 = 256 ). Этого достаточно для кодирования всех символов английского и русского алфавитов (строчные и прописные), знаков препинания, символов арифметических действий некоторых общепринятых спецсимволов.

В настоящее время существует несколько систем кодирования.

Наиболее распространенными являются следующие системы кодирования: ASCII, Windows-1251, KOИ8, ISO.

ASCII (American Standard Code for Information Interchange — стандартный код информационного обмена)

В системе ASCII закреплены 2 таблицы кодирования: базовая и расширенная. Базовая таблица закрепляет значения кодов от 0 до 127, расширенная от 128 до 255.

В первых 32 кодах (0-31) размещаются так называемые управляющие коды, которым не соответствуют никакие символы языков, и, соответственно коды не выводятся ни на экран, ни на устройстве печати.

Начиная с кода 32 по код 127 размещены коды символов английского алфавита.

Символы национального алфавита размещены в кодах от 128 до 255.

Кодирования Windows-1251 стала стандартом в российском секторе Wold Wide Web .

KOИ8 (код обмена информацией) является стандартным кодированием в сообщениях электронной почты и телеконференций.

ISO ( International Standard Organization ) — международный стандарт. Это кодирования используется редко.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях. Основной инструмент информатики — компьютер.

Компьютер, получивший свое название от первоначального назначения — выполнения вычислений, имеет второе очень важное применение. Он стал незаменимым помощником человека в его интеллектуальной деятельности и основным техническим средством информационных технологий. А быстрое развитие в последние годы технических и программных возможностей персональных компьютеров, распространение новых видов информационных технологий создают реальные возможности их использования, открывая перед пользователем качественно новые пути дальнейшего развития и адаптации к потребностям общества.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Количество просмотров публикации ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ — 6044

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Тема 1. Понятие информации и информационных технологий

Информационные технологии

Лекции по дисциплинœе

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает ʼʼсведения, разъяснения, изложениеʼʼ.

Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, к примеру сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. ʼʼИнформироватьʼʼ в данном смысле означает ʼʼсообщить нечто, неизвестное раньшеʼʼ. Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телœеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей исходя из их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но должна быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, в случае если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителœем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Основные виды информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения, что имеет наибольшее значение для информатики, это:

1. Графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др.
Размещено на реф.рф
материалах, изображающих картины реального мира;

2. Звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретение звукозаписывающих устройств в 1877 ᴦ. ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретен способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение ее аналогично графической информации;

3. Текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение данный способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

4. Числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причем сис-темы кодирования (счисления) бывают разными;

5. Видеоинформация — способ сохранения ʼʼживыхʼʼ картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.

Для передачи информации на большие расстояния первоначально использовались кодированные световые сигналы, с изобретением электричества — передача закодированного определœенным образом сигнала по проводам, позднее — с использованием радиоволн.

Создателœем общей теории информации и основоположником цифровой связи считается Клод Шеннон (Claude Shannon). Всемирную известность ему принœес фундаментальный труд 1948 года — ʼʼМатематическая теория связиʼʼ (A Mathematical Theory of Communication), в котором впервые обосновывается возможность применения двоичного кода для передачи информации.

С появлением компьютеров (или, как их вначале называли в нашей стране, ЭВМ — электронные вычислительные машины) вначале появилось средство для обработки числовой информации. При этом в дальнейшем, особенно после широкого распространения персональных компьютеров (ПК), компьютеры стали использоваться для хранения, обработки, передачи и поиска текстовой, числовой, изобразительной, звуковой и видеоинформации. С момента появления первых персональных компьютеров — ПК (80-е годы 20 века) — до 80 % их рабочего времени посвящено работе с текстовой информацией.

Хранение информации при использовании компьютеров осуществляется на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются новые устройства и носители информации. Обработку информации (воспроизведение, преобразование, передача, запись на внешние но-сители) выполняет процессор компьютера. С помощью компьютера возможно создание и хранение новой информации любых видов, для чего служат специальные программы, используемые на компьютерах, и устройства ввода информации.

Особым видом информации в настоящее время можно считать информацию, представленную в глобальной сети Интернет. Здесь используются особые приемы хранения, обработки, поиска и передачи распределœенной информации больших объёмов и особые способы работы с различными видами информации. Постоянно совершенствуется программное обеспечение, обеспечивающее коллективную работу с информацией всœех видов

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.

Что можно делать с информацией:

  • создавать
  • принимать
  • комбинировать
  • хранить
  • передавать
  • копировать
  • обрабатывать
  • искать
  • воспринимать
  • формализовать
  • делить на части
  • измерять
  • использовать
  • распространять
  • упрощать
  • разрушать
  • запоминать
  • преобразовывать
  • собирать и т. д.

Все эти процессы, связанные с определœенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

referatwork.ru

Информация. Виды информации

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Целевая аудитория: учащиеся 5-го класса.

Предмет: Информатика и ИКТ.

Раздел программы: “Информация и информационные процессы”.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия:

Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л.Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 191 с.: ил.

Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса / Л.Л.Босова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 87 с.: ил.

Используемая методическая литература: Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 320 с.: ил.

Используемое оборудование: Интерактивная доска SMART Board и программа для работы на ней SMART Notebook, проектор, компьютер

Цель урока: Ознакомление учащихся с понятием информация, виды информации, выполнение задания по изученному материалу.

Задачи:

  • Образовательная: изучить понятие информация. Изучить виды информации.
  • Воспитательная: формирование общей картины мира.
  • Развивающая: формирование представления об информатике, как форме описания и методе познания действительности через межпредметные связи. Развитие образного мышления.

План урока:

  1. Организационный момент;
  2. Объяснение нового материала;
  3. Физкультминутка;
  4. Дидактические задания;
  5. Домашнее задание;
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, сообщение плана работы.

Актуализация знаний.

Сегодня ребята, для того чтобы вы определили тему и цели урока, я расскажу (а может быть, напомню) вам историю о том, как лечили удава.

Из произведения Г.Остера “Как лечить удава”

Мартышка советует удаву:

– Думай про кукаляву.
– Как же я буду про нее думать – спросил удав, – если я даже не знаю, что это такое – кукалява?
– Кукалява – это такой ящичек, в котором лежит мукука, – объяснила мартышка.
– Что лежит? – не понял удав.
– Мукука.
– А мукука – это что?
– Мукука– это такая коробочка в которой лежит бисяка.
– А что такое бисяка?
– Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря.
– Какая еще хрюря?
– Пампукская хрюря! А пампукская хрюря – это такой сундучок, в котором лежит камурик…
И тут удав взорвался:
– Говори сию минуту, что там внутри всех этих ящиков, коробок, пакетов, чемоданов и сундуков?
– Не знаю! – сказала мартышка.
– А кто знает? – спросил удав.
– Н а свете есть много такого, про что никто ничего совсем, совеем не знает.

Тема нашего урока – это очень простое понятие, но в тоже время оно и очень сложное.

Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем идет речь (Слайд 2)

Учащиеся разгадывают ребус, получается слово “Информация”.

2. Изучение новой темы.

Итак, тема нашего урока “Информация. Виды информации”.

Запишите в тетради.

Ребята, а что же такое информация? Как вы думаете? Приведите примеры.

Казалось бы, такое близкое и простое слово, а дать его определение очень сложно. (Слайд 3)

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение, набор сведений.

Информация – это сведения снижающие неопределенность об окружающем мире.

Давайте запишем определение в тетрадь.

Ребята, приведите примеры источников информации.

Учащиеся приводят примеры, источников информации. (Слайд 4)

Ребята, а с помощью чего человек воспринимает информацию?

Учащиеся перечисляют органы чувств.

Абсолютно верно!

На основании приведенных вами примеров, давайте сформулируем название видов информации по способу восприятия. (Слайд 5)

Ребята давайте запишем в тетрадь схему “Орган”. Вид информации в тетрадь.

Используя ссылку “Это интересно” демонстрируется flash-ролик “Восприятие информации человеком”.

А теперь на основании полученных знаний определите вид информации, получаемой девочкой. (Слайд 6)

Ответив на вопрос учащиеся просматривают flash-ролик “Процент восприятия информации человеком”.

Какой из органов чувств является ведущим в восприятии информации? (Слайд 7)

3. Физкультминутка. Приложение 4

4. Закрепление изученного материала.

Учащиеся выполняют задания представленные на экране. (Слайд 8)

Молодцы ребята.

Мы с вами сказали, что для получения информации человек использует органы чувств, но иногда этого бывает недостаточно, тогда для получения боле точной информации в дополнение к своим органам чувств человек использует различные измерительные устройства и приборы.

Перечислите известные вам измерительные приборы. (Слайд 10)

Ребята, а каким образом мы можем представить полученную информацию?

Учащиеся приводят примеры способов предоставления информации. Подводим итог сказанному, выделяем виды информации по способу предоставления. (Слайд 11)

Давайте запишем схему в тетрадь.

Практическая работа.

Ребята займите свои места за компьютерами. Перед вами находятся задания, Которые необходимо выполнить. Прежде чем начать работу давайте просмотрим flash-ролик “Как воспринимают информацию животные”. (Приложение 3)

Перед учащимися открыто продолжение презентации, на экране она дублируется (Слайд 12), гиперссылка «Это интересно».

Если на компьютере установлено приложение SMART Notebook учащиеся сопоставляет графическому представлению информации ее вид, если приложение отсутствует учащиеся записываю в тетрадь номер изображение и вид информации (например,6– текстовая и т.д.). (Слайд 12)

Следующее задание: заполните таблицу:

Если работа происходит в приложении SMART Notebook, то справа даются варианты ответов, которые учащемуся необходимо вставить в таблицу, если мы работаем с презентацией то учащийся получает бумажный шаблон таблицы который необходимо заполнить. (Слайд 13)

5. Домашнее задание.

Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание

Учебник: § 1.1, задание № 4 (с.11)

Рабочая тетрадь: упр. 2 (с.3)

Творческое задание: Представить в различных формах информацию о погоде

6. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали?

С какими видами информации вы познакомились?

На каждом рабочем столе находятся смайлики, с помощью которых оцените свое понимание пройденного материала.

Литература.

  1. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  3. Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  4. Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике.– М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
  5. Гурин Ю. Детская академия Шерлока Холмса. – СПб. Издательский дом “Нева”, 2004.

27.05.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Виды информации



Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

По объектам информационного взаимодействия:
♦ Человек — человек
♦ Человек — автомат.
♦ Автомат — автомат.
♦ Обмен сигналами в животном и растительном мире.
♦ Передача признаков от клетки к клетке
♦ Передача признаков от организма к организму

По способу восприятия:
♦ Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
♦ Звуковая — воспринимаемая органами слуха.
♦ Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
♦ Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
♦ Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

По форме представления:
♦ Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
♦ Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
♦ Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
♦ Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
♦ Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.

По назначению:
♦ Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
♦ Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
♦ Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
♦ Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

По значению:
♦ Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
♦ Достоверная — информация, полученная без искажений.
♦ Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
♦ Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
♦ Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

По истинности:
♦ истинная
♦ ложная

xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Информация. Виды информации

Разделы: Информатика


Цель урока. Формирование информационной культуры учащихся, посредством знакомства с термином «информация».

Задачи.

Дидактические:

  1. Обучение осмыслению всего, что происходит вокруг учащегося, в процессе анализа и исследования информационных объектов.
  2. Знакомство с информацией и ее видами.
  3. Формирование базовых понятий.
  4. Формирование умений представления информации различными способами.

Развивающие:

  1. Развитие творческого и познавательного потенциала учащегося.
  2. Развитие коммуникативных способностей.
  3. Формирование навыков самообразования.

Воспитательные:

  1. Воспитание активности, самостоятельности, ответственности.
  2. Воспитание культуры общения.
  3. Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Вид занятия: урок, продолжительность – 40-45 минут.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал:
  • Компьютерная презентация «Свойства информации» (Приложение № 2).
  • Магнитная доска, маркеры, мультимедийная установка, экран.
  • Предваряющее домашнее задание: учащимся предлагается ответить на ряд вопросов.

    Постарайтесь дать ответы на предложенные вопросы. Результат желательно оформить в таблице.

    Проблемный вопрос Возможные гипотезы
    Что мы видим вокруг себя? Что мы знаем о том, что видим? Как мы это узнаем? Мы видим вокруг себя различные предметы. Любой предмет вокруг нас несет в себе информацию.
    Какие органы чувств человека являются каналами получения информации? Без органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязание, вкуса –  невозможно получить информацию.
    Зачем человеку общение? Человеку нужно общение, чтобы в первую очередь учиться, узнавать что-то новое, передавать эти знания другим.

    Этапы проведения урока:

    1. Актуализация знаний: создание проблемной ситуации.
    2. Формулировка проблемы.
    3. Изучение нового материала.
      1. Беседа: формулирование выводов.
      2. Выдача информационного материала для исследовательского домашнего задания (с комментариями учителя).
      3. Просмотр компьютерной презентации с обсуждением.
      4. Решение третьей проблемы.
      5. Дидактическая игра.
      6. Обобщение материала (формирование информационной культуры).
    4. Закрепление изученного материала: самостоятельная работа.
    5. Итог.
    6. Домашнее задание.

    Ход урока.

    I. Актуализация знаний:

    Каждый день мы с вами получаем какую-либо информацию. Получая информацию, мы воспринимаем, усваиваем, перерабатываем ее. Общаясь с друзьями, родителями учителями мы также получаем и передаем информацию. Значит, существуют источники и приемники информации.

    А скажите, является ли наш урок источником информации? Кто или что на уроке является источником, а кто приемником информации? И почему? //Да, является. Источник – учитель, приемник (и) – ученик (и).

    А может быть наоборот? //Да, ученик может быть источником информации при ответе, а учитель – приемником.

    II.   Формулировка проблемы.

    Итак, получается, что на уроке мы с вами постоянно меняемся ролями: источник – приемник, приемник – источник.

    Значит, человек является как источником, так и приемником информации.

    Но разве только живые существа несут нам информацию?

    Обобщим и сформулируем поставленные вопросы в виде следующего ряда проблем:

    • Что/кто может быть источником информации?
    • Что такое информация?
    • Какими могут быть источники информации?
    • Можно ли их каким-либо образом классифицировать?

    Будем решать поставленные проблемы одну за другой, последовательно.

    III.   Изучение нового материала.

    Скажите, откуда мы можем еще получать информацию?

    3.1. Выдвигаются различные гипотезы. Обсуждение каждой их них. Например, Давайте рассмотрим более привычные для нас предметы, несущие в себе информацию, которые мы встречаем в повседневной с вами жизни. Например, наш школьный звонок. Какую информацию, и для кого он ее несет.// Звонок является источником информации. Звонок сообщает нам о начале или конце урока.

    Ребята, а например, расписание, которое мы с вами видим каждый день?//Да, расписание тоже является источником информации. Оно сообщает нам информацию об уроках, которые у нас будут, или об изменениях в их порядке или отмене.

    Итак, мы решили первую поставленную нами проблему, а именно выяснили, какую информацию тот или иной источник нам несет.

    Решение второй проблемы.

    Теперь дадим ответ на такой вопрос: «Что такое информация?»

    Учащимися выдвигаются гипотезы, например, – новости; сообщения по ТВ, в газетах, журналах, от других людей; радиопередачи и т. п. Гипотезы проверяются на правдоподобность, затем в качестве обобщенного вывода формулируется определение.

    Итак, а теперь запишем определение:

    Информация – это сведения об окружающем нас мире. Каждая информация обладает своими свойствами. В разных науках появляется свое определение информации, и, следовательно, и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины.

    3.2. Учитель раздает каждому учащемуся информационный материал (Приложение №1). После беглого ознакомления учащимися с материалами, учитель формулирует домашнее задание.

    Вопросы для домашнего задания:

    • Что нового мы узнаем о термине «информация»?
    • Какое определение (записанное в тетради или на «Материале») наиболее точно отражает суть понятия «информация»?
    • составьте список/перечень того, для чего нужна информация. (Индивидуально: электронный вариант)
    • Постарайтесь дополнить утверждения об источниках информации (вместо многоточий), по возможности обобщив его.//«…любые объекты окружающей действительности»
    • Какие носители информации вам известны?
    • Какие носители информации существовали в древности?
    • Какие виды информации существуют в современном мире?

    3.3. Ребята, из определения информации, мы узнаем, что информация обладает рядом свойств. Давайте, их перечислим, и запишем.

    На экране учитель показывает свойства информации в виде компьютерной презентации (Приложение № 2).

    Наиболее важными для информатики являются свойства:

    1. Объективность (Зависит от человеческого фактора).
    2. Полнота (Зависит от полного объема информации).
    3. Достаточной (Зависит от требования к данной информации).
    4. Адекватность (Это информация, соответствующая реальности).
    5. Доступность (На сколько та или иная информация доступна нам в том или ином объеме).
    6. Актуальность (Зависит от своевременности предоставления той или иной информации).

    3.4. Решение третьей проблемы:

    Теперь давайте поговорим о видах информации. Ребята мы с вами разговариваем – получаем информацию. Скажите, как можно назвать такую информацию? //голосовая, слуховая, звуковая и т. п.

    Резюме учителя: Это звуковая информация (в случае верного ответа учеником, остановить выдвижение гипотез и повторить его ответ).

    Теперь посмотрим в учебник. А что мы видим там? //текст, картинки, схемы, чертежи, знаки, таблиц.

     Какая информация преобладает?//текстовая.

    Мы с вами постоянно чувствуем запахи, едим, смотрим по сторонам. Скажите, а какие это виды информации? //обонятельная, вкусовая, зрительная.

    Хорошо, а как тогда назвать прикосновение к предметам? Когда нам горячо мы отдергиваем руку, чувствуем, что лед – холодный, мяч круглый, а камень – твердый. Ведь при всем этом мы с вами также получаем информацию и какой-то из предметов. Значит, это тоже вид информации? А как называется он? //осязательная.

    В биологии такую информацию, полученную через прикосновение, называют тактильной.

    А теперь, на доске вы видите таблицу. Изобразите ее у себя в тетради. Поскольку все, что мы прошли на уроке, было представлено в устной форме, и вы воспринимали большую часть информации на слух, мы должны сохранить в памяти информацию нашего занятия в систематизированном виде. Запишем ее в таблице.

    На магнитной доске маркером нарисована таблица: [Столбец «Вид информации», столбец «Характеристики», столбец «Примеры»]. Заполнение таблицы идет по горизонтали. Используя магниты, учитель прикрепляет краткую характеристику каждого вида информации, приготовленную заранее на бумаге, комментируя его. В колонке «примеры» учитель записывает примеры учащихся.

    3.5. Дидактическая игра:

    Правила игры:

    1. Учитель называет вид информации и ее характеристику.
    2. Учащиеся предлагают свои примеры.
    3. Тот ученик, который привел больше всего подходящих примеров, вызывается к доске для визуализации своего примера.

    На столе учителя лежат приготовленные заранее рисунки, иллюстрирующие тот или иной вид информации, в дальнейшем будем называть ее «карточка». Учащиеся приводят свои примеры. Учитель вызывает ученика к столу и просит найти карточку с конкретным примером. Также на столе могут лежать и предметы, иллюстрирующие данный вид информации. Содержание карточек может быть (примерно) следующее: числа, написанные разными цифрами, слова на разных языках, различные рисунки: животные, фотографии. Для заполнения звуковой и видеоинформации на столе могут лежать: аудиокассета (в данном случае, является носителем звуковой информации, DVD-диск или видеокассета (носители видеоинформации), карточка с изображением китайских иероглифов (эта карточка может быть отнесена к текстовой или графической информации). Число карточек готовится по формуле 1,5 ∙ n, где n – количество учащихся в классе.

    Все спорные вопросы по заполнению таблицы решаются:

    ВАРИАНТ I: учащимся на уроке предлагается заменить карточки реальными носителями информации.

    ВАРИАНТ II: в другом случае – возникшая проблема оставляется для домашнего решения.

    Таблица № 1

    3.6.   Обобщение материала (формирование информационной культуры).

    Для наилучшего представления и зрительного восприятия, текстовая информация систематизируется и оформляется, например, в конспект (это то, что у вас записано в тетради), или в таблицу – базу данных (БД), где всю возможную информацию, написанную построчно, упорядочивают в таблицу, как это сделали мы с вами.

    IV.   Закрепление изученного материала.

    Самостоятельная работа проверочного характера (5 – 10 минут).

    Учитель раздает листы с текстами самостоятельной работы.

    Критерий оценивания: так как изучается новый материал, то объявляются только положительные оценки (пятерки), в журнал выставляется любая оценка, с согласия ученика.

    V.   Итог.

    1)  Целевой: Итак, ребята, сегодня мы многое узнали об информации, ее свойствах и видах. Отвечали на вопросы, приводили свои примеры, и заполняли таблицу.

    2)   Результативный: Вы все сегодня активно работали, и хорошо отвечали. Больше всего верных ответов дал __________________ (фамилия и имя ученика(ов), отличившихся на уроке), им сегодня за урок я предлагаю поставить пятерки.

    VI.   Домашнее задание.

    Домашнее задание записано на доске:

    • Выучить конспект.
    • Домашнее задание на листах, выданных ранее на уроке.

    21.03.2008

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai