Таблица серебряный век – «Серебряный век. Хронологические рамки Серебряного века русской культуры не могут быть установлены с полной точностью. Начало этого периода следует отнести.». Скачать бесплатно и без регистрации.

«серебряный век» русской культуры

Деятель

Произведение

Наука

Физик П. Н. Лебедев

установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)» сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Н. Е. Жуковский

открытий в теории и практике самолетостроения

С. А. Чаплыгин

механик и математик 

 К. Э. Циолковский

Был истоков современной космонавтики. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

В. И. Вернадский

благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

И. П. Павлов

исследования в области биологии, психологии, физиологии человека.

И. И. Мечников

В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. 

В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. 

Историки

Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский

Философы

Литература

реализм

Л.Н. Толстой

«Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»

А. П. Чехов

в эти годы создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад»

И. А. Бунин

«Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов

А. И. Куприн 

«Яма», «Поединок», «Олеся», «Суламифь» и др.

 А. М. Горький

«Враги», «Мать»

крестьянские» поэты

С. А. Есенин

«Гой ты, Русь, моя родная

«Анна Снегина»

Н. А. Клюев

«Блоку», «Из народа»

 С. А. Клычков.

«— Как мы были, пели в тихом…»«— Пойте, птахи, около сада потаенного…»

символизм

К. Д. Бальмонта

А. А. Блока

В. Я. Брюсова.

А. Белого

«Август», «Анита»,

«На поле Куликовом», «Родина»

«Адам и Ева», «Александр Великий»

Серебряный голубь», «Петербург»

 акмеисты (от греч. «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила)

Н. С. Гумилев,

А. А. Ахматова,

О. Э. Мандельштам

«Андрей Рублев», «Возвращение»

«Белой ночью», «В зазеркалье»

«Актер и рабочий»

футуристы (от лат. «футурум» — будущее)

. Хлебников,

Д. Д. Бур-люк,

В. В. Маяковский,

А. Е. Крученых,

В. В. Каменский. 

И. Северянин

«Вам», «Бог 20-го века»

«Здесь», «весенний бык»

«9-е января» «Вам»

«Уехала»

«Жду»

«Ананасы в шампанском»

Живопись

Реализм передвижников

И. Е. Репин

В. И. Суриков

М. В. Нестеров

«Заседание Государственного совета»

«Посещение царевной женского монастыря»

«Портрет дочери», «Пустынник»

«модерн»

Сторонники этого направления объединились в обществе «Мир искусства» 1898-1924. «Мирискусники» заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи. Искусство, по их мнению, — это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний.

К. А. Коровин,

В. А. Серов

А. Н. Бенуа,

Л. С. Бакст,

Б. М. Кустодиев,

Е. Е. Лансере,

Ф. А. Малявин,

Н. К. Рерих,

К. А. Сомов.

«Париж ночью», «Кемь»

«Девочка с персиками», «Похищение Европы»

«Версаль», «Смерть графини»

«Ужин», «Древний ужас»

«Купчиха за чаем», «Красавица»

«Пленные шведские генералы отдают свои шпаги Петру Великому», «Большевик»

«Крестьяне», «Турки»

«Заморские гости»

«Дама у пруда»

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза». Были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением.

П. В. Кузнецов,

Н. Н. Сапунов,

М. С. Сарьян

М. А. Врубель,

К. С. Петров-Водкин 

«Окно»

«Цветы и фарфор»

«Автопортрет»

«Демон», «Царевна-лебедь»

«Купание красного коня»

 «Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное[1]творческое объединение раннего авангарда[2], существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы») порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства[

 Петр Кончаловский, 

Илья Машков,

 Михаил Ларионов,

 Аристарх Лентулов.

К. Малевич

«Хлебы на синем»

«Ягоды на фоне красного подноса»

«Акации весной»

«Небозвон»

«Черный квадрат»

 представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

В. В. Кандинский,

М. 3. Шагал,

П. Н. Филонов

«Синий всадник»

«Над городом»

«Пир королей»

Скульптура.

Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. 

П. П. Трубецкой

А. С. Голубкина

С. Т. Коненков

скульптурные портреты Л. Н. Толстого, С. Ю. Витте, Ф. И. Шаляпина и др. памятник Александру III, открытый в Петербурге в октябре 1909 г.

Старость» (1898), «Идущий человек» (1903), «Солдат» (1907), «Спящие» (1912) и др.

Он прошел через увлечение творчеством Микеланджело («Самсон, разрывающий цепи»), русской народной деревянной скульптурой («Лесовик», «Нищая братия»), передвижническими традициями («Камнебоец»), традиционным реалистическим портретом («А. П. Чехов»). 

Архитектура. продолжалось и традиционное строительство дворцов, особняков, усадеб. Главной проблемой архитектуры стали поиски нового стиля. И так же как в живописи, новое направление в архитектуре получило название «модерн». Одной из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов — так называемый неорусский стиль.

Ф. О. Шехтель

И. В. Жолтовский

средневековые готические образцы. В этом стиле был построен особняк фабриканта С. П. Рябушинского (1900-1902). К традициям русского деревянного зодчества относится здание Ярославского вокзала в Москве(1902-1904)

«рационалистический модерн», которое характеризуется значительным упрощением архитектурных форм и конструкций. Самыми значительными зданиями, отражающими эту тенденцию, были банк Рябушинских (1903), типография газеты «Утро России» (1907).

«Метрополь» в Москве (1900) эклектика

Музыка, балет, театр, кинематограф. 

А. Н. Скрябина,

И. Ф. Стравинского,

С. И. Танеева,

С. В. Рахманинова.

Ф. И. Шаляпина,

А. В. Неждановой,

Л. В. Собинова,

И. В. Ершова.

 М. И. Петипа. 

А. А. Горский и М. И. Фокин 

— А. Т. Павлову, Т. Т. Карсавину, В. Ф. Нижинского и др.

К. С. Станиславский

В. Э. Мейерхольд

Е. Б. Вахтангов 

С. П. Дягилев

В. Ромашков режиссер

В. Гончаров режиссер

Я. А. Протазанов

И. И. Мозжухин, В. В. Холодная, А. Г. Коонен

исполнители

выдающихся оперных певцов

постановщики

плеяда блестящих танцоров

театральных режиссеров

1908-1913 гг. организовал в Париже, Лондоне, Риме и других столицах Западной Европы «Русские сезоны», представленные балетными и оперными спектаклями, театральной живописью, музыкой и т. д.

В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

в 1911-м — первый полно метражный фильм «Оборона Севастополя».

«Песня каторжника»

актеры. 

videouroki.net

Серебряный век русской поэзии

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: дать толкование понятия “Серебряный век”; сделать обзор поэзии серебряного века, познакомить учащихся с основными направлениями и представителями эпохи; актуализировать знания учащихся о творчестве поэтов Серебряного века с целью дальнейшего восприятия стихотворений указанного периода.

Оборудование: презентация Power Point, тесты стихотворений, учебник, рабочие тетради

Ход урока

слайд 1

И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…
А.А.Ахматова

Оргмомент. Целевая установка.

слайд 2.

— Какова история развития литературы XX века?

(Судьба литературы XX века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства поэтов и писателей. Покинули родину Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Цветаева, Северянин и др. В годы “красного террора” и сталинщины расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев. Покончили самоубийством Есенин, Цветаева, Маяковский. Многие имена на долгие годы были преданы забвению. И только в 90-е годы стали возвращаться читателю их произведения.)

— Настроения многих творческих людей начала 20 века отразились в стихотворении А.Блока из цикла “Возмездие”:

Двадцатый век… еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к Отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком». Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление «серебряного века» русской литературы. Термин этот некоторые исследователи связывают с именем Н. Бердяева, другие Николая Оцупа.

Слайд 3

Серебряный век русской поэзии (в основном с поэзией связан термин в литературе) – единственный век в истории, который длился чуть больше 20 лет. 1892 – 1921 гг.?

Впервые в литературном творчестве выражение “серебряный век” было употреблено А.Ахматовой в “Поэме без героя”. (Эпиграф) слайд 4(1)

Обновление литературы, ее модернизация стали причиной появления новых течений и школ. Слайд 5

Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Михаил Светлов и т.д.), и крестьянских (Н.Клюев, С.Есенин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии Серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению.

На доске – таблица (учащиеся заполняют ее в ходе лекции)

  символизм акмеизм футуризм
Отношение к миру Интуитивное постижение мира Мир познаваем Мир надо переделать
Роль поэта Поэт – пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое
Отношение к слову Слово и многозначно, и символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом
Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажение слов

Слайд 6. Представители символизма: В. Брюсов, К.Бальмонт. Д.Мережковский, З.Гиппиус (старшие), А.Белый, А.Блок (младшие).

Слайд 7. Символизм – литературно- художественное направление, считавшее целью интуитивное постижение мирового единства через символы. Символисты считали, то поэт разгадывает тайны слова. Символ – многозначное иносказание (аллегории – однозначное). Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Особенностью произведений символистов стали намеки, иносказания.

— Мы знакомы со стихотворениями поэтов-символистов с 5 класса. – Чтение наизусть и анализ стих-я А.Блока.(д/з)

Слайд 8. Представители акмеизма: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам. Акмеизм – Слайд 9. отрицание мистического, полного туманных намеков искусства символистов. Подчеркивали простоту и ясность слова. Провозгласили высокую самоценность земного, реального мира. Они хотели воспеть земной мир во всем его многообразии. Увлечение красочными, экзотическими деталями в поиске ярких эпитетов было характерно поэтам –акмеистам.

— Чтение и анализ А.Ахматовой. (д/з)

Слайд 10. Представители футуризма: В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак, В.Маяковский.

Слайд 11. Футуризм – отрицали художественное и нравственное наследие, провозглашали разрушение форм и условностей искусства. Ф. ставили человека в центре мира, отказывались от туманности, недосказанности, мистицизма. Выдвинули идею искусства – реально словом преобразить мир. Добивались обновления поэтического языка, вели поиски новых форм, ритмов, рифм, искажали слова, вводили в стихотворения собственные неологизмы.

Слайд 12. Имажинизм – С.Есенин. Цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство – метафора. Для творчества имажинистов характерен эпатаж. Эпатаж — вызывающее поведение; скандальная выходка. Отклоняющееся поведение.

— Чтение и анализ стих-я С.Есенина

Слайд 13. Поэты вне направлений: И.Бунин, М.Цветаева.

Слайд 14. Что объединяет все литературные направления ? Работа с таблицей.

Слайд 15.

Слайд 16.  Предлагаю прочитать стихотворение поэта-символиста К.Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени” и найти в нем отличительные черты символизма.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уж ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(1894)

— О чем это стихотворение?

— Каким размером написано стихотворение? Что это дает? (трехсложный анапест – неторопливое движение)

— Чем похожи строки? Какой прием использует поэт? (повтор) Какова его роль? Какие чувства вызывает прием? На что похоже? (гипноз, ворожба)

— Что вы увидели в стих-ии? Какие картины предстали перед вами? (Башня, винтовая лестница, дорога вертикальная, отрывается от земли, но не уходит, находится в пределах видимости. Людей нет. ОДИН – Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ)

— Можете ли определить время действия в произведении? Историческое время? (переходное время суток, не более. Нет быта, бытовых условий. Не можем сказать, когда это происходит. Лирический герой находится в особом условном мире, возможно, в идеальном).

— Найдите слова, определяющие внутренне состояние героя (нет, кроме мечтою)

Слайд 17

— Какие действия совершает лирический герой (работа с глаголами движения по строфам)?

— Сравните 1 строку 1 строфы и 1 строку последней строфы. Чем они похожи и чем отличаются? (процесс познания и момент познания)

— Кольцевая композиция – возвращение к началу пути (путь духовного познания бесконечен)

— Как вы думаете, какова идея стих-я? (познавая себя, познаешь мир)

Слайд 18, 19. Итоги урока.

— Что такое Cеребряный век? Назовите основные модернистские течения серебряного века. Каковы их особенности?

— Серебряный век – это не просто научный термин, это эпоха, подарившая миру поразительно яркие художественные и интеллектуальные ценности, отличающиеся беспокойством мысли и изысканностью форм.

Д/З: Сообщение о жизни и творчестве А.Блока. Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений по выбору.

11.02.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 75. Серебряный век русской культуры

Понятие Серебряного века.

Переломный период жизни России в конце XIX — начале ХХ в., связанный с переходом к индустриальному обществу, привел к разрушению многих ценностей и вековых устоев жизни людей. Казалось, менялся не только окру­жающий мир, но и представления о добре и зле, прекрасном и безобразном и т. д.

Осмысление этих проблем затронуло сферу культуры. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он охватил все виды творческой деятельности, породил плеяду блестящих имен. Этот феномен культуры конца XIX — начала ХХ в. получил назва­ние Серебряного века русской культуры. Для него также характер­ны величайшие достижения, вновь подтвердившие передовые позиции России в этой области. Но культура становится более сложной, результаты творческой деятельности более противоре­чивыми.

Наука и техника.

В начале ХХ в. главным штабом отечественной науки явилась Академия наук с развившейся системой институ­тов. Немалую роль в подготовке научных кадров играли университеты с их научными обществами, а также всероссийские съезды ученых.

Значительных успехов достигли исследования в области меха­ники и математики, что позволило развить новые области науки ­воздухоплавание и электротехнику. Немалую роль в этом сыграли исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, работ по теории авиации, которые послужили основой для авиа­ционной науки.

В 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были со­зданы первые отечественные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». В 1911 г. Г. Е. Котельников сконструировал первый ран­цевый парашют.

К. Э. Циолковскийв 1903 г. опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где была изло­жена теория движения ракет, основ будущих космических поле­тов.

Труды В. И. Вернадского легли в основу биохимии, биогеохи­мии и радиогеологии. Его отличали широта интересов, постанов­ка глубоких научных проблем и предвидение открытий в самых разных областях.

Великий русский физиолог И. П. Павлов создал учение об ус­ловных рефлексах, в котором он дал материалистическое объяс­нение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения И. П. Павло­ву — первому из русских ученых — была присуждена Нобелевская премия. Через четыре года (1908) этой премии удостоился И. И. Мецников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.

«Вехи».

Вскоре после революции 1905 -1907гг. несколько из­вестных публицистов (Н.А Бердяев, С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, А С. Изгоев, С. Л. Франк, Б. А Кистяковский, М. О. Гершензон) выпустили книгу «Вехи. Сборник статей о русской интеллиген­ции».

Авторы «Вех» считали, что революция должна была закончиться после издания Манифеста 17 октября, в результате которого ин­теллигенция получила те политические свободы, о которых все­гда мечтала. Интеллигенция обвинялась в игнорировании нацио­нальных и религиозных интересов России, подавлении инакомыс­лящих, в неуважении к праву, разжигании в массах самых темных инстинктов. Веховцы утверждали, что русская интеллигенция чужда своему народу, который ее ненавидит, и никогда не будет пони­мать.

Против веховцев выступило множество публицистов, прежде всего сторонников кадетов. Их труды публиковала популярная га­зета «Новое время».

Литература.

В русскую литературу вошло немало имен, снис­кавших мировую известность. В их числе И. А. Бунин, А. И. Куприн и М. Горький. Бунин продолжал традиции и проповедовал идеалы русской культуры XIX в. Долгое время проза Бунина оценивалась гораздо ниже его поэзии. И лишь «Деревню» (1910) и «Суходол» (1911), одна из тем которых социальный конфликт в деревне, заставили говорить о нем как о большом писателе. Рассказы и повести Бунина, такие, как «Антоновские яблоки», «Жизнь Ар­сеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия.

Если прозу Бунина отличали строгость, отточенность и совер­шенность формы, внешняя бесстрастность автора, то в прозе Куп­рина проявилась стихийность и страстность, свойственные лич­ности писателя. Любимыми его героями были люди душевно чис­тые, мечтательные и одновременно безвольные и непрактичные. Зачастую любовь в произведениях Куприна кончается гибелью героя («Гранатовый браслет», «Поединок»).

Иным было творчество Горького, который вошел в историю как «буревестник революции». У него был могучий темперамент борца. В его произведениях появились новые, революционные темы и новые, неизвестные до того, литературные герои («Мать», «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых»). В ранних рассказах («Макар Чуд­ра») Горький выступил как романтик.

Новые направления в литературе и искусстве.

Важнейшим и крупнейшим течением в литературе и искусстве 90-х годов XIX­начала ХХ в. был символизм, признанным идейным вождем кото­рого был поэт и философ В. С. Соловьев. Научному познанию мира

символисты противопоставляли конструирование мира в процес­се творчества. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов. Поэты-символисты не стремились быть понятыми всеми. В своих стихах они обращались к избранным читателям, делая их своими соавторами.

Символизм способствовал появлению новых течений, одним из которых был акмеизм (от греч. akme — цветущая сила). При­знанным главой направления был Н. С. Гумилев. Акмеисты про­возглашали возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Членами кружка акмеистов были А.А.Ахматова, О. Мандельштам. По мысли Гуми­лева, акмеизм должен был открыть ценность человеческой жизни. Мир должен быть принят во всем его многообразии. Акмеисты использовали в творчестве разные культурные традиции.

Футуризм также был своеобразным ответвлением символизма, но он принял самую крайнюю эстетическую форму. Впервые рус­ский футуризм заявил о себе в 1910 г. выходом сборника «Садок судей» (Д.Д.Бурлюк, В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вскоре авторы сборника вместе с В. Маяковским и А.Крученых образо­вали группировку кубофутуристов. Футуристы были поэтами ули­цы — их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-про­летариат. Большая часть футуристов, помимо поэзии занимаясь еще и живописью (братья Бурлюки, А Крученых, В. В. Маяков­ский). В свою очередь, художники-футуристы К.С.Малевич и В. В. Кандинский писали стихи.

Футуризм стал поэзией протеста, стремящегося к разрушению существующих порядков. Вместе с тем футуристы подобно симво­листам мечтали о создании искусства, способного преобразовать мир. Больше всего они страшились равнодушия к ним и потому пользовались любым поводом для публичного скандала.

Живопись.

В конце XIX — начале ХХ в. продолжали свою твор­ческую деятельность такие видные русские живописцы второй половины минувшего века, как В. И. Суриков, братья Васнецо­вы, И. Е. Репин.

В конце столетия в русскую живопись пришли К. А Коровин и М. А Врубель. Пейзажи Коровина отличались яркими красками и романтической приподнятостью, ощущением воздуха на картине. Ярчайшим представителем символизма в живописи был М.А.Вру­бель. Его картины, словно мозаика, слеплены из искрящихся ку­сочков. Сочетания цветов в них имели собственные смысловые значения. Сюжеты Врубеля поражают фантастикой.

Значительную роль в русском искусстве начала ХХ в. играло движение «Мир искусства», возникшее как своеобразная реакция на движение передвижников. Идейной основой работ «мирискус­ников» было изображение не грубых реалий современной жизни, а вечных тем мировой живописи. Одним из идейных вождей «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, обладавший разносторонними дapованиями. Он был живописцем, графиком, театральным художником, историком искусства.

Деятельности «Мира искусства» было противопоставлено творчество молодых художников, группирующихся в организациях «Бубновый валет» и «Союз молодежи». Эти общества не имели своей программы, в них были и символисты, и футуристы, и кубисты, но каждый художник имел свое творческое лицо.

Такими художниками были П. Н. Филонов и В. В. Кандинский.

Филонов в своей живописной технике тяготел к футуризму. Кан­динский — к новейшему искусству, нередко изображая лишь очер­тания предметов. Его можно назвать отцом русской абстрактной живописи.

Не такими были картины К. С. Петрова- Водкина, сохранившего в своих полотнах национальные традиции живописи, но при­давшего им особую форму. Таковы его полотна «Купание красно­го коню>, напоминающее изображение Георгия Победоносца, и «Девушки на Волге», где отчетливо прослеживается связь с рус­ской реалистической живописью XIX столетия.

Музыка.

Крупнейшими русскими композиторами начала ХХ столетия были А.И. Скрябин и С. В. Рахманинов, творчество ко­торых, взволнованное, приподнятое по своему характеру, было особенно близко широким общественным кругам в период на­пряженного ожидания революции 1905-1907 п. При этом Скря­бин от романтических традиций эволюционировал к символиз­му, предвидя многие новаторские течения революционной эпохи. Строй музыки Рахманинова был более традиционен. В нем отчет­ливо видна связь с музыкальным наследием минувшего столетия. В его произведениях душевное состояние обычно соединялось с картинами внешнего мира, поэзией русской природы или обра­зами прошлого.

studfiles.net

Сравнительная таблица по истории на тему «Серебряный век русской культуры»

Практическое занятие № 10

Тема: «Серебряный век русской культуры»

Форма работы: Заполнение сравнительной таблицы

Н.А.Бердяев

С.Н.Булгаков

П.Б.Струве

С.Л.Франк

«Вехи»

После революции 1905-1907гг. известные публицисты выпустили книгу «Вехи».Сборник статей о русской интеллигенции

И.А.Бунин

Литература

Проповедовал идеалы русской культуры 19 в. Рассказы «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева», принесли ему мировую известность, подтверждением чему стала Нобелевская премия

М.Горький

Литература

Вошел в историю как «буревестник революции». Произведения: «Мать» «Фома Гордеев» «Дело Артамоновых» «Макар Чудра».

В.С.Соловьев

Литературное направление-символизм

Основоположник символизма 20 в. Символисты считали, что высшие сферы жизни невозможно познать традиционными путями, они доступны лишь через познание тайных смыслов символов.

Н.С.Гумилёв

Литературное направление-акмеизм

Основоположник акмеизма. Акмеисты провозглашали возраст от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова.

В.Маяковский

А.Кручёных

Д.Д.Бурлюк

В.В.Хлебников

В.В.Каменский

Литературное направление-футуризм

Футуристы были поэтами улицы- их поддерживали радикальное студенчество и люмпен-пролетариат. Это была поэзия протеста, стремящаяся к разрушению существующих порядков.

В.И.Суриков

И.Е.Репин

Васнецовы

Живопись

В конце 19-начале 20 в. Продолжали свою творческую деятельность.

К.А.Коровин

Живопись

Пейзажи его отличались яркими красками и романтической приподнятостью.

М.А.Врубель

Живопись

Ярчайший представитель символизма в живописи. Его картина мозаики, слеплены из искрящихся кусочков.

А.Н.Бенуа

Живопись

Идейный вождь «Мира искусства». Живописец, график, театральный художник, историк искусств.

П.Н.Филонов

Живопись

В своей живописи тяготел к футуризму

В.В.Кандинский

Живопись

Отец-русской абстрактной живописи.

Тяготел к новейшему искусству, нередко изображая лишь очертания предметов.

А.И.Скрябин

С.В.Рахманинов

Музыка

Крупнейшие русские композитор 20 в.

infourok.ru

Уроки литературы: Литературные направления «Серебряного века»

Сергей Городецкий Налегла и дышать не даёт
Эта злобная, тёмная ночь.
Мне её ни с земли, ни с высот
Не согнать, не стащить, не сволочь. Есть для глаз пара медных грошей,
Лихо пляшет по телу озноб.
Мчится в крыльях летучих мышей
Мимо окон измёрзнувший гроб. Золотой чешуёю звеня
И шипя издыхающим ртом,
Гаснет в мокрой печи головня,
Холод барином входит в мой дом. Не стянуть отсыревших сапог
И пальтишком костей не согреть.
Но весны нарастающий рог
Мне трубит, что нельзя умереть. Николай Гумилёв Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно всё – и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган. Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… Я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян. Молчу, томлюсь, и отступают стены:
Вот океан, весь в клочьях белой пены.
Закатным солнцем залитый гранит И город с голубыми куполами.
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! Я был убит. Владимир Нарбут Тебя забыл я… И какою
Ты предо мной тогда прошла,
Когда к вечернему покою
Сходила мгла на купола?.. В равнинном устье бесконечно
Текли позорные года.
Я думал: уж тебя, конечно,
Не повстречаю – никогда… Но как обманут был нежданно:
Стекло зеркал ночных следя,
Заметил профиль сребротканый
И лилию – хрустальней льда! И вот – ты предо мной в тумане
Стоишь такой, как в первый раз:
Со взором, никнущим в обмане
Янтарно-чёрных скорбных глаз…

1909

Анна Ахматова Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру». 8 января 1911 сборник «Вечер» Осип Мандельштам На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели. Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, – Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти. Михаил Зенкевич Ноябрьский день Чад в мозгу, и в лёгких никотин —
В туман пополз… О, как тяжёл ты
После льдистых дождевых крестин,
День визгливый под пелёнкой жёлтой! Узкий выход к белому удушью, –
Все сирены плачут, и гудки
С воем одевают взморье тушью,
И трясут дома ломовики. И бесстыдней скрытые от взоров
Нечистоты дня в подземный мрак
Пожирает чавкающий боров
Сточных очистительных клоак. И в тревоге вновь душа томится,
Чтоб себя пред тьмой не обмануть:
Золота промытого крупица
Не искупит всю дневную муть. Георгий Адамович Вот всё, что помню: мосты и камни,
Улыбка наглая у фонаря…
И здесь забитые кем-то ставни.
Дожди, безмолвие и заря. Брожу… Что будет со мной, не знаю,
Но мысли, – но мысли только одни.
Кукушка, грустно на ветке качаясь,
Считает гостю редкому дни. И дни бессчётны. Пятнадцать, сорок.
Иль бесконечность? Всё равно.
Не птице серой понять, как скоро
Ветхий корабль идёт на дно.

zelena11.blogspot.com

Серебряный век русской культуры

 На грани веков в столкновении противоположных течений и направлений — реализма и модернизма возникло то уникальное явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием «серебряный век» русской литературы и искусства. Творцы культуры, теснейшим образом связанные с глубокими исканиями русской философской мысли, делали удивительные открытия в духовной сфере, развивали уже возникшие направления в искусстве и создавали совершенно новые. Отказавшись от продолжения традиций и пройдя в последней трети XIX в. через увлечение натурализмом, многие художники обратились к индивидуализму, «чистому искусству», стремясь постичь идеальную сущность мира.
Их интересовали «скрытые реальности», невидимые, внутренние механизмы бытия, они уходили от наглядности, от похожести, увлекаясь поиском новых выразительных форм и средств, создавая «искусство для искусства». Искания эти обернулись глубокой трагедией лучших представителей интеллигенции, которая в этот переломный исторический момент перестала определять направление духовного развития русского общества, оторвавшись от уровня понимания подавляющего большинства полуобразованных масс.
Вместе с тем парадоксальным явлением, характерным для кризисного периода истории, стало то, что даже те направления, течения и группы в искусстве, которые демонстративно избегали какой-либо социальной и политической направленности, непременно оказывались в центре кипящих политических страстей и причислялись к выразителям оппозиционных настроений в обществе.
Живым символом единства русской классической литературы XIX в. и русской литературы начала XX в. стал Л. Н. Толстой. В последнюю пору своей жизни он выступает как проповедник и моралист, а его мучительные нравственные и социально-философские искания обретают форму собственного этического учения — «толстовства». Стержнем этого учения стало самосовершенствование человека и непротивление злу насилием, своеобразная утонченная религия, завоевавшая множество сторонников и последователей как в России, так и за ее пределами.
Этические воззрения Толстого находят свое выражение не только в литературных произведениях этого периода («Живой труп», «После бала», «Хаджи-Мурат»), но и в его публицистике. Огромный общественный резонанс имела статья Толстого «Не могу молчать!» (1908). В ней Лев Николаевич гневно протестовал против жестокости правительства, широко применявшего смертную казнь для подавления революционных выступлений.
Рядом с гигантской фигурой Толстого в литературе этого периода стоят А. П. Чехов, А. ^1. Куприн, И. А. Бунин, продолжавшие классические традиции русского искусства. Современники склонны были видеть в их творчестве выражение общедемократических идеалов, независимо от желания и намерений самих авторов.
А. П. Чехов (1860-1904) в 1901-1904 гг. создал пьесы, ставшие мировой классикой — «Три сестры» и «Вишневый сад». В них Чехову удалось передать особую тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия неизбежных перемен, охватившую все русское общество. Чеховский театр — это достояние мировой культуры, постоянный источник вдохновения актеров, и режиссеров.
В начале века в полной мере раскрывается большой и самобытный талант А. И. Куприна (1870-1938). Широкий успех принесла ему повесть «Поединок» (1905). Исключительная наблюдательность, «жадность к жизни», мастерское умение Куприна воспроизводить жизнь во всей конкретности и многообразии, поэтичность и богатство его литературного языка — .все это сразу завоевало признание современников.
Сверстник и друг Куприна И. А. Бунин (1870-1953) вошел в литературу как выдающийся прозаик и замечательный поэт. Блестящий стилист, в котором видели наследника Тургенева, тонкий и одухотворенный певец природы, Бунин главной своей темой сделал сельскую Русь, крестьянскую и дворянскую.
Как продолжатель традиций демократической литературы, дебютировал еще один крупный писатель эпохи — беллетрист и драматург Леонид Андреев (1871-1919). Страстным осуждением безумия войны стал его рассказ «Красный смех» (1904), получивший огромную известность среди современников. После первой русской революции обозначился заметный поворот писателя к родственным декадентству тенденциям. Мистически-философский характер созданных им в это время многочисленных аллегорических трагедий «Жизнь человека», «Царь голод», «Анатэма» стал и проявлением пессимистического миросозерцания художника.
Популярным писателем стал в эти годы Федор Сологуб (Ф. К. Тетерников, 1863-1927), в творчестве которого причудливо сочетались черты модернизма и реализма.
Совершенно особое место в русской литературной жизни начала века занимает Максим Горький (А. М. Пешков, 1868-1936). В 1900 г. он так формулирует для себя задачу литературы и искусства: «Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного-благородного… пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое, и что кроме его — нет ничего достойного внимания». Вскоре М. Горький сближается с российскими социал-демократами; яркость, романтизм и художественная неповторимость его первых, «босяцких» рассказов уступает место громким призывам к буре, преклонению перед революцией. В печати появляются произведения, которые обозначают зарождение литературы так называемого социалистического реализма. Сам Горький это направление определял как «реализм людей, которые изменяют, перестраивают мир, реалистическое образное мышление, основанное на социалистическом опыте». Радикально настроенная часть общества с восторгом восприняла знаменитую «Песню о Буревестнике» и провозгласила Горького глашатаем революции.
Большое влияние на Горького оказало его знакомство с Чеховым, который посоветовал ему попробовать свои силы в драматургии. В 1901 г. появляется пьеса «Мещане», в 1902 г. — «На дне», в 1904-1905 гг. — «Дачники», «Варвары», «Дети солнца». Поставленные Малым художественным театром, они шли с неизменным успехом, чему способствовали и талант автора, и явно прослеживаемая чеховская традиция. В годы, предшествовавшие первой революции, Максим Горький возглавил издательское товарищество «Знание». С 1904 г. начали выходить сборники товарищества, в которых, помимо произведений Горького, увидели свет сочинения Л. Андреева, А. Куприна, И. Бунина, В. Вересаева, Н. Телешова и др.
Наиболее ярким модернистским течением в искусстве первого десятилетия нового века был символизм. Возникший в 80-е гг. XIX в. как направление французской литературы (Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и др.) символизм нашел приверженцев во многих странах Европы, постепенно превратившись в многогранное художественное и философское движение, при этом определяя своим сторонникам не только творческие принципы, но и стиль жизни. Он оказал влияние не только на литературу, но и на живопись, музыку, театральное искусство.                
В 90-е гг. в это общеевропейское течение свежим потоком вливается волна русского символизма. В России публикуются литературные манифесты Н. Минского «При свете совести» и Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», выходят в свет три небольших сборника стихотворений «Русские символисты», представившие публике поэтическое творчество В. Я. Брюсова, публикуются произведения К. Д. Бальмонта, Ф. Сологуба, 3. Н. Гиппиус.
Русский символизм возник как реакция на позитивизм, гражданственность в искусстве, натуралистичность и описательность изображения, которым он противопоставил «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Наивысший творческий взлет русскому символизму суждено было пережить в начале века, когда в литературу вступила новая плеяда поэтов-«младосимволистов»: А. Белый, А. А. Блок, В. И. Иванов, Иннокентий Анненский, М. Волошин. Они не приняли самодовлеющего эстетизма, крайнего субъективизма и пессимизма символистов старшего поколения, отстаивали идею творчества как служения высшему началу. Завершение исторического цикла, рождение нового столетия они воспринимали не как предвестие торжества хаоса, а как символ грядущего преображения мира’, преддверие новой жизни в вечности, духовного преображения.
Вера в непреходящую ценность человеческого духа стала стержнем философских и художественных исканий символистов «второй волны».
Самым последовательным и убежденным сторонником символизма и его теоретиком был Андрей Белый (Б. Н. Бугаев, 1880-1934). Символизм для него с самого начала был не просто художественным направлением, литературной школой, он воспринимался как образ мышления и образ жизни.
В 1904 г. крупный успех пришел к величайшему поэту начала века А. А. Блоку (1880-1921), когда вышел в свет сборник его лирики «Стихи о Прекрасной Даме».
Блок вступил в литературу как поэт-символист. Огромный след в судьбе и творчестве А. Блока оставила первая русская революция, в которой он увидел «лицо проснувшейся жизни». Поэт приходит к убеждению, что художник может жить только «ритмами действительной жизни — страстью и трудом». Это означало фактический разрыв с символизмом, не только идейный, но и личный (с давним другом и единомышленником А. Белым). Относящиеся к этому периоду стихи Блока несут печать трагических противоречий эпохи, в них — дыхание грядущих исторических, социальных и житейских бурь.
Русское изобразительное искусство на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. переживало период бурного расцвета. Эти годы отмечены сосуществованием противоположных художественных направлений: с одной стороны, реалистического, продолжавшего традиции академической живописи XIX в. и народнических пристрастий передвижников, и авангардного, обращенного к духовным исканиям и развивавшего новаторские формы — с другой.
Среди художников-реалистов первое место принадлежит И. Е. Репину (1844-1930). До 1907 г. он преподает в Академии художеств. Находясь в зените славы, Репин получает официальный заказ на создание картины «Торжественное, заседание Государственного совета» (1901-1903). Написанная при участии Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова, картина стала крупным явлением в искусстве.
Интереснейшей фигурой в поколении художников, творивших в конце XIX столетия, был ученик Репина В. А. Серов (1865-1911). Начав как член Товарищества передвижных выставок, он затем, примкнул к «Миру искусства». Он был великим портретистом (портреты Александра III, Николая II, М. И. Ермоловой). Крупнейшим произведением Серова стала картина «Петр I» (1907).
Плодотворным периодом стали эти годы и в творчестве другого замечательного художника — М. А. Врубеля (1856-1910), работы которого удивительно близки символистской поэзии. Причудливый сплав реального и фантастического в его полотнах, совершенство необычных красочных гармоний производили огромное впечатление на современников, хотя появление каждой новой его картины вызывало шумные споры. В 1900 г. Врубель завершил работу над удивительно поэтичной «Царевной-Лебедь», навеянной оперой Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». А в 1902 г. появляется один из наиболее известных вариантов на тему, которая владела художником неотступно на протяжении почти двадцати лет — «Демон поверженный».
Заметную роль в развитии русского изобразительного искусства начала века играло объединение «Мир искусства». Оно оформилось в самом конце XIX в. вокруг группы, занимавшейся изданием журнала «Мир искусства» и организацией выставок, проходивших под тем же названием. Основателями и руководителями этого объединения были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев. Полного идейного единства среди членов «Мира искусства» не существовало, но в целом- объединение строилось на отрицании эстетики русских демократов второй половины XIX в. и передвижничества, которое обвинялось в «направленстве», «подчинении живописных задач идейно-общественным». «Мирискусники» провозгласили отказ от иллюстративности и повествовательности, защищая «искусство для искусства». Художники «Мира искусства» свободно обращались с формой и цветом, заметно увлекались символикой и прошлым, особенно XVIII в. и началом XIX в. При этом современники отмечали присущие именно «мирискусникам» «ретроспективную мечтательность» и утонченный эстетизм.
К наиболее ярким художникам «Мира искусства» относится К. А. Сомов (1869-1939). Сомов оставил много картин любимого им «ретроспективно-галантного жанра», пронизанных мягкой иронией («Вечер», 1902), немало пейзажей и выразительных портретов («Блок», 1907), о которых было замечено, что они близки символистской литературе того времени.
Музыкальное и исполнительское искусство в первые годы нового столетия находилось на подъеме во многом благодаря творчеству тех музыкантов, которые прославились еще во второй половине XIX в. Лидерство среди них по праву принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову (1844- 1908). В этот период он много работает с коллективами Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Мариинского театра и создает такие оперные шедевры, как «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». В мае 1907 г. Римский-Корсаков дирижировал первыми Русскими историческими концертами, организованными С. П. Дягилевым в Париже.
Важное место в плеяде композиторов занимает любимый ученик П. И. Чайковского С. И. Танеев (1856-1915). В этот период он стоял в центре музыкально-общественной жизни страны. Танеев создал композиторскую школу, воспитал много музыковедов, дирижеров, педагогов.
Необычайно многогранно проявились в эти годы дарования С. В. Рахманинова (1873-1943). Виртуозный пианист, оперный и симфонический дирижер, композитор, он обретает мировую известность и славу. Настроениями радостного ожидания грядущих перемен пронизаны многие из наиболее значительных и ярких произведений композитора этих лет: кантата «Весна» на слова Н. А. Некрасова («Идет-гудет зеленый шум…»), оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», великолепная Вторая симфония.
С. В. Рахманинов много выступает с концертами в городах России и за рубежом; Зимой 1909/10 г. совершает большое концертное турне по США и Канаде и завоевывает мировое признание как величайший пианист современности.
В полной мере проявляется в эти годы удивительная самобытность другого великого ученика Танеева — композитора и пианиста А. Н. Скрябина (1871-1915). В 1905 г. в Париже состоялось исполнение его Третьей симфонии — «Божественной поэмы», ставшей для многих подлинным открытием Скрябина, наиболее полным и последовательным выражением его философской программы. В «Божественной поэме» нашел воплощение неповторимый индивидуальный стиль Скрябина.
На 1904-1910 гг. приходится новый этап в творческой жизни композитора, когда окончательно выкристаллизовывается его оригинальная романтико-идеалистическая концепция. Все свою деятельность Скрябин подчиняет созданию воображаемой «Мистерии», цели которой далеко выходят за рамки музыкального искусства. Новые художественные задачи приводят композитора к радикальной реформе стиля. Главным произведением этого периода творчества и подлинАым событием в мире музыки стала «Поэма экстаза».
В 1909-1910 гг. А. Н. Скрябин создает «Поэму огня» («Прометей»). Имя античного героя символизирует здесь, по мысли автора, «активную энергию вселенной», «это — творческий принцип, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль». Скрябин-пианист был неповторимо-вдохновенным интерпретатором собственных произведений.
1909 г. стал поворотным в творчестве тогда еще начинающего композитора И. Ф. Стравинского (1882-1971). После петербургской премьеры его «Фантастического скерцо» присутствовавший на концерте С. П. Дягилев предложил ему написать балет «Жар-птица» для Русских сезонов в Париже. Первое исполнение балета, поставленного М. М. Фокиным, с огромным успехом прошло в 1910 г. В том же году Стравинский начинает вместе с Н. К. Рерихом писать либретто «Весны священной», а осенью приступает к работе над балетом «Петрушка».
К началу XX в. русская архитектура переживала период расцвета, связанного с появлением нового стиля — модерна. В целом для него были характерны асимметрия и закругленность линий, свободная планировка и пластичность форм, активное применение новейших методов строительной’ техники и материалов — железобетона, стали, стекла. В то же время с модерном связано было широкое использование фресок, мозаики, витражей, керамики, скульптуры в украшении фасадов и интерьеров. Модерн стал господствующим стилем наступившего столетия, преобразившим облик многих городов России. Наиболее последовательное развитие русский архитектурный модерн получил в Москве. Постройки, выполненные в этом стиле, разбросаны по всему историческому центру города. К наиболее значительным архитектурным памятникам модерна в Москве относится построенная в 1899-1903 гг. архитектором Л. Н. Кекушевым по проекту В. Ф. Валькотта гостиница «Метрополь». Ее украшает огромное майоликовое панно, выполненное по великолепной работе М. А. Врубеля «Принцесса Греза». В стиле модерн работал знаменитый русский архитектор Ф. О. Шехтель. По его проектам возведены роскошный особняк фабриканта С. П. Рябушинского у Никитских ворот, здание Ярославского вокзала и здание МХАТа.
Поиски нового были характерны и для начавшегося возрождения традиций неоклассицизма. Особенностью этого стиля являлось стремление архитекторов, используя традиции прошлого, принципиально изменить внешний облик здания, создав контраст между ним и функциональным назначением постройки. Наиболее видным представителем русско-византийского, или неорусского стиля, ориентировавшегося на средневековое русское и народное зодчество, был А. В. Щусев. Ему принадлежат проекты Марфо-Мариинской обители и Казанского вокзала в Москве. С этим течением неразрывно связано имя В. Н. Васнецова, среди архитектурных работ которого наиболее известен фасад Государственной Третьяковской галереи.
Театральное искусство в России на рубеже веков и эпох также переживало стадию напряженных творческих поисков и исканий.
На Олимпе драматической сцены в России по-прежнему находились императорские (государственные) московский Малый и петербургский Александрийский.театры, чьи афиши в это время украшали имена М. Н. Ермоловой и В. Ф. Комиссаржевской. Однако в начале XX в., находясь под бдительным контролем придворного ведомства и официальной цензуры, оба театра переживали серьезный творческий и репертуарный кризис.
Осенью 1898 г. постановкой ранее запрещенного спектакля «Царь Федор Иоаннович» состоялось открытие первого демократического Московского Художественного общедоступного театра (МХТ) под руководством выдающихся новаторов сценического искусства К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Благодаря утвердившемуся на сцене этого театра глубочайшему психологическому реализму, а также единству режиссуры и актерского ансамбля МХТ быстро удалось завоевать широкое признание и авторитет среди демократической общественности. Ставили пьесы А. П. Чехова, М. Горького, А. Н. Островского, зарубежных драматургов — Г. Ибсена, К. Гамсуна, М. Метерлинка. В первом составе труппы МХТ выступали такие выдающиеся мастера сцены, как О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др. Театр стал вскоре одним из важнейших духовных центров новой эпохи не только отечественного, но и мирового искусства.
В 1904 г. под руководством В. Ф. Комиссаржевской, порвавшей с казенной сценой в период революционного подъема, в Петербурге был создан Драматический театр. Экспериментальный характер носили также театральные постановки вышедших из школы МХТ Е. Б. Вахтангова и модернистские спектакли В. Э. Мейерхольда. Попыткой приблизить театр к простым рабочим людям стало создание при Литовском народном доме в 1903 г. актерской труппы под руководством П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской, через два года преобразованной в Общедоступный передвижной театр, гастролировавший по всей России.
Одновременно с драматическим театром в России бурный подъем переживал и музыкальный театр, искусство оперы и балета.
В конце XIX в. особой известностью пользовалась Московская частная русская опера, созданная крупнейшим меценатом С. И. Мамонтовым, а с 1904 г. ее своеобразным, продолжением стала частная опера С. И. Зимина.      
На сцене императорских театров — Мариинского в Петербурге и Большого в Москве в заглавных партиях опер М. Мусоргского, М. Глинки, А. Даргомыжского и Ш. Гуно блистал в начале века великий русский бас Ф. И. Шаляпин.
В расцвете творческих сил находились выдающийся балетмейстер-новатор М. Фокин, стремившийся в своем творчестве преодолеть академизм и создавший для великой русской балерины Анны Павловой этюд «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, а также А. А. Горский, который на протяжении первой четверти XX в. бессменно руководил балетной труппой Большого театра.
Русский музыкальный театр получил широкое международное признание благодаря деятельности выдающегося деятеля отечественной культуры С. П. Дягилева, организовавшего знаменитые Русские сезоны сначала в Париже, а затем в других столицах Европы. Гастроли его антрепризы с участием лучших русских мастеров оперы (Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов, И. А. Алчевский) и балета (А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина) имели огромный успех в самых разных уголках мира.
Огромной популярностью среди городского населения пользовался появившийся в России на рубеже веков кинематограф. К 1903 г. относится появление первых стационарных кинотеатров — «иллюзионов» и «электротеатров». Первый же киносеанс состоялся в Петербурге в саду «Аквариум» в мае 1896 г. С этого времени число кинематографических представлений стремительно растет. Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неразрывно связано с именем А. А. Ханжонкова, основавшего в 1904 г. первую в России кинофабрику и построившего два кинотеатра, в том числе знаменитый московский «Художественный». В 1908 г. он снял свой первый игровой фильм «Понизовская вольница». Наиболее известным является полнометражный иг-ровой фильм «Оборона Севастополя» (1911), поставленный В. М. Гончаровым и А. А. Ханжонковым.
Второе десятилетие XX в. отмечено бурным ростом кинопроизводства в России. Если в 1910 г. кинопромышленность выпустила всего 30 фильмов, то в 1914 г. их количество составило 330. На российских экранах блистали звезды отечественного кино — Вера Холодная, Витольд Полонский, Владимир Максимов, Иван Мозжухин и др. Более ста фильмов отснял в этот период режиссер П. И. Чердынин, и все они пользовались большим коммерческим успехом. В дальнейшем кинематограф в России стал поистине «важнейшим из всех искусств».

www.examen.ru

развитие литературы, образования и науки

 

Конец XIX — начало XX веков считается сложным и довольно противоречивым периодом развития русской культуры. Развитие общества в такой период всегда носит кризисный характер, а в культуре зачастую тесно сплетается новое и старое.

Развитие культуры и возникновение символизма

Непосредственно этот исторический период принято называть Серебряным веком русской культуры. Многогранность, неповторимость и самобытность серебряного века напрямую связаны с «пограничной» эпохой русской истории.

Тенденции перемен и трагизма нашли свое отображение в русской поэзии и литературе, и породили целый ряд гениальных авторов, имена которых стали известны всеми миру. Серебряному веку была присуща не только глобализация культуры как таковой, но и глобализация истории. 

Одной из основных тенденций этого периода стал русский символизм, который включал в себя идею синтеза философии и искусства. Русский символизм стал основой для многочисленным постсимволических направлений, известных, как акмеизм, авангард, футуризм и неоклассицизм.

Яркими представителями этих направлений являются В. Брюсов, А. Белый, и В. Иванов. Особенностью русского символизма стала параллель между реальностью и внутренней действительностью. Это и поиск сокровенного смысла в обыденных вещах, и желание увидеть высшее начало в течении жизни.  

Литература

Серебряный век русской культуры ознаменован небывалым расцвета русской литературы, поэтому считается, что показательный образ этого исторического периода заключен именно в литературных процессах и ее модернизации. Продолжали развиваться такие писатели, как Бунин, Куприн и Чехов, поднимающие в своих произведениях острые социальные вопросы.

Но большее внимание уделяют плеяде новых талантливых писателей и поэтов, творчество которых раскрылось именно в серебряном веке. Это «крестьянский» поэт С. Есенин, футурист и мятежник В. Маяковский, символисты А. Блок, А. Белый, акмеисты А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам.

Несмотря на существенные различия направлений, которых придерживались эти выдающиеся поэты и писатели, их творчество объединяла общая идея, которая заключалась в рождении нового мира, более свободного и более открытого искусству.

Образование и наука

Процесс модернизации происходил и в других сферах жизни, таких, как образование и наука. Больше внимания стали уделять начальной школе, появилась тенденция увеличения грамотного населения. В этот период росло число училищ и гимназий, а система высших учебных заведений модернизировалась и расширялась.

В Москве и Петербурге открывались педагогические институты, также увеличивалось количество высших женских курсов. Но несмотря на активный процесс модернизации в этой сфере, большая часть населения России оставалась безграмотной, так как правительство выделяло недостаточное количество средств на обучение отдельного человека. 

Серебряный век принес успехи и в развитие науки, в основном, это касалось естествознания. Была создана первая в России физическая школа, а физик Лебедев первый в мире установил закономерность волновых процессов природы. Развивалось самолетостроение, механика, возникали истоки современной космонавтики.

Научные труды выдающегося русского ученого И. Вернадского, касающиеся биосферы и ноосферы, получили мировую известность. А двое русских ученых — И. Мечников и И.Павлов — получили Нобелевскую премию.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Политическая жизнь 1907-1914 годов: избирательный закон, 3-я Госдума
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРоссия в Первой мировой войне: причины, ход, выход России

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru