Таблица психологические процессы – 1. Познавательные психические процессы, Лекция 5. Психические явления. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 23. Читать онлайн

Психология как наука — Страница 3 из 6

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Виды психических процессов

Вид психических процессовС какими психическими явлениями связаныПримеры
Познавательные психологические процессыСвязаны с восприятием и переработкой информацииОщущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление
Эмоциональные психологические процессыСвязаны с отношением человека к себе и окружающему мируЭмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания
Волевые психологические процессыСвязаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствийВолевой акт, принятие решения, напряжение воли

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние (рис. 1.4).

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

  • такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;
  • другое психическое состояние — конфликт — может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода — психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования — то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка — скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6

pro-psixology.ru

Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы». Познавательные и психологические процессы

Похожие главы из других работ:

Влияние эмоций на жизнь человека

3.3 ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект “суженого зрения” в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере…

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе

1.1 Познавательные процессы и их характеристика

Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны…

Мышление и его развитие

Познавательные психические процессы.

Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах…

Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего

Глава 1. Познавательные процессы

Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего

1.3 Познавательные процессы для человека. Интеллект

Сейчас существует несколько концепций в измерении интеллекта. Ода из концепций утверждает в качестве исследуемого количество приобретенных знаний. Другая измеряет скорость мыслительной работы…

Основные психологические процессы

2. Познавательные психологические процессы

Познавательные и психологические процессы

Задание 2 Заполните таблицу по разделу «Психология личности»

Характеристика личности Определение понятия Классификация (типы, виды) Свойства (черты) Примечания Эмоции простейшие эмоциональные переживания…

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

1. Познавательные процессы

Познавательные психические процессы Ощущения Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Восприятия Отражение предметов и явлений…

Познавательные психические процессы, мышление

Познавательные психические процессы.

Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах…

Психика и познание

2. Познавательные процессы

Ощущение — психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память…

Психические познавательные процессы

1. Познавательные психические процессы

Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и…

Психические процессы и сознание

1.2.1 Познавательные процессы

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека…

Психические процессы и сознание

1.2.1 Познавательные процессы

Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека…

Психологический анализ характера личности

2.2 Психические познавательные процессы

Наиболее изученными в психология являются познавательные процессы — ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта…

Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности

2 Воображение и память как познавательные процессы

Воображение можно определить, как способность человека волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях…

psy.bobrodobro.ru

Познавательные и психологические процессы

Название процессаОпределение процессаФункции процессаВиды процесса (классификации)Свойства (качества, характеристики) процесса

Примеча

ния

ОщущениеОтражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувствПозволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы1. Экстерорецептивные 2. Интерорецептивные 3. Проприоцептивные
1.Качество 2. Интенсивность 3. Длительность 4. Последовательные образы 5. Пороги ощущений. 6. Адаптация 7. Сенсибилизация
ВосприятиеЦелостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов1. Отражается сложный образ предмета. 2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. 4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия.1. По целям выделяют; — преднамеренное восприятие — непреднамеренное восприятие 2. По преобладанию анализатора разделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий. 3. По форме существования материи выделяют: — восприятие времени — восприятие пространства — восприятие движения1. Предметность 2. Апперцепция 3. Константность 4. Осмысленность. 5. Избирательность 6. Целостность
Вниманиенаправленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании.— отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; — сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; — активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) 2. Произвольное внимание (активное, волевое) 3. Послепроизвольное внимание1. Концентрация 2. Объем 3. Переключаемость 4. Устойчивость 5. Распределение 6. Отвлекаемость 7. Избирательность 8. Рассеянность
ПамятьОтражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо— запечатление; — сохранение; — узнавание и воспроизведение; — забываниеПо характеру психической активности разделяют: — Двигательную память — Эмоциональную — Образную — Словесно-логическую По характеру цели деятельности разделяют: произвольную память и непроизвольную память. По продолжительности сохранение информации выделяют: — Мгновенную память — Кратковременную память — Долговременную память — Оперативную память1. Объем памяти 2. Длительность памяти 3. Быстрота 4. Точность
МышлениеВысшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов— Установление всеобщих взаимосвязей. — Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. — Обобщение свойств однородной группы явлений и др.1. По степени развернутости разделяют: — Дискурсивное мышление — Интуитивное 2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют: — Творческое мышление — Репродуктивное мышление 3. По характеру решаемых задач разделяют: — Теоретическое мышление — Практическое мышление 4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют: — Предметно-действенное — Наглядно-образное мышление — Словесно-логическое мышление1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Сравнение 5. Абстрагирование Качества мышления (ума). — Широта — Конкретность — Глубина — Самостоятельность — Критичность — Гибкость — Последовательность — БыстротаФормы мышления: 1. Понятие 2. Суждение 3.Умозаключение 4. Аналогия Способы мышления: 1. Индукция 2. Дедукция
Воображение
Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач; 2. регулирования эмоциональных отношений; 3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4. формирование внутреннего плана человека; 5. планирование и программирование деятельности человека.1. Активное 2. Воссоздающее 3. Фантазия: — Грезы — Мечта — Сновидения — ГаллюцинацииФормы синтеза представлений в процессах воображения: — агглютинация; — заострение; — схематизация; — типизация; — гиперболизация
Речьпроцесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.— Обозначения — Выражения — Воздействия — Сообщения1. Внутренняя; 2. Внешняя: — письменная, — устная: диалог и монолог1. Содержательность 2. Понятность 3. Выразительность 4. Бездейственность

mirznanii.com