Таблица психологические процессы – 1. Познавательные психические процессы, Лекция 5. Психические явления. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 23. Читать онлайн
Психология как наука — Страница 3 из 6
Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.
В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.
В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.
Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Виды психических процессов
Вид психических процессов | С какими психическими явлениями связаны | Примеры |
Познавательные психологические процессы | Связаны с восприятием и переработкой информации | Ощущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление |
Эмоциональные психологические процессы | Связаны с отношением человека к себе и окружающему миру | Эмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания |
Волевые психологические процессы | Связаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствий | Волевой акт, принятие решения, напряжение воли |
Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние (рис. 1.4).
На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Разновидности психических состояний
О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:
- такое групповое психическое состояние, как паника, является причиной финансовых кризисов, дефолтов и крахов банков;
- другое психическое состояние — конфликт — может привести к срыву деловых переговоров или разрушению семейных отношений.
Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.
Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.
Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода — психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.
Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования — то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.
Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)
К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.
Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».
Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии
Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка — скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.
Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка
Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6pro-psixology.ru
Задание 1 Заполните таблицу по разделу «Познавательные процессы». Познавательные и психологические процессы
Похожие главы из других работ:
Влияние эмоций на жизнь человека
3.3 ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Эмоции влияют как на соматические процессы и на сферу восприятия, так и на память, мышление и воображение человека. Эффект “суженого зрения” в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере…
Диагностика познавательных процессов и уровня их развития на начальном этапе обучения в школе
1.1 Познавательные процессы и их характеристика
Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны…
Мышление и его развитие
Познавательные психические процессы.
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах…
Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего
Глава 1. Познавательные процессы
…
Необходимость изучения познавательных процессов для госслужащего
1.3 Познавательные процессы для человека. Интеллект
Сейчас существует несколько концепций в измерении интеллекта. Ода из концепций утверждает в качестве исследуемого количество приобретенных знаний. Другая измеряет скорость мыслительной работы…
Основные психологические процессы
2. Познавательные психологические процессы
…
Познавательные и психологические процессы
Задание 2 Заполните таблицу по разделу «Психология личности»
Характеристика личности Определение понятия Классификация (типы, виды) Свойства (черты) Примечания Эмоции простейшие эмоциональные переживания…
Познавательные процессы. Ощущение и восприятие
1. Познавательные процессы
Познавательные психические процессы Ощущения Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств Восприятия Отражение предметов и явлений…
Познавательные психические процессы, мышление
Познавательные психические процессы.
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними , о людях и их качествах…
Психика и познание
2. Познавательные процессы
Ощущение — психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память…
Психические познавательные процессы
1. Познавательные психические процессы
Все знания самого высокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и…
Психические процессы и сознание
1.2.1 Познавательные процессы
Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека…
Психические процессы и сознание
1.2.1 Познавательные процессы
Психика человека активна и существует как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека…
Психологический анализ характера личности
2.2 Психические познавательные процессы
Наиболее изученными в психология являются познавательные процессы — ощущение, восприятие, память и мышление, которые всё более рассматриваются как различные моменты, виды и формы предметной деятельности субъекта…
Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности
2 Воображение и память как познавательные процессы
Воображение можно определить, как способность человека волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях…
psy.bobrodobro.ru
Название процесса | Определение процесса | Функции процесса | Виды процесса (классификации) | Свойства (качества, характеристики) процесса | Примеча ния |
Ощущение | Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств | Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы | 1. Экстерорецептивные 2. Интерорецептивные 3. Проприоцептивные | ||
Восприятие | Целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов | 1. Отражается сложный образ предмета. 2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом. З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта. 4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия. | 1. По целям выделяют; — преднамеренное восприятие — непреднамеренное восприятие 2. По преобладанию анализатора разделяют зрительные, слуховые, осязательные и другие виды восприятий. 3. По форме существования материи выделяют: — восприятие времени — восприятие пространства — восприятие движения | 1. Предметность 2. Апперцепция 3. Константность 4. Осмысленность. 5. Избирательность 6. Целостность | |
Внимание | направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании. | — отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов; — сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель; — активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов. | 1. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) 2. Произвольное внимание (активное, волевое) 3. Послепроизвольное внимание | 1. Концентрация 2. Объем 3. Переключаемость 4. Устойчивость 5. Распределение 6. Отвлекаемость 7. Избирательность 8. Рассеянность | |
Память | Отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо | — запечатление; — сохранение; — узнавание и воспроизведение; — забывание | По характеру психической активности разделяют: — Двигательную память — Эмоциональную — Образную — Словесно-логическую По характеру цели деятельности разделяют: произвольную память и непроизвольную память. По продолжительности сохранение информации выделяют: — Мгновенную память — Кратковременную память — Долговременную память — Оперативную память | 1. Объем памяти 2. Длительность памяти 3. Быстрота 4. Точность | |
Мышление | Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов | — Установление всеобщих взаимосвязей. — Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений. — Обобщение свойств однородной группы явлений и др. | 1. По степени развернутости разделяют: — Дискурсивное мышление — Интуитивное 2. С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач выделяют: — Творческое мышление — Репродуктивное мышление 3. По характеру решаемых задач разделяют: — Теоретическое мышление — Практическое мышление 4. В зависимости от содержания решаемых задач выделяют: — Предметно-действенное — Наглядно-образное мышление — Словесно-логическое мышление | 1. Анализ 2. Синтез 3. Обобщение 4. Сравнение 5. Абстрагирование Качества мышления (ума). — Широта — Конкретность — Глубина — Самостоятельность — Критичность — Гибкость — Последовательность — Быстрота | Формы мышления: 1. Понятие 2. Суждение 3.Умозаключение 4. Аналогия Способы мышления: 1. Индукция 2. Дедукция |
Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта | 1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач; 2. регулирования эмоциональных отношений; 3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; 4. формирование внутреннего плана человека; 5. планирование и программирование деятельности человека. | 1. Активное 2. Воссоздающее 3. Фантазия: — Грезы — Мечта — Сновидения — Галлюцинации | Формы синтеза представлений в процессах воображения: — агглютинация; — заострение; — схематизация; — типизация; — гиперболизация | ||
Речь | процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми. | — Обозначения — Выражения — Воздействия — Сообщения | 1. Внутренняя; 2. Внешняя: — письменная, — устная: диалог и монолог | 1. Содержательность 2. Понятность 3. Выразительность 4. Бездейственность |
mirznanii.com