Таблица основной вопрос философии – Основной вопрос философии и две его стороны. Ерахтин А.В. — Философия. Ерахтин А.В. — Учебные материалы — Каталог научных статей

Основной вопрос философии и две его стороны

 

Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания. И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны.

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Основной вопрос философии не совпадает всецело с ее предметом. Предмет философии представляет собой исследование принципов взаимоотношения и взаимодействия человека и мира в их всеобщих характеристиках, в то время, как основной вопрос определяет, какой стороной это всеобщее «повернуто» к человеку.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают

материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется

линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории

материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения.

Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс. 

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы

: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы). 

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название

плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

 

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

Видеоматериалы по теме:

Читайте также:

www.mudriyfilosof.ru

Основной вопрос философии и две его стороны. Ерахтин А.В. — Философия. Ерахтин А.В. — Учебные материалы — Каталог научных статей


Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два основных направления: материализм и идеализм. Материалисты считают, что первичным и определяющим является материя, т.е. она существует независимо от сознания, существовала до него и на определенной ступени своего развития породила сознание как свой продукт. Поэтому сознание подчиняется общим законам материального мира. Идеалисты считают, что первичным и определяющим является мышление, какое-то духовное начало. Они исходят из того, что мышление, сознание или дух существует независимо от материи и тем, или иным путем порождает материю как свой продукт.

Нетрудно заметить, что материализм согласуется с научным мировоззрением, а идеализм – с религиозным. Однако идеализм и религия различаются в том, что последняя требует принятия своих положений на веру, в то время как идеализм пытается доказать эти положения.

Всякое последовательное мировоззрение обязательно исходит из признания первичности одного начала – материи, либо духа. Такое мировоззрение называется монистическим (от греческого »монос» — один). Однако в истории философии были и такие мыслители (например, Р. Декарт) которые признавали оба эти начала за первичные и существующие независимо друг от друга. Такие философы называются дуалистами (от латинского »дуалис» – двойственный)

Идеализм как философское направление существует в двух формах: в форме объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания, вне нас — это Бог, мировой дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный разум. У родоначальника объективного идеализма Платона — это идеи, эйдосы, у Гегеля — абсолютная идея, у Фомы Аквинского- Бог.

Субъективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое является субъективным, т.е. зависит от субъекта – это человеческая мысль, ощущения и понятия. Родоначальник субъективного идеализма Дж. Беркли отрицал возможность существование предметов вне мышления, вне ощущений. Он доказывал, что все наблюдаемые в мире вещи, явления есть не что иное, как только комбинация наших ощущений. Но такая позиция неизбежно ведет к солипсизму т.е. к утверждению, что реально существует лишь один субъект, а весь мир плод его воображения. Ясно, что такой абсурд никто признавать не желает, поэтому солипсизм – это крайняя и довольно редкая форма субъективного идеализма. Дж. Беркли, отвечая на вопрос об источнике ощущений, заявил, что ощущения в человеческих душах порождает Бог, но тем самым он переходил на позиции объективного идеализма.

Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии рассматривает отношение нашего сознания к окружающему миру и выступает как проблема познаваемости мира. В зависимости от ее решения все философы делаться на две группы: тех, кто считает мир познаваемым, и тех, кто отрицает возможность познания мира. Последних философов называют агностиками (И. Кант, Д. Юм), а учение отрицающие возможность познания мира называется агностицизмом.

Широкое распространение в современной западной философии получил иррационализм — философские направление объявляющие мир не только не познаваемым, но и неразумным, алогичным, то есть лишенным какой бы то ни было логики. Сам термин «иррациональное » означает то, что лежит за пределом досягаемости разума, недоступное познанию в рамках логического мышления, мистическое, противоположное разуму. В истории философии к иррационализму относили такие аспекты духовной жизни человека как чувства, воля, инстинкт, интуиция. Но думается, что необходимо различать понятия »иррациональное» и »внерациональное». Иррациональное — это предмет веры. Внерациональное – это неосознаваемые формы мозговой деятельности человека, которые в психологии получили название бессознательного. Бессознательное по своему объему всегда превосходит сознание и создает условия для его нормального функционирования.

Философия: Метод. материалы для самостоятельной работы студентов / ИГАСА: Сост. д.ф.н., профессор А.В. Ерахтин. Иваново, 2003. — 50 с.

moianauka.ru

2. Специфика философского знания. Основной вопрос философии и его две стороны.

1. Предмет, структура и функции философии. Философия и мировоззрение. Миф, религия и философия.

Философия в переводе с греческого фило-любовь, софия-мудрость т.е. любовь к мудрости. Философия есть наука о методах и путях познания окружающего нас мира, о его сущности и месте человека в нем, о наиболее общих законах взаимосвязи и развития природы, общества и человеческого мышления.

Структура Ф.: гносеология – теория познания; онтология – учение о бытии, аксиология – учение о ценностях, методо­логия – учение о принципах получения истинного научного знания.

Функции Ф.: 1.) мировоззренческая (способность давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик; мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем), методологическая (определение способов достижения к.-либо цели, методов, принципов действия, обладающих функциональным значением; Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности), гуманистическая (реализуется в предельно внимательном отношении к человеку), общекультурная или практическая (состоит в ее моральности, заботе о благе людей).

Существует тесная связь между философией и мировоззрением. Под мировоззрением понимают совокупность представлений о мире, окружающем человека, и самом человеке как о части этого мира. Оно возникает в результате освоения мира с определенной точки зрения. В различных формах мировоззрения по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону на уровне настроений, чувств определяет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений — мировосприятие. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Основные категории мировоззрения — природа и люди, или окружающий мир и мы.

Ранней формой мировоззрения было родовое сознание. Оттуда же известно, что ранней формой мировоззрения была мифология. Для современного человека это собрание сказок, легенд, но на первом этапе это была объясняющая модель мира. С помощью мифологических персонажей человек пытался объяснить процессы в мире и в нем самом. Характерная черта коллективного сознания — не выделение «я» как самостоятельной единицы. На уровне мифологического сознания поведение определяется эмоциональными мотивами и мир предстает как вместилище духов, богов, демонов.

Вопрос об отношении «оно» и «мы» (мира и людей) — основной вопрос мировоззрения. Философия приходит на смену мифологии, когда вместо «мы» можно сказать «я», когда появляется личное авторство (философия Будды, Иисуса, Сократа, Канта). Философия — дело личности, а не коллектива. Философия на ранних этапах несет в себе черты мифологического сознания (антропоморфизм – перенесение человеческих свойств на окружающий мир). Миф — многослойное образование. Его черты: аллегоризм, символизм, обобщение. Из мифологии возникли и развились: религия (символическая сторона), искусство (аллегорическая сторона) и философия (обобщающая сторона).

Религия (благочестие, набожность, святыня) — форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на «земной» и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Специфика религии — особый характер потустороннего мира, его смысловой роли. Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой, формой проявления веры является культ — система ритуалов, догматов. Поклонение «высшим силам» приводит к понятию Бога — высшего существа, достойного поклонения. Общее философии и религии — решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Различие — религия преимущественное внимание уделяет человеческим тревогам, надеждам, в философии на первом плане — интеллектуальные аспекты мировоззрения (понимание мира с позиций разума).

Из чего возникла философия: первая точка зрения — мифогенная, вторая — гносеологическая (знание), промежуточная — философия есть результат мифологических представлений и первых знаний человека. Причина возникновения философии — выделение феномена личности. В мифологическом сознании ключевым словом является судьба, рок. Основной вопрос философии — соотношение «оно» (мир) и «я».

Философия в переводе с греческого фило-любовь, софия-мудрость т.е. любовь к мудрости. Философия есть наука о методах и путях познания окружающего нас мира, о его сущности и месте человека в нем, о наиболее общих законах взаимосвязи и развития природы, общества и человеческого мышления.

Осн. вопрос Ф. – Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной  вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику.

Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.

К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо такой вопрос ϲʙᴏдил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.

И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, кᴏᴛᴏᴩое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте данный вопрос ϲʙᴏдил к вопросу об основоположениях всякого знания.

Отметим тот факт — что в современной отечественной философской мысли многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Именно такая постановка основного вопроса философии отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию” , и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на ϶ᴛᴏт вопрос”, т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления.

Другим определением философии может быть следующее высказывание: Философия есть мышление мышления. Мыслить можно лишь о том, чего нельзя представить, а сфера мышления и есть философия.

Возникновение философии, как и науки в целом, относится к тому этапу человеческой истории, когда обнаружилась явная недостаточность эмпирических (полученных на практике) знаний для приспособления к социальной и биологической среде, а тем более для их преобразования. Фоном возникновения теоретического мышления была эпоха перехода от доцивилизационной первобытности к цивилизации, которая, несмотря на всю свою зрелость, уже осуществила отделение труда умственного от труда физического и привела к появлению особой группы людей, профессионально занимающихся производством научных знаний.

На заре цивилизации появилась настоятельная общественная потребность в научных (в том числе философских) знаниях об окружающем нас природном и социальном мире и месте человека в нем.

Философия есть мыслящее постижение мышления. На основе этого структуризация:

1. В-себе-бытие-мышление (чистое мышление) – логика.

2. Мышление постигает себя уже не в своей стихии, а в своем инобытии. Это бытие есть само мышление, одновременно предстающее как небытие, неживое мышление – философия природы.

3. Мышление в собственном-для-себя-бытии (внутренняя имманентная рефлективность мышления – мышление знает только о самом себе, что оно есть) – философия духа.

Мышление – способ познания, наряду с представлением.

Что такое мышление? О нем можно сказать только то, что оно есть.

Согласно Ф., знание возможно только о вечном, непреходящем и неуничтожимом. Обо всем остальном люди составляют мнение. Специфика философского метода – делать мнение знанием. Знание при этом возможно только о бытии, а бытие есть мышление. Мышление по своей сути есть то, что отлично от представления (как по форме, так и по содержанию).

studfiles.net

1.3. Основной вопрос философии и две его стороны.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем.Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспектаонтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том,что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том,познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два основных направления: материализм и идеализм. Материалисты считают, что первичным и определяющим является материя, т.е. она существует независимо от сознания, существовала до него и на определенной ступени своего развития породила сознание как свой продукт. Поэтому сознание подчиняется общим законам материального мира. Идеалисты считают, что первичным и определяющим является мышление, какое-то духовное начало. Они исходят из того, что мышление, сознание или дух существует независимо от материи и тем, или иным путем порождает материю как свой продукт.

Нетрудно заметить, что материализм согласуется с научным мировоззрением, а идеализм – с религиозным. Однако идеализм и религия различаются в том, что последняя требует принятия своих положений на веру, в то время как идеализм пытается доказать эти положения.

Всякое последовательное мировоззрение обязательно исходит из признания первичности одного начала – материи, либо духа. Такое мировоззрение называется монистическим(от греческого »монос» — один). Однако в истории философии были и такие мыслители (например, Р. Декарт) которые признавали оба эти начала за первичные и существующие независимо друг от друга. Такие философы называютсядуалистами (от латинского »дуалис» – двойственный)

Идеализм как философское направление существует в двух формах: в форме объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания, вне нас — это Бог, мировой дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный разум. У родоначальника объективного идеализмаПлатона— это идеи, эйдосы, уГегеля— абсолютная идея, уФомыАквинского— Бог.

Субъективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое является субъективным, т.е. зависит от субъекта – это человеческая мысль, ощущения и понятия. Родоначальник субъективного идеализмаДж. Берклиотрицал возможность существование предметов вне мышления, вне ощущений. Он доказывал, что все наблюдаемые в мире вещи, явления есть не что иное, как только комбинация наших ощущений. Но такая позиция неизбежно ведет ксолипсизмут.е.к утверждению, что реально существует лишь один субъект, а весь мир плод его воображения. Ясно, что такой абсурд никто признавать не желает, поэтому солипсизм – это крайняя и довольно редкая форма субъективного идеализма. Дж. Беркли, отвечая на вопрос об источнике ощущений, заявил, что ощущения в человеческих душах порождает Бог, но тем самым он переходил на позиции объективного идеализма.

Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии рассматривает отношение нашего сознания к окружающему миру и выступает как проблема познаваемости мира. В зависимости от ее решения все философы делаться на две группы: тех, кто считает мир познаваемым, и тех, кто отрицает возможность познания мира. Последних философов называютагностиками(И. Кант, Д. Юм), аучение отрицающие возможность познания мира называется агностицизмом.

Широкое распространение в современной западной философии получил иррационализм — философские направление объявляющие мир не только не познаваемым, но и неразумным, алогичным, то есть лишенным какой бы то ни было логики. Сам термин “иррациональное » означает то, что лежит за пределом досягаемости разума, недоступное познанию в рамках логического мышления, мистическое, противоположное разуму. В истории философии к иррационализму относили такие аспекты духовной жизни человека какчувства, воля, инстинкт, интуиция. Но думается, что необходимо различать понятия »иррациональное» и »внерациональное». Иррациональное — это предмет веры.Внерациональное – это неосознаваемые формы мозговой деятельности человека, которые в психологии получили название бессознательного.Бессознательное по своему объему всегда превосходит сознание и создает условия для его нормального функционирования.

studfiles.net

Основной вопрос философии

ПЛАН

Введение

1.Основной вопрос философии.

2.Классификация философских учений

Заключение

Список литературы

Введение

Мы живем на рубеже эпох: XX век ушел с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали да себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Естественно, что встает настоятельная необходимость как то классифицировать философские учения и системы. Все философские учения можно разделить на основании основного вопроса философии, сформулированного Фридрихом Энгельсом. Тем не менее, несмотря на свою универсальность, основной вопрос философии – не единственный критерий. В данном реферате мы рассмотрим сущность основного вопроса философии, а также рассмотрим различные критерии классификации философских систем.

1. Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии был сформулирован Фридрихом Энгельсом в четкой форме и это позволяет классифицировать все философские учения в зависимости от того как тот или иной философ, философская школа решает этот вопрос. Формулировка вопроса очень проста (и в этом заключается ее универсальность): Как соотносятся духовное (идеальное) и природное (материальное) друг с другом?

Более чем за 2500 лет своего существования философия породила массу школ, направлений. Ее развитие ассоциируется с не одним десятком имен, и то при условии, что взяты имена более крупные, наиболее авторитетные. Как разобраться во всем этом многообразии? Как представляется, известную роль здесь мог бы сыграть так называемый основной вопрос философии. Философы по-разному отвечают на этот вопрос.

Одни из них признают, что первична материя. Она порождает дух, сознание. Таких философов называют материалистами. И называют так именно потому, что они исходят из принципа: материя изначальна, она лежит в основе всего существующего. Другие же утверждают, что первичны сознание, дух, а материя, природа вторичны, производны от сознания. Таких философов называют идеалистами, потому что они считают: мысль (идея) — вот что лежит в основе всего.

Различают объективный и субъективный идеализм.

Чтобы понять, что такое объективный идеализм, надо иметь в виду, что объект вообще — это то, что существует вне человека, независимо от его сознания, то, на что направлена его деятельность. Материализм считает, что вне нас существует мир, который мы можем познавать и познаем, даже преобразуем, но именно он — объективная реальность. Объективный же идеализм утверждает, что, до нас и независимо от нас существует идея (мировой дух, разум как таковой), а мир представляет собой порождение этой идеи. Начало развернутой философии объективного идеализма положил древнегреческий философ Платон, а наиболее крупным и авторитетным представителем его в Новое время был немецкий философ Гегель.

Основателем субъективного идеализма был священник Дж. Беркли, живший в XVIII в. в Англии. Беркли считал, что реален только субъект, его сознание. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку данный конкретный человек непосредственно ощущает, воспринимает, его — видит, слышит, осязает. Получается, что субъект, человек порождает мир. Нет воспринимающего мир человека — нет мира. Подобного рода точка зрения настолько противоречит здравому смыслу, что сам Беркли позволял себе здесь оговорку. Призывая на помощь Бога, он говорил, что всемогущий Господь Бог не позволил бы ему так заблуждаться. Но подобная оговорка не меняла сути философской доктрины; она лишь обнажала ее болевую точку, наиболее уязвимое место, куда и направляли удар противники субъективного идеализма.

Перейдем теперь ко второй стороне так называемого основного вопроса философии. Обычно его формулируют следующим образом: как относятся наши знания об окружающем мире к самому этому миру или проще: познаваем ли мир?

В зависимости от ответа философы тоже разделились. Все материалисты признают познаваемость мира. Признают ее и объективные идеалисты. С их точки зрения, мир вторичен, произволен от духа, некой идеи, однако он познаваем. Но есть философы, стоящие на позициях агностицизма (в переводе с греческого: а — не, gnosis — знаю): не знаю, существует ли реально объективный мир, а если существует, то он не познаваем. К агностицизму можно прийти с разных философских оснований: от всеобщего скептицизма, как английский мыслитель Д. Юм, или от сознательного ограничения возможности разума, как немецкий философ И. Кант. Сущность агностицизма от этого не меняется.

Мало, однако, признать познаваемость мира. В процессе познания люди ставят перед собой определенные цели, выдвигают те или иные задачи. Важно при этом найти правильные пути к цели, эффективные приемы решения задач. Нужен метод (в переводе с греческого означает: путь к чему-либо).

В философии известны два метода познания — диалектика и метафизика. В древности диалектикой называлось умение вести спор, добиваясь победы путем выявления и преодоления противоречий в высказываниях противника. Позднее этим термином стали обозначать метод познания действительности, метод, который рассматривает явления мира как не только взаимосвязанные, но и находящиеся в постоянном развитии, изменении.

Что касается метафизики, то она признает развитие, но какое? Чисто количественное, по принципу, больше — меньше. В этом случае мир предстает перед нами как простое повторение, как нечто по сути неизменное, раз навсегда данное.

Практически все древние были наивными, стихийными диалектиками. Рассматривая мир в целом, еще не расчленяя его в рамках отдельных наук, они принимали как что-то само собой разумеющееся качественное многообразие мира, взаимопереход одного качества в другое. Уже ранние мыслители древности, такие, как Гераклит, вполне диалектически рассуждали об источнике развития; они видели его в борьбе противоположных начал, скрытых в самом предмете, явлении.

Естественный процесс «отпочкования» от философии таких наук, как механика, математика, при сохранении тесной связи между этими науками и философией, привел в XVII — XVIII вв. к тому, что возобладала метафизическая картина мира. И это вполне объяснимо. Что можно было зафиксировать с позиций наиболее развитых тогда наук, т.е. той же механики и математики? Только внешнее, механическое движение и количественный рост или уменьшение.

Однако мысль именно о диалектическом развитии пробивала и пробила себе дорогу. Наука и философия вернулись к трактовке развития как процесса, в основе которого — борьба противоположных начал, а его результатом оказывается неизбежное умирание старого, рождение нового, более жизнеспособного, а значит, и более прогрессивного.

Метафизичностью больше «грешил» материализм, но не всякий, а лишь тот, что был распространен именно в XVII-XVIII вв. Его сменило учение, получившее название диалектического материализма.

2. Классификация философских учений

Реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей изучает история философии. Прошло то время, когда история философии была чисто описательным видом знания, когда она лишь рассказывала и пересказывала, популяризировала идеи и учения прошлого. Такими, например, рассказчиками (и очень интересными) был Диоген Лаэртий, Плутарх, в Новое время К. Фишер (XIX в.). В средние века и в Европе, и на Востоке, когда среди ученых и теологов безраздельно господствовал культ античных классиков — Платона и Аристотеля, историко-философская литература приняла форму комментариев к сочинениям этих мыслителей. Главная цель подобных комментариев состояла в том, чтобы «языческие» истины древних, дохристианских мыслителей связать, соотнести с истинами христианства («Нового завета»). Исторические сведения о «старых» и «новых» философах стали непременным предметом изучения на философских и теологических факультетах университетов Европы (с ХI-ХII вв.).

Но это были разрозненные сведения, не осмысленные, не систематизированные, к тому же не всегда оцененные с определенных, теоретически обоснованных позиций. Тем значительней теоретический подвиг Гегеля, его знаменитых «Лекций по истории философии», завершающих всю грандиозную систему его философии. Гегель был первым, кто, по словам Маркса, «впервые постиг историю философии в целом». Каждому крупному философу и каждой его идее он нашел свое, строго определенное место. За каждым из них — эпоха, таже диалектически соотнесенная с общим мировым ходом истории. Философия, по Гегелю, и есть «эпоха, схваченная в мысли». История философии — это история самосознания человеческой культуры, т. е. в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении. Однако при всей диалектичности рассуждений Гегеля, в его взглядах на исторический процесс (а значит, и на процесс историко-философский) берет верх его провиденциалистское, фаталистическое истолкование. Гегель недооценивает фактор неопределенности, альтернативности, многовариантности человеческой истории. Историческое развитие он осмысливает как линейный прогресс непрерывного и неуклонного восхождения разума. Линейную, безальтернативную концепцию истории немецкий философ перенес и на все сферы духовной истории. Она же нашла свое яркое выражение в его концепции истории философии.

Великие философы, согласно Гегелю, выстраиваются в один ряд так, как велит разработанная им Логика. Самому Гегелю в этом ряду уготовлено самое почетное и высшее место: завершить и увенчать эстафету поколений мыслителей и навсегда утвердить себя верховным жрецом философского Олимпа. По этой концепции ход и финал историко-философского процесса был предрешен, предопределен изначально. Но в таком случае философское творчество обладает лишь ретроспективной силой, оно не открывает и не созидает новое, ибо нового нет — оно лишь кажется таковым людям, а в действительности уже заранее определено и предопределено мировым духом и лишь ждет того, чтобы быть разгаданным, осознанным нашим индивидуальным сознанием. Все, что не укладывалось в подобную схему, Гегелем из истории философии просто исключалось. (В первую очередь исключался материализм, как и сама тема дивергенции, раздваивания, диалога, спора и состязательности различных, противоположных идей и решений в философии.)

В действительности любой творческий процесс всегда открыт для будущего, всегда не завершен, заключает в себе не одно, а множество возможных продолжений. Философские категории (как и философские системы в истории мысли) находятся не только в соподчинений (субординации), выстраиваясь вслед друг другу, они связаны множеством линий друг с другом «по горизонтали», т. е. на равных. Именно разнообразие философских идей, способов их постановки и решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений, включая и вопрос о критериях такой типологизации. Подобные критерии могут быть выдвинуты по нескольким основаниям.

1. Первое из них — гносеологическое. Материализм или идеализм? Как бы ни были связаны общими историческими судьбами эти два основных направления в философии, у каждого из них есть еще и своя собственная судьба, свои истоки и традиции. И материалистическая и идеалистическая философия знает своих великих творцов, и то и другое направление представлены своими историческими школами. Гносеологический рубеж проходит и внутри философского идеализма, различая два вида идеалистического философствования: идеализм объективный и идеализм субъективный. Первый из них миротворческую мощь сознания относит к сознанию сверхчеловеческому, надличностному, трансцендентальному (или божественному, что одно и то же). Второй — к сознанию личностному, индивидуальному: лишь оно признается безусловной реальностью, тогда как весь эмпирический мир оказывается заключенным в сознание субъекта и без него не существует.

2. Другое основание типологизации философских систем — тоже гносеологическое, однако оно касается принципиальных взглядов философа на роль и значение основных форм и видов познания, в их соотношении друг с другом: познания чувственного и рационального (рассудочного и разумного). Философы, настаивающие на том, что основную и главную роль в процессе познания имеют ощущения (работа органов чувств), получили в истории философии название сенсуалистов (соответствующее гносеологическое направление — сенсуалистического). Общим положением философского сенсуализма стало признание того, что ничего нет в интеллекте, чего не было бы раньше в чувствах. В Новое время данный принцип особенно активно отстаивал английский философ Дж. Локк (1632 — 1703), хотя исторически идеи сенсуализма восходят еще к Аристотелю. Противоположность сенсуализму — рационализм, когда чувственное знание рационалистами не отвергается полностью, но рассматривается как знание «темное», несовершенное, не способное проникнуть в глубь вещей и постичь их сущность.

3. В другом контексте понятие «рационализм» употребляется как противоположность иррационализму, ограничивающему или даже полностью отрицающему роль разума как орудия постижения мира, отводящего эту роль внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению, сверхчувственному созерцанию и т. д. В основе иррационализма лежит постулат об абсурдности, алогичности самого бытия, не поддающегося ни разумному обоснованию, ни объяснению. Отношение к логике, разуму — от полного их принятия и до полного отрицания — тоже один из критериев, и весьма существенных, типологизации философских учений (особенно в философии Нового времени).

4. Философские построения различаются и по методу. По такому критерию как прошлое, так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: метафизической или диалектической. Метафизической философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложившихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь внешняя сила (как это и имеет место в обычной, ньютонианской механике). Диалектическая методология исходит из признания подвижности, текучести философских понятий. Такая текучесть, по убеждению диалектиков, адекватно воспроизводит подвижность, взаимопереход самих явлений действительности. В мире все течет, все изменяется, при этом источник движения и развития находится не вне, а внутри, т. е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет готовых вещей, а есть процессы.

5. Можно назвать и иные критерии, или основания, типологизации философских учений. Они могут быть атеистическими и религиозно-идеалистическими (критерий различения — отношение к религии), сциентистскими и антисциентистскими (критерий различения — отношение к науке). Следует упомянуть еще одно основание — мировоззренческое и психологическое, по которому философские учения четко различаются на учения оптимистические и пессимистические: принимающе и не принимающие жизнь и реальность, смотрящие на будущее с надеждой либо с отчаянием.

Типология философских учений (материалистических и идеалистических, диалектических и метафизических и т. д.) — это типология не по временному, а по содержательному принципу. К материалистическому типу мы отнесем и античный материализм, и материалистические учения современности; к типу рационалистическому и рационализм Декарта (XVII в.), и рационализм Башляра (XX в.). Для того же, чтобы выразить исторически изменчивый характер самого процесса, акта философского творчества, ею обусловленность объективными факторами духовного производства вообще, есть смысл ввести понятие «исторический тип философствования», имея в виду, что историческая эпоха накладывала глубокий отпечаток на саму личность философа, на понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Исторический тип философствования объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.

Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой характерный тип философа). В античности сложился созерцательный тип философствования (и соответственно — созерцательный социально-психологический тип личности философа), что вполне отвечало тем условиям и предпосылкам, в которых осуществлялся тогда процесс духовного производства: жесткому отделению и противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный (абстрактно-духовный). Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями, идеалом свободного человека. Наиболее ярко этот тип философствования выражен у Аристотеля (IV в. до н. э.). — Абсолютное созерцание мира, по его мнению, есть божественное созерцание, а бог — абсолютный созерцатель-философ.

Данный тип философствования рассматривает созерцание не только как этический, но и как гносеологический идеал. Это значит, что субъектом познания признавался индивид с «неиспорченной», данной от природы чувственностью, способной воспринять и воспроизвести мир идеально. Социальная роль философа при таком взгляде на характер философского творчества — объясняющая. Философ приходит вслед за событиями, когда страсти, породившие их, успокоились. (Философия, писал Гегель о таком типе философствования, подобна сове Минервы, вылетающей в сумерки).

Близким, на наш взгляд, к созерцательному является умозрительный тип философствования, ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение), что особенно характерно для религиозной и религиозно-мистической философии (поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс конца XIX — начала XX в.).

Философствование мыслителя — мистика и иррационалиста — в психологическом отношении ближе к творчеству поэта, нежели к труду исследователя-гуманитария. Свою цель указанный тип философствования видит в выходе за пределы чувственно-воспринимаемого мира, в нахождении интимной связи между верой и знанием, религией и наукой. Типичная черта философствования — принципиальная неудовлетворенность преходящим, вечным, устремленность к вечному, «тоска по трансцендентному» (Н. А. Бердяев).

Марксистская философия знаменует собой становление и утверждение социально-преобразовательного, деятельного типа философствования. Основоположники марксизма видели цель и смысл своей философии в том, чтобы быть орудием изменения мира. Недооценку данной роли они считали главным пороком, недостатком прежней философии.

Действительно, революционно-преобразовательная сторона развита в марксистской философии сильнее, чем в других мировоззренческих системах. Но это не значит, что до Маркса не было философов, мечтавших о радикальных социальных переменах и довольствовавшихся лишь защитой и оправданием существующего. Мор и Кампанелла, Дидро и Фихте, Радищев и Чернышевский вовсе не были кабинетными мыслителями, они призывали к активной общественной и политической борьбе, не страшась ни эшафота, ни тюрьмы, ни ссылки. Однако в философии марксизма деятельный тип философствования получил качественное развитие: ею был найден конкретный субъект социального действия — народные массы, рабочий класс.

Деятельный тип философствования пережил свой апогей в первой половине XX в., опробованный опытом мировых глобальных преобразований социальной жизни человечества (к сожалению, не во всем пошедших на пользу и во благо людям). Последние десятилетия уходящего века убеждают, что деятельный тип философствования (шире — активно-преобразовательный императив культуры) тоже преходящ и имеет свои исторические границы.

Новейший, социально-экологический тип философствования (сюда можно отнести учение В. И. Вернадского о ноосфере, еще более ранние идеи Н. Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы, теоретические заключения Римского клуба) из элитарной сферы мысли проникает в широкое общественное сознание. Современное человечество вошло в такой этап истории, когда уже не изменение, а сохранение мира, т. е. земной цивилизации, стало важнейшей жизненной задачей всех и каждого. Сохранение мира — это не только исключение из жизни людей войн и открытого кровопролития, но и сохранение естественной, природной среды обитания, экологического равновесия в биосфере, человеческого генофонда.

Это требует коренной перестройки человеческого отношения к жизни, а в сфере сознания — утверждение нового мышления. Социально-экологический тип философствования — важный и обнадеживающий фактор реального разрешения векового противоречия между человеком и природой, наследующий в себе великую гуманистическую силу философии.

Заключение

Итак, подведем некоторые итоги.

Основной вопрос философии был сформулирован Фридрихом Энгельсом в четкой форме и это позволяет классифицировать все философские учения в зависимости от того, как тот или иной философ, философская школа решает этот вопрос. Формулировка вопроса очень проста: Как соотносятся духовное (идеальное) и природное (материальное) друг с другом?

Историю философии как историю крупных концепций можно представить в виде последовательности основных философских направлений (в границах которых существуют многочисленные школы и течения).

Материализм (Демокрит, Гераклит, Бэкон, Гоббс, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин) — основой универсума считает материальное начало (природа, воздух, вода, огонь, атом, материя). Человек произведен от закономерного развития этого материального начала. Он — высший цвет материи, обладающий сознанием. Не духовные, а материальные начала лежат в основании всего. Бытие определяет сознание.

Идеализм (Платон, Фома Аквинский, Юм, Беркли, Фихте, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Соловьев, Флоренский) основой универсума полагает духовное начало (бог, идея, мировая воля, дух, представление). Человек произволен от духовного начала. Предметный мир произведен от объективного (бог, мировой дух) или субъективного (человек) духа, сознания, разума, чувства. Сознание определяет бытие. Образ мыслей человека определяет образ его жизни.

Дуализм (Декарт, Рибо, Вундт, Липпс) считает, что основу универсума составляют два начала: духовное и материальное, сознание и материя. Они существуют одновременно, параллельно, независимо друг от друга. Тело не зависит от духа, дух не зависит от тела; психика не зависит от нервных процессов мозга; мозг не является субстратом сознания.

Список литературы

1. Введение в философию. Ч.I. –М.: Политиздат, 1989.

2. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Волкова. – М.: ПРИОР, 1997.

3. Канке А. В. Философия. – М.: Наука, 1996.

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

5. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. — М.: Высшая школа, 1991.

6. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. — М., 1988.

7. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

8. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

magref.ru

2. Основной вопрос философии и две его стороны.

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.ост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности.

Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания (о котором мы уже частично говорили), и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения (даже противники философии признают за ней свой тип мышления, который, впрочем, активно ими критикуется,— но это уже другой вопрос), то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими исследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конкретно-научного знания.

Философия, таким образом,— это не просто особая научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода «философичный» эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек, как бы погружаясь в «философическое» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, социальной справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории.

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:

  • мировоззренческая

  • гносеологическая

  • методологическая

  • информационно-коммуникативная

  • ценностно-ориентирующая

  • критическая

  • интегрирующая

  • идеологическая

  • воспитательная

  • прогностическая

  • проектировочная

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека.

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания.

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности.

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы.

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философииосуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.(критическая функция)

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнятьидеологическую функцию.

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека.

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности? В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два основных направления: материализм и идеализм. Материалисты считают, что первичным и определяющим является материя, т.е. она существует независимо от сознания, существовала до него и на определенной ступени своего развития породила сознание как свой продукт. Поэтому сознание подчиняется общим законам материального мира. Идеалисты считают, что первичным и определяющим является мышление, какое-то духовное начало. Они исходят из того, что мышление, сознание или дух существует независимо от материи и тем, или иным путем порождает материю как свой продукт.

Нетрудно заметить, что материализм согласуется с научным мировоззрением, а идеализм – с религиозным. Однако идеализм и религия различаются в том, что последняя требует принятия своих положений на веру, в то время как идеализм пытается доказать эти положения. Всякое последовательное мировоззрение обязательно исходит из признания первичности одного начала – материи, либо духа. Такое мировоззрение называется монистическим (от греческого »монос» — один). Однако в истории философии были и такие мыслители (например, Р. Декарт) которые признавали оба эти начала за первичные и существующие независимо друг от друга. Такие философы называются дуалистами (от латинского »дуалис» – двойственный)  Идеализм как философское направление существует в двух формах: в форме объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое существует объективно, т.е. независимо от нашего сознания, вне нас — это Бог, мировой дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный разум. У родоначальника объективного идеализма Платона — это идеи, эйдосы, у Гегеля — абсолютная идея, у Фомы Аквинского- Бог.  Субъективный идеализм за первичное и определяющие берет такое идеальное начало, которое является субъективным, т.е. зависит от субъекта – это человеческая мысль, ощущения и понятия. Родоначальник субъективного идеализма Дж. Беркли отрицал возможность существование предметов вне мышления, вне ощущений. Он доказывал, что все наблюдаемые в мире вещи, явления есть не что иное, как только комбинация наших ощущений. Но такая позиция неизбежно ведет к солипсизму т.е. к утверждению, что реально существует лишь один субъект, а весь мир плод его воображения. Ясно, что такой абсурд никто признавать не желает, поэтому солипсизм – это крайняя и довольно редкая форма субъективного идеализма. Дж. Беркли, отвечая на вопрос об источнике ощущений, заявил, что ощущения в человеческих душах порождает Бог, но тем самым он переходил на позиции объективного идеализма. Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии рассматривает отношение нашего сознания к окружающему миру и выступает как проблема познаваемости мира. В зависимости от ее решения все философы делаться на две группы: тех, кто считает мир познаваемым, и тех, кто отрицает возможность познания мира. Последних философов называют агностиками (И. Кант, Д. Юм), а учение отрицающие возможность познания мира называется агностицизмом. Широкое распространение в современной западной философии получил иррационализм — философские направление объявляющие мир не только не познаваемым, но и неразумным, алогичным, то есть лишенным какой бы то ни было логики. Сам термин «иррациональное » означает то, что лежит за пределом досягаемости разума, недоступное познанию в рамках логического мышления, мистическое, противоположное разуму. В истории философии к иррационализму относили такие аспекты духовной жизни человека как чувства, воля, инстинкт, интуиция. Но думается, что необходимо различать понятия »иррациональное» и »внерациональное». Иррациональное — это предмет веры. Внерациональное – это неосознаваемые формы мозговой деятельности человека, которые в психологии получили название бессознательного. Бессознательное по своему объему всегда превосходит сознание и создает условия для его нормального функционирования. 

studfiles.net

Основной вопрос философии.

Подробности
Категория: Вопросы с ответами по экзамену «Философия»

О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

О.в.фс. имеет две стороны:

1) что первично, что вторично

2)     познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм

М. считает, что материя первична   (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

1)     объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель

2)     субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.

К решению второй стороны философы относились по разному.

субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не полностью, ощущение — единственный источник познания

Гегель считал, что познаваемы  мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.

Фейербах — процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)

Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах — процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)

Кант – агностик.

Агностицизм  — направление, сомневающееся в возможности познания мира

Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.

Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

studfilosed.ru