Таблица наука и предмет изучения – Составьте и заполните таблицу «Науки, изучающие человека»

Предмет изучения науки и основные вопросы

Предмет исследования научной дисциплины это то, на что направлена ее главная идея, мысль. С этой точки зрения, общепризнанного определения экономической теории нет и быть не может. Во первых, как показывают данные таблицы 2, современная экономическая теория представляет собой совокупность около двух десятков школ и течений. Каждая школа имеет свой собственный предмет исследования. Во-вторых, в любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета.

В широком смысле слова предметом исследования экономической теории могут быть:

  • создание общественного богатства;

  • рациональное использование ограниченных ресурсов для производства благ;

  • отношение между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

  • отношения связанные с денежными сделками;

  • извлечение эффективных результатов при эксплуатации капитала.

Таков не полный перечень определений предмета экономической теории.

Любая наука имеет свои основные вопросы. В экономической теории принято выделять несколько фундаментальных вопросов: Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет материальные потребности общества? Сколько следует производить? Какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе? Кто должен получить эту продукцию и в каком количестве? Как эту продукцию следует производить и какую технологию следует применить?

1.3 Методы экономической теории

Каждая наука имеет свои методы познания объективной действительности, которые используют в решении практических и теоретических задач. Метод — это приемы и способы исследования. А наука, изучающая методы называется методологией. Экономической теорией используются пять основных методов: абстракции, формальной логики, диалектического материализма, экономического моделирования и эксперимента.

Метод научной абстракции. Человек в своей повседневной деятельности постоянно мыслит абстрактными категориями, то есть отвлеченно. Это означает, что он выделяет из предмета или явления самые главные, устойчивые, типичные их черты и свойства, а второстепенные, случайные или не типичные отбрасывает. Поскольку предметом изучения экономической теории являются общественные отношения, которые не имеют физического содержания, то здесь используется возможности научной абстракции.

Научная абстракция отличается от обычной тем, что уровень восхождения от действительности выше и сложнее. Она состоит в очищении исследуемого объекта от случайного, второстепенного, а также в выявлении типичных и характерных черт. Методом абстракции формируется набор научных категорий и законов.

Экономические категории –

это отражение в сознании наиболее существенных, конкретных сторон экономических явлений. Экономические категории подразделяются на общие и особенные. К общим относятся те экономические категории, которые присущи всем экономическим системам (труд, рабочая сила, национальный доход и т. д.). К особенным – только присущие определенной экономической системе (для плановой – такие категории как хозрасчет, план и др.). Особенностью экономических категорий является то, что в разных экономических школах они могут иметь разные названия. Боле того, одна и та же категория обладает двумя или более названиями.

Экономические законы – под законом понимают общие, устойчивые и часто повторяющиеся связи между отдельными категориями.

  • Экономические законы в отличие от законов естественных наук имеют ряд особенностей. Экономические законы, будучи законами жизни человека и общества, едины с законами природы. Единство заключается в том, что законы природы и законы экономики – объективны, то есть они не зависят воли и сознания людей. Человеческое общество может существовать только во взаимодействии с природой.

Принятие хозяйственных решений наперекор экономическим законам называется волюнтаризмом. Волюнтаристическое, некомпетентное хозяйственное решение может привести к снижению экономической эффективности фирмы или к его банкротству, а в макроэкономике – к снижению уровня жизни широких слоев населения.

Формально-логические методы и приемы познания. Одним из первых методов, наряду с абстракцией, используемых в экономической науке была формальная логика, которая изучает мысли с точки зрения ее структуры, формы и закономерности.

Формальная логика обладает обширным набором методов и приемов познания объективной действительности. Основные из них – анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство и др.

Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Обобщение и подведение итогов.

Ни анализ, ни синтез не раскрывают внутреннего противоречия, самодвижения экономических явлений. Поэтому они не указывают путь к нахождению начала исследования. Такими же недостатками обладают индукция и дедукция.

Исторический аспект предполагает изучение экономического явления в том виде, в котором он существовал, со всеми подробностями и во всем многообразии.

Логический аспект нацеливает на изучение экономических явлений с точки зрения закономерностей, повторяемости экономических явлений, то есть с точки зрения логики их развития. Но исторический и логический ход не всегда совпадает. Например, логически – социализм, как первая стадия коммунизма, должен был обеспечить лучший уровень жизни, чем капитализм. Однако практика на практике это положение не подтвердилось.

Методы экономического моделирования. Экономическая модель – это упрощенное представление об экономической действительности, абстрагированное от несущественных деталей и подробностей. Модели могут быть словесными (вербальными), алгебраическими, геометрическими, экономико-математическими и др.

Простейшим видом экономико-математического моделирования служит изображение экономических явлений в двухмерном измерении при помощи графиков, таблиц, формул, диаграмм.

Графические модели в силу их наглядности и выразительности во многом повышают возможности теоретического осмысления и анализа экономической действительности.

Модели многообразны. Они различаются по уровню обобщения: абстрактно теоретические и конкретно экономические. По сфере охвата: макро- и микроэкономические. По времени: статистические и динамические. Методы моделирования используются как в позитивной, так и в нормативной экономике.

Нормативный анализ – это абстрактный анализ объективной экономической действительности, который допускает утверждение или долженствование. Пример, возьмём утверждение «зарплата ученых в России должна быть достойной». Нормативная экономика дает конкретные рекомендации правительству, и руководству, как необходимо действовать в данной ситуации.

Позитивный анализ – выявляет причинно-следственные связи конкретных экономических явлений. Он изучает и объясняет наблюдаемые экономические факты. На основании выводов нормативного анализа делаются рекомендации по выработке экономической доктрины и политики.

Метод экономического эксперимента. Экономический эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуется, проверяется гипотеза и предсказание теории, имеющие весомые народнохозяйственные значения в плане резкого повышения его эффективности.

Под функцией экономической теории подразумевается ее значение и применяемость. Как всякая наука она выполняет

познавательную функцию, призвана изучать и объяснять экономические процессы и явления. Однако, любое знание, даже проникающее в сокровенные тайны природы, ценно не само по себе, а ценно тем, что может служить руководством к действию, практическим целям преобразования жизни общества в лучшую сторону.

Ни одна научная теория, в том числе и экономическая, не может дать готовый набор рекомендаций на все случаи жизни. Скорее всего, она является интеллектуальным инструментом, позволяющим приходить к правильным решениям в конкретных ситуациях.

Следующей функцией предмета экономической теории является

методологическая или фундаментальная функция. Она выступает в качестве фундамента, основы целого комплекса экономических наук: отраслевых, функциональных, специфических экономических наук, находящихся на стыке с другими предметами (рис. 1.1).

Хотя экономическая теория служит теоретической основой для экономических наук, продвижение отраслевых и функциональных наук может оказать обратное воздействие или влияние на совершенствование самой экономической теории.

Экономическая теория

Отраслевые

Функциональные

Специфические

Экономика промышленности

Экономика сельского хозяйства

Экономика автотранспорта

Экономика строительства

Экономика торговли

Экономика связи и т.д.

Экономика труда

Финансы и кредит

Бухгалтерский учет

Статистика

Менеджмент

Маркетинг

Анализ хозяйственной деятельности и т.д.

Экономическая география

Экономическая история

История экономических учений

Теория управления

Экономика охраны труда и т.д.

Рис.1.1. Схема экономической теории как фундамента всех экономических наук

Методологическая функция дисциплины заключается в том, что ни одна научная теория, в том числе экономическая, не может дать на все случаи жизни готовый набор рекомендаций. Скорее всего, она является методологическим, интеллектуальным инструментом, позволяющим приходить к правильным решениям в конкретных ситуациях.

Экономическая теория используется для выбора экономической политики.

Назначение этой функции проявляется во взаимодействии экономической политики, хозяйственной практики и науки, которую отражает (рис. 1.2.).

Рис. 1.2 Взаимодействие экономической политики, хозяйственной практики и науки

Экономическая политика — целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики. Она может быть структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, налоговой, бюджетной и другой. Согласно версиям представителей ордолиберальной школы, субъектами (исполнителями) экономической политики являются не только государство и его структуры, но и негосударственные и надгосударственные институты (таб.3).

Экономическая теория предполагает, что перед каждым хозяйствующим субъектом (домохозяйством, фирмой, обществом в лице государства) ставятся цели. Он же выбирает ресурсы и способы реализации этих целей, исходя из выгоды, которая сводится к стремлению максимизации результатов при минимальных затратах.

Таблица 3

Субъекты экономической политики

Государство

Институты государства

  • Федеральные (Минфин, ЦБ)

  • Региональные

  • Муниципальные

Негосударственные субъекты

Прямые влияния

Косвенные влияния

  • Политические партии, общественные движения, лобби

  • СМИ

  • Влиятельные личности

  • Общественное мнение

Надгосударственные институты

  • Интеграционные институты (Европейский союз, СНГ, НАФТ)

  • Межгосударственные советы, постоянные комиссии.

  • ООН

Однако конкретный способ реализации экономических целей у разных хозяйствующих субъектов отличается друг от друга.

Экономической целью индивидов, входящих в домохозяйства, является максимизация удовлетворения их потребностей при ограниченных доходах.

Экономической целью фирмы служит максимизация прибыли при минимальных издержках производства.

Главными экономическими целями государства выступают: осуществление экономического роста, повышение эффективности производства, обеспечение полной занятости и социально-экономической стабильности общества. Однако претворение в жизнь экономической политики государства может привести к двум противоположным результатам: либо к позитивному результату – экономическому росту, повышению уровня жизни, либо к негативному результату – краху экономической политики, который, в конечном счете, приводит к ухудшению уровня жизни широких слоев населения.

Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ. Они проводятся в том случае, когда выявляется низкая эффективность экономической системы страны, возникают экономические кризисы (перепроизводства или недопроизводства), недостаточно удовлетворяет потребность людей и страна сильно отстает в своем развитии от других стран.

studfiles.net

Список наук, занимающихся изучением общества и человека, и предмет их научного интереса

Науки изучающие человека и общество. Человек: психология, физиология, гигиена. Общество: социология, культурология, соционика, обществознание, правоведение, эргономика. Социоло́гия — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов. Соционика — наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром. Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Физиология — наука, которая изучает основное качество живого — его жизнедеятельность. Гигиена — область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь. Правоведение — наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений.

блин мне тоже это по обществу задали…

Науки изучающие человека и общество. Человек: психология, физиология, гигиена. Общество: социология, культурология, соционика, обществознание, правоведение, эргономика. Социоло́гия — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Культурология — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов. Соционика — наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром. Обществознание — обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Физиология — наука, которая изучает основное качество живого — его жизнедеятельность. Гигиена — область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь. Правоведение — наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений.

touch.otvet.mail.ru

список, что изучает биология, классификация дисциплин

Человек на протяжении всего своего существования на Земле изучает разнообразие растительного и животного мира. Биологические науки, список которых постоянно пополняется, имеют большое значение для формирования современной естественнонаучной картины мира. Методы и подходы со временем совершенствуются, позволяя раскрывать многочисленные природные секреты.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Появление термина

В основе термина биология лежат два греческих слова: bios – жизнь, logos – наука, учение. Кто ввел этот термин. Понятие биология означает совокупность наук о живой природе, раскрывает сущность жизни. Его предложили два видных ученых Г. Тревинарус и Ж.-Б. Лемарк еще в начале 19 века. Спустя два столетия наука продолжает активно развиваться, ученые уже достаточно далеко продвинулась в своих исследованиях.

Главные научные направления

Сегодня существуют многочисленные биологические дисциплины и отрасли, направленные на изучение живых существ, начиная от амебы с инфузорией и заканчивая человеческим организмом. Жизнь – основной предмет исследования. Разнообразие ее проявлений, влияние на окружающие процессы и явления, организация на всех уровнях и сегментах, входят в число объектов.

Назовем основные биологические дисциплины и подробно расскажем о некоторых из них:

  • общая биология,
  • системная,
  • вирусология,
  • микрология,
  • микробиология,
  • генетика,
  • анатомия,
  • этология,
  • цитология,
  • биология развития,
  • палеонтология и прочие.

Важно знать, какая наука изучает строение и функции клеток, является одной из основных дисциплин. Ее название — цитология. Предметом изучения являются все процессы, происходящие с клеткой: рождение, жизнедеятельность, размножение, питание, старение и гибель.

Биологические дисциплины

Любые проявления жизни становятся предметом изучения для биологов. К ним относят:

  • распределение по территории,
  • строение,
  • происхождение,
  • функции,
  • развитие видов,
  • связи с другими живыми существами и предметами неживой природы.

Важно! Задача биологии – раскрыть и изучить суть всех биологических закономерностей, с целью их освоения и управления.

Методы изучения:

  • наблюдение с целью описания явлений;
  • сравнение – обнаружение общих закономерностей;
  • эксперимент – искусственное создание ситуаций, выявляющие свойства организмов;
  • исторический метод – познание окружающего мира с помощью имеющихся данных;
  • моделирование — создания моделей разнообразных биологических систем;
  • современные усовершенствованные методы, основанные на новейших технологиях и достижениях.

Основные отрасли, которые нужно знать, и предметы их изучения:

  • зоология – животные;
  • энтомология – насекомых;
  • ботаника – растения;
  • анатомия –строение тканей и органов;
  • генетика – законы изменчивости и наследственности;
  • физиология –сущность всего живого, жизнь при патологиях и норме;
  • экология – взаимоотношение организмов с окружающей средой;
  • бионика – организацию, структуру, свойства живой природы;
  • биохимия – химический состав организмов и клеток, основные процессы, составляющие основу жизнедеятельности;
  • биофизика – физические аспектах существования живой природы;
  • микробиология – бактерии и прочие микроорганизмы;
  • молекулярная биология – способы хранения и передачи генетической информации;
  • клеточная инженерия – получение гибридных клеток;
  • битехнология – использование продуктов жизнедеятельности организмов для технологических решений;
  • селекция – выведение новых сортов, устойчивых к вредителям и суровому климату, улучшение качеств культурных растений.

Здесь перечислены далеко не все биологические науки, этот список может быть гораздо длиннее.

Экология – раздел биологии, изучающий отношения организмов друг с другом и окружающей средой. Раздел затрагивает не только факторы среды, ее физическую сущность, химический состав, но и ее загрязнение, нарушение ЭКО-цикла.

Эрнест Геккель в 1866 году придумал специальное название для этого научного направления. Раздел биологии, изучающий отношения организмов, их взаимодействие не только друг с другом, но и со средой, именуется прикладной экологией.

Она относится к отрасли биологии и является прикладной наукой, изучает механизмы разрушения человеком биосферы и способы предотвращения экологических катастроф. Отличается от прочих биологических областей тем, что ученым не приходится узнавать или изучать что-то новое, а использовать уже имеющиеся методики и разработки на практике.

Именно применением практических методов отличаются прикладные науки. Таким образом, мы ответили на вопрос, какая из биологических наук является практической или прикладной.

Чтобы добиться на практике реальных целей, нужны заказчик и инвестор. Часто крупные проекты и их реализацию финансирует государство: сохранение исчезающих видов животных, рациональное уничтожение отходов и сведение к минимуму загрязнения окружающей среды. Прикладной экологию принято считать потому, что она неразрывно связана со всеми процессами, происходящими с живыми существами.

Классификация

Любая обширная научная область предполагает деление на отдельные отрасли. Классификация биологических наук осуществляется на основании нескольких признаков. В зависимости от предмета или объекта изучения выделяются:

  • зоология,
  • ботаника,
  • микробиология и другие.

По уровню, на котором рассматривается живая материя:

  • цитология,
  • гистология,
  • молекулярная биология и другие.

По обобщенным свойствам организмов:

  • биохимия,
  • генетика,
  • экология и прочие.

Классификация биологических наук не означает их всецелой принадлежности к определенной области, каждая тесно взаимосвязана с другими. Например, изучать клетки невозможно без знания о происходящих в них биохимических процессах.

Интересно! Таксономия грибов современности (гриб) — это ни растение, ни живое существо. Гриб относят к отдельному типу живых организмов, так что для его изучения применяют совсем иные способы. Это находится в ведении микологии — отрасли биологии.

Уникальный метод

Культура тканей – это метод, позволяющий выращивать ткани, а также их клетки вне организма. В теории его предложил еще в 1874 году Голубев А.Е., а на практике применил лишь в 1885 году Скворцов И.П. Затем этот метод совершенствовался и развивался.

Выращивание тканей вне организма — пример метода культуры клеток.

Суть методики такова: берется небольшой кусочек нужной ткани конкретного организма и помещается в специально подготовленную питательную среду. Процесс происходит в стерильных условиях и при оптимальной температуре. Через некоторое время из спокойного состояния ткань начинает переходить в нормальное, с делением, питанием и выделением продуктов жизнедеятельности. Находясь в такой среде, ткань может генерироваться с огромной скоростью, но нужно вовремя менять раствор, потому что загрязненная среда угрожает измельчением клеток и их гибелью.

Что изучает биология с помощью метода культуры тканей. В основном технология используется при доказательствах теорий не только в биологии, но и в медицине. Так был исследован один из сложных процессов – митоз. Изучалось деление клеток на стадии развития эмбриона у птиц и млекопитающих. Есть несколько заболеваний, подтвердить которые можно лишь с помощью этого метода, например, неправильное количество хромосом у человека. Всем известные вакцины от полиомиелита, оспы или кори разработаны с помощью культуры тканей. Это удивительный подход. Также его широко применяют в парфюмерии.

Создание органов или их частей пока не находит большого распространения в связи с этическими нормами. Кроме того, технология эта дорогостоящая. Подобные передовые методики востребованы во многих областях науки.

Интересно! Размножаются способом культуры тканей такие растения, как гербера, орхидея, женьшень и картофель.

Разделы

Морфология в биологии – одна из областей, изучающая строение организмов. В ней выделяют два основных раздела: эндономию и анатомию. Первая занимается исследованием внешних признаков живого существа, а вторая – внутренних. Что изучает морфология в разделе эндономии: критерии, по которым разделяют организмы на виды. Проводится классификация по внешнему виду, форме, размеру, окрасу и прочим признакам.

Долгое время именно они оставались единственными определяющими факторами, а внутреннее строение не учитывалось. Позже оказалось, что особи одного биологического вида могут делится на самцов и самок, появилось новое понятие — половой диморфизм.

Анатомия изучает внутреннее строение, находящееся выше клеточного уровня. На основе полученных данных производится систематизация видов в группы, что позволило выделить две основные группы органов: аналогичные, то есть одинаковые у всех видов, и гомологичные. К первым относят части тела, которые схожи по функциям, но имеют различное происхождение, а вторые – различное происхождение, но одинаковые функции. Пример гомологичных – передние конечности млекопитающих и крылья у птиц.

Биология – наука о живой природе

 

ЕГЭ Биология 1.1. Биология как наука, методы познания живой природы

Вывод

Набор дисциплин имеет огромное значение для дальнейшего развития практически всех сфер деятельности человека. Знание законов природы и устройства организмов помогает улучшить качество нашей жизни: совершенствовать способы лечения, производить новые медицинские препараты, косметические средства, улучшать качество продуктов питания, сохранить чистоту окружающей среды и многое другое.

uchim.guru

Биология как наука. Изучение природы. Организация живой природы

НАУКАПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Науки, изучающие систематические группы живых организмов
ВирусологияНаука о вирусах
МикробиологияНаука о микроорганизмах
МикологияНаука о грибах
Ботаника (фитология)Наука о растениях
ЗоологияНаука о животных
АнтропологияНаука о человеке
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни
АнатомияНаука о внутреннем строении
МорфологияНаука о внешнем строении
ФизиологияНаука о жизнедеятельности целостного организма и его частей
ГенетикаНаука о наследственности и изменчивости организмов отдельных организмов
Науки, изучающие разные уровни организации всего живого
Молекулярная биологияНаука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне
ЦитологияНаука о клетках
ГистологияНаука о тканях
Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов
ЭкологияНаука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой
БиогеографияНаука о закономерностях географического распространения живых организмов
Науки о развитии живой материи
Биология индивидуального развитияНаука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти
Эволюционное учениеНаука об историческом развитии живой природы
ПалеонтологияНаука о развитии жизни в прошлые геологические времена
Науки, использующие различные методы исследований
Биохимия (на стыке биологии и химии)Наука о химических веществах и процессах в живых организмах
Биофизика (на стыке биологии и физики)Наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах
Прикладные науки
БиотехнологияСовокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов
БионикаРазработка технических устройств по подобию живых систем
РастениеводствоРазработка технологий выращивания сельскохозяйственных растений
ЖивотноводствоРазработка технологий выращивания сельскохозяйственных животных
ВетеринарияРазработка технологий лечения сельскохозяйственных животных

examer.ru

Вопрос 1. История как наука, предмет, методы изучения.

Понятие. Слово «история» происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. Термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особая наука (или комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческого общества и до настоящего времени. Соответственно, главной задачей истории следует считать познание прошлого человечества – познание, необходимое для понимания современного состояния человеческого общества и предвидения его развития в будущем.

В исторической науке имеет место специализация по нескольким принципам:

– по временному (хронологическому) охвату; – по пространственному – по различным сферам человеческой деятельности

Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников; историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю истории). Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методам относятся:

– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;

– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;

– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;

– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;

– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

studfiles.net

3). Уровни научного знания

Природа как совокупность естественных событий и процессов – есть объект науки. События и процессы, открытые наблюдением и описанные, становятся фактами науки. Научное познание осуществляется на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом. Уровни научного мышления различаются по объекту, источникам, способам и результатам исследования.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект – реальные явления и процессы наблюдаемого мира. Типичными способами эмпирического познания являются наблюдение, эксперимент, классификация, измерение. Познание ориентировано на описание явлений. Основной формой знания является совокупность эмпирических обобщений, выражаемых в научных высказываниях. Основой является чувственная познавательная способность.

Теоретическое познание отличается тем, что его объект относится не к эмпирической действительности, а является продуктом идеализации. Для теоретического уровня характерны абстрагирование, идеализация, формализация и др. Знание фиксируется в виде законов, принципов и теорий. Основные методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Это рациональная познавательная способность.

Деление научного познания на эмпирический и теоретический уровни нельзя сводить к соотношению чувственного и рационального познания. Формы как чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), так и рационального (понятия, суждения и умозаключения) используются и в эмпирических, и в теоретических исследованиях.

4). Общая классификация наук

Таблица 1. Классификация наук

По предмету

Науки о природе – Естествознание

Науки об обществе – Гуманитарные и социальные науки

По отношению к практике

Фундаментальные науки

Прикладные науки

Область само­стоятельной научно-теоретической дея­тельности

Технические науки

Математика

Наука как предмет изу­чения (самопо­знание науки)

История науки

Логика научного познания

Психология научного творчества

Социология науки

Философия науки

Вся информация, выработанная обществом, делится на два больших раздела: естественнонаучное знание (знание о том, что существует независимо от человека, в противоположность искусственному, созданному человеком) и гуманитарное знание (знание о человеке). Первое сосредоточено на изучении объекта, природы, второе имеет отношение к самому субъекту и является самопознанием.

Соответственно уровням научного знания различают фундаментальные науки, соответствующие теоретическому уровню, и эмпирические или прикладные науки, соответствующие эмпирическому уровню. Фундаментальный и эмпирический уровни научного познания различаются прежде всего степенью обобщения, «удалённостью» от реальности. Немаловажным является признак «ценности науки». Большинство считает ценной именно прикладную науку, ибо она наиболее динамично реагирует на нужды людей и способствует улучшению их жизни. Задачи прикладного характера ставятся перед учёными извне. Фундаментальные науки, напротив, не имеют немедленного выхода в практику, когда-то её называли «чистой наукой». Фундаментальное знание – это знание ищущее, получение которого нельзя планировать. И, несмотря на то, что обыденное сознание воспринимает фундаментальные исследования менее ценными или даже бесполезными, общество вынуждено поддерживать высокий научный уровень такого знания, поскольку оно «работает» на будущее. А будущее должно быть обеспечено в настоящем.

studfiles.net

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Биология как наука |

Биология – наука, изучающая свойства живых систем.

Однако определить, что такое живая система, достаточно сложно. Поэтому установлено несколько критериев, по которым организм можно отнести к живым. Наиболее важные из этих критериев – обмен веществ (метаболизм), самовоспроизведение, саморегуляция.

 

Биология – это наука.

Понятие наука есть «сфера человеческой деятельности по получению, систематизации объективных знаний о действительности».

У каждой науки есть объект и предмет исследования. В биологии объектом исследования является жизнь.

Предмет изучения науки всегда несколько уже, ограниченнее, чем объект: к примеру, если ученого интересует питание организмов, тогда объектом изучения будет жизнь, а предметом изучения – питание.

Каждая наука, в том числе и биология, пользуется определенными методами исследования. Метод – совокупность приемов получения научного результата.

Некоторые из них универсальны для всех наук, например такие, как наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, построение теорий.

Другие научные методы могут быть использованы только определенной наукой, в биологии это: генеалогический метод, метод гибридизации, метод культуры тканей и т.д.

Биология тесно связана с другими науками – химией, физикой, географией, экологией и т.д.

Собственно биология делится на множество частных наук, изучающих различные биологические объекты: ботаника, зоология, анатомия, физиология, морфология, генетика, систематика, селекция, микология, гельминтология и множество других наук.

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу. Методы науки можно разделить на:

1. Универсальные:

Моделирование – метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (например, Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из отдельных элементов модель – двойную спираль ДНК, отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований).

Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (можно визуально наблюдать за поведением животных, с помощью приборов за изменениями в природе). Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Эксперимент (опыт) – метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения – гипотезы (получение новых знаний с помощью поставленного опыта): скрещивание организмов с целью получения нового сорта или породы, испытание нового лекарства.

Проблема – задача, требующая решения; всегда скрывает какое-то противоречие между известным и неизвестным. Решение проблемы требует от ученого сбора фактов, их анализа, систематизации; ведет к получению нового знания. Сформулировать проблему бывает достаточно сложно, однако всегда, когда есть затруднение, противоречие, появляется проблема.

Гипотеза – предположение, предварительное решение поставленной проблемы; проверяется экспериментально. Выдвигая гипотезы, исследователь ищет взаимосвязи между фактами, явлениями, процессами. Именно поэтому гипотеза чаще всего имеет форму предположения: «если … тогда».

Теория – это обобщение основных идей в какой-либо области знания. Со временем теории дополняются новыми данными, развиваются; могут опровергаться новыми фактами или подтверждаться практикой.

2. Частные научные методы:

Генеалогический – применяется при составлении родословных, выявлении характера наследования признаков.

Исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени.

Палеонтологический – метод, позволяющий выяснить родство между древними организмами, останки которых находятся в разных геологических слоях земной коры.

Центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы; применяется при разделении органоидов клетки, фракций (составляющих) органических веществ и т.д.

Цитологический или цитогенетический – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов.

Биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.
Каждая частная биологическая наука (ботаника, зоология, анатомия и физиология, цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология и другие) пользуется своими частными методами исследования.

in-natura.ru