Таблица история экономической мысли – 1.2. История экономической мысли. Этапы и направления развития экономической теории.

Этапы развития экономической мысли — Мегаобучалка

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕН).

Методы экономических исследований.

Методы экономических исследований

— наблюдение и сбор фактов;

— эксперимент;

— моделирование;

— метод научных абстракций;

— анализ и синтез;

— системный подход;

— индукция и дедукция;

— исторический и логический;

— графический.

Как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический (от греч. empeiria — опыт) характер, т. е. основываются на практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности.

В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально создан-ные и контролируемые условия.

Метод моделирования (от лат. modulus — мера, образец) предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели).

Метод научных абстракций (от лат. abstractio — отвлечение), или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий — так называемых абстракций, или категорий (от греч. Kategoria — признак, обобщение, теоретическое, отвлеченное от конкретности понятие).

Метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Индукция (от лат. inductio — наведение, обобщение) и дедукция (от лат. deductio — выведение) представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оцепить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

Наконец, широкое применение в экономических науках имеет графический (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую) метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков — схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д.

Этапы развития экономической мысли.

Основные этапы развития экономической мысли.

1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

2.Экономическая мысль нерегулируемых рыночных отношений.

3.Экономическая мысль регулируемых рыночных отношений.

4.Экономическая мысль в современных условиях.

1.В своем развитии экономическая наука прошла долгий путь. Остановимся на основных этапах ее формирования. Появление первых экономических концепций связано с именами античных ученых Ксенофонта (430 – 354 гг. до н.э.), автора трактата «Экономикос» и «Доходы», Платона (428 – 347 гг. до н.э.), написавшего «Государство» и «Законы», Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), экономические идеи которого изложены в «Никомаховой этике» и «Политике». Именно трактат Ксенофонта «Экономикос» дал первое название экономической науке: по-гречески «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон. Ксенофонт выявил принципы наилучшего управления рабовладельческим хозяйством, Платон уделил особое внимание проблемам налогообложения, Аристотель был пионером изучения таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал. Он обосновал классификацию всех видов экономической деятельности на естественные (экономика), направленные на удовлетворение насущных потребностей людей (земледелие, ремесло, мелкая торговля) и неестестсвенные (хрематистика), направленные на обогащение, получение прибыли за счет бесчестных крупных торговых, ростовщических и посреднических операций. Аристотель заявлял, что ростовщичество вызывает у него ненависть.

2.Французские учёные Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Тюрго (1727 – 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и только труд сельскохозяйственных работников способен создать доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Учёные – физиократы вместе с представителями английской классической школы (18 век) относятся к классикам политической экономии.

Основоположниками английской классической политической экономии являются Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Рикардо (1772 – 1823). Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического», главная цель которого – увеличение своего богатства, собственная выгода. Но в условиях рыночной экономики существует механизм, который побуждает производителя, стремящегося к собственной выгоде, одновременно приумножать богатство общества. Ведь для того, чтобы товаропроизводитель мог получить прибыль он должен произвести товар хорошего качества и доступный по цене, иначе покупатель приобретёт товар у конкурента.

3.Серьезной критике подвергли основные положения неоклассиков институционалисты, школа которых возникла в конце XIX – начале XX века в США и развивается вплоть до настоящего времени. Институционализм называют «бунтом против формализма» классических и неоклассических традиций, в которых экономические процессы объясняются с помощью небольшого числа формализованных параметров (цена, процент, спрос и др.), а сложная, часто внеэкономическая природа поведения человека и закономерности организации человеческого общества не учитываются. Представителями институционального направления являются Торстейн Веблен (1857 -1929), Джон Коммонс (1862 -1945), Уэсли Митчелл (1874 -1948), Джон Гэлбрейт (род. в 1908). Институционалисты определяют объект экономического исследования как «институты» — структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», по которым в ней протекают процессы. Все институты своими корнями связаны с коллективной психологией общества.

4. Постсоветская Россия сделала ставку на доминирующую на планете рыночную модель развития. Этот исторический поворот вновь вынес на повестку дня вопрос об адекватной отечественным реальностям общей экономической теории. Российское общественное сознание оказалось «зацикленным» на «мэйнстримной» неоклассической парадигме; она стала и идейной основой государственной экономической политики, предопределив главное содержательное наполнение вузовских учебных курсов. При этом были проигнорированы реальности ведущих национальных экономик, являющихся экономиками смешанными, не говоря уже о приоритетных установках соответствующих правительств на защиту национальных интересов, которые можно защитить средствами государственной экономической политики.

megaobuchalka.ru

Этапы развития экономической мысли

В своем развитии
экономическая наука прошла долгий путь.
Остановимся на основных этапах ее
формирования.

Появление первых
экономических концепций связано с
именами античных ученых Ксенофонта
(430 – 354 гг. до н.э.), автора трактата
«Экономикос» и «Доходы», Платона (428 –
347 гг. до н.э.), написавшего «Государство»
и «Законы», Аристотеля (384 – 322 гг. до
н.э.), экономические идеи которого
изложены в «Никомаховой этике» и
«Политике». Именно трактат Ксенофонта
«Экономикос» дал первое название
экономической науке: по-гречески «ойкос»
– дом, хозяйство, и «номос» – правило,
закон. Ксенофонт выявил принципы
наилучшего управления рабовладельческим
хозяйством, Платон уделил особое внимание
проблемам налогообложения, Аристотель
был пионером изучения таких фундаментальных
категорий, как товар, деньги, капитал.
Он обосновал классификацию всех видов
экономической деятельности на естественные
(экономика), направленные на удовлетворение
насущных потребностей людей (земледелие,
ремесло, мелкая торговля) и неестестсвенные
(хрематистика), направленные на обогащение,
получение прибыли за счет бесчестных
крупных торговых, ростовщических и
посреднических операций. Аристотель
заявлял, что ростовщичество вызывает
у него ненависть.

В период раннего
средневековья вся экономическая жизнь
регулировалась нормами религиозно-этического
свойства. Правила хозяйственной жизни,
установление «справедливых цен»,
достижение эквивалентного обмена
опирались на изложенные в Ветхом и Новом
Заветах принципы. Основными представителями
средневековой экономической мысли
являются Августин Блаженный (353 – 430) и
Фома Аквинский (1225 –

1274). Накопление
золота и серебра, торговая прибыль и
ростовщический процент осуждались
канонистами как небогоугодные, т.е.
грешные явления.

Подлинный
расцвет экономической науки начался в
Западной Европе в XV-XVII
вв., в период первоначального накопления
капитала. Прежние духовные ценности,
созданные средневековой церковью, в
результате Реформации уступили место
индивидуалистскому и рациональному
видению мира в духе кальвинизма и
пуританства. Протестантская этика не
осуждала богатство, как прежняя церковь,
а восхваляла его, если оно было результатом
личных усилий и бережливости. В этот
период появилась первая экономическая
школа – меркантилизм.
Предметом изучения меркантилистов была
сфера обращения. Они считали богатством
золото, а источником богатства –
торговлю, а самыми полезными для
государства людьми – купцов. Меркантилисты
выступали за увеличение вывоза товаров
за границу и ограничение их ввоза в
страну. Меркантилисты обосновали
экономическую политику протекционизма.
Наиболее известными меркантилистами
были англичанин Томас Ман (1571 – 1641) и
француз Жан Батист Кольбер (1619 – 1683).
Французский меркантилист Антуан де
Монкретьен (1576 –1621) вошел в историю как
автор следующего названия экономической
теории: «Политическая экономия» Он
впервые использовал его в 1615 г. в «Трактате
о политической экономии». В России на
позициях меркантилизма стоял ученый
И.Т. Посошков (1652 – 1726), а государственную
политику меркантилизма проводил Петр
I.

Французские
учёные Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Тюрго
(1727 – 1781) явились основателями школы
физиократов
,
представители которой считали, что
только земля продуктивна и только труд
сельскохозяйственных работников
способен создать доход, превышающий
затраты. Все другие виды деятельности
(промышленность, торговля) являются
«бесплодными», поскольку они лишь
перерабатывают продукты, не увеличивая
их количество. Учёные – физиократы
вместе с представителями английской
классической школы (18 век) относятся к
классикам политической экономии.
Основоположниками английской классической
политической экономии являются Уильям
Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид
Рикардо (1772 – 1823). Классическая школа
рассматривает человека, прежде всего,
как «человека экономического», главная
цель которого – увеличение своего
богатства, собственная выгода. Но в
условиях рыночной экономики существует
механизм, который побуждает производителя,
стремящегося к собственной выгоде,
одновременно приумножать богатство
общества. Ведь для того, чтобы
товаропроизводитель мог получить
прибыль он должен произвести товар
хорошего качества и доступный по цене,
иначе покупатель приобретёт товар у
конкурента. Таким образом, производитель
должен производить нужные для общества
товары, к этому его ведёт «невидимая
рука», как назвал А. Смит механизм
самонастройки рыночной экономики. Свои
научные взгляды А. Смит изложил в труде
«Исследование о природе и причинах
богатства народов» (1776). У. Петти, А. Смит
и их последователи разработали
экономическую теорию, в основе которой
лежала концепция трудовой стоимости.
Они считали, что богатство создается
не только земледелием, но и трудом всех
других классов. Классики впервые
выдвинули принцип экономического
либерализма, включающий полную
экономическую свободу личности и
свободную конкуренцию.

В
середине XIX
века в Германии возникло альтернативное
классической политэкономии направление
экономической мысли, получившее название
«немецкая
историческая школа
»
К числу ее представителей относятся К.
Книс (1821 – 1898), Г. Шмоллер (1838 – 1917), В.
Зомбарт (1863 – 1940), М. Вебер (1864 – 1920).
Предметом исследования ученых этой
школы было все многообразие
социально-экономических факторов,
определяющих хозяйственную жизнь
общества и экономическое поведение
отдельных индиввидов. Они критиковали
классиков за их абстракции, абсолютизацию
принципов экономического либерализма,
сделали попытку опровергнуть основные
теоретико-методологические упущения
классической политэкономии. В то время
этого сделать не удалось, и в начале ХХ
века эта школа перестала существовать.
Но благодаря этой школе зародилось
социально-историческое направление
экономической мысли, которое впоследствии
развилось в социально-ориентированные
концепции.

В
последней трети XIX
века в Германии появилось еще одно
направление экономической мысли —
марксизм,
которое в значительной степени определило
ход мировой истории в ХХ веке и сыграло
роковую роль в судьбе России. Его
основоположником был великий немецкий
ученый экономист К. Маркс (1818 -1883), На
основе трудовой теории стоимости он
создал учение об эксплуататорском
характере рыночного хозяйства
(капитализма), «краеугольным камнем»
которого было открытие прибавочной
стоимости. Согласно марксистской теории
только труд наёмных рабочих создаёт
богатство общества, а прибыль капиталистов
представляет собой неоплаченный труд
рабочего класса. Внутренние законы
развития капитализма ведут к созреванию
внутри самой капиталистической системы
предпосылок для гибели капитализма и
переходу к социализму. Многие положения
и прогнозы К. Маркса, носившие утопический
характер, не подтвердились практикой
развития капитализма, а попытка
реализовать В.И. Лениным и его
последователями идею Маркса о построении
идеального (коммунистического) общества
в России обернулась неисчислимыми
бедствиями для нашей страны.

Во
второй половине 19 века появилась теория
маржинализма,
её родоначальниками явились англичанин
Уильям Джевонс (1835 – 1882), австрийцы Карл
Менгер (1840 – 1921), Фридрих фон Визер (1851
– 1926) и Евгений фон Бем-Баверк (1851 –
1914) и француз Л. Вальрас (1834 – 1910).

Применяемый ими
метод исследования получил название
субъективно-психологического. Маржиналисты
изучили мотивы поведения потребителя,
и пришли к выводу о связи психологической
ценности того или иного блага для
потребителя с количеством данного
блага, уже имеющегося в его распоряжении.
Разве можно, например, признать равными
полезность одних единственных сапог,
без которых нельзя выйти на улицу, с
полезностью седьмой пары, если есть уже
шесть. Очевидно, что полезность следующих
– восьмой, десятой, сотой пары сапог
будет оцениваться покупателем все ниже
и ниже. На профессиональном языке эта
закономерность получила название закона
«убывающей предельной (маржинальной)
полезности». Открытие этого закона
изменило понятие создаваемого нацией
богатства. Оказалось, что достижением
производителей можно считать не все
то, что они могут произвести, а только
нужное потребителям количество.

Следующее
направление экономической теории
получило название неоклассического.
Его основоположником был английский
экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924). В
1890 г. вышла его книга «Принципы экономики»,
в которой излагалось основное содержание
неоклассической теории и вводилось
новое (уже третье) название экономической
науки «экономикс». Предметом анализа
Маршалла является теория цены, а механизм
ценообразования рассматривается с
точки зрения соотношения спроса и
предложения. Маршаллу удалось «примирить»
классическую политэкономию, которая
считала, что стоимость определяется
издержками производства товара и
маржинализм, считающий, что стоимость
определяется полезностью вещи. Маршалл
показал, что на рынке встречаются две
цены: цена предложения (определяемая
издержками), которую предлагает
производитель и цена спроса (определяемая
полезностью вещи для покупателя), которую
предлагает покупатель. В результате
конкуренции происходит образование
равновесной цены, которая устраивает
как продавцов, так и покупателей.

Серьезной
критике подвергли основные положения
неоклассиков институционалисты,
школа которых возникла в конце XIX
– начале XX
века в США и развивается вплоть до
настоящего времени. Институционализм
называют «бунтом против формализма»
классических и неоклассических традиций,
в которых экономические процессы
объясняются с помощью небольшого числа
формализованных параметров (цена,
процент, спрос и др.), а сложная, часто
внеэкономическая природа поведения
человека и закономерности организации
человеческого общества не учитываются.
Представителями институционального
направления являются Торстейн Веблен
(1857 -1929), Джон Коммонс (1862 -1945), Уэсли
Митчелл (1874 -1948), Джон Гэлбрейт (род. в
1908). Институционалисты определяют объект
экономического исследования как
«институты» — структурные элементы
экономики, определяющие «правила игры»,
по которым в ней протекают процессы.
Все институты своими корнями связаны
с коллективной психологией общества.
Институционалисты рассматривают
человека не изолированного, как в
классической школе, а в зависимости от
его среды поэтому «человека экономического»
они заменили «человеком социологическим»,
находящимся в центре совокупности
общественных отношений, или «человеком
в конкретной ситуации». Эта ситуация,
по мнению институционалистов, состоит
из институтов в самом широком смысле
этого слова, т.е. из совокупности писаных
и неписаных законов, из совокупности
учреждений, административных групп,
которые содействуют её формированию.
К числу институтов относятся такие
явления, как государство, семья, профсоюзы,
общественное мнение, мода, высшее
образование и т.д. Институционалисты
считают, что понять и правильно оценить
тенденции развития общества можно лишь
на путях междисциплинарного анализа,
который, кроме экономики, должен включать
социологию, политологию и др. гуманитарные
услуги. Инстуционалисты выступают за
необходимость ограничений стихийного
развития рынка и государственное
вмешательство. Разработанные
институционалистами инструмены
государственого регулирования были
использованы при выводе США из Великой
депрессии.

Великая депрессия
1929-33 гг. показала неспособность рыночного
механизма обеспечить нормальное
функционирование экономики.

В
этот период появляется новая экономическая
теория, автором которой был англичанин
Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946). В 1936 г. он
опубликовал книгу «Общая теория
занятости, процента и денег», где
обосновал необходимость государственного
регулирования экономики и предложил
механизм этого регулирования. Эта теория
получила название «кейнсианство»,
она была очень популярна вплоть до
последней трети ХХ века. Но кейнсианство
не сумело полностью вытеснить
неоклассический подход. В 70-80 годы 20
века новые направления неоклассики
(монетаризм, новая классическая экономика,
теория общественного выбора) начинают
теснить кейнсианство.

Монетаризм
отводит деньгам решающую роль в
саморегулировании рыночной экономики,
ставит деньги в центр макроэкономической
политики. Главный теоретик монетаризма
Милтон Фридмен (род. в 1912) формулирует
основной принцип монетаризма таким
образом: «Хозяйство пляшет под дудку
доллара, повторяет его танец». Задача
государства в области управления
экономической сводится, с точки зрения
современных монетаристов, к контролю
над эмиссией денег и денежной массой,
достижению сбалансированности
государственного бюджета, установлению
высокого банковского процента для
борьбы с инфляцией.

Монетаристам
противостоят неокейнсианцы и
неоинституционалисты, которые развивают
теории своих основоположников. Лауреат
Нобелевской премии американский ученый
Поль Самуэльсон сделал попытку объединить
современные экономические школы –
осуществил так называемый «великий
неоклассический синтез». Но на этом
история экономической науки не
завершилась. Экономика – это постоянно
развивающаяся наука. Изменяются условия
экономической жизни, появляются новые
подходы к ее изучению, формируются новые
научные школы.

8

studfiles.net

Основные этапы развития экономической мысли




Поиск Лекций




Краткий курс лекций.


Экономика и экономическая теория.

В системе общественных отношений ведущее место принадлежит экономическим отношениям. Экономика возникла существенно раньше, нежели экономическая наука. Сам термин «экономика» впервые был введен в научный оборот мыслителями Древней Греции. Он включает сочетание двух греческих слов: «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – учение, закон. То есть в дословном переводе экономика означает законы, искусство управления домашним хозяйством. В современных условиях этот термин трактуют более широко, чем его буквальный перевод, поскольку экономика имеет дело с законами не одного лишь домашнего хозяйства, а всего общества в целом.

Экономика связана, прежде всего, с производством материальных благ. Причем она возникает не просто из производства, а из общественного производства – производства, по поводу которого люди вступают в общение друг с другом. Экономика ныне означает совместно организованное производство как процесс, удовлетворяющий потребности людей в разнообразных благах с учетом их предварительного распределения, обмена и потребления; она воплощает общеисторическую связь производства и потребления, составляет материальную основу общества.

В настоящее время термин «экономика» употребляется в разных значениях: 1) экономика как исторически конкретная совокупность общественных отношений между людьми, связанная с их хозяйственной деятельностью. В зависимости от характера этих отношений, форм собственности, принципов ведения хозяйства различают традиционную, командную, рыночную экономику; 2) экономика как хозяйственная система (отдельного человека, семьи, предприятия, региона, страны, группы стран или всего мира), обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания необходимых жизненных благ; 3) экономика как отрасль знаний, сложная система экономических наук, занимающаяся изучением законов развития общества, выработкой практических рекомендаций в различных сферах человеческой деятельности.

Экономическая жизнь общества сложна и противоречива. И именно экономическая наука призвана помочь понять, как функционирует реальная экономика, способствовать выбору таких политических решений и действий, которые позволяют ориентировать развитие общества в нужном направлении. Сама экономическая наука представлена в виде соответствующей структуры, поэтому можно говорить о системе экономических наук. Основу этой системы образует ее теоретическая часть – экономическая теория1.



В системе экономических наук выделяются общие (общеэкономические) и конкретные науки. К общим наукам относят экономическую теорию, историю экономических учений, историю экономики, теорию управления экономикой и др. Конкретные экономические науки изучают определённые сферы хозяйственной жизни общества. Они классифицируются по межотраслевому (функциональному) признаку – финансы, кредит, денежное обращение, ценообразование, бухгалтерский учет, маркетинг и др.; отраслевому – экономика той или иной отрасли хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.п.; территориальному (региональному, страноведческому) признаку – экономика отдельных стран, регионов и т.п1.

Основные этапы развития экономической мысли

Экономическая мысль, начиная с Древнего мира, развивалась под решающим воздействием интересов общественных сил. Новые идеи порождались социально-экономическими и политическими проблемами своего времени.

Первый, самый длительный по времени, этап развития экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории и охватывает Древние цивилизации, Эллинизм, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.), эпоху Средневековья вплоть до конца XVII в. В первой половине этого этапа, соответствовавшего эпохе Древних цивилизаций, для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых воззрений. В социально-философских трактатах отдельных лиц, сводах законов, договорах, текстах Торы, Ветхого и Нового Завета, позже – Корана, в основном рассматриваются проблемы функционирования хозяйства, управления, ответственности за собственность.




Второй подэтап пришелся на период разложения феодализма и формировался в основном на европейском континенте и отчасти в Северной Америке. Ведущее учение того времени – меркантилизм. Эпоха Возрождения изменила прежние социальные идеалы, породила новые представления о богатстве, его природе и причинах. Меркантилизм явился экономико-теоретическим обоснованием формирования и развития национального государства, его функций. Меркантилисты, будучи представителями торговцев и выражая их интересы, выдвигали идеи обогащения науки, видели богатство нации в росте золота, денег.

Вслед за меркантилизмом появилось учение физиократов (дословно – «власть природы»), считавших, что богатство возникает естественным путем, и «матерью богатства» выступает природа, сельскохозяйственное производство, дававшее в те времена (XVIII в.) практически весь национальный продукт. Источником богатства была объявлена не деятельность по обмену, а труд в земледелии и его результат, названный «чистым продуктом».

Вслед за меркантилистами и физиократами на историческую сцену выходит классическая школа политической экономии, идеи которой не потеряли своего значения до наших дней. Расцвет этого направления пришелся на XVIII в., особенно его вторую половину и начало XIX в. Первым представителем этого направления считают Вильяма Петти, главными фигурами – Адама Смита и Давида Рикардо, а завершителем – Джона Ст. Милля. В работах А. Смита и Д. Рикардо особенно четко показаны роль труда как созидателя богатства, выработаны основные понятия экономической науки (цена, разделение труда, стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как целостная система, как особая отрасль знаний.

В канун XIX в. произошла французская буржуазная революция, затем в первой его трети наблюдался скачок в развитии производительных сил, связанный с промышленным переворотом. Одновременно формируется промышленный пролетариат, происходят его первые классовые битвы (1830, 1848).

Все это создало благоприятную почву для появления марксизма – радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы – социализма. Этой теории, получившей по имени своего создателя название «марксизм», суждено было в ХХ в. стать государственной идеологией для трети человечества и в конце века потерпеть крушение вместе с мировым социализмом и распадом СССР.

В последней трети XIX в. в рамках немарксистской политэкономии была предпринята и увенчалась успехом «маржиналистская революция», суть которой сводилась, во-первых, к модификации предмета экономической теории: от труда – к полезности, от производства – к потреблению, от объективного – к субъективному, и, во-вторых, к применению нового, математического метода и принципа предельных величин, равновесия, оптимума. Возникают австрийская школа предельной полезности (К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк) и другие школы маржинализма в Англии (У. Джевонс), во Франции (А. Курно, Л. Вальрас), в Германии (Н. Тюнен, Г. Госсен). Затем пришла вторая волна маржинализма в конце XIX в., создавшая обновленную систему категорий и законов, получившую название «Экономикс».

ХХ век начался с мирового кризиса (1900), скачка концентрации промышленности и банков, качественных изменений в переделе сфер влияния и вывозе капитала, а вскоре и первой мировой войной. Капитализм эпохи свободной конкуренции сменился эпохой империализма. Все эти сдвиги в общественной жизни привели к возникновению новых экономических теорий, школ и направлений.

Одним из заметных среди них явилось институциональное направление. Суть его состояла в критике капитализма и попытке его реформирования (практическая функция), а также в критике «Экономикс» и его методологии — маржинализма за излишнюю формализацию, абстрактность и догматизацию постулата о рыночном равновесии и совершенной конкуренции в эпоху обозначившихся трансформационных сдвигов. За счет включения в предмет исследования экономической науки проблем исторической динамики, социологии, права и т.п. институционалисты приблизили экономическую теорию к жизни, к социально-экономической политике.

В первой трети ХХ в. возникло еще одно направление западной экономической мысли – так называемая «теория регулируемой экономики», или, по имени ее создателя Дж. М. Кейнса, кейнсианство. Следует учитывать, что маржиналисты недостаточно адекватно «реагировали» и на новую стадию развития капитализма, и на факт усиления государственного регулирования экономики в период первой мировой войны, и на Октябрьскую революцию в России, и на первые пятилетки, и на Великую депрессию (мировой экономический кризис 1929-1933 гг.). Все эти события никак не соответствовали их представлениям о роли и месте рынка, внутренней сбалансированности экономики через механизм спроса и предложения и др. Налицо были масштабные «провалы рынка». Все это и привело к появлению кейнсианской теории вмешательства государства в экономику.

В современной экономической мысли Запада возрастает удельный вес глобальных теорий «открытой экономики», увеличивается число специальных теорий – экономики благосостояния, региональной экономики, теории развития и др. Основные теоретические течения обогатились идеями посткейнсианства, «рациональных ожиданий», человеческого капитала, политэкономии прав собственности и т.д. Под влиянием поражения СССР в холодной войне распалась мировая система социализма, переживает глубокий кризис марксизм. Его возрождение как «неомарксизма» в будущем, по-видимому, возможно в синтезе с социал-демократическими воззрениями.





Рекомендуемые страницы:







poisk-ru.ru

1.2. История экономической мысли. Этапы и направления развития экономической теории.

Экономическая
наука не является сводом застывших
обобщений и догм. Она прошла длительный
путь своего становления, развиваясь
вместе с

обществом,
отражая в теоретических построениях
изменения в экономической жизни общества,
уточняя или отказываясь от устаревших
представлений и приходя к новым.

Этапы становления
экономической теории отражают специфику
хозяйственной деятельности той или
иной эпохи, представляют попытку ее
теоретического осмысления с целью
выработки практических рекомендаций,
направленных на преодоление проблем и
противоречий экономического развития.

Познание становления
экономической теории необходимо для
адекватного восприятия современной
экономической реальности и дальнейшего
развития экономических знаний.

Знакомство со всем
разнообразием экономических концепций
является непременным условием формирования
экономической культуры.

1.2.1. Зарождение экономической мысли. Развитие экономической теории в работах меркантилистов, физиократов и представителей классической политической экономии. Вклад медиков в экономическую теорию

Когда человек
впервые задумался над тем, почему горит
огонь или гремит гром? Вероятно, много
тысяч лет назад. Столь же давно он,
видимо, стал задумываться над явлениями,
составлявшими экономику первобытного
строя. Уже в этот период первобытные
люди имели определенные представления
о ведении хозяйства, об отношениях,
складывающихся между членами общины в
процессе добывания и распределения
благ, обмена произведенными продуктами.
Однако эти представления еще не выделялись
в самостоятельную область знаний, а
являлись составной частью мировоззрения
людей вообще.

Первые попытки
теоретически осмыслить экономические
явления общества обнаруживаются в
работах мыслителей Древнего мира, прежде
всего стран Древнего востока, считающихся
колыбелью мировой цивилизации. Так
древнеиндийские мыслители отмечали
классовое неравенство, основанное на
частной собственности, а в трудах
древнекитайских ученых, особенно
Конфуция, проводилось различие между
физическим и умственным трудом,
высказывалась мысль о социальном
равенстве людей, о необходимости владения
землей не только представителями знати,
но и простолюдинов.

Дальнейшие
попытки расширить экономические знания
можно обнаружить в трудах таких великих
представителей древнегреческого
общества, как Ксенофонт, Платон,
Аристотель.

В
истории экономической науки первым
экономистом стал, по сути, Аристотель.
Он впервые предпринял попытку определить
некоторые экономические категории,
пытался найти основу соизмерения
продуктов труда, рассматривая обмен
эквивалентов. Разделение людей на рабов
и свободных он полагал естественным и
считал, что рабы должны заниматься
тяжелой физической работой.

Однако
как наука, то есть система знаний о
хозяйственной деятельности людей,
выражаемая с помощью экономических
категорий и экономических законов,
экономика начала формироваться в
XVI-XVIII
вв.

Это
был период великих географических
открытий, захвата колоний, роста городов,
но самое главное – разложения феодализма
и зарождения капиталистических отношений.

В этот период
экономические знания накапливаются и
объединяются под названием политическая
экономия, под которой понималась наука
о законах ведения домохозяйства.

Первый
значительный вклад в экономическую
науку внесли меркантилисты. Меркантилизм
стал главным направлением экономической
политики и экономической мысли в
XVI-XVIII
вв. Если попытаться предельно кратко
выразить его сущность, то она сводится
к следующему: в экономической политике
– всемерное накопление драгоценных
металлов в стране и в государственной
казне; в теории – поиски экономических
закономерностей в сфере обращения
(торговле, денежном обороте). Важнейшим
представителем меркантилистов был
Томас Манн. Как

подлинный
меркантилист богатство он видит
преимущественно в его денежной форме,
в форме золота и серебра. Капитал он
представляет себе только в виде денег.
Источником богатства, по мнению
меркантилистов, являлась торговля.
Исходя из этого меркантилисты считали,
что торговлей должны заниматься купцы
не только внутри страны, но, что не менее
важно, государству необходимо поощрять
международную торговлю с обязательным
превышением экспорта над импортом,
используя меры протекционизма. Это
должно обеспечивать приток иностранной
валюты в страну. Развитие производства,
согласно взглядам Т. Манна необходимо
лишь для того, чтобы расширять торговлю.

В
России представителями школы меркантилизма
был боярин А.Л. Ордин-Нащокин и сторонник
преобразований Петра I
выходец из крестьян, ставший в последствии
купцом И.Т. Посошков.

Меркантилизм
не стал подлинно научной экономической
теорией, поскольку изучал внешние
хозяйственные формы, ограничиваясь
описанием видимости их проявления, не
в состоянии исследовать глубинных
закономерностей экономического развития.
Однако для своего времени он был
прогрессивным явлением, поскольку
способствовал развитию международной
торговли, развитию производительных
сил, становлению капиталистического
способа производства. Меркантилизм как
направление в экономической теории
сошел со сцены в начале XVIII
в. в связи с развернувшейся промышленной
революцией и развитием фабричной
индустрии.

Под
влиянием промышленного переворота
меняются и экономические взгляды людей.
Они переходят к анализу внутренних
закономерностей капиталистического
способа производства и поискам
экономических законов его развития.
Особое место в развитии экономической
теории как науки в этот период занимает
английский врач Уильям Петти. Наряду с
французом Буагильбером он явился
родоначальником классической (подлинной)
политической экономии, которая стала
научной теорией. Жизнь У. Петти была
интересной и необычной. Получив
медицинское образование в университете,
У. Петти занялся медицинской практикой.
Он был довольно успешным медиком, имел
солидную клиентуру. К тому же его имя
стало известно всей стране после того,
как он был назначен одним из участников
казни через повешение девушки, по мнению
правосудия, совершившей тяжкое
преступление, в качестве врача, который
должен был удостоверить факт казни.
Однако веревка оборвалась и У. Петти
воспрепятствовал продолжению казни, а
позже он доказал невиновность осужденной.

В
дальнейшем, после освоения медицинской
профессии, У. Петти забывает, что он
врач. Ему становится тесно в рамках
своей профессии и его гибкий ум обращается
к экономике и политике. Он исследует
такие экономические понятия, как
стоимость, рента, заработная плата,
разделение труда. Заслуга У. Петти
состоит в том, что он впервые объявил
источником богатства труд и землю.
Известно его изречение о том, что труд
есть отец богатства, а земля его мать.
У. Петти также заложил основы такой
экономической науки, как статистика.
Кроме У. Петти экономической наукой
успешно занимались и другие медики:
Барбон, Мандевиль, Кенэ. Это объясняется
следующим: медицина в XVI-XVIII
вв. была единственной естественнонаучной
специальностью и привлекала людей
мыслящих и энергичных.

В
частности, французский врач Франсуа
Кенэ (медик Людовика XV)
и его соотечественник Тюрго создали
классическую французскую политическую
экономию. Кенэ и Тюрго стали основателями
такого течения экономической мысли,
как физиократия (термин придумал Кенэ
и в этом сказалось его медицинское
образование). Физиократия переводится
как «власть природы». В чем же особенности
взглядов физиократов? Они считали, что
богатство общества создается только в
земледелии. Деньги трактовали как
бесполезное богатство, объявляя их
только посредником в обмене, тем самым
отрицая основополагающий тезис
меркантилистов. Источником богатства
они объявили не просто труд в земледелии,
а превышение произведенного продукта
над потребленным в сельском хозяйстве.
Этот избыток продукции над издержками
ее производства меркантилисты назвали
«чистым продуктом», открыв таким образом,
производство прибавочного продукта,
являющегося основой экономического
роста. Этим они показали, что богатство
общества создается не в обращении, а в
сфере производства. В этом заслуга
физиократов. На таких же позициях стояли
и другие видные классики политэкономии:
А. Смит и Д. Риккардо. Ошибка Кенэ и других
представителей физиократии заключается
в том, что из экономического анализа
они исключили промышленность. Почему
физиократы обнаружили прибавочный
продукт только в земледелии? Потому,
что там процесс производства прибавочного
продукта в значительной степени выглядит
как результат действия естественных
сил природы.

Заслуга Ф. Кенэ
заключается также в том, что он создал
«Экономическую таблицу», в которой
показал необходимость соблюдения
пропорций создаваемого общественного
продукта, что является условием его
бесперебойного воспроизводства. Эти
идеи Кенэ нашли отражение при составлении
межотраслевых балансов народного
хозяйства в СССР. Таким образом, Ф. Кенэ
заложил основы макроэкономики.

Подводя
итоги развития классической политэкономии
следует подчеркнуть, что ее главным
достижением явилась разработка трудовой
теории стоимости. Исследуя источники
богатства, наиболее яркие ее представители
А. Смит и Д. Риккардо приходят к выводу,
что источником богатства является труд.
В наиболее законченном виде это
утверждается в трудах Д. Риккардо.

И,
наконец, еще одной важнейшей заслугой
классиков (особенно А. Смита) стало то,
что они научно раскрыли роль рынка как
сложной системы организации общественного
хозяйства. А Смит выделил механизм
конкуренции, дал ему образное название
«невидимой руки», которая незримо
управляет поведением всех экономических
агентов.

В
России идеи физиократов разделял П.И.
Пестель – участник восстания декабристов,
считавший источником богатства нации
труд в земледелии. Полагал, что для
повышения благосостояния страны
необходимо дать землю всем, кто готов
ее обрабатывать.

Н.А.
Бестужев и Н.И. Тургенев считали, что
для процветания России мало наделить
всех желающих землей. Необходимо
уничтожение крепостничества и
деспотической власти как главного
тормоза экономического развития России.

Русскими
представителями классической политической
экономии можно считать Н.С. Мордвинова
и М.М. Сперанского, которые выступали
за необходимость развития в России
промышленности и превращения ее в
аграрно-индустриальную страну. По мнению
М.М. Сперанского основа независимости
и благосостояния России связана с
разработкой природных богатств, развитием
просвещения, промышленным освоением
новых территорий России.

Следующий этап в
развитии экономической теории связан
с именем великого немецкого экономиста
К. Маркса, экономические идеи которого
вошли в историю экономической мысли
под названием марксизм. Развивая теорию
трудовой стоимости, К. Маркс провел
исследование товарного производства
вообще и его капиталистической формы
с тем, чтобы раскрыть сущность
капиталистической системы хозяйствования
и определить исторические границы ее
развития. Исследование экономических
законов капиталистического общества
К. Маркс проводил с позиций пролетариата,
что явилось основой разработки им
концепции социализма как новой
экономической системы. Она представлена
совокупностью социалистических
принципов: общественная собственность
на средства производства, отсутствие
эксплуатации наемного труда, равная
плата за равный труд, всеобщая и полная
занятость, ведение хозяйства по единому
плану.

Идеи
марксизма в России стали распространяться
в 70-х годах XIХ
в. Наиболее яркие их представители –
Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Ленин). Г.В.
Плеханов в своих работах осуждал
имущественное расслоение общества,
усиливавшееся по мере развития
капитализма, что явилось главной причиной
неприятия и критики им капитализма.

Поддерживал
политическую борьбу против капитализма,
явившись основателем РСДРП и газеты
«Искра». Выступал за уничтожение частной
собственности.

В.И.
Ульянов (Ленин) развил учение Маркса
применительно к новым историческим
условиям существования капитализма.
Полагал, что в конце XIХ
– начале ХХ вв. капитализм вступил в
свою последнюю стадию – империализм,
развитие противоречий которого неизбежно
приведет к социализму. Руководил
Октябрьским переворотом в ноябре 1917 г.
разработал основные этапы социалистического
преобразования общества – ликвидацию
частной собственности, индустриализацию,
кооперацию крестьянства, достижение
более высокого, чем при капитализме,
уровня производительности общественного
труда.

За ликвидацию
частной собственности на землю выступал
крупный советский экономист А.В. Чаянов,
разработавший теорию развития кооперации
в сельском хозяйстве в России. Был против
перекачки средств из сельского хозяйства
на нужды ускоренной индустриализации,
чем вызвал недовольство Сталина, был
арестован и расстрелян.

Попытка построить
социалистическое общество впервые была
предпринята в СССР. При этом идеологи
социализма опирались на догматическое
изложение главных идей марксизма, что
оказало плохую услугу этому великому
учению.

Развитие
экономической теории во второй половине
XIХ
в. во многом шло под знаком идейной
борьбы с марксизмом. Главным ее результатом
стало создание нескольких теорий на
базе новой идеологии – маржинализма
(от англ. Marginal
– предельный). Они дали начало практически
всем современным экономическим теориям
стран Запада.

Представители
маржинализма попытались создать новую
теорию стоимости на основе предельной
полезности благ. Согласно последней,
их ценность определяется ограниченностью,
редкостью и пользой, которую может
принести последний экземпляр товарного
запаса. Таким образом, в объяснении
проблемы стоимости (а значит, и цены)
закладывались субъективные и
психологические оценки полезности благ
со стороны индивидуального потребителя.
На основе этого экономисты «американской
школы» создали теорию (популярную и
сейчас) «предельной производительности
факторов производства», согласно которой
с последовательным увеличением фактора
(при неизменности других) его
производительность падает. Таким
образом, маржиналисты пытались объяснить
динамику прибыли, ренты, процента и
зарплаты. Маржинализм опирается на
количественный анализ и использует
экономико-математические методы и
модели.

studfiles.net

История экономической мысли (Г. М. Гукасьян, 2008)

Вопрос 11 Экономические идеи Ф. Кенэ. Его работа «Экономическая таблица»

Франсуа Кенэ (1694–1774) – французский экономист, основоположник школы физиократов. Он родился в деревне Мерэ, недалеко от Версаля, в семье крестьянина, занимавшегося мелкой торговлей. До 11 лет Кенэ не знал грамоты. Однако природный ум, настойчивость и тяга к знаниям помогли ему в 1718 г. сдать экзамен на звание врача, в 1744 г. получить ученую степень доктора медицины, а затем стать придворным врачом при Людовике XV. Проблемами экономики он стал заниматься в 60 лет, успев написать такие замечательные работы, как «Экономическая таблица» (1758), «Физиократия» (1765–1767), «Общие правила экономического управления сельскохозяйственным государством» (1767)и др.

Одно из центральных мест в учении Кенэ занимает теория «чистого продукта». В марксистском понимании – это прибавочная стоимость, в современной терминологии – национальный доход, исчисляемый как разность между валовым национальным продуктом (ВНП) и израсходованными в течение года на его создание материальными затратами. Еще одно достижение Кенэ – первое в истории экономической мысли глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли капитал с деньгами, то Кенэ акцентирует внимание на материальном богатстве. Он вводит в научный оборот два важных понятия – «первоначальные авансы» (основной капитал, функционирующий в течение ряда лет) и «ежегодные авансы» (в современной терминологии – оборотный капитал). Он смог доказать, что в движении находится и тот и другой капитал.

Следующая заслуга Ф. Кенэ – учение о производительном и непроизводительном труде. Производительным он называл труд на земле, создающий чистый продукт. Остальные виды труда – непроизводительные. На основе деления труда на производительный и непроизводительный Кенэ разработал концепцию деления общества на классы.

Вершиной экономического учения Ф. Кенэ стала теория воспроизводства, изложенная им в «Экономической таблице». Это был первый в истории научный анализ кругооборота хозяйственной жизни, т. е. общественного воспроизводства, и первый опыт макроэкономического анализа.

Будучи врачом по образованию, он считал общество организмом и различал в нем здоровье (норму) и болезнь (патологию). Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо «не деньги копить, а развивать сельское хозяйство», т. е. производительно трудиться.

По словам К. Маркса, «Экономическая таблица» – это «попытка, сделанная… в период детства политической экономии, была в высшей степени гениальной идеей, бесспорно, самой гениальной из всех, какие только выдвинула до сего времени политическая экономия».[5] В таблице нашли отражение основные стороны экономической теории Кенэ: его учение о «чистом продукте» и капитале, о производительном и непроизводительном труде, о классах. Существуют два основных варианта «Таблицы»: «Экономическая таблица» 1758 г. («Зигзаг доктора Кенэ») и «Экономическая таблица» 1766 г. (арифметическая формула «Экономической таблицы»). На рис. 1 представлен второй вариант.

Рис. 1. Арифметическая формула «Экономической таблицы» Ф. Кенэ (1766 г.)

В качестве предпосылок анализа берутся следующие условия: 1) во всех провинциях земледельческой страны господствует крупное фермерское хозяйство. Фермеры, представляющие собой производительный класс, выплачивают ренту земельным собственникам; основной капитал фермеров составляет 10 млрд ливров, оборотный капитал, подлежащий воспроизводству в течение одного года (цикла), – 2 млрд ливров; 2) цены неизменны; 3) имеет место простое воспроизводство; 4) Кенэ абстрагируется от обращения в пределах одного класса; 5) все покупки и продажи, осуществляющиеся между разными классами, рассматриваются как единое целое; 6) Кенэ абстрагируется и от внешнего рынка.

Все эти предпосылки и абстракции вполне правомерны. Действительно, от колебаний цен возможно было абстрагироваться, так как учет изменений цен лишь усложнил бы решение проблемы воспроизводства, не внося в него никаких принципиально новых моментов. Следовало абстрагироваться и от внешнего рынка, так как внешняя торговля практически ничего не дает для анализа воспроизводства общественного капитала.

Вполне обосновано и то внимание, которое Кенэ уделял анализу простого воспроизводства, поскольку взаимосвязь и возможность реализации продукции различных отраслей могут быть показаны на примере простого воспроизводства. В выяснении взаимосвязей и взаимной обусловленности отраслей народного хозяйства, а также основных пропорций между ними и состоит главная трудность при решении проблемы воспроизводства. Кроме того, в условиях стагнации экономики Франции во второй трети XVIII в. на первый план выдвигалась проблема обеспечения хотя бы простого воспроизводства.

Анализируя общественное воспроизводство, Кенэ вполне правильно исходил из деления капитала по стоимости и по натурально-вещественной форме (сельскохозяйственный капитал, промышленный капитал).

Большое значение имело выделение основного и оборотного капитала (первоначальных и ежегодных авансов). Сильной стороной анализа воспроизводства и обращения всего общественного капитала в «Экономической таблице» было также то, что Кенэ исходил из обращения товарного капитала.

Исходным моментом кругооборота общественного капитала в «Экономической таблице» является конец уборки урожая.

В начале обращения фермеры (производительный класс) располагают продукцией стоимостью в 5 млрд ливров (что примерно соответствовало фактической стоимости валовой продукции земледелия во Франции в тот период). Предполагается, что эта продукция состоит из сырья (1 млрд ливров) и продовольствия (4 млрд ливров). Часть земледельческой продукции стоимостью в 2 млрд ливров представляет собой ежегодные авансы (оборотный капитал). Поэтому в обращение поступает лишь оставшаяся часть продукции стоимостью в 3 млрд ливров (2 млрд ливров – продукты питания; 1 млрд ливров – сырье), так как часть, соответствующая оборотному капиталу (продовольствие, сырье и т. д.), реализуется в пределах класса фермеров.

Процесс обращения общественного капитала включает в себя как неполное обращение (осуществляющееся между двумя классами), так и полное обращение (между всеми тремя классами). Он происходит следующим образом.

1. Земельные собственники расходуют 1 млрд ливров на покупку у фермеров продовольствия, в результате чего землевладельцы получают продовольствие на 1 млрд, а фермеры – 1 млрд деньгами.

2. Еще 1 млрд ливров земельные собственники расходуют на покупку у «бесплодных» мануфактурных товаров. При этом земельные собственники получают промышленные изделия на 1 млрд, а «бесплодные» – 2 млрд деньгами.

3. Полученный 1 млрд ливров «бесплодные» тратят на покупку у производительного класса продовольствия. Таким образом, «бесплодные» получают на 1 млрд продовольствия, а «производители» – 1 млрд деньгами.

4. Производительный класс 1 млрд ливров, поступивший от «бесплодных», тратит на покупку у последних средств производства, так что промышленники получают 1 млрд деньгами, а фермеры – на 1 млрд мануфактурных товаров.

5. «Бесплодные» покупают на полученный 1 млрд ливров сырье у производительного класса. В результате этого 1 млрд ливров деньгами поступает к фермерам, а сырье на 1 млрд ливров – к промышленникам. На этом реализация общественного продукта заканчивается.

В результате всех этих актов обращения земельные собственники получили «чистый продукт». Производительный класс приобрел нужные средства производства (орудия труда) на 1 млрд ливров, что соответствует износу основного капитала, реализовал на 2 млрд продовольствия и на 1 млрд ливров сырья. Кроме того, фермеры получили 2 млрд ливров деньгами (первый миллиард был получен в результате 1-го акта обращения от собственников, а второй – в ходе 5-го акта обращения от «бесплодных»). Таким образом, у фермеров есть деньги для уплаты арендной платы земельным собственникам. «Бесплодный» класс также реализовал все свои изделия.

Конечно, «Экономическая таблица» не была лишена серьезных недостатков. В частности, в ее основу была положена теория «чистого продукта», страдавшая многочисленными пороками, а также неправильная социально-классовая структура общества. Возникает и проблема возмещения средств производства, потребленных «бесплодным» классом, ибо весь произведенный продукт они реализуют другим классам. Однако этим нисколько не умаляется значение «Экономической таблицы» как первого опыта научного анализа основных народно-хозяйственных пропорций.

Конец ознакомительного фрагмента.

kartaslov.ru

Краткая история развития экономической мысли





ТОП 10:







Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин «экономика» происходит от слова «ойкономия», которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей – Ксенофонта (430-355 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Буквально оно означает «домоведение» (от

«ойкос» — дом, домашнее хозяйство и «номос» — учение, закон). «Ойкономия» — это свод правил и практических советов по управлению домашним хозяйством, представляющим основную хозяйственную единицу древности и раннего средневековья.

Образование централизованных государств в средние века потребовало осмысления процесса функционирования общенационального, государственного хозяйства. В 1615 г. француз Антуан Монкретьен опубликовал «Трактат политической экономии», в котором содержались советы королю Людовику XIII, как управлять государственным имуществом, чтобы обеспечить процветание государства. С этого времени берет начало наука «политическая экономия», что означает в переводе с греческого «искусство государственного управления экономикой» (politikē– искусство управления государством). Название это было выбрано Монкретьеном с определенной целью противопоставить современный ему взгляд на экономику как на теорию общественного хозяйства воззрениям древних, понимавших под этим словом управление разрозненными частными хозяйствами.

Первой научной школой эпохи первоначального накопления капитала, одним из представителей которой являлся Монкретьен, был меркантилизм(от итальянского «мерканте» – торговец, купец). Сущность учения меркантилистов заключается в том, что богатство государства возрастает за счет внешней торговли. Они утверждали, что благосостояние людей зависит от золота, за которое все можно купить, и поэтому богатеют те государства, которые поощряют вывоз товаров и ввоз золота. Советуя ограничивать импорт товаров и проводить политику протекционизма, меркантилисты считали, что «делание денег» – определяющий мотив любой деятельности людей, а самые полезные для государства люди – торговцы, приносящие в страну золото.



Однако со временем, по мере развития капиталистических отношений, становилось все более очевидным, что сама по себе торговля, будучи по сути процессом обмена товара на товар с помощью денег, не может обеспечить приращения богатства. Развитие торговли все больше ограничивается и определяется производством, в связи с чем начинается бурное развитие мануфактур. Внимание экономистов переключается на сферу производства. Наибольшее значение в развитии экономической теории этого периода имели труды Вильяма Петти (1623-1686). Именно он впервые объяснил возникновение богатства взаимосвязью труда и земли (природы). Во все учебники вошло его знаменитое изречение: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать». Что касается торговой деятельности, то купцы, по мнению В. Петти, «не доставляют никакого продукта, а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих туда и назад кровь и питательные соки государственного тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности»*.

Дальнейшее развитие этой идеи нашло свое отражение в учении физиократов (от греческого выражения, означающего «власть природы»), которое базировалась на том, что истинным богатством нации являются не деньги, а продукты сельского хозяйства. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ, придворный врач и протеже госпожи де Помпадур, в 1758 году опубликовал знаменитую «Экономическую таблицу», о которой один из его сподвижников сказал, что наряду с изобретением письменности и денег она представляет собой третье из главных изобретений человеческого ума. Таблицы Кенэ явились первой попыткой проанализировать весь процесс воспроизводства общественного продукта.

Физиократы считали, что только земля продуктивна, что только она может дать чистый продукт, т.е. обеспечить доход, превышающий затраты. Прочие виды деятельности, включая промышленность и торговлю, являются «бесплодными», так как они перерабатывают продукты, не приумножая их.

Экономическая мысль в Англии, которая в своем промышленном развитии значительно опережала Францию, придала еще большее значение роли труда в экономике. Согласно ей богатство народов создается производительным трудом, который существует не только в сельском хозяйстве, поэтому ключ к богатству народов лежит в создании условий для производительного труда. Но кто обеспечивает эти условия? Предприимчивые люди. Следовательно, главная задача власти заключается во всемерной поддержке предпринимателей, создании им условий «наибольшего благоприятствования» со стороны государства. Государство должно снять все ограничения с предпринимательской деятельности, создать простор для «естественного хода» на основе частной собственности и свободной конкуренции на рынке. Общественное производство подчиняется своим «естественным законам», которые не могут быть отменены правительством. Такая политика получила название «фритредерской» (от английского free trade – свободная торговля).




Самым видным представителемклассической школы буржуазной политической экономии был Адам Смит, опубликовавший в 1776 году всемирно известный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его вклад в экономическую науку имеет непосредственное значение вплоть до настоящего времени: он развил трудовую теорию стоимости, высказав положение, что единственным источником стоимости является труд, причем в образовании стоимости участвует не только живой, но и овеществленный труд, т.е. «перенесенная стоимость» примененных средств производства.

А. Смит — классический идеолог свободной конкуренции. Его идея о существовании в экономике «саморегулирующего естественного механизма», вопреки всем случайностям восстанавливающего «естественный порядок», благодаря «невидимой руке», широко применяется и в современных теориях.

По мнению А. Смита, постоянное и одинаковое у всех людей стремление улучшить свое положение – это основной фактор, способный обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения, вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации, подобно тому как некая неизвестная людям жизненная сила организма восстанавливает здоровье и силу, вопреки не только болезни, но и нелепым предписаниям врача. Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей.

Давид Рикардо (1772-1823) продолжил и развил идеи А. Смита. Его труды представляют собой вершину английской классической буржуазной политической экономии. Рикардо выступил идеологом промышленной буржуазии в ее борьбе с земельной аристократией в период промышленного переворота. Развивая учение Смита о трудовой природе стоимости, Рикардо доказал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества – заработной платы, прибыли, процента и ренты. Он также пришел к выводу, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд рабочего.

Создание трудовой теории стоимости явилось результатом более чем полуторавековых исследований классической политической экономии, которая, по мнению К. Маркса, начинается с Вильяма Петти в Англии и Буагильбера во Франции и завершается в Англии трудами Рикардо, а во Франции – Сисмонди. Опираясь на достижения классической буржуазной политической экономии, К. Маркс при непосредственном творческом участии Ф. Энгельса развил трудовую теорию стоимости и показал происхождение прибавочной стоимости как исторической формы прибавочного продукта и форм ее проявления: прибыли, процента, ренты.

В 30-е годы прошлого века на смену классической буржуазной политической экономии появились теории, в совокупности названные вульгарной политической экономией. Ее основатели и первые, наиболее видные представители – Т. Р. Мальтус, Ж. Б. Сэй, Дж. Милль, Н. У. Сениор. Название этого научного течения происходит от латинского vulgaris, что значит «простой, обыкновенный». Оно отражает тот факт, что его представители ограничиваются описанием и поверхностной классификацией внешней видимости экономических процессов, не раскрывая их сущности. Рассмотрения вопросов развития экономических отношений, их непостоянства и неизбежного отмирания вульгарная политическая экономия принципиально избегает.

Успехимарксизма, обосновавшего историческую обреченность класса буржуазии и ставшего инструментом борьбы рабочих за свои экономические и политические права, вызвали к жизни теории, призванные доказать, в противовес марксизму, непреходящую «естественную», а значит вечную природу капитализма. Карл Менгер, Бем-Баверк и Фридрих фон Визер в 70-80-е годы прошлого столетия положили началотеории предельной полезности, или маржинализму. Обе школы – марксизм и маржинализм — лежат в основе всех современных экономических теорий, поэтому в данном кратком историческом очерке нет необходимости раскрывать их содержание.

На рубеже ХIХ и XX веков антагонизм между трудом и капиталом достиг своего апогея. Наступательная позиция рабочего класса в теории выразилась вленинизме с его ярко выраженной убежденностью в паразитизме и загнивании капитализма. В.И. Ленин обосновал практическую возможность создания общества без капиталистов, т.е. социалистического общества, а также выработал организационные принципы управления таким обществом.

Растерянность обороняющегося класса буржуазии охарактеризовалась возникновением множества экономических школ и теорий, первоначально ищущих выхода из проблем, вызванных общим кризисом капитализма, посредством микроэкономического анализа, и нашедших его в теории государственно-монополистической экономики, выразившейся наиболее отчетливо вкейнсианстве.

В период государственного противостояния двух систем по мере бюрократизации социалистического государства творческий марксизм стал вырождаться в марксизм догматический. Между тем буржуазные теории продолжали строить оборонительные укрепления, долженствующие доказать вечность и незыблемость капитала. К их числу относятся изучаемые ныне в Россиимикроэкономика, макроэкономика и объединяющая их в единую наукуэкономикс. Характерным общим признаком этих теорий, как повелось со времени перехода от классической буржуазной политической экономии к вульгарной, является отрицание определяющей роли труда в создании общественного богатства и подмена анализа сложного взаимодействия системы общественных экономических отношений спекулятивными теориями рыночного обмена.

Кризис социализма вполне доказал несостоятельность догматического марксизма. Но ущербность современных рыночных теорий тоже очевидна. Их главным недостатком является то, что они, по выражению американского экономиста Роберта Карсона, «идеализируют несуществующую реальность», т.е. неправомерно отрываются от реальной действительности и, что особенно недопустимо, абстрагируются от социальной среды, в условиях которой осуществляются рыночные отношения. По мнению другого известного американского экономиста, Джона Гэлбрейта, экономикс, оставаясь в узких рамках рыночного микро- и макроанализа, абстрагирующегося от реальностей социально-политической жизни, перестает быть наукой и превращается в «консервативно используемую систему верований, претендующую на наименование наукой». Помимо того, как показал итальянский экономист Пьеро Сраффа, маржиналистские теории заработной платы, прибыли, ренты и цен страдают серьезными методологическими недостатками, вызывающими критику изнутри, с позиций самих рыночных подходов к экономике.

 











infopedia.su

Основные этапы развития экономической мысли

Экономическая
мысль, начиная с Древнего мира, развивалась
под решающим воздействием интересов
общественных сил. Новые идеи порождались
социально-экономическими и политическими
проблемами своего времени.

Первый,
самый длительный по времени, этап
развития экономической мысли относится
к доиндустриальному периоду истории
и охватывает Древние цивилизации,
Эллинизм, Римскую империю (IV тысячелетие
до н.э. – V в. н.э.), эпоху Средневековья
вплоть до конца XVII в. В первой половине
этого этапа, соответствовавшего эпохе
Древних цивилизаций, для экономической
мысли была характерна ее недифференцированность
от религиозной идеологии и политико-правовых
воззрений. В социально-философских
трактатах отдельных лиц, сводах законов,
договорах, текстах Торы, Ветхого и
Нового Завета, позже – Корана, в основном
рассматриваются проблемы функционирования
хозяйства, управления, ответственности
за собственность.

Во
второй половине этого этапа,
соответствовавшего средневековью
(V-XVII вв.) было два подэтапа. Первый (V-XV
вв.) характеризуется развитием взглядов
по таким проблемам, как сословное
положение, вопросы владения землей и
распределения доходов, отношения
корпоративного типа (соседские общины,
городские коммуны, ремесленные цеха,
купеческие гильдии, монастырские и
рыцарские ордена и т.д.). Политическая
власть находилась в руках светских и
церковных феодалов (собственников
земли), огромную роль играли традиции,
и господствовало религиозное
мировоззрение. Основными теоретиками
были схоласты, экономические идеи
черпались также из ересей (например,
равенство, обязанность трудиться,
осуждение продажи индульгенций),
требований крестьянских восстаний,
раннеутопических социалистических
идей.
Второй подэтап пришелся на
период разложения феодализма и
формировался в основном на европейском
континенте и отчасти в Северной Америке.
Ведущее учение того времени –
меркантилизм. Эпоха Возрождения изменила
прежние социальные идеалы, породила
новые представления о богатстве, его
природе и причинах. Меркантилизм явился
экономико-теоретическим обоснованием
формирования и развития национального
государства, его функций. Меркантилисты,
будучи представителями торговцев и
выражая их интересы, выдвигали идеи
обогащения науки, видели богатство
нации в росте золота, денег.
Вслед за
меркантилизмом появилось учение
физиократов (дословно – «власть
природы»), считавших, что богатство
возникает естественным путем, и «матерью
богатства» выступает природа,
сельскохозяйственное производство,
дававшее в те времена (XVIII в.) практически
весь национальный продукт. Источником
богатства была объявлена не деятельность
по обмену, а труд в земледелии и его
результат, названный «чистым продуктом».

Вслед
за меркантилистами и физиократами на
историческую сцену выходит классическая
школа политической экономии, идеи
которой не потеряли своего значения
до наших дней. Расцвет этого направления
пришелся на XVIII в., особенно его вторую
половину и начало XIX в. Первым представителем
этого направления считают Вильяма
Петти, главными фигурами – Адама Смита
и Давида Рикардо, а завершителем –
Джона Ст. Милля. В работах А. Смита и Д.
Рикардо особенно четко показаны роль
труда как созидателя богатства,
выработаны основные понятия экономической
науки (цена, разделение труда, стоимость,
капитал, продукт и его структурные
части, рента и т.д.). Сама экономическая
теория впервые предстала как целостная
система, как особая отрасль знаний.
В
XIX в. экономическая теория имеет уже
довольно сложную систему, порождая
направления и школы как внутри
классической политэкономии, так и во
вне – ее антипода «пролетарскую
политэкономию».
В канун XIX в. произошла
французская буржуазная революция,
затем в первой его трети наблюдался
скачок в развитии производительных
сил, связанный с промышленным переворотом.
Одновременно формируется промышленный
пролетариат, происходят его первые
классовые битвы (1830, 1848). Начались (с
1825г.) кризисы перепроизводства,
колониальные завоевания, стали
формироваться национальные государства.

Все это создало благоприятную почву
для появления марксизма – радикальной
экономической теории, трактовавшей
ход истории как классовую борьбу,
обосновывавшей экономическую
необходимость экспроприации
экспроприаторов, заложившей теоретический
фундамент коммунистической
общественно-экономической формации и
ее первой фазы – социализма. Этой
теории, получившей по имени своего
создателя название «марксизм», суждено
было в ХХ в. стать государственной
идеологией для трети человечества и в
конце века потерпеть крушение вместе
с мировым социализмом и распадом СССР.

В
последней трети XIX в. в рамках немарксистской
политэкономии была предпринята и
увенчалась успехом «маржиналистская
революция», суть которой сводилась,
во-первых, к модификации предмета
экономической теории: от труда – к
полезности, от производства – к
потреблению, от объективного – к
субъективному, и, во-вторых, к применению
нового, математического метода и
принципа предельных величин, равновесия,
оптимума. Возникают австрийская школа
предельной полезности (К. Менгер, Ф.
Визер, Е. Бем-Баверк) и другие школы
маржинализма в Англии (У. Джевонс), во
Франции (А. Курно, Л. Вальрас), в Германии
(Н. Тюнен, Г. Госсен). Затем пришла вторая
волна маржинализма в конце XIX в., создавшая
обновленную систему категорий и законов,
получившую название «Экономикс».

ХХ
век начался с мирового кризиса (1900),
скачка концентрации промышленности и
банков, качественных изменений в
переделе сфер влияния и вывозе капитала,
а вскоре и первой мировой войной.
Капитализм эпохи свободной конкуренции
сменился эпохой империализма. Все эти
сдвиги в общественной жизни привели к
возникновению новых экономических
теорий, школ и направлений.

Одним
из заметных среди них явилось
институциональное направление. Суть
его состояла в критике капитализма и
попытке его реформирования (практическая
функция), а также в критике «Экономикс»
и его методологии — маржинализма за
излишнюю формализацию, абстрактность
и догматизацию постулата о рыночном
равновесии и совершенной конкуренции
в эпоху обозначившихся трансформационных
сдвигов. За счет включения в предмет
исследования экономической науки
проблем исторической динамики,
социологии, права и т.п. институционалисты
приблизили экономическую теорию к
жизни, к социально-экономической
политике.

После
второй мировой
войны — это
течение во многом проявилось в теориях
«народного капитализма», «государства
всеобщего благоденствия» и «нового
индустриального общества». Сторонники
этого направления стали называться к
середине ХХ в. социал-институционалистами.
Некоторые из них разрабатывали теорию
конвергенции – сближения двух
социально-политических систем,
капитализма и социализма, в некую
непротиворечивую общность.

В
первой трети ХХ в. возникло еще одно
направление западной экономической
мысли – так называемая «теория
регулируемой экономики», или, по имени
ее создателя Дж. М. Кейнса, кейнсианство.
Следует учитывать, что маржиналисты
недостаточно адекватно «реагировали»
и на новую стадию развития капитализма,
и на факт усиления государственного
регулирования экономики в период первой
мировой войны, и на Октябрьскую революцию
в России, и на первые пятилетки, и на
Великую депрессию (мировой экономический
кризис 1929-1933 гг.). Все эти события никак
не соответствовали их представлениям
о роли и месте рынка, внутренней
сбалансированности экономики через
механизм спроса и предложения и др.
Налицо были масштабные «провалы рынка».
Все это и привело к появлению кейнсианской
теории вмешательства государства в
экономику.

Вторая
половина ХХ в. и особенно его последняя
треть ознаменовались переходом НТР в
научно-технологический этап, трансформацией
капитализма в постиндустриальную
стадию, интернационализацией экономических
процессов, вторым по глубине мировым
экономическим кризисом 1974-1975 гг. Эти
процессы отодвинули кейнсианство на
второй план, возродив либеральную
экономическую доктрину, идеи
разгосударствления, «социального
рыночного хозяйства» как отражающие
реальность социально-экономической
жизни.

В
современной экономической мысли Запада
возрастает удельный вес глобальных
теорий «открытой экономики», увеличивается
число специальных теорий – экономики
благосостояния, региональной экономики,
теории развития и др. Основные
теоретические течения обогатились
идеями посткейнсианства, «рациональных
ожиданий», человеческого капитала,
политэкономии прав собственности и
т.д. Под влиянием поражения СССР в
холодной войне распалась мировая
система социализма, переживает глубокий
кризис марксизм. Его возрождение как
«неомарксизма» в будущем, по-видимому,
возможно в синтезе с социал-демократическими
воззрениями.

Вопрос
4,5,
Основные
типы экономических укладов эпохи
Древнего мира и Средневековья. Особенности
экономических воззрений в трад. обществах
Древнего мира и средневековья

§
1. Экономическая мысль древнего мира

В
древнем мире еще в четвертом тысячелетии
до нашей эры, когда появились первые
древневосточные государственные
образования и установились государственные
формы управления рабовладельческой
экономикой, началась систематизация
экономической мысли в экономическую
теорию, принимаемую обществом в качестве
руководства к действию в осуществлении
хозяйственной политики. Поэтому не
случайно принято считать, что экономическая
наука зародилась именно на Древнем
Востоке — в колыбели мировой
цивилизации.
Уже тогда в недрах
натурального хозяйства восточного
рабства («азиатского способа производства»)
с присущим ему активным участием
государства в экономических процессах
неумолимо расширялись масштабы
товарно-денежных отношений и становились
псе более злободневными проблемы
сосуществования государственной,
общинной и частной собственности. В
дальнейшем на протяжении первого
тысячелетия до нашей эры необходимость
осмысления сути экономических категорий
и законов проявила себя не менее остро
и в государствах классического
(античного) рабства.
Общая
черта экономической мысли древнего
мира 
состоит
в стремлении сохранить приоритет
натурального хозяйства, осудить с
позиций нравов, морали и этики крупные
торгово-ростовщические операции,
нарушающие якобы эквивалентный и
пропорциональный характер обмена
товаров по их стоимости и не соответствующие
открытому разумом и охраняемому
гражданскими законами «естественному
порядку». Причем выразителями подобного
рода воззрений и в древневосточных и
в античных странах были, как правило,
мыслители (философы) и отдельные
правители рабовладельческих государств.

Экономическая
мысль Древнего Востока. Вавилония

Из
дошедших до наших времен ранних
письменных источников — памятников
экономической мысли цивилизаций
Древнего Востока наиболее известным
является так называемый кодекс законов
Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем
Хаммурапи (1792-1850 до н.э.)1. В тот период
в этом государстве Месопотамии,
расположенном в междуречье Тигра и
Евфрата, возникла реальная угроза
сохранению его устоев и, возможно,
суверенитета, ибо быстрое развитие
здесь товарно-денежных отношений
сопровождалось резким сокращением
поступлений налогов в казну и
соответственно ослаблением государственных
структур и особенно армии. Консолидировавший
общество и экономическую жизнь
старовавилонского государства кодекс
Хаммурапи внешне был нацелен на то,
чтобы «сильный не притеснял слабого».
Фактически же закрепленные в нем
правовые нормы жестко регламентировали
натурально-хозяйственные основы, увязав
их не только с экономической
ответственностью.
Так, за покушение
на частную собственность мерой пресечения
виновного могли стать обращение в
рабство либо смертная казнь. Попытки
увести чужого раба, а последний
приравнивался к имущественному
богатству, также сурово карались, т.е.
вплоть до смертной казни. Своеобразные
требования государство узаконило в
части «снижения» тяжести кабалы и
рабства за долги, а также ростовщичества.
К примеру, царские воины и другие
граждане — вавилоняне по «новым»
законам, впредь не лишались своих
земельных наделов за долги; отдавая
(или продавая) за долги в рабство свою
жену, сына или дочь, отцу семейства
гарантировалось «законом», что по
истечении трех лет члена его семьи
освободят и одновременно аннулируется
долг; масштабы ростовщичества были
«упорядочены» так, что предел денежной
ссуды не должен был превышать 20%, а
натуральной ссуды — 33%.

Экономическая
мысль античного рабства. Древняя Греция

Лучшие
достижения экономической мысли античного
(классического) рабства были достигнуты
в V-IV вв. до н.э., а самым известным
представителем этого периода является
древнегреческий философ Аристотель
(384—322 до н.э.)2. Этот автор, будучи
убежденным идеологом сложившихся в
его стране натурально-хозяйственных
отношений, смог значительно больше
других своих современников (Ксенофонта,
Платона и др.) углубиться в конкретные
экономические проблемы и разработать
оригинальнейший по тем временам проект
идеального государства.
Согласно
проекту Аристотеля естественные «законы
природы» обусловливают деление общества
на свободных и рабов и их труда на
умственный и физический. При этом
оригинально то, что все виды хозяйства
и деятельности людей (будь то: свободные
граждане, выполняющие управленческо-контрольные
функции, или земледельцы, скотоводы,
ремесленники, торговцы) рассматриваются
в нем с точки зрения используемых каждым
сословием способов жизнеобеспечения
и приобретения богатства и относятся
либо к естественной сфере — экономике, либо
к неестественной сфере —хрематистике.
Экономика
в суждениях Аристотеля представлена,
прежде всего важнейшей и почетной
деятельностью людей в земледелии, а
также теми, кто занят ремеслом и мелкой
торговлей. Ее цель — удовлетворение
насущных жизненных потребностей
человека, и поэтому она должна быть
объектом заботы государства. Хрематистику
мыслитель сравнивает с беспечным
искусством наживать состояние посредством
крупных торговых сделок для перепродажи
и ростовщических операций. Ее цель
беспредельна, так как главное в этой
сфере — «обладание деньгами».
В
концепции об экономике и хрематистике
очевидна недвусмысленная позиция
Аристотеля как сторонника натурального
хозяйства. Идеализируя в рамках этой
концепции модель рабовладельческого
государственного устройства, он как
бы искусственно «упрощает» важнейшие
элементы хозяйственной жизни. Например,
по Аристотелю, «в действительности
вещи столь различные не могут стать
соизмеримыми». Отсюда «5 лож — 1 дому»
потому, что их соизмеримость достигается
якобы только благодаря деньгам. Сами
же деньги, как наиболее «удобный в
обиходе» товар, возникли, по мысли
философа, не стихийно, а как результат
соглашения между людьми и «в нашей
власти», чтобы они (деньги) стали
«неупотребительными». 
К «издержкам»
аристотелевской концепции об экономике
и хрематистике следует отнести также
двойственную характеристику обмена.
Речь идет о том, что в одном случае обмен
расценивается им как акт удовлетворения
потребности и позволяет трактовать
потребительную стоимость товара как
категорию сферы экономики, а в другом
случае — наоборот: обмен символизирует
акт наживы и дает основание меновую
стоимость товара считать категорией
сферы хрематистики.
Наконец, с позиций
этой же концепции Аристотель демонстрирует
своенеприятие
крупной торговли и ссудных
операций, 
тенденциозно
анализируя этапы эволюции форм торговли
и денежного обращения. В частности,
такие ранние формы торговли, как прямой
товарообмен и товарообмен посредством
денег, он относит к сфере экономики, а
движение торгового капитала, т.е. когда
товарообмен осуществляется с приращением
первоначально авансированных на эти
цели денег, — к сфере хрематистики.
Аналогично трактует Аристотель свое
отношение к формам денежного обращения,
относя функции денег по отображению
меры стоимости и средства обращения к
сфере экономики, а их применение как
средство накопления прибыли, т.е. в
качестве ростовщического капитала, —
к сфере хрематистики. По словам
Аристотеля, ростовщичество «с полным
основанием вызывает ненависть» и
является «по преимуществу противным
природе» потому, что «оно делает сами
денежные знаки предметом собственности,
которые, таким образом, утрачивают то
свое назначение, ради которого они были
созданы: ведь они возникли ради меновой
торговли, взимание же процентов ведет
именно к росту денег»3.

studfiles.net