Таблица функции религии – К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА РЕЛИГИИ В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

14. РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Религия (от лат religo — связывать, привязывать, заплетать) — это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию его «Я»

из религиоведческих дисциплин на сегодняшний день выделяют: философию религии, социологию религии, психологию религии, историю религии, феноменологию религии (с 1-й четверти XX в.), с середины XX в. теологию религии. Спектр религиоведческих дисциплин может быть расширен за счет направлений: политологии религии, юриспруденции религии, культурологии религии, геософии, историософии религии и т. д.Ван дер Леув: для познания религиозного опыта следует использовать метод интроспекции, эмпатии – вживания. Религиоведение предстает как дескриптивная дисциплина.

Понятие

Религия — это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

Структура религии

В структуре религии выделяют: 

1. религиозное сознание; 

2. религиозную деятельность; 

3. религиозные организации. 

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

    a. уровень идеологии

    b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный.

2. Религиозная деятельность: a. внекультовая— осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.

К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.). 

3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь — широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта — возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация — возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.

Функции религии

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же — играть прямо противоположную роль.

Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня — от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия «социальная функция» и «социальная роль» религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой — безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.

Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь построена по иерархическому принципу и характеризуется открытым членством. Члены церкви делятся на духовенство и мирян. Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Лидерство в секте устанавливается по харизматическому принципу.

Для деноминации свойственен акцент на «избранности» членов, признается возможность духовного возрождения каждого верующего. Действует принцип строго контролируемого членства, предписывается особая активность в религиозной сфере. Деноминациям присуща четкая организация. Примерами деноминаций в Республике Беларусь могут быть такие крупные протестантские объединения, как Объединенная церковь христиан веры евангельской. Союз евангельских христиан-баптистов.

Харизматический культсоздаётся на основе объединения последователей и приверженцев какой-то определённой личности (вожака, вождя, лидера) признающей себя саму и признаваемой другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Некоторые нетрадиционные религии формируются и развиваются как харизматические культы.

Религиозные отношения – это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов – господства и подчинения.

Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими посредниками могут быть:

а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;

б) индивид или группа лиц , выступающих как облада­тели особого дара, например, священники;

в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общаться с Богом.

Тип религий

Основное направление

Краткая характеристика

Родоплеменные

Анимизм

Культ на основе веры в одушевление живой и неживой природы

Тотемизм

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства растений и животных, которые считаются прародителями рода или клана

Фетишизм

Культ на основе веры в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов

Магия

Вера в способность сверхъестественным образом воздействовать на природу и других людей

Национальные

Индуизм, иудаизм, син­тоизм, конфу­цианство, зороастризм, даосизм и др.

Религии привязаны к определенному этническому ареалу, в период своего расцвета являлись государственными

Мировые

Буддизм: хинаяна, махаяна, ваджраяна, дзен-буддизм

Религия спасения, отрицающая мир

Христианство: католицизм, православие, протестантизм

Положительная религия спасения

Ислам: суннизм, шиизм

Религия нравственности

Синкретические

Кибангизм, вуду, сантерия, палерия, каоданзм, (каодаи), растафари

Догматика и культ на основе слияния разнородных религиозных элементов, принадлежащих к разным этническим культурам

Мето религии – религия соревнуется с наукой.

Религия в социологии М.Вебера Исследования Вебера в области религии начались с работы «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) разрабатывал свою теорию религии на основе изучения тотемизма в Австралии (“Элементарные формы религиозной жизни”, 1912 г.). Он связывает религию не с социальным неравенством или властью, а с обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия существования, она отвечает важным социальным потребностям. Источник религии – само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира.

Вильгельма Вундта (1832-1920), объединенные в десятитомную монографию «Психология народов», опубликованную в (1873-1874). Вундт выдвинул оригинальную идею о том, что высшие мыслительные процессы находят свое отражение в таких культурных явлениях, как язык, миф и религия, и могут быть поняты посредством исторических и этнографических методов изучения. Под влиянием воззрений немецкого философа Артура Шопенгауэра Вундт предположил, что основу психики человека составляют эмоции и волевые акты; религия также основана на эмоциях и аффектах, в первую очередь — на чувстве страха и надежды. Вундт пытался реконструировать отдаленное прошлое религий, рассматривал процесс их эволюции из простейших нерелигиозных явлений.

Фрейд внес значительный вклад в психологию религии, выдвинув целый ряд оригинальных идей, наиболее важными из которых являются: концепция религии как коллективного невроза; теория происхождения тотемизма, а по существу, религии вообще; исследования истории Моисея.

Эрих Фромм, очень широко понимавший религию и религиозность, в своей статье «Психоанализ и религия» заметил в связи с этим, что нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — в системе ориентации и объекте для служения; но это ничего не говорит нам о специфическом контексте ее проявления. Фромм утверждал, что человек может поклоняться животным, и тд, религия, как забота о практическом и полезном. Фромм подчеркивал, что вопрос не в том, есть р или нет, но в том, какого рода р: такая, которая способствует человеческому развитию, раскрытию собственно человеческих сил, или которая эти силы парализует.

Мирча Элиаде тоже разделял все существующее на священное и мирское Священное и мирское противоположны друг другу, однако время от времени священное проявляет себя в объектах природы, людях, животных, растениях, материал ных вещах, действиях и т.п. Подобные проявления священного получили в М Элиаде название иерофаний По мнению М Элиаде, феноменология религии в отличие от истории религии, которая ограничивается традиционным описанием иерофан й, должен применить сравнительно-типологический метод к их изучению, и выявить фундаментальные структуры и наиболее устоявшиеся значения проявлений священного

Р Отто пришел к выводу, что в основе религии лежит религиозное услышите уття Это чувство является не врожденной качеством, а скорее способностью, пробуждается в человеке во время религиозных поисков Это религиозное чувство-чувство священного ужаса воплощается в образ бестелесной при мари В истории религии призраки обращаются на героев, демонов или богов, вокруг которых со временем возникает религиозный культ и религиозная организацииізація.

studfiles.net

Тема 4. Функции и классификация религии.

Под функциями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе. В литературе в качестве наиболее существенных выделяют следующие функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, легитимирующая, интегративная и культурно-транслирующая.

Обратим внимание на значимость мировоззренческой функции, которая является основной. Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека, смысла его существования, идеала и т.д. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла бытию поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т.п.

Религия выполняет специальную компенсаторную функцию восполняя ограниченность, зависимость бессилие людей как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе. Социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании. Разобщенность и изоляция сменяются братством в общине. Безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.

Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближними» — второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Внекультовые деятельность и отношения также обеспечивают общение верующих.

Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная система и как основа общественно санкционированных способов поведения религия определенным образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей и тем самым реализует регулятивную функцию.

Легитимирующая функция религии состоит из обоснования, освящения, придания законного характера определенному типу общественного порядка и государства. Общество обращается к авторитету религии, чтобы сделать свои требования значимыми для своих членов, передавать от одного поколения к другому те правила и нормы, которые оно предъявляет каждому отдельному человеку

Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

Важной функцией религии является культурно-транслирующая, позволяющая человеку приобщиться к культурным ценностям и традициям, в появлении и развитии которых религиозный фактор играл либо определяющую, конституирующую, либо значительную роль.

Классификация религий. Сколько всего религий существует в мире, доподлинно не знает никто. Чаще всего речь идёт о тысячах разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в современном мире с давних времен. Естественно, что возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов, независимо от времени или места их существования. Прежде всего можно говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм и т.п.), национальных (иудаизм, индуизм, зороастризм) и мировых (христианство, буддизм, ислам.), религиях естественных и религиях откровения.

Типологизацию и классификацию религий можно делать по разным основаниям. По основанию историко-культурному (хронологическому) все известные религии делятся на два типа: архаические религии и религии цивилизованных обществ. По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога) — на дотеистические и теистические. Существует разделение религий по составу пантеона на политеистические, т.е. религии, в которых налицо почитание нескольких богов, например древнегреческая и древнеримская религии, и монотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам. В системе классификации религии можно выделить группу природных (естественных) религий. Для этих древних религий характерно то, что человек находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий — буддизм. Однако, как правило, эти религии политеистические.

В отличие от них христианство, ислам и иудаизм, имеющие общий корень — Ветхий Завет, в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению. В этих религиях главное внимание уделяется нравственные идеям. Часто эти религии называют нравственными, или духовными.

На смену первобытным и древним этническим и региональным религиям приходят мировые религии. Они имеют ряд особенностей: в них в наиболее полном и завершенном виде присутствует монотеизм, представление о едином Боге как творце мира и законодателе людей. Кроме этого, окончательно складывается единая, целостная система догматов вероучения, среди которых ведущее значение отводится учению о загробном воздаянии. Автономная община как преобладающая форма религиозной организации на этапе этнических и религиозных религий сменяется гораздо более централизованной и масштабной организацией – церковью, состоящей из мирян и священнослужителей. Но главная особенность мировых религий заключается в их наднациональном характере. Люди объединяются в религиозную организацию как единоверцы, независимо от национальной, государственной, языковой и социальной принадлежности. Эта характерная черта мировых религий тесно связана с их особенностью: вера в единого Бога как раз и подразумевает, что он является Богом для всех людей. Именно благодаря этой особенности мировые религии, собственно, и получили своё название.

Религиозная статистика утверждает, что в начале ХХ1 века к числу последователей мировых религий – буддизма, христианства, ислама – относят себя больше половины населения планеты: каждый третий житель земного шара является христианином (33% населения). Каждый шестой – мусульманином (19% населения), а каждый восемнадцатый – буддистом. (6% населения).

Литература основная

Аринин Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академический проект, 2004.

Зеленков М.Ю. Религиоведение / Конспект лекций в схемах. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

Низовский А.Ю. У истоков мировых религий – М., — 2002.

Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория история и современные религии: Курс лекций. — 2-е изд. испр. и доп.— М., 2001.

Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.

Литература дополнительная

Религиоведение хрестоматия: (для высш. учеб. заведений) / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова — М, 2000.

studfiles.net

Понятие, структура, функции религии


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

 

 

Понятие:Религия — это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования.

Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

 

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

 

Структура религии

 

В структуре религии выделяют:

 

1. религиозное сознание;

2. религиозную деятельность;

3. религиозные организации.

 

Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

 

a. уровень идеологии

b. уровень психологии.

Для психологии религии типичны два вида отношения к религии как таковой: беспристрастный подход, или подход теологический.

1. С первой точки зрения, следует принципиально отказаться от выяснения вопроса об истинности или ложности религиозных представлений, как таковых, что выходит за пределы компетенции психологии как науки. Так было решено на XV Всемирном психологическом конгрессе.

2. С теологической точки зрения, само существование религиозных верований, встреча в них человека с Богом, объясняется действительной наличием сверхъестественного (священного, божественного) — вне природного мира, что окружает человека, находящегося в глубинах самой человеческой души.

 

Современная психология религии имеет множество направлений и множество самостоятельных школ:

 

· Объективно-идеалистический подход — религиозность индивида иммаментна присуща его сознанию, так как источник последнего есть Бог (Р.Отто, М.Шеллер и др.).

· Индивидуально-психологическая или субъективистская точка зрения – религиозность определяется биологической потребностью (Дж.Коу) или внутренней психологической потребностью отдельного индивида в вере (Г.С.Холл, Э.Д.Старбек, Д.А.Леуба). К этому же направлению можно отнести психоанализ.

· Социально-исторический или объективистский (материалистический) подход – под воздействием условий жизни создаются определенные психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозным верованиям (Б.Малиновский, Д.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, К.Маркс и др.)

 

Психология религии – наука, в которой действует принципобъективности:

· Когда в среде исследователей выделились крайние полюса: «агрессивно религиозные» и «агрессивно антирелигиозные» позиции, Т.Флурнуа, чтобы нейтрализовать данное явление, предложил в своей книге «Принципы религиозной психологии» идею об исключении «коэффициента трансцендентной реальности», т.е. вопроса о существовании Бога.

· Психология религии является той областью психологической науки, которая поставляет материал ученым, специализирующимся в других ее областях, дает модель целостного существования, позволяющего учитывать в структуре личности все ее стороны и аспекты (взаимосвязь соматических, летальных, психических, духовных слоев).

· Также эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления.

 

Корни религии

В настоящее время мало кто возражает против понимания религии как одной из форм общественного сознания.

С психологической точки зрения, «основным объектом психологии религиикак раздела социальной психологии является обыденное религиозное сознание широких масс верующих или религиозная психология как один из элементов обыденного сознания в целом».

Социальная функция религии состоит в том, чтобы заставлять членов группы поддерживать общие надежды и тем самым укреплять социальные связи. Религия выступает в качестве своего рода «обезболивающего средства» от многих социальных невзгод и неурядиц. В значительной мере эта функция сохраняется до сих пор, однако теперь ее уже следует рассматривать как социально-психологическую функцию.

 

При рассмотрении психологических корней религии выделяют четырех группы факторов:

· Во-первых, это способность человеческого сознания к формированию достаточно абстрактных понятий.

· Во-вторых, это неосознанные компоненты мышления и деятельности.

· В-третьих, это человеческие эмоции.

· В-четвертых, это психологическая дихотомия «мы»—«они», лежащая в основе формирования всех человеческих общностей.

 

Анализ специальной литературы показывает, что принято выделять пять основных социально-психологических функций религии.

Основной функцией религии в социально-психологическом контексте безусловно является интегрирующая функция. Интегрирующая функция сплачивает единоверцев. Психологическая основа такого сплочения — «мы-сознание», стимулирующее ощущение единства, взаимосвязи людей, принадлежащих к данной общности.

Интегрирующая функция религии обычно поддерживается соответствующей системой обрядов и ритуалов (таких как коллективная молитва), подкрепляющих «мы-сознание», чувство принадлежности к данной религиозной общности. Здесь интегрирующая функция смыкается с другой, коммуникативной функцией религии.

Участие в религиозных обрядах удовлетворяет потребность людей в общении. Его центром часто как раз и является церковь, мечеть, молитвенный дом или иное место для собраний верующих. Коммуникативная функция религии — это своеобразный компенсаторный механизм по отношению к свойственному современному обществу феномену массового отчуждения. Это же связано с проявлениями еще одной, компенсаторной функции религии.

Компенсируя эту зависимость, религия объясняет непонятные закономерности общественного развития «божьим промыслом» и «божественной волей». Это дает надежду на вмешательство Бога, на его помощь. В свою очередь, желание воздействовать на Бога, заставить его помочь разрешить те или иные проблемы пронизывает всю религиозную деятельность верующих.

Религия выполняет и важную мировоззренческую функцию. Она всегда выступает как основа системы ценностей и в обществе в целом, и в сознании отдельного человека. Догматы религии — это итог, результат систематизации непосредственного опыта, реальных и иллюзорных представлений, которые формируются массовым сознанием. В своей «организованной» форме они вновь воздействуют на массовое сознание, помогая человеку не только соединять свои знания об окружающей действительности в цельную и относительно непротиворечивую «картину мира», но и выбирать правильную линию поведения.

В этом проявляется тесная связь мировоззренческой функции религии с другой, регулятивной функцией. Последняя проявляется в том, что религия реально регулирует поведение людей в обществе, создает и поддерживает систему норм и правил жизни.

 

Психология веры

Бесспорным является то, что наиболее кратко, четко, жестко и последовательно сущность веры определил римский ранне христианский богослов Тертулли-ан: «Верую, потому что абсурдно». Эта формула навсегда защитила веру от доводов разума.

«Вера — это чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства. Оно является обязательным компонентом структуры религиозного сознания и, следовательно, минимумом религии» (Платонов, 1975).

Вера — это, как правило, утверждение без каких бы то ни было доказательств. (Букин В. Р. Социальная психология и религия. // Проблемы общественной психологии. М, 1962. С. 355. )

Религиозные представления рождаются не в сознании отдельного человека, они не являются итогом анализа собственного опыта людей. Они внедряются в их сознание в готовом виде. Поэтому любые попытки анализа убивают веру. Поэтому вера и анализ нетерпимы друг к другу.

Вера —по сути, и есть психологическая готовность к заражению, внушению и подражанию. Одновременно это есть и результат внушения, заражения и подражания. Это базовый элемент всей структуры восприятия и усвоения суггестивных воздействий и одновременно результат таких воздействий.

Чувство веры, как это свойственно любой эмоции, поддается действию «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения». Вера легко образует массу верующих. И наоборот, в массе легко распространяется и укрепляется вера, часто достигая уровня неудержимого аффекта и принимая форму религиозного экстаза.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

функции религии

Южноукраинский национальный педагогический

университет

им.К.Д.Ушинского

Религия. Корни и функции

Работу выполнила:

студентка 3 курса 3 группы

факультета иностранных языков

Сариогло Ирина

Преподаватель:

Виноградова Н.М.

Одесса-2015

План:

1.Функции религии

2.Корни религии

      1. Функции религии

Понимание религии как социального института невозможно без анализа функций, выполняемых ею в обществе. Социальные функции религии многообразны, выделим основные:

— регулирующая функция;

— мировоззренческая;

— экзистенциальная;

— интегрирующая;

— политическая. Опишем их.

Регулирующая функция религии проявляется через воспитательную, ценностно-нормативную роль, выполняемую ею в обществе.

В религиозных учениях, с одной стороны, как указывает М. Флюгер, сконцентрирован нравственный опыт человечества: «Религия есть высший и благороднейший деятель в воспитании человека, величайшая сила просвещения, между тем как внешние проявления веры и политическая своекорыстная деятельность суть главные препятствия движению вперед человечества… Сущность религии, вечная и божественная, одинаково наполняет сердце человека везде, где только оно чувствует и бьется… В глубине всех вер течет поток единой вечной истины».

С другой стороны, религиозные учения включают систему директив — предписаний, регламентирующих повседневную жизнь, и систему санкций, если поведение индивида отклоняется от указанных предписаний.

В качестве примера приведем пищевые запреты.

В Ветхом Завете наиболее отвратительным считается убийство крупного рогатого скота: «Закалывающий вола — то же, что убивающий человека, приносящий агнца в жертву — то же, что задушающий пса». Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же нет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу».

В исламе запрещено есть животных, не имеющих шерсти, и рыб, не имеющих чешуи. Однако в мусульманской традиции также осуждается убийство животных: «И вот сказал Муса своему народу: «О народ мой! Вы сами причинили несправедливость, взяв себе тельца. Обратитесь же к вашему Творцу и убейте самих себя; это — лучше для вас перед вашим Творцом. И он обратится к вам: ведь Он — обращающийся, милосердный!»». В другом месте, в книге «Так говорил Магомет» сказано: «Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному».

К пищевым запретам следует отнести и запреты на употребление средств, изменяющих сознание. В разных традициях могут запрещаться алкоголь, табак, наркотики и даже кофе и чай. Связано это в целом с представлением об осквернении, которые они приносят. В исламе считается, что в алкогольном опьянении человек не может осуществлять намаз, главную обязанность мусульманина.

На протяжении веков институт религии с успехом реализовывал свои воспитательные задачи. Сверхъестественные санкции, такие как угроза попадания в ад, составляли фундамент общественной морали, поддерживающий принятые модели поведения: «Ежели Бога нет, то все дозволено…».

Постулируемые религиями этические нормы могут принимать юридический характер. Декалог иудаизма строго охранялся еще в Древнем Израиле. В христианском мире десять заповедей послужили одним из источников формирования правовых норм.

В частности, религия является одним из существенных факторов, регламентирующих экономическую сферу. Религия определяет отношение верующих к труду, потреблению, личной ответственности и планированию будущего. Этносоциолог А. Сусоколов выделяет несколько основных направлений возможного влияния религиозных систем на экономическую жизнь.

Во-первых, религия может определять основные цели деятельности человека. Классический пример такого влияния дают работы М. Вебера о взаимоотношении конфессии и экономического развития. Вебер подразделяет мировые религии по способу отношения к «миру» на три обобщенных типа. Каждый из этих типов дает свою установку, направление социального действия, образ и стиль хозяйственной жизни верующих. Буддизму и индуизму присущи отход от мира. Конфуцианству — приспособление к миру. Для иудаизма, христианства и мусульманства характерно стремление к овладению миром.

Во-вторых, религия может предопределять или лимитировать средства достижения экономических целей. Так, религиозные соображения нередко ограничивали использование таких «средств», как подлог, убийство. Ислам предписывает своим последователям целый ряд конкретных механизмов наследования, торговли, организации фирм.

Что касается православия, то основные особенности его влияния на экономическое поведение были следующими:

православие не запрещало заниматься предпринимательством, получать прибыль и иметь собственность, главное, чтобы человек не нарушал нормы праведного поведения;

— праведное поведение требует от предпринимателей использования прибыли от результатов деятельности не на личное потребление, а для поддержания жизни неимущих, т.е. богоугодных людей; если прибыль превращалась в собственность, которая способствовала жизни в роскоши, то предполагалось, что предприниматель не спасет душу.

В-третьих, религиозные институты могут играть самостоятельную экономическую роль (например, монастыри).

В-четвертых, религиозные системы влияют на экономику не только и не столько содержанием вероучения, сколько самим фактом того, что вокруг вероучения формируются устойчивые круги общения. Входящие в них индивиды и семьи разделяют близкие этические нормы и объединены устойчивыми социальными связями, т.е. образуют социальные сети. Это во многом облегчает экономические операции, поскольку делает поведение их участников более предсказуемым, уменьшает в конечном итоге экономические риски и трансакционные издержки. Поэтому очень важно не только то, какие нормы диктует религиозная идеология, но и то, насколько широко она распространена среди населения.

Итак, можно сказать, что религия «имеет нормативное влияние на экономическое поведение индивидов. Помимо того, что она диктует всем своим приверженцам определенные ценности и формирует определенную картину мира, ею регламентируются отношения представителей внутри той или иной конфессии, повышая уровень доверия между ними. Таким образом, религия выполняет важнейшую функцию — формирования социального капитала».

Онтологическая функция помогает человеку обрести смысл жизни через служение Богу, стремление к Богу, соединение с Богом в качестве цели своего существования как соответствие высшему Божественному идеалу. Эта функция реализуется через трансляцию человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и воспринятая), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки). Религиозное мировоззрение задает пределы мира, ориентиры, с позиций которых понимается мир, общество, человек, обеспечивается целеполагание личности.

Экзистенциальная (психологическая) функция состоит в том, что религия способствует внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором. Экзистенциальная функция заключается также в психотерапевтическом значении религии для человека, которое достигается через утешение, катарсис, медитацию, духовное наслаждение. Религия способствует преодолению человеком страха смерти: в христианстве и исламе — через утверждение бессмертия души и ее жизни в ином мире, в буддизме — через бесконечные перерождения в этом мире. Экзистенциальная функция помогает переживать страдания и неудовлетворенность жизнью, сглаживает остроту переживаний.

Интегрирующая функция религии заключается в том, что она способствует единению людей вокруг общих принципов и тем самым развитию общества в определенном направлении. В реализации социально-интегрирующей функции религия использует разнообразные способы воздействия па личность, ее мировоззрение и бытие. Религия срасталась с искусством, наукой, в какие-то периоды даже поглощала их. Сила ее воздействия многократно увеличивалась благодаря использованию эмоционального канала — воздействия на личность, апеллируя не только к разуму, но и к чувствам.

Интегрирующая роль религии способствует стабильности социальных институтов, устойчивости социальных ролей. Средством реализации этой функции становится предоставляемая религией система представлений, ценностей, установок, способная стать основой социальной идентичности индивида и социальной группы. В этом плане «сливаются» психологическая и интегрирующая функции религии. На уровне индивидуального сознания идентичность дает ощущение надежности, стабильности мира, чувство социальной востребованности и поддержки. На уровне группы четкая позитивная идентичность становится основой социальной сплоченности.

Как свидетельствуют результаты последних эмпирических исследований в России1, уровень религиозности россиян статистически значимо связан с уровнем доверия социальным институтам, в первую очередь — «открытым» институтам (церкви, системе образования), и с силой гражданской идентичности россиян, т.е. с выраженностью и устойчивостью самоощущения в качестве гражданина своей страны, готового содействовать ее процветанию.

Однако сама по себе идентификация — процесс двойственный, предполагающий, с одной стороны, сближение с людьми и идеями одного типа, с другой — отделение различающихся по соответствующему параметру групп. Поэтому и религия, становясь принципом самоидентификации индивидов, способствует не только интеграции внутри одной группы, но и упрочивает границы между разными конфессиональными общностями. Как видно из результатов исследования, выполненного в 2005-2007 гг. под руководством И. М. Лебедевой, уровень религиозности статистически значимо связан с уровнем интолерантности, т.е. нетерпимости по отношению к индивидам и группам, исповедующим иные представления и ценности.

Впрочем, результаты социально-психологических исследований о связи религиозности и предрассудков (в первую очередь этнических) противоречивы: согласно данным исследований в США, у верующих наблюдается больше расовых предрассудков, чем у неверующих. С другой стороны, среди прихожан церкви наиболее верующие были в 24 из 26 случаев менее подвержены предрассудкам, чем просто случайные посетители церкви. По мнению американского социального психолога Д. Майерса, если мы понимаем под религиозностью принадлежность к церкви или готовность, по крайней мере внешне, соглашаться с традиционными верованиями, тогда чем сильнее религиозность, тем сильнее развиты расовые предрассудки2. Но если оценивать глубину религиозности иным способом, тогда у самых набожных людей предрассудки оказываются наименее выраженными — отсюда религиозные корни современного движения за гражданские права, среди лидеров которого много духовных лиц. По выражению Г. Оллпорта, «роль религии парадоксальна. Она создаст предрассудки и уничтожает предрассудки».

Политическая роль религии заключается в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В различные периоды истории человечества власть использовала церковь для управления обществом: религия использовалась для служения делу освящения власти, обожествления правителя и придания ему высшего духовного статуса. В современном российском обществе можно наблюдать активизацию «религиозности» политиков с целью повлиять на избирателей (православных или мусульман).

Символическая функция религии играет ключевую роль в утверждении и поддержании общих представлений посредством развитого знаково-символического пространства, структурирующего окружающий человека мир — как природный, так и социальный. Священные объекты и ритуалы символизируют общие верования и интересы, служа усилению осознания сопричастности. Ритуалы, требуя выполнения общих действий, служат объединению членов группы, а светские объекты типа флагов, гимнов и других символов освящаются и сами становятся священными символами. Любые религиозные тексты насыщены символами и знаками, несущими глубочайший духовный смысл, часто доступный только сторонникам соответствующего направления (что, кстати, поддерживает и усиливает разделение на «Мы» и «Они», которому служит интегрирующая функция).

Правоверный мусульманский мистик и теолог, блестящий ученый О. Хайям писал на полях своих научных трудов (видимо, для отдохновения) четверостишия, принесшие ему бессмертие:

Напоите меня, чтоб уже не пилось, Чтоб рубиновым цветом лицо налилось! После смерти вином мое тело омойте, А носилки для гроба сплетите из лоз. И продолжал:

Буду пить я вино до конца моих дней. Чтоб разило вином из могилы моей! Чтобы пьяный, пришедший ко мне на могилу, Стал от винного запаха много пьяней.

И пишет этакое искренне и глубоко верующий мусульманин, которому Коран запрещает пить вино!? Не буду обсуждать верность переводов, ограничусь лишь констатацией: тема наслаждения и неумеренного потребления вина откровенно обозначена в творчестве Хайяма. Поэтому его стихи любят читать за праздничным столом, призывая гостей выпить. Однако Знающие видят в стихах Хайяма не прославление бытового пьянства, а сложную духовную аллегорию. Вино, говорят они. для мусульманских поэтов — это символ Божественного опьянения».

КОРНИ РЕЛИГИИ

Мало кто теперь возражает против понимания религии как одной из форм общественного сознания. С психологической точки зрения, «основным объектом психологии религии как раздела социальной психологии является обыденное религиозное сознание широких масс верующих или религиозная психология как один из элементов обыденного сознания в целом» (Евгеньева, 1988). Принято выделять социальные, гносеологические и психологические корни религии.

Социальные корни религии . Воинствующие атеисты-социалисты, разумеется, несколько упрощали дело, когда писали: «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.» (Ленин, 1967-1984). Однако социальные функции религии были признаны и западным светским научным сообществом. А. Рэдклифф-Браун, например, считал, что социальная функция религии состоит в том, чтобы заставлять членов группы поддерживать общие страхи и надежды и тем самым укреплять социальные связи. Так, он писал: «Мы исходим из гипотезы, что социальные функции религии не зависят от ее истинности или ложности, что религии, которые мы считаем ошибочными или даже абсурдными… могут быть частями социального механизма и что без этих «ложных» религий социальная эволюция и развитие современной цивилизации невозможны» ( Radcliffe — Braun , 1959). Ф. Энгельс писал: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». И продолжал: «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил» (Маркс, Энгельс, 1951-1984). Именно в этом смысле религия есть опиум для народа.

Нужно признать, что на определенных этапах истории религия действительно выступает в качестве своего рода «обезболивающего средства» от многих социальных невзгод и неурядиц. В значительной мере эта функция сохраняется до сих пор, однако теперь ее уже следует рассматривать как социально-психологическую функцию.

Гносеологические корни религии . Первые религиозные первобытные верования человека зародились много тысячелетий назад и являлись фантастическим отражением в сознании людей их зависимости от природы, чувства страха перед ее таинственными силами и поисков средств воздействия на них. Первобытный человек, не обладая необходимыми знаниями об окружающем внешнем мире, находясь на низком уровне развития производительных сил, практически полностью зависел от природы. Соответственно, он нуждался в объяснении того, что происходит с ним и вокруг него. Так рождались мифологические образы и целые «картины» мира — праоснова религиозных картин сотворения мира.

Общеметодологическую неизбежность появления религии все материалисты обычно объясняют спиралеобразным характером самого процесса познания. Если попытаться превратить «кусочек этой кривой линии… в самостоятельную, целую, прямую» (Ленин, 1967 — 1984), то есть, говоря современным языком, абсолютизировать одну из сторон какого-либо явления или процесса, оторвать ее от иных сторон, то в результате мы получим в сознании иллюзорное отражение явления или процесса в целом, в том числе и в виде религиозных представлений. С этим теперь согласно большинство исследователей.

Таким образом, ни социальные, ни гносеологические корни религии сами явно оказываются не в состоянии самостоятельно объяснить данный феномен. Даже самые воинствующие материалисты, сталкиваясь с этими трудностями, были вынуждены со временем обращаться к субъективным факторам. Трудно возражать против справедливой и ныне мысли: «Религии создаются людьми, которые сами ощущают потребность в ней и понимают религиозные потребности масс» (Маркс, Энгельс, 1951 — 1984).

Психологические корни религии . Очевидно, что, со светской точки зрения, религия — это одна из форм мифологического, первобытного сознания. Она является отражением определенного этапа развития этого сознания, связанного с праисторией развития человечества. В определенном смысле история религии совпадает с историей развития психологии масс.

При рассмотрении психологических корней религии выделяют четырех группы факторов. Во-первых, это способность человеческого сознания к формированию достаточно абстрактных понятий. Во-вторых, это неосознанные компоненты мышления и деятельности. В-третьих, это человеческие эмоции. Наконец, в-четвертых, это психологическая дихотомия «мы» — «они», лежащая в основе формирования всех человеческих общностей.

С первой группой факторов все достаточно понятно. Ограничимся цитатой: «Процесс познания человеком окружающей действительности основан на способности человеческого сознания к формированию абстрактных понятий, к выделению общих, наиболее существенных сторон этой действительности и составляющих ее явлений. Без этой способности невозможно представить себе развитие научного познания и все достижения науки. В то же время в ней заложена возможность дальнейшего развития элементарных абстракций, превращения в самостоятельные фантастические представления, не только полностью оторванные от своей объективной основы, но и обладающие способностью влиять на человеческую деятельность» (Евгеньева, 1988). С этой точки зрения, «образ бога есть не что иное, как оторванное от своей материальной основы представление об идеальном человеке» (Евгеньева, 1988).

Давно известна и роль второй группы факторов. Еще до 3. Фрейда — классика исследований бессознательного — Л. Фейербах писал: «Человек со своим Я или сознанием стоит на краю бездонной пропасти, являющейся, однако, не чем иным, как его собственным бессознательным существом, представляющимся ему чужим» (Фейербах, 1955). Соответственно, у людей неизбежно возникала неосознанная потребность в том, чтобы вытеснить это «бессознательное существо», опредметить его, отделить от себя и даже в чем-то противопоставить себе. К. К. Платонов писал: «Не только первобытному, но и современному человеку, не понимающему связи своего удачного действия с автоматизированным навыком, так же как не понимающему причин своего ошибочного действия, причин непроизвольного воспоминания, ассоциации, найденного решения и т. д., часто кажется, что ему кто-то помогает или мешает» (Платонов, 1975). Вот она, «потусторонняя сила».

Как бы то ни было, все сказанное демонстрирует главное: религия — одна из форм своеобразной «упаковки» для ряда фундаментальных психологических факторов. Такими «упаковками» были, например, по Дж. Фрэзеру, магия, религия и наука. Затем, со временем, на их место постепенно пришла идеология. Как известно, Т. Парсонс считал задачей социологии религии анализ условий и форм коллективной, массовой организации. Отталкиваясь от этого, он понимал религию как систему верований (неэмпирическую и ценностную), отличая ее от иных «уровней узаконения» норм массовой психологии: науки (эмпирической и неценностной), идеологии (эмпирической и ценностной), философии (неэмпирической и неценностной). Как мы видим, все это и есть те контрконтрсуггестивные механизмы, о которых говорилось в первой части книги и которые, по Б. Ф. Поршневу, как раз и обеспечивают единство и сплоченность масс, сохранение и развитие всей массовой психологии, недопущение ее излишней индивидуализации и хаотизации ради дальнейшего общесоциального развития.

В качестве иллюстрации данной мысли приведем несколько цитат. С одной стороны, такая мировая религия, как христианство, «как и всякое крупное революционное движение, было создано массами» (Маркс, Энгельс, 1951-1984). С другой стороны, в определенных социально-политических условиях бывает так, что чувства масс «вскормлены… исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо… собственные интересы этих масс представить им в религиозной одежде» (Маркс, Энгельс, 1951-1984). Таким образом, религия есть порождение психологии масс (и в этом смысле психология масс — главный психологический «корень» религии). Одновременно религия есть один из наиболее эффективных инструментов воздействия на психологию масс. Массы сами создали суггестивные механизмы огромной силы, и оказались затем под их влиянием. То есть религия — не только удобная «упаковка» для психологии масс. Это еще и механизм ее формирования.

studfiles.net

Понятие, структура, функции религии

Понятие

Религия — это сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины, правды, справедливости. Этот идеал является целью духовных устремлений верующего. В нем он находит смысл и оправдание своего существования. Русские мыслители и философы (Достоевский, Соловьев, Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею, как основу и оправдание нравственности. Они первыми указали на то, что все до сих пор существовавшие культуры и цивилизации были религиозными по духу. Кроме того, они обосновали мнение о том, что и в будущем невозможна безрелигиозная культура.. В таковом качестве она представляет собой:

-необходимый результат становления и развития общественных отношений, оказывающий обратное воздействие на них;

-способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения;

-отражение действительности;

-общественную подсистему;

-феномен культуры. Вероятно, синтез различных определений позволяет глубже понять сущность религии.

Структура религии

В структуре религии выделяют: 

1. религиозное сознание; 

2. религиозную деятельность; 

3. религиозные организации. 

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

    a. уровень идеологии

    b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный. 2. Религиозная деятельность: a. внекультовая- осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерская деятельность, преподавание религии, пропаганда религии через СМИ, в контактных группах и т. п. b. культовая деятельность имеет целью достижение непосредственного общения с Богом.

К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.). 

3. Религиозные организации, т. е. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь — широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором, а традицией. Отсутствует фиксированное членство. Верующие делятся на мирян и иерархически организованное духовенство; b. секта — возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. Характерные особенности: фиксированное членство, принцип добровольности, претензия на исключительность и избранничество, выраженная тенденция к изоляции от мира, отсутствие особого священства; c. деноминация — возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру; появляются профессиональные служители культа; сохраняется строго фиксированное членство.

Функции религии

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Таким образом, в одних случаях религиозный фактор может быть важным элементом стабильности общества, в других же — играть прямо противоположную роль. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня — от приходских общин до этносов. Необходимо различать понятия «социальная функция» и «социальная роль» религии. Когда речь идет о роли, то дается интегральная оценка последствий выполнения религией социальных функций. Существуют крайние точки зрения: полное отрицание какой-либо положительной роли религии в обществе с одной стороны, а с другой — безудержная ее апологетика. Обе эти точки зрения далеки от объективности. Американский мыслитель Э. Фромм считал, что в любой религии присутствуют как гуманистическая, так и аналитическая тенденции. Какая из них будет доминировать, определяется историческим контекстом. Четко решает вопрос о социальной роли религии марксистская социология. Она учит, что единственным критерием может быть только то, способствует ли религия на данном историческом этапе общественному прогрессу или препятствует ему.



biofile.ru

Основные функции религии — История религий Библиотека русских учебников

Религия является неотъемлемым элементом общественной жизни, важным фактором общественных отношений, ее место и роль в социальной системе определяют и функции религии в общественной жизни итоге, религия как соци иально феномен самовыражается через свои функцииї.

. Функции религии — способы, уровень, направления воздействия религии на социум, его структурные элементы, личность

Функции религии тесно связаны со структурой религии, каждый элемент которой определяет их специфику, позволяют глубже, всесторонне познать ее особенности, влияние на социум. Они проявляют себя явно или прих кается скрытая (латентное), постоянно или только на определенных этапах истории, выражая возможности религии и ее роль в обществе. Если функции религии определяют и характеризуют формы, способы, направления, уровень в плыву религии в обществе, то роль религии является следствием реализации религией своих функцииій.

Религия удовлетворяет разнообразные потребности человека, но ни один из социальных феноменов не способен заменить ее. Именно это и определяет особенность ее функций, среди которых выделяются: компенсационная, терапевтическая, втишальна, мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, интегративная,. Дезинтегрирующие, идеологическая, политическая, правовая, культуроформуюча, легитимирующих. Это дает основания утверждать, что религия является полифункцио нальным феноменом. Каждая из функций религии является отражением духовных потребностей, интересов индивидов, совместнонот.

Компенсационная функция. Она является своеобразной реакцией на разнообразные переживания человека, обеспечивая процесс решения в трансцендентном измерении жизненно важных противоречий и проблем человеческого бытия. Религия психологически компенсирует ограниченность, бессилие, зависимость людей от объективных условий существования, наполняет смыслом смысл их жизни, влияет на ценностные ориентации, систему идеалов, цилеспрямо ванння.

Терапевтическая, втишальна функции. Они тесно связаны с компенсационной, поскольку обеспечивают снятие психологического напряжения, чувство неопределенности и тревоги на индивидуальном уровне, сохранение внутри ишньои равновесия, душевного спокойствия, эмоционального, социального оптимизма. Обеспечивается она в результате общения между верующими, между верующими и священнослужителями в процессе культовых церемоний тощщо.

. Мировоззренческая функция — ее особенность заключается в выработке своеобразной совокупности взглядов, оценок, норм, установок, которые определяют понимание человеком мира, ориентируют и регулируют. Ее поведение

зависимости от способов и аргументов, благодаря которым человек объясняет мир, его мировоззрение может быть философским, мифологическим или религиозным. Религиозное мировоззрение включает в систему»человек — мир»комплекс н сверхъестественных существ, связей и отношений, стремится объяснить события, явления земного бытия влиянием потусторонних, сверхъестественных сил соответствии с этим он рассматривает и смысл жизни, осознание которого добавляет люди ни сил в преодолении жизненных проблем, даже в восприятии смерти. Каждая религия по своему толкует эту проблему, но все признают то, что земная жизнь человека является лишь фрагментом ее бытия, которое после смерти продолжается в загробном миребічному світі.

Регулятивная функция. Эта функция проявляется в регулировании социальных отношений, поступков верующих систему запретов, табу, санкции!,. Касаясь не только их поведения в обществе, но и в семье, интимной ней сфере. С этой точки зрения религия является ценностно-ориентационной и нормативной системой время каждая религия имеет свою систему ценностей, основанных на особенностях ее вероученияння.

Важную регулятивную роль играет нормативная система религии, которая проявляется в требованиях, правилах, призванных обеспечить реализацию религиозных ценностей. Нормы включают в себя обязательность, побудило ьнисть. Они бывают положительными, обязывая к действиям, или отрицательными, запрещая определенные поступки, отношения. Касаться могут всех последователей вероучения или конкретной группы (мирян, священнослужителей а). Учитывая особенности реализации выделяют культовые (определяют порядок культовых обрядов, церемоний) и организационно-функциональные нормы (регулируют внутрицерковные, межцерковные, мижконфесий ни отношения, определяют структуру религиозных организаций, порядок выборов руководящих органов, регламентирующие их деятельность, а также отношения между верующими и священнослужителями т.д.ощо).

. Коммуникативная функция. Она направлена ??на обеспечение общения верующих с. Богом (молитва, другие культовые действия) и между собой (во время богослужения и т.п.). Религиозная коммуникация охватывает различные процессы взаимодействия: общение, с социализации, передачи религиозного опыта, развитие связей между отдельными верующими, между верующими и религиозной общиной, духовенством, между религиозными организациями разного вероисповедания. Она пе редбачае передачи, обмен информацией, ее усвоение, оценки, способствует интеграции (объединению) или дезинтеграции (разъединению) религиозных игрууп.

. Интегративная функция. Реализация ее способствует обеспечению стабильности в обществе. По мнению французского философа, социолога. Е. Дюркгейма, религия действует в обществе как клей, помогая людям осознать свою моральную принадлеж жнисть к социуму, самоопределиться в обществе, а вследствие этого объединиться с близкими по взглядам, нравственными установками, верованиями людьми, вместе с ними участвовать в культовых церемониях. Ц е способствует утверждению в обществе согласия, солидарности, сплоченности, снижает конфликтность, зато усиливает общественное равновесие и гармонию общественных относиосин.

разной степени интегративная функция проявляет себя на уровне общества, конфессий, а также отдельных религиозных общин заметным уже, когда система религиозных ценностей соответствует фундаментальным потр ребам общества.

Дезинтегрирующие функция. Суть ее заключается в том, что, объединившись на основе определенного вероучения, культа, группы людей противопоставляют себя другим социальным образованием, в основе которых находятся другие вироспо овидування. Это может быть источником конфликта между представителями различных вероисповеданий, конфессий. Часто такие конфликты сознательно провоцируются, поскольку они способствуют укреплению религиозных групп, усилению авто паритета их лидерерів.

Существуют конфликты и внутри религиозных объединений, например, между консерваторами и реформаторами. Нередко они становятся предпосылкой церковных, конфессиональных расколов, возникновения сектантских образований. Част то в основе религиозных конфликтов фигурируют политические, экономические интересы. Нередко под религиозными лозунгами разворачиваются социальные конфликткти.

Конфликты, которые играли дезинтегрирующую роль, не обошли ни одной из церквей, конфессий заметными были раскол в христианстве, привел в 1054 г к разделению его на православие и католицизм, реф формация в католицизме (XVI-XVII вв), движение старообрядчества в. Русской православной церкви (XVII в), перипетии, связанные с созданием и функционированием греко-католической церкви в Украине и иа ін.

Идеологическая функция. Суть ее заключается в том, что религия как форма общественного сознания является надстроечные явления. Она не способна продуцировать общественные отношения, а лишь отражать их — оправдывать, одобрит вать или осуждать. Все это соответственно сказывается на сознании масс и на их участия в общественно-политических процессах. Под влиянием религии в обществе могут доминировать конформистские (примиренческие) н астры или разворачиваться социально-политические конфликтікти.

Политическая, правовая функции значительной мере они взаимосвязаны, взаимозависимы с идеологической. История свидетельствует, что большинство церквей не обходили актуальных общественных проблем, активно вмешивались в их водоворот решение. Нередко церковь берет на себя управление общественными, государственными делами (теократические государства), в том числе и законодательные и арбитражные полномочияння.

Культуроформуюча функция. Она реализуется в воздействии религии на развитие письменности, книгопечатания, живописи, музыки; архитектуры, сохранение ценностей религиозной культуры; накопления и трансформ мацию культурного опыта. Все это существенно влияет на формирование и развитие эстетических ценностей, на этические традиции верующих, обществва.

легитимирующих (от лат legitimus — законный, узаконенный) функция. Она проявляется в узаконивании определенных общественных порядков, государственных институтов, политических, правовых отношений, норм или признании их неправ вомирнимми.

uchebnikirus.com

Религиоведение | Библиотека студента — Учебники (страница: 3)

Библиотека студента

3.1. Основные функции религии

Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия «функция» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Следует выделить несколько основных функций религии: мировоззренческую, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую, легитимирующую.

Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Придание смысла наличному бытию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться за пределы ограниченной обыденности, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий, несчастий, морального падения.

Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культуротранслирующую функцию. Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование — максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Результаты, последствия выполнения религией ее функций (т.е. ее роль) бывают разными. Сформулируем некоторые принципы анализа роли религии.

1. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или, наоборот, уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций.

3. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. Даже мировых религий три, не говоря уже о множестве народностно-национальных, региональных и родоплеменных. В религиях переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях были и есть разные позиции: прогрессивная по отношению к какой-либо задаче или консервативная.

3.2. Религия как культурно-исторический феномен

Религия представляет собой одну из областей духовной культуры. В качестве плодотворно работающего в религиоведении примем следующее определение культуры: это совокупность способов и приемов осуществления разнопланового бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

В культуре, в какой бы области она ни создавалась, материальное и идеальное взаимопроникают друг в друга: в материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи, планы людей, а идеальные продукты запечатлевают свойства и отношения материальных объектов. Чтобы действовать в созданном предшествующими поколениями мире культуры, представители новых поколений должны овладеть умениями, навыками, которые запечатлены в материальных предметах-носителях.

Осознание явлений культуры началось со сферы материального производства и прежде всего обработки земли. Не случайно сначала употреблялся термин «агрикультура» (лат. agricultura — уход за землей), а впоследствии уже слово «культура» стало обозначать и городской уклад жизни. Лишь затем его начали использовать для обозначения явлений духовного порядка.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология, которая синкретически объединяла разные способы освоения мира — знание и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, орнамент, песню и пляску и т.д. Вместе с другими областями культуры религия накапливала способы материального и духовного бытия человека, передавала их от поколения к поколению. При всей сложности взаимоотношений религии, искусства, науки, философии в истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность — универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее интенсивное выражение и развитие те или иные области духовной культуры: искусство и философия в античности, религия — в средние века, философия — в XVIII-XIX вв., наука — в XX в.

Религия как часть культурного универсума синтезирует внутри себя определенные явления искусства, морали, философии, науки и тем самым как бы наследует традиции мифологии. А в те эпохи, которые являются для религии «звездным часом», она доминирует, охватывает почти всю область культуры. Такая ситуация, как было сказано, сложилась в средние века.

Религиозная культура представляет собой сложное комплексное образование. Это совокупность всех способов бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах. Центром религиозной культуры является культ, которому подчинены искусство, архитектура, письменность.

Известно, что очень многие великие художники, поэты, писатели, архитекторы вдохновлялись религиозными идеями и ценностями, обогатив мировую культуру. Под влиянием религии складывались и складываются религиозная философия, мораль, право.

Необходимо, конечно, иметь в виду, что религиозная культура не одинакова в разных религиях и конфессиях и соответственно предстает как культура родоплеменных религий, как индуистская, конфуцианская, христианская, исламская и прочая культура.

 

2009-05-05 12:01:30 Учебники — вернуться к списку

www.studd.ru