Таблица экономика – Учебно-методический материал по экономике (11 класс) по теме: Сводная таблица «Основные экономические школы» | скачать бесплатно

Содержание

Основные типы экономических систем (таблица) :: BusinessMan.ru

Основы финансовых знаний требуются человеку всю жизнь. Для ориентации в сложных вопросах современности уже в восьмом классе изучаются типы экономических систем. Таблица помогает разложить знания по полочкам и запомнить материал.

Определение экономической системы

Словосочетание «экономическая система» имеет несколько значений.

  1. Принятая и функционирующая схема принципов производства товаров, их последующего распределения и обмена, потребления пользователями.
  2. Систематизация экономической жизни.
  3. Вид устройства хозяйственной жизни в обществе, определяющий распределение недостающих ресурсов.

Потребитель и производитель стремятся к противоположным целям. Потребитель – к удовлетворению запросов с минимальными затратами. Производитель – к получению прибыли при уменьшении издержек.

Основные типы систем

Принято выделять три основных типа экономических систем:

1) традиционная;

2) рыночная;

3) командная.

Все чаще стали выделять четвёртый вид – смешанную. Ее также включает таблица «Типы экономических систем». 8 класс — время, когда дети знакомятся с этой информацией. Таблица представляет характеристики каждого вида, отличающиеся друг от друга ответами на главные вопросы экономического производства: что производить, для кого и как.

Традиционный тип

Само название говорит о критерии выделения: изготовление товаров основано на традициях. Принятый в обществе уклад, передающиеся навыки производства лежат в основе экономической системы. Социальные роли человека передаются по наследству, попытки изменить пресекаются и возникают крайне редко. Технологии производства ограничены, не меняются и производимые блага и услуги. Нововведения не приветствуются, так как посягают на подрыв устоявшегося уклада жизни.

Достоинства системы: стабильность, качественность товаров, предсказуемость развития. Её недостатки: отрицание прогресса, движение к застою, беззащитность перед внешними факторами.

В двадцать первом веке на этой ступени экономического развития находятся слаборазвитые страны.

Рыночный тип

При переходе на индустриальный уровень общественного прогресса формируется рыночная система. Она открывает простор для ответов на экономические запросы. Что, для кого и как изготовлять, решает производитель, ориентируясь на цены и спрос на товар. Собственный риск, а не традиционное решение лежит в основе хозяйствования.

Достоинства системы: стремление к прогрессу, свобода деятельности, личная ответственность и заинтересованность в получение прибыли, структура ценообразования. Её недостатки: неравномерность развития (спады и подъёмы), вероятность безработицы, риск, отрицание общественных интересов, ликвидация социальных гарантий.

В большей части стран мира в двадцатом веке установилась рыночная система.

Командный тип

Когда государство берёт на себя право принятия решений по главным экономическим вопросам, происходит переход к командному типу. Каждая производственная структура получает специальную директиву, касающуюся ее хозяйственной деятельности. Инициатива не приветствуется, пресекается. Государственная собственность на средства производства не позволяет быстро реагировать на изменяющиеся потребности членов общества.

Достоинства системы: стабильность, социальные гарантии, предсказуемость на уровне центрального управления, эффективность в перераспределении ресурсов, высокие моральные мотивы к труду. Её недостатки: ответственность центральной власти за составление планов, незаинтересованность трудящихся в итогах трудовой деятельности, дефицит некоторых товаров, жёсткий контроль и учёт.

Распространение система получила в двадцатом веке, классические примеры проявления – это Германия в тридцатые годы и СССР в эпоху функционирования социализма.

Смешанный тип

Попытка взять достоинства рыночной и командной систем и родить нечто новое без недостатков привела к формированию смешанного вида. Сравнив рыночный и командный типы экономических систем, таблица представляет достоинства каждой из них. Регулирование экономики государством гармонично сочетается со свободой производителей в решении главных экономических вопросов. На предпринимателей наложена ответственность за удовлетворение потребностей клиента. Государство призвано проводить социальную, налоговую и антимонопольную политику для роста экономики и улучшения жизни жителей страны.

Функции государства:

  • управление ценами;
  • создание условий для производства общественных благ;
  • антимонопольная деятельность;
  • законотворческая деятельность;
  • защита наиболее бесправных и уязвимых слоев населения;
  • макроэкономический контроль.

Сравнительные таблицы

Чётко показывает сравнение типов экономических систем таблица. Попробуем представить возможные структуры сопоставления достоинств и недостатков каждого типа экономики. Рассмотрим каждый вариант, его плюсы и минусы.

Можно представить в другом виде типы экономических систем. Таблица по обществознанию позволяет выделить основные критерии сравнивания.

Критерии сравненияТрадиционная системаРыночная системаКомандная система
Что производить?Проблемы производства решаются согласно устоявшимся традициям.Товары, обладающие востребованностью.Блага для всего общества.
Для кого производить?Для потребителя конкретного товара.Для многообразия потребителей
Как производить?Решает предприниматель, ориентируясь на получение прибыли.Решают только центральные органы власти в государстве.
Кому принадлежит собственность?Обществу.Преобладает частная собственность, присутствует государственная и групповая.Преобладает государственная собственность.
Какова роль государства в экономике?Государства ещё нет или его роль заключается в сохранении традиций.
Отводится роль «ночного сторожа»: охрана границ государства и правопорядка внутри страны.
Все определяющие вопросы решаются на государственном уровне.

Такие критерии определяют основные типы экономических систем. Таблица может быть дополнена ещё смешанным видом. Этот тип экономической системы так отвечает на представленные вопросы.

Что производить?Для кого производить?Как производить?Кому принадлежит собственность?Какова роль государства в экономике?
Потребительские товары и общественные блага.
Как для конкретных потребителей, так и для всего общества.Государство принимает решение о производстве благ, предприниматель — о выпуске товаров.Равноправие разнообразных видов, преобладание государственной и частной собственности.Регулирование цен; организация и обеспечение производства общественных благ; борьба с монополиями, защита конкуренции; законотворческая деятельность для защиты участников рыночных отношений; защита малоимущих, охрана от влияния внешних факторов всего населения; стимулирование роста и стабилизация экономики.

Можно провести и другие линии сравнения. Типы экономической системы таблица позволяет исследовать всесторонне. Для удобства восприятия она может быть повернута из вертикального в горизонтальное положение, то есть вопросы предстанут в первой горизонтальной строке, а названия типов систем в первом вертикальном столбце.

Дополнительные критерии сравнения

Чтобы углублённо сравнить типы экономических систем, таблица может содержать и другие критерии оценивания. Обычно этот материал подается на более высоком уровне обучения, характерном для старшеклассников или для учащихся, увлекающихся экономикой. Ниже приведены основные типы экономических систем. Таблица критериев позволяет сравнить их с учетом современных реалий.

Объём обобществления производстваВид бюджетного ограниченияПреобладание формы собственности
Определяющий принцип хозяйствованияСтимулы повышения производительности трудаСуществование конкуренции
Существование теневой экономикиСпособы ценообразованияСпособы контроля объектов производства
Регулирование экономикиОбеспечение социальных гарантийФормирование заработной платы

Ответив на эти вопросы, можно всесторонне охарактеризовать типы экономических систем, плюсы и минусы таблица отразит для каждого вида.

businessman.ru

Сравнительная таблица экономических систем

Виды эк. систем

Что

производить?

Как производить?

Для кого производить?

Роль государства

Cобственность

Традиционная

Все основано на традициях

Нет государства

Общественная

Командная

Общественные блага

Решает государство

Для всех потребителей

Определяющая

Государственная собственность

Рыночная

Потребительские товары

Решает производитель для получения наибольшей прибыли

Для конкретных потребителей

Охранная (армия, полиция)

Частная собственность

Смешанная

Общественные и потребительские товары

Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров

Для всех и для конкретных потребителей

· охранная;

· антимонопольная;

· законодательная и судебная;

·перераспределение доходов;

· обеспечение производства общественных благ;

· стабилизация и стимулирование роста;

· ограниченное регулирование рынков;

· информационная.

Государственная и частная собственность

Предмет и метод экономической теории.

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый – до середины XVI в., второй – середины XVII – начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Расцвет меркантилизма в России пришелся на времена Петра I, причем он имел свою специфику, отразившуюся во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича, Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие от зарубежных представителей, особое внимание уделяли развитию промышленности, сельского хозяйства, т.е. не ограничивались рационализацией внешней торговли.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории.

На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее «домоводство» (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

Сегодня термин «экономика» используется в трех значениях. Так называют:

все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей». См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Метод экономической теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

субъективистский;

неопозитивистско-эмпирический;

рационалистический;

диалектико-материалистический.

См. об этом: Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 45-46.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

(1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

(2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

(3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

(4) Полезным методом является единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

(5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

(6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

studfiles.net

Сравнительная таблица экономических систем

непосредственного производства материальных ценностей

и зарабатывает их, но не себе, а другим. В. Зубков

почему не произошло то, что он предсказывал вчера. Э. Уильсон

который говорит о непонятных ему вещах таким образом,

что невеждой чувствуете себя вы. Г. Прокноу

Экономист — это человек, который знает о деньгах больше,

чем люди, у которых есть деньги. Ф. Лош

Основные черты

Рыночная экономика

Командно-административная эконо­мика

Смешанная экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объе­динение частных товаропроизводите­лей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и ин­тернациональном масштабах

Преобладающая форма собственности

Экономическая деятельность еди­ноличных предпринимателей-капиталистов

господствует государственная собственность

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

Стимул

к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое соревнование

Факторные доходы

Основной принцип производства

Принцип соответствия спроса и предложения

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения.

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуаль­ных капиталов на основе свобод­ного рынка при слабом вмеша­тельстве государства

жесткий контроль централизованным государством, полностью монополи­зировавшим экономику и власть.

Активное государственное регулирова­ние национальной экономики для сти­мулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.

Конкуренция

Есть

Нет

Есть

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен.

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является,   государство

роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада в производстве.

Государство устанавливает постоянные  (фиксированные) цены

гибкие цены

Заработная плата

устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда

административное установление заработной платы

устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.

Социальные гарантии

Социальная незащищенность гра­ждан в случаях безработицы, бо­лезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных и частных фондов социального страхования и со­циального обеспечения

studfiles.net

Сводная таблица Основные экономические школы

Экономические школы

Представители

Произведения

Основные идеи

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

1

Меркантилизм  XV—XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Томас Ман

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

2

Физиократы

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

Франсуа Кенэ

Экономическая таблица

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

3

Классическая школа

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Адам Смит (трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость)

Давид Рикардо

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

4

Марксистская теория сер.XIX

К.Маркс,

Капитал

1.Основа развития общества — материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости: ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними — ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ)

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

5

Мальтузианство

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

ления

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

6

Маржинализм школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) полезности

70-е гг. XIX века

Карл Менгер

Евгений Бем-Баверк

Джевонс

Вальрас

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

7

Неоклассическая школа

Альфред Маршал

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

«крест Маршала»

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

8

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Фридрих Лист

Адам Мюллер

М. Вебер

Национальная система политической экономии

Публицистические статьи

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

9

Кейнсианство

30-е годы XX в и до наших дней

Джон Кейнс

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

10

Институционалисты 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт,

Людвиг Эрхард

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

11

Монетаристы (монетаризм)

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

Милтон Фридмен

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

aret.ru

24.Экономическая таблица ф.Кенэ.

Франсуа Кенэ — глава школы физиократов — попытался представить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства. Он впервые в истории предложил общую схему, абстрагируясь от некоторых реальных моментов и отношений. В его схеме доходы полностью расходуются, накопление отсутствует, не учитываются внешнеторговые связи, обмен внутри классов.

Главное в таблице Кенэ — не арифметические расчеты, иллюстрирующие движение продуктовых и денежных потоков, а графический анализ общей картины воспроизводства, в котором отдельные акты производства и обмена представлены в виде зигзагообразной схемы («зигзаги» — потоки товаров и денег от одного класса к другому).

В таблице Кенэ фигурируют продукты, «авансы» (издержки) на основной и оборотный капитал, денежные средства. Схема демонстрирует, откуда возникают доходы, где создастся совокупный и чистый продукт, как он распределяется, каким образом возмещаются издержки (на технику, арендную плату, улучшение земли, семена и т.д.).

Исходный момент «воспроизводственного анализа» — годовой урожай, его пере распределение в натуре и деньгах между производителями (фермерами), землевладельцами и ремесленниками (последние только меняют форму продукта). Чистый продукт, как это следует из доктрины физиократов, образуется только в сельском хозяйстве.

Таблицу Кенэ можно прокомментировать следующим образом.

Деньги в виде 2 млрд ливров имеются у землевладельцев. Это арендная плата фермеров за пользование землей. Обмен происходит между землевладельцами (2 млрд ливров), фермерами (продовольствие на 2 млрд ливров и сырье на I млрд ливров) и ремесленниками (промышленные изделия на 2 млрд ливров). Землевладельцы закупают продовольствие и промышленные изделия на 2 млрд ливров, ремесленники — продовольствие на I млрд ливров и сырье на I млрд ливров. Фермеры приобретают промышленные изделия на I млрд ливров и выручают деньги в сумме 2 млрд ливров, продавая ремесленникам и землевладельцам продовольствие. Затем они уплачивают землевладельцам в виде арендной платы 2 млрд ливров, и все начинается снова. Эти 2 млрд ливров и есть чистый продукт, который образуется в сельском хозяйстве и поступает затем на содержание землевладельцев, церкви, армии и государства.

Заслуга Ф. Кенэ в том, что он создал первую макроэкономическую картину взаимосвязи трех основных классов в соответствии с их участием в воспроизводственном процессе, решив показать, как чистый продукт производится и обращается между фермерами (крестьянами), землевладельцами и ремесленниками. В «Экономической таблице» представлена схема движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Кенэ предпринял первую в истории попытку макроанализа, при котором большое число переменных и индивидуальных величин (экономических действий) сводится к агрегированным показателям.

Заслугой представителей первых экономических школ является не только описание хозяйственных процессов, но и стремление уяснить, какими проблемами призвана заниматься экономическая наука. От чисто практических рекомендаций в области хозяйственной практики они обратились к поиску взаимосвязей и закономерностей в развитии отдельных сфер экономики, выявлению интересов социальных групп.

studfiles.net

Экономика Таблица тестов

Раздел #1# Введение в экономику

choice

0

#1#

Намеренное упрощение экономической реальности в ходе экономического анализа представляет собой реализацию ____________ как метода экономической теории.

абстрагирования

1

моделирования

0

нормативного подхода

0

позитивного подхода

0

choice

0

#1#

Управление предприятием на основе применения различных теорий фирмы является примером ______ функции экономической теории.

практической

1

познавательной

0

идеологической

0

методологической

0

choice

0

#1#

Кривая производственных возможностей является примером применения такого метода познания, как …

моделирование

1

нормативный анализ

0

синтез

0

эксперимент

0

choice

0

#1#

В случае сбора фактической информации для подтверждения выдвинутой гипотезы исследователь использует _______________ как метод экономической теории.

дедукцию

1

индукцию

0

абстрагирование

0

моделирование

0

choice

0

#1#

Появление мануфактурного производства, быстрые темпы развития процесса первоначального накопления капитала, внешнеторговая экспансия и английская буржуазная революция 1640 г. подготовили условия для возникновения …

классической политической экономии

1

меркантилизма

0

маржинализма

0

кейнсианства

0

choice

0

#1#

Т. Веблен является представителем экономической школы (направления) под названием …

«институционализм»

1

«маржинализм»

0

«кейнсианство»

0

«монетаризм»

0

choice

0

#1#

Главным представителем экономической теории монетаризма является …

Л. Вальрас

0

А. Пигу

0

А. Тюрго

0

М. Фридмен

1

choice

0

#1#

Предметом изучения ________ является сфера производства без выделения каких-либо отраслей.

А. Монкретьена

0

М. Фридмена

0

А. Смита

1

Ф. Кенэ

0

choice

0

#1#

Стоимость товара, по мнению _______ , определяется предельной полезностью товара.

монетаристов

0

классиков

0

институционалистов

0

маржиналистов

1

choice

0

#1#

Основным преимуществом _________ типа экономической системы является достижение производственной эффективности.

традиционного

0

административно-командного

0

чисто рыночного

1

смешанного

0

choice

0

#1#

В экономической системе, называемой индустриальным обществом, ведущим сектором является …

наука

0

промышленность

1

сфера услуг

0

сельское хозяйство

0

choice

0

#1#

Экономическая система, в которой связь между производством и потреблением осуществляется только посредством государственного регулирования, называется …

традиционной

0

административно-командной

1

рыночной

0

смешанной

0

choice

0

#1#

В экономической системе, называющейся доиндустриальным обществом, ведущим сектором является …

наука

0

промышленность

0

сфера услуг

0

сельское хозяйство

1

choice

0

#1#

Экономики Японии, Южной Кореи, Франции являются примерами ______ экономической системы.

традиционной

0

административно-командной

0

смешанной рыночной

1

чисто рыночной

0

choice

0

#1#

Наибольшая дифференциация доходов населения характерна для экономики …

США

1

Япония

0

Германия

0

Россия

0

choice

0

#1#

Характерным для американской модели смешанной экономики является …

наличие социального равенства

0

наличие высокого уровня социальной дифференциации

1

уравнивание доходов населения

0

директивное планирование

0

choice

0

#1#

Дж. М. Кейнс, основной труд которого – «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), разработал …

теорию экономических циклов

0

макроэкономическую теорию эффективного спроса

1

трудовую теорию стоимость

0

нетрудовую теорию стоимости

0

choice

0

#1#

Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых-экономистов XIX века – …

К. Маркс

1

Дж. Кейнс

0

А. Смит

0

Т. Веблен

0

choice

0

#1#

Концепцию «длинных волн конъюнктуры» разработал …

Н. Кондратьев

1

С. Кузнец

0

Дж. Кейнс

0

А. Смит

0

choice

0

#1#

К. Менгер, У. С. Джевонс, Л. М. Вальрас, Ф. фон Визер, Е. фон Бем-Баверк, В. Парето, А. Маршалл, Д. Б. Кларк являются представителями экономической школы (направления) под названием …

«институционализм»

0

«маржинализм»

1

«монетаризм»

0

«физиократия»

0

choice

0

#1#

Такими категориями, как «совокупная добавленная стоимость», «среднедушевой доход», «потребление», «сбережение», оперирует раздел экономической науки под названием …

«микроэкономика»

0

«макроэкономика»

1

«мировая экономика»

0

choice

0

#1#

Закон экономии времени и закон возвышения потребностей, действующие на всех этапах развития человечества, относятся к _______ законам экономической теории.

общим

1

специфическим

0

временным

0

choice

0

#1#

Проверка практикой полученных результатов (теорий, гипотез, концепций) обязательна для такого направления экономической теории, как …

позитивная экономика

1

нормативная экономика

0

макроэкономика

0

микроэкономика

0

choice

0

#1#

Такими категориями, как «полезность», «внешний эффект», «прибыль», «спрос», оперирует раздел экономической науки под названием …

позитивная экономика

0

нормативная экономика

0

макроэкономика

0

микроэкономика

1

choice

0

#1#

Утверждение о том, что в бюджете страны уровень инфляции на будущий год заложен на уровне 7,5%, является примером применения метода …

позитивного анализа

0

нормативного анализа

1

микроэкономического анализа

0

Раздел #2# Микроэкономика

choice

0

#2#

Примером одновременно экономического, материального и долговременного блага является …

солнечный свет

0

скамейка

1

краски

0

железнодорожные перевозки

0

choice

0

#2#

Примером экономического материального блага является …

лес

0

проезд в троллейбусе

1

мировой океан

0

солнечный свет

0

choice

0

#2#

Продукт является результатом ________ как стадии общественного воспроизводства.

распределения

0

обмена

0

производства

1

потребления

0

choice

0

#2#

Если объемы производства сокращаются, то воспроизводство называется …

суженным

1

постоянным

0

расширенным

0

простым

0

choice

0

#2#

Общество, в котором производственные отношения основаны на использовании информации как фактора производства, называется …

индустриальным

0

инструментальным

0

постиндустриальным

1

гуманистическим

0

choice

0

#2#

Если объемы производства не изменяются, то воспроизводство называется …

простым

1

постоянным

0

расширенным

0

суженным

0

choice

0

#2#

Экономика некоторой страны находится в точке Б на границе своих производственных возможностей, которые отражены в таблице:

Альтернативная стоимость производства 1 млн шт. потребительских товаров при изменении ситуации до описываемой точкой А составляет ___ тыс. шт. инвестиционных товаров.

2

1

0,5

0

10

0

80

0

choice

0

#2#

Примером частной _______ собственности выступает производственный кооператив.

групповой

0

коллективной

1

корпоративной

0

личной

0

choice

0

#2#

В Российской Федерации детские сады преимущественно являются объектом _________ собственности.

муниципальной

1

федеральной

0

региональной

0

общенародной

0

choice

0

#2#

В современной экономической системе _____________ относится к объекту муниципальной собственности.

троллейбусный транспорт

1

скутер

0

кафе

0

косметика

0

choice

0

#2#

К объектам собственности относят …

хозяйственное товарищество «Вера»

0

актовый зал Фонда культуры

1

Фонд культуры

0

политическую партию «Народное достояние»

0

choice

0

#2#

К субъектам собственности не относят

имущество ООО «Светоч»

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

0

владельца гостиницы «Берега»

0

главу семьи Ивановых

0

choice

0

#2#

К объектам собственности относят …

активы организаций

1

фермеров

0

предпринимателей

0

домашние хозяйства

0

choice

0

#2#

К признакам совершенной конкуренции относят …

ограниченную мобильность производственных ресурсов

0

ограниченный контроль над рыночной ценой товара

0

полный доступ всех хозяйствующих субъектов к информации

1

стандартный, изредка дифференцированный характер товара

0

choice

0

#2#

Неценовая конкуренция не предполагает

снижение уровня цен на товар

1

дифференциацию товара

0

улучшение качества товара

0

дифференциацию методов сбыта товара

0

choice

0

#2#

К признакам совершенной конкуренции относят …

ценовую дискриминацию покупателей

0

отсутствие контроля над рыночной ценой товара

1

полный контроль над рыночной ценой товара

0

дифференциацию товара

0

choice

0

#2#

К функциям рынка относится функция …

ценообразующая

1

налоговая

0

предоставления общественных благ

0

распределительная

0

choice

0

#2#

Примером местного легального рынка факторов производства в РФ может служить рынок …

поваров в некотором городе

1

оборудования в стране

0

наркотиков в некотором городе

0

кожгалантереи в стране

0

choice

0

#2#

Функция спроса задана уравнением , гдеQD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , гдеQS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; государство установило ценовой барьер в размере 2500 ден. ед. В результате рынок будет характеризоваться как …

избыточный; избыток товара составит 55 тыс. шт.

0

равновесный; объем продаж составит 30 тыс. шт

0

избыточный; избыток товара составит 40 тыс. шт.

1

choice

0

#2#

На графике представлены варианты рыночного равновесия при пересечении разных кривых спроса и предложения на розничном рынке мороженого. Рыночное равновесие установилось в точке А.

К изменению его положения в точку Б может привести …

наступление лета

1

снижение налогов для товаропроизводителей

0

сезонное снижение цен на молоко

0

введение налога с продаж

0

choice

0

#2#

Функция спроса задана уравнением , гдеQD – величина спроса, тыс. шт., Р – цена, ден. ед.; функция предложения задана уравнением , гдеQS – величина предложения, тыс. шт., Р – цена, ден. ед. Равновесный объем продаж составит ___ тыс. шт.

2

0

30

1

3

0

330

0

studfiles.net

Экономика развитого социализма — таблица. Экономика развитого социализма: плюсы и минусы

Нестабильная экономическая ситуация в стране в начале 60-х годов прошлого века породила сомнения в эффективности и целесообразности административной диктатуры даже у самого руководства государства. Еще во времена Хрущева в печатных изданиях началась дискуссия о новых производственных стимулах. На их страницах появился новый термин – «экономика развитого социализма». Реформы (таблица, отражающая основные преобразования, будет приведена далее в статье), в целом не отвергали директивную модель. Однако вместе с этим внедрялись определенные механизмы саморегуляции, а также материальной заинтересованности производителей в эффективности труда. Рассмотрим далее, что собой представляла экономика развитого социализма, плюсы и минусы предпринятых мероприятий.

Преобразования в сельском хозяйстве

Какие мероприятия предусматривала экономика развитого социализма? Реформы в первую очередь коснулись сельского хозяйства. Об их начале было объявлено в марте 1965 года. Были намечены меры, направленные на решение социальных проблем в селе, внедрение экономических стимулов к работе. Были повышены закупочные цены, введена 50-процентная надбавка к основной стоимости за продажу продукции сверх плана. Вместе с этим увеличивались и капиталовложения. Экономика развитого социализма в СССР предполагала установление десятилетнего твердого плана по государственным закупкам. Для усиления стимулирования были снижены ограничения на ведение личного подсобного хозяйства.

Недостатки изменений

Экономика развитого социализма опиралась на административные рычаги. Государственная власть по-прежнему старалась усилить роль Министров сельского хозяйства в руководстве и планировании деятельности аграрного сектора. Делался акцент на повышение капиталовложений и списание задолженности колхозов. На развитие сельскохозяйственной отрасли направлялись огромные средства. Однако использовались они крайне неэффективно. Часть средств использовалась для сооружения гигантских комплексов, закупки дорогостоящей техники, проведения непродуманной химизации и мелиорации почв. В колхозах были введены стабильные денежные оклады. По своей сути — это одно из важнейших достижений в социальной сфере. Однако после их введения стали развиваться иждивенческие настроения. К чему привела экономика развитого социализма? Вывод весьма неутешителен. В итоге преобразований деятельность совхозов и колхозов стала убыточной. За 25 лет, в период с 1964 по 1988 гг., произошло сокращение освоенной пашни на 22 млн га. Высоки были и потери объемов сельскохозяйственной продукции. Потери в этом секторе составили от 20 до 40 %. Страна, которая обладала плодородным черноземьем, стала крупнейшим мировым импортером пищевых продуктов и зерна.

Промышленный сектор

Экономика развитого социализма на начальных этапах развивалась посредством совершенствования хозяйственного механизма или стимулирования работников. В сентябре 1965 года руководители преобразований попытались соединить эти подходы. Так начались изменения в промышленном секторе. В отличие от сельского хозяйства здесь реформы не отвергали основ директивной экономики. Основными принципами деятельности стали изменения условий планирования и повышение стимулирования. Экономика развитого социализма сохраняла жесткие нормативы по объему выпускаемой продукции. Вместе с этим вводились новые показатели, направленные на обеспечение качества товара. Для повышения стимулирования производителям разрешалось оставлять часть доходов в распоряжении предприятий. Прибыль разделялась на фонды:

  • Самофинансирования производства.
  • Бытового и социально-культурного развития (строительство пансионатов, клубов, жилья и так далее).
  • Материального поощрения.

Экономика развитого социализма предполагала, что отраслевые министерства, которые планировалось восстановить, будут выступать не в качестве прежних «диктаторов», а как консультанты и партнеры предприятий. Они должны были содействовать организации производства на условиях хозрасчета, основываясь на усилении самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости. В рамках мероприятий, которые включала в себя экономика развитого социализма, предусматривалось сочетание единого госпланирования с местной инициативой. При этом право корректировки планов, прошедших утверждение, принадлежало только самим предприятиям.

Экономика развитого социализма: кратко об итогах промышленных преобразований

Несмотря на всю противоречивость и ограниченность, преобразования повлекли существенный результат. В конце восьмой пятилетки с 1966 по 1970 год отмечалось повышение объема промышленного производства в 1.5 раза. В стране было возведено порядка 1900 довольно крупных предприятий. В их числе, например, Волжский завод в г. Тольятти. Но уже к концу 60-х ход преобразований замедлился. Это было обусловлено достаточно объективными причинами. В первую очередь, в стране значительно снизился удельный вес трудоспособного населения. Кроме этого, традиционная сырьевая база была истощена, резко подорожала добыча ископаемых, морально устарело оборудование, увеличились военные расходы. Но основная проблема состояла в том, что сама экономическая модель, которая отвергала все новшества, исчерпала себя – развитие могло идти по инерции какой-то период, но в долгосрочной перспективе система была обречена на провал.

Основные проблемы

Реформа порождала определенные сложности. В частности, строительство гигантских производственных комплексов приводило к монополизации в отрасли. Это, в свою очередь, обуславливало низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителей. Введение показателей для оценки качества по цене товара привело не только к его удорожанию, но и к значительному сокращению производственного объема. В результате возник дефицит продукции. Ежегодно увеличивался объем импорта продукции, которую не в состоянии была выпускать отечественная промышленность.

Консервация политического режима

Экономика развитого социализма давала сбои. Чем же это было вызвано? В руководящем аппарате пересказывали мнение Брежнева по поводу доклада, сделанного Косыгиным на пленуме в сентябре 1965-го. В правящих кругах считалось, что реформа ни к чему не приведет. И дело было не в необходимости преобразований, а в отсутствии желания работать. По мнению ряда авторов, именно это отношение и послужило причиной несостоятельности реформы. Вскоре акцент переместили на новые ресурсы сырья, которые были открыты на восточной территории страны. Вместе с этим было принято решение провести корректировку системы экономического управления. В 1979 году была предпринята попытка оживить ситуацию посредством совершенствования хозяйственных рычагов и усиления влияния партийного руководства. Но все эти усилия не могли решить стоящие проблемы. В правящих кругах снова начали говорить о преимуществах морального стимула над материальным. Для компенсации недостатков несовершенства хозяйственного механизма оживились социалистические соревнования. Только в 1983 году, после кончины Брежнева, Андропов – новый лидер страны – предпринял «широкомасштабный эксперимент». В ходе него предполагалось ослабить централизованное распределение и планирование, провести ряд изменений в ценообразовании на уровне определенных регионов и предприятий. Эти мероприятия были успешными, но эффект был от них кратковременным. По-прежнему актуальной проблемой оставалась смена хозяйственных рычагов.

НТП

К началу 70-х на Западе началась стадия постиндустриального развития. Это влекло за собой автоматизацию производственных процессов, массовое использование ЭВМ и роботов, внедрение новых наукоемких технологий. Вместе с этим начиналась индивидуализация труда, трансформация его в творческую деятельность, свободную от ограничений. В СССР много говорили об НТП. В рамках зарождавшегося научно-технического прогресса в стране были созданы первоклассные образцы вычислительных машин. В 1971 году на очередном съезде КПСС прозвучала новая установка. План следующих лет должен был реализовываться при соединении достижений прогресса с преимуществами социализма. Но недостатки сложившегося режима значительно замедляли прогресс техники и науки, внедрение достижений в производственный процесс. Периодически появлялись сообщения о крупных разработках и открытиях. Однако если они не несли военного значения, то так и оставались нереализованными вследствие нехватки средств, а также отсутствия поддержки у разработчиков в тех органах, где решалась дальнейшая судьба открытий.

Попытки решить проблему НТП

Руководство страны начинало понимать необходимость перехода к прогрессивным производственным методам. В результате в 4 раза сократилось количество строящихся каждый год крупных предприятий. Вместо этого стали создаваться НПО (научные производственные объединения), появлялись новые отрасли (атомное машиностроение, микроэлектроника, роботостроение и так далее). Несмотря на предпринятые усилия, эти тенденции не смогли стать определяющими. Советские ученые вели первоклассные, а иногда и уникальные разработки в фундаментальной науке. Однако в практической жизни научно-технический прогресс почти не ощущался. К 80-м годам все еще работали вручную порядка 40 % рабочих, 60 % строителей, 75 % тружеников села.

Реакция мировой общественности

Следует отметить, что к 1985 году в США насчитывалось порядка 1.5 миллиона новейших ЭВМ и около 17 млн ПК. В СССР к этому моменту действовало несколько десятков тысяч подобных машин, подавляющее большинство из которых были устаревшими моделями. Обострение ситуации было вызвано принятыми на Западе санкциями в начале 80-х гг. Вследствие их введения в СССР практически прекратился ввоз передовых образцов техники, а также наукоемких технологий из-за рубежа. Таким образом, к середине 80-х страна снова, как и в двадцатые годы, оказалась под угрозой нового отставания от западных государств.

Экономика развитого социализма (таблица)

Реформа

Содержание

Результаты

В аграрном секторе

Внедрение материальной заинтересованности производителя, механизмов саморегуляции, решение проблем на селе.

Убыточность колхозов и совхозов, потери с/х продукции, сокращение освоенной пашни.

В промышленности

Совершенствование хозяйственных механизмов в сочетании с усилением материального стимулирования трудящихся.

Рост объемов производства, появление крупных заводов и промышленных комплексов. Ослабление трудоспособного населения, истощение сырьевой базы, удорожание добычи ископаемых, старение и износ оборудования, увеличение военных расходов.

В социальной сфере

Сокращение расходов на здравоохранение, введение карточной системы распределения продуктов.

Повышение смертности, обострение продовольственной проблемы, увеличение импорта продуктов, снижение реальных доходов населения.

В заключение

К чему в итоге привела экономика развитого социализма? Таблица, представленная выше, показывает, что картина в целом удручающая. Однако положение основной части жителей государства несколько улучшилось. Все меньше людей продолжали проживать в коммуналках, в домах начали появляться телевизоры, холодильники, стиральные машины. Отмечался и небольшой рост зарплаты. Тем не менее по уровню потребления страна занимала в мире только 77 место.

fb.ru