Схоластика естествознание – Период схоластики

Период схоластики

Как уже упоминалось, европейская наука в начале первого тысячелетия нашей эры переживала упадок, связанный с разложением рабовладельческого общества, сопровождавшимся большими потрясениями. Представления о природе в целом ряде вопросов вернулись к представлениям догреческой философии. Землю представляли плоской, покрытой хрустальным небесным сводом. Грубое суеверие и мракобесие процветали в Западной Европе и только примерно к XII в. наметились позитивные изменения.

Христианское учение, соединенное с приспособленной к его догмам и выхолощенной философией Аристотеля, явилось в средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики(от лат.schola– школа). Таким образом, схоластику можно определить как религиозно-идеалистическую философию.

Этап в развитии науки (XIII–XV) был назван периодом схоластики. Для него было характерно упрощение натурфилософии Аристотеля, приспособление ее к христианскому учению в качестве официальной религиозной философии. Схоластика была оторвана от реальной действительности, занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Все, что противоречило учениям церкви и Аристотелю, преследовалось инквизицией.

Для этого времени были типичны такие псевдонауки, как астрология,алхимия,магия,кабалистика. Историю алхимии обычно начинают с IV в. н.э. В течение примерно тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций, протекающих в сопровождении специфических заклинаний, получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились решения практически важных задач, были созданы технологии получения красок, стекол, лекарств, сплавов, разнообразных химических веществ и т.д. Алхимические исследования, несостоятельные теоретически, весьма способствовали развитию экспериментального естествознания. Алхимия возникла с приданием химической и металлургической практике мистического характера, с установлением связи практики с астрологией и магией. Была установлена связь между священным числом 7 и тем, что известных металлов – тоже 7 (а также, что цветов спектра – 7, музыкальных нот – тоже 7 и некоторые другие соответствия).

В период схоластики наука не продвигалась вперед в области познания природы, однако, в этот период были накоплены практические знания и эмпирический естественнонаучный материал, требовавшие научного обобщения.

Замечательнейшим философом XIII в. был англичанин Роджер Бэкон (1214–1292), резко разошедшийся со схоластикой и провозгласивший в своих сочинениях важнейшие естественнонаучные принципы, легшие затем в основу естествознания, и выступивший с программой реформ науки, предлагая строить ее на методах математических доказательств и экспериментов.

Другим мыслителем, порвавшим со схоластикой был Николай Кузанский (1401–1464), в учении которого высказаны идеи об устройстве Вселенной, предвосхитившие последующие революционные открытия в астрономии, в частности, идея о бесконечной Вселенной; утверждение о несостоятельности системы Птолемея и необходимости признания движения Земли, как небесного тела, ничем не отличающегося от других небесных тел.

Идеи Николая Кузанского оказали в дальнейшем большое влияние на деятельность Николая Коперника (1473–1543), великого польского астронома, провозгласившего гелиоцентрическую систему,модель строения Вселенной, согласно которой центром Вселенной является неподвижное Солнце, вокруг которого по строго круговым орбитам вращаются планеты, – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, а за Сатурном на огромном расстоянии следует сфера неподвижных звезд.

Говоря о науке средневековья нельзя не упомянуть величайшего ученого этого времени Леонардо да Винчи (1452–1519), развившего свой метод познания природы. Леонардо да Винчи считал, что познание идет от частных опытов и конкретных результатов к научному обобщению. Опыт является не только источником, но и критерием познания – выведенные из первоначальных опытов законы, должны быть проверены также опытным путем. В своей научной деятельности Леонардо да Винчи был приверженцем экспериментального метода исследования: изучал на опыте падение тел, траектории снарядов, коэффициенты трения, сопротивление материалов и т.д. Леонардо да Винчи в своей научной деятельности не был скован схоластикой и господством авторитетов, его творчество шло по пути развивающейся техники. Во многих вопросах науки он опередил свое время, заложил фундамент экспериментального естествознания, сам неутомимо экспериментировал, разрабатывал различные отрасли естественных наук, — физики, механики, оптики, акустики, биологии, химии, геологии. Леонардо да Винчи одним из первых, занимаясь практической анатомией, оставил зарисовки внутренних органов человека, снабженные описанием их функций. Специалисты, изучая анатомические рисунки и записи Леонардо да Винчи, называли его величайшим анатомом своего времени. Леонардо да Винчи работал над изучением законов развития животных и растений. Он был первым, кто всерьез занялся проблемами анатомии и физиологии растений. В итоге многолетних наблюдений он раскрыл причины появления жилок на листьях, обобщил явление гелиотропизма (изменения направления роста органов растения в зависимости от источника света). Он работал над выяснением влияния солнца, воздуха, воды и почвенных солей на жизнь растений. Леонардо да Винчи считают первым исследователем, поставившим важную проблему биологии, – установление связи между живыми существами и окружающей их природной средой.

Леонардо да Винчи выдвинул ряд ценных положений о строении Земли, соотношения между сушей и водой, о движении воды, впоследствии блестяще подтвержденные наукой.

studfiles.net

Периоды естествознания

Содержание 

Введение            3

  1. Период натурфилософии        3
  2. Период схоластики         7
  3. Период механистического естествознания     9
  4. Период классического естествознания             11

Заключение                  13

Список литературы                 15 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Наука — один из древнейших, важнейших  и сложнейших компонентов человеческой культуры. Это и целый многообразный  мир человеческих знаний, который  позволяет человеку преобразовывать  природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей. Это и сложная система исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний. Это и социальный институт, организующий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творческую энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

     Наука теснейшим образом связана с  материальным производством, с практикой  преобразования природы, социальных отношений. Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. Научное понимание природы, особенно в настоящую эпоху, существенно определяет содержание внутреннего духовного мира человека, сферу его представлений, ощущений, переживаний, динамику его потребностей и интересов. 

1. Период натурфилософии                                       

        

         

1 этап. VII-VI вв н.э. Фалес, Анаксимен,  Анаксимандр объясняли строение мира, исходя из каких-то природных элементов. Фалес считал, что основой мира является вода, Анаксимен — воздух, а Анаксимандр первоосновой называл апейрон. Апейрон находится в постоянном движении. Поэтому он неисчерпаем, как это движение. Если погибает одно, рядом возникает другое, и этот процесс бесконечен. Именно Анаксимандр высказал мысль о том, что мир бесконечен во времени. Последователь ионийской школы Гераклит Эфесский (VI-V вв. до н.э.) развил учение древних натурфилософов. В основу мира он положил такой элемент, как огонь. Помимо поисков первоосновы, Гераклит занимался поисками источника движения. Он считал, что источником движения является борьба противоположностей. Именно благодаря этой борьбе в мире существует многообразие вещей и явлений.

     В  VI  в.  до  н.э.  жил  еще  один  интереснейший  мыслитель  —  Пифагор.  В  отличие  о; вышеназванных  философов  он  искал  первопричину  сущего  не  в  материальном  элементе,  а в идеальном. Таким идеальным элементом были признаны математические начала. Пифагор и eго ученики придавали числу буквально мистическое значение. Например, число 1 означало всеобще начало, 2 — начало противоположности, 3 — природы, 4 — здоровья, гармонии и разумности.

     Первая  гелиоцентрическая система мира была разработана пифагорейцем Аристархом (III в до н.э.). Он считал, что в центре Вселенной находится Солнце, вокруг которого обращаются сферы Земли, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд. Кроме того, Аристарх утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси. За свои смелые взгляды философ был изгнан из Афин и объявлен безбожником.      

      2 этап. V-IV вв. до н.э. Атомистика  и элементаризм.  Атомисты — Левкипп и Демокрит. Они считали, что сущее построено из двух начал: одно неуничтожимое, неизменное, вещественное и оформленное, другое — разрушающееся, изменчивое, невещественное и бесформенное. Первое начало — атом, второе — пустота. Значит, мир состоит из атомов и пустоты. Атомы очень малы и поэтому невидимы, они носятся в пустоте. Когда атомы объединяются, возникают вещи, когда они разъединяются, вещи гибнут, исчезают. Причину многообразия мира атомисты видели в многообразии геометрических форм и пространственных положений атомов. При этом сами атомы лишены каких-либо качеств, у них есть только количественная определенность. Каждый атом остается отдельным началом, а многообразие мира зависит только от различия конфигураций их объединения.

     Последователь Демокрита Эпикур развил идею атомистики. Он объяснял не только материальные, но и психические и социальные явления, исходя из идеи атомов. Эпикур считал, что атомы находятся в постоянном движении, падая в пустоте с одинаковой скоростью. Однако существует случайность отклонения от своего пути, именно благодаря этим отклонениям атомы и образуют миры. Сперва, таким образом, возникла Земля, затем небо, моря и «выделяться огни стали в дальнем эфире». На Земле  родилась жизнь — растения, животные и люди. Таким образом, все возникло естественно, без какого бы то ни было вмешательства сверхъестественных сил.             

Другое   направление   натурфилософии   —   элементаризм,   напрямую   исходило   из   древнейшего, представления  о  мире  как  производной  от  каких-то  элементов  стихии.      

  Представителем  этого направления был Эмпедокл (V в. до н.э.). Он считал, что мир образован четырьмя элементами -1 стихиями, огнем, воздухом, водой, землей и также двумя силами — враждой и любовью. Это вечные, неизменные, однородные элементы, способные вступать друг с другом в различные комбинации в ( разных пропорциях. Также, как слова состоят из букв, все вещи состоят из элементов. Эмпедокл изложил в своей философии идею сохранения материи: «Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться». В картине мира Эмпедокла нет места для пустоты — все состоит из элементов.       

 Платон (V-IV вв. до н.э.) в своей натурфилософии объединил атомистику и элементаризм. Он признавал четыре стихии Эмпедокла, но считал, что они не являются простейшими. Каждый элемент имеет внутреннюю структуру и может переходить в другой в результате перестройки частиц. Платон считал, что сложные частицы элементов имеют форму многогранников, при дроблений эти многогранники дают треугольники, которые и являются истинными элементами мира   

  Аристотель (IV в. до н.э.). Это ученик Платона, великий философ. Он систематизировал накопленные знания. Аристотель считал, что натурфилософия должна отражать качественные изменения. Физический объект, который имеет определенные качества, не может быть построен из бескачественных элементов. «Тела характеризуются только противоположностями, соответствующими осязанию» — писал философ. 

      Он  выбрал две пары противоположностей (т. е. несводимых друг к другу качеств): теплое-холодное (активная пара) и сухое-влажное (пассивная пара). Эти пары, так  или иначе сочетаясь, составляют эмпедоклову четверку элементов. Аристотель разработал также методологию изучения природы. Он делил процесс изучения на несколько этапов:

1. соотнесение  изучаемого предмета к определенному  виду и роду;

2. рассмотрение  предмета как сделанного искусственно: выяснить, из чего сделан предмет, его форма, источник движения, цель;

3. формулирование  понятия идеального объекта. Этот  эталон и определяет род вещи, т. е. он является тем, с  чем идентифицируют предметы.

Это была первая сформулированная методика научного исследования.        

 3 этап. III-I вв. до н.э. Эллинистический период развития греческой науки. Развитие математики, механики, астрономии. Центром интеллектуальной жизни становится новая столица Египта — Александрия, основанная Александром Македонским в 332 г. до н.э. Именно здесь жил Евклид (III в. до н.э.) До нас дошли 13 его книг, объединенных единой логической схемой — «Начала». До сих пор все школьники мира начинают изучение геометрии по переработанному труду Евклида. Изучая прямолинейный световой луч, исходящий из глаз, Евклид способствовал зарождению геометрической оптики. Он также изучал отражения от плоских, вогнутых и выпуклых зеркал, в результате чего сделал вывод о равенстве угла отражения углу падения.        

 Архимед (Ш в. до н.э.) — выдающийся ученый эпохи эллинизма. Он занимался математикой и механикой, кроме того, был крупнейшим инженером своего времени. Всем известен закон Архимеда, который является основным законом гидростатики. Архимед первым из математиков определил пределы числа к, вычислил площади криволинейных фигур, объемы шара и цилиндра и т. д. Он смастерил астрономическую сферу и вообще глубоко интересовался проблемой картины мира: сравнивал гелио-и геоцентрические системы мира, сделал вывод о том, что хоть мир и огромен, но конечен.   Архимед подсчитал количество пылинок во Вселенной, в современном обозначении это 10+83. Архимед способствовал своими трудами выделению естественных наук в самостоятельную область.       

2. Период схоластики                                                                                                               

         

 Начиная  с 1 в. эллинская культура стала  уступать место христианской, но  в первые три века новой  эры античная наука еще существовала. Среди ученых этого периода в первую очередь можно назвать Клавдия Птолемея (1-11 вв.) Его главное сочинение дошло до нас под разными названиями -«Математическая система», «Великое математическое построение», «Альмагест».  Основное содержание этого труда — изложение геоцентрической системы мира.        

 Птолемей  основывался на следующих постулатах:

1. Земля  шарообразна;

2. Земля  находится в центре небесного  свода неподвижно;

3. небосвод  имеет сферическую форму и  вращается как твердая сфера  вокруг Земли, делая один оборот  в сутки;

4. планеты  (включая Солнце и Луну) также  вращаются вокруг Земли по  окружностям с постоянной скоростью.

     Можно упомянуть   еще женщину-математика,   астронома   Гипатию Г. Красавица и умница, она была растерзана бандой воинствующих фанатиков-христиан, и с ее гибелью александрийская школа науки прекратила свое существование. Европа на несколько веков забыла об естествознании. Научное знание развивалось в рамках теологии.     

      Труды античных мыслителей, особенно Аристотеля, сохранились в монастырских библиотеках. Их проникновение в страны исламской культуры было обусловлено тем, что Александрия была захвачена арабами, а Византия позже — турками. Так арабские ученые познакомились с наследием античности. С другой стороны, они были знакомы с работами индийских и китайских ученых, особенно в области математики. Помимо математики в странах Востока развивалась астрономия. В Хиве жил Мухаммед ион Муса Аль-Хорезми. Слово «алгоритм», кстати, происходит от латинизированного имени Аль-Хорезми, написавшего книгу по алгебре. Слово «алгебра» также имеет арабское происхождение от слова «аль-джебри». Аль-Хорезми исследовал математические уравнения. Другой арабский мыслитель, астроном Аль-Баттани, исправил неточности теории Птолемея. Астроном Аль-Заркали составил так называемые Толедские таблицы планет, которые повлияли на развитие тригонометрии.

     В Бухаре жил выдающийся ученый Ибн-Сина (Авиценна). Его книга «Канон врачебной  науки», переведенная на многие языки, оказала большое влияние и  на развитие медицины в Европе.

     В г. Мерве жил еще один интересный мыслитель Омар Хайям. Он был не только ученым, но и выдающимся поэтом, и в этом качестве известен в наше время. В 1079 г. Омар Хайям провел реформу календаря, которая стала возможной благодаря его астрономическим наблюдениям. Уче-ный    возглавлял    крупнейшую    обсерваторию    в    Исфахане.    Он   также    занимался    алгеброй, систематически   исследуя  уравнения   3-й   степени,   геометрией.   Омар  Хайям   знал   и   врачебное искусство. Известен его философский трактат на языке фарси «О всеобщности бытия», его рубаи также полны глубокого философского смысла.  
 
 
 

3. Период механистического  естествознания        

                                                                                                  

     Николай Коперник (1473-1543) всю свою жизнь посвятил обоснованию гелиоцентрической системы мира.

     Идеи  Коперника полностью поддерживал  Г. Галилей (1564-1642). Благодаря сделанной  им зрительной трубе, увеличивающей  в 32 раза, Галилей сделал открытия, которые  подтверждали систему Коперника  и опровергали идею Аристотеля о  противоположности земного и небесного.

Закон инерции, открытый Галилеем, положил  конец многовековому заблуждению, идущему от Аристотеля, о том, что  для поддержания равномерного движения необходима постоянная сила. Галилей  показал, что равномерное прямолинейное движение, также, как и покой, реализуется при отсутствии всяких сил. Современная наука формулирует закон инерции следующим образом: Любое тело сохраняет состояние покоя или равномерного или прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со  стороны других тел не выведет его из этого состояния.

     Галилей был одним из основоположников опытного естествознания. Он первым сформулировал  требования к научному эксперименту, суть их в том, что надо сосредотачиваться  на главном, не отвлекаясь на второстепенное. Галилей изобрел мысленный эксперимент, благодаря которому впоследствии были сделаны великие открытия в науке.

     И. Ньютон (1643-1727) отразил в своих  трудах фактически все проблемы современной  ему науки. В ‘»Математических началах  натуральной философии» он дал  изложение системы законов механики, закона всемирного тяготения и также методов исследования. 

stud24.ru

Схоластика в философии

Сложность, обреченность жизни всегда пугала людей. Еще с античных времен человечество занято поиском объяснения насущных проблем, природных явлений, особенностей физиологии. В этом стремлении взяли свое начало естествознание, технические учения, но не только.

Пока образованность не приобрела массового характера, не достигла апогея развития мировая наука, люди искали ответы в религии. Именно вера утешала, спасала, предостерегала. Даже в настоящее время в трудную жизненную минуту мы обращаемся к Богу. Это не нежелание человека слушать здравый рассудок, в этом существует потребность души. Схоластика объясняет, доносит до умов сущность, значимость, религии.

Понятие схоластики

Что же такое схоластика? Схоластика в философии это религиозное направление, необходимое для объяснения церковных догматов, обоснования веры. Поскольку многие постулаты христианства трудны для восприятия, учение было призвано доступно донести их до конечного слушателя. Часто схоластики пользовались искусственными, необъективными, далекими от действительности доводами, что подрывало авторитет течения. Чем дальше пускались в демагогию адепты, тем более ненастоящей казалась сама религия. Именно поэтому сейчас схоластика ассоциируется с искусственным, пустым, необоснованным нравоучением, не востребованным в реальной жизни. Характеристика слова носит отрицательный характер, определяется, как недостаток. Но это суждение не совсем правильно, потому что многие исторические факты, сведения, дошедшие до наших дней, имеют искаженный, перекрученный вид или просто изживают себя.

Изначально схоластика была системой логических умозаключений, занимающаяся анализом языковых оборотов, использованных в церковных канонах. Религиозная терминология специфична, старые «мертвые» языки трудночитаемы, поэтому направление обыватели расценивают ненастоящим, сухим.

В чем особенность и проблемы схоластики

Характерной особенностью схоластики является составление сумм, то есть всеобъемлющих изложений церковного богословия. Направление с особой скрупулёзностью занималось доскональным изучением всех возможных вариантов текущего вопроса, опровержением неуместных его постановок. Представители течения часто использовали, как доказательство своей правоты, цитаты знаменитых, уважаемых деятелей. Благодаря этому данная философская логическая система оказалась четко изложенной, задокументированной, хорошо сохранившейся для потомков.

Но проблематика схоластики весьма обширна. Используя тезисной подход, ее можно разделить на три основных проблемы.

Проблема первая – соотношение знания и веры. Эти противоположные понятия взаимно исключают друг друга. Религия базируется на откровение, не нуждается в доказательствах. Знание, как сила разума, не полагается на недоказуемое наитие. О самостоятельности веры говорил Тертуллиан: «Благодаря Иисусу нам ни к чему любознательность, благодаря писанию «Евангелия», нам ни к чему поиски истины». Вера остается верой, потому что не требует обоснований. Тертуллиан считал философию ересью, ибо философы, задающие рациональные вопросы, подрывают религию, а веровать нужно в абсурдное.

Проблема вторая – соотношение сущности и существования. Это теологическая дилемма действительного существования Всевышнего и постижения его сущности. Философия снова опровергает реальность невидимого, непостижимого, так как образ Бога есть результат воображения. Схоласты выходят из этой ситуации так: существующий мир сотворил Господь, из этого следует, что сущность всех вещей мира есть божье творение. Речи о том, что именно Бог создал мир, людей, природу не было, сие воспринималось, как данность. Вопрос стоял так – реально ли его познание? Одни думали – постичь Бога можно с помощью разума, другие считали – постичь Творца невозможно, все сведения мы приобретаем через откровения.

Благодаря данному схоластическому спору родились:

  • Два метода познания Всевышнего: святой, естественный. Первый исходит из догматов «Святого писания», второй доказывает бытие Создателя через характеристики реального мира. Здесь знание и вера вступают в дружеский союз.
  • Новые идеи европейской философской мысли – выяснение сущности вещей стало главной целью европейских философов.

Проблема третья – проблема природы и универсалий (сущности общих понятий). Это теологическая дилемма христианства о сущности Творца, его троичности (Отец, Сын, Святой Дух) и философская о соотношение общего с единичным. Решение задачи породило два течения схоластики – реализм, номинализм.

Идеи реализма воплощал Платон: «общее в виде «идеи» есть реально само по себе, не привязано к предметам». Номинализм выражал Аристотель: «Сущность общего в самих предметах».

Учение номиналистов трактует – общее в принципе не существует, даже если существует, то лишь в понятиях, выражающих знание о единичных вещах, после самих вещей.

Реалисты считали – есть только общее, единичное является кажущейся реальностью. До появления внешних предметов появилась «идея» в разуме Бога.

Роль Фомы Аквинского в схоластике

Благодаря Фоме Аквинскому схоластика приобрела систематизацию. Мудрец первым придумал суммы – упорядоченные труды, содержащие комплексную информацию о теологии. Основываясь на умозаключениях Аристотеля, он разработал собственную концепцию.

Фома Аквинский считает – между здравым рассудком личности и ее верой должна быть гармония, соперничество между ними исключено. Его концепция состоит из двух методов познания – чувствительного, рационального. Если пользоваться лишь одним способом, истинная реальность будет незавершенной. Религия с естествознанием должны помогать друг другу. Наука способна исследовать мир, но божественное просветление дарит вера. В доказательство сущности Всевышнего Фома приводит пять доводов, каждые основаны на способах познания. Позже теории Аквинского были подтверждены научными опытами.

Метафизика в схоластике

С античных времен наряду с теологией развивается философия. «Раскручивание» богословия без философствования не представлялось возможным. Философская мысль, полагаясь на опыт предыдущих столетий, достигает своего рассвета. Труды Платона, Аристотеля снабжают человечество общедоступными знаниями об основополагающих субстанциях.

Очень ярко представлено развитие схоластики в метафизике. Практически до XIII века понятие метафизики заменяют диалектика и логика. В школьной программе того времени из семи предметов диалектика из-за отношения более к словам, чем к предметам, считалась второстепенной дисциплиной, служанкой прочих наук. С появлением схоластики она выступает на первое место. Так как появилась острая необходимость в метафизике (но она еще не существовала), метафизические задачи пытались решить при помощи остальных предметов. Для этого нужна была философская диалектика, логика – чтобы связать дисциплины друг с другом в поисках метафизических принципов.

Исходя из вышеизложенного, схоластика в решении метафизических вопросов стала наукой из наук. Всякий вывод, выстроенный логическим путем, считался непоколебимым. Преобразование диалектики в метафизику сводило выражение слов к воображению предмета, догадки становились неоспоримыми. Такая философская логика дошла до XII века. Только в XIII веке с появлением метафизики Аристотеля наука достигла своего рассвета – школа разграничила логику и метафизику, диалектика снова стала подготовительной дисциплиной. Метафизика уже не однобокое учение – схоласты (Фома Аквинский, Альберт великий, Бонавентура) теперь полагаются на труды Платона.

Периоды развития схоластики

Развитие учения относится к Средневековью, его делят на три периода: ранний, средний, поздний. Рассмотрим поподробнее.

Ранний период. Ранняя схоластика относится к IX-XII векам, географическая принадлежность – европейские страны (Англия, Франция, Германия, Италия). Основополагающей базой направления было переплетение теологии, науки, философии. Схоластический метод основывался на специфике ценностей, результатов умозаключений, спора об универсалиях. Представители: Рабан Мавр, Иоанн Росцелин, Бонавентура.

Средний период. Направление среднего периода (XIII) отличается от раннего направления окончательным разделением философии, науки от религии. Западное средневековое мировоззрение освещается трудами Аристотеля; появляются францисканский, доминиканский ордена; затевается спор между последователями Августина и Аверроэса, скотистами и томистами. Средний период ознаменовался созданием великих философско-религиозных собраний. Представители: Витело (Германия), Винсент из Бове (Франция), Роджер Бэкон (Англия), Раймунд Луллий (Испания).

Поздний период. Позднее течение направления относится к XIV-XV векам. Поздняя схоластика получила рационализаторскую (отрицательную) упорядоченность, философское мышление приобрело научный оттенок, мистика окончательно отделилась от религии. Наука наполняется спекулятивным смыслом, теряет духовность. Появляется понятие «несхоластика», предмет которого защищает христианскую религию.

Этимология понятия

В переводе с латинского языка определение схоластики представляет собой «школу» («школьный»). В Средневековье понятие означало философию, как дисциплину, преподаваемую в школе, а также обозначало учителей богословия или учителей монастырских школ, преподающих сразу несколько предметов. Позже это название распространилось на всех представителей научных и философских учений.

Впервые понятие ввел в обиход Теофраст в письменном обращении к своему ученику. Схоластика, как теологическая философия Средневековья, имела положительный религиозный характер. После нападок сторонников нового умственного течения направление приобретает укоризненный контекст. После того, как Цицерон увлекся греческой философией, многие соотечественники стали называть его схоластом. При чем, «ругательство» подразумевало наличие только теоретических знаний, неподкрепленных практикой. В современной науке, культуре слово «схоластика» применяют, как отрицательное сравнение, отчасти оно имеет первоначальный смысл.

Наука глазами схоластов

Представители учения хотели довести теологию до научного состояния. За этим следовал вопрос: как, зачем должна существовать наука?

Познание определяется действием и бездействием. Для схоластиков такое разделение было привычным, так как они сравнивали его с религией. Ведь в христианстве есть установленные догмы (бездействие), по которым обязаны жить люди, применяя их на практике (действие).

Мыслитель Фома Аквинский объяснял: «Если субстанция — это первичное состояние любого предмета, а наука состоит из таких первичных состояний, то и религия тоже наука, так как она есть субстанция уповаемых предметов».

Общая черта науки и веры исходит от их зарождения человеческой мыслью. Познаваемое, познающая природа зависят друг от друга. Получая знания, познающая природа эволюционирует.

Основой науки считаются не отдельные предметы, а изменчивая общность предметов.

На вопрос «зачем нужна наука» схоластики отвечали: «Так как в природе огромное количество вещей, необходимо существование множества наук, предметами которых станут эти вещи».

Наука радуется возможности утвердить свой предмет (добиться истины), мудрость (вера) стремится по предмету различать, классифицировать (преследует благо).

Союз естественного, сверхъестественного способов познания порождает союз ума, науки, веры. Где интеллект развивает человек, а мудрость даруется Богом. Вера у схоластов уступила место разуму, а наука приобрела некую мудрость.

mystroimmir.ru

Период схоластики

Как уже упоминалось, европейская наука в начале первого тысячелетия нашей эры переживала упадок, связанный с разложением рабовладельческого общества, сопровождавшимся большими потрясениями. Представления о природе в целом ряде вопросов вернулись к представлениям догреческой философии. Землю представляли плоской, покрытой хрустальным небесным сводом. Грубое суеверие и мракобесие процветали в Западной Европе и только примерно к XII в. наметились позитивные изменения.

Христианское учение, соединенное с приспособленной к его догмам и выхолощенной философией Аристотеля, явилось в средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики(от лат.schola– школа). Таким образом, схоластику можно определить как религиозно-идеалистическую философию.

Этап в развитии науки (XIII–XV) был назван периодом схоластики. Для него было характерно упрощение натурфилософии Аристотеля, приспособление ее к христианскому учению в качестве официальной религиозной философии. Схоластика была оторвана от реальной действительности, занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Все, что противоречило учениям церкви и Аристотелю, преследовалось инквизицией.

Для этого времени были типичны такие псевдонауки, как астрология,алхимия,магия,кабалистика. Историю алхимии обычно начинают с IV в. н.э. В течение примерно тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций, протекающих в сопровождении специфических заклинаний, получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились решения практически важных задач, были созданы технологии получения красок, стекол, лекарств, сплавов, разнообразных химических веществ и т.д. Алхимические исследования, несостоятельные теоретически, весьма способствовали развитию экспериментального естествознания. Алхимия возникла с приданием химической и металлургической практике мистического характера, с установлением связи практики с астрологией и магией. Была установлена связь между священным числом 7 и тем, что известных металлов – тоже 7 (а также, что цветов спектра – 7, музыкальных нот – тоже 7 и некоторые другие соответствия).

В период схоластики наука не продвигалась вперед в области познания природы, однако, в этот период были накоплены практические знания и эмпирический естественнонаучный материал, требовавшие научного обобщения.

Замечательнейшим философом XIII в. был англичанин Роджер Бэкон (1214–1292), резко разошедшийся со схоластикой и провозгласивший в своих сочинениях важнейшие естественнонаучные принципы, легшие затем в основу естествознания, и выступивший с программой реформ науки, предлагая строить ее на методах математических доказательств и экспериментов.

Другим мыслителем, порвавшим со схоластикой был Николай Кузанский (1401–1464), в учении которого высказаны идеи об устройстве Вселенной, предвосхитившие последующие революционные открытия в астрономии, в частности, идея о бесконечной Вселенной; утверждение о несостоятельности системы Птолемея и необходимости признания движения Земли, как небесного тела, ничем не отличающегося от других небесных тел.

Идеи Николая Кузанского оказали в дальнейшем большое влияние на деятельность Николая Коперника (1473–1543), великого польского астронома, провозгласившего гелиоцентрическую систему,модель строения Вселенной, согласно которой центром Вселенной является неподвижное Солнце, вокруг которого по строго круговым орбитам вращаются планеты, – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, а за Сатурном на огромном расстоянии следует сфера неподвижных звезд.

Говоря о науке средневековья нельзя не упомянуть величайшего ученого этого времени Леонардо да Винчи (1452–1519), развившего свой метод познания природы. Леонардо да Винчи считал, что познание идет от частных опытов и конкретных результатов к научному обобщению. Опыт является не только источником, но и критерием познания – выведенные из первоначальных опытов законы, должны быть проверены также опытным путем. В своей научной деятельности Леонардо да Винчи был приверженцем экспериментального метода исследования: изучал на опыте падение тел, траектории снарядов, коэффициенты трения, сопротивление материалов и т.д. Леонардо да Винчи в своей научной деятельности не был скован схоластикой и господством авторитетов, его творчество шло по пути развивающейся техники. Во многих вопросах науки он опередил свое время, заложил фундамент экспериментального естествознания, сам неутомимо экспериментировал, разрабатывал различные отрасли естественных наук, — физики, механики, оптики, акустики, биологии, химии, геологии. Леонардо да Винчи одним из первых, занимаясь практической анатомией, оставил зарисовки внутренних органов человека, снабженные описанием их функций. Специалисты, изучая анатомические рисунки и записи Леонардо да Винчи, называли его величайшим анатомом своего времени. Леонардо да Винчи работал над изучением законов развития животных и растений. Он был первым, кто всерьез занялся проблемами анатомии и физиологии растений. В итоге многолетних наблюдений он раскрыл причины появления жилок на листьях, обобщил явление гелиотропизма (изменения направления роста органов растения в зависимости от источника света). Он работал над выяснением влияния солнца, воздуха, воды и почвенных солей на жизнь растений. Леонардо да Винчи считают первым исследователем, поставившим важную проблему биологии, – установление связи между живыми существами и окружающей их природной средой.

Леонардо да Винчи выдвинул ряд ценных положений о строении Земли, соотношения между сушей и водой, о движении воды, впоследствии блестяще подтвержденные наукой.

studfiles.net

Схоластика

Философия эпохи схоластики

Схоластика (от лат. schola — школа) возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики — упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми). Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия:

• при помощи разума легче проникнуть в истины веры;

• используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

• при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Античные источники схоластической мысли — это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее I нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

• отношения веры и знания;

• проблема универсалий;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.

Наиболее известный мыслитель ранней схоластики — Ансельм, архиепископ Кентерберийский(1033-1109). Согласно Ансельму, истинное мышление не может противоречить вере. Истины веры обосновываются естественным разумом. Вера, тем не менее, должна предшествовать разуму. Ансельму принадлежит онтологическое доказательство бытия Божьего.

Интерес к работам Боэция вызвал спор об универсалиях. Соответствуют ли всеобщие определения, т. е. роды и виды, реальности самой по себе или они существуют только в мышлении? Этот спор вел к распространению схоластического метода и стал основной темой философствования на несколько столетий. В дискуссии было высказано в конечном счете три точки зрения:

• крайний реализм, который утверждал (продолжая тем самым платоновскую линию философствования), что универсалии, т. е. роды и виды, существуют до вещей, в качестве реальных сущностей;

• крайний номинализм (от лат. nomen — имя), который настаивал (восходя к стоической традиции), что роды и иды существуют после вещей, в качестве общих имен;

• умеренный реализм, который опирался на аристотелевскую традицию — роды и виды существуют в самих вещах.

Расцвет схоластики (XIII в.) связан с возникновением университетов. Создание и развитие этих высших учебных заведений, существование квалифицированных преподавателей обусловили появление крупных систематических сочинений.

Образ высокой схоластики формирует рецепция (заимствование и приспособление) трудов Аристотеля, произошедшая благодаря новому знакомству с его текстами по переводам с арабского, а затем и непосредственно с греческого. Труды Аристотеля вместе с арабскими сочинениями о самом философе, а также комментариями к его трудам входят в университетский обиход. Арабская неоплатоническая рецепция самого Аристотеля и неоплатонистские положения сочинений, приписанных Аристотелю, привели к пантеистическому восприятию ученого. Церковные авторитеты выступали против такого понимания Аристотеля, вплоть до запрещения чтения и комментирования его трудов. Но без основатель нового знания Аристотеля не мог обойтись уже ни один мыслитель. Таким образом, развитие высокой схоластики отмечено «спором об Аристотеле». В этом споре друг ДРУГУ противостояли члены католических орденов францисканцы, ориентированные на августианство, и доминиканцыаристотелевской направленности. Помимо этого, в схоластической традиции следует отметить развитие неоплатонического, естественнонаучного и логического направлений.

Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и августианство стали основой учения великого систематика средних веков Фомы Аквинского (1225-1274), пред принявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христианской философия.

Фома дал собственный ответ на вопрос о соотношении веры и разума. Вера и разум не могут противоречить друг другу, поскольку и то, и другое исходит от Бога. Тео логия (богословие) и философия не могут прийти к раз личным выводам. Они отличаются, однако, подходами: философия идет к Богу от сотворенных вещей, теология от Бога к тварному миру. Откровение Божье сообщает людям лишь те истины, которые необходимы для их спасения. Следовательно, остается пространство для самостоятельного исследования вещей, которые не объясняются откровением. Это пространство и осваивает философия, обеспечивая и защищая основания веры.

Основной идеей томистской (от лат. Thomas — Фома) онтологии является полный порядок всего бытия. Каждому сущему предоставлено Богом его положение и определена его цель в порядке бытия. Всему созданному присуща разница бытия и сущности. Только в Боге его бытие совпадает с его сущностью.

Эпоху поздней схоластики можно описать как эпоху упадка средневекового философствования. Номинализм подверг критике метафизические системы старых школ, но не дал новых идей. Старые школы в споре о природе общих понятий защищали позицию умеренного реализма. Они были представлены как поздними томистами (последователями учения Фомы Аквинского), так и школой Иоганна Дунса Скота(ок. 1266-1308). Номинализм пришел к идее снятия синтеза веры и знания. Английский философ и церковно-политический писатель Уильям Оккам (ок. 1285-1349) высказал предположение, что предметом реальных наук являются не сами вещи, но термины предложения в качестве представители вещей.

Развитие номинализма сопровождается расцветом естествознания, особенно в Париже и Оксфорде. Кроме того, необходимо отметить, что развитие схоластики на этом не прекращается. Несмотря на то чтоновоевропейская схоластика все в большей степени утрачивала непрерывность традиции, она продолжала разрабатываться в течение XVI и XVII вв., особенно в Испании и Италии, как реакция на Реформацию и Ренессанс. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика.

studfiles.net

Схоластика, Ранняя схоластика, Классическая схоластика, Мистика

Взгляды. Августина. Блаженного и его последователей стали основой для средневековой философии, которая получила название схоластики

Что это за философия?

Само слово»схоластика»происходит от греч schole — школа. Дело в том, что на рубеже V и VI вв начала складываться система средневекового образования. Некоторые из первых монастырских и приходских школ стали ведущим ми центрами средневековой культуры и образования, теоретических исследований своего времени. В этих школах впервые начали преподавать философию. Она и получила название схоластики. Позже так стали именовать всю средне вечную философииьовічну філософію.

В развитии западноевропейской средневековой схоластики определяются два периода:

1) ранняя схоластика IX-XII вв;

2) зрелая, классическая схоластика XII-XIV вв

Ранняя схоластика

В первый период все учения были связаны преимущественно с интерпретацией. Августином. Блаженным неоплатонизма. Выдающимся представителем схоластики этого времени был. Ансельм. Кентерберийский (1033-1109), который с 10 093 г занимал должность архиепископа в. Англии»верую, чтобы понимать, а не хочу понимать, чтобы верить»- так. Ансельм сформулировал свое кредо в сфере познания. Воплощая его в своих рассуждениях, он побуду вал известно»онтологическое доказательство»бытия. Бога. Оно заключается в следующем. Верующий человек имеет самоочевидное понятие о. Господе, существо. Самый. Но для полной совершенства признак бытия является необходимым. О тже,. Бог реально существует. Уже современники архиепископа. Кентерберийского подвергали сомнению такую ??аргументацию, поскольку она делала вывод от существования ясного понятия о вещи в реального существования этой. Кстати. Но разве не настоящие предметы являются основой выработки понятий о них? ля. Ансельма: он считал свое заключение результатом веры и божественного откровения, а его логическое обоснование — только понимания языком формой демонстрации истинлою формою демонстрації істини.

Другим известным представителем ранней схоластики является. Компьенском каноник. Иоанн. Росцелин (около 1050 — около 1120). В центре его философии был догмат триединства. Бога — один из основных в христианском вировче энные. Смысл его заключается в том, что. Бог един в трех лицах:. Отец,. Сын и. Дух. Святой. Триединая сущность ликов. Бога такая же реальная, как и сами ипостаси. Учение. Росцелина, которое отвергало реальное существование общего, имело тенденцию отрицать реальность. Божественной единства, а потому опасным для основной догмы христианства. В 1092 г. Церковный. Собор в. Суасоне обвинил. Росцелина в ереси («ТРИТЭ изми»- трибожжи) и заставил отказаться от своего ученияя від свого вчення.

В определенный период на позициях. Росцелина стоял его ученик. Пьер. Абеляр (1079-1142). Он был известен в. Европе как прекрасный мастер диспута. В ??своих трудах»Да и нет»,»Переписка с. Элоизой»и других он называет ертаеться к разуму как ведущего инструмента и критерия в поисках истины, как средства популяризации христианского учения. Но попытка рационального защиты христианского учения вполне закономерно приво дила к критическому анализу последнего, что открывало путь к освобождению философии из-под контроля теологии. Поэтому учение. Абеляра было также осуждено как еретическоеож засуджене як єретичне.

Классическая схоластика

Основывается на приспособленном к потребностям христианской догматики аристотелизми систематизация классической схоластики был. Фома. Аквинский (1225 или 1226-1274). Свою богословско-философскую систему он исп клал в многочисленных трудах (последнее. Ватиканское издание его произведений составляет 28 томов), наиболее известными из которых являются»Сумма против язычников»(1264),»Сумма теологии»(1274). В этих произведениях. Аквинский разработал свою систему»окатоличенную»аристотелизма — томизм, как стали называть это учение по имени его создателя (по латинской транскрипцией имени. Фома произносится, как. Томас, отсюда»томизм»). При жизни. Фомы. Ак. Винского его философия не очень одобрительно поддерживалась теологами. Всеобщее признание и слава пришли к нему лишь после смерти, ему было присвоено почетное звание»ангельский доктор», а в 1323 г его причислила к лику святых. Учение же. Фомы фактически становится официальной философской доктриной католической церквей стає офіційною філософською доктриною католицької церкви.

В центре томизма — учение о том, что. Вселенная представляет собой иерархию ступеней бытия низкий степень этой иерархии составляет природа, материя, выше. Бог, абсолютная божественная сознание, творит мир и руководит им. Конечной целью человеческой жизни является. Бог. Но умом он не познается. Бог умная истина, которая недоступна слабом человеческому разуму. Эта истина дается людям через посланы. Богом»истины откровения»Однако»доказательства»бытия. Бога можно найти путем осмысления»идей», заложенных. Богом в природном мире. На этих выходных основе. Фома выстраивает концепцию двойственной истины: есть»истины разума»и есть высшие истины -«истины откровения»Истины разума открываются нам через науку и философию, истины откровения — через теологию, в частности через. Священное. Писание (Библию). Итак, философия и теология не супер ечать друг другу, потому постигают разные миры — природу и. Богречать одна одній, бо осягають різні світи — природу і. Бога.

Задача философии схоласты видели в познании. Бога (через природу), доказательствах того, что все догматы церкви не противоречат разуму. Центральными считали проблемы соотношения знания и веры, воли и разума, единичного и общего. Последняя известна как спор о универсалы — природу общих понятий. Согласно тому, как объяснялось вопрос о существовании универсалий, средневековая философия представлена ??д. Вома основным направлениям — реализмом и номинализмом. Реализм — направление, представители которого считают, что общие понятия (универсалы) не отражение предметов и явлений, а существуют как реальные духовные сут ности и составляют субстанцию ??вещей. Наиболее выпукло реализм представлен в учении архиепископа. Ансельма. Кентерберийского и у. Фомы. Аквинского. Номинализм (от лат nomen — имя, название) — направление, пред вители которого считали, что реально существуют лишь единичные реальные вещи, а общие понятия есть только названия или имена выдающимися представителями этого направления являются. Иоанн. Росцелин и (в определенный период). П ‘ премьер. Абеляр. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалов существуют не до, а после вещей, т.е. они склонялись к материалистической линии в философии. Общие понятия в них являются второстепенными. Поскольку и понятия»Бог»- наиболее общее, то по логике номинализма оно и должно попасть в разряд»второстепенного», производного от мира индивидуальных сказалвід світу індивідуальних речей.

конце XIII — начале XIV в классическая средневековая философия (и реалистичная, и номиналистическая), исчерпав свои исторические позитивные возможности, постепенно вступает в период кризиса. Она начинает ется с»перепутье», к которому ее привела проблема»вера-знание»,»теология — философия»; образно говоря, схоластика»розчахнулась»на ножницах»религия — наука»Это отчетливо демонстрирует философское учение я. Роджера. Бэкона (1214-1294). Он раскрывал ненужность и даже вредность далекого от реальности схоластического метода, призывал изучать природу путем наблюдения и опыта. В науках, заявлял е н, ценной является практическая польза. Защищая идею единства философии и теологии, он отмечал, что они не противоречат друг другу. Теология учит, для какой цели все предметы предназначены. Богом, а наука — как и через выполняется это назначение. Однако это единство ученый мыслит не как подчинение, а как признание рациональной необходимости философии, раскрывает свойства внешнего мирості філософії, що розкриває властивості зовнішнього світу.

Против рациональной теологии выступал британский схоласт. Иоанн. Дуне. Скот (1265-1308). В своих произведениях»Оксфордский произведение»,»О первоосновы всех вещей»на первый план сущности. Бога он выдвигает не разум или идеи, а волю, поскольку она способна проявлять себя не только идеально, но и реально. Поэтому теология, за. Скоттом, является наукой практической (дает наставления для жизни), а философия — теоретической. Развивая идеи. Ду. НСА. Скота, еще один представитель поздней схоластики. Уильям. Оккам (1285-1349) отмечал возможность изучения природы и человека независимо от теологии. Он призвал к их научного исследования путем к свиду и логики. Чтобы сделать логику пригодной для познания конкретных явлений, нужно ее очистить от лишних терминов схоластического теоретизирования. Оккам формирует эту мысль в афоризме, известный под названием ю»оккамовои бритвы»:»Сущности не нужно приумножать без необходимости»Этот афоризм, наконец, был направлен против схоластики с ее стремлением к бесконечным логических построений. Считается, что именно в др. способствовал отходу от схоластического теоретизирования сприяв відходу від схоластичного теоретизування.

Мистика

Завершается кризис философии. Средневековья утверждением мистического учения. Мистика («таинственное») — это вера в таинственные сверхъестественные силы. Она исходит из того, что. Божественное,. Бог присутствует во всем, но т только человек это замечает с помощью внерациональное, внутришньоспоглядальних средств («через заглядывания в себя»). Мистическое мировосприятие основывается на таких принципах: 1) цель христианина — достичь единстве с. Духом через слияние своей человеческой сущности с. Божественной сути с помощью позарозумового экстаза (неистового увлечения) 2) формула единства с. Божественной сути -«Бог должен стать мной, а я -. Богом»- еще не означает равенства человека с. Богом, а лишь свидетельствует о желании — слияние человека с. Божественным. Духом; 3) внутреннее ощущение и видение. Бога — важнее участие в богослужениижливіше від участі в богослужінні.

Родоначальником средневековой мистики был немецкий философ. Иоганн. Экхарт или, как его чаще называли,. Мастер, или. Учитель (1260-1327). В работе»Проповеди и рассуждения»он изложил свою позицию мистич ческого пантеизма ее суть заключается в следующем: ни одна вещь, в которой. Бог всегда присутствует, не осознает его присутствия — это дано лишь»внутреннем человеке», которая наделена душой. Божественность -. Бог тождествен глубинами человеческого духа:»В моей душе есть сила, которая воспринимает. Бога. Ничто мне не близко так, как. Бог. Бог мне ближе, чем я сам себе»; душа — это»существо. Божия»в человеке, она единственно сущего с. Божеством, создана, а потому вечна; глубинную связь человеческой души и. Бога делает возможным сочетание любого человека с. Богом отказ обычного познания в образах и понятиях, которые дают лишь представления о. Боге и. Особпоняттях, які дають лише уяви про. Бога і. Особу.

Иоганна. Экхарта недаром называли. Учителем. Он действительно имел многих последователей, среди которых были. Иоганн. Таулер (1300-1361) и. Иоганн. Рейсбрук (1293-1381), которые известны тем, что, мастерски владея слово ом, акцентировали на значении человеческой активности в вопросах выбора жизненного пути и привлечения к божественной благодати. Они утверждали, что, отталкиваясь от того, что даровано. Богом, лю дина формирует себя собственными поступками, так как не способна раздуть пламя с заложенной в нее. Божией искрри.

Оценивая общий вклад средневековой философии в развитие философской мысли, следует учесть ее противоречивость, впрочем, безусловно, нельзя считать. Средние века»темными», своеобразным»пропастью»,»с остановкой»в развитии культуры человечества. В эпоху. Средневековья было накоплено огромное философское наследие, которая способствовала дальнейшему развитию мысли и общественного бытия в эпоху. Возрожденияльного буття в часи. Відродження.

uchebnikirus.com

1.4.2. Эпоха средневековой схоластики и раннего Ренессанса.

Средние века – период с II по XV в – чрезвычайно насыщенный, противоречивый и плодотворный период в истории познания.

Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии. Обычно этап патристики (от слова «патер» — «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.

Главные проблемы патристики взаимосвязаны с переходом к одной духовной субстанции – всемогущему богу. Основной тезис – иерархический порядок в природе и в обществе создан богом, что определило в патристике понимание истории как движения к определенной цели и определение этой цели — «Град Божий». На построение основных концепций и категориальный аппарат философии «отцов Церкви» определенное влияние оказало учение Платона. С V по VIII в начинается этап так называемый поздней патристики без значительных новаций в философии, но в это время оформляется алхимия с приданием ей в химической и металлургической практике мистического характера и сакральным установлением связи практики с астрологией и магией.

Этап схоластики (IX-XVвв) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками и особенно философией были «схоластиками», это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

Схоластическая философия в лице ее наиболее ярких представителей (Альберта Великого, Фомы Аквинского, Пьера Абеляра и других), сохранив интерес к поднятым патристикой философским проблемам, на первый план ставит отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. Античная философия, в том числе и натурфилософия прежде всего Аристотеля-Птолемея, теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется большое внимание, ряд ее положений переосмысливается, ее категориальный аппарат и геоцентрическая картина мира находят применение при разработке проблем христианской философии. Влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной философской позицией «реализма» и развитым логическим мышлением.

«Князь философии» Фома Аквинский связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Все мироздание рассматривал как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Интеллект, по его мнению, подчинен воле. Для совершения естественных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. «Любовное» (эмпирическое) познание мира Природы есть познание Бога: следовательно, разум и наука, опирающаяся на факты природы, не противоречит церкви и вере, а теология не подменяет философию, науку.

Особую роль Фома Аквинский сыграл в понимании основного философского вопроса средневековой схоластики – отношения общего к единичному. «Общее» существует вполне реально и не в уме, но и не в виде «идей» Платона. «Общее» — в Боге. Бог есть «общая полнота бытия и общее в чистом виде». «Общее» — это бытие, созданное Богом. Все вещи – есть, есть и пшеница и есть камень, и вода, и человек. И то, что единичные вещи «есть» (т.е. существуют) связывает их в общее целое. Этот блестящий ход великого схоласта надолго снял проблемы противоборства номиналистов и реалистов. Реалисты считали, что общее так же реально, как единичные предметы, общее имеет самостоятельное бытие. Номиналисты считали, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально как вещь не существует. «Универсалии» — общие понятия, это слова и даже «звуки голоса» — «номена». Таким образом, «общее» понимается как «абстракция человеческого ума».

Нетрудно заметить в этих рассуждениях как реалистов, так и номиналистов концепцию моделирования Универсума (Мира) и его составляющих: Человека, Природы и Логоса и особую роль в становлении концепции моделирования не только логистики античной Натурфилософии, но и средневековой схоластики и прежде всего «князя философии» Фомы Аквинского.

Важную роль в развитии естествознания X-XII вв. сыграли мыслители арабско-мусульманского мира: иранский врач и химик Ибн-Захария аль-Рази, среднеазиатский ученый Аль-Фараби, ирано-таджикский философ, ученый-медик и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, мыслитель, поэт Омар Хайям, арабский философ и врач Ибн Рушд и другие. Арабские мыслители в большой мере сохранили связь с античной натурфилософией, в первую очередь с учением Аристотеля. Впервые происходило тесное пересечение античной натурфилософии с «восточной мудростью», что способствовало постепенному зарождению аналитического естествознания на основе концепции моделирования и становления традиционно-книжной культуры в рамках широкого спектра образовательных учреждений: университетов, колледжей, школ.

Середина Средневековья – это выход науки в широкий мир, ей стало тесно в монастырских пределах. В 1160 году основан Парижский университет – знаменитая Сорбонна. Через 7 лет основан университет в Оксфорде. В 1209 году возникает университет в Кембридже, в 1222-м – в Падуе, в 1224 году – в Неаполе. Началась широкая популяризация греческой науки. Альберт Великий написал несколько естественнонаучных трактатов: «Об алхимии», «О металлах и минералах», «О растениях», «О животных». Его сочинения послужили толчком к возрождению описательного естествознания. Уильям Оккам, английский философ, преподавая в Оксфордском университете, сформулировал важный методологичский принцип, названный впоследствии «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости». Его знаменитая бритва срезает с древа познания паразитические терминологические побеги и следовательно усиливает роль концепции моделирования в науке.

Другой выпускник Оксфорда – ученый монах Роджер Бэкон – заложил основы экспериментального метода. Математику Бэкон считал ключом ко всем наукам. Он всегда говорил: «Доводов недостаточно, необходим опыт».

В конце Средневековья появилось выражение «натуральная магия», а в раннем Ренессансе концепция «натуральной магии», основанная на вере в чудеса, произведенные Природой и их использования человеком. Ренессанс часто связывают с «Фаустовским» факелом Возрождения античной красоты, мысли, науки. Возникает проблема познания Природы с помощью эксперимента, как обращенного к природе вопроса. Это направление породило удивительные характеры, невероятные личности. Легендарный Фауст, чудодейственный врач и алхимик – основатель ятрохимии: Теофаст Парацельс; неукротимый Джордано Бруно; суровый монах – родоначальник эмпиризма в естествознании: Роджер Бэкон; инженер, математик, врач и авантюрист Джиролама Кардано; мудрый фантазер Томмазо Кампанелла.

«Естественная магия, — пишет Кампанелла, — есть практическое искусство, использующее силы природы для достижения полезных результатов». (см. Л.А. Битюцкая, В.С. Еремин, В.С. Чесноков, О.Б. Дементьева. Естествознание. 10 кл. Учебное издание – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. С. 310-315)

Натуральная магия основана на «всеобщем согласии в мире», то есть на закономерной связи всех вещей. Это была причудливая смесь математических достижений и технических открытий с астрологий, здравых медицинских суждений с магическими заклинаниями, практической химии с алхимией. Магия сталкивается с практическим применением результатов познания.

Фрэнсис Бэкон сказал: «Три великих открытия эпохи – книгопечатание, порох и компас – изменили облик и состояние мира». Именно Бэкону принадлежит знаменитое изречение «Знание – сила».

Характерными чертами Ренессанса стали:

1. Идея как сила. Это ярко выразил в одном из своих сонетов величайший скульптор и живописец, и превосходный поэт Микеланджело (1475- 1564):

«Художник не имеет ни одной идеи, которую глыба камня не таила бы в себе, и лишь тому удается найти к ней доступ, чья рука послушна разуму».

2. Универсализм. Наиболее ярко и плодотворно он проявился в гениальном Леонардо да Винчи (1452-1519), которого по праву можно назвать творцом практически всех сегментов интеллектуальной сферы культуры. Он был не только великим художником, но внес свой вклад в становление инженерной мысли, подчеркнув, что любая машина есть набор «простых механизмов». Он проявлял интерес к математике, астрономии, механике, был превосходным архитектором, изобретателем. В те времена, когда люди, занимающиеся наукой, даже не предполагали, что математика сможет стать самым выразительным языком ее законов, великий флорентиец написал пророческие слова:

«Ни одно человеческое исследование не может назваться настоящей наукой, если оно не пройдет через математическое доказательство».

Леонардо изучал красоту с измерительными инструментами в руках. Он обнаружил, что в пропорциях человеческого тела многие отношения подчиняются пифагоровой «божественной пропорции», которую он называл золотым сечением. Эти же отношения встречаются в живой природе и архитектуре.

3. Натурфилософия. Итальянская натурфилософия в лице Кампанеллы, Телезио, Кардано вобрала в себя физику и геометрию греков. В то же время, например, Джироламо Кардано (1511-1576) представлял Вселенную как единое целое, в которой все связано между собой. А наиболее развитой силой жизни обладает человек – вершина природы и связующее звено между землей и космосом.

Возрождается диалог и диспуты. Время рыцарских турниров уже прошло, но научный диспут вызывал такие же страсти, будто дело шло о жизни и смерти.

4. Достоинство и отвага. Характеры людей Возрождения поражают достоинством и отвагой. Томмазо Кампанелла, сидя в неаполитанской тюрьме по обвинению в ереси, писал оттуда пламенные письма в защиту престарелого Галилея: «Грядущий век рассудит нас, ибо современность всегда распинает своих благодетелей, но они потом воскресают – коль не на третий день, так на третье столетие». Достоинство и отвагу часто связывают с гуманизмом эпохи Возрождения, которая выразилась в новом видении человека и «рациональности в его действиях». Так молодой флорентийский философ, князь Джовани Пико делла Морандола писал:

«Достоинство человека заключено не столько в его способности к славным деяниям, сколько в главном и первом условии всякого деяния – человеческой свободе».

Так рождался рационализм эпохи Возрождения не всегда правда с опорой на гуманизм во вселенском масштабе, но подготовивший становление аналитического естествознания в эпоху механистического естествознания.

Схема 9. Концептуальные программы и основные концепции средневековой схоластики и раннего Ренессанса (до 2-ой половины XVI в.).

  • Концептуальная программа схоластического антропоцентризма, в рамках которой происходит переход к одной духовной субстанции – всемогущему Богу и Человек предстает как центр Вселенной и конечная цель мироздания: Августин Блаженный Аврелий (350 – 430), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Альберт Великий (ок. 1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1247) и др.

  • Концепция «любовного» (эмпирического) познания Природы, предполагавшая распространение натурфилософии на Восток и обратное движение восточной мудрости на Запад, развитие абстрактного мышления в поисках отношения общего к единичному и «традиционно-книжной» культуре: Альберт Великий, Фома Аквинский, Абу Наср аль-Фараби (870 – 950), Мухаммед аль-Батани (850 – 929), Ибн-Рушд (1126 – 1198), Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037), Н. Неморарий (вторая половина XIII в.), Р. Бэкон (1214 – 1292), Т. Брадвардин (1290 – 1349) и др.

  • Концепция методологического принципа, названного впоследствии «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости» (У. Оккам (1285 – 1349)).

  • Концепция «натуральной магии», основанной на вере в чудеса, произведенные Природой, и их использовании человеком («Фаустовский факел» Ренессанса или Возрождения античной красоты, мысли, науки). (Теофраст Парацельс (1493 – 1541), Джироламо Кардано (1511 – 1576), Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Кампанелла (1568 – 1639), Ф. Бэкон (1561 – 1626)).

studfiles.net