Схема структура минфина рф – Структура Министерства финансов РФ. Правовое регулирование финансового контроля.

Раздел 3 правовое регулирование финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственно­го контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государ­ственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит. Государственный кон­троль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правитель­ство, Министерство РФ по налогам и сборам, налоговая полиция, Федераль­ное казначейство, Министерство финансов РФ, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.

Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами выше­стоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.

Местный финансовый контроль осуществляют органы местного само­управления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.

Аудит негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий (см. схему 13).

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоо­хранительные органы;

2) налоговый осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, та­моженные и иные правоохранительные органы;

3) банковский контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

4) валютный контроль осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Фе­деральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные ор­ганы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;

5) контроль за страховой деятельностью проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;

6) таможенный контроль осуществляется Государственным таможен­ным комитетом (см. схему 14).

Задачи и функции Министерства финансов РФ закреплены соответству­ющим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. Структура центрального аппарата Министерства финансов РФ установлена Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1998 г. «О совершенствовании организационной структуры Министерства финан­сов Российской Федерации» (см. схему 16).;

В целях выявления и предупреждения преступлений в сфере налогового за­конодательства, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспек­ций, а также выявления и пресечения коррупции в налоговых органах в 1993 г. были созданы Федеральные органы налоговой полиции, полномочия и струк­тура которых определены Законом РФ «О Федеральных органах налоговой по­лиций» от 24 июня 1993 г., с изменениями и дополнениями от 17 декабря 1995 г. (см. схему 17).

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных способов, то есть методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ мате­риалов и другие (см. схему 18). Основным методом финансового контроля является

ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руко­водителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выяв­ленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответствен­ности для виновных должностных лиц (см. схему 19).

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (ауди­торскими фирмами). В соответствии с временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., аудиторские проверки делятся на обязательные, пря­мо предусмотренные Законодательными актами РФ или по поручению право­охранительных органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на банков­ский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться сила­ми самих хозяйствующих субъектов и в этом случае она называется внутри­фирменным аудитом, если же проверку проводит аудиторская фирма (ауди­тор), она относится к внешнему аудиту (см. схему 20).

Схема 13. Виды финансового контроля

Схема 14. Виды финансового контроля

Схема 15. Роль финансового контроля в охране собственности

Схема 16. Структура Министерства финансов РФ

Схема 17. Система Федеральной службы налоговой полиции РФ

Схема 18. Методы финансового контроля

Схема 19. Классификация (виды) ревизий

Схема 20. Виды аудита

studfiles.net

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ — МегаЛекции

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей (10), назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

Министерство финансов РФ издает в приделах своих компетенций на основе законодательства РФ приказы, инструкции и другие нормативные и правовые акты.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита.

Минфин в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление. Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Местонахождение министерства – г. Москва.



Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 19 департаментов по основным направлениям деятельности:

1. Департамент управления делами и контроля;

2. Департамент бюджетной методологии;

3. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики;

4. Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;

5. Департамент финансовой политики;

6. Департамент межбюджетных отношений;

7. Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;

8. Правовой департамент;

9. Департамент бюджетной политики;

10. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

11. Административный департамент;

12. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;

13. Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;

14. Департамент долгосрочного стратегического планирования;

15. Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета;

16. Департамент международных финансовых отношений;

17. Департамент бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса;

18. Департамент бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства;

19. Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса.

Руководство Минфина России (октябрь 2015 года):

Силуанов Антон Гермонович – Министр финансов РФ;

Нестеренко Татьяна Геннадьевна – Первый заместитель Министра;

Горнин Леонид Владимирович – Заместитель Министра.

Структурные подразделения Министерства представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Структурные подразделения

Департамент управления делами и контроля Директор департамента Афанасьев Андрей Александрович
Департамент бюджетной методологии Директор департамента Романов Сергей Владимирович
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Директор департамента Трунин Илья Вячеславович
Департамент государственного долга и государственных финансовых активов Директор департамента Вышковский Константин Владимирович
Департамент финансовой политики Директор департамента Барсуков Сергей Владимирович
Департамент межбюджетных отношений Директор департамента Ерошкина Лариса Александровна
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Директор департамента Шнейдман Леонид Зиновьевич
Правовой департамент Директор департамента Ячевская Светлана Викторовна

 

Продолжение таблицы 1

Департамент бюджетной политики Директор департамента Соколов Илья Александрович
Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Директор департамента Попов Анатолий Александрович
Административный департамент Директор департамента Ахполов Александр Алиханович
Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Директор департамента Гашкина Светлана Антонова
Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы Директор департамента Яковлева Елена Павловна
Департамент долгосрочного стратегического планирования Директор департамента Колычев Владимир Владимирович
Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета Директор департамента Белякова Зара Габдулловна
Департамент международных финансовых отношений Директор департамента Бокарев Андрей Андреевич
Департамент бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Директор департамента Кузин Игорь Робертович
Департамент бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства Директор департамента Исаев Валерий Иванович
Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Директор департамента Чернякова Елена Евгеньевна

 

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

МИНФИН РФ, его структура и функции

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению ПредседателяПравительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:
1. Департамент бюджетной политики;
2. Департамент налоговой политики;
3. Департамент управления государственным внутренним долгом;
4. Департамент отраслевого финансирования;
5. Департамент межбюджетных отношений;
и другие департаменты…их там просто дохрена поэтому учите пять!!!ахах

Основные задачи, функции и права Минфина
В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:
— совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
— разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;
— управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
— участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
— осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
— обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии сзаконодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
— государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
— государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяемых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
— внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
— страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
— денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
— государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
— финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынкаценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
— валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенствованию валютно-финансовых икредитных отношений с иностранными государствами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогноза платежного баланса, формирование таможенной политики, организация работы по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, обслуживание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
— финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензирование аудита;
— организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

54. Муниципальные финансы, их экономическое содержание и структура, роль в развитии местного хозяйства (на примере города Москвы).

Муниципальные финансы — форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

К доходам местного бюджета относятся:

• доходы от местных налогов и сборов

• отчисления в местный бюджет от некоторых региональных налогов и сборов

• отчисления от некоторых федеральных налогов и сборов

• безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

• доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

• часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей

• штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

• добровольные пожертвования

• иные законные поступления.

Экономическую основу неналоговых доходов муниципальных образований составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений

Муниципальные финансы предполагают возможность осуществлять заимствования, в т.ч. путем выпуска муниципальных облигаций

 

 

 


lektsia.com

Структура Министерства финансов РФ. Правовое регулирование финансового контроля.

 

Учебники для вузов

Финансовое право:

Схемы и комментарии


Раздел: Экономика

 

Схема 16. Структура Министерства финансов РФ

 

К содержанию книги:   Финансовое право: Схемы и комментарии 

 

Смотрите также:

 

  Финансовое право

 

  ФИНАНСЫ. Финансовое право Учебное пособие

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой учебного курса «Финансовое право» для юридических вузов и содержит изложение всех тем данного курса

 

  ПРАКТИКУМ. Финансовое право

В практикуме в систематизированном виде приводятся задачи и задания по курсу «Финансовое право» для юридических вузов. Большая часть материалов заимствована

 

  ФИНАНСЫ. Финансовое право

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО». Учебное пособие для вузов. Под редакцией доктора юридических наук, профессора M.M. Рассолова. Допущено Министерством образования

 

  ФИНАНСЫ. Финансовое право

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО». Учебник. Юнити. N.D. ERIASHVILI. «FINANCIAL LAW». UNITY. Law & Legislation. Moscow, 2000. Рекомендовано Министерством образования

  

    Финансы и кредит

зав. кафедрой финансов, налогов, аудита Волгоградского колледжа … Глава 2. Финансы, финансовая политика и финансовая система …

  

  Финансовый менеджмент. Финансы и кредит. Управление финансами

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её …

  

  Международные финансы. Международные финансы и пределы их …

В современном экономическом мире ни одна компания, ни один инвестор не может себе позволить игнорировать основные концепции международных финансов. …

   

  Международные финансы

Международные финансы. Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ». Дж. Мэнвилл Хэррис … Международные финансы и пределы их рассмотрения в данной книге …

  

Последние добавления:

 

Основы общей экологии   Общая теория права и государства



biblo-ok.ru

Структура министерства финансов РФ — реферат

Структура Министерства финансов РФ

 

 

В 1990-х гг. система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, впоследствии — Министерство РФ по налогам и сборам, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерст-ва финансов и соответствующих органов.

 

Среди этих органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характе-ром своих функций, направленных на разные стороны финансовой деятельности государ-ства. Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение еди-ной финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятель-ность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

 

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов Федерации, органами мест-ного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

 

Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и ос-вобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министер-ство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назна-чаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

 

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председа-тель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и ва-лютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, док-ладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

 

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе централь-ного аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

 

1. Департамент бюджетной политики;

 

2. Департамент налоговой политики;

 

3. Департамент управления государственным внутренним долгом;

 

4. Департамент отраслевого финансирования;

 

5. Департамент межбюджетных отношений;

 

6. Валютно-экономический департамент;

 

7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;

 

8. Департамент финансирования государственного аппарата;

 

9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;

 

10. Юридический департамент;

 

11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;

 

12. Департамент страхового надзора;

 

13. Департамент внешнего долга;

 

14. Департамент международных финансовых организаций;

 

15. Департамент государственного финансового контроля;

 

16. Департамент организации аудиторской деятельности;

 

17. Информационно-технический департамент;

 

18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;

 

19. Департамент валютного контроля;

 

20. Департамент социальной сферы и науки.

Список литературы

 

1. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. — М.: Юристъ, 2000.

 

2. Бабич А.М., Павлова Л.Н., Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

 

3. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. № 624 » Вопросы министер-ства финансов РФ» // СЗ РФ. 2000. № 35.

 

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

 

5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1999. — Стр. 87

 

 

 

 

 

 

Федеральный орган исполнительной власти

 

Особую роль в функционировании государственных  финансов играет Министерство финансов Российской Федерации. Это федеральный  орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной  и налоговой политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы.

 

К основным задачам  Министерства финансов РФ относятся:

 

• совершенствование  бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

 

•  разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в  РФ;

 

•  концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

 

• разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

 

• разработка программ государственных заимствований  и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

 

• разработка и  реализация единой политики в сфере  развития финансовых рынков;

 

•  участие  в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и  использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

 

•  разработка единой методологии составления  бюджетов всех уровней и отчетов  об их исполнении;

 

•  осуществление  государственного финансового контроля;

 

• обеспечение  методологического руководства  бухгалтерским учетом и отчетностью, а также аудитом.

 

Министерство  финансов РФ выполняет следующие  основные функции:

 

• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной  системы РФ, развитию бюджетного федерализма  и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

 

• участвует  в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективу;

 

• участвует  в разработке и осуществлении  мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

 

• участвует  в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики, улучшению состояния расчетов и  платежей в экономике, в формировании и осуществлении единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета;

 

•  разрабатывает  меры, направленные на формирование и  реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;

 

• участвует  в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и принимает нормативные  правовые акты по вопросам, относящимся  к своей компетенции, обязательные для исполнения на территории РФ;

 

• разрабатывает  проекты федерального бюджета и  прогноза консолидированного бюджета  РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета  РФ; осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;

 

• подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование  структуры государственных расходов;

 

• подготавливает предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассигнований на содержание аппаратов этих органов;

 

• совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета;

 

•  разрабатывает совместно  с Министерством по налогам и  сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового зако­нодательства и совершенствовании налоговой системы;

 

• координирует политику федеральных  органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность  за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

 

• участвует в разработке предложений об установлении размера  ставок таможенного тарифа и порядка  взимания таможенных пошлин;

 

• участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

 

• проводит с участием Банка  России государственную политику в  области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

 

• разрабатывает  и   реализует  единую   политику  формирования структуры государственных заимствований;

 

• участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг  в пределах своих полномочий; выступает  в качестве эмитента государственных  цен­ных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения государственных займов РФ;

 

• проводит совместно с  Банком России операции по обслуживанию государственного внутреннего и  внешнего долга РФ; управляет государственным  внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;

 

• подготавливает предложения  по формированию и использованию  средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в эти фонды;

 

• осуществляет по поручению  Правительства РФ сотрудничество с  международными финансовыми организациями, проводит с ними переговоры и консультации по вопросам финансовой политики и  заключения кредитных соглашений;

 

• подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами;

 

• разрабатывает совместно  с Министерством экономики РФ проекты программ государственных  внешних заимствований, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

 

• участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредитных и валютных отношений;

 

•  участвует  в работе по возврату кредитов иностранным  государствам, осуществляет необходимые  меры по выполнению обязательств РФ по кредитным соглашениям с иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

 

• участвует  в формировании Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечивает пополнение, сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, разрабатывает и утверждает порядок определения цен на них; разрабатывает с участием Банка России необходимые меры по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, приобретает в Госфонд России драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; производит отпуск драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ;

 

• разрабатывает  с участием Министерства экономики  РФ проекты планов отпуска драгоценных  металлов и драгоценных камней потребителям для производственных, научно-исследовательских и социально-культурных целей, для продажи на внешнем рынке, а также проекты планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов; представляет в Правительство РФ предложения об экспортных квотах на необработанные природные алмазы; осуществляет государственный контроль за качеством сортировки, классификации, оценки и реализации алмазного сырья;

 

• разрабатывает  с участием Министерства экономики  РФ и утверждает расчетные, отпускные и другие виды цен на добытые и обработанные в РФ драгоценные камни; осуществляет анализ динамики цен на мировом рынке алмазов посредством продажи  в установленном порядке контрольных партий алмазного сырья; организует и проводит пробирный надзор; осуществляет контроль за совершением сделок с драгоценными  металлами и драгоценными камнями в РФ, за их реализацией на внешнем рынке;

 

• регистрирует сделки между пользователями недр и  другими субъектами рынка, предусматривающие  отчуждение драгоценных металлов;

 

• устанавливает  порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций;

 

•  устанавливает  формы учета и отчетности по кассовому  исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

 

• проводит в  пределах своей компетенции комплексные  ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств  федерального бюджета; контролирует рациональное и целевое использование средств  государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

 

• проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной  деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов; организует ревизии и финансовые проверки в  организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

Министерство  финансов РФ имеет право:

 

• проводить  совместно с Министерством экономики  РФ экспертизу технико-экономических  проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств на инвестиции;

 

• представлять Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий год;

 

• ограничивать, приостанавливать, а в отдельных случаях и прекращать финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также при непредставлении ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

freepapers.ru

Министерство финансов РФ, его структура и функции.


Этот государственный орган исполнительной власти, обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти – федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.
Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:
1. Департамент бюджетной политики;
2. Департамент налоговой политики;
3. Департамент управления государственным внутренним долгом;
4. Департамент отраслевого финансирования;
5. Департамент межбюджетных отношений;
6. Валютно-экономический департамент;
7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;
8. Департамент финансирования государственного аппарата;
9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;
10. Юридический департамент;
11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;
12. Департамент страхового надзора;
13. Департамент внешнего долга;
14. Департамент международных финансовых организаций;
15. Департамент государственного финансового контроля;
16. Департамент организации аудиторской деятельности;
17. Информационно-технический департамент;
18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;
19. Департамент валютного контроля;
20. Департамент социальной сферы и науки.



Основные задачи, функции и права Минфина
В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:
— совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
— разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
— разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;
— управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
— участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
— разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
— осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
— обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
— государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
— государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяе-мых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;
— внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложе-ний о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
— страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
— денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товар-но-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности руб-ля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хо-зяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспече-ние изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
— государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, со-гласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении креди-та на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
— финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
— валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенство-ванию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государст-вами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогно-за платежного баланса, формирование таможенной политики, организация рабо-ты по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, об-служивание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;
— финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и ис-пользованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осу-ществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензиро-вание аудита;
— организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским уче-том и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

stydopedia.ru

2. Органы управления финансами и их функции

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное Послание.

Федеральное Собрание РФ утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов РФ.

Руководство Министерством финансов Российской федерации осуществляет Министр финансов и его заместители. До введения в действие Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министр финансов РФ имел пять первых заместителей, в том числе одного статс-секретаря, и семь заместителей. Организационная структура Министерства финансов России включала 28 структурных подразделений. Специализированные функции по управлению финансами осуществляли следующие подразделения Минфина: Департамент бюджетной политики, Главное управление федерального казначейства, Департамент налоговой политики, Департамент управления государственным внутренним долгом, Департамент отраслевого финансирования, Департамент бюджетных кредитов и гарантий, Департамент государственного финансового контроля, Департамент межбюджетных отношений, Валютно-экономический департамент, Департамент методологии бухгалтерского учёта и отчётности, Департамент страхового надзора и др. (Более подробно Департаменты, Управления и Учреждения как структурные подразделения Министерства финансов РФ представлены в Приложении 1, список Министров финансов России, РСФСР и СССР в приложении 2). После введения в действие вышеназванного Указа Президента организационная структура Министерства финансов РФ несколько изменилась.

В настоящее время в организационную структуру Министерства финансов входит семнадцать департаментов и три федеральных службы (на. 1.10.2013).

Таблица 6

Организационная структура Министерства финансов России

Структурные подразделения

Департамент управления делами и контроля.

Департамент бюджетной политики и методологии.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики.

Департамент государственного долга и государственных финансовых активов.

Департамент финансовой политики.

Департамент межбюджетных отношений. Департамент регулирования аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Правовой департамент. Административный департамент. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки. Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы. Департамент долгосрочного стратегического планирования.

Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета.

Департамент международных финансовых отношений.

Департамент бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Министерства финансов Российской Федерации.

Департамент бюджетной политики в сфере инноваций, промышленности гражданского назначения, энергетики, связи и частно-государственного партнерства Министерства финансов Российской Федерации.

Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса.

Федеральные службы

Федеральная налоговая служба.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Федеральное казначейство.

В соответствии с Положением «О Министерстве финансов Российской Федерации», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищённой полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Главной задачей Министерства финансов РФ является разработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

— разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;

— прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчёта об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

— осуществление финансового контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;

— совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, осуществление методического руководства в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

— управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

— функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;

— координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;

— другие функции.

Полномочия Министерства финансов и сферы его деятельности схематично представлены в табл. 7 и 8.

Таблица 7

studfiles.net