Схема социальные ценности – 4.4 Социальные ценности и нормы

Социальные ценности и нормы. 11-й класс

Разделы: История и обществознание


Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

План:

  1. Социальные ценности и нормы.
  2. Социальные санкции.

I. Изучение нового материала.

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой…

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…

— О чем этот миф?

Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах — регуляторах человеческого поведения.

1. Социальные ценности и нормы

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?

Классу предлагается из слов собрать целое понятие.

Ценности

Нормы

Социальные ценности — это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека.

Социальная норма — общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:

Вечные ценности

Добро

Благородство

Достоинство

Красота

Совесть

Вера

Надежда

Истина

Свобода

Любовь

Класс делится на три группы.

Задание 1. Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).

Задание 2. Изучив материал § 6 «Социальные нормы», составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
  • предписание — указание на требуемое действие;
  • запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие — предписанием? Какие — дозволением?

Социальные нормы

Виды

Пример

Обычаи

Празднование Нового года в ночь на 1 января (дозволение)

Традиции

Регулярные встречи выпускников учебного заведения (дозволение)

Правовые нормы

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2))

(запрет)

Моральные нормы

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе (предписание)

Политические нормы

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ,
ст. 3(2)) (предписание)

Эстетические нормы

Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности (запрет)

Религиозные нормы

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) (запрет)

Правила этикета

Помощь ребенку, беспомощному, женщине… (предписание)

Мода

Мода на одежду спортивного стиля (дозволение)

2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

 

позитивные

негативные

формальные

Ф+

Ф-

неформальные

Н+

Н-

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое социальная норма?
  2. Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.
  3. Какую роль играют социальные санкции?

Домашнее задание: § 6, выучить.

Приложение 1. Рабочий лист к уроку «Социальные ценности и нормы»

12.12.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок «Социальные ценности и нормы»

Социальные ценности и нормы. 11-й класс

Цель: сформировать представление о социальных нормах и ценностях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

План:

  1. Социальные ценности и нормы.

  2. Социальные санкции.

Изучение нового материала.

(чтение мифа под музыку «Сара Брайтман- Момент Мира»)

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой…

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…

— О чем этот миф?

Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах — регуляторах человеческого поведения.

1. Социальные ценности и нормы

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности и нормы?

Классу предлагается из слов собрать целое понятие.(рабочий лист)

  • Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека — пирамиду ценностей.

  • Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.

  • Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.

  • Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека.

  • Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.

  • И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?

Есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? Об общечеловеческих (вечных) ценностях:

Добро

Благородство

Достоинство

Красота

Совесть

Вера

Надежда

Истина

Свобода

Любовь

.

Задание 1. Каждая группа должна составить небольшой рассказ (5-6 предложений), используя частично данные слова (ценности).

Работа с текстом Л.Н.Столовича об общечеловеческих ценностях.

Выступление о библейских ценностях

Главная человеческая ценность это жизнь. Монолог из «Идиота»Достоевского. Исполняет ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ.

СЛАЙД №6-7 Какую роль эти ценности играют в жизни человека?( показ слайда)

  • Следовательно, любая ценность носит социальный характер.

  • Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

  • Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.

  • Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.

Задание 2. Изучив материал § 6 «Социальные нормы», раздаточный материал виды социальных норм -составить кластер, какие социальные нормы пронизывают нашу жизнь.

Слайд №9

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

  • предписание — указание на требуемое действие;

  • запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие — предписанием? Какие — дозволением?

Социальные нормы

Закрепление:

Задачи из раздаточного материала

2. Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы:

  1. Что такое социальная норма?

  2. Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.

  3. Какую роль играют социальные санкции?

Домашнее задание: § 6, выучить.

Приложение 1. Рабочий лист к уроку «Социальные ценности и нормы»

infourok.ru

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам. Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

4brain.ru

4. Социальный статус. Социальные нормы и ценности.

Социальный статус – положение индивида в обществе, которое предполагает определенные права и обязанности. Это положение индивида в обществе как представителя социальной общности.

Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены дан­ной группы в соответствии с его личными качества­ми (лидер, аутсайдер, душа компании, знаток и т.д.).

Предписанный (аскриптивный, наследуемый, прирожденный) статус дан от рождения (дворянин, датчанин), обусловлен полом, местом рождения, этническим происхождением. Он предписан вне зависимости от личных усилий и заслуг.

Приобретенный (достигаемый) – то, чего индивид достиг благодаря собственным усилиям, самостоятельно (экономист, почетный гражданин). Один и тот же человек одновременно является членом множества социальных общностей. В каждой общности он имеет определенный статус.

Приписываемый – не по своей воле (тёща, пасынок).

Смешанный статус – одновременно черты приобретенного и приписываемого статусов: безработный в результате кризиса предприятия, инвалид – в результате травмы.

Социальная роль (функция, от лат. исполнение, совершение) – модель поведения, связанная со статусом. Это схема, образ поведения личности, заданные социальной системой, определенное мышление и поступки. Это динамическая сторона социального ста­туса. Это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данную социальную позицию в организации. Ролевые требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Нет двух индивидов, играющих свою роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора образцы. Все студенты (статус одинаковый), но все разные по выполнению роли студента.

Социокультурные регуляторы человеческого поведения: ценности и нормы.

Если социальные ценности определяют общую стратегию поведения людей, то социальные нормы — конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.

Социальные нормы – это общезначимые правила поведения, ожидания и стандарты. Социальные нормы служат образцами, эталонами поведения, контролируют девиантное поведение.

По форме могут быть жестко фиксированные нормы (правила, обязанности) одного лица по отношению к другому или другим лицам. А могут быть гибкие нормы (ожидания), например, движение пешеходов по правой стороне улицы для организованного взаимодействия.

По способу обеспечения: нравственные нормы (нравы) и институциональные нормы (в рамках социального института). В основе нравственных норм лежит сила личных убеждений людей и общественное мнение, например, запрет на употребление в пищу мяса свиней. Институциональные нормы отличаются тщательной разработкой государственным аппаратом, постоянством, иерархией.

Общественная значимость норм (A.M.Кравченко). Если расположить все нормы в нарастающем порядке их общественной значимости (в зависимости от меры наказания за несоблюдение нормы), то их последовательность примет следующий вид:

1- привычки, 2- обычаи, 3- традиции, 4- нравы, 5- законы, 6- табу.

Система социальных санкций направлена на обеспечение надлежащего исполнения ролевых требований.

Санкция (от лат. строгое постановление) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Санкциисредства наказания (негативные) и поощрения (позитивные), способствующие соблюдению норм. Негативные санкции направлены против отступлений от социальных норм, позитивные санкции стимулируют те отклонения от норм, которые одобряются обществом, группой.

Формальныесанкции налагаются официальным общественным или государственным органом;неформальныепроявляются через реакцию членов группы, друзей и т.д.По своему характеру санкции могут быть моральными (отношение группы к индивиду), или юридическими, политическими, экономическими, реализуемыми через деятельность различных социальных институтов, в т.ч. специально создаваемых для осуществления этой функции (судебно-следственные органы).

Социальные ценности это общепринятая в данной социальной системе совокупность образцов, при помощи которых систематизируется социальный опыт. Социальной ценностью может обладать любой объект (материальный или идеальный), он соответственно оценивается и тем самым регулирует поведение.

Основание классификации

Типы норм и ценностей

По субъекту

Индивидуальные, групповые, классовые, общества, общечеловеческие

По объекту

Экономические, религиозные, художественные, моральные, политические, правовые и др.

По масштабу

Общие и локальные

По использованию

Терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства)

Главная функция ценностей создание упорядоченной и осмысленной картины мира. Ценности основа и фундамент всякой культуры. Ценностно-нормативная и знаковая система, определяющая образ жизни и способ взаимодействия людей в обществе культура.

studfiles.net

Социальные ценности и нормы — СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА — Обществознание 11 класс Профессиональный уровень — Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н. — поурочные разработки — разработки уроков — авторские уроки

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

Уроки 13-15. Социальные ценности и нормы

 

Цели и задачи: 1) познакомить с основными социальными ценностями и нормами права, показать специфику правового регулирования социальных отношений; 2) развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к социальным ценностям, нормам права.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: комбинированный урок.

Ход уроков

I. Организационный момент

Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела — строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой…

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому — музыканта, третьему — лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…

— О чем этот миф?

Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах — регуляторах человеческого поведения.

Тема урока: «Социальные ценности и нормы».

План уроков

1. Социальные ценности и нормы.

2. Социальные регуляторы.

 

II. Изучение нового материала

1. Социальные ценности и нормы

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?

По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.

 

 

 

Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека — пирамиду ценностей.

— Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.

— Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.

Ценности — это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека. Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.

— И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? (Об общечеловеческих (вечных) ценностях.)

            Вечные ценности

Добро                                Вера

Благородство                     Надежда

Достоинство                      Истина

Красота                             Свобода

Совесть                             Любовь

— Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?

 

 

Следовательно, любая ценность носит социальный характер. Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

— Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.

Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.

(По ходу объяснения выстраивается таблица.)

 

Ценности и нормы

 

Ценности

Нормы

1. Социальным ценностям как социальному регулятору свойственна высокая степень абстракции, умозрительности.

2. Социальные ценности — это мир внутренних устремлений, но они лишь указывают на нечто желаемое.

3. Духовное регулирование социальных явлений представляет собой сложную систему

1. Норма — признанный обязательным порядок, стандарт, образец.

2. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного.

3. Норма выражает объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.

4. В обобщенном виде нормы условно подразделяют на социальные и технические. Социальная норма — общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

5. Классификация норм:

• моральные;

• правовые;

• политические;

• религиозные;

• традиции;

• обычаи;

• ритуалы

 

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

• дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

• предписание — указание на требуемое действие;

• запрет — указание на действия, которые не следует совершать.

Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие — предписанием? Какие — дозволением?

 

Социальные нормы

 

Виды

Пример

Обычаи

Празднование Нового года в ночь на 1 января

Традиции

Регулярные встречи выпускников учебного заведения

Правовые нормы

«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2))

Моральные нормы

Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе

Политические нормы

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3(2))

Эстетические нормы

Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности

Религиозные нормы

«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми… Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173)

Правила этикета

Помощь ребенку, беспомощному, старому, женщине…

Мода

Мода на одежду спортивного стиля

 

2. Социальные регуляторы

Важнейшим понятием социологии является социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

— Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.

Рассмотрим эти регуляторы более подробно.

 

Мораль

 

 

Правовое регулирование социальных отношений

 

 

Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:

1. Правовые знания и умение ими пользоваться.

2. Положительное отношение к праву (уважение к праву).

3. Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом.

Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.

Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура… Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.

 

III. Итог уроков

Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

— Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.

— Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать — уважать — соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?

— На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

— Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными — поступая умеренно, смелыми — делая смелые поступки… Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?

 

Домашнее задание

Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность — мать преступлений, то недостаток ума — их отец» (народная мудрость).

compendium.su

Система ценностей человека по Альфреду Адлеру


Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека.

И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.
Именно когда речь идет об осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак,

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни. 

Личностные ценности должны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни. Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей.
Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь.

Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку.
Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей.

Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе.

В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.
К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.

Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл.

Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)


Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:
  • теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
  • экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
  • эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
  • социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
  • политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
  • религиозный интерес в единении и понимании космоса.

В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:
  • выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;
  • помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;
  • честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;
  • справедливость – быть беспристрастным судьей.
Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей.

Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),

  • богатство (обладание различными материальными благами и услугами), 
  • мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности), 
  • образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи), 
  • уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию). 
К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества.

Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

  • регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо
  • понимание смысла жизни
  • способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности
  • открытость сознания для нового опыта
  • стремление понять взгляды и позиции других людей
  • открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии
  • последовательность поведения, соответствие слов и дела
  • серьезное отношение к вопросам ценностей
  • проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам
  • ответственность и активность

Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте.

Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей.

Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.

Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.

Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой. 

При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе. Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления.

Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи). К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры.

Источник

icennosty.blogspot.com

Социальные ценности и нормы

  

C древних времён люди использовали в повседневной жизни определённые правила, которые нельзя нарушать. Так постепенно сформировались различные социальные ценности.

 

Что можно отнести к социальным ценностям?

Социальная ценность – это убеждения, разделяемые человеком, группой лиц или обществом в целом касаемо поставленной цели.

Важно понимать, что те ценности, которые приняты в конкретном обществе могут, не являться таковыми для конкретного человека. В этом случае речь идёт о ценностной ориентации личности.

 

Социальная ориентация личности – это ценности которые разделяет каждый конкретный человек.

 

Например для кого-то высшая цель – это сделать успешную карьеру, для этого он стремится получить качественное образование, найти хорошую работу, обзавестись связями и как можно быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Для другого человека более важно стать знаменитым писателем. Для этого он занимается самообразованием, пытается найти средства самовыражения, принимает участие в культурных мероприятиях, пишет повести, рассказы, стихи.

 

Очень важен и тот факт, что ценности, которые поставил перед собой человек, будут оказывать влияние на его поведение в обществе в целом, а их совпадение может послужить основой социальных связей.

 

Социальные связи – это взаимоотношения людей в обществе.

 

Социальные ценности являются теми критериями для оценок, которые общество ставит человеку.

 

Таким образом, в системе этих оценок можно выделить следующие виды поведения человека в обществе.

На основе социальных ценностей формируются социальные нормы.

 

Социальная норма – это общепринятое правило, которое устанавливает границы допустимого поведения в обществе.

 

С социальными нормами человек сталкивается с самого своего рождения. Примером этому могут послужить известные стихи Владимира Маяковского.

 

И действительно, с самого детства родители постоянно объясняют нам как себя можно или нельзя себя вести, что можно, а что нельзя делать. Об этом ещё говорили во времена древнегреческого философа Аристотеля.

 

 

В обществе действуют много социальных норм. Познакомимся с некоторыми из них.

По своей направленности принято выделять запрещающие и разрешающие социальные нормы. К таким нормам можно отнести правила дорожного движения. В них чётко прописано, что можно, а что нельзя делать на дороге. Например дорогу разрешено переходить на зелёный свет, и запрещено на красный.

 

По степени обязательности принято выделять нормы-правила и нормы-ожидания. Первые – это обязательные нормы поведения для людей в обществе. Например военные здороваясь отдают честь. Вторые это поведение, которое допустимо, но не желательно. Например опоздать на урок в школе.

 

По своей форме принято разделять на формальные и неформальные нормы.

 

Неформальные социальные нормы – это исторически сложившиеся в процессе развития общества правила, которых люди придерживаются в повседневной жизни и руководствуются ими для принятия каких-либо решений.

 

Главная особенность неформальных социальных норм, – это то, что человек придерживается их добровольно, то есть без принуждения со стороны общества и государства. Но их соблюдение обеспечивается влиянием общества на конкретного человека, то есть силой общественного мнения. Как правило, это происходит через осуждение, порицание, неодобрение обществом каких то действий или поступков человека.

 

Формальные социальные нормы – это специально придуманные и чётко прописанные правила и нормы поведения человека в обществе, за нарушение которых человек несёт ответственность, вплоть до определённого наказания.

Эти нормы закреплены в законах. За их соблюдением следят специальные государственные органы. Например полиция, прокуратура, суды и другие.

 

Так же социальные нормы можно разделить и по сфере их применения. В этом случае выделяют следующие виды социальных норм:

·        моральные нормы,

·        правовые нормы,

·        религиозные нормы,

·        политические нормы,

·        эстетические нормы.

 

Моральные нормы – это нормы поведения, нарушение которых вызывает осуждение в обществе. Нормы морали заключаются в представлении человека о добре и зле, плохом и хорошем или о допустимом и не допустимом поведении.

 

Правовые нормы – это принятые нормы поведения, которые установлены государством.

Религиозные нормы – это правила поведения, принятые в религиозных обществах. Например в христианстве, исламе или буддизме.

Политические нормы – это правила, регулирующие поведение гражданина в государстве и использование им гражданских прав и свобод.

Эстетические нормы – закрепляют представления человека о красивом и некрасивом и часто являются индивидуальными для каждого человека.

В основном управление поведением людей в обществе происходит через запреты. Об этом ещё писал английский писатель Льюис Кэролл, в «Алисе в стране чудес».

В целом можно говорить о том, что управлять поведением людей можно следующими способами:

·        дозволение,

·        предписание,

·        запрет.

 

Дозволение – это рекомендации по нормам поведения, которые не являются обязательными.

Предписание – это указание, которое необходимо исполнять в независимости от того нравится оно человеку или нет.

Запрет – это поступки, которые человек не должен совершать ни при каких обстоятельствах.

Можно ли говорить о том, что социальные нормы имеют всеобщий характер? Несомненно, можно. Наверное, если бы можно было их отменить, человек не смог бы развиваться дальше и постепенно вернулся бы к образу жизни первобытных людей.

 

На всеобщий характер социальных норм прежде всего указывают их признаки.

Многие социальные нормы сложились очень давно, и мы с вами не задумываемся об этом, когда их применяем. Мы их воспринимаем как что-то обыденное и повседневное, а многие из них стали просто привычкой. Например, мы здороваемся со знакомыми и жмём руки при встрече, желаем приятного аппетита и спокойной ночи. 

Но не все привычки полезны, есть среди них и вредные, и даже опасные, например говорить с набитым ртом, перебивать старших, курение и употребление алкоголя, употребление наркотиков, интернет-зависимость и другие.

 

Но многие привычки, которые распространяются на общество в целом, также можно отнести к социальным нормам – это обычаи и традиции.

 

Обычаи – это исторически сложившиеся примеры поведения людей в обществе, которые возникли в результате многократно повторения определённых действий.

Например празднование нового года или дня рождения.

 

Традиции – это представления, которые стали традиционными, то есть передаются из поколения в поколение.

Обычно традиции относятся к культурному наследию общества и их придерживаются все члены общества. Примером традиции могут быть религиозные праздники, такие как Пасха и Рождество.

 

Некоторые ученные относят к социальным нормам и моду. В случае с модой общество устанавливает нормы внешнего вида в определённой ситуации. Например нельзя прийти в школу в плавках, так как в ней прият деловой стиль одежды. Таким, же для большинства является неприемлемым стиль одежды так называемых неформальных групп: панки, рокеры, байкеры, хиппи и другие. Как правило, их внешний вид подвергается общественному осуждению и порицанию.

 

Давайте подведём итоги и попробуем ответить на некоторые вопросы.

 

1.     Что такое социальная ценность и социальная норма?

2.     Какие существуют виды норм?

 

videouroki.net