Схема социальной структуры общества – Социальная структура общества 1

Социальная структура общества 1

Социальная структура общества

Основные понятия

  1. Понятие социальной структуры общества.

  2. Неравенство. Объяснение функционализма и теории конфликта.

  3. Основные элементы социальной структуры. (Касты, сословия, классы, страты).

  4. Теория классов (К. Маркс и др.).

  5. Теория социальной стратификации (П. Сорокин, М. Вебер и др.).

  6. Особенности социальной стратификации и социальной мобильности в современной России и Украине.

Основные термины

Социальный статус. Социальная мобильность. Социальный престиж. Маргинальность. Социальная стратификация. Средний класс. Черта бедности.

«Общество – надорганическая система бытия». П. Сорокин

«Общество – взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий». М. Вебер.

«Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе совместной деятельности». К. Маркс

Структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

См. схему №1 Социальная структура общества

В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и организации занимают определенное положение. Социологи сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры является неравенство людей. Однако способ организации неравенства может быть различным. Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение жизненно важных для всего социального организма задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д.

См. схему №2 Структура социальной системы

См. схему №3 Базовые элементы социальной структуры общества

Социальная стратификация требуется для того, чтобы заполнить все статусы, образующие социальную структуру. К.Дейвис и Д.Мур сформулировали теорию, в которой утверждали, что неравенство – это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли.

Работники, занимающие высокооплачиваемые должности, должны получать вознаграждение, которое они получают; в противном случае должности останутся невостребованными и общество распадется.

Сторонники теории конфликта считают, что расслоение общества существует потому, что это выгодно индивидам и группам, обладающим властью над другими. Конфликтологи фокусируют внимание на различии интересов. С их точки зрения, общество – это арена, где люди борются за привилегии, престиж и власть, а группы имеющие преимущества закрепляют его через принуждение.

Человек от рождения занимает привилегированное или непривилегированное положение: место человека в обществе в значительной степени зависит от того, в какой семье он родился. Так, почти две трети управляющих в 243 крупных американских компаниях выросли в семьях верхушки среднего класса или высшего слоя общества. Общество организованно таким образом, что индивиды поддерживают ранг, который определяется рождением и не зависит от их способностей.

Стратификация – структурированное неравенство между различными группами людей.

Основные типы стратификации:

— рабовладельческая,

— кастовая,

— сословная,

— классовая.

Первые три основаны на неравенстве санкционированном законом или религией. Классовое деление не является «официально признанным», его вызывают к жизни экономические факторы, оказывающие влияние на материальные условия жизни людей.

Классы можно определить как большие группы людей, обладающих сходными экономическими ресурсами, что оказывает сильное влияние на доступный им образ жизни. В марксизме классы выделяются по отношениям людей в системе производства. Главное – отношение к средствам производства – владение или нет.

См. схему №4 Марксова теория классов

Теории классов в основном сводились к пересмотру марксистской концепции. М. Вебер увеличивает количество критериев, определяющих принадлежность к той или иной страте. Кроме экономического – отношение к собственности и уровень доходов – он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям).

См. схему №5 Основные формы социальной стратификации по П.А.Сорокину

См. схему №6 Структура социальной стратификации

Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж. Например, профессора колледжей, священники и государственные служащие, зарабатывающие 40 000 долларов в год имеют более высокий престиж, чем владелец порнографического кинотеатра, получающий больше денег. Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы). Помимо дохода и престижа Вебер отметил третий фактор стратификации. Речь идет о власти. Подразумевается способность человека или группы принимать серьезные решения и действовать даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп.

Престиж – авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Хотя престиж явление неосязаемое, однако, в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивают титулы, почетные степени, соблюдают ритуалы. 100 лет назад Т. Веблен раскрыл какую большую роль играют показной досуг и показное потребление в определении социального положения. Он считал, что мало обладать богатством и властью – они должны быть выставлены на всеобщее обозрение. Дорогая одежда по последней моде, квартира, особняк в престижном месте, машина вызывающая зависть окружающих, покупки в определенных магазинах, определенные школы и колледжи для детей и т.д.

Различие классов – это различие в потреблении и стиле жизни. Современные общества стали обществами потребителей, нацеленных на приобретение материальных благ. Таким образом, понятие класс трансформировалось и употребляется иначе, чем было принято в марксизме.

Деление общества в основном водится к низшему, среднему и высшему классам, где помимо уровня дохода, профессии вводятся объяснения через потребление и стиль жизни; предпочтение в области культуры, досуга, отдыха.

Начнем с малочисленного высшего класса. В силу многих причин социологам гораздо больше известно о бедных, чем о богатых. Фактом является то, что богатство сосредоточено в руках незначительного меньшинства. В Великобритании 1% «верхушки» владеет около 19% всех личных богатств. Самые богатые 10% населения владеют почти половиной всего богатства, находящегося в собственности семей, тогда как наименее богатой половине населения принадлежит только 8% всего богатства.(Э.Гидденс) За членами старинных богатых семей следуют знаменитости из мира музыки и кино, спортсмены и представители «новой элиты», заработавшей миллионы благодаря продвижению компьютеров, телекоммуникаций и интернета. Богатые люди так же подвержены отчуждению от общества, они отказываются от услуг общественного образования и служб здравоохранения (замена – платные услуги). Территории где они живут становятся все более закрытыми с контрольно-пропускными пунктами и охраной. Денежные пожертвования заменяют участие в политической и общественной жизни.

См. схему №7 Элита – социальный класс

Средний класс понятие относительное, в каждой стране существуют свои критерии и «нормы» отнесения людей к среднему классу. По мнению социологов, средний класс в настоящее время включает большинство населения развитых индустриальных стран, представители этого класса занимаются разнообразными видами деятельности. Доля труда «белых воротничков» в течение XX века заметно выросла по сравнению с долей труда «синих воротничков». В отличии от рабочего класса они могут продавать не только физическую, но и умственную силу. Средний класс включает в себя служащих в индустрии услуг, школьных учителей, медицинских работников, менеджеров, администраторов. Специалисты, работники менеджмента и администрации представляли собой наиболее быстро растущие части среднего класса. Сейчас одна из наиболее быстро растущих частей среднего класса включает людей, работающих в секторе информационных технологий.

Общемировые критерии среднего класса в Западных странах – это доходы, имущество, образование, профессиональный статус. Средний класс не является внутренне сплоченным и вряд ли когда-нибудь станет таким, так как он весьма разнороден.

Из развитых стран наибольшая разница в доходах населения в том числе и внутри среднего класса наблюдается в США, опросы показывают, что американцы гораздо меньше других народов беспокоятся насчет неравенства. Например, в Японии компенсации более уравнительны, чем на Западе: зарплата президента большой корпорации, такой как одна из компаний Mitsubishi, в десять раз больше, чем у самого низкооплачиваемого нового сотрудника. Зарплата исполнительного директора в американской компании может быть в 100 раз больше. Одна из самых развитых и стабильных стран – Германия. Помимо зарплаты есть надбавки – на питание, на проезд, на отпуск, тринадцатая зарплата. Однако социально ориентированное государство существует за счет налогов. Одинокий житель ФРГ отчисляет примерно 40% налогов и более. Всего в ФРГ 24 вида налогов, для высоких доходов вычеты резко увеличиваются, при небольших доходах налог не взымается.

Далее стоит вопрос о сущности бедности, и понятия низшего класса. Здесь также однозначные схемы не действуют. Сначала рассмотрим положение рабочего класса. Как считают социологи, большинство людей развитых стран, занятых физическим трудом («синих воротников») больше не живет в бедности. Рост уровня жизни нашел выражение в возросшей доступности потребительских товаров для всех классов. Например, в Великобритании, пишет Гидденс, около 50% рабочих физического труда являются собственниками своих домов. У многих имеются автомобили, стиральные машины, телевизоры. И хотя их стиль жизни все-таки отличается «от белых воротничков», их можно отнести к среднему классу.

Однако и в развитых индустриальных странах есть значительное число бедных. Используя индекс депривации, которым измеряется наличие или отсутствие предметов первой необходимости для содержания детей, социологи в Англии обнаружили, что многим семьям с трудом удается обеспечить детям «самое необходимое» — как например, свежие фрукты хотя бы один раз в день, непромокаемую верхнюю одежду или возможность реализовать свое хобби и заниматься на досуге любимым делом.

Социальная мобильность.

Поскольку общество не статично, в нем происходит социальная мобильность. Термин социальная мобильность обозначает движение отдельных людей и групп от одного социоэкономического положения к другому. Вертикальная мобильность – это движение вверх или вниз по социоэкономической лестнице. В современных обществах существует также значительная горизонтальная мобильность, которая означает географическое перемещение людей.

Социальная мобильность имеет, как правило, ограниченный масштаб. Большинство людей не уходят далеко от уровня семьи, из которой они вышли, хотя расширение потребности в «белых воротничках» на протяжении нескольких последних десятилетий создало возможность для значительного объема восходящего перемещения на короткие дистанции.

В России и Украине, в отличие от большинства развитых стран, где уровень бедности измеряется по отношению к средних доходам, черта бедности проведена по физиологическому минимуму потребления. Пока эта граница довольно низкая.

Наблюдается рост дифференциации доходов населения. Основной прирост доходов происходит у наиболее обеспеченных групп. Усредненный доход растет, а неравенство граждан по доходам увеличивается. Класс богатых в России и Украине по доходам не отличается от высшего класса Запада. Это – верхушка государственной бюрократии, крупные землевладельцы, руководители промышленных корпораций, финансовых институтов, крупные, преуспевающие предприниматели.

Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Чем тоньше средний класс, тем ближе друг к другу полярные точки стратификации, тем вероятнее их столкновение.

Средний класс – самый широкий потребительский рынок для мелкого и среднего бизнеса. Чем многочисленнее этот класс, тем увереннее стоит на ногах малый бизнес. В средний класс входят те, кто обладает экономической независимостью, т.е. владеет предприятием, фирмой, офисом, частной практикой, своим делом, ученые, священники, врачи, адвокаты, средние менеджеры, мелкая буржуазия – социальный хребет общества.

СВЕРХБОГАТЫЕ

БОГАТЫЕ

СРЕДНИЙ КЛАСС

БЕДНЫЕ

НИЗШИЕ (АНДЕРКЛАСС)

Схема № 1

Социальная структура общества

Схема №2

Структура социальной системы общества

Схема №3

Базовые элементы социальной структуры общества

1. Функционирование индивидакак ведущего элемен­та социальной системы.

2. Социальная группа — база — социальное взаимо­действие как следствие становления социальных отно­шений (нация, народности, классы).

3. Социальная общность — социально-экономичес­кие, социальные, профессиональные, образователь­ные, социально-классовые, территориальные и другие общности.

4. Социальная организация — метод управления людьми, их координации в соответствии со статусом, социальной ролью; относительно устойчивая совокуп­ность социальных индивидов и групп.

5. Социальные институты базируются на соци­альных ценностях и нормах, реализация которых явля­ется основной целью возникновения и деятельности того или иного института.

6. Социальный контроль — санкционирование неже­лательного и одобрение желаемого поведения.

Схема №4

Марксова теория классов

Схема №5

Схема №6

Структура социальной стратификации

Схема №7

Элита – социальный класс

Литература

  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М., 2006 г.

  2. Энтони Гидденс. Социология. – УРСС., 2005 г.

  3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. 1999 г.

  4. Смелзер Нейл. Социология. – М., 1994 г.

  5. Социология. Общий курс. – М., 2004 г.

15

studfiles.net

9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. Обществознание: Шпаргалка

9. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества – расслоение общества и иерархия общественных слоев, а также взаимоотношения между ними. Неравенство людей в доходах, престиже, власти возникает с зарождением человеческого общества. С появлением государства социальное расслоение увеличивается.

Социальная дифференциация общества – разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение. Социальная структура общества включает в себя общности: социально-классовую, этнонациональную, региональную, демографическую, профессиональную, расовую, семейную и др. В настоящее время существует несколько основных теорий социального разделения общества.

Классовая структура. В материалистической теории социальная структура – это разделение на классы – большие группы людей, которые различаются по месту в обществе, по владению средствами производства, доли общественного богатства.

В основе этого деления, разработанного К. Марксом, лежат: уровень доходов человека, владение собственностью и разделение функций в обществе. В каждом классовом обществе существуют основные классы: в рабовладельческом обществе – рабы и рабовладельцы; при феодализме – феодалы и зависимые крестьяне; при капитализме – буржуазия, пролетариат (рабочие), крестьянство. Кроме того, существуют неосновные классы, такие как средний класс, интеллигенция.

Кроме классов выделяют сословия – форма классовых различий, характерная для рабовладельческого и феодального строя. Сословия – общественные группы людей, различающихся по юридическому месту в обществе. Первое сословие – дворяне, второе – духовенство, третье – ремесленники, купцы, крестьяне (средние слои).

Стратификационная теория. В стратификационной теории П. Сорокина общество разделяется не на классы, а на социальные группы, с возможностью перехода из одной группы в другую. Страты – слои общества, возникшие в результате социального неравенства. Выделяют три стратификационных уровня: высший, средний и низший. К высшему уровню (3 % населения) можно отнести верхушку государственного аппарата, олигархов, бизнесменов в сфере финансов и недвижимости. Средний класс – представители среднего и малого бизнеса, работники умственного труда, высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. Низшая страта – служащие и рабочие с низкой и средней квалификацией (80 % населения).

Причины социального разделения – неравномерное распределение доходов, богатства, благ прав, привилегий, обязанностей, власти, влияния, престижа, образования и знаний. Маргинал – человек, утративший свой прежний социальный статус и неспособный адаптироваться к новым условиям.

Социальная мобильность – возможность перехода из одного общественного класса или социальной группы в другой. Социальная мобильность позволяет изменить социальный статус. Изменить место человека в социальной иерархии можно с помощью образования, наследования, политики и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

урок по Обществознанию — Социальная структура общества

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме «Социальная структура общества» (базовый уровень).

Цели: 1. Познакомить с понятиями: социальная структура, социальный лифт, социальная мобильность, с тенденциями в развитии социальных отношений.

2.Развивать умения работы с текстом учебника, анализировать, делать выводы

3.Сформулировать отношение к проблеме социального неравенства.

Ход урока:

1.Организационный момент, сообщение цели урока.

2. Опрос: (письменный)

1.Какую тему закончили изучать? (экономика)

2.Виды экономической деятельности: исправьте ошибки, допущенные в схеме (задание на доске):

Виды экономической деятельности

производство

распределение

обмен

потребление

Изготовление мебели, продажа квартир, сбор налогов, передача права пользования земельным участком.

Составление бюджета, товарообмен между предпринимателями, обед в ресторане, покупка продовольственных товаров.

Получение пенсии, розничная торговля, изготовление витрин, использование в быту отопления.

Индивидуальный пошив одежды, выплата пособий на детей, посещение бассейна, приобретение медикаментов.

Виды экономической деятельности (правильные ответы)

производство

распределение

обмен

потребление

Изготовление мебели, изготовление витрин, индивидуальный пошив одежды.

Сбор налогов, выплаты пособий на детей, получение пенсий, передача права пользования земельным участком

Товарообмен между предпринимателями, розничная торговля, покупка продовольственных товаров, продажа квартир.

Посещение бассейна, приобретение медикаментов, обед в ресторане, использование отопления в быту.

(правильные ответы на доске не записываются).

3.Заполни пробел, вставив пропущенные буквы так, чтобы образовалось три слова. Объясни значение каждого из них. Составь предложение, в котором использовались бы все три получившихся слова.

ия

…… ист

ика

(экономия – бережливость, расчетливость; экономист – человек, занимающийся экономикой, экономика – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ. Экономика заставляет экономиста экономить. Хороший экономист, учитывая состояние экономики, всегда придумает как сэкономить.).

4.Главная проблема экономики (безграничность потребностей при ограниченных ресурсах, проблема выбора).

5. «Зигзаг удачи»:

А). Люди, покупающие товар на рынке (потребитель).

Б). Наука, изучающая ведение домашнего хозяйства (экономика).

В). Самый ценный металл в торговле (золото).

Г). Люди, подающие свой товар на рынке (производители, продавцы).

Д). Деньги в долг (кредит).

Е). Обмен товара на товар (бартер).

Ж). Процесс непосредственного создания ценностей (производство).

З). Разбивка крупной задачи на более мелкие части (разделение труда).

И). Выпуск товаров и услуг за единицу времени (производительность труда).

К). Нехватка товаров и услуг на рынке (дефицит).

Л). Представление произведенного товара (реклама).

6. Что такое экономическая культура? (это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение).

7.Структура экономической культуры (знания, практические умения, экономическая направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней).

Сдача листочков.

Изучение нового материала.

Учитель: Какую тему будем сегодня разбирать? Встречались ли мы с этими вопросами? («Социальная структура общества», да, встречались в 9 классе).

Слайд №1, 2.

Учитель: «Вспомните, что такое социальная структура?» (совокупность классов, слоев, групп ).

Послушайте притчу и ответьте на вопрос: — о чем притча, что представляют собой социальные отношения, каковы критерии отнесения людей к тем или иным группам об этих и иных вопросах пойдет речь на уроке.

(Один вельможа в скромном будничном кафтане на праздник отправился к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блиставших великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: « О, господин, что ты делаешь?». Вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».

(учащиеся делают вывод).

Слайд №3.

Материал разбирается на основе презентации и работе с учебником.

1.Многообразие социальных групп.

Задание №1. Приведите примеры социальных групп и критерии их выделения (народность, нация, класс, критерии выделения социальных групп – характер, масштаб, роль, признаки с групп – национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства..- прочитать на стр.151 -152 учебника).

Учитель: какие критерии деления общества на группы можете добавить? (природные: пол, возраст, раса).

Слайд № 4,5.

Задание №2.Какие группы еще есть? (маргинальные, промежуточные –читать на стр.учебника 153).

Слайд № 6,7.

2.Социальное неравенство.

Учитель: «Что такое социальное неравенство и социальная дифференциация?» (разное положение социальных групп в обществе – найти на стр.153)

Задание №1.Изобразите схемой социальное неравенство в обществе, а затем сравним со схемой на слайде (стр.153-155: различные социальные группы занимают разное положение, которое определяется неодинаковыми правами и ответственностью, собственностью, доходами, отношением к власти.)

Слайд №8.

Учитель: Что такое социальное равенство? (читаем на стр.154: существуют разные точки зрения: а) социальное равенство — утопия, б) социальное равенство в современном обществе — равенство всех перед законом и равенство возможностей)

Слайд№9.

3.Социальная стратификация.

Слайд № 10.

Учитель: «Каков основной элемент социальной структуры?» (класс по Марксу и страты — американские социологи).

Учитель: «Некоторые социологи выделяют в понятии класс…(высший, средний, низший).

Слайд №11, 12, 13,14.

Учитель: «В чем преимущества социальной стратификации по сравнению с классовой?»

(Учащиеся работают с учебником — стр.155- можно увидеть слои внутри одного класса, например: высший класс – верхний и нижний слои – очень богатые и просто богатые, средний класс – высший средний класс, средний средний класс, низший средний класс)

— (стр.156- стратификация позволяет представить деление общества на социальные слои по одному или нескольким произвольно выбранным признакам, например: этническим, демографическим, профессиональным, территориальным, отношения к власти ит.д.).

Слайд№15,16,17.

4.Социальная мобильность.

Учитель: «Что такое социальная мобильность, ее виды?» (работаем по учебнику — стр. 157 – переход из одной социальной группы в другую, вертикальная и горизонтальная).

Слайды № 18,19,20,21.

Учитель: «Что такое социальный лифт?»

Слайд №22,23.

5. Социальные интересы.

Учитель: «Что такое социальные интересы?» (читаем на стр.158 – интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе.

Учитель: «В чем воплощаются социальные интересы?» ( находим на стр.158 – в деятельности, ее направленности, характере, результатах).

Слайды №24,25.

Закрепление темы по вопросам к параграфу №14.

Использованная литература:

1.Учебник «обществознание» (базовый уровень) для 10классапод редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва, «Просвещение», 2008год.

2.Поурчные разработки по обществознанию (базовый уровень),10класс под редакцией Т.П.Вегеневой, Москва «Вако», 2010год.

3.Поурочные разработки по обществознанию (профильный уровень), 10 класс под редакцией Е.Н.Сорокиной, Москва «Вако» 2101.год.

4.Поурочные разработки по обществознанию (базовый уровень), 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва, «Просвещение» 2011год.

,

infourok.ru

Социальная структура общества

1. Социальная структура общества.

Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе оп­ределенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).

Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политиче­ской, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или от­дельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

 

2. Среди ответов учащихся 9 и 11 классов на вопрос о том, что такое гуманность, были, на­пример, такие: «Гуманность — это когда человек болеет за все»; «Когда человек не перекла­дывает все на других»; «Гуманность — это когда человек уважает себя и других, верит в силы добра»; «Это лучшее из человеческих качеств, когда в любой ситуации этот человек — в луч­шем смысле человек». Раскрывает ли каждое из этих высказываний смысл понятия «гума­низм»? Объясните ваши выводы. Изложите ваше понимание гуманизма.

Понятие гуманизм происходит от латинского слова humanitas — человечность и представляет собой мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности по отноше­нию к самому человеку и относительной в ряду других ценностей мира и общества. Термин был вве­ден в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г.

Понятие гуманизма развивалось много веков и имеет множество толкований. Еще Протагор го­ворил, что человек есть мера всех вещей. К. Маркс писал, что свободное развитие каждого есть усло­вие свободного развития всех.

Принципом гуманизма является идея о равенстве всех людей. Гуманизм признает самоценность и неповторимость человеческой жизни, индивидуалистическо-коллективистскую природу человека и общества. Гуманизм предполагает терпимость к мыслям и убеждениям других. Гуманизм заключает­ся в последовательном раскрытии, расцвете творческого потенциала каждого человека и всего наро­да. Принцип гуманизма закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

3.18-летний брат вашего одноклассника остался без работы в результате сокращения числа работников предприятия. Посоветуйте ему, как вести себя в этой ситуации. Что необходимо, чтобы получить статус безработного и пособие на время поиска работы? Предложите ваш план действий.

Данная ситуация регулируется Законом Российской Федерации «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» (закон о занятости).

Согласно ст. 3 закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются вы­платы выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с со­кращением численности работников предприятия.

Следует помнить, что решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Безработные граждане имеют право на бесплатное получение услуг по психологической под­держке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направле­нию органов службы занятости (ст. 9 закона о занятости).

Кроме того в силу ст. 13 закона о занятости гражданам, уволенным из организаций в связи с со­кращением численности, гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться ле­чебными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими на данном предприятии.

В соответствии со ст. 31 закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным безработными. Причем решение о назначении пособия по безработице принимается од­новременно с решением о признании гражданина безработным. Вместе с тем гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности работников и признанным в установленном по­рядке безработными, в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя зарплата, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного пе­риода.

humanitar.ru

Сложность структуры общества. Социальные общности, группы

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир

resheba.me

Социальная структура общества | Викиверситет Wiki

Рассматривая общество как целостную систему, все социологические школы отмечают, что целостность общества не означает однородства. Напротив, общества как система состоит из множества взаимодействующих элементов, в качестве которых могут выступать социальные объекты разного уровня, от индивида до крупных социальных объединений. Впервые выделил отдельные элементы общества, определяющие его сущность, Огюст Конт.

    Понятие социальной структуры первым применил к социальному объекту Герберт Спенсер в своей книге «Принципы социологии». Под структурой Спенсер понимал устойчивые связи между социальным организмом и его частями. Само понятие структура означает, по Спенсеру, расположение, порядок или совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей, образующих внутреннюю структуру объекта.

    В современной социологии нет единого подхода к определению социальной структуры абщества. Выделяются разные структурные элементы и формируются различные теории их взаимодействия.

    Социальная общность Править

    Файл:Soc-struc.gif

    Одним из наиболее распространенных подходов к формированию социальной структуры общества является выделение в качестве исходного элемента различных видов социальных общностей.

    Социальная общность — реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует и другое определение социальной общности, когда под ней понимаются все существующие социальные объединения, члены которых связаны общими интересами и находятся в прямом или косвенном взаимодействии.

    Социальные общности различаются разнообразием конкретных исторических и ситуационно обусловленных видов и форм. Общности различаются:

    • по количеству составляющих общность элементов (от двух элементов до многих миллионов)
    • по продолжительности существования (от кратковременных, существующих меньше продолжительных жизни одного поколения людей, до долговременных, существующих многие поколения)
    • по плотности связей между членами объединения (от тесносплоченных коллективов до номинальных объединений)

    По совокупности признаков социальные общности можно разделить на два типа — массовые и групповые. Массовые общности отличаются от групповых прежде всего качеством и степенью взаимодействия. Признаками массовой общности являются следующие черты:

    • объединения представляют собой аморфные образования с нечеткими разделительными границами
    • для объединения характера неопределенность количественного и качественного состава, ему присущи разнородность и межгрупповая природа
    • для объединения характерен ситуативный способ образования, объединение не устойчивым, но быстро меняющимся

    Массовыми общностями являются толпа, политические и общественные движения, различные ассоциации.

    В силу аморфного состава массовые общности не рассматриваются в качестве структурных социальной-групповой структуры общества.

    Групповые общности (социальные группы) отличаются от массовых более тесным взаимодействием и выступают в качестве основных элементов структуры общества.

    Социальная группа Править

    Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам (по А. Кравченко). Социально значимым считается признак, который оказывает существенное влияние на социальное поведение индивида и формирует его систему ценностей.

    По мнению Роберта Мертона: «Социальная группа — это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих себя частью группы и признающихся членами этой группы с точки зрения других людей». В данном случае, принадлежность к той или иной социальной группе рассматривается как основа для самоидентификации личности.

    Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и степени сплоченности на большие и малые, первичные и вторичные.

    Большие группы — крупные объединения людей, характеризующиеся наличием общих интересов и пространственной разобщенностью. К большим группам относятся этносы, классы, территориальные общности, профессиональные группы, социальные слои.

    Малые группы — малочисленные по составу объединения, члены которых связаны общей деятельностью и находятся в прямом, непосредственном, личном общении. Характеристиками малых групп является малый состав, пространственная близость членов, общность групповых ценностей, норм и образцов поведения, неформальный контроль за поведением членов группы. Примерами малых социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, бригада, банда.

    Вторичные группы — социальные группы, члены которых взаимодействуют опосредственно, как правило — через членство в каких-либо институтах и организациях.

    Первичные группы — малые социальные группы, члены которых находятся в прямом непосредственном взаимодействии.

    Все большие группы являются вторичными.

    Малые социальные группы могут быть как первичными, так и вторичными. Вторичные малые группы, как правило, объединены общей функцией и характеризуются отсутствием эмоциональных контактов.

    В качестве основных элементов социально-групповой структуры могут выступать различные виды социальных групп, выделенные по разным основаниям. Это усложняет формирование единой социально-групповой структуры общества, и порождает различные подходы.

    Подходы к формированию социально-групповой структуры общества Править

    Традиционный подход включает в себя несколько подструктур:

    • демографическая подструктура (половая, возрастная)
    • этноподструктура (племя, народность, нация)
    • территориальная подструктура (городское и сельское население, регион)
    • классовая подструктура (классы и социальные группы)
    • семейная подструктура

    Социально-экономический подход, отстаиваемый, в частности, российским учеными Татьяной Заславской и Розалиной Рывкиной, понимает под социальной структурой общества — самих людей, организованных в различного вида группы и выполняющие в системе экономических отношений определенные социальные роли.

    В рамках подхода, также выделяет ряд подструктур:

    • этнодемографическая подструктура
    • социально-территориальная подструктура
    • семейно-хозяйственная подструктура
    • организационно-управленческая подструктура
    • социально-трудовая подструктура
    • профессионально-должностная подструктура

    Подход Питирима Сорокина. Рассматривая социальную структуру общества, Сорокин предложил схему выделения исходных элементов структуры в зависимости от характера ценностей, объединяющих отдельные группы общностей, выступающих в роли данных элементов.

    Главнейшие формы неорганизованных и полуорганизованных групп, основанных на непостоянных ценностях:

    • внешне-организованные группы
    • толпа, публика
    • номинальные конгломераты

    Важнейшие односторонние группы, построенные на одном ряде ценностей:

    • биосоциальные (расовые, половые, возрастные)
    • социокультурные (род, территориальное соседство, языковая группа, профсоюз, экономическая группа, религиозная группа, политическая группа, идеологическая группа, элитарная группа)

    Важнейшие многосторонние группы, построенные вокруг комбинации двух или более рядов ценностей:

    • семья
    • община
    • племя
    • нация
    • каста
    • сословие
    • класс

    Сложившиеся в организованной группе ряды ценностей, закрепляют права и обязанности каждого члена группы по отношению к другим, функции и роли членов, а также престиж и социальный статус.

    • Малыхин В. И.Социально-экономическая структура общества. Математическое моделирование — Юнити-Дана — 2003 г. — ISBN 5-238-00404-4
    • Аверин А. Н. Социальная структура общества — РАГС — 2006 г.

    ru.wikiversity.wikia.com