Схема механизм российского государства – () : 11.
28. Механизм современного Российского государства
Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно‑властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеет двоякий характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг — медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т. д.
Государственный аппарат — сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором — это органы власти национально‑государственных; национально‑административных и административно‑территориальных образований.
Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные «ветви» власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Наряду с органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной власти с особым статусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; Центральный банк РФ; прокуратура РФ; Центризбирком РФ. Подобные органы государственной власти имеются и в других странах.
Особый статус этих органов государственной власти определяется не только тем, что они не относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия.
Применительно к Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере их полномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий «классических» органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).
Важное значение для эффективного действия механизма государства имеет не только строгое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов ведения между органами государственной власти общей компетенции различных управленческих уровней.
По мнению специалистов, в договорах между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации (1994—1995 гг.) осуществлялось не разграничение, а перераспределение предметов ведения между ними.
Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции России, регулирующих предметы исключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящих в ее состав субъектов федерации привело к тому, что в большинстве заключенных совместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.
studfiles.net
3. Схема «Механизм государства». Государственная Дума Российской Федерации. Правовое регулирование наследования. Схема «Механизм государства»
Похожие главы из других работ:
Государственная Дума Российской Федерации. Правовое регулирование наследования. Схема «Механизм государства»
3. Схема «Механизм государства»
…
Государственные и правоохранительные органы
1.1 Механизм государства — понятие и признаки
Правовая категория «государство» обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью этого механизма. Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть…
Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий
1.1 Механизм государства: к исследованию понятия
В современных условиях понятие «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не зарубежной…
Государство как политический институт
2. Механизм и функции государства
государство власть суверенитет Под механизмом государства понимается система его органов, посредством которых осуществляется публичная политическая власть и реализуются функции государства…
Государство как субъект управления общественными процессами
2.2 Трехстадийная схема эволюции государства
Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство. 1. Раннее государство — это понятие…
Место и роль органов безопасности в механизме государства
Государственный аппарат — механизм государства
Государство — особая политическая организация, управляющая общественными делами как в интересах определенных общественных сил, так и в интересах всего общества в целом…
Место судебных органов в механизме современного государства
1 Механизм Российского государства
…
Механизм государства
1. Механизм государства и государственный аппарат
В юридической науке отсутствует единство мнений среди ученых по поводу механизма государства…
Механизм государства. Понятие государственного органа
ГЛАВА II. Механизм современного Российского государства
…
Развитие теории государства и права
Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства)
…
Система органов государства
ГЛАВА I. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ.
Государственная власть, постоянно воздействуя на протекающие в обществе процессы, не может обходится без реальной организационной, материальной основы какой является механизм государства…
Устройство и функции государственного аппарата
1. Функции и аппарат (механизм) государства
…
Функции государства
2. Функции государства и государственный механизм.
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворят государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его “плоть и кровь”…
Функции государства, формы и методы их осуществления
2 . Аппарат (механизм) государства
…
Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства
2. Механизм государства как организация государственной власти
На механизм государства влияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения…
pravo.bobrodobro.ru
структура, общая характеристика элементов — КиберПедия
Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.
Механизм Российского государства — это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.
Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности — демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма.
Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.
Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан — важнейшая конституционная обязанность органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.
Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.
Субординация и координация.Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.
Федерализм. Этот принцип оказывает большое влияние на механизм Российского государства. Ряд общефедеральных органов (например, Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Федерации. Наряду с общефедеральными создаются и действуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации , и субординации.
Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты), в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государства представляет собой безжизненную абстракцию. Первоосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. Подчас он самоуверен, агрессивен и стремится вытеснить профессионализм. В практическом деле дилетантизм выражается в отсутствии Необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть результаты своих действий, последствия принимаемых решений.
Молодой механизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня — пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.
На качественное совершенствование механизма Российского государства направлен Федеральный закон об основах государственной службы Российской Федерации от 5 июля 1995 г. Он устанавливает правовую основу государственной службы Российской Федерации, права, обязанности и ответственность государственных служащих.
Билет 55
cyberpedia.su
6. Механизм государства
6.1. Механизм государства: понятие и структура
Механизм государства — это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства, та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.
Схема 6.1
┌───────────────────────────────────────────────┐
│ Структура механизма государства ├───┐
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│Государственные органы ├───┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│Государственные учреждения и организации ├───┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│Государственные служащие ├───┤
└───────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌───────────────────────────────────────────────┐ │
│Организационные, финансовые и иные средства ├───┘
└───────────────────────────────────────────────┘
6.2. Органы государства: понятие, признаки, виды
Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями (схема 6.2).
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от различных критериев (схема 6.3).
6.3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов (схема 6.4).
Схема 6.2
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Признаки государственного органа ├───┐
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Представляет собой самостоятельный элемент механизма государства├───┤
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Образован и действует на основе правовых актов ├───┤
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Выполняет свойственные только ему задачи и функции ├───┤
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Наделен в этой связи властными полномочиями ├───┤
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Состоит из государственных служащих и соответствующих ├───┤
│подразделений │ │
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │
│Имеет материальную базу и финансовые средства ├───┘
└────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Всесторонний учет данных принципов как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и совершенству.
Схема 6.3
┌────────────────────────────┐
│Виды государственных органов│
└────────────┬───────────────┘
│
┌─────────────┬─────────────┼──────────────┬───────────────┐
│ │ │ │ │
┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌─────┴─────┐ ┌──────┴──────┐ ┌──────┴─────┐
│по принципу│ │по иерархии│ │ по срокам │ │ по порядку │ │по характеру│
│разделения │ │ │ │ полномочий│ │осуществления│ │компетенций │
│ властей │ │ │ │ │ │ компетенций │ │ │
└─────┬─────┘ └─────┬─────┘ └─────────┬─┘ └──────┬──────┘ └──────┬─────┘
│ │ │ │ │
┌─────┴─────────┐ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ ┌──────┴─────┐
│Законодательные│ │ Федеральные │ │ │ Коллегиальные│ │Органы общей│
│ (Федеральное │ └─┬─────────────┘ │ └───────┬──────┘ │компетенции │
│ Собрание РФ) │ │ │ │ └──────┬─────┘
└─────┬─────────┘ ┌─┴─────────────┐ │ ┌───────┴──────┐ │
│ │Республиканские│ │ │Единоначальные│ ┌──────┴─────┐
┌─────┴─────────┐ └─┬─────────────┘ │ └──────────────┘ │Органы │
│Исполнительные │ │ │ │специальной │
│(Правительство │ ┌─┴─────────────┐ │ │компетенции │
│ РФ) │ │ Местные │ └─────────┐ └────────────┘
└─────┬─────────┘ └───────────────┘ │
│ ┌──────┴──────┐
┌─────┴─────────┐ │ Постоянные │
│ Судебные │ └──────┬──────┘
│ (Конституци- │ │
│ онный Суд РФ) │ ┌──────┴──────┐
└───────────────┘ │ Временные │
└─────────────┘
Схема 6.4
┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Принципы организации и деятельности государственного аппарата│
└─────────────────────────────────────────────────────────┬───┘
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Приоритет прав и свобод человека и гражданина├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Демократизм ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Разделение властей ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Законность ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Гласность ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Федерализм ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Профессионализм ├───────┤
└─────────────────────────────────────────────┘ │
│
┌─────────────────────────────────────────────┐ │
│Сочетание выборности и назначаемости ├───────┘
└─────────────────────────────────────────────┘
и др.
studfiles.net
Механизм современного Российского государства — часть 7
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: Норма, — 1998.
7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Новый Юрист, — 1998.
8. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Юрайт, — 1998.
9. Копейчиков В.В. Механизм Советского государства. — М.: Юридическая литература, — 1998.
10. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. — М.: НОРМА — ИНФРА, — 1999.
11. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Проспект, — 1997.
12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, — 1998.
13. Чиркин. Основы государственной власти. — М.: Юристъ, — 1996.
[1] Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, -1998.Ст.36
[2] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 1997.Ст.148
[3] Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1998.Ст.59
[4] .Федеральный закон «Об основах государственной службы» от 5.06.1995 (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 N 35-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ)23.04.2010
[5] Копейчиков В.В. Механизм Советского государства. -М.: Юридическая литература, 1998.Ст.
[6] Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. – М.: НОРМА – ИНФРА, 1999.Ст.315-317
[7] Конституция Российской Федерации 1993 от 16.04.2010
8.Чиркин. Основы государственной власти. — М.: Юристъ, 2005.Ст.319.
[9] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 1997.Ст.376
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1998.Ст.289.
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1998.Ст.291.
12. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. -М.: Юрайт, 1998. Ст.295.
13. Алексеев С. С. Государство и право. — М., Норма, 1993 г.
[14] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Проспект, 1997.Ст.275
[15] Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.1992 №2202-1 (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 №168-ФЗ) с последующими изменениями и дополнениями. #G0Российская газета N 39, 18.02.92, #G0N 30, 17.02.99, #G0N 233, 24.11.99, #G0N 1-3, 05.01.2000. Статья 4. пункт 2. от 15.04.2010
[16] .Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия – М.: 1998.
[17] .Копейчиков В.В. Механизм Советского государства. –М.: Юридическая литература, 1998.Ст.332.
[18] .Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.:Норма, 1998.Ст.148.
[19] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.:Норма, 1998.Ст.155.
[20] Венгеров А.Б. Теория государства и права -М.:Новый Юрист, 1998.Ст.373.
[21] .Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –М.: Норма, 1998.СТ.194.
[22] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. -М.: Норма, 1998.Ст.286.
[23] Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 №61 (с последующими изменениями и дополнениями).От 224.04.2010 г
mirznanii.com
Структура механизма современного российского государства
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Понятие и структура механизма современного Российского государства
1. Понятие и признаки механизма государства. Орган государства.
2. Принципы организации и деятельности механизма Российского государства
3. Структура механизма современного Российского государства.
ГЛАВА 2
Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ
1. Президент Российской Федерации — глава государства :
а) конституционный статус президента России;
б) полномочия главы Российского государства;
в) основания и порядок прекращения полномочий Президента РФ; г) президент республики — субъекта РФ.
2. Органы представительной и законодательной власти Российской Федерации
а) правовой статус и структура Федерального Собрания России;
б) полномочия Совета Федерации;
в) полномочия Государственной Думы;
г) комитеты и комиссии палат Федерального Собрания;
д) законодательная деятельность российского парламента;
е) система и полномочия законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов РФ.
3. Органы исполнительной власти Российской Федерации :
а) Правительство РФ — высший исполнительный орган
государственной власти;
б) состав правительства РФ и порядок его формирования;
в) полномочия правительства РФ;
г) взаимоотношения Правительства Российской Федерации и
Федерального Собрания;
д) система и компетенция министерств и государственных
комитетов России;
е) виды и компетенция органов исполнительной власти субъектов
РФ
ГЛАВА 3
Иные органы образующие механизм современного Российского государства
1. Органы судебной власти в РФ :
а) понятие и структура судебной системы в Российской
Федерации;
б) Конституционный суд РФ;
в) Верховный суд РФ;
г) Высший Арбитражный суд РФ;
2.Прокуратура РФ — важнейший независимый орган правоохраны:
а) система органов прокуратуры и их организация;
б) основные направления прокурорского надзора;
в) полномочия прокуратуры.
3. Иные правоохранительные органы.
4. Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Глава 1. Понятие и структура механизма современного Российского государства
Понятие и признаки механизма государства.
Орган государства.
Механизм государства есть та организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное “вещество”, из которого оно состоит. Можно сказать, что «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»1 . Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.
Вопрос о механизме государства исследован в юридической литературе достаточно полно. На сегодняшний день имеется немалое количество разработок и положений, касающихся понятия и признаков механизма государства, принципов его организации и деятельности, понятия и видов органов государства. Вследствие этого автор в первой главе своей работы не берет на себя труд теоретической разработки новых подходов к изучению указанных вопросов. Цель настоящего исследования — сравнить и обобщить все существующие в научной литературе представления о понятии механизма и органа государства и отразить суть данных проблем так, как это изложено в юридической литературе.
До недавнего времени широкое распространение имело определение механизма государства, предложенное В.В. Копейчиковым: «Механизм государства включает в себя всю систему советских государственных организаций — организованных государством коллективом людей, обеспечивающих руководство и непосредственное осуществление функций… государства. Государственные организации, образующие в своей совокупности механизм государства в зависимости от существа стоящих перед ними задач (своего основного назначения) и вытекающих отсюда различий в компетенции, порядке образования, внутренней структуре и т.д. делятся на органы государства, государственные предприятия и государственные учреждения»[1] . Далее В.В. Копейчиков утверждает: «Основным назначением государственных органов является осуществление государственного руководства в отношении подчиненных им государственных организаций. В этих целях органы государства наделены специальными государственно-властными полномочиями по руководству, которые находят свое отражение в их компетенции. Государственные предприятия и государственные учреждения — это такие государственные организации, которые под руководством государственных органов практически осуществляют функции государства в сфере производственной деятельности (предприятия) или деятельности, непосредственно не связанной с созданием материальных ценностей…»[2] .
Таким образом, по мнению В.В. Копейчикова, механизм государства представляет собой систему трех основных элементов: государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений.
Логичность и другие достоинства данного определения несомненны. Во-первых, данный подход к пониманию механизма государства позволяет объединить в одно целое все организации, образованные государством в целях осуществления его функций.
Во-вторых, главным здесь является принцип единства политического и хозяйственного руководства, который рассматривает хозяйственные организации в качестве важного звена практического осуществления политики государства. Вряд ли есть основания ставить под сомнение факт не только экономической, но и политической значимости предприятий и учреждений, их исключительно важную роль в определении социальной структуры общества, всей общественной и государственной организации.
В-третьих, предложенное В.В. Копейчиковым понятие механизма государства имеет важное значение и с точки зрения системного подхода к той организационной структуре, которую составляют в своей совокупности государственные организации. Системный подход необходим, он является одним из важных принципов науки управления, так как помогает установить и проанализировать все существенные внутриструктурные связи.
В-четвертых, значение такого подхода заключается и в том, что он позволяет установить новые связи, новые закономерности в области государственного строительства, поскольку, как замечают В.Г. Афанасьев и Ц.А. Ямпольская, целостная система порождает новое интегральное качество, которое не известно ее элементам[3] . Мнение В.В. Копейникова относительно понятия механизма государства разделяет и ряд других ученых — специалистов в области теории государства и права, государственного и административного права. Так, вопросы о месте предприятий и учреждений в механизме государства, о делении государственных организаций на органы государства, предприятия и учреждения рассматривают в своих работах В.А. Власов, С.Ф. Кечекьян, Ю.М. Козлов, Ц.А. Ямпольская и др[4] .
Большая литература, в частности по вопросу о том, является ли предприятие органом государства, издана специалистами в области гражданского права[5] .
Несмотря на ряд достоинств приведенной позиции, по мнению автора данной работы, существенным недостатком здесь является необоснованно расширительное толкование круга элементов, охватываемых понятием механизма государства.
В юридической литературе имеют место также и иные определения понятия механизма государства. Более правильным, по мнению автора настоящей работы, представляется определение механизма государства, данное М.И Байтиным: «Механизм современного Российского государства — это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства»[6] . Автор настоящего исследования разделяет позицию М.И. Байтина относительно понятия механизма государства и в своей работе будет опираться на теоретические положения и выводы, изложенные М.И. Байтиным в своих публикациях по этому вопросу[7] .
В целях более обоснованного и глубокого раскрытия понятия механизма современного Российского государства М.И. Байтин в своей статье «Механизм современного Российского государства» предлагает выделить основные характерные черты или признаки, отграничивающие его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов[8] :
Во-первых, механизм (аппарат) государства — это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в конституции РФ, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других законах.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи.
При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.
mirznanii.com
Механизм современного Российского государства 2
Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:
1) обеспечение участия населения в решении местных дел;
2) управление муниципальной собственностью;
3) обеспечение развития соответствующей территории;
4) охрана общественного порядка.
К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.
Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.
В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст.15, ч.3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).
Заключение
В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата (механизма) государственной власти и составляющих его органов можно сделать следующий основополагающий вывод.
Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.
Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.
Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые
позволяют отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,
задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых
случаях принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется, прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно “чистых” форм своего осуществления.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1993,64 с.
2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154 — ФЗ.
3. Всеобщая декларация прав человека. — М.: 1993, 54 с.
4. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. — М., 1993.
5. Алексеев С.С. Теория права. — М., 1994.
6. Бабаев В. К. “Теория государства и права”. Учебник. — М.: Юристъ, 2003.
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник — М.: Норма, 1998,741 с.
8. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. В.С. Нерсесянца. — М., 1997.
9. Комаров С. А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Юрайт, 1998,64 с.
10. Коваленко А. И. Общая теория государства и права. ТЕИС. 1996.
11. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. “Конституционное права Росии”. Учебник. — М.: Юристъ, 2002.
12. Лифшиц Р. З. Теория права. — М., 1995.
13. Лазарев В. В., Липень С. В. “Теория государства и права”. — М.: Спарк, 2000.
14. Макаров С. Д. Лекции по ТГП. — М., 1993.
15. Матузов Н. И., Малько А. В. “Теория государства и права”. Курс лекций. — М.: Юристъ, 2001.
16. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. — М., 1994.
17. Пиголкин А.С. Общая теория права, — М., 1996.
18. Сырых В. М. Теория государства и права, — М., 1998.
19. Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. — М.,
1993.
20. Теория права и государства. Под ред. Манова Г. Н. — М., 1995.
21. Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. — М.,1997.
22. Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В. В. Лазарева. — М.: Новый Юрист, 1997,432 с.
23. Четвернин В.А. Понятия права и государства. — М., 1997.
24. Чиркин В. Е. “Основы государственной власти”. — М.: Юристъ, 1996.
25. Черданцев А. Ф. “Теория государства и права”. — М.: Юрайт, 2001.
26. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. — М., 1993.
mirznanii.com