Свойство простейших отвечать на действия раздражителей называется – 12. 1 Раздражимость и возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Понятие о раздражителе, виды раздражителей, характеристика. Понятие порога раздражения

Содержание

Подцарство «Простейшие» блок уроков

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Всё познайте: небо, земли, воды,

За слогом слог – до самых недр природы.

Гёте

Урок 1

Тема: Подцарство Простейшие. Класс Саркодовые

Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы:

1.Перечислите основные системы органов животных.

2.Объясните в чем выражается взаимосвязь строения и функции систем органов.

3.Как регулируется согласованная работа органов и деятельность всего организма?

4.Какие типы симметрии тела существуют у животных? Как они связаны с образом жизни животных? Приведите примеры.

Изучение новой темы.

  1. Изучите презентацию

  2. Используя текст учебника, изучите: строение амебы

  3. Питание амебы

  4. Размножение амебы

Закрепление.

Ответьте на вопросы.

1. Где обитает амеба обыкновенная?

2. Как передвигается амеба?

4. Как дышит амеба?

5. Как происходит процесс пищеварения у амебы?

Домашнее задание.

1.При подготовке к уроку еще раз просмотреть презентацию, в 9 слайде выполнить задание.

2.Выучить термины: циста, раздражимость.

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Урок 2

Тема Класс Жгутиконосцы. Эвглена Зеленая.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Амеба протей относится к типу (________________), классу (________________), отряду(________________).

Передвигается амеба с помощью (________________).

Способ захвата пищевых объектов у амеб называется(________________).

Избыток воды выводится из тела амебы с помощью (________________).

В неблагоприятных условиях амеба образует (________________).

Размножается амеба протей путем (________________).

В основе деления амебы лежит (________________).

Свойство простейших отвечать на действия раздражителей (света, тепла, химических веществ) называется (________________).

2.Изучение новой темы.

В пруду родилась клеточка,

В пруду она росла.

И как простая веточка

Зеленою была.

Кто это? Ответить на этот вопрос мы сможем после изучения темы нашего урока.

Изучите строение эвглены зеленой

и подпишите все части клетки.

Заполните таблицу

Признаки растений

Признаки животных

Сделайте вывод:

Выполните лабораторную работу и запишите вывод.

Закрепление.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему этот организм вызвал у нас затруднение, удивление?

  2. О чём это говорит сочетание признаков растений и животных в организме эвглены зеленой?

  3. Возвращаясь к началу урока отвечаем на вопрос Кто это?

Домашнее задание.

выучить термины: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Урок 3

Тема Тип Инфузории. Инфузория туфелька.

  1. Проверка домашнего задания.

Укажите, какие утверждения верны:

  1. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки.

  2. Большинство простейших микроскопически малы.

  3. Живут одноклеточные только в водной среде.

  4. Некоторые виды простейших вызывают у человека тяжелые заболевания.

  5. При неблагоприятных условиях могут образовывать цисты.

Продолжить предложение:

  1. Простейшие — это животные, которые состоят из…

  2. Ложноножки — это органоиды, с помощью которых…

  3. Паразит-это животное, которое …

2. Изучение новой темы.

1.Изучение Строения инфузории туфельки

2.Изучив, текст параграфа, заполните схему

Размножение

↙ ↘

3.Впишите пропущенные слова (или группы слов).

  1. Инфузория туфелька относится к типу (________________), классу (________________).

  2. Прохождение пищи у ресничных инфузорий осуществляется через (________________) и (________________).

  3. Органоиды защиты инфузории туфельки называются(________________).

  4. Инфузория туфелька имеет две сократительные вакуоли, каждая из которых состоит из (________________) и (________________).

3. Закрепление

Проверь себя. Сделай записи к рисунку.

Домашнее задание. выучить термины: коньюгация, трихоцисты.

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Урок 4

Тема Многообразие простейших.

  1. Проверка домашнего задания.

Выполни задание

Выполните тест

Изучение новой темы.

Задание 1. Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» – работа с текстом учебника; использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.

Памятка:

1.

2.

3.

Задание 2. Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:

Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.

Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.

Движение посредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочке из мембранной кожи

Густая цитоплазма, как сироп.

В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

Задание 3.Заполните таблицу: Проставьте “+” на соответствие

Органоиды

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Ядро

Ложноножки

Жгутики

Реснички

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Ротовое отверстие

Порошица

Хлоропласты

… Задание 4. Решите задачи:

  1. В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет в более светлую часть водоема, инфузория-туфелька – из капли соленой воды в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?

2. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?

3. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?

Закрепление.

  1. Какую роль играют простейшие в природе, в жизни человека?

  2. Перечислите меры предупреждающие заболевания амебной дизентерией и малярией.

Домашнее задание. выполнить задание на стр 54 учебника.

multiurok.ru

Реакция клеток на раздражение

Раздражимость. На любой организм постоянно действуют разнообразные факторы внешней среды, например: свет, температура, давление, звук, электрический ток, сила тяжести и др. Действие всех внешних факторов-раздражителей вызывает у организма ответные реакции, в основе которых лежит свойство раздражимости клеток. Раздражимостью называют способность организмов, а также клеток отвечать на воздействия внешней среды определенными реакциями.

Раздражимость можно наблюдать у любых клеток и организмов. У простейших, например у амеб, эвглен, инфузорий, реакция на изменение условий среды проявляется в передвижении их по отношению к раздражителю. Такие движения называются таксисами.

Если простейшие движутся по направлению к раздражителю, то такие движения их именуются положительным таксисом; движения же простейших от раздражителя носят название отрицательного таксиса. Те движения, которые возникают в ответ на действие света, получили название фототаксиса. Пример фототаксиса — движение зеленых жгутиконосцев по направлению к источнику освещения: если аквариум, в котором находятся эвглены, одинаково освещен со всех сторон, то эвглены равномерно распределяются по всей толще воды. Если же наиболее сильно осветить лишь какую-либо одну часть аквариума, то эвглены скапливаются именно в этой освещенной части, проявляя положительный фототаксис по отношению к свету.

Движения простейших, вызванные действием химических веществ, именуются хемотаксисами. Хемотаксис можно наблюдать у инфузории туфельки: если в пробирку налить воду с находящимися в ней инфузориями, то через небольшой промежуток времени они все соберутся в верхнем слое воды, богатом кислородом. Инфузориям необходим кислород для дыхания, и они по отношению к нему проявляют положительный хемотаксис. Те движения простейших, которые возникают под влиянием изменения температуры, называются термотаксисом. Термотаксис можно также легко наблюдать у инфузории туфельки. Для этого туфелек вместе с небольшим количеством среды, в которой они находятся, помещают в тонкий стеклянный капилляр, который с одной стороны охлаждается льдом, а с другой подогревается горячей водой до температуры 38—40° С. Туфельки, сначала равномерно распределявшиеся по всей длине капилляра, начинают двигаться от слишком холодных и слишком горячих его участков, проявляя к ним отрицательный термотаксис и собираясь в средней зоне с температурой 24—26° С, которая для них служит оптимальной, т. е. наилучшей для жизни. Именно к этой температуре они обнаруживают отчетливо выраженный положительный термотаксис.

Явление раздражимости хорошо выражено и у клеток растений. Чаще всего у растений встречаются проявления раздражимости в форме медленных двигательных реакций. Такие медленные движения, направленные к раздражителю или от него, называются тропизмами. У растений широко распространены фототропизмы — движения, возникающие в ответ на действие света. Растения тянутся к свету, изгибаются по направлению к нему, и в основе этой реакции лежит свойство раздражимости их клеток.

Иногда же клетки растений быстро реагируют на действие раздражителей. Примером может служить быстрая реакция у растения, известного под названием «стыдливая мимоза». При любом прикосновении к мимозе, при помещении в темноту или в условия повышенной температуры листья ее складываются и как бы увядают. Как только действие раздражителя прекращается, листья мимозы принимают прежнее положение. В основе этой быстрой реакции мимозы лежит также свойство раздражимости ее клеток. Еще пример быстрой реакции растения на действие раздражителя. На болотах, а иногда и по берегам ручьев растет росянка — растение, питающееся насекомыми. Росянка — небольшое растение с розеткой стелющихся листьев, похожих на лопаточки. Поверхность каждого листа покрыта чувствительными волосками красного цвета. Кончик каждого волоска утолщен и покрыт капельками блестящего, как роса, и липкого, как клей, сока. Если на такой лист сядет насекомое, например комар или небольшой жук, то клейкий сок волосков сразу же затрудняет его движения и насекомое оказывается в западне. Волоски листа, задетые насекомым, быстро складываются над пойманной добычей и обильно поливают ее соком. Сок, выделенный секреторными клетками листа, содержит ферменты, под действием которых расщепляются белки. Насекомое переваривается и через несколько часов всасывается. После этого волоски листа поднимаются, и лист снова готов к «охоте».

Многоклеточным растениям свойственны различные тропизмы как результат раздражимости их клеток под действием факторов внешней среды. Очень важен в жизни растения геотропизм: положительный геотропизм корней определяет их рост по направлению к центру Земли, а отрицательный геотропизм стеблей поднимает фотосинтезирующие органы растений вверх. Во втором случае играет роль и другой раздражитель — свет. Благодаря фототропизму растение растет вверх. Некоторые растения (например, подсолнечник) способны в течение дня поворачивать свое соцветие так, что оно все время обращено к солнцу (гелиотропизм).

Раздражимость высших многоклеточных животных часто принимает очень сложные формы и связана со специальной системой органов — нервной системой. Нервная система обеспечивает очень тонкое и разнообразное реагирование животного на всевозможные внешние раздражители. Одна из форм такого реагирования — активное движение животного.

По сравнению с многоклеточными животными реакции одноклеточных организмов и растений, возникающие в ответ на действие раздражителя, относительно просты: клетки их непосредственно взаимодействуют с внешней средой. У сложноорганизованных многоклеточных животных и у человека нервная система в процессе эволюции стала основным посредником между организмом и окружающей средой. Человек и животные получают информацию об изменениях внешней и внутренней среды посредством рецепторов — особых клеток, обладающих высокой чувствительностью к воздействию разнообразных раздражителей.

У человека 5 видов внешних рецепторов, которые известны вам из курса физиологии (вспомните и назовите их). Имеется и множество внутренних рецепторных клеток. Например, по всему телу рассеяны болевые рецепторные клетки, в стенках крупных кровеносных сосудов находятся чувствительные клетки, реагирующие на изменение концентрации CO2 в крови.

Раздражимость — один из основных признаков жизни. Пока организм жив, он раздражим. С прекращением жизни раздражимость исчезает. Огромное значение раздражимости клеток и организмов заключается в том, что она позволяет всем живым существам находиться в постоянной связи с окружающим миром, дает возможность приспосабливаться к нему. Раздражимость клеток связана в первую очередь с теми большими изменениями, которые происходят в белках, входящих в состав мембран цитоплазмы и ядра каждой клетки. При действии раздражителей, как это стало известно сейчас, происходят изменения в структуре белковых молекул. Способность к изменению структуры в ответ на действие раздражителей — это, по-видимому, одно из первичных элементарных свойств белков, которое возникло в процессе эволюции организмов.

Движение. В теснейшей связи с раздражимостью находится способность клеток и организмов совершать движения. Основу движения составляет сократимость цитоплазмы клеток. Сократимость — одно из основных свойств цитоплазмы живых клеток.

Как правило, растения неподвижно растут на одном месте, и исключение составляют только некоторые одноклеточные водоросли (например, диатомовые), способные к самостоятельному передвижению. Мы уже видели, что на действие таких внешних раздражителей, как свет, растения отвечают движениями листьев и побегов. Кроме того, у растений движения проявляются в росте.

В клетках всех растений постоянно происходит движение цитоплазмы. Эти движения называются токами цитоплазмы. Их можно видеть с помощью микроскопа у водорослей, в клетках листьев традесканции и в других растительных клетках. Токи цитоплазмы имеются также в клетках животных, и их легко наблюдать, например, у таких простейших, как инфузории.

Способность к передвижениям во внешней среде характерна для многих видов бактерий, простейших, для огромного большинства многоклеточных животных. У организмов, способных к передвижениям во внешней среде, различается 4 типа движения клеток: амебоидное, ресничное, жгутиковое и мышечное.



biofile.ru

Подцарство «Простейшие» блок уроков

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Всё познайте: небо, земли, воды,

За слогом слог – до самых недр природы.

Гёте

Урок 1

Тема: Подцарство Простейшие. Класс Саркодовые

Проверка домашнего задания

Ответьте на вопросы:

1.Перечислите основные системы органов животных.

2.Объясните в чем выражается взаимосвязь строения и функции систем органов.

3.Как регулируется согласованная работа органов и деятельность всего организма?

4.Какие типы симметрии тела существуют у животных? Как они связаны с образом жизни животных? Приведите примеры.

Изучение новой темы.

  1. Изучите презентацию

  2. Используя текст учебника, изучите: строение амебы

  3. Питание амебы

  4. Размножение амебы

Закрепление.

Ответьте на вопросы.

1. Где обитает амеба обыкновенная?

2. Как передвигается амеба?

4. Как дышит амеба?

5. Как происходит процесс пищеварения у амебы?

Домашнее задание.

1.При подготовке к уроку еще раз просмотреть презентацию, в 9 слайде выполнить задание.

2.Выучить термины: циста, раздражимость.

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Урок 2

Тема Класс Жгутиконосцы. Эвглена Зеленая.

  1. Проверка домашнего задания.

1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Амеба протей относится к типу (________________), классу (________________), отряду(________________).

Передвигается амеба с помощью (________________).

Способ захвата пищевых объектов у амеб называется(________________).

Избыток воды выводится из тела амебы с помощью (________________).

В неблагоприятных условиях амеба образует (________________).

Размножается амеба протей путем (________________).

В основе деления амебы лежит (________________).

Свойство простейших отвечать на действия раздражителей (света, тепла, химических веществ) называется (________________).

2.Изучение новой темы.

В пруду родилась клеточка,

В пруду она росла.

И как простая веточка

Зеленою была.

Кто это? Ответить на этот вопрос мы сможем после изучения темы нашего урока.

Изучите строение эвглены зеленой и подпишите все части клетки.

Заполните таблицу

Признаки растений

Признаки животных

Сделайте вывод:

Выполните лабораторную работу и запишите вывод.

Закрепление.

Ответьте на вопросы:

  1. Почему этот организм вызвал у нас затруднение, удивление?

  2. О чём это говорит сочетание признаков растений и животных в организме эвглены зеленой?

  3. Возвращаясь к началу урока отвечаем на вопрос Кто это?

Домашнее задание.

выучить термины: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Урок 3

Тема Тип Инфузории. Инфузория туфелька.

  1. Проверка домашнего задания.

Укажите, какие утверждения верны:

  1. К простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки.

  2. Большинство простейших микроскопически малы.

  3. Живут одноклеточные только в водной среде.

  4. Некоторые виды простейших вызывают у человека тяжелые заболевания.

  5. При неблагоприятных условиях могут образовывать цисты.

Продолжить предложение:

  1. Простейшие — это животные, которые состоят из…

  2. Ложноножки — это органоиды, с помощью которых…

  3. Паразит-это животное, которое …

2. Изучение новой темы.

1.Изучение Строения инфузории туфельки

2.Изучив, текст параграфа, заполните схему

Размножение

↙ ↘

3.Впишите пропущенные слова (или группы слов).

  1. Инфузория туфелька относится к типу (________________), классу (________________).

  2. Прохождение пищи у ресничных инфузорий осуществляется через (________________) и (________________).

  3. Органоиды защиты инфузории туфельки называются(________________).

  4. Инфузория туфелька имеет две сократительные вакуоли, каждая из которых состоит из (________________) и (________________).

3. Закрепление

Проверь себя. Сделай записи к рисунку.

Домашнее задание. выучить термины: коньюгация, трихоцисты.

Электронная тетрадь

по Биологии 7 класс

ФИО

Урок 4

Тема Многообразие простейших.

  1. Проверка домашнего задания.

Выполни задание

Выполните тест

Изучение новой темы.

Задание 1. Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными» – работа с текстом учебника; использование знаний, полученных самостоятельно из дополнительной литературы и из повседневной жизни.

Памятка:

1.

2.

3.

Задание 2. Прочитайте стихотворение, найдите в тексте:

Амёба обитает в пресных водах,

На самом дне, где илистая муть.

В среде, где очень мало кислорода

Амёба ищет свой особый путь.

Обычные амёбы меньше точки,

Но делятся, однако, и живут.

Притом морские мелкие комочки

И горы меловые создают.

Движение посредством ложноножек

Увидеть можно только в микроскоп:

Течёт в мешочке из мембранной кожи

Густая цитоплазма, как сироп.

В растворе соли клеточка сжималась,

Как будто тельце ощущало боль,

При этом учащенно сокращалась,

Выталкивая жидкость, вакуоль.

Задание 3.Заполните таблицу: Проставьте “+” на соответствие

Органоиды

Амеба

Эвглена зеленая

Инфузория туфелька

Ядро

Ложноножки

Жгутики

Реснички

Пищеварительная вакуоль

Сократительная вакуоль

Ротовое отверстие

Порошица

Хлоропласты

… Задание 4. Решите задачи:

  1. В ходе опытов отметили, что эвглена зеленая всегда плывет в более светлую часть водоема, инфузория-туфелька – из капли соленой воды в чистую воду, из капли чистой воды в каплю с бактериями. Что общего между этими явлениями?

2. В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у нее нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему?

3. Дизентерия, малярия, кокцидиоз, лямблиоз, лейшманиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?

Закрепление.

  1. Какую роль играют простейшие в природе, в жизни человека?

  2. Перечислите меры предупреждающие заболевания амебной дизентерией и малярией.

Домашнее задание. выполнить задание на стр 54 учебника.

multiurok.ru

12.1 Раздражимость и возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Понятие о раздражителе, виды раздражителей, характеристика. Понятие порога раздражения.

Раздражимость – это способность ткани изменять свой обмен веществ и энергии под действием раздражителей. Раздражимость это свойство характерное для всех тканей организма.

Возбудимость – это способность возбудимых тканей на действие раздражителя отвечать возбуждением, которое проявляется в виде биоэлектрического процесса и специфической ответной реакции.

Раздражитель – любой сдвиг, изменения во внешней или внутренней среде биосистемы достаточной силы, чтобы вызвать изменение её состояния.

Виды раздражителей : 1) адекватные 2) неадекватные

Адекватным раздражителем называют раздражитель, к восприятию которого биосистема приспособлена. Он способен вызвать реакцию биосистемы при минимальных значениях.

Неадекватный раздражитель способен вызвать реакцию биосистемы, но при значительных абсолютных величинах.

Также классифицируют на: 1) пороговые 2) подпороговые 3) надпороговые

Пороговым раздражителем называют минимальную силу раздражителя, способную вызвать регистрируемую реакцию

Подпороговым раздражителем никогда не вызывают регистрируемую реакцию

Надпороговым – всегда вызывают регестрируемую реакцию.

Порогом раздражения называют минимальную силу раздражителя, способную вызвать регистрируемую реакцию.

13.2 Законы раздражения возбудимых тканей: значение силы раздражителя, частоты раздражителя, его длительности, крутизны его нарастания.

1. Постоянный ток раздражает только при своем изменении

2. Раздражающие действия постоянного тока тем сильнее, чем быстрее он меняется во времени(чем выше скорость нарастания), значит макс. эффективность у мгновенного тока (Р-импульсы)

3. Катод повышает возбудимость и возбуждает, анод снижает возбудимость и уменьшает текущее возбуждение(тормозит).

Закон полярного действия постоянного тока ( 1 закон Пфлюгера) – закон о месте и временивозникновения возбуждения в клетке:

При действии на ткань постоянного тока возбуждение под катодом возникает в момент замыкания цепи, а под анодом в момент размыкания. Раздражающее действие катода выражено сильнее, чем анода.

2. Закон физиологического электротона (2 закон Пфлюгера) – закон об изменениифизиологических свойств тканей при прохождении через них постоянного тока:

При прохождении через ткань постоянного тока в области катода возбудимость и проводимость повышаются, а лабильность снижается(физиологический Кат-электротон), в области анода возбудимость и проводимость понижается, а лабильность повышается – физиологический АН-электротон.

Дополнение Вериго – при прохождении через ткань сильного или длительного постоянного тока повышенная возбудимость в области катода сменяется пониженной – катодическая депрессия, а пониженная возбудимость в области анода сменяется повышенной – анодическая экзальтация.ИТОГ: Возбудимость клетки не зависит ни от величины мембранного потенциала, ни от величины критического уровня деполяризации, а определяется их соотношением: чем меньше между ними разница, тем выше возбудимость и наоборот

Закон Дюбуа-Раймона: Раздражающее действие постоянного тока не зависит ни от силы тока (его плотности), ни от длительности действия(времени), а определяется скоростью его нарастания: чем быстрее меняется ток во времени, тем большей раздражающей силой он обладает.

Закон «Кривая Сила-Время»: Раздражающее действие постоянного тока тем сильнее, чем больше время его действия

Хроноксия – время, в теч которого на ткань должен действовать постоянный ток, равным 2 реобазам, чтобы вызвать возбуждение.

studfiles.net

Раздражимость — это… Раздражимость и возбудимость

Раздражимость – это способность организма или отдельных тканей реагировать на окружающую среду. Это также способность мышцы сокращаться в ответ на растяжение. Возбудимостью называют свойство клетки, позволяющее ей реагировать на раздражение или стимуляцию, например, способность нервных или мышечных клеток реагировать на электрический стимул.

Важнейшее биологическое свойство

Раздражимость – это в биологии свойство тканей, которые могут воспринимать внутреннее или внешнее вмешательство и отвечать на него путем перехода в возбужденное состояние. Такие ткани называются возбудимыми и имеют определенное количество характерных качеств. К ним относят следующие:

1. Раздражимость. Это когда клетки, ткани и органы способны на ответную реакцию при вмешательстве определенных раздражителей — как внешних, так и внутренних.

2. Возбудимость. Это такое качество животной или растительной клеток, при котором становится возможной смена состояния покоя на состояние физиологической активности организма.

3. Проводимость. Это способность к распространению возбудительных реакций. Она зависит от строения ткани и ее функциональных особенностей.

4. Память отвечает за фиксирование происходящих перемен на уровне молекул с занесением изменений в генетический код. Это качество дает возможность предвидеть поведение организма в ответ на повторные вмешательства.

Раздражимость: определение и описание

Что такое раздражимость? Является ли это свойство организма нормой или же это, скорее, состояние болезненной возбудимости и чрезмерная чувствительность органа или части тела? Естественная восприимчивость характерна для всех живых организмов, тканей и клеток, которые под влиянием определенных раздражителей реагируют определенным способом. В физиологии раздражимость – это свойство нервной, мышечной или другой ткани реагировать на раздражители. Способность реагирования на изменения в физической или биологической среде является свойством всего живого на Земле. Примерами может служить следующее: движение растений к свету, сужение и расширение зрачка в связи с изменением интенсивности света и так далее.

Этимология понятия

Термин происходит от латинского irritabilitas. Раздражимость — это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью. Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость – это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.

Раздражимость и адаптация

Все живые организмы обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.

Тесно связанной с понятием «раздражимость» является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.

Основные понятия

Раздражимостью называют способность живых организмов реагировать определенным образом на внешнее воздействие путем изменения своей формы и некоторых функций. В роли раздражителей выступают те факторы окружающей среды, которые могут вызвать ответную реакцию. В ходе эволюционного развития были сформированы ткани, которые обладают повышенным уровнем чувствительности благодаря наличию в клетках специальных рецепторов. К таким восприимчивым тканям относятся нервная, мышечная и железистая ткань.

Взаимосвязь раздражимости и возбудимости

Раздражимость и возбудимость неразрывно связаны между собой. Возбудимостью называют такое свойство высокоорганизованных тканей, как реакция на внешнее воздействие путем изменения физиологических качеств. На первом месте по возбудимости будет находиться нервная система, за ней следуют мышцы и железы.

Виды раздражителей

Различают внешние и внутренние способы вмешательства. К внешним относятся:

  1. Физические (механические, тепловые, лучевые и звуковые). Примерами могут быть звук, свет, электричество.
  2. Химические (кислоты, щелочи, яды, лекарства).
  3. Биологические (бактерии, вирусы и тому подобное). Раздражителем может также считаться пища и особь противоположного пола.
  4. Социальные (для людей это могут быть обычные слова).

Что касается внутренних, то здесь идет речь о веществах, которые производятся самим организмом. Это могут быть гормоны и другие биологически активные составляющие. По силе воздействия выделяют три группы: подпороговые — те, которые могут и не вызывать ответа, пороговые – вмешательства умеренной интенсивности — и сверхпороговые, вызывающие наиболее сильную реакцию.

fb.ru

РАЗДРАЖИМОСТЬ И РАЗДРАЖЕНИЕ

Раздражимость — способность организма и его органов и тканей изменять обмен веществ в ответ на раздражение. Раздражение — это действие на организм раздражителей. Раздражителями называются разные по качеству формы движения материи: физические (например, тепло и холод), химические — разнообразные химические вещества, биологические — вирусы и микробы и т. д. Раздражители характеризуются не только качеством, но и силой, интенсивностью.

В результате раздражения изменяется обмен веществ организма и его органов. Изменения обмена веществ в разных органах отличаются по качеству и интенсивности. Они проявляются в движении молекул и ионов внутри организма и в движениях организма и его органов.

Адекватные и неадекватные раздражители. Раздражители делятся на две группы: адекватные и неадекватные.

Адекватными называются раздражители, на действие которых определенный вид организмов, орган или живая ткань приспособились соответственно реагировать в естественных условиях на протяжении многих тысячелетий исторического развития. Например, для глаза адекватны световые раздражители, для уха — звуковые и т. д.

Неадекватными называются раздражители, не соответствующие строению и функции воспринимающего органа, например, механические и электрические раздражители для глаза. Они также вызывают изменение в нем обмена веществ, но отличающееся от вызванного действием адекватного раздражителя, и поэтому не могут вызвать точно такие же изменения функции, как адекватный раздражитель.

Прямое и непрямое раздражение. Прямым раздражением называется непосредственное действие раздражителя на орган, например, раздражение электрическим током мышцы, выпрепарованной из организма.

Непрямое раздражение производится действием раздражителя на рецепторы—специальные органы, расположенные на внешней поверхности организма или внутри его и воспринимающие раздражение, например, глаза, уши, органы обоняния, вкуса, рецепторы кожи, мышц, суставов, сухожилий, внутренних органов.


При непрямом раздражении органа волны, или импульсы возбуждения из рецептора сначала поступают по центростремительным нервам в центральную нервную систему, а затем уже направляются в орган по центробежным нервам и вызывают его функцию или вызывают образование в некоторых органах веществ, действующих через кровь.

nauka03.ru

2.Раздражение и раздражители. Адекватные и неадекватные раздражители. Классификация раздражителей.

Тт

1.Предмет цели, задачи и методы физиологии. Ее связь с другими медико-биологическими дисциплинами. Физиология- наука о сущности живого, жизни в норме и при патологиях, то есть о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации, о пределах нормы жизненных процессов и болезненных отклонений.

Цель физиологии — изучение физических и химических факторов.

Задачей нормальной физиологии является глубокое изучение механизмов жизнедеятельности здорового человека с целью выявления причин и характера нарушений этих механизмов при разных заболеваниях. Физиология является теоретической основой медицины.

Методы: 1. Наблюдение. Наблюдая за животным, исследователь не вмешивается в течение жизненных процессов.

2. Эксперимент может быть острым и хроническим:

1 – острый опыт осуществляется в условиях вивисекции (резать по живому) и позволяет изучить какую-то функцию за короткий промежуток времени. Недостатки: наркоз, травма, кровопотеря могут извратить нормальную функцию организма.

2 – хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей средой. При хроническом эксперименте операция и изучение функций не проводятся одновременно. Операция является лишь подготовительным этапом (например, введение фистулы в желудок), а собственно исследования проводятся после выздоровления животных. Этот метод позволяет исследовать функции в условиях, максимально приближенных к естественным.

Функции органов могут быть изучены не только в целостном организме, но и вне его, при искусственной их изоляции. Объектом исследования могут быть мышечные, нервные и другие клетки. По изменению биоэлектрической активности клетки судят о ее функции.

3. Наблюдение функций. Современные методы (УЗИ, компьютерная томография и др.) позволяют без ущерба для здоровья человека исследовать различные функции.

4. Метод моделирования. Функции отдельных органов и систем изучают с помощью искусственной модели, которая функционально близка к определенному органу или системе (искусственная почка, сердце, модель системы кровообращения).

Раздражение — действие различных форм движения материи на организм или его органы, ткани и клетки. Разнообразные формы движения материи, производящие раздражение, называются раздражителями.

Раздражители могут быть естественными, действующими на данную ткань в обычных природных условиях существования организма. К этим раздражителям данная ткань или орган приспособились в процессе фило- и онтогенеза. Такие раздражители называются адекватными. Например, для скелетной мышцы адекватными раздражителями, вызывающими ее возбуждение, будут волны возбуждения, притекающие к ней по двигательным нервам. В соответствии с качеством адекватного раздражителя и рецепторы разделяются на воспринимающие световые, звуковые, химические, тепловые, холодовые и другие раздражения.

Раздражителями могут быть и такие изменения внешней или внутренней среды, к восприятию которых не приспособлены все рецепторы или только данный рецептор. Эти раздражители называются неадекватными, или инадекватными. К этой группе относятся механические, электрические и другие раздражители, которые могут при достаточной интенсивности вызвать возбуждение в любой клетке, ткани и органе при непосредственном действии на них. Из неадекватных раздражителей наибольшее значение для изучения физиологических свойств имеет электрический, ток. Его преимущества перед химическим или механическим раздражителем заключаются в том, что он, во-первых, легко и быстро дозируется по силе, длительности и характеру, во-вторых, вызывает возбуждение, не повреждая, и после прекращения раздражения не оставляет необратимых изменений в тканях, в-третьих, электрический ток образуется при возбуждении и поэтому его действие близко к природным механизмам возникновения и распространения возбуждения.

На организм действуют следующие три группы раздражителей:

1. Физические — механические, температурные, электрические, световые — электромагнитные волны различной длины, видимые и не видимые глазом, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, радиоактивное.

2. Химические — кислоты, щелочи, соли, яды и т. д.

3. Биологические — животные, растения, микробы и вирусы как действующие на поверхность высокоорганизованных животных организмов, так и способные проникнуть внутрь организмов.

3.Эффекты действия постоянного тока на возбудимое образование

В отличие от переменного тока, для которого характерно лишь раздражающее действие, постоянный ток вызывает два основных эффекта — раздражающий и поляризующий, который будет являться предметом дальнейшего рассмотрения.

Закон физиологического электротона. При действии постоянного тока на возбудимую ткань возбудимость в области катода сперва повышается, затем понижается. В области анода возбудимость сперва понижается, затем.

Для выяснения природы этих изменений необходимо рассмотреть изменения мембранного потенциала и уровня критической деполяризации в областях применения анода и катода.

Первично поляризующий эффект постоянного тока связан с пассивной деполяризацией мембраны в области катода (происходит отталкивание анионов, обусловливающих отрицательный заряд внутренней стороны мембраны ) и гиперполяризацией в области анода ( обратное притягивание анионов ).

В результате поляризующего действия постоянного тока в области катода происходит пассивная деполяризация, порог возбуждения снижается, а возбудимость возрастает. Эти изменения пассивные, так как не связаны с изменением свойств мембраны.

В дальнейшем происходит изменение уровня критической деполяризации, обусловленное инактивацией части натриевых каналов. При этом возрастает выходящий ток калия. В результате увеличения порога возбуждения возбудимость уменьшается. Эти изменения активные, так как отражают изменения натриевой и калиевой проводимости мембраны. Натриевая инактивация в области катода при длительном действии постоянного тока может достигать столь значительной величины, что развивается катотическая депрессия — полное исчезновение возбудимости. Поляризующее действие постоянного тока в области анода вызывает пассивную гиперполяризацию. Порог возбуждения повышается, возбудимость снижается. Эти изменения возбудимости пассивные. При длительном действии постоянного тока в области анода увеличивается потенциалзависимость натриевых каналов и снижается калиевая проводимость мембраны. В результате уровень критической деполяризации приближается к Е0 и возбудимость возрастает. Эти изменения — активные.

studfiles.net