Сущность рационального человека – Кто такой рациональный и иррациональный человек? (P/J)

Кто такой рациональный и иррациональный человек? (P/J)

Приветствуем вас, дорогие наши коллеги и читатели! Сегодня мы предлагаем не менее важную тему о двух различных способах действия человека и две его разные реакции на изменения в окружающей среде — это рациональность (J) и иррациональность (Р).

Рациональный человек — оценивает окружающий мир собственноручно созданной мыслью, меняется его мнение — меняется оценка; поведение зависит не от ситуации, а от заранее составленного плана.

Иррациональный человек — поводит себя так, что все зависит от ситуации. Меняются условия — меняется их оценка.

Действия рациональных — последовательны и планомерны, иррациональных — гибкие и импульсивные.

Иррациональный человек принимает и оценивает ситуацию, гибко меняет поведение, непринужденно импульсивно приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. Трудно принимает решения, откладывает их, считая, что ситуация разрешится сама и время все расставит на свои места. Не спешит с выводами: чтобы прийти к чему-то, необходимо вызреть и ощутить внутренний толчок — «пора». Его кредо — лабильность и гибкость. Спокойно и легко идет на взаимные уступки.

Действует по ситуации, экспромтом, а не обременяет себя планами. Склонен к поиску альтернатив и разнообразных подходов, выбирает лучший. Справляется с внезапными и критическими ситуациями. Может держать несколько ситуаций под контролем. На данный момент выбирает самую действенную, оптимальную , а при необходимости быстро перестраивается.

К делам заранее не готовится. Может медлить с делами, откладывать их до последней минуты. Возлагается на свое вдохновение, умение импровизировать или на счастливый случай. Доверяет ощущениям. Все действия зависят от настроения. Отвлечение в процессе работы и переключение с одного вида деятельности на другой стимулирует работоспособность. Рассказывает не последовательно, отвлекается на ассоциации.

Обязательство неукоснительно придерживаться плана тревожит его. Эмоции импульсивны, ими трудно управлять. Чувство является причиной поступков. Поэтому не может действовать, пока не охватило какое-то чувство. Ест когда захочет, и то, что на данный момент хочется, понемногу, чтобы только утолить голод, 4 — 6 раз в день.

Стимулом для плодотворной жизни есть все то, что может принести новые впечатления и разнообразие. Экстремальные ситуации вдохновляют. Жизненный стиль отличается гибкостью и непредсказуемостью.

Рациональный человек консервативен, жизненный стиль характеризуется планомерностью и размереностью.

Подчиняет все собственной определенной последовательности, раскладывает «по-полках». Рациональный человек идет своим путем, в другом убедить трудно. В каждой ситуации действует по схеме и плану. Заблаговременно готовит свой план, продуманно и последовательно работает по нему.

Новую работу начинает только после завершения предыдущей, иначе это выбивает из колеи. Придерживается принципов, правил, норм. Стоит на своем, не уступает свои позиции, стремится быть хозяином положения. Следует формальностям, соблюдает порядок, пунктуальность, аккуратность, точность.

Рациональный человек придерживается распорядка на работе и дома, нервничает, когда отвлекают, потому раздражает все случайное, неожиданное, и любая незапланированная смена может вызвать бурную реакцию. Незнакомое равноценное противному.

Если условия и обстоятельства меняются и необходимо перестроиться, напрягается, прикладывая много усилий. Поэтому часто бывает так, что обстоятельства уже изменились, а человек продолжает думать и действовать в соответствии с предварительно установленного плана, что приводит его впоследствии в тупик. Это можно назвать своеобразным «застреванием».

Реагирует на эмоцию эмоцией, на поступок — поступком, причем сразу, без колебаний, на основе жизненного опыта. Кажется более суровым, решительным, эмоции резкие и холодные. Чувство является не причиной поступка, а следствием: после правильного поступка улучшается самочувствие, после неправильного — ухудшается.

Поэтому рациональный человек свои поступки тщательно обдумывает. Приступает к действиям, когда нужно создать какое-то состояние или самочувствие. Ест редко, может и 2 раза в день, но съедает много, пока не почувствует, что давит под горло.

Развернутые характеристики соционических типов, а также о том, как их определять по чертам лица есть в книгах нашей школы, которые вы можете приобрести через онлайн-форму.

Вы можете продолжать самостоятельно изучать соционику, приобретя книги, а можете заказать услугу определения социотипа или пройти тренинг по визуальному определению социотипов, если хотите быстро и точно владеть этим бесценным умением.

Чтобы получить новую порцию информации о врожденных качествах характера, подпишитесь на рассылку центра.

     

www.socion.com.ua

Сущность человека

Сущность человека

– это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности.

Признаки сущности человека:

1. сущность человека имеет родовой характер

Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода.

Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.

2. сущность человека носит деятельный характер – это значит, что она формируется и существует лишь как сумма специфически человеческих видов деятельности. Деятельный характер сущности человека выражается через понятие «сущностные силы человека» — это универсальные возможности человека как родового существа, реализующиеся в процессе истории; это побудительные факторы и средства, а также способы человеческой деятельности (потребности, способности, знания, умения, навыки). Сущностные силы человека носят предметный характер. Каждой способности и, соответственно, каждой потребности человека соответствует свой предмет в мире культуры. Таким образом, сущностные силы человека предполагают наличие предметности особого рода – социальной предметности (см. фрагмент о человеке как предметном существе в «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Карла Маркса // Советское собрание сочинений, том 42, стр. 118 – 124).

3. сущность человека носит общественный характер.

Индивид как родовое существо есть существо социальное. Человеческая сущность формируется в процессе совместной деятельности людей, а значит, предполагает определённые социальные формы этой деятельности, систему общественных отношений (например: система отношений, выражающая разделение трудовых функций в первобытном коллективе, а также принципы распределения произведённого продукта). Во внутреннем мире индивида эта система отношений представлена в виде ценностных и нормативных регуляторов:

  • идеалы

  • цели

  • представления о должном

  • представления о справедливом

  • представления о различии социальных статусов и т.д.

Все качества, присущие отдельны людям и отличающие одного человека от другого, являются общественными отношениями (таковыми являются

Каждое из этих качеств реализуется только как отношение данного человека (носителя этих качеств) к другому человеку.

В этом указанном аспекте родовая сущность человека выступает как синоним социальной сущности.

4. сущность человека имеет конкретно-исторический изменчивый характер

. Это означает, что

1) когда рождается новая человеческая особь (младенец), то человеческая сущность не рождается вместе с ней. Эта сущность формируется в деятельности индивида на протяжении всей его жизни. Особь превращается в индивида, когда попадает в общество других.

2) сущность человека меняется со сменой исторических эпох, т.е. со сменой типов общественных отношений. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она (сущность человека) есть совокупность всех общественных отношений» (Карл Маркс «Тезисы о Фейербахе»).

studfiles.net

Человек рациональный.

И найдя человека рационального, Вебер не говорит о том, что человек есть человек разумный или рациональный. Он утверждает только, что «современный человек, дитя европейской культуры» — рационален.

Он не вообще рационален и не в силу определенного закона, например, закона постепенной рационализации культуры. Он рационален, как результат констелляции факторов [18;23, 15; 376-377].

Веберовский человек страдает той рациональностью (или переживает ее как судьбу), которую сам Вебер называет формальной. Формальная рациональность как рациональность «ни для чего» (мне нужно

самое нужно), рациональность сама по себе, взятая как самоцель может быть понята в противопоставлении рациональности материальной, рациональности для чего-то (мне нужно что-то для…) [17; 77]

Формальная рациональность – это то, что, по Веберу, отличает традиционное общество от современного. В подобном взгляде, по словам Гайденко, явно виден марксов след [17;77]

И увидев современного человека как рационального, Вебер именно это, именного такого человека, будет вынужден объяснить, в частности в своем исследовании о влиянии протестантской этики на становление современного западного капитализма.

Современное капиталистическое общество. О понятии капитализма.

Об этом уже говорилось применительно к человеку; то же самое можно увидеть и в рассуждениях Вебера о капитализме, — Вебер не обсуждает каков капитализм в сущности.

Возьмем «Протестантскую этику…». Там Вебер вводит «капитализм» (1) как

идеальный тип, (2) как найденный в действительности и (3) не предполагается, что не может быть другого.

В «Протестантской этике» вводится понятие современного капитализма, которое проясняется в противопоставлении «капитализму традиционному» [12;82]. (И, к слову сказать, в «Протестантской этике» задана именно такая дихотомия, лежащая как раз в рамке проблемы модернизации.)

А в дальнейшем действительно окажется, что капитализм может быть еще каким-нибудь. Так, позднее, в предисловии к «Социологии религии», Вебер будет говорить еще об авантюристическом капитализме, вводя ось «авантюристический-западный» под углом к оси «современный-традиционный», задавая тем самым континуумы «капитализмов».

В предисловии к «Социологии религий», обсуждая судьбу Запада, Вебер дает понятие капитализма

«Капиталистическим» мы здесь будем называть такое ве­дение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена, то есть мирного (формально) приобретательства.

Решающим для всех этих типов приобретательства является учет капитала в денежной форме, будь то в виде современной бухгалтерской отчет­ности, будь то в форме самого примитивного и поверх­ностного подсчета. [12;48-49]

То есть акцент делается на калькуляцию прибыли. Далее Вебер пишет, что «Для определения понятия важно лишь то, что хозяй­ственная деятельность действительно ориентирована на сопоставление дохода и издержек в денежном выраже­нии, как бы примитивно это ни совершалось. [12;49]». Но указанный капитал – доходы и издержки (пусть и высчитанные в деньгах), это уже не совсем капитал Маркса. У Маркса капитал – это самодвижущаяся стоимость, капитал у Вебера – это стоимость между двумя людьми.

Маркс делает все, чтобы избавиться от людей. Он вводит капитал, как «регулирующую структуру общественного устройства»27и всякие человеческие отношения выводит в производные. Вебер делает все, чтобы вернуть человека, впрчем, мне сейчас тяжело сказать, можно ли избавиться от человека, пытаясь построить идеальный тип капитализма.

studfiles.net

Принцип рациональности деятельности человека экономического

 

Вопросы к рассмотрению
Сущность принципа рациональной деятельности экономических субъектов.
Понятие о «человеке экономическом».
Понятие об «ограниченной рациональности».
 
Основные понятия и категории: рациональность, полная рациональность, ограниченная рациональность, экономический человек, потребность, экономический интерес, принцип рациональности, принцип удовлетворительности.
 
В связи с ограниченностью экономических ресурсов возникает необходимость их рационального использования. Таким образом, ко второму принципу экономической теории мы отнесем принцип рациональной деятельности человека экономического. Иными словами, рациональность –минимизация затрат и максимизация выгоды – это и есть суть экономического поведения.
Так, в соответствии с базовыми положениями экономической теории, домохозяйства стремятся максимально удовлетворить свои потребности при заданном бюджетном ограничении; предприятия, фирмы рассчитывают на прибыль, минимизируя свои издержки или повышая цены, находясь в рамках все тех же ограничений; правительственные агенты определяют уровень общественного благосостояния, ориентируясь на определенный бюджет.
Принцип рациональности современная экономическая теория заимствовала из классической школы политической экономии, а именно, из работы «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), в которой, следуя концепции экономического либерализма, Адам Смит выводит образ Homo economics — экономического человека, т.е. лица наделенного эгоизмом и стремящегося к накоплению богатства. А. Смит предполагал, что стимулом к экономической активности является частный интерес. Реализовать свой частный эгоистический интерес человек может путем взаимообмена с другими людьми. Преследуя частные интересы, люди обогащают друг друга.
Процветание общества, таким образом, достигается через стремление к индивидуальному благополучию. Частный же интерес является мощным стимулом, который готов «преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его деятельность…». Индивид, стремясь к преумножению личного капитала, не думая об общественных интересах, стремится к удовлетворению частного интереса, и «в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя свои собственные интересы, часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это».
Слово «рационализм» происходит от латинского слова, означающего «разумный, культ разума». Рациональное — это то, что доступно пониманию. Рациональная деятельность – это целесообразная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение цели и учитывающая заданные ограничения и имеющиеся возможности.
Принцип «рациональности» всегда находится в тесной зависимости от целевой функции индивида, от его установок. Разумное с точки зрения общества и морали может оказаться нерациональным с точки зрения конкретного индивида, как и его решения, в свою очередь, могут быть не приняты обществом. Борьба экономических интересов предполагает выбор компромиссного решения. Обращение к «компромиссу» является стороной проявления все той же рациональности.
Существенную роль в определении способа рационального поведения играет фактор времени. Максимизация прибыли лишь в краткосрочном периоде («модели без искажений») предполагает стремление к снижению всех издержек. Предприниматель, заботясь о своем бизнесе, учитывает перспективу. Он анализирует ситуацию, оценивает возможности, строит планы. Идя на дополнительные затраты, он расширяет долю рынка для своей продукции. И это поведение мы тоже можем назвать рациональным, как и поведение Генри Форда, создателя теории эффективной заработной платы. Он заявил в своей библиографической работе «Моя жизнь, мои достижения» следующее: «Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммы прибыли я полагался на размер сбыта. Равным образом цель моя в процессе такого производства – уделять внимание максимизации заработной платы, иначе говоря, создавать максимальную покупательную способность».
В практике ценообразования малоизвестная фирма, выходя на рынок с «новинкой», может первоначально использовать стратегию «прочного внедрения на рынок», предполагающую продажу товара по заниженным ценам. Часто в краткосрочном периоде фирмы идут на дополнительные затраты в целях создания лидирующего брэнда, проводят презентации и рекламные кампании. В условиях диверсификации продукции фирма-олигополист в краткосрочном периоде может развязать ценовую войну, продавая товар по цене, не покрывающей его себестоимости.
В современной экономической литературе существует несколько трактовок понятия «рациональность».
Под строгой, классической интерпретацией данное понятие означает возможность оценки всех имеющихся альтернатив для выбора наилучшей. Такая идеализация позволяет оценить максимально возможные перспективы, произвести расчет оптимальных параметров. Такой вариант рациональности принято называть «полной». Идея «полной рациональности» заложена в построение экономических моделей и основывается на предположении о наличии достаточной информации для наилучшего выбора.
В 50-е гг. XX в. при попытке приблизить экономическую теорию к практике появилась концепция «ограниченной рациональности». Мотивация человека экономического связывалась со стремлением к достижению наилучшего результата, но его получение практически ограничено неполнотой информации. В данной концепции была произведена попытка замены принципа «рациональности» принципом «удовлетворительности». Автором концепции «ограниченной рациональности» выступил американский экономист Г. Саймон.
Считается, что слабой формой рациональности выступает рациональность, ограниченная какими-либо запретами: моралью, традициями, юридическими законами, административными или стратегическими барьерами. К создателям данной концепции можно отнести американских экономистов А. Алчиана, Р. Нельсона, С. Уинтера, О. Уильмсона, австрийского экономиста Ф. Хайека.
Действительно, эпоха свободной конкуренции канула в века, упрощенные микроэкономические модели далеко не всегда учитывают вмешательство государства, которое существует на всех рынках без исключения в той или иной степени. Общество накладывает свой отпечаток на рациональный выбор. Религия, идеология отражают чувственную сторону поведения индивида. Мир становится многообразным, и по мере развития общества экономический интерес начинает уступать место другим социальным феноменам. Но это уже предмет отдельного разговора.
Вопросы для самоконтроля
В какой экономической школе впервые был сформулирован принцип рациональной деятельности экономических субъектов?
Что вкладывал А. Смит в понятие «экономический человек»? Каково ваше отношение к теории «экономического человека» А. Смита?
Что в экономической теории понимается под принципом рациональности? Всегда ли экономические субъекты ведут себя рационально? Приведите примеры.
Какую роль в экономической теории играет принцип рациональной деятельности экономических субъектов?
В чем разница принципов «полной» и «ограниченной рациональности»?

 

referatwork.ru

Вопросы и ответы к экзамену по инст. Эк.

  1. Сущность, структура и функции экономического поведения — есть

  2. Модели рационального поведения человека — есть

  3. Рациональное поведение. Принцип рациональности — есть

  4. Нормативный характер экономической деятельности человека — есть

  5. Государство как организация (на примере модели Д. Норта) — есть

  6. Экономическая сущность, формы, функции и типы государств — есть

  7. Государственная экономическая политика — есть

  8. Сущность и структура нелегальной экономики — есть

  9. Теневая экономика и последствия ее существования — есть

  10. Эволюция фирмы

  11. Структура фирмы — есть

  12. Закрытые формы организации бизнеса

  13. Открытые формы организации бизнеса — есть

  14. Проблемы оппортунизма в организации, связанные с поведением менеджера — есть

  15. Институциональные ловушки — есть

  16. Переходная рента — есть

  17. Выход из институциональной ловушки — есть

  18. Государство в период реформ — есть

  19. Темп, подготовленность и последовательность реформ — есть

  20. Система командной экономики

  21. Система рыночной экономики — есть

  22. Подходы к спецификации прав собственности — есть

  23. Стабильность институтов и институциональные изменения

  24. Теория институциональных изменений Норта

  25. Институциональные инновации — есть

  26. Виды институциональных инноваций

  27. Эффективность норм и институциональные ловушки: бартер, неплатежи, уклонение от налогов, коррупция, стагнация производства — есть

  28. Культурная инерция и институциональный конфликт — есть

  1. Сущность, структура и функции экономического поведения

Под экономическим поведением понимается всякая неслучайное действие, отражающее осознанное решение человека по поводу удовлетворения собственных материальных потребностей и связанное с реализацией необходимости экономии времени в процессе общественного воспроизводства материальных благ.

Характеристики экономического поведения: это отношение ко времени, его ценность и рациональность. Структура экономического поведения: — трудовая деятельность — дисциплина труда — трудовая активность

Структура поведения человека едина для всех людей, формы экономического поведения различаются между собой. Структура поведения представляется единством взаимодействующих систем: мотивация деятельности, и материальной деятельности человека в процессе его творческого развития. Экономическое поведение — это поведение в сфере собственного, а затем и общественного материального воспроизводства. Структурирование экономических действий выражаются через принципы экономической деятельности: целенаправленности, рациональности, эффективности. Эти принципы реализуются в процессе деятельности.

Функции поведения человека: информационная, адаптационная и креативная.

2. Модели рационального поведения человека

Модель экономического поведения А. Смита и Риккардо, характеризуется:

— определяющей ролью собственного интереса к мотивации экономического поведения.

— компетентностью экономического субъекта в собственных делах.

— главным мотивом хозяйственной деятельности человека является получение прибыли

Стремление человека к собственной выгоде, действует на пользу общества.

Учение Маркса предполагает восхождение человека от абстрактного к конкретному, от простого товаропроизводителя, до капиталиста, представляющих промышленные, торговые и ссудные капиталы. Она основана на классовой борьбе. Современный подход к экономическому поведению развивается рамках институционализма.

Современная экономическая литература выделяет такое направление как функционализм, получивший развитее в 60-е годы 20 века. Основные положения этой теории:

-социальная дифференциация в обществе не устранима и необходима для функций стимулирования и контроля

— выполняя полезные функции, люди занимают разные социально-профессиональные позиции, которые ранжируются по важности их для общества и дефицитности выполняемой роли

— более высокий ранг позиции обеспечивает их обладателя более высоким статусом, доходам, властью и престижем

— более дееспособные члены общества выигрывают конкуренцию за более престижные места

Современная экономическая теория выделяет 4 группы рыночных субъектов: — Фирма

— Домохозяйство

— Банки

— Государство

3. Рациональное поведение. Принцип рациональности Рациональный характер экономического поведения – это всякое удовлетворение потребностей, происходящее в рамках заданного психологического потенциала, определяемая логически и рассчитанная численно в условиях свободы выбора и абсолютной полнотой информации. Потребитель купит товар лишь в том случае, если обладает информацией о производителе данного товара. Понятие рациональность было провозглашено Максом Вебером. Он разграничил 4 типа социального действия: — аффективный – определенный эмоциями — традиционный – определенный традициями — ценностно-рациональный — определенный верой в систему ценностей, этическими, эстетическими заповедями — целесообразный – определенный его целесообразностью В экономической теории используются 2 основных модели рационального поведения: — рациональность как таковая — следование своим интересамРациональность как таковаяСогласно Уильямсону существуют 3 основных формы рациональности: 1. Максимизация – она предполагает выбор лучшего варианта из всех имеющихся альтернатив 2. Ограниченная рациональность – она предполагает, что субъекты в экономике стремятся действовать рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени. 3. Органическая – слабая рациональность процесса, ее используют в эволюционном подходеСледование своим интересамПод оппортунизмом в институциональной экономике понимают следование своим интересам, в том числе обманным путем. — простое следование своим интересам. Стороны вступают в процесс обмена, заранее зная исходные положения противоположной стороны. Все их действия оговариваются, все сведения известны. — послушание — это слабая форма ориентации на собственный интерес Рациональным нормам экономического поведения можно обучиться, как нормам языка или этикета. Поведение каждого из экономических агентов неодинаково рационально.4. Нормативный характер экономической деятельности человека.В экономической, психологической и социологической литературе существуют и функционируют 4 основных представления о норме: 1. Норма как идеал, к которому следует стремиться, но сложно достичь. 2. Норма как образец поведения, доступны всем и требуемы к исполнению обществом. 3. Нормы профессиональные. (нормы выработки) 4. Норма статистическая. На протяжении всей эволюции человека, каждому этапу ее развития, соответствовали определенные нормы поведения. Нравственные правила поведения претерпевают изменения — к врожденным правилам морали, основанным на инстинктах, присоединяются приобретенные. . Моральные нормы влияют на процесс формирования субъективных мысленных конструкций у индивида, обладая различными способами восприятия экономических явлений, индивиды в схожих экономических ситуациях принимают различные решения. Под нормой экономического поведения понимается в сознании способ материальной деятельности, существующий как элемент ее мотивации и нацеленный на реализацию закона экономии времени. Процесс воспроизводства норм включает 2 фазы:производствоиприменениенормы, обусловленные умственным трудом.

studfiles.net

Высшая форма рационального познания

Веками учёные и философы спорят, возможно ли достижение абсолютной истины, способно ли человечество полностью познать мир, в котором живёт? Для того, чтобы получить достоверные знания об окружающем нас мире, принято использовать сенсуализм (чувственное познание) или рационализм (рациональное познание). Много копий сломано учёными мужами, в попытках понять, какой же из них правильнее, но окончательный вердикт ещё не вынесен. Что же такое рационализм?

Что такое рациональное познание?

Рационализм или рациональное познание — это способ получения информации, опирающийся на сведения, полученные с помощью разума. В этом его отличие от сенсуализма, ставящего во главу угла чувства. Название произошло от латинского слова ratio (разум). Сейчас принята точка зрения, согласно которой мир познаваем, а рационализм и сенсуализм – необходимые части этого процесса.

Рациональное познание философия

Рациональное познание в философии это способ сделать процесс изучения объекта исследований более непредвзятым, независимым от индивидуального отношения исследователя, приверженцами рационализма были Декарт, Спиноза, Кант, Гегель и другие философы. Они заявляли, что чувственное восприятие может дать лишь начальную информацию, не всегда отражающую реальную действительность, поэтому на высших уровнях познания должен использоваться только разум.

Виды рационального познания

Условно рациональный уровень познания можно разделить на два вида, по-разному изучающих объект.

  1. Ценностно-гуманитарный. Как следует из названия, этот подвид рационализма связан с такими, казалось бы, нерациональными объектами, как культура и вложенные в неё человечеством смыслы. Но это поверхностная точка зрения. Для того, чтобы осознать заключённый в том или ином творении смысл, понять сообщение творца, или, наоборот, вложить этот смысл и сделать сообщение понятным, необходимо, в том числе и рациональное познание.
  2. Логико-понятийное. Этот вид познания оперирует абстрактными, «идеальными» объектами и направлен на выявление взаимосвязей и общих характеристик. Результативнее всего применяется в технических, математических, естественных и социальных науках.

Рациональное познание признаки

Рациональное познание мира оперирует следующими инструментами:

  • выделение общих характеристик познаваемых объектов;
  • отвлечённость от их индивидуальных особенностей;
  • использование форм познания, связанных с мыслительным процессом;
  • связь с языком.

Формы рационального познания

Ещё древние учёные выделяли основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Каждая из них важна и значима, но с точки зрения сложности мыслительных процессов, высшая форма рационального познания – умозаключение.

  1. Понятие – это наименование объекта изучения, обязательно имеющее характеристики: объём – совокупность объектов, носящих это название, и содержание – все признаки, их описывающие. Понятие должно быть точным, недвусмысленным и не несущим оценочных характеристик.
  2. Суждение. Связывает понятия между собой, представляет законченную мысль, которая может быть истинной (Солнце – звезда), ложной (Солнце вращается вокруг Земли) или нейтральной (поездка на автомобиле). Каждое суждение должно иметь три элемента: субъект суждения – то, о чём говорится, может быть обозначен буквой S; предикат – то, что говорится о субъекте, обозначается Р; связка, в русском языке часто опускается или заменяется тире.
  3. Умозаключение – высший и самый сложный уровень рационализма, представляющий собой верные выводы из связи нескольких суждений. Самым сложным он является потому, что заключение должно быть сделано с учётом всех возможных нюансов и взаимосвязей суждений и обязательно доказано. Суждения, на основе которых сделано заключение, называются посылками.

Методы рационального познания

Три формы рационального познания оперируют особыми, свойственными только рационализму методами изучения объектов.

  1. Идеализация – придание объекту, имеющемуся в реальном мире неких, идеальных для такого объекта, характеристик.
  2. Формализация — это способ создания абстрактных образов при помощи логического мышления. Применяется для создания формул, описывающих те или иные реальные явления.
  3. Аксиоматический метод основан на построении умозаключений из утверждений, не требующих доказательства.
  4. Гипотетико-дедуктивный метод представляет собой утверждения, выведенные из ещё не доказанных утверждений.
  5. Эксперимента. Сущность рационального познания в методе мысленного эксперимента заключается в том, что мысленно проводятся эксперименты над неким идеальным объектом.
  6. Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны и представляют собой исследование объекта с точки зрения его истории, т.е. того, чем он являлся в определённый момент времени, и логики, т.е. закономерностей его развития.

 

womanadvice.ru

Рационализм

Рационализм

  

 

на главную

 

Рационализм

Мировоззрение разумных людей.

 

 

ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛИЗМ

 

Рационализм  (разумность) — это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании  фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Отличительной особенностью рационализма от других мировоззренческих позиций является требование достаточных обоснований и доказательств при установлении истины о фактах объективной реальности. Рациональная картина мира — это картина мира естественнонаучная, поскольку именно наука является сферой рационального познания и объективного изучения реальности.

Кроме того, рационализм — это мировоззрение отказа от вредных, суеверных, легкомысленных, сомнительных, необоснованных и ложных представлений, отсекаемых по принципу «бритвы Оккама» ввиду их неуместности, сомнительности и необоснованности. К таким представлениям относятся не только эзотерическо-духовные представления, такие, например, как вера в наличие души, бога или домовых, но и так называемые «вредные привычки», деструктивные хобби (например, убийства животных) и сомнительные стереотипы мышления (мнения-«штампы», основанные на невежестве и предрассудках).

 

 

КТО ТАКОЙ РАЦИОНАЛИСТ

 

Рационалист — это человек, чьё мировоззрение является рациональным. К числу рационалистов принадлежат скептики, учёные, люди занимающиеся научной деятельностью либо изучением научных дисциплин, атеисты, объективисты, некоторые перфекционисты.

 

 

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИЗМА

 

Основой познания является разумное исследование.

Научное объективное, всеобщее и необходимое знание достижимо только посредством разума. Истинное знание возможно получить только методом разумного исследования, логической оценки либо практического опыта /эксперимента. 

 

Мир материален. Разум основан на материальном.

Мир состоит из материи (атомы, волны, поля — всё это формы материи). Ничего не материального в мире не существует. А материя существует в рамках физических законов объективной реальности, которым она и подчиняется. Поэтому материальный мир не хаотичен, а упорядочен и развивается по пути причинно-следственных взаимодействий. Предметы и существа объективной реальности материальны. Не материальных предметов или существ (сущностей) в объективной реальности нет. Разум и сознание являются материальными объектами, являясь основным производным деятельности материального мозга и не могут рассматриваться отдельно от мозга.

 

Только наука даёт реальные представления о мире.

Так как только наука использует в познании научный метод, требующий логические доводы, веские обоснования и реальные доказательства устанавливаемых фактов объективной реальности. Один из важнейших принципов науки — требование достаточной обоснованности научных теорий является надёжной защитой от формирования ложных представлений об объективной реальности. Ещё одним плюсом научного мировоззрения является то, что в науке происходит постоянное обновление и уточнение знаний, таким образом в случае возникновения научного заблуждения оно своевременно фальсифицируется новыми данными, указывающими на его ложность.

 

«Духовное» не существует без материального.

Всё, что принято называть «духовным» (искусство, гуманизм, мораль), является производным от ментального, которое в свою очередь основано на деятельности материального разума, мозга. Если же говорить о религиозных представлениях, то они основаны на заблуждениях, невежестве и не адекватном мировоззрении.

 

Нравственность также существует благодаря материальному.

Нравственные нормы основаны на требованиях, предпочтениях и представлениях о вреде и пользе для материальных тела и разума. Нравственность является психологическим явлением и происходит из норм основанных на предпочтениях тела, мозга, сознания. В связи с чем понятие нравственности весьма субъективно. Тем не менее, вместе с этим нравственность обладает и большой степенью объективности, что в свою очередь объясняется её материальным происхождением, одинаковостью принципов устройства сознания разных существ.

 

 

СУТЬ  РАЦИОНАЛИЗМА

 

Рационализм — не идеология, не культ, и не «философская школа», а «чистое» мировоззрение не претендующее на создание общего для всех стереотипа миропонимания ради достижения какого-либо идеала или пути достижения какого-либо универсального для всех состояния счастья.

Смысл рационального мировоззрения, его суть, — рациональное адекватное знание о реальности, раскрытие истины о фактах объективной реальности с целью дальнейшего эффективного применения обретённых знаний. Для рационализма не является самоцелью достижение состояния счастья, но в качестве такого состояния может восприниматься само познание, процесс и момент раскрытия истины о фактах объективной реальности. В связи с чем рационализм в качестве конечной цели существования видит не достижение счастья или идеала как некого статичного состояния, а само движение вперёд, новые открытия, постоянный прогресс и совершенствование.

 

Таким образом, рационализм является мировоззрением объективных представлений, широкого кругозора, свободы от догматических (идеологических, религиозных, националистических) представлений, постановки новых задач, поиска новых решений, открытия новых фактов, самосовершенствования, усовершенствования существующих систем, исправления прежних ошибок, развития человека в отдельности и цивилизации в целом.

 

 

 

 

 

вверх

 

 

tao44.narod.ru