Сунниты где живут в россии – Кто такие сунниты, Чем отличаются сунниты от шиитов, Википедия — о суннитах

Содержание

Сунниты — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Столпы ислама
  • Свидетельство веры
  • Молитва
  • Пост
  • Милостыня
  • Паломничество
Столпы веры
  • Аллах
  • Ангелы
  • Пророки
  • Писания
  • Судный день
  • Предопределение
История и представители
  • Мухаммед
  • Халифы
  • Сахаба
  • Ансары
  • Мухаджиры
  • Саляфы
  • 12 имамов
Основные течения
  • Суннизм
  • Суфизм
  • Ашаризм
  • Матуридизм
  • Салафизм
  • Ваххабизм
  • Шиизм
  • Зейдизм
  • Исмаилизм
  • Ибадизм
Богословие
  • Коран
  • Тафсир
  • Сунна
  • Акида
  • Калам
  • Шариат
  • Фикх
  • Философия
Культура и общество
  • Страны
  • Брак
  • Женщины
  • Искусство
  • Имена

ru.wikipedia.org

Шииты и Сунниты — в чем разница?

Джума:

— Приветствую всех! Это программа, в которой доступным языком говорят о сложных процессах и явлениях на Ближнем Востоке и не только.

Хочу представить своего гостя. Сегодня в студии заместитель председателя совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов.

Рушан Рафикович, добрый день!

Аббясов:

— Добрый день!

Джума:

— Сегодня речь у нас пойдет о шиитах и суннитах. Многие о них слышали, многие слышали еще и о том, что между шиитами и суннитами существуют фундаментальные противоречия. Зачастую и вражда, к сожалению. Но мало кто знает причины. И, как показывает мой опыт, даже не все арабы об этом знают.

Аббясов:

— Сегодня, к сожалению, есть такая проблема. Она всегда стояла и очень часто принцип, которым пользуются англо-саксоны «Разделяй и властвуй», он сегодня очень активно пропагандируется. В том числе, и в религиозной среде.

Позвольте мне сделать некоторые исторические замечания, чтобы было понятно, откуда произошло вот это разделение. И два этих основных течения в исламе. В первую очередь, когда нашему досточтимому пророку Мухаммаду Всевышний дал первое откровение и когда он начал призывать людей к единобожию, это длилось около 23 лет. Конечно, там не было никаких течений, потому что по любым вопросам люди обращались к пророку. И пророк им всегда отвечал. Вопросы были совершенно разного характера. То, что мы видим сегодня из оставшихся для нас сунн, что мы называем путь нашего пророка. Люди приходили с совершенно разными вопросами. И он был основным первоисточником ответов на все вопросы жителей Мекки и Медины.

Было все едино. Люди жили, верили в Творца, поклонялись ему, совершали молитвы. Если что-то было не так, то сам пророк исправлял, указывал на какие-то замечания, ошибки. И люди жили спокойно, не разделяясь на какие-либо течения.

После смерти, после того, как Всевышний забрал к себе нашего пророка и посланника Мухаммеда, а это произошло в 632 году по григорианскому летоисчислению, тогда возник первый спор: кто возглавит, как лидер мусульманскую умму. И здесь некоторая группа людей посчитала, что должно быть так называемая родственная преемственность власти. И мы знаем, что одним из таких, а у пророка при жизни были очень близкие люди – известные его сподвижники: Абу Бакр, Умар, Али, Усман. Они впоследствии стали халифами, руководителями или предводителями мусульманской уммы.

Тегеран. На снимке: муллы идут слушать проповедь аятоллы Али Хаменеи, духовного лидера Ирана. Большинство жителей Ирана — шииты.Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Джума:

— Богатые люди, пустившие все свои деньги на развитие ислама.

Аббясов:

— Это люди, которые полностью были преданы пророку. И они всячески помогали ему, поддерживали во всех делах. И тратили свое имущество, свои деньги для того, чтобы закончить с тем невежеством, которое было во времена язычников, когда большое количество проливалось крови, когда было много смут. И даже живых детей закапывали. И вот пророк пришел с тем, чтобы установить там мир, спокойствие и порядок, что он и смог сделать. И отсюда и название нашей религии «ислам», как смирение, мир и спокойствие. И когда мусульмане приветствуют людей, они говорят «Ассалям Алейкум» вне зависимости от того, к кому это обращение. Они говорят «мир вам». Пусть будет мир. И ислам – это именно религия мира, добра и добрых отношений.

Это была основная миссия, чтобы на Аравийском полуострове прекратились невежественные языческие поклонения. И люди стали единобожниками.

Ближайшие сподвижники – это была такая общая семья, крепкая община. Но, к сожалению, сатана не дремлет, и он всегда пытается внести раскол. И такой первый раскол стал после смерти, как я уже отметил, пророка. И тогда возник вопрос: кто возглавит мусульманскую умму? Одним из самых близких людей к пророку был Абу Бакр Это человек, который был полностью предан пророку. Он его сопровождал в путешествиях, во время переселения из Мекки в Медину. Это был самый близкий ему человек. И косвенно посланник Аллаха как-то один раз не вышел возглавить молитву, есть такой интересный эпизод в истории, и он косвенно сказал Абу Бакру, чтобы он возглавил эту молитву. Абу Бакр стал имамом, предводителем молитвы. И через какое-то время пророк сам пришел и встал за Абу Бакром. Когда люди увидели, что рядом встал посланник, конечно, они Абу Бакра остановили, потому что все молитвы возглавлял сам пророк. И это было большой честью, чтобы за ним люди молились и совершали молитвы. И тогда он сказал: вы не должны были прерывать. То есть, он сделал некое замечание, что я пришел встать и помолиться за Абу Бакром, то есть, именно чтобы он проводил молитву.

Это, может, в какой-то мере, как рассчитывают сунниты, это было неким мягким намеком. Но при этом ислам – это религия демократии. Должна быть выбранность и должен быть выбор общин, чтобы встать и выбрать себе духовного лидера.

Джума:

— Опять же, не всех людей.

Аббясов:

— Не всех.

Джума:

— Не всей уммы.

Аббясов:

— И тут одна группа людей, когда возник острый вопрос, что должен быть руководитель, амир общины, они разделились. И сказали, что нет, должна быть родственная преемственность. И один из сподвижников пророка – это стал Али, которого они посчитали близким человеком. И сказали, что он должен возглавить мусульманскую умму, так как он был двоюродным братом пророка. И он же был зятем нашего пророка.

Джума:

— Я так понимаю, противоречия чисто политического характера.

Аббясов:

— Только политического, ибо даже слово «шиа», что называем сегодня «шииты», оно в переводе с арабского как некая партия. Это небольшая группа людей, которая в какой-то мере из-за своих политических воззрений, а как я сказал, основная причина, кто должен возглавить мусульманскую общину. И вот эта группа людей, которые называли себя «шиа», то есть, отделившаяся партия, они сказали, что обязательно должен выбираться человек из числа потомков пророка Мухаммада. А такой человек был. И считали, что он должен был возглавить мусульманскую общину и стать первым халифом. Это Али, то есть, праведный Али, который потом стал праведным халифом, но не первым. Он был двоюродным братом пророка и зятем. И от Фатимы и Али пошло потомство пророков. Это по женской линии, все-таки. По исламской традиции можно сказать, что родственные отношения передаются по мужской линии. Но вот у пророка было два внука. В детстве сыновья пророка, к сожалению, покинули мир по воле Всевышнего. И у него только от дочери Фатимы, которая была замужем за Али, пошли двое детей: Хасан и Хусейн, которых пророк очень сильно любил.

Еще раз подчеркну, это не религиозное деление. Если сравнивать с христианством: православие и католицизм, то там больше на религиозной основе произошло деление. В исламе на политической основе.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Халифата же давно нет! А вражда и недопонимание все еще остались. Почему так? И с какого периода началась именно вражда? Вооруженное столкновение между вот этими двумя направлениями? В том же Ливане недавно произошел теракт, в шиитском районе. Почему так? Когда все началось?

Аббясов:

— Началось, к сожалению, все тогда же, в седьмом веке. Уже одно из таких ярких событий: произошла мученическая смерть внука пророка. Пророк очень любил своих внуков. И то, что от рук самих мусульман погиб Хусейн…

Джума:

— Битва при Кербеле.

Аббясов:

— Да. Произошла страшная битва. И сегодня, например, шииты, помимо того, что отмечается в исламе два крупных праздника Ураза и Курбан Байрам, то Ашура, есть такой праздник – это месяц, когда начинается новый год по мусульманскому летоисчислению. В этот период мы видим, что произошла мученическая смерть внука пророка Хусейна. И мусульмане-шииты сегодня данное событие считают, как траурное событие. И мы видим, что иногда они себя истязают, бьют, вспоминая о событиях, что они не смогли защитить внука пророка.

Возвращаясь к сегодняшнему дню, мы очень часто бываем на разных мероприятиях, на конференциях. И между учеными исламского мира, а мы сидим все за одним круглым столом, мы общаемся, мы встречаемся, обсуждаем разные темы, где присутствуют и сунниты, и шииты. Ливан возьмем, Ирак. Там есть целые советы мусульманских ученых, где присутствуют как сунниты, так и шииты. Да, каждый в своем убеждении считает себя правым, но это в любой религии каждый считает, что он идет правильным путем. Но при этом в исламе есть очень четкое понимание того, что ты насильственно ни в коем случае не имеешь права навязывать свою точку зрения.

Но мы видим, что сегодня есть силы, которые пытаются применять систему «Разделяй и властвуй». И, к сожалению, используют вот этот фактор именно религиозного обоснования – конфликтности между суннитами и шиитами.

Москва. Мусульмане в день праздника жертвоприношения Курбан-Байрам в Московской Соборной мечети. Мусульмане России являются суннитамиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Джума:

— Причем, как с той, так и с другой стороны! Вспоминают исторические недоразумения, и на фоне этого идет вражда.

Аббясов:

— Именно так. И я думаю, что тут сильная политическая подпитка для того, чтобы развязать конфликт. Например, вспоминаю одну из этих встреч высшего исламского совета Ирака. Они приехали после свержения режима Саддама Хусейна. И они сказали следующее, а там председатель совета шиит, а его первый зам, как генеральный секретарь, представляет суннитскую часть. Они сказали следующее: я шиит, я готов быть суннитом. А суннит говорит: я суннит, но готов быть шиитом. У каждого есть свои убеждения, мы следуем предписаниям, которые есть, но у нас нет момента конфликтности. Мы, как ученые, призываем наши общины не конфликтовать, не проливать кровь, не сеять раздор. При Саддаме Хусейне, говорят они, было тяжело. Но сейчас, когда к нам вторглись военные США, Запада и так далее, нам стало в сто раз хуже. Притом, тогда мы более-менее жили, у нас не было конфликта, не допускали внутреннюю подоплеку конфликтности. Сейчас же специально развязывают, искусственным путем. Это были слова высшего совета исламского в Ираке.

Мы сегодня видим, что, к сожалению, некоторые политики в ряде государств применяют именно этот способ, когда пытаются развязать для своих внутренних политических целей конфликтность между суннитами и шиитами, как вы правильно отметили, вспоминая те или иные эпизоды истории, трактуя их в том или ином контексте. Тем более сегодня, как мы видим, это очень легко делается, применяя интернет, соцсети, настраивая одну группу против другой. И создавая вражду и конфликты.

Джума:

— Такой самый примитивный способ – зажечь толпу.

Помимо политических, идеологических, подчеркиваю, не религиозных различий, существуют ли какие внешние различия? В одежде, в поведении? В ритуалах?

Аббясов:

— В первую очередь хочу сказать, что нас объединяет. У нас нет ярких различий, например, как в том же христианстве. Нас объединяет вера в единого бога, чтение одного Корана, у нас нет второго издания Корана. Мы чтим Коран, его читаем, трактуем. И вера в пророка и посланника Всевышнего Мухаммада.

Конечно, есть определенные факт различий. Но больше, если посмотреть, они носят… Если в одежде, то это может быть в целом национальные приоритеты. Мы можем посмотреть, где у нас шиизм распространен? Иран. Если что-то ближе к нам, в арабских странах это Ирак, Ливан, Бахрейн. Если посмотреть наших соседей из бывшего СССР, это Азербайджан, где существенная часть населения именно шииты.

Джума:

— И понемножку они везде.

Аббясов:

— Да. Живут. И мы молимся в одних мечетях. Есть, конечно, в некоторых странах отдельные шиитские мечети. Например, у нас в Москве так же был построен комплекс в Отрадном, где есть отдельно суннитская и шиитская мечеть. Но при этом, подчеркну, что сунниты спокойно могут молиться в шиитских мечетях и наоборот.

Иран. Тегеран. На улицах висят знаки о запрете фотографированияФото: Анатолий ЖДАНОВ

Джума:

— Так везде? Я знаю, что вы четыре года жили в Катаре. Там так?

Аббясов:

— Когда я учился, сильных напряжений не было. Единственное, сейчас могут быть какие-то, на мой взгляд, геополитические моменты.

Мы заходили и в шиитские, и в суннитские мечети. Мы молились спокойно и не было проблем.

Внешне мусульмане сильно не отличаются. Единственное, есть особенности в поклонениях. Мусульмане все чтят пятикратную молитву, например, а в шиизме есть в некоторых мазхабах, течениях. У нас, помимо того, что есть два основных течения, идут определенные школы. В суннитском толке это четыре основных мазхаба: ханафи, шафи, ханбали, малики. Это все идет от названий ученых, которых разработали. В шиитском направлении, насколько мне известно, там около 12 основных.

Джума:

— Самое крупное – это джафари.

Аббясов:

— Да. Джафаритский мазхаб.

Есть небольшие различия в молитвах.

Турция. Стамбул. Большинство жителей Турции являются суннитами.Фото: Антон ПИКУС

Джума:

— А какие?

Аббясов:

— Например, пятикратная молитва. Шииты могут объединять. Совершается пять молитв у шиитов, но в пяти промежутках времени. Каждая молитва в определенное время. Например, в шиитских некоторых мазхабах есть объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. По времени. Но при этом, опять же, пять молитв.

Джума:

— Но правонарушением это не считается?

Аббясов:

— Мы знаем, что есть пять молитв. Например, когда сунниты отправляются в путь, то им тоже дозволено объединение второй и третьей молитвы, четвертой и пятой. В одно время совершить две молитвы. Но сам всевышний, как справедливый судья, рассудит всех.

Некоторые моменты поклонения. Про намаз. Даже слово «намаз» в фарси имеет персидское значение. Арабское «саляф». У нас настолько все переплетено. Мы понимаем друга друга и совершаем совместные молитвы.

Есть определенные тонкости в отношении молитв: кто как совершает, но основные моменты соблюдены. Это стояние и чтение суры с Корана, поясные и земные поклоны, восхваление Всевышнего. И пророка. И дополнительно некоторые мазхабы шиизма восхваляют так же Али. Приверженность потомства, родственных уз с пророком.

Джума:

— Как и перевод: люди дома, ты дома пророк.

Аббясов:

— И считается, например, имам. Если в суннитских направлениях имам избирается из числа уммы, то в шиитских мазхабах предпочтение отдается родственности. Но при этом и у суннитов это так же почитается, чтобы… Мы, например, знаем несколько лидеров, например, король Марокко, Иордании. Они считают себя так же из числа рода пророка Мухаммада.

Джума:

— Точки соприкосновения между суннитами и шиитами более фундаментальны, глубоки, нежели чем различия?

Аббясов:

— Безусловно. Именно на уровне богословия, ученых наших. Я очень много путешествую по миру, участвую в разных конференциях исламского, богословского характера. И обязательно присутствие на этих конференциях ученых и суннитского, и шиитского мира. И сегодня в исламской республике Иран есть специальная организация – ассоциация исламских ученых по сближению мазхабов.

Ученые, муфтии, имамы внимательно изучают эту тему. И пытаются найти схожесть наших общих понятий. Почему мы слышим большое проявление конфликтности сегодня? Это, в первую очередь, из-за того, что политические силы влезают и пытаются искусственным путем войти.

Чечня. Девушки на улице. Все мусульмане России являются суннитами.Фото: Евгения ГУСЕВА

Джума:

— Именно про суннитов. Не совсем понятно… В той же Казани был недавно. Замечательный город. И они сунниты. И Исламское Государство так называемое тоже провозгласило себя суннитами. Но между ними ведь пропасть!

Аббясов:

— Как только появилась данная террористическая организация, наглым образом себя назвала Исламским Государством, мы четко заявили, что эта террористическая структура не представляет ислам. Тем более, мусульман. И не является никаким государством. Об этом заявляет все международное сообщество.

Ученые всех мазхабов заявили о том, что эта структура не имеет права себя называть именно так. То, что они запугивают весь мир, эта террористическая организация, никакого отношения к исламу не имеет. Рамзан Ахмедович Кадыров вообще сказал, что называйте из Иблисским государством, если хотите сохранить аббревиатуру ИГИЛ. Мы предлагаем называть, как называет все международное сообщество: ДАЕШ. Это аббревиатура на арабском, но при этом она носит некий унизительный характер этой структуры.

Джума:

— Перевод такой же?

Аббясов:

— Да. Но так же слово «даеш» — это унижение. С арабского переводится как не очень хорошее слово. И мы уже услышали, что это не понравилось бандитам. И они пригрозили всем тем, кто будет их так называть отрезать язык.

У нас никаких сомнений и двойных стандартов нет. Мы очень четко говорим, что это не имеет никакого отношения к ислам, к суннитам в целом и исламскому миру.

Джума:

— Я, наверное, передернул, сравнивая наших татарских мусульман с Иблисским государством. Давайте перефразирую. Нельзя сравнивать тех мусульман, которые в Казани с теми, кто в Саудовской Аравии, например, где руки рубят за… Кто из них более правильный? Наверное, в Саудовской Аравии? Она ближе к шариату, получается?

Аббясов:

— Если мы обратимся к каноническому тексту, то Всевышний говорит: все вы равны передо мной. Араб, не араб. И не зависит, какой статус социальный, положение в обществе и так далее. Отличаетесь вы только в богобоязненности.

В начале 90-х была такая иллюзия о том, что если кто-то приедет из арабских стран, то это уже святой. Но, к сожалению, видели, что где-то человек грешит, неправильно что-то делает. И было некое разочарование. Сегодня у мусульман есть очень четкое и понятное представление об исламе. За последние 20 лет, когда получили демократическую свободу, смогли создать наши учебные заведения. И надо отдать должное нашему духовному лидеру, председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину, который, начиная с конца 80-х, когда был СССР, создавал учебные заведения. И я сам в 88-м году семилетним мальчиком пришел в московскую соборную мечеть. И начал получать азы вероучения.

Нет различий. Только Всевышний рассудит, насколько человек был искренен, откровенен.

Джума:

— Различия чисто такие… Адаты. Традиции.

Аббясов:

— Да. У нас в России ислам – это не пришлая религия с мигрантами, как сегодня на Западе. Ислам в России насчитывает более тысячи четыреста лет. И эту дату мы отмечали в начале двухтысячных годах, когда отмечали первый приход ислама в Дербент на Северный Кавказ. И именно сегодня оттуда пошло зарождение, был озвучен первый азан – призыв к молитве. Но наши предки, например, у татар осенью, вспоминали, что уже в 992 году, на 66 лет раньше приняли ислам, чем было крещение Руси (988 год). Волжская Булгария – именно оттуда пошло зарождение.

У нас никогда не было конфликтов на религиозной почве, не было религиозных войн, конфликтов, смут. И в том числе внутри конфессиональном, имею в виду отношение между суннитам и шиитами. Мы всегда вместе были согласно призыву Корана. И это братство. Мы можем быть примером и показателем того, как сегодня сунниты и шиты, например, в нашей стране живут вместе. Скажу больше: в составе духовного управления мусульман РФ не только суннитские организации, но их большинство, конечно. Но есть и ряд шиитских, где наши братья азербайджанцы также объединяются. И мы в наших мечетях отмечаем наши совместные праздники, поддерживаем друг друга и развиваемся.

У нас нет сегодня внутренних расколов. И мы в этом плане всегда находим точки соприкосновения и ведем диалог.

Джума:

— Хотел бы задать ключевой вопрос. Я сталкивался с мусульманами, молодыми людьми очень религиозными. И при этом они не знают различий между шиитами и суннитами. И не знают, к кому они принадлежат. А обязан ли я, будучи мусульманином, соблюдая пост, знать, кто я? И идентифицировать себя: либо с теми, либо с другими? Или я могу быть просто мусульманином?

Аббясов:

— Всевышний призывает нас в Коране: учись. Или читай. И, безусловно, человек должен получить систематические знания. У нас в исламе есть: пусть знаний – обязанность каждого мусульманина. Вот эта обязанность, и я призываю нашу молодежь получить системные знания. Не через интернет и соцсети, которые не всегда дают правильную информацию. Сегодня очень плохая тенденция, когда пытаются сразу тебя обвинить в неверии, что ты отходишь от лона ислама и так далее. Не поддавайтесь на эти провокации!

Обратитесь в ближайшие медресе, где вы можете получить знания, обратиться к имамам, к ученым, чтобы для себя хотя бы понимать различия, сделать определенные выводы, кто, что и как. Но при этом мы не должны забывать, что остаемся людьми. Все являемся творением Всевышнего. И мы ни в коем случае не должны никого оскорблять, унижать из-за вероисповедания. Ислам учит уважительно относиться ко всем, как наш пророк показывал и говорил о том, что мы должны с почтением относиться ко всем творениям Всевышнего. И даже отношение не только к людям, но и к животным ставится на очень высоком уровне. Пророк сказал: «Не уверует из вас тот человек, который не будет любить своего брата так же, как любит себя».

Джума:

— Спасибо вам большое!

www.kp.ru

Почему произошло разделение на суннитов и шиитов ?

Больно читать новости, где который уже раз сообщается о том, что боевики  «Исламского государства» (ИГ) захватывают и разрушают древнейшие памятники культуры и истории, которые пережили тысячелетия. Помните еще давнюю историю про разрушение Бамианских статуй Будды.  Потом из наиболее значимых было разрушение памятников древнего Мосула. И вот  недавно они захватили сирийский город Пальмира, в котором находятся уникальные античные развалины.  А ведь это красивейшая Древняя Пальмира основанная еще Царем Соломоном ! А виной всему религиозные войны.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

 

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.

 

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.

В 2010 году случился конфликт между председателем президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председателем Совета муфтиев России, суннитом Равилем Гайнутдином и главой Управления мусульман Кавказа, шиитом Аллахшукюром Пашазаде. Последнего обвинили в том, что он шиит, а большинство мусульман России и СНГ — сунниты, следовательно, шиит не должен управлять суннитами. Совет муфтиев России пугал суннитов «шиитским реваншем» и обвинял Пашазаде в работе против России, поддержке чеченских боевиков, излишне тесных отношениях с Русской православной церковью и притеснении суннитов в Азербайджане. В ответ Управление мусульман Кавказа обвинило Совет муфтиев в попытке срыва Межрелигиозного саммита в Баку и в разжигании розни между суннитами и шиитами.

Эксперты полагают, что корни конфликта — в состоявшемся в 2009 году учредительном съезде Консультативного совета мусульман СНГ в Москве, на котором Аллахшукюр Пашазаде был избран главой нового альянса традиционных мусульман. Инициатива получила высокую оценку президента России, а демонстративно бойкотировавший ее Совет муфтиев оказался в проигрыше. В разжигании конфликта подозревают и западные спецслужбы.

автор Мариам Ахундова

 

Давайте еще вспомним, как произошел Великий раскол Церкви, а так же Где поклоняются «королю сказочной Америки». Вот вам еще история про Недвижимую лестницу и что такое Армия Сикхов и Миллион Будд храма Wat Phra Dhammakaya Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=67070

masterok.livejournal.com

Почему произошло разделение на суннитов и шиитов ?


Как то мы передвигались по Северному Кавказу с одним чеченским водителем, который рассказал (вернее мы у него выспросили) много очень необычного и непривычного для нас. Он говорил о том, что мирские законы для него не существуют в принципе. Ну максимум ПДД и то потому, что ему по религии нельзя причинять себе вред. У него 4 жены и он живет по законам Ислама и Корана. Все очень жестко: алкоголя никогда не пробовал, так же как и курение. Все, что причиняет вред организму — нельзя. Дома женщины не садятся за стол с мужчинами и ходят в хиджабе. Власть мужчины в семье абсолютна. На вопрос, что вы сделаете, если ваша дочь выйдет замуж не за мусульманина последовал краткий ответ — убью, так положено по Корану.

Он вроде бы был сунит, а точнее суфит — кто не стрижет бороду? Но почему то он это сильно не афишировал в Чечне, т.к большинство там было другого течения (суниты?) и у них разные отношения к религиозным обрядам и вообще правилам поведения мусульманина. Сложно там в общем все.

Разделение мусульман на шиитов и суннитов восходит к ранней истории ислама. Сразу после смерти пророка Мухаммада в VII веке возник спор о том, кто должен возглавить мусульманскую общину в Арабском халифате. Часть верующих выступала за выборных халифов, а другие — за права любимого зятя Мухаммеда Али ибн Абу Талиба.

Так впервые разделился ислам. Вот что было потом …

Было и прямое завещание пророка, согласно которому его преемником должен был стать Али, но, как это нередко бывает, авторитет Мухаммада, непоколебимый при жизни, после смерти не сыграл решающую роль. Сторонники его завещания полагали, что руководить уммой (общиной) должны «назначенные Богом» имамы — Али и его потомки от Фатимы, и считали, что власть Али и его наследников — от Бога. Сторонники Али стали именоваться шиитами, что дословно и означает «сторонники, приверженцы».

Их оппоненты возражали, что ни в Коране, ни во второй по важности Сунне (дополняющем Коран своде правил и устоев, основанных на примерах из жизни Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы его сподвижниками) ничего не сказано об имамах и о божественных правах на власть рода Али. Ничего не говорил об этом и сам пророк. Шииты отвечали, что предписания пророка подлежат толкованию — но только теми, кто имеет на это особое право. Оппоненты считали подобные воззрения ересью и говорили, что следует воспринимать Сунну в том виде, в каком ее составили сподвижники пророка, без каких-либо изменений и толкований. Это направление сторонников строгого следования Сунне получило название «суннизм».

Для суннитов шиитское понимание функции имама как посредника между Богом и человеком — ересь, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам — с их точки зрения, обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет богословскими познаниями, руководитель мечети, а институт духовенства у них лишен мистического ореола. Сунниты почитают первых четырех «праведных халифов» и не признают династию Али. Шииты признают только Али. Шииты почитают высказывания имамов наряду с Кораном и Сунной.

Различия сохраняются и в интерпретации суннитами и шиитами шариата (исламского закона). Например, шииты не придерживаются суннитского правила считать развод состоявшимся с момента провозглашения его со стороны мужа. В свою очередь, сунниты не принимают шиитскую практику временного супружества.

В современном мире сунниты составляют большую часть мусульман, шииты — чуть более десяти процентов. Шииты распространены в Иране, Азербайджане, некоторых районах Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана и в арабских странах (за исключением Северной Африки). Главным шиитским государством и духовным центром этого направления ислама является Иран.

Конфликты между шиитами и суннитами случаются до сих пор, но в наше время они чаще носят политический характер. За редким исключением (Иран, Азербайджан, Сирия) в странах, населенных шиитами, вся политическая и экономическая власть принадлежит суннитам. Шииты чувствуют себя обиженными, их недовольством пользуются радикальные исламские группировки, Иран и западные страны, давно освоившие науку стравливания мусульман и поддержки радикального ислама ради «победы демократии». Шииты активно боролись за власть в Ливане, а в прошлом году восстали в Бахрейне, протестуя против узурпации суннитским меньшинством политической власти и нефтяных доходов.

В Ираке после вооруженной интервенции США шииты пришли к власти, в стране началась гражданская война между ними и прежними хозяевами — суннитами, а светский режим сменился мракобесием. В Сирии противоположная ситуация — там власть принадлежит алавитам, одному из направлений шиизма. Под предлогом борьбы с засильем шиитов в конце 70-х годов террористическая группировка «Братья-мусульмане» развязала войну против правящего режима, в 1982 году мятежники захватили город Хама. Мятеж был подавлен, погибли тысячи людей. Сейчас война возобновилась — но только теперь, как и в Ливии, бандитов именуют повстанцами, их открыто поддерживает все прогрессивное западное человечество во главе с США.


Сунниты и шииты враждовали друг с другом на протяжении всей истории, причем последние чувствуют себя жертвами преследований и несправедливостей: таково расхожее мнение историков. Однако политолог из Мичиганского университета Хуан Коул считает что сунниты и шииты долгое время мирно сосуществовали. По его мнению, нынешний конфликт между суннитами и шиитами в Ираке связан скорее с борьбой за власть, нежели с вопросами веры.

«В Ираке, например, в течение всего ХХ века явных проявлений насилия между суннитами и шиитами было очень мало, – напоминает Коул. – Но после падения режима Саддама Хусейна демагоги сделали ставку на разжигание розни между религиозными общинами. И это привело к взрыву насилия между двумя основными группами населения».

По словам профессора Коула, в постсаддамовском Ираке у суннитов и шиитов образовались противоположные политические цели: «Сунниты были правящей группой в Ираке в течение всего ХХ века. Они сыграли ключевую роль в создании иракского государства. Они не считают обоснованными претензии шиитов на власть, они не считают, что шииты составляют большинство, они искренне полагают, что шииты были приведены к власти американцами и удерживают ее благодаря Ирану. Шииты же весьма довольны происходящими переменами и симпатий к мятежникам-суннитам не питают».

Сотрудник вашингтонского Центра ближневосточных исследований Крис Тонсинг отмечает, что региональные амбиции Ирана уже породили напряженность между суннитами и шиитами в странах Персидского залива и других регионах. «В большинстве суннитских стран, где проживает значительное шиитское меньшинство, – говорит он, – заметно нагнетание напряженности между двумя общинами, а в некоторых случаях дело доходит до насилия. Отчасти это связано с войной в Ираке и с усилением Ирана».

Но Тонсинг также отмечает, что зачастую сунниты и шииты объединяются для защиты общих стратегических интересов: «Пример – прошлогодняя война в Ливане, где силы шиитской группировки «Хезболлах» противостояли израильской армии. Во всем исламском мире мусульмане, включая суннитов, выступили в поддержку «Хезболлах». И это произошло несмотря на то, что на начальном этапе войны три суннитских государства – Иордания, Египет и Саудовская Аравия – открыто обвинили «Хезболлах» в провоцировании войны, нанесшей огромный ущерб Ливану».

В бывшем СССР шииты живут в основном в Азербайджане. В России их представляют те же азербайджанцы, а также небольшое число татов и лезгин в Дагестане.

Серьезных конфликтов на постсоветском пространстве пока не наблюдается. Большинство мусульман весьма смутно представляют себе разницу между шиитами и суннитами, а азербайджанцы, живущие в России, за неимением шиитских мечетей нередко посещают суннитские.


В современной России наибольший интерес вызывают два течения, отличающиеся рядом положений от классического ислама: салафизм и суфизм. Салафиты, часто называемые в российских средствах массовой информации ваххабитами, претендуют на роль носителей «чистого ислама» времен пророка Мухаммада и первых мусульман (саляфов), претендуют на роль «исламских протестантов», борющихся с нововведениями (бидаа) в исламе. Одним из опасных носителей этих нововведений, как они полагают, являются суфии. Называя их врагами ислама, наиболее радикально настроенные салафиты даже призывают их убивать. Так, 28 августа 2012 года в Дагестане террористка-смертница пришла в дом авторитетного суфийского шейха Саида-афанди аль-Чиркави и совершила самоподрыв, убив при этом шейха, его жену и еще пять человек, в том числе 12-летнего ребенка. Убийцей оказалась принявшая ислам салафитского толка молодая русская женщина Алла Сапрыкина.

Такая враждебность со стороны салафитов по отношению к суфизму определяется тем, что суфии якобы нарушают основополагающий принцип ислама — таухид (единобожие), поклоняясь могилам святых, почитая шейхов и пиров. В исламе такое обвинение является очень серьезным: в нескольких сурах Корана в весьма ясной форме подчеркивается необходимость поклонения единому и единственному Богу — Аллаху: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к слову, справедливому меж нами и вами, дабы мы не служили никому для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и дабы мы не уподобляли Ему никого, и дабы иные из нас не сотворяли себе господ из других — помимо Аллаха» .

Салафиты полагают, что суфии поклоняются помимо Бога еще кому-то или чему-то. На самом деле, в суфизме очень высок авторитет учителя: мюрид (ученик) должен полностью подчиняться муршиду (учителю, наставнику), подражать ему, беспрекословно выполнять его требования.

История суфизма не знает ни одного адепта, который требовал бы заменить Бога человеком. Суфии призывают уважительно, с почтением относиться к учителю, но почтение не есть поклонение. Касаясь радикализма салафитов, слепого соблюдения ими таухида, следует упомянуть, что они запрещают даже отмечать день рождения пророка Мухаммада — праздник Маулюд, отмечаемый большинством мусульман и объявленный в некоторых мусульманских странах выходным днем. Этот запрет они объясняют тем, что якобы нельзя поклоняться Мухаммаду, когда есть Аллах, нельзя заменять Бога даже самым почитаемым святым.

В своем понимании соблюдения таухида салафиты зашли так далеко, что разрушили памятники на могиле матери пророка Мухаммада Амины, его жен и близких родственников, облили места их захоронения бензином, сравняли с землей и сожгли. Примерно так же поступили салафиты в современной Ливии и Сирии, где они взорвали могилы известных суфийских шейхов. Объясняют они такие варварские поступки тем, что якобы мусульмане, посещая эти могилы, забывают о таухиде. Этих людей правильно было бы называть варварами от ислама, ничего общего не имеющего с миролюбивой природой этой религии.

Еще одной отличительной чертой салафитов являются то, что не согласующееся с их учением положения они называют нововведением (бидаа). Так, они весь суфизм считают вредным нововведением, как бы не замечая того факта, что суфии существовали еще при пророке Мухаммаде, и что силсила (цепь духовной преемственности по которой от одного наставника другому передается божественное благословение) любого направления суфизма начинается с личности самого пророка.

Думается, еще одной причиной враждебного отношения к суфизму со стороны салафитов является то, что суфии не занимаются политикой — суфизм стоит вне политического ислама. Ему чужды призывы к исламизации политики, образования, построению исламского государства, присущие сторонникам радикального ислама. Они соблюдают в этом известный мусульманский принцип полагания на Бога, вверения своей судьбы Богу (принцип таввакуля), считая, что Богу лучше знать, что делать и что не делать.

По мнению большинства специалистов, межмусульманская солидарность на местном уровне перевешивает разногласия. Единоверцы смыкают свои ряды перед лицом общего врага. Но когда опасность минует, разногласия вновь обнажаются.

[источинки]

https://www.golos-ameriki.ru/a/a-33-2007-07-19-voa9/636652.html
http://www.pravda.ru/faith/religions/islam/10-03-2012/1110765-islam-2/ автор Мариам Ахундова

Рахматуллин Р. Ю. Оcновные противоречия между салафизмом и суфизмом // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 409-411. — URL https://moluch.ru/archive/71/12214/ (дата обращения: 27.04.2018).

Давайте еще вспомним, как произошел Великий раскол Церкви, а так же Где поклоняются «королю сказочной Америки». Вот вам еще история про Недвижимую лестницу и что такое Армия Сикхов и Миллион Будд храма Wat Phra Dhammakaya

masterok.livejournal.com

Шииты

Шииты (от араб. شيعة, [шӣьа] — поклонники, группа, партия, секта, раскольники) — общий термин, означающий последователей ряда течений ислама, — имамиты (шииты-двонадесятникы) зейдитов, алавиты, друзы, исмаилиты и др.. В узком смысле понятие, как правило, означает имамиты (шиитов-двонадесятникив), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммеда только Али ибн Аби Талиба и его потомков по главной линии.


1. История

1.1. Семейное древо 6 исламских Наби и Шиитов


Вскоре после смерти Мухаммеда ( 632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу-Бекр. В начале второй половины VII века они совершили раскол («Шиа»), образовав отдельную группу, религиозно-политическая группировка («Шиа») сторонников передачи верховной власти Али ибн Абу Талиба, как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику пророка. Эта группировка стало ядром движения шиитов, разделивший потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.

После убийства Али в 661 году его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительный род Али. Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и сам Али наделен божественной благодатью.

В формировании шиизма сыграл роль и национальный фактор. Среди сторонников шиизма непропорционально много представителей неарабомовних народов ( ираноязычные, урдумовни, берберомовни), а также народов, входивших в сферу влияния средневекового Персии.

Распространение ислама в мире — красным цветом обозначены шиитов

Для шиитов роль имама значительно выше, чем для суннитов. Они воспринимают имама, который подтвердил свое звание формальным или (редко) неформальным путем, как толкователя прямой воли Всемогущего. Также шиитам свойственно почитать своих ученых, которые считаются по сокрытие последнего дванадцятиго имама его заместителями. Этим объясняется скажем, увлекательное уважения аятоллы Хомейни в шиитском Иране.

Суннизм в большинстве мусульманских стран стал официальной религией. Шииты — меньшинство, часто гонимая. Они составляют примерно 15 процентов общего числа мусульман. В истории шииты часто подвергались гонениям, поэтому для них характерен культ мучеников.

Политически шииты- имамиты почувствовали себя силой лишь после того, как в 1979 году их единоверцы в Иране свергли шаха и руководителем страны стал аятолла Хомейни. Исмаилиты почувствовали себя силой, когда Ага-Хан стал председателем Лиги наций. Исмаилиты, шииты, алавиты, друзы, бахаитов создавали свои государства на протяжении всей истории ислама.

В настоящее время последователи различных общин шиитов существуют практически во всех мусульманских странах. Вероучение шиитов придерживаются подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирак, значительной части населения Ливан, Йемен, Бахрейна. К исмаилитского ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана. В настоящее время [ Когда? ] интерес к шиитам резко возрос (имеются в виду на арабы -шииты). Дело в том, что территория расселения арабов-шиитов — это 70% мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточную часть Саудовской Аравии, юго Ирак и Иранскую провинцию Хузестан (юго-западный Иран).


2. Описание направлении

Как и все мусульмане, шииты верят в посланнической миссии пророка Мухаммада. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать Имамам — назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам. Шииты критически относятся к халифату первых трех халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Поскольку Абу Бакр был избран небольшим числом сподвижников, Умар был назначен Абу Бакром, а Усман был выбран из шуры (совета) из семи претендентов, которых назначил Умар с такими условиями, что избрание кого-либо, кроме Усмана не представлялось возможным. По мнению шиитов, избрание руководителя — Имама мусульманской общины, вроде избрания пророков и является прерогативой Бога.


3. Распространение

Теперь последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Иран и Азербайджана, около двух третей населения Бахрейна, треть населения Ирак, значительная часть населения Ливан и Йемена, в Афганистане — фарсиваны на западе страны и Хазарейцы. К исамаилистськои ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистан — памирские народы (кроме части язгулемцев и ванчцив). Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающих в Республики Дагестан папы, лезгины поселка Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербенту, что говорят на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85% [1] населения).


3.1. Список стран с шиитским населением

Числа в первых трех колонках базируются на демографических исследованиях Pew Research Center, опубликованных в отчете в октябре 2009, Картирование глобальной популяции мусульман [2]

Нации с численностью шиитов более 100,000 [3] [2]
Страна Численность шиитов [3][2] Процент шиитов среди мусульман [3][2] Видсток среди всех шиитов мира [3][2] Минимальная оценка Максимальная оценка
Иран 66,000,000 — 70,000,000 90-95 37-40
Пакистан 17,000,000 — 26,000,000 10-15 10-15 43,250,000 [4] — 57,666,666 [5] [6]
Индия 16,000,000 — 24,000,000 10-15 9-14 40,000,000 [7] — 50,000,000. [8]
Индонезия 5,000,000 — 6,000,000 2,77 3
Ирак 19,000,000 — 22,000,000 65-70 11-12
Турция 7,000,000 — 11,000,000 10-15 4-6
Йемен 8,000,000 — 10,000,000 35-40 5
Азербаджан 5,000,000 — 7,000,000 65-75 3-4 85% общей численности [9]
Афганистан 3,000,000 — 4,000,000 10-15 15-19% общей численности. [10]
Сирия 3,000,000 — 4,000,000 15-20
Саудовская Аравия 2,000,000 — 4,000,000 10-15 1-2
Нигерия 5-10 миллионов [11]
Ливан 1,000,000 — 1,600,000 [12] 30-35 [13] [14] [15] Оценка, не было официального учета. [16]
Танзания
Оман 700,000 — 900,000 5-10 948,750 [17]
Кувейт 500,000 — 700,000 30-35 35-40% общей численности> [18]
Германия 400,000 — 600,000 10-15
Бахрейн 400,000 — 500,000 60-70
Таджикистане 400,000 7
Объединенные Арабские Эмираты 300,000 — 400,000 10
Соединенные Штаты Америки 200,000 — 400,000 10-15
Великобритания 100,000 — 300,000 10-15
Болгария 100,000 10-15
Катар 100,000 10

4. Ветви шиизма

Преобладающим направлением в шиизма является имамиты, среди которых произошел раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритив) и исмаилитов. Аш-Шахрастани называет такие секты имамитов (бакириты, навуситы, афтахиты, шумайриты, исмаилиты-вакифиты, мусавиты и иснаашариты), в то время как другие ересиографы (аль-ашара, Наубахти) выделяют три главные секты: катить (впоследствии стали иснаашаритами) шуккариты и вакифиты [19].

Сейчас отношения между двунадесятникамы (а также зейдитов) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряженные формы. Несмотря на подобные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренные (шииты-двунадесятникы, зейдитов) и крайние ( исмаилиты, алавиты, алевиты и др.). [20]. Вместе с тем, с 70-х годов XX века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов, алавитов и исмаилитов.


4.1. Шииты-двунадесятникы

Шииты-двунадесятникы или иснаашариты является преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространены в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представлены и в других странах. Этим термином обозначают имамиты, которые признали 12 имамов из рода Али.

После того как в 1501 году сефивидського шейх Исмаил I провозгласил себя шахом, он объявил иснаашаритский (двунадесятницький) направление шиитского ислама государственной религией в созданной им стране [21].


4.1.1. Двенадцать имамов
  1. Али ибн Абу Талиб (умер 661) — двоюродный брат, зять и cахаб Пророка Мухаммеда, муж его дочери Фатимы, четвертый и последний праведный халиф.
  2. Хасан ібн Алі (помер 669) — старший син Алі і Фатіми.
  3. Хусейн ібн Алі (помер 680) — молодший син Алі та Фатіми, загинув мученицькою смертю в битві при Кербелі проти армії халіфа Йазіда I.
  4. Зайн-аль-Абідін (помер 713)
  5. Мухаммад аль-Бакір (помер 733)
  6. Джафар ас-Садик (помер 765) — засновник однієї з ісламських правових шкіл — джафарітського мазхаба.
  7. Муса аль-Казім (помер 799)
  8. Алі ар-Рида (або Імам Реза), (помер 818)
  9. Мухаммад ат-Таки (помер 835)
  10. Алі ан-Наки (помер 865)
  11. аль-Хасан аль-Аскарі (помер 873)
  12. Мухаммад аль-Махди (Махди) — имя последнего из 12-ти имамов. Махди в исламе — это как Мессия, который в возрасте пяти лет ушел в подполье. Это подполье, по мнению шиитов-имамиты, продолжается и поныне.

4.1.2. Пять основных столпов веры

Шиитское вероучения базируется на пяти основных столпах:

  1. Вера в Единого Бога ( Таухид).
  2. Вера в справедливость Бога (адль)
  3. Вера в пророков и Предсказания (Набувват).
  4. Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов).
  5. Загробный мир (Маади). [22]

Другие авторы выделяют отдельной принципу религии (столпом веры) атрибут Аллаха — Божественная справедливость (АДЛ). [23]

4.2. Исмаилизм

Исмаилиты являются сторонниками мусульманской шиитской секты. В отличие от иснаашаритив (двунадесятникив) они последовательно признает семь имамов в Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не до Мусе аль-Казим, а к другому сыну Джафара — Исмаила, который умер раньше своего отца [24].

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидських исмаилитов, признавшей подпольных имамов, и карматов, которые считали, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.

После смерти в 1094 году в фатимидского халифа ал-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающие приход к власти старшего сына ал-Мустансира — Низара, и на мусталитив, признают имамом фатимидского халифа ал-Мустали. Низаритов образовали государство с центром в иранской крепости Аламут, которое было уничтожено в 1256 году монгольским завоевателем Хулагу-ханом. Центральной фигурой в развитии этой ветви ислама и основателем государства низаритов стал Хасан ибн Саббах, который изложил доктрину неоисмаилизму (Даьват-и джадид). Наиболее известной из низаритських сект стали хашшашины, более известные как ассасины.

После падения Фатимидов духовный центр другой исмаилитской ветви — мусталитив, переместился в Йемен, а в XVII веке — в индийский город Гуджарат, где осела их большая часть [25].

В XVIII веке персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.


4.2.1. Друзы

Друзы — этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты считали, что друзы настолько далеко отошли от других исламских течений, которые утратили право считаться мусульманами), являющийся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исамаилитського правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.

Название секты происходит от имени миссионера Дарази (умер в 1017 году), которого сами друзы считают отступником, предпочитая называться Аль-муваххидун (унитарии, или исповедуют единобожие) [25]. Существовали династии правящих эмиров среди друзей, такие как Мааны, Шихабы подобное. В 1949 году была основана Прогрессивно-социалистическая партия Ливана, основу которой составили друзы [25].


4.3. Зейдитов

Зейдитов представляют ветвь «умеренных» шиитов, которая распространена на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нукватиты, распространена в Иране.

Зейдитов образовались в VIII веке. Зейдитов принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритив (двунадесятникив) и исмаилитов [26]. От остальных шиитов они отличаются еще и тем, что отрицают учение о «подпольной имама», практику «такийя» и другие.

Зейдитов образовали государства Идрисидив, Алавидив и другие, а также установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962.


4.4. Алавиты

Алавиты (Алауиты) или нусайритов (по имени Мухаммада бен Нусайра ан-Нумайр, который считается основателем секты) являются представителями «крайних» шиитов. В основном они проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции.

В основе их догм можно найти духовные традиции многих учений и верований: исмаилизма, гностического христианства, шиизма, доисламских астральных культов, греческой философии [27].

Были основным населением государства Алавитов. К алавитивналежала семья Асади, президенты Сирии Хафез Асад и его сын Башар Асад.


4.5. АХЛ-е Хакк, или Йарсан

Крайньошиитське эзотерическое учение, коренится в месопотамских течениях Гулати, и распространенное на западе Иран и востоке Ирак преимущественно среди курдивив.

4.6. Кайсаниты

Исчезла ветвь — кайсаниты, сформировавшиеся в конце VII века. Они провозгласили имамом сына Али — Мухаммада ибн аль-Ханафи, но поскольку тот не был сыном дочери пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии свое название они получили по кличке аль-Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи — Кайсан, руководивший восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав аль-Ханафи и мести за кровь имама Хусейна, по другой версии — от имени начальника гвардии аль- Мухтара Абу Амра Кайсана. Течение кайсанитив распалось на ряд сект: мухтариты, Хашимитов, Байаниты и Ризамиты. Общины кайсанитив прекратили свое существование в середине IX века.


См.. также

Примечания

  1. «Religion» — www.webcitation.org/616xyRI4u. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan — Presidential Library. Архив оригинала — files.preslib.az / projects / remz / pdf_en / atr_din.pdf за 2011-08-22 . http://www.webcitation.org/616xyRI4u — www.webcitation.org/616xyRI4u . Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики — Президентская библиотека
  2. а б в г д Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population — pewforum.org / newassets / images / reports / Muslimpopulation / Muslimpopulation.pdf (PDF). — Pew Research Center, 2009.
  3. а б в г «Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population» — pewforum.org / Muslim / Mapping-the-Global-Muslim-Population (6). aspx. Pew Research Center. October 7, 2009 . http://pewforum.org/Muslim/Mapping-the-Global-Muslim-Population% 286% 29.aspx — pewforum.org / Muslim / Mapping-the-Global-Muslim-Population (6). aspx . Проверено 2010-08-25 .
  4. «CIA — The World Factbook». Cia.gov . https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/pk.html . Проверено 2011-05-04 .
  5. «Violence Against Pakistani Shias Continues Unnoticed | International News» — Islamic Insights . Проверено 2011-05-04 .
  6. http://www.presstv.ir/detail.aspx?id=86937&sectionid=351020401 — www.presstv.ir/detail.aspx?id=86937&sectionid=351020401
  7. » Shia women too can initiate divorce — The Times of India, November 6, 2006. Проверено 2010-06-21.
  8. «Talaq rights proposed for Shia women» — www.dnaindia.com/india/report_talaq-rights-proposed-for-shia-women_1062327. Daily News and Analysis, www.dnaindia.com. 5 November 2006 . http://www.dnaindia.com/india/report_talaq-rights-proposed-for-shia-women_1062327 — www.dnaindia.com/india/report_talaq-rights-proposed-for-shia-women_1062327 . Проверено 2010-06-21 .
  9. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan — Presidential Library — Religion — files.preslib.az / projects / remz / pdf_en / atr_din.pdf
  10. «Shia women too can initiate divorce» — lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Afghanistan.pdf. Library of Congress Country Studies on Afghanistan. August 2008 . http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Afghanistan.pdf — lcweb2.loc.gov/frd/cs/profiles/Afghanistan.pdf . Проверено 2010-08-27 . «Religion: Virtually the entire population is Muslim. Between 80 and 85 percent of Muslims are Sunni and 15 to 19 percent, Shia.»
  11. Nigeria: «No Settlement With Iran Yet» — allafrica.com/stories/201011170502.html, Paul Ohia, allAfrica — This Day, 16 November 2010
  12. Hazran, Yusri. The Shiite Community in Lebanon: From Marginalization to Ascendancy, Brandeis University
  13. Hassan, Farzana. Prophecy and the Fundamentalist Quest, page 158
  14. Corstange, Daniel M. Institutions and Ethnic politics in Lebanon and Yemen, page 53
  15. Dagher, Carole H. Bring Down the Walls: Lebanon’s Post-War Challenge, page 70
  16. Growth of the world’s urban and rural population: n1920-2000, Page 81. United Nations. Dept. of Economic and Social Affairs
  17. Top 15 Countries with Highest Proportion of Shiites in the Population — www.adherents.com / largecom / com_shiite.html, 7 July 1999
  18. «The actual percentage of Kuwaiti Shiites is 40 percent» — www.arabtimesonline.com/NewsDetails/tabid/96/smid/414/ArticleID/144073/reftab/69/Default.aspx. ArabTimesOnline www.arabtimesonline.com/NewsDetails/tabid/96/smid/414/ArticleID/144073/reftab/69/Default.aspx . Проверено 2010-07-19 .
  19. » имамиты — islamicencyclopedia.narod.ru/articles/335.html «Исламский энциклопедический словарь.
  20. Идейные течения и расхождения в исламе — www.ceber.ru/?pageID=206
  21. John Malcolm Wagstaff The evolution of middle eastern landscapes: an outline to AD 1840. — Taylor & Francis, 1985. — Т. 50. — С. 205. — ISBN 0856648124, 9780856648120

    Исходный текст (Англ.)

    After several false starts and the virtual elimination of the Safavid family itself, the Safavids were able to defeat the Ak-Koynlu in 1501, take over their capital of Tabriz and dominate Azerbaijan. One of the first acts of the victor, Shah Ismail I (1501-24), was to declare the ‘Twelver’ form of Shiism to be the state religion, despite the predominance of Sunni Muslims in the newly acquired territory. A conversion campaign was launched.

  22. «Вопрос идеологии с точки зрения шиизма» стр.12 автор Мухаммад-Риза Музаффар
  23. «Основы вероучения» Макар Ширази, «Основные принципы религии для всех» Урок первый. Реза Остаде
  24. «Исмаилиты» — islamicencyclopedia.narod.ru/articles/354.html. Исламский энциклопедический словарь . http://islamicencyclopedia.narod.ru/articles/354.html — islamicencyclopedia.narod.ru/articles/354.html .
  25. а б в Гордон Ньюби Краткая энциклопедия ислама. — ФАИР-ПРЕСС, 2007. — С. 200. — ISBN 978-5-8183-1080-0
  26. Гордон Ньюби Краткая энциклопедия ислама. — ФАИР-ПРЕСС, 2007. — С. 95. — ISBN 978-5-8183-1080-0
  27. Гордон Ньюби Краткая энциклопедия ислама. — ФАИР-ПРЕСС, 2007. — С. 39. — ISBN 978-5-8183-1080-0

Литература

  • Ислам. Словарь атеиста. Москва. Издательство политической литературы. 1988. с. 249-250. (Рус.)

Источники

nado.znate.ru

Кто такие сунниты, шииты и алавиты

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Сунниты, шииты, алавиты, ваххабиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят. Исламский мир — кто есть кто. Давайте разберёмся в чём разница. Вот некоторые течения в исламском мире.

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Что обозначает название Сунниты

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи). Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Шииты: что обозначает название

Шийа – приверженцы, последователи

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Суфисты. Что обозначает название

Суфисты

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Асария — суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты

Что обозначает название: Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло: IX век.

Идеи: Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты — именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами

Салафиты

Что обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Ваххабиты

Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название Алавиты: Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты Башар Асад, президент Сирии.

Источник: russian7.ru

svobos.ru

Сколько мусульман в России проживает?

Если говорить о Москве, то человека восточной национальности можно встретить почти на каждом шагу, и рядовой россиянин сразу причисляет его к мусульманам. В большинстве случаев это так и есть. Но что говорят цифры? Сколько мусульман в России на самом деле?

История ислама

Новая религия возникла в сложный период истории Ближнего Востока. Повсюду была распространена борьба за власть, идолопоклонство, аморальные обычаи. Приблизительно в 610 году н.э., согласно преданию, сорокалетний Мухаммед (Мухаммад) получил откровение от ангела Джибриля недалеко от Мекки. Это было начало целой череды посланий свыше, которые передавались новоназначенному пророку на протяжении 22 лет вплоть до его смерти в 632 году. Сначала они хранились в устной форме, затем последователи Мухаммеда собрали все его высказывания в единую книгу, которая широко известна как Коран.

Одним из основных постулатов новой религии стало единобожие в противовес политеизму того времени. Мухаммед очистил Каабу — главное святилище арабов недалеко от Мекки — от языческих идолов, и превратил ее в храм Аллаха. Хотя такие религиозные реформы не прошли без сопротивлений, уже вскоре новое учение обрело много последователей.

Главные учения

Основное вероучение ислама — строгий монотеизм — кратко выражено в шахаде, или символе веры, которую каждый мусульманин знает наизусть: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха». Четыре других столпа ислама — это совершение молитвы пять раз в день (намаз), обязательные материальные пожертвования для бедных (закят), соблюдение поста в праздничный месяц рамадан (саум), совершение паломничества в Мекку (хадж).

Сколько мусульман в мире

Благодаря военным, политическим и экономическим причинам ислам сейчас стал мировой религией. Сами верующие считают это Божьим руководством и доказательством того, что именно их религия истинна. Ислам несет в массы не только новые ритуалы и традиции, но и, в первую очередь, кардинально новый способ мышления.

Сколько мусульман в мире? Этот вопрос простой, но ответ на него неоднозначный. Цифры приблизительны: от 1,3 до 1,8 миллиарда человек. Если население мира к 2015 году почти достигло 8 миллиардов, то приверженцы религии Мухаммеда составляют от 16 до 22%. А это достаточно большое количество. Хотя по всему миру последователи ислама разбросаны неравномерно. Есть страны, которые действительно почти полностью мусульманские, в других же имеются только небольшие общины.

Согласно некоторым данным, мусульмане проживают более чем в 197 странах по всему земному шару. В 39 из них они составляют даже преобладающее большинство среди всего населения (больше 80%). А в других 28 государствах ислам является второй или третьей религией по численности. В том числе в 13 государствах концентрация мусульман колеблется от 50% до 79%, а в 15 других — от 20% до 49%. Согласно статистике, в 33 остальных странах насчитывается от 5% до 19% приверженцев ислама. Незначительное количество (от 1% до 4%) живет еще в 40 странах, и совсем немного — менее 1 % — в 57 странах. Более того, в 28 странах исламу присвоен статус государственной религии. Если такие цифры достоверны, то это вероисповедание занимает второе место в мире относительно количества людей, считающих себя его приверженцами.

Лидером по числу жителей-мусульман является Индонезия. Затем в нисходящем порядке идут Индия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Египет, Иран, Эфиопия, Турция, Алжир. В этих странах живут от 222 до 36 миллионов «правоверных». На каком же месте в этом списке расположена РФ?

Сколько мусульман в России

Российская Федерация занимает 21-е место в этом списке. Перепись 2010 года показала, что количество мусульман в России — 15 миллионов человек. Через несколько лет, по состоянию на 2013 год, их число увеличилось, и составляло от 18 до 21 миллиона. Хотя еще в 2000-х из уст российских чиновников можно было часто услышать фразу: «У нас в стране живет двадцать миллионов мусульман». Почему такая разница в цифрах? Сколько в России мусульман проживает на самом деле?

Большое количество «правоверных» не имеют регистрации в Российской Федерации, так как являются иммигрантами и не стоят нигде на учете, хотя на территории страны фактически проживают. Некоторые сводки учитывают и таких жителей. В любом случае, большинство из них – сезонные рабочие, приехавшие на месяц-другой, и даже если у них есть временная регистрация, то стоит ли считать их российскими мусульманами, вопрос спорный.

Если отталкиваться от цифр в 21 миллион (приблизительное количество адептов ислама в 2013 году) и 146 миллионов (население Российской Федерации на 1 января 2015 года), то можно подсчитать, сколько процентов мусульман в России. Выходит 14%. Получается, что российская умма — это влиятельное меньшинство в государстве.

Если данные достоверны, то за три года (2010-2013 гг.) мусульманское население России увеличилось на 3-6 миллионов. Такой стремительный рост объясняется несколькими причинами. Во-первых, та же миграция. Кроме сезонных работников много людей переехало на постоянное место жительства из Казахстана, Азербайджана. Во-вторых, рождаемость в мусульманских семьях традиционно выше, чем в русских. В-третьих, много жителей России принимают ислам. Судя по всему, такая динамика продолжит наблюдаться и в будущем, и количество мусульман в России вырастет.

Мусульманские народы России

Если не брать во внимание диаспору азербайджанцев, казахов, абхазцев, таджиков, туркменов, киргизов, узбеков, которые имеют свою государственность, а говорить только лишь о тех народностях, которые проживают на территории Российской Федерации в составе национальных республик, то можно выделить около 20 народов. Если перечислить их, то это татары, башкиры, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, кабардинцы и другие. Татар насчитывается 7 миллионов, башкир — 1,7 миллиона, чеченцев — 1,4 миллиона. Почти все вышеперечисленные народы на 100% являются мусульманскими. Например, среди татар 98% исповедует религию Мухаммеда. Поэтому иногда количество мусульман в России определяют сложением численности населения всех таких мусульманских народов. Конечно, такой подсчет может дать завышенные цифры, ведь среди тех, кто родился под знаком полумесяца, есть и обращенные позднее в христианство. Хотя, справедливости ради надо заметить, что процент таковых достаточно мал.

Течения ислама в России

Ислам имеет два основных направления: сунниты (которых большинство и в целом мире, и в России, в частности) и шииты. В основном к шиитам относят себя мусульмане на юге Дагестана и проживающие в России азербайджанцы.

Отношение россиян к мусульманам

Если говорить в целом, то в большинстве оно негативное. Причиной отчасти является и то, сколько мусульман в России. Численность их, которая возрастает с каждым днем, настораживает многих. Но в первую очередь разделение существует на религиозном уровне, ведь Россия — оплот православия, и ислам русские считают чуждой для себя религией. Также СМИ довольно часто отождествляют любых мусульман с террористами и экстремистами, и это развивает страх перед всеми лицами восточной национальности. Хотя это всего лишь стереотипы.

Итак, однозначного ответа на вопрос о том, сколько мусульман в России, нет, но большинство фактов указывают на число в 21 миллион человек.

fb.ru