Суд это орган какой власти – понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти. Суд как государственный орган власти — Мегаобучалка

Содержание

Орган судебной власти: понятие, структура и функции

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна – это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При этом власть должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Понятие упомянутой ветви

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть – это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Признаки судебной власти

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте – Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Ветвь власти имеет полную самостоятельность от всех иных сфер.

3) Имеет полномочия по применению права в рамках процессов разной направленности (административной, гражданской, уголовной и т. п.).

4) Финансируется государственным бюджетом.

5) Решения судебных органов являются обязательными для всех на территории РФ.

Данные признаки показывают особенности системы судов в Российской Федерации. Но чтобы более детально разобраться в проблематике реализации права, необходимо понимать структуру органов этой направленности.

Структура судов

Структура судебных органов Российской Федерации представляет собой иерархию, которая реализует право по мере рассмотрения дел или решения определенных споров. На сегодняшний день созданная система зарекомендовала себя в РФ как нельзя лучше. Она эффективно применяет право на всех уровнях. При этом каждый в отдельности орган судебной власти имеет свою юрисдикцию, которая предопределяется его структурной принадлежностью. Учитывая этот факт, можно выделить следующую систему, а именно:

1) Конституционный суд Российской Федерации.

2) Суды общей юрисдикции. Данное звено состоит из военных и ведомств основного звена.

3) Арбитражные суды.

4) Органы дисциплинарные.

Каждый сегмент структуры реализует собственные полномочия, а также имеет строго определенный спектр возможностей, о чем будет упомянуто далее.

Общая юрисдикция

Суд первой инстанции – это самая «близкая» система органов для обычных граждан, которым требуется соответствующая правовая защита, или решение какого-либо спора. В процессе общей юрисдикции рассматриваются гражданские, уголовные и административные дела. При этом нужно понимать, что суд первой инстанции – лишь одно из звеньев всей системы общих органов.

При возникновении каких-либо вопросов, любое лицо может обратиться в районные или же местные суды той или иной территориальной расположенности. Данные органы действуют на отдельных территориях. В их ведение входит не только решение определенных судебных споров, но еще и контроль досудебного производства. Сюда входит координация назначения мер пресечения, например: заключения под стражу, залога и т. п.

Суды военной юрисдикции

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории государства действует система военных ведомств, которые уполномочены осуществлять правосудие. Как мы понимаем, сфера деятельности этих органов существенно ограничена, хотя они и входят в структуру общей юрисдикции. Орган судебной власти военной направленности занимается исключительно уголовными делами, которые возникли по причине преступления, совершенного лицом, принадлежащим к Вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, представленные ведомства рассматривают гражданские дела, в которых субъектами являются военнослужащие с одной стороны и Министерство обороны с другой.

Суды субъектов федерации

После районных органов соответствующей ветви власти, идут ведомства субъектов государства. Данные органы, безусловно, являются вышестоящим уровнем в иерархии судов общей юрисдикции. Таким образом, дела районных органов подлежат пересмотру в судах субъектов федерации в апелляционном порядке. Это обеспечивает право каждого на объективное рассмотрение дела или решения спора. Апелляцией занимаются судебные коллегии Верховных судов субъектов федерации.

Арбитражные органы

В отдельную систему судов в РФ входят арбитражные ведомства. Они, как и иные подобные органы, представляют собой иерархичную структуру. В неё входят арбитражные суды субъектов федерации, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды округов. Первая инстанция этих органов уполномочена решать споры между предпринимателями, юридическими лицами. Помимо этого, в ведении арбитражей также находятся споры, субъектами которых являются упомянутые лица и государственные органы. При этом подобного рода дела должны возникать по вопросам административного и гражданского производства.

Апелляционные арбитражи существуют для пересмотра решений судов субъектов федерации арбитражной направленности. Данные органы проверяют законность деятельности нижестоящих ведомств, обобщают практику, анализируют статистику этой деятельности и т. п. Право на кассационное обжалование арбитражных дел реализуется посредством обращения в окружные суды соответствующей направленности. Таковыми являются арбитражи округов.

Верховный суд. Высший арбитражный суд

Следует отметить, что в порядке кассации лица могут обращаться в высшие судебные инстанции. Таковой на сегодняшний день является Верховный Суд Российской Федерации. В его составе существуют специальные коллегии, которые занимаются рассмотрением тех или иных дел. На сегодняшний день существуют:

1) Коллегия по административным, гражданским и уголовным делам. По сути, высший кассационный суд РФ.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Конституционный суд

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

— На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

— Разрешает споры о компетенции разных органов государственной власти.

— Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

— Предоставляет толкование конституционных норм.

— На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Суть мировых судей

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

— Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

— Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

— Дела о разделе имущества между членами семьи.

— Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Заключение

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право – это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

fb.ru

Органы судебной власти — это… Что такое Органы судебной власти?


Органы судебной власти
— система государственных органов, основной функцией которых является осуществление правосудия, т.е. разрешение дел о нарушениях закона, возникающих в обществе споров и определении мер юридической ответственности в отношении лиц, совершивших противоправные деяния.

Теория государства и права в схемах и определениях. — М.: Проспект. Т. Н. Радько. 2011.

  • Органы правосудия
  • Основания юридической ответственности

Смотреть что такое «Органы судебной власти» в других словарях:

  • Органы судебной власти — (англ. judicial bodies) в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший …   Энциклопедия права

  • Органы судебной власти — В соответствии с принципом разделения властей одна из трех (наряду с законодательной и исполнительной властью) основополагающих и самостоятельных функций правового государства. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между… …   Википедия

  • Органы судебной власти — (англ. judicial bodies) в РФ суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ* и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации** Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, др. федеральные суды, а также суды субъектов РФ …   Большой юридический словарь

  • Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; …   Энциклопедия права

  • Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; …   Энциклопедия права

  • Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… …   Энциклопедия права

  • Органы государственной власти — см. Органы государственной власти субъектов РФ; Органы законодательной власти; Органы исполнительной власти; Органы судебной власти; …   Большой юридический словарь

  • Органы законодательной власти — (англ legislatures, organs of legislative) в РФ представительные органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К О.з.в. относятся Федеральное Собрание Парламент РФ; народные собрания,… …   Большой юридический словарь

  • Органы исполнительной власти — (англ organs/bodies of executive) в РФ органы гос ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос ное руководство и исполнительно распорядительную деятельность в сфере гос ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные… …   Большой юридический словарь

  • ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — образуемые в установленном федеральным законом порядке для осуществления государственной власти в субъекте РФ законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, а также не входящие в систему федеральных судов мировые и… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Книги

  • Модели понимания судебной власти как объекта охраны судебными приставами, В. Н. Цыганаш. Монография посвящена анализу сложного, многомерного и многопланового явления современной российской общественной, политической и правовой жизни — судебной власти. В работе делается попытка… Подробнее  Купить за 1916 руб
  • Органы государственной власти в России. Конституционнно-правовой аспект, Эриашвили Н., Габричидзе Б., Белоновский В., Хазов Е., Чихладзе Л., Кальгина А., Прудников А., Алиев Я., Маюров Н., Кирсанов А., Гаглоев Д., Галузо В.. Книга посвящена проблематике теории органов государственной власти, выявлению и анализу ее наиболее значительных составляющих. Органы государственной власти рассматриваются как федеральные… Подробнее  Купить за 1083 руб
  • Судоустройство и правоохранительные органы. Уч.-3-е изд.-М.:Проспект, 2015. /=150686/, Лиховицкая, Елена Петровна. Издание представляет собой краткое изложение основных вопросов дисциплины «Судоустройство и правоохранительные органы» . В учебном пособии раскрыты темы, касающиеся вопросов судебной власти,… Подробнее  Купить за 218 руб
Другие книги по запросу «Органы судебной власти» >>

state_law.academic.ru

понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти. Суд как государственный орган власти — Мегаобучалка

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Ст. 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту РФ, Федеральному собранию, Правительству РФ и судам РФ. Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства — судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 Конституции РФ). Ст. 118 Конституции среди видов судопроизводства не называет судопроизводства, осуществляемого арбитражными судами. В то же время ст. 127 Конституции, посвященная основам организации и деятельности арбитражных судов, помещена в главе 7 «Судебная власть». В этой статье говорится о судебных органах, арбитражных судах, судебной практике, процессуальных формах. Это позволяет выделить такой вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Власть — это способность и возможность оказывать значительное воздействие на поведение людей с помощью авторитета, волевого влияния, правового веления, принуждения и т.п.

Судебная власть -это одна из ветвей государственной власти ,реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Судебная власть это не орган или должностное лицо, а то, что они в состоянии сделать — это полномочия, а не исполнитель.

Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.



Судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает только суд.

Функции судебной власти.

Конституционный контроль — контроль за изданием нормативных актов и действиями государственных органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содержащимся в Конституции РФ.

Правосудие — важнейший и исключительный элемент судебной власти. Правосудие — это осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при обязательном соблюдении закона и установленного законом порядка, обеспечивающих законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц. С 1998 г. распространяется на контроль за законностью решений и действий правоохранительных органов по выявлению и расследованию преступлений и осуществление оперативно-розыскных действий.

Разбирательство и разрешение материалов (дел) об административных правонарушениях, подведомственных судам.

Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.

Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.

Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Реальность судебной власти подтверждается возможностью подвергнуть лицо наказанию (штраф, привод, лишение свободы).

Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения. Неисполнение этих требований влечет установленную законом ответственность (ч.6 ст.1 Закона о статусе судей). Информация, документы и их копии необходимые для осуществления правосудия предоставляются безвозмездно.

Судебная власть является равнозначной с законодательной и исполнительной. Это один из признаков становления правового государства.

 

Исключительной особенностью судебной власти является, осуществление ее только специальным государственным органом — судом. Главной особенностью судебной власти является — обеспечение их независимости при осуществлении основных функций — правосудия или конституционного контроля. Принятие решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (вышестоящие судебные инстанции или судебное начальство). Этого нет в законодательной и исполнительной властях. Функционирование судебной власти, несмотря на ее самостоятельность и независимость происходит во взаимодействии с законодательной и исполнительной ветвями власти. Федеральное Собрание принимает законы обязательные для исполнения, в том числе и судами, утверждает финансирование судов. Суды могут признать законы не конституционными, а решения исполнительных органов незаконными. Суды могут выступать с законодательной инициативой по вопросам их ведения, Совет Федерации может принять такой закон или отклонить. Финансирование судов, организационное обеспечение во многом зависит от исполнительной власти. Суд же может признать нормативно-правовой акт или действие должностных лиц исполнительной власти незаконными.

Спецификой судебной власти является установленный законом порядок деятельности при осуществлении правосудия. Этот порядок строго регламентирован. Главной целью этого является обеспечение законного, обоснованного и справедливого решения. Этот установленный порядок называется судопроизводством.

Виды судебного производства:

Уголовное судопроизводство — регламентируется УПК РСФСР.

Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных судам — регламентируется КоАП РСФСР.

Гражданское судопроизводство — регламентируется ГПК РСФСР.

Арбитражное судопроизводство — регламентируется АПК РФ.

Конституционное судопроизводство — регламентируется Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде РФ”.

Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” — суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. — не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и Закон “О судебной системе РФ” предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарнизона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.

 

megaobuchalka.ru

функции и понятие. Функции судебных органов власти в РФ

Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность попросту выйдет из-под контроля и станет совершенно неэффективной. Иными словами, анархия в обществе полностью остановит правовую эволюцию любой страны. Этот фундаментальный принцип всегда обуславливал необходимость существования сильной государственной власти. Однако управление страной разделяется между различными сферами непосредственной жизнедеятельности человека. В связи с этим можно выделить несколько форм власти, одной из которых является судебная. В Российской Федерации она представлена системой определенных органов, которые реализуют в жизнь ряд специфических функций. При этом судебная власть имеет свою структуру, признаки и нормативное регулирование. То есть данное явление имеет комплексный характер, что обуславливает необходимость скрупулезного изучения этой достаточно интересной проблематики.

Разделение сфер государственного управления

Большинство людей не знает, как появилась судебная власть. Данная отрасль государственного управления формировалась большое количество времени на территории всей планеты и, в частности, нашего отечества. Изначально, судебной власти как таковой не существовало. Отдельные функции этой категории осуществлялись монархами и специально созданными ими органами. Но все кардинально поменялось в период Нового времени. Данный этап ознаменовал эволюцию власти, которая проявилась в переходе от единоличной к коллегиальной форме управления. То есть, на смену монархии, как базового института координации общества, пришли более демократические организации. Основой таких изменений стал принцип разделения власти. Он был разработан Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Согласно данному принципу государственная власть существует в законодательной, исполнительной и судебной форме. Каждое направление имеет в своем составе специальные органы. С момента изобретения принципа судебная власть, функции которой представлены в статье, обретает определенную независимость и ряд иных специфических аспектов.

Что собой представляет судебная ветвь управления?

Судебная власть, функции которой представлены в статье, представляет собой независимую сферу координации общества, которая реализует свои задачи через определенную систему государственных органов, наделенных исключительными полномочиями. Данная ветвь занимает особое место в аппарате управления страны. Ведь её деятельность осуществляется на основе ряда правовых принципов, которые закреплены в Конституции России и иных нормативных актах нашей державы.

Разграничение терминов

Следует отметить, что крайне часто понятие судебной власти путается с термином «судебная система». Словосочетания действительно похожи. При этом их «родство» определяется как лингвистическим, так и содержательным моментом. Однако полностью отождествлять судебную систему и власть нельзя. Суть состоит в том, что первый термин характеризует структуру органов, наделенных рядом особых полномочий в сфере правосудия. Что касается судебной власти, то это, как мы выяснили, одна из ветвей государственного управления, которая функционирует наряду с исполнительной и законодательной сферой.

Признаки судебной власти

Функции судебной власти невозможно рассматривать без анализа характерных моментов данной категории. Если мы говорим о признаках, то именно они позволяют разобраться в специфике этой сферы регулирования. При этом ключевые особенности судебной власти закреплены в основном законе — Конституции Российской Федерации. Согласно её положениям, судебная ветвь характеризуется следующими признаками, а именно:

  • полной независимостью от влияния иных форм власти;
  • возможностью применения различного законодательства для решения правовых споров;
  • единством системы соответствующих государственных органов;
  • подчиненностью всех судей централизованной нормативной базе;
  • наличием финансовой поддержки со стороны государства.

Одним из важных принципов является тот факт, что весь спектр полномочий принадлежит исключительно судам. То есть реализовать задачи ветви могут только эти органы и никакие более.

Функции судебной власти – понятие

Каждый существующий на сегодняшний день орган производит свою деятельность с определенной целью. То есть конкретные ведомства создаются для реализации определенных задач. При этом в процессе своей работы они осуществляют те или иные функции. Но что собой представляют функции судебной власти в РФ? Следует отметить, что в научной среде существует несколько основных подходов к рассмотрению этой категории. Изначально функции судебной власти рассматривались, как совокупные системы определенных полномочий, которые выделяли ветвь среди других форм управления. Однако, с течением времени стало понятно, что значение категории является куда более широким. На основе этого сформировалась иная точка зрения. Её приверженцы утверждают, что функции судебной власти в РФ – это направления непосредственной деятельности ветви управления, в рамках которых реализуются отдельные задачи и применяются методы правового регулирования. На сегодняшний день такая трактовка имеет основное значение. Она также помогает разграничить основные направления разных ветвей управления. К примеру, функции законодательной и судебной власти имеют похожую структуру, однако их содержание не является идентичным.

Основные функции судебной власти

Существует ряд ключевых направлений деятельности упомянутой в статье ветви управления. Они исходят из принципов построения судебной власти в Российской Федерации и положений отдельных законодательных актов. Таким образом, можно выделить следующие функции, а именно:

  • осуществление правосудия;
  • контроль и надзор;
  • толкование правовых норм;
  • удостоверение юридически значимых фактов.

В данном случае необходимо отметить, что функции судебных органов власти несколько отличаются от направлений деятельности, представленных выше, о чем будет рассказано далее в статье.

Особенности надзора, контроля и правосудия

Существует несколько основных направлений, которыми характеризуется судебная власть. Функции надзора, контроля и правосудия можно назвать ключевыми. При этом последнее направление присуще исключительно судебной ветви власти. Следует отметить, что функция правосудия проявляется в возможности соответствующих органов разрешать правовые споры и выносить по ним свое решение, которое, в свою очередь, является обязательным.

Контроль и надзор – это функции, проявляющиеся в законном обосновании мер принудительного характера. То есть лишь на основе судебного решения лицо может быть ограниченно в своих правах. Таким образом, следствие, оперативно-розыскная деятельность осуществляются исключительно под контролем судебных органов.

Удостоверение фактов и толкование норм

Не менее важными, но не столь яркими являются две иные функции судебной власти. К ним относится направление удостоверения юридически значимых фактов и толкование правовых норм. В первом случае мы говорим об исключительной возможности судебных органов придавать юридический вес определенным моментам действительности. В соответствии с этим суд может признавать лиц умершими или же безвестно отсутствующими, а также устанавливать наличие брачных и родственных отношений. Толкование правовых норм – это направление деятельность, которое проявляется в раскрытие представителями судебной власти значения определённых правил поведения. То есть в процессе своей деятельности органы соответствующей ветви управления могут толковать смысл и способ применения юридических норм.

Направления деятельности организаций ветви управления

Как уже указывалось ранее, функции судебных органов власти несколько отличаются от тех, которые присущи всей сфере регулирования. Поэтому их необходимо рассматривать отдельно. В данном случае нужно понимать тот факт, что функции конкретных органов являются более узкими. Поэтому в своей деятельности суды реализуют как общие, так и специфические направления. К примеру, функцией судебных органов власти является применение норм юридической ответственности к лицам, нарушившим правопорядок, а также восстановление гражданской справедливости.

Итак, мы попытались выяснить, что собой представляет судебная власть. Функции, признаки и ряд иных особенностей позволили определить ключевые моменты представленной категории. Следует отметить, что в современном обществе судебная система и одноименная ветвь власти играют значимую роль. Поэтому данную сферу деятельности необходимо модернизировать, так как в скором времени её функциональность существенно расширится.

fb.ru

Суд как орган судебной власти. Правоохранительные органы Российской Федерации

Во все времена люди не были разрозненной массой. Они всегда пытались объединиться в формацию. Первой подобной структурой была родоплеменная община. Но она показала свою неэффективность, когда речь заходила о координации деятельности большого количества людей. Таким образом, общество постепенно стало создавать новую формацию, которая со временем превратилась в государство.

Конечно, на сегодняшний день подобная социальная структура ни для кого не является чем-то сверхъестественным. Государств в мире большое количество. Но регулирование деятельности такой большой структуры происходит посредством власти, то есть реальной возможностью влиять на действия социума. Она проявляется в разных вариациях. Большое значение в процессе координации функционирования той или иной страны имеют правоохранительные органы. Среди них ключевую роль играют суды. В большинстве стран такие ведомства представляют совершенно отдельную ветвь власти. Таким образом, суд, как орган судебной власти, наделен большим количеством характерных особенностей. Их мы попытаемся рассмотреть на примере судебной системы Российской Федерации.

Правосудие и разделение властей

Как мы знаем, существует принцип разделения государственного управления. В свое время он стал настоящей инновацией. Его изобрели в период Нового времени, когда практически весь мир был погружен в огонь революции. Главной задачей людей на тот момент стала разработка принципиально новой модели политико-правового устройства государства, которое должно было существовать для граждан. Учитывая эти тенденции, два мыслителя — Джон Локк и Шарль-Луи де Монтескье, разрабатывают принцип разделения властей. Согласно ему, все государственное управление делится между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. На основе данного принципа функционируют практически все современные государства. Судебные органы являются представителями одноименной ветви.

Судебная власть – понятие

Как мы выяснили, современные государства построены на принципе разделения сфер управления. Судебная власть в данном случае является одной из основных ветвей. При этом её субъектами могут быть далеко не все государственные органы, а лишь те, которым присущи некоторые особые полномочия. С их помощью система подобных ведомств может координировать практически все общественные отношения. По своей юридической характеристике судебная власть является правоприменительной сферой. Её главная задача — разрешение определенных вопросов, возникающих в процессе деятельности социума. Основными представителями ветви в РФ являются суды и судьи.

Функции ветви

По сути, соответствующая ветвь тождественна всей системе определенных органов. То есть, суды – это судебная власть, если не вдаваться в теоретические осмысления. Поэтому многие понятия, относящиеся к ветви, можно также применить к органам, которые являются её непосредственными реализаторами. Таким образом, существуют следующие функции суда, а именно:

  • осуществление контроля над законностью мер принуждения процессуального характера;
  • организация правосудия на территории государства, в нашем случае РФ;
  • толкование юридических норм;
  • фактическое удостоверение юридически значимых фактов;
  • ограничение граждан РФ в их правосубъектности на основании конкретных законодательных норм.

Данные функции суда касаются исключительно органов Российской Федерации. Однако в большинстве стран они являются такими же, с долей небольших изменений.

Принципы деятельности судов и судебной власти

Любые правовые, политические или иного рода структуры в нашем и ином государстве функционируют на основе ряда определенных принципов, то есть, исходных положений. В РФ они базируются в главном акте нашего государства – Конституции. Согласно её положениям деятельность суда основывается на следующих принципах, а именно:

  • все органы соответствующей ветви власти полностью самостоятельны и независимы;
  • их деятельность реализуется путем применения правовых норм в рамках административного, гражданского, уголовного и иного судопроизводства;
  • статус судей един на всей территории РФ;
  • правосудие осуществляется исключительно судами и никем более;
  • организация суда любой юрисдикции осуществляется за счет государственного бюджета.

Эти принципы показывают развитость судебного сектора в Российской Федерации на сегодняшний день. Это не удивительно, так как на органы данной ветви возложен ряд крайне серьезных функций.

Место судов в РФ

По сути, Россия – это классический представитель государства, в котором наглядно функционирует принцип разделения сфер управления. Суд, как орган судебной власти, является полностью независимым. Однако в силу различных причин исполнительная власть в некоторых случаях все же влияет на деятельность ведомств, осуществляющих правосудие. Это негативно сказывает на юридическом полисе государства и жизни населения. Помимо того, данный факт является свидетельством необходимости проведения определенных реформ.

Практически все органы, принадлежащие к той или иной ветви власти, представляют собой единую иерархичную систему. В свою очередь, суд и судьи, работающие в них, также входят в правоприменительную структуру. Конечно, их деятельность подчинена нормам определенных актов. Во-первых, суды функционируют в рамках Конституции и не могут выходить за них. Во-вторых, ключевым актом в системе нормативного регулирования является Федеральный Закон «О судебной системе Российской Федерации».

Что касается самой структуры органов, то она иерархична. При этом существует несколько линий деятельности. То есть различные суды имеют собственную правовую направленность или же юрисдикцию, если говорить простым языком.

Два уровня функционирования

Следует помнить, что суд как орган судебной власти может функционировать на нескольких ступенях государственной иерархии. Учитывая устройство нашей страны, можно выделить два уровня деятельности, а именно:

  • федеральный;
  • уровень субъектов федерации.

В соответствии с этим строится вся система судов в России. При этом существует также общенациональный уровень, но это уже сфера деятельности высших инстанций.

Система органов правосудия

Органы упомянутой в статье ветви расположены в иерархичной структуре. Она состоит из большого числа ведомств разной функциональной направленности. Таким образом, в национальную систему судов входят следующие органы, а именно:

  1. Конституционный суд РФ.
  2. Суды общей направленности, которые делятся на две категории: основное звено и военные инстанции.
  3. Арбитражные органы.

Следует отметить, что состав суда каждой направленности будет совершенно разный. Этот аспект зависит от рассматриваемых дел, особенностей производства и т.п. Что касается разделения всех инстанций, то она, как правило, осуществляется по территориальности и типу производств. То есть, уголовный процесс – это прерогатива судов общего звена, а вот все споры юридических лиц рассматриваются в арбитражных органах.

Общая юрисдикция: особенности

Полномочия суда общей юрисдикции заключаются в том, что он может осуществлять деятельность в рамках гражданского, уголовного и административного производства. Граждане могут обращаться в данные органы в порядке первой инстанции, а также апелляции и кассации. Основным звеном общей юрисдикции являются, конечно же, районные суды. Стоит отметить, что в некоторых случаях они могут быть апелляционными инстанциями. Такое возможно в случае предварительного рассмотрения дела мировым судьей.

Апелляционными инстанциями являются органы субъектов Российской Федерации. Кассационное рассмотрение производится соответствующей коллегией Верховного суда РФ. Общая юрисдикция также содержит в своем составе военные инстанции. Данные суды действуют в Вооруженных силах. Они реализуют специфические задачи. Основой их деятельности являются преступления, которые совершаются представителями Вооруженных сил Российской Федерации. Помимо того, в их ведении находятся также дела гражданского характера, которые возникают из споров между военнослужащими и непосредственно Министерством обороны России.

Арбитражная отрасль

Все экономические споры между юридическими лицами рассматриваются отдельной линей органов. Полномочия судов арбитражной направленности обуславливаются спецификой их дел. Как правило, они возникают из административных и гражданских правоотношений. Понятие экономического спора в данном случае является ключевым. Так как оно характеризует работу целой системы органов. Экономический спор в данном случае – это определенного рода разногласие между лицами, которые участвуют в экономической жизни и являются юридическими. Субъектами таких отношений могут быть также граждане-предприниматели.

Что касается системы арбитражных судов, то она состоит из следующих элементов, а именно:

  • первые инстанции на уровне округов;
  • арбитражные апелляции;
  • кассационные инстанции арбитражной направленности;
  • судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Все представленные органы реализуют свои полномочия повсеместно. Так как экономические споры часто возникают в современной жизни.

Конституционный суд РФ

Наиболее «маститым», если можно так выразиться, является одноименный с основным законом орган. Конституционный суд Российской Федерации имеет достаточно специфические полномочия. Прежде всего, в число его основных функций входит контроль. Но существуют иные полномочия суда.

  1. На основе запросов представителей высших органов власти Конституционный суд может разрешать вопросы о соответствии тех или иных нормативных актов положениям основного закона.
  2. В порядке конституционного судопроизводства также разрешаются споры о компетенции органов государственной власти.
  3. Данная инстанция дает официальное толкование положений Конституции.
  4. Конституционный суд имеет право выдвигать свое заключение о правильности и соблюдении порядка при обвинении Президента РФ.

Помимо того, упомянутая инстанция может быть инициатором нормотворчества. Состав суда конституционной юрисдикции включает в себя девятнадцать членов.

Вместо послесловия

Итак, мы выяснили, что суд как орган судебной власти самостоятелен и независим. В своей работе он реализует специфические функции, направленные на разрешение конкретных споров и реализацию юридической ответственности.

fb.ru