Субъектам российской федерации является – СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ это что такое СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: определение — Право.НЭС

что относится к субъектам РФ? СРОЧНО

Субекты-входящие в состав РФ республики (государства) , национально-территориальные (автономные) государственные образования — автономная область, автономный округ, территориальные образования — края, области, города федерального значения.
РФ как федерация состоит из 21 республики. 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области. 10 автономных округов — равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ) . Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ) .

Согласно Конституции РФ 1993, федеративное устройство страны основано на её гос. целостности, единстве системы гос. власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов РФ.

По состоянию на 1.3.2008, в состав РФ входят 83 субъекта РФ:

Республики: Адыгея, Алтай, Башкортостан (Башкирия) , Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия) , Северная Осетия–Алания, Татарстан (Татария) , Тыва, Удмуртия, Хакасия, Чеченская, Чувашская (Чувашия) ;

Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

Области: Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Читинская;

Автономная область: Еврейская;

Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург;

Автономные округа: Ненецкий, ХантыМансийский–Югра, Чукотский, ЯмалоНенецкий, Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий и Корякский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) , Эвенский.

Еще тут посмотри : Полный список регионов России
(субъектов Российской Федерации) , только из ссылки пробел убери.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. ru/regions/regfull.htm

otvet.mail.ru

Субъекты Российской Федерации

Правовой статус субъектов Российской Федерации и их виды

Российская Федерация является федеративным государством, которое было создано с учетом воли её многонационального народа. Её правовой статус определен Конституцией РФ.

Состав субъектов, входящих в Российскую Федерацию, закреплен в Конституции РФ.

Замечание 1

В Российскую Федерацию включены:

  • Государства, входящие в Российскую Федерацию;
  • Государственные образования — автономная область и автономные округа;
  • Территориальные образования – края, области, города федерального значения.

На основании положений Конституции РФ и федеральных законов субъектам РФ разрешено принятий конституций и уставов, законов и иных нормативных актов.

На основе принципа верховенства Конституции установленные ею предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения субъектов РФ не могут быть переданы, исключены или перераспределены на основании конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

Замечание 2

Субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать свое наименование, а если это наименование изменяется, оно должно быть включено в ст. 65 Конституции РФ. В Конституции РФ приведено точное и исчерпывающее наименование всех субъектов Федерации и это говорит о том, что каждый субъект добровольно входит в состав Российской Федерации и на него распространяются все нормы Конституции РФ.

Равноправие субъектов РФ проявляется в том, что они имеют равное представительство в Совете Федерации Федерального Собрания, а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, состоящего из высших должностных лиц всех субъектов РФ.

Равноправие субъектов РФ заключается также и в том, что для них определены предметы общего ведения. Субъекты РФ не вмешиваются в компетенцию федеральных органов государственной власти, созданных с участием многонационального российского народа и всех субъектов РФ. Органы государственной власти РФ и субъекты РФ в вопросах совместного ведения осуществляют правовое регулирование и управление. При этом стоит сказать, что пока субъекты РФ не приняли законы, им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование. После того, как соответствующий федеральный закон будет принят, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в полное соответствие с действующим федеральным законом в течение 2 месяцев. По вопросам, которые не входят в пределы ведения РФ и не являются предметом совместного ведения, субъекты РФ вправе самостоятельно осуществлять государственную власть.

Субъекты Федерации характеризуются собственной правовой системой, состоящей из конституций, уставов, законов и подзаконных актов. Правовая система субъектов РФ представлена собственным конституционным правом, которое является единым с конституционным правом РФ и составляет его федеративный аспект. Субъекты РФ самостоятельно принимают свои правовые акты, но главным требованием является их полное соответствие Конституции РФ и федеральным законам.

Конституции республик и уставы субъектов РФ по своей юридической силе равнозначны.

Различия состоят лишь только в терминах, касающихся государств и государственных образований.

Субъекты РФ обладают своей территорией, являющейся частью территории РФ. Границы между этими территориями могут меняться только при согласии обеих сторон.

Экономической базой субъектов является имущество, находящееся в собственности субъекта РФ, а также бюджетные средства субъекта РФ и имущественные права.

Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти, но при этом они должны соблюдать определенные конституционные требования.

Субъекты РФ имеют право на осуществление международных и экономических связей.

Но их международной правосубъектности присущ ограниченный характер. Они не имеют права ставить вопрос о дипломатическом признании и организовывать зарубежные представительства на уровне посольств. Российская Федерация осуществляет координацию всех международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ дает им большие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. Законодательные органы субъектов РФ принимают огромное количество законов в области социальной политики, защиты прав и свобод граждан, в области государственного строительства, развития экономики, предпринимательства и культуры.

Видовой состав субъектов РФ определен и представлен Конституцией РФ. В Российскую Федерацию включены образования строго установленной формы:

  • республика;
  • край, область, город федерального значения;
  • автономная область, автономный округ.

Все виды субъектов РФ интегрированы в более общие группы и составляют три типа субъектов (рис. 1):

Рисунок 1. Виды субъектов РФ

Состав субъектов Российской Федерации

По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.

Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.

Замечание 3

Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.

Российская Федерация включает в себя следующие

виды субъектов:

  • республики;
  • автономную область;
  • автономные округа, края и области;
  • города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.

  1. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
  2. Автономные образования – автономная область и автономные округа — являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
  3. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.

Основные принципы формирования Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации;
  • свободное региональное развитие субъектов РФ;
  • все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
  • все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
  • жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Определение 1

Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.

spravochnick.ru

Субъекты Российской Федерации — Википедия (с комментариями)

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект Федерации, субъект России — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.

Согласно Конституции России Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации, на данный момент времени из 85[1] субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Каждый субъект федерации, помимо федеральных органов, имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу), законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный (уставный) суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами. Субъекты федерации имеют по два представителя в верхней палате российского парламента — Совете Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты имеют полномочия решать вопросы, отнесённые Конституцией к ведению субъектов. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава

[2].

Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.

Ниже приводятся сведения о количестве субъектов Российской Федерации каждого типа и их территориальном расположении.

Ниже приведен перечень существующих в настоящее время субъектов Российской Федерации. В таблице субъекты федерации приводятся в том же порядке, в котором они перечислены в статье 65 Конституции Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. В пределах каждой из этих категорий субъекты федерации упорядочены по алфавиту. Для каждого субъекта федерации приводятся его основные характеристики и сведения о его административно-территориальном делении.

Субъект федерацииФлагГербТерри-
тория (км²)
Население
1.01.2016[11]
Админист-
ративный центр
Административно-территориальное деление
(согласно ОКАТО)
Код ОКАТОМуниципальные образованияАдминистративно-территориальное деление (подробно)
1e-06 Республики
1 Адыгея 7792 ↗451 480 Майкоп 7 районов и 2 города 79 7 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
2 Алтай 92903 ↗215 161 Горно-Алтайск 10 районов и 1 город 84 10 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
3 Башкортостан 142947 ↘4 071 064 Уфа 54 района и 21 город 80 54 муниципальных района, 9 городских округов подробнее
4 Бурятия 351334 ↗982 284 Улан-Удэ 21 район и 2 города 81 21 муниципальный район, 2 городских округа подробнее
5 Дагестан 50270 ↗3 015 660 Махачкала 41 район и 10 городов 82 42 муниципальных района, 10 городских округов подробнее
6 Ингушетия 3628 ↗472 776 Магас 4 района и 4 города 26 4 муниципальных района, 4 городских округа подробнее
7 Кабардино-Балкария 12470 ↗862 254 Нальчик 10 районов и 3 города 83 10 муниципальных районов, 3 городских округа подробнее
8 Калмыкия 74731 ↘278 733 Элиста 13 районов и 1 город 85 13 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
9 Карачаево-Черкесия 14277 ↘467 797 Черкесск 10 районов и 2 города 91 10 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
10 Карелия 180520 ↘629 875 Петрозаводск 16 районов и 13 городов 86 16 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
11 Коми 416774 ↘856 831 Сыктывкар 12 районов и 8 городов 87 15 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
12 Крым[1] 26081 ↗1 907 106 Симферополь 18 районов и 16 городов 35[4][5] 14 муниципальных районов, 11 городских округов подробнее
13 Марий Эл 23375 ↘685 865 Йошкар-Ола 14 районов и 4 города 88 14 муниципальных районов, 3 городских округа подробнее
14 Мордовия 26128 ↘807 453 Саранск 22 района и 7 городов 89 22 муниципальных района, 1 городской округ подробнее
15 Саха (Якутия) 3083523 ↗959 689 Якутск 33 района и 5 городов 98 34 муниципальных района, 2 городских округа подробнее
16 Северная Осетия — Алания 7987 ↘703 745 Владикавказ 8 районов и 1 город 90 8 муниципальных районов, 1 городской округ подробнее
17 Татарстан 67847 ↗3 868 730 Казань 43 района и 14 городов 92 43 муниципальных района, 2 городских округа подробнее
18 Тыва 168604 ↗315 637 Кызыл 17 районов и 2 города 93 17 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
19 Удмуртия 42061 ↘1 517 164 Ижевск 25 районов и 5 городов 94 25 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
20 Хакасия 61569 ↗536 781 Абакан 8 районов и 5 городов 95 8 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
21 Чечня 15647 ↗1 394 172 Грозный 17 районов и 5 городов 96 17 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
22 Чувашия 18343 ↘1 236 628 Чебоксары 21 район и 9 городов 97 21 муниципальный район, 5 городских округов подробнее
22.000002 Края
23 Алтайский край 167996 ↘2 376 774 Барнаул 60 районов и 11 городов 1 60 муниципальных районов, 11 городских округов подробнее
24 Забайкальский край 431892 ↘1 083 012 Чита 31 район и 5 городов 76 31 муниципальный район, 4 городских округа подробнее
25 Камчатский край 464275 ↘316 116 Петропавловск-Камчатский 11 районов и 2 города 30 11 муниципальных районов, 3 городских округа подробнее
26 Краснодарский край 75485 ↗5 513 804 Краснодар 37 районов и 15 городов 3 37 муниципальных районов, 7 городских округов подробнее
27 Красноярский край 2366797 ↗2 866 490 Красноярск 54 района и 19 городов 4 44 муниципальных района, 17 городских округов подробнее
28 Пермский край 160236 ↘2 634 409 Пермь 33 района и 14 городов 57 42 муниципальных района, 6 городских округов подробнее
29 Приморский край 164673 ↘1 929 008 Владивосток 22 района и 12 городов 5 22 муниципальных района, 12 городских округов подробнее
30 Ставропольский край 66160 ↗2 801 597 Ставрополь 26 районов и 10 городов 7 26 муниципальных районов, 9 городских округов подробнее
31 Хабаровский край 787633 ↘1 334 552 Хабаровск 17 районов и 6 городов 8 17 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
31.000003 Области
32 Амурская область 361913 ↘805 689 Благовещенск 20 районов и 7 городов 10 20 муниципальных районов, 8 городских округов подробнее
33Архангельская область[6] 589913 ↘1 174 078 Архангельск 20 районов и 8 городов (с НАО) 11 19 муниципальных районов, 7 городских округов (без НАО) подробнее
34 Астраханская область 49024 ↘1 018 626 Астрахань 11 районов и 3 города 12 11 муниципальных районов, 2 городских округа подробнее
35 Белгородская область 27134 ↗1 550 137 Белгород 21 район и 6 городов 14 19 муниципальных районов, 3 городских округа подробнее
36 Брянская область 34857 ↘1 225 741 Брянск 27 районов и 5 городов 15 27 муниципальных районов, 6 городских округов подробнее
37 Владимирская область 29084 ↘1 397 168 Владимир 16 районов и 10 городов 17 16 муниципальных районов, 5 городских округов подробнее
38 Волгоградская область 112877 ↘2 545 937 Волгоград 32 района и 6 городов 18 32 муниципальных района, 6 городских округов подробнее
39 Вологодская область 144527 ↘1 187 685 Вологда 26 районов и 4 города 19 26 муниципальных районов, 2 городских округа

wiki-org.ru

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ это что такое СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: определение — Право.НЭС

Субъекты Российской Федерации

входящие в состав единого суверенного федеративного государства (Российская Федерация) его автономные части (государства и государственные образования), находящиеся с федеративным государством в отношениях государственно-правового членства.

Виды субъектов Российской Федерации определены в ст. 5 Конституции Российской Федерации. Согласно этой норме Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В Конституции Российской Федерации закреплен принцип равноправия субъектов Федерации. Российская Федерация является конституционной федерацией исторически объединившихся равноправных субъектов. В своем современном виде Федерация была учреждена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года.

В настоящее время в составе Российской Федерации находится 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская автономная область) и 10 автономных округов.

Оцените определение:

Источник: Российское избирательное право от А до Я:Словарь-справочник

СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории РФ, характеристики ее статуса, способа образования. С. РФ в его конституционно-правовом значении — это ограниченно правоспособное образование, которое имеет черты государства и входит в единое федеративное государство. Конституция РФ (ч. 1 ст. 65) содержит исчерпывающий перечень и официальное наименование всех 89 С. РФ. В состав РФ входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 10 автономных округов и одна автономная область. Правовой статус каждого из перечисленных субъектов определяется Конституцией РФ и их уставами. Республика, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 5), является государством; края, области, федеральные города не являются государствами, они — государственные образования, созданные по территориальному принципу. В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип. Таким образом, они являются национально-территориальными государственными образованиями. Система органов государственной власти С. РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ). Конституционный статус данных С. РФ характеризуют: наличие устава, собственного законодательства; самостоятельно устанавливаемая в соответствии с федеральной Конституцией и федеральными законами система органов государственной власти; наличие территории, которая может быть изменена только с взаимного согласия органов государственной власти соответствующих С. РФ. На конституционном статусе каждого С. РФ, несомненно, сказываются два обстоятельства: 1) признание государственного суверенитета исключительно за РФ и 2) отсутствие как у республик, так и у других субъектов РФ права выхода из ее состава. С. РФ не обладают верховенством на своей территории в том смысле, что действие федерального права распространяется на всю Федерацию и ни один из С. РФ не вправе препятствовать его законному применению на своей территории (ч. 1, 2 ст. 15 Конституции РФ).

(В.Ч.)

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования — автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально-государственные) образования — края, области, города федерального значения.

Россия как федерация состоит из 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов — равноправных С. РФ, Статус субъекта определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом субъекта.

Равноправие С. РФ означает, что все они имеют юридически равные права и обязанности по отношению друг к другу и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом. Иными словами, субъекты РФ не могут в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса. Характеризуя статус субъектов РФ (включая и республики-государства), Конституция РФ отказалась от категории «суверенитет» применительно к ним и использует ее лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для субъектов РФ, включая и республики, не предусмотрено также право одностороннего выхода из РФ. Следовательно, если кто-то захочет это сделать, вопрос придется решать по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.

Федеративные отношения субъектов с Российской Федерацией характеризуются следующими положениями: разделение вопросов ведения на вопросы, которые относятся только к ведению РФ (исключительное ведение РФ), и вопросы совместного ведения РФ и С. РФ. Все остальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению С. РФ, и, согласно ст. 73 Конституции РФ, здесь они обладают всей полнотой государственной власти; разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции, так и на основе договоров между ними о разграничении предметов ведения и полномочий; все С. РФ имеют представительство на федеральном уровне и возможность обращения к Президенту РФ, Правительству РФ, в Конституционный Суд РФ и другие органы РФ, которые обязаны на это реагировать. Кроме того, С. РФ имеют право законодательной инициативы в Государственной Думе.

У каждого С. РФ есть свой основополагающий акт (конституция — у республик, устав — у остальных субъектов) и свое законодательство (законы и другие нормативные правовые акты). Отсюда — общий принцип верховенства федеральных актов и в его развитие — специальные правила о субординации актов, а именно: если закон принят по вопросам ведения РФ — он действует на всей территории РФ и акты С. РФ не могут ему противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Если акт С. РФ издан по вопросам С. РФ, а появился федеральный закон, который ему противоречит, то действует нормативный акт С. РФ. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С. РФ и не допускает произвольного вмешательства в сферы его ведения.

В частности, в сфере совместного ведения РФ и С. РФ — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. С. РФ вправе принимать свои нормативные акты по многим другим вопросам совместного и собственного ведения.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается С. РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом.

Наиболее типичная система органов С. РФ: в республике — президент (глава республики), законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства, верховный суд, высший арбитражный суд (в некоторых республиках — конституционный суд), прокурор; в иных субъектах — губернатор (в Москве — мэр), законодательное собрание, администрация (в ряде субъектов — правительство), управление, департамент (министерство), суды, арбитражные суды (кое-где — уставные суды или палаты), прокурор.

Для осуществления своих полномочий на территории С. РФ Российская Федерация может иметь там свои органы или соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия субъекта. Границы между С. РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Вместе с тем территория РФ является единой, а это означает, что внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Каждый С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами могут быть земля, недра, водные и другие природные ресурсы), свои бюджет, налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются Федерацией).

Статус личности в РФ является единым и не зависит от того, на территории какого С. РФ человек проживает. Причем если по Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, то регулирование статуса — исключительное ведение РФ. Федерация обеспечивает на всей территории РФ единый общественный порядок, для чего создается единая система правоохранительных органов, безопасности, единые Вооруженные Силы. С. РФ, включая и республики, нет необходимости иметь свои Вооруженные Силы, внутренние войска, пограничников, поскольку вооруженную защиту территории страны обеспечивает Федерация. Федеральными являются и службы безопасности, внешней разведки, охраны. Разумеется, создавая свои территориальные органы и осуществляя те или иные действия в рамках закона, указанные системы должны согласовывать принципиальные вопросы с С. РФ.

Поскольку республики являются государствами, существует понятие гражданства республики. Однако и это не создает особого статуса личности в республике. Вместе с тем каждый С. РФ вправе принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан на своей территории, в том числе по созданию дополнительных гарантий в части их реализации.

У С. РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Эта сфера относится к совместному ведению, и Россия координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Следовательно, субъекты обязаны учитывать интересы РФ. Дипломатические и консульские учреждения РФ являются едиными для России, в них могут работать и представители соответствующих С. РФ. Не исключено создание в других государствах представительств С. РФ. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.

С. РФ, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, направлять друг к другу делегации, представителей и т. д.

В С. РФ — республиках допускается наличие своего государственного языка, который в органах власти и местного самоуправления употребляется наряду с государственным языком РФ. Для других С. РФ наличие государственного языка не предусмотрено. Но есть четкое положение в Конституции РФ: Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Кроме того, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь свои герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки и символы. (С. А.)

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь конституционного права

determiner.ru

СУБЪЕКТ Российской Федерации — это… Что такое СУБЪЕКТ Российской Федерации?


СУБЪЕКТ Российской Федерации
СУБЪЕКТ Российской Федерации СУБЪЕ́КТ Российской Федерации, правовое образование, составляющее Российскую Федерацию (см. РОССИЯ (государство)). В конституционно-правовом значении субъект Российской Федерации является национально-государственным или территориально-административным образованием, которые входят в единое федеративное государство. В состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономная область.
Правовой статус каждого из субъектов определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов федерации. Республика, согласно Конституции Российской Федерации, является государством. Края, области, федеральные города являются не государствами, а государственными образованиями, созданными по территориальному принципу. В основе формирования автономной области и автономных округов лежит национально-территориальный принцип, они являются национально-территориальными государственными образованиями. Система органов государственной власти субъектами Российской Федерации устанавливается самостоятельно. Субъекты Российской Федерации не обладают верховенством на своей территории. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов Российской Федерации не вправе препятствовать его законному применению на своей территории. Все субъекты Российской Федерации равноправны в отношениях с федеральными органами власти.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • СУБЪЕКТ (индивид или социальная группа)
  • СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое «СУБЪЕКТ Российской Федерации» в других словарях:

  • Субъект Российской Федерации — государственно правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.… …   Финансовый словарь

  • СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Государственно правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.… …   Словарь бизнес-терминов

  • Субъект Российской Федерации — Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. См. также Регионы России …   Бухгалтерская энциклопедия

  • Субъект Российской Федерации — …   Википедия

  • СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории РФ, характеристики ее статуса, способа образования. С. РФ в его конституционно правовом значении это ограниченно правоспособное образование,… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Москва как субъект Российской Федерации — Москва – субъект Российской Федерации, город федерального значения, столица Российской Федерации. Имеет свою территорию, население, органы государственной власти и местного самоуправления, герб, флаг и гимн. Москва является политическим… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — единоличный глава Российского государства. П. РФ избирается непосредственно гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия и порядок выборов П. РФ определяются Конституцией РФ (ст. 81, 82) …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Процедура выборов президента Российской Федерации — 24 сентября 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на съезде партии Единая Россия , предложил премьер министру РФ Владимиру Путину баллотироваться в президенты РФ на выборах 2012 года. Приводим описание процедуры выборов президента РФ …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Федеральный закон 58-ФЗ: О системе государственной службы Российской Федерации — Терминология Федеральный закон 58 ФЗ: О системе государственной службы Российской Федерации: 1. Государственная гражданская служба вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Выборы Президента Российской Федерации — Президент Российской Федерации является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


dic.academic.ru

Субъект Российской Федерации — это… Что такое Субъект Российской Федерации?


Субъект Российской Федерации

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Субъект РФ
  • Субъект Федерации

Смотреть что такое «Субъект Российской Федерации» в других словарях:

  • СУБЪЕКТ Российской Федерации — СУБЪЕКТ Российской Федерации, правовое образование, составляющее Российскую Федерацию (см. РОССИЯ (государство)). В конституционно правовом значении субъект Российской Федерации является национально государственным или территориально… …   Энциклопедический словарь

  • Субъект Российской Федерации — государственно правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.… …   Финансовый словарь

  • СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Государственно правовое образование РФ. Субъекты РФ образуют в совокупности РФ. Конституция устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.… …   Словарь бизнес-терминов

  • Субъект Российской Федерации — Субъектами Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. См. также Регионы России …   Бухгалтерская энциклопедия

  • СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения составной части государственной территории РФ, характеристики ее статуса, способа образования. С. РФ в его конституционно правовом значении это ограниченно правоспособное образование,… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Москва как субъект Российской Федерации — Москва – субъект Российской Федерации, город федерального значения, столица Российской Федерации. Имеет свою территорию, население, органы государственной власти и местного самоуправления, герб, флаг и гимн. Москва является политическим… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — единоличный глава Российского государства. П. РФ избирается непосредственно гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия и порядок выборов П. РФ определяются Конституцией РФ (ст. 81, 82) …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Процедура выборов президента Российской Федерации — 24 сентября 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на съезде партии Единая Россия , предложил премьер министру РФ Владимиру Путину баллотироваться в президенты РФ на выборах 2012 года. Приводим описание процедуры выборов президента РФ …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Федеральный закон 58-ФЗ: О системе государственной службы Российской Федерации — Терминология Федеральный закон 58 ФЗ: О системе государственной службы Российской Федерации: 1. Государственная гражданская служба вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Выборы Президента Российской Федерации — Президент Российской Федерации является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


dic.academic.ru