Субъект контроля – , —

Субъект контроля — это… Что такое Субъект контроля?


Субъект контроля
Субъект контроля
Субъект контроля — контрольный орган, должностное лицо, группа специалистов, проводящих контрольное мероприятие Счетной палаты.

Финансовый словарь Финам.

.

  • Субсчет
  • Субъект Российской Федерации

Смотреть что такое «Субъект контроля» в других словарях:

  • Субъект доступа — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Субъект доступа это лицо или процесс, действия которого регламентируются правилами разграничения доступа (по руководящему документу «Защита от… …   Википедия

  • хозяйствующий субъект — 7.7 хозяйствующий субъект: Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Источник: ГОСТ 30772 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Уровень субъективного контроля — Описание методики Наибольшее распространение в нашей стране получила методи­ка УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля… …   Википедия

  • ГОСТ Р 14.13-2007: Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля

    — Терминология ГОСТ Р 14.13 2007: Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля оригинал документа: 3.1 вредное вещество:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • локус контроля — (от лат. locus место, местоположение и франц. contrуle проверка) качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний Л. к.) либо собственным… …   Большая психологическая энциклопедия

  • хозяйствующий субъект (субъект комплексного природопользования)

    — 3.22 хозяйствующий субъект (субъект комплексного природопользования): Юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие объекты хозяйственной деятельности, оказывающие воздействие на окружающую среду в соответствии с… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 51241-2008: Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний — Терминология ГОСТ Р 51241 2008: Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний оригинал документа: 3.1 аутентификация: Процесс опознавания субъекта или объекта путем сравнения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТО НОСТРОЙ 2.35.122-2013: Система контроля качества «НОСТРОЙ». Требования и руководство по применению в строительных организациях — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.35.122 2013: Система контроля качества «НОСТРОЙ». Требования и руководство по применению в строительных организациях: 3.1 анализ функционирования системы : Периодическая оценка результативности… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Санкт-Петербург (субъект РФ) — Город федерального значения Санкт Петербург Флаг Герб …   Википедия

  • СОБСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТ — Экспериментальный проект, в котором каждый субъект осуществляет свой собственный контроль. Он состоит из неоднократно меняющихся процедур с одним и тем же индивидом и оценкой эффекта (эффектов) каждой из них. Обычно это применяется в… …   Толковый словарь по психологии

Книги

  • Бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности системы внутреннего контроля. Монография, Донцова Людмила Васильевна, Шарамко Максим Михайлович, Гарипов Ильшат Равильевич. Монография посвящена исследованию основных методологических проблем внутреннего контроля. Одним из инструментов решения этих проблем, которые обусловлены трудностями применения международных… Подробнее  Купить за 527 грн (только Украина)
  • Бенчмаркинг как инструмент оценки системы внутреннего контроля, Донцова Людмила Васильевна, Шарамко Максим Михайлович, Гарипов Ильшат Равильевич. Монография посвящена исследованию основных методологических проблем внутреннего контроля. Одним из инструментов решения этих проблем, которые обусловлены трудностями применения международных… Подробнее  Купить за 425 руб
  • Крупная корпорация как субъект публичной политики, С. П. Перегудов. Учебное пособие подготовлено на основе спецкурса, который читается автором на факультете прикладной политологии Государственного университета — Высшей школы экономики. Автор дает развернутую… Подробнее  Купить за 285 руб
Другие книги по запросу «Субъект контроля» >>

dic.academic.ru

Субъект — контроль — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Субъект — контроль

Cтраница 1

Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский.  [1]

Студент является субъектом контроля как при аттестации его как индивидуума, так и в целях аттестации профессиональной общеобразовательной программы.  [2]

Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.  [3]

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль.  [4]

С развитием финансового капитала субъектами контроля все больше становятся не индивидуальные собственники акций, а финансовые институты: банки, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, а также промышленные корпорации. В Японии четко прослеживается тенденция к переходу владения акциями от индивидуальных акционеров к юридическим лицам.  [5]

Периодичность и сроки контроля устанавливаются

субъектами контроля. Сроки контроля не должны быть-известны объекту контроля.  [6]

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов.  [8]

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.  [9]

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля. В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.  [10]

Федеральные законы О недрах и О СРП, регулирующие порядок недропользования, содержат специальные нормы, декларирующие право и необходимость контроля и определяющие субъект контроля и его полномочия. Однако сформулированы они в самом общем виде.  [11]

В литературе указывается на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности — предупредительного и текущего; по критерию субъекта контроля — общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Специальный же проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.  [12]

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы ( государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего контроль.  [13]

Обеспечение функционирования оргпроекта предусматривает контроль и корректировку ( или пересмотр) оргпроектных решений. Для осуществления контроля соблюдения положений оргпроекта необходимо определить: объекты, предметы, субъекты и методы контроля. В качестве субъектов контроля выступают: представитель отдела НОТ ( основной разработчик) — для контроля заводских подразделений; представитель заводского подразделения, реализующего ту же функцию, что и цеховое подразделен — е, — для контроля цеховых подразделений.  [14]

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru

Вопрос 2. Формы контроля, субъекты контроля и роль финансового контроля в управлении корпорацией.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового контроля обусловлена сложностью самой категории финансов. Так же как финансы являются основой любой сферы общественной деятельности и в то же время отражают их материальную результативность, так и финансовый контроль является как бы лакмусовой бумагой, на которой реально проявляется весь процесс движения финансовых ресурсов, начиная от стадии формирования финансовых ресурсов, необходимых для начала осуществления деятельности в любой сфере, и кончая получением финансовых результатов этой деятельности.

Можно сказать, что финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.) .

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль) ; финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждения государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты.

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающий максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

В состав аппарата министерств финансов функционируют контрольно-ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба Украины. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачи налоговых служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения; ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных, потенциальных объектов налогообложения.

Налоговые инспекции имеют право: заключать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновения новых форм и средств финансового контроля. Аудиторство — новое в нашей стране организационная форма финансового за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы — это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

При проведении финансового контроля в современных условиях все в большей мере используется с вычислительной также и информационно-компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и нормативы.

ДВА ОТВЕТА

studfiles.net

Субъекты контроля

В зависимости от характера полномочий государственных органов различают:

  • контроль, осуществляемый органами представительной власти;

  • контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общей, межотраслевой и внутриведомственной компетенции).

  • Контроль, осуществляемый общественными объединениями граждан (политическими партиями, профессиональными союзами, молодежными и другими организации, органами общественной самодеятельности, трудовыми коллективами), а также отдельными гражданами, выступающие как частные лица. 

Общественный контроль

Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. Это, в частности, предполагает общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц.

Все эти субъекты выступают от имени общественности, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля характерно предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы.

Общественные объединения, действующие согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г., наделены достаточно широкими контрольными полномочиями в сфере исполнительной власти. В частности, они участвуют в формировании органов исполнительной власти и выработке их решений; представляют и защищают свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносят предложения в орга­ны государственной власти.

Особо важна роль профсоюзов. Согласно Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., они имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, требовать от них устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок сообщить профсоюзу о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, наделяя их соответствующими полномочиями. Профсоюзные инспектора труда, в частности, вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. В случае нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе обращаться с заявлениями в органы, рассматривающие трудовые споры.

Контрольные функции выполняют также общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), создаваемые гражданами на добровольной основе. Эти объединения, согласно Федеральному закону от 9 января 1996 г., содержащему новую редакцию Закона «О защите прав потребителей», в частности, вправе:

  • участвовать в разработке требований по безопасности товаров (работ, услуг) и соответствующих стандартов, а также проектов законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

  • проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг) и проверять соблюдение прав потребителей и правил всех видов обслуживания;

  • совместно с федеральными органами исполнительной власти участвовать в осуществлении контроля за применением регулируемых цен, вносить им предложения о мерах по повышению качества и изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, и привлечению виновных к ответственности;

  • обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

  • обращаться в суды для защиты прав потребителей.

Итак, контроль государственных решений включает как минимум судебный контроль, контроль исполнения решений и общественный контроль. Судебный контроль осуществляет Конституционный суд РФ и суды общей юрисдикции. Контроль исполнения решения предполагает следование определенной технологии и осуществляется как государственными органами, так и носит общественный характер. Объектом общественного контроля является законность принятых государственных решений, соблюдение прав человека.

Задание 4. Приведите примеры реализации различных видов контроля.

studfiles.net

Объекты и субъекты, типы и виды контроля

Человека окружает множество вещей и процессов, которые являются объектами его контроля. Сюда относятся техника, технологические системы и процессы, флора, фауна, законы, решения, наказы избирателей, люди, организации, вооруже­ние и т. п. В системе управления производством объектами контроля являются народное хозяйство, отдельные его отрас­ли, регионы, министерства, объединения и предприятия. Внутри них объектом контроля могут быть происходящие в них процессы или отдельные элементы, которые также отно­сятся к контролируемым объектам.

Характерной чертой объектов контроля в системе управле­ния производством является их сложность. Примерами очень сложных объектов контроля могут служить большое промыш­ленное предприятие, отрасль народного хозяйства, экономи­ческий регион, территориально-производственный комплекс и др. От сложности объектов зависит выбор методов и средств контроля.

Принципиальным моментом для понимания сущности конт­роля является совпадение объектов управления и контроля. Надо различать направленность управленческой и контроль­ной деятельности на один и тот же объект управления. Соотно­шение между управлением и контролем — это соотношение между целым и частью: управленческая деятельность направле­на на достижение объектом управления поставленной цели, а контрольная — на обеспечение такого состояния и поведения этого же объекта управления, которое позволяет достичь пос­тавленной цели. При этом предметом управления является по­лучение запланированного результата объектом управления, а предметом контроля — состояние и поведение объекта управле­ния и контроля.

Предметом контроля может быть деятельность организаций и органов управления в целом (общий контроль) и деятель­ность организаций в отдельных сферах или касающихся от­дельных операций (частный контроль) в соответствии с уста­новленными законами, нормами, правилами, решениями, по­ручениями, а более конкретно — состояние объекта контроля на определенную дату и в течение некоторого времени в будущем. Применительно к таким объектам контроля, как органи­зация, требуется знать поведение или динамику состояния ор­ганизации.



Рассмотрим в качестве примера такой объект контроля, как техника, дав­шая название техническому контролю. Здесь объект контроля — совокуп­ность устройств, информацию о техническом состоянии которых необходи­мо иметь. Под техническим контролем понимается процесс сравнения изде­лия и его составных частей с утвержденными стандартами и техническими условиями, а также проверка всех производственных условий, обеспечиваю­щих требуемое качество изделия. Предметом технического контроля являет­ся качество изделия, соответствующее определенной норме, стандарту, т. е состояние изделия, обладающее соответствующими качественными, количе­ственными, структурными, пространственными и временными характеристи­ками, закрепленными в стандартах. С помощью таких характеристик может быть описан предмет контроля любого конкретного вида контроля. От этих характеристик зависит использование соответствующих методов контроля, дающих ему название.

Субъекты контроля так же многочисленны и разнообразны, как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство и т. п.

Различаются следующие виды контроля, где субъектом выс­тупает человек: операторский, самоконтроль, профессиональ­ный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть: семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социальный контроль и др. К видам контроля, где субъектом выступают организации с участием человека, отно­сятся государственный, общественный, контроль отдела техни­ческого контроля, таможенный контроль и др.

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых ор­ганов, организаций, людей, групп, различают контроль внут­ренний и внешний, общий или частный, линейный, функцио­нальный или операционный.

Линейный контроль осуществляется директором предприя­тия, объединения или начальником промышленного объедине­ния по отношению к предприятию, объединению, входящему в состав ВПО. В первом случае субъект контроля является внут­ренним, а во втором — внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля — контролируемость состояния И поведения предприятия в целом.

функциональному контролю подвергается не все состояние предприятия, а только некоторую группу характеристик. Он осуществляется, например, главным экономистом. Санэпидс­танция, являющаяся внешним субъектом контроля по отноше­нию к данному предприятию, также может провести функцио­нальный контроль частного характера.

Операционный контроль — контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения предприятия, напри­мер соотношения темпов роста производительности труда и за­работной платы.

Наиболее развитым типом контроля является линейный, ме­нее развитым — функциональный, элементарным — операцион­ный. Меру развитости типа контроля определяет и использова­ние в нем других типов контроля.

Например, директор предприятия может использовать все три типа конт­роля, это входит в круг его должностных обязанностей. Главный эконо­мист — функциональный и операционный контроль, а работник ОТК — контроль только одной характеристики изделия — операционный контроль.

Внимание: исключение! В транспортных организациях, кроме линейного контроля руководителя организации, существует операционный контроль, именуемый линейным. Объектом контроля здесь является линия передви­жения, например автобуса, грузовой автомашины и т. п. Предметом конт­роля здесь может быть техническое состояние автомобиля, его загружен­ность или состояние оплаты за проезд. Субъектом контроля здесь является линейный ревизор. По названию эти типы контроля одинаковы, а по со­держанию они различны. Целесообразно запомнить это совпадение и раз­личать эти два типа контроля.

Еще один важный аспект классификации, позволяющий раз­личать наряду с типами контроля его конкретные виды, задан доминированием того или иного общего метода контроля. К та­ким методам контроля относятся методы: предварительного контроля; направляющего контроля; фильтрующего и метод последующего контроля. Метод предварительного контроля ис­пользуется до начала хозяйственной операции; методы текуще­го, в том числе, метод направляющего контроля (в течение всего хода деятельности, действия, операции) и метод фильтрующего контроля приурочены к определенной дате в ходе хозяйствен­ной операции; метод последующего (заключительного) контро­ля — после завершения операции.

Предварительный контроль начинается задолго до начала ка­ких-либо целеустремленных действий. Его задача — выяснить их целесообразность в целях предупреждения неверных или не­обоснованных решений. Например, при контроле человечес­ких ресурсов анализируются деловые качества, профессиональ­ные навыки и знания персонала. Эта проверка осуществляется в процессе найма и во время последующего обучения. Этот контроль позволяет выявить те качества людей, которые подле­жат корректировке (освоение дополнительных навыков, полу­чение необходимых знаний, знакомство с корпоративными ценностями, коррекция поведения и пр.).

Одна из разновидностей текущего контроля — направляю­щий контроль. Он применяется от начала целеустремленных действий и до достижения требуемого результата. При этом неп­рерывно измеряется и оценивается состояние и поведение конт­ролируемого объекта, а последнее корректирующее действие осуществляется уже перед самым последним моментом заверше­ния целеустремленного действия. Суть такого контроля — посто­янное сопровождение, слежение и управление ходом совершае­мого действия или хозяйственной операции. Такой контроль широко применяется в непрерывных технологических процес­сах и крупных технических системах. Менее широко этот метод применяется в управлении хозяйственными организациями, поскольку является сложным и дорогим. Магистральный вы­ход — использование компьютерных технологий в управлении организациями.

Например, в подчинении у «Газпрома» находится свыше двух сотен крупных предприятий. Понятно, что непрерывное наблю­дение за состоянием хода дел на подчиненных предприятиях и оказание в случае необходимости корректирующего воздействия было бы весьма желательным, но на деле это довольно сложно как с организационной, так и с технической точек зрения.

Еще одна разновидность текущего контроля фильтрующий контроль. В отличие от направляющего он не сопровождает це­леустремленное действие от начала до конца. При прохожде­нии через «фильтр» контроля действие может быть остановлено или продолжено в зависимости от того, соблюдены ли нормы, требования контроля.

Например, важные договоры, заключенные между правительствами, под­лежат проверке и ратификации законодательными органами, вступая в силу только после того, как законодательные органы пропустят их через соответствующий «фильтр». Пища,приготовленная, например, в пионерских лаге­рях, домах отдыха, санаториях также проходит такую проверку, осуществля­емую врачом. Кассиры, выдающие заработную плату в больших организаци­ях, перед выдачей денег должны проверять документы, удостоверяющие личность получателя. Контролер отдела технического контроля этим же ме­тодом отделяет годную продукцию от бракованной. Руководитель предпри­ятия, прежде чем поставить свою подпись под приказом, проверяет его со­держание с точки зрения соответствия установленным требованиям.

И направляющий, и фильтрующий контроль — разновиднос­ти текущего контроля.

Текущий контроль осуществляется в процессе производства продукции или реализации проекта. При этом объектом конт­роля могут быть как общие социально-экономические резуль­таты, так и частные характеристики выпускаемой продукции. Корректирующие воздействия осуществляются при этом по хо­ду реализации проекта. Текущий контроль является средством осуществления обратной связи. Обратная связь — важный эле­мент управления во многих, в том числе как в социальных, так и в технических, системах. Общей тенденцией современного текущего контроля стало делегирование контрольных функций с верхних уровней управления на нижние.

Последующий или заключительный контроль, или контроль по результатам, проводится после того, как работа выполнена на основе сравнения ее результатов и других характеристик с суще­ствующими нормами контроля. Этот вид контроля, во-первых, дает руководителю информацию, необходимую для планирова­ния аналогичных работ в будущем, чтобы избежать возникших трудностей и ошибок. Во-вторых, он позволяет оценить полу­ченный результат, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять решение о соответствующем мотивационном поощре­нии. Заключительный контроль позволяет также выявить сис­темные проблемы и осуществить стратегические действия по изменению работы организации в целом. Примером такого ме­тода контроля является ревизия использования трудовых ресур­сов и фондов заработной платы, денежных средств, финансовых результатов и рентабельности работы предприятия за прошлый месяц, квартал, год. Проверка оценок в дневнике школьника со стороны родителей также является примером последующего контроля. Поговорка «цыплят по осени считают» довольно точ­но отражает смысл последующего контроля.

Все методы контроля могут быть необходимы, чтобы контро­лировать работу предприятия в целом или какую-либо важную операцию. Наибольшие возможности для управления произво­дством открываются при использовании метода направляющего контроля, поскольку он проводится задолго до получения како­го-либо результата. Этот метод контроля позволяет превращать контроль в нормальную, позитивную и эффективную деятель­ность и в наибольшей мере отражает современный подход к раз­витию контроля, о котором говорилось выше, поскольку ис­пользование этого метода контроля обеспечивает возможность превратить задуманные цели в действительные результаты.

Если направляющий контроль проводится эффективно, то необходимость в фильтрующем контроле отпадает. Если же направляющий контроль ведется неправильно или может быть слишком дорогим, тогда целесообразно использовать фильтру­ющий контроль.

Метод последующего контроля позволяет руководителю или любому человеку приобрести нужный опыт и данны для плани­рования, если деятельность, проводимая в предыдущий пери­од, продолжается и в будущем.

На основе рассмотренных четырех основных методов конт­роля в дальнейшем используются конкретные методы измере­ния, оценки и корректировки состояния объекта контроля.

Существует множество признаков, оснований классификации видов контроля, например, сфера и объекты контроля, типы и методы, задачи, время осуществления, применяемые формыидр.

Конкретная видовая характеристика контроля начинается с описания задачи контроля. При этом особо важно выделить две черты, характеризующие задачу контроля. Во-первых, характер субъекта, поставившего задачу контроля. Субъект может быть внешним или внутренним по отношению к объекту контроля. Во-вторых, обозначить, какой является эта задача контроля -общей или частной. На основе характеристики задачи контроля выделяются линейный, функциональный и операционный типы контроля. Таким образом, тип контроля является обобщенным признаком или основанием для характеристики вида контроля.

Другим таким основанием или признаком является один или несколько общих методов контроля — предварительный, нап­равляющий, фильтрующий, последующий.

Выделенные основания или признаки, наложенные на объ­ект контроля, состояние и поведение которого измеряется, оценивается и корректируется с помощью общих и частных ме­тодов контроля, позволяют выделить конкретный вид контроля/

 

 

Характеристика вида контроля по данной логической схеме позволяет также расширить характеристику понятия контроля вообще в дополнение к характеристике понятия контроля с точки зрения происхождения, значения и смысла контроля, приведенного в предыдущей части работы. С помощью данной логической схемы охарактеризуем виды контроля в системе уп­равления производством.

Один из принципиальных, родовых признаков классифика­ции — характеристика субъекта контроля. Здесь различают го­сударственный и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется от имени государ­ства с использованием государственных полномочий.

Общественный контроль — от имени общественных органи­заций, контрольные полномочия которых не носят, как пра­вило, юридически властного характера. Эти виды контроля используются во всех сферах государственной и обществен­ной жизни.

Система и механизм контроля

Система контроля — это совокупность субъекта, объектам средств контроля, взаимодействующих как единое целое в процессе установления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерения, выработки корректирующих воздействий.

Эффективный контроль предполагает осуществление опре­деленных правил. Перечислим некоторые из них.

1. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для оценки их деятельности, действительно достаточно полно и объективно оценивают их собственные усилия. Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают организации в достижении ее интегральных целей. Если сотрудники видят, что установленные процедуры контроля необъективны, то они могут игнорировать их или даже сознательно нарушать. Всегда полезно, чтобы люди сами принимали участие в разра­ботке стандартов, используемых в процедурах контроля.

2. Если подчиненный подвергает сомнению проблему сис­темы контроля, у него должна быть возможность открыто об­судить ее с руководством. Более того, целесообразно перио­дически открыто обсуждать цели и процедуры контроля и в процессе этих обсуждений снимать все возможные проти­воречия.

3. При разработке мер контроля важно принимать во вни­мание мотивацию. Следует установить четкую взаимосвязь между достижением необходимых стандартов и вознагражунием работников. Четкий и ясный стандарт сам по себе может служить побудительным мотивом. Если же стандарт выглядит как недостижимый идеал, то он, наоборот, может разрушить мотивацию сотрудников. Легко достижимые стандарты также снижают мотивацию.

4. Целесообразно избегать чрезмерного контроля, вызываю­щего раздражение, которое неизбежно при любой мелочной опеке.

К важнейшим вопросам теории механизма контроля в систе­мах могут быть отнесены следующие:

— основная функция механизма контроля;

— количество контрольных механизмов в системе и их взаи­модействие;

— общий контрольный механизм для нескольких систем;

— система контроля и контрольные механизмы; — механизмы контроля «второго порядка» и др.1.

В системах управления экономикой механизм контроля представляет собой форму реализации механизма обратной свя­зи. Одним из примеров обратной связи в экономике может служить влияние потребителя на производителя. Пока потре­битель не имеет действенного механизма контроля за деятель­ностью производителя, предприятие производит то, что ему выгодно, а не то, что выгодно потребителю. Особенно это ка­сается качества производимой продукции, информации и ус­луг. Таким образом, производитель контролирует потребителя, а не наоборот. Порождение дефицита механизмом управле­ния — свидетельство тому, что составная часть этого механиз­ма — механизм контроля — функционирует плохо. Требуется совершенствовать механизмы контроля в системе управления производством.

Механизмы контроля действуют внутри предприятий и меж­дупредприятиями, внутри органов управления и между органа­ми управления, т. е. во всех подсистемах экономической жизни общества. От эффективности действия механизмов контроля во многом зависит эффективность функционирования эконо­мики. Всем этим и определяется ключевое место контроля в системе управления производством.

См.: Экономическая кибернетика. Ч. IV. Основы системного анализа. Л., 1978. 19 — Теория управления

Состояние контроля

Контролируемость деятельности — это возможность опре­делять степень адекватности достигнутых и будущих резуль­татов, а также других компонентов деятельности ее целям и нормам. Контролируемость зависит от «правил игры», усло­вий ситуации, способности и желания субъекта и объекта контроля устанавливать и отслеживать нормативные значе­ния контролируемых переменных в соответствии с целью де­ятельности.

Проблема контролирования состояний и поведения различ­ных объектов, систем и процессов является распространенной практической задачей в экономике. Теоретическая разработка вопросов формирования и сохранения в оптимальном режиме реальной контролируемости состояния и поведения экономи­ческих систем предприятий и организаций является предметом теории управленческого контроля. Изменения в социальной ситуации и в системе управления экономикой вызывают необ­ходимость радикальных преобразований организации и мето­дик контроля с целью повышения контролируемости социаль­но-экономических систем.

Предприятие может иметь следующие взаимосвязанные сос­тояния контроля: бесконтрольности, формального контроля, реального контроля, полного (тотального) контроля.

В состоянии бесконтрольности субъект управления и конт­роля полностью теряет контроль над ситуацией, не может (или не хочет) воздействовать на ее ход. Связь с объектом контроля не утрачивается, но никаких корректирующих мер не выраба­тывается и не применяется к объекту контроля, в результате запланированные цели не достигаются, резко возрастает число нарушений действующих правовых норм.

Антиподом состояния бесконтрольности является полный (тотальный) контроль. В этом состоянии даже мельчайшие из­менения состояния предприятия и его частей находятся под не­усыпным вниманием субъекта контроля, все решается им. На это затрачиваются гигантские потоки энергии, которые многок­ратно превышают объективно необходимый уровень затрат энергии для достижения поставленных целей. На практике сос­тояний бесконтрольности и полного контроля не существует. Наиболее частыми являются состояния формального и реально­го контроля.

Формальный контроль — это контроль, проводимый для соб­людения внешней формы, порядка, проникнутый формализ­мом, предпочтение при его осуществлении отдается внешней форме в ущерб существу дела. Такой контроль проводится толь­ко по видимости, по форме. Отсюда следует, что формальный контроль имеет две стороны. С одной стороны, он смыкается с бесконтрольностью, когда форма его полностью отрывается от содержания. С другой — он соприкасается с реальным конт­ролем.

Формальный контроль ориентирован на частные, отдельные элементы в структуре объекта контроля, которые иногда совсем не влияют на достижение запланированных целей, на реальный ход экономических процессов. Таких элементов на предприя­тии может быть сотни видов. Формальный контроль сосредото­чивается на слежении за состоянием этих элементов время от времени, раз в несколько лет. В ряде случаев формальному контролю подвержены все и вся, он ориентируется на всеохва-ченность объекта контроля, хотя ресурсов для этого, объектив­ных условий не имеется. В результате такой контроль приносит мизерные результаты, так как формально охватывается все, а реально добиться этого невозможно. Формальный контроль зачастую изолирован от общей системы управления, он являет­ся в ней инородным телом. Соответственно и результаты тако­го контроля минимальны.

Вместе с тем формальный контроль, хотя и не полностью де­монстрирует соответствие формы и содержания, может оказы­вать частичное положительное воздействие на объект контроля и приносить пользу обществу.

Формальный контроль возникает при усложнении объекта контроля, при изменении ситуации, когда устаревают предпи­сания и нормы. Например, первоначально правила контроля конкретного объекта объективно соответствовали требовани­ям, объект был легко управляем. Со временем объект услож­нялся, менялась ситуация, изменялся объект, а правила, нормы контроля оставались неизменными, система контрольной ра­боты тоже не менялась. В результате контролируемость объекта постепенно утрачивалась, контроль ослабевал, ухудшалось его воздействие на реальные процессы, и он превращался в фор­мальный , на первый план выходила формальная сторона конт­рольной работы, формализм.

С ликвидацией административно-командной системы уп­равления многие запрещенные ранее операции, прежде всего в сфере предпринимательства и рыночного обращения, стали нормальными событиями коммерческой жизни. Вместе с тем резко возросла потребность в достоверности реального контро­ля. Однако это далеко не всегда учитывается контрольными ор­ганами, что в определенной мере определило кризис контроля в современной обстановке.

Реальный контроль — это контроль, основанный на учете под­линных условий действительности, фактов, соответствующий целям практики, оказывающий нужное действие, имеющий си­лу. Он отражает действительное положение вещей в отличие от выдаваемого за действительное. Рассмотрим характерные признаки реального контроля, его отличия от формального контроля.

Реальный контроль, с одной стороны, смыкается с формаль­ным контролем, с другой — с полным (тотальным). Между ре­альным и формальным контролем, реальным и полным конт­ролем нет абсолютных граней; формальный контроль всегда содержит в себе те или иные элементы реального контроля, а 1 реальный — элементы полного контроля.

Если формальный и полный контроль воспринимаются людьми чаще всего как негативная деятельность, то реальный контроль — в большей степени как положительная, позитив­ная, конструктивная деятельность. Он способствует достиже­нию запланированных целей, реально помогает делу, направ­лен не на наказание ответственных лиц, а на оказание им помо­щи. Конечно, реальный контроль одновременно является и формальным, но только в том смысле, что тоже выполняется в определенном законном порядке.

Реальный контроль приспосабливается к ходу деятельности системы, учитывает его, адаптирует формы и методы контроля к изменившейся ситуации. Он обязательно ориентирован на состояние и поведение объекта контроля в целом, интегрирован с действующей системой управления, является ее неотъемле­мой частью. Он нацелен на состояние объекта контроля, своевременно вырабатывает необходимые корректирующие меры. Реальный контроль концентрируется не на всех без исключе­ния составных элементах объекта контроля, а только на ключе­вых, которые не превышают обычно 10% их общего числа. Но именно контроль этих направлений обеспечивает реальное воз­действие на состояние объекта контроля в целом, гарантирует достижение запланированных целей.

На основе данных формального контроля можно что-то зап­ретить, предписать, остановить ход процессов на объекте конт­роля, но нельзя оказать объекту реальную помощь, для этого нет ресурсов. Реальный контроль всегда предусматривает запас ресурсов, которые могут быть своевременно брошены на исп­равление положения, устранение узких мест.

Формальный контроль обычно обращен в прошлое: что-то произошло, имеет место факт, изменить который практически уже нельзя. Оценку этому факту и дает формальный контроль. Реальный контроль ориентирован преимущественно на будущие события. Он обеспечивает руководителей предприятия, органы управления информацией о предстоящих событиях. В процессе контроля ход контролируемых событий оценивается достаточ­но рано и содержит элемент предвидения, что позволяет своев­ременно корректировать действия. Реальный контроль направ­ляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Таким образом, реальный контроль всегда динамичен и ориентирован на будущее.

Одновременно реальный контроль учитывает человеческий фактор, его воздействие на поведение людей. В конечном счете именно люди выполняют различные задания и осуществляют контроль, поэтому нельзя забывать о том, как они будут реаги­ровать на него. Это не менее важно, чем своевременное получе­ние информации.

Характерной чертой формального контроля является передо­верие его помощникам, заместителям, инспекциям. Даже такие важные элементы объекта контроля, как работа с кадрами, распределение финансовых ресурсов упускаются из вида субъ­екта контроля. В результате неизбежна утеря реального контро­ля за состоянием объекта. При реальном контроле руководи­тель лично наблюдает и контролирует ход процессов, опираясь на управленческий аппарат, на передовых исполнителей. Реальный контроль обеспечивает высокое качество работы качество изделий. Для обеспечения качества нужна точность измерений. Точность измерений основывается на объективных измерителях. С их помощью можно точно оценить качество ра­боты, степень совершенства технологии.

Например, специалистами предлагается оценивать те или иные виды технологий по суммарным энергозатратам на про­изводство равных количеств общественно необходимого про­дукта и удельным энергозатратам на единицу продукции. Ре­альный контроль использует и товарно-денежные измерители.

В формальной системе контроля все время имеются какие-либо недостатки: не укомплектованы штатные должности, низ­ка квалификация кадров контроля, слишком много объектов контроля, не принимаются меры по исправлению недостатков, выявленных в результате контроля, часто контролеры по разным причинам снисходительно относятся к нарушениям в ущерб принципиальности.

Реальные системы контроля не имеют недостатков формаль­ных систем контроля, они высокоэффективны. В них все эле­менты соответствуют необходимым требованиям, все детали пригнаны друг к другу. Реальная система контроля сродни тех­ническим системам: она хорошо спроектирована, опробована в действии, имеющиеся недостатки устранены, данные о состо­янии объекта контроля выдаются в количественной форме. К задаче создания реальных систем контроля необходимо под­ходить как к управленческой и технической задаче, а сами сис­темы рассматривать как управленческие и технические , бази­рующиеся на электронно-вычислительной и другой технике.

Формальный контроль основывается на приблизительном знании свойств объекта контроля. Система формального конт­роля в своей основе догматична, в ней мало используются сов­ременные достижения науки и практики, новые научные мето­ды контроля, другие научные достижения в этой области. Ре­альный контроль невозможен без научных знаний об объекте контроля, он строится с учетом современных научных дости­жений, основывается на научных принципах организации контроля.

Сравнительная характеристика черт формального и реально­го контроля приведена в табл. 13.

Таблица 13 Сравнительная характеристика качественных черт контроля

Формальный контроль

Реальный контроль

Не обеспечивает заданный уровень норм функционирования

Воспринимается объектом в боль­шинстве случаев как негативная дея­тельность

Ориентирован на частные стороны деятельности объекта, эпизодический

Обращен в прошлое, оценивает за­вершенную деятельность, малодей­ственный

Не учитывает психологию проверя­емых, их реакцию

Выполняет вспомогательный пер­сонал аппарата управления

Не создает регулярную обратную связь с объектом управления

Использует приблизительные оцен­ки и измерители

Получает информацию с объекта опосредовано, с опозданием, неточ­ную

Представляет собой систему с мно­жеством недостатков, ненадежен

Не соответствует требованиям ин­тенсивного ведения хозяйства

Обеспечивает заданный уровень норм функционирования

Воспринимается объектом как позитивная, конструктивная дея­тельность

Ориентирован на состояние объ­екта в целом, регулярный

Ориентирован на будущее, спо­собствует выполнению планов, действенный

Учитывает психологию проверяе­мых

Осуществляется первым руково­дителем и аппаратом управления

Осуществляет обратную связь с объектом управления

Основан на точных оценках, объ­ективных измерителях

Получает информацию с объекта непосредственно, достоверную

Представляет собой по конструк­тивности, надежности систему, адекватную техническим объектам

Ориентирован на интенсивное ведение хозяйства


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Сущность контроля. Объекты и субъекты контроля. Принципы контроля. Этапы контроля. Виды контроля.

В процессе управления страной, отраслью, регионом, предприятием или организацией возникает множество не предусмотренных системой управления ситуаций и неопределённостей. Для устранения всех отклонений от намеченных целей, а также для достижения планируемых показателей реализуется функция контроля. Возникает потребность в осуществлении контроля. Контроль — это часть управленческой деятельности, т.е. функция менеджера, заключающаяся в оценке соответствия и обнаружении несоответствия требованиям путем наблюдения и заключения, на основании соответствующих измерений, испытаний или проверок. Несоответствия обнаруживаются для коррекции. Следует иметь в виду, что любой руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Функции планирования, организации, мотивации нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Все они являются неотъемлемой частью общей системы управления, ведущей организацию к получению результата деятельности. Деятельность организации должна обеспечить получение требуемого результата, она всегда протекает как управляемый процесс. Отсюда следует необходимость осуществления предварительного, а также заключительного видов контроля.

Виды контроля:

1.Различаемые по времени осуществления. Предварительный контроль осуществляется до начала фактических работ по всем видам ресурсов. Основным средством предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего объектом контроля является деятельность подчинённых. Его цель — исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он, во-первых, дает руководителю информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем; во-вторых, за счет оценки качества выполненной работы способствует совершенствованию мотивации эффективности деятельности персонала.2. По установлению рациональных сроков проведения: Систематический контроль организуется в отношении наиболее важных, ответственных объектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме. При этом сроки проверок прямо зависят от степени важности процесса. В обычной, повседневной производственно-хозяйственной деятельности используются преимущественно периодические формы контроля: проверка хода выпуска продукции, наличие материалов на складе, выход рабочих на работу. К этой же группе относится статистическая отчетность. Особое место в управлении принадлежит разовому контролю. Он, как правило, проводится специализированными функциональными органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта или всей производственно-хозяйственной деятельности.



Этапы контроля: Первый этап процесса контроля — это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.На втором этапесравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.Третий этап — измерение результатов — является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать. Такими действиями могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу систем

 

БИЛЕТ 68

Сущность управленческой деятельности. Особенности управленческого труда. Объект и субъект управления. Уровни управления

Содержание и особенности управленческого труда

Управленческий труд — вид общественного труда, направленный на обеспечение скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного труда, так и коллектива в целом. Содержание управленческого труда зависит от объекта управления и определяется структурой управленческих процессов, его техническим оснащением, а также взаимоотношениями людей в процессе управления управленческих функций. Управленческий труд имеет свои особенности: 1) носит в основном информационный, аналитический и умственный характер; 2) участвует в создании материальных благ не прямо, а последовательно через группы других лиц; 3) в качестве предмета управленческого труда выступает информация и люди, участвующие в управленческом процессе; 4) результатом труда являются управленческие решения; 5) средствами труда служит организационная и вычислительная техника. В основе рациональной организации управленческого труда лежат следующие принципы: а) принцип комплексности предполагает, что организация управленческого труда осуществляется не по одному направлению, а по их совокупности и касается не одного работника, а все коллектива; б) принцип регламентации — предполагает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов в системе управления; в) принцип специализации заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций и работ с возложением на них полной ответственности за конечные результаты их деятельности; г) принцип экономичности состоит в достижении наилучших результатов при наименьших затратах времени и средств; д) принцип научности — заключается в совершенствовании организации управленческого труда на научной основе.



Управление — процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме. Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами. Объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Уровень руководства — это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица — руководители организации (top-managers — топ-менеджеры). Это — верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер. К нижнему уровню руководства относятся линейные менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями. Менеджеры среднего уровня руководства подчиняются менеджерам более высокого уровня управленческой иерархии и сами имеют в подчинении менеджеров. Начальник участка и начальник цеха, в который входят несколько участков — руководители среднего звена. Норма управляемости (диапазон контроля) — число работников, которыми может эффективно управлять руководитель. На высшем уровне руководства — это 3-5 человек. На среднем — 10-12 человек. На низшем — до 25-30 человек. Норма управляемости определяется содержанием работ и уровнем управления. Она влияет на число нижестоящих подразделений и число дальнейших уровней управления. Так, узкой специализации работ в организации соответствует низкая норма управляемости. Соответственно организация имеет «высокую» организационную структуру, управленческая иерархия имеет много уровней (руководитель организации — руководитель управления — руководитель отдела — исполнитель). Широкой специализации работ в организации соответствует высокая норма управляемости и соответственно «плоская» организационная структура (руководитель организации — специалисты и исполнители).

 

 

БИЛЕТ 69

сущность, содержание и задачи планирования. Методы планирования. Виды планов. Бизнес план как форма разработки стратегии организации. Основные разделы бизнес плана.

Планирование — это проектирование желаемого будущего предприятия и эффективных путей его достижения.Конечный итого процесса проектирования — плановое решение. Основные задачи планирования: определение условий и ограничений, при которых можно достичь желаемого; увязывание стратегического и текущего планирования. Условия при планировании: снижение степени риска; обязательность рассмотрения альтернативных плановых решений.

Формы планирования: 1)период планирования: Долгосрочное (> 3 лет), среднесрочное (< 3 лет), краткосрочное (до 1 года). 2) величина привлекаемых инвестиций: Стратегическое, текущее (тактическое). 3) иерархия планирования: На корпоративном уровне, на уровне самостоятельных юридических единиц, цеховое планирование

Основные разделы бизнс-плана:1. Меморандум и конфидициальности. 2. Резюме.3. Описание отрасли.4. Характеристика предприятия.5. Выбор деятельности.6. План маркетинга.7. Производственный план.8. Организационная структура предприятия.9. Финансовый план и бюджет предприятия.10. Анализ рисков.11. Организационный план.12. Приложения

 

БИЛЕТ 70

cyberpedia.su

Объекты и субъекты социального контроля

Субъекты социального контроля

Как известно, любая социально-философская концепция, изучая проблемы социального взаимодействия индивидов, включает рассмотрение вопроса о его субъекте и объекте. Модель идеального государства Платона определяет субъектом сословие правителей, а объектом граждан полиса.

Основоположник теории социального контроля Габриель Тард, обозначает объектами социального контроля лиц с антиобщественным поведением, но к сожалению, оставляет без изучения проблему субъекта социального контроля, отметив только то, что индивид всегда находится под влиянием ценностей. Однако последователи Тарда продолжили изучение данного вопроса.

Социологи Эдуард Макаревич и Олег Карпухин в совместной книге «Игры интеллигентов или социальный контроль масс» объектом социального контроля определяют общество. Рассматривая субъект, социологи ученые выделяют два его уровня:

Первый уровень субъектов состоит из «властных структур, организаций, учреждений», второй уровень – «их службы по связям с общественностью».

Замечание 1

В современной трактовке субъектами социального контроля являются самостоятельные от общества институционализированные общности с личными потребностями, на удовлетворение которых сконцентрирована деятельность основных субъектов.

В обществе наряду с субъектами функционируют так же агенты социального контроля. Их отличие от субъектов заключает в том, они реализуют не собственные интересы, а интересы субъектов на основании делегированных им полномочий.

Итак, социальный контроль осуществляется в процессе взаимоотношений между субъектами и объектами. Важнейшим признаком контроля является управленческое влияние, в процессе которого его субъекты действуют в соответствии со своими интересами, а объекты – приспосабливаются к объективным условиям социальной среды.

Потребности субъекта в осуществлении социального контроля объясняются спецификой его функционирования. В зависимости от данной специфики потребности субъекта поддаются нескольким способам классификации.

Первый вид субъектов составляют социальные элиты, являющиеся властвующими общностями, которые удовлетворяют в процессе социального управления персональные потребности своих членов. Функции механизма, обеспечивающие для них удовлетворение индивидуальных особенностей, выполняют социальные институты.

Второй вид субъектов данной группы – административный аппарат. Состав административного аппарата включает сотрудников, осуществляющих делегированные им функции в процессе социального управления. В обмен на исполнение делегированных им функций, социальные элиты удовлетворяют их индивидуальные потребности. Они реализуют собственное право в распоряжении общественными ресурсами от лица социальных институтов.

Определение 1

Социальные институты — формальные структурные образования, обеспечивающие легитимное существование социальных элит.

Социальные институты в свою очередь, выполняют роль носителя социальной справедливости. Их потребности формируются не только из потребностей их собственного существования, но и из потребностей социальных элит и административного аппарата.

Субъекты подразделяются на экономические и административные.

Все экономические субъекты социального контроля делятся на два подвида, согласно критерию институционализации:

  • Предпринимательские субъекты;
  • Корпоративные субъекты.

Все административные субъекты социального контроля в государствах федеративного типа можно разделить на три подвида:

  • Федеральные субъекты;
  • Региональные субъекты;
  • Муниципальные субъекты.

Объекты социального контроля

Определение 2

Объекты социального контроля — члены общества, социальные институты, находящиеся под его непосредственным воздействием. Подобное воздействие применяется с целью обеспечения добровольного принятия объектами контроля социальных ценностей, норм и правил поведения.

Для объектов социального контроля характерно наличие различных социальных качеств, что позволяет применять их разные схемы классификации. Данные классификации применяются в зависимости от специфики их взаимоотношений с субъектами социального контроля.

По статусу взаимоотношений с субъектом социального контроля можно выделить три вида объектов, а именнно, объекты подконтрольные:

  • социальным элитам,
  • административным аппаратам,
  • социальным институтам.

Таким образом, социальный контроль в виде направленного управленческого воздействия субъекта на объект, реализуемого в рамках социальных отношений играет важную роль в функционировании всей структуры социального управления.

spravochnick.ru