Структура волевого акта в психологии – 4. Понятие и характеристика воли. Структура волевого акта и волевая регуляция поведения человека

10. Структура волевого акта.

Волевой акт всегда
связан с приложением усилий, принятием
решений и их реализацией.

Для волевого акта
характерно наличие продуманного плана
осуществления каких-либо действий.

Волевой акт
характеризует усиленное внимание к
действию и отсутствие непосредствен-ного
удовольствия, получаемого в процессе
и в результате его выполнения (имеется
в виду эмоционального, а не морального
удовольствия).

Волевая деятельность
всегда состоит из определенных волевых
действий, в которых содержатся все
признаки и качества воли, изучение
волевых действий ведет к правильному
пониманию воли в целом и успешному
решению задач ее воспитания.

Что же представляет
собой волевое, то есть произвольное,
преднамеренное действие, входящее в
состав управляемой человеческой
деятельности (или каковы основные фазы
волевого процесса)?

Первоначальным
моментом всякого волевого действия —
его первой фазой – является возникновение
побуждения и постановка цели, на
достижение которой направляется данное
действие. Цель можно ставить как перед
собой, так и перед другими людьми,
принимать или отвергать ее, когда она
ставится кем-нибудь другим или
обстоятельствами жизни.

Следующий момент
волевого действия – вторая фаза волевого
процесса — стадия обсуждения и борьбы
мотивов, выбор, использование и создание
средств, способов и приемов достижения
поставленной цели.

Это обусловлено
тем, что цели бывают различные и ставятся
они в различных условиях. Сознательная
постановка целей связана с конкретным
учетом условий, средств и других
возможностей их достижения. Если же
цель возникает без учета таких возможностей
или вопреки им, то она будет не вполне
осознанной, недосягаемой и, значит,
нереальной, нежизненной, чем-то вроде
смутного влечения.

Определение
конкретных путей и возможностей
достижения цели является основой
планирования человеком своих действий
и деятельности в целом.

После постановки
цели и определения средств ее достижения
наступает следующий момент волевого
действия — третья фаза волевого процесса
— принятие решения, то есть выбор действия
в соответствии с целью.

Этот момент волевого
действия объясняется тем, что постановка
цели и определение средств ее достижения
человеку даются далеко не всегда просто
и легко. Особенно сложно это делать в
нестандартной ситуации, в экстремальной
обстановке.

Далее следует
заключительная — четвертая фаза волевого
процесса — исполнение принятого решения.
Это завершающий момент волевого действия.
Исполнить решение – значит практически
достигнуть цели. На этом и заканчивается
конкретное волевое действие, составляющее
элемент волевой деятельности человека.

11. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

В психологии
личность изучается разными отраслями
психологической науки. Это обусловлено
многоплановостью проявлений личности,
что требует разноуровневого психологического
анализа.

Б.Г.Ананьев так
резюмирует изучение проблемы личности
в психологии. «Проблема личности, являясь
одной из центральных в теоретической
и прикладной психологии, выступает как
исследование психических свойств и
отношений личности (общая психология
личности), индивидуальных особенностей
и различий между людьми (дифференциальная
психология), межличностных связей,
статуса и ролей личности в различных
общностях (социальная психология),
субъекта общественного поведения и
конкретных видов деятельности (все
области прикладной психологии)».

Индивид
носитель биологического в человеке.
Человек как индивид представляет собой
совокупность природных, генетически
обусловленных свойств, развитие которых
осуществляется в ходе онтогенеза,
результатом чего становится биологическая
зрелость человека. Таким образом, в
понятии индивид выражена родовая
принадлежность человека, т.е. любой
человек — это индивид. Но, появляясь на
свет как индивид, человек приобретает
особое социальное качество, он становится
личностью.

Личность
– это человек как носитель сознания.
Чем активнее деятельность человека,
тем отчётливее, ярче будут проявляться
особенности (черты) его личности.
Совокупность особенностей качеств
личности, образующих её неповторимый
облик, принято называть индивидуальность
личности
.
Совершенно очевидно, что личностью
человек не рождается, поскольку ему ещё
предстоит развивать своё сознание, и
личностью человек может перестать быть
(хотя как индивид и будет продолжать
жить, сохраняя некоторые психические
процессы, свойственные человеку) при
тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей
природе социальным образованием,
личность, тем не менее, несёт на себе
отпечаток биологической организации
человека. Природные особенности человека
– это важные предпосылки, необходимые
условия психического развития, но сами
по себе они не определяют ни характера,
ни способностей человека, ни его
интересов, идеалов, убеждений. Мозг как
биологическое образование является
предпосылкой проявлений личности, но
все проявления её – продукт общественного
бытия человека.

Индивидуальность
личности

складывается из особенностей различных
черт личности, причём влияние социального
и биологического в них далеко не
одинаково. Имеются качества личности,
в развитии которых роль биологического,
врождённого велика (например, темперамент),
но имеются качества (мышление, память,
воображение и т.д.), в развитии которых
доминирующую роль начинают играть
особенности обучения. Ещё более возрастает
роль обучения в развитии знаний, навыков,
умений. Определённую группу составляют
качества направленности личности
(интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение
и т.д.), в формировании которых роль
биологического ничтожна, зато роль
социального опыта, и в особенности
воспитания, исключительно велика.

Психология
учитывает, что личность
не только объект общественных отношений,
не только испытывает социальные
воздействия, но преломляет, преобразует
их, поскольку постепенно личность
начинает выступать как совокупность
внутренних условий
,
через которые преломляются внешние
воздействия общества. Таким образом,
личность
не только объект и продукт общественных
отношений, но и активный субъект
деятельности, общения, сознания,
самосознания
.

studfiles.net

Психологическая структура волевого акта.

С
чего же начинается волевое действие
(рис. 1)? Конечно, с осознанного
понимания того, чего
индивид хочет и чего он должен добиться.
При ясном осознании цели и мо­тива,
ее вызывающего, стремление к цели принято
называть желанием.
Желание
— осознанно, влечение

неосознанно
(чего-то хочется, чего-то не хватает,
но что именно – не понятно).

Принятие решения действовать

БОРЬБА МОТИВОВ

ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ

Внутреннее волевое

действие

Внешнее исполнение волевого действия

Рис. 1. Психологическая
структура волевого акта.

Желание
обостряет осознание цели будущего
действия и построение его плана, при
этом отчетливо осознаются воз­можные
пути и средства достижения цели. При
формировании цели особую роль играет
содержание
цели
,
которая
ставится, характер
цели
и ее значение.
Чем
значительнее цель, тем более мощное
стремление может быть ею вызвано.
Психическое состояние, характеризующееся
столкновением нескольких желаний или
нескольких побуждений к деятельности,
называют борь­бой
мотивов
.
Борьба
мотивов включает в себя широкое мысленное
обсуждение человеком тех оснований,
которые говорят за и против необходимости
действо­вать в определенном направлении,
обсуждение того, как именно действовать.
За­ключительным моментом борьбы
мотивов является принятие
решения
,
заключа­ющееся
в выборе цели и способа действия: человек
решает действовать в опре­деленном
направлении, отдавая предпочтение
конкретным целям и мотивам и отвергая
другие. Принимая решение, человек
проявляет решительность,
при
этом он чувствует ответственность за
дальнейший ход событий.

Не
отвергая значимости борьбы мотивов и
внутренней работы созна­ния, сущностью
воли считают исполнение
принятого решения
,
поскольку
борьба мотивов и следующее за этим
принятие решения не идут дальше
субъек­тивных состояний. Именно
исполнение
решения составляет основной момент
волевой деятельности человека.
Таким
образом,
волевое действие
имеет
следующие ступени:

1.
Первая ступень —

постановка цели, т.е. ожидаемый и
предполагаемый результат действия. При
этом происходит «борьба» мотивов.

2.
Вторая ступень —
мысленное
планирование с помощью каких средств
добиться поставленной цели. При выборе
средств также могут иметь место серьезная
борьба и конфликт мотивов. Недопустимо
исходить из принципа «цель оправдывает
средства», т.е. для достижения цели все
средства хороши.

3.
Третьей ступенью

является совершение действия. На этой
ступени человек сталкивается с
разнообразными внешними трудностями,
которые препятствуют достижению цели.

План
может быть детализирован в разной
степени. Для его реализации необходимо
сознательное волевое
усилие

это
состояние
внутреннего напряжения, или активности,
которое вызывает мобилиза­цию
внутренних ресурсов, необходимую для
выполнения задуманного действия. Поэтому
волевые усилия всегда связаны со
значительными затратами энергии. Этот
заключительный этап волевого действия
может в одних случаях проявляться во
внешним действии, в других случаях
заключаться в отказе от внешнего
действия, такое проявление называют
внутренним
волевым действием.

В
различных условиях волевые усилия будут
различаться по интенсивности. Помимо
ситуатив­ных факторов существуют и
относительно устойчивые факторы,
определяющие интенсивность волевых
усилий
:

1.
мировоззрение
личности
,
проявляющееся в отношении к тем или
иным явлениям окружающего мира;

2.
мо­ральная
устойчивость
,
определяющая способность следовать по
намеченному пути в соответствии с
принятым решением;

3.
уровень
самоуправления

и самоорга­низации
личности

и др.

Воля
человека характеризуется определенными
качествами:

1.
Сила
воли

умение
преодолевать значи­тельные затруднения,
возникающие на пути к достижению
поставленной цели
.
Чем серьезнее препятствие, которое вы
преодолели на пути к поставленной цели,
тем сильнее ваша воля. Проявлением силы
воли являются выдержка
и
самообладание,
которые
выражаются в недопущении импульсивных
и необду­манных действий, в умении
владеть собой, а также воздерживаться
от того, что хочется делать, но что
представ­ляется неразумным или
неправильным.

2.
Целеустремленность
сознательная
и активная направленность личнос­ти
на достижение определенного результата
деятельности
.
Обычно различают целеустремленность
стратегическую,
т. е. умение руководствоваться
определен­ными принципами, и
целеустремленность оперативную,
заключающу­юся в умении ставить ясные
цели и не отвлекаться от них в процессе
выполнения.

3.
Инициативность

способность
действовать с целью реализации возникших
идей
.
Для многих людей преодоление собственной
инертности является наиболее трудным
моментом волевого акта. Сделать первый
осознанный шаг к реализации новой цели
может только самостоятельный человек.

4.
Самостоятельность
способность
осознанно принимать решения и умение
не поддаваться влиянию различных
факторов, препятствующих достижению
постав­ленной цели
.
Самостоятельный человек способен,
критически оценивая советы и предложения
окружающих, действовать на основе своих
взглядов и убеждений, вно­ся в свои
действия коррективы.

5.
Решительность
отсутствие
излишних колебаний и сомнений при борьбе
мотивов, своевременное и быстрое принятие
решений
.
Для решительных людей ха­рактерен
быстрый и энергичный переход от выбора
необходимых действий к са­мим действиям.

От
решительности как позитивного волевого
качества необходимо отличать
импульсивность,
которая
характеризуется торопливостью в принятии
решений, необдуманностью поступков.
Торопливость в принятии решения та­ким
человеком, как правило, объясняется его
нерешительностью, тем, что приня­тие
решения для него является чрезвычайно
сложным и мучительным процессом, поэтому
он стремится скорее от него освободиться.

6.
Последовательность.
У
последовательного человека все поступки
вытекают из единого руководяще­го
принципа, которому подчинено все
второстепенное и побочное. Последователь­ность
действий, в свою очередь, самым тесным
образом связана с самоконтролем
и
самооценкой.

Вывод
по первому вопросу:

Таким
образом, воля —
это сознательное регулирование своего
поведения и деятельности, выражающееся
в умении преодолевать внутренние и
внешние трудности при со­вершении
целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли за­ключается
в сознательной саморегуляции активности
в трудных условиях жизнедеятельности.

УЧЕБНЫЙ
ВОПРОС № 2

studfiles.net

Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества :: BusinessMan.ru

Одним из качеств, которое с детства пытаются выработать в человеке – это воля. Именно с ее помощью он может преодолевать трудности, принимать решения и вести нормальный образ жизни. Воля не является врожденным качеством, каждый человек вырабатывает ее в себе самостоятельно.

Понятие

Воля – это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество – не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.

Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.

Как возникла воля

Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.

Что дает воля

Волевое поведение обеспечивает выполнение нескольких функций организма, взаимосвязанных между собой. Оно побеждает, активизирует человека и тормозит его. Активизирующая функция позволяет осознанно принимать решения, принуждать себя к чему-то, чтобы получить желаемый результат. Вторая функция позволяет сдерживать свои желания, то есть не дает человеку проявлять активность в той сфере, которая помешает ему достигнуть поставленной цели.

Волевое действие

Охарактеризовать его можно наличием осознанных целей, а также трудностей и препятствий, так называемым напряжением, в момент их преодоления для получения результата. Структура волевого акта может быть простой и сложной.

Первая может иметь две фазы: человек ставит перед собой цель, не всегда ясно осознавая ее и побуждает себя к действию. Вторая фаза – это непосредственное осуществление самого действия, которое чаще всего знакомо и привычно индивиду. Он делает это в тот же момент, как поступил импульс. Отличием этого волевого акта является то, что нет борьбы мотивов, у человека не возникают внутренние противоречия, и он не борется сам с собой.

Сложный волевой акт

А вот для сложного волевого акта характерно наличие трех фаз. Первая называется подготовительной. Она включает в себя возникновение желания. Человека влечет к чему-то, он начинает этого хотеть, в связи с чем и возникает последующее побуждение к действию, направленному на получение желаемого. Вторая фаза, которую содержит структура волевого акта в психологии – борьба мотивов. Человек решает, а действительно ли ему это нужно, или можно это чем-то заменить. Стоит ли труд полученного результата. В этот момент человек должен сделать осознанный выбор. После этого у человека формируется чувство ответственности за свои действия. И только тогда он начинает планировать, просчитывать пути и средства, которые помогут ему достичь желаемого.

Основной фазой волевых актов считается выполнение принятых решений. При рассмотрении сложного волевого действия можно говорить о том, что оно включает в себя еще и преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Внешние обстоятельства не зависят от человека, его волевые качества не могут повлиять на них. Это по сути любые затруднения, поступившие извне, например, сопротивление людей со стороны. А вот внутренние проблемы напрямую зависят от индивида. Учитывается его психическое и физическое состояние. Могут мешать его привычки, недостаток опыта или знаний.

Некое усилие просто необходимо, чтобы человек смог принять решение и исполнить его. Это психическое явление, определяющее специфику волевого акта, которое обеспечивает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов и создает мотивацию на осуществление действий, способных привести к результату. Эти усилия напрямую зависят от мировоззрения человека, его моральных качеств, установок, самоорганизации и присутствия целей, которые значимы для общества.

Заключительная фаза, которую содержит структура волевого акта заключается в подведении итогов. В зависимости от того, достиг человек успеха или же, наоборот, он будет испытывать спектр эмоций. Среди них основные: досада, радость, спокойствие, стыд, раскаяние. Именно таким образом человек получает опыт, чтобы в следующий раз осуществить более сложный обдуманный поступок. Самым значимым волевым актом считается тот, который осуществляется мгновенно. Обычно человек способен проявить его только в особо сложных ситуациях, например, при катастрофе, во время аварии или на поле боевых действий.

Качества

Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:

  • Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
  • Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
  • Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
  • Энергичность.

Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора. Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека. Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.

Заключение

Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий. В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты.

businessman.ru

10. Структура волевого акта.

Волевой акт всегда
связан с приложением усилий, принятием
решений и их реализацией.

Для волевого акта
характерно наличие продуманного плана
осуществления каких-либо действий.

Волевой акт
характеризует усиленное внимание к
действию и отсутствие непосредствен-ного
удовольствия, получаемого в процессе
и в результате его выполнения (имеется
в виду эмоционального, а не морального
удовольствия).

Волевая деятельность
всегда состоит из определенных волевых
действий, в которых содержатся все
признаки и качества воли, изучение
волевых действий ведет к правильному
пониманию воли в целом и успешному
решению задач ее воспитания.

Что же представляет
собой волевое, то есть произвольное,
преднамеренное действие, входящее в
состав управляемой человеческой
деятельности (или каковы основные фазы
волевого процесса)?

Первоначальным
моментом всякого волевого действия —
его первой фазой – является возникновение
побуждения и постановка цели, на
достижение которой направляется данное
действие. Цель можно ставить как перед
собой, так и перед другими людьми,
принимать или отвергать ее, когда она
ставится кем-нибудь другим или
обстоятельствами жизни.

Следующий момент
волевого действия – вторая фаза волевого
процесса — стадия обсуждения и борьбы
мотивов, выбор, использование и создание
средств, способов и приемов достижения
поставленной цели.

Это обусловлено
тем, что цели бывают различные и ставятся
они в различных условиях. Сознательная
постановка целей связана с конкретным
учетом условий, средств и других
возможностей их достижения. Если же
цель возникает без учета таких возможностей
или вопреки им, то она будет не вполне
осознанной, недосягаемой и, значит,
нереальной, нежизненной, чем-то вроде
смутного влечения.

Определение
конкретных путей и возможностей
достижения цели является основой
планирования человеком своих действий
и деятельности в целом.

После постановки
цели и определения средств ее достижения
наступает следующий момент волевого
действия — третья фаза волевого процесса
— принятие решения, то есть выбор действия
в соответствии с целью.

Этот момент волевого
действия объясняется тем, что постановка
цели и определение средств ее достижения
человеку даются далеко не всегда просто
и легко. Особенно сложно это делать в
нестандартной ситуации, в экстремальной
обстановке.

Далее следует
заключительная — четвертая фаза волевого
процесса — исполнение принятого решения.
Это завершающий момент волевого действия.
Исполнить решение – значит практически
достигнуть цели. На этом и заканчивается
конкретное волевое действие, составляющее
элемент волевой деятельности человека.

11. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

В психологии
личность изучается разными отраслями
психологической науки. Это обусловлено
многоплановостью проявлений личности,
что требует разноуровневого психологического
анализа.

Б.Г.Ананьев так
резюмирует изучение проблемы личности
в психологии. «Проблема личности, являясь
одной из центральных в теоретической
и прикладной психологии, выступает как
исследование психических свойств и
отношений личности (общая психология
личности), индивидуальных особенностей
и различий между людьми (дифференциальная
психология), межличностных связей,
статуса и ролей личности в различных
общностях (социальная психология),
субъекта общественного поведения и
конкретных видов деятельности (все
области прикладной психологии)».

Индивид
носитель биологического в человеке.
Человек как индивид представляет собой
совокупность природных, генетически
обусловленных свойств, развитие которых
осуществляется в ходе онтогенеза,
результатом чего становится биологическая
зрелость человека. Таким образом, в
понятии индивид выражена родовая
принадлежность человека, т.е. любой
человек — это индивид. Но, появляясь на
свет как индивид, человек приобретает
особое социальное качество, он становится
личностью.

Личность
– это человек как носитель сознания.
Чем активнее деятельность человека,
тем отчётливее, ярче будут проявляться
особенности (черты) его личности.
Совокупность особенностей качеств
личности, образующих её неповторимый
облик, принято называть индивидуальность
личности
.
Совершенно очевидно, что личностью
человек не рождается, поскольку ему ещё
предстоит развивать своё сознание, и
личностью человек может перестать быть
(хотя как индивид и будет продолжать
жить, сохраняя некоторые психические
процессы, свойственные человеку) при
тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей
природе социальным образованием,
личность, тем не менее, несёт на себе
отпечаток биологической организации
человека. Природные особенности человека
– это важные предпосылки, необходимые
условия психического развития, но сами
по себе они не определяют ни характера,
ни способностей человека, ни его
интересов, идеалов, убеждений. Мозг как
биологическое образование является
предпосылкой проявлений личности, но
все проявления её – продукт общественного
бытия человека.

Индивидуальность
личности

складывается из особенностей различных
черт личности, причём влияние социального
и биологического в них далеко не
одинаково. Имеются качества личности,
в развитии которых роль биологического,
врождённого велика (например, темперамент),
но имеются качества (мышление, память,
воображение и т.д.), в развитии которых
доминирующую роль начинают играть
особенности обучения. Ещё более возрастает
роль обучения в развитии знаний, навыков,
умений. Определённую группу составляют
качества направленности личности
(интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение
и т.д.), в формировании которых роль
биологического ничтожна, зато роль
социального опыта, и в особенности
воспитания, исключительно велика.

Психология
учитывает, что личность
не только объект общественных отношений,
не только испытывает социальные
воздействия, но преломляет, преобразует
их, поскольку постепенно личность
начинает выступать как совокупность
внутренних условий
,
через которые преломляются внешние
воздействия общества. Таким образом,
личность
не только объект и продукт общественных
отношений, но и активный субъект
деятельности, общения, сознания,
самосознания
.

studfiles.net

39. Волевой акт и его структура.

Волевой акт – сложный,
многоступенчатый процесс, включающий
потребность (желание), определяющую
мотивацию поведения, осознание
потребности, борьбу мотивов, выбор
способа реализации, запуск реализации,
контроль реализации.

Этапы волевого действия
(волевого акта):

  1. возникновение побуждение
    и постановка цели

  2. борьба мотивов – этап,
    связанный с принятием решения

  3. принятие решения –
    фаза «разрешения» борьбы мотивов. На
    данном этапе возникает либо чувство
    облегчения, связанное с разрешением
    ситуации и снятием напряжения, либо
    состояние беспокойства, связанного с
    неуверенностью в правильности принятого
    решения

  4. исполнение – реализация
    принятого решения, воплощение того или
    иного варианта

Основные
признаки волевого акта: 
а)
приложение усилий для выполнения
волевого акта; 
б)
наличие продуманного плана
осуществления  поведенческого
акта; 
в)
усиленное внимание к такому поведенческому
акту и отсутствие непосредственного
удовольствия, получаемого в процессе
и в  результате
его исполнения; 
г)
нередко усилия воли направлены не только
на победу над обстоятельствами, сколько
на преодоление самого себя. 

40. Задатки и способности.

Способности –
индивидуально
психологическое свойство личности
определяющие успешность и быстроту
освоения знаний, умений и навыков в
определенной области деятельности, но
к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.

Задатки
– анатомо-физиологические, биологически
обоснованные предпосылки развития
способностей.

Задатки создают
предпосылки для развития способностей.
Они весьма многообразны и многозначны
(особенности психических познавательных,
эмоционально-волевых процессов,
психических свойств и состояний,
образований).

Способности
обуславливаются задатками, но ни в коем
случае ими не предопределяются.

Задатки сами по себе
ни на что не направлены. Они способствуют
формированию способностей в процессе
жизнедеятельности человека. По мнению
абсолютного большинства психологов,
человек далеко не в полной мере в процессе
своей жизнедеятельности реализует свои
задатки.

Способности должны
актуализироваться. Актуализация
способностей осуществляется при помощи
соответствующих психологических
механизмов:

— Мотивационный
механизм-без мотива, без желания,
способности не будут реализованы.

— Операционный механизм
-набор операций (способов), с помощью
которых реализуются способности, ведь
способности от слова — способ.

— Функциональный
механизм (процессуальный) — качество
психических процессов, с помощью которых
осуществляется функционирование
операционного механизма способностей.

Каждая способность
имеет свою специфику и вместе с тем
общую структуру.

У одного и того же
человека могут быть развиты разные
способности к различным видам деятельности,
но одна из них, как правило, будет более
значимой, чем другие, с одной стороны,
с другой — у разных людей наблюдаются
одни и те же способности, но они различаются
по уровню своего развития.

Для измерения уровня
развития способностей применяются
разные методики: Айзенка, Кеттела,
Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует
подчеркнуть, что более объективные
результаты дают методики выявления
динамики успешности в процессе
деятельности. Успешность личности во
многом предопределяется не отдельной
способностью, а сочетанием целого ряда
способностей. Сочетание способностей
носит чисто индивидуальный характер.

studfiles.net

4. Понятие и характеристика воли. Структура волевого акта и волевая регуляция поведения человека

Общая
характеристика волевых действий.

Любая деятельность человека всегда
сопровождается конкретными действиями,
которые могут быть разделены на две
большие группы: произвольные и
непроизвольные. Главное отличие
произвольных действий состоит в том,
что они осуществляются под контролем
сознания и требуют со стороны человека
определенных усилий, направленных на
достижение сознательно поставленной
пели. Например, представим себе больного
человека, который с трудом берет в руку
стакан с водой, подносит его ко рту,
наклоняет его, делает движение ртом, т.
е. выполняет целый ряд действий,
объединенных одной целью — утолить
жажду. Все отдельные действия, благодаря
усилиям сознания, направленным на
регуляцию поведения, сливаются в одно
целое, и человек пьет воду. Эти усилия
часто называют волевой регуляцией, или
волей.

Воля
— это сознательное регулирование
человеком своего поведения и деятельности,
выраженное в умении преодолевать
внутренние и внешние трудности при
совершении целенаправленных действий
и поступков.

Главная функция воли заключается в
сознательной регуляции активности в
затрудненных условиях жизнедеятельности.
В основе этой регуляции лежит взаимодействие
процессов возбуждения и торможения
нервной системы. В соответствии с этим
принято выделять в качестве конкретизации
указанной выше общей 4’ункции две другие
— активизирующую и тормозящую.

Имея
побуждающую силу, желание обостряет
осознание цели будущего действия и
построение его плана. В свою очередь,
при формировании цели особую роль играет
ее содержание,
характер

и значение.
Чем значительнее цель, тем более мощное
стремление может быть вызвано ею.

Рис.
3.3. Психологическая структура волевого
акта

Желание
не всегда сразу претворяется в жизнь.
У человека иногда возникает сразу
несколько несогласованных и даже
противоречивых желаний, и он оказывается
в весьма затруднительном положении, не
зная, какое из них реализовать. Психическое
состояние, которое характеризуется
столкновением нескольких желаний или
нескольких различных побуждений к
деятельности, принято называть борьбой
мотивов.

Борьба мотивов включает в себя оценку
человеком тех оснований, которые говорят
за и против необходимости действовать
в определенном направлении, обдумывании
того, как именно действовать. Заключительным
моментом борьбы мотивов является
принятие
решения,

заключающегося в выборе цели и способа
действия. Принимая решение, человек
проявляет решительность;
при этом он, как правило, чувствует
ответственность за дальнейший ход
событий.

Следует
отметить,
что в психологической науке активно
ведутся
споры
по проблеме принятия решения. С одной
стороны, борьба мотивов и последующее
принятие решения рассматриваются как
основное звено, ядро волевого акта. С
другой стороны, отмечается тенденция
выключения из волевого акта внутренней
работы сознания, связанной с выбором,
обдумыванием и оценкой.

Существует
и другая точка зрения, характерная для
тех психологов, которые, не отвергая
значимость борьбы мотивов и внутренней
работы сознания, видят сущность воли в
исполнении
принятою решения,

поскольку борьба мотивов и следующее
за этим принятие решения не идут дальше
субъективных состояний. Именно исполнение
решения составляет основной момент
волевой деятельности человека.

Исполнительный
этап волевого действия имеет сложную
структуру. Прежде всего исполнение
принятого решения связано с тем или
иным временем, т. е. с определенным
сроком. Если исполнение решения
откладывается на длительный срок, то в
этом случае принято говорить о намерении
исполнить принятое решение. Обычно мы
говорим о намерении, когда сталкиваемся
со сложными видами деятельности:
например, поступить в вуз, получить
определенную специальность. Простейшие
волевые действия, такие как утолить
жажду или голод, изменить направление
своего движения, чтобы не столкнуться
с идущим навстречу человеком, исполняются,
как правило, сразу. Намерение по своей
сути является внутренней подготовкой
отсроченного действия и представляет
собой зафиксированную решением
направленность на осуществление цели.
Однако одного намерения недостаточно.
Как и в любом другом волевом действии,
при существовании намерения можно
выделить этап планирования путей
достижения поставленной цели. План
может быть детализирован в разной
степени. Для одних людей характерно
стремление все предусмотреть, спланировать
каждый шаг. В то же время другие
довольствуются лишь общей схемой. При
этом спланированное действие не
реализуется сразу. Для его реализации
необходимо сознательное волевое
усилие.

Под волевым усилием понимается особое
состояние внутреннего напряжения, или
активности, которое вызывает мобилизацию
внутренних ресурсов человека, необходимую
для выполнения задуманного действия.
Поэтому волевые усилия всегда связаны
со значительной тратой энергии.

Этот
заключительный этап волевого действия
может получить двоякое выражение: в
одних случаях он проявляется во внешнем
действии, в других случаях, наоборот,
он заключается в воздержании от
какого-либо внешнего действия (такое
проявление принято называть внутренним
волевым действием).

Волевое
усилие качественно отличается от
мышечных напряжений. В волевом усилии
внешние движения могут быть представлены
минимально, а внутреннее напряжение
может быть весьма значительным. Вместе
с тем в любом волевом усилии в той или
иной степени присутствует и мышечное
напряжение. Например, рассматривая или
вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы
лба, глаз и т. п., но это не дает основания
отождествлять мышечные и волевые усилия.

В
различных конкретных условиях проявляемые
нами волевые усилия будут различаться
по интенсивности. Это связано с тем, что
интенсивность волевых усилий прежде
всего зависит как от внешних, так и от
внутренних препятствий, на которые
наталкивается выполнение волевого
действия.

Характеристики
воли.

1) Сила
воли

как обобщенная способность преодолевать
значительные затруднения, возникающие
на пути к достижению поставленной цели.
Чем серьезнее препятствие, которое вы
преодолели на пути к поставленной цели,
тем сильнее ваша воля. Именно препятствия,
преодолеваемые с помощью волевых усилий,
являются объективным показателем
проявления силы воли.

Среди
различных проявлений силы воли принято
выделять такие личностные черты, как
выдержка
и самообладание,
которые выражаются в умении сдерживать
свои чувства, когда это требуется, в
недопущении импульсивных и необдуманных
действий, в умении владеть собой и
заставлять себя выполнять задуманное
действие, а также воздерживаться от
того, что хочется делать, но что
представляется неразумным или
неправильным.

2)
Целеустремленность
сознательная
и активная направленность личности на
достижение определенного результата
деятельности. Очень часто, когда говорят
о целеустремленности, используют такое
понятие, как настойчивость,
которое
характеризует
стремление человека в достижении
поставленной цели даже в самых сложных
условиях. Различают целеустремленность
стратегическую, т. е. умение руководствоваться
во всей своей жизнедеятельности
определенными принципами и идеалами,
и целеустремленность оперативную,
заключающуюся в умении ставить ясные
цели для отдельных действий и не
отклоняться от них в процессе их
достижения.

От
настойчивости принято отличать упрямство.
Упрямство чаще всего выступает как
отрицательное качество человека. Упрямый
человек всегда старается настоять на
своем, несмотря на нецелесообразность
данного действия. Как правило, упрямый
человек в своей деятельности руководствуется
не доводами разума, а личными желаниями,
вопреки их несостоятельности. По сути,
упрямый человек не владеет своей волей,
поскольку он не умеет управлять собой
и своими желаниями.

3)
Инициативность
заключается в способности предпринимать
попытки к реализации возникших у человека
идей. Для многих людей преодоление
собственной инертности является наиболее
трудным моментом волевого акта. 4)
Самостоятельность

это характеристика воли, которая
непосредственно связана с инициативностью.
Самостоятельность проявляется в
способности осознанно принимать решения
и в умении не поддаваться влиянию
различных факторов, препятствующих
достижению поставленной цели.
Самостоятельный человек способен,
критически оценивая советы и предложения
других людей, действовать на основе
своих взглядов и убеждений и при этом
вносить в свои действия коррективы,
сформированные на основе полученных
советов.

От
самостоятельности следует отличать
негативизм. Негативизм проявляется в
немотивированной, необоснованной
склонности действовать наперекор другим
людям, противоречить им, хотя разумные
соображения не дают оснований для таких
поступков. Негативизм большинством
психологов расценивается как слабость
воли, выражающаяся в неумении подчинить
свои действия доводам разума, сознательным
мотивам поведения, в неумении противостоять
своим желаниям, ведущим к безделью, и
др. Очень часто безделье связывают с
ленью. Именно лень является всеобъемлющей
характеристикой качеств, противоположных
по смыслу позитивным качествам воли.

5)
Решительность
заключается
в отсутствии излишних колебаний и
сомнений при борьбе мотивов, в своевременном
и быстром принятии решений. Прежде всего
решительность проявляется в выборе
доминирующего мотива, а также в выборе
адекватных средств достижения поставленной
цели. Решительность проявляется и при
осуществлении принятого решения. Для
решительных людей характерен быстрый
и энергичный переход от выбора действий
и средств к самому выполнению действия.

От
решительности, как позитивного волевого
качества, необходимо отличать
импульсивность, которая характеризуется
торопливостью в принятии решений,
необдуманностью поступков. Импульсивный
человек не задумывается перед тем, как
начать действовать, не учитывает
последствий того, что он делает, поэтому
часто раскаивается в том, что совершил.
Торопливость в принятии решения таким
человеком, как правило, объясняется его
нерешительностью, тем, что принятие
решения для него является чрезвычайно
сложным и мучительным процессом, поэтому
он стремится скорее от него освободиться.

Исключительно
важным волевым качеством человека
является последовательность
действий человека. Последовательность
действий характеризует то, что все
совершаемые человеком поступки вытекают
из единого руководящего принципа,
которому человек подчиняет все
второстепенное и побочное. Последовательность
действий, в свою очередь, самым тесным
образом связана с самоконтролем
и самооценкой.

Заключение

Эмоции
и чувства являются мощным средством
психического воздействия. Юрист не
должен и не может постоянно скрывать
своих эмоций и чувств. Его радость и
печаль, досада и удивление, презрение
и восхищение являются результатом его
морально-оценочной деятельности,
средством воспитательного воздействия.
Чуткость, отзывчивость, искреннее
сопереживание бед и страданий случайно
отступившихся людей, всемерная помощь
им для возвращения к новой жизни – все
это возможно лишь при достаточно высоком
уровне эмоционального развития
следователя и судьи, прокурора и
защитника.

Утрата
эмоциональной отзывчивости является
симптомом профессиональной деформации
юриста.

В
то же время юрист должен уметь
контролировать свои эмоции, не допуская
их диффузии, когда эмоции становятся
фактором дезорганизации сознания,
начинают препятствовать объективному
и всестороннему расследованию
преступления, логическому построению
системы доказательств.

38

studfiles.net

15. Понятие о воле, структура волевого акта.

Воля
— особый, свойственный только человеческой,
психический процесс, который выражаются
в сознательном самодетерминации человека
своей деятельности и психических
процессов. Многообразие всех ситуаций,
требующих волевой регуляции, можно
свести к ситуации преднамеренного
воздействия на собственные побуждения
с целью сохранения или изменения их
побудительной силы. Волевая регуляция
происходит при участии других психических
процессов. Особенностями волевых
действий является: сознательная
целеустремленность, связь с мышлением,
связь с движением.

Психологическая
структура волевого акта:

1.
Побуждение к совершению волевого
действия.

2.
Представление и осмысление цели
действия(включая борьбу мотивов).

3.
Осмысление средств, необходимых для
достижения намеченной цели.

4.
Намерение осуществить данное действие
(включает волевое усилие).

5.
Выполнение принятого решения.

Еще
Аристотель ввел понятие воли в систему
категорий науки о душе для того, чтобы
объяснить, каким образом поведение
человека реализуется в соответствии
со знанием, которое само по себе лишено
побудительной силы. Воля у Аристотеля
выступала как фактор, наряду со стремлением
способный изменять ход поведения:
инициировать его, останавливать, менять
направление и темп.

Один
из существенных признаков волевого
акта заключается в том, что он всегда
связан с приложением усилий, принятием
решений и их реализацией. Воля предполагает
борьбу мотивов. По этому существенному
признаку волевое действие всегда можно
отделить от остальных. Волевое решение
обычно принимается в условиях
конкурирующих, разнонаправленных
влечений, ни одно из которых не в состоянии
окончательно победить без принятия
волевого решения.

Воля
предполагает самоограничение, сдерживание
некоторых достаточно сильных влечений,
сознательное подчинение их другим,
более значимым и важным целям, умение
подавлять непосредственно возникающие
в данной ситуации желания и импульсы.
На высших уровнях своего проявления
воля предполагает опору на духовные
цели и нравственные ценности, на убеждения
и идеалы.

Еще
один признак волевого характера действия
или деятельности, регулируемой волей,—
это наличие продуманного плана их
«осуществления. Действие, не имеющее
плана или не выполняемое по заранее
намеченному плану, нельзя считать
волевым. «Волевое действие — это…
сознательное, целенаправленное действие,
посредством которого человек осуществляет
стоящую перед ним цель, подчиняя свои
импульсы сознательному контролю и
изменяя окружающую действительность
в соответствии со своим замыслом».

Существенными
признаками волевого действия являются
усиленное внимание к такому действию
и отсутствие непосредственного
удовольствия, получаемого в процессе
и в результате его выполнения. Имеется
в виду, что волевое действие обычно
сопровождается отсутствием эмоционального,
а не морального удовлетворения. Напротив,
с успешным совершением волевого акта
обычно связано как раз моральное
удовлетворение от того, что его удалось
выполнить. У. Джемс по этому поводу писал
следующее: «Обширный мир, окружающий
нас со всех сторон, задает нам всевозможные
вопросы и испытывает нас всеми возможными
способами. Некоторые из этих испытаний
мы преодолеваем при помощи нетрудных
действий и на некоторые вопросы отвечаем
отчетливо сформулированными словами.
Но на самый глубочайший из всех вопросов,
которые когда-либо предлагаются нам
миром, не допускается другого ответа,
кроме немого сопротивления воли и
сжимания фибр нашего сердца, когда мы
как бы говорим: «Пусть так, а я все же
буду делать вот этак».

Нередко
усилия воли направляются человеком не
столько на то, чтобы победить и овладеть
обстоятельствами, сколько на то, чтобы
преодолеть самого себя. Это особенно
характерно для людей импульсивного
типа, неуравновешенных и эмоционально
возбудимых, когда им приходится
действовать вопреки своим природным
или характерологическим данным.

Ни
одна более или менее сложная жизненная
проблема человека не решается без
участия воли. Никто на Земле никогда
еще не добился выдающихся успехов, не
обладая выдающейся силой воли. Человек
в первую очередь тем и отличается от
всех остальных живых существ, что у
него, кроме сознания и интеллекта, есть
еще и воля, без которой способности
оставались бы пустым звуком.

studfiles.net