Структура власти рф – Органы власти в Российской Федерации: понятие, структура
Структура государственной власти РФ :: BusinessMan.ru
Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.
Власть, политическая власть – значение понятий
С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.
По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.
Разделение власти
Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.
Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.
Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.
Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.
Исполнительная власть в России
Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.
Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.
Структура органов исполнительной власти в России
Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.
- Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
- Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
- Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).
Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.
Органы законодательной власти
Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.
Федеральное собрание: структура
Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.
Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.
Судебная власть
Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:
- Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
- Разрешение споров между гражданами.
- Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.
Признаки судебной власти РФ
Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:
- судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
- судебная власть ни от кого не зависит;
- для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.
Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.
Судебная система РФ
Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.
Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.
Политический режим в России
Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.
Заключение
Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.
businessman.ru
Структура органов государственной власти в современной России
Структура государственной власти в России определяется принципом разделения власти. Так, в статье 10-й Конституции РФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В Конституции РФ закреплено верховенство выборной законодательной власти, которая, однако, действует в рамках Конституции.
К высшим инстанциям государственной власти в России относятся:
1. Президент Российской Федерации – глава государства. Слово «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». В государствах с республиканской формой правления президент является либо главой государства и исполнительной власти, либо только государства. В России президент, согласно Конституции РФ, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (Ст.80). Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Ныне действующей Конституцией РФ предусмотрена значительная концентрация власти в руках президента. Эта конституционная возможность централизации власти была затем усилена законами, например законом о порядке формировании правительства, созданием таким не зафиксированных в Конституции органов как Администрации Президента и др. Подобная концентрация власти в руках президента дает определенные основания для характеристики современного политического режима в России как авторитарного.
Президент России избирался на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно новому закону на следующих выборах в 2012 г. президент будет избираться на 6 лет. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.
Хотя в Конституции это не зафиксировано, но по существу Президент РФ является носителем некой верховной власти, подобно власти императора в царской России или Генерального секретаря ЦК КПСС в советский период. В России существуют устойчивые массовые представления о необходимости и благотворности верховной власти (царя, генерального секретаря или президента). Они во многом основаны на вере в то, что такая власть, возвышаясь над противоборствующими группировками своекорыстного «начальства», способна обеспечить мир и согласие в стране. Этим обусловлен и высокий рейтинг президента, при том, что деятельностью правительства недовольны более половины россиян.
Президент наряду с общим руководством государством в той или иной мере выполняет и функции трех ветвей власти: в большей мере исполнительной (осуществляет руководство правительством), законодательной (издает указы, подписывает законы принятые парламентом), в меньшей мере судебной (так он решает вопрос о помиловании преступников).
2. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации– представительный и законодательный орган государства.Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.Совет Федерации выражает интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органа власти.
От Белгородской области в Совет Федерации входят Н. И. Рыжков (от исполнительной власти) и В.Н. Мошкович (от законодательной власти вместо Г.Г. Голикова, избранного депутатом Государственной Думы). Н.И. Рыжков бывший Председатель Совета министров СССР, дважды избирался депутатом в ГД РФ от Белгородского избирательного округа. В.Н. Мошкович – бывший генеральный директор групп компаний «Русагро», сделавший много полезного для Белгородской области. Председателем Совета Федерации является В.И. Матвиенко.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается населением на 5 лет. Председателем Государственной Думы является лидер партии «Единая Россия» С.Е. Нарышкин. На выборах в ГД РФ в декабре 2007 г. которые проходили о пропорциональной системе лишь 4 партии преодолели 7-процентный барьер. «Единая Россия» получила 64,3% голосов избирателей и соответственно 315 депутатских мест, КПРФ – 11,57% и 57 мест, ЛДПР – 8,14% и 40 мест, «Справедливая Россия» — 7,74% и 38 депутатских мандатов. Выборы, состоявшиеся в декабре 2011 г. существенно изменили представительство партий в нижней палате российского парламента. Так «Единая Россия» получила 49,32% голосов избирателей и соответственно 238 депутатских мест, КПРФ – 19,19% и 92 места, ЛДПР – 11,67% и 56 мест, «Справедливая Россия» — 13,24% и 64 депутатских мандата.
3. Правительство Российской Федерации – исполнительный орган государства.Оно подчиняется как президенту, так и Федеральному Собранию РФ.Председателем Правительства РФ является В.В. ПутинВ состав правительства входят, заместители председателя правительства, министры, главы самостоятельных агентств и служб. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят 16 министерств. 11 министерств (министров) подчиняются Председателю Правительства, а 5 – непосредственно Президенту РФ. Сами министерства состоят из агентств и служб. 12 из самостоятельных служб и агентств подчиняются Председателю правительства, а 7 непосредственно Президенту РФ (например, ФСБ – федеральная служба безопасности).
4. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд – органы судебной власти. В настоящее время стоит задача совершенствования судебной системы. Предполагается, что необходимо повысить ее открытость, что снизит ее коррупционность. На преодоление коррупции судебной системы рассчитано и повышение зарплаты судей. Несмотря на большие перемены, произошедшие в работе судебной власти, значительная часть населения не доверяет ей и не верит в справедливость правосудия.
Российскую Федерацию можно определить как республику смешанного типа – президентско-парламентского, так как правительство подотчетно одновременно и парламенту, и президенту. 6 апреля 2009 впервые состоялся, как мероприятие прописанное поправкой в Конституцию РФ, отчет Председателя правительства РФ перед ГД РФ. Принятый вариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничем угрожать. В реальной политической практике РФ предстает как суперпрезидентская республика. Однако в рамках существующей Конституции РФ вполне возможна эволюция российского государства в направлении реальной президентско-парламентской республики6. На сегодняшний день в РФ возросла роль премьер-министра (В.Путина), что позволяет говорить о наличии в стране дуумвирата.
Исследователи, говоря о разделении власти в России, отмечают сравнительную слабость законодательной власти, отсутствие достаточного контроля над исполнительной властью в лице президента, инертность судебной власти, особенно Конституционного суда. Достаточно остро стоит вопрос и о распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.
Разделение государственной власти на три ветви имеет место и на уровне регионов России, в том числе и в Белгородской области. Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране. Это объясняет то, что структура органов государственной власти одного субъекта федерации отличается от структуры госаппарата другого.
Высшее должное лицо области – губернатор (в настоящее время Е.С. Савченко), ему принадлежит высшая исполнительная власть, одновременно он осуществляет и законодательную власть, утверждая законы, издаваемые областной думой. В других субъектах Федерации высшим должностным лицом может быть президент (в республиках), глава администрации и др.
Высшим законодательным органом Белгородской области является Белгородская областная Дума, которая состоит из 35 депутатов. Областная дума была образована в мае 1994 года. За истекшее время она приняла около 500 законов, регулирующих отношения в различных сферах жизни региона. Областную Думу возглавляет И.Н. Кулабухов.
Исполнительная власть осуществляется администрацией губернатора и правительством Белгородской области, которому подотчетны ряд департаментов и управлений7. Региональный государственный аппарат работает достаточно эффективно. Так, согласно проведенным в 2006 г. научным исследованиям в рейтинге качества госуправления, на первых местах находятся Чувашия, Ростовская и Белгородская область. Москва занимает 31-место, Санкт-Петербург – 77-е8.
studfiles.net
Структура власти в РФ :: BusinessMan.ru
В качестве единственного источника власти в России выступает ее народ. Он реализует свои права непосредственно или через выбираемых представителей. Последние формируют соответствующие органы государственной и местной власти. Порядок их образования установлен Конституцией.
Структура власти
Конституция РФ провозглашает основополагающие принципы, касающиеся различных сфер жизни страны. В частности, в Основном законе определена структура власти. В России существуют три формы ее реализации:
- Судебная.
- Законодательная.
- Исполнительная.
Все эти направления формируют единый аппарат. Однако вместе с этим каждая из данных форм имеет свои полномочия, которыми они отличаются друг от друга. В целом структура власти предполагает наличие двух систем: государственной и региональной. В стране сформированы институты, которые наделены особым статусом и не относятся ни к одной из указанных отраслей. Вместе с этим они реализуют государственные функции и выступают как часть единой системы. К таким институтам, в частности, относят Счетную палату, Прокуратуру РФ, ЦБ, ВАН, ЦИК, уполномоченного по правам человека.
Компетенция
Структура власти сформирована так, что для каждого института, действующего внутри нее, устанавливаются свои предметы ведения и пределы полномочий. Их компетенция должна быть достаточной для реализации государственных задач. Структура органов власти — это единая система, гарантирующая целостность страны. Конституция закладывает основы разделения предметов ведения между государственными и региональными институтами. Оно проводится так, чтобы сфера совместных полномочий не переходила в исключительную компетенцию РФ или субъектов.
Структура исполнительной власти
В качестве субъектов разграничения компетенции выступают ФС, глава государства, правительство, Конституционный суд, муниципальные структуры, законодательные и другие институты. С введением должности президента РСФСР правительство вошло в структуру исполнительной федеральной власти. В соответствии с действующей Конституцией этот институт самостоятельно реализует государственные функции наравне с главой страны, Федеральным собранием, судами.
Структура органов исполнительной власти обладает своей спецификой. Так, формально президент не относится ни к одной из ветвей. Однако на практике его полномочия позволяют включить его в исполнительную структуру власти. Кроме него реализацию государственных функций в этом направлении осуществляют правительство РФ, администрации субъектов. В систему входят государственные комитеты, министерства и ведомства, федеральные службы, комиссии и надзоры, прочие институты.
Структура органов исполнительной власти
Она устанавливается указами президента. Все институты разделены на органы общей и специальной компетенции. К первым, в частности, относят правительство РФ, административные аппараты регионов. Структура власти включает в себя специальные институты, которые действуют по отраслевому признаку. К ним относят Минобороны, МИД, Комитет по рыболовству и так далее. В качестве основного назначения этих структур выступает исполнение положений конституции, законов и прочих нормативных актов, решение разных оперативных вопросов и так далее. Эти институты наделены особыми полномочиями. В частности, они могут распоряжаться самостоятельно финансовыми, материальными и другими ресурсами, осуществлять управление госимуществом и пр.
Правительство
Этому органу в структуре власти принадлежит особая роль. В целом данный институт наделен законодательной инициативой. Согласно принципу разделения власти он относится к исполнительной ветви. Представитель правительства присутствует в ФС. Для организации деятельности этого института формируются советы и комиссии. Указанный исполнительный орган осуществляет руководство федеральными министерствами и прочими структурами этой ветви власти, обеспечивает контроль их деятельности. Соответственно, ведомства подчиняются правительству и несут ответственность перед ним за реализацию порученных задач.
Общие полномочия
Правительство реализует ряд государственных задач. Среди них:
- Организация внешней и внутренней политики страны.
- Регулирование социально-экономической сферы.
- Обеспечение единства исполнительной системы РФ.
- Регулирование и контроль подчиненных институтов.
- Формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации.
Дополнительно правительство пользуется правом на законодательную инициативу. В рамках социально-экономической сферы этот институт регулирует хозяйственные процессы, контролирует свободное движение финансов, услуг и продукции. В задачи правительства входит прогнозирование социально-экономического развития страны в целом и отраслей в частности.
businessman.ru
Структура государственной власти в рф схема
Как уже упоминалось в лекции № 2, самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.
Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства.
Поскольку государственная власть является видом социальной власти, то она предназначена для подчинения своей воле подвластных с целью управления обществом, создания организованности и порядка в нем.
Признаки государственной власти:
1. Публичный характер. Распространяется на общество в целом, на всех его членов, все группы и организации людей. Этот признак не отличает государственную власть от потестарной власти первобытного общества, но дифференцирует от иных видов социальной власти: семейной, религиозной, корпоративной, мафиозной и т.д.
2. Политический характер. Политика есть искусство управления социально неоднородным обществом, разделенном на группы, классы, касты, страты и т.д., а государственная власть функционирует именно в таком обществе. Следует считать государственную власть разновидностью политической, а не отождествлять их, поскольку есть другие виды политической власти — власть политических партий, лоббистских группировок, клиентел и т.д.).
3. Территориальность. Действует в пределах определенной территории, общегосударственная в пределах территории всего государства, региональная в пределах субъекта федерации и т.д.
4. Суверенность. Выражается в верховенстве внутри страны и независимости из вне. Верховенство выражается в возможности признать ничтожным проявление любой другой власти (религиозной, клановой, профсоюзной, криминальной и т.д.) и в том, что она распространяется на всех пребывающих на территории субъектов.
Независимость проявляется в самостоятельности принятия решений на международной арене по всем вопросам, базируясь на международных договорах и принципах международного права и (добрососедство, признание территориальной целостности и других).
5. Легальность и легитимность. Легальность есть основанность государственной власти на внутреннем законодательстве и общепризнанных принципах и нормах международного права (последнее для современных государств). Легитимность выражает психологическую, ценностную, нравственную характеристики государственной власти, влекущие доверие к ней со стороны населения и готовность ей подчиняться.
Осуществляется при помощи различных средств и методов: авторитета, обычаев, традиций, религии, идеологии, пропаганды, информации, поощрения, стимулирования, рекомендаций и т.д. Среди них есть специальные средства, которыми обладает только государственная власть: а) механизм государства, состоящий из органов управления и принуждения, и отряда чиновников, профессионально занимающихся управлением; б) нормы позитивного права. К специальным методам относится государственное принуждение, включая прямое насилие и подавление. Государство обладает монополией на осуществление принуждения.
Структура государственной власти.Это вопрос о внутреннем строении, элементах, из которых она состоит. Государственная власть, как и всякая социальная власть (см. лекцию № 2) рассматривается в статике и в динамике. Структура государственной властив статике представлена двумя элементами: воля и сила. Воля определяет сущность власти, поскольку власть всегда есть проявление чьей-либо воли. Властвующим субъектом может быть индивид, группа людей, социальный класс, народ и т.д.
Властвование предполагает навязывание воли с одной стороны и подчинение с другой стороны. Чью волю осуществляет государство? В идеале государство должно выражать и осуществлять волю всего народа, а также волю классов и социальных групп. Выражение воли в реальных государствах зависит от их сущности, целей, социальной направленности власти, социально-политической и международной обстановки и других факторов.
Сила, второй элемент власти, претворяет волю в жизнь. Без силы воля не может воплотиться, воздействовать на поведение и деятельность людей. Сила государственной власти воплощается в механизме государства: в органах управления (парламенты, правительства, министерства, суды, прокуратуры), в органах принуждения (армия, полиция, внутренние войска, тюрьмы и т.д.), а также в предприятиях, учреждениях и организациях государственного сектора, которые создают для государственных органов материальную, финансовую базу, готовят для него кадры и т.д. Если авторитета органов управления недостаточно для утверждения государственной воли, в действие вступают органы государственного принуждения.
Структура государственной власти в динамике состоит из субъекта, объекта, властеотношения, средств и методов осуществления власти.
Субъекты государственной власти – те, кто является носителем, кому принадлежит государственная власть, от кого исходит властный импульс. Это народ, социальные группы, слои населения, элиты, национальные общности. Но от имени перечисленных субъектов действуют, их волю выражают, как правило, государство и его органы.
Объекты государственной власти – подвластные, на кого направлен властный импульс со стороны властвующих субъектов. Это индивиды, их объединения, слои и классы, социальные и национальный общности общество в целом. Они также могут быть представлены государственными органами. Субъекты и объекты государственной власти не совпадают, совпадение возможно при осуществление народовластия в прямых формах (референдумы, выборы).
Властеотношение возникает между властвующими и подвластными, содержанием его является проявление и навязывание воли со стороны властвующего субъекта и подчинение ей воли подвластного. Подчинение может добровольным и принудительным. Воля государственно-властного субъекта обычно облечена в форму позитивного права (законы и подзаконные акты), где подвластным в виде правовых норм предписано определенное поведение.
Средства осуществления государственной власти есть то, на что она опирается, посредством чего она осуществляется, претворяется в жизнь. Характеризуя признаки государственной власти уже было отмечено, что государственная власть имеет в распоряжении специфические средства, которыми не обладают другие властные субъекты: а) механизм государства, состоящий из органов управления и принуждения и отряда чиновников, профессионально занимающихся управлением; б) нормы позитивного права.
Вместе с тем, в механизм государства включены предприятия, учреждения и организации государственного сектора, которые создают для государственных органов материальную, финансовую базу, готовят для него кадры. Одновременно государственная власть может использовать и негосударственные объединения, организации, движения, средства массовой информации, а также социальные нормы не только юридические, но и моральные, религиозные, политические, обычаи, традиции и т.д.
Методы осуществления государственной власти. Методы, способы навязывания воли зависят от совпадения интересов и воли субъекта и объекта государственной власти. В случае совпадения воли применяется метод информационного обеспечения, рекомендаций. В случае расхождения применяются разъяснение, убеждение, согласование, стимулирование, поощрение. Когда воля субъектов противоположна до непримиримости, применяется государственное принуждение. Принуждение – привлечение субъекта помимо его воли к совершению каких-либо действий или претерпеванию каких-либо действий в отношении его со стороны других субъектов.
Государственное принуждение – это психическое, материальное или физическое воздействие органов государства и должностных лиц государства, облеченных властными полномочиями, с целью навязать свою волю и заставить действовать в соответствии с ней, а также в интересах государства и всего общества. Это разновидность эффективного влияния, основанного на использовании политических, экономических, физических и других средств давления на субъекта (запугивание, угроза применения силы, собственно насилие). В современном обществе открытое насилие заменяется латентными (скрытыми) формами — манипулирование информацией, сознанием. Государственное принуждение осуществляется в двух формах: правовой и неправовой. Неправовая форма принуждения чревата произволом должностных лиц и государства в целом, характерна для антидемократических (авторитарных, тоталитарных, деспотических) режимов. Правовое принуждение основано на правовых нормах, в которых формально закреплены вид и мера принуждения со стороны государства, а также специальные процедуры, в которых принуждение осуществляется. Такое принуждение возможно обжаловать в независимые судебные органы, в случае если оно было незаконным, необоснованным, несправедливым. Разновидностей правового принуждения много: превентивные меры (профилактика), меры пресечения (задержание, привод) меры защиты (восстановление нарушенных прав), меры безопасности (досмотр пассажиров и багажа, реквизиция) и т.д.
Любое государство традиционно применяет метод убеждения, который применяют и все другие властвующие в обществе субъекты, т.е. этот метод не специальный. Убеждение есть метод активного воздействия на сознание и волю людей посредством идей, ценностей, знаний, информации, с целью формирования взглядов, убеждений, установок, основанных на понимании сущности и целей государственной власти. Метод убеждения не имеет многих побочных социальных эффектов метода принуждения и его значение для государственной власти возрастает с ростом политической культуры общества.
Структура государственной власти может быть рассмотрена с точки зрения принципа разделения властей, когда в ней различают законодательную, исполнительную, судебную ветви власти (к ним могут быть причислены согласно конституциям различных государств и другие ветви, например, президентская, учредительная, избирательная, муниципальная и т.д.).
С точки зрения территории, на которую распространяется государственная власть, различают федеральную (центральную) государственную власть, региональную государственную власть, осуществляемую на территории субъекта федерации, местную власть, действие которой ограничено административно-территориальным образованием. Следует помнить, что согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не являются государственными, они осуществляют местное самоуправление на территории муниципального образования. Однако государственная власть может осуществлять властное воздействие на данной территории непосредственно через государственные органы или их представителей на местах, либо использовать органы местного самоуправления. Последние в этом случае не изменяют своей природы и не становятся государственными.
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 13396 | Нарушение авторского права страницы
kvartal-sobitii.ru
полномочия, состав, структура :: BusinessMan.ru
В России высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть, является Правительство РФ. Конституция определяет порядок его действия и статус. В частности, основополагающие принципы содержатся в главе 6. Вторым нормативным актом, регулирующим деятельность органа, является федеральный Закон «О Правительстве РФ». Далее рассмотрим подробнее этот институт. В статье будет описана структура Правительства РФ, особенности его образования и характер его деятельности.
Общие сведения
Исполнительная ветвь выступает как важнейший элемент существующей в стране системы разделения властей. Она выражена в определенной системе госорганов. Они, в свою очередь, связаны друг с другом по горизонтали и вертикали. На высшей ступени этой системы находится Правительство РФ. Оно является коллегиальным органом госвласти общей компетенции. Структура Правительства РФ создана таким образом, чтобы обеспечить руководство распорядительной (административной) и исполнительной деятельностью в стране.
Место в системе госвласти
Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.
Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.
Состав и порядок образования
Структура Правительства РФ состоит из:
- Федеральных министров.
- Председателя и его заместителей.
Порядок образования коллегиального органа установлен в главе 6 Основ. Формирование Правительства РФ осуществляется Президентом с согласия Госдумы. Последняя принимает или отклоняет предложенные кандидатуры на тот или иной пост. Предложение о назначении Председателя вносится не позже 2-х недель после вступления избранного Президента либо после отставки действовавшего Правительства. В случае отклонения Госдумой кандидатуры новое представление вносится в течение недели. Рассмотрение предложения осуществляется также на протяжении 7 дней. Федеральные министры и прочие должностные лица назначаются тоже Президентом. Кандидатуры предлагает Председатель Правительства РФ. Не позже недели после своего назначения он должен предоставить предложения о системе федеральных исполнительных органов.
Особенности деятельности
Свои решения на заседаниях Правительство принимает большинством голосов. Они оформляются в виде распоряжений и постановлений. Они считаются подзаконными актами. Распоряжения и постановления издаются в соответствии и во исполнение Основ, указов Президента, федеральных предписаний. Противоречащие Конституции и прочим указанным документам акты могут быть отменены главой страны. Принятые распоряжения и постановления считаются обязательными для исполнения на территории России. Председатель Правительства РФ организует деятельность коллегиального органа. Он также определяет основные направления его работы. Такова структура Правительства РФ.
Схема работы
Коллегиальный орган осуществляет:
- Реализацию мер по защите, сохранению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступностью, общественного порядка.
- Создание других исполнительных структур Российской федерации и ее субъектов.
- Разработку и представление для утверждения законодательным органом проекта бюджета субъектов страны, программ социально-экономического развития.
- Обеспечение исполнения финансового плана и подготовку отчетов.
- Управление и распоряжение собственностью субъектов РФ.
- Заключение договоров с исполнительными федеральными органами.
Кроме того, в Основах установлены полномочия Правительства РФ в наиболее значимых сферах социальной жизни. К ним, в частности, относят:
- Обеспечение единой кредитной, финансовой и денежной политики страны.
- Принятие мер по сохранению государственной безопасности и обороне.
- Проведение политики в культурной, научной, образовательной, экологической, социальной сферах, а также в области здравоохранения.
- Принятие мер для реализации внешней политики страны.
Эти и другие полномочия Правительства РФ приведены в ст. 114 Основ. Однако данный список не считается исчерпывающим. Закон «О Правительстве РФ» предусматривает возможность Президента издавать указы, расширяющие компетенцию коллегиального органа. Кроме того, дополнительные задачи, возможности и обязанности вытекают из других статей Основ. Так, Положение о Правительстве РФ обязует его давать заключения по проектам законов, которые предоставляются в Госдуму касательно вопросов, перечисленных в ст. 104, ч. 3.
Регулятивная функция
Правительство РФ осуществляет управление госаппаратом. Оно не только исполняет ключевую роль в процессе его создания, но и координирует его деятельность. Являясь в первую очередь политическим институтом, Правительство РФ регулирует работу государственного аппарата через ведомства, штабы, министерства и департаменты и прочие инстанции. Коллегиальный орган в данном случае выступает как центральное звено, принимающее решения на основании поступившей информации. Постановления и распоряжения, в свою очередь, реализуются государственным аппаратом.
Исполнительная задача
Следование законам в соответствии с конституционными принципами – одна из важнейших функций Правительства РФ. В соответствии с существующим политическим режимом, коллегиальный орган наделен исполнительной властью. Ему вменено в обязанности обеспечивать должное выполнение законодательных актов, которые принимаются парламентом.
Контролирующая деятельности
Правительство РФ осуществляет надзор за законодательной работой парламента. Сегодня фактически данная работа считается самостоятельной функцией коллегиального органа. Контроль осуществляется по двум основным направлениям. В первую очередь Правительство РФ выступает в качестве основного источника законодательной инициативы. Также коллегиальный орган обладает решающим влиянием непосредственно на нормотворческий процесс. Последний является важнейшим вопросом деятельности Правительства.
Нормотворчество
Ст. 115 Конституции гласит, что Правительство РФ имеет право законодательной инициативы. Это значит, что коллегиальный орган может самостоятельно разрабатывать проекты нормативных актов и выносить их на рассмотрение Госдумой. Законопроекты Правительства считаются важнейшим звеном в правовой системе страны. Основные их формы установлены в Основах. В Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства должны исполняться на всей территории государства.
Кроме того, данными формами должны оформляться все решения, которые носят нормативный характер либо имеют правовое значение. Принятие постановлений осуществляется на заседаниях путем голосования (при наличии кворума). Их подписывает высшее должностное лицо органа или заместитель Председателя Правительства РФ. Вместе с этим в аппарате действует постоянный орган — Президиум. В его функции входит решение оперативных и текущих вопросов. Заседания созываются по мере необходимости. Принятые им решения оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства. Эти акты должны соответствовать тем, которые приняты на заседаниях непосредственно самого коллегиального органа.
Ответственность
Правительство РФ наделено полномочиями и обязанностями. На нем лежит двойная ответственность: политическая – перед государством и парламентом и юридическая – за нарушения правового режима. Последняя имеет место при любой форме правления в стране. Политическая ответственность перед государством и парламентом определяется существующей сегодня системой управления в России. В качестве ее разновидности выступает обязанность надлежащего исполнения бюджета. В нормальных условиях при не утверждении парламентом отчета Правительства по реализации финансового плана влечет отставку последнего. В качестве основания для юридической ответственности выступает установленный факт правового нарушения.
Взаимоотношения с парламентом
Их можно определить как взаимозависимость и взаимодействие. Парламентом утверждается бюджет и акты по налогообложению, проекты которых разрабатывается Правительством. Они оказывают прямое влияние на финансирование, судьбу программ и планов. Деятельность Правительства включает в себя заключение договоров с зарубежными странами. Эти соглашения впоследствии ратифицирует (утверждает) парламент. В ряде случаев требуется, чтобы последний предварительно санкционировал подписание международных договоров. Акты, которые изданы коллегиальным органом либо министрами, могут утратить силу в том случае, если парламентом будет издано предписание, в котором будут установлен новый порядок по тому же предмету регулирования. Парламент принимает участие в решении вопросов, касающихся ответственности, которую несет высшее должностное лицо, заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры.
В заключение
Структура Правительства РФ сегодня такова: 23 министра, 8 заместителей (в том числе одного Первого) и Председателя. В качестве последнего выступает Д. А. Медведев. В структуре Правительства действует координационная комиссия. За организацию ее работы ответственен А. М. Абызов. Оптимальное сочетание задач и непосредственно самой структуры коллегиального органа обеспечивает не только успешное функционирование его самого, но и всей системы исполнительной власти. Последнее предопределяет стабильное развитие общества и государства.
businessman.ru
Система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ :: BusinessMan.ru
Большинство современных держав являются устоявшимися структурами, управление в которых осуществляется на высшем уровне. Конечно, такое положение дел было далеко не всегда. Изначально государства как формы организации общества не существовало вообще. Вместо неё люди объединялись в небольшие родоплеменные общины, которые регулировались моральными нормами. Тогда подобная форма организации социума действительно была эффективной. Однако в процессе регулирования деятельности большого количества людей родоплеменная община показала свою полную бесполезность. Поэтому сменой подобной формации становится государство.
Развитие стран продолжается по сей день. Конечно, первые государства были куда более примитивными, нежели современные. Суть в том, что в XXI веке ключевым преимуществом всех без исключения держав является наличие системы органов власти. В данном вопросе Российская Федерация не является исключением. В нашем государстве также существует довольно развития структура тех или иных органов. При этом наибольшее значение играют ведомства исполнительной направленности, о системе которых пойдет речь далее.
Как появились эти органы?
Изначально градации государственных органов на исполнительные, законодательные и судебные типы не существовало. Ведь подобная классификация является проявлением принципа разделения управления страной. Он был разработан в период Нового времени путем теоретических осмыслений Шарля Луи де Монтескье и Джона Локка. С течением времени данный принцип довольно быстро модернизировался. На сегодняшний день он используется практически в каждом государстве как своеобразная основа функционирования государственных органов. Ключевой мыслью принципа выступает то, что власть является системным явлением, которое необходимо реализовывать коллегиально, а не единолично. Помимо этого, сосредоточение управления в руках конкретного лица или же правящей верхушки считается негативным фактором. Данный подход не позволяет учитывать интересы всего населения и, что самое главное, эффективно регулировать его деятельность. Поэтому сегодня принцип разделения управления страной активно используется и развивается практически во всех существующих странах.
Исполнительные органы управления в России
На сегодняшний день в РФ существует большое количество различных ведомств и организаций. Наибольшее количество структур относится к исполнительной ветви власти. Но возникает вопрос о том, что они собой вообще представляют.
Органы исполнительного характера – это специальные ведомства, которые в процессе осуществления своей непосредственной работы производят реализацию функций государства. Помимо этого, данные структуры выступают исполнителями законодательных норм и положений Конституции России. Как мы видим, их компетенция является довольно обширной. Поэтому система и структура федеральных органов исполнительной власти является довольно обширной и громоздкой, ведь их деятельность касается большого количества различных вопросов. Помимо этого, представленные ведомства выступают буфером между системой правовых норм и реальностью. Служащие подобных структур ежедневно реализуют на практике государственную политику. Этот факт говорит о большой важности всей исполнительной системы.
Признаки ведомств
Любые государственные организации наделены рядом своеобразных особенностей. Не является исключением в этом вопросе система и структура федеральных органов исполнительной власти. Представленные ведомства характеризуются на сегодняшний день рядом следующих признаков, а именно:
- являются совершенно самостоятельной системой официальных учреждений;
- в своей работе фактически претворяют политику государства в жизнь;
- их непосредственная деятельность осуществляется на основе принципа законности;
- система и структура федеральных органов исполнительной власти является постоянной и непрерывной в своей работе;
- ведомства такого типа обладают специальными полномочиями и соответствующей материальной базой.
Таким образом, представленные особенности характеризуют органы исполнительного управления как профессиональную и эффективную систему. Однако их непосредственная структура является куда более сложным формированием. Поэтому её необходимо разбирать отдельно от иных смежных понятий. Это даст возможность выделить ключевые особенности, а также специфику элементов, входящих в неё.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти – общая характеристика
Любая формация отличается наличием собственных полномочий и особенностей. Не является в данном вопросе исключением система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Следует сразу же оговориться, что данные понятия тождественны. Они характеризуют одну функциональную форму деятельности соответствующих ведомств. Просто словом «система» обозначается их внутреннее построение, а словом «структура» — общая формация.
Таким образом, система и структура федеральных органов исполнительной власти РФ – это сформированный механизм различных ведомств, который реализует определенный набор функций и задач. Он существует для реализации государственной политики и, конечно же, законодательных норм.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ является строго упорядоченной и, что самое главное, иерархичной. Это подтверждается наличием основного органа, который регулирует деятельность всего механизма.
Юридический статус Правительства РФ
Система и структура федеральных органов исполнительной власти в России регулируется единым, высшим органом – Правительством. Это коллегиальное ведомство имеет свою нормативную основу и большое количество полномочий. К наиболее важным функциям Правительства России относятся:
- разработка федерального бюджета;
- проведение, разработка и реализация финансовой политики;
- проведение культурной политики на территории государства;
- обеспечение правопорядка, законности и т. п.
Конечно, данный перечень полномочий не является исчерпывающим. Однако он показывает верховенство Правительства РФ в иерархичной структуре соответствующих органов управления. Наличие центрального ведомства делает подобную систему упорядоченной и подконтрольной. К тому же присутствие единого центра показывает исключительную эффективность структуры.
Структура федеральных органов исполнительной власти в РФ
Любая совокупность чего-либо является механизмом, состоящим из определенного количества элементов. В свою очередь, структура органов исполнительного управления также представляет собой механизм, включающий несколько взаимосвязанных единиц. Каждая из них наделена собственными особенностями, функциями и нормативной базой. Таким образом, структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя:
- министерства;
- службы;
- агентства.
Каждый представленный элемент отличается особенностями, которые необходимо рассмотреть. Ведь от этого зависит фактическое понимание деятельности всех упомянутых элементов, обладающих набором собственных функций. Поэтому каждый из них следует рассматривать в отдельности друг от друга, чтобы максимально полно изучить все специфические черты.
Что собой представляет первый элемент структуры?
Федеральные министерства на сегодняшний день являются наиболее обширной структурой, которая осуществляет координацию деятельности и контроль входящих в неё агентств и служб. Как правило, компетенция министерств распространяется на определенную сферу официальной деятельности страны, например, финансовую, правоохранительную, экономическую, культурную и т. д. Помимо того, упомянутые ведомства входят в структуру Правительства нашей страны. Таким образом, они напрямую подчиняются единому центру, что делает их работу весьма эффективной.
Особенности федеральных агентств и служб
Самыми мелкими элементами системы упомянутых органов в России являются агентства и службы. Невзирая на свою иерархичную подчиненность, они выполняют значимый спектр функций. Федеральные службы выступают фактическим продолжением министерств. Они выполняют специализированные функции в области безопасности, защиты населения РФ и т. п. Совершенно иными полномочиями наделены федеральные агентства. В их спектр деятельности входят сервисные задачи по оказанию специальных государственных услуг. На сегодняшний день агентств в Российской Федерации довольно большое количество.
Кто учреждает систему исполнительных органов?
Любое ведомство власти имеет не только собственные признаки, но и определенную нормативную базу. К тому же существуют субъекты, которые непосредственно координируют работу того или иного механизма. В свою очередь, система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом. Первое лицо государства посредством личного указа создает структуру специальных ведомств, а также разрабатывает их внутренний функционал. Тем не менее, хотя система федеральных органов исполнительной власти утверждена Президентом России, в своей работе она подчиняется не только ему, но еще и Правительству.
Заключение
Таким образом, мы ответили на вопрос о том, что такое система и структура федеральных органов исполнительной власти. Утверждается данный механизм Президентом. На структуру возложено большое количество специфических функций, которые выделяют её среди иных органов власти. Остается надеяться, что в будущем система власти исполнительного характера в России будет развиваться еще стремительнее.
businessman.ru
Что характеризует систему разделения властей в РФ?
Ни одно государство не может существовать бесконтрольно, однако любая власть должна иметь четкую структуру, чтобы не заниматься сразу всем. Систему разделения властей в РФ характеризует Конституция, согласно ей, они должны делиться на судебные, исполнительные и законодательные. При всем этом все контролирующие органы, которые к ним относятся, должны быть самостоятельными и быть способны на то, чтобы принимать решения.
Следует иметь в виду, что подобное деление нельзя рассматривать как принцип существования трех властей, которые вообще никак друг с другом не связаны. Единая власть, которая принадлежит государству, делится на три ветви, которые обладают определенным уровнем полномочий. Используемый принцип существования подобной системы нельзя рассматривать в качестве единственного, поскольку он играет ориентирующую роль.
Кого можно отнести к власти?
Систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ветвей власти, однако важно понимать, кто в ней осуществляет власть. Речь идет о президенте страны, Государственной думе, Совете Федерации, правительстве, а также о судах. Глава государства обязан обеспечить корректную работу всех органов власти, и именно от него зависят направления внешней и внутренней политики, которых страна будет придерживаться на протяжении определенного срока.
Вся власть в Российской Федерации при рассмотрении в первом приближении делится на государственную и местную. Максимально подробную информацию о первой можно найти в 10 и 11 статьях Конституции РФ, а о второй — в 12, 130, 131, 132 и 133 статьях. Обратите внимание на то, что информация в данном документе может меняться по мере принятия поправок Правительством Российской Федерации. Все изменения обычно публикуются на официальном портале данного органа власти.
Полномочия Президента РФ
На первый взгляд, система разделения властей в РФ характеризует общее состояние управления страной, поэтому президент должен контролировать ее целиком и полностью. Однако на самом деле глава государства не относится ни к одной из существующих ныне ветвей власти, он лишь имеет с ними весьма тесные связи. В первую очередь это касается исполнительной власти, ведь все приказы президента РФ имеют соответствующий характер, например, назначение министров и председателя правительства.
Существует негласная точка зрения, согласно которой главу государства именуют четвертой ветвью власти, но официально это нигде не отражено. Большинство практикующих юристов настаивает на том, что президент является частью исполнительной власти, поскольку именно он контролирует государственную политику, силовые ведомства, а также функционирование большого количества программ. Конституция же прямо говорит о том, что в России нет такого термина, как глава исполнительной власти, поэтому относить главу государства туда — не совсем корректно.
Законодательная власть
Как вы уже знаете, систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ее ветвей. Особенно ярко выражено это у законодательной власти, которая занимается тем, что инициирует нововведения в существующие нормативные акты, а также устраняет те из них, что на сегодняшний день являются устаревшими или неактуальными. Государственные органы, находящиеся в юрисдикции данной власти, могут корректировать налогообложение, государственный бюджет, ратифицировать международные договора и т. д.
В Российской Федерации данная ветвь власти выражена в виде Государственной думы и Совета Федерации, в регионах вопросы решаются с помощью законодательных собраний. Огромное значение будет оказывать форма правления. Если речь идет о парламентской, то законодательная власть становится верховной, и получает право даже назначить президента собственной страны, при этом последний выполняет “декоративную” роль, появляясь лишь на светских раутах.
Если же речь идет о президентской форме, здесь ситуация меняется — парламент избирается жителями страны отдельно от президента. Задача парламента — фильтровать большое количество законодательных актов и проектов, которые предлагаются к рассмотрению главе государства. Последний, кстати, имеет право распустить существующее собрание, и объявить о запуске нового созыва.
Исполнительная власть
Систему разделения властей в РФ характеризует своеобразное сочетание законодательной власти с исполнительной. Вторая необходима для того, чтобы Конституция и законы, принятые на благо страны, постоянно исполнялись, удовлетворяя таким образом интересы, требования и запросы общества. Реализация данной власти заключается в использовании государственных методов и административных средств, необходимых для соблюдения прав жителя Российской Федерации.
В состав данной ветви входят федеральные агентства, службы и различные министерства. Состав данных органов определяется с помощью выборов, в которых принимают участие все желающие граждане России. Коренное отличие данной власти в том, что она сама ничего не созидает, ее главная задача — исполнение и контроль. Впрочем, у нее есть и свои преимущества, например, именно она обладает большим количеством материальных ресурсов и полномочий, которые могут быть реализованы принудительным путем по отношению к нарушителям законодательных актов.
Судебная власть
Еще одна особенность — систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судов парламенту. И в самом деле, вся система судебных органов обязана контролировать исполнение нормативных и законодательных актов, в связи с чем ее сотрудники должны быть обязательно ознакомлены с ними, а без дополнительного знакомства с парламентом здесь совершенно не обойтись. Судебная власть необходима для использования мер уголовного характера по отношению к гражданам РФ, виновным в совершении какого-либо преступления.
В юрисдикцию данной ветви власти также входит разрешение правовых тяжб между двумя и более резидентами РФ, а также рассмотрение дел, связанных с противоречиями в существующем законодательстве. Достаточно частыми являются случаи, когда судьи дают самостоятельное толкование существующих правовых норм, при этом не учитывается тот процесс, который им исполняется. Суды также помогают добиться признания фактов или даже укрепления правового статуса, если вопрос не выходит за компетенции юристов.
Отдельно стоит отметить главный принцип, согласно которому систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судей федеральному органу — строгий контроль. В том случае, если работа судов будет осуществляться без него, начнут появляться нарушения в их работе, будут выноситься несправедливые приговоры, и т. д.
Иерархия
Систему разделения властей в РФ характеризует четкая структура, о которой должны знать абсолютно все граждане государства. Так, в подчинении непосредственно у Президента страны находятся его администрация, Совет Безопасности РФ и Государственный совет. С точки зрения законодательной власти высшим звеном ступени является Федеральное собрание, в которое входят Госдума и Совет Федераций.
Главное ведомство исполнительной власти — Правительство Российской Федерации, которому, в свою очередь, подчиняются министерства, службы и агентства федерального типа. Судебная власть подразделяется на две ветви: федеральную судебную и судебную по субъектам страны. К первой следует относить Конституционный, Верховный и Верховный Арбитражный суды РФ, а ко второй — институты мировых судей и конституционно-уставные суды.
Местные власти
Исходя из этого, можно сделать вывод, что систему разделения властей в РФ характеризует тотальный контроль всех соответствующих органов. Однако следует отметить, что помимо государственной власти существует еще и местная. Ее работа также оговорена самым главным документом страны — Конституцией Российской Федерации.
К ней следует относить руководителей городских и сельских поселений, которые в то же самое время являются гарантом власти и обязаны подчиняться федеральным законодательным нормативным актам. В том случае, если глава вашего населенного пункта ведет себя неподобающе и его действия нарушают действующие законы, вы имеете полное право обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.
Власть “по вертикали”
Горизонтальная иерархия кажется достаточно простой, но если отвечать на вопрос о том, что характеризует систему разделения властей в РФ, одним из пунктов ответа будет — деление властей “по вертикали”. Под этой фразой следует понимать, что использующаяся центральная структура повторяет себя на каждом из уровней. Например, местные власти должны также определять в своих регионах представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, и контролировать их дальнейшую работу.
Все субъекты РФ словно копируют государственную иерархию — в них действуют собственные территориальные органы власти, имеются даже представители администрации Президента, имеются даже такие структуры, которые официально нельзя отнести к основным ее ветвям. Данный принцип работы используется не только в Российской Федерации, но и в других зарубежных странах, например, Франции.
Правовое государство
Систему разделения властей в РФ характеризует подчинение и тотальный контроль всех ее ветвей друг над другом. И в самом деле, исполнительная власть не может качественно осуществлять свою работу, если нормативы, которые были придуманы законодательной ветвью, не соответствуют текущему законодательству. Данная методика соответствует понятию правового государства, в котором все деятельность, которая им осуществляется, подчиняется целому ряду фундаментальных принципов, направленных на сохранение прав, достоинства и защиты граждан.
Это понятие является противоположностью по отношению к произволу, деспотизму, диктатуре, а также отсутствию правопорядка в принципе. Одна из его целей — ограничивать и направлять сам процесс осуществления власти в стране, не принижая важность тех специалистов, которые имеют к ней отношения. Таким образом, если вам задают вопрос о том, что же характеризует систему разделения властей в РФ, ответ ваш должен быть максимально простым и понятным — наличие правового государства.
При использовании такого алгоритма существования страны у всех должно быть сформировано представление об ожиданиях по отношению ко всем субъектам, защищаемым с точки зрения юриспруденции. Мораль, справедливость, равенство, свобода, права и достоинства граждан должны находиться под охраной, в противном случае власть утратит свои полномочия.
Органы-исключения
Если вас вдруг заинтересовал вопрос о том, что же систему разделения властей в РФ характеризует, ответ на него вы сможете найти в Конституции государства, а также в целом ряде нормативных актов. Однако, кроме президента существуют и другие органы власти, которые не соответствуют трем основным ветвям. Например, полномочный представитель президента, его функционал заключается в активном взаимодействии с законодательными, судебными и исполнительными органами.
Еще один государственный орган — Центробанк РФ, его высшее руководство выбирается Госдумой. Финансовая организация обязана контролировать экономическую стабильность государства и рост соответствующего потенциала, а также выполнять эмиссию дензнаков. При этом банк никак не зависит от прочих представителей государственной власти и работает автономно. Аналогичным образом работает Счетная палата РФ, ее специалисты выбираются Советом Федерации и Госдумой, она призвана контролировать выполнение бюджета на установленный период.
Заключение
Теперь, когда вы уже знаете, что систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судей, министерств и ведомств друг другу, разобраться в иерархии будет намного проще. Ради любопытства вы можете сравнить аналогичные модели государственного строя в других странах, и в большинстве случаев вы обнаружите большое количество совпадений и похожих элементов. Во многом это объясняется тем, что каждое государство стремится защитить своих граждан от возникающих проблем и сложностей.
Следует также отметить, что в диалоге с властями знание ее структуры помогает существенно упростить общение. Систему разделения властей в РФ характеризует существование взаимного контроля каждой из ее ветвей, и этот факт позволяет многим гражданам Российской Федерации надеяться на защиту их прав и интересов.
fb.ru