Структура транспорта – Лекция по дисциплине организационно-производственные структуры транспорта

2 Структура транспортной системы

2.1 Железнодорожный транспорт

Железнодорожный
транспорт — вид транспорта, осуществляющий
перевозки грузов и пассажиров по
рельсовым путям помощью механической
тяги (тепловозов, электровозов, паровозов)
и являющийся в современной России
основным.

Хотя
по общему объему грузооборота он и
уступает трубопроводному, но зато –
универсален, ибо с его помощью можно
перевозить любые грузы и пассажиров. К
основным преимуществам этого вида
транспорта относятся большая перевозная
способность железных дорог и сравнительно
низкие удельные затраты на тонно- и
пассажирокилометр при крупных масштабах
перевозок, относительно высокие скорости
транспортировки, а также возможность
его использования практически в любых
погодных условиях.

Первая
железная дорога общего пользования в
России протяженностью всего 26 км
Санкт-Петербург — Царское Село —
Павловск была введена в действие в 1837
г. и имела чисто демонстрационное
значение. За три года до этого начала
функционировать заводская железная
дорога в Нижнем Тагиле.

Полномасштабное
начало формирования отечественной
железнодорожной сети относится к 1851
г., когда была сдана в эксплуатацию
двухколейная железнодорожная магистраль
Санкт-Петербург — Москва. В дальнейшем
развернулось строительство магистралей
по радиальным направлениям из Москвы
(на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов),
а также из зерновых районов к морским
экспортным портам Балтийского и Черного
морей. Железнодорожное строительство
в России приобрело особенно большие
масштабы в конце прошлого и начале
нынешнего столетия. К этому времени на
всем своем протяжении функционировали
Транссибирская магистраль (Москва —
Владивосток) и железные дороги, соединяющие
Москву с Кавказом и Средней Азией.
Магистраль Санкт-Петербург — Варшава
— Берлин связала столицу России с
желёзнодорожной сетью Западной Европы,
а магистрали на Одессу и Мурманск дали
Санкт-Петербургу выход к Черному и
Баренцеву морям.

К
концу 80-х гг. железнодорожные магистрали
Советского Союза были самыми
грузонапряженными во всем мире. На них
приходилось около половины мирового
грузооборота железнодорожного транспорта.
Причем наиболее интенсивным движением
поездов отличались дороги России. На
ее территории находится самая загруженная
магистраль мира — Транссибирская, а
максимальный грузопоток на ней приурочен
к участку Новосибирск — Омск, где в
обоих направлениях в предкризисном
1990 году перевозилось более 
130 млн.
т. грузов.

Практически
весь советский период железнодорожного
строительства в России капиталовложения
в реконструкцию железнодорожных
магистралей и повышение их провозной
способности существенно превышали
ассигнования на новое строительство.
Новые железные дороги сооружались
главным образом во вновь осваиваемых
районах Сибири, дальнего Востока и
Европейского Севера. Для разгрузки
Транссиба были построены его дублеры)
— Южносибирская магистраль (Абакан —
Новокузнецк – Барнаул — Павлодар —
Целиноград — Магнитогорск) и Среднесибирская
(Камень-на-Оби — Кокчетав — Кустанай —
Челябинск). Значительная часть этих
дорог приходится на Казахстан, так что
сегодня они имеют межгосударственное
значение и, наряду с внутрироссийскими
связями, играют большую роль в международном
территориальном разделении труда между
Россией и Казахстаном. Были построены
железные дороги для освоения
топливно-энергетических ресурсов
европейского (Воркута — Коноша) и
западносибирского Севера (Тюмень —
Сургут — Уренгой) [3]. Наиболее значительной
новой дорогой на территории Восточной
Сибири и дальнего Востока является
северный “дублер” Транссиба —
Байкало-Амурская магистраль (Тайшет —
Усть-Кут — Северобайкальск — Тында —
Комсомольск-на-Амуре — Советская
Гавань).

По
общей протяженности магистральных
дорог (152 тыс. км.). Россия занимает второе
место в мире после США. Однако по густоте
сети — одно из последних. Особенно редка
сеть железных дорог в Сибири, на Дальнем
Востоке и Европейском Севере. Хотя и
сегодня по общему грузообороту
железнодорожного транспорта Россия
удерживает лидерство, однако и
железнодорожная сеть, и транспортные
средства в значительной мере физически
изношены и требуют незамедлительного
обновления.

В
перевозке грузов по железным дорогам
России всегда преобладали такие массовые
грузы, как лес и лесоматериалы,
сельскохозяйственные грузы и в
значительной степени зерно, уголь, а
позже нефть и нефтепродукты, сырье, руды
черных металлов, металлы и
минерально-строительные материалы.
Гораздо меньшую долю составляла продукция
обрабатывающей промышленности. И сегодня
эта картина мало изменилась. Тем не
менее, последние 2—3 десятилетия
наметилась весьма положительная
тенденция — постепенный (крайне
медленный) рост удельного веса продукции
обрабатывающей промышленности в общем
объеме грузооборота и сокращение доли
остальных видов грузов.

В
географии грузоперевозок преобладают
грузопотоки топлива и сырья из Сибири
в западном направлении (в европейскую
часть на Украину, в Белоруссию, Прибалтику,
а также страны Восточной и Западной
Европы). Велик также грузопоток сырья
из Европейского Севера в среднюю и южную
полосу России.

В
пассажирском сообщении особенно
загружены Транссибирская магистраль
в ее европейской части, дорога Москва
— Санкт-Петербург, а также остальные
радиальные магистрали, расходящиеся
из Москвы. Пригородное пассажирское
сообщение наиболее развито в окрестностях
Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных
городов России.

studfiles.net

Структура транспортного комплекса — МегаЛекции


 

 

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования — транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).[7]

Учёт и анализ деятельности транспорта опираются на систему показателей, с помощью которых измеряют объём и качество его работы. Наряду со специфическими применяют группу показателей, общих для всех видов транспорта.

Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели: перевозка грузов в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; перевозка пассажиров; пассажирооборот в пассажиро-километрах.[8]

Грузооборот определяется как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза в тоннах на расстояние её перевозки в километрах.


Пассажирооборот характеризует перевозку пассажиров с учётом расстояний, на которые перевезены пассажиры.[9]

Показатель «объём перевозок» учитывает массу перевезённого груза и определяется как Q=∑qnn, где q – количество отправленного груза с 1,2, …, n-го пункта сети.[10]

Объём перевозок пассажиров за год рассчитывают следующим образом: A=Σаnn, где a1, а2,…, аnчисло отправленных пассажиров соответственно с 1-го, 2-го,…, n-го пункта сети.[11]

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобиль­ный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный тран­спорт. Взаимодействуя между собой, они обра­зуют транспортную систему России.[12]

Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспор­тной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, геогра­фическими и историческими особенностями развития.[13]

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопро­водный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров — железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффек­тивность использования того или иного вида транспорта необ­ходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, рас­стояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, техни­ко-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.[14]

В условиях Россиижелезнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажи­ров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодо­рожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригород­ские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импорт­ные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдель­ных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние деся­тилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначен­ным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциямвоздушный транспорт также относится к узкоспеци­ализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспор­тировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Значение того или иного вида транспорта в транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузообороте и пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10 часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом (табл. 1.1.).

Таблица 1.2.1 Протяжённость транспортных путей, грузо- и пассажирооборот различных видов транспорта общего пользования в 1998 г.[15]

 

 
 

Как видно из табл. 1.2.1, ведущее место по грузообороту среди универсаль­ных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузо­обороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализи­рованного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в насто­ящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. Как видно из табл. 1.2.1, важное место в пассажирообороте занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Та­кая структура грузо- и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость пере­возок различными видами транспорта.[16]

 

 

Железнодорожный транспорт

 

Железнодорожный транспорт — основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его веду­щее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими пре­имуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайон­ных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигура­цией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).[17]

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране.[18]

Железнодорожный транспорт отличают универсальность (способность перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может про­пустить в сутки до 150—200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себесто­имость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размеще­ние, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог прак­тически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять пере­возки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.[19]

Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги.[20]

Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, и принимая во внимание огромную территорию Рос­сии, можно ожидать, он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстоя­ния и пригородные сообщения.[21]

Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным эле­ментам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.[22]

В структуре перевозимых железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе — по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (первое место по объему перевозок и второе — по грузообороту). На третьем месте идут нефтяные грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта для перевозки таких видов массовых грузов, как каменный уголь и кокс (свыше 90% от объема их перевозки всеми видами транспорта), руда, минеральные удобрения, цемент (около 90% по каждому виду), черные металлы (свыше 75%), лесные грузы (свыше 60%), хлебные грузы (свыше 50%).

Для железнодорожного транспорта характерна концентрация грузовых перевозок на главных направлениях транспортно-экономических связей. При этом основная нагрузка приходится на относительно небольшую про­тяженность железнодорожной сети. Половина всего грузооборота выполня­ется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железно­дорожной сети России 27 млн. т-км на 1 км эксплуатационной длины они имеют грузонапряженность в 2 раза большую. К наиболее грузонапряженным линиям относятся Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это наиболее грузонапряженный участок железной дороги в мире — более 100 млн. т-км на 1 км длины) — в основном за счет перевозки кузнецкого угля.[23] Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Значительные грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с Европейского Севера и из Сибири. Грузо­потоки черных металлов формируются Центральной и Сибир­ской металлургическими базами для потребителей Централь­ного района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные гру­зы формируются в лесостепной и степной зонах и идут в густонаселенные потребляющие районы.[24]

Железнодорожный транспорт играет существенное значение в пассажир­ских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пере­возок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значи­тельной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.

На железнодорожном транспорте 9 из 10 пассажиров перевозятся в пригородном сообщении. В пассажирообороте же ведущую роль играют дальние пассажирские перевозки (более 2/3 от общего пассажирооборота).

Распределение пригородных перевозок пассажиров зависит главным об­разом от их скоплений в крупнейших городах и городских агломерациях. Поэтому основная масса таких перевозок приходится на пригородные зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Самары и других городов-миллионеров.

Дальние пассажирские перевозки распределяются по железнодорожным линиям неравномерно. Преобладающее значение имеют два направления: южное, меридиональное — от Москвы по Курскому направлению и восточ­ное, широтное — от Москвы через Поволжье на Урал и Сибирь. При этом восточный пассажиропоток складывается в основном из поездок пассажиров на средние расстояния (например, от Москвы до Казани, от Казани до Екатеринбурга и т.д.), так как на расстояниях свыше 1000 км начинают доминировать перевозки пассажиров воздушным транспортом. Большой пассажиропоток обслуживается железнодорожным транспортом также между Москвой и Санкт-Петербургом и на западных направлениях, связывающих Москву со столицами новых независимых государств — Минском, Киевом, Ригой и др.

Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров в дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург в европейской части России и Новосибирск — на востоке страны.[25]

 

 

Автомобильный транспорт

 

Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта.

В условиях России, в отличие от европейских стран и США, автомобильный транспорт используется в основном для пе­ревозки небольших потоков грузов на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет всего 24 км.[26] Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.[27]

К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую ско­рость и высокую маневренность автотранспортных средств, позволяющую осущес­твлять перевозку грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточ­ных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров, а значит и без до­полнительных затрат на эти операции.[28]

Наряду с этим у автотранспорта есть и большой недостаток — сравни­тельно высокие себестоимость и удельная энергоемкость грузовых перево­зок, которые значительно выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.

Высокий уровень себестоимости автоперевозок в России — результат не только малой грузоподъемности автомобиля как единицы подвижного соста­ва (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого техни­ческого класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и короткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от прои­зводителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомо­бильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет почти 80% от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Дальние межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществля­ет в тех случаях, когда либо другие виды транспорта отсутствуют (например, в северных и восточных районах страны), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся (перевозки фруктов, овощей и пр.).[29]

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране.[30]

Основу автодорожной сети России общей протяженностью 929 тыс. км (из них длина шоссейных дорог общего пользования — 574 тыс. км, ведомственных — 355 тыс. км) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет 3/4.[31]

В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог — грунто­вые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные, щебеноч­ные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техниче­ским нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ре­монта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.[32]

Однако протяженность автодорог соответствующего современным требова­ниям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта, необходи­мое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного уровня).

Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре пере­возок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.[33]

Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пасса­жирских перевозок — почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поез­док составляет 18%, а междугородных — лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомоби­лей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.[34]

Также необходимо учесть, что в России производится только 10—12% грузовых автомобилей и ав­тобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближай­шем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.[35]

 

Морской транспорт

Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.[36]

Морской транспорттакжеигра­етважную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.[37]

Это связано с тем, что в отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным образом экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) пе­ревозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледо­витого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж — плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств — имеет меньшее значение.

Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие рассто­яния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути — практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость пере­возок невелика.

В то же время зависимость морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской акватории), необходимость созда­ния на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйст­ва, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.[38]

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванино и др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и Дальнего Востока обеспечена круглогодичная навига­ция в Норильск, на Ямал, Новую Землю. Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.

Из-за недостаточных глубин 60% рос­сийских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда. Производственные же мощности портов позволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов, остальные экс­портно-импортные грузы перерабатываются в Прибалтике, Ук­раине, Грузии, Азербайджане.[39]

Резко сократили возможности использования морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам.[40]

Сейчас в России расположены 216 перегрузочных комплексов су­хогрузов и 26 — наливных судов, но после распада СССР стра­на осталась без комплексов по перевалке калийных солей, неф­тяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ в Германию и Болгарию. Остался только один припорто­вый элеватор по приемке импортного зерна и один специализиро­ванный комплекс по приемке импортного сахара-сырца.[41]

По тоннажу российский торговый флот занимает седьмое место в мире (16,5 млн. т. дедвейта), но большая часть судов настолько физически изно­шена, что не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Из 5,6 тыс. судов 46% относятся к рыболовным и рыботранспортным, 1,1 тыс. судов предназначена для перевозки генеральных грузов, 245 судов — нефтетанкеры. Флоту не хватает судов современных типов, таких как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы, суда типа «Ро-Ро» (т.е. с горизонтальной погрузкой и выгрузкой).[42]

Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных. Значительна также доля руды, строительных материалов, каменного угля, лесных и хлебных грузов.[43]

Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского транспорта России тре­буют незамедлительного решения, так как оказывают большое влияние на экономическое положение в стране.[44]

 

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

1.Структура и роль транспорта в современной экономике

Большую роль в экономике
играет инфраструктурный комплекс,
важной частью которого является
коммуникационная система. Коммуникационная
система России включает транспорт и
связь, основная задача которых –
перемещение в пространстве информации,
энергии, людей и других разнообразных
веществ.

Транспорт образно
называют кровеносной системой экономики,
основными задачами которого являются:

  1. обеспечение
    устойчивых связей между отдельными
    отраслями и районами страны;

  2. своевременное
    и полное удовлетворение потребностей
    народного хозяйства и населения в
    перевозках;

  3. повышение
    экономической эффективности.

С помощью какого-либо
одного вида транспорта решить эти задачи
невозможно. Поэтому в России все виды
транспорта взаимодействуют, дополняют
друг друга, образуя транспортный комплекс
(единую транспортную систему). [2,
c35]

Транспортный комплекс
представляет собой особую сферу
материального производства и выступает
как самостоятельная отрасль народного
хозяйства страны. Рассматривая транспорт
как отрасль материального производства,
необходимо отметить ряд его специфических
особенностей. Он не создает новую
продукцию, а лишь перемещает уже созданную
другими отраслями хозяйства. [22,
c235]

Транспорт играет
огромную роль в рациональном размещении
производительных сил, освоении новых
территорий, совершенствовании
территориального разделения труда не
только между районами РФ, но и мирового
хозяйства. Успешное развитие России,
наряду с прочими условиями, требует
хорошо развитой и организованной
транспортной системой. [21,
c318]

Комплексное развитие
регионов невозможно без развитой системы
транспорта. Транспортный фактор оказывает
влияние на размещение производства. Не
принимая его во внимание нельзя достичь
рационального размещения производительных
сил. При размещении производства нужно
учитывать потребность в перевозках,
массе исходных материалов и готовой
продукции, их транспортабельность,
обеспеченность транспортными путями,
их пропускная способность и тд. В
зависимости от влияний этих составляющих
рассматриваются варианты размещения
предприятий. Влияние транспорта на
размещение производительных сил
представлено в приложении А.

Транспортные составляющие
в стоимости производимой продукции
составляют около 13%, а в таких отраслях
как черная металлургия, лесная,

-6-

нефтеперерабатывающая,
химическая, угольная эта величина
достигает 50%. [21,
c320]

В целом же издержки
народного хозяйства в сфере производства
и обращения составляют около10% валового
общественного продукта страны.

Влияние транспортного
фактора на себестоимость проявляется
следующим образом. От размера стоимости
(ден. ед.) транспортировки продукции
зависят и цены на различные товары.
Наглядный пример этого сегодняшняя
ситуация в России. После кризиса августа
1998 года «поползли» вверх цены на бензин
в результате того, что нефтедобывающим
компаниям было просто не выгодно
поставлять нефть по низким ценам
российским нефтеперерабатывающим
заводам, что привело к росту цен на
бензин. Рост цен на бензин привел в свою
очередь к увеличению издержек транспортных
предприятий, увеличению транспортных
тарифов, а что в свою очередь привело к
росту цен на продукты питания и другие
товары народного потребления. Данный
пример еще более точно демонстрирует
взаимосвязь всех отраслей хозяйства.
[11]

Осуществляя
производственные связи между отраслями
хозяйственного комплекса и районами
страны, транспорт выступает как важный
фактор развития специализации и
комплексности экономических районов
страны.

Рациональное
территориальное разделение труда,
углубление специализации предприятий
и районов невозможны без развитой
транспортной сети, а комплексное развитие
районов – без внутрирайонной транспортной
системы. Следовательно, транспорт
выступает как одна из важнейших основ
территориального разделения труда,
территориальной структуры хозяйственного
комплекса страны и ее экономических
районов, также размещения производства
и освоения новых территорий и природных
богатств. Транспорт играет важную роль
и в развитии внешнеэкономических связей
со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Роль транспорта заметно
возрастает в период становления рыночной
экономики, так как он обеспечивает
перемещение товаров в и услуг из одних
районов в другие, а также способствует
формированию межрайонного и общефедерального
рынка. Особенно это касается России в
период формирования рынка и становления
на западный рыночный путь.

Здесь транспорт
выступает как важнейшая часть рыночной
инфраструктуры.

Транспортной сети
России должно придавать больше значения,
так как процесс производства завершается
именно тогда, когда товар уже доставлен
к потребителю, а в условиях нашей страны
с ее географическим пространством и
огромными расстояниями между центрами
расселения,

-7-

регионами, различными
участниками хозяйственной деятельности,
данное обстоятельство приобретает
особую значимость.

studfiles.net

Структура транспортного комплекса



Поиск Лекций




Тема 12. Инфраструктурный комплекс России

 

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, производящие разнообразные услуги

Услуги могут быть самыми разнообразными по своему характеру, периодичности потребления, широте круга потребителей и т.п.

Инфраструктурный комплекс обеспечивает нормальную работу различных звеньев экономики и во многом определяет качество жизни населения.

Доля инфраструктурного комплекса в ВВП России составляет 54%. Для сравнения: в США – 73%, Великобритания – 71%, Франция – 70%, Германия – 63%.

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общепит, наука, искусство, образование и т.п.), именуемую социальной инфраструктурой.

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача – перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

 

Транспортный комплекс (ТК) России – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами.

Транспортные узлы —это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейшим из которых является город Москва.

 

Роль транспортного комплекса в хозяйстве России

Транспорт — важная составная часть экономики России, «кровеносная система экономики» ТК – необходимое условие функционирования хозяйства так как связывает воедино все его части. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.

Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.



Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью ры­ночной инфраструктуры.

 

Место транспорта в структуре народного хозяйства.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Однако, ввиду особой важности транспорта для производства, его относят к производственной сфере.

Транспорт и связь объединяют в так называемую коммуникационную систему, а элементы ТК составляют основу транспортной инфраструктуры страны.

 

Структура транспортного комплекса




Транспортная система России включает все современные виды транспорта: сухопутный (железнодорож­ный, автомобильный, трубопроводный, гужевой), водный (морской, речной) и авиационный.

По основным показателям работы транспорта: грузообороту, пассажирообороту, протяженности транспортных путей, структура ТК выглядит следующим образом (таб.41,42, Дронов, стр.177):

Вид
Транспорта
Протяженность транспортных путей, тыс. км. Доля перевезен-ных грузов в % Доля в грузообо-роте
в %
Доля перевезенных пассажиров в% Доля в пассажиро-обороте
в %
Железнодорожный 42,4 40,7 14,8
Автомобильный 0,5
Трубопроводный 35,5 55,4    
Морской - 1,6 0,5 0,5
Внутренний водный 1,7 0,5 0,7
Воздушный - 0,1 0,1 0,08

Из таблицы видно, что большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транс­порта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

 





Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Транспортная система — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2014;
проверки требуют 7 правок.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2014;
проверки требуют 7 правок.

Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности.
Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах[1].

Транспортная система предназначена для удовлетворения транспортных потребностей человека и включает в себя средства транспортировки, объекты транспортировки, а также окружающую среду.

Транспортная система города включает следующие компоненты (составные части):

  • дорожно-транспортный комплекс;
  • участники дорожного движения;
  • окружающая среда.[2]

Согласно Федеральному закону N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности»[3] инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты).

Транспортными средствами обычно выступают конвейеры, трубопроводы, судна, лифты, грузоподъёмны

ru.wikipedia.org

Вопрос 67. Структура промышленного транспорта.

Промышленный
транспорт — это совокупность транспортных
средств, сооружений и путей промышленных
предприятий, предназначенных для
обслуживания производственных процессов,
перемещения сырья, полуфабрикатов и
готовой продукции на территории
обслуживаемого предприятия. Промышленный
транспорт выполняет технологические
перевозки, т. е. перемещение топлива и
сырья в локальных границах предприятий
(внутренние технологические перевозки),
и ввоз (вывоз) грузов на другие виды
транспорта (внешние перевозки). Ведущую
роль промышленный транспорт играет в
работе предприятий черной металлургии,
угольной, химической, строительной,
лесной, дерево- и нефтеперерабатывающей
и других отраслей.

Промышленный
транспорт обслуживает нужды своего
предприятия и относится к некоммерческому
(ведомственному), являясь частью
инфраструктуры предприятия. Он
осуществляет перевозки внутри цехов и
между ними, обеспечивает связь цехов и
складов, а также связь с магистральным
транспортом при вывозе-завозе сырья и
продукции.

В
состав промышленного транспорта входят
все виды транспорта, составляющие
транспортную систему, а также специфические
виды транспорта, но основными являются
железнодорожный, автомобильный и
трубопроводный транспорт. Специфические
виды транспорта играют особую роль.
Это, прежде всего, транспорт непрерывного
действия — трубопроводы, конвейеры,
канатно-подвесные и монорельсовые
дороги, пневмо- и гидротранспорт.

Промышленный
транспорт необщего пользования. Вопрос
68.

Транспорт
необщего пользования —
внутрипроизводственный транспорт, а
также транспортные средства всех видов,
принадлежащие нетранспортным предприятиям,
является, как правило, составной частью
каких-либо производственных систем.

Транспорт
необщего пользования — 
внутрипроизводственный
(промышленный) транспорт, а также
транспортные средства всех видов,
принадлежащие нетранспортным предприятиям,
является, как правило, составной
частьюкаких-либопроизводственных
систем.

Промышленный
транспорт, производственный транспорт
промышленных предприятий, осуществляющий
перемещение предметов и продуктов труда
в сфере производства. С одной стороны,
Промышленный транспорт является
неотъемлемой составной частью
производства, а с другой — важнейшим
звеном транспорта общего пользования.
Объём перевозок ж.-д.и автомобильного
промышленного транспорта примерно в
1,5 раза превышает объём перевозок этими
видами транспорта общего пользования
в год (свыше 12 млрд. т в 2013),
объёмпогрузочно-разгрузочныхи
подъёмнотранспортных работ составил
в 2013 свыше 50 млрд.тонна-перевалокпри
уровне механизации работ до 70%. Численность
рабочих, занятых на Промышленный
транспорт, составляет примерно 1/4 от
общей численности рабочих промышленности.
По территориальному признаку эксплуатации
и связи с технологическим процессом
производства Промышленный транспорт
разделяется на внутренний и внешний. В
обрабатывающей промышленности внутренний
транспорт включает внутрицеховой и
межцеховой, а в добывающей — внутришахтный
(подземный), транспорт на поверхности
и карьерный транспорт (при открытом
способе разработки). 

studfiles.net

9. Структура системы управления отраслью автомобильного транспорта.

Под
системой
понимается совокупность элементов
(подсистем), находя­щихся во взаимодействии
и образу­ющих определенную целостность.
Примеры системы различной
слож­ности: автомобиль, состоящий из
ряда агрегатов; авто­мобильный
транспорт, состоящий из совокупности
АТП и других орга­низаций и предприятий;
транспорт­ный комплекс, складывающийся
из автомобильного, железнодорожного и
других видов транспорта.

Управление
представляет собой процесс преобразования
информации в определенные целенаправленные
действия, переводящие управляемую
систему из исходного в заданное или
оптимальное состоя­ние. Если при этом
достигается улучшение состояния системы,
то управление считается рациональным,
а при достижении оптимального со­стояния
— оптимальным.

К
основ­ным этапам управления относятся:
определение цели системы; получе­ние
информации о состоянии си­стемы;
обработка и анализ инфор­мации;
принятие управляющих реше­ний;
доведение решения до испол­нителей;
реализация управляющего воздействия
и получение реакции.

Целью
системы

является ее воз­можное будущее
состояние, дости­жимое с помощью
определенных действий, являющихся
следствием принятых решений.

При
разработке мероприятий, на­правленных,
например, на повыше­ние коэффициента
технической го­товности, информацией
о состоянии системы

будут сведения об экс­плуатационной
надежности авто­мобилей, данные о
наиболее харак­терных отказах,
вызывающих простои автомобилей в рабочее
время, осо­бенно на линии, сведения о
причи­нах и продолжительности простоев
и др. Внешними факторами в дан­ном
случае будут условия эксплуа­тации,
организация материально- технического
снабжения и др.

Под
принятием
управляющего ре­шения

понимается выбор на осно­вании
установленных критериев од­ного из
многих или нескольких путей развития,
существенно из­меняющих состояние
системы.

На
этапе доведения
решения до исполнителей

важной является фор­ма передачи
решения, исключающая двоякое толкование
его смысла и сроков выполнения.

Реализация
управляющего действия — это, например,
обновление парка, реконструкция
производственной базы, введение новой
системы морального и материального
поощрения ремонтных рабочих, направление
автомобиля в ремонт.

Реакция
системы на управляющие действия — это
новая информация (обратная связь),
которая снова обрабатывается, анализируется
и на ее основе принимается новое решение
или корректируется прежнее.

10. Основные принципы построения системы управления автомобильным транспортом

При
создании системы управления и ее
усовершенствования необходимо учитывать
следующие принципы:

  • Принцип
    адаптации:
    систему
    управления необходимо создать такую,
    чтобы она адаптировалась до изменений
    условий автопредприятий.

  • Принцип
    параллельности предусматривает
    параллельность работы для достижения
    общей цели.

  • Ритмичность
    процессов процесс проходит одинаковую
    процедуру повторяются

  • Беспрерывность
    процессов Получение информации,
    разработка решений внедрение решений

  • Однородность
    процессов Одинаковая методическая и
    теоретическая база на всех уровнях
    управления.

  • Деление
    предприятий в отрасли

  • Прямо
    точность процессов управления

studfiles.net