Структура общества по марксу – ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИИ. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВ ПО К. МАРКСУ И Д. БЕЛЛУ. УРОВНИ АНАЛИЗА СТРУКТУРНОГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.

Исторический материализм и структура общества по Марксу

Карл Маркс упрощает структуру общества до двух групп, называя их классами. В соответствии с теорией трёх страт три общественных слоя дополняют друг друга. Духовная страта формирует, хранит и передаёт духовные ценности. Властная страта занимается общественным управлением (политики) и безопасностью (воины). Материальная страта (предприниматели, крестьяне, рабочие) занимается материальным воспроизводством. Теория Маркса объединяет духовную и властную страты с предпринимательской верхушкой материальной страты в класс эксплуататоров, а остальную часть материальной страты (городских и сельских работников) — в класс эксплуатируемых, настаивая на естественной необходимость конфликта между этими двумя группами.

Историософия Маркса, называемая историческим материализмом, описывает прогресс человечества от примитивного малоэффективного производства к высокоэффективному автоматизированному машинному производству. В соответствии с этой теорией в первобытном обществе (первобытно-общинный строй) классов не существует, так как нет возможности эксплуатировать людей. Возможности материального производства настолько скудны, что якобы не позволяют сформироваться классу эксплуататоров, которые бы присваивали себе часть производимых обществам материальных благ. Такое представление, по всей видимости, ошибочно, так как, широко распространенные в древности мегалиты строились свободными от принуждения людьми при отсутствии государства. При этом трудозатраты были настолько большими, что вполне позволили бы произвести «прибавочный продукт» для появления эксплуатации. Еще более древние памятники наскального искусства также предполагали крайнюю трудоёмкость. За этих древних «художников» кто-то охотился и занимался собирательством. Известно также, что первые пирамиды в Египте строились свободными египтянами. Все эти факты не вписываются в теорию марксизма. Археология древнейших европейских захоронений и построек свидетельствует о наличии группы жрецов, однако, марксизм их относит к эксплуатирующему классу, который якобы формируется позднее только на следующем рабовладельческом этапе или при азиатском способе производства (отельная, дебатируемая и не всеми признаваемая марксистская формация).

После первобытного состояния следующим этапом истории является рабовладельческий строй. На этом этапе классом эксплуатируемых являются рабы, а класс эксплуататоров составляют все остальные группы, которые присваивают прибавочный продукт, производимый рабами. Такая трактовка является ошибочной, так как в древних обществах рабы производили только часть материальных ценностей. Основное производство материальных ценностей осуществлялось свободными людьми.

За рабовладельческим этапом следует феодализм. Феодалы как собственники земли эксплуатируют земледельцев. При этом игнорируется история возникновения феодализма, как делегирование со стороны свободных земледельцев обязанности вести войну феодалам (профессиональным воинам и управленцам) взамен на коллективное обеспечение их дорогостоящим снаряжением (обученные лошади, дорогое оружие и доспехи). Описывается сразу деградация феодализма, когда феодал, забыв о своих обязанностях, угнетает прикрепленных к нему земледельцев, либо, используя труд крепостных, переходит из властной страты (второго средневекового сословия) в материальную страту (третье средневековое сословие) в виде торговой буржуазии и владельцев рассеянных мануфактур.

После феодализма наступает капитализм. Капиталисты (буржуазия) угнетают наёмных рабочих, присваивая результаты труда последних. Действительно, предпринимательская верхушка материальной страты (торговцы, ростовщики, банкиры, владельцы мануфактур, а позднее фабрик) в Западной Европе с помощью буржуазных революций создала эффективную систему эксплуатации остальной части своей страты (крестьян и рабочих). При этом духовная и властная страты стали обслуживать интересы верхушки материальной страты. Именно духовная страта сформировала с одной стороны идеологию протестантизма, духовно легализовавшую ростовщичество и неограниченное накопление богатства, якобы подтверждающего богоугодность человека. С другой стороны эта же духовная страта развила и укрепила атеизм в качестве доминирующей идеологии, которая позволила поставить материальные ценности на первое место перед духовными. Это в свою очередь открыло дорогу эффективной манипуляции массами за счет материальных стимулов и удовлетворения их низменных потребностей. Властная страта (политики, чиновники и армия) в целом выполняет свою функцию обеспечения стабильности и безопасности общества, несмотря на то, что оно является изначально эксплуататорским по отношению к своей части. Понимание капитализма у Маркса в целом адекватно реальности. Но причины, которые привели к этому состоянию и выводы, которые делаются, ошибочны.

Следующим этапом после капитализма должен стать коммунизм через революционное возвращение к бесклассовому обществу. Угнетаемый класс рабочих подавляет угнетателей. Средства производства (земля, фабрики, оборудование и т.п.) становятся общими. Высокий уровень автоматизации машинного производства позволяет людям заниматься только интеллектуальным трудом. При этом производимых продуктов хватает, чтобы удовлетворить все потребности людей. Фактически предлагается сложную общественную структуру превратить в монолитное общество, где не будет ни духовной страты, отвечающей за духовные ценности (инструмент оправдания эксплуатации по Марксу), ни властной страты, отвечающей за государственное управление и безопасность (не будет государства и необходимости защиты материальных ценностей, находящихся в изобилии), ни предпринимательской верхушки материальной страты (товарно-денежные отношения отомрут). Остается только основная часть материальной страты (вчерашние наемные работники), которая по Марксу будет бездельничать, и получать всё необходимое бесплатно.

Не исключено, что основной целью марксизма был развал Германии, которая находилась на этапе своего объединения как раз во время активной деятельности Маркса в качестве журналиста и партийного функционера. Через манипуляцию историческими фактами и противоречиями современного Марксу общества было осуществлено идеологическое стравливание двух общественных групп с нескрываемой разрушительной революционной целью. Поскольку усиление Германии не входило в планы Англии, именно в Лондоне гонимый на континенте Маркс создавал свои основные работы. Возможно, имели место и глубинные личные мотивы. Маркс по происхождению принадлежал к верхушке духовной страты еврейского общества (оба родителя были из древних раввинских родов). Однако, ради положения в христианской Пруссии, его отец был вынужден креститься сам и крестить своих детей. Возможно, это обстоятельство привело к ненависти Маркса к религии в целом и к немецкому обществу, в условиях которого его семье пришлось утерять свой высочайший духовный статус.

historiosophy.ru

концепция стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин).

ТОП 10:

Структура общества — системно-структурная целостность общества, основные принципы которой — выделение ее элементов и определение их иерархии. В социальную структуру общества входят: а) такие формы общностей как семья, род, племя, нация, класс, сословие, каста; б) социальные связи и отношения между людьми в таких крупных сферах жизнедеятельности общества, как экономическая, политическая, духовная, религиозная, нравственная, эстетическая, которые реализуются в деятельности разнообразных социальных институтов (производственные предприятия, системы образования, здравоохранение и др.).

Социальная стратификация — иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т.д.), существующие в любом обществе.

Большая часть обществ организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Социологи называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз по горизонтальным слоям, или

стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Вопрос «кто что получает и почему?» интересовал человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., неизменно порицали богатых и могущественных членов общества. Обвиняли за то, что те захватывали поля и дома своих соседей; были «исполнены насилия», требовали взяток и совершали бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В своем диалоге «Государство» в 370 г. до н.э. Платон писал: «Любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой».

Подходы Маркса и Вебера к феномену социального расслоения.

Социальная стратификация – это деление некоторой данной совокупности людей (населения) на классы и группы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества.

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства, – класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд, – угнетенный рабочий класс, или

пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). По большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Так, отдельные уголовники имеют большие экономические возможности, но не обладают престижем и властью. Преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.

Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство – то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.

Престиж – авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое «умение жить». Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть – это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

Социальный статус – это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий.

Основные типы стратификации.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую, и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

В кастовойсистеме статус определяется рождением и является пожизненным; базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников – кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной.

Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении – индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса ,– одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по классовой лестнице.




infopedia.su

2. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества

В социологии существует множество концепций социальной стра­тификации. Исторически одним из первых является марксистское учение.

В марксистской социологии ведущее место отводится соци­ально-классовой структуре общества. Социально-классовая струк­тура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры явля­ются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали француз­ские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские полит­экономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного раз­деления труда и формирования частнособственнических отноше­ний. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в раб­ство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадав­ших в долговую кабалу.

Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаме­нитом определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин», ставшей хрестоматийной в марксизме на протяжении 70 лет. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе об­щественного производства, по их отношению (большей частью за­крепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из ко­торых одна может себе присваивать труд другой, благодаря разли­чию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И. Соч. Т. 39. — С. 15). Таким образом, по Ленину, главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или невладение) определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господству­ющие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно выте­кает из господствующих в данной общественно-экономической фор­мации экономических отношений, прежде всего, отношений собст­венности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные — это остатки прежних классов в новой об­щественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового де­ления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои — это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфичес­кого отношения к средствам производства и, следовательно, не обла­дающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть вну­триклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монопо­листическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т. д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословие», в период вызревания первых буржуазных революций в Европе — городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе — интелли­генция. В свою очередь, межклассовые элементы современной струк­туры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция под­разделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя, по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и про­цветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господ­ство имело ленинское определение классов, основанное на сугубо эко­номическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы — это более широкое образование. Следовательно, концеп­ция социально-классовой структуры общества должна включать в себя политические, духовные и иные связи и отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы».

Интересы — это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обусловливают их объективное положение в социальной системе. В социальных инте­ресах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потреб­ности представителей тех или иных социальных общностей. Осозна­ние интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положения других социальных групп. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социаль­ные интересы», который отражает наличие у крупных социальных объединений жизненно важных социальных интересов, которые оп­ределяют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение клас­сов: классы — это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые фор­мируются и функционируют на основе коренных социальных инте­ресов. Классы имеют общие социально-психологические характери­стики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Каждая социальная общность является субъектом деятельно­сти и отношений. Классы как социально-политическая общность име­ют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам того или иного клас­са, вырабатывают его идеологи. Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

studfiles.net

Социальная структура общества и основные подходы к её изучению: К.Маркс, М.Вебер,П.А.Сорокин.

ТОП 10:

В работах К. Маркса присутствует одномерная стратификация. Ядром социальной структуры общества являются классы. Однако четкого определения классов он так и не дает. Толкование этого понятия должно было появиться в третьем томе «Капитала», однако завершающая глава этой рукописи обрывается на словах: «Ближайший вопрос, на который мы должны ответить, таков: что образует класс…» В процессе изучения природы классов Маркс делает предположения: • Каждое общество производит излишки пищи, жилья, одежды и других ресурсов, которые не потребляются сразу. Классовые различия появляются, когда одна из групп населения присваивает себе эти излишки, которые рассматриваются как частная собственность. • Классы определяются из факта владения или не владения произведенным продуктом. Определение классов можно воссоздать исходя из многочисленных работ К. Маркса. Исходя из написанного в «Манифесте Коммунистической партии» можно дать определение класса в широком смысле. Так класс – это «любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой».В более узком смысле Маркс под классом понимает социальные группы, различающиеся между собой по признаку владения или не владения определенной собственностью. Однако это, является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы говорить о классе в полном смысле это слова. В данном случае это «класс в себе», а для того чтобы стать «классом для себя», ему необходимо осознать себя «как особую социальную группу со своими собственными интересами, противостоящую другим группам» . Так классовое самосознание является важным системообразующим признаком, по этому поводу Маркс пишет: «Поскольку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающихся и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов, они образуют класс. Поскольку между парцелльными крестьянами существует лишь местная связь, поскольку тождество их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой политической организации, они не образуют класса» . Как правило, общество разделяется К. Марксом на два противоборствующих класса. Первый определяется как производительный, подчиненный, угнетаемый, эксплуатируемый, который производит излишки, и на непроизводительный, господствующий, угнетающий, эксплуатирующий, который присваивает эти излишки или прибавочный продукт, производимый первым классом. Для каждой исторической эпохи существуют свои классы антиподы: при рабовладельческом строе – это рабы и свободные, при феодальном – зависимые крестьяне и феодалы, при капиталистическом – рабочие и капиталисты. Причем в процессе общественного развития неизбежно происходит отторжение старой социальной структуры новыми, развившимися внутри нее классовыми силами. Борьба между классами – это борьба между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. «Реакционный» класс воплощает отжившие производственные отношения, а «прогрессивный» нарождающиеся, которые адекватны уровню развития производительных сил. Один и тот же класс для разных формаций будет является прогрессивным и реакционным. Подобное противопоставление классов отсутствует только в первобытном строе, так как весь производимый продукт исчезал в потреблении, и в предполагаемом коммунистическом, где частная собственность будет упразднена.Однако дихотомическое деление общества у Маркса дополняется пониманием существования других классов, слоев и группы. Так, в буржуазном обществе, кроме пролетариев и буржуазии, рассматривается класс землевладельцев и мелкой буржуазии. Им не уделяется много внимания, так как они являются осколками прошлых формаций и в будущем либо исчезнут, либо примкнут к одному из основных противоборствующих.Наиболее общей основой образования классов является общественное разделение труда. Изначально разделение труда не вело к неравенству и подчинению. Разделение труда направленное на овладение силами природы, вызывает техническую специализацию работников, образует профессии и специальности. Но по мере усложнения производства возникает потребность в управлении, а соответственно возникает необходимость в профессиональных организаторах. Появляется разделение труда на социально не однородные виды, выкристаллизовывая производственнотехническую и социальноэкономическую стороны. Социальноэкономическая сторона включает разделение на умственный и физический, управленческий и исполнительский, квалифицированный и неквалифицированный, творческий и стереотипный.

Согласно теории Вебера в основе иерархии в любом обществе лежат три независимых фактора, таких как собственность, власть и престиж. Различия в собственности порождают экономические классы; различия в доступе к власти создают политические партии, а различия в престиже порождают страты, или статусные группировки. Классы, по Веберу, это возможности индивида обладать теми или иными благами и получать доход в условия рынка товаров и труда. То есть класс составляют люди имеющие сходное положение в экономической сфере, а именно сходные профессии, доходы, материальное положение, доступ к ресурсам. Однако в отличие от Маркса, Вебер считал, что классы существуют только в капиталистическом обществе, где главным регулятором отношений является рынок, по средствам которого люди удовлетворяют свои потребности в товарах и услугах. Однако на рынке люди занимают различные позиции или находятся в разной «классовой ситуации»: одни продают товары и услуги, другие – рабочую силу. Отличие состоит в том, что одни владеют собственностью, а другие нет. Если рассмотреть экономическую дифференциацию в системе координат, то на одном полюсе прямой будут находиться «позитивно привилегированный класс», куда входят собственники, а на другом – «негативно привилегированный класс» это люмпенпролетариат, те кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. А между этими двумя полюсами расположится целый спектр людей, составляющих средний класс: от мелких собственников до людей, способных предложить свои навыки и умения на рынке рабочей силы. Перейдем к делению общества на основе престижа, которое порождает иерархию статусных групп. Вебер считал, что основой для статусных групп служат общины, в которых они формируются. Каждая статусная группа имеет разделяемое всеми количество социально приписываемого престижа или почести. Почесть – это любое качество, оцениваемое большинством людей. Статусное оценивание может быть связанно с классовыми различиями, часто собственность проявляет себя в качестве статусной характеристики. Так, в экономике соседской общины часто самые зажиточные её члены становились лидерами, в чем проявлялось уважение к ним. Однако статусная почесть может и не быть связана с классовой ситуацией. В большинстве случаев, как утверждает Вебер, статусная позиция противостоит всему, что связанно с собственностью. К одной статусной группе могут принадлежать как имущие, так и не имущие.Различия в статусе ведут к различиям в стиле жизни. Любая статусная группа имеет свою «субкультуру», в которой заключены стандарты поведения её членов. Через социальный контроль и санкции, где высшей мерой наказания является исключение из группы, поведение её членов контролируется и направляется.Статусные группы приобретаю престиж (почесть) в основном путем узурпации: они закрепляют за своими членами право заниматься какимто исключительными видами деятельности, отказывая в этом праве другим, претендуют на определенное вознаграждение, монополизирует идеальные и материальные блага. Это может проявляться в возможности носить определенную одежду, производить определенный продукт, отдыхать в определенном месте, где главной особенностью является исключительность права членов именно этой статусной группы и отсутствие его у других. Таким образом, создается дистанция между группами и ощущение исключительности какойлибо группы. Также для создания статусного престижа усиливается степень закрытости групп, где не последнюю роль играют брачные связи только в своем кругу и так далее. Вебер особенно подчеркивал, что «по мере роста замкнутости статусной группы, конвенциально предпочитаемые возможные для членов её занятия постепенно перерастают в юридически закрепленную монополию на особые должности. Некоторые блага также превращаются в объекты монополизации, проводимой статусными группами. В типичном случае это включает «унаследованное земельное владение», а также часто собственность на рабов, крепостных и, наконец, специальные виды торговли» .Третье основание, по которому происходит разделение общества – различия во власти, которое порождает создание различных партий. Вебер характеризовал партии как объединения людей по убеждениям, которые создаются только в общинах, имеющих какойто порядок и штат сотрудников. Поэтому поведение партии можно считать осознанным, где её члены следят за претворением порядка в жизнь. Так же Вебер утверждает, что, как и в предыдущих видах стратификации, человек, принадлежащий определенной группе, может иметь тот же объем власти, что и богатства или престижа, однако эти характеристики являются независимыми: «Партии могут представлять интересы, исходя из «классового» или «статусного положения» и набирать своих приверженцев или из данного класса, или же из статусной группы. Но партии совсем необязательно быть классово или статусноориентированной, и зачастую она не является ни той, ни другой» .

Не стратифицированного, «плоского» общества не существует, никогда не было и не будет. Социальное неравенство – это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую три основных направления: экономическую, политическую и профессиональную. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода и богатства (накопления), по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается со стороны членов общества.Однако этими тремя характеристиками стратификации он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурноречевая принадлежность и т. д. Из множества групп, на которые разделяется общество, важнейшими «простыми» расслоениями, Сорокин считает расслоения: 1. по семейной принадлежности 2. по государственной 3. по расовой 4. по профессиональной

5.по имущественной 6. по религиозной 7. по объемноправовой 8. по партийной Из сочетаний простых расслоений (группировок) складываются сложные группы. Сложные группы бывают: • типичные и не типичные для данного населения. Причем, из типичных важны класс и национальность. • внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Сорокин считает, также как и Вебер, что индивид, имеющий определенную позицию в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том же уровне и политическую, и профессиональную: «Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии» . Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства: «Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархиях» .Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет две характеристики: экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации (так называемая структурная пирамида). П. Сорокин пишет об этом так: «Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения…которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения» .П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию так: «Если в пределах какойто группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована» . Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной. Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров “политического организма” и разнородность населения.




infopedia.su

Социальная структура общества (Анализ различных концепций)


скачать Автор: Поликанова Е. П. — подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №5/1998 — подписаться на статьи журнала

Вопросы изучения социальной структуры общества занимают важное место в социальной философии. В данной статье мы попытаемся изложить различные воззрения на социальную структуру общества.

Социальная структура – это совокупность социальных групп, классов, слоев, каст и т. д., различающихся их положением и ролью в общественной жизни. Каждый человек имеет соответствующий статус, т. е. определенное место в обществе, поскольку относится к той или иной социальной группе. Это место в первую очередь определяется отношением к средствам производства, вообще к собственности, а также полом, возрастом, происхождением, уровнем образования, профессией, семейным положением и некоторыми другими характеристиками.

Уже в античную эпоху Платон, создавая свою концепцию идеального государства, обращал внимание на социальную структуру. Разработанная им модель общества включает три сословия: философов, управляющих государством, воинов и работников (крестьян, ремесленников). Функция работников состоит в повиновении философам-правителям и добывании для государства жизненных ресурсов. При анализе возникновения государства в качестве аргумента в пользу сословного деления общества античный мыслитель ссылается на принцип разделения труда. Полис – это совместное поселение, обусловленное общими потребностями, и их удовлетворение требует разделения труда. Поддержание и воспроизведение иерархии сословий, жесткое соблюдение раз и навсегда введенного порядка частной и политической жизни – важнейшее условие справедливого государства.

Другое представление о социальной структуре разрабатывал выдающийся французский социалист-утопист Фурье. Он выделяет пять классов: двор, знать, буржуазия, народ, чернь. Каждый класс относится враждебно к другому. Основное противоречие – между богатыми и бедными.

Что общего между двумя этими представлениями о социальной структуре? Во-первых, по Платону и по Фурье, социальная структура – это определенное множество социальных групп, различающихся между собой исполнением тех или иных функций в обществе, а также размером богатства. На основе этих различий в социальной жизни складываются определенные и довольно жесткие отношения между группами в сфере властных структур и богатства. По мере развития общества характер этих отношений меняется: власть одних групп ослабевает, других – усиливается, богатство перераспределяется в пользу других групп. Но вместе с тем эти отношения весьма устойчивы и на протяжении долгого времени остаются постоянными. Во-вторых, и по Платону, и по Фурье, в основе социальных слоев лежат определенные позиции, которые они занимают в обществе: власть, богатство, возможность или невозможность присвоения.

К. Маркс и Ф. Энгельс на основе материалистического понимания истории проанализировали социальную структуру добуржуазных обществ и капитализма. Следует подчеркнуть, что, как писал сам Маркс, он не открывал существование классов в том или ином обществе, это до него сделали французские историки Гизо, Минье и др. Но анализ классов Маркс дает в связи с изучением общественных отношений, носителями которых являются те или иные социальные классы. Основными классами буржуазного общества они считали класс капиталистов, пролетариат и крестьянство. Разработанная ими теория перехода от капитализма к коммунизму предполагает формирование такой социальной структуры, которая коренным образом отличается от капиталистической. Изменения должны коснуться, во-первых, состава групп, во-вторых, социального положения новых специфических для социализма классов, в-третьих, отношений между классами. А в будущем коммунистическом обществе, согласно Марксу, исчезнут классы, потому что исчезнут классообразующие признаки, и в первую очередь частная собственность на средства производства. Но, конечно, сохранится социальная дифференцированность людей, ибо сохранится общественное разделение труда.

Но у Маркса нет определения классов. Такое определение дал В. И. Ленин в работе «Великий почин»: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другого благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»1.

В этом определении выделяются основные классообразующие признаки общественных классов, и основным из них является различие по отношению к средствам производства. Ленинское определение классов содержит четыре взаимосвязанных признака классовых различий: 1) место класса в исторически определенной системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль класса в общественной организации труда; 4) способ получения и размеры получаемой доли общественного богатства и возможность присвоения чужого труда.

В определении В. И. Ленина развивается и утверждается важное положение К. Маркса о том, что «существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства»2, т. е. общественные классы есть продукт развития общественного производства в условиях появления собственности на средства производства и представляют продукт эксплуататорского общества. Частная собственность на средства производства является источником раскола общества на классы.

Класс является определенной общностью людей, которая складывается на базе экономических интересов и отношений собственности. Он базируется на глубоких, очень важных для общественного бытия человека ценностях. Мы считаем, что классовый подход при исследовании социальной структуры общества, разработанный в марксизме, очень важен для изучения и теоретического осмысления современных обществ, поскольку классообразующие признаки не исчезли.

Другие ученые понятие «социальная структура» используют в широком и узком смысле. Так, согласно Т. Парсонсу, социальную систему делают системой не просто взаимовлияние и взаимозависимость людей, но определенные стереотипы, поддерживающие формы поведения людей. Они описываются с помощью категории «социальная структура», обозначающей те закономерности их существования в социальной системе, которые либо предохраняют ее от возникновения нестабильности и конфликтов, либо делают их социально приемлемыми.

Некоторые исследователи вместо понятия «социальная структура» используют понятие «социальная стратификация». Так, П. А. Сорокин дал интересный и содержательный анализ категории «социальная стратификация», которую он определяет следующим образом: «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества»3.

Формы социальной стратификации разнообразны. Если среди членов общества есть и имущие, и неимущие, то в таком обществе имеет место экономическое расслоение. Кроме того, если в обществе есть управляющие управляемые, то это значит, что оно политически дифференцировано. Затем, если члены общества разделены на различные группы по своим занятиям и при этом профессии различаются по престижности, а члены профессиональной группы делятся на руководителей и подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована.

Таким образом, П. Сорокин выделяет три основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная. И обычно эти формы тесно переплетены. Представители высших экономических слоев одновременно относятся и к высшим политическим и профессиональным слоям, а неимущие обычно лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии, хотя бывают и исключения.

П. Сорокин считает, что социальная стратификация является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. Общество всегда социально дифференцировано, и социальная стратификация – это постоянная характеристика любого организованного общества.

Очень важное значение в концепции П. Сорокина имеет и теория социальной мобильности. Этот термин впервые был введен именно П. Сорокиным, и он очень широко применялся и применяется в исследованиях социальной структуры общества. Социальная мобильность – это социальное перемещение или переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие. Это также продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью. Кроме социального восхождения, могут иметь место и нисхождение, деградация. Понятие «социальная мобильность» используется также и для характеристики степени «открытости» или «закрытости» социальных групп в обществе.

Социальные связи и отношения человека в обществе разнообразны и многозначны. Он включен во множество различных общностей и является представителем определенного класса, народа, этноса, нации и т. д. Одновременно он включен и в определенную микросоциальную среду и принадлежит к различным микросоциальным общностям, а также выступает представителем какой-то расы, половой и возрастной группы, социального класса, касты и т. д.

Не оставляет без внимания П. Сорокин и теорий классов. Все многочисленные концепции классов он делит на «монистические» – выделяющие класс на основании одного признака и изображающие его как элементарную группу, и на теории «плюралистические», выделяющие класс на основании многих признаков.

Представители первого направления выдвигают следующие теории классов: расовую, профессиональную, социального ранга (т. е. объем прав) и по величине богатства. Ко второму направлению относятся распределительная теория классов и производственная. П. Сорокина совершенно не устраивает и определение классов у К. Маркса. Он считает, что его нет у Маркса, так как рукопись III тома «Капитала» обрывается на анализе понятия класса.

Очевидно, можно согласиться с П. Сорокиным, что определения классов у К. Маркса нет, хотя совершенно очевидно, что в качестве главного признака отнесения к тому или иному классу у Маркса выступает характер производственных отношений и важнейшее отношение собственности.

Как же сам автор «Системы социологии» определяет классы? Нужно отметить, что П. Сорокин классы считает такой социальной группой, которая сыграла колоссальную роль в общественной жизни XIX и XX веков. Для него классы являются кумулятивной, нормальной, солидарной, полузакрытой и приближающейся к открытой, типичной для нашего времени группой. Эта группа составлена из трех основных группировок: профессиональной, имущественной, объемно-правовой. «Совокупность лиц, сходных по профессии, по имущественному положению, по объему прав, а следовательно, имеющих тождественные профессионально-имущественно-социально-правовые интересы, составит класс»4.

Остановимся вкратце на концепции П. Сорокина, касающейся проблемы социального расслоения населения на различные коллективы, общности. П. Сорокин считает, что только взаимодействующие индивиды составляют коллективное единство, так как между их поведением устанавливается функциональная связь. А поскольку интенсивность взаимодействия между людьми различна и степень взаимообусловленности поведения индивидов различна, то это ведет к появлению в обществе целой пирамиды коллективных единств, то есть разного рода общностей. Чтобы иметь правильное представление о строении и составе населения, т. е. о социальной структуре, П. Сорокин вводит три группы общностей: элементарные группы, кумулятивные и сложный социальный агрегат5.

1. Элементарное коллективное единство есть реальная совокупность лиц, объединенных в одно взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и определенным, не сводимым к другим признакам. Примером таких общностей являются религиозные объединения, группы, объединяющиеся по сходным профессиям или принадлежащие к одному полу, и т. д.

2. Кумулятивная социальная группа представляет собой совокупность взаимодействующих сил, связанных в одно взаимодействующее целое не одним, а двумя, тремя или рядом сходных элементарных признаков. Примером такой группы является группа людей, которая принадлежит не только к одной религии, но и к одному государству, и к одной профессии.

3. Социальный сложный агрегат представляет «соединение лиц, заключающее в себе два или большее число различных элементарных коллективных единств, или два или большее число различных, кумулятивных групп, или и элементарные, и кумулятивные коллективные единства»6.

Таким сложным социальным агрегатом фактически является все население, занимающее ту или иную территорию.

Очень интересен дальнейший ход рассуждений П. Сорокина о том, какие же признаки вызывают притяжение и группировку сходных в отношении этого признака индивидов в коллективное единство. В качестве таких признаков для объединения в элементарные общности или группы выступают следующие: расовые, половой, возрастной, семейная принадлежность, государственное подданство, язык, профессия, имущество (богатство или бедность), объем прав, религия, принадлежность к политической партии, ряд признаков психологического характера и многие другие.

В соответствии с этими признаками П. Сорокин выделяет важнейшие элементарные группы, на которые распадается население современных «культурных стран». Это:

1) расовая, 2) половая, 3) возрастная, 4) по семейной принадлежности, 5) по государственной принадлежности, 6) языковая, 7) профессиональная, 8) имущественная, 9) объемно-правовая, 10) территориальная, 11) религиозная, 12) партийная, 13) психоидеологическая.

В действительности в общественной жизни элементарные группы встречаются реже, чем кумулятивные. В кумулятивных общностях в одно организованное целое связаны несколько элементарных групп.

Классификацию кумулятивных групп П. Сорокин проводит в зависимости от свойств, образующих их элементарных группировок: в зависимости от числа элементарных групп (кумуляции – двойные, тройные и т. д.), в зависимости от их характера – государственно-религиозная, партийно-профессиональная и др., в зависимости от способа кумуляции; кумулятивные группы – открытые и закрытые, нормальные, ненормальные, антагонистические и солидаристические, типичные и нетипичные и т. д.

В чем же смысл этой теории элементарных и кумулятивных социальных групп? П. Сорокин однозначно отвечает на этот вопрос. В обществе множество групп, они различны по составу, по сложности, и эта теория дает возможность очень быстро и легко отнести ту или иную группу или общность общества к элементарной или кумулятивной, дает возможность получить точную и определенную характеристику природы данной группы, ее состава, характера и содержания.

Таким образом, краткий анализ различных теорий социальной структуры показывает, что проблема социальной структуры сложна и многоаспектна. Общество как целостное социальное образование представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно поставленные цели и задачи. Они принадлежат к определенным классам, слоям, группам, кастам и т. д. У них разные интересы и влечения, и чтобы общество развивалось стабильно и без социальных катаклизмов, необходимо знать, какие классы, слои, группы составляют его структуру, каков их жизненный уровень и т. д. Поэтому анализ социальной структуры всегда будет представлять интерес с точки зрения не только теории, но и практики.

Размещено в разделах

www.socionauki.ru

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИИ. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВ ПО К. МАРКСУ И Д. БЕЛЛУ. УРОВНИ АНАЛИЗА СТРУКТУРНОГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.

Общество— это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система соц-ых связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, соц-ых институтов и т. д., основывающаяся на опред-ом способе производства, распред-ия, обмена и потребления материальных и дух-ых благ.

Общность может быть признана обществом, если она имеет след. признаки:

1. Самозарождение, которое характер-ся такими процессами, как наличие истории и наличие собс-го названия.

2. Браки закл-ся, в основном, между членами общества.

3. Биологическое воспроизводство. Общество пополняется за счет детей тех людей, которые явл-ся его признанными членами.

4. Общество существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

5. Самостоятельность. Три основных признаки самост-ти: 1) наличие соб-ой территории, имеющей официально признанные границы; 2) наличие суверенитета по отношению к др. суверенным обществам; 3) эк-ая самост-ть, способность обеспечить жизнедеятельности общества.

6. Саморегулирование. Наличие собственной системы управления и социальных институтов. Практически единственной формой саморегулирования общества является сейчас государство, хотя наблюдается тенденция поиска других форм самоорганизации, например, ЕЭС.

7. Самовоспроизводство духовной культуры, историческая непрерывность культурного наследия.

8. Психологическая целостность, т. е. наличие общественного сознания и общественной психологии, осознание людьми принадлежности к данному обществу.

Общество — это не механич-ая сумма элементов, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивид-ые действия, связи и отношения образуют новое системное качество. Сист-ое качество— это особое качеств-ое состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный характер, поэтому общество — это интегрирующая система, которая в отношении индивидов выполняет функцию своеобразного «генного кода», детерминирующего их поведение и деятельность. Человек, рождаясь, застает «готовую», объективно существующую «до него» конкретную структуру связей и отношений. Благодаря собственным интегральным качествам соц-ая система приобретает самост-ть по отношению к составляющим ее элементам, приобретает относительно самостоятельный способ своего развития.



Обществу как целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерами являются координация и субординация элементов. Координация — это согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостности системы. Субординация — это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Системный подход к обществу тесно связывают с детерминистским и функционалистским подходами.

Детерминистский подход: общество как целое состоит из нескольких подсистем: эк-ая, соц-ая, полит-ая и идеолог-ая. Каждая из них может рассматриваться как относительно самост-ая система. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Каждая из этих систем находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все они представляют собой иерархичную структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Каждая из систем оказывает воздействие на совокупное целое и на его отдельные части.

Функциональный подход: каждая из частей общества выполняет значимую функцию в рамках целого. Развитие, усложнение общес-ой системы сопровождается дифференциацией, процессом формирования новых функций. И наоборот, вычленение новых функций ведет к усложнению структуры, к появлению новых элементов системы.

Один из сильнодействующих факторов формирования новых функций — разделение труда. Движущей силой этого процессами явл-ся общественные потребности. Производство товаров, необходимых для удовлетв-ия потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей — важнейшая предпосылка развития общества, усложнения его структуры, расширения системы функций. Используемые для вып-ия новых функций люди формируют новую отрасль в разд-ии труда.

В наиболее развитом виде названный подход проявился в структурном функционализме Т. Парсонса.

Классификация обществ: По способу производства и форме собственности формационный подход (К.Маркс). В основу формационной классификации общественного производства заложен классовый подход к анализу его содержания и целей. В соответствии с марксистской трактовкой, целью капиталистического производства выступает получение прибавочной стоимости за счет усиленной эксплуатации работников. Цель производства постиндустриального общества заключена в обеспечении экономического роста, обеспечении занятости, стабилизации уровня цен, справедливом распределении доходов, экономическом обеспечении малоимущих слоев населения и т. д. Общественное бытие – материальные условия жизни людей. Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ: Производительные силы (средства производства и людей, с их умениями и навыками; средства производства: – орудия труда; Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности) Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства. От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ. Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества.

Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом: 1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны). 2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. 3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений. 4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы производства материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические). Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ): – политика, право, общественные организации, религия и пр. Смена ОЭФ – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Закон классовой борьбы является движущей силой истории.

Типология Даниеля Белла(американский социолог): доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные.

1. Традиционное общество,для которого характерно:

• неспособность или нежелание изменять какие-либо характеристики сложившегося образа жизни, относительная изоляция от других обществ;

• высокая структурная устойчивость;

• отношение к собственности детерминировано родовыми отношениями, общиной или феод-ой иерархией;

• основным способом социальной регуляции выступает традиция, разделяемая абсолютным большинством членов общества;

• регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;

• в мировоззрении господствует догматизм.

Как правило, для доиндустриальных обществ характерно слияние феноменов власти и собственности при определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал и реальным контролем над существенной частью находившейся в совокупном распоряжении общества собственностью. Для типично доиндустриального общества (за редким исключением) власть — это собственность.

На культурную жизнь доиндустриальных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами. Традиционное доиндустриальное общество характеризуется тем, что можно было бы назвать геронтократией: чем старше, тем умнее, чем древнее, тем совершеннее, чем (темпорально) глубже, тем истиннее.

2. Индустриальное общество.Особенности этого типа общества — контраст с традиционным обществом по перечисленным выше характерным чертам. Кроме того, в обществе этого типа преобладает промышленность; частная собственность является базовым, системообразующим институтом.

3. Постиндустриальное общество.Основные черты, отделяющие его от индустриального общества: преобладает сфера услуг; определяющую роль играет информация; базовым, системообразующим институтом является творческое знание.

К основным чертам постиндустриального общества относят:

1) переход экономики от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг;

2) класс профессионалов и специалистов технического профиля превратился в самую крупную группу занятых;

3) нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания;

4) интеллектуальные институты общества во все большей степени превращаются в ведущие институты;

5) возник и развивается новый политический класс — класс консультантов, экспертов или технократов. В отличие от индустриального общества ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень.

Если для индустриального общества типичным является конфликт «бедные-богатые», то для постиндустриального — «хорошо образованные-плохо образованные».


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Структура общества по марксу кратко – Telegraph

Структура общества по марксу кратко

Скачать файл — Структура общества по марксу кратко

Социальные изменения могут включать в себя 0 0 1 Fприрост населения, рост благосостояния, рост образо вательного уровня и т. Под социальным развитием в социологии понимаются изменения, 0 0 1 Fпри водящие к дифференциации и обогащению составных элементов системы. Во всех из вестных ему обществах характер этих. Классовое деление приво дило к тому, что одни группы людей благодаря. Но, будучи вовлеченными, в классовую борьбу, они становятся. Главным вопросом революции Маркс считал вопрос о власти. Это очень 0 0 1 Fмногогранная проблема, которая от нюдь не сводилась социологом к идее. При этом Маркс отмечал, что собственно государственная власть, ее 0 0 1 Fмонополия никогда не обеспе чит свободу; напротив, подлинная свобода возможна. Государст венная воля в общем и. В работах начала х. При этом для Маркса было важно то, 0 0 1 Fчто государственная власть имеет сложную, по край ней мере, двойственную. Часть из них, сообразуясь 0 01 Fс меняю щейся. Вставить этот документ на свой веб-сайт. Если вы не получили email-сообщение, пожалуйста, проверьте папку Спам. Если там тоже нет сообщения от нас, пожалуйста, напиши на адрес info docsity. Если даже это не помогло, нам пора начинать молиться! Документы Дипломные работы Конспекты лекций Рефераты Схемы Упражнения и задачи Шпаргалки Экзаменационные вопросы Все документы Загрузить документы. Блог Про Docsity Профессии и карьера Полезное Написать запись. Сочинения Психология и социология. Типология обществ по К. Марксу реферат по социологии скачать бесплатно классовая борьба революция форма социально-классовый общественно формация власти система Экономическая ступени противоречий конфликты природа процесс управления структура элементы полит, Сочинения из Социология. Московский государственный университет имени М. Ломоносова МГУ имени М. Ломоносова Московский государственный университет имени М. Социология, Психология и социология. Марксу реферат по социологии скачать бесплатно классовая борьба революция форма социально-классовый общественно формация власти система Экономическая ступени противоречий конфликты природа процесс Это только предварительный просмотр. Поиск в превью документа. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как единого целого. Человеческое общество постоянно изменяется. Оно развивается от простого к сложному. Процесс превращения человекообразной обезьяны в человека и возникновения общества был весьма длительным. Однако в этот процесс возникновения человеческого общества четко выделяются две стадии. Этими двумя стадиями являются: В их ходе человеческое общество окончательно сформировалось, и одновременно качественно конституировался человек как наиболее совершенное существо и как социальная единица. В процессе биологического очеловечения человек освободился от свойств, присущих животным, а в процессе социального очеловечения возникает общественное существо, — существо, которое может развиваться, жить только в обществе, в коллективе с другими людьми. Став обществом, человек тем самым оказался подчиненным общественным связям и отношениям. Мнения социологов о том, как происходило социальное развитие общества, различны. Существует ряд теорий развития общества. Одной из основных является типология обществ по К. Марксу, называемая историческим материализмом. МАРКСА Социологическую теорию общества К. Маркса можно кратко свести к следующим положениям: Общество — это система, в функционировании и жизнедеятельности которой решающую роль играют материальное производство и экономические отношения. Социологи определяют это как экономический детерминизм. Общественное развитие — это естественноисторический процесс, законы которого не зависят от сознания и воли людей. Ступенями общественного прогресса являются общественно- экономические формации, каждая из которых характеризуется системным взаимодействием базиса и надстройки. Капитализм как общественно-экономическая формация, являясь прогрессивным по отношению к предшествующим формациям, неуклонно идет к своей гибели вследствие нарастающего конфликта между общественным характером производства и частнособственнической формой присвоения, между трудом и капиталом. Основными социальными противоречиями являются классовые. Борьба классов по поводу собственности, власти, социальных благ и свободы является осевой линией исторического процесса со времен рабовладения. Особый размах и смысл она приобретает при капитализме и в конечном итоге ведет к гибели этой общественно-экономической формации и переходу через социалистическую революцию к социализму, первой фазе коммунистической формации, к обществу без классов, без эксплуатации человека человеком, к обществу гармонии, где свобода каждого станет условием свободы для всех. Коммунизм преодолевает отчуждение человека от человека, от средств производства и результатов труда, от природы на основе общественной собственности, свободного труда и принципа распределения по потребностям. Ступень к этому идеальному обществу — социализм. Однако стоит рассмотреть, как понимал общество и его структуру Маркс. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития 4. Из форм раз вития производительных сил эти отношения 0 0 1 F 0 0 1 Fпревращают ся в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной револю ции Социальная 0 0 1 F 0 0 1 Fре волюция — есть не политическая случайность, а зако номерное проявление 0 0 1 Fисторической необходимости. Со знание людей отражает реальные жизненные 0 0 1 F 0 0 1 Fпротиво речия. Иными словами, независимо от субъективных же ланий отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий, прежде всего в материальной жизни. Изменяются 0 0 1 F 0 0 1 Fпроти воречия и конфликты — соответственно изменяются фор мы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то 0 0 1 Fвоз никает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через 0 0 1 Fсоциальную революцию происходит ра дикальное изменение, качественное 0 0 1 Fобновление обще ственных отношений. Он был при менен Марксом к конкретному анализу 0 0 1 Fкапитализма его времени. В основе общества, согласно К. Марксу, лежат не идеи, а материальные производственные силы и производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и форме собственности. Поэтому человеческое общество в своей основе представляет собой систему этих факторов производства и вместе с их изменением изменяется само, так как качественное изменение производительных сил приводят к новому разделению труда и новым формам собственности. Общество как целостная система состоит из множества разнообразных элементов видов деятельности, общественных отношений, социальных групп, общностей, институтов и организаций. Все они взаимосвязаны между собой и представляют единое целое. При таком подходе социальная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, групп, слоев. Марксистская наука об обществе различает в структуре общества две основные области: Экономический базис общества представляет собой сферу общественного производства материальных благ, обеспечивающую индивидуальное и общественное существование человека. Социальная надстройка образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. В составе надстройки различают две ее области: К юридически-политической, или же социально-политической надстройке относятся различные формы общественной жизни, а также правила, которыми эта жизнь регулируется. К этой области надстройки относятся роды, племена, государство и прочие типы социальных групп, а также в этих группах или отношения между ними, то есть право и другие общественные нормы. Общественное сознание определяют как отражение общественного бытия в сознании людей. Понятие общественного бытия включает в себя, помимо конкретных исторически данных производственных сил и производственных отношений, ещё и конкретную, исторически данную общественную структуру не только экономическую, но и классовую и политическую структуру определенного общества со всеми конкретными, исторически данными организационными и другими формами общественной жизни людей. Таковыми являются, например, семья, государство и т. Отдельные формы общественного сознания являются проявлениями духовной жизни, при помощи которых человек отражает свое общественное бытие. Отдельными формами общественного сознания являются религия, философия, мораль, наука и искусство. Каждая форма общественного сознания имеет относительную самостоятельность. Тем самым они оказывают взаимное влияние друг на друга, а также обратное влияние на общественное бытие. В зависимости от того, каков характер производственных отношений, лежащих в ее основе, надстройка может быть бесклассовой или классовой. Бесклассовая надстройка существует в обществе, которое не разделено на классы. Подобным обществом являлось первобытное общество. Доминантной формой сознания и главным духовным творением человека в этот период является религия. Она содержит в себе основные элементы всех более поздних форм сознания. Религия была системой идей о мире, которая фантастическим и неточным образом отражала действительность. В этот период появляется и искусство, однако оно не было достаточно развитым. Классовая надстройка существует в обществе, которое разделено на классы. Базис этого общества является более развитым, нежели базис первобытного бесклассового общества. Степень развития производственных сил в классовом 7. Экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. Точно также следует подчеркнуть, что и надстройка оказывает обратное влияние на базис и что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА 0 0 1 FВо всех сферах жизни общества можно наблюдать постоянные измене ния, 0 0 1 Fнапример, изменения в социальной структуре, социальных взаимо связях, культуре, коллективном поведении. Если в некоторой системе появляются новые составные элементы либо исчезают 8. Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества основывается на признании материальности и единстве мира. Оно включает элементы объективности и необходимости. А именно, события в обществе разворачиваются независимо от сознания людей, их желаний, мнений и ожиданий. Человек может осознать ход общественного развития, согласовать с ним свою деятельность, но не может с успехом действовать против него, не может остановить или повернуть вспять колесо истории. Марксистское учение об обществе видит движущие силы социального развития в самом обществе, причем в основном общественном процессе — процессе материального производства. Движущие силы развития общества марксистская наука усматривает в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие выражается в различных интересах общественных групп. Понимание движущих сил развития общества и основных форм социальных изменений нельзя отделить от понимания общественно-экономической формации, согласно которому признается, что все конкретные общества в отдельные исторические периоды — эпохи производства — имеют общие основные характеристики. Основу для понятийного определения общественно- экономической формации в своих трудах К. Смена общественно-экономических формаций происходит постепенно. Общественное развитие представляет собой целостность эволюционных и революционных изменений. В процессе развития общества революционные перемены обеспечивают возможность создания новых, высших состояний общества в сравнении с прежними и социальных структур, причем во всех областях общественной жизни, в базисе и надстройке. Скачкообразность революционных изменений заключается в том, что образование новых структур происходит в сравнительно короткий промежуток времени. Революция происходит тогда, когда развитие производительных сил общества достигнет такой ступени, на которой они происходят в противоречии с отношениями, сложившимися между людьми в общественном производстве. Эпоха социальной революции наступает тогда, когда на известной ступени развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. МАРКСУ Типология обществ по К. Марксу существенно отличается от всех существующих теорий развития общества. В основе этой типологии лежат два критерия: Согласно этим критериям человеческое общество прошло последовательно следующие общественно-экономические формации: Такой подход позволяет исследовать человеческое общество как единый социальный организм и свести стремления отдельных людей к действиям больших групп, классов в рамках одной формации. В соответствии с этапами развития общества можно классифицировать типы социального управления, например: В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и пользующиеся авторитетом, осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в традициях. В рабовладельческом обществе уже возникают законодательные принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта управления. В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления — политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер передавалась по наследству , как, впрочем, и почти все формы материального и духовного производства ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и др. В дальнейшем политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. Но любой этап развития общества определяется степенью классовой борьбы внутри этого общества. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены, прежде всего, 0 0 1 Fэкономическими отношениями. Во всех из вестных ему обществах характер этих 0 0 1 F 0 0 1 Fотношений был та ков, что социальное положение подавляющего большинст ва 0 0 1 Fиндивидов довольно жестко регламентировалось от мо мента их рождения и до самой смерти. Такое положение вещей в принципе не исключало определенную Но она ограничивалась лишь отдельны ми индивидами, что не оказывало существенного влияния на социальную жизнь в 0 0 1 Fцелом. Классовое деление приво дило к тому, что одни группы людей благодаря 0 0 1 F 0 0 1 Fсвоему со циальному положению имели материальные, политиче ские и иные 0 0 1 Fпривилегии, другие, напротив, лишались не обходимого для существования и 0 0 1 Fвыживания. В социаль ной поляризации Маркс видел источник антагонизма 0 0 1 Fклассов, глубинную причину классовой борьбы. Таким об разом, по Марксу, люди являются продуктом общества и прежде всего объективного положения в процессе 0 0 1 Fпроиз водства. Но, будучи вовлеченными, в классовую борьбу, они становятся сами творцами общества. Таков общий взгляд на классы и классовую борьбу, который, однако, для Маркса никогда не был догмой и существенно 0 0 1 Fкоррек тировался сообразно изменению социальных реалий. С этих позиций социолог характеризует современное ему капиталистическое общество как 0 0 1 F 0 0 1 Fобще ство антагонистическое — буржуазия и пролетариат явля ются основными 0 0 1 Fсилами, которые вступают в непримири мую борьбу друг с другом. Кроме 0 0 1 Fуказанных классов, в ка питалистическом обществе есть еще много промежуточных групп — ремесленники, торговцы, крестьяне и другие. При этом он вво дит уточняющие критерии 0 0 1 Fкласса, отмечая не только от ношение к средствам производства, но и общность 0 0 1 Fдея тельности, способов мышления и образа жизни. Особенно важно для вычленения класса, по мнению Маркса, — осознание принадлежности к 0 0 1 Fсоциальному единству, ощу щение отличных интересов от интересов других 0 0 1 Fгрупп, на личие воли к совместным действиям. Он подчеркивал, что различие Люди могут не осознавать своих классовых интересов и тем не менее руководствоваться ими в своих действиях. Борьба классов за власть, за право на свободу и так далее может в конечном итоге привести к социалистической революции — одному из путей перехода от одной общественно-экономический формации к другой. А в более зрелых работах, подчеркивая единство гражданского общества и государства, он прямо указывал, что первое выступает как 0 0 1 Fсодержание, а вто рое — как форма: При этом Маркс отмечал, что собственно государственная власть, ее 0 0 1 Fмонополия никогда не обеспе чит свободу; напротив, подлинная свобода возможна лишь там, где есть эмансипированное гражданское общество, способное диктовать 0 0 1 Fсвою волю государству. В работах начала х 0 0 1 Fгг. Однако на основе анализа конкретного революционного опыта Парижской Коммуны Маркс осознал многие При этом для Маркса было важно то, 0 0 1 Fчто государственная власть имеет сложную, по край ней мере, двойственную 0 0 1 Fприроду: Часть из них, сообразуясь 0 01 Fс меняю щейся жизненной практикой, исправил сам Маркс, а что-то просто не выдержало испытание временем — абсолютизация социально-классовых антагонизмов своего 0 0 1 Fвремени, умаление роли фор мального демократизма, трактовка демократии как 0 0 1 Fисто рически преходящего явления и др. Социология марксизма — это теория социального развития общества, рассмотренная через призму материальных условий, через противоречия и существующий способ производства. Свою типологию общества Маркс предложил в середине XX века. Основанием для создания этой типологии служили два критерия: Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно- экономическую формацию. Общественно-экономическая формация, согласно К. Марксу, представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно- экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества выражается через процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций. Здесь пока нет комментариев. Ваш комментарий может быть первым. Марксу реферат по социологии скачать бесплатно Стратификация и классовая структура реферат по социологии скачать бесп Жизнь и творчество украинского писателя В. Винниченко реферат по зар Топики по английскому языку реферат по иностранным языкам на английско Денежные агрегаты реферат по финансам скачать бесплатно вопросы оборот Денежная масса и ее структура реферат по финансам скачать бесплатно ре Семья как социальный институт курсовая по социологии скачать бесплатно Проблема супружеской измены реферат по социологии скачать бесплатно ст Ревность и измены как феномены супружеской жизни реферат по социологии Проект Команда Контакты Документы Блог Условия использования Политика конфиденциальности Made with love in Rome and Turin. У вас пока нет аккаунта? Я принимаю условия пользовательского соглашения сайта. Я также подтверждаю, что я прочитал и согласен с Политикой обработки персональных данных, в том числе касательно того, как веб-сайт обрабатывает и использует предоставленные данные.

/ маркс

2 гис воронеж как доехать

Микроволновая печь samsung tds инструкция по применению

К. Маркс и М. Вебер — общее и различие в понимании общества

Отбеливающий уход за лицом

Рецепт похудения в домашних условиях за неделю

Пропал любовник не звонит чего делать

Как сделать будильник в наушниках

К.Маркс о классовой структуре общества и становление стратификационной теории

Отбор среднего образца семян

Status failed перевод

Как установить мелодию вместо звонка

Исторический материализм

Статья 192 193 тк рф с комментариями

Триколор тв схема подключения на два телевизора

Желудочковая экстрасистолия причины

telegra.ph