Структура идеологии – Структура, уровни и функции идеологии — Мегаобучалка

Содержание

Структура и функции политической идеологии

Политическая идеология имеет по сути такую же внутреннюю структуру, как идеология в целом, но по более конкретной, более специализированной участка действительности, которая в ней отображается, — политической.

Структура политической идеологии, как и ее содержание, определяются объективным процессом общественного развития и развития политического субъекта — носителя политической идеологии.

Одним из основных структуроформівних факторов политической идеологии есть те социальные функции, которые она призвана выполнять. Среди них едва ли не самыми важными являются:

  • Теоретико-концептуальная — формулировки основных положений, которые раскрывают интересы и идеалы определенного класса, сословия, нации, государства.
  • Программно-политическая — перевод социально-философских принципов и идеалов в программы, лозунги и требования политической элиты. Эта функция непосредственно связана с деятельностью политических партий, союзов, объединений и избирательных блоков.
  • Функция овладевание массовой политической сознанием. Эта функция достигает положительных результатов лишь тогда, когда идеи и положения идеологии соответствуют взглядам и представлениям населения об образе жизни, которому отдается предпочтение по сравнению с другими. Идеология интегрирует общество на почве сознательно сформулированных целей.

Своевременное и эффективное осуществление этих функций предоставляет соответствующим структурным элементам политической идеологии (интереса, идеи, гипотезе, концепции, теории, идеалу, к лозунгу, программе политического развития и др.) необходимого динамизма и оперативности в выработке и принятии оптимальных решений. Если политическая идеология не выполняет взятых на себя социальных функций, она становится тормозом для своего самоутверждения и ведет к деформации отдельных структуростримувальних ее элементов, между которыми существуют разнообразные связи: необходимо-причинные, закономерные, случайные и др.

Исходным элементом структуры политической идеологии, что ее определяет, формирует и определяет, выступает политический интерес, на который опирается и из которого выходит собственно политическая идеология.

Именно такой интерес выступает как форма выражения потребности, а потребность — выражение политической необходимости.

Политическая идеология начинается с идей, выступает как их система, хотя и не сводится к ним. В ней раскрывается функциональное назначение идей, возможности и особенности практической реализации их перехода в другие структурные компоненты.

Таким образом, исходным моментом теоретического познания содержания политической идеологии выступает политическая идея. Эта идея понимается как форма отражения политической действительности, как следствие постижения мнением предмета познания — политического процесса. В этом контексте политическая идея представляет собой «мостик» от мысли к действиям, от сознания — к активности. Здесь объективная потребность отображается в теории через интересы, цели и мотивы социальных общностей и личностей, она становится руководством к действию.

Поэтому выработка новых политических идей следует считать не только важной сферой духовного производства, но и необходимой потребностью совершенствовать деятельность политических механизмов общества. При таких условиях важно, чтобы возможность самореалізування политической идеи была дополнена соответствующими силами и средствами, которые бы наиболее полно воплотили ее в жизнь,

В современных обществах основными силами, которые воплощают политические идеи в жизнь, выступают разного рода политические институты, и прежде всего политические партии.

Обычно в процессе формирования политической идеологии важную роль играет взята на вооружение наиболее вероятная социально-политическая гипотеза, которая дает возможность предусмотреть процесс внутренне закономерной связи существующих идеологических и политических явлений, до определенной степени обосновать его фактическими данными, объяснить вероятность возникновения идеологических и политических явлений и предсказать новые.

С методологической стороны выработки гипотезы — чрезвычайно сложное дело. Поэтому есть много гипотез, которые неправильно, однобоко толкуют известные факты и толкают к ошибочным выводам. Использование системного и структурно-функционального подходов к процессу создания и обоснования политических гипотез позволяет рассматривать логическое и интуитивное, теоретическое и эмпирическое, дедуктивное и индуктивное как взаимосвязанные и взаимодействующие моменты в едином процессе разработки и реализации гипотез.

А в целом гипотеза не имеет самодовлеющего значения, она лишь «продвигает» знания к концепции, а от нее — к теории.

Именно в политической концепции происходит посутніше углубления и конкретизация знаний, хотя и она объективно все еще продолжает ту поисковую функцию, что ее начала гипотеза при анализе политической действительности.

Поэтому вполне правомерно рассматривать политическую концепцию как промежуточное звено или предпосылку создания политической теории. Таким образом, политическая концепция — это еще не теория, хотя она с большой степенью достоверности может объяснять исследуемый политический процесс или явление. Концепция превращается в теорию лишь тогда, когда она пройдет испытание временем или же практикой. Концепцию, не выдерживает такой достоверности, следует считать ни чем иным, как пропагандистским прожектом. Такая «концепция» испытывает теоретического и практического краха.

Воплощение политических концепций на практике показывает, что реализация политических знаний опосредуется многими факторами: типом государства, системой общественных организаций, борьбой или сотрудничеством разных политических сил, монополизмом или плюрализмом взглядов и т. д. Учет этих и некоторых других факторов является непременным условием выработки научно обоснованной политической концепции.

Истинность или ошибочность политической концепции проверяется анализом не только ее внутренней структуры, но и детермінуючих факторов (необходимость, потребность, интерес), мировоззренческих идеалов (справедливость, свобода, смысл жизни) и ценностных регулятивов решение проблем политической жизни (демократия, политическая норма, идеал).

Относительно политических теорий концепции могут выполнять в одних случаях роль неполного теоретического знания, а в других — создавать «концептуальное ядро» теории.

В современной суспільствознавчій науке понятие «теория» употребляется в разных смысловых контекстах. При определении стратегии и тактики деятельности основных субъектов политического процесса: общества, государства, социальных групп, партий, общественных организаций, политических взглядов, действий и т.д., традиционно употребляется понятие «политическая теория», что является важнейшим системотвірним элементом внутренней структуры политической идеологии.

Правильность или ошибочность политических теорий проверяется практикой (политическим экспериментом, реализацией целей, задач, лозунгов и др.).

Сторонники различных направлений политологии едины в одном: практические факты подтверждают или отрицают научность, эффективность теорий, а сами теории в процессе познания и преобразования действительности становятся фактами, если точно отражают эту действительность и дают реальные рецепты преобразования или воспроизведение ее.

Политические теории могут реализоваться двумя путями: непосредственным влиянием на политическую деятельность государств, социальных групп и личностей и через идеалы и лозунги, которые находят себе место в комплексном образовании — политических программах.

В структуре политической идеологии понятие «теория» может употребляться в двух значениях: как структурная часть политической идеологии и как завершающий этап познавательного процесса становления политической теории.

Программным стержнем политической идеологии является политический идеал — представление политического субъекта о совершенстве политического устройства общества. В политическом идеале должны отображаться коренные интересы и задачи политических субъектов, касающиеся основ их жизнедеятельности, — характера собственности и отношений социальных сообществ по поводу собственности; отношение политического субъекта к государству и политической власти, к перспективам их развития при условии, что класс, группа или партия в этом государстве становятся господствующими; а также отношения между нациями, народностями, другими этническими группами; проблемы создания и использования равных условий политического, духовного и физического развития личности и др.

Политическому идеалу присущи следующие черты: опережающее отражение действительности на основе предвидения, прогноза; прогрессивное влияние на развитие общественных отношений, на сознание и мировоззрение людей.

Основой жизнедеятельности политических идеалов является их соответствие действительности, они не могут опережать действительность, поскольку выступают специфическим отражением ее в форме идеального. Который бы не выдвигался идеал, как бы он не продвигался, но если его реализация не влияет на улучшение условий жизни людей, то его привлекательность быстро угасает и он становится тормозом в развитии общества.

В структуру политической идеологии включаются и политические лозунги, которые также должны соответствовать реалиям жизни. Политические лозунги — это руководящие идеи, задачи, требования и направления политических преобразований. Они всегда должны призывать людей к непосредственного действия, следовательно, не могут быть «вечными» и застывшими. Политические лозунги — это эффективное средство трансляции политической идеологии в массовое сознание, а через нее — и внедрения их в практику.

Таким образом, политический лозунг является не только средством развития творческой активности людей, но и способом проверки действенности политической теории.

В комплексном виде структурные составляющие политической идеологии (идеал, гипотеза, концепция, теория, лозунг) составляют политическую программу деятельности субъектов политического процесса.

Политическая программа — это предлагаемый план деятельности класса, социальной группы, партии, правительства, политического блока, региональных общественных организаций, мировых сообществ и т.д. В политической программе теоретически обосновываются основные позиции субъекта политического процесса во всех сферах общественной жизни, определяется последовательность его действий, путь и цели предлагаемых политических преобразований, их средства, методы деятельности и т.п.

Одним из самых сложных разделов при разработке политической программы является предвидения путей, темпов и сроков политической трансформации общества. В нем недопустимо как забегания вперед, без достаточного прогнозного обоснования, так и отставание от реалий жизни, без выяснения его причин и условий.

banauka.ru

Структура идеологии

Структура идеологии

Компоненты идеологии
Альтернативные мнения и полемика


Компоненты идеологии

На наш сегодняшний взгляд, любая идеология состоит из четырёх компонентов:

Вспомогательные

1. Мировоззренческая База

Это собрание фактов для обоснования остальных компонентов

2. Мировоззрение

Это интерпретация Базы; набор идеологических утверждений

Основные

3. Идеал

Это образ желаемого мира: Природы, Общества и Человека

4. Программа

Это путь к Идеалу = Сценарий развития дел на Земле: Вехи и Мероприятия

Пример 1


Подробности

База

[ Наша База ]

Состоит из разделов:

1. Информационная база
2. Фактологическая база

Обе являются наборами утверждений, группирующимся согласно наукам и дисциплинам: социология, история, физика, аксиология…

??): — А те, кто опирается не на факты, а на интуицию?
— На священные тексты?
— Кто не сознаёт своей Базы?

— «Инфо-«, «факто-«… Термин должен отражать:

— трудности доказательства каждого факта;
— трудности обоснования выводов из него;
— известную долю допустимости фактов и выводов на этом основании

??): М.б. лучше «Фактологически-философская база»?


Мировоззрение

[ Наше Мировоззрение ]

Это набор идеологических утверждений, группирующихся в категории Мироописания и Мирооценки

Мироописание включает в себя:

— Перечень и описание составных частей мира
(Например, «Мир состоит из людей, животных и космоса» или «из живой и неживой природы»)

— Перечень и описание характеристик мира
(«Мир абсурден» или «целенаправлен»)

— Перечень и описание тенденций, имеющихся в мире
(«В 2012-м году будет конец света», «Бог диктует Свою волю контактёрам»)

— Описание современного состояния мира
(«Мир идеален» или «Мир плох», «Мир жесток» или «Мир полон любви»)

Мирооценка производится по всем четырём составляюшим


Программа

[ Наша Программа ]

Вехи
Мероприятия


Вехи

Это основные события, начинающие и / или заканчивающие очередной этап развития (эру, эпоху, период)


Мероприятия

— отдельные проекты в рамках общей деятельности


Альтернативные мнения и полемика

Структура идеологии — мнение БСЭ (Большой Советской Энциклопедии) :

В советской науке считали наоборот: идеология есть часть мировоззрения

Но если цель идеологии по БСЭ — как и у нас: вести за собой;
а цель мировоззрения — объяснять мир, —

то совершенно не понятно, как идеология может быть частью мировоззрения

Ведь ясно, что объяснять мир следует не для смеха, а для того, чтобы вести за собой. Ради взаимодействия с этим миром и изменения его или приспособления к нему

Цели человечества

Точнее: Цепочка целей жизнедеятельности человечества

Изучение
мира

->

Объяснение
мира

->

Взаимодействие
с миром

->

Увеличение
счастья


Инструменты
Наука
Искусство
Философия

 

Мировоззрение


Деятельность

При всём уважении к советской науке, ряд определений страдал даже у неё

Скажем, подкачало определение понятия «научная фантастика»

Известна также трудность с определением порнографии: чтобы карать за её распространение, следует определить, за распространение чего предполагается карать — и не могут! В чём её отличие от эротики, например, не ясно

Какой-то важный немец сказал: «Я не знаю, что такое порнография, но когда я её вижу, то узнаю»

Для нас этого действительно достаточно, но закон — он не только для преступников, но и для обычных граждан, имеющих манеру сводить счёты друг с другом, пользуясь несовершенными определениями…

 

evdemosfera.narod.ru

Структура, функции и уровни политической идеологии


XX в. не случайно называют “веком идеологий”. Никогда прежде в истории преобразовательные идеи и теории не оказывали такого огромного влияния на общественное сознание в сфере политики, приучая воспринимать ее сквозь призму мыслительных стереотипов. Апогея эта тенденция достигла в тоталитарных диктатурах первой половины нашего столетия. Но следует иметь в виду, что тоталитаризм был порожден особенным идеологическим характером современной политики, который впервые проявился в период французской революции. Полтора столетия спустя человечество столкнулось с феноменом тоталитаризма, важнейшим отличительным признаком которого является такая степень идеологизации политики, когда сама идеология превращается в политическую религию по своему всеохватывающему проникновению и милленарист-скому обоснованию.

Политическая идеология как ориентированный на практическую реализацию комплекс идей, система взглядов на власть, государственное устройство и способы их регулирования может рассматриваться в качестве своеобразной формы интеграции политического сознания на уровне групповых, классовых, национальных и межнациональных интересов, т.е. формы специализированного, интегрированного сознания или в качестве “надстройки” над общественной психологией.

Резкое усиление идеологической конфронтации в период “холодной войны” между СССР и странами Запада в 40-80-е гг. вызвало вполне естественное стремление более глубоко понять особенности идеологии, выявить и сформулировать основные механизмы воздействия идеологических систем на общественное сознание.

Понятие “идеология” было введено в научный оборот в 1796 г. Французским философом и экономистом А. Деспотом де Траси в Докладе “Проект идеологии”. В этом докладе и в появившемся позднее четырехтомном исследовании “Элементы идеологии” де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени — Бэкона, Локка, Кондильяка, Гельвеция и создать общую “теорию идей”, или науку об идеологии. Успех этой затеи был кратковременным. Пришедший к власти Наполеон назвал идеологию демагогией и болтовней, придав тем самым термину резко отрицательное значение пустой идейной спекуляции, не имеющей подсобой ничего конкретного.



С аналогичным предубеждением относился к идеологии К. Маркс, рассматривая в своих ранних работах это понятие в противоположном наполеоновскому (но столь же негативном) смысле, как обозначение различного рода идей, существующих не в пустом пространстве, а коренящихся в классовых интересах. Последователи Маркса (Ленин в том числе), хотя и признавали значение “социалистической идеологии” как фактора мобилизации массового пролетарского движения, сохраняли вместе с тем и отрицательный смысл самого понятия в его применении к “буржуазной идеологии”.

В XX в. эта изначальная двойственность всегда сохранялась. Например, гитлеровская пропагандистская машина, раскручивая в массовом сознании миф об исторической миссии “арийской расы”, противопоставляла этот миф капиталистической, демократической и большевистской идеологии и т.д.

Большое влияние на формирование различных подходов к идеологии в современной науке оказала концепция немецкого социолога К. Маннгейма, разработанная им в книге “Идеология и утопия” с близких к марксизму позиций. Идеология рассматривалась Маннгеймом как разновидность ложного, “апологетического” сознания, которое, будучи “трансцендентным” по природе, играет по отношению к действительности роль стабилизирующего, охранительного фактора. Напротив, утопия, по Маннгейму, является “трансцендентной ориентацией” сознания, переходящей в действие и стремящейся взорвать существующий в данный момент порядок вещей.

Такое противопоставление “консервативной идеологии” и “революционной утопии” оказалось в конечном итоге несостоятельным. В дальнейшем сам Маннгейм был вынужден говорить о невозможности в принципе заранее предвидеть — какую идею “следует рассматривать в качестве истинной (т.е. реализуемой также в будущем) утопии восстающих классов” и какую — “в качестве чистой идеологии господствующих (но также и восстающих) классов”.

Неимоверно разросшаяся в XX в. литература, посвященная идеологии, способствовала тому, что этим понятием стали называть различные системы философии, социальные^теории, учения, различные типы верований, социальных мифов, придав ему тем самым чрезвычайно неясный, запутанный смысл.

Разумный методологический подход к конституированию точного смысла и структуры идеологии как социального явления был в разное время предложен А. Грамши, Д. Беллом, К. Фридрихом, Р. Лейном, Д. Сартори, А. Зиновьевым и др. Для правильного определения необходимо прежде всего установить, что не является идеологией, постепенно приводя саму концепцию в соответствие с элементарными, прошедшими эмпирическую проверку утверждениями. Например, термин “идеология” не может заменить термина “идея”, поскольку его целесообразнее использовать для обозначения “превращения идей в рычаги социального действия” (Д. Белл).

Точно также идеология не может отождествляться с философией, отражая, скорее, процесс популяризации философских концепций или “философских вульгаризации, подводящих массы к конкретному действию, к преобразованию действительности” (А. Грамши). Идеологии отличаются от различных идей, теорий и философских систем тем, что они всегда ориентированы на действие, на соединение с практикой, тяготея таким образом к сфере политики.

Нельзя, вместе с тем, утверждать, как это делают некоторые ученые, что идеология и политика вообще неразделимы. Такое представление, сложившееся в XX в. под влиянием ожесточенной идеологической конфронтации различных социальных систем, ставит под сомнение возможность существования вполне прагматической, идеологически не ангажированной политики. Например, М. Дюверже в своем классическом исследовании “Политические партии” (1951), характеризуя природу партийной борьбы и партийных конфликтов, выделяет три различных типа: конфликт, без принципов, конфликт по второстепенным принципам и конфликт вокруг основополагающих принципов. Первый тип конфликтов характерен для политики в США. Две основные политические партии республиканская и демократическая — представляют собой команды соперников, борющихся за места в кон-Фессе и президентский пост. Политическая борьба никогда не приобретает фанатического характера, не порождает глубоких расколов в стране. “Провинциализм” американской политики является, прежде всего, следствием отсутствия у соперничающих партий каких-либо доктринальных принципов. Поэтому на выборах в конгресс преобладают местные интересы. На президентских выборах на передний план выступают фигуры и личные качества самих претендентов на этот пост.

Великобритания и страны Северной Европы относятся ко второй категории. Различия между консервативной и лейбористской партиями в Англии, отражая социальные неравенство и конфликты, имеют доктринальный характер, связанный со способом производства и характером распределения общественного богатства. Тем не менее, партии постоянно приходят к согласию в отношении основополагающих принципов существующего политического режима: они не ставят под сомнение демократическую систему, гражданские права и сам принцип многопартийности.

Напротив, в 50—70-е гг. политическая борьба в Италии и во Франции затрагивала основания государственного устройства и природу демократического политического режима. Коммунистические партии не разделяли ценностей политического плюрализма и свободы, рассматривая другие политические партии в качестве своих классовых противников. В свою очередь, партии, не разделявшие взглядов коммунистов, отвергали тоталитарный подход к государству и подавление политических свобод. Поэтому борьба между партийными группировками принимала крайне ожесточенный характер.

Разумеется, не существует социально-политических систем, в которых идеология и политика представлены в чистом виде, а политический процесс лишен каких-либо мировоззренческих оснований. В связи с этим вполне последовательным выглядит стремление современных ученых представить ясные критерии для различия понятия “идеология”, с одной стороны, и понятий “наука” и “мировоззрение” — с другой. “Если мы взглянем, — отмечает Л. фон Мизес в работе “Человеческое действие”, — на все теоремы и теории, руководящие поведением определенных индивидов и групп как на связный комплекс и попытаемся сорганизовать их, насколько это возможно, в систему, то есть во внятную структуру знания, мы можем говорить о ней как о мировоззрении. Мировоззрение как теория является интерпретацией всех вещей. Как руководство к действию, оно является мнением относительно наи-лучших средств для устранения по возможности любого неудобства. Мировоззрение, с одной стороны, представляет собой объяснение всех явлений, а с другой — оно является технологией… Религия, метафизика, философия стремятся обеспечить мировоззрение. Они интерпретируют мир и они дают людям совет как им действовать. Понятие “идеология” является более узким, чем мировоззрение. Говоря об идеологии, мы имеем в виду только человеческое действие и общественное сотрудничество и не обращаем внимание на проблемы метафизики, религиозные догмы, естественные науки и выводимые из них технологии. Идеология это целостность наших учений об индивидуальном поведении и социальных отношениях. И мировоззрение, и идеология выходят за пределы, которые навязывает чисто нейтральное и академическое исследование вещей такими, как они есть. Они являются учениями о высших целях, к которым человек, озабоченный земным, должен стремиться”.

Таким образом, наука и идеология имеют разные мировоззренческие и практические цели. Наука имеет целью достижение достоверных знаний о мире, идеология — формирование сознания людей и манипулирование их поведением путем воздействия на сознание (А. Зиновьев). В этом смысле цели идеологии и политического действия могут выступать как тождественные, поскольку они определяются эффективностью.

Разумеется, манипулятивная техника идеологического воздействия должна опираться на определенную интеллектуальную базу, систему теоретических построений, которые могут даже претендовать на определенный ценностный статус, включая в себя и научные истины. Тем не менее, главным отличием политической идеологии от сугубо научных построений и даже от ценностно окрашенных политических теорий (с которыми у нее имеется множество точек соприкосновения) является используемые ею языковые конструкции, :°стоящие из расплывчатых, нарочито туманных, как правило, не Дающихся научной проверке терминов типа “пролетарский ин-ернационалнзм”, “свободный рынок”, “народный дух”, “арийская раса” и т.п.

Данные социальной психологии свидетельствуют о том, что тенденциозность и расплывчатость идеологического языка является фактором усиления воздействия, отвечая свойственной массовым движениям потребности в стереотипных лозунгах, в облеченной в яркую словесную форму догматической символике.

В конечном итоге “различие ориентации (целей, установок, заданий) науки и идеологии имеет… противоположные результаты. Наука создает понимание реальности, а идеология принципиальное непонимание, лишь принимающее видимость понимания” (А. Зиновьев).

Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистски-просветительный) и актуализированный (житейский).

На первом уровне научные открытия синтезируются с идеологическими догмами, разрабатываются политические теории, обосновываются идейные принципы политических групп, партий и движений.

На втором уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой, проникает в школы и университеты, газеты и журналы, кинофильмы, телевизионные передачи и рекламу.

Третий уровень выявляет степень эффективности идеологической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия. Именно на этом уровне развертывается идеологическое пространство (дискурс) с такими его элементами, как идеологические политические культуры, идеологическая агрегация (Г. Алмонд, Г. Пауэлл), идеологические требования, идеологическая цензура, идеологическая борьба, сопровождаемая разного рода побочными явлениями “идеологическими диверсиями” или “идеологическими инсинуациями” (И. Ильин) и т.п.

Идеологической политической культурой специалисты называют специфическую структуру индивидуальных и групповых ориеь таций, вырабатываемых в процессе перехода от традиционных оо ществ к секуляризированным общественным формам, в рамках которых политика постепенно становится результатом переговоров и рационально обоснованных проектов, не испытывая потребности в иррациональных стимулах. Идеологии выполняют на этой стадии функцию квазирелигиозных регуляторов социального поведения, создающих четко фиксированные образы политической жизни и предлагающих целый ряд альтернативных “поведенческих кодов”. XX в. дал множество образцов идеологических культур: от радикальных — коммунизма и нацизма — до вполне умеренных, например, культура клерикального типа в Италии, голлизм во Франции и др.

Постоянное взаимодействие трех уровней политической идеологии становится важнейшей составной частью “стиля агрегации интересов” (Алмонд и Пауэлл). Этим понятием обычно обозначают специфический характер, способ функционирования политической системы, определяющие внешние ее проявления в политических культурах.

Алмонд и Пауэлл выделяют три основных стиля агрегации интересов, строго соответствующих степени прогрессирующей секуляризации различных политических субкультур: прагматически-компромиссный, ориентированный на абсолютные ценности и традиционалистский.

Каждому стилю присущи собственные идеологические стереотипы, но только второй из них может быть с полным основанием отнесен к “идеологическому стилю”. Например, в политических системах Великобритании и США агрегация политических интересов при всем их многообразии осуществляется в рамках строго ограниченных (конституционно закрепленных) типов политического участия и действия. Идеологическая перспектива политической деятельности определяется весьма общими положениями, не препятствующими созданию “атмосферы рыночной площади”, на которой политические партии, законодатели и правительственные чиновники заключают выгодные для себя сделки.

Традиционалистский стиль политики ориентируется на прошлое с целью определения альтернатив для будущего. Главное место в артикуляции интересов больших социальных групп принадлежит немногочисленным (нередко замкнутым) элитам, опирающимся на освященные стариной представления о смысле существования, в которых религия играет определяющую роль.

Ориентированный на абсолютные ценности стиль политической жизни и сознания отвергает принцип компромисса, имеющий целью согласование многообразных интересов. Этот стиль может определяться системой жестких, рационально выверенных принципов, в соответствии с которыми правители устанавливают нормы политической жизни. То, что представляется им совершенным решением, закрепляется соответствующими предписаниями.

Такой тип агрегации интересов не может существовать вне определенной политической культуры с господствующей идеологией в качестве ядра. Эта идеология обычно рисует дихотомическую, контрастную картину мира, разделенного на “своих” и “чужих”, “друзей” и “врагов”. Врагами могут стать “бывшие”, “иностранные интервенты” (эпоха якобинской диктатуры), “капиталисты-эксплуататоры” и “империалисты”, “красно-коричневые”, “жидо-масоны” и т.п.

Коммунистическая и фашистская идеологии являются наиболее контрастным выражением политической системы, внутри которой правящая элита стремится к реализации своих целей, используя прямое насилие и подвергая систематической идеологической обработке основную массу населения. Такой режим ученые нередко называют идеократией.

Специфический тип идеократии проявился в тоталитарных государствах, когда обществу навязывается при помощи насилия и манипулирования сознанием система воспитания, основанная на официальной идеологии при строгом запрете любых других альтернативных идеологий. Идеократия в этом смысле является синонимом политического режима, при котором идеология выступает в качестве важнейшего средства легитимизации государственной власти.

Следует отметить также, что понятие “идеократия” иногда используется в более общем смысле для того, чтобы показать, какое значение приобрел идеологический стиль политики для формирования современных политических систем вообще и современной демократии, в частности (Д. Сартори). Действительно, только с эпохи европейского Ренессанса возникает тот особенный духовный климат, когда человеческие судьбы во многом начинают зависеть от искусственно созданных идей и, следовательно, от способности людей производить такие идеи, создавая символический мир, который, как показало время, обладает мощной способностью воздействовать на мир политических отношений.

В научной литературе до сих пор не прекращается дискуссия о том, является ли идеология исключительной характерной приметой Нового времени, т.е. рождающегося индустриального общества, массовых революционных движений, или же она имманентно присуща любой цивилизации, включая самые древние.

Как уже отмечалось выше, одним из важнейших признаков цивилизации является государство. С его возникновением мы связываем существование особых общественных групп (слоев, классов, страт), монополизирующих не только право на легитимное насилие, но и на производство идей, которым в древнейших цивилизациях обычно занимались “религиозные эксперты” — жрецы. Зародыши “официальной идеологии” отчетливо просматриваются в мифах, рисующих стереотипные для большинства древних обществ образы вечного космического порядка, порождением которого являются царская власть, справедливость, правосудие и закон. Возникнув в русле традиционных древних религий, эти идеи получили огромный преобразовательный импульс в I тыс. до н.э. (период “осевого времени”). В философских школах Индии, Китая и Греции создаются теории, призванные ответить на вопрос, как наилучшим образом устроить совместную жизнь людей и управлять ими.

Именно в этот период можно различить ростки тех представлений, из которых тысячелетия спустя будут возникать различные идеологические системы. Например, отвечая на вопрос, какое средство следует изобрести для того, чтобы обеспечить продолжительность идеального правления и внушить гражданам необходимость повиноваться, Платон в “Государстве”, в частности, утверждал: “Я попытаюсь внушить сперва самим правителям и воинам, а затем и остальным гражданам, что все то, в чем мы их воспитали, представилось им во сне как пережитое, а на самом-то деле они тогда находились под землей и вылепливались и взращивались в ее недрах… Хотя все члены государства — братья (так скажем мы им, продолжая этот миф), но бог, вылепивший вас, в тех из вас, кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее Ценны, в помощников их — серебра, железа же и меди — в земледельцев и разных ремесленников. Все вы родственны, но большей частью рождаете себе подобных…” (Платон. Государство. 414d — 415b).

Придуманный Платоном миф, долженствующий навечно закрепить установленный философами-правителями порядок, сопоставим с современными идеологическими конструкциями первого уровня. Отличительной чертой древних и средневековых протоиде-ологчий является отсутствие возможностей воздействия на массовое сознание в силу того, что еще не существовало соответствующих материальных предпосылок, например разветвленного пропагандистского аппарата и т.д. Без этих предпосылок идеологии первого уровня обречены на вымирание или на прозябание в качестве так называемых “кабинетных теорий”.

Важнейшим историческим водоразделом являются грандиозные социальные сдвиги XVI • XVII вв., вызванные европейской Реформацией, революциями в Нидерландах и Англии и Тридцатилетней войной. Развернутая памфлетами Лютера и его сторонников пропаганда, взрастившая в Германии крестьянскую войну 1525 г., и “контрпропаганда” католиков уже напоминают идеологические баталии последующих веков. В этот период проявляется и важнейшая особенность европейских идеологических систем тенденция к универсализму. Эта особенность уходит корнями в универсальную христианскую традицию, распад которой в Новое время, собственно, и породил многочисленные прототипы современных идеологий.

Анализ универсалистских тенденций в сфере идеологии хорошо представлен в работах американского футуролога Э. Тоффлера, особенно в книге “Третья волна”. Характеризуя столкновение возникшей в XIX в. новой промышленной цивилизации с ценностями традиционного, основанного на аграрной экономике, общества, он подробно описывает происшедший во всех сферах жизни переворот, который затронул основополагающие представления о времени, пространстве, материи и причинности.

В духовной сфере каждой втянутой в процесс индустриализации европейской страны выделились два мощных идеологических течения, вступившие между собой в противоборство, — либерализм с его защитой индивидуализма и свободного предпринимательства и социализм, выдвигавший коллективистские ценности.

. Эта борьба идеологий, первоначально ограниченная промышленными странами, вскоре распространилась по всему земному шару. Революция 1917 г. в России, создавшая гигантскую пропагандистскую машину, придала борьбе социалистических и либеральных принципов новый импульс. После окончания Второй мировой войны мир оказался разделенным на две противоположные системы, возглавляемые СССР и США, расходовавшие в своем стремлении к экспансии и интеграции мирового рынка огромные средства на пропаганду своих целей в отсталых странах.

Столкновение просоветских режимов с западными либеральными демократиями напоминало своей ожесточенностью борьбу протестантов и католиков. Но при всех внешних различиях, сторонники марксизма и его противники были выразителями вполне однотипной суперидеологии индустриализма, в основе которой лежали три фундаментальные цели:

1) оба направления, решительно расходясь во взглядах на способы производства и распределения материальных ресурсов иблаг, рассматривали природу как объект безудержной эксплуатации;

2) обе идеологии в различных формах разделяли социал-дарвинистские теории, оправдывающие идею превосходства сильных,промышленно развитых наций над слаборазвитыми народами, которая лежала в основе политики гегемонизма и империализма;

3) и либералы, и социалисты в равной мере были ревностнымисторонниками утопической идеи неудержимого прогресса цивилизации, развивающейся от низшего, примитивного состояния общества к всеобщему расцвету.

Весьма характерно, что многие теоретики и пропагандисты либерального и социалистического направлений в 50-60-е гг. были склонны рассматривать приближение этого “завершенного состояния” цивилизации как “конец идеологии”.

Сам термин “конец идеологии” был впервые сформулирован Ф. Энгельсом, полагавшим, что идеология отомрет вместе с порождающими ее материальными интересами. В начале XX в. М. Вебер Указывал на упадок “тотальных идеологий” как на следствие постепенного разрыва европейского общественного сознания с ценностными ориентациями и его эволюции в направлении целевой или Функциональной” рациональности, основанной на непредвзятом поиске наиболее эффективных средств для достижения поставленных целей.

Концепция М. Вебера была систематически разработана К. Маннгеймом в уже упоминавшейся книге “Идеология и утопия” в которой “упадок идеологии” также связывался с преобладанием “функциональной рациональности”, свойственным бюрократическому индустриальному обществу.

Расцвет этой теории наступил после Второй мировой войны, вызвавшей в умах западной либеральной интеллигенции эйфоричес-кие, почти эсхатологические ожидания. Тема конца идеологии в этот период становится важнейшим элементом теорий “нового индустриального общества”, “конвергенции” и др.

Еще в 1944 г. П. Сорокин выдвинул в книге “Россия и Соединенные Штаты” прогноз, в соответствии с которым “американский капитализм и русский коммунизм в настоящее время являются не более чем призраками своего недавнего прошлого”, постепенно превращаясь в “общество интегрального типа”. Появившиеся в конце 50-х начале 60-х гг. концепции Р. Арона, Д. Белла, С.М. Липсета, К. Поппера и многих других ученых, которые предвещали наступление эпохи деидеологизации, основывались, прежде всего, на крахе идеологий нацизма и фашизма, стремительном распространении ревизионистских версий марксизма в Западной Европе.

Утверждая, что западным либеральным демократиям удалось решить наиболее фундаментальные проблемы промышленной революции со свойственным ей социальным неравенством и, в частности, включить организации рабочих в систему гражданского общества, заставить консерваторов принять принципы “государства благоденствия”, а социалистов отказаться от идеи всеобъемлющего государственного вмешательства, сторонники “конца идеологии”, в конечном счете, разработали теоретические основы нового варианта интегральной идеологии, которую А. Зиновьев называет “идеологией западнизма”. Последующие десятилетия показали, что возникший на основе этой новой идеологической конструкции пропагандистский аппарат оказался способным не только смягчить и абсорбировать внезапный взрыв левых экстремистских идеологии на Западе в 60—70-е гг., но и успешно бороться с пропагандистскими машинами, созданными в этот период в СССР и маоистском Китае.

Опыт второй половины XX в. вполне подтвердил уже неоднократно высказывавшуюся в научной литературе мысль о том, что развитие идеологий в различных цивилизациях подчиняется общим закономерностям: периоды формирования суперидеологий сменяются периодами их фрагментации, раскола на ряд сложных систем, внутри которых происходит напряженная борьба многочисленных идеологических течений, направлений, фракций и сект, продолжающаяся до наступления новой стадии кристаллизации, на которой образуются новые макроидеологические структуры. Так, на протяжении всего XIX и XX вв. становление основных политических идеологий — социализма, либерализма и консерватизма — сопровождалось многочисленными расколами внутри каждого из этих течений, конфликтами между различными партиями и политическими группировками, которые продолжались до тех пор, пока очередные мировые кризисы и войны не порождали тенденции к слиянию идеологических потоков, казавшихся прежде несоединимыми. Например, один из теоретиков “конца идеологии” С.М. Липсет, предвещая в работе “Революция и контрреволюция” (1963) наступление нового периода идеологической интеграции, в частности, отмечал: “Примирение фундаментальных принципов, идеологический консенсус западного общества в настоящее время постепенно приводит к взаимопроникновению позиций по вопросам, которые когда-то резко отделяли “левых” от “правых”. Это идеологическое соглашение, которое, возможно, лучше всего назвать “консервативным социализмом”, стало идеологией ведущих партий в развитых государствах Европы и Америки”.

Последующие стадии идеологического цикла студенческие выступления 60-х гг., экономический кризис 1974 г., похоронивший либеральные и социал-демократические теории “государства всеобщего благоденствия” и способствовавший подъему “консервативной волны” конца 70-х — начала 80-х гг., • показали, что подобные пророчества являются только моментом постоянного изменения мирового идеологического пространства (дискурса).

В настоящее время крах советского коммунизма, рост напряженности в Центральной и Восточной Европе и странах СНГ, неизбежный в период экономических и политических реформ, взрыв исламского фундаментализма, бросающего вызов “благополучному Западу”, стремительное развитие коммунистического Китая создают принципиально новую политическую и идеологическую ситуацию в мире. Анализ новых процессов должен осуществляться с постоянной опорой на предшествующий опыт эволюции идеологических процессов и циклов.

К числу политических идеологий макроуровня обычно относят идеологические образования, имеющие, на первый взгляд, неопределенные наименования и смысл, например, идеология капиталистическая, экстремистская, радикальная и т.п. По мнению многих ученых, современное восприятие идеологии в образе некоей универсальной идеи, основным опорным элементом которой является символ определенного общественного устройства, например, “капитализм”, “социализм”, “русская идея”, выглядит архаичным и неэффективным. Постмодернистская трактовка идеологии рисует картину распада большого порядка на множество фрагментов, символизирующих крушение монолитного образа в эпоху постиндустриальной цивилизации. Идеологические процессы на Западе демонстрируют появление многочисленных “малых идеологий” пацифистской, экологической, феминистской, идеологии “сексуальных меньшинств” и т.д.

Вместе с тем, сложившаяся в России после распада СССР политическая и экономическая ситуация, сопровождающаяся появлением огромной массы люмпенизированного населения, ростом при-ватизма (уход в частную жизнь) создает впечатление о наступившей эпохе “деидеологизации”.

В действительности, и в том, и в другом случае речь идет о своеобразном переходном периоде, за которым может последовать стремление к новым формам идейной консолидации (в первом случае) и к обретению новой национальной идентичности (во втором).

Вопрос о причинах идеологических ориентации и переориентации в политике, возникающих под влиянием множества факторов внешнего и внутреннего порядка, не может решаться в отрыве от проблемы “носителей идеологии”, которая, в свою очередь, неотделима от проблемы субъекта и объекта идеологии.

На теоретическом, доктринальном уровне идеологии разрабатываются “религиозными экспертами”, философами, учеными, далеко не всегда сознательно стремящимися навязывать свои идеи другим людям. По тем или иным причинам отдельные идеи или учения могут не дойти до массового сознания, оставить его равнодушным или враждебным. Идеология не может, з* исключением единичных случаев, целиком определять волю, сознание, настроения абсолютного большинства. Правильность этого наблюдения продемонстрировал уже крах одного из самых ранних экспериментов, проводимых революционерами-жирондистами и якобинцами.

В коммунистических странах, отмечает А. Зиновьев, где официальная идеология внедрялась в сознание, начиная со школьной скамьи, она все же “четко отличалась от прочих явлений культуры, не растворялась в них. Она была заметна, бросалась в глаза, вызывала раздражение и насмешки. Она вообще выглядела как нечто чужеродное и ненужное, хотя на самом деле ее организующая и воспитательная роль была огромна”.

В западных странах, напротив, многие люди вообще не знают что такое идеология, хотя и находятся под ее влиянием (то же можно сказать и о молодом поколении в современной России). Одиозная практика тоталитарных диктатур порождает резко отрицательное отношение к идеологии, ее стараются не замечать или игнорировать.

Такое отношение следует отличать от вполне идеологической по своей направленности установки на отрицание. Как отмечает, например, М. Паренти — один из наиболее проницательных исследователей американских средств массовой информации, большинство газет, журналов и телеведущих в США “действуют в рамках установленной идеологии, состоящей в том, что они не имеют никакой установленной идеологии, никаких расовых, половых или классовых предпочтений. Не приверженные никаким внушениям, они просто дают представления о вещах так, как они их видят”.

Сам факт отсутствия на Западе единой государственной идеологии, аналогичной марксизму-ленинизму или маоизму, никогда не препятствовал возникновению, развитию и совершенствованию огромного аппарата идеологической пропаганды, в котором заняты сотни тысяч специалистов, осуществляющих систематическую обработку идей и учений, их “ретрансляцию” через каналы СМИ. Эта новая социальная группа, выполняющая функцию, которую в древности выполняли жрецы, входит (преимущественно в “верхнем эшелоне”) в правящую элиту и поэтому кровно заинтересована в том, чтобы поддерживать и наращивать свое влияние.

После крушения коммунизма в России и странах Центральной и Восточной Европы роль идеологических экспертов взяла на себя “новая медиакратия” группы либеральной интеллигенции, “приватизировавшие” СМИ и пытавшиеся разрабатывать и пропагандировать либеральную реформаторскую идеологию. Экономический кризис и отсутствие средств на поддержание собственных изданий постепенно привели к подчинению этих групп крупным банковским, а иногда и криминальным структурам. Поскольку либеральная интеллигенция в этом регионе всегда сохраняла психологическую предрасположенность к авторитаризму и экстремистским формам мысли в соединении с конформизмом, вновь возникший пропагандистский аппарат стал очень напоминать старый, коммунистический назойливостью лозунгов и крайне низкой эффективностью своих методов. Основное различие между западной и новой российской официальной идеологией состоит на сегодняшний день в том, что в западноевропейских странах и в США идеология является одним из средств интеграции и самосохранения общества, в то время как в России она, будучи средством самосохранения правящей олигархической элиты, выполняет, скорее, деструктивную функцию, отрицательно воздействуя на массовое сознание своей бессодержательностью и полным несоответствием политическим и экономическим реалиям.

Для понимания особенностей функционирования идеологических систем в различных обществах большое значение имеет конкретный анализ взаимосвязи определенных видов идеологии с теми социальными слоями, в которых они получают наибольшее распространение. Изучение этой проблемы современной наукой постоянно приводит ученых к заключению, согласно которому эффективность идеологии определяется ее соответствием жизненному опыту всего населения или его отдельного слоя, сложившимся традициям, нравам, привычкам, долговременным интересам и непосредственным ожиданиям. Методология анализа, при помощи которой выявляются интересы социальных слоев в различных идеологических системах, а также степень эффективности их воздействия на политическое сознание была разработана на теоретическом и эмпирическом уровнях Г. Моска, В. Парето, М. Вебером, С.М. Липсетом, р. Лейном, Г. Алмондом, Дж. Скоттом и др.

stydopedia.ru

Вопрос.Роль идеологии в современном обществе. Концепции деидеологизации и реидеологизации. Структура и функции идеологии.

Поиск Лекций

Дискуссии по проблеме формирования идеологии национально! государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего историческою развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления в конечном счете всегда составляли и б>дуг составлять основу построения народом своего государства. ^Систематизированную с>мму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях >стройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология белорусской государственности акк\мулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеолотия белорусской государственности — это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики. На протяжении всего послереформенного периода тема новой национальной идеологии остается одной из актуальных. Главный вопрос дискуссий и споров -является ли идеология неотъемлемой частью общественной структуры и обязательным шеменгом функционирования государства. Между тем научная разработка данною вопроса затруднена ввиду отсутствия общепринятого категориального аппарата, четкого определения понятий, многозначности самого термина «идеология». Поэтому, прежде чем отвечать на поставленный вопрос, необходимо у гочнить, что понимать под идеологией, государственной идеологией, национальной идеей. Термин «идеология» ввел французский философ и экономист де Траси, который обозначил им учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики, этики, способности, умения и оценки в различных областях. В 50-х г.г. XX ст. ряд западных ученых (Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Дж. ! элбрейт и др.) провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули теорию де идеологизации, развивавшую идеи позитивизма и технократизма. Согласно социально- политической концепции деидеологизации, в современных обществах \меньшается роль идеологий, увеличивается же роль позитивною, точного, верифицируемого, инструментального знания, новою класса 1ехнократов и менеджеров, стремившихся освободиться от давления политиков и идеологов. Обществу, перенесшему трагедии Второй мировой войны и классовых противостояний казалось, что все то, что идеологически озабоченные левые обещали достичь

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ. Условное обозначение особенностей идейно-теоретической эволюции социал-демократических концепций после 1945 г. Употребляется и в более широком смысле — как показатель определенных идейных тенденций в жизни капиталистического общества. Период деидеологизации охватывал кои. 40 — сер. 60-х гг. Речь шла об отходе социал-демократии от многих положений традиционного социал-реформизма, замене их во многом концепциями буржуазно-либерального и технократического толка. Подчеркивалась необходимость разрыва с марксизмом даже в его реформистской интерпретации, снимались многие радикальные положения из арсенала прошлых поколений социал-демократии, открыто провозглашался «мировоззренческий нейтралитет» и отказ от трактовки социал-демократических партий как части рабочего движения (см. понятие «народная партия»), С кон. 60-х гг. начинается «реидеологизация» — профилирование позиций социал-демократии, отличающихся от буржуазно-либеральных. Усиливается критика экономической и социальной системы капитализма, международной политики консервативных сил. В программах 70—80-х гг. делается акцент на удовлетворение интересов прежде всего социально слабых граждан капиталистического общества. В известной мере наблюдается повышение интереса как к марксизму, так и к его реформистским интерпретациям первой трети XX в. (ренессанс австромарксизма, бернштейнианства, неосоциализма). В 80-е гг. социал-демократы обращают внимание на социальные и политические последствия новой фазы НТР, на экологические проблемы современности. Характерной чертой современного этапа «реидеологизации» является оживленная полемика с идейно-политическими установками неоконсервативных кругов Запада.

Структура идеологии

 

Знания, идеи, взгляды. К ним относятся политические теории, учения, концепции, доктрины, благодаря которым происходит процесс формирования мировоззренческих и социально- политических ориентации людей.
Ценности, нормы, идеалы, позволяющие не только идентифицировать социально-политическую действительность, но и оценить ее, выработать к ней определенное отношение. Ценность — это стандарт, на основе которого осуществляется деятельность. Норма — предписание, служащее общим указанием для социального действия. Идеалы выступают как образы желаемой действительности. Сюда входят также элементы политической утопии как совокупность самоценных идеалов, способных влиять на мотивацию деятельности человека в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, «американская мечта» в американском либерализме).

Цели, убеждения, выраженные в проектах и программах политических действий, которые служат сплочению групп вокруг планов воплощения политических идеалов на практике. Помимо рациональных соображений, поведением людей могут управлять психологические, чувственные стимулы, определенные стереотипы, верования. Поэтому в структуре идеологии присутствует мифологическое начало.
Функции идеологии:

Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации.
Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений.
Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий.
Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.
Мобилизационная. Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия.
Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество.
Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними.
Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть.
Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью.

 


Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

1. Понятие идеологии, ее структура. Идеология, ее сущность и назначение

Похожие главы из других работ:

Идеологическое многообразие в РФ

§ 1. Понятие и сущность идеологии

Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, что идеология есть не только и не столько учение об идеях, а гораздо более широкое объемное явление социальной жизни, являющееся одновременно и теоретическим мировоззрением…

Идеология государства

1. Понятие и функции идеологии

Корни и генезис идеологии Белорусского государства

1. Понятие и определение идеологии как науки

Корни и генезис идеологии Белорусского государства

1.3 Структура идеологии белорусского государства

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов: 1) Теоретико-методологический (базис системы)…

Либерализм: история и перспективы развития

1.1 Понятие и сущность идеологии либерализма

либерализм социальный философский идеология Либералимзм (фр. liberalisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того…

Механизм государственной идеологии

1. Понятие механизма государственной идеологии

В современном обществе производством политических идей и их внедрением в общественное сознание заняты не только отдельные люди, которые традиционно именуются идеологами, но и создаваемые для этой цели организации и учреждения…

Основные политические идеологии современного Запада

2.2 Понятие идеологии неоконсерватизма

идеология политический демократия социализм Неоконсерватимзм (англ. neoconservatism) — идеология и политическое движение…

Политическая идеология

Глава 3. Уровни, структура и функции идеологии как категории политической науки

Политическая идеология

3.1 Уровни и структура идеологии

Современная политическая идеология является многоуровневой. Выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный или элитарный; программно-политический (пропагандистско-просветительный)…

Политическая структура общества

1. Понятие и структура политических систем

Термин «политическая система» был введён в политологию в 50-60-х гг. ХХв Сегодня основными подходами к характеристике политической системы являются системный и институциональный подходы…

Политические идеологии. Основные направления

Структура и функции идеологии

В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни: 1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения…

Сущность политической идеологии

1.2 Структура и функции идеологии

В рамках любой идеологии, любого идеологического учения выделяются следующие структурные компоненты или уровни: 1) Теоретико-концептуальный, который образуют основные положения…

Типы идеологий

Глава 1. Происхождение, понятие и значение идеологии

Типы идеологий

1.2. Понятие идеологии

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса…

Типы избирательных систем

1. Понятие «избирательная система» и её структура

выборы избирательная система мажоритарная пропорциональная В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия «избирательная система» — широкий и узкий…

polit.bobrodobro.ru

Понятие, структура и функции идеологии

Количество просмотров публикации Понятие, структура и функции идеологии — 133

Лекция 15. Политические идеологии

1. Понятие, структура и функции идеологии

2. Либерализм

3. Консерватизм

4. Коммунизм. Социализм. Социал-демократизм.

5. Анархизм

Термин ʼʼидеологияʼʼ ввел французский учёный Антуан де Траси (1754-1836 гᴦ.), который определял идеологию как учение об идеях, позволяющее сформулировать фундаментальные основы политики и этики. Именно так поначалу и понималась идеология – как наука об идеях, управляющих поведением людей (idea – идея и logos – слово, понятие, знание). При этом очень скоро идеологию стали понимать как ʼʼиллюзорное, ложное сознаниеʼʼ (К.Маркс), как совокупность ʼʼловких демагогических ухищренийʼʼ (В.Парето), как ʼʼспособ добровольной мистификацииʼʼ (К.Манхейм), призванный манипулировать общественным сознанием в угоду правящего класса. Именно этим пониманием идеологии руководствовались сторонники так называемой ʼʼдеидеологизацииʼʼ общественного сознания в период перестройки 1985-1991 гᴦ. При этом очень скоро стало ясно, что избавиться от идеологии невозможно в принципе. На место свергнутой идеологии тотчас же появляется другая идеология. Человеческое общество не может жить без какой-либо идеологии, которая составляет, согласно определœению, приведённому Н.М.Канашевич, ʼʼтеоретически систематизированную совокупность социально-политических идей, в которой отражается и выражается самосознание определённых социальных субъектов – классов, групп, партий, общественных движений – их отношение к какой-либо стороне действительности (взгляды, интересы, потребности, цели, намерения, умонастроения)ʼʼ. Не можем не привести очень удачное, на наш взгляд, определœение идеологии, оглашённое Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на встрече с руководящими работниками республиканских и местных государственных органов в 2003 году: ʼʼИдеология — ϶ᴛᴏ система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целœей, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целямʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, идеология представляет собой систему идеалов, ценностных предпочтений людей в сфере политических отношений. И в данном контексте идеология оказывается чрезвычайно важным фактором, определяющим политическое поведение людей.

Идеология, являясь элементом общественного сознания, иерархически структурирована на следующие уровни.

— Уровень научных концепций, системно описывающих социально-политические идеалы и ценности общества и отдельных социальных групп, слоёв и классов.

— Уровень программ политических партий, в которых формулируются конкретные политические установки и требования тех или иных социальных образований.

— Деятельностный уровень, проявляющийся в конкретных фактах социо-нормативного поведенческого и символического воплощения господствующей идеологии в жизни общества и его отдельных членов.

Идеологическая сфера общества структурирована также и по социальным слоям и классам. Можно смело говорить о том, что каждый социальный класс и каждый социальный слой имеет свою собственную идеологию, отражающую его специфические интересы, цели, идеалы, а также понимание того, каким образом следует эти идеалы достигать. Различия между классовыми или сословными идеологиями бывают существенными, вплоть до антагонистической непримиримости, а бывают и незначительными, только в деталях. Конституция Республики Беларусь постулирует равноправие всœех идеологий. При этом на делœе доминирует какая-то одна идеология, получающая статус государственной в какой-либо стране.

Идеология каждой страны имеет свою национальную специфику, обретая государственную форму. При этом содержание любой идеологии социально-классовое и потому должна быть надгосударственным. Идеологии не имеют национально-государственных границ. Об этом свидетельствует существование международных альянсов на идеологической основе: партийных, к примеру, Социалистический интернационал, религиозно-конфессиональных и политических, к примеру, НАТО или в своё время Варшавский договор.
Размещено на реф.рф
Как об идеологии всœемирного масштаба можно говорить о концепции общечеловеческих ценностей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, как мы видим, идеологическая сфера имеет очень сложную структуру.

В любом современном обществе идеологии придаётся огромное значение. Это и понятно, поскольку идеология выполняет целый ряд чрезвычайно важных общественных функций. Перечислим основные.

— Идеология выполняет важную функцию легитимизации правящего субъекта власти и политического режима в целом, объясняя, обосновывая и оправдывая его перед современниками и потомками.

— Консолидирующая и мобилизирующая функции идеологии проявляются в том, что она сплачивает народ единым пониманием цели общественного развития, а также мобилизирует массы на согласованное политическое действие единством средств достижения этой цели. Дело не меняет даже то, что реально эти социально-политические идеалы выражают интересы лишь части общества, зачастую очень небольшой. Государственная идеология придаёт им статус важнейших общественных ценностей.

— Социо-нормативная функция идеологии имеет своим результатом создание системы социальных норм, определяющих поведение индивидов как в сфере политических отношений, так и в иных сферах человеческой жизнедеятельности, включая и приватную.

— Идеология выполняет конструктивную функцию тогда, когда создаёт новую или укрепляет старую систему ценностей.

— Идеология становится деструктивной силой тогда, когда является средством критики существующего режима с позиций контрэлиты ради установления нового политического строя. Ясно, что обе последние функции взаимообусловлены и взаимосвязаны.

— Социально-психологическая, или “терапевтическая” функция идеологии выражается в предоставлении индивиду смысложизненных основ его существования, в оправдании бытовых или моральных трудностей. В этом смысле идеология выполняет те же функции, что и религия, создавая человеку психологический комфорт при наличии реальных проблем.

Таковы сущность, структура и основные функции идеологии как таковой. А теперь присмотримся повнимательнее к базовым идеологическим концепциям.

referatwork.ru

Понятие, структура, функции политической идеологии

Главное содержание, общие цели и социальное назначение политики обосновывается политической идеологией. Понятие идеология (от греч. idea – идея, образ и logos – учение слово) впервые ввел в научный оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде «Элементы идеологии». В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания.

В эпоху Просвещения это понятие получило негативную окраску как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности. Это отрицательное отношение к идеологии было закреплено и событиями Великой французской революции, когда имело место массовое уничтожение людей во имя идеологических абстракций. И только со временем идеология получила признание.

Опираясь на достижения современной политологической мысли, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

Политическая идеология  

Носителями идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно — безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию «зеленых» «исповедуют» представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

Существующие в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

Характерные черты идеологий – групповой эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях политической жизни. Они могут тормозить назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.

all-politologija.ru