Структура идеологии – 1.Понятие, функции и структура политической идеологии.

1.Понятие, функции и структура политической идеологии.

Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных социальных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология представляет собой способ социально-группового мышления. Поэтому идеология не является наукой, так как не занимается поиском объективной истины. Идеология выражает интересы определенных социальных слоев, она всегда ангажирована. Идеология – это не только теоретическое оформление каким-либо социальным слоем своих представлений о закономерностях развития общества, она включает в себя также систему ценностей и норм, задающих ориентиры к действию. На основе знаний и ценностей формируются убеждения, представляющие собой веру человека в правильность своих идей. Убеждения мобилизуют людей на активные действия. В то же время убеждения не всегда основываются только на объективных знаниях, на их формирование могут оказать влияние элементы утопии, политических мифов. В механизмах формирования убеждений важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные идеалы на практике. Процесс формирования и развития идеологических доктрин происходит в самом обществе. Внутри социального слоя происходит вызревание интересов и потребностей, которые теоретически оформляются в определенную политическую доктрину или концепцию. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменении существующего социального строя, либо, наоборот, вынуждены искать пути для его сохранения. В процессе популяризации идеология стремится воздействовать на людей через различные проекты и программы политических партий, общественных организаций и движений. Любые идеологические концепции содержат готовые шаблоны решения социально-политических проблем общества, в силу чего идеология влияет через сознание на поведение людей.

Структура идеологии

Знания, идеи, взгляды. К ним относятся политические теории, учения, концепции, доктрины, благодаря которым происходит процесс формирования мировоззренческих и социально- политических ориентации людей. Ценности, нормы, идеалы

, позволяющие не только идентифицировать социально-политическую действительность, но и оценить ее, выработать к ней определенное отношение. Ценность — это стандарт, на основе которого осуществляется деятельность. Норма — предписание, служащее общим указанием для социального действия. Идеалы выступают как образы желаемой действительности. Сюда входят также элементы политической утопии как совокупность самоценных идеалов, способных влиять на мотивацию деятельности человека в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, «американская мечта» в американском либерализме). Цели, убеждения, выраженные в проектах и программах политических действий, которые служат сплочению групп вокруг планов воплощения политических идеалов на практике. Помимо рациональных соображений, поведением людей могут управлять психологические, чувственные стимулы, определенные стереотипы, верования. Поэтому в структуре идеологии присутствует мифологическое начало.
Уровни идеологии

В зависимости от степени близости идеологии к повседневной жизни можно выделить три ее уровня: Теоретико-концептуальный, или элитарный — наиболее абстрактный (научный) уровень, на котором формируются основные положения политических теорий, обосновываются идейные принципы политических движений. Программно-политический предполагает преобразование политических теорий и доктрин в программы и лозунги политических партий и движений. Идеология становится политической пропагандой для того чтобы быть доступной как можно большему кругу людей, ориентированных на политические действия.

Актуализированный уровень выражается в различных формах политического участия граждан, проявляющихся в виде поддержки либо протеста. Функции идеологии: Когнитивная (познавательная). Способствует политическому просвещению граждан и их политической идентификации. Нормативная. Очерчивает критерии оценки политических явлений. Конструктивная. Служит постановке целей и задач, являющихся ориентирами для политических действий. Прогностическая. Способствует выработке прогнозов политического развития.
Мобилизационная.
Приводит социальные силы в движение, превращает идеи в действия. Интегративная. Объединяет людей в группы, консолидирует общество. Коммуникационная. Организует общение, взаимопонимание внутри социальных групп и между ними. Легитимизационная. Оправдывает власть или притязания на власть. Компенсаторная. Создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью. Существует множество классификаций идеологий. По отношению к социальным изменениям выделяют охранительные идеологам, контридеологии и реформистские идеологии. Охранительные идеологии служат для поддержания существующего социального строя. Как правило, такие идеологии являются господствующими.
Контридеологии
настаивают на радикальных преобразованиях общества (прогрессивных или реакционных). Реформистские идеологии обосновывают постепенное изменение общества через приспособление его к новым условиям при сохранении фундаментальных основ. По месту в идейно-политическом спектре идеологии бывают правые (выступают за частную собственность, рыночную экономику, конкуренцию), левые (отстаивают социальное равенство, общественную собственность, государственное регулирование экономики) и центристские. По содержанию идеологии делятся на либеральные, консервативные и социалистические, а также их модификации и различные сочетания.

2. Идеология либерализма и неолиберализма Термин «либерализм» происходит от лат.liberalis – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII—XVIII веках. К классикам либеральной мысли относятся Дж. Локк, Д. Юм, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Б. Констан, Ф. Гизо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль и др. В России либеральные идеи развивали в начале XX века П. Струве, П. Милюков и др. Классическим изложением принципов либеральной идеологии стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789). Основные ценности либерализма

Свобода, которая в либерализме является: а) негативной («свободой» от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. предполагается, что человек не должен встречать внешних преград для реализации своих интересов, которые не противоречат нормам закона; б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его пола, возраста, расовых, национальных, социальных и др. особенностей; в) индивидуальной, т.е. ее носителем является индивид, отдельно взятый человек, а не группа, класс, нация, государство и т.д. Права человека, в первую очередь, естественные неотъемлемые права на жизнь, свободу и собственность. Индивидуализм,
проявляющийся в возможности предоставления человеку права самому устраивать собственную жизнь. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Номократия – власть законов, и эгалитаризм – предполагающий равенство всех перед законом, обладание равными правами. Плюрализм мнений, взглядов, основанный на признании существования в обществе различных профессиональных, религиозных, политических и др. ассоциаций, ни одна из которых не может иметь превосходства над другими. Для классического либерализма характерно отрицание патернализма, проявляющегося в опеке со стороны государства над своими подданными. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить».
В качестве альтернативы А. Смит предлагал отвести государству роль
«ночного сторожа», ограничив его деятельность выполнением трех функций: 1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты от угроз извне и преступлений внутри страны. 2. Обеспечение правосудия, заключающееся в обязанности государства устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению, а также ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие. 3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают. Экономические кризисы и рабочие движения заставили либералов искать новые способы защиты индивидуальной свободы. Возникла необходимость пересмотра взаимоотношения государства и общества. Впервые
неолиберальная
модель была опробована на практике в США во времена Нового курса президента Ф. Рузвельта в 30-х годах XX столетия. Чтобы вывести страну из затянувшегося экономического кризиса, была предпринята попытка введения рычагов государственного управления в экономику при сохранении политического плюрализма и основы капиталистического строя. Такая модель, основанная на гибком сочетании государственных и негосударственных методов управления экономикой, получила название «государства всеобщего благоденствия». Во второй половине XX века правящие либеральные партии многих стран Западной Европы признали допустимым некоторое вмешательство государства в экономику, а в социальной сфере решились на политику патернализма.
Отличительные черты неолиберализма:
-Отказ от невмешательства государства в экономику. -Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма была дополнена тезисом о необходимости его коррекции со стороны государства, а также о проведении политики активной социальной помощи незащищенным слоям населения. -Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов). -В настоящее время либеральные и неолиберальные идеи воплощаются на практике в деятельности различных либеральных партий, которые образовали несколько международных объединений, крупнейшее среди которых – Либеральный интернационал, созданный в 1947 году.

studfiles.net

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты

Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества.

Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния, это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

Динамика общественных изменений предопределяла быструю смену оценок прошедших этапов развития страны, включая и советскую перестройку, и перспектив дальнейшей эволюции развития Беларуси. Причем если во второй половине 80-х годов проблема соотношения традиции и инновации рассматривалась сквозь призму развития социализма, то после 1991 года чаще в содержании оценок доминировала политическая составляющая – белорусская государственность, ее прошлое, настоящее и будущее.

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия «Родина» и «Отечество» становятся политическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

Идеи своего Отечества и своего народа сходные, хотя не следует наполнять их только этническим содержанием. Безусловно, у государства Республика Беларусь есть национальные интересы. Категория «национальный» должна рассматриваться как ассоциация с территорией проживания белорусского этноса, белорусской культурой, историей, языком. Но национальный интерес шире, чем этнический интерес. Национальный интерес связан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущим народа, граждан Беларуси.

В системе ценностей особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость.

Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает территориальную целостность, национальную безопасность, экономическое благосостояние. Государственный интерес – это субъективная форма выражения объективных потребностей общества. Политика начинается тогда, когда интересы трансформируются в цели. Интересы необходимо осознать, а цели предполагают деятельность через институциональные механизмы государства. Цель – это интерес в действии.

Идеология белорусского государства представляет собой сложноорганизованную систему, поскольку каждый из ее компонентов может сам рассматриваться как система (рисунок).

Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как мировоззренческая основа государственной идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития.

Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги.

Следующей составной частью Белорусской идеологии государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.

Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.

На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Что касается диалога ученых и специалистов по поводу, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, то такой документ нужен, но конкретный, в виде концепции государственной идеологической политики. Этот документ должен быть конкретизирован на уровне отраслей, ведомств и регионов в виде программ информационно-аналитического обеспечения государственной идеологической политики. Программа должна включать четкие параметры: цель, задачи, сроки, проблемы, приоритеты, нормативную базу, механизмы реализации, ресурсы оценку эффективности идеологической политики.

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

  1. теоретико-методологический (базис системы). Цель – определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;

  2. процессуальный («Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;

  3. институциональный («Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;

  4. инструментальный («Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что, если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

studfiles.net

Политическая идеология(понятие, структура, функции)

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

 

Политическая идеология (от гр. idea — понятие и logos — учение, слово) — это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

 

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

 

Основные этапы формирования идеологии:

 

1. XVII—XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

 

2. XIX—XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

 

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

 

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

 

Уровни политической идеологии:

 

1. Теоретико-концептуальный — формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

 

2. Программно-политический — разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

 

3. Актуализированный — степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

 

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

 

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

 

Функции политической идеологии:

 

1. Образовательно-воспитательная — овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

 

2. Пропагандистская — создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

 

3. Интегрирующая — сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

 

4. Мобилизационная — стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

 

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

 

Основные идеологии современного мира — консерватизм, либерализм, радикализм — отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

 

Типы политических идеологий:

 

1) Консерватизм (от лат. conservaге — сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

 

2) Либерализм (от лат. liberalis — свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

 

3) Радикализм (от лат. radicalis — коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

 

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

 

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

 

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

СТРУКТУРА

Структура политической идеологии

 

Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:

 

1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т. е. обобщенное представление группы о своих интересах и целях;

 

2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к власти. Указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для принятия решений, ориентации и стимулирования поведения граждан.

 

3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан.

 

Между этими уровнями могут существовать противоречия в трактовке одних и тех же идей, например, между идеалами (свободы, равенства, братства) и средствами их реализации (террор и насилие якобинцев во Франции, большевизма в России, военные акции США во Вьетнаме, Ираке ).

 

Структурными составляющими политической идеологии являются:

 

1) политические идеи;

 

2) политические теории, концепции, доктрины;

 

3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;

 

4) оценка политических процессов;

 

5) гипотезы, лозунги, программы.

 

Политическая идея — исходный момент теоретического познания и преобразования политической реальности. Время от времени между предыдущими идеями, способами объяснения действительности и новыми фактами возникает противоречие. Если это противоречие не разрешается в новых идеях, то старые идеи тормозят прогрессивные изменения. Политическая идея — это результат постижения мнением предмета познания — политического процесса. Идея содержит в себе как идеальное состояние объекта, так и план (проект) его реализации. Идея является мостиком между мыслью и действием, позволяя энергии мысли превращаться в конкретную активное действие. Здесь потребность (дефицит чего-либо) благодаря идее (мгновенному постижению действительности мнением) превращается в интересы, цели и мотивы социальных общностей и становится руководством для дальнейших действий. Поэтому идеи (свободы, братства, общего блага, мира, равенства, демократии) плохие, а люди несовершенны, потому, постигая идеи своим сознанием, мы их деформируем своей корыстью. Идея президентской формы правления работает в США уже сотни лет, а в Украине вызывает сомнения и оговорки. Поэтому духовная чистота (или ее отсутствие) может существенно влиять на реализацию любой идеи. Так, идея разделения властей была выдвинута еще в античности, восстановлена ​​Дж. Локком, а концентрированно изложена Ш. Монтескье. Придать идее разделения властей концептуального выражения удалось только в XIX в., Когда теоретики демократического либерализма системно обработали ее постулаты. Усилиями теоретиков XX в. удалось достичь удовлетворительного теоретического состояния политической концепции разделения властей. Политологическая наука в своих копилках содержит немало концепций (парламентаризма, плебисцитарной демократии, различных типов демократического правления, политических элит, партий, лидеров).

 

Политическая гипотеза побуждает отыскивать возможные и вероятные причинно-следственные связи между явлениями. Она позволяет продуктивнее формировать концепции.

 

Политическая концепция логично объединяет идею или несколько идей в систему суждений. Хотя концепция содержит глубокие и конкретные знания, она уступает политической доктрине и политической теории своей полнотой.

 

Политическая доктрина — это развитая система идей, взглядов, концепций, выражающих сущность и содержание организации политической власти в государстве, функционирования власти, ведущие тенденции ее развития. Каждое государство разрабатывает собственную политическую, военную доктрины, в которых раскрывается стратегия и тактика политической деятельности на исторический период. Доктрина определяет границы политической власти в обществе, характер политического режима, основные методы реализации власти в государстве, постулаты национальной безопасности, раскрывает содержание политических, идеологических ценностей. Действующая конституция олицетворяет политическую доктрину в форме безоговорочных и обязательных для исполнения норм.

 

Претендуя на всеобщность, универсальность, знание и отображение истины, идеология включает в себя теоретическое знание. Она испытывает влияние не только нижнего психолого-эмоционального уровня, но и стремится дотянуться до научно-теоретического уровня. Собственно ее никто именно как идеологию не производит. Большинство ищет истину в форме теории. Поэтому логико-концептуальной основой идеологии являются социальные и естественные теории. Теория — высшая, самая развитая форма организации научного политического знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные связи политической сферы действительности. Но если научная теория приобретает идеологического оттенка, то она теряет свою академическую чистоту, формальную беспристрастность и оплодотворяется коллективной (групповой) волею и групповым интересом.

 

Политический идеал направляет идеологию на поиск совершенных форм общественной жизни, оценивает современные формы жизнеустройства с позиций будущего.

 

Политические ценности способствуют формированию стандартов оценки каждой политического действия, поступка, их последствий. То есть насколько данное действие, поступок демократический, соответствует ценности мира, свободы, суверенитета, плюрализма, открытости, честности и тому подобное. Ценности влияют на подбор и иерархию политических приоритетов, определяющих характер аргументации (сторонники плюрализма отстаивать право политической оппозиции на свободу слова в пределах демократического закона, а те, кому свойственна виронетерпимисть, находить аргументы для запрета деятельности «чужаков»).

 

Структурным компонентом политической идеологии также политические лозунги. Политические лозунги — это руководящие идеи, задачи, требования и директивы политических преобразований. Они побуждениями к непосредственному воздействию, призывом к изменениям (либеральным лозунгом Французской буржуазной революции было «Свобода, братство, равенство»; коммунистической идеологии — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Вся власть Советам»; оранжевой революции — «Свободу не остановить! «). Лозунги транслируют политическую идеологию в массовое сознание, активизируют творчество людей. их принятия или отклонения указывает на действенность политической теории.

 

Более мимолетными есть политические лозунги («Мы вместе, нас много, и нас не преодолеть», «Восток и Запад вместе!», «Судьям честь!»). Они могут иметь ситуативный характер и менее привязаны к идеологическим идеалов и ценностей.

 

Идеологиям присущи также политические мифы и политические утопии.

 

Политическая утопия — это совокупность идей и представлений, которые являются продуктом абстрактного мышления, не основываются на знании реальных политических процессов и предлагают принципиально невозможен при данных условиях проект (призывы к построению коммунизма за два-три десятка лет).

 

Указанные составляющие политической идеологии (идеи, гипотезы, концепции, доктрины, теории, идеалы, ценности, лозунги, мифы и утопии) в своей совокупности формируют программу политической деятельности политических субъектов.

 

Политическая программа — это прежде всего план, по которому готовы действовать та или иная партия, блок, социальная группа, класс, нация, мировое сообщество. В ней отмечены основе принципа видение проблем, целей, задач и путей их решения во всех сферах общественной жизни. Программой намечают последовательность действий, средства, методы общественных преобразований, предусматривают темпы и сроки трансформаций.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

2. Структура, функции и уровни политической идеологии

 

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) той или иной политической силы. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый A. де Траси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.

Американский теоретик Л. Сарджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит существующему положению вещей и является инициирует преобразования. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс,  B. Парето и др.) придавали особое значение политической идеологии, рассматривая даже формы религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса. [10, с.268]

И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную  доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Следовательно,

Политическая идеология — это разновидность корпоративного сознания, отражающая сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающаяся склонностью к духовному экспансионизму. Это самое общее определение идеологии, но можно дать и другое, более конкретное определение идеологии: Политическая идеология —  это совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают интересы определенных социальных общностей и политических групп, выражают их притязания на власть. [5, с.227]

 

Структура идеологии: 

1.       Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.

2.       Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.

3.       Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).

4.       Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.

5.       Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и  верованиями.  

Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием. 

Таким образом, основными функциями политической идеологии являются:

 — овладение общественным сознанием;

 — внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

 — создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития. [10, с. 269]

 — при этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

 — с точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др,) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма). При этом, помимо рациональных — нередко теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру.

В меньшей степени таким налетом верований обладает  официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников. 

Обычно выделяют следующие уровни идеологии: [10, с.269-270; 5, с.228]

теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для  принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов.

актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Трансляция идеологии в массовое сознание осуществляется через пропаганду, назначение которой заключается в том, чтобы через формирование системы политических убеждений направлять политическое поведение больших масс людей, создавая в их сознании необходимые политические ориентации. Успех пропагандистского влияния в значительной степени определяется умением придать той или иной идее образную форму, способную вызвать позитивный эмоциональный отклик у людей, специально этой идеей не интересовавшихся и со всей системой ее обоснования не знакомых. Носителями политических образов служат лозунги — краткие, эмоционально насыщенные формулировки задач политического действия или выражения насущных политических требований, а также символы — условные обозначения жизненно важных для участников политического процесса предметов и действий, центры концентрации, сосредоточения политических эмоций, направляющие, канализирующие социальную энергию. Благодаря идеологии политика приобретает ряд весьма важных для осуществления власти и управления качеств:

 — объединяет большие массы людей вокруг единой цели, т.е. на рациональной основе;

 — придает политическому действию последовательность и направленность, обеспечивает соответствие не только потребностям субъекта политики, но и реальным условиям, в которых происходит его деятельность;

 — формирует разнообразные средства политической коммуникации — общезначимые для политической общности понятия, образы символы — важнейшие элементы языка политики, диалога власти и общества.

Это предполагает движение к обретению национальной идеи, такой формы идеологии, которая могла бы служить не мировоззрением узкой секты, но видом духовного творчества народа, что возможно при соблюдении следующих условий:

—         такая идеология должна генерироваться из культуры, исторического опыта, народного сознания и творчества;

—         ее органической частью должны быть общечеловеческие ценности, как бы гарантирующие от нацеленности на нанесение очевидного вреда;

—         она должна сочетаться с существованием политического и идейного плюрализма, что оказывается возможным при наличии согласия участников политического процесса по относительно небольшому, но устойчивому кругу политических и социальных ценностей, таких как безопасность, благосостояние, свобода, справедливость. [3, с.290-291]                                                                         

 

studfiles.net

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты

Без духовной энергии невозможно созидание эффективной экономики и процветающего общества.

Важной проблемой идеологии белорусского государства является соотношение инноваций и традиции как в социокультурном контексте, так и в плане государственного строительства. Особое место тут занимает отношение к советскому прошлому и белорусской государственности в рамках СССР. Вопрос, который имеет важнейшее значение для современного белорусского общества и его политико-идеологического состояния, это вопрос о том, является ли суверенное государство Республика Беларусь продолжением предшествующего развития или качественно новым этапом в становлении белорусской государственности, имеющим слабую генетическую связь с предшествующим состоянием.

Динамика общественных изменений предопределяла быструю смену оценок прошедших этапов развития страны, включая и советскую перестройку, и перспектив дальнейшей эволюции развития Беларуси. Причем если во второй половине 80-х годов проблема соотношения традиции и инновации рассматривалась сквозь призму развития социализма, то после 1991 года чаще в содержании оценок доминировала политическая составляющая – белорусская государственность, ее прошлое, настоящее и будущее.

Ядром идеологии белорусского государства является идея Отечества. В моменты кризисов именно понятия «Родина» и «Отечество» становятся политическим средством преодоления раскола между властью и народом. Отечество – это есть общая Родина и для патриотов, и для просто лояльных или аполитичных граждан, и для оппозиционных граждан. Сын Отечества – это соединение гражданина и патриота в одном лице. Не случайно, что только те войны получают название Отечественных, в которых, защищая страну, граждане и правительство действуют героически и как одно целое.

Идеи своего Отечестваисвоего народасходные, хотя не следует наполнять их только этническим содержанием. Безусловно, у государства Республика Беларусь есть национальные интересы. Категория «национальный» должна рассматриваться как ассоциация с территорией проживания белорусского этноса, белорусской культурой, историей, языком. Но национальный интерес шире, чем этнический интерес. Национальный интерес связан, в конечном счете, с Беларусью, настоящим и будущим народа, граждан Беларуси.

В системе ценностей особое место занимает суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, справедливость.

Важной составляющей идеи белорусской государственности должны стать стандарты прав человека и права как такового.

Фундаментальная цель – сильная демократическая процветающая Беларусь. Эти цели отражают стержневые ценности, которые необходимо защищать всеми средствами и во все времена к ним относятся: безопасность, независимость государства, благосостояние граждан. На конкретном уровне это означает территориальную целостность, национальную безопасность, экономическое благосостояние. Государственный интерес – это субъективная форма выражения объективных потребностей общества. Политика начинается тогда, когда интересы трансформируются в цели. Интересы необходимо осознать, а цели предполагают деятельность через институциональные механизмы государства. Цель – это интерес в действии.

Идеология белорусского государства представляет собой сложноорганизованную систему, поскольку каждый из ее компонентов может сам рассматриваться как система (рисунок).

Идеология белорусского государства представляет собой в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.

Идеология белорусского государства – это учение о нормах жизни, идеалах и ценностях белорусского народа, об идеологической политике государственных институтов, об идеологических процессах, характеризующих цели и особенности белорусского пути общественного развития.

На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Однако белорусская идеологическая доктрина, или национальная идея, как мировоззренческая основа государственной идеологии, составляет ее очень важную, существенную, но все же часть идеологии белорусского государства. Если же подходить к анализу идеологии системно и рассматривать ее как системную конструкцию, как системную модель, необходимо учитывать все сферы жизнедеятельности нашего государства и белорусского пути развития.

Итак, правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция любого государства и в том числе белорусского, является, по сути, главным идеологическим документом, в котором прописаны все основные цели государства. Экономической основой идеологии государства является белорусская экономическая модель, содержание которой в основных чертах будет раскрыто в соответствующем разделе книги.

Следующей составной частью Белорусской идеологии государства является белорусская политическая система как политическая основа идеологии государства. Белорусская политическая система основана на Конституции Республики Беларусь, но основные особенности белорусской политической системы как составной части идеологии государства еще ждут своего дальнейшего исследования, развития со стороны ученых, обществоведов, политиков и аналитиков.

Четвертой составляющей, или составной частью идеологии белорусского государства, является, собственно, белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, о которой было сказано выше. Это – мировоззренческая основа идеологии государства.

На сегодняшний день уже можно говорить о наличии всех четырех гармоничных составляющих частях идеологии белорусского государства: Конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система, белорусская идеологическая доктрина в виде национальной идеи.

Что касается диалога ученых и специалистов по поводу, нужен ли еще один универсальный документ, где будут затронуты политические, социальные, философские, религиозные и экономические отношения, то такой документ нужен, но конкретный, в виде концепции государственной идеологической политики.Этот документ должен быть конкретизирован на уровне отраслей, ведомств и регионов в видепрограмм информационно-аналитического обеспечения государственной идеологической политики. Программа должна включать четкие параметры: цель, задачи, сроки, проблемы, приоритеты, нормативную базу, механизмы реализации, ресурсы оценку эффективности идеологической политики.

Структура идеологии белорусского государства включает в себя четыре блока компонентов:

  1. теоретико-методологический(базис системы). Цель – определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства;

  2. процессуальный(«Вход» в центры принятия идеологических решений). Цель – определение качественных характеристик внутрисистемной среды, формирующейся вокруг центров принятия идеологических решений;

  3. институциональный(«Центры принятия идеологических решений»). Цель – определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействие;

  4. инструментальный(«Выход» в среду системы в виде направлений идеологической политики государства в конкретных сферах жизнедеятельности общества). Цель – определение социальных механизмов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов системы показывает, что, если в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) руководством страны принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системе государства соблюдается определенное равновесие, и общество уверено двигается в направлении решения своей главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

studfiles.net

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты.

Идеология белорусского государства – это государственно-патриотическая идеология, направленная на консолидацию белорусского общества и нацеленная на построение сильной и процветающей Беларуси.

Ядром идеологии белорусского государства является идея «Отечества», «Родины», формирующая чувство патриотизма, любви и преданности Родине, способствующие ее успехам во всех сферах жизни внутри страны и укреплению авторитета на международной арене.

Несомненно, с идеей патриотизма тесно связана идея «национального интереса», которая в широком смысле слова отражает особенности белорусской культуры, истории, языка.

Постановка фундаментальной цели – построение сильной демократической и процветающей Беларуси – отражает базовые ценности, которые необходимо защищать всеми законными средствами и во все времена.

К ним относятся: безопасность и территориальная целостность, независимость и национальный суверенитет, благосостояние граждан.

Идеология белорусского государства представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути общественного развития.

Основными составляющими идеологии белорусского государства являются:

Идеологическая составляющая – белорусская идеологическая доктрина, выступающая в форме белорусской национальной идеи. В контекст идеологической доктрины включены такие фундаментальные понятия как общечеловеческие и христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм.

Правовая составляющая – Конституция Республики Беларусь как главный идеологический документ, в котором прописаны все приоритеты и основные цели государства.

Экономическая составляющая – белорусская экономическая модель. Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания человека на основе новых технологий и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Политическая составляющая – белорусская политическая система, отражающая систему взаимодействия властных структур с гражданами.

Итак, основными структурными компонентами идеологии белорусского государства являются: белорусская идеологическая доктрина или национальная идея, конституция, белорусская экономическая модель, белорусская политическая система.

Что касается структуры идеологии белорусского государства, то она включает 4 блока компонентов:

1 блок – теоретико-методологический (базис). Постановка цели, определение основных компонентов и структуры идеологии белорусского государства.

2 блок – процессуальный. Определение основных центров принятия идеологических решений.

3 блок – институциональный, в задачу входит определение путей повышения эффективности идеологической деятельности институтов государственной власти, нахождение оптимальных механизмов их взаимодействия.

4 блок – инструментальный. Определение средств и методов реализации идеологической политики государства.

Способ взаимодействия элементов идеологии белорусского государства показывает, что если руководством страны в соответствии с ожиданиями граждан (на входе) принимаются соответствующие решения (в центре принятия решений), то в политической, экономической и духовной системах государства соблюдается необходимое равновесие, позволяющее обществу уверенно двигаются в направлении главной идеологической задачи (на выходе) – повышение экономической мощи государства и повышение благосостояния граждан.

Либерализм и неолиберализм.

Термин «либерализм» (от лат. liberalis – свободный) вошел в широкое употребление в XIX веке, когда на Западе появились политические партии либералов. Однако истоки либерализма как идейно-политического течения восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее основы были заложены А. Смитом и Дж. Локком, провозгласившим «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека. Фундаментальный принцип классического либерализма – идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laisser-faire, и представление об ограниченном государстве как о «ночном стороже», занятом преимущественно вопросами внутренней и внешней безопасности и не вмешивающегося в другие сферы жизни. Основные политические идеи сторонников либерализма сводятся к следующим постулатам:

· признание свободы человека как главного условия реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. При этом понимание свободы в либерализме индивидуалистично, т.е. либералы шли не от общества, а от индивида: для них личность всегда выше какой-либо группы или общества; по мнению либералов, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо;

· среди всех свобод для либералов на первом месте стоит экономическая свобода, свобода предпринимательства. Так, первые теоретики либерализма (француз Констан Б.) высказывали мысли о том, что свобода избирать и быть избранным должна быть предоставлена только тем, кто достаточно богат. В классическом виде экономические постулаты либерализма были сформированы А. Смитом, который выступал за «систему естественной свободы» в экономике, за полный простор частной инициативы, за конкуренцию. Таким образом, отождествление либералами свободы и частной собственности рассматривалось ими в качестве гаранта и меры свободы человека;

· в области политической либералы выдвинули идею приоритета гражданского общества над государством. Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество – это постоянная величина, а государство – производное от него. Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии.

Так, он выработал систему конституционализма – институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего:

· равенство их перед законом;

· обладание каждого человека основными правами и свободами;

· участие в осуществлении политической власти;

· право собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, передвижения, переписки;

· терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства.

Особо следует выделить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Такой механизм «сдержки и противовесов» препятствует узурпации власти.

В духовной области либерализм провозглашает свободу взглядов, свободу совести, свободу волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии государства. При этом, исходя из идеи «естественных прав», либерализм признает «естественное неравенство» людей, которые даже при одинаковых условиях покажут разные результаты. Отсюда равенство несовместимо со свободой, т.к. люди неравны от рождения по способностям, таланту, трудолюбию. Поэтому общественная эволюция, согласно либералам, может быть естественная, происходящая в гражданском обществе, и искусственная, насаждаемая государством сверху. Благополучно, следовательно, обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно.

Эти идеи были взяты на вооружение частью политической элиты Запада, которые затем конституировались в партии либерального толка.

Реализация идей классического либерализма на практике привела к поляризации общества, в котором права и свободы становились формальными. Свободные рыночные отношения не обеспечивали социальной гармонии и справедливости. Поэтому идеи либерализма стали переживать кризис.

В 30-е годы ХХ в. появился неолиберализм, который еще называют «социальным либерализмом», «демократическим либерализмом». Оформление неолиберализма как учения связано с теорией английского экономиста М. Кейнса и «новым курсом» Рузвельта. Идеи неолиберализма состоят в следующем:

· новое понимание экономической и социальной роли государства. Его главные задачи – прекращение социальных конфликтов путем поддержания обездоленных, обеспечение доступного всем медицинского обслуживания, бесплатного образования. Расширение системы социального обеспечения, проведения политики прогрессивного налогообложения.

· неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии на основе учета интересов всех социальных общностей в области политической власти – политический консенсус управляющих и управляемых.

· новое понимание справедливости – прежде всего это политическая справедливость, т.е. равные политические права.

Неолибералы стояли у истоков программы «государства всеобщего благоденствия» – велферизма (well fare), идеи «информационного общества», «конвергенции» и др. Именно в рамках неолиберализма исследуются глобальные процессы (Римский клуб), фокусируется футурологическая мысль в 80-90 гг. XX в. Наконец, именно либерально-ориентированное сознание способствовало выработке универсальных общечеловеческих ценностей – демократии, свободы и самоценности индивида.




infopedia.su

Структура политической идеологии — Политология Библиотека русских учебников

Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:

1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т.е. обобщенное представление группы о своих интересах т и цели;

2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к властям. Указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для приня ття решений, ориентации и стимулирования поведения общинян.

3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан

Между этими уровнями могут существовать противоречия в трактовке одних и тех же идей, например, между идеалами (свободы, равенства, братства) и средствами их реализации (террор и насилие якобинцев во. Франции ее, большевизма в. России, военные акции. США во. Вьетнаме,. Ираке.

Структурными составляющими политической идеологии являются:

1) политические идеи;

2) политические теории, концепции, доктрины;

3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;

4) оценка политических процессов;

5) гипотезы, лозунги, программы

. Политическая идея — исходный момент теоретического познания и преобразования политической реальности. Время от времени между предыдущими идеями, способами объяснения действительности и новыми фактами возникает противоречие. Если противоречащие ость не решается в новых идеях, то старые идеи тормозят прогрессивные изменения. Политическая идея — это результат постижения мнением предмета познания — политического процесса. Идея заключает в себе как идеальный с тан объекта, так и план (проект) его реализации. Идея является мостиком между мыслью и действием, позволяя энергии мысли превращаться в конкретную активное действие. Здесь потребность (дефицит чего-либо) благодаря идее (мгновенном постижению действительности мнением) превращается в интересы, цели и мотивы социальных общностей и становится руководством для дальнейших действий. Поэтому идеи (свободы, братства, общего блага, мира, равенства, демок тии) плохие, а люди несовершенны, потому, постигая идеи своим сознанием, мы их деформируем своей корыстью. Идея президентской формы правления работает в. США уже сотни лет, а в Украине вызывает сомнение и и предостережения. Поэтому духовная чистота (или ее отсутствие) может существенно влиять на реализацию любой идеи. Так, идея разделения властей была выдвинута еще в античности, восстановлена ??Дж. Локком, а концентрированно изложена. Ш. Монтескье. Предоставить идеи разделения властей концептуального выражения удалось только в XIX в, когда теоретики демократического либерализма системно обработали ее постулаты. Усилиями теоретиков XX в уда лося достичь удовлетворительного теоретического состояния политической концепции разделения властей. Политологическая наука в своих копилках содержит немало концепций (парламентаризма, плебисцитарной демократии, различных типе в демократического правления, политических элит, партий, лидеров партій, лідерів).

Политическая гипотеза побуждает отыскивать возможные и вероятные причинно-следственные связи между явлениями. Она позволяет продуктивнее формировать концепции

Политическая концепция логично объединяет идею или несколько идей в систему суждений. Хотя концепция содержит глубокие и конкретные знания, она уступает политической доктрине и политической теории своей полноте

. Политическая доктрина — это развитая система идей, взглядов, концепций, выражающих сущность и содержание организации политической власти в государстве, функционирования власти, ведущие тенденции ее развития. Каждое государство разрабатывает собств на политическую, военную доктрины, в которых раскрывается стратегия и тактика политической деятельности на исторический период. Доктрина определяет границы политической власти в обществе, характер политического режима, основные методы реализации власти в государстве, постулаты национальной безопасности, раскрывает содержание политических, идеологических ценностей. Действующая конституция олицетворяет политическую доктрину в форме безоговорочных и в бовьязкових для выполнения норорм.

Претендуя на всеобщность, универсальность, знание и отображение истины, идеология включает в себя теоретическое знание. Она испытывает влияние не только нижнего психолого-эмоционального уровня, но и стремится е дотянуться до научно-теоретического уровня. Собственно ее никто именно как идеологию производит. Большинство ищет истину в форме теории. Поэтому логико-концептуальной основой идеологии являются социальные и естественные теор ее. Теория — высшая, самая развитая форма организации научного политического знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные связи политической сферы действительности. Но если научная теория приобретает идеологического оттенка, то она теряет свою академическую чистоту, формальную беспристрастность и оплодотворяется коллективной (групповой) волею и групповых интересовересом.

Политический идеал направляет идеологию на поиск совершенных форм общественной жизни, оценивает современные формы жизнеустройства с позиций будущего

Политические ценности способствуют формированию стандартов оценки каждой политического действия, поступка, их последствий есть насколько данное действие, поступок демократический, соответствует ценности мира, свободы, суверенитета, пл люрализму, открытости, честности и т.д.. Ценности влияют на подбор и иерархию политических приоритетов, определяющих характер аргументации (сторонники плюрализма отстаивать право политической оппозиции на свободу слова в пределах демократического закона, а те, кому свойственна виронетерпимисть, находить аргументы для запрета деятельности»чужаков»инців»).

Структурным компонентом политической идеологии также политические лозунги. Политические лозунги — это руководящие идеи, задачи, требования и директивы политических преобразований. Они являются побуждениями к непосредственному воздействию, зак кликом изменениям (либеральным лозунгом. Французской буржуазной революции было»Свобода, братство, равенство»; коммунистической идеологии -«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»,»Вся власть. Советам»; оранжевой революции -«Свободу не остановить!»). Лозунги транслируют политическую идеологию в массовое сознание, активизируют творчество людей их принятия или отклонения указывает на действенность политической теориихилення вказує на дієвість політичної теорії.

Более мимолетными есть политические лозунги («Мы вместе, нас много, и нас не преодолеть»,»Восток и. Запад вместе!»,»Судьям честь!»). Они могут иметь ситуативный характер и менее привязаны к идеологическим идет еалив и цинностееологічних ідеалів та цінностей.

Идеологиям присущи также политические мифы и политические утопии

Политическая утопия — это совокупность идей и представлений, которые являются продуктом абстрактного мышления, не основываются на знании реальных политических процессов и предлагают принципиально невозможен при данных условиях проек кт (призывы к построению коммунизма за два-три десятка лет.

Указанные составляющие политической идеологии (идеи, гипотезы, концепции, доктрины, теории, идеалы, ценности, лозунги, мифы и утопии) в своей совокупности формируют программу политической деятельности политических субъектов. Объект.

Политическая программа — это прежде всего план, по которому готовы действовать та или иная партия, блок, социальная группа, класс, нация, мировое сообщество. В ней отмечены основе принципа видение проблем, целей, зав заданий и путей их решения во всех сферах общественной жизни. Программой намечают последовательность действий, средства, методы общественных преобразований, предусматривают темпы и сроки трансформацииій.

uchebnikirus.com